Жорж санд имя при рождении. Жорж Санд: биография писательницы. Романы и личная жизнь Авроры Дюпен. Жорж Санд - биография личной жизни

Николай Константинович Рерих известен во всем мире своей художественной гениальностью. Кроме этого, он проявлял свои творческие способности в литературе, увлекался археологией, много путешествовал и занимался активной общественной деятельностью. Однако мало кто знает, что Рерих является основателем собственного религиозно-мистического движения. Его занятия и регулярными послужили поводом для отлучения художника от церкви.

Николай Рерих картины писал всю жизнь. Их насчитывается более 7000 экземпляров, не считая многочисленных эскизов для мозаичных комплексов и фресок в различных храмах и церквях. Художник объездил невероятное количество стран, что получило свое отражение в его произведениях. Большой отпечаток на всю его жизнь наложила философия Востока.

Много загадок и уникальности подарил всему миру Николай Константинович Рерих. Картины, написанные им в молодые годы, значительно отличаются от более поздних полотен, но их художественной ценности это не умаляет. Его первым значимым произведением в мире художественного искусства стал "Гонец".

"Восста род на род" (1897г.)

Талант буквально вырвался из Рериха при Картина "Восста род на род" произвела фурор. Сам Третьяков купил ее для своей галереи. Восторженно отзывался о картине Лев Толстой. Используя сюжет из Евангелия от Матфея, через своего "Гонца" молодой Рерих передает послание всему народу от имени Христа. В напутствии крик о том, что грядут войны, болезни и катастрофы. Знаменитый критик Стасов говорил тогда: "Толстой поймет, с какими вестями спешит гонец".

"Идолы" (1901г.)

Всего через 4 года после первого крупного успеха перед нами появляется новый Николай Константинович Рерих. Картины его становятся более сюжетными и фантастичными, все детали прорисованы четче и уверенней, в сравнении с ранними работами автора. Его "Идолы" - воплощение языческих мыслей и образов, навеянных археологическими экспедициями.

Частокол с нанизанными черепами животных, и задумчивый старец-провидец одиноко бродит между фигурами безмолвных идолов... Этот сюжет продолжили другие произведения, например, "Зловещие", написанные в том же году.

Пророчество Рериха

(с названиями) представлены во многих отечественных и зарубежных каталогах. Среди них есть известные и не очень. Существует как минимум два произведения, которые считают пророческими - "Город осужденный" и "Крик змия". Обе картины написаны одна за одной в 1914 г., незадолго до революции. Соловьев, друг Рериха и критик, писал о том, что произведения автора перекликаются с древней притчей о Вавилоне.

Николай Рерих картины пишет, играя контрастами. Так и здесь: на фоне огненного неба и змея, который обвил город со всех сторон, высятся мрачные серые стены крепостей. В этой авторской безысходности - неминуемость скорой революционной волны.

Небесные фантазии

Николай Рерих картины с сюжетным наполнением обязательно обрамляет контуром облаков. Он отдает им особое место в своих произведениях, а иногда отводит даже главную роль. Например, картина "Веление неба". Рерих в своих литературных воспоминаниях описывает облака как что-то особенное, что запомнилось ему еще с раннего детства. Обладая широкой творческой фантазией, в вечном движении он постоянно замечал что-нибудь новое: богатырей, коней, драконов.

На картине "Веление неба" люди играют второстепенную роль, молясь с поднятыми вверх руками. Игра облаков заметна и на многих других произведениях художника, таких как "Три короны", "Небесный бой" и другие.

Святой Пантелеймон

Художник Николай Рерих картины часто пишет по библейским сюжетам или по народным легендам. Интересно его произведение "Пантелеймон-целитель" об искусном врачевателе-травнике. Но и здесь не ясно, где проходит граница между небом и землей. И тут и там просматриваются особые пейзажи. На их фоне Пантелеймон - всего лишь часть природы. Лекарственные травы излучают свет в ночной глубине. Длинная борода травника развевается и смешивается с ветром. Природа и человек едины - вот основная мысль этой картины.

Рерих и Север

Где бы ни путешествовал, какие бы страны ни посещал, но сдержанную северную красоту всегда любил и ценил уроженец Санкт-Петербурга Николай Рерих. Картины (фото представлены в статье), которые он писал всю жизнь, в большинстве своем передают пейзажи его детства.

"Святой остров" демонстрирует всю мощь и неприступность Валаама, с которым художник познакомился в 1906 году. Тут нет простых людей. На острове свято все, от человека до камня. Кажется, что везде просматриваются очертания лиц, а сами люди украшены нимбами.

Восточная философия

Много лет своей жизни отдал Востоку Николай Рерих. Картины его часто насквозь пропитаны особой философией. На всех восточных сюжетах - люди со своими обычаями, мировоззрением, устремленность к свету и успокоению. Каждую картину Рерих наделяет душой, которая не всем понятна, но манит к себе неповторимым обаянием.

Пестрота Гималайских гор кажется вычурный и надуманной для тех, кто не видел их в природе. Художник настолько полюбился на Востоке, так сроднился с ним, что даже на надгробии его присутствует надпись о его дружбе с индийским народом.

В конце жизни Рерих, пронизанный восточной культурой, принял ламаизм - религию смерти, принимая ее как нечто естественное, но требующее уничтожения. Этой языческой вере свойственны жертвенные приношения с обилием крови. Но, вместе с этим, вера в светлое жила в Рерихе. Об этом свидетельствуют его картины, которые стали российским достоянием, наследием, переданным гениальным художником великой стране.

Николай Константинович Рерих занимает почетное место среди деятелей русской культуры. Рерих - человек интереснейшей биографии, феноменальных знаний, редкого таланта. Он широко известен в мире как крупный художник, ученый, общественный деятель, оставивший после себя огромное наследие.

Сорок два года Рерих прожил в России, около двадцати в Индии, три года в США. Он посетил почти все страны Европы, Америки, Азии. Пять лет художник провел в большой научной экспедиции по Централь-ной Азии.

На протяжении многих лет Рерих был директором школы Общества поощрений художеств в России. В Нью-Йорке им основаны институт объ-единенных искусств и музей, в Индии, в долине Кулу,- Гималайский ин-ститут научных исследований.

Всемирное признание и одобрение получил так называемый «Пакт Рериха», легший в 1954 году в основу Международной конвенции о защи-те культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

За долгие годы своей жизни Рерих создал более семи тысяч картин. Они разошлись по всему миру. Собрания произведений художника име-ются в Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Нижнем Новгороде, Новосибир-ске, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Брюгге, Стокгольме, Хельсинки, Бу-энос-Айресе, Бенаресе, Аллахабаде, Бомбее и многих других городах. Различными издательствами мира выпущено двадцать семь книг, принад-лежащих перу Рериха.

Поразительна жизнь этого художника, объехавшего многие страны и пронесшего по всему миру славу о русской культуре. В истории нашего изобразительного искусства, пожалуй, нет имени другого деятеля, кото-рый получил бы такое широкое мировое признание, как Рерих.

Николай Константинович Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье крупного юриста. Уже в гимназические годы проявились его редкая одаренность и широта интересов. Он увле-кался историей, географией, сочинял былины и сказы, рисовал. Рериху было мало тех знаний, которые он получал в гимназии. В свободное время он постоянно находил для себя какие-то новые увлекательные занятия. Его любознательности не было конца. Особенно плодотворными для него были летние месяцы в имении отца в Изваре под Петербургом.

Рериха манили к себе глухие, дремучие леса, гладь озера с густыми туманами, заросли камышей. Рано его внимание привлекли курганы. В последствии это отобразилось во многих его работах.

В 1893 году он окончил гимназию и одновременно сдал экзамены в университет и Академию художеств. По настоянию отца он поступил на юридический факультет, но любимым для него стал историко-филологический. Особенно Рериха увлекла археология.

Еще с большим увлечением он занимался в Академии художеств. С первых же дней учебы помимо классных заданий он пробовал самостоя-тельно работать над историческими композициями.

Первым, кто обратил на Рериха внимание и горячо поддержал его, был И. Репин. Также Рерих заинтересовал и Стасова, прежде всего своей тягой к русской истории, широтой своих творческих планов.

К осени 1895 года общий натурный класс был окончен, и Рерих по-ступил в мастерскую А. Куинджи. Куинджи оказал большое влияние на своего ученика. Он разбудил в нем новый дар - дар пейзажиста. Рерих, тонко чувствовавший природу, начинает много работать над пейзажными этюдами с натуры. Изменяется и строй его исторических полотен. В них теперь активнейшую роль играет пейзаж. Он становится одним из компо-нентов содержания его произведений и основным источником настрое-ния.

Еще в натурном классе Рерих неоднократно пробовал сочинять эс-киза на «сюжеты чисто археологического содержания». В 1897 году он берется за осуществление большого замысла. Его глубоко интересовал важнейший момент истории - образование в IX веке древнерусского госу-дарства. Этот период ему представлялся сложным, полным острой напря-женной борьбы как внутри племен, так и с соседями. Рерих долго обду-мывает отдельные сюжеты, пробует разрабатывать различные компози-ции. Постепенно у него складывается замысел большой серии «Начало Руси. Славяне.»

В 1897 году появилась первая картина серии - «Гонец. Восстал род на род». Картина уносит воображение в далекие времена. Глубокая ночь. В этой картине поражает проникновение в старину, понимание духа исто-рической эпохи с ее характерными особенностями: типами и чувствами людей, напряженными моментами их жизни, пейзажем. Своеобразный колорит времени дают также верно взятые исторические детали: лодка-однодеревка, укрепленный славянский городок. Над ними художник осо-бенно много работал. Он неоднократно советовался со Стасовым о типе древней славянской избы, плетне городка, форме лодки, посылал ему в письмах свои зарисовки и, только когда получал полное одобрение со стороны Стасова, вводил их в картину.

И в то же самое время в картине нет рабского следования археоло-гическим деталям, стремления к предельно точному реконструированию прошлого. Обратившись к далекой эпохе, о которой тогда можно было судить в основном по скудным, подчас почерпнутым из преданий сведе-ниям, единичным памятникам материальной культуры, Рерих остро ощу-тил невозможность создания художественных произведений только на основании этого материала. Он пришел к твердому убеждению, что ху-дожнику следует широко дополнять известные факты поэтическим вы-мыслом, догадкой и стремится передавать в картине прежде всего целост-ное представление об эпохе, определенное историческое настроение. Эта мысль определила метод создания многих произведений Рериха, а в «Гонце» нашла свое первое удачное воплощение. Успех картины был окончательно закреплен тем, что она с выставки была куплена П. Третья-ковым.

После окончания Академии художеств на протяжении многих лет Рерих с увлечением продолжал работать над серией «Начало Руси. Славя-не». Одна за другой появляются его картины, в которых он, по существу, одним из первых так широко и талантливо стал показывать мало еще изу-ченный мир славянской Руси, и это выдвинуло его в ряды самобытных мастеров. Из ранних работ особенно интересны «Идолы» (1901) и «За-морские гости» (1901), исполненные во Франции, куда художник уехал осенью 1900 года для пополнения своего художественного образования. В свое время эти картины получили высокую оценку современников.

Помимо них Рерих за границей начинает картины «Предательни-ца», «Древнерусский город», разрабатывает эскизы к двум большим панно «Княжая охота». Возникают новые замыслы, один сменяет другой, и все они связаны с Древней Русью, с думами о родине. Но большим творче-ским планам сопутствует острая тоска по родине. И летом 1901 года ху-дожник покидает Францию.

По возвращении на родину Рерих еще больше углубляется в изуче-ние русской старины. Эти годы полны напряженного творчества, завер-шения старого, поисков новых тем и художественных решений.

Одной из интереснейших работ этого времени стала картина «Зло-вещие» (1901). Тревожные, щемящие сердце предчувствия вызывает она у зрителей. Нерадостен ее тусклый, серый пейзаж. Устрашающе чернеют вороны. Что-то зловещее, тягостное заключено в их неподвижности и на-стороженности.

В 1902 году было создано другое значительное произведение - «Го-род строят». От тревожных предчувствий, от «зловещих», Рерих вновь возвращается к славянской Руси и ищет в ней жизненные идеалы, ответ на вопрос о судьбах народа. Это произведение искусства вызвало много спо-ров. Зрителей больше всего удивляла необычная манера письма. По дос-тоинству картину смогли оценить тогда немногие, и прежде всего В. Се-ров, настоявший на приобретении ее в Третьяковскую галерею.

Поиски образов древней народной Руси, стремление к лаконичной декоративной манере письма сказались и в других произведениях этого времени: «Городок» (1902), «Строят ладьи» (1903), «Древняя жизнь», «Бой Александра Невского с ярлом Биргером» (1904), «Славяне на Дне-пре» (1905).

В мае 1903 года Николай Константинович начал большое путеше-ствие по России - объезд городов, богатых памятниками старины. Летом следующего года путешествие возобновилось. Эта своеобразная поездка «за стариной», как называл ее художник, охватила огромный район - Яро-славль, Кострому, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Вели-кий, Вильну, Митаву, Ригу, Псков, Тверь, Углич, Калязин, Звенигород и другие города.

Рерих поставил перед собой грандиозную задачу изучения древне-русской архитектуры различных эпох и школ. Попутно он знакомился со старой живописью, в глухих отдаленных селах терпеливо разыскивал предметы прикладного искусства, с увлечением слушал сказки, песни, восхищался танцами. И во всем этом видел подлинную красоту народную, «его дива дивные, веками им взлелеянные».

Во время поездки перед Николаем Константиновичем открылось величественное зрелище многообразных, неповторимых по своим формам памятников отечественной старины. Он полностью отказывается в это время от стилизации. Его широкий уверенный мазок красиво, вырази-тельно точно передает характернейшие черты различных архитектурных сооружений. Рерих пишет их с тонким пониманием конструктивной осно-вы, особенностей стиля эпохи, своеобразной исторической красоты. Им была создана большая живописная серия, насчитывающая около девяно-ста произведений. В них широко показано многообразие и богатство древнерусского зодчества, воспето самое ценное и дорогое, что составляет гордость русского искусства. «Пантеоном нашей былой Славы», «Росски-ми Елисейскими полями» назвал эти этюды один из биографов художни-ка. К сожалению, эта серия произведений была потеряна Россией: семьде-сят пять картин были проданы врозь с аукциона.

Во время путешествий по древнерусским городам Рерих увидел и другое - страшные картины разрушения памятников старины, гибель мно-гих из них. С этих пор он неустанно выступает в периодической печати с пропагандой родного искусства и призывает принять срочные меры для его сохранения.

Столь многообразны были устремления Рериха в ранний период творчества. Чрезвычайный интерес к родной истории, ко всему народно-му, национальному неустанно вел его к расширению знания, к поискам новых, неизвестных еще материалов.

В своих ранних произведениях Рерих показал новый, бывший до него мало известным в искусстве мир славянской Руси, раскрыл в яркой образной форме свое понимание древней эпохи. В его работах излишне искать предельную точность в передаче того или иного факта истории. Он создает поэтические, овеянные былинным духом картины, которые дают самое общее представление об эпохе.

Герои его искусства - народ: мудрейшие старцы племени и рода, труженики, воины. Их жизнь полна кипучей энергии. Они сами решает свою судьбу: совещаются, отважно прокладывают водные пути, дружно строят города, мужественно обороняются. Горячей любовью к трудолю-бивым отважным зачинателям Руси, гордостью за наше прошлое прони-заны эти глубоко национальные произведения. Каждое из них создавалось художником на основе большого знания русской истории, памятников старины, развития лучших традиций русской культуры.

Обладая исключительно яркой индивидуальностью, Рерих очень рано вырос в интересного, самобытного художника. Рано определились и его общественные идеалы, его взгляды на высокое назначение искусства.

В 1900-х годах, особенно после революции 1905 - 1907 годов, Рерих всю страсть своей души, все помыслы направляет к будущему, призывает творить для народа, создавать искусство, насыщенное большими идеала-ми гуманизма.

Мечтами о новом искусстве, несущем людям радость и красоту, по-исками этого искусства пронизаны и художественные устремления Рериха во второй период творчества. По-прежнему увлекаясь историей славян-ской Руси и создавая картины на эти темы, он обращается также теперь к самому древнему периоду - эпохе каменного века. Тщательно, с научной прозорливостью исследует он исторические материалы, производит ар-хеологические раскопки, собирает богатейшую коллекцию предметов это-го времени. К 1916 году их насчитывается около 35 тысяч. Эта была одна из самых крупнейших в мире частных коллекций подобного рода.

В своих произведениях он помимо воскрешения этого малоизучен-ного, самого раннего периода истории и пробуждения в зрителях патрио-тических чувств пытается придать изображаемому глубокий философский смысл.

В 1906 году было закончено монументальное панно «Бой». Оно воспринимается как живописная поэма о бесстрашных викингах. Холод-ное северное море. В тяжелый ожесточенный бой вступили большие се-рые ладьи с красными парусами. И кажется, что сражаются не только от-важные воины, но и эти огромные чудовищные ладьи. Как бы вторя яро-стной битве, в смятение пришли силы природы. Вздымаются, пенятся волны. Зловеще пылает небо. Клубятся тяжелые багрово-синие тучи...

«Бой», пожалуй, было последнее произведение, исполненное мас-лянистыми красками. По технике письма и по содержанию оно как бы за-вершает собой первый период творчества Рериха.

Постепенно в искусстве Рериха этого периода все большее место начинают занимать образы народных сказок.

В поисках красоты давно прошедшего Рерих в зрелый период твор-чества исследует историю и искусство не только России, но и других стран. Суровая Скандинавия вдохновила его на создание живописной сюиты «Викинг», в которую также входил знаменитый «Бой».

С 1910 года он вместе с композитором И. Ставринским он начал работать над новым балетом «Весна священная», и таким образом посте-пенно начинает приобщаться к театру. В 1914 году осуществилась завет-ная мечта Рериха о полной постановке оперы «Князь Игорь».

В 1923 году осуществилась его многолетняя мечта - путешествие в Индию и Центральную Азию. В Индии Рерих изучал первоисточники классической восточной философии, его также увлекали и современные философские течения. Особенно он ценил Тагора и Ганди, о которых пи-сал: «Тагор и Ганди являются редчайшим выражением современной Ин-дии».

Широко известна его картина «Тень Учителя», написанная Рерихом в 1932 году. Необычно образное решение этого полотна. Народные сказа-ния Востока часто повествуют о людях, оставивших свою тень. Она мо-жет появиться неожиданно в любом месте и напомнить человеку о долге.

В уединенных горах Рериха не покидало чувство ответственности за то, что происходило в мире. Даже голый утес, по которому, возможно, когда-то скользнула тень Учителя, должен напомнить путнику о его долге перед человечеством, нести весть о любви, благословлять на добрые дея-ния. Эта философская мысль художника и определила идейное содержа-ние и построение картины «Тень Учителя».

В искусстве Рериха большое место занимают образы русских под-вижников. В 20-е годы одна за другой появляются картины: «И мы откры-ваем врата», «И мы трудимся», «И мы не боимся», «И мы продолжаем лов», «Св. Сергий-строитель». В этих произведениях на фоне поэтически написанных русских пейзажей изображены подвижники, которые прово-дят свои дни в неустанных заботах: они трудятся, призывают к добру, подвигу.

В 20 - 40-х годах Рериха начинают интересовать широко известные в истории и искусстве героические образы женщин, которые звали на подвиг. Так появляется триптих «Жанна д’Арк» и полотно «Настасья Ми-кулична».

Кисти Рериха принадлежат и символические произведения, в кото-рых он в понятия Женщина, Мать стремился вложить священный для всех народов смысл и возвеличить женщину как воительницу за прекрасное будущее человечества. Нередко при этом он использовал уже веками су-ществующий образ богоматери и интерпретировал его по-своему.

В 1932 году была исполнена композиция «Oriflamma» («Пламенная мадонна»). В ней рисуется спокойный величественный образ мадонны. На руках у нее - полотнище с символом Знамени мира. В свое время это про-изведение было широко известно мировой общественности. Оно находи-лось в одном из помещений Международного Союза Пакта Рериха в Брюгге.

В последний период творчества Рерих много внимания уделял пей-зажу, в который вкладывал глубокий смысл. Огромный раздел здесь за-нимают произведения с изображением гор. Рерих запечатлевает ледники Каракорума, вечные снега Алтая, каменистые уступы Тибетского нагорья, горные озера, бурные реки. Многообразен рельеф его пейзажей. Но осо-бенно близким, ярким источником вдохновения стали для него Гималаи. Восточным Гималаям он посвятил более шестисот произведений. Среди них и такое значительное и известное полотно, как «Помни!» (1945).

В некоторые пейзажи были введены жанровые и культовые сцены. Часто среди гор, у водных источников художник изображал отшельников.

Рерих любил горы во всем их многообразии: в яркой феерии зака-тов и в ночной тишине, в снежных ураганах и сиянии солнца, в их реаль-ном естественном виде и в преломлении индийской мифологии. Каждый мотив, за какой бы он ни брался, он передавал с непостижимым мастерст-вом. Многие из его картин стали для зрителей художественным открыти-ем...

Николай Константинович Рерих умер13 декабря 1947 года. Но он навсегда сохранился в сердцах народа. Он всегда думал о родине. И через все жизненные бури и невзгоды он пронес свое светлое, искреннее чувст-во любви к России, преданности ей.

Список литературы

1. В. В. Шолохаев «История России», Москва, 1996.

2. В. П. Князева «Н. Рерих», Москва, 1968.


Рерих.Ру - сайт о художнике Николае Рерихе. Картины, книги, статьи, биография.

Николай Константинович Рерих - художник, путешественник, философ-гуманист, писатель, великий радетель культуры и просвещения. Член многих организаций, автор около 7000 картин и 30 литературных трудов.

Семья Рерихов

С 1906 по 1918 гг. Рерих был директором Школы Императорского общества поощрения художеств. В этот период его картины постоянно выставлялись в Европе. Знаменитые Лувр и Римский национальный музей приобрели несколько полотен Рериха. Постепенно претерпевает изменения и сам стиль Рериха, художник практически отказался от масляных красок, он стал работать с темперой. Основными источниками вдохновения для него по-прежнему остаются русские исторические и фольклорные герои. Николай Рерих - непревзойдённый мастер яркой, сильной метафоры. В своих картинах он говорил, кричал людям: насилие бессмысленно, есть другой путь - путь добра и любви, он светел…

Художник был популярен и уважаем как на родине, так и за границей. В России до 1918 г. было издано девять его монографий, десятки журналов посвящали свои номера творчеству Николая Рериха. Замечательный писатель Леонид Андреев, горячий поклонник творчества художника, назвал его творчество «Державой Рериха».

Тем временем семейная жизнь Рерихов шла своим чередом. У супругов был свой взгляд на воспитание детей. Они не без оснований считали, что ребёнку необходимо помогать в раскрытии природных талантов. Их первый сын Юрий с детства интересовался историей и философией, Святослав же тяготел к рисованию. Оба мальчика учились в знаменитой гимназии Мая, каждый в соответствии с наметившимися способностями. Елена Ивановна очень много занималась с детьми, читала, обучала иностранным языкам и музыке. У Рерихов был свой домашний театр, где они постоянно ставили семейные спектакли.

В 1915 г. Рерих заболел воспалением лёгких. По совету врачей художник переехал жить в Карелию, в город Сортавала . Несколько лет семья прожила в краю озёр. Карельский климат благотворно сказался на здоровье Николая Константиновича, художник плодотворно работал. В 1919 г. в Стокгольме открылась его персональная выставка. И вновь, как и в России - громогласный успех, в дальнейшем картины Рериха выставлялись на лучших скандинавских вернисажах. В 1919 г. Рерих вместе с семьёй прибыл в Англию. Его старый друг Сергей Дягилев помог Рериху в устройстве выставки в Лондоне. Совместно с Дягилевым в Лондоне Рерих работал над постановкой русских опер. В столице Англии Николай Рерих познакомился с великим индийским писателем Рабиндранатом Тагором, лауреатом Нобелевской премии. Писатель, очень впечатлённый семьёй Рерихов, делает им предложение посетить Индию. Для супругов, с молодости увлечённых восточной философией, предложение Тагора было крайне заманчиво. Индия - страна обетованная для искателей истины.

В Америке

В 1920 г., Рерих, получает заманчивое предложение от Чикагского института искусств. Директор института предложил организовать большое выставочное турне - по 30 городам США. Николай Константинович согласился. В ноябре 1920 г. Рерихи прибыли в Америку. К тому времени в США обосновалось множество переселенцев из России. С их помощью в Нью-Йорке Рерих основал Институт Объединённых искусств, целью его открытия являлось объединение народов земли, созидание общечеловеческих ценностей посредством культуры и искусства. В США Рерих провёл множество выставок, на которых были представлены как уже известные работы, так и картины, написанные в Америке. Помимо выставочной и просветительской деятельности, художник успешно работал над декорациями для постановок в Чикагском оперном театре. В Америке Рерих имел имидж пацифиста и гуманиста, многие считали его провидцем, человеком, познавшим истину. Находясь в Англии и США, Рерихи принимали участие в нескольких спиритических сеансах. Николай Рерих и его жена Елена Рерих заявляли, что посредством спиритического сеанса с ними на связь вышли Учителя Мория и Кут Хуми, которые были представителями «Гималайского братства». Среди последователей Рериха он считался Западным Далай-ламой. Вместе с единомышленниками Рерих основывает корпорацию «Белуха». Это предприятие было создано с целью приобретения концессии, дающей права на горнодобывающую и земельную деятельность в окрестностях горы Белухи, расположенной на Алтае. Рерих любил Алтай, и наряду с Гималаями, он считал Алтай особым местом силы.

Главным устремлением в жизни Рерихов был поиск высших истин. Основная концепция - самосовершенствование как путь к просветлению. Супруги серьёзно увлекались индийской философией. Именно в Индии они надеялись найти то, что так упорно искали.

Отношения с Советами

Николай Рерих никогда не испытывал любви к большевикам. Скорее наоборот, проживая в эмигрантских столицах, он проводил весьма жёсткую линию по отношению к новой Советской власти. Неоднократно с различных трибун он негативно отзывался о том, что произошло и происходит в России. Из-под его пера вышло немало обличительных статей на эту тематику. И тут неожиданное дело, Рерих резко изменяет отношение к Стране Советов и её большевистскому руководству. Николай Константинович абсолютно разочаровался в Белом движении, особенно после разгрома в 1920 г., азиатской дивизии под командованием барона Унгерна, начальником обоза дивизии служил его родной брат - Владимир Константинович Рерих.

В 1923 г. в Берлине Рерих встречается с полпредом СССР Н. Н. Крестинским, а впоследствии с его помощником Г. А. Астаховым. Результатом этих встреч стал визит Рериха в Москву . В чём же причина столь разительной перемены? Есть версия, что Рерих определил для себя буддизм и коммунизм, как одну общую, идеальную религию. Советские представители доложили Г. В. Чичерину, главе МИД СССР, о встрече с интересным полубуддистом-полукоммунистом Рерихом. Чичерин был очень заинтересован, оценив масштаб личности Рериха, он надеялся использовать его как активного пропагандиста советского строя на Западе. Николай Рерих в этой ситуации преследовал свои цели, в его планах было создание идеальный страны на территории Монголии и Сибири. Страны, живущей на основании буддийских ценностей. Разумеется, без большевиков подобный план был не осуществим.

Путешествие по Азии

2 декабря 1923 г. Рерих вместе с семьёй прибыл в Индию. Это было гигантское путешествие, охватывающее различные географические пояса. Маршрут экспедиции: Сикким, Кашмир, Ладак, Китай, Россия, Алтай, Монголия, Тибет. За четыре года странствий собраны бесценные фольклорные и лингвистические материалы, найдено несколько редчайших древних манускриптов, проведены археологические раскопки. Написаны две книги: «Сердце Азии» и «Алтай - Гималаи», созданы серии картин «Гималаи», «Майтрейя», «Сиккимский путь», «Его страна», «Учителя Востока». На Алтае, в районе горы Белухи, Рерих подбирал место для создания культурного центра. В своей литературе Рерихи проводили параллели между буддистской общиной и коммуной, неоднократно упоминали Ленина . В 1925 г. художник создал полотно под названием «Гора Ленина», на картине чётко виден легко узнаваемый профиль вождя. Рерихи всегда верили в существование Шамбалы (Беловодья) - легендарной страны, где живут Махатмы - просветлённые люди, обладающие всеми знаниями мира и управляющими им. После экспедиции они утверждали, что нашли Шамбалу и лично общались с учителями Махатмами. В 1926 г. наркому Чичерину, было вручено письмо с посланием от Махатм, в нём содержались слова приветствия и одобрения деятельности Советского руководства.

Пакт Рериха

В 1929 г. Рерих совместно с доктором международного права Г. Шклявером создаёт проект Договора о защите культурных ценностей - Пакт Рериха. Также был представлен проект отличительного знака защиты - Знамя Мира. Знамя представляло собой белое полотнище с тремя красными кругами, символизирующими религию, искусство и науку. Идею создания пакта поддержали великие деятели науки и искусства: Альберт Энштейн, Ромен Роллан, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Томас Манн, Герберт Уэллс и многие другие. Кандидатура Рериха была выдвинута на Нобелевскую премию мира. 15 апреля 1935 г. состоялось подписание Пакта Рериха, на церемонии лично присутствовал Франклин Рузвельт. Пакт Рериха стал первым документом, декларирующим защиту культурных ценностей. Последующие голоса в защиту культуры зазвучали лишь только после Второй Мировой войны. Рерих стал первым человеком, во всеуслышание заявившим миру о необходимости охраны вечных культурных ценностей, созданных мировой цивилизацией.

Институт Урусвати

Институт «Урусвати» был основан Рерихами в 1928 г. Идея его создания была совместной. Институт находился в Индии в долине Кулу на высоте 1200 метров. Николай и Елена Рерих стали соучредителями института, а их старший сын - Юрий Рерих исполнял должность директора. Цель создания «Урусвати» - научные изыскания, затрагивающие различные области человеческих знаний. Это был некий исследовательский центр, научная станция в Гималаях. В институте ставились самые передовые, а порой даже фантастические задачи. Предполагалось успешно использовать синтез знаний восточной и западной цивилизаций. В дальнейшем на том же месте планировалось построить Ур - город знаний. С тех пор семья Рерихов проживала в долине Кулу.

В 1935 г. при поддержке американского правительства Николай Рерих вместе с сыном Юрием организовывает новую экспедицию, их маршрут пролегал через Хинганский хребет и пустыню Гоби, эти местности находились на территории Монголии и Китая. Во время путешествия проводились археологические раскопки, собирались этнографические материалы, была создана серия этюдов.

Наступил 1941 г., мир запылал в пожаре Второй Мировой. С первых дней войны Николай Константинович Рерих всеми силами и средствами пытался помочь родине. Вместе с младшим сыном Святославом художник устроил аукцион картин, все средства от продажи которых были переведены в фонд Красной Армии. Николай Константинович писал статьи, выступал по радио со словами поддержки советскому народу. Во время войны художник создал несколько блестящих патриотических полотен: «