Описание выставки пейзажей. Выставка живописи "поэзия русского пейзажа". Технические требования к выставочной площадке

«Когда после шума города попадаешь в залы Музея, где представлены репродукции с картин великого Мастера, изображающие гималайские горы и сверкающее небо, величавые и простые лики святых, излучающих какой-то особый свет и особую тишину, возникает ощущение, что ты очутился в другом мире».

«Музей - это остров красоты, это наше спасение среди губительных вихрей обывательской суеты. Здесь можно увидеть репродукции прекраснейших картин, здесь звучит лучшая музыка, здесь раздаются радостные голоса друзей, здесь пробивается к жизни росток будущей могучей Общины».

Из книги отзывов

На этой странице представлены выставки, которые вы можете увидеть в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске в настоящий момент. Вы также можете перейти на сайт СибРО для просмотра полного списка выставок , в том числе завершившихся, экспонирующихся на Алтае, передвижных (их можно взять по договорённости на экспонирование в других городах) и т.д.


Урусвати - Свет Утренней Звезды. Такое имя было дано Елене Ивановне Рерих на Востоке. "Мечта об Общем Благе сделала её сотрудницей Сил Света" (Н.Д. Спирина).

Выставка репродукций картин Н.К. Рериха, посвящённых Елене Ивановне, дополнена предметами и фотографиями. Эта выставка - «выражение признательности той, которая дала человечеству так много, что на века ему хватит изучать и применять её наследие», как говорила Н.Д. Спирина. Работает в Новосибирске


К дню рождения Юрия Николаевича Рериха, выдающегося учёного-востоковеда, в Музее Н.К. Рериха состоялось открытие обновлённой экспозиции тибетской живописи.

В экспозиции представлено несколько работ современных непальских художников, выполненных в разных техниках и стилях живописи танка. Одна работа, Колесо Сансары, была подарена Музею художником Николаем Дудко во время его персональной выставки в 2017 г. Работает в Новосибирске



На картинах Мастера предстаёт богатейший мир образов, наполненных глубокой философской мыслью и одухотворённых красотой: величественные храмы и царство Гималаев, герои старинных легенд и преданий, святые и подвижники Востока и Запада.
"Мир красоты, созданный Николаем Рерихом, на фоне общего состояния современного искусства кажется некой сказочной страной. Все там подано в другом измерении, увидено в иной, более широкой, космической перспективе, создано в неведомом нам духовном полете... Здесь налицо попытка запечатлеть жизнь в ее подлинном облике, как простор возвышенных устремлений и вдохновений, как высшую истину и единство, жизнь, устремленную к раскрытию смысла сущего... Форма здесь сияет, звенит благозвучием духа". (Р.Рудзитис). Работает в Новосибирске


Выставка посвящена Великим Подвижникам и основателям мировых религий и философий. Все религии представляют собой лучи Единого Солнца Истины. Е.И. Рерих писала: "Все великие Учения идут из Единого Источника. Не осуждайте, не умаляйте, но лишь сопоставляйте Заветы, находя прекрасные касания и новые грани Истины". Таких же взглядов придерживался и Н.К. Рерих, и это позволяло ему с одинаковым почтением относиться ко всем Великим Учителям. Работает в Новосибирске


Фотовыставка о строительстве и жизни двух Музеев Н.К.Рериха – в Новосибирске и Верх-Уймоне (Горный Алтай) – год от года переоформляется, пополняясь новыми фотографиями. Сначала это были летописи народного строительства. Ведь оба музея построены Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ. Работает в Новосибирске
Работает на Алтае



Евгений Васильевич Бучнев, художник-живописец, член Союза художников России. Старинное сибирское село Майма - место творческой мастерской художника - во многом определило тематику его произведений: природа, сельская жизнь, труд и быт сельского человека. По своей сути Евгений Бучнев глубоко русский, православный художник, по складу ума философ. Он исповедует идеалы русского реализма, в своем творчестве продолжает традиции, заложенные И.И. Шишкиным и А.К. Саврасовым, В.Д. Поленовым и А.И. Куинджи, В.А Серовым и К.А. Коровиным. Особое место в творчестве Евгения Бучнева занимает пейзаж. Он пишет алтайские пейзажи с особым трепетом и вдохновением, работая как с натуры, так и по памяти, создавая картины, полные настоящей просветлённой любви.

Завершена или расформирована

С 1 по 30 апреля в выставочном зале краеведческого музея города Краснотурьинск (ул. Карпинского 15) будет открыта персональная выставка пейзажного фотографа, участника клуба «Российское фото» .


Геолог по образованию, а сегодня состоявшийся фотограф, Кирилл Уютнов путешествует по самым отдаленным и труднодоступным уголкам нашей страны. Суровые климатические условия, необходимость преодолевать расстояния в сотни километров ради одного-единственного кадра, дикие животные на безлюдных землях, — всё это давно стало для Кирилла привычными условиями работы и творчества.


Снимая в путешествиях много лет, Кирилл убежден, что именно пейзажная фотосъёмка способна передать всю ту гамму потрясающих эмоций, которые испытывает человек, оставаясь с дикой природой наедине.
По мнению фотографа, нет ничего более хрупкого и прекрасного, чем красота, созданная самой природой.

— Увлёкшись в юности палеонтологией, я довольно быстро открыл для себя факт, что намного интереснее наблюдать за природой в живую, чем знакомиться с ней по фильмам и книгам, — рассказывает Кирилл. — Находящаяся на карте за многие тысячи километров от моего дома Чукотка притягивала к себе лишь одним названием, самый северный евразийский полуостров Таймыр будоражил фантазию похлеще американской фантастики, а неведомый Полюс холода и вулканы — просто сводили с ума. «Земля, где не ступала нога человека» — от этих слов одновременно веяло холодным страхом и предвкушением новых открытий. Попасть в эти места стало моей мечтой на долгие годы.

Более созерцательной профессии, чем геология, в то время для меня не существовало. Спустя несколько лет я уже бродил по бескрайним российским просторам в поисках руды. Все, что я видел, мне хотелось запечатлеть. И вскоре я неизбежно начал тратить все свое свободное время на фотосъемку. Когда остаешься с природой один на один, приходит ощущение родства с окружающим миром и возможность наслаждаться мгновениями, которые никогда не повторятся.

Одной из моих творческих задач было показать живую природу так, как обычно ее не показывают — без цветов на земле и теплого солнца на небе, в виде пустынных или морозных пейзажей, под покровом ночи или туманных сумерек.

О выставке

Желание показать, куда меня приводят мои мечты, зародилась задолго до того, как осознанная фотография пришла в мою жизнь. Можно сказать, этот проект вырос вместе со мной и является результатом того, к чему я стремился многие годы — к чему меня действительно привели мечты.


Выставка стартует 1 апреля 2016 г., ко Дню Геолога, в Краснотурьинске (Северный Урал), дальше поедет на юг — до Екатеринбурга и Челябинска, а потом на запад — до Москвы и Санкт-Петербурга.

Об авторе

Автор выставки — пейзажный фотограф, геолог и путешественник, организатор фотоэкспедиций по России, член Союза фотохудожников России и Русского географического общества, фотограф журнала «Российское фото», победитель конкурсов от National Geographic Russia, The Best Of Russia, Золотая Черепаха, Humanity Photo Awards, Полярная перспектива, печатался в Foto&Video, «Нация», «Якутск вечерний», «Северная широта», стипендиат Министерства культуры РФ за Проект о природе Севера, участник множества коллективных выставок в России и других странах.


Кирилл Уютнов: «За помощь в реализации фотовыставки хочу выразить благодарность ЗАО „Золото Северного Урала“, выступившим генеральным спонсором, а также дружественным компаниям, помогавшим в организации выставки — фотолаборатории „ФотоЛаб“, в лице Марии Киренской, за прекрасную печать и большие скидки, Союзу фотохудожников России и Русскому географическому обществу за общую информационную поддержку; и особенно журналу „Российское Фото“, в лице шеф-редактора Екатерины Елизаровой, за всестороннюю поддержку проекта на всех этапах его развития!»






Задача выставки русского пейзажа, приуроченной к 200-летнему юбилею И.С. Тургенева, - показать русскую природу глазами писателя-классика и современных живописцев, обозначив тем самым художественную преемственность. Отобранные для выставки живописные пейзажи не могут и не должны считаться иллюстрацией тургеневских пейзажных зарисовок. Это самостоятельные произведения наших современников, удивительно созвучные в восприятии красоты окружающего мира видению великого писателя.

На выставке представлено 30 живописных работ, закрепленных между панелями, на которые натянуты ткани с пейзажными зарисовками из произведений И.С.Тургенева на русском, английском, французском и немецком языках. Большинство стихотворных цитат были переведены впервые специально для данной выставки.

Мы надеемся, что наша выставка сможет стать еще одним «окошком», из которого её посетители сумеют увидеть красоту русской природы и почувствовать красоту русской души.

График передвижения выставки

Адрес: Friedrichstraße 176-179, 10117 Berlin

20 — 30 ноября 2018 Париж, Российский центр науки и культуры

Адрес: 61, rue Boissière, 75116 Paris

Отзывы

А.А. Токовинин, Посол Российской Федерации в Бельгии: «С удовольствием посетил эту замечательную, трогательную экспозицию. Эта выставка — очень полезный вклад в развитие культурных связей между Россией и Бельгией. Хотел бы выразить искреннюю признательность её организаторам».

Александр Звигильский, основатель и директор Европейского музея-дачи И.С. Тургенева в Буживале, один из переводчиков выставки: «Поздравляю с великолепной выставкой картин русской природы по текстам Тургенева!»

М. Одесская, профессор РГГУ, Москва: «Спасибо большое за выставку, созданную и оформленную с тонким вкусом и изяществом».

Виктор Каган д.м.н., писатель, поэт, дипломант Международного литературного Волошинского конкурса, лауреат премии «Серебряный век»: «Выставка небольшая, сказал бы камерная – тридцать перекликающихся с текстами И.С. Тургенева картин современных российских художников. Очень простая, не заслоняющая материал экспозиция – картина и на боковых щитах уголком, как на распахнутых ладонях, текст на русском и в хороших переводах на английский, немецкий и французский. Эта геометрия создаёт интимные пространства для персональной встречи зрителя с каждой парой «текст – картина», для неспешной медитации. Уходишь не оглушённым количеством картин и столь нередкой выставочной пышностью, а лёгким и – насколько, конечно, способен – светлым. Остаётся лишь поблагодарить создателей и организаторов выставки».

Гости из Санкт-Петербурга: «Находимся под большим впечатлением от выставки. Это полноценный вклад русской культуры в мировую духовную культуру. Гордимся, что мы соотечественники наших художников. В наши непростые дни – это великий вклад в наши культуры!»

Технические требования к выставочной площадке:

— площадь 150 — 250 кв.м.

— возможность точечного и направленного освещения

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ВЫСТАВКИ ДЛЯ ЭКСПОНИРОВАНИЯ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ, ОБРАТИВШИСЬ ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ cultexchange@сайт.

Аревик Арутюнян
Конспект НОД «Экскурсия на выставку пейзажной живописи «Красота природы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 75»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по теме :

«Красота природы »

(подготовительная к школе группа)

Воспитатель :

Арутюнян А. А.

Примерная основная образовательная программа : «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Возрастная группа : подготовительная к школе

Тема НОД : «Экскурсия на выставку пейзажной живописи «Красота природы »

Направление образования и развития (образовательная область) : познавательное развитие и художественно – эстетическое развитие.

Цель : Воспитывать в детях чувство прекрасного , любовь к природе , к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.

Задачи :

Образовательные :

Закреплять представления детей о жанрах живописи (портрет, пейзаж , натюрморт) ; видах пейзажной живописи .

Закреплять умения детей высказывать суждения о произведении изобразительного искусства в форме развернутого рассказа.

Развивающие :

Развивать у детей интерес к пейзажной живописи , зрительное внимание и наблюдательность, умение сравнивать, сопоставлять, группировать картины по сходству.

Воспитательные :

Воспитывать у детей потребность в общении с прекрасным , способность испытывать, от увиденного радость, удовольствие, восхищение.

Доставить детям радость от встречи с прекрасным и от игровой деятельности.

Виды деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.

Формы организации : групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности : игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, экспериментирование, изготовление продукта детского творчества (рисунки пейзажа ) .

Оборудование : подбор репродукций картин : «Весна» , «Осенняя песнь» В. Э. Борисова – Мусатова; «Ночь. Стога» , «Торжество в небе» , , «Натюрморт с белым кувшином» П. С. Уткина, «Портрет сына Глеба» А. И. Савинова, «Мираж в степи» , «В степи» П. В. Кузнецова, запись мелодии «Шторм» , «Времена года» Антонио Вивальди; «Песня о картинах» музыка Григория Гладкова на стихи Александра Кушнера, мольберт - треножник, три белых листа с разноцветными рамками, волшебная кисть, лист с нарисованной линией горизонта в горизонтальном формате.

Предварительная работа : знакомство детей с цветами спектра и их оттенками, с жанрами живописи , видами пейзажей ; экспериментирование в изобразительной деятельности; рассматривание репродукций картин; чтение стихотворений о природе и о временах года ; знакомство со словами «мольберт-треножник, пейзаж , живопись , натюрморт,эскиз, палитра, реставраторы, экскурсовод ».

Ход НОД

Деятельность педагога-психолога Деятельность воспитанников Примечание

I.Вводная часть (мотивация)

Воспитатель и дети входят в группу. Приветствуют гостей.

Воспитатель : Ребятки, как много у нас сегодня гостей, но не хватает еще одного важного гостя. Я загадаю вам загадку и вы сразу поймете, кто этот гость.

У него есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть,

И бумаги плотный лист,

А еще – мольберт-треножник,

Потому что он –

Выходит художник.

Художник. Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети! А вы любите сюрпризы? Скорее ответьте.

Дети. Художник!

Дети : Да.

II.Основная часть

Художник : Тогда я приглашаю вас на выставку картин саратовских живописцев «Красота природы » . Скажите мне, пожалуйста, как называются картины, на которых изображена природа ?

Художник : Пейзаж – это жанр живописи . А какие еще жанры живописи вы знаете ?

Художник : А что такое пейзаж , натюрморт и портрет?

Игра «Разложи по жанрам»

Художник : Молодцы, ребята! А сейчас, посмотрите, у меня есть картинки и три белых листа с разноцветными рамками. Давайте, разложим на лист с красной рамкой картинки для натюрморта, на лист с синей рамкой – для портрета, а на лист с зеленой рамкой – для пейзажа .

Игра «Что лишнее?»

Художник : Мы с вами вспомнили жанры живописи и можем пройти на выставку .

Ой, ребята, посмотрите – картины все упали, перепутались. Это, наверное, ветер залетел, похозяйничал. Ребята, поможете навести порядок?

Художник : Внимательно посмотрите и лишние картины уберите.

Игра «Выбери картины по цветам»

Художник : Картины лишние убрали, молодцы! Давайте расставим пейзажи . Стихотворение сейчас прочтём, картину первую найдём.

Темный лес, что шапкой принакрылся чудной,

И заснул под нею крепко, непробудно.

Тишина! – шепнула белая поляна.

Тишина! – вздохнула, вея снегом ель.

Как вы думаете, к какой картине можно отнести эти строки стихотворения?

Художник : А вы знаете, ребята, что такое эскиз?

Художник : На эскиз внимательно взгляните, картину вторую скорей отыщите.

Художник : Ребята, а что такое палитра?

Художник : Третью картину найдем по палитре.

На палитре только краски .

Художник в краски кисточку макал .

Пейзаж великолепный рисовал.

Художник показывает детям палитру с разноцветными кружками.

Художник : Назовите цвета и оттенки, которые художник использовал, рисуя картину.

Художник : Какая картина подходит к палитре по цветовой гамме?

Художник : Дети, а вы знаете, как получать новые цвета?

Игра «Получи новый цвет»

Художник : На палитру посмотри – сколько красок ? Только три.

Красный , желтый, синий цвет! И других здесь красок нет !

А оранжевый, розовый, зеленый? А где серый и лиловый?

А любимый голубой, пригодился нам с тобой!

Знаешь, это не беда! Мы придумаем цвета!

Художник : Краски за руки возьмитесь и все вместе покружитесь! Вы, ребята, молодцы! Покружились от души. А теперь давайте за дело – расставлять картины смело!

Ребята, со временем, картины стареют, теряют свой первоначальный цвет, становятся тусклыми. Поэтому они нуждаются в ремонте. Знаете ли вы, как называется ремонт картин? И как называют людей, которые занимаются ремонтом картин?

Дидактическая игра «Реставраторы» .

Художник : Сейчас вы станете реставраторами (взмах волшебной кистью) . Отреставрируйте, пожалуйста, картины и найдете четвертую картину нашей выставки .

Художник : А следующую картину вы найдете по описанию

Горизонтальный формат картины подчеркивает протяженность и величественность пейзажа . Цветовая гамма насыщена темно-синими, синими, сине-голубыми, голубыми, сияющими белыми тонами. Это создает ощущение холодной величавой торжественности, нетронутости, звенящей тишины и покоя.

Художник : Шестую картину найдем по формату. Каким может быть формат?

Художник : И линия горизонта поможет вам найти картину. А что такое линия горизонта?

Художник показывает лист с нарисованной линией горизонта в горизонтальном формате.

Художник : Вот и осталась картина одна, холодна и необычна она. Скажите, кто художник и как называется она?

Художник : Ребята, посмотрите - все картины расставлены. Спасибо вам за помощь! Выставка готова . Осталось выбрать того, кто расскажет нам о картинах. А кто в музеях рассказывает о картинах?

Художник : Выберем нашего экскурсовода с помощью игры «Назови больше» . Мы по очереди будем рассказывать о том, что изображено на картине «Мираж в степи» Кузнецова П. В., какие средства выразительности и цветовую гамму использовал художник. Начинаю я. Эта картина о том, какие явления происходят в степи, как человек, оказавшийся в степи один, хочет поскорее выбраться оттуда.

Дети :. Пейзажи .

Дети : Натюрморт, портрет.

1-ый ребенок.

Если видишь, на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная равнина, или поле и шалаш –

Обязательно картина называется пейзаж .

2-ой ребенок. Если видишь, что с картины,

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька – твой сосед,

Обязательно картина называется портрет.

3-ий ребенок.

Если видишь на картине чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине, или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

Или все предметы сразу, - знай, что это натюрморт

Звучит «Песня о картинах» (Музыка Григория Гладкова на стихи Александра Кушнера.)

Дети раскладывают картинки, составляя тот, или иной жанр живописи .

Дети : Да.

Дети убирают «Натюрморт с белым кувшином» П. С. Уткина и «Портрет сына Глеба» А. И. Савинова, объясняя свой выбор.

Дети находят картину «В степи» В. П. Кузнецова, объясняют свой выбор. Ставят картину на 1-ое место.

Дети : Эскиз – это предварительный набросок, неоконченный рисунок.

Дети находят картину «Весна» В. Э. Борисова – Мусатова.

Дети : Палитра – это инструмент художника. Дощечка, на которую художник наносит кистью краски , смешивая их для получения различных оттенков. Может иметь отверстие для большого пальца.

Дети : Художник использовал зеленый, синий цвета и их оттенки – светло-зеленый, темно-зеленый, желто-зеленый, голубовато-синий, голубой, синий, темно-синий, коричневый и белый цвета.

«Пруд в окрестностях Саратова»

Дети : Да.

Во время чтения стихотворения, дети (в соответствующих по цвету футболках) выходят к мольберту. Рассказывают стих и показывают из кружков (о + о = о) , как получается их цвет.

1-ый ребенок. Оранжевый цвет.

Хочешь рисовать морковь, а оранжевого нет?

Желтый с красным приготовь и получишь нужный цвет!

2-ой ребенок. Розовый цвет.

Чтобы розовый наряд Золушке нарисовать,

Смешивайте смело красный цвет и белый !

3-ий ребенок. Зеленый цвет.

Если нет зеленой краски , чтобы лес изобразить,

Начинайте без опаски синий с желтым разводить!

4-ый ребенок. Серый цвет.

Зовется краска черной сажей ,

И так темно, что страшно даже.

В нее добавим краску белую ,

И нарисуем мышку серую!

5-ый ребенок. Фиолетовый цвет.

Синюю краску с красной смешай ,

Что получилось? А ну, угадай!

Удивляйся цвету новому – фиолетово-лиловому!

6-ой ребенок. Голубой цвет.

Чтобы волосы Мальвины были нежно-голубыми

Синий с белым разведите. Как красиво ! Посмотрите!

Дети : Ремонт картин - это реставрация, а люди – реставраторы.

Дети складывают 3 картины из частей.

Двух картин на выставке нет . Подбирают нужную картину «Осенняя песнь» В. Э. Борисова – Мусатова.

Дети обсуждают и выбирают картину П. С. Уткина «Торжество в небе» , объясняя свой выбор.

Дети : Формат картины может быть горизонтальным или вертикальным.

Дети : Линия горизонта это – это линия, где соединяются небо и земля.

Дети находят картину П. С. Уткина «Ночь. Стога»

Дети : Картина называется «Мираж в степи» Кузнецова П. В.

Дети ставят картину на последнее место.

Дети : Экскурсовод .

Дети продолжают высказывания.

Лучший рассказчик становится экскурсоводом и описывает любую на выбор картину.

III.Заключительная часть (рефлексия)

Художник : Ребята, вы молодцы! И жанры живописи знаете , сравнивать и находить нужную картину умеете, определять цветовую гамму картины можете и краски новые получить сможете. И я вам приготовил сюрприз – альбомы для рисования. Сейчас вы можете стать настоящими художниками и нарисовать свой пейзаж на любую тему .

Воспитатель «возвращает» детей в детский сад

Что запомнилось? Что было сложным? и т. д.

Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года» . Дети рисуют и дополняют картинную галерею своими рисунками.

Дети делятся впечатлениями от экскурсии .

С 6 сентября по 6 декабря в Выставочном зале Медиацентра «Парка «Зарядье» пройдет выставка «Изображая Россию. Пейзажная живопись из собрания Государственной Третьяковской галереи».

Выставка посвящена русской пейзажной живописи XIX-XX веков. В экспозиции представлено 55 картин 36 отечественных художников разных направлений из собрания Государственной Третьяковской галереи.

Выставка показывает, как пейзаж, ставший важнейшим жанром русской живописи на рубеже XVIII-XIX веков, прошел путь от идеального классического ландшафта — «портрета» местности или города, к многозначным художественным построениям, осмыслениям пространства, показу сложных взаимодействий человека и окружающего мира в начале XXI столетия; как впечатления от конкретного вида природы и города превращались в многоплановый художественный образ.

Экспозиция познакомит москвичей и гостей столицы с редко экспонирующимися произведениями известных отечественных авторов — А. К. Саврасова, И. И. Левитана, К. А. Коровина, В. Г. Перова, К. Ф. Юона, а также с работами художников ХХ века.


Экспозиция выставки построена по разделам, объединяющим картины по тематическому и отчасти хронологическому принципу. Открывает выставку раздел «Столица», посвященный видам Москвы, где будут представлены работы Н. Н. Гриценко, Ф. А. Алексеева и А. К. Саврасова, которые показывают Москву во всей ее красоте и величии.

В разделе «Исследуя страну» зритель встретится и с хорошо знакомыми художниками, такими как И. С. Остроухов, И. И. Левитан, К. А. Коровин и с менее известными мастерами — О. А. Лагода-Шишкина, Г. Ф. Ярцев. Дальние путешествия — суровый Север, романтические скалы Крыма, героическая мощь сибирских рек стали новыми источниками вдохновения для художников.

Создание на полотне особого мира, далеко не всегда воссоздающего конкретику реальной жизни природы, приводит художников рубежа XIX-XX веков к совершенно особому виду пейзажа — пейзажу-сказке. Они представлены в разделе, который так и называется — «Традиция и сказки». Интерес к истории, к национальным корням, к народным традициям становится одной из наиболее ярких особенностей русской культуры и раскрыт в работах Б. Кустодиева, К. Юона, Ю. Анненкова, Н. Гончаровой.


Полные оптимизма, проникнутые пафосом преобразовательной деятельности, пейзажи советских художников, представленные в разделе «Время — вперед». Они утверждают особую красоту нового мира. В работах Г. Г. Нисского и В. К. Бялыницкого-Бируля реальность предстает в предчувствии перемен. Взаимодействие человека и природы меняет ландшафт, дает новое измерение пространству, важнейшими компонентами которого становятся динамика и современные ритмы.

Если в живописи первых послереволюционных десятилетий особенно важной была линия промышленного, индустриального пейзажа, то во второй половине ХХ века стало превалировать обращение к традиционным формам изображения и уклада, к природе нетронутой или пребывающей в согласии с человеческой деятельностью, как например картины Николая Ромадина «На родине Сергея Есенина» и Виктора Попкова «Ветлы в Боровске». Эти пейзажи представлены в разделе «В природе ничего не меняется».

Заключительный раздел выставки — «В области вечного льда» (1897) — самый необычный во всей экспозиции. Он полностью посвящен творчеству мало известного широкой публике художника конца XIX — первой трети ХХ века Александра Алексеевича Борисова — первого живописца Арктики, писателя, исследователя полярных земель.