Знакомство с музеем в форме игры сценарии. Знакомство детей с родным городом средствами музейной педагогики (из опыта работы). Из жизни кукол

Как и к любому путешествию, к визиту в музей желательно готовиться заранее. Попробуйте для начала посетить небольшую выставку, рассчитанную на детское восприятие. Это можно сделать, когда ребенку исполнится 2 года. Но имейте в виду, что даже ученики младшей школы не способны выдержать 10-минутной экскурсии, если они в ней активно не участвуют. Первый поход в музей неплохо предварить кратким анонсом - куда вы идете и что хотите увидеть. Создайте у маленького экскурсанта особое настроение. Поставьте ему интересную задачу: «Сегодня мы должны выяснить, сколько ножек у сороконожки». Не забудьте рассказать ребенку о правилах поведения в музее и объяснить, почему там нельзя громко разговаривать, бегать и шуметь. Возможно, для первого посещения вы выберете такие площадки, где посетителям разрешается трогать экспонаты руками. Идеальный вариант, если сотрудники музея проводят с малышами игровые занятия. Если такой возможности нет, покажите своему ребенку наиболее яркие экспонаты музея или посвятите свой визит какой-то одной теме. Позаботьтесь и о том, чтобы не нарушить привычный для ребенка режим дня: утомленный малыш будет хныкать и капризничать, и осмотр экспозиции не принесет ему удовольствия.

В какой музей пойти с ребенком?

Какой же музей выбрать? Если вы уже побывали в зоопарке, то интересно будет посетить естественно-научный музей, где ребенок сможет узнать о происхождении животных, увидеть останки древних млекопитающих и ископаемые окаменелости. Экспозиция государственного Дарвиновского музея в Москве рассчитана на посещение детей разных возрастов, в том числе и дошкольников. В залах, посвященных разным формам жизни на Земле, представлены древние обитатели разных частей света. Наверняка огромное впечатление на ребят произведет история жизни динозавров. Малышей завораживает, когда динозавры начинают двигаться… Знает ли ваш ребенок о животных, которые обитают сегодня на территории Московской области? Вы откроете даже для себя много нового, осмотрев витрины о фауне этого региона. Свето-видеомузыкальная программа «Живая планета» расскажет о происхождении жизни на Земле.

Музейщики придумали немало забавных затей. К примеру, какой малыш не захочет взвеситься на «живых весах и узнать, сколько он «потянет» в медведях, слонах или мышах. На память об экскурсии не забудьте купить тематические путеводители, буклеты-раскраски. Немаловажно для посетителей с малышами наличие в музее детского уголка и буфета. Любознательный ребенок не будет скучать и в московском Палеонтологическом музее. Еще бы - там можно увидеть скелет мамонта и останки животных, которые миллионы лет назад населяли нашу планету. Юные экскурсанты могут принять участие в конкурсе детского рисунка. Музей расположен в чудесном парке бывшей дворянской усадьбы Узкое, где вы можете погулять. Хотите превратить поход в музей с ребенком в семейное приключение? Тогда отправляйтесь в московский Биологический музей им. К.А. Тимирязева. В «комнате открытий» ваш ребенок получит возможность рассмотреть музейные экспонаты и потрогать их. Где же еще представится возможность подержать в руках бивни мамонта и прикоснуться к морской звезде! Или надеть на себя череп гигантской черепахи и даже поползать, надев его на себя? Кроха узнает, как устроены листья растений и крылья бабочки, рассмотрев их под микроскопом. Дети и родители с удовольствием участвуют в игре «Семейный лабиринт». Выполняя несложные задания, маленький почемучка сможет расширить свой кругозор. В Санкт-Петербурге посетите Этнографический музей. Осмотр его коллекций даст вашему ребенку возможность узнать поразительные подробности о быте, традициях и обычаях народов нашей страны. Где и как живут оленеводы? Как обрабатывали землю в средней полосе России в прошлом? Как делали ткань и одежду древние славяне? Обо всем этом рассказывают богатые экспозиции. В музее проводят экскурсии, на которых ребят знакомят с устройством русской избы, разновидностями народного костюма и многим другим.

В детском клубе «Крошка-этнограф» можно увлекательно провести время всей семьей. Строгие музейные правила здесь не действуют: трогать руками и исследовать экспонаты можно! При музее работает «Школа ремесел», где каждый может вылепить горшок из глины на гончарном круге или сплести корзину из прутьев.

«Богатырские» забавы

В Омском государственном историко-краеведческом музее, помимо экспозиции, рассказывающей о природе и истории Западной Сибири, работает интерактивная выставка «Старая крепость». Маленькому посетителю есть где разгуляться! В игровой форме дети изучают историю родного города: чистят чугунную пушку, звонят в колокол, поднимаются на крепостную стену, предаются «богатырским» забавам. Есть в музее и рабочая зона, где малыши рисуют. Рисунки вы заберете с собой либо можете подарить их музею. Посещая клуб «Юный этнограф», дети не только узнают о многообразии народов, населявших Сибирь, и особенностях их культуры, но и самостоятельно проводят небольшое этнографическое исследование. Можно также принять участие в создании и оформлении собственной выставки.

Практически в каждом городе есть краеведческий музей, который хранит немало редкостей. Сходите в этот музей с ребенком , и вы расширите не только его кругозор, но и ваш собственный. Ведь в таких центрах, посвященных истории конкретного района или местности, собраны уникальные коллекции минералов, богатейшие гербарии и исторические предметы, которые характеризуют быт и ремесла наших предков.
Излишне говорить, что именно такие сведения делают то место, где человек родился, особенно дорогим для него.

Сегодня я расскажу вам, что такое музей, и мы с вами побываем в самом настоящем музее.

Итак, музей - это то место, где хранятся и изучаются различные предметы. Они могут быть ценными и не очень. Но все эти предметы могут нам о многом «рассказать и поведать»: о своей истории, о происхождении и о том, для чего они нужны и как используются. И такие предметы называются экспонаты. Это слово для вас новое, давайте его все вместе повторим: «Экс-по-на-ты»

Музеи могут быть разными и экспонаты в них тоже бывают разные. Например, посмотрите сюда (показывает тематический альбом), краеведческие музеи, в них собраны экспонаты, рассказывающие об истории, природе и культуре одного города или села. У нас с вами в Осе тоже есть такой музей.

В историческом музее будут представлены экспонаты, рассказывающие нам об истории города, края или даже целой страны.

Ребята, расскажите мне, вы собираете дома какие-нибудь предметы или игрушки?

Сбор таких предметов называют коллекцией.

Коллекции разных предметов очень часто выставляются в различных музеях. И это уже называется выставкой. Мы можем с вами прийти в музей на выставку и полюбоваться какой-нибудь коллекцией: картин, посуды, монет и т.д.

И как я вам уже обещала, сегодня мы с вами тоже посетим музей, но музей не обычный, а созданный в нашей группе.

Я вас приглашаю на экскурсию в наш музей «Чайные истории».

Ребята, а что такое экскурсия?

-Экскурсия – это поход в музей для того, чтобы узнать что-то новое и интересное.

Вот и мы с вами будем узнавать что-то новое и интересное. А я буду вашим экскурсоводом .

Ребята, но прежде чем идти в музей, мы должны с вами узнать как можно себя вести в музее и как нельзя. Как вы думаете?

Вы абсолютно правы, ведь если вы будете шуметь и бегать, то будете мешать другим людям. Если вы рассматриваете экспонаты, то не загораживайте вид другим посетителям музея. Когда говорит экскурсовод, нельзя громко смеяться, разговаривать и перебивать его. Экспонаты нашего музея можно трогать и брать в руки, но только аккуратно, чтобы не разбить. Но если рядом с экспонатом вы видите такой знак (показывает знак «перечеркнутая ладошка»), то это значит, что экспонат ценный и его брать в руки не надо.

Вам понятны правила поведения в музее?

Надеюсь, вы будете их соблюдать.

А сейчас подходите поближе, я вам расскажу о нашем музее. (знакомит детей с мини-музеем, рассказывает об экспонатах, о коллекции, об истории экспонатов, пытается заинтересовать детей необычными экспонатами и т.д.)

В нашем музее есть также книги для рассматривания, раскраски и игры, которые вы можете брать и играть.

По мнению психолог, ребенок уже способен концентрировать внимание на отдельных предметах, он живо интересуется новым, а информация ложится на приобретенный жизненный опыт.

Великие полотна

Хорошо, если вы немного разбираетесь в живописи,- тогда можно пойти в картинную галерею. Постарайтесь, чтобы первое знакомство с шедеврами живописи прошло у сына или дочку успешно. Не нужно тянуть ребенка за руку, подтаскивая к картинам, не стоит пугать его непонятными словами «Врубель» и «Левитан». Лучше дайте ему возможность самостоятельно сориентироваться в незнакомой для него обстановке. Только ненавязчиво подводите малыша к месту, удобному для просмотра картин. Фраза о том, что большое видится на расстояние, в данном случае имеет абсолютно прямой смысл. Найдете оптимальное расстояние от картины с учетом роста ребенка, или же возьмите его на руки, когда захотите обратить его взор на то или иное полотно.

Рассматривая картину, обращайте внимание ребенка на простые вещи. Композицию, эмоциональное содержание и колористику вы обсудите позже, когда чадо пойдет в школу. Пока же просто смотрите, что происходит на картине. Обсуждайте увиденное, объясняйте малышу то, чего он не понимает, но не перегружайте свою речь непонятными словами. Достаточно объяснить, что делают дяди и тети, куда бежит волк и кто сидит на его спине.

При правильной организации экскурсии у детей надолго остаются впечатления от музея. Но, как говорится, повторение – мать учения. Если вы увидели, что малышу там понравилось, не поскупитесь – купите хорошего качества альбом с репродукциями уже знакомых ребенку картин. Конечно, шедевры живописи можно смотреть и на экране компьютера, но книга по искусства – это искусство, а совместное перелистывание альбома – занятие приятное и абсолютно безопасное для детских глаз.

Из жизни кукол

Эта мечта всех девочек любого возраста, но экспозиция не оставит равнодушными и маленьких мальчиков – особенно железная дорога и дом кукол. В музее проводятся экскурсии, в том числе и для самых юных посетителей (от года и старше). Но записываться на экскурсии нужно заранее.

Флора и фауна

Маленьким посетителям – большие чучела! Примерно под таким девизом следует отправляться в зоологический музей. Только обязательно расскажите малышу заранее, что вы там будете смотреть. Сделайте акцент на том, что там очень большие медведи и волки – иначе ребенок может испугаться! Поэтому в музее проверяйте – не страшно ли ему. Если же в глазах нет ни тени испуга, переходите к носорогам, китам, мамонтам. И учтите, что для хранения чучел нужна низкая температура, и в музее, скорее всего будет прохладно. Поэтому возьмите с собой кофточку (в верхней одежде по музею ходить не принято).

К любимым героям

В мире есть немало музеев, которые созданы специально для малышей. Там все «нельзя» превращаются в «можно». Правда, многие из них расположены за границей, но тогда это может стать прекрасным поводом устроить себе дополнительные каникулы. К тому же межсезонье – лучший шанс избежать встречи с толпой туристов.

«Юнибакен», или музей Астрид Линдгрен, находится в Стокгольме. И это один из немногих музеев в мире, где все можно трогать руками. По экспонатам можно лазить, на них можно висеть и кататься – ведь они для этого и созданы. Созданы фантазией детской писательницы, «мамы» Карлсона и Пеппи-Длинный Чулок, которую тут зовут просто Пиппи.

Но пожалуй самое яркое впечатление и у детей, и у взрослых остается от сказочного поезда. Вы оказываетесь то в горах, то на чердаке. То вдруг превращаетесь в великана, а потом становитесь меньше чайной ложки и встречаете огромную мышь. Вам даже не надо знать все сказки Астрид Линдгрен – во время экскурсии звучит история на русском языке.

  • о походе в музей постарайтесь сообщить ребенку заранее, лучше сделать это несколько раз («Скоро мы пойдем в музей», «Завтра мы пойдем в музей», «Сегодня мы идем в музей»). Расскажите, что такое музей и что вы будете там делать;
  • познакомьте карапуза с правилами поведения в музее, которые одинаковы для все посетителей;
  • пусть ребенок сам отдаст контролеру свой билет на входе, выберет картину, которая ему нравится, темп передвижения по залу. Ребенку должно быть комфортно;
  • малыш не способен слишком долго концентрировать внимание. 30-40 минут – это предел для трехлетнего ребенка;
  • помните, что первые посещения очень важны для приобщения малыша к музею как к месту, где можно увидеть много интересного и важного. Пока ваша главная задача – не столько обогатить кроху культурно, сколько побудить в нем желание еще раз придти сюда.

Ивановский краеведческий музей развивает программу «Доступная среда» и начинает проводить экскурсии для людей с ограниченными возможностями здоровья. Первое «Знакомство с музеем» решили провести для членов Ивановского общества слепых. У этих особых посетителей и экскурсия специальная. Для них отменяется правило «руками не трогать». Ведь только прикосновениями некоторые из них могут оценить предметы искусства. Поэтому обзорная экскурсия под названием «Знакомство с музеем» - во многом экспериментальная.

«Можно будет действительно позволить людям к этим предметам прикоснуться, их ощутить, представить в пространстве. А, значит, для них экскурсию превратить не просто в рассказ, который они воспринимают на слух, а позволить им стать полноценными участниками этого», - говорит Марина Пророкова, сотрудник Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина.

Больше всего возможностей для тактильного изучения - в зале арсенала. Тут буквально все находится в открытом доступе, ведь экспонаты сделаны из прочных материалов и, к тому же, многие вещи реконструированы и не вызывают у экскурсоводов страха прикосновений. Посетители с удовольствием узнают историю огнестрельного оружия и даже делают для себя неожиданные открытия.

«Я даже не представлял, что пушки могут быть такими маленькими. Я представлял, что пушки - это что-то такое большое, и для меня это было открытием. Здесь уже можно не только представить, но и потрогать руками. И уже я более четко представляю себе, что это такое, и как раньше вообще воевали», - говорит Алексей Назаретский, председатель Ивановского отделения ВОС.

Многие экспонаты, конечно, находятся под стеклом, и тут уже ничего не поделать. Зато даже внутренняя архитектура музея становятся частью программы, ведь всевозможные фрески, колонны и двери здесь тоже имеют собственную историю. Организаторы постаралось максимально расширить «Знакомство с музеем» и показать как можно больше интересного на всех выставочных этажах.

«Мы сначала разработали экскурсию, вернее, адаптировали нашу обычную экскурсию для вот таких людей и предложили им такой вариант. Они охотно откликнулись. Это наш первый такой пилотный проект, дальше мы намерены продолжать в этом же направлении, и попытаемся работать и с другими категориями с ограниченными возможностями», - говорит Сергей Конорев, директор Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина.

Кстати, идеей проведения таких экскурсий для людей с ограниченными возможностями здоровья с ивановским музеем поделились коллеги из Палеха. Удивительно, но так же, наощупь, посетители с удовольствием знакомились с лаковой миниатюрой.

Презентация "Я поведу тебя в музей". Знакомство с Художественным музеем Брянска.

Я поведу тебя музей

ЦЕЛЬ:

Ознакомление дошкольников с понятием «музей» .

Знакомство с художественным музеем города.

Что такое «музей» ?

Это место, помещение, где собирают и берегут вещи: посуду, одежду, картины, заботятся о них, показывают людям. Эти вещи называют экспонаты. Заботятся о них сотрудники музея. Они следят за порядком, чистотой. Помогают посетителям ориентироваться в музеях, на выставках.

А специалисты, которые показывают нам музей, рассказывают об экспонатах, называют экскурсоводами.

А кто – нибудь из вас знает, какие музеи есть в нашем городе?

Не так давно я побывала в 3 музеях нашего города:

Художественом

Краеведческом

Парке-музее им А.Толстого.

Сегодня я вам об этом расскажу и пока один из них.

И первый музей, который мы с вами посетим, будет «Художественный музей» .

При входе в музей нас встречает афиша. Мы сразу узнаем, какие выставки проходят сейчас в музее. Кроме постоянных экспозиций, можно посетить выставку живописи «Старый Брянск» , выставку работ молодых брянских художников и экспонаты Дятьковского музея хрусталя.

Мы попали в холл музея. Здесь находиться касса, в которой приобретаются билеты для входа.

В холле мы видим больших стеклянных витринах, где видим первые экспонаты – это игрушки, поделки.

Посмотрите внимательно на эти и поделки? Кто из вас назовет эти игрушки, как они называются?

Мы входим в первый зал «Художественного музея» - в котором выставлены старинные иконы

Под стеклянными витринами лежат старинные книги.

Рассмотрев, иконы старинные книги мы попадаем в следующий зал

Здесь мы видим, картины художников и рояль

Это необычный зал. Стоят стулья как в концертном зале. Это зал, в котором проводятся тематические мероприятия, с прослушиванием произведений известных композиторов. Такие мероприятия, называются музыкальными гостиными.

Здесь же мы можем увидеть скульптуры

Музей состоит из нескольких залов, в каждом зале представлены картины разных художников.

Здесь мы видим картины разных жанров: портреты, натюрморты, пейзажи.

Вы обратили внимание, что в залах тоже стоят стулья,

На стулья можно присесть и сидя любоваться произведениями искусства. Портретами, пейзажами и натюрмортами.

Переходя из зала в зал, мы рассматриваем картины разных художников. Картины имеют разные размеры

Заходим в зал, в нем представлена выставка «Старый Брянск» . В разное время художники изображали улицы нашего города. А здесь мы можем увидеть, какими они были в разное время.

Вот такой была Набережная, когда не было еще концертного зала «Дружба»

А это наша лестница ведущая на Набережную

Это улица Калинина, изображена такой, какой она была в прошлом веке.

В этом зале мы тоже можем не только посмотреть картины, но и просмотреть видеофильмы на тему выставки.

В этом зале представлены картины молодых брянских художников.

Картины выполнены в разной технике…

…на разные темы.

Следующий зал, который мы посетим это выставка экспонатов Дятьковского музея хрусталя.

Здесь за стеклянными витринами представлена продукция Дятьковского хрустального завода сделанная в разное время разными мастерами, уникальные, интересные, неповторимые, которые можно считать произведениями искусства

Мы можем рассмотреть вазы из белого, прозрачного, цветного стекла.

Настоящие произведения искусства

Стеклянными витринами экспонаты защищены от неаккуратных и очень любопытных посетителей.

В этом просторном красивом зале, среди экспонатов Дятьковского хрустального завода, мы и закончим нашу экскурсию.

На этом просмотр экспонатов закончен.

И мы выходим их музея.

ВОПРОСЫ:

Где мы с вами побывали?

Как называется музей?

Что можно увидеть в музее?

Что вам понравилось?

Захотелось ли вам сходить в Художественный музей?

Подготовила, провела и самолично сфотографировала залы музея и экспонаты

воспитатель

НДОУ «Детский сад №68 ОАО «РДЖ» Орешкова Наталья Николаевна.