Торжество труда мир земле описание. Монументальная скульптура ссср

Парк «Музеон» на Крымском Валу ждёт глобальная реконструкция: архитектурный проект нового облика уже готов, его разработал Евгений Асс. Экспозиция музея будет тщательно переработана: часть скульптур уберут из парка вовсе, оставшиеся расставят по-новому, серьёзно изменится и ландшафтный дизайн парка. Это значит, что «Музеон» в том виде, который сложился за последние 20 лет, существовать перестанет. Но пока это место, где ссыльные памятники советским вождям соседствуют с лирическими музами, где академик-диссидент Андрей Сахаров мечтательно смотрит в небо, а голова Ленина лежит в авоське из проволоки. The Village прошёлся по «Музеону» вместе с экскурсоводом Дмитрием Евсеевым и узнал, как и когда эти разные памятники попали в парк и что будет с ними в будущем.

План «Музеона»

Дмитрий Евсеев

экскурсовод
работает в «Музеоне» 4 года

Вожди и жертвы

«Музеон» начинался в 1992 году с памятников свергнутым вождям: основатель НКВД Феликс Дзержинский, Иосиф Сталин, Владимир Ленин - их свозили со всей Москвы и складывали здесь прямо на траве, с отколотыми носами и ногами, разрисованных краской.


Феликс Дзержинский. Евгений Вучетич, 1958

«Железный Феликс» попал к нам одним из первых. Посмотрите, он измазан краской - с тех самых времён, когда жители Москвы чуть ли не голыми руками стали его демонтировать. При любой реставрации этого памятника возникает вопрос: стоит ли избавляться от этих свидетельств эпохи, или нужно очистить Феликса. Я считаю, что нельзя смывать краску. Кстати, он долго валялся тут в траве, среди грязи и воды. И когда Дзержинского поднимали, у него из глаз как будто потекли слёзы.


Максим Горький. Вера Мухина, 1951

Вот такой «Бронзовый гость» Максим Горький оказался в этом ряду тиранов. Он прибыл к нам гораздо позже, его, конечно, не демонтировали недовольные граждане. Он стоял на площади перед Белорусским вокзалом, но в 2005 году там началась эта непонятная реконструкция. Причём его очень неаккуратно демонтировали и оторвали ноги. Это строители, им надо быстрее всё, чтобы отчитаться перед начальством. Реставрация была очень сложной. Кстати, у этого памятника много авторов. Вера Мухина лишь довершала работу, она лазала по лесам вверх-вниз, пожилая, нездоровая уже женщина. Изначально Горький должен был стоять в парке Горького, Мухина показывала его Ворошилову и Кагановичу, одному понравилось, другому - нет. Памятник отстояли, но место ему придумали другое. Надеюсь, после реконструкции площади он вернётся к Белорусскому вокзалу.


Сталин. Сергей Меркуров, 1939

Самое интересное, что монументов Сталина осталось не так много, потому что их в основном не демонтировали, а взрывали. Эта скульптура приехала к нам из Измайловского парка, который раньше носил имя Сталина. Он стоял на постаменте метра в четыре, его прямо верёвками стянули - он упал, и нос отбился. Скульптор Меркулов в своё время наладил массовое производство «Сталиных» - у него на даче был целый комбинат. Они у него были всех размеров и все в одинаковой позе: та же самая распахнутая шинель, та же рука за бортом тужурки и рука сзади со свитком каких-то бумаг.


«Жертвы сталинских репрессий», Евгений Чубаров, 1990-е годы

Раздел называется «Вожди и жертвы», но жертвы стали здесь появляться позднее. Эту работу нам отдал Чубаров в конце 90-х. Колючая проволока, намордник, решётка, а за ней головы, бетон с опалубкой. Это ж вот такой символ шлюзов, каналов, строек советской власти, где зеков использовали.


постамент, 2007

Академик Сахаров здесь появился много позже, в 2007 году. Он сидит прямо напротив своего вождя, жертвой которого стал при жизни. Для памятника всегда самое главное - выбрать место. Скульптура Потоцкого изображает Сахарова - учёного и правозащитника и человека. Вот он сидит, прикованный к земле, а смотрит ввысь. Очень тонкая работа.

Лирическая часть

Рядом с экспозицией вождей и героев находится часть, которую можно назвать лирической. Здесь собраны очень разные работы; кому не нравится смотреть на вождей, приходят сюда, к скульптурам, которые больше вписываются в окружающую обстановку парка у воды.


«Библейские мотивы», Олег Гаркушенко, 1990-е

Это очень своеобразные работы: «Возвращение блудного сына», «Сошедшие в ад», «Слепой», «Другое сотворение мира». Для скульптора важно всё: он каждый год приходит убирать ржавчину, смотреть, чтобы расположение памятников не поменялось.


«Туфельки», Дмитрий Тугаринов, 1995

Это «Туфельки», которые очень любят все наши посетители. Они постоянно пытаются засунуть в туфли монетки, хотя я не слышал, чтобы была какая-то примета.


Сотников, Салават Щербаков, 1990-е

Это портрет Алексея Григорьевича Сотникова. Жалко, что его сейчас никто не помнит и не знает. Он работал на Дулевском заводе и был замечательным скульптором по фарфору. На нём очень много одежды, если вы приглядитесь - не одна рубашка. Он работал у печи, боялся сквозняков, поэтому и надевал жилеточки, поддёвочки, рубашечки.

Пушкинский дворик

История создания дворика такая: каждый год в «Музеоне» проходили симпозиумы скульпторов, их участники лепили из белого известняка, поэтому по всему парку разбросаны белые скульптуры. Чаще всего симпозиумы были объединены какой-то темой. Собственно, Пушкинский дворик собрал скульптуры, сделанные в 1999 году, когда отмечали 200-летие со дня рождения поэта. Хотя есть здесь и бронзовый памятник в тему.


«Время Александра Сергеевича», Владимир Буйначёв, 1999

Прелесть этого памятника в том, что он 1 метр 66 сантиметров в высоту - как сам Пушкин. То есть вы можете к нему подойти и узнать, насколько вы выше или ниже Александра Сергеевича.


«Сорок тысяч вёрст», Александр Смирнов-Панфилов, 1999

Необычная работа. Кибитка с Пушкиным и верстовой столб неподалёку.


«Крылатый ангел вдохновения», Игорь Корнеев, 1999

Выставка Владимира Буйначева

Выставка этого художника занимает несколько аллей, тут громадное количество его скульптур. Как они сюда попали и почему, спрашивать бессмысленно, говорит Дмитрий Евсеев, все эти двадцать лет руководство парка и скульпторы были одним «дружеским сообществом»: «Что нам нравилось - брали, что не нравилось - брали на всякий случай». Сейчас какие-то работы музей пытается вернуть, но не все соглашаются забрать.


«Ленин в авоське», Владимир Буйначев, 1990-е

Буйначев позволяет себе смелые вещи. Например, этот Ленин в авоське из проволоки. Он, наверное, символизирует багаж истории. Выкинуть его нельзя, так и несём с собой. Хотя что с ним делать - непонятно (это я сейчас не про скульптуру).


Без названия, Владимир Буйначев, 1990-е

Я не знаю, что означают эти скульптуры. Не спрашивайте.

Аллея любви и материнства

Здесь собраны скульптуры, которые имеют отношение к теме любви. Выставка относительно новая, все работники парка были в каком-то приподнятом настроении, когда её собирали, говорит Евсеев. Но почему-то она не пользуется популярностью и посетители сюда редко заглядывают. Хотя недавно здесь установили сцену, и скульптуры теперь стоят прямо между лавочками. Стоит сюда заглянуть хотя бы из-за одной скульптуры.


Дон Кихот, Николай Силис, 1990

Скульптор во времена социализма осмеливался говорить о том, что форма, а не содержание должна быть на первом месте. Посмотрите, какое у него удивительное пластическое решение Дон Кихота. Но вот здесь у него как-то и зрителей нет. Ну если бы он на главной аллее был, согласитесь, было бы очень выигрышно. Я надеюсь, что новые руководители «Музеона» этот вопрос решат.

Вера Трахтенберг

Главный хранитель «Музеона»

Уже в самое ближайшее время мы уберём из парка все симпозиумные скульптуры из белого известняка - они все будут собраны на одной площадке. Историческая экспозиция «Вожди и жертвы» не изменится, по крайней мере в ближайшее время. Дзержинский будет на своём месте как опорная точка музея. Будет проводиться масштабное озеленение, памятников в парке станет гораздо меньше. То есть не будет больше полян, заставленных 15–20 скульптурами, а будет одна точка на каждую территорию. Ещё организуем одну большую площадку, где будут собраны памятники со всего парка, ну а часть их отдадим владельцам. Очень многое, конечно, зависит от ландшафтных решений, которые разработал Евгений Асс. Будем от них отталкиваться и продумывать экспозицию.
































М. Бабурин. Торжество труда. Рельеф. Фрагмент, металл, 1969

Монументальная скульптура СССР

Великий Октябрь разбудил в каждом честном художнике жажду творческого поиска новых форм для выражения тех исторических перемен, которые совершались у него на глазах. Наша революция,- говорил В. И. Ленин,- освободила художников от гнета весьма прозаических условий существования. Но вместе с тем перед художниками революция поставила никогда не виданные прежде задачи непосредственного участия в жизни общества, в строительстве новой жизни.
По мысли Ленина, монументальное искусство, как и другие формы художественного творчества, было призвано увлечь за собой широкие народные массы выразительными образами.

Ленинский план монументальной пропаганды утверждал создание памятников революционерам, борцам за народное счастье, светочам философской мысли, выдающимся ученым и мастерам культуры, установку монументальных сооружений, воплощавших идеи освобожденного труда, Советской Конституции, союза рабочих и крестьян, пролетарского интернационализма.
В суровых условиях голода и разрухи, за пять первых лет Советской власти было создано 183 памятника и проекта, несколько десятков памятных досок с рельефами и надписями.
Вспомним мемориальную доску «Павшим за мир и братство народов» С. Коненкова, памятник Карлу Марксу
А. Матвеева, «Свободу» Н. Андреева, памятники-бюсты Радищеву Д. Шервуда и Лассалю Е. Синайского; интересны проекты монументов, созданные Г. Алексеевым, Т. Залькалнсом, С. Алешиным, С. Кольцовым, А. Гюрджаном и другими мастерами.
Искусство скульптуры стало частью общепролетарского дела. Открытие каждого памятника превращалось в событие политической и культурной жизни страны. Владимир Ильич Ленин уделял большое личное внимание выполнению плана монументальной пропаганды, он требовательно спрашивал с работников, отвечавших за его претворение, интересовался нуждами скульпторов и художников, беседовал с ними, посещал выставки конкурсных проектов, выступал на торжественных открытиях и закладках монументов.
Основные идеи и принципы, положенные в основу ленинского плана монументальной пропаганды, сохраняют сегодня свою остроту и актуальность.

За годы Советской власти осуществление этого плана прошло несколько ясно различимых этапов, каждый из которых внес нечто своеобразное и новое в развитие нашего монументального искусства.
Монументальное искусство - это летопись жизни наших народов, утверждение идеалов коммунистического общества. Стремление советских художников быть всегда вместе с народом, выражать его думы и надежды, быть рядом в борьбе стало одной из священных традиций нашей социалистической культуры.
В 20-е годы скульптура утверждала новую народную власть, раскрывала высокий смысл борьбы за социализм. Достаточно вспомнить скульптуры И. Шадра «Сеятель», «Красноармеец», «Булыжник - оружие пролетариата», «Октябрь» А. Матвеева, «Крестьянку» В. Мухиной.
Хотя большинство произведений советской скульптуры 20-х годов носило станковый характер, заложенные в них идеи, сам образный строй вещей был монументален по содержанию. Скульпторы искали новые пластические возможности выражения идей времени и подготовили взлет монументальной скульптуры 30-х годов.

На протяжении 1930-х годов скульпторы создали работы, воплотившие пафос первых пятилеток. Агитационная скульптура участвовала в майских, октябрьских торжествах и других праздниках. Интересным начинанием в пропаганде передовых методов труда и социалистического соревнования явилось создание в Центральном парке культуры и отдыха Москвы аллеи портретов ударников производства.
В предвоенные годы в практику советской скульптуры вносили весомый вклад мастера, работавшие не только в Москве и Ленинграде, но и в братских республиках: И. Кавалеридзе - на Украине, 3. Азгур - в Белоруссии, А. Саркисян - в Армении, П. Сабсай - в Азербайджане, Я. Николадзе - в Грузии.
В эту пору скульптура и в станковых и в монументальных формах выражала могучую поступь социалистического строительства, радость новой жизни. Скульптура вошла органической частью в архитектуру метрополитена, канала Москва - Волга, стадионов, парков культуры и отдыха, санаториев. Она организовывала городскую среду - улицы и площади, бульвары, скверы.
Итогом монументальных поисков в скульптуре 30-х годов стала знаменитая группа «Рабочий и колхозница»
В. Мухиной, воплотившая в себе идеалы советского народа, страны победившего социализма.
Это был гимн новому обществу, рожденному в огне революции, и вместе с тем устремление в будущее.
С этой скульптурой советское изобразительное искусство вышло на мировую арену и продемонстрировало всему миру, какой силы выражения может достичь свободное искусство свободного народа.
С первых дней Великой Отечественной войны советское искусство встало в воинский строй, и скульпторы были в первых его рядах. Вспомним только один пример.
7 августа 1941 года, когда вокруг Ленинграда уже сжималось кольцо блокады, родился творческий коллектив из семи скульпторов: Н. Томский (руководитель), М. Бабурин, В. Боголюбов, Р. Будилов, В. Исаев, А. Стрекавин, Б. Шалютин. Огромные, до 20 квш м9 рельефы, призывающие к оружию, к обороне, делали эти художники. В создании монументальной агитационной скульптуры приняли участие В. Симонов, С. Эскин, Л. Хортик, Г. Ясько, Б. Каплянский, С. Кольцов, А. Малахин и другие. Для многих из них эти произведения стали последними.
Война длилась 1418 дней, 20 миллионов жизней унесла она. Но советский народ не дрогнул - народ героев. Сегодня в десятках наших городов, в тысячах сел созданы памятники боевой славы и мемориалы. Они высятся в Подмосковье и на Украине, на Кавказе и в Прибалтике, на Смоленщине и в Белоруссии. На одной только белорусской земле мы знаем такие мемориальные комплексы, как «Хатынь», «Брестская крепость», «Курган Славы» около Минска, «Прорыв» в Учашском районе, «Урочище Гай» в Барановичах (скульптор А. Альтшуллер, архитекторы И. Миловидов, А. Маренич), «Монумент советской матери-патриотке» в Жодино, памятник воинам-освободителям, партизанам и подпольщикам в Витебске, памятники К. Заслонову, Н. Гастелло и т. д.
Эпопея Великой Отечественной войны продолжает волновать наши сердца. Великая дата 30-летия Победы над фашизмом снова всколыхнула воспоминания, заставила оглянуться назад, осмыслить и оценить созданное.
Сделано и делается очень многое. Памятники ставятся в честь земляков, уходивших на фронт, в тех селах, кишлаках, аулах, городах, куда не докатились сражения. Это и скромные обелиски, и большие монументальные вещи, и целые мемориальные ансамбли-Памятники ставились и ставятся там, где проливалась кровь,- на местах самых ожесточенных боев, на местах решающих схваток, на местах концлагерей. Это первый мемориальный ансамбль в Калининграде (скульптор Ю. Микенас, архитекторы Нанужьян, Мельчаков), «Зеленое кольцо Славы» под Ленинградом, которое завершено сооружением «Памятника героическим защитникам Ленинграда», «Саласпилс», монумент воинской славы во Львове (скульпторы Е. Мисько, Д. Кравич, Я. Мотыко, А. Пиржиков, архитекторы М. Вендзелевич, А. Огранович), памятник в Кришкалонисе (скульпторы Б. Вишняускас, К. Моркунас, архитектор В. Габрюнас).
Игденно в создании этих произведений наиболее полно отразилась идея совместной работы (то есть синтеза) художников-скульпторов и художников-архитекторов.
Наше монументальное искусство продолжает утверждать победный путь Советской Армии, освобождавшей народы в годы борьбы с фашизмом, раскрывая интернациональный характер нашей политики. Это прежде всего ансамбль в Трептов-парке, памятник жертвам фашизма в Маутхаузене (Австрия, скульптор В. Цигаль, архитектор JI. Голубовский).
Интернациональность нашей победы над фашизмом выразилась и в монументах, установленных в городах освобожденных стран и созданных уже художниками этих стран. Как маяки победы, как олицетворение гуманистического идеала воспринимаются памятники, посвященные Советской Армии, установленные в ряде городов стран социалистического содружества.

Образы героев Великой Отечественной войны будут долго служить источником вдохновения для художников.
Пусть нам будет примером скульптор Н. Андреев, который, как никто другой, ответственно подходил к раскрытию этого великого образа.
Одной из главных тем творчества советских художников есть и будет Лениниана. Многолетний опыт скульпторов Н. Томского, В. Пинчука, М. Бабурина, Г. Нероды, В. То- пуридзе, И. Бродского, Г. Иокубониса, Н. Петрулиса, П. Бондаренко и других мастеров заслуживает высокой оценки как подвиг в выражении народной мысли о вожде.
Памятники Владимиру Ильичу Ленину, устанавливавмые в столицах стран социалистического содружества, стали событием международного значения, демонстрируя собой победную поступь коммунистических идей, нерасторжимое единство народов.
Мы не будем точны, если не скажем о памятниках В. И. Ленину работы И. Шадра в ЗАГЭСе, М. Манизера в Ульяновске, С. Евсеева, Е. Щуко и В. Козлова в Ленинграде. Памятниках, ставших классическими образцами.
И мы не будем самокритичны, если не скажем, что мы еще в большом долгу как художники перед партией и народом в реалистическом раскрытии образа В. И. Ленина.
Мы слишком быстро иногда пытаемся взяться за резец и глину, тогда как морально мы не бываем готовы к изображению вождя.
Пусть нам будет примером скульптор Н. Андреев, который как никто другой, ответственно подходил к раскрытию этого образа он все свои последние годы изучал образ В. И. Ленина. Он оставил нам труд, который мы называем «Ленинианой» Андреева и из которого все поколения художников черпают образный материал о Владимире Ильиче.
Естественный ход развития опыта установки памятников и продолжение традиций великих мастеров ваяния успешно выразились в таких работах, как «Чернышевский» и «Маяковский» А. Кибальникова, «Давид Сасунский» Е. Кочара, «Леся Украинка» Г. Кальченко, «Налбандян» Н. Никогасяна, «Давид Гурамишвили» М. Бердзенешвили, «Памятник латышским стрелкам» В. Алберга, «К. Маркс» в Карлмарксштадте Кербеля.
Есть тема, которая обычно остается привилегией выставок станкового искусства. Это тема о жизни и труде наших современников, рабочих, колхозников, деятелей науки и культуры. Нам надо сделать эту тему ведущей в монументальном искусстве, мы должны раскрыть масштабность человеческой личности нашего современника, творца и созидателя.
Все, что создает советский человек,- новые города, электростанции, космические корабли, все, чем он живет, что составляет его мысли и думы,- все это должно стать и программой нашего искусства.
Перед нами стоит великая задача - преобразовать это гигантское тематическое богатство в богатство эстетическое.
В условиях развитого социалистического общества в новом свете раскрывается проблема создания эстетической среды, окружающей советского человека.
Самые крупные задачи способны решить здесь монументальное и монументально-декоративное искусство. Это могучее средство формирования духовного климата социалистических городов и сел, оружие монументальной пропаганды, а не только способ организации материально-пространственного окружения. В произведениях этих видов искусства воплощаются высокие общественные идеалы, воспитывающие миллионы людей, запечатлеваются образы героев и события, которые навечно сохраняет народная память.
В последние годы все возрастает потребность в монументальном искусстве. Одна из решающих причин этого явления - гигантский размах градостроительства. Растут этажи поселков и городов вдоль линии БАМа, появляются новые гиганты индустрии, реконструируются и укрупняются районы в уже сложившихся городах, и всюду перед нами открываются широкие перспективы.
Девиз нашего общества - «Все для человека, все во имя человека» - постоянен. Но возможности его осуществления все время расширяются. Если в 50-е годы забота архитекторов о жизни советского человека выливалась (чаще всего) в разрешение жилищной проблемы, то сегодня мы - художники и архитекторы - сосредоточиваем свое внимание на назначении и месте пластических искусств в формировании окружающей среды как арены жизнедеятельности общества. Поэтому нас не может не волновать облик детской площадки, облик городского парка, облик промышленного предприятия.
Возьмем, например, завод. Здесь возможны композиции, посвященные трудовому коллективу, памятные доски в честь стахановцев, первостроителей, ударников коммунистического труда. Заводские территории благоустраиваются, а почему бы на них не разместить садово-парковую скульптуру? Произведения малых форм должны найти место в комнатах парткома, месткома, комсомольской организации, в заводоуправлении, цеховых красных уголках, профилакториях, столовых и т. д.
Задачи монументального искусства одинаковы по своему значению и для города и для деревни. Об этом надо помнить и обращать более пристальное внимание на развитие художественной скульптуры в колхозах и совхозах.

Важное политическое и художественное значение имеет установка в городах и селах бюстов дважды Героев Социалистического Труда. В них необходимо раскрывать образ нового человека, для которого общественно полезный труд стал источником вдохновения, радости, мощным средством выявления духовного потенциала личности.
Не протокольное свидетельство об облике человека, который заслужил почет и уважение сограждан, надеется найти в них зритель, а настоящее искусство, активно участвующее в формировании мировоззрения советского человека, его нравственных убеждений, духовной культуры. Эти произведения должны утверждать коммунистические идеалы, показывая их жизненность и народность.
Искусству принадлежит активная роль в воспитании подрастающего поколения. Жизнь наших ребят проходит теперь на широких школьных дворах, на зеленых просторах новых микрорайонов. Здесь много воздуха, солнца, но мало искусства. А оно необходимо!
Нам хотелось бы подчеркнуть, что надо возродить и укрепить тесное творческое содружество художников-архитекторов с художниками - скульпторами и живописцами. На наших плечах лежит общая обязанность - создание такой среды для человека, которую бы он полюбил, к которой бы был привязан. Эта задача не должна расчленяться. Скульптор или живописец не может выступать в роли «оформителя» после того, когда все как бы и сделано.
Каковы возможные сегодня принципы содружества искусств? Какова, условно говоря, предрасположенность архитектуры к активному взаимодействию с миром пластических искусств? Или архитектура будет говорить своим, как бы не нуждающимся в участии других искусств, языком? Вопрос о синтезе искусств - назревший вопрос. Для скульптуры органическая связь с жизнью идет через синтез с архитектурой и градостроительством.
Архитектура, безусловно, сохраняет за собой позиции доминирующего вида искусства. Архитектурный образ сам по себе обязан иметь огромную силу идейного и эстетического воздействия, необычайную возможностью волновать человека и формировать его настроение. Архитектурный образ здания или ансамбля должен рассказывать о мировоззрении нашего общества, о нашей жизни, о наших эстетических вкусах не меньше, чем, например, картина.
В приветствии ЦК КПСС VI съезду архитекторов СССР говорилось: «Дальнейшее развитие советской архитектуры требует повышения роли архитектурно-строительной науки, широкого обобщения передового опыта строительства, творческого применения в деятельности зодчих метода социалистического реализма. Советские архитекторы призваны создавать такие произведения зодчества, которые способствовали бы воспитанию у наших людей высоких идейно-нравственных качеств, чувства любви к социалистической Родине, обогащали их духовный мир».
Современное развитие архитектуры как искусства, как никогда, нуждается в реалистическом изобразительном искусстве - искусстве, которое призвано насытить и обогатить образный строй архитектурного сооружения, сделать его эмоционально более богатым.
Нам сейчас нужно определить те реальные пути, по которым хотели бы пойти навстречу друг другу и архитекторы и художники, чтобы совместными усилиями избавиться от невыразительности и безликости отдельных наших сооружений. Синтез искусств предоставляет нам в этом новые возможности, и мы должны их использовать в полной мере.
Мы должны работать рука об руку, полностью понимая ДРУГ друга.
Нам нужны единые перспективные архитектурно-художественные планы на всех уровнях - государственном, республиканском, городском, чтобы мы четко знали, что и где нам предстоит делать, чтобы мы работали ритмично, вдумчиво, без ненужной спешки. Ведь каждый из нас знает, что если сделаешь вещь быстро, но плохо, то все забудут, что ты делал быстро, а запомнят лишь то, что ты сделал плохо. И, наоборот, забудется, что ты делал медленно, а запомнится то, что ты сделал хорошо.
Мы, скульпторы и архитекторы, создавая архитектурно-художественный синтез, создаем, по существу, новый вид искусства, где важно не простое соучастие одной из сторон в деятельности другой, а полноправное сотворчество. Работа скульптора и архитектора над будущим монументальным сооружением должна начинаться с самого начала его проектирования. Содружество есть обязательная черта, способная обеспечить единство идеи, единство исполнения, единство и целостность результата.
В искусстве скульптуры, более чем в каком-либо другом жанре, чисто профессиональные заботы непосредственно связаны с общественными интересами.
Профессиональные заботы выливаются у нас в заботы о качестве нашей скульптуры, о качестве идейном и художественном. Проблема качества - это задача юбилейной пятилетки нашего государства, и мы, советские художники, также призваны решать ее.
Именно высокая требовательность к своему труду побуждает нас ставить перед собой и соответствующими государственными организациями те вопросы, которые нужно решать коренным образом и в самое ближайшее время.
В работе скульптора важен выбор материала, в котором пластический образ замысливается и воплощается.
Выбор материала - это не просто поиск того, что сейчас удобно и сподручно использовать или легче достать. Легче всего достать бетон. Но бетонные скульптуры, за изготовление которых нередко берутся неспециалисты, подчас дискредитируют ту идею, которую они призваны выражать.
Эти «бетонные произведения» обходятся государству весьма недешево, а служат недолго. Бетон, скорее, архитектурный материал. Бетон требует умелого обращения и учета своей специфики. Им нельзя заменять другие материалы. Он не пластичен и поэтому не всегда может служить выражению образного начала. В пластике он приводит к стандартизации, индустриализации, обезличиванию творческого почерка художника.
Применение любого материала - гранита ли, бронзы, мрамора, керамики, стали - всегда должно быть оправ да — но ритмическим строем произведения, интерпретацией формы и мерой обобщения, практическим предназначением вещи и, наконец, самое главное - идейно-общественной сутью скульптуры.
К сожалению, наши возможности в отношении выбора необходимого материала чрезвычайно ограничены, хотя почти все наши республики богаты замечательными месторождениями материалов. Мы обращаем внимание Министерства культуры СССР, Министерства геологии СССР на то, что нам нужны материалы, что у нас есть небрежное, даже пагубное отношение к разработке карьеров. Нужны поисковые партии для открытия новых месторождений, нужна иная технология разработки ценных пород гранита, мрамора. Все это - наша общая задача.
К проблеме материала тесно примыкает проблема цвета, которая при массовой застройке городов и сел часто упускается из поля зрения. Я глубоко убежден в том, что художник должен, заботясь о художественном облике города и села, разнообразить цветовыми аккордами его монотонную бело-серую гамму.
Каждая форма так или иначе окрашена. Об этом заботится сама природа, окрашивая камень, металл, дерево в самые разные цвета. Древнеегипетские мастера красили свои изваяния. Полихромной была скульптура греков. Ваятели эпохи Возрождения создали замечательные произведения, в которых цвет играл самую активную роль.
Надо смелее переносить накопленный веками опыт в монументальные формы, в скульптуру, в работы, которые будут восприниматься на фоне зелени, моря, неба.
Цвет в скульптуре, а в особенности монументальной - новая для нас проблема. Поэтому здесь нужны поиски, экспериментальные работы, которые несомненно дадут положительные результаты.
Несколько слов о производственной нашей деятельности и возможностях. Прямо скажем, материально-техническая база не может нас удовлетворять даже сегодня.
Мы имеем: бронзолитейный завод имени Е. Ф. Белашовой в Мытищах (Москва) и старейший завод имени М. Г. Манизера «Монумент-скульптура» в Ленинграде. Несмотря на то, что они и исполняют массу заказов и, кажется, справляются с ними, они нуждаются в серьезнейшем переоборудовании, в научном изменении технологического процесса.
У нас теряется уникальность самого технического выполнения. Нам надо, чтобы с предельной точностью передавалось в готовой вещи все, что исполнил скульптор, чтобы была дана возможность скульптору совершенствовать свою работу.
Надо нашим отделениям Художественного фонда создать свою сеть профессионального образования мастеров: форматоров, литейщиков, резчиков, каменотесов и т. д. Старые, опытные рабочие с высоким уровнем ремесла и художественным вкусом уходят. Наша забота - найти возможность обучения новых, таких же влюбленных в это великое ремесло молодых людей.
В историческом здании Академии художеств в круглом дворе написано четыре слова: «Воспитание. Архитектура. Живопись. Скульптура».
Эти четыре слова есть опора нашего образования. Как они по смыслу будут связаны, таковыми окажутся и результаты.
Конечно, мы можем и должны говорить о наших нуждах, о материалах, производственной базе, профессиональном образовании. Но все это будет иметь смысл лишь тогда, когда мы с главными требованиями обратимся к самим себе, к своему творчеству, к своей совести.
Существуют определенные истины, понятия, явления и идеи-времени. Но они лишь тогда воплощаются в художественный образ, когда проходят через призму личного «я» художника.
Нам нужно, чтобы каждое произведение было пережито, чтобы каждая созревшая в душе художника мысль светилась силой его личной убежденности. Искусство не делается только из чувства долга. Оно возникает из внутренней потребности художника, его любви к своему делу. Без этого оно не может заражать и убеждать своей правдивостью.
Нам следует неустанно развивать здоровое критическое отношение к своему личному труду и к творчеству коллег, и в этом мы вправе ждать помощи от наших искусствоведов. Мы должны отбросить предвзятость суждений, нарочитость оценок, безудержное восхваление и безапелляционность, мы обязаны по-рабочему трезво взвешивать наши достижения и промахи, успехи и недоработки, открытия и ошибки.
Нам нужно искусство, которое углубляет наше отношение к жизни, которое помогает превращать знание
о жизни в убеждения.
Любить и изучать жизнь нельзя без любви к натуре, без ее штудирования.
Каждый, кому довелось в жизни исполнить работу, связанную с огромной темой, посвященную значительному содержанию, должен считать это радостью, счастьем. Должен делать эту вещь так, как будто эта его работа первая и последняя.
Это значит, что художник обязан учиться, чтобы выполнять эту работу на самом высоком уровне и как завещание. Художник обязан быть гражданином, патриотом. Он обязан быть эрудированным, чувствующим жизнь человеком. Он обязан повышать свое мастерство ежедневно.
Взаимно обогащаясь, монументальное искусство советских республик сохраняет свою самобытность и неповторимость. Мы это видим в лучших работах наших скульпторов: Томского, Бородая, Бембеля, Зейналова, Алберга, Иокубониса, Садыкова, Амашукели, Досмагамбетова, Арутюняна, Дубиновского, Мурдмаа, Шважаса, Толейкиса, Лукошавичуса. В Узбекистане, Таджикистане, Туркмении выросли молодые скульпторы, сегодня активно включившиеся в эту работу. Я не могу назвать имен всех художников, но их талант служит большому и важному государственному делу.
Настоящее реалистическое искусство всегда интернационально по своей сути и содержанию, оно несет в себе социалистический гуманизм, мысли человека, его устремления, утверждает его подвиги и свершения. В своих произведениях скульпторы нашей страны утверждают коммунистические идеалы, высокие человеческие качества героев, борцов за свободу, за счастье народа.
Широкое, нарастающее развитие монументального искусства выдвигает ряд творческих и организационных проблем, некоторые из них требуют к себе самого пристального внимания.
Разумеется, вопрос о качестве памятников и монументов прежде всего обращен к нам самим - художникам - и к нашему творческому Союзу. Об этом мы уже говорили.
В своих поисках скульпторы опираются на традиции мировой и русской скульптуры. За прошедшие годы у нас сформировались свои советские традиции в области монументальной скульптуры, заложенные ленинским планом монументальной пропаганды. Один из главных принципов нашей скульптуры - ее сомасштабность с человеком.
И очень печально, когда художник пытается добиться монументальности непомерным увеличением изображения, нагромождением форм, лишенных глубины и точности образной мысли. Памятники могут быть большими, если это оправдано самой темой, идеей и местом постановки. Неоправданная же гигантомания подавляет зрителя, приводит к нарушению традиции, лишает произведение смысла, пространственного и функционального назначения.
Нас тревожит порой поспешная и многочисленная постановка памятников в наших городах и селах. Сравнивая произведения художников, живущих нередко в разных городах, замечаешь шаблонные решения: одинаково воздетые или протянутые руки, словно отштампованные фигуры матерей, провожающих сынов, мечи, символизирующие мужество и непобедимость. Когда подобные композиции приобретают широкое распространение, взгляд зрителя начинает привычно скользить по ним, не получая эмоционального и идейного заряда.
Стандартность мышления снижает воздействие памятника, предназначенного для долговременного существования. Здесь мы должны говорить об огромной ответственности скульптора и архитектора за свою работу. Наши произведения создаются надолго, их не снимешь, как картину с выставки, и не уберешь в запасник.
Высокое идейно-художественное качество и реалистическое мастерство - вот критерий нашей творческой деятельности.
Нам нужны перспективные планы, нам необходимо уже сейчас знать, какие памятники будут воздвигнуты через пять-десять лет, чтобы работа над ними началась сегодня и к памятной дате появлялись бы зрелые, идейно глубокие и пластически совершенные вещи.
Нас беспокоит то, что для создания памятников выделяются чрезвычайно короткие сроки, а ведь серьезная работа над произведением монументального искусства длится годами.
Автор монументального произведения должен иметь достаточный срок для сомнений, раздумий, изучения материала, для выработки творческих убеждений. Всем известно, что только убежденность может дать плодотворный результат.
Нас беспокоит и то обстоятельство, что объявляющиеся Министерством культуры СССР конкурсы тянутся бесконечно долго, тур сменяется туром, а дело часто остается незавершенным.
Заметим, что конкурсов вообще мало. В Азербайджане в последнее десятилетие был только один крупный конкурс, на монумент 26-ти бакинским комиссарам, в Туркмении за это же время было два конкурса. Общесоюзный - на памятник Матхумкули и республиканский - на памятник поэту Кеминэ.
Конкурсы призваны играть важную роль в развитии нашей творческой мысли. Представленные на них проекты интересны не для одних только соискателей и членов жюри, но и для всей художественной общественности, ибо в творческом соревновании возникают и сравниваются новые пластические идеи. Полезно выпускать сборники документов по крупным конкурсам, потому что ценный для творческой практики материал уходит в архив, не становясь предметом широкого общественного понимания и научного обобщения. Надо всесторонне и обстоятельно обсуждать даже ошибочные проекты, потому что такое обсуждение в среде профессионалов помогают уяснить истину и самому автору и его коллегам.
Необходимо, чтобы жюри выполняло свои обязательства перед авторами, информировало общественность
о своей работе.

Союз художников СССР со своей стороны должен усилить влияние на весь процесс возникновения памятника от утверждаемого эскиза до исполнения в материале и установки.
Было бы правильным объявлять конкурсы на пластическую идею монумента, на выбор места для его размещения, на характер его исполнения. К таким конкурсам следует активнее привлекать молодых скульпторов, для которых участие в подобных смотрах-соревнованиях послужит настоящей творческой школой.
Все мы, художники, как свою собственную, воспринимаем задачу превращения нашей столицы в образцовый коммунистический город.
Здесь задача архитекторов, планировщиков, скульпторов огромна. Важно, чтобы характер, обаяние и красота, специфика пейзажа Москвы сохранялись, получали бы поэтическое звучание.
Наша совместная работа необходима. Синтез должен развиваться с учетом ценностей уже найденных, вошедших в само понятие «национальная культура». Торопливость не может быть терпима. Надо очень бережно относиться к каждому уголку Москвы.
Прекрасная архитектура и пластика, сады, парки должны придать городу коммунизма неповторимый характер. Город этот - наш дом. И нам должно быть в нем все дорого и близко.
Монументальное искусство имеет самые разнообразные формы вхождения в современную жизнь нашего общества, творческий труд художника призван одухотворить жизнь и быт советского человека. Поэтому велика ответственность художника перед народом, который ждет от нас искусства глубокой мысли, эмоциональной напряженности, высокого духовного пафоса.
Ответственность художника перед народом за свое творчество требует от нас эстетического познания современности и самообразования.
Художник учится у жизни и сам воспитывает себя как творческую личность. Без личности нет искусства. Только высокая культура самого творца может способствовать созданию новых монументальных произведений.
Создание художественно-организованной среды, о которой мечтал В. И. Ленин, означает совместную работу деятелей всех видов изобразительного искусства и архитектуры.
Роль художника как помощника партии в деле коммунистического воспитания народа огромна. К этому нас призывают, к этому нас обязывают решения XXV съезда кпсс.

ПАРК МУЗЕОН. ФОТОПРОГУЛКА

Парк искусств Музеон - один из интереснейших новых московских парков. Расположен он в центре столицы, на Крымской набережной, рядом с парком культуры им.Горького. Отделяют их друг от друга лишь Крымский мост и Садовое кольцо. Собственно, слово "отделяют" довольно условное, так как набережная под мостом не позволяет провести границу между ними, более того, она соединяет эти парки в одно сопредельное пространство. Может быть поэтому мэрией Москвы в 2015 году было принято решение о том, что Музеон - это составная часть парка им.Горького. Добраться сюда несложно - от станции метро "Парк культуры" по Крымскому мосту или от метро "Октябрьская". От "Октябрьской-кольцевой" до парка Горького можно дойти за считанные минуты, но можно воспользоваться услугами вот такого бесплатного такси

Ну, а перейти в Музеон от конечной остановки этого своеобразного такси можно по подземному переходу. От метро "Октябрьская-радиальная" пройти к Музеону можно не переходя Садовое кольцо (или ул.Крымский вал, как именуется эта его часть)


Есть и другие входы в парк со стороны окружающих его переулков, но центральный вход со стороны Садового кольца является наиболее удобным для начала осмотра и знакомства с этим музеем искусств под открытым небом. Парк Музеон начал формироваться в 1990-х годах, после того, как на территорию, окружающую здание относительно недавно (1983г) построенного филиала Третьяковской галереи, были свезены демонтированные в Москве во время памятных событий 1991 года монументальные скульптурные памятники. Я хорошо помню те годы, бывал здесь и видел эти шедевры скульптурного творчества (имею в виду их художественную ценность) лежащими в беспорядке там и сям прямо на земле, порой нагроможденными друг на друга. Неприятное было зрелище. Но прошло не так уж много времени, и к середине 1990-х пришло осознание того, что настоящее искусство бессмертно, и памятники его - это наше общее культурное достояние. Тогда и появилось мнение, постепенно воплощенное в жизнь, о создании вокруг филиала Третьяковки парка-музея скульптурного зодчества. Здесь, в дополнение к ранее демонтированным городским скульптурам, появилось множество других скульптурных портретов, композиций и аллегорий, которые во второй половине ХХ века были созданы талантливыми мастерами как элементы садово-парковой культуры, но по тем или иным причинам (в основном идеологического характера или из-за неверной профессиональной оценки) они не нашли своего места на улицах и городских бульварах, в московских, да и не только московских, садах и парках. Не сразу сформировался современный вид парка. Но сейчас это огромная музейная площадка с зелёными насаждениями, аллеями, лужайками, ухоженными газонами, по которым, кстати, можно ходить и даже прилечь в тени деревьев в жаркий летний день. И везде скульптуры, скульптуры, скульптуры - вдоль аллей, на лужайках, на специально выделенных площадках. Иногда они как-бы спрятались под деревьями, иногда, наоборот, издали зовут вас к себе, выделяясь над окружающим миром своими монументальными размерами и художественной неповторимостью Есть здесь и свой кинотеатр, и открытая эстрада на большой лужайке, есть и площадка, где можно быстро перекусить, выбрав один из многочисленных компактно расположенных торговых павильонов, предлагающих разнообразные закуски и напитки. Реставрированная недавно Крымская набережная, ставшая частью Музеона, с её пешеходной зоной и велосипедными дорожками, фонтанами, обзорными площадками - это тоже одно из ставших любимыми для москвичей мест для прогулок и активного отдыха. Нельзя не упомянуть и о недавно построенных павильонах вернисажа, расположенных здесь же, на набережной Москвы-реки. Композиционный центр парка - это филиал Третьяковской галереи с его постоянными и периодически сменяемыми экспозициями живописных (и не только!) произведений искусства


Это здание мы видели в последнее время неоднократно на экранах телевизоров в связи с небывалым интересом к недавно прошедшим здесь выставкам картин Серова и Айвазовского, собранных воедино из многочисленных российских музеев. Нет сомнения в том, что новые экспозиции, подобные этим, не заставят себя долго ждать. Завершив это небольшое вступление, мы можем перейти к прогулке по Музеону. Сразу же после входа в парк со стороны Крымского вала привлекает внимание и поражает своей монументальностью групповая композиция "Торжество труда" (автор М.Ф.Бабурин, 1984, бронза). Это одна из последних работ известного художника-монументалиста - он создал несколько разных композиций с тем же названием


Ещё одна монументальная группа, известная многим из нас, установлена невдалеке отсюда у здания Третьяковской галереи. Это групповая скульптура "Требуем мира!", созданная авторским коллективом по замыслу и под руководством В.Мухиной (снимки сделаны в разных ракурсах)



Работа эта была задумана после начала в 1950 году корейской войны, разделившей впоследствии полуостров на два государства. Ведь тогда ещё не утихла боль, нанесённая людям Второй мировой войной, и памятник должен был символизировать протест против новых военных конфликтов. Шесть фигур, представляющих народы различных национальностей и цветов кожи, устремившихся вслед за голубем мира и шагающих по поверженному фашистскому флагу, были отлиты из бронзы методом гальванопластики. Эта скульптурная группа была установлена рядом с нынешней ВДНХ и проспектом Мира. Но в 1994-95 годы она, защищённая временным укрытием на время реконструкции площади, была варварски разрушена, по-видимому с целью обретения цветного металла, который можно было выгодно сдать на металлолом. Сохранились (с повреждениями) и были переданы в создававшийся Музеон лишь три фигуры из шести. Реставраторам в 2013 году удалось восстановить всю группу по сохранившейся авторской гипсовой модели, и сейчас эта композиция входит в "золотой фонд" здешних музейных скульптур. Количество скульптур в парке так велико, что несмотря на обширность его территории часть экспонатов пришлось компактно разместить на специально выделенной площадке, которая соседствует со зданием филиала Третьяковки. Здесь собрано до сотни авторских работ из камня, гипса, дерева и других материалов


Почти все работы здесь выполнены в стиле модернизма, тематические и художественные замыслы их авторов весьма разнообразны. Вот фотографии некоторых скульптур, демонстрируемых на этой площадке. На первой из них - работа Ф.Рзаева, название которой "Москва-река" (1990, известняк)


Вот ещё снимки некоторых экспонатов, находящихся здесь, на первом из них ещё одна работа Ф.Рзаева - "Танец"







Ещё одна работа, демонстрируемая среди многих других на этой площадке - скульптура С.Щербакова "Игры с быком" (1998, известняк)


Следующий обзорный снимок этой площадки завершает начальную часть нашей прогулки по Музеону


На этом снимке видно, что отсюда, как и из многих других уголков парка, открывается вид на верхнюю часть известной скульптуры З.Церетели "Пётр I" , установленной на Москве-реке в месте слияния её с обводным каналом. Забегая вперёд, скажем, что в полный рост скульптура эта (её настоящее название "В ознаменование 300-летия российского флота") открывается с набережной, где мы побываем во время нашей прогулки.

Другие многочисленные экспонаты этого музея скульптур, как мы уже упоминали, можно увидеть вдоль парковых аллей, на газонах и лужайках. На одной из лужаек, рядом с площадкой, где мы только что побывали, привлекает внимание посетителей скульптура "Мужчина и женщина" (автор И.Бондаренко, 2001, мрамор)


Невдалеке отсюда, в оном из уголков парка, можно вновь познакомиться с уже известными многим из нас творениями знаменитых художников-монументалистов - со скульптурами, которые были убраны с московских площадей в начале 90-х годов. Среди них выдающиеся по своему художественному исполнению фигуры Ф.Дзержинского (Е.Вучетич, 1958, бронза) и Я.Свердлова (Р.Амбарцумян, Б.Тхор, 1978, бронза). Здесь же высеченный из розового гранита памятник И.Сталину - уменьшенная авторская копия гигантской 26-метровой скульптуры, которая украшала вход в канал им.Москвы и была уничтожена в 1961 году (С.Меркуров, 1937). Впечатляет здесь и новое знакомство с огромным, изящно исполненным монументом М.Горького


Раньше этот памятник украшал площадь у Белорусского вокзала - здесь формально заканчивалась улица Горького (ныне Тверская), но для транспорта, направлявшегося к центру Москвы с Ленинградского шоссе, с этой площади она только начиналась. В связи с реконструкцией прилегающей к вокзалу территории в 2005 году скульптура перенесена в Музеон, но по окончании затянувшихся на многие годы работ памятник может быть возвращен на прежнее место (Примечание: это предчувствие, возникшее при первом посещении Музеона, не обмануло меня - в конце 2017 года монументальное художественное творение вернулось на обновлённую площадь Белорусского вокзала) . Теперь вернёмся на аллеи парка и познакомимся с некоторыми другими интересными скульптурами










На одной из лужаек увидели мы и живую скульптуру


Это группа ребят спортивного вида под руководством девушки-инструктора создавала гимнастические скульптурные картинки, одна из которых была запечатлена на фотоснимке. И вновь на аллеях и лужайках скульптурные портреты известных всем нам ученых, писателей, артистов, общественных деятелей. Эти портреты выполнены, как правило, в стиле классического реализма из мрамора или гранита. Вот некоторые из них - бюсты писателя Н.Островского (мрамор), академика А.Ферсмана (гранит), ученого-физика А.Эйнштейна (мрамор). Фигура А.Эйнштейна и его коллеги Н.Бора запечатлена ещё на одной скульптурной композиции, выполненной в стиле модерн. Вот фотографии этих скульптур





Среди экспонатов есть и модернистские художественные творения, которые выполнены из, казалось бы, несочетаемых между собой материалов, таких, например, как крупных кусков или глыб камня, соединённых с металлическими скульптурными деталями. Вот одна из таких работ - "Собирающий камни" (О.Гаркушенко, 1995, гранит, металл)


С аллей парка можно полюбоваться видом не только знаменитой скульптурой З.Церетели, но и видом на храм Христа Спасителя, который находится на противоположном берегу Москвы-реки


На этом мы закончим прогулку по аллеям Музеона и направимся в другую его часть - на Крымскую набережную, на которой, пожалуй, не менее многолюдно, чем в зеленой части парка. По-особому вольготные условия созданы здесь для велосипедистов, любителей роликов, скейтов и других подобных средств передвижения, ведь для них, как уже упоминалось, выделены специальные широкие дорожки с односторонним движением в ту или другую сторону каждая. Как и пешеходная зона, тянутся эти дорожки вдоль всей Крымской набережной, а их продолжением за Крымским мостом является набережная парка им.Горького. Не менее удобны здесь и места для отдыха с широкими и удобными скамейками, а также лужайки с мягкими бескаркасными креслами-мешками. К тому же, отсюда открываются прекрасные виды на монументальное творение З.Церетели, на храм Христа Спасителя и водную гладь реки со снующими по ней белоснежными теплоходами. Идиллия, да и только...



На другой части набережной, с тыльной стороны здания Третьяковки - широкий деревянный ступенчатый настил перед "фонтанным раем"



Это тоже одно из любимейших мест посетителей парка. Здесь можно не только полюбоваться фонтанами с ниспадающими и вновь устремляющимися вверх струями, но и насладиться прохладой в знойный день, или даже пробежаться через лабиринт непредсказуемо возникающих и внезапно исчезающих хрустальных водных струй, рассыпающихся и становящихся похожими на брызги шампанского. У Крымского моста, условно разделяющего старую территорию парка им.Горького и его новую составную часть, мы, казалось бы, могли закончить нашу прогулку по Музеону.


Во время этой прогулки мы познакомились с фотоснимками всего лишь нескольких десятков экспонатов нового музея искусств. Но ведь в Музеоне экспонируется ОКОЛО СЕМИСОТ (!!) скульптур, да ещё несколько сотен хранится в запасниках парка-музея. Так что дальнейшее знакомство с ними неминуемо. Думаю, что у читателей этого очерка возникнет такое желание, тем более, что прогулки по музею прекрасно сочетаются с активным отдыхом в одном из замечательных новых московских парков. Однако, здесь есть ещё один чудесный уголок, который мы пока не посетили. Я имею в виду вернисаж с сотнями (а может быть и тысячами) картин различных жанров и художественных стилей. Его новые павильоны вытянулись вдоль набережной от Крымского моста вглубь парка. Все они объединены под единой крышей, выполненной в виде волн. Я насчитал пятнадцать таких волн. Под каждой волной восемь небольших павильонов, которые арендуют авторы или продавцы картин.

Произведения лучших советских скульпторов старшего поколения тесно связаны с ленинским планом монументальной пропаганды. Его осуществлению свои способности, труд, горение души отдал и Михаил Федорович Бабурин. Творческое формирование мастера проходило в первые послереволюционные десятилетия, а самые замечательные композиции он создал, когда кончилась война.

Это было время знаменательных свершений, общего подъема, вдохновенного творческого энтузиазма. После горя, суровых испытаний и разрушений, которые принесла война, люди особенно остро почувствовали потребность в красоте, созидательной деятельности, в украшении своего быта, строительстве и реконструкции городов. По всей стране разрастались многочисленные жилые массивы, возводились новые общественные здания, частью оформления которых активно и полноправно стала монументальная и декоративная пластика.

Талантливому скульптору в расцвете сил выпало счастье внести заметный вклад в создание современного облика столицы. Еще до войны Бабурин выполнил несколько рельефов для грандиозного архитектурного комплекса Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В 40–е и 50–е годы он продолжил работу в области синтеза искусства и архитектуры. С монументальной бабуринской пластикой мы встречаемся сегодня в дорогих сердцу достопримечательных местах столицы.

Произведения скульптора для торжественных архитектурных ансамблей и отдельных сооружений стали бесспорной художественной классикой. Высотные здания на Ленинских горах, Котельнической набережной, площади Восстания, гостиницы «Советская» и «Пекин», здания московских автодорожного и пищевого институтов, станция метро «Курская-Кольцевая» включают скульптуры, рельефы, декоративное оформление Бабурина. Эти работы красноречиво говорят об активной социальной позиции, стройном и последовательном градостроительном мышлении, прекрасном декоративном даре художника. Он создавал вместе с другими талантливыми коллегами – скульпторами и архитекторами – особую романтически-приподнятую атмосферу города, олицетворяющего торжество социалистической эпохи.




В работах для Москвы, как и в последующих крупных произведениях – монументах для Уфы и Костромы, в полную силу дала знать страстная увлеченность мастера масштабными задачами времени, проявилась тяга к гражданственным темам, углубилось понимание места художника в социалистическом строительстве, обретенное на всю жизнь еще в годы учебы и становления.

Михаил Бабурин родился и вырос в рабочей семье в городе, названном именем Ленина. Исполненное гордости отношение к человеку-созидателю осмысливалось как самое главное и необходимое еще в ранней юности. Выбор профессии художника во многом был связан с увлечением матери, талантливо мастерившей с помощью иглы и ножниц из картона и материи удивительные по красоте фигурки. Пятнадцатилетним юношей Бабурин поступил в Петроградский художественно-промышленный техникум, затем стал студентом отделения скульптуры ленинградского Вхутеина.

В Высшем художественно-техническом институте преподавали Всеволод Всеволодович Лишев и Александр Терентьевич Матвеев, выдающиеся скульпторы, активно участвовавшие в ленинском плане монументальной пропаганды. Они привили своему ученику уважительное отношение к классическому наследию от античной пластики до русской монументальной скульптуры XIX века. Учителя передали Михаилу Бабурину не только владение законами архитектоники формы, ясный реалистический метод ваяния, – они укрепили в нем мысль о высокой общественной миссии монументального искусства. Не случайно темой диплома скульптор выбрал образ Ленина (проект памятника для Витебска) и не раз успешно возвращался в творчестве к этой ответственной и особенно дорогой теме.


Уже первые серьезные работы художника – «Ядрометатель», «Материнство», «Шахтер, читающий «Правду» – обнаруживают приверженность к темам, прославляющим современника, человека с новой психологией – труженика, духовно развитую личность, сильный и цельный характер. Сдвиги, происшедшие в экономике страны, в сознании народа, приковывали внимание скульптора. Его вдохновлял образ человека, способного на грандиозные дела, созидающего счастливое будущее. И он не просто делал портрет современника, а воплощал типический характер рабочего, поэтическое обобщение героя своего времени. Человек и труд, красота мечты и пафос реальных свершений нераздельны в творчестве мастера.

Дочь Бабурина – Надежда Михайловна вспоминает о несколько курьезных трудностях, с которыми ей пришлось столкнуться после смерти отца, каталогизируя его произведения. Многие из них носили одно и то же гордое и взволнованное название: «Торжество труда». Приходилось что-то придумывать за автора, чтобы не перепутать работы. Торжество труда – это ключевое определение всего его творчества, посвященного рабочему классу, колхозникам, славным сыновьям и дочерям Родины.

Бабурин решал заветную тему в монументальных и станковых произведениях, в статуях и многофигурных композициях, используя «высокий стиль повествования». Его «рабочие» и «колхозницы» пронизаны подлинным величием, романтической окрыленностью, это герои невиданного в истории эпического времени. Но средства, с помощью которых скульптор добивался необходимого торжественного состояния, были ясреннего мира человека. Тем не менее он не поступался своей индивидуальностью, не копировал античные образцы, а давал современное толкование образа. Он переосмысливал древнюю культуру, черпал в ней вдохновение и своим искусством доказывал, что сегодняшние герои достойны тех же возвышенных гармоничных форм воплощения, что и античные боги. Из русских ваятелей Бабурину представлялись наиболее интересными Иван Мартос и Михаил Козловский. Первый покорял безупречной компоновкой рельефных фризов, второй – мастерством передачи тончайших пластических особенностей фигуры.


В рельефах монумента в честь 400–летия добровольного присоединения Башкирии к России манера исполнения, приемы композиции в соединении групп и трактовка отдельных персонажей напоминают величавый строй многофигурных эллинистических фризов. А проработка деталей одежды столь же изумительна и филигранна. Игра складок, легкое струение драпировок, радостная мелодия ритмов подчеркивают ощущение полноты и счастья современной действительности.

И многие другие произведения мастера – «Сыны российские», «Песня», «На Российской земле», «Слава Советской Конституции» – характеризуются упругим четким ритмом, музыкальной плавностью обрисовки фигур, умением свободно компоновать большие скульптурные массы. Основная мысль этих композиций – победа человека в его борьбе за счастье, прогресс, величие и могущество Родины.

Воспевая труд современников, Михаил Федорович шел в поисках и решениях темы не от некоего абстрактного понятия. Он знал на собственном опыте, что такое труд, неослабевающее напряжение творчества. Каждую новую вещь делал подолгу, прикидывая возможные варианты, сверяясь с богатейшим натурным материалом. В мастерской скульптора всегда было много предварительных эскизов, рисунков-наметок, всевозможных свидетельств кропотливых типажных и композиционных поисков.


М. Бабурин, Г. Левицкая, Ю. Гаврилов, Е. Кутырев. «Монумент
в честь 400–летия добровольного присоединения Башкирии к России».
Фрагмент. Бронза, гранит. 1965.

В работе над произведением, предназначенным для архитектуры, Михаил Федорович ценил и уважал коллективный труд. Он выполнял ответственные творческие задания вместе с такими известными скульпторами, как Николай Васильевич Томский, Андрей Петрович Файдыш, Павел Иванович Бондаренко, Владимир Ефимович Цигаль. Последнее время часто в качестве соавтора Бабурина выступала Галина Петровна Левицкая. Постоянно его окружали ученики. И дело было не только в том, что многие годы он преподавал в институте имени В. И. Сурикова. Ученики всегда тянутся к настоящему мастеру.

По достоинству оценивая гражданский и творческий опыт художника, признавая его весомый вклад в искусство скульптуры, в создание эстетически полноценного, привлекательного облика современного города, Родина отметила его выдающиеся заслуги. В составе группы скульпторов Михаил Федорович Бабурин был удостоен Государственной премии СССР. К его имени с уважением прибавляли высокие звания действительного члена Академии художеств СССР, народного художника СССР, профессора.

Произведения мастера живут на улицах и площадях городов, радуют людей, ради которых он работал и кто вдохновлял его на труд. А результаты этого труда мы без колебаний относим к золотому фонду советской художественной классики.