Загоскин михаил николаевич краткая биография. Загоскин михаил николаевич

Русская литература XIX века

Михаил Николаевич Загоскин

Биография

ЗАГОСКИН Михаил Николаевич

(14.07.1789, с. Рамзай Пензенской губ.- 23.06.1852, Москва), писатель, драматург, издатель, акад., в ПБ 1818−20.

Из старинной дворянской фамилии. В отцовском доме научился только читать и писать. С детства проявил страсть к чтению. Первое произв. написал в 11 лет - рассказ «Пустынник». В 1802 отправлен отцом в Петербург, где начал службу канцеляристом в канц. Гос. казначея. Перемещался по службе: в 1806 - в экспедицию о Гос. доходах, в 1807 - в Горный деп., в 1809 - в Гос. ассигнац. (заемный) банк, в 1811-в Деп. горных и соляных дел пом. столоначальника.

9 авг. 1812 записался в Петерб. ополчение подпоручиком 4-й дружины. Был ранен под Полоцком, за храбрость награжден орденом Анны 3-го кл. Сражался под Смолянами, в 1813 - под Данцигом. В 1815 вернулся на прежнее место в Деп. горных и соляных дел, из к-рого 31 дек. 1815 уволен по личной просьбе.

В 1817 вместе с П. А. Корсаковым изд. журн. «Сев. наблюдатель». В Петербурге познакомился с драматургом кн. А. А. Шаховским, к-рый открыл ему путь к театру. В 1817 поступил на службу пом. по репертуарной части в дирекцию имп. театров. Примкнул к партии лит. староверов, стоявших под знаменем А. С. Шишкова. В лит. баталиях арзамасцев с шишковистами принял сторону последних. Его «Комедия против комедии или урок волокитам» (1815) была написана в защиту «Липецких вод» А. А. Шаховского. Кроме этой комедии в петерб. период написал еще ряд комедий: «Проказник» (1815), «Бога-тонов, или провинциал в столице» (1817), «Вечеринка ученых» (1817), «Роман на большой дороге» (1819), «Добрый малый» (1820) и интермедии «Ма-карьевская ярмарка» (1817) и «Лебедянская ярмарка» (1817).

«Во уважении известных занятий… в российской словесности» А. Н. Оленин в 1817 принял его в почет, б-р и. 6 авг. 1818 взят в штат на вакансию пом. б-р я по Отд-нию рус. кн., освободившуюся после смерти В. С. Со пиков а. Работал вместе с И. А. Крыловым. Кроме выполнения обычных дежурств по обслуживанию читателей, принимал активное участие в обсуждении правил написания каталогов, представил Оленину письм. соображения - ответы на его 11 вопросов. Совместно с Крыловым составил сист.-алф. каталог рус. кн., к-рый «своеручно» переписал, внимательно следил за поступлением ОЭ.

Был вхож в салон Оленина, участвовал во всех его начинаниях. Комедию «Добрый малый» посвятил Оленину. Сослуживцы - Н. И. Г н е д и ч, И. А. Крылов, М. Е. Лобанов - принимали участие в любительских спектаклях в доме отца 3. в Петербурге. До 1817 не писал стихов, когда «на спор» в течение двух месяцев написал стихотв. послание Гнедичу, после этого нек-рые свои пьесы написал стихами.

5 июля 1820 уволился из Б-ки по собств. прошению «по семейным обстоятельствам» и переехал в Москву.

После переезда в Москву связи с Б-кой не терял. Переписывался с Гнедичем, Олениным, Лобановым, интересовался библ. событиями. В альм. «Атеней» (1828. Ч. 1) появилась его ст. «Одно утро в имп. С.-Петербургской Публичной библиотеке», пропагандирующая кн. сокровища. По-прежнему ценил «прекрасное здание», «драгоценное книгохранилище, богатству которого позавидует всякий иностранец», ибо оно «едва ли не первое по примерному порядку и внутреннему устройству». «За полезные для Библиотеки труды» был оставлен в звании почет, б-р я.

В 1822 поступил чиновником особых поручений при моек. ген.-губернаторе, исправлял должность экспедитора по театр, отд-нию. Затем последовательно - чл. конторы Моск. театров по хоз. части, с 1830 - управляющий Театр, конторой, с 1831 - «определен в должность» дир. моек, театров, в 1837 - утвержден в этой должности. С 1842 - дир. Оружейoной палаты. С 1832 избран д. чл. Рос. Акад. С 1822 - д. чл. ОЛРС, а в 1833−36 -его пред. Особенно сблизился с С. Т. Аксаковым. В разные годы печатался в «Цветнике», «Драм, вест.», «Вест. Европы», «Рус. беседе», «Пантеоне рус. поэзии», «Сыне отечества» и др. Первый ист. роман «Юрий Милослав-ский или Русские в 1612 году» (1829) имел необыкновенный успех и принес авт. огромную известность. Роман много переиздавался и издается до сих пор. Последующие романы - «Рославлев» (1831), «Ас-кольдова могила» (1833), «Кузьма Рощин» (1836), «Искуситель» (1838), «Тоска по родине» (1839), «Кузьма Петрович Мирошев» (1842), «Брынский лес» (1846) и «Русские в начале XVIII столетия» (1848) -ничего не прибавили к его славе. Его роман «Аскольдова могила» положен в основу оперы А. Н. Верстовского того же названия (1835). В последние годы своей жизни издавал сб. «Москва и москвичи», поев, прошлому и настоящему столицы. Имел авт. кресла в театрах Москвы и Петербурга - награда, к-рою, кроме него, не был почтен ни один рус. драматург. Очень плодовитый писатель и в свое время весьма популярный. Написал и напечатал 29 тт. романов, повестей и рассказов, 17 комедий и водевилей. Награжден орденами: Владимира 3-й и 4-й степени, Анны 1-й, 2-й и 3-й степени, Станислава 1-й степени. Имел чин д. ст. сов. Похоронен в Новодевичьем монастыре в Москве.

Михаил Николаевич Загоскин родился в деревне Рамзай Пензенской губернии 14.07.1789 в довольно старинной дворянской семье. С детства проявлял интерес к чтению, в 11 лет сам написал первый рассказ - «Пустырник».

В 1802 г. отец отправил мальчика в Петербург работать в канцелярской службе Государственного казначея. Следующие несколько лет он служил и в других государственных инстанциях, а в 1812 г. записался подпоручиком в Петербургское ополчение.

Загоскин получил ранение под Полоцком, его наградили орденом Анны 3 класса за храбрость, участвовал в сражениях возле Смолян и Данцига. В 1815 г. вернулся на работу в Департамент горных и соляных дел, однако вскоре уволился. В 1817 г. он с помощью П. А. Корсакова издаёт журнал «Северный наблюдатель».

Проживая в Петербурге, начинает интересоваться драматургией и устраивается в Дирекцию императорских театров помощником по репертуарной части. Участвует в деятельности партии литературных староверов, его принимают в почётные библиотекари. В 1818 г. Загоскин со старой работы переходит в Императорскую Публичную Библиотеку в роли помощника библиотекаря.

Пишет несколько комедий, среди которых «Вечеринка учёных», «Добрый малый», «Роман на большой дороге» и др. Начинает писать стихами. Дружит с А. Н. Олениным, активно принимает участие в его проектах.

В 1820 г. Загоскин переселяется в Москву, но продолжает держать связь с питерскими друзьями –Олениным, Гнедичем, Лобановым, не теряет интереса к библиотечным событиям.

В 1822 г. устраивается на должность чиновника особых поручений при московском военном генерал-губернаторе, где также выполняет обязанности экспедитора по театральному отделению. На протяжении нескольких лет поднимается по карьерной лестнице в театральной сфере, одновременно выпуская новые книги. Его роман, названный «Юрий Милославский или Русские в 1612 году» и изданный в 1829 г., был настолько успешен, что сделал Загоскина знаменитым.

С 1832 г. является членом Российской академии. В 1842 г. поступает на должность директора Оружейной палаты, где работает до конца жизни. Умер Михаил Николаевич в Москве 23.06.1852 года.

Михаил Николаевич Загоскин - действительный статский советник, русский писатель, драматург, автор исторических романов, директор московских театров и московской оружейной палаты.Научившись в родительском доме только читать да писать, Загоскин в 1802 году отправился в Петербург, на службу по финансовому ведомству. В 1812 году он поступил в петербургское ополчение и был ранен под Полоцком.

Знакомство с князем А.А. Шаховским, который в то время служил при театре членом по репертуарной части, имело решительное влияние на дальнейшую судьбу Загоскина, открыв ему доступ к театру. В 1817 году Загоскин вступил на службу помощником члена по репертуарной части, а в 1818 году перешел в публичную библиотеку. Литературная деятельность петербургского периода жизни Загоскина выражается комедиями: "Проказник", "Комедия против комедии, или Урок волокитам", "Богатонов, или Провинциал в столице", "Вечеринка ученых", "Роман на большой дороге" и "Добрый малый", и интермедиями: "Макарьевская ярмарка" и "Лебедянская ярмарка". Кроме того, в 1817 году Загоскин издавал, с Похорским и Ивановым, журнал: "Северный Наблюдатель".

Переехав в 1820 году в Москву, Загоскин попал в кружок любителей театра, особенно сблизился с С.Т. Аксаковым и Ф.Ф. Кокошкиным и так же, как в Петербурге, деятельно занимался литературой и самообразованием. Выдержав в 1821 году экзамен на чин коллежского асессора, он в следующем году поступил чиновником особых поручений при московском генерал-губернаторе и исправлял должность экспедитора по театральному отделению. В 1823 году, когда директором московских театров был назначен Ф.Ф. Кокошкин, Загоскин занял место члена по хозяйственной части. В этот период он написал: "Богатонов в деревне, или Сюрприз самому себе", "Урок холостым, или Наследники", "Деревенский философ" (1822), "Репетиция на станции" и "Благородный театр". С 1827 года Загоскин начинает писать романы, из которых первый, "Юрий Милославский", имел необыкновенный успех и доставил автору огромную известность. Последовавшие за Юрием Милославским романы и повести: "Рославлев", "Аскольдова могила", "Кузьма Рощин", "Повести", "Искуситель", "Тоска по родине", "Кузьма Петрович Мирошев", "Брынский лес" и "Русские в начале XVIII столетия", ничего не прибавили к его славе. В 1831 году Загоскин был назначен директором московских театров и вскоре избран в члены российской академии. В 1842 году он был сделан директором московской Оружейной палаты. В последние годы своей жизни Загоскин издавал сборник: "Москва и москвичи", посвященный прошлому и настоящему древней столицы. Последними произведениями Загоскина были комедии: "Поездка за границу", "Заштатный город" и "Женатый жених".

Полное собрание сочинений Загоскина, с биографическим очерком и хронологическим перечнем всего им написанного, вышло в 1889 году в Санкт-Петербурге, в 7 томах.

Загоскин Михаил Николаевич (14.07.1789-23.06.1852), русский исторический романист, прозаик, комедиограф. Из древнего дворянского рода.

Наиболее известным в творчестве Загоскина является роман “Юрий Милославский, или Русские в 1612 году” (1829), выход которого приветствовали А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, С. Т. Аксаков. Роман этот выражал патриотический дух русского народа и стал любимой книгой для многих поколений русских людей. Тему патриотизма и народного единения в годину тяжелых испытаний Загоскин продолжает в романе “Рославлев, или Русские в 1812”. В 1833 писатель опубликовал роман “Аскольдова могила. Повесть из времен Владимира I”. Созданное на его основе либретто к одноименной опере А. Н. Верстовского обеспечило ей долгий и устойчивый успех.

М.Н. Загоскин. Портрет неизвестного художника. 1830-е годы.

Загоскин Михаил Николаевич (14.07.1789-23.06 .1852), писатель, драматург. Родился в с. Рамзай Пензенской губ. Детство Загоскина прошло в дворянской усадьбе. В 1812, вступив в ополчение, участвовал в Отечественной войне , был ранен. Работал в Императорской публичной библиотеке (Петербург), затем в дирекции театров. С 1823 - в Москве в управлении московских театров. В 1831 назначен директором театров Москвы, с 1842 был директором Оружейной палаты. Литературный дебют - комедия «Проказник» (1815). В комедиях «Богатонов, или Провинциал в столице» (1817) и «Богатонов, или Сюрприз самому себе» (1821), пользовавшихся популярностью, Загоскин высмеивал помещика-космополита, разоряющего себя и своих крестьян бессмысленными «реформами». В 1829 вышел роман «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», рассказывающий о великих подвигах русских патриотов в Смутное время. А. С. Пушкин высоко оценил роман Загоскина («Как живы, как занимательны сцены старинной русской жизни!»), но отметил, что «…неоспоримое дарование г. Загоскина заметно изменяет ему, когда он приближается к лицам историческим». Критика отмечала, что в «Юрии Милославском» действующие лица не только носят русские имена, но и говорят русской речью, и даже чувствуют и мыслят по-русски. Умение Загоскина передать национальный колорит эпохи, показать (не без влияния исторических романов Вальтера Скотта) исторические характеры в их «домашней» жизни, нарисовать быт и нравы старины - все это имело значение как важный шаг на пути создания русского исторического романа. За роман «Юрий Милославский» Загоскин получит от царя благодарность и перстень. Роман выдержал 8 прижизненных изданий и был переведен на 6 европейских языков.

Такие же патриотические чувства содержал и следующий исторический роман Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 году» (1831). В условиях совершающейся в то время космополитизации столичного общества роман встретил более прохладный прием. Только Н. И. Надеждин сумел высоко оценить его патриотизм и народность. Новый исторический роман «Аскольдова могила. Повесть из времен Владимира I» (М., 1833) имел серьезные осложнения с духовной цензурой; успехом пользовалась созданная на основе либретто Загоскина одноименная опера А. Н. Верстовского (1835).

Вскоре Загоскин создает цикл «фантастических» рассказов «Вечер на Хопре» (1834), историческую повесть «Кузьма Рощин» (1836); вместе с нравоописательной повестью «Три жениха» эти произведения вошли в сборник «Повести Михаила Загоскина» (Ч. 1-2. М., 1837). Не оставляет Загоскин и драматургию: в Москве, а потом и в Петербурге ставятся его комедии «Недовольные» (в стихах) (пост. 1835; опубл.: М., 1836) и «Урок матушкам» (сценич. переработка повести «Три жениха»).

В 1838 Загоскин пишет роман на современную тему - «искуситель» (Ч. 1-3. М.); создан, как сам Загоскин определяет свою задачу, с целью «показать, что в нынешнем т. н. просвещении участвует сам сатана». Загоскин точно определил главное направление вторжения в Россию западной, иудейско-масонской цивилизации, рассматривал западное просвещение как угрозу всему христианскому миру. В романе «Искуситель» прослеживались автобиографические черты - опыт противостояния писателя-патриота мракобесам-космополитам.

Патриотический характер носил и роман «Тоска по родине» (1839), послуживший основой либретто для одноименной оперы композитора А. Н. Верстовского.

В 1842-50 Загоскин издает 4 выпуска рассказов «Москва и москвичи. Записки Богдана Ильина Бельского», в которых были изображены нравы, быт, речь, одежда разных слоев общества, населявших Москву и провинцию.

Заметным явлением русской литературы были и др. исторические романы Загоскина («Кузьма Петрович Мирошев. Русская быль времен Екатерины II». Ч. 1-4. М., 1842; «Брынский лес. Эпизод из первых годов царствования Петра Великого». Ч. 1-2. М., 1846; «Русские в начале осьмнадцатого столетия. Рассказ из времен единодержавия Петра I». Ч. 1-2. М., 1848). В «Мирошеве…» С. Т. Аксаков оценил как удачу попытку Загоскина воплотить образ «смирного» и незаметного до «бесцветности», но истинного русского христианина: он «тверд и постоянен в сопротивлении всему, нарушающему его совесть».

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Загоскин Михаил Николаевич (1789 - 1852), прозаик, драматург.

Родился 14 июля (25 н.с.) в селе Рамзай Пензенской губернии в старинной дворянской семье. Детские годы прошли в родительской усадьбе, где была большая библиотека. Много читал, предпочитая историческую литературу, и рано проявил интерес к литературному творчеству.

В возрасте 13 лет начинает самостоятельную жизнь, определенный отцом на службу в качестве мелкого чиновника Петербургского казначейства, затем до 1812 несколько раз менял место службы, но карьеры так и не сделал.

В 1812, вступив в ополчение, участвовал в Отечественной войне, служил офицером и в боях под Полоцком был ранен в ногу. После войны жил в своей усадьбе в с. Рамзай, где написал свою первую комедию "Проказник" (1814), о которой доброжелательно отозвался А.Шаховской, член репертуарной части Дирекции Императорских театров. Вскоре пишет новую комедию "Урок волокитам", поставленную в театре и имевшую успех у публики.

В 1816 женится, получает должность почетного библиотекаря Императорской публичной библиотеки. Театральные постановки комедий Загоскина "Провинциал в столице" и "Вечеринка ученых" также имеет успех. С 1817 становится соиздателем журнала "Северный наблюдатель", где печатает свои первые прозаические сочинения.

1818 - 20 - плодотворный период в его творчестве: он пишет несколько комедий, интермедии, сближается с литературным кружком директора публичной библиотеки А.Оленина (художника, историка, просвещенного сановника), посвящая ему комедию "Добрый малый", которую сравнивали в то время с "Горем от ума" Грибоедова. С 1823 живет в Москве, служит в управлении московских театров, в 1831 назначается директором театров Москвы.

В 1827 вновь обращается к прозе и начинает работу над историческим романом "Юрий Милославский, или Русские в 1612 году", который принес ему настоящую славу и известность. А.Пушкин высоко оценил роман. Из последующих исторических романов наиболее известны "Рославлев, или Русские в 1812 году" (1831), "Аскольдова могила" (1833); одноименная опера А.Верстовского в 1835). Творческая активность писателя не ослабевает и в дальнейшем: его перу принадлежат сборники повестей, рассказов, исторические романы. Незадолго до смерти Загоскин вернулся к жанру комедии. Умер 23 июня (5 июля н.с.)1851 в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Исторические анекдоты про Загоскина:

Загоскин отличался, как известно, необыкновенным добродушием и наивностью. Хотя талант его всегда очень ценился знатоками и любителями литературы, но все были изумлены, когда он стал знакомить своих друзей с отрывками из рукописи своего «Юрия Милославского». От автора не ожидали, чтобы он мог написать роман, и притом исполненный такими достоинствами. На одном из первых чтений «Юрия Милославского», происходящем в близко знакомом Загоскину семействе, хозяйка, под живым впечатлением чтения, подошла, по окончании его, к автору и сказала:

Признаюсь, Михаил Николаевич, мы от вас этого не ожидали.

И я сам тоже,- отвечал Загоскин.

Из жизни русских писателей. СПб., 1882, с. 45.

Славу писателя доставил ему (М. Н. Загоскину) «Юрий Милославский». В первый раз читал он его у Вельяминовых. Все удивлялись этому роману. После чтения стали подходить к нему с похвалами, совершенно справедливыми, но между которых у иных слушателей выражалось такое приветствие: «Ну, Мих<аил> Николаевич), мы этого от вас не ожидали!» - «Правда? - отвечал добродушный Ми (хайл) Ник(олаевич).- Я этого и сам не ожидал!»

Дмитриев М. А. Воспоминания о М. Н. Загоскине // Загоскин М. Н. Москва и москвичи. М., 1988, с. 551.

При его всегдашней веселости иногда приходили на него и грустные минуты задумчивости, которыми, признаюсь, он всегда смешил меня. Однажды приезжает ко мне Михаил Николаевич: «Грустно, братец! Все думаю: что такое в нас душа?» - «Что тебе это вздумалось?» - «Да вот что: разные ли в нас души, или во всех одинакие? Ежели разные, то за что же человек будет отвечать, что в нем душа или глупая, или злая! А ежели у всех одинакие, то хорошо, как душа попадет в голову умному человеку: вот, например, как мы с тобой, а посадят ее в голову к дураку, она, чай, и думает: чем же я виновата, что сижу в потемках? Право, так. Грустно, братец!»

Дмитриев М. А. Воспоминания о М. Н. Загоскине // Загоскин М. Н. Москва и москвичи. М., 1988, с. 553.

У меня обедало несколько приятелей. Это было в 1824 году, когда я жил у Николы в Плотниках, в доме Грязновой. В это время в Москве был Грибоедов, которого я знал и иногда с ним встречался в обществе, но не был с ним знаком. Перед обедом Загоскин отвел меня в сторону и говорит мне: «Послушай, друг Мишель! Я знаю, что ты говорил всегда правду, однако побожись!» Я не любил божиться, но уверил его, что скажу ему всю правду. «Ну, так скажи мне - дурак я или умен?» Я очень удивился, но, натурально, отвечал, что умен. «Ну, душенька, как ты меня обрадовал! - отвечал восхищенный Загоскин и бросился обнимать меня.- Я тебе верю и теперь спокоен! Вообрази же: Грибоедов уверяет, что я дурак».

Дмитриев М. А. Воспоминания о М. Н. Загоскине // Загоскин М. Н. Москва и москвичи. М., 1988, с. 553-554.

Загоскин был довольно рассеян, иногда забывчив. Вскоре после моей женитьбы на Вельяминовой раз он приехал к нам вечером и нашел, что жена моя разливает чай. Эта семейная картина очень его растрогала. «Вот, право, посмотрю я на тебя,- сказал он мне, - как ты счастлив! У тебя и жена есть!..» - «А Анна-то Дмитриевна?» - «Ах, батюшка! Что я говорю? Я и забыл!!!»

Дмитриев М. А. Воспоминания о М. Н. Загоскине // Загоскин М. Н. Москва и москвичи. М., 1988, с. 554.

В другой раз стал он что-то рассказывать и начал так: «Покойная моя матушка...» - потом вдруг остановился и перекрестился: «Что это я говорю! Ведь она еще здравствует!»

Дмитриев М. А. Воспоминания о М. Н. Загоскине // Загоскин М. Н. Москва и москвичи. М., 1988, с. 555.

Он был довольно бережлив, но, получая довольно много денег за свои сочинения, любил иногда себя потешить разными безделками, совсем ненужными, и которые стоили дорого. Например, беспрестанно заказывал Лукутину бумажные табакерки с разными картинами, выписывал восьмиствольные пистолеты, карманные барометры, складные удочки и проч. Наконец, кто не знает историю о его шкатулке?

Он вздумал сделать себе дорожную шкатулку, которая бы заключала в себе все: и принадлежности туалета, и библиотеку, и зрительную трубку, и прибор для уженья рыбы, и часы, и принадлежности для письма, и табакерки, и сигары, которых он не курил,- словом, все, что и нужно и не нужно, да может понадобиться! Он накупил вещей, собрал свои, обрезал по самые строки прекрасное маленькое издание французской библии, потому что оно не входило в местечко, и шкатулка вышла огромная и подлинно редкая. Ее делал футлярщик Торнеус. Загоскин показывал ее всегда с удовольствием, и первое слово его всегда было громкое и повелительное: «Отопри!» Замок был с секретом, и всякий, натурально, отказывался отпереть. Загоскин говорил с благородной гордостью: «А я отопру». И отпирал.

Я застал его однажды у Торнеуса и говорю ему: «Я нахожу, Мих(аил) Ник(олаевич), что тут многого недостает!» - «А что бы такое, например?» - «Недостает складного ружья, складного вертела и утюга».- «На что же это?» - «Да случится дорогой застрелить птицу, захочешь ее изжарить. А замараешь манишку, вздумаешь сам вымыть, надобно и выгладить».

Загоскин, натурально, принял это за шутку, однако по зрелом размышлении оказалось, что эта шкатулка действительно не содержит в себе самого нужнейшего для дороги, именно столового прибора и других принадлежностей для стола. Загоскин заказал для этого другую шкатулку.

Когда и другая великолепная шкатулка была готова, оказалось, что они не устанавливаются в коляску. Загоскин заказал для шкатулок коляску. Когда готова была и коляска, оказалось, что Мих(аилу) Ник(олаевичу) некуда ехать...

Дмитриев М. А. Воспоминания о М. Н. Загоскине // Загоскин М. Н. Москва и москвичи. М., 1988, с. 555-556.

Далее читайте:

Отечественная война 1812 года (хронологическая таблица).

Участники наполеоновских войн (биографический справочник).

Литература по наполеоновским войнам (список литературы)

Россия в XIX веке (хронологическая таблица).

Франция в XIX веке (хронологическая таблица).

Биографический словарь, т. 1-4

(25.07.1789, с. Рамзай Пензенской губ. - 5.07.1852, Москва), писатель, драматург, издатель, акад., в ПБ 1818-20.


Из старинной дворянской фамилии. В отцовском доме научился только читать и писать. С детства проявил страсть к чтению. Первое произв. написал в 11 лет - рассказ "Пустынник". В 1802 отправлен отцом в Петербург, где начал службу канцеляристом в канц. Гос. казначея. Перемещался по службе: в 1806 - в экспедицию о Гос. доходах, в 1807 - в Горный деп., в 1809 - в Гос. ассигнац. (заемный) банк, в 1811-в Деп. горных и соляных дел пом. столоначальника.

9 авг. 1812 записался в Петерб. ополчение подпоручиком 4-й дружины. Был ранен под Полоцком, за храбрость награжден орденом Анны 3-го кл. Сражался под Смолянами, в 1813 - под Данцигом. В 1815 вернулся на прежнее место в Деп. горных и соляных дел, из к-рого 31 дек. 1815 уволен по личной просьбе.

В 1817 вместе с П. А. Корсаковым изд. журн. "Сев. наблюдатель". В Петербурге познакомился с драматургом кн. А. А. Шаховским, к-рый открыл ему путь к театру. В 1817 поступил на службу пом. по репертуарной части в дирекцию имп. театров. Примкнул к партии лит. староверов, стоявших под знаменем А. С. Шишкова. В лит. баталиях арзамасцев с шишковистами принял сторону последних. Его "Комедия против комедии или урок волокитам" (1815) была написана в защиту "Липецких вод" А. А. Шаховского. Кроме этой комедии в петерб. период написал еще ряд комедий: "Проказник" (1815), "Богатонов, или провинциал в столице" (1817), "Вечеринка ученых" (1817), "Роман на большой дороге" (1819), "Добрый малый" (1820) и интермедии "Макарьевская ярмарка" (1817) и "Лебедянская ярмарка" (1817).

"Во уважении известных занятий... в российской словесности" А. Н. Оленин в 1817 принял его в почет, б-ри. 6 авг. 1818 взят в штат на вакансию пом. б-ря по Отд-нию рус. кн., освободившуюся после смерти В. С. Со пиков а. Работал вместе с И. А. Крыловым. Кроме выполнения обычных дежурств по обслуживанию читателей, принимал активное участие в обсуждении правил написания каталогов, представил Оленину письм. соображения - ответы на его 11 вопросов. Совместно с Крыловым составил сист.-алф. каталог рус. кн., к-рый "своеручно" переписал, внимательно следил за поступлением ОЭ.

Был вхож в салон Оленина, участвовал во всех его начинаниях. Комедию "Добрый малый" посвятил Оленину. Сослуживцы - Н. И. Гнедич, И. А. Крылов, М. Е. Лобанов - принимали участие в любительских спектаклях в доме отца 3. в Петербурге. До 1817 не писал стихов, когда "на спор" в течение двух месяцев написал стихотв. послание Гнедичу, после этого нек-рые свои пьесы написал стихами.

5 июля 1820 уволился из Б-ки по собств. прошению "по семейным обстоятельствам" и переехал в Москву.

После переезда в Москву связи с Б-кой не терял. Переписывался с Гнедичем, Олениным, Лобановым, интересовался библ. событиями. В альм. "Атеней" (1828. Ч. 1) появилась его ст. "Одно утро в имп. С.-Петербургской Публичной библиотеке", пропагандирующая кн. сокровища. По-прежнему ценил "прекрасное здание", "драгоценное книгохранилище, богатству которого позавидует всякий иностранец", ибо оно "едва ли не первое по примерному порядку и внутреннему устройству". "За полезные для Библиотеки труды" был оставлен в звании почет, б-ря.

В 1822 поступил чиновником особых поручений при моек. ген.-губернаторе, исправлял должность экспедитора по театр, отд-нию. Затем последовательно - чл. конторы Моск. театров по хоз. части, с 1830 - управляющий Театр, конторой, с 1831 - "определен в должность" дир. моек, театров, в 1837 - утвержден в этой должности. С 1842 - дир. Оружейoной палаты. С 1832 избран д. чл. Рос. Акад. С 1822 - д. чл. ОЛРС, а в 1833-36 -его пред. Особенно сблизился с С. Т. Аксаковым. В разные годы печатался в "Цветнике", "Драм, вест.", "Вест. Европы", "Рус. беседе", "Пантеоне рус. поэзии", "Сыне отечества" и др. Первый ист. роман "Юрий Милославский или Русские в 1612 году" (1829) имел необыкновенный успех и принес авт. огромную известность. Роман много переиздавался и издается до сих пор. Последующие романы - "Рославлев" (1831), "Аскольдова могила" (1833), "Кузьма Рощин" (1836), "Искуситель" (1838), "Тоска по родине" (1839), "Кузьма Петрович Мирошев" (1842), "Брынский лес" (1846) и "Русские в начале XVIII столетия" (1848) -ничего не прибавили к его славе. Его роман "Аскольдова могила" положен в основу оперы А. Н. Верстовского того же названия (1835). В последние годы своей жизни издавал сб. "Москва и москвичи", поев, прошлому и настоящему столицы.

Имел авт. кресла в театрах Москвы и Петербурга - награда, к-рою, кроме него, не был почтен ни один рус. драматург. Очень плодовитый писатель и в свое время весьма популярный. Написал и напечатал 29 тт. романов, повестей и рассказов, 17 комедий и водевилей.

Награжден орденами: Владимира 3-й и 4-й степени, Анны 1-й, 2-й и 3-й степени, Станислава 1-й степени. Имел чин д. ст. сов.

Похоронен в Новодевичьем монастыре в Москве.

Соч.: Поли. собр. соч.: В 10 т. (СПб.; М., 1898; В 2 т. СПб., 1902; 2-е изд. 1914); Поли. собр. исторических и бытовых романов, повестей и рассказов: В 2 т. (СПб., 1903); Собр. соч. (М., 1902; В 3 т. 1902; Пг.; М., 1915); Соч.: В 7 т. (СПб., 1889; В 2 т. М., 1988); Избр. (М., 1988; 1991); Юрий Милославский или Русские в 1612 году: В 3 ч. (М., 1829; Париж, 1954; М., 1982; 1983; 1991); Москва и москвичи (М., 1988); Письма к Гнедичу //Совр. обозр. 1868. № 2; ИВ. 1880. Т. 2, № 8; Отчет ПБ за 1895. СПб., 1898. Прил.; Письма И. А. Крылову //Сб. ОРЯС. 1869. Т. 6, отд. 2; Письма М. Е. Лобанову //ИВ. 1880. Т. 2, № 8; Из переписки //PC. 1902. Т. 111, № 7; [Просьба М. Н. Загоскина от 17 июня 1820 об увольнении от службы в Библиотеке] //Там же. 1903. Т. 115, № 7.

Справ.: БСЭ; КЛЭ; Брокгауз; Венгеров. Источники; Владиславлев; Геннади; Геннади. Словарь; Гранат; Муратова (1); РБС; Рус. писатели.

Лит.: Биография М. Н. Загоскина //Москвитянин. 1853. Т. 1, № 1; Аксаков С. Т. Биография Михаила Николаевича Загоскина. М., 1853; Круглый А. О. М. Н. Загоскин: Биогр. очерк. СПб., 1889; Майков В. Критические опыты. СПб., 1891; Загоскин С. М. Воспоминания //ИВ. 1900. Янв.; Васин Н. А. Михаил Николаевич Загоскин: Биогр. очерк. М., 1902; Штейн С. В. М. Н. Загоскин, 1789-1852: Биогр. этюд. СПб., 1902; Языков Д. М. Н. Загоскин: Биогр. очерк. М., 1902; Доброхотов Б. В. А. Н. Верстовский: Жизнь, лит. деятельность, опер, творчество. М.; Л., 1949; Каталог фонда М. Н. Загоскина /ГПБ; Сост. И. А. Коноплева. Л., 1960; Ефимова (1); Хотяков (1); Григорьев А. А. Воспоминания. М., 1988; Венок Михаилу Загоскину: [Сб. ст.] Пенза, 1990.

100-летие. С. 144, 156; Отчет ПБ за 1912.

Арх.: Арх. РНБ. Ф. 1, оп. 1, 1818, № 16; ОР РНБ. Ф. 291; ЦГАЛИ. Ф. 1768; ОР ИРЛИ. Ф. 105.

Иконогр.: Сто русских литераторов. СПб., 1841; Мюнстер; Рус. писатели.

О. Д. Голубева

, Драматург , Литературный деятель

Загоскин Михаил Николаевич (14 (25) июля 1789, село Рамзай Пензенского уезда, ныне Мокшанского района Пензенской области - 23 июня (5 июля) 1852, Москва) - действительный статский советник, русский писатель, драматург, автор исторических романов, директор московских театров и московской оружейной палаты.

Отец Загоскина покупал на ярмарках большое количество книг, и давал их читать своим детям. В 11 лет Михаил Николаевич пишет трагедию «Леон и Зыдея» и повесть «Пустынник». Первые труды Загоскина утрачены. Михаил Николаевич получил посредственное домашнее образование, и впоследствии в рукописях допускал многочисленные грамматические ошибки, часть из которых попадала и в печатные издания.

Славу писателя доставил ему «Юрий Милославский». В первый раз читал он его у Вельяминовых. Все удивлялись этому роману. После чтения стали подходить к нему с похвалами, совершенно справедливыми, но между которых у иных слушателей выражалось такое приветствие: «Ну, Михаил Николаевич), мы этого от вас не ожидали!» - «Правда? - отвечал добродушный Михайл Николаевич.- Я этого и сам не ожидал!»

Загоскин Михаил Николаевич

В возрасте 13 лет (1802 год) Михаил Николаевич приезжает в Санкт-Петербург, и поступает на службу в канцелярию государственного казначея Голубцова. Через три года Загоскин был произведен в сенатские регистраторы. В 1807 году перешёл на службу в горный департамент; затем два года служил в государственном ассигнационном банке и, в 1811 году был переведен в департамент горных и соляных дел. Помощи от родителей не получал. Жил на получаемое жалование с дядькой-воспитателем Прохором Кондратьевичем, которого он изобразил в романе «Мирошев».

9 августа 1812 года Загоскин записался в Петербургское ополчение, которое предназначалось в подкрепление корпуса Витгенштейна. 6 октября 1812 года ополчение вступило в первый бой при взятии Полоцка. Загоскин был ранен в ногу и получил орден Святой Анны IV степени, с надписью «За храбрость». После лечения вернулся в полк, был назначен адъютантом к графу Ф. Ф. Левизу и пробыл в этой должности всю войну. После взятия Данцига (Данциг капитулировал 24 декабря 1813 года) Петербургское ополчение было распущено.

В 1814 году Загоскин вернулся в свое родовое поместье Рамзай, где написал одноактную комедию «Проказник».

В начале 1815 года Михаил Николаевич вернулся в Санкт-Петербург, и поступил на службу в департамент горных и соляных дел на должность помощника столоначальника.

В Петербурге Загоскин отправляет письмом свою пьесу драматургу князю А. А. Шаховскому, который в то время служил членом репертуарной части казённого театра. Шаховской пожелал познакомиться с неизвестным автором. Пьеса «Проказник» была поставлена в Петербурге один или два раза. За «Проказником» последовала пьеса «Комедия против комедии», или «Урок волокитам». Пьеса часто шла в театрах и Загоскин стал известным писателем.

Разные ли в нас души, или во всех одинакие? Ежели разные, то за что же человек будет отвечать, что в нем душа или глупая, или злая! А ежели у всех одинакие, то хорошо, как душа попадет в голову умному человеку: вот, например, как мы с тобой, а посадят ее в голову к дураку, она, чай, и думает: чем же я виновата, что сижу в потемках? Право, так. Грустно, братец!

Загоскин Михаил Николаевич

В 1816 году Загоскин покидает горный департамент, и в конце 1817 года был назначен помощником члена репертуарной части при дирекции Императорских театров.

В 1817 году Загоскин пишет и ставит комедии «Богатонов или провинциал в столице» и «Вечеринка ученых», и две интермедии - «Макарьевская ярмарка» и «Лебедянская ярмарка». В 1817 году Михаил Николаевич издавал и редактировал журнал «Северный Наблюдатель», который стал продолжением журнала Корсакова «Русский Пустынник или Наблюдатель Отечественных нравов». В журнале Загоскин пишет под псевдонимом статьи, ведёт театральный раздел.

В 1818 году Михаил Николаевич перешёл на службу в Императорскую Публичную Библиотеку, в качестве помощника библиотекаря.

В декабре 1819 года Загоскин был избран в действительные члены «Общества любителей Русской словесности». Им были написаны: одноактная пьеса «Роман на большой дороге» и комедия в трех действиях «Добрый малый».

В июле 1820 года Загоскин оставил должность помощника библиотекаря, и переехал в Москву.

В Москве Загоскин начинает писать стихи. В начале 1822 года появилась комедия в стихах «Урок холостым или наследники». В 1823 году была поставлена новая пьеса: «Деревенский философ». Пьесы Загоскина пользовались большим успехом в московских театрах.

Загоскин Михаил Николаевич

18 мая 1822 года Михаил Николаевич поступает на службу чиновником особых поручений при московском военном генерал-губернаторе с исправлением должности экспедитора по театральному отделению, а с 1823 года занимает место члена по хозяйственной части московских театров.

Несколько лет Загоскин собирает материалы для исторического романа, и в 1828-1829 годах обрабатывает их. В конце 1829 года издаётся исторический роман в трёх частях «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». Роман получил восторженные отклики, и вскоре стал самым популярным российским романом. В. Г. Белинский назвал «Юрия Милославского» «первым хорошим русским романом». «Юрий Милославский» был переведён на 6 языков.

После издания романа Загоскин получил место управляющего конторою Императорских Московских театров.

Загоскин продолжает историческую тему, и в 1831 году издаёт роман «Рославлев или Русские в 1812 году». Первый тираж романа был быстро распродан. Последовало ещё два издания, и перевод на немецкий и французский языки.

В 1833 году Загоскин получил звание действительного члена Российской академии, а после присоединения её к академии наук - звание почетного академика по отделению русского языка и словесности.

В 1833 году вышел третий исторический роман Загоскина «Аскольдова могила» о временах Владимира I. Роман был плохо встречен публикой. Михаил Николаевич написал из романа либретто для оперы. Музыку написал композитор А. Н. Верстовский. Опера была поставлена в 1835 году, и пользовалась большой популярностью.

В 1837 году Загоскин произведён в действительные статские советники с назначением на должность директора Императорских Московских театров.

После неудачи романа «Аскольдова могила» загоскин прекратил писать исторические романы. В 1837 году издаётся первая часть «Повестей Михаила Загоскина». Во вторую часть «Повестей» вошли «Три жениха», «Провинциальные очерки» и «Кузьма Рощин». «Кузьма Рощин» впоследствии был переделан в трёхактную драму. Книги Загоскина хорошо раскупались и «Тоска по родине» 1839 года потребовала нового издания.

В 1842 году вышел роман в трёх частях «Кузьма Петрович Мирошев» о временах Екатерины II. Критики ставили его в один ряд с «Юрием Милославским».

В 1842 году Михаил Николаевич получил должность директора Московской оружейной палаты, которую и занимал до конца своей жизни.

В 1846 году был издан популярный роман «Брынский лес» о первых годах царствования Петра I, а в 1848 году - роман « Русские в начале восемнадцатого столетия». После этого Загоскин уже не писал крупных произведений. Четыре выпуска этнографически-бытовых очерков были изданы под названием «Москва и Москвичи» (1842-1850); комедии «Недовольные», «Урок матушкам», «Заштатный город», «Поездка за границу», «Женатый жених» и др.

Михаил Николаевич Загоскин - фото

Михаил Николаевич Загоскин - цитаты

Разные ли в нас души, или во всех одинакие? Ежели разные, то за что же человек будет отвечать, что в нем душа или глупая, или злая! А ежели у всех одинакие, то хорошо, как душа попадет в голову умному человеку: вот, например, как мы с тобой, а посадят ее в голову к дураку, она, чай, и думает: чем же я виновата, что сижу в потемках? Право, так. Грустно, братец!

Вообрази же: Грибоедов уверяет, что я дурак.

Славу писателя доставил ему «Юрий Милославский». В первый раз читал он его у Вельяминовых. Все удивлялись этому роману. После чтения стали подходить к нему с похвалами, совершенно справедливыми, но между которых у иных слушателей выражалось такое приветствие: «Ну, Михаил Николаевич), мы этого от вас не ожидали!» - «Правда? - отвечал добродушный Михайл Николаевич.- Я этого и сам не ожидал!»