Западный павильон михайловского замка. Как добраться до замка-музея и когда его посещать

При Елизавете Петровне в саду был сооружен деревянный Летний дворец по проекту В. Растрелли. После вступления на престол Павла I его разобрали и на этом месте начали сооружение нового замка-дворца, который император планировал сделать своей резиденцией.

История создания

Идея воплощения принадлежала самому Павлу Петровичу. Вдохновившись всевозможной архитектурой, увиденной во время путешествий за границей, он лично изготовил первоначальные эскизы предстоящей планировки. На протяжении 12 лет разработки и создания проекта здания он привлекал к работе знаменитых зодчих А.-Ф.-Г. Виолье, В.Ф. Бренну, В.И. Баженова. Первоначально дворец планировали строить в Гатчине.

По чертежам В.И. Баженова заложили фундамент. Строительством Михайловского замка руководил В.Ф. Бренна - придворный архитектор Павла I. Он доработал первоначальный проект и продумал художественное оформление помещений.

Фундамент дворца по форме образует квадрат с закругленными углами, в него добавлен внутренний парадный двор в виде восьмиугольника. Все фасады соединены гранитным подножием, совместной междуэтажной перекладиной и декоративными деталями, позволяющими рассматривать дворец как единое строение. Каждый фасад имеет свою особенность. Это позволяет при определенных ракурсах получать разноплановое представление о здании.

Величавость главному фасаду придают два мраморных обелиска, декорированные воинскими арматурами и золочеными вензелями Павла I. Барельеф на фронтоне работы братьев Стаджи гласит: «История заносит на свои скрижали славу России».

Северный фасад, обращенный к Летнему саду, имеет парковую принадлежность. Он состоит из широкой пологой лестницы, колоннады и балкона.

Восточный фасад отличается срединным выступом с куполом и башней с флагштоком. В оформлении западного арьергарда Бренна использовал роскошные элементы декора с церковной символикой.

Отделка внутренних помещений вызывала у современников неподдельное чувство восхищения. Ряды галерей и залов по периметру внутреннего двора были заполнены лучшими творениями искусства из коллекции императора Павла I. Большинство деталей интерьерного оформления создавались по эскизам Винченцо Бренны и его юного подмастерья Карло Росси. Залы декорировали выдающиеся художники А.М. Иванов, И.А. Акимов, монументалисты Я. Меттенляйтер, П. К. и Дж. Скотти, скульпторы И.П. Прокофьев, К. Альбани и другие.

Как было принято во дворцах XVIII века, строение выступало в качестве парадной резиденции и одновременно являлось музеем собрания выдающейся живописи. Ансамбль Михайловского замка считается уникальным дворцовым строением в России, созданным в стиле русского классицизма. В его архитектуре сочетаются противоречивые мотивы и неординарная стилистика. Название «Михайловский» закрепилось благодаря тому, что освящение дворца состоялось в день св. Архангела Михаила, который считался небесным защитником рода Романовых.

Два павильона Кордегардии, построенные В.Ф. Бренной по проекту В.И. Баженова, представляют крестообразные в плане трехэтажные строения. Они обладают полуциркульными южным и северным фасадами, связывающими два верхних этажа ионическими колоннами. На нижнем этаже - высокие окна с закругленными окончаниями, над ними - скульптурные барельефы. Название «Кордегардия» в переводе с французского - помещение для военного караула. Раньше здания служили местом размещения дежурного караула. Находясь перед площадью, по бокам от главного въезда в Михайловский дворец, они играли роль пропилеев. Арьергарды строений сохранились в первоначальном виде.

После убийства императора дворец утратил свое предназначение и был отдан Министерству императорского двора. Со временем здание обветшало. Спустя более 20 лет в его стенах расположилось Николаевское инженерное училище, благодаря которому замок приобрел название «Инженерный».

В документах XVIII века говорится, что дворец располагался на острове, который реки Фонтанка и Мойка омывали с востока и севера. На западе и востоке остров ограничивали вырытые каналы - Воскресенский и Церковный. В систему оборонительных сооружений входили подъемные мосты, пушки, каналы и полубастионы. Они опоясывали Михайловский замок и находящуюся перед ним площадь Коннетабля.

Михайловский замок сегодня

К 300-летию Санкт-Петербурга восстановили уцелевшие инженерно-фортификационные сооружения на территории замка. Оставшиеся под землей части Трехпролетного моста и Воскресенского канала открыты для обозрения.

В наши дни замок считается знаменательным образцом Павловской эпохи, в образе которого воплотились эстетические предпочтения и личные пристрастия самого императора. Восстановлены залы и помещения дворца: Тронная Марии Федоровны, Зал Антиков, Галерея Рафаэля, Галерея Лаокоона, Парадная лестница, спальня Павла I, Общий столовый, Георгиевский и Овальный залы. В них можно увидеть постоянные экспозиции - «Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников», «История замка и его обитателей», «Античные сюжеты в русском искусстве» и «Открытый фонд скульптуры». Во дворце функционирует современная интерактивно-информационная зона, с помощью которой визитеры могут узнать о строительстве, истории и выставках ансамбля Михайловского замка.

Сегодня в здании Михайловского замка находится филиал .

Нужно начинать с Манежной площади. Именно здесь, по адресу Манежная площадь, дом 4, когда-то стояли трёхпроходные железные ворота, через которые посетители попадали на территорию замка. Центральный сегмент ворот предназначался для царственной семьи и особо важных иностранных гостей, а боковые проходы - для всех остальных посетителей. Ныне этих ворот не существует. На их месте в 1908 году был построен Дом Офицерского корпуса Собственного Его Императорского Величества конвоя.

Проект здания Офицерского корпуса принадлежит архитектору Б.И. Сегену. Здесь изначально располагался офицерский корпус лейб-гвардии Уральской казачьей сотни. Смелая постройка Болеслава Сегена, инженера 1-й Санкт-Петербургской инженерной дистанции, по всей видимости, вполне устраивала императора Николая II, несмотря на то, что полностью перекрыла задуманную архитектором Карло Росси перспективу Кленовой аллеи.

Сейчас ведутся разговоры о том, что Офицерский корпус будет надстроен ещё одним этажом. Если этот проект осуществится, то нарушит внешний вид памятника архитектуры федерального значения.

На данный момент Дом Офицерского корпуса находится в собственности ООО "Особняк на Манежной".

Если обойти этот дом, то перед нами откроется сама Кленовая аллея, которую с обеих сторон отграничивают два длинных здания. Они расположены по адресу Инженерная улица, дома 11 и 13.

Здание, расположенное по адресу Инженерная ул., дом 11, относится к Конюшням Михайловского замка (левый павильон). Здесь по первоначальной задумке располагался Экзерциргауз (манеж для строевых занятий солдат в плохую погоду). Здание было построено архитектором В.Ф. Бренна в 1798-1800 годах, и перестроено в 1823-1824 годах архитектором К.И. Росси.

К этому зданию со стороны Дома Офицерского корпуса торцом примыкает ещё один дом (Манежная площадь, дом 6). Это здание Михайловского Манежа. Архитектор В.Ф. Бренна, построен в 1798-1800, реконструирован архитектором К.И. Росси в 1823-1824 годах. Стиль Классицизм.

Здание уникально тем, что его интерьеры имеют прекрасное естественное освещение, которое обеспечивают 54 высоких окна с полуциркульными завершениями.

Вплоть до 1917 года Михайловский Манеж был главным манежем войск гвардии и петербургского гарнизона. Так же в нём в XIX веке проводились различные выставки. Манеж часто арендовало Императорское общество садоводов, а в 1893 году в Манеже состоялась Первая Всероссийская гигиеническая выставка, в 1907 году - первая выставка автомобилей, организованная созданным в 1902 году Императорским Российским Автомобильным обществом. Этой выставке покровительствовал Великий Князь Михаил Александрович. В 1909 году здесь была проведена Международная выставка новейших изобретений, в которой участвовал Всероссийский аэроклуб. В 1913 году прошло несколько выставок, посвящённых празднованию трёхсотлетия Дома Романовых.

В 1949 году Манеж был превращен в крытый Зимний стадион. В настоящее время здесь располагается выставочный комплекс "Михайловский Манеж".

Инженерная улица, дом 13, Манежная пл., дом 2 - собственно конюшни Михайловского замка (правый павильон). Изначально это здание так же построено архитектором В.Ф. Бренна, в 1799-1800, и перестроено в 1823-1824 годах архитектором К.И. Росси.

Оба здания построены в стиле Классицизм, и являются памятником архитектуры федерального значения.

Когда Карл Росси производил реконструкцию района, прилегающего к зданиям Конюшен, он связал в единую композицию торцовые фасады манежа и конюшен. Как украшение фасадов Росси использовал барельефы из военных доспехов. Вероятнее всего, композиции доспехов принадлежат скульпторам С.С. Пименову и В.И. Демут-Малиновскому. Фасады, которые выходят на Инженерную улицу, были переделаны уже в конце XIX - начале XX веков. Сейчас эти фасады реконструированы с приближением к первоначальному облику.

К зданию Конюшен по адресу Инженерная, дом 13, примыкают другие постройки, которые вместе образуют комплекс зданий треугольной формы, занимающий всё пространство по адресу Инженерная 13, Караванная 1х, и пл. Белинского 1. Однако, это не единый ансамбль, так как остальные здания, примыкающие к зданию Конюшен, пристроены в разное время и разными архитекторами.

Караванная улица дом 1, и Инженерная улица дом 13х - Здание Инженерного Ведомства (Главного управления казачьих войск и Главного военно-медицинского управления). Пристроено в 1880-1882 годах. Архитекторы Х.И. Грейфан, А.А. Карбоньер и Д.В. Покотилов, стиль Эклектика.

Пройдя вдоль зданий Конюшен и Манежа, и выйдя на Инженерную улицу, на другой её стороне мы увидим два одинаковых строения. Это Левая и Правая кордегардии Михайловского замка (Инженерная улица, дома 8 и 10). Архитектор В.Ф. Бренна, здания построены в 1798-1799 годах.

Трёхэтажные каменные кордегардии построены в виде павильонов крестообразного плана, с четырьмя выступами по диагональным осям и скруглёнными северным и южным фасадами с объединяющими второй и третий этаж колоннами ионического ордера. По первому этажу фасады обработаны горизонтальным рустом, в них прорезаны высокие окна с полуциркульными завершениями. Над окнами по замыслу Бренна размещены скульптурные барельефы, ограниченные сверху горизонтальной тягой.

Далее, за Правой кордегардией, по адресу Инженерная улица, 12 и 12А располагается здание пожарной части Большого Санкт-Петербургского государственного цирка. Архитектор А.М. Кочетов, построено в 1905-1906 годах в стиле Неоклассицизм. К исторической территории Михайловского замка не относится.

По Кленовой улице, дом 2, располагается здание учебной электростанции Николаевской инженерной академии. Архитекторы Тейхман и Загорянский. Построено в 1893-1894 годах в стиле Неоклассицизм. Здание выделяется невысокой башенкой с островерхим завершением и арочными окнами с полуциркульным верхом.

С этим зданием произошла интересная история. В 2001 году дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность". Однако, уже 24 сентября 2009 года учебная электростанция на Кленовой улице исключена из перечня выявленных объектов культурного наследия. Причины такого странного отношения к историческому зданию установить не удалось. Тем не менее, сам вид здания говорит о том, что оно представляет собой интересный исторический объект. К исторической территории Михайловского замка не относится.

Пройти по рассматриваемому маршруту можно от ст. метро Гостиный двор, в сторону Аничкова моста, до улицы Малой Садовой, по которой Вы попадёте прямо на Итальянскую улицу, по которой, пройдя около 100 метров в сторону реки Фонтанки, попадёте на Манежную площадь.

Информация о Манежной площади подготовлена М.В. Гуминенко.

Манежная пл., 10. Конюшни Михайловского замка (левый павильон). Архитектор: Росси К.И. Год постройки: 1823-1824. Стиль: Классицизм. Фото 2013 г.

Манежная пл., 6. Михайловский Манеж. Архитектор: Бренна В.Ф. Росси К.И. Год постройки: 1798-1800, 1823-1824. Стиль: Классицизм.

Михайловский Манеж, фрагмонт здания. За ним - угол дома Офицерского корпуса Собственного Е. И. В. конвоя.

Михайловский Манеж. Фрагмент.

Михайловский Манеж. Фрагмент.

Михайловский Манеж. Фрагмент украшения дверей.

Манежная пл., 4. Дом Офицерского корпуса Собственного Е. И. В. конвоя. Архитектор: Сеген Б.И. Год постройки: 1908. Стиль: Неоклассицизм.

Скульптура во дворе Дома Офицерского корпуса Собственного Е.И.В. конвоя.

Дом Офицерского корпуса Собственного Е.И.В. конвоя, фрагмент.

Манежная площадь. Слева направо: Михайловский Манеж, Дом Офицерского корпуса Собственного Е.И.В. конвоя, Конюшни Михайловского замка (правый павильон).

Манежная пл., 2. Конюшни Михайловского замка (правый павильон).

Конюшни Михайловского замка (правый павильон). Фрагмент фасада со стороны Манежной площади.

Конюшни Михайловского замка (правый павильон). Фрагмент фасада со стороны Манежной площади.

Конюшни Михайловского замка (правый павильон). Фрагмент фасада со стороны Кленовой улицы (слева на фото часть стены Дом Офицерского корпуса Собственного Е.И.В. конвоя).

Конюшни Михайловского замка (правый павильон). Фасад здания по Караванной ул.

Конюшни Михайловского замка (правый павильон). Фасад по Караванной ул. Далее по Караванной - Здание Инженерного Ведомства (Главного управления казачьих войск и Главного военно-медицинского управления)

Здание Инженерного Ведомства (Главного управления казачьих войск и Главного военно-медицинского управления). Справа - угол Конюшни Михайловского замка по Инженерной улице.

Инженерная ул., 10. Правая кордегардия Михайловского замка.

Правая кордегардия Михайловского замка. Фрагмент фасада с восточной стороны.

Правая кордегардия Михайловского замка. Фрагмент фасада с восточной стороны.

Кордегардия Михайловского замка, фрагмент фасада.

Правая кордегардия Михайловского замка. Ворота и фрагмент ограды пожарной части.

Инженерная ул., 12А. Ворота и фрагмент ограды пожарной части.

Инженерная ул., 12А. Пожарная часть. Архитектор: Кочетов А.М. Год постройки: 1905-1906. Стиль: Неоклассицизм.

Инженерная ул., 10. Правая кордегардия Михайловского замка. Архитектор: Бренна В.Ф. Год постройки: 1798-1799. Стиль: Классицизм.

Правая кордегардия Михайловского замка. Западный фасад, со стороны Кленовой ул.

Инженерная ул., 8. Левая кордегардия Михайловского замка. Архитектор: Бренна В.Ф. Год постройки: 1798-1799. Стиль: Классицизм. Восточный фасад, со стороны Кленовой ул.

Левая кордегардия Михайловского замка. Восточный фасад, со стороны Кленовой ул.

Левая кордегардия Михайловского замка. Фрагмент фасада со стороны Кленовой ул.

Барельефы на стенах кордегардии Михайловского замка.

Колонна левой кордегардии и фрегмент Михайловского замка.

Левая кордегардия Михайловского замка. Фрагмент. Фото 2013, весна.

Левая кордегардия Михайловского замка со стороны Инженерной ул.

Особняк военного министра (Садовая ул., 4). Вид со стороны Кленовой ул.

Михайловский замок со стороны Кленовой ул. Памятник Петру I.

Михайловский замок со стороны Кленовой ул. Памятник Петру I.

Кленовая ул., 2. Здание учебной электростанции Николаевской инженерной академии. Архитекторы: Тейхман О.К., Загорянский. Год постройки: 1893-1894. Стиль: Неоклассицизм.

Здание учебной электростанции. Фонарь на стене.

Здание учебной электростанции. Фрагмент козырька над входом.

Здание учебной электростанции. Входная дверь.

Здание учебной электростанции. Фрагмент фасада по Кленовой ул.

Здание учебной электростанции. Башенка здания.
В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1745).
24 сент. 2009 (во время губернаторства Матвиенко) здание учебной электростанции на Кленовой улице исключено из перечня выявленных объектов культурного наследия и не взято под охрану.

Перспектива Кленовой улицы. По сторонам видны фрагменты фасадов кордегардий.

Кленовая улица со стороны Инженерной улицы. В перспективе - Дом Офицерского корпуса Собственного Е.И.В. конвоя, фрагмент.

Инженерная ул., 11. Конюшни Михайловского замка. Архитектор: Росси К.И. Год постройки: 1823-1824. Стиль: Классицизм.

Конюшни Михайловского замка, Инженерная улица.

Инженерная ул., 13. Караванная ул., 1х. Белинского пл., 1. Конюшни Михайловского замка. Архитекторы: Бренна В.Ф., Росси К.И. Год постройки: 1799-1800, 1823-1824. Стиль: Классицизм.

Инженерная ул., 13. Конюшни Михайловского замка.

Конюшни Михайловского замка, фасад, выходящий на Кленовую улицу.

Конюшни Михайловского замка, фасад, выходящий на Кленовую улицу.

Конюшни Михайловского замка, фасад, выходящий на Кленовую улицу.

Конюшни Михайловского замка, фасад, выходящий на Кленовую улицу.

Конюшни Михайловского замка, фасад, выходящий на Кленовую улицу.

Конюшни Михайловского замка, фасад, выходящий на Кленовую улицу.

Конюшни Михайловского замка, фасад, выходящий на Кленовую улицу.

Кленовая улица, справа - фрагмент стены Дома Офицерского корпуса Собственного Е.И.В. конвоя.

Михайловский Манеж со стороны Манежной площади.

Кленовая улица, вид от Дома Офицерского корпуса Собственного Е.И.В. конвоя.

Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2014

«.. и говорит Его Величеству Авель со смирением, - Ни цари, ни народы не могут менять волю Божию, поэтому зрю в замке преждевременную гробницу Твою, благоверный Государь. И резиденцией потомков Твоих, как мыслишь, он не будет".

Такими словами от иеросхимонаха Авеля , который жил во времена Павла I , была определена судьба и императора российского престола, и самого Михайловского замка.


В.Л. Боровиковский.. Портрет Павла I

Говорят, что Павел безоговорочно верил этому старцу, постольку последним была точно предсказана гибель его матушки - Екатерины. В ответ на вопрос о своей собственной жизни самодержец Павел услышал - "Число лет Твоих подобно счету букв изречения над вратами Твоего замка, в коем воистину обетование и о Царственном роде Твоем".

Речь шла о девизе, выбитом медными буквами над портиком Михайловского замка: "ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ". Это немного измененный текст псалма Давида - "Дому Твоему подобаетъ святыня, Господи, въ долготу дний" (Пс. 92:6).

По недавним исследованиям оказалось, что первоначально этот девиз должен был быть у Воскресенского Новодевичьего монастыря, но эти пророческие буквы попали на Исаакиевскую церковь, а после и на сам Михайловский замок.

Так вот, количество этих букв - 47, и мы знаем, что Павел I умер на 47 году жизни . Вообще с судьбой этого самого загадочного императора России связано много мистики, например, можно проследить магию числа «4» .


Paul I by A.F. Mitrokhin

Общий срок царствования Павла - 4 года, 4 месяца и 4 дня . Этот замок, который должен был стать главной парадной резиденцией императорского дома на смену Зимнему дворцу, но главное, полностью обезопасить своего хозяина от врагов, строился 4 года . А прожить в нем удалось императору лишь загадочные 40 дней .


Император Павел I. Неизвестный художник. Конец XVIII

Еще интересно, что Михайловский замок был поставлен вместо «обветшалого» Летнего дворца Елизаветы и северной своей частью выходящий на Летний сад . До этого на этом самом месте стоял дворец жены Петра - Екатерины , который был снесен для постройки дворца Елизаветы.


Летний дворец, третья четверть XVIII века


Летний дворец Елизаветы Петровны. Гравюра А. А. Грекова с рис. М. И. Махаева. 1753 г.


Летний дворец, вид с южной стороны

Свое название замок получил в честь Архангела Михаила - небесного покровителя дома Романовых. По легенде, которую поддерживал сам Павел, чтобы оправдать новое строительство в глазах общества, Архангел Михаил явился часовому, стоявшему на карауле в Летнем дворце, и предсказал возведение на этом месте нового дворца и храма в его честь.


Степан Семёнович Щукин. Павел I

Именно в этом растреллиевском доме и родился Павел . На месте снесенного им дома он и принял мученическую смерть в замке, который меньше всего подходит общей архитектуре С.-Петербурга своим романтическим настроем и больше схож на средневековые крепостные постройки . Именно эта его «отстраненность» от всего города и империи впоследствии стала восприниматься и как символ его личности, которой владели идеи мессианства русского государства и богоустановленности самой императорской власти.


Портрет великого князя Павла Петровича в детстве


Портрет Павла Петровича в детстве. Неизвестный художник. 2-я половина 18 века. Кострома


Virgilius Erichsen (1722 - 1782, Danish). Grand Prince Pavel Petrovich In His Study


Антропов Алексей Петрович. Портрет великого князя Павла Петровича, впоследствии императора Павла I, в детстве 1765


Портрет великого князя Павла Петровича в детстве (Ф. Рокотов, 1761)


Stefano Torelli. Великий князь Павел Петрович, Президент Адмиралтейств-коллегии, в мундире генерал-адмирала русского флота


Неизвестный художник - Портрет великого князя Константина Павловича

Образ собственного замка, воплотившийся в личных эскизах Павла, занимал его воображение с 1784 года, и общий срок «проектирования» Михайловского занял около 12 лет, причем к началу строительства эта идея обросла уже 13тью вариантами.

Известно, что этот мистический замок «русского Гамлета» начал строиться сразу после вступления Павла на трон и работы проводились с чрезвычайным «поспешанием» круглые сутки, в ночное время при свете факелов и фонарей. Одновременно на строительной площадке находилось до 6 тыс. человек, а в целях экономии времени сюда перебрасывали стройматериалы с других объектов. Так, например, в Михайловский замок из Таврического дворца был отдан наборный паркет, из Академии художеств и Царскосельских дворцов - скульптуры, фризы, колонны и декоративные облицовочные камни, из Исаакия - печально известный фриз с пророчеством.

Собственно, это, наверно, было обычной практикой, поскольку после кровавых событий смерти Павла и оставление Михайловского замка венценосными Романовыми серебряные ворота церкви этого замка по приказу Александра I переплавлены в роскошный сервиз свадебного подарка для сестры, а при Николае I для здания Нового Эрмитажа из Михайловского «добывали» мрамор. Впрочем, богатств в Михайловском замке хватило на множество художественных коллекций, разошедшихся впоследствии по различным музеям и дворцам.


Перед зданием, в котором находится Тронная Марии Федоровны расположен памятник императору Павлу I.


Памятник императору Павлу I.

В плане замок представляет квадрат со скругленными углами, внутрь которого вписан центральный восьмиугольный парадный внутренний двор. Главный въезд в замок находится с юга. Три расположенных под углом моста соединяли здание с находящейся перед ним площадью. Через ров, окружавший площадь Коннетабля с памятником Петру I в центре, был переброшен деревянный подъёмный мост, по обеим сторонам которого стояли пушки. За памятником — ров и три моста, причем средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов и вёл к главному входу.


Генеральный план, рисунок В.Бренна

Российский император, задумывая его возведение, отталкивался от распространенной в европейских столицах схемы построения прямоугольного в плане замка с прямоугольным же внутренним двором и круглыми угловыми башнями.


Макет замка

Здание расположено у истока реки Мойки из Фонтанки. Изначально оно было со всех сторон окружено водой: с севера и востока реки Мойка и Фонтанка, а с юга и запада каналы Церковный, и Вознесенский (ныне засыпанные) отделяли замок от остального города, превращая территорию замка в искусственный остров. Попасть в него можно было только через мосты, охранявшиеся часовыми.


Вид Михайловского замка в 1800-1801 годах. Гравюра А.И. Даугеля с акварели 1800 года, принадлежащей собранию гравюр, литографий и рисунков Петра Александровича Ефремова


Кваренги Джакомо (1744-1817) Михайловский замок в Петербурге. 1800


Михайловский замок со стороны наб. Фонтанки.Бенжамен Патерсен.


Михайловский замок со стороны площади Коннетабля. Раскрашенная гравюра Г.Л. Лори-отца с оригинала Б. Патерсена. 1804 г.


Михайловский замок. Начало XIX века.


Федор Алексеев. Вид на Михайловский Замок в Петербурге со стороны Фонтанки


Военный парад у Михайловского замка. А.Бенуа


Лебяжий канал. А.Болотов


Неизвестный художник. Михайловский замок. Кабинет в антресолях

Подход к зданию начинался от Итальянской улицы через тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых предназначался лишь для членов императорской семьи. За ними находилась широкая прямая аллея, по которой были построены здания конюшен и манежа (экзерциргауз). Она заканчивалась у трёхэтажных павильонов кордегардий, за которыми начинались предзамковые укрепления.

В комплекс сооружений замка входили:

Дворец


Трёхчастный мост


Кленовая улица

№ 7810640000 Состояние Филиал Русского музея Сайт Официальный сайт Михайловский замок на Викискладе

Координаты : 59°56′25.5″ с. ш. 30°20′15.5″ в. д.  /  59.940417° с. ш. 30.337639° в. д. (G) (O) (Я) 59.940417 , 30.337639

Миха́йловский за́мок , Инженерный замок - бывший императорский дворец в центре Санкт-Петербурга по адресу Садовая ул., № 2, построенный по заказу императора Павла I на рубеже XVIII-XIX веков и ставший местом его смерти. Это здание - крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII века .

Название

Своим названием Михайловский замок обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела , покровителя дома Романовых, и причуде Павла I, принявшего титул Великого магистра Мальтийского ордена , называть все свои дворцы «замками» ; второе имя - «Инженерный» произошло от находившегося там с 1823 года Главного (Николаевского) инженерного училища, ныне ВИТУ .

Строительство

Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу. Работа над проектом будущей резиденции началась еще в 1784 году, в бытность его великим князем. В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, он обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781-1782 годов . Одним из возможных мест возведения нового дворца называлась Гатчина. К моменту начала строительства папка проектов императора насчитывала 13 различных вариантов будущего дворца .

Указ о строительстве замка - многолетней мечты, был издан в первый же месяц царствования Павла I, 28 ноября 1796 года: «для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома». Здание возведено на месте деревянного Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны , созданного архитектором Растрелли , где 20 сентября 1754 года великая княгиня Екатерина Алексеевна родила великого князя Павла Петровича .

Замок был построен в 1797-1801 годы, его первый камень заложен 26 февраля (9 марта) года. Проект дворца был разработан архитектором В. И. Баженовым по поручению императора Павла I , желавшего сделать его своей главной парадной резиденцией. Строительством руководил архитектор В. Бренна (который долгое время ошибочно считался автором проекта) . Бренна переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров.

Вид Михайловского замка в 1800-1801 годах.

Помимо Баженова и Бренна в создании проекта принимал участие сам император, сочинивший несколько рисунков для него . В помощниках Бренна также числились Фёдор Свиньин и Карл Росси . Павел I ускорял строительство, Винченцо Бренна получил чин статского советника, ему в помощь направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги . Кроме того, вместе с Бренна работали Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников , а еще на стадии создания проекта Павел привлекал А.-Ф.-Г.Виолье. Для ускорения работ были переброшены строительные материалы с других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села и Академии художеств (были разобраны несколько павильонов в Царском Селе и дворец в Пелле); со стройки Исаакиевского собора по проекту Ринальди - мрамор, в том числе фриз с надписью, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца - наборный паркет .

По распоряжению императора строительство велось днем и ночью (при свете фонарей и факелов), так как он требовал отстроить замок вчерне в тот же год. Число рабочих, трудившихся на стройке, доходило до 6 тыс. человек одновременно

Во время Великой Отечественной войны (1941-1945гг) в Михайловском замке располагался госпиталь. В советское время в замке располагались различные учреждения: дворцовые залы были перегорожены вдоль и поперек, плафоны и росписи на стенах - грубо закрашены .

В 1991 году треть помещений замка подарено Государственному Русскому музею , в 1995 году музею подарен весь замок. К 300-летнему юбилею города замок был отреставрирован, восстановлены многие интерьеры в том виде, в каком были при Павле, а также надпись на фасаде (ранее закрытая листовым железом) и статуи со стороны Летнего сада. Были реконструированы и открыты сохранившиеся под землей фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста - часть инженерно-фортификационных сооружений, окружавших замок. Торжественное открытие Михайловского замка состоялось 27 мая 2003 года.

В залах замка открыты постоянные экспозиции - «Античные сюжеты в русском искусстве», «Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников», «История замка и его обитателей» и «Открытый фонд скульптуры» .

Описание

Вид с Мойки

В плане замок представляет квадрат со скругленными углами, внутрь которого вписан центральный восьмиугольный парадный внутренний двор. Главный въезд в замок находится с юга. Три расположенных под углом моста соединяли здание с находящейся перед ним площадью. Через ров, окружавший площадь Коннетабля с памятником Петру I в центре, был переброшен деревянный подъёмный мост, по обоим сторонам которого стояли пушки. За памятником - ров и три моста, причем средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов и вёл к главному входу. «Российский император, задумывая его возведение, отталкивался от распространенной в европейских столицах схемы построения прямоугольного в плане замка с прямоугольным же внутренним двором и круглыми угловыми башнями» .

Генеральный план, рисунок В.Бренна

Здание расположено у истока реки Мойки из Фонтанки . Изначально оно было со всех сторон окружено водой: с севера и востока реки Мойка и Фонтанка, а с юга и запада каналы Церковный, и Вознесенский (ныне засыпанные) отделяли замок от остального города, превращая территорию замка в искусственный остров. Попасть в него можно было только через мосты, охранявшиеся часовыми.

Подход к зданию начинался от Итальянской улицы через тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых предназначался лишь для членов императорской семьи. За ними находилась широкая прямая аллея, по которой были построены здания конюшен и манежа (экзерциргауз). Она заканчивалась у трёхэтажных павильонов кордегардий, за которыми начинались предзамковые укрепления .

В комплекс сооружений замка входили:

  • Дворец
  • Воскресенский канал (засыпан, восстановлена часть под Трёхчастным мостом)
  • Горнверк , на котором был установлен памятник Петру I (современная площадь Петра Великого, ранее площадь Коннетабля)
  • Два павильона Кордегардий Михайловского замка

План замка

Архитектура дворца нехарактерна для Санкт-Петербурга XVIII века . Строгим изяществом своего стиля замок скорее напоминает средневековую крепость, он является единственным в России дворцовым сооружением в стиле романтического классицизма . «Своеобразный облик этого здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные тенденции и стилистические приемы, ставит его особняком в общем русле развития русского классицизма. Однако, именно Михайловский замок воспринимается как самый выразительный символ павловской эпохи. В его облике явственно воплотились художественные вкусы и своеобразие личности владельца и главного творца - императора Павла I»

«Центральная часть южного фасада контрастно выделена поднятым на высокий цокольный этаж портиком из четырех сдвоенных ионических колонн красного мрамора с богато украшенным скульптурным фронтоном и аттиком над ним» . Его украсил барельеф «История заносит на свои скрижали славу России» , выполненный скульптором П. Стаджи. Также на этом фасаде была расположена изменённая библейская цитата (изначально отнесённая к Богу, а не к монарху) - Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней (легенду о ней см. ниже). «Подчеркнуто монументален, репрезентативен главный южный фасад. Торжественный строй его колонн и гигантские обелиски напоминают колоннаду Лувра и ворота Сен-Дени в Париже».

«Противоположный главному северный фасад, обращенный Летнему саду , разработан как парковый. В его центре расположена широкая украшенная скульптурой лестница, ведущая в лоджию входа с парной мраморной колоннадой тосканского ордера , поддерживающей террасу. Фасад завершен богато декорированным аттиком» . Открытую террасу этого фасада поддерживает мраморная колоннада, использована и широкая лестница, украшенная статуями Геркулеса и Флоры .

«Западный и восточный фасады, согласно проекту Баженова, были трактованны однотипно как подчиненные» . В сторону Садовой улицы выступает фасад дворцовой церкви, которая увенчана типично петербургским шпилем.

Историки искусства отмечают успех архитектора, сумевшего справиться со сложной задачей .

Фасады замка




Западный фасад
с выступающей апсидой церкви
Южный (главный) фасад
(со стороны площади Коннетабля)
Восточный фасад Северный фасад
(вид со стороны Летнего сада)

Помещения дворца

Залы замка


Тронный зал императрицы Марии Фёдоровны Общий Столовый зал

40 дней замка при Павле I

Павел на портрете работы С. Щукина

Опасавшийся дворцовых переворотов Павел не желал оставаться в Зимнем дворце, решив построить себе новую резиденцию. Рассказывают, что для подкрепления веры в необходимость подобного решения был пущен слух о том, что солдату, стоявшему ночью на часах в Летнем дворце, явился юноша, окружённый сиянием, который сказал: «Иди к императору и передай мою волю - дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила». Солдат, сменившись с поста, сообщил о происшествии начальству, потом императору. Так якобы и было принято решение о строительстве нового дворца, так было дано ему имя - Михайловский .

Любопытно, что по одной из семейных легенд статский советчик Данилевский, восхищаясь красотой только что построенного Михайловского замка в Петербурге, ходатайствовал перед Павлом об добавлении к своей фамилии «Михайловский». Его сын военный историк - Михайловский-Данилевский, Александр Иванович .

Император планировал проводить в замке собрания и торжественные церемонии мальтийских рыцарей, что нашло свое отражение в отделке его парадных апартаментов. Единственным парадным приемом стала аудиенция датскому министру графу Левендалю, данная 24 февраля в Мальтийском тронном зале.

1 февраля 1801 года Павел и его семья переехали в новый дворец. В день святого архангела Михаила, в 9 часов 45 минут утра Павел I, вместе с членами своей семьи и свитой начал церемониальное шествие от Зимнего дворца по направлению к замку. На всем пути его следования были расставлены гвардейские полки. Торжественная процессия сопровождалась пальбой пушек и музыкой полковых оркестров. В замке государя уже ожидали особы первых пяти классов, высшие военачальники, а также иностранные послы и министры . Павел I переселился в Михайловский замок, когда еще даже не успели просохнуть стены нового здания и, по свидетельству очевидцев, в помещениях «стоял такой густой туман, что несмотря на тысячи восковых свечей, едва мерцавших сквозь мглу, всюду господствовала темнота» , «повсюду видны были следы сырости и в зале, в которой висели большие исторические картины, я видел своими глазами, несмотря на постоянный огонь в двух каминах, полосы льда в дюйм толщиной и шириной в несколько ладоней, тянувшиеся сверху донизу по углам» . На другой день после торжественного переезда в замке состоялся маскарад.

Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец -

Цвет стен Михайловского замка

Одна из легенд Михайловского замка связана с цветом его стен: согласно одной из версий, он был выбран в честь перчатки фаворитки императора Анны Гагариной (Лопухиной) . По другой - это был традиционный цвет мальтийского ордена . Вслед за выбором царя цвет вошел в моду, и на некоторое время фасады некоторых петербургских дворцов перекрасились в тот же цвет.

Лопухина

По преданию, когда строительство Михайловского замка, названного в честь св. Архангела Михаила, небесного покровителя дома Романовых, приближалось к завершению, на одном из дворцовых балов взволнованная танцами Анна Лопухина вдруг обронила перчатку. Оказавшийся рядом Павел I, демонстрируя рыцарскую любезность, первым из присутствующих мужчин поднял ее, и собирался, было вернуть владелице, но вдруг обратил внимание на странный, необычный, желто-оранжевый цвет перчатки. На мгновение задумавшись, император тут же отправил ее архитектору Бренне в качестве образца для составления колора дворца .

Когда Русский музей занялся реставрацией дворца, стены замка были кирпично-красного цвета, к которому давно привыкли горожане, считая именно его первоначальным, тем более, что он совпадал с цветами Мальтийского ордена. Но остатки первоначальной краски реставраторы обнаружили под штукатуркой дворцового фасада, и этот трудно определяемый цвет (розовато-оранжево-желтый) сильно отличался от привычной расцветки, подтверждая историю о перчатке .

Билеты

Возможен бесплатный вход без очереди для туристов, купивших «Карту гостя Санкт-Петербурга».

Памятники

Во дворе замка и перед его главным фасадом с интервалом в 203 года были установлены памятники двум русским императорам .

Памятники императорам


Памятник Петру I перед главным фасадом замка Памятник Павлу I во дворе замка
  • В 1800 году на площади перед замком был установлен памятник Петру I с надписью «Прадеду правнук» , отлитый в -1747 годах по модели скульптора Б. К. Растрелли , сделанной ещё при жизни Петра I. Облицованный мрамором пьедестал высечен архитектором Ф. И. Волковым . На нём укреплены бронзовые барельефы «Полтавская баталия» и «Бой при Гангуте», созданные молодыми скульпторами В. И. Демут-Малиновским , И. И. Теребеневым и И. Е. Моисеевым при руководстве М. И. Козловского .
  • В 2003 году во внутреннем дворе замка установлен памятник Павлу I работы скульптора В. Э. Горевого, архитектор В. И. Наливайко.

Примечания

  1. Русский музей
  2. Михайловский замок Статья Н. А. Иониной
  3. Вокруг света
  4. Михайловский замок - замок с привидениями
  5. Михайловский замок на на сайте «Архитектура России»
  6. Михайловский (Инженерный) замок. История и фотографии, как добраться
  7. Замок цвета… дамской перчатки
  8. Инженерный (Михайловский) замок (филиал Русского музея)
  9. Михайловский замок
  10. «В этом произведении, хотя и измененным Бренной, который перегрузил здание декоративными деталями, нарушившими его тектоническую ясность, у Баженова наметились приемы, сложившиеся позднее в русской архитектуре начала XIX в. Строго ограниченный заданием построить для Павла I замкнутое сооружение, изолированное от города подъемными мостами и рвами, Баженов преодолел замкнутый характер наружного облика здания и создал тектонически ясную, уравновешенную композицию, ориентированную на площадь с монументом. Зарождение новых приемов проявилось также в контрастном выделении главного фасада, неразрывно связанного с площадью, и постановке по его центру на площади конной статую Петра I. Оно выразилось и в своеобразной свободной трактовке колоннады портика, и в строго определенном размещении и тонкой прорисовке декоративных деталей, противопоставленных протяженным гладям нерасчленненых больших плоскостей стен, контрастно чередующихся с рустованными, и в ряде других, характерных уже для архитектуры начала XIX в черт ».{{subst:АИ}}
  11. История замка и его обитателей
  12. «В Михайловском замке реконструирован Георгиевский зал» (Online), «Деловой Петербург » со ссылкой на Санкт-Петербург.ру ISSN 1606-1829 (13 августа 2007 года).
  13. Ваше величество, вы заказаны! или История Михайловского замка
  14. Легенды Михайловского замка

Литература

  • Михайловский замок Василия Баженова. - Санкт-Петербургская панорама. - 1992. - С. 28-30.

Послереволюционная литература

  • Памятники архитектуры Ленинграда. - 4-е изд. - Л. : Стройиздат , 1976. - С. 138-143.
  • Агаджанов М. Слово в защиту. Прошлое и настоящее Михайловского замка // Нева . - 1983.. - № 8.. - С. 180-184.
  • Бакланов П. Н. Прошлое Инженерного замка // Десять лет Ленинградской военно-инженерной школы . - Л. , 1928. - С. 210-212.
  • Гримм Г. Г. Работы Росси по планировке окружения Инженерного замка // . - 1946. - В. июнь. - С. 25-29.
  • Земцов С. М. Материалы для истории Инженерного замка // Архитектура СССР . - 1935. - № 9. - С. 63-70.
  • Макагонова М. Л., Фролов В. А. Музей в Инженерном замке // Ленинградская панорама . - 1988. - № 8. - С. 18- 21.
  • Медведкова О. А. Предромантические тенденции в русском искусстве рубежа XVIII-XIX веков. Михайловский замок // Русский классицизм второй половины XVIII - начала XIX века . - М ., 1994. - С. 166-174.
  • Михайловская О. А. Новое об Инженерном замке // Архитектура и строительство Ленинграда . - 1950. - В. Сборник 1. - С. 29-31.
  • Подольский Р. К вопросу об авторе Михайловского замка // Архитектура СССР . - 1940. - № 12. - С. 62-67.

Дореволюционная литература

  • Альбом Николаевского Инженерного Училища. - СПб. , 1903.
  • Михайловский замок в Санкт-Петербурге в 1800-1801 гг. - Русская старина. - 1883. - Т. 39. - С. 443-474.
  • Инженерный замок// Воскресный досуг. - 1863. - T.1. - N 13. - C. 197-198.
  • История Инженерного замка, бывшаго Михайловского дворца// Строитель. - 1899. - N 13-14. - C.509-525.
  • Коцебу А. Ф. Ф. фон. Краткое описание императорского Михайловского дворца 1801 года // Русский архив, 1870. - Изд. 2-е. - М., 1871. - Стб. 969-998.
  • Курбатов В. Хроника. Заметки о Петербурге XVIII-го в. Проект порчи Инженерного замка// Старые годы. - 1907. - N 7-9. - C. 446-450.
  • Лукомский Г. О перестройках Михайловского дворца, Инженерном замке и о постройке Дворца Искусств// Русская художественная летопись. - 1911. - N 7. - C. 101-104.
  • Памятка Михайловского, ныне Инженерного замка. - СПб., 1900.
  • Петров П. Сооружение Михайловского замка// Зодчий. - 1876. - n 2-3. - C.24-27.
  • Устинов М. Летний Елизаветинский дворец в Санкт-Петербурге в XVIII столетии// Древняя и Новая Россия. - 1876. - T.II. - N 6. - C. 174-177.
  • Шильдер Н. Михайловский замок и 8-е ноября 1800 года// Русская старина. −1900.- T.104. - N 12. - C. 611-614.

19 марта одному из старейших и известнейших музеев Санкт-Петербурга — Русский музей отметит свое 120-летие!

В честь этого события все здания музейного комплекса можно будет посетить совершенно бесплатно! Специальные билеты будут выдавать в кассах (вход на выставку Айвазовского останется платной).

19 марта в честь Дня Русского музея для бесплатного посещения всеми желающими будут доступны Михайловский дворец, Мраморный дворец, Михайловский замок и Строгановский дворец.

Читайте также: « » - куда еще сходить совершенно бесплатно!

19 марта 1898 года открыли Русский музей. Первые посетители появились на следующий день после открытия, а через некоторое время в музее появилась большая коллекция экспонатов.

На сегодняшний день — это самый крупный в мире музей русского искусства, неповторимый красивейший архитектурный комплекс из дворцов и садов в самом центре Питера, а в коллекции музея более 400 тысяч экспонатов.

В честь знаменательной для музея даты с 10:00 до 18:00 можно посетить все филиалы хранилища бесплатно по специальным билетам, которые можно получить в кассовых залах музейных пространств.

Помимо того, первые 120 посетителей Михайловского дворца получат сюрпризы. В этот день в парадном вестибюле здания откроется выставка детского творчества «С днём рождения, музей!».

Программа мероприятия

С 12.00 в каждом из филиалов посетителей будут ждать камерные концерты в исполнении музыкантов Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, викторины с розыгрышем каталогов выставок и целый ряд приятных сюрпризов.

С 14.00 до 15.00 – состоится выступление музыкантов фонда поддержки искусств «Арт-линия» в Академическом зале (№14) Михайловского дворца.
C помощью мобильных приложений посетители музея смогут пройти квесты по Михайловскому замку, Мраморному и Строгановскому дворцам. Любители квестов смогут познакомиться с историей филиалов музея и их прежними владельцами, совершить путешествие по страницам русской истории, проверить эрудицию и внимательность.

Доступ к текстам осуществляется через приложение izi.TRAVEL (Скачивается в App Store/Play Маркет) по поиску названия: «Квест по Мраморному дворцу», «Квест по Михайловскому замку», «Квест по Строгановскому дворцу» или по ключевому словосочетанию «Русский музей». Рекомендуем установить приложение izi.TRAVEL и скачать квесты заблаговременно перед посещением музея.