Желтков из какого произведения. А.И. Куприн "Гранатовый браслет": описание, герои, анализ произведения. Внешняя характеристика героя

Поэма написана в 1913 году, сразу после революционных событий. В поэме отразились как реальные события, которым Блок был свидетель (суровая зима 1918 года, костры на улицах, красноармейцы, патрулировавшие улицы, разговорная речь тех времен), так и взгляды самого поэта на историю, сущность цивилизации и культуры. Восприятие Блоком революции весьма своеобразно, и это восприятие в первую очередь связано с философскими и эстетическими взглядами самого Блока, которые формировались в 10-е гг. XX века.

Поэту ненавистна пошлая, бессмысленная, бездуховная жизнь подавляющего большинства людей, «обывателя», постепенно катастрофичность мировоззрения складывается в определенную теорию, которая трактует цивилизацию и историю в духе ницшеанства. Подобный взгляд на историю и цивилизацию разделял Блок, о чем писал в своих статьях: «Интеллигенция и революция», «Искусство и революция», «Крушение гуманизма». Именно как разрушительную стихию, «дионисиевское» начало, пришедшее на смену обветшалой культуре, Блок и воспринял революцию. Именно эту тему развивают две последние поэмы Блока - «Двенадцать», и «Скифы». Отсюда характернейшие черты, которые сознательно подчеркиваются Блоком в сущности революции:

а) разрушительная стихия (образ ветра, мятущиеся представители «старого мира», анархический характер поступков и идеологий «двенадцати»);

б) антихристианская направленность (рефрен «Эх, эх, без креста!», ортодоксальное христианство воспринимаются Блоком так же как часть цивилизации, то есть выродившееся «аполлоническое начало», перекличка с ницшеанской идеей «смерти старых богов») У Блока была своя логика. Для него разрушение выродившейся цивилизации - благословенное действо, ключом к пониманию образа Христа может служить фраза «Мировой пожар в крови; Господи, благослови!»;

в) аморализм (убийство Катьки, враждебность героев ортодок­сальной морали: отрывок «Уж я темячко почешу, почешу…», мотив оружия: «винтовок черные ремни», стрельба и т. д.);

г) гибель старой культуры, цивилизации, всего «старого мира» .

Имея в виду свою поэму «Двенадцать», Блок в революционную и последовавшую за ней эпоху (17 - 18 гг.) призывал «слушать музыку революции», подразумевая под «музыкой» ницшеанскую идею «музыкальной дионисиевской стихии». Блок воспринял революцию как вселенский разрушительный пожар, который должен был принести за собой желанное обновление. Не случайно, что Блок после 18 года не написал ничего существенного до самой своей смерти в 1921 г. Разочарование, последовавшее от того, что революция не явилась тем, что в ней увидел Блок, и, по выражению самого Блока, от «социалистического строительства» (об этом он пишет в своих дневниках) было этому причиной.

Первоначальное название поэмы – «Тринадцатый апостол» – было заменено цензурой. Маяковский рассказывал: «Когда я пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: “Что вы, на каторгу захотели?” Меня спросили – как я могу соединить лирику и большую грубость. Тогда я сказал: «Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите, буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах»». Первое издание поэмы (1915) содержало большое количество цензурных купюр. Полностью, без купюр поэма вышла в начале 1918 года в Москве с предисловием В. Маяковского: «»Облако в штанах»… считаю катехизисом сегодняшнего искусства: “Долой вашу любовь!”, “Долой ваше искусство!”, “Долой ваш строй!”, “Долой вашу религию” – четыре крика четырех частей». Каждая часть поэмы выражает определенную идею. Поэма вовсе не разграфлена на отсеки со своим «Долой!», а представляет собой целостный, страстный лирический монолог, вызванный трагедией неразделенной любви.

Сегодня я – гений!
Александр Блок

Поэма «Двенадцать» явилась откликом на события 1917 года. Отношение к революции определилось через ожидание очистительной бури, сметающей старый, ненавистный поэту мир. Сохранилась «Записка» Блока о поэме: «В январе 1918 года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 и в марте 1914. Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было написано в согласии со стихией. Поэтому те, кто видит в “Двенадцати” политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой – будь они враги или друзья моей поэмы» .

«“Двенадцать” – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью» , – утверждал поэт. Однако первое прочтение поэмы обычно вызывает недоумение и много вопросов.

Вопрос

Почему поэма названа «Двенадцать»? Каков смысл названия?

Ответ

Во-первых, поэма содержит двенадцать глав. Во-вторых, герои поэмы – двенадцать красноармейцев. В-третьих, образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с двенадцатью апостолами. Возникает следующий вопрос. Почему Христос? Что значит этот образ в поэме? На этот вопрос попытаемся ответить в конце урока.

Поэма удивляла еще современников Блока. По утверждению Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей» .

«Двенадцать» – эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющихся одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передает неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.

Поэма построена как ряд сменяющих друг друга сцен из жизни ночного Петрограда начала 1918 года. Здесь нет ничего похожего на прославление революции, напротив, – «злоба, грустная злоба» , стрельба, грабежи, вымерший черный город. «Безродный пес» – образ, который точнее всего передает состояние обитателей Петрограда, связанных со «старым миром» и вчера еще чувствовавших себя хозяевами жизни. «Барыня в каракуле» , «товарищ поп» и «буржуй на перекрестке» робко прячутся от непонятных для них событий и изображены Блоком с нескрываемой иронией.

На фоне разоренного города совершают свое победное шествие двенадцать красногвардейцев «без креста»: «В зубах – цыгарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз. Бубновый туз – лоскут с ромбом – прикрепляли к спине каторжников и бандитов. С появлением отряда в поэме возникает тема революции:

Революционный держите шаг!»

Вопрос

Двенадцать бойцов «вдаль идут державным шагом» под развевающимся «кровавым флагом» . В их хозяйской поступи Блоку слышится музыка рождающегося нового мира.

Композиция отражает стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции» , – призывает Блок.

Вопрос

Как передает Блок «музыку революции» ?

Ответ

Прежде всего, «музыка» у Блока – метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерам, иногда с нерифмованным стихом.

Вопрос

Какие ритмы вы услышали?

Ответ

В поэме звучат интонации марша :

В очи бьется
Красный флаг.
Раздается
Мерный шаг.
Вот – проснется
Лютый враг.

Слышен городской романс . Он интересно обыгрывается: начало знакомое, а дальше – пошел разгул:

Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового –
Гуляй, ребята, без вина!

Часто встречается частушечный мотив :

Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!

Прямо процитирована революционная песня :

Вперед, вперед,
Рабочий народ!

Кроме музыки в поэме заметно выделяются лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию, доносятся обрывки разговоров:

…И у нас было собрание…
…Вот в этом здании…

Язык поэмы был непривычен для читателей. «В согласии со стихией» – звучали совершенно новые ритмы: частушка («Эх, эх, попляши!/ Больно ножки хороши!» ), городской романс («Не слышно шуму городского…» ), солдатская песня («Как пошли наши ребята…» ), озорная речь улицы («Запирайте етажи, / Нынче будут грабежи!» ).

Вопрос

Какая лексика встречается в поэме?

Ответ

Строй лексики разнообразен. Это и язык лозунгов и прокламаций, и разговорный язык с просторечиями: «Что, дружок, оторопел?» ; и искажения слов: «етажи», «елекстрический» ; и сниженная, «ругательная» лексика: «холера», «жрала», «подлец» ; и высокий слог:

Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос.

Вопрос

Как изображает Блок образы героев поэмы?

Ответ

Герои обрисованы лаконично и выразительно. Это образное сравнение: «старушка, как курица, / кой-как перемотнулась через сугроб» ; речевая характеристика: «Предатели! Погибла Россия! / Должно быть, писатель – / Вития…» ; хлесткий эпитет и оксюморон: «А вон и долгополый – / Сторонкой за сугроб… / Что нынче невеселый, / Товарищ поп?» .

Двенадцать героев составляют один отряд: «В зубах – цигарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз!» – коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет» . Среди них Петька, «бедный убийца» , повеселевший при напоминании товарищей: «Над собой держи контроль!» .

Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «толстоморденькая» , и образ жизни: «у ей керенки есть в чулке», «с офицерами блудила» , и притягательное обаяние: «из-за удали бедовой / В огневых ее очах, / Из-за родинки пунцовой / Возле правого плеча…» .

Вопрос

В чем особенность сюжета поэмы?

Ответ

Сюжет можно определить как двухслойный – внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц, и внутренний: побуждения, обоснование поступков «двенадцати», Один из центров поэмы – конец 6-й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:

Что, Катька, рада? – Ни гу-гу…
Лежи ты, падаль, на снегу!
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

Вопрос

Проследите, где и как меняется мотив ненависти?

Ответ

Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как святое чувство:

Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Черная злоба, святая злоба…

И как святотатство:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!

Вопрос

Какие мотивы еще увидели в поэме?

Ответ

Несколько раз встречается мотив бдительности: «Неугомонный не дремлет враг!» . Всеобщая ненависть, готовность биться с врагом, подстегивание бдительности, недоверчивости составляют революционное сознание отряда. В центре поэмы – вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни, свобода «без креста». Второй центр поэмы – в 11 главе:

… Идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…

Вопрос

Какие образы-символы заметили в поэме?

Ответ

Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы; символика цвета: «Черный вечер. / Белый снег» , кровавый флаг; число двенадцать, «пес безродный» , Христос.

Вопрос

Каково же значение образа Христа в поэме?

Ответ

Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, другие – как кощунство. Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим» , и он мертвый – «в белом венчике из роз» . «Двенадцать» стреляют в него, пусть «невидимого». Возможно, появление Христа означало возможность будущего преображения, а, следовательно, и одобрение революции.

«Христос» в поэме – антитеза «псу» как воплощению зла, центральному «знаку» старого мира, – самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости» (Л.Долгополов).

«Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: “К сожалению, Христос”. Что Христос идет перед ними – несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?» – писал сам Блок.

Литература

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

Евгения Иванова. Александр Александрович Блок. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть вторая. XX век. М., 1999

Сочинение

Поэма А. А. Блока «Двенадцать» была создана в 1918 году. Поэма родилась как вдох-новенный порыв, гармонически цельно, но многие образы оказываются неясны самому поэту, что лишь доказывает сложность и глубину произведения. Поэма была напечатана в газете «Знамя труда» 18 февраля 1918 года.

Поэма «Двенадцать» характеризуется соединением реалистического и симво-листического начал. В содержании поэмы - история. Блок стремился запечатлеть переломный этап в развитии истории России. Это обуславливает жанр и поэтику. Образы, детали, не теряя своей конкретности и реалистичности, приобретают обобщающий и символичный смысл, что характерно для всего творчества Блока.
Александр Александрович Блок - гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи «музыку революции». В поэме «Двенадцать» Блок пытался запечатлеть время такое необычное, бурное и интересное.

Композиция поэмы достаточно сложна, но чрезвычайно важна для восприятия и понимания произведения. Постараемся рассмотреть ее.

Важен для восприятия композиции поэмы ее сюжет. В основе сюжета -любовная история, отношения Катьки и Петрухи, и его попытка расправиться с Ванькой. Случайное убийство Катьки отражает блоковское понимание революции, в которой чаще всего гибнет невинный человек. Убийство Катьки отражает убийство старой России. Стихия бушует не только на улицах Петербурга, но и в душах людей. Основной конфликт поэмы - борьба старого - нового, света - тьмы, добра - зла - получает отражение в судьбах героев. Жизненная обстановка, в которой осуществляется первая в мире социалистическая революция укрупняет масштаб изображения до всемирно-исторического. Каждая деталь имеет символическое значение.

Одним из композиционных приемов, которые использует А. Блок, является совмещение реального и символического планов. Так, например, образ ветра. С одной стороны, ветер воспринимается как примета зимы 1918 года, а с другой стороны, «ветер веселый» олицетворяет собой революцию, которую А. Блок воспринимал как стихию.

Приведем еще один пример. Известно, что отряды, патрулировавшие Петроград 1918 года, состояли из двенадцати человек. В то же время число «двенадцать» отсылает нас к библейскому сюжету о двенадцати апостолах. Поэтому можно говорить о том, что двенадцать красногвардейцев в поэме - это не только историческая примета времени, но и образ глубоко символичный.

Еще один художественный прием - кольцевая композиция поэмы. Поэма состоит из двенадцати глав, что также не случайно. I и XII главы соотнесены между собой. В I главе происходит сужение реального пространства. Сначала это весь мир:

Ветер, вете -
На всем божьем свете!

Но постепенно появляются здания, социальные приметы времени (лозунг «Вся власть Учредительному Собранию»), наконец, отдельные прохожие: старушка, «буржуи на перекрестке», «товарищ поп» и другие. Канат между зданиями как бы стягивает реальное пространство.
В последней же главе происходит обратный процесс: пространство начинает расширяться. Причем расширяется не только реальное пространство (из-за вьюги пропадают очертания домов, конкретные детали, характеризующие город), но и символическое. На наших глазах паршивый пес превращается в символ старого мира:

Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый, Провались - поколочу!

Действие остальных глав заключено в строгие рамки городских улиц: патруль из двенадцати человек идет по Петрограду. А. Блок прибегает к сужению пространства, чтобы как можно более полно и объемно показать ту жизнь, которой живет страна после революции. Расширение же символического пространства автор использует, чтобы событиям, происходящим во внутренних главах, придать вселенский масштаб.

Поэма состоит из двенадцати глав, это число еще раз повторится в двенадцати революционных солдатах, охраняющих порядок в Петрограде, и в полунамеке на учеников Иисуса, идущего впереди, «хороняся за дома». Поэма удивительно музы-кальна: у каждой главы свой ритм и мелодия. Начинаясь бесшабашной русской час-тушкой:

Как пошли наши ребята В красной гвардии служить -В красной гвардии служить -Буйпу голову сложить!

Вдаль идут державным шагом... - Кто еще там? Выходи! Это - ветер с красным флагом Разыгрался впереди...

Блок не боится включать в свое произведение разговорную лексику простого солдата, старушки, прохожего. Эти слова - не экзотические вкрапления, а суще-ственная деталь поэмы. Автор показывает жизнь революционного Петербурга с реальными героями:

Вон барыня в каракуле

К другой повернулась:

Ужмы плакали, плакали...
Поскользнулась
И- бац -растянулась.

Поэма «Двенадцать» построена на излюбленном блоковском приеме - антитезе:

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем божьем свете!

Два контрастных цвета, белый и черный, господствуют в поэме. Лишь в конце появится красное знамя. В этой поэме революция представлена в двух цветах. В поэме Блок рисует беспощадный портрет участников и победителей революции:

Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Винтовок черные ремни. Кругом - огни, огни, огни... В зубах цигарка, примят картуз. На спину б надо бубновый туз!

Композиционным центром поэмы являются VI и VII главы. В VI главе происходит убийство Катьки. Глава стилистически сумбурна, много возгласов, многоточий, но все перекрывает один призыв:

Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!

А в VII главе мы видим раскаяние убийцы, появляется лирический мотив воспо-минания, но в конце уже звучат залихватские крики:

Эх, эх!
Позабавиться не грех!... Отмыкайте погреба -Гуляет нынче голытьба!

Поэт показывает, что пролитие крови - событие повседневное для того времени.

Еще один композиционный прием - постоянно меняющийся размер стиха. Этот прием служит для того, чтобы точно передать хаос, царивший в это время в Пет-рограде. В поэме звучит и мотив марша («Вперед, вперед, рабочий народ!»), и частушки («Эх, эх, попляши! Больно ножки хороши!»), и романса («Не слышно шуму городского...»), и панихиды («Упокой, Господи, душу рабы твоея...»).

Все эти приемы, сочетаясь и переплетаясь в поэме, выражают всю глубину этого произведения и авторского отношения к происходящим событиям.

Другие сочинения по этому произведению

"...Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа". (Поэма А.А.Блока "Двенадцать".) "Раздается мерный шаг..." (По поэме А.А.Блока "Двенадцать".) «Большевики правы, опасаясь «Двенадцати» (по поэме А. Блока «Двенадцать») «Дети страшных лет России» И идут без имени святого (по поэме «Двенадцать») «Раздается мерный шаг…» (По поэме А. Блока «Двенадцать») Старый мир" в поэме А. А. Блока "Двенадцать Александр Блок и Революция (на примере поэмы «Двенадцать» и статьи «Интеллигенция и Революция») Александр Блок и революция (Поэма “Двенадцать”) Анализ поэмы «Двенадцать» Анализ поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Библейские аллюзии в поэме А. Блока «Двенадцать» Борьба двух «миров» в поэме А. Блока «Двенадцать» Борьба двух «миров» в поэме Блока «Двенадцать» В чем смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»? В чем смысл названия поэмы А. Блока «Двенадцать»? Вечные вопросы и их решение в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XX века. (А.А. Блок. «Двенадцать»,) Идейно-художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать» Изображение революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Изображение революции в поэме А. Блока «Двенадцать» Изображение старого мира в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Как в поэме А. А. Блока «Двенадцать» обнаруживается сломленность старого мира Как выражается авторская позиция в поэме А. Блока «Двенадцать»? Каков смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»? Какова символика вьюги в поэме Блока «Двенадцать»? Какова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока «Двенадцать»? Образ революции в поэме А. Блока «Двенадцать» Образ революционной эпохи в поэме А.Блока "Двенадцать" Образ Христа и загадка финала поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Образ Христа и загадка финала поэмы А.А. Блока "Двенадцать". Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать» Особенности изображения двух миров в поэме Блока «Двенадцать» Особенности композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Поэма Блока «Двенадцать» Поэтическая версия революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Прием контраста в поэме А. А. Блока "Двенадцать" Роль композиции в раскрытии идейного содержания поэмы А. А. Блока “Двенадцать” Роль символов в поэме А. А. Блока "Двенадцать" Роль символов в поэме А. Блока «Двенадцать». Символика в поэме А. Блока «Двенадцать» Символика и её роль в поэме А. Блока «Двенадцать» Символические образы и их смысл в поэме А. Блока «Двенадцать» Смысл образа Христа в поэме А. Блока «Двенадцать». Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать” Тема святости и греха в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Тема святости и греха в поэме А. Блока «Двенадцать» Христианская символика поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Человек в революции: рождение или гибель? (по поэме А. Блока «Двенадцать») Что услышал А. Блок в «музыке революции»? (по поэме «Двенадцать») Сочинение по поэме Блока «Двенадцать» Почему Христос? (по поэме «Двенадцать») Смысл финала поэмы А. Блока «Двенадцать» История создания поэмы «Двенадцать» А. А. Блока Тема революции в поэме Блока “12” Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать» Революция в поэме Блока «Двенадцать» Символические образы и их смысл в поэме “Двенадцать” Поэма «Двенадцать» - гимн революции или осуждение «свободы без креста»? (План) Тема революции и ее воплощение в поэме А.Блока «Двенадцать» ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ В ПОЭМЕ А.А.БЛОКА "ДВЕНАДЦАТЬ". Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Первый вариант) Художественный разбор стихотворения Блок А. А. «Двенадцать» Христианские мотивы в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Образец сочинения – Анализ финальной главы поэмы А. Блока «Двенадцать» «Старый мир» в поэме Блока «Двенадцать» Двенадцать – символическое обозначение массы Вечные" вопросы и их решение в поэме А.А. Блока "Двенадцать Особенности изображения двух миров в поэме А.Блока «Двенадцать». Старый и новый мир в поэме А. Блока "Двенадцать". Значение символических образов в поэме А. Блока «Двенадцать». Позиция автора в поэме «Двенадцать» «Новый» мир в поэме Блока «Двенадцать» Художественное своеобразие и вечные образы поэмы А. Блока «Двенадцать» Борьба двух «миров» в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Восприятие революции в поэме «Двенадцать» Понимание Блоком Октябрьской революции Особенности изображения двух миров в поэме А. Блока «Двенадцать»

Характеристика героя

Желтков Г.С. Герой «очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему…было около 30, 35-ти».
7 лет назад Ж. влюбился в княгиню Веру Николаевну Шеину, писал ей письма. Потом, по просьбе княгини, перестал ее беспокоить. Но сейчас вновь признавался княгине в любви. Ж. прислал Вере Николаевне гранатовый браслет. В письме он пояснял, что гранатовые камни раньше были в браслете его бабки, позже они были перенесены на золотой браслет. В своем письме Ж. раскаивался, что писал раньше «глупые и дерзкие письма». Теперь в нем осталось «только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность». Это письмо прочитала не только Вера Николаевна, но и ее брат и муж. Они решают возвратить браслет и пресечь переписку княгини и Ж. При встрече Ж. спросив разрешения, звонит княгине, но она просит прекратить «эту историю». Ж. переживает «громадную трагедию души». Позже из газеты княгиня узнает о самоубийстве Ж., который объяснял свой поступок казенной растратой. Перед смертью Ж. написал Вере Николаевне прощальное письмо. В нем он называл свое чувство «громадным счастьем», посланным ему Богом. Ж. признавался, что его, кроме любви к Вере Николаевне, «не интересует в жизни ничего: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей…Уходя, я в восторге говорю: Да святится имя Твое». Придя проститься с Ж., Вера Николаевна замечает, что в его лице после смерти светилась «глубокая важность», «глубокая и сладкая тайна», а также «умиротворенное выражение», которое было «на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона».

Любовь - это великое, возвышенное чувство, толкающее на подвиги и самопожертвование во благо своего избранника. В книгах писатели превозносили это чувство как смысл существования, великую цель в жизни человека. Пушкин, Лермонтов, Куприн, Есенин, Ахматова и Цветаева - всемирно известные писатели, чьи произведения воспевают это прекрасное чувство. Но всегда ли любовь такая? К сожалению, нет. За таким чувством могут скрываться и предательства, ненависть, злоба. Против такой мнимой любви был русский писатель Куприн Александр Иванович.

Характеристика Желткова в рассказе "Гранатовый браслет"

С 1900 по 1910 год писатель пишет ряд повестей и рассказов, которые показывают настоящую любовь. Куприн возносит над людьми это всепоглощающее чувство, наделяя им своих главных героев. Не обошла эту тему и повесть "Гранатовый браслет". Главным героем в ней становится простой чиновник - Г. С. Желтков. Куприн наделяет его верной и чистой любовью, той, которая не способна на предательства и обман, что подобна идеалу.

Характеристика Желткова в "Гранатовом браслете" начинается с описания его безответной любви. Предметом воздыхания главного героя становится молодая светская дама - Вера Николаевна. Первое письмо главный герой повести пишет княгине ещё до её замужества. В нём молодой и неопытный телеграфист описывает все свои чувства к Вере Николаевне. Но не получает на него никакого ответа. В течение многих лет безнадёжно влюбленный Желтков отправлял письма княгине, которая не воспринимала все его любовные откровения всерьёз. Более того, вся семья Веры откровенно насмехалась над ним и высмеивала, считая Г. С. Ж. маньяком и ненормальным человеком.

Гранатовый браслет

Предпоследнее своё письмо и подарок Желтков отправляет княгине в день её именин. Как писал сам телеграфист: "Я бы никогда не позволил себе преподнести Вам что-либо, выбранное мной лично: для этого у меня нет ни права, ни тонкого вкуса и - признаюсь - ни денег". Этот фрагмент, взятый из письма к своей возлюбленной, можно внести как начало характеристики Желткова. Подарком мелкого чиновника становится браслет, украшенный россыпью красных гранатов. Это единственное, что мог подарить главный герой повести своей возлюбленной.

Несмотря на всю тяжесть судьбы, герой повести Куприна счастлив от осознания того, что любит. Основной характеристикой Желткова является чистота и безрассудность его чувств к Вере. В своих письмах он размышляет о том, что правильней всего было бы уехать и оставить свою любовь, но сделать это он не в состоянии. Всеми своими мыслями и чувствами он всё равно был бы навеки связан с ней.

Внешняя характеристика героя

Во внешности Желтков был наделён мягкими чертами лица, средним телосложением, голубыми глазами и высоким ростом. На вид ему было лет 35. Несмотря на свою нежную внешность, герой вбирал в себя как чувствительность и душевность, так и настойчивость. Внешняя характеристика Желткова переплетается между собой с его душевным состоянием.

Сторонником его чувств становится дедушка Веры Николаевны - генерал Аносов. Проникнувшись всей историей безответных чувств бедного телеграфиста, он пытается убедить свою внучку в той бескорыстной, самоотверженной любви, которой пылает Желтков.

Жилищные условия главного героя

Ключевой характеристикой Желткова в "Гранатовом браслете" Куприна играет и комната, в которой он проживал. Из-за своего мелкого чина, герой живёт в одной комнате, которая преподносит его как человека небогатого, со сложной жизненной историей. Сама жилплощадь была с низкими потолками и маленькими окнами, из мебели в ней имелось лишь самое необходимое.

Всем своим нутром комната показывала душевное состояние своего хозяина. Он не стремился к уюту и богатым убранством. Единственной радостью и отдушиной в жизни Желткова была Вера Николаевна. Чувства к ней переполняли главного героя, и не интересно ему было больше ничего. Этот момент дополняет характеристику Желткова в "Гранатовом браслете" как человека искреннего и способного на жертвы во имя чистой и великой любви.

В своей повести Александр Иванович Куприн показывает всю мощь и силу настоящей любви, не ждущей награды. Ту, что сильна, как смерть. И несёт такую любовь, как крест, всю жизнь, главный герой повести. По характеристике Желткова в "Гранатовом браслете" понятно, что он человек широкой души, в которой есть место любви и самопожертвованию. И отдаёт он ей себя полностью, без остатка, чувствуя себя счастливым лишь оттого, что имеет возможность испытать это чувство.