Все образы кому на руси жить хорошо. Образы крестьян в поэме «Кому на руси жить хорошо. Образ главных героев-странников

Сочинение

1. Контрастность цветовой палитры.
2. Контрастные чувства и вещи.
3. Связующее звено контрастных отрывков.

В рассказе Л. Н. Толстого «После бала» контраст играет структурообразующую роль в создании произведения. Две стороны одной медали становятся отправной точкой для развития сюжетного действия. О контрасте в произведении писал критик К. Ломунов: «Как и многие другие произведения позднего Толстого, рассказ "После бала" строится по принципу художественного контраста: яркая, красочная картина веселого бала в дворянском собрании сменяется суровой сценой мучительного наказания беззащитного солдата, которого под сухой треск барабанов прогоняют по плацу сквозь строй».

С помощью контраста автор создает особую атмосферу, или ауру, рассказа. Случай, изменивший жизнь и судьбу главного героя, основан также на контрасте. Автор показывает оборотную сторону образа великолепного и изысканного полковника. Читатели смогли оценить его суть в полной мере. Ведь именно кардинальное изменение в этой фигуре вызвали такие необратимые последствия не только для студента, но и дочери самого полковника. Ядро произведения под названием «контраст» формирует вокруг себя концентрические круги, создавая тем самым художественное произведение.

Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича, который начинает его с описания любимой. «Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках». Перед нами рисуется возвышенное существо, почти ангел, а не реальный земной человек. Зато вполне земными оказываются появляющиеся после бала губернского предводителя образы. «Солдаты в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге, и не двигались». В этих двух отрывках виден контраст даже на уровне цвета. Варенька - белая, воздушная. Солдаты - черные, с ружьями. Несколькими штрихами автор перечеркивает ощущение искренности и чистоты, создаваемое образом девушки. «После бала» действуют иные правила и законы. «Позади их стояли барабанщик и флейтщик и, не переставая, повторяли все ту же неприятную, визгливую мелодию». Но первые звуки, что слышит главный герой, все же иные.

В душе молодого человека «музыканты» играют другую мелодию - мелодию любви. Она настолько переполняла главного героя, что тот так и не смог заснуть. «В душе у меня все пело и изредка слышался мотив мазурки».После увиденного утром Ивана Васильевича переполняет другое чувство: «...на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища». Зрелище, открывшееся утром влюбленному юноше, было поистине чудовищным. Контрастный переход, используемый автором при создании произведения, добавляет эмоциональности и усиливает впечатление от прочитанного.

После увиденного в душе героя остался только ужас. В память о бале влюбленный молодой человек сохранил перышко из веера Вареньки. Он спрятал его в перчатку и чувствовал то неземное тепло, которое оно излучает. Однако после утреннего зрелища даже этот сентиментальный залог мира и благополучия оказался не в силах сохранить память о прекрасной возлюбленной.

Образ замшевой перчатки, принадлежавшей отцу Вареньки, также используется писателем при создании контраста. Впервые перчатка появляется, когда полковник собирается танцевать с дочерью. Он натягивает ее на правую руку со словами «надо все по закону». После этого, улыбнувшись и взяв руку дочери, идет танцевать. В сцене наказания замшевая перчатка появляется снова, но уже совершенно в ином контексте: «...он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».

Рисуя портреты тех, кто присутствовал на балу, автор использует в основном «светлые», «приятные» образы: бархатный, брильянтовый, пухлый, белый, розовый, лайковый. Совершенно другие краски мы видим утром. «Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека». И эти картины отделяют друг от друга всего несколько часов. При этом цветовую палитру бальной ночи можно назвать чистой, сверкающей - не только внешне, но внутренне.

Контраст, который в рассказе Толстого служит главным композиционным приемом, проявляется и в образе Ивана Васильевича. Ведь именно он является связующим звеном двух противостоящих отрывков рассказа. Если бы не эта фигура, две части одного целого так и не смогли соединиться. Только вот подобное противопоставление, происходящее не только на наших глазах, но и в душе главного героя, оказывает трагическое влияние на его судьбу.

В своем рассказе Толстой использует контраст как самое верное средство воздействия. Кстати, поводом для создания этого произведения послужила реально произошедшая история. Ее события оказывают шоковое воздействие и на рассказчика, и на читателя. Используемый автором прием контрастности является своеобразным сильнодействующим средством, благодаря которому впечатление от прочитанного достигает той яркости и остроты, словно читатель своими глазами наблюдает все происходящее, являясь непосредственным очевидцем этой драматической истории.

Другие сочинения по этому произведению

"Любовь с этого дня пошла на убыль..." (По рассказу Л. Н. Толстого "После бала") "После бала". Л.Н.Толстой После бала «Против чего направлен рассказ Л. Н. Толстого «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях? Автор и рассказчик в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала») Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Мое впечатление от рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Полковник на балу и после бала Полковник на балу и после бала (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему произошла переоценка ценностей у Ивана Васильевича? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему рассказ Л.Н. Толстого назван «После бала» Почему рассказ Л. Н. Толстого называется «После бала», а не «Бал»? Прием контраста в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Рассказ Л. Толстого «После бала» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина"Кавказ", М. Горького"Челкаш". Утро, изменившее жизнь (по рассказу «После бала») Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Что такое честь, долг и совесть в моем понимании (анализируя рассказ Л. Н. Толстого «После бала») Размышления Ивана Васильевича в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Роль случая в жизни человека (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала») Композиция и смысл рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Роль контраста в произведениях русских писателей XIX века (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала»)

Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» - очень небольшое по объему, но чрезвычайно глубокое по смыслу произведение. В его основе лежит прием контраста, антитезы. Рассказ делится на две части, которые резко противопоставлены друг другу.

Первая часть произведения представляет собой описание бала. Эта часть наполнена ощущением света, любви, радости, счастья. Во многом это объясняется тем, что рассказчик, повествующий обо всех событиях, очень сильно влюблен. Поэтому в то время все в мире он видел в радужных тонах.

Бал проходил в доме губернского предводителя, добродушного и хлебосольного старичка. «Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты - знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского», - рассказывает Иван Васильевич. Но герой-рассказчик был пьян не от шампанского, а от любви, ведь на балу находилась его обожаемая Варенька Б., необыкновенная красавица: "… высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная". Держалась Варенька всегда необыкновенно прямо, откинув немного назад голову. Это придавало ей какой-то царственный вид, "который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа».
Видно было, что и девушка неравнодушна к рассказчику. Весь вечер молодые провели вместе: играли и танцевали. Под конец вечера Варенька подарила Ивану Васильевичу перо из своего веера. Восторг – вот что испытывал герой на протяжении всего бала.

Перед ужином Варенька пошла танцевать со своим отцом – полковником Б., красивым военным, обожающим свою дочь. Их танец восхитил всех гостей. Они любовались на эту красивую пару, а в конце танца гости даже зааплодировали отцу и дочери Б. Было видно, как полковник любит свою дочь, как стремится дать ей все самое лучшее. Рассказчик приметил, что Петр Владиславич носит домодельные сапоги старинного покроя, чтобы иметь возможность вывозить в свет свою Вареньку.

Охарактеризовать атмосферу этого вечера можно словами самого Ивана Васильевича: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».

Вторая часть рассказа, имеющее основное значение для раскрытия идейного замысла произведения, прямо противоположна первой. После восхитительной ночи наступает раннее утро, первое утро Великого поста. Рассказчик гуляет по городу, в душе его еще звучит ритм мазурки. Но внезапно эта музыка перебивается другой: «жесткой, нехорошей музыкой». Среди тумана герой-рассказчик видит черных людей (по контрасту с нарядными людьми из бальной залы). Они стояли в два ряда, между ними вели человека, оголенного по пояс. Каждый из солдат должен был ударить этого человека как можно сильнее. Иван Васильевич выяснил, что перед его глазами происходит наказание беглого татарина.

Насколько светла и прекрасна первая часть рассказа, настолько страшна и отвратительна вторая. Если лейтмотивом первой части можно считать мелодию мазурки, то всю вторую часть сопровождает «неприятная, визгливая мелодия» барабана и флейты. Мне кажется, что противопоставлением чудесного танца полковника Б. и его дочери на балу является ужасная сцена наказания бедного татарина, где одним из главных героев тоже является полковник. Только теперь он не отдыхает рядом с любимой Варенькой, а выполняет свои служебные обязанности.

Описание полковника, в общем-то, не изменилось. Мы видим все то же румяное лицо, седые бакенбарды. Изменились интонации, с помощью которых описывался этот герой, изменилось отношение рассказчика и читателей к этому бравому служаке.
Увиденная картина до глубины души поразила Ивана Васильевича. Шок был настолько глубок, что рассказчик принял решение никогда и нигде не служить, только бы не совершать таких чудовищных поступков. Сцена наказания беглого татарина становится еще страшней, если учесть, что она происходила в первый день Великого поста. После языческой масленицы, описанной в первой части, наступает самый важный христианский пост, когда человек должен забыть все мирское и обратиться к своей душе. Но именно в это время рассказчик становится свидетелем самого большого преступления человека – преступления по отношению к себе, к своей душе.

Ведущим художественным приемом в рассказе Толстого «После бала» является прием контраста. В этом произведении противопоставляются две части рассказа: сцена бала и сцена наказания; противопоставляются герои, их поступки. Кроме того, кардинально различны настроения, эмоции, музыкальные лейтмотивы произведения.

Контраст как основа

композиции рассказа


История создания рассказа

Что же послужило источником для создания рассказа? Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя - Сергеем Николаевичем.


Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19века, время царствования Николая I . Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли "сквозь строй", когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить шпицрутинами по голому телу. Человека нередко забивали насмерть.


Л.Н.Толстой

Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Но рассказ “После бала” выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность.


Перекличка эпох в рассказе

«После бала»

40-е годы 19в,время Николая1 (события, изображённые в рассказе)

1900-е годы, время Николая2

21век

(эпоха, в которой

живёт читатель)


История создания рассказа

Рассказ сначала назывался «Дочь и отец», потом - «А вы говорите» и, наконец, - «После бала». ПОЧЕМУ?


в композиции рассказа

в системе образов

в языковых средствах

в описаниях


Контраст

как композиционный приём

В рассказе выделяются следующие основные части:

после бала

заключение

вступление

на балу

Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика


  • В чём наблюдается контраст?
  • в композиции рассказа
  • в системе образов
  • в языковых средствах
  • в описаниях

Наблюдение над языковыми средствами На балу:

бал чудесный , зала прекрасная, буфет великолепный

хозяева бала

добродушный старичок, богач -хлебосол , жена его добродушная

Варенька

в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза

полковник

Красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами , белыми бакенбардами, с блестящими глазами

Иван Васильевич

Доволен, счастлив, блажен, добр,


Экзекуция:

Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка

Много чёрных людей, в чёрных мундирах,

наказываемый

Оголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное

полковник

Высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой

Иван Васильевич

Было стыдно , опустил глаза , на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска


ПОЛКОВНИК “Высокий военный в шинели и фуражке”. “Шел твердой, подрагивающей походкой”. “Румяное лицо и белые усы и бакенбарды”. “Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура”. НАКАЗЫВАЕМЫЙ Оголенный по пояс человек, спина его “что-то неестественное пестрое, мокрое, красное”. “ Дергая всем телом, шлепая ногами по талому снегу… то опрокидываясь назад…, то падал наперед”… “Сморщенное от страдания лицо”. “ Спотыкающийся, корчащийся человек “. Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как высокий, статный полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.


Танцы (глаголы) – полковник

Описание наказания (глаголы)

Топнул, выкинул, прошёл, расставив, соединил, упал., поцеловал, подвёл

Толкали, падал, удерживая. Тянули; поворачивал; оскаливая, повторял; не говорил, а всхлипывал; взмахнув, шлёпнул


Полковник на балу

Полковник на плацу

Красивый, статный , высокий , свежий.

С белыми усами , белыми бакенбардами , с блестящими глазами,

радостной улыбкой,

с широкой грудью,

сильными плечами,

длинными стройными ногами,

сложен был прекрасно

Шёл…втягивая в себя воздух, раздувая щёки, и медленно выпускал через оттопыренную губу;

грозно и злобно нахмурившись,

высокий военный в шинели и фуражке.

Шёл твёрдой, подрагивающей походкой,

румяное лицо и белые усы и бакенбарды .

Твёрдым шагом двигалась высокая , статная фигура.

Что, полковник двоедушен? Он на балу изображён в маске, а после бала в истинном свете, без маски ?


Однако Толстой использует не только приём контраста, но и сопоставления

Перчатка

33 стр. По законам дворянской чести перед танцем натянуть замшевую перчатку на правую руку, вынуть « ш пагу из портупеи».

Искренен на балу?

С. 38. Почему во 2-й сцене упомянута перчатка ?

И, если придёт случай, ударить этой рукой в замшевой перчатке провинившегося солдата.

Контраст усиливается.

  • А почему Пётр Владиславович делает вид, что не узнал Ивана Васильевича, поспешно отворачивается?
  • Умаляет ли это его вину?

Контраст в системе образов

Полковник

На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу?

Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу?

В чём корень этих противоречий, по мнению Толстого?


Иван Васильевич

Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников?

Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»?

Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить?


Вывод

В чём вы видите критическую силу рассказа?

В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: "Дочь и отец", "А вы говорите". Почему писатель отдал предпочтение заглавию "После бала?"


Композиция – способ выражения идеи.

  • В противопоставлении мы увидели противоречия между беззаботной жизнью «верхов» и бесправием «низов»
  • Толстой показывает причудливое сочетание добрых и злых пороков в душе в душе полковника, осуждает жестокость, но и разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.


Хорош

Плох

Ему было стыдно, он испытал ужас

Унижение человеческого достоинства

Не вступился Но почему?

Стыд за своё умиление,

«Что же вы думаете, что я тогда решил…»

за свою любовь,

Обвинил себя только в незнании чего-то, мало этого, всю жизнь старался это понять

за то, что был человеком, не знающим зла



Иван Васильевич

1. Почему Иван Васильевич отказался от государственной службы? Прав ли он был, по-вашему?

2.Понял ли рассказчик причины противоречий в характере полковника?

3. Почему потерпела крушение любовь Ивана Васильевича к Вареньке?

Почему рассказ, большая часть которого посвящена изображению бала, называется «После бала»?

События после бала - и есть истинное отражение действительности, правды жизни, а не то напускное, что обычно бывает на балах и других светских мероприятиях.


Вывод

Контрастное изображение героев, их психологическое состояние, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и то же время обнажить социальные противоречия в царской России.


Вывод

Писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. Именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич. Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, он резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры. «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой». Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».


Значение рассказа «После бала»

Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее. Если мы только перестанем слепить себе глаза выдуманными государственными пользами и благами и посмотрим на то, что одно важно: добро и зло жизни людей, нам все станет ясно. Если мы назовем настоящими именами костры, пытки, плахи, клейма, рекрутские наборы, то мы найдем и настоящее имя для тюрем, острогов, войск с общею воинскою повинностью, прокуроров, жандармов.

Если мы не будем говорить: зачем поминать? и не будем заслонять дел людских прошедшего воображаемыми пользами для различных фикций, мы поймем то, что делалось прежде, поймем и то, что делается теперь. (Л.Н.Толстой. Николай Палкин)

Год назад в Москве состоялось заседание Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. На этом заседании один из членов комиссии, известный всей православной России священник протоиерей Артемий Владимиров в своем коротком выступлении зачитал фрагменты рассказов Бунина «Кавказ», Куприна «Куст сирени» и Чехова «О любви», помещенных в учебник литературы для 8 класса. Отец Артемий задал вопрос: формирует ли школа идеал семьи в сердцах и умах школьников? Священник посоветовал Патриаршей комиссии выразить Департаменту образования озабоченность в связи с этим, а также предложить чиновникам пополнить школьную программу теми классическими произведениями, которые будут формировать семейный идеал, а не разрушать его.

Двухминутное выступление отца Артемия Владимирова вызвало шквал негодования в либеральных СМИ и в социальных сетях. Либеральные журналисты и блогеры кипели возмущением: «Церковь хочет запретить в школе рассказы Чехова, Бунина и Куприна!» Накал возмущения был таков, что глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда вполне официально опроверг сообщение о намерении РПЦ изъять из школьной программы произведения Чехова, Бунина и Куприна. Он заявил: «Протоиерей Артемий Владимиров, выступая на заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, выразил свое личное негативное отношение к трем произведениям русских классиков. С ним можно соглашаться или не соглашаться, но точка зрения одного священникам никоим образом не может рассматриваться как намерение Церкви добиваться исключения из школьной программы тех или иных авторов. Таких планов нет».

Таким образом, утверждение о разрушительности для семейного начала трёх вышеупомянутых рассказов из учебника литературы для 8 класса оказалось личным мнением отца Артемия. Однако, это точка зрения не одного-единственного священника. Например, я это мнение полностью разделяю. Наверняка найдутся ещё священники, разделяющее это мнение. Совокупность многих «личных мнений» могло бы стать мнением Церкви. Конечно, в данном случае достигнуть этого будет непросто. Даже из числа священнослужителей далеко не все прочитали на досуге учебник литературы для 8 класса. Не все до принятия священного сана закончили филологический факультет МГУ и работали преподавателем русского языка и литературы, как отец Артемий. Не у всех есть дети-восьмиклассники. У монашествующих своих детей обычно и вовсе нет, а посему нет и насущной необходимости постоянно заглядывать в дневники и школьные учебники. А ведь из числа монахов формируется наиболее авторитетный слой священнослужителей: епископы и настоятели монастырей.

Я филологического образования не имею, и преподавателем литературы в школе не работал, но жизнь заставила ознакомиться со школьными учебниками литературы. Как раз сейчас мой пятый по счету ребенок учится в 8 классе. Пятый раз приходится разбираться с проблемами неприятия более-менее православным ребенком школьного курса литературы. Причем, это неприятие касается не только «Кавказа», «Куста сирени» и «О любви», а более чем половины содержания учебника для 8 класса. Забегая вперед, скажу - не только для 8 класса. Мой четвертый по счету ребенок учится сейчас в 11 классе. Его уже «осчастливили» изучением повести «Иуда Искариот» Леонида Андреева. Уроков десять было посвящено «Мастеру и Маргарите» (сказалась определенная слабость учительницы к этому роману). Ждет своего часа поэма «Двенадцать» Блока... Но об учебнике для 11 класса придется рассказать отдельно. Сейчас предлагаю взглянуть ещё на одно из произведений русской литературы, изучаемых в 8 классе.

Столкнулся я недавно с учительницей русского языка и литературы моего сына-восьмиклассника, Сорокиной Наталией Михайловной. Та высказала мне претензию. По её мнению, мой сын был невнимателен на уроке, посвященном рассказу Льва Толстого «После бала», неправильно ответил на заданные вопросы и получил заслуженную кару в виде «двойки». «Такой замечательный рассказ великого писателя, а ваш сын демонстрирует нежелание его изучать!» - попрекнула меня учительница. «В чем же замечательность этого рассказа?» - спросил я удивленно. «Он обличает палочную дисциплину в России!» - ответила Сорокина и быстро-быстро ретировалась под предлогом необходимости бежать на урок.

По причине категорического уклонения оппонента от совместного поиска истины придется мне изложить свою точку зрения этот рассказ Толстого из школьного учебника здесь. Напомню сюжет «После бала». Некий «всеми уважаемый» Иван Васильевич рассказал в кругу друзей историю, которая в корне изменила его жизнь. Будучи студентом, «очень веселым и бойким малым, да ещё и богатым», он сильно влюбился в восемнадцатилетнюю красавицу Вареньку, дочь полковника. Основную часть рассказа занимает описание бала, который в последний день масленицы дал губернский предводитель. Иван Васильевич «был пьян любовью» и танцевал только с Варенькой. Там же был и её отец, полковник Пётр Владиславич, «красивый, статный и свежий старик». После обеда хозяйка уговорила полковника пройтись один тур мазурки в паре с дочерью. Весь зал был в восторге от этой пары, а Иван Васильевич проникся к отцу Вареньки восторженно-нежным чувством. Вернувшись после бала домой, Иван Васильевич не смог уснуть, и решил прогуляться по городу. Наступило утро... Дойдя до дома Вареньки он услышал музыку и увидел толпу людей. Оказалось, что там прогоняли сквозь строй беглого солдата-татарина, а отец Вареньки лично командовал расправой. Он шёл рядом и бдительно следил, чтобы солдаты как следует опускали палку на окровавленную спину наказываемого.

Вернувшись домой, рассказчик смог успокоиться и уснуть только с помощью большой дозы алкоголя. Иван Васильевич, по его словам, никак не мог понять, хорошо или дурно то, что он видел. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал». Но так и не узнав этого, он не мог поступить ни на военную, ни на другую службу. А любовь к Вареньке сошла на нет. Каждый раз при виде хорошенького личика Вареньки ему вспоминалось то утро, её отец-садист и окровавленная спина беглого солдата.

Что сразу не принял в этом рассказе мой сын? Не знаю как его одноклассники, сын мой уже знаком с творчеством Толстого, прочитал повесть «Казаки» и «Севастопольские рассказы», посмотрел телесериал «Война и мир» (британский, 2016 года). Образ полковника-садиста в рассказе «После бала» совершенно не соответствовал его представлению об офицерах русской императорской армии, сформировавшемуся на основе других произведений Льва Толстого. Мой сын знал, что и сам Толстой служил офицером-артиллеристом, воевал на Кавказе с горцами, на Дунае с турками и защищал Севастополь от англичан и французов. В рассказе же «После бала» рассказчик утверждал, что после увиденного не смог поступить на военную службу. Недоумение от явного несоответствия образов автора рассказа (Льва Толстого) и рассказчика в рассказе (Ивана Васильевича) учительница разъяснить не смогла. Проще оказалось поставить «двойку». Разрешать недоумение пришлось дома. Когда объясняешь пятому по счету ребенку, кое-какой материал накапливается.

Лев Толстой написал «После бала» в 1903 году, в возрасте 75 лет. Это произведение основано на конкретном реальном событии, происшедшем с родным братом писателя, Сергеем. Сергей Николаевич, будучи студентом Казанского университета, влюбился в Вареньку, дочь местного военного начальника Андрея Петровича Корейша и бывал у них в доме. Но после увиденного им избиения беглого солдата под руководством отца девушки, чувства влюблённого быстро охладели, и он отказался от намерения жениться. Случилось это в 1840-е годы. История осела где-то в памяти Льва Николаевича и была не востребована, но спустя пятьдесят пять лет он извлек её из памяти и описал в своем произведении. Рассказ был написан в течение суток, на одном дыхании. Очевидно, что причиной появления на свет «После бала» был сильный эмоциональный взрыв у писателя, вызванный конкретным событием. Да, Толстой написал рассказ конкретно для готовившегося Шолом-Алейхемом сборника произведений в пользу евреев, пострадавших во время Кишинёвского погрома.

Надо отдать должное семидесятипятилетнему старцу. В своем рассказе «После бала» Лев Толстой показал себя замечательным психологом. Прочитав рассказ, мы ясно понимаем, как события одного утра полностью изменили жизнь его героя, «всеми уважаемого Ивана Васильевича». Утром после бала Иван Васильевич увидел страшную сцену наказания беглого солдата. Командовал расправой отец Вареньки. Понятно, что у полковника было много подчиненных офицеров: майоров, капитанов и поручиков. Он мог бы поручить им наказать виновного, а сам остался бы дома отдыхать после бала. Но младшие офицеры на расправе отсутствовали (на это, кажется, никто ещё не обратил внимание), и руководил всем целый полковник. Этим Лев Толстой показывает, что отец Вареньки оказался садистом, получающим удовольствие от мучения беззащитных людей и не желающим пропустить такой возможности.

Увиденное привело Ивана Васильевича в ужас. Он смотрел на то, как полковник командовал расправой, как своей сильной рукой в замшевой перчатке лично бил по лицу «слабосильного солдата», слабо ударившего палкой беглеца. Совсем недавно, на балу, эта рука и эта замшевая перчатка иначе виделись юноше: «Полковник... вынул шпагу из портупеи, отдал ее услужливому молодому человеку и, натянув замшевую перчатку на правую руку, - «надо всё по закону», - улыбаясь, сказал он, взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт». На балу Иван Васильевич ощутил внутреннее, душевное единство отца и дочери: «Больше всего я вижу ее в паре с отцом, когда она плавно двигается около него и с гордостью и радостью и за себя и за него взглядывает на любующихся зрителей. И я невольно соединяю его и ее в одном нежном, умиленном чувстве». Свою любовь к Вареньке юноша перенес и на её отца. А теперь, после увиденной расправы, он перенес с отца на дочь свой бессознательный ужас. Он ощутил, что они едины не только в прекрасном, но и в безнравственном. Нравственная порча любимой девушки, о которой та даже не догадывалась, стала для Ивана Васильевича бесспорной. Это и убило любовь. Внутренняя безнравственность не может быть совместима с любовью. Толстой в своем рассказе показал себя гениальным психологом и художником.

Обратим внимание на подчеркнутую схожесть лица, фигуры, одежды и манер отца Вареньки с императором Николаем Первым. Хозяйка бала в рассказе оказалась похожа на императрицу Елизавету Петровну. Лев Толстой таким образом добивается появления у читателя негативных чувств в отношении российских правителей и российских властей в целом. Они должны быть также двуличны, как и герои рассказа. Подчеркнуто, что сам бал проводился в последний день Масленицы, то есть в Прощенное воскресенье, накануне Великого Поста. По замыслу Толстого, именно в Прощенное воскресенье полковник-садист, потанцевав на балу, производит свою немилосердную расправу с беглым солдатом-татарином. Толстой подводит читателя к мысли о лицемерности христианства, призывающего к прощению и к любви, о двуличности Церкви, о немилосердии христиан к представителям других вер и народов.

Последовавший отказ героя рассказа от военной, государственной и иной службы в этой стране получает полнейшее одобрение слушателей: «Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились, - сказал один из нас. - Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».

Как я указал выше, рассказ «После бала» был написан Толстым в качестве реакции на Кишиневский погром 1903 года. История с этим погромом сегодня забыта, но информация для желающих её узнать вполне доступна. Поводом для погрома послужило убийство подростка, в котором местная газета «Бессарабец», возглавляемая молдавским помещиком Крушеваном, обвинила какую-то еврейскую секту. Ряд газетных публикаций и циркулирующие среди народа слухи привели к погрому на последний день еврейской Пасхи и первый день Пасхи православной. Кишиневский губернатор Рудольф фон Раабен вовремя не отреагировал на события, за что был позже уволен. Некое независимое расследование выдвинуло подозрения, что погром был подготовлен и организован непосредственно Охранным отделением в лице ротмистра барона Левендаля в русле политики натравливания одних слоёв населения на другие. Все эти события вызвали сильнейший резонанс и в России, и за границей. Откликнулся на них и Лев Толстой.

Не будь Кишиневского погрома, рассказ «После бала» вообще не появился бы на свет. Кстати, напечатан он был только после смерти автора в 1911 году. Написанный в течение суток, он был положен «под сукно» на несколько лет. Ситуация, конечно, показательная. Обратим внимание на следующие обстоятельства... Молдавский помещик Крушеван развернул агитацию против ритуальных убийств, в которых обвинялась какая-то еврейская секта. Губернатор Рудольф фон Раабен не смог обеспечить порядок в городе. Барон Левендаль подозревался в организации погрома. Участвовали в погроме местные жители, потомки которых через пятнадцать лет отделились от России. Присоединенные в 1940 году, они при первой же возможности образовали независимое государство Молдову. Но революционных демократов, либералов и прочих, в Кишиневском погроме 1903 года оказались виноваты Русская православная Церковь, русское правительство и русская армия.

Не так просто и с полковником Корейша, послужившим прообразом отца Вареньки в рассказе. Фамилия Корейша восходит к названию арабского племени Корейшиты, обосновавшемуся вблизи Мекки. К роду Корейшитов принадлежал Мухаммед. Он объявил корейшитское наречие самым чистым арабским языком, и потому это наречие стало литературным. Скорее всего, предок обладателя фамилии Корейша был родом из этого племени, или просто выходец из Аравии. Как такие Корейши могли оказаться в России? Я нашел упоминание про одного Корейшу, служившего в русской армии в конце XVIII века. По происхождению он был арнаутом, то есть албанцем. Это объясняет ситуацию. Османы активно обращали албанцев в ислам, и селили в Албании выходцев с Аравии. Среди них могли оказаться и корейшиты.

При Екатерине Великой множество переселенцев с Балканского полуострова бежали в Россию от османского ига. Большей частью это были сербы, болгары и греки, но попадались и арнауты. Многие поступали на русскую военную службу. Потомком албанца-переселенца мог быть и Андрей Петрович Корейша, с которым судьба столкнула Сергея Толстого в Казани. Горячий албанский характер мог быть причиной исключительной жестокости, ужаснувшей брата Льва Николаевича. Но это не был характерный пример из жизни русского офицера. А в художественном произведении, в рассказе «После бала», мы видим уже не потомка выходца из Албании, а человека, схожего лицом, фигурой, одеждой и манерами с русским императором Николаем Первым.

«После бала» - фактически политический памфлет, талантливое антихристианское и антиправительственное произведение, воплощенное в форме художественного рассказа. Оно должно было вызвать у читателя отрицательные эмоции в адрес русского правительства, русской армии и русской православной церкви. Оно их и вызывает по сей день у любого непредвзятого читателя, самостоятельно читающего этот рассказ. Школьник же не просто обязан прочитать этот рассказ. Под руководством преподавателя он обязан выполнить ряд заданий, указанных в учебнике. Отрицательные эмоции в адрес русского правительства, русской армии и «лицемерного» Православия умело и старательно вбиваются при помощи преподавателя в беззащитное сознание ребенка-восьмиклассника. Вот эти задания:

«Размышляем о прочитанном.

1.Какие чувства и размышления возникли у вас в связи с чтением рассказа?.. Каким показан полковник в сцене на площади? Какое же лицо полковника истинное? Как вы восприняли характеры и поступки героев? Расскажите об этом...

3.Как объяснить поведение отца Вареньки после бала - его человеческими качествами или порядками в тогдашней армии ?

4.Можно ли сказать, что рассказ Л.Н. Толстого открывает нам одну из страниц исторического прошлого России? Какую именно?

5.Против чего направлен рассказ «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях?

6.Чего достигает Л.Н. Толстой композиционным приемом контраста событий? Подготовьте развернутый ответ на этот вопрос, для аргументации своих утверждений используйте цитаты из текста рассказа».

«Творческое задание.

По убеждению Толстого, в ходе русской истории возникло две России - Россия образованная, далекая от природы, и Россия мужицкая, близкая к природе. В этом для писателя состояла драма русской жизни. Он мечтал, чтобы эти два начала соединились, чтобы Россия стала единой. Но, будучи писателем-реалистом, он изображал ту действительность, которую видел и которую оценивал с точки зрения своих художественно-исторических взглядов. Как же отразились исторические взгляды писателя в рассказе «После бала»?»

Наводящий вопрос? Ответ может быть один: во все времена (и при Николае Первом, и при Николае Втором, и при других правителях России, и сейчас) Россия была, есть и будет страшным бесчеловечным государством. В этой стране стать замечательным человеком можно только, отказавшись от военной и всякой другой государственной службы. Прийти к другому выводу восьмикласснику ни учебник, ни учительница не позволят.

«Литература и другие виды искусства.

Рассмотрите иллюстрации к рассказу Л.Н. Толстого «После бала». Найдите в тексте рассказа эпизоды, изображенные художниками. Как вы думаете, удалось ли им передать настроение и пафос рассказа?»

Педагогически это очень грамотно. Иллюстрации (сцена бала и сцена избиения) помогают запомнить рассказ на всю жизнь. Отрицательные чувства к армии, российскому правительству и Церкви закладываются в память восьмиклассника навсегда. Будем ли удивляться количеству старшеклассников, оказавшихся на митингах, организованных Навальным «против коррупции»?

«Развиваем дар слова.

1.Для подтверждения ваших суждений о том или ином персонаже произведения подготовьте характеристики героев с введением портретов, диалогов, описаний бала, экзекуции.

2.Подготовьте устный отзыв на рассказ «После бала»...»

Для того, чтобы эффект от «После бала» остался на всю жизнь, учебник предлагает поработать с аудиозаписью рассказа.

«Фонохрестоматия...

1.Менялось ли ваше отношение к героям во время чтения рассказа и прослушивания актерского исполнения. Почему?

2.Какие интонации были использованы актером, чтобы показать характеры героев рассказа?

3.Против чего направлен рассказ Л.Н. Толстого и как это показывает в чтении Николай Лазарев?

4.Как настраивает музыка на прослушивание контрастных событий?

5.Почему рассказчик так подробно описывает Вареньку и её отца?

6.Какая музыка звучит во время танца? Какое настроение создается ею? Почему рассказчику казалось, что он любит «всех»?

7.Что случилось после бала? Какая новая музыка послышалась рассказчику? Как он назвал её?

8.Почему любовь рассказчика «пошла на убыль»?

Рассказ «После бала» включен в учебник литературы 8 класса (часть 2) для общеобразовательных организаций (В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин). Учебник, в свою очередь, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, имеет положительное заключение по результатам научной (заключение РАН №10106-5215/650 от 14.10.2011 г.), педагогической (заключение РАО №163 от 29.01.2014 г.) и общественной (заключение РКС №182 от 07.02.2014 г.) экспертиз. Утверждается, что учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, «Примерным программам по учебным предметам. Литература, 5-9 классы» и «Рабочим программам. Литература. Предметная линия учебников/ Под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы».

Урок литературы в 8 классе.

Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н.Толстого

«После бала».

Цели урока:

1.Показать, как приём контраста помогает раскрыть идею рассказа.

2. Провести работу по анализу художественных средств, создающих картины бала и экзекуции.

3.Воспитание милосердия, гуманности, чуткого отношения к человеку, неприятия насилия над личностью.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного.

Основные понятия: мировоззрение, проблемы бытия, деспотизм, деспотизм власти, нравственное обновление, мораль.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, запись музыки Л..Бетховена и Г.Свиридова, сравнительная таблица, тест.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

Слайд 1-2

На прошлом уроке мы познакомились с рассказом Л.Н.Толстого «После бала», его историей создания.

Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Ещё в 1855 году он работал над проектом пореформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – «прогнания сквозь строй». Но рассказ выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами. Писатель ставит широкие гуманистические проблемы как долг, честь, совесть гуманность.

Слайд 3

Сегодня мы поговорим о том, как освещает Л.Н.Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приёмов и средств достигает их выражения.

2.Работа по содержанию текста. (Анализ взаимосвязанных эпизодов, языка и композиции произведения, сопоставление поведения героев.)

Какое событие описано в рассказе?

(Потрясение героя рассказа от увиденного после бала.)

Слайд 4

В рассказе слышна перекличка двух эпох – той, которую непосредственно изображает Толстой (40-е годы XIX века, время правления Николая I), и той, которая присутствует незримо, определяя основные вопросы бытия. Поэтому писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем. Он выступает против насилия и гнёта, против бесчеловечного отношения к людям. Изучая это произведение, мы должны дать правильную оценку героям и событиям, определить, насколько актуален этот рассказ сегодня.

Слайд 5

Какую особенность композиции вы заметили?

(Рамочная композиция, «рассказ в рассказе».)

Что мы называем контрастом?

(Противопоставление, антитеза).

Что построено в рассказе на контрасте?

(Описание событий бала и после, психологическое состояние героев.)

Слайд 6

Анализ эпизодов

Работа в группах (применение метода диалоговой технологии).

Слайд 7

- Прочитайте ещё раз сцену бала и заполните таблицу.

Чтение эпизода «На балу». (Звучит музыка Г.Свиридова.)

Слайд 8

Проверка самостоятельной работы обучающихся в группах по заполнению таблицы №1.

Слайд 9

Какие эпитеты выбраны для характеристики бала?

(Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые.)

- Как чувствует себя Иван Васильевич на балу?

(Доволен, счастлив, добр.)

Почему герою всё на балу видится в таких радужных красках?

(Он счастлив, потому что влюблён.)

Какую цветовую гамму использует Толстой для изображения этой сцены?

(Тёплые тона.)

Какой цвет доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать?

(Добро, свет, чистота, мечта, идеал.)

Прочитаем сцену «После бала» (экзекуции) и посмотрим, какие эпитеты, цветовую гамму использует в ней автор.

Чтение эпизода.

Заполните таблицу №2.

Слайд 10

Проверка самостоятельной работы обучающихся по заполнению таблицы №2

Слайд 11

- Как и при помощи чего автор передаёт мрачную картину второго эпизода?

(Использование эпитетов, цветовой гаммы.)

Толстой помогает не только увидеть, но и услышать происходящие события.

(Шлёпая ногами по снегу, сильно шлёпнул по спине.)

Как меняется состояние героя рассказа?

(Стыд и ужас.)

В какой момент меняются чувства Ивана Васильевича?

(Сцена с полковником.)

За что полковник бил солдата по лицу?

(За то, что тот слабо ударил татарина.)

На какую деталь одежды обращает наше внимание писатель в этой сцене?

(Белую перчатку.)

Вспомните, что говорил он при избиении?

(«Надо всё по закону».)

Толстой использует приём зеркального отражения, потому что полковник отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка. Теперь снова «надо всё по закону».

По какому закону живёт полковник? По какому закону отхлестал солдата?

(По закону военной жизни.)

Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какие черты проявились в поведении полковника?

(Жестокость.)

Почему Иван Васильевич, увидев сцену экзекуции, передумал быть военным?

(Он должен был принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд.)

Мы разобрались, как и почему изменились взгляды Ивана Васильевича. Но что-то открылось герою в то утро ещё. Он нашёл своё место в жизни, потому что один из его собеседников говорит: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». Иван Васильевич отказался жить по «военным законам» с их жестокостью. Он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому принадлежит полковник Б. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди.

Каков это закон?

(Божий.)

В какой день разворачиваются события в рассказе?

(Прощёное воскресенье – Чистый понедельник.)

Что означает этот праздник?

(Надо всех простить, покаяться.)

Какая фраза звучит в памяти героя на протяжении всего Чистого понедельника?

(«Братцы, помилосердуйте!»)

Что вы понимаете под милосердием?

(Готовность помочь, простить кого – нибудь из сострадания и человеколюбия.)

Кто услышал мольбы татарина?

(Иван Васильевич и слабый солдат.)

Какая простая, но важная истина открывается герою рассказа в этот святой день? Как надо учиться жить?

(По Божьим законам, сострадая, прощая, любя людей.)

Это утро Чистого понедельника изменило жизнь героя. Он разочаровался в военной службе, так как увидел всю её жестокость, фальшь светской жизни и понял, что жить надо по Христианским законам.

3. Подведение итога урока.

Слайд 12

Тема ответственности человека за происходящее вокруг актуальна и по сей день. К сожалению, в нашей жизни нам приходится сталкиваться с несправедливостью и определять для себя, как поступить, чтобы выглядеть достойно в таких ситуациях.

Домашнее задание : письменно объяснить название рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

Выполнение теста

Тест.

Л.Н.Толстой «После бала».

1. Жанр произведения:

а) очерк,

б) повесть,

в) рассказ.

2.Раскрытию идеи произведения помогает:

а) антитеза,

б) гипербола,

в) олицетворение.

3. Произведение заставляет задуматься о:

а) судьбе полковника;

б) личной ответственности человека за жизнь общества;

в) любви Ивана Васильевича.

4. Тема произведения:

а) рассказ о полковнике;

б) показ николаевской эпохи;

в) повествование о любви Ивана Васильевича.

5. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала?

б) на балу надел « маску» добропорядочности;

в) полковник выполняет свои обязанности;

г) другие причины.

6. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

а) он утверждает идею Л.Н.Толстого «непротивление злу насилием»;

б) утверждает мысль о необходимости сопричастности человека к бедам других людей;

в) понимает необходимость «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека».

7. Что можно сказать о жизненной позиции Л.Н.Толстого?

в) призывает бороться с произволом.