Cтраница 1
Пространственный признак практически может быть использован только в системах с дискретными сигналами. Для передачи большого потока информации использование этого признака требует значительного количества проводов, что противоречит принципу экономичности каналов связи.
По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.
По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межхозяйственном, анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.
По пространственному признаку выделяют внутрихозяйственные, отраслевые, региональные и общегосударственные резервы.
По пространственному признаку можно выделить анализ внутрифирменный и межфирменный. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.
По пространственному признаку выделяют внутрихозяйственные, отраслевые, региональные и общегосударственные резервы.
По пространственному признаку различают внутрифирменный и межфирменный анализ. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.
По пространственному признаку выделяют внутрихозяйственные, отраслевые, региональные и общегосударственные резервы.
ЗПо пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный.
По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более строительных предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.
Его также следует отличать по пространственному признаку от понятий экологическое бедствие и чрезвычайная экологическая ситуация. Дело в том, что оно охватывает чрезвычайные происшествия, имеющие место только в акваториях (водном пространстве), вне зависимости от их правового статуса, и связанные с угрозой (риском) для безопасности людей и окружающей среды.
Характер преобразований растра при моделировании эффекта горизонтального движения (а, изменения высоты (б, бокового уклонения (s, изменения углов курса (г. тангажа (д и крена (е. Исходные растр и изображение показаны пунктиром. |
Модификация телевизионных ИБО, направленная на улучшение воспроизведения пространственных признаков, связана с усложнением аппаратуры. Поэтому модифицированные ИБО применяются в тех случаях, когда воспроизводимые ими дополнительные признаки играют решающую роль при пространственном восприятии летчиком моделируемых полетных ситуаций.
Первым показателем является то, что корковые клетки организованы по пространственному признаку. В этом плане они как бы повторяют рецепторное поле, которое первым отражает внешнюю энергию. Это позволяет человеку воспринимать размеры и форму раздражителя в пространстве, а также его перемещение.
Теоретическая часть
1. Виды анализа хозяйственной деятельности и области их применения
2. Факторы, определяющие результаты хозяйственной деятельности, и их классификация
Практическая часть
Задача №1
Задача
№2
Теоретическая часть
1. Виды анализа
хозяйственной деятельности и области их применения
Изучение всего вокруг происходит с помощью анализа.
Анализ – расчленение явлений на составные части или элементы для изучения их как частей целого. Этот прием помогает заглянуть внутрь исследуемого предмета или явления (определить его внутреннюю сущность и определить роль каждого этапа в случайном порядке).
Вместе с тем, необходимо решить, что исходное является экономичным. В том числе не могут быть отнесены только с помощью анализа и другие способы, например синтез. Синтез выявляет связи и зависимости между отдельными частями изучаемого предмета.
Под анализом, в широком смысле слова, понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанном на расчленении по составным частям и применение их во всем многообразии связей и зависимостей.
Возникновение экономического анализа, как самостоятельной отрасли науки, связаны с производительностью научных сил и производственных отношений.
Виды анализа:
Общеэкономический – экономический анализ и экономические явления на макроуровне. Общественно-экономические формации на государственном уровне национальной экономики и ее отдельных отраслей.
Конкретно-экономический анализ – изучение экономических явлений на микроуровне, анализ хозяйственной деятельности. Он применяется для изучения экономики отдельных предприятий, объединений и их отдельных единиц.
Становление хозяйственной деятельности обусловлено общими объективными требованиями и условиями, которые свойственны возникновению любой отрасли знаний. Практическая потребность связана с возникновением экономической науки вообще. Раньше функции хозяйственной деятельности-анализа содержались в других экономических науках (бухучет, финансы, статистика). Когда эти науки не смогли удовлетворить запросы практики, то анализ хозяйственной деятельности стал отдельной наукой.
Различие целей и задач хозяйственной деятельности обуславливает необходимость применения того или иного вида анализа, различных методов и приемов его проведения, увязки их во времени и пространстве. В этих условиях, чтобы обеспечить наиболее рациональное использование возможностей анализа хозяйственной деятельности, необходимо иметь классификацию ее видов.
1. Отраслевой – выделяют отраслевой анализ, его методика учитывает специфику отдельных отраслей экономики.
2. Межотраслевой – представляет свободную теоретическую и методическую основу АХД, т.е. – есть теория АХД.
3. По признаку времени:
а) предварительный или перспективный анализ;
б) последовательный или ретроспективный анализ – проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснований управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего, оценки выполнения и предупреждения нежелательных результатов.
в) контрольный – проводится после проведения хозяйственной операции. Используется для контроля выполнения плана, выявления неиспользуемых резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятия.
Последовательный (ретроспективный) анализ делится на оперативный и итоговый.
Оперативный (ситеционный) проводится сразу после совершения хозяйственной операции или изменения ситуации за короткие промежутки времени (день, неделя). Цель оперативного анализа – оперативно выявить недостатки и быстро воздействовать на хозяйственные процессы.
Итоговый (результативный) – проводится за отчетный период времени (месяц, год). Его ценность заключается в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным. Этим объясняется полная оценка деятельности предприятия по использованию возможностей.
4. По пространственному признаку:
Внутрихозяйственный анализ – изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений.
Внешнехозяйственный анализ – в его процессе сравниваются результаты деятельности двух и более предприятий. Внешнехозяйственный – позволяет выявить передовой опыт, резервы и недостатки. И на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.
5. По субъектам управления – хозяйственная деятельность состоит из-под систем: экономика, техника, технология, организация производства, социальные условия труда, природоохранная деятельность и т.д. Поэтому акцент анализа может быть смещен в сторону какой-либо подсистемы. В связи с этим, выделяют следующие виды анализа: технико-экономический анализ – его проводят технические службы. Суть заключается в изучении взаимодействия технических и экономических процессов, установления их влияния на экономические результаты.
Финансово-экономический анализ – осуществляется финансовой службой предприятия, финансовыми и кредитными органами и в финансово- экономическом предприятии, и анализируется: выполнение финансового плана, эффективность и использование собственного и заемного капитала, выявляются резервы прибыли, роста и рентабельности, улучшения финансового состояния предприятия, улучшение платежных способностей предприятия.
Бухгалтерский анализ (проводится аудиторами) – экспертная диагностика финансового "здоровья" предприятия. Проводится с целью оценки и прогнозирования финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия.
Социально-экономический анализ – его проводят экономический службы управления, социальные, статистические группы. Изучают взаимосвязь социально-экономических процессов, их влияние на группы хозяйственных процессов.
Экономико-статистический анализ – его проводят статистические органы. Применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления предприятия, отрасли, региона, государства в целом, например: средняя ЗП.
Экономико-экологический анализ – его проводят органы окружающей среды. Изучают взаимодействия экологических и экономических процессов.
Маркетинговый анализ – его проводит служба маркетинга. Применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия для изучения рынков сбыта, рынков сырья, изучения конкурентоспособности предприятия, для изучения спроса и предложения, формирования ценовой политики, изучение коммерческих рисков (рисковой прибыли), для разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
6. По методике изучения объектов:
Сравнительный анализ – сравниваются отчетные показатели о результатах хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года с данными прошлых лет и с данными других предприятий.
Факторный анализ – заключается в выявлении величины влияния факторов на прирост и уровень результата главных показателей.
Диагностический экспресс анализ – способ установления характера нарушения нормативного хода экономических процессов на основе типичных признаков.
Маржинальный анализ – метод оценки и обоснований эффективности управленческих решений на основе взаимосвязи объема продаж, себестоимости прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.
Экономико-математический анализ – это выбор оптимального варианта решения экономической задачи, выявления резервов.
Стохастический анализ – разного рода зависимостей (дисперсионный, коррекционный и др.). Применяются для изучения зависимости между исследуемыми явлениями и процессами. Функционально-стоимостный анализ или метод выявления резервов.
7. По субъектам:
Внутренний анализ – непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного управления производственной, финансовой и коммерческой деятельности.
Внешний анализ – проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, инвесторами и т.д.
8. По охвату изучаемых объектов:
Сплошной анализ (все объекты);
Выборочный (выводы по результатам обследования части объектов).
Комплексный анализ – деятельность предприятий изучается всесторонне;
Тематический анализ –
отдельные стороны, которые представляют наибольший интерес.
2. Факторы,
определяющие результаты хозяйственной деятельности, и их классификация
Результаты работы предприятий, их подразделений зависят от ряда факторов.
Факторы - это условия хозяйственных процессов и причины, влияющие на них.
Классификация факторов:
1. а) Производственно-экономические - это факторы ресурсов. (Средства труда, предметы труда и труд).
б) Технико-экономические – это механизация и автоматизация процессов, внедрение достижений науки, техники и т.д.
в) Социально-экономические (связано с обществом). Участие трудящихся в управлении предприятием, движение новаторов в производстве, моральное стимулирование работников.
г) Социально-психологические - это факторы, связанные с совместной работой людей в коллективе.
д) Физиологические факторы (санитарно-гигиенические условия труда, эстетическое состояние помещений).
2. Основные и второстепенные.
К основным относятся факторы, оказывающие решающее влияние на хозяйственную деятельность. Все остальные факторы являются второстепенными.
3. Поддающиеся и неподдающиеся количественной оценке.
4. Постоянные и временные.
Постоянные действуют непрерывно, весь изучаемый период.
Временные функционируют определенный период.
5. Интенсивные и экстенсивные.
Экстенсивные связаны с расширением материально-технической базы предприятий, дополнительным привлечением ресурсов. Решающими факторами выступают интенсивные.
6. Общие и специфические.
Общие действуют во всем народном хозяйстве.
Специфические функционируют в отдельных отраслях или на отдельных предприятиях.
7. Простые и сложные.
Простые являются результатом действия одной причины.
Сложные возникают под воздействием комплекса причин.
8. Прямые и расчетные.
Влияние прямых факторов определяется без специальных расчетов.
Действие расчетных измеряется с помощью специальных приемов.
9. Положительные и отрицательные.
10. Объективные и субъективные.
Объективные не зависят от деятельности предприятий (изменение цен на ресурсы).
Субъективные зависят от
результата работы предприятия (эффективность использования ресурсов).
Практическая часть
Задача № 1
Используя способы
сравнения и относительных величин, произвести сравнительный анализ выполнения
плана по объему выпуска продукции. Сделать выводы.
кварталы |
прошлый год |
отчетный год |
% вып.плана |
отклонение (+,-) от |
Темп изменен. % |
|||||||
прошлого года |
||||||||||||
сумма млн. руб. |
сумма млн. руб. |
сумма млн. руб. |
по сумме млн. руб. |
по уд. весу % |
по сумме млн. руб. |
по уд. весу % |
||||||
Определим уд.вес (%) за
прошлый год:
уд.вес I=1980*100/8310=23.8%
уд.вес II=1910*100/8310=23%
уд.вес III=2080*100/8310=25%
уд.вес IV=2340*100/8310=28.2%
Определим уд.вес (%) по
плану:
уд.вес I=2220*100/8720=25.4%
уд.вес II=1980*100/8720=22.7%
уд.вес III=2140*100/8720=24.5%
уд.вес IV=2380*100/8720=27.4%
Определим уд.вес (%) по
факту:
уд.вес I=2280*100/8880=25.7%
уд.вес II=1920*100/8880=21.6%
уд.вес III=2260*100/8880=25.5%
уд.вес IV=2420*100/8880=27.2%
Определим % выполнения
плана:
вып.плана I=2280*100/2220=102.7%
вып.плана II=1920*100/1980=96.7%
вып.плана III=2260*100/2140=105.6%
вып.плана IV=2420*100/2380=101.6%
вып.плана за
год=8880*100/8720=101.8%
Рассчитаем отклонения
от прошлого года (млн.рублей):
откл. I=2280-1980=300 млн.руб.
откл. II=1920-1910=10 млн.руб.
откл. III=2260-2080=180 млн.руб.
откл. IV=2420-2340=80 млн.руб.
за год=300+10+180+80=570
млн.рублей
Рассчитаем отклонение
уд.веса (%) прош.года:
откл. I=25.7-23.8=1.9%
откл. II=21.6-23=-1.4%
откл. III=25.5-25=0.5%
откл. IV=27.2-28.2=-1%
Рассчитаем отклонение
от плана (млн.руб.):
откл.I=2280-2220=60 млн.руб.
откл.II=1920-1980=-60 млн.руб.
откл.III=2260-2140=120 млн.руб.
откл.IV=2420-2380=40 млн.руб.
за год=8880-8720=160 млн.руб.
откл.I=25.7-25.4=03%
откл.II=21.6-22.7=-1.1%
откл.III=25.2-24.5=1%
откл.IV=27.2-27.4=-0.2%
Рассчитаем темп
изменения (%):
за I кв.=2280/1980-1=0.15 или 15%
за II кв.=1920/1910-1=0.005 или 0.5%
за III кв.=2260/2080-1=0.08 или 8.7%
за IV кв.=2420/2340-1=0.03 или 3.4%
за
год=15+0.5+8.7+3.4=27.6%
Вывод: Удельный вес за I кв. по факту увеличился на 0.3% в сравнении с удельным весом за I кв. по плану, а также увеличился на 1.9 % по сравнению с удельным весом за I кв. прошлого года.
Удельный вес за II кв. по факту уменьшился на 1.1% в сравнении с удельным весом за II кв. по плану, а также уменьшился на 1.4 % по сравнению с удельным весом за II кв. прошлого года.
Удельный вес за III кв. по факту увеличился на 1% в сравнении с удельным весом за III кв. по плану, а также увеличился на 0.5 % по сравнению с удельным весом за III кв. прошлого года.
Удельный вес за IV кв. по факту уменьшился на 0.2% в сравнении с удельным весом за IV кв. по плану, а также уменьшился на 1 % по сравнению с удельным весом за IV кв. прошлого года.
План за I кв. перевыполнен на 2.7%, за II кв. недовыполнен на 3.3%, за III кв. перевыполнен на 5.6%, за IV кв. перевыполнен на 1.6%, в итоге за год план перевыполнен на 1.8%, что позволило заработать по сравнению с планом на 160 млн.рублей больше, и соответственно больше на 570 млн.рублей по сравнению с прошлым годом.
Темп изменения за I
кв. составил 15.1%, за II
кв. 0.5%, за III кв. 8.7% и за IV
кв. 3.4%.
Задача №2
На основании данных, приведенных в таблице, рассчитать влияние изменения трудоемкости продукции на среднечасовую выработку 1 рабочего.
Классификация экономического анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач, для разработки методики его проведения и для организации аналитического процесса.
По отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делится на отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.), и межотраслевой (теория анализа хозяйственной деятельности), который является теоретической и методологической основой экономического анализа во всех отраслях экономики.
По признаку времени экономический анализ подразделяется на перспективный (предварительный) и ретроспективный (последующий, исторический).
Перспективный анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений и планов-прогнозов, предупреждения нежелательных результатов.
Перспективный анализ в зависимости от длины временного горизонта делится на краткосрочный и долгосрочный (стратегический). Краткосрочный анализ охватывает период до одного года, а долгосрочный - свыше года. Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный - стратегической политики предприятия в области бизнеса. Второй вид менее детализирован, чем первый, но его роль значительно выше. Если выбрана правильная стратегия развития предприятия, то тогда легче принимать тактические решения. В условиях рыночной конкуренции стратегический анализ становится неотъемлемой частью управленческой деятельности.
Ретроспективный анализ осуществляется после совершения хозяйственных актов. Он необходим для изучения тенденций развития, контроля за выполнением оперативных планов, объективной оценки и диагностики результатов деятельности предприятия и уровня предпринимательских рисков.
Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный и итоговый. Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его - оперативно оценивать изменения относительно заданных параметров, выявлять недостатки и причины их возникновения, своевременно принимать корректирующие меры по их устранению. Рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуации как производственной, ком-мерческой, финансовой деятельности предприятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный анализ приобретает особое значение.
Итоговый анализ изучает результаты работы за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная и объективная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.
Оперативный и итоговый анализы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают возможность руководству предприятия не только оперативно ликвидировать недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие периоды времени, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности бизнеса.
По пространственному признаку можно выделить анализ внутрифирменный и межфирменный. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных под-разделений. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий, что позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности, внести коррективы в стратегическую и тактическую политику предприятия.
По аспектам исследования выделяют финансовый, операционный (технико-экономический), социально-экономический, экономико-статистический, экономико-экологический, маркетинговый, инвестиционный, функционально -стоимостный и другие виды анализа.
Важное место среди всех видов экономического анализа занимает финансовый анализ, который может быть охарактеризован как процесс познания сущности финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования. Основное его назначение состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового состояния предприятия и выявлении резервов повышения его устойчивости. На уровне предприятия его проводят финансовые службы. Внешний финансовый анализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т.д.
Операционный анализ связан с оценкой и прогнозированием результатов операционной деятельности предприятия, выявлением резервов увеличения выпуска продукции, изменения ее структуры, совер-шенствования техники, технологии и организации производства.
Социально-экономический анализ проводят экономические службы предприятия, социологические лаборатории, статистические органы. Он изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности.
Экономико-статистический анализ применяется статистическими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона.
Экономико-экологический анализ проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.
Маркетинговый анализ применяется службой маркетинга предприятия или объединения для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности предприятия.
Функционально-стоимостный анализ (ФСА) исследует функции, которые выполняет объект, и методы их реализации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и так далее.
По методике исследования объектов различают качественный и количественный (факторный) анализ, экспресс-анализ, фундаментальный анализ, ситуационный анализ (анализ чувствительности), маржинальный (предельный) анализ, экономико-математический анализ и т.д.
Качественный анализ - это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках изучаемых явлений и процессов.
Количественный анализ основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов.
Экспресс-анализ представляет собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства. Если темпы роста товарной продукции выше темпов реализации продукции, то это признак затоваривания (работы на склад). Наличие просроченных обязательств, замедление оборачи-ваемости капитала, хроническая убыточность - индикаторы вероятности банкротства предприятия.
Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер происходящих процессов, не производя глубоких фундаментальных исследований, требующих дополнительного времени и средств.
Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария.
Ситуационный анализ предназначен для решения конкретных управленческих задач в условиях изменившейся ситуации (экономической, правовой, политической и т.п.). Для его проведения требуется системное аналитическое исследование, способное всесторонне оценить ситуацию и последствия принимаемого решения, умение генерировать и анализировать альтернативные варианты решений в условиях неопределенности.
Маржинальный анализ - это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные. С его помощью определяют критические величины объема продаж, цены, постоянных и переменных расходов, при достижении которых финансовый результат будет равен нулю. Оптимальный уровень производства оказывается в точке пересечения кривых предельных издержек и предельного дохода.
С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования производственного потенциала предприятия.
По субъектам (пользователям) анализа различают внутренний (управленческий) и внешний анализ. Внутренний анализ осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Его результаты являются коммерческой тайной. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.
По степени охвата объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном - по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.
По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом - только отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес. Например, вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимости продукции и пр.
Каждая из названных форм экономического анализа своеобразна по содержанию, организации и методике его проведения.
Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач. В экономической литературе анализ хозяйственной деятельности классифицируется по разным признакам (рисунок 2).
По отраслевому признаку , который основывается на общественном разделении труда, анализ делится на отраслевой , методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики, и межотраслевой , который является теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях национальной экономики, или, другими словами, теорией анализа хозяйственной деятельности.
По признаку времени экономический анализ подразделяется на предварительный (перспективный) и последующий.
Предварительный (прогнозный) анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов.
Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятий.
Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный и итоговый (результативный). Оперативный (ситуационный) анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его – оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы.
Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.
По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.
Важное значение имеет классификация экономического анализа по объектам управления . Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природоохранной деятельности и др. Аспект анализа по желанию управляющего органа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды.
Рисунок 2. Классификация видов экономического анализа
Технико-экономический анализ, которым занимаются технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия.
Финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия.
Аудиторский (бухгалтерский) анализ – это экспертная диагностика финансового состояния предприятия. Проводится аудиторами или аудиторскими фирмами с целью оценки и прогнозирования финансового состояния и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования.
Управленческий анализ проводят все службы предприятия с далью предоставления руководству информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники и технологии и организации производства, носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной.
Социально-экономический анализ (экономические службы управления, социологические лаборатории, статистические органы) изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности.
Экономико-статистический анализ (статистические органы) применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли и региона.
Экономико-экологический анализ (органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия) исследует взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.
Маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или объединения) применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
По методике изучения объектов анализ хозяйственной деятельности может быть сопоставительным, диагностическим, факторным, маржинальным, экономико-математическим, детерминированным, экономико-статистическим, функционально-стоимостным и т.д.
При сопоставительном анализе обычно ограничиваются сравнением отчетных показателей о результатах хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года, данными прошлых лет, передовых предприятий.
Факторный анализ направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.
Диагностический (экспресс) анализ представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения. Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер нарушений, не производя непосредственных измерений, т.е. без действий, которые требуют дополнительного времени и средств.
Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.
С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.
Детерминированный анализ применяется для исследования функциональных взаимосвязей между факторными и результативными показателями.
Стохастический анализ (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.) используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятий.
Функционально-стоимостный анализ (ФСА) представляет собой метод выявления резервов. Он базируется на функциях, которые выполняет объект, и сориентирован на оптимальные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изделия (научно-исследовательские работы, конструирование, производство, эксплуатация и утилизация). Его основное назначение в том, чтобы выявить и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощений конструкции изделия, замены материалов и т.д.
По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистический отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.
По охвату изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном – по результатам обследования только части объектов.
Каждая из названных форм экономического анализа своеобразна по содержанию организации и методике его проведения.
Вопросы для самопроверки:
По каким признакам классифицируется экономический анализ?
Какие виды экономического анализа можно выделить по методике изучения объектов?
В чем заключается разница между маржинальным и факторным анализом?
Какой из видов анализа наиболее подходит для экспресс диагностики финансового состояния предприятия?
Теоретическая часть
Практическая часть
Задача №1
Задача №2
Теоретическая часть
1. Виды анализа хозяйственной деятельности и области их применения
Изучение всего вокруг происходит с помощью анализа.
Анализ – расчленение явлений на составные части или элементы для изучения их как частей целого. Этот прием помогает заглянуть внутрь исследуемого предмета или явления (определить его внутреннюю сущность и определить роль каждого этапа в случайном порядке).
Вместе с тем, необходимо решить, что исходное является экономичным. В том числе не могут быть отнесены только с помощью анализа и другие способы, например синтез. Синтез выявляет связи и зависимости между отдельными частями изучаемого предмета.
Под анализом, в широком смысле слова, понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанном на расчленении по составным частям и применение их во всем многообразии связей и зависимостей.
Возникновение экономического анализа, как самостоятельной отрасли науки, связаны с производительностью научных сил и производственных отношений.
Виды анализа:
Общеэкономический – экономический анализ и экономические явления на макроуровне. Общественно-экономические формации на государственном уровне национальной экономики и ее отдельных отраслей.
Конкретно-экономический анализ – изучение экономических явлений на микроуровне, анализ хозяйственной деятельности. Он применяется для изучения экономики отдельных предприятий, объединений и их отдельных единиц.
Становление хозяйственной деятельности обусловлено общими объективными требованиями и условиями, которые свойственны возникновению любой отрасли знаний. Практическая потребность связана с возникновением экономической науки вообще. Раньше функции хозяйственной деятельности-анализа содержались в других экономических науках (бухучет, финансы, статистика). Когда эти науки не смогли удовлетворить запросы практики, то анализ хозяйственной деятельности стал отдельной наукой.
Различие целей и задач хозяйственной деятельности обуславливает необходимость применения того или иного вида анализа, различных методов и приемов его проведения, увязки их во времени и пространстве. В этих условиях, чтобы обеспечить наиболее рациональное использование возможностей анализа хозяйственной деятельности, необходимо иметь классификацию ее видов.
1. Отраслевой – выделяют отраслевой анализ, его методика учитывает специфику отдельных отраслей экономики.
2. Межотраслевой – представляет свободную теоретическую и методическую основу АХД, т.е. – есть теория АХД.
3. По признаку времени:
а) предварительный или перспективный анализ;
б) последовательный или ретроспективный анализ – проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснований управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего, оценки выполнения и предупреждения нежелательных результатов.
в) контрольный – проводится после проведения хозяйственной операции. Используется для контроля выполнения плана, выявления неиспользуемых резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятия.
Последовательный (ретроспективный) анализ делится на оперативный и итоговый.
Оперативный (ситеционный) проводится сразу после совершения хозяйственной операции или изменения ситуации за короткие промежутки времени (день, неделя). Цель оперативного анализа – оперативно выявить недостатки и быстро воздействовать на хозяйственные процессы.
Итоговый (результативный) – проводится за отчетный период времени (месяц, год). Его ценность заключается в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным. Этим объясняется полная оценка деятельности предприятия по использованию возможностей.
4. По пространственному признаку:
Внутрихозяйственный анализ – изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений.
Внешнехозяйственный анализ – в его процессе сравниваются результаты деятельности двух и более предприятий. Внешнехозяйственный – позволяет выявить передовой опыт, резервы и недостатки. И на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.
5. По субъектам управления – хозяйственная деятельность состоит из-под систем: экономика, техника, технология, организация производства, социальные условия труда, природоохранная деятельность и т.д. Поэтому акцент анализа может быть смещен в сторону какой-либо подсистемы. В связи с этим, выделяют следующие виды анализа: технико-экономический анализ – его проводят технические службы. Суть заключается в изучении взаимодействия технических и экономических процессов, установления их влияния на экономические результаты.
Финансово-экономический анализ – осуществляется финансовой службой предприятия, финансовыми и кредитными органами и в финансово- экономическом предприятии, и анализируется: выполнение финансового плана, эффективность и использование собственного и заемного капитала, выявляются резервы прибыли, роста и рентабельности, улучшения финансового состояния предприятия, улучшение платежных способностей предприятия.
Бухгалтерский анализ (проводится аудиторами) – экспертная диагностика финансового "здоровья" предприятия. Проводится с целью оценки и прогнозирования финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия.
Социально-экономический анализ – его проводят экономический службы управления, социальные, статистические группы. Изучают взаимосвязь социально-экономических процессов, их влияние на группы хозяйственных процессов.
Экономико-статистический анализ – его проводят статистические органы. Применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления предприятия, отрасли, региона, государства в целом, например: средняя ЗП.
Экономико-экологический анализ – его проводят органы окружающей среды. Изучают взаимодействия экологических и экономических процессов.
Маркетинговый анализ – его проводит служба маркетинга. Применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия для изучения рынков сбыта, рынков сырья, изучения конкурентоспособности предприятия, для изучения спроса и предложения, формирования ценовой политики, изучение коммерческих рисков (рисковой прибыли), для разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
6. По методике изучения объектов:
Сравнительный анализ – сравниваются отчетные показатели о результатах хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года с данными прошлых лет и с данными других предприятий.
Факторный анализ – заключается в выявлении величины влияния факторов на прирост и уровень результата главных показателей.
Диагностический экспресс анализ – способ установления характера нарушения нормативного хода экономических процессов на основе типичных признаков.
Маржинальный анализ – метод оценки и обоснований эффективности управленческих решений на основе взаимосвязи объема продаж, себестоимости прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.
Экономико-математический анализ – это выбор оптимального варианта решения экономической задачи, выявления резервов.
Стохастический анализ – разного рода зависимостей (дисперсионный, коррекционный и др.). Применяются для изучения зависимости между исследуемыми явлениями и процессами. Функционально-стоимостный анализ или метод выявления резервов.
7. По субъектам:
Внутренний анализ – непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного управления производственной, финансовой и коммерческой деятельности.
Внешний анализ – проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, инвесторами и т.д.
8. По охвату изучаемых объектов:
Сплошной анализ (все объекты);
Выборочный (выводы по результатам обследования части объектов).
Комплексный анализ – деятельность предприятий изучается всесторонне;
Тематический анализ – отдельные стороны, которые представляют наибольший интерес.
2. Факторы, определяющие результаты хозяйственной деятельности, и их классификация
Результаты работы предприятий, их подразделений зависят от ряда факторов.
Факторы - это условия хозяйственных процессов и причины, влияющие на них.
Классификация факторов:
1. а) Производственно-экономические - это факторы ресурсов. (Средства труда, предметы труда и труд).
б) Технико-экономические – это механизация и автоматизация процессов, внедрение достижений науки, техники и т.д.
в) Социально-экономические (связано с обществом). Участие трудящихся в управлении предприятием, движение новаторов в производстве, моральное стимулирование работников.
г) Социально-психологические - это факторы, связанные с совместной работой людей в коллективе.
д) Физиологические факторы (санитарно-гигиенические условия труда, эстетическое состояние помещений).
2. Основные и второстепенные.
К основным относятся факторы, оказывающие решающее влияние на хозяйственную деятельность. Все остальные факторы являются второстепенными.
3. Поддающиеся и неподдающиеся количественной оценке.
4. Постоянные и временные.
Постоянные действуют непрерывно, весь изучаемый период.
Временные функционируют определенный период.
5. Интенсивные и экстенсивные.
Интенсивные связаны с наиболее эффективным применением достижений НТП и обеспечивают развитие экономики за счет повышения производительности труда, улучшения использования ресурсов.
Экстенсивные связаны с расширением материально-технической базы предприятий, дополнительным привлечением ресурсов. Решающими факторами выступают интенсивные.
6. Общие и специфические.
Общие действуют во всем народном хозяйстве.
Специфические функционируют в отдельных отраслях или на отдельных предприятиях.
7. Простые и сложные.
Простые являются результатом действия одной причины.
Сложные возникают под воздействием комплекса причин.
8. Прямые и расчетные.
Влияние прямых факторов определяется без специальных расчетов.
Действие расчетных измеряется с помощью специальных приемов.
9. Положительные и отрицательные.
10. Объективные и субъективные.
Объективные не зависят от деятельности предприятий (изменение цен на ресурсы).
Субъективные зависят от результата работы предприятия (эффективность использования ресурсов).
Практическая часть
Задача № 1
Используя способы сравнения и относительных величин, произвести сравнительный анализ выполнения плана по объему выпуска продукции. Сделать выводы.
кварталы |
прошлый год |
% вып.плана |
отклонение (+,-) от |
Темп изменен. % |
||||||||
прошлого года |
||||||||||||
сумма млн. руб. |
сумма млн. руб. |
сумма млн. руб. |
по сумме млн. руб. |
по уд. весу % |
по сумме млн. руб. |
по уд. весу % |
||||||
Определим уд.вес (%) за прошлый год:
уд.вес I=1980*100/8310=23.8%
уд.вес II=1910*100/8310=23%
уд.вес III=2080*100/8310=25%
уд.вес IV=2340*100/8310=28.2%
Определим уд.вес (%) по плану:
уд.вес I=2220*100/8720=25.4%
уд.вес II=1980*100/8720=22.7%
уд.вес III=2140*100/8720=24.5%
уд.вес IV=2380*100/8720=27.4%
Определим уд.вес (%) по факту:
уд.вес I=2280*100/8880=25.7%
уд.вес II=1920*100/8880=21.6%
уд.вес III=2260*100/8880=25.5%
уд.вес IV=2420*100/8880=27.2%
Определим % выполнения плана:
вып.плана I=2280*100/2220=102.7%
вып.плана II=1920*100/1980=96.7%
вып.плана III=2260*100/2140=105.6%
вып.плана IV=2420*100/2380=101.6%
вып.плана за год=8880*100/8720=101.8%
Рассчитаем отклонения от прошлого года (млн.рублей):
откл. I=2280-1980=300 млн.руб.
откл. II=1920-1910=10 млн.руб.
откл. III=2260-2080=180 млн.руб.
откл. IV=2420-2340=80 млн.руб.
за год=300+10+180+80=570 млн.рублей
Рассчитаем отклонение уд.веса (%) прош.года:
откл. I=25.7-23.8=1.9%
откл. II=21.6-23=-1.4%
откл. III=25.5-25=0.5%
откл. IV=27.2-28.2=-1%
Рассчитаем отклонение от плана (млн.руб.):
откл.I=2280-2220=60 млн.руб.
откл.II=1920-1980=-60 млн.руб.
откл.III=2260-2140=120 млн.руб.
откл.IV=2420-2380=40 млн.руб.
за год=8880-8720=160 млн.руб.
Рассчитаем отклонение уд.веса (%) от плана:
откл.I=25.7-25.4=03%
откл.II=21.6-22.7=-1.1%
откл.III=25.2-24.5=1%
откл.IV=27.2-27.4=-0.2%
Рассчитаем темп изменения (%):
за I кв.=2280/1980-1=0.15 или 15%
за II кв.=1920/1910-1=0.005 или 0.5%
за III кв.=2260/2080-1=0.08 или 8.7%
за IV кв.=2420/2340-1=0.03 или 3.4%
за год=15+0.5+8.7+3.4=27.6%
Вывод: Удельный вес за I кв. по факту увеличился на 0.3% в сравнении с удельным весом за I кв. по плану, а также увеличился на 1.9 % по сравнению с удельным весом за I кв. прошлого года.
Удельный вес за II кв. по факту уменьшился на 1.1% в сравнении с удельным весом за II кв. по плану, а также уменьшился на 1.4 % по сравнению с удельным весом за II кв. прошлого года.
Удельный вес за III кв. по факту увеличился на 1% в сравнении с удельным весом за III кв. по плану, а также увеличился на 0.5 % по сравнению с удельным весом за III кв. прошлого года.
Удельный вес за IV кв. по факту уменьшился на 0.2% в сравнении с удельным весом за IV кв. по плану, а также уменьшился на 1 % по сравнению с удельным весом за IV кв. прошлого года.
План за I кв. перевыполнен на 2.7%, за II кв. недовыполнен на 3.3%, за III кв. перевыполнен на 5.6%, за IV кв. перевыполнен на 1.6%, в итоге за год план перевыполнен на 1.8%, что позволило заработать по сравнению с планом на 160 млн.рублей больше, и соответственно больше на 570 млн.рублей по сравнению с прошлым годом.
Темп изменения за I кв. составил 15.1%, за II кв. 0.5%, за III кв. 8.7% и за IV кв. 3.4%.
Задача №2
На основании данных, приведенных в таблице, рассчитать влияние изменения трудоемкости продукции на среднечасовую выработку 1 рабочего.
Сделать выводы.
Трудоемкость 1 млн.руб. продукции рассчитывается по формуле:
ТЕ=ФРВ/ТП,
где ФРВ – фонд рабочего времени; ТП – товарная продукция.
ТЕ п =ФРВ п /ТП п = 329080/88852=3,704 чел.час.;
ТЕ о =ФРВ о /ТП о = 318135/94804=3,356 чел.час.;
Расчет трудоемкости 1 млн.руб. товарной продукции показал, что в отчетном периоде показатель снизился на 9,4%. Исходя из того, что изменение интенсивности труда прямо пропорционально снижению трудоемкости выпущенной продукции, рост производительности труда определяется по формуле:
где ТЕ – снижение трудоемкости выпущенной продукции.
Тогда рост производительности труда составит 10,4% :
Вывод: Производство товарной продукции выросло на 6,7% в то время как количество времени отработанного всеми работниками снизилось на 3,3%. Таким образом, трудоемкость 1 млн.руб. продукции снизилась до 3,356 чел.час., или на 9,4%. Производительность труда выросла на 3%.
Анализ показал, что снижение трудоемкости на 9,4% обеспечило прирост производительности труда на 10,4%.
Список использованной литературы
1. Ришар Жак. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия. –М.: Аудит. ЮНИТИ, 1997.
2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. –Мн.: ИП "Экоперспектива", 1998.
3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия АПК: Учебное пособие. – Мн.: ИП "Экоперспектива", 1999.
4. Шишкин А.К., Микрюков В.А., Дышкант И.Д. Учет, анализ, аудит на предприятии: Учебное пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.
5. Чуев И.И., Чуева Л.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб.для ВУЗов. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2006.