Альбрехт дюрер кратко о творчестве. Картины Альбрехта Дюрера (живопись), смотреть творчество художника, фото работ с названиями. Альбрехт Дюрер - цитаты

Содержание грозной бушующей эпохи, ее идейные достижения нашли глубокое отражение в творчестве Альбрехта Дюрера (1471–1528), великого художника-мыслителя Германии. Дюрер обобщил реалистические искания предшественников и современников в целостную систему художественных воззрений и тем положил начало новому этапу в развитии немецкого искусства. Пытливость ума, разносторонность интересов, устремленность к новому, смелость больших начинаний, интенсивность и широта восприятия жизни ставят его рядом с великими итальянцами – Леонардо да Винчи, Рафаэлем и Микеланджело. Влечение к идеальной гармоничной красоте мира, стремление найти путь к познанию рациональных законов природы пронизывают его творчество.

Взволнованно воспринимая бурные события современности, Дюрер сознавал несоответствие ее классическим идеалам и создавал глубоко национальные типические образы людей своей страны, исполненные внутренней силы и сомнений, волевой энергии и раздумья. Наблюдая действительность, Дюрер убеждался в том, что живая натура не может уложиться в классические формулы. Творчество Дюрера поражает контрастами. В нем уживаются рассудочность и чувство, тяга к монументальному и привязанность к деталям. Живший на грани двух эпох, Дюрер отразил в своем искусстве трагизм социальных кризисов, закончившихся разгромом крестьянской войны.

Дюрер родился в Нюрнберге. С ранних лет в мастерской отца, золотых дел мастера, затем у художника Вольгемута и в годы странствий по немецким землям Дюрер впитал наследие немецкого искусства 15 века, но главным его учителем стала природа. Для Дюрера, как и для Леонардо, искусство представлялось одной из форм познания. Отсюда его необычайный интерес к природе, ко всему, с чем встречался художник во время путешествий. Дюрер первый в Германии рисовал обнаженное тело с натуры. Он создавал пейзажные акварели, изображал животных, драпировки, цветы и т. д. Его безупречно точные рисунки проникнуты трогательно-любовным отношением к подробностям. Дюрер изучал математику, перспективу, анатомию, интересовался естествознанием и гуманитарными науками. Дважды Дюрер совершил путешествие в Италию и создал ряд ученых трактатов («Руководство к измерению», 1525; «Четыре книги о пропорциях человека», 1528).

Новаторские устремления художника проявились во время путешествия его в Южную Германию, Швейцарию и Венецию. По возвращении в Нюрнберг, где Дюрер основал свою мастерскую, развернулась его многогранная деятельность. Он писал портреты, закладывал основы немецкого пейзажа, преобразовывал традиционные библейские и евангельские сюжеты, вкладывая в них новое жизненное содержание. Особое внимание художника привлекала гравюра: сначала ксилография, а затем гравюра на меди. Дюрер расширил тематику графики, привлекая литературные, бытовые сюжеты. В его гравюрах появились образы крестьян, горожан, бюргеров, рыцарей и т. д. Высшее творческое достижение этих лет – серия гравюр на дереве из шестнадцати листов на тему Апокалипсиса (1498), популярного среди народных масс Германии того времени. В этой серии Дюрера сплетались средневековые религиозные воззрения с тревожными настроениями, вызванными общественными событиями современности. Страшные сцены гибели и кары, описанные в Апокалипсисе, приобрели в предреволюционной Германии злободневный смысл. Дюрер вводил в гравюры множество тончайших наблюдений природы и жизни: архитектуру, костюмы, типы, пейзажи современной Германии. Широта охвата мира, его патетическое восприятие, напряженность форм и движений, свойственные гравюрам Дюрера, не были известны немецкому искусству 15 века; вместе с тем в большей части листов Дюрера живет мятущийся дух поздней немецкой готики. Многосложность и запутанность композиций, бурная орнаментальность линий, динамизм ритмов как бы созвучны мистической экзальтации видений Апокалипсиса.

Грозным пафосом веет от листа «Четыре всадника». По всесокрушающей силе порыва и мрачной экспрессии эта композиция не имеет равной в немецком искусстве того времени. Смерть, суд, война и мор неистово мчатся над землей, уничтожая все на своем пути. Резкие жесты, движения, мрачные лица исполнены ярости и гнева. Вся природа объята волнением. Облака, драпировки одежд, гривы коней бурно развеваются, трепещут, образуя сложный ритмический узор каллиграфических линий. В ужас повержены люди разных возрастов и сословий.

В листе «Битва архангела Михаила с драконом» пафос яростной схватки подчеркнут контрастами света и тени, беспокойно-прерывистым ритмом линий. В героическом образе юноши с вдохновенным и решительным лицом, в озаренном солнцем пейзаже с его безграничными просторами выражена вера в победу светлого начала. Используя привычную для тех времен технику ксилографии, Дюрер усиливал ее выразительность, вводя некоторые приемы гравюры на меди. Господствовавший ранее резкий контур рисунка, слабо заполненный параллельной штриховкой, он заменил более гибким рисунком, исполненным то утолщающейся, то утончающейся линией, вводил штрихи, ложащиеся по форме, применял перекрестные линии, дающие глубокие тени.

В 1500 году в творчестве Дюрера произошел перелом. Пафос и драматизм ранних работ сменились уравновешенностью и гармонией. Усилилась роль спокойного повествования, проникнутого лирическими переживаниями (цикл «Жизнь Марии»). Художник изучал пропорции, работал над проблемой изображения обнаженного тела. В резцовой гравюре на меди «Адам и Ева» (1504) Дюрер стремился воплотить классический идеал красоты. Объемность округлой, почти скульптурной формы подчеркнута как бы скользящими по поверхности поперек строения формы круглящимися штрихами. В живописно трактованный лесной пейзаж органически включены фигуры людей и животных, воплощающих различные символы.

Эти же искания отличают и живописный «Автопортрет» (1500, Мюнхен, Старая пинакотека), где Дюрер претворяет свой образ сквозь призму классического идеала, применяет принципы классической композиции. Вместе с тем он ищет здесь выражения глубокого нравственного совершенства – черт проповедника, призывающего к самопознанию. Свободная композиция ранних автопортретов сменилась фронтальной, статичной, строго размеренными пропорциями, яркая красочность – приглушенно-коричневатым колоритом. Индивидуальные черты несколько идеализированы. Но напряженный взгляд, волны беспокойно извивающихся волос, нервный жест руки обнаруживают тревожность настроения. Ренессансная ясность представлений о людях этой эпохи уживалась с взволнованным восприятием мира. Познакомившись во время второй поездки в Венецию (1506–1507) с живописной культурой венецианцев, Дюрер развил чувство цвета, обратился к решению проблемы света. С «наивысшим прилежанием» он работал в технике масляной живописи, применяя пять-шесть, а иногда и восемь прокладок по подмалевку, исполненному в гризайли.

В двухметровой алтарной композиции «Праздник четок» (1506, Прага, Национальная галерея) Дюрер решил религиозную тему, по существу, как групповой портрет многочисленных дарителей различных сословий, изображенных на фоне солнечного горного пейзажа у трона Марии. Гармоничное равновесие целого, строгая пирамида фигур центральной части сближают композицию с произведениями Высокого Возрождения. Художник достиг необычной для него мягкости живописной манеры, богатства нюансов цвета, впечатления воздушности среды. В «Женском портрете» (1506, Берлин, Государственные музеи) Дюрер показал мастерское владение искусством воспроизведения тончайших переходов светотени, сближающих его с живописью Джорджоне. Образ привлекает задушевностью и богатством психологических оттенков.

Изучение произведений итальянских мастеров привело Дюрера к преодолению пережитков позднеготического искусства, но от идеальных классических образов он вновь обратился к остроиндивидуальным, полным драматизма. Возникли три мастерские гравюры на меди – «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513), «Святой Иероним» (1514), «Меланхолия» (1514), которые знаменуют вершину его творчества. В традиционных сюжетах, исполненных символов и намеков, Дюрер обобщил представление гуманистов того времени о различных сторонах духовной деятельности человека. В гравюре «Святой Иероним» раскрыт идеал гуманиста, посвятившего себя постижению высших истин. В решении темы, в бытовой интерпретации образа ученого ведущую роль играет интерьер, претворенный художником в эмоциональную поэтическую среду. Фигура Иеронима, погруженного в переводы священных книг,– средоточие композиционных линий, подчиняющих себе множество повседневных деталей интерьера, ограждающих ученого от волнений и суеты мира. Келья Иеронима не мрачное убежище аскета, а скромная комната современного дома. Житейская интимная демократическая интерпретация образа Иеронима дана вне официального церковного толкования, возможно, под влиянием учений реформаторов. Врывающиеся в окно лучи солнца наполняют комнату трепетным движением. Неуловимая игра света и тени придает жизнь пространству, органически связывает с ним формы предметов, одухотворяет среду, создает впечатление уюта. Устойчивые горизонтальные линии композиции подчеркивают настроение покоя.

Гравюра «Рыцарь, смерть и дьявол» раскрывает мир остроконфликтных отношений человека с окружающей средой, его понимание долга и морали. Путь закованного в броню всадника чреват опасностями. Из сумрачной чащи леса наперерез ему скачут призраки – дьявол с алебардой и смерть с песочными часами, напоминая о быстротечности всего земного, об опасностях и соблазнах жизни. Не обращая на них внимания, решительно следует по избранному пути всадник. В его суровом облике – напряжение воли, озаренной светом разума, нравственная красота человека, верного долгу, мужественно противостоящего опасности.

Замысел «Меланхолии» до сих пор не раскрыт, но образ могучей крылатой женщины впечатляет значительностью, психологической глубиной. Сотканный из множества смысловых оттенков, сложнейших символов и намеков, он пробуждает тревожные мысли, ассоциации, переживания.

Меланхолия – это воплощение высшего существа, гения, наделенного интеллектом, владеющего всеми достижениями человеческой мысли того времени, стремящегося проникнуть в тайны вселенной, но одержимого сомнениями, тревогой, разочарованием и тоской, сопровождающими творческие искания. Среди многочисленных предметов кабинета ученого и столярной мастерской крылатая Меланхолия остается бездеятельной. Сумрачное холодное небо, озаренное фосфорическим светом кометы и радуги, взлетающая над бухтой летучая мышь – предвестник сумерек и одиночества – усиливают трагичность образа. Но за глубокой задумчивостью Меланхолии скрывается напряженная творческая мысль, дерзновенно проникающая в тайны природы. Выражение безграничной силы человеческого духа сближает образ Меланхолии с драматическими образами плафона Сикстинской капеллы, гробницы Медичи. «Меланхолия» принадлежит к числу произведений, «повергших в изумление весь мир» (Вазари).
Художественный язык Дюрера в гравюрах на меди тонкий и разнообразный. Дюрер применял параллельные и перекрестные штрихи, пунктир. Благодаря введению техники сухой иглы (гравюра «Святой Иероним») добивался поразительной прозрачности теней, богатства вариаций полутонов и ощущения вибрирующего света. К 1515– 1518 годам относятся опыты Дюрера в новой, тогда только возникшей технике офорта.

Большое место в творчестве Дюрера принадлежит портретам, исполненным в рисунке, гравюре и живописи. Художник подчеркивал наиболее существенные характерные черты модели. В исполненном углем «Портрете матери» (1514, Берлин, Государственные музеи, Гравюрный кабинет) в асимметричном старческом лице с исхудавшими чертами, в глазах запечатлены следы жизненных невзгод и разрушений. Напряженно вьющиеся экспрессивные линии обостряют яркую выразительность образа. Эскизность, местами густой и черный, местами легкий штрих придают рисунку динамичность.

В 20-х годах 16 века в искусстве Дюрера стали сильнее ощутимы веяния грозной и мужественной эпохи крестьянских войн и Реформации. В его портретах выступали люди могучего духа, мятежные, устремленные в будущее. В их осанке – напряжение вопи, в лицах – взволнованность чувств и мыслей. Таковы волевой, исполненный высоких душевных порывов и тревоги Бернгард фон Рестен (1521, Дрезден, Картинная галерея), энергичный Хольцшуэр (1526, Берлин – Далем, Картинная галерея), «Неизвестный в черном берете» (1524, Мадрид, Прадо) с печатью неукротимых страстей во властных чертах. Творческие искания Дюрера завершили «Четыре апостола» (1526, Мюнхен, Старая пинакотека). Образы апостолов: волевого, мужественного, но мрачного, с гневным взглядом Павла, флегматичного, медлительного Петра, философски-созерцательного, с одухотворенным лицом Иоанна и возбужденно-действенного Марка – остроиндивидуальны, исполнены внутреннего горения. В то же время в них воплощены черты передовых людей эпохи немецкой Крестьянской войны, которая «пророчески указала на грядущие классовые битвы». Это гражданственные образы поборников правды. Звучные цветовые контрасты одежд – светло-зеленого, ярко-красного, светло-синего, белого – усиливают экспрессию образов. Замыкая могучие, изображенные в рост фигуры, спокойно стоящие в пределах узких двухметровых створок, художник достигает духовной напряженности, выражения сдержанного величия. Это позднее произведение Дюрера превосходит монументальностью все ранее сделанное им в живописи.

Творчество Дюрера определило ведущее направление искусства немецкого Возрождения. Влияние его на современных художников было велико; оно проникло даже в Италию, во Францию. Одновременно с Дюрером и вслед за ним выступила плеяда крупных художников. Среди них были тонко чувствующий гармонию природы и человека Лукас Кранах Старший (1472–1553) и наделенный огромной силой воображения Маттиас Готхардт Нейтхардт, известный под именем Маттпас Грюневальд (1475–1528), связанный с мистическими народными учениями и готической традицией. Творчество Дюрера проникнуто духом бунтарства, отчаянного исступления или ликования, высоким накалом чувств и мучительной экспрессией то вспыхивающего, то замирающего, то гаснущего, то пламенеющего цвета и света.

Будучи сыном ювелира, Дюрер некоторое время в своей биографии работал учеником, сначала в мастерской отца. Начиная с 1489 года, он трудился в студии художника Михаэля Вольгемута. По окончанию обучения отправился в путешествие, побывал в Колмаре, Базеле, Страсбурге, а в 1494 году в Италии. Во время путешествий Дюрер добывает множество знаний из первоисточников. Так многому научился у Мартина Шонгауэра, известнейшего гравера того времени.

Находясь в Италии, Дюрер увлекся стилем Мантегны и Беллини. Внимательно наблюдая за реалистичными деталями в живописи, Дюрер развил рациональную систему перспективы, а также человеческих пропорций. Однако кроме этого Дюрер создавал полотна под влиянием воображения (например, «Four Horsemen of the Apocalypse»). В 1498 году он выполнил серию громадных гравюр на тематику пророческих предвидений.

После 1500 года Дюрер начинает больше интересоваться историей искусств, а его гравировочные работы насыщаются множеством мелких деталей. В первом десятилетии 16 века Дюрер создал две серии гравюр «Passion of Christ», «Life of the Virgin». В 1505 году он совершил вторую поездку в Италию. Он остался в Венеции примерно на два года. Его чувственное восприятие окружающего мира отразилось на множестве полотен, в том числе акварельных, изображающих растительный и животный мир. Кроме того он создал превосходную серию пейзажей Альп, выполненную во время его путешествия в Италию.

Будучи другом известнейших в его время гуманистов, Дюрер в некоторых своих работах выразил гуманистические наклонения (например, «Knight, Death, and the Devil», «St. Jerome in his Cell», «Melencolia I»). Некоторое время он исследовал идеальные человеческие пропорции. Для императора Максимилиана I Дюрер разработал несколько проектов, включая гравюру, известную как «Triumphal Arch», «Triumphal Procession». Будучи теоретиком, Дюрер написал трактат о человеческих пропорциях, работу по практической геометрии, а также трактат по построению укреплений.

В некоторых поздних работах Альбрехта Дюрера отразилось влияние теорий Лютера («Last Supper»). В 1502 году Дюрер отправился в Нидерланды, где он был признан как мастер. Таким образом, Дюрер стал первым немецким художником, признанным за пределами своей родины. Во второй декаде 16 века Дюрер сосредоточенно работал над переводом световых и тональных эффектов в графику.

Полотно Дюрера «Portrait of His Father» (1409) находится во Флоренции, его автопортрет (1493), а также некоторые ранние известные полотна – в Лувре. Другими известными работами Дюрера являются «Paumgartner Altar» в Мюнхене, «Feast of the Rose Garlands», «Adoration of the Trinity» в Вене. Работа «Heller Altar» была уничтожена пожаром в 18 веке.

Дюрер изображал человеческие фигуры, а особенно это проявилось в мифологических сценах, с превосходным чувством пропорций. Будучи талантливым художником и гравером, за всю биографию Дюрер создал множество превосходных гравюр. Его работы оказали большое влияние на следующие поколения.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Чем прославился Дюрер, немецкий художник и какие были его основные идеи в творчестве, Вы узнаете из этого доклада.

Альбрехт Дюрер доклад

Страна, где родился Альбрехт Дюрер – это Германия. Он появился на свет в городе Нюрнберг 21 мая 1471 году в семье ювелира. У его родителей было 18 детей, и наш герой был третьим ребенком. Отец будущего художника был мастером в своем деле и с раннего детства хотел привить сыну любовь к ювелирному делу. Но у мальчика проявлялись другие таланты – творческие, и отцу пришлось смириться с тем, что Альбрехт не станет ювелиром. Родители, решив развивать талант мальчика, отдали его на обучение к местному художнику Михаэлю Вольгемуту.

Вольгемут славился не только как хороший художник, но и как мастер гравюры. Поэтому юноша освоил еще и это направление искусства. Свое обучение Дюрер закончил в 1490 году и тогда же написал первую свою картину «Портрет отца». Последующие 4 года он провел в путешествиях по Европе с целью посмотреть, как же живут люди в других странах, но и посмотреть мир, набраться ярких впечатлений.

Альбрехт в 1492 году посетил Кольмару, желая встретиться с известным живописцем Мартином Шонгауэром. Но увидеться им не удалось, так как Мартин умер за год до появления юного художника в Кольмаре. Дальше на пути его был Базель. В 1493 году он посетил Страсбург. Сюда его отец прислал письмо, в котором говорилось о том, что он женил своего сына «заочно». Браки такого рода были распространены.

Возвратившись домой, художник Альбрехт Дюрер обвенчался 7 июля с Агнессой Фрей, дочерью славного медика. Их брак нельзя было назвать счастливым, хотя бы потому, что он был заключен против их воли. Но, несмотря на это, они прожили в браке до смерти. Дюрер в 1495 году написал портрет своей супруги «моя Агнесса». Детей у пары не было.

Настоящая слава пришла к нему в 1494 году, когда он возвращается из Италии, где жил Альбрехт Дюрер полгода. Его гравюры разошлись по миру огромным числом копий. В 1505 году художник уезжает обратно в Италию, где его встречали с почестями. Посетив Венецию, Дюрер создал алтарный образ «Праздник четок» специально для церкви Сан-Бартоломео.

Его слава росла, работы художника узнавались и каждый хотел иметь их у себя дома. На родину Альбрехт возвращается в 1507 году. Спустя 2 года покупает себе большой дом. Кстати, его имение сохранилось и до сегодня.

Зимой 1512 года в Нюрнберг приехал Максимилиан I — император Священной Римской империи. Дюрер успел к этому времени увековечить в портрете двух его предшественников на троне. Максимилиану понравились работы автора, и он заказал художнику свой портрет. Но расплатиться за работу император не смог, поэтому назначил ему ежегодную солидную премию из нюрнбергской казны. В 1519 году Максимилиан умирает и художнику перестали выплачивать премию. И что сделал Альбрехт Дюрер? Он поехал в 1920 году к новому императору Карлу V, чтобы восстановить ежегодные выплаты. И это ему удалось. На обратном пути художник заболевает малярией и 6 апреля1528 года умирает.

Альбрехт Дюрер основные идеи

Художник заложил основы нового этапа в развитии искусства Германии. В своих работах он стремился к гармоничной идеальной красоте мира, рациональным законам природы. Дюрер на полотнах создавал типические, глубоко национальные образы, полны внутренней силы, раздумья и волевой энергии. Его творчество поражает контрастами. На картинах уживаются привязанность к деталям и тяга к монументальному, чувство и рассудочность.

Альбрехт Дюрер известные картины: «Апостолы Иаков и Филипп», « Автопортрет Старуха с мешочком монет», « Мученичество десяти тысяч христиан», « Ева», «Мадонна с грушей», «Автопортрет с остролистом», «Праздник венков из роз», «Портрет отца Геракл и cтимфалийские птицы», «Мужской портрет», «Отец художника», «Спаситель Мира», «Автопортрет в перчатках», «Адам», «Самоубийство Лукреции», «Кормящая Мадонна», « Дрезденский алтарь», «Святой Иероним».

Надеемся, что доклад на тему «Альбрехт Дюрер» помог Вам подготовиться к занятиям. А сообщение о Альбрехт Дюрер Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Будущий отец художника приехал в Германию из небольшой венгерской деревни Эйтас в 1455 году. Он решил осесть в прогрессивном, деловом и богатом городе Германии того времени – Нюрнберге, входившем в состав Баварии.

Вид Нюрнберга. Всемирная хроника Шеделя, 1493 г.

В 1467 году, когда ему было уже около 40 лет, он взял в жены юную дочь золотых дел мастера Иеронима Хольпера. На тот момент Барбаре было всего 15.

Портреты отца – Альбрехта Дюрера Старшего, 1490 и 1497 гг.

Их гениальный сын родился в Нюрнберге 21 мая 1471 года и был третьим ребенком в семье. Всего Барбара Дюрер за время своего замужества родила 18 детей. Альбрехту повезло – он был одним из тех трех мальчиков, что дожили до совершеннолетия. Своих детей у него не было вовсе, как и у двух его братьев Эндреса и Ханса.

Отец будущего художника работал ювелирным мастером. Его тоже звали Альбрехт Дюрер (1427– 1502). Мать занималась домашним хозяйством, усердно посещала церковь, много рожала и часто болела. Через некоторое время после смерти отца Барбара Дюрер перебралась жить к Альбрехту Младшему. Она помогала в реализации работ сына. Умерла в его доме 17 мая 1514 года на 63-м году жизни. О своих родителях Дюрер почтительно отзывался как о больших тружениках и благочестивых людях.

Портреты матери – Барбары Дюрер (в девичестве Хольпер), 1490 и 1514 гг.

Творческий и жизненный путь Альбрехта Дюрера

Альбрехт Дюрер – крупнейший живописец и непревзойденный гравер не только Германии, но и всего западноевропейского искусства эпохи Возрождения в Северной Европе. Он обладал уникальной техникой резной гравюры на меди.

Каким был путь, который привёл Дюрера к столь высокому признанию?

Отец хотел, чтобы сын продолжил его дело и стал ювелиром. С одиннадцати лет Дюрер Младший учился в мастерской отца, но мальчика влекла живопись. Тринадцатилетним подростком он создал свой первый автопортрет при помощи серебряного карандаша. Техника работы таким карандашом очень трудна. Линии, прочерченные им, невозможно исправить. Дюрер гордился этой работой и позже надписал: «Я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году, когда я был еще ребенком. Альбрехт Дюрер». Причем надпись он сделал в зеркальном отражении.

Автопортрет Альбрехта Дюрера, 1484 г.

Дюреру Старшему пришлось уступить интересам сына. В пятнадцатилетнем возрасте юноша по договору между отцом и потомственным нюрнбергским художником Микаэлем Вольгемутом поступил на обучение в его мастерскую. У Вольгемута он учился как живописи, так и гравировке по дереву, помогал создавать витражи и алтарные изображения. По окончании обучения Дюрер отправился в странствие в качестве подмастерья для знакомства с опытом мастеров из других регионов, совершенствования своих навыков и расширения кругозора. Поездка длилась с 1490 по 1494 год – в его так называемые «чудесные годы» становления молодого художника. За это время он посетил такие города как Страсбург, Кольмар и Базель.

Он ищет свой собственный художественный стиль. С середины 1490-х годов Альбрехт Дюрер обозначает свои работы инициалами «AD».

Технику гравюры на меди он совершенствовал в Кольмаре у трёх братьев знаменитого мастера Мартина Шонгауэра. Самого его уже не было в живых. Затем Дюрер переехал к четвёртому брату Шонгауэра в Базель – один из тогдашних центров печатания книг.

В 1493 году во время своего ученического странствия Дюрер Младший создал очередной автопортрет, на этот раз написанный маслом, и отослал его в Нюрнберг. Он изобразил себя с чертополохом в руке. По одной из версий это растение символизировало верность Христу, по другой мужскую верность. Возможно этим портретом он презентовал себя будущей жене и давал понять, что будет верным мужем. Некоторые искусствоведы считают, что этот портрет был подарком невесте.

Автопортрет с чертополохом, 1493 г. Дюреру 22 года.

После этого Альбрехт вернулся в Нюрнберг для женитьбы. Отец организовал бракосочетание с дочерью богатого местного торговца. 7 июля 1494 года состоялось свадьба Альбрехта Дюрера и Агнес Фрей.

Портрет жены Дюрера, «Моя Агнес», 1494 г.

Через некоторое время после заключения брака последовала еще одна поездка по более дальнему маршруту. На этот раз через Альпы в Венецию и Падую. Там он знакомится с творчеством выдающихся итальянских художников. Делает копии с гравюр Андреа Мантеньи и Антонио Поллайоло. Также на Альбрехта производит впечатление то, что в Италии художники уже не считаются простыми ремесленниками, а имеют в обществе более высокий статус.

В 1495 Дюрер пускается в обратный путь. По дороге он рисует акварелью пейзажи.

Вернувшись домой из Италии он наконец может позволить себе заиметь собственную мастерскую.

Следующие нескольких лет его стиль живописи отражает влияние итальянских живописцев. В 1504 году он пишет полотно «Поклонение волхвов». Эта картина сегодня считается одной из самых выдающихся живописных работ Альбрехта Дюрера периода 1494 – 1505 гг.

С 1505 и до середины 1507 года он ещё раз побывал в Италии. Посетил Болонью, Рим и Венецию.

В 1509 году Альбрехт Дюрер приобретает большой дом в Нюрнберге и проводит в нём почти двадцать лет своей жизни.

В июле 1520 года художник едет в Нидерланды, прихватив с собой жену Агнес. Он посещает старинные центры нидерландской живописи – Брюгге, Брюссель, Гент. Повсюду делает архитектурные зарисовки, а также наброски людей и животных. Встречается с другими художниками, знакомится с крупнейшим ученым Эразмом Ротердамским. Дюрер уже давно знаменит и его всюду принимают с почтением и почестями.

В Аахене он становится свидетелем коронации императора Карла V. Позже встречается с ним, чтобы продлить действие привилегий, полученных ранее от предыдущего императора Максимилиана I, заказы которого он выполнял.

К несчастью, во время нидерландского путешествия Дюрер подхватывает «удивительную болезнь», предположительно малярию. Его мучают приступы и однажды он отправляет врачу рисунок со своим изображением, где он пальцем указывает на болезненное место. Рисунок сопроводил пояснением.

Гравюры Альбрехта Дюрера

Среди своих современников Альбрехт Дюрер делает себе имя прежде всего на создании гравюр. Его виртуозные работы отличаются большим размером, тонким и точным рисунком, схватыванием характеров, сложной композицией. Дюрер превосходно освоил технику гравировки как на дереве так и на меди. От начала и до конца все работы по созданию гравюр мастер выполняет сам, в т.ч. резьбу с беспрецедентной детальностью и тонкостью линий. При этом использует инструменты, изготовленные по собственным рисункам. Делает многочисленные оттиски, тиражи которых широко распространяются по Европе. Так он стал издателем своих произведений. Его гравюры были широко известны, очень популярны и хорошо раскупались. Значительно укрепила его престиж серия гравюр «Апокалипсис» 1498 года издания.

Шедеврами Дюрера признаются «Мастерские гравюры»: в 1513 году он вырезал гравюру на меди «Рыцарь, смерть и дьявол», а в 1514 целых две: «Святого Иеронима в келье» и «Меланхолию».

Пожалуй, самое знаменитое изображение носорога так называемый «Носорог Дюрера», созданный в 1515 году. Сам он не видел это диковинное для Германии животное. Художник вообразил его облик по описаниям и чужим рисункам.

«Носорог Дюрера», 1515 г.


Магический квадрат Альбрехта Дюрера

В 1514 году, как указано выше, мастер создал гравюру «Меланхолия» – одно из самых таинственных своих произведений. Изображение наполнено массой символических деталей, до сих пор дающих простор для интерпретаций.

В верхнем правом углу Дюрер вырезал квадрат с цифрами. Его особенность в том, что если плюсовать числа в любом направлении, то полученные суммы будут всегда равняться 34-м. Эта же цифра получается при подсчёте чисел в каждой из четырёх четвертей; в среднем четырехугольнике и при сложении чисел из клеток в углах большого квадрата. А в две центральные клетки нижнего ряда художник вписал год создания гравюры – 1514 .

Гравюра «Меланхолия» и магичкский квадрат Дюрера, 1514 г.

Рисунки и акварели Дюрера

На одной из ранних пейзажных акварелей Дюрер изобразил на берегу реки Пегниц мельницу и волочильную мастерскую, в которой изготавливалась медная проволока. За рекой расположились деревни в окрестностях Нюрнберга, вдали синеют горы.

Волочильня на реке Пегниц, 1498 г.

Один из самых известных рисунков «Молодой заяц» нарисован в 1502 году. Художник обозначил дату его создания и поставил свои инициалы «AD» прямо под изображением животного.

В 1508 году он нарисовал белилами на синей бумаге собственные руки, сложенные в молитве. Это изображение доныне наиболее часто тиражируется и даже переведено в скульптурную версию.

Руки в молении, 1508 г.

По подсчетам специалистов, до наших дней охранилось более 900 рисунков Альбрехта Дюрера.

Дюрер, пропорции и нагота

Дюрера увлекает желание найти идеальные пропорции фигуры человека. Он тщательно исследует обнаженные тела людей. В 1504 году создаёт выдающуюся гравюру на меди «Адам и Ева». Для изображения Адама художник берёт за образец позу и пропорции мраморной статуи Аполлона Бельведерского. Это античное изваяние было найдено в конце XV века в Риме. Идеализация пропорций отличает работу Дюрера от принятых тогда средневековых канонов. В дальнейшем он всё же предпочитал изображать реальные формы в их разнообразии.

В 1507-м пишет живописный диптих на эту же тему.

Он стал первым немецким художником, который изобразил нагих людей. В Веймарском замке хранится портрет Дюрера, на котором он максимально откровенно совершенно обнаженным изобразил и себя.

Автопортрет обнаженного Дюрера, 1509 г.

Автопортреты

Автопортреты Альбрехт Дюрер писал с мальчишеского возраста и до старости. В каждом из них есть своя изюминка, а зачастую и новшество. Автопортрет, который шокировал современную художнику публику, написан в 1500 году. На нём 28-летний Альбрехт предстаёт в дерзком образе, потому что напоминает изображение самого Христа.

Автопортрет, 1500 г. Дюреру 28 лет.

К тому же портрет написан в анфас. В то время такую позу использовали для написания изображений святых, а светские портреты в Северной Европе создавали в повороте модели в три четверти. Также в этом портрете прослеживаются продолжающиеся поиски художником идеальных пропорций.

Смерть Альбрехта Дюрера и память о нем

Художник умер в своем нюрнбергском доме 6 апреля 1528 года, не дожив полтора месяца до своего 57-летия. Его уход стал огромной потерей не только для Германии, Альбрехта Дюрера оплакивали все великие умы Европы того времени.

Его похоронили на нюрнбергском кладбище Святого Иоанна. Друг всей его жизни немецкий гуманист Виллибальд Пиркгеймер написал для надгробия: «Под этим холмом покоится то, что было смертного в Альбрехте Дюрере».

Надгробие Альбрехта Дюрера

В доме Дюрера с 1828 года функционирует музей Albrecht-Dürer-Haus .

Видео по теме

Источники:

  • Книга: Дюрер. С. Зарницкий. 1984.
  • «Немецкая гравюра»