В чем преуспел онегин. Евгений онегин

«Анна Каренина» - одна из самых дорогих, любимых книг читателей всего мира. Мы попытаемся проследить за судьбой романа – середины 70-х годов, когда роман начал печататься на страницах журнала «Русский вестник», и до наших дней, рассказать о том, чем притягивает он все новые и новые поколения читателей, как в разных исторических условиях менялись его восприятие и оценка. «Анна Каренина» принадлежит к тем редким созданиям мировой литературы, которые с наслаждением читают все – люди, стоящие на разных уровнях культуры и образования. Роман как бы подтверждает мысль Толстого о том, что в подлинно великих творениях искусства «прелесть картины, звуков, образов заражает всякого человека, на какой бы он ни находился степени развития». «Анна Каренина» читается легко потому, что автор «вводит в действие сразу», с первых строк «схватывает и не отпускает» читателя, покоряя абсолютной художественной достоверностью, физической ощутимостью и драматизмом повествования, заставляя напряженно следить за тем, как разрешиться драма Облонских, как сложиться отношения между Анной и Вронским, Левиным и Кити… Читать «Анну Каренину» – высокая художественная радость, потому что мы как того и хотел Толстой, «сливаемся чувствами с героями», «начинаем жить жизнью описываемых лиц», волноваться и страдать вместе с ними. С особой силой захватывает читателей драматическая история любви и гибели Анны Карениной, раскрытая, по справедливому замечанию Ф. М. Достоевского, «страшною глубиною и силою, с небывалым доселе у нас реализмом художественного изображения». Роман читает и наслаждается чтением все. В то же время мера понимания великой книги у разных читателей очень разные. Читатели романа дышит воздухом эпохи, входит не только на балы и в светские салоны, но и в кабинеты министров, занятые «важными» государственными делами, встречает людей разных классов и слоев общества (в романе 50 персонажей – и каждый со своим лицом, своим неповторимым характером), слышит их споры по самым злободневным вопросам: о путях развития России, женской эмансипации, народном образовании… Между тем роман Толстого – это художественный итог многолетних размышлений писателя над жизнью своего буржуазно-дворянского общества. Он был создан в тот знаменательный период (с 1873 по 1877 г.), когда писатель уже приходил к выводу о бессмысленности и аморальности жизни «верхних десяти тысяч», уже стоял на пороге разрыва со своим классом. В ходе создания романа писатель все шире и беспощаднее рисовал панораму ложной «искусственной» жизни «богатых и ученых», столичных и поместных дворян, важных государственных сановников, занятых пустым «бумажным» делом, столичных военных, купцов, адвокатов, буржуазных ученых. Не случайно в процессе создания Толстой резко «снизил» образы важного государственного деятеля Каренина и флигель-адъютанта Вронского, показав бессмысленность их занятий, ложность моральных принципов. С другой стороны от варианта к варианту в романе ярче утверждался идеал «трудовой, чистой и общей прелестной жизни» народа. Не случайно в персонажах «Анны Каренина» – в переживаниях Анны – жены, матери, страстно любящей женщины, в думах и в чувствах Левина у колыбели новорожденного сына и у ложа умирающего брата, в характерах других героев – люди разных стран мира узнают себя. И в этой радости узнавания – одна из главных привлекательных сторон чтения Толстого. Герои «Анны Каренины» для каждого из нас – живые, знакомые люди. В тоже время созданные Толстым характеры настолько сложные, многогранны и изменчивы, что их оценка вызывает постоянные споры, противоречивые суждения. Нередко привлеченные одними словами и поступками героев, читателя и критики не замечают других и упрощают толстовские образы. Вряд ли стоит доказывать, что до конца понять и объяснить сложный образ Анны и других героев романа можно лишь вдумчиво анализируя все их поступки, мысли и чувства… В «Анне Карениной» Толстой уже «…с великой наглядностью разоблачал внутреннюю ложь всех тех учреждений, при помощи которых держится современное общество, церковь, суд, милитаризм, «законный» брак, буржуазную науку» и в тоже время силой и свежестью, присуще гениальным художникам, ставил вопросы, которые всегда будут волновать человечество: о любви, ее месте в жизни, семье подлинной и мнимой, вине и нравственной ответственности, тонких и сложных отношениях между людьми о значении крестьянского труда и трудовой морали, связи человека с народом и природой как необходимым условиям полноценной гармоничной жизни; вел читателя к раздумьями над самыми трудными вечными проблемами бытия: в чем смысл и цель человеческой жизни перед лицом смерти? Это лишь малая часть мысли и чувств, которые возникают и постоянно будут возникать у читателей великой книги. Роман «Анна Каренина» начал печататься в журнале «Русский вестник» с января 1875 года и сразу вызвал в обществе и русской критике бурю споров, противоположных мнений и отзывов от благоговейного восхищения до разочарования, недовольства и даже возмущения… «Всякая глава «Анны Каренины» подымала все общество на дыбы, и не было конца толкам, восторгам и пересудам, как будто дело шло о вопросе, каждому лично близком», - писала двоюродная тетка Льва Толстого фрейлина Александра Андреевна Толстая. «Роман ваш занимает всех и читается невообразимо. Успех действительно невероятный, сумасшедший. Так читали Пушкина и Гоголя, набрасываясь на каждую их страницу и пренебрегая все, что писано другими», - сообщал Толстому его друг и редактор Н. Н. Страхов после выхода из печати 6-ой части «Анны Каренины». Книжки «Русского вестника» с очередными главами «Анны Каренины» добывались в библиотеках чуть ли не с боям. Даже известным писателям и критикам достать книжки, журналы было не просто. «От воскресения до сегодня наслаждался чтением «Анны Карениной», - пишет Толстому друг его молодости, прославленный герой севастопольской кампании С. С. Урусов. «А «Анна Каренина» – блаженство. Я плачу – я обыкновенно никогда не плачу, но тут не могу выдержать!» - эти слова принадлежат известному переводчику и издателю Н. В. Гербелю. Об огромном успехе романа среди широких кругов читателей рассказывают не только друзья и почитатели Толстого, но и те литераторы демократического лагеря, которые не приняли и резко критиковала роман. «Анна Каренина» имела большой успех в публике. Ее все читали и зачитывались ею – писал непримиримый враг нового романа критик-демократ М. А. Антонович. «Русское общество прочитало со страстной жадностью, что называется взасос роман «Анна Каренину», - подытоживал свои впечатления историк и общественный деятель А. С. Пругавин. Важнейшая отличительная черта подлинного искусства, любил повторять Лев Толстой, его способность «заражать чувствами» других людей, заставлять их «смеяться и плакать, любить жизнь. Если бы «Анна Каренина» не обладала этой магической силой, если бы автор не умел потрясти души рядовых читателей, заставить сопереживать его героя, не было бы и пути романа в грядущие столетия, не было бы и вечно живого интереса к нему читателей и критиков всех стран мира. Вот почему так дороги эти первые наивные отзывы. Постепенно отзывы становятся подробнее. В них больше раздумий, наблюдений. С самого начала глубиной и тонкостью отличились оценки романа поэтом и другом писателя А. А. Фетом. Уже в марте 1876 года более чем за год до завершения «Анны Карениной» он писал автору: «А небось чуют они все, что этот роман есть строгий неподкупный суд всему нашему строю жизни. От мужика и до говядины-принца!» А. А. Фет верно почувствовал новаторство Толстого-реалиста. «Но какая художническая дерзость – в описаниях родов, - заметил он автору в апреле 1877 года, – ведь этого никто от сотворения мира не делал и не сделает. Уже в годы печатанья «Анны Каренины» на страницах журнала. Русские ученые разных специальностей отметили научную ценность многих наблюдений писатель. «Психолог Троицкий говорил, что по вашему роману проверяют психологические законы. Даже передовые педагоги находят, что в изображении Сережи заключаются важные указания для теории воспитании и обучении», - сообщал автору Н. Н. Страхов. Роман еще не был опубликован полностью, когда герои его шагнули из книги в жизнь. Современники то и дело вспоминали Анну и Кити, Стиву и Левина, как своих давних знакомых, обращались к героям Толстого, чтобы ярче обрисовать реальных людей, объяснить и передать собственные переживания. Для многих читателей Анна Аркадьевна Каренина стала воплощением женской прелести и обаяния. Неудивительно, что, желая подчеркнуть привлекательность той или иной женщины, ее сравнивали с героиней Толстого. Многие дамы, не смущаясь судьбой героиней, страстно желали на нее походить. Успех «Анны Карениной» в широких кругах читателей был огромным. Но в тоже время многие прогрессивные писатели, критики и читатели были разочарованны первыми частями романа. Первые главы романа привели в восхищение А. А. Фета, Н. Н. Страхова, Н. С. Лескова – и разочаровали И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, В. В. Стасова, вызвали осуждение М. Е. Салтыкова-Щедрина. Взгляд на «Анну Каренину» как на роман пустой и бессодержательный разделяло часть молодых, прогрессивно настроенных читателей. Когда в марте 1876 года в газете «Новое время» ее редактор А. С. Суворин опубликовал положительную рецензию на роман, он получил сердитое письмо от гимназистов - восьмиклассников, возмущенных снисходительностью либерального журналиста к «пустому бессодержательному» роману Толстого. Взрыв негодование вызвал новый роман у литератора и цензора николаевских времен А. В. Никитенко. По его мнению, главный порок «Анны Каренины» - «преимущественного изображения отрицательных сторон жизни». В письме к П. А. Вяземскому старый цензор обвинял Толстого в том, в чем реакционная критика всегда обвиняла великих русских писателей: в огульном очернительстве, отсутствии идеалов, «смакования грязного и прошлого». Читатели и критики атаковали автора вопросами, просили подтвердить верность своего, чаще всего крайне узкого, ограниченного понимания романа. Читатели романа сразу разделились на две «партии» – «защитников» и «судей» Анны. Сторонники женской эмансипации ни минуты не сомневались в правоте Анны и были не довольны трагическим концом романа. «Толстой очень жестоко поступил с Анной, заставив ее умереть под вагоном, не могла же она всю жизнь сидеть с этой кислятиной Алексеем Александровичем», - говорили некоторые девушки-курсистки. Ретивые поборники «свободы чувства» считали уход Анны от мужа и сына делом столь простым и легким, что прямо-таки недоумевали: почему мучается Анна, что ее гнетет? Читатели близки к лагерю революционеров-народников. Упрекали Анна не за то, что она ушла от ненавистного мужа, разрушив «паутину лжи и обмана» (в этом она безусловно права), а за то, что она целиком поглощена борьбой за личное счастье в то время как лучшие русские женщины (Вера Фигнер, Софья Перовская, Анна Корвин-Круковская и сотни других) полностью отреклись от личного во имя борьбы за счастья народа! Роман Толстого заставил многих женщин задуматься над собственной судьбой. В начале 80-х годов «Анна Каренина» пересекла границы России. Раньше всего, в 1881 году роман был переведен на чешский язык в 1885 году, он вышел в переводе на немецкий и французский. В 1886-1887 годах - на английский, итальянский, испанский, датский и голландский языки. В эти годы в европейских страна резко возрос интерес к России – стране быстро развивающейся, с бурно растущим революционным движением, большой до сих пор мало известный литературой. Стремясь удовлетворить этот интерес, издательство разных стран со стремительно быстротой, как бы соревнуясь друг с другом, стали издавать произведения крупнейших русских писателей: Тургенева, Толстого, Достоевского, Гоголя, Гончарова и других. «Анна Каренина» была одной из главных книг, покоривших Европу. Переведенный на европейские языки в середине 80-х годов, роман издается вновь и вновь, выходит как в прежних, так и в новых переводах. Только один первый перевод романа на французский с 1885 года по 1911 год был переиздан 12 раз. Одновременно в эти же годы появились еще 5 новых переводов «Анны Каренины». Монолог Шарика в романе Булгакова «Собачье сердце» (Чудовищная история) У-у-у-у-у-у-гу-гу-гугу-уу! О, гляньте на меня, я погибаю. Вьюга в подворотне ревет мне отходную, и я вою с ней. Пропал я, пропал. Негодяй в грязном колпаке - повар столовой нормального питания служащих Центрального совета народного хозяйства - плеснул кипятком и обварил мне левый бок. Какая гадина, а еще пролетарий. Господи, боже мой - как больно! До костей проело кипяточком. Я теперь вою, вою, да разве воем поможешь. Чем я ему помешал? Неужели я обожру Совет народного хозяйства, если в помойке пороюсь? Жадная тварь! Вы гляньте когда-нибудь на его рожу: ведь он поперек себя шире. Вор с медной мордой. Ах, люди, люди. В полдень угостил меня колпак кипятком, а сейчас стемнело, часа четыре приблизительно пополудни, судя по тому, как луком пахнет из пожарной Пречистенской команды. Пожарные ужинают кашей, как вам известно. Но это последнее дело, вроде грибов. Знакомые псы с Пречистенки, впрочем, рассказывали, будто бы на Неглинном в ресторане "Бар" жрут дежурное блюдо - грибы, соус пикан по три рубля семьдесят пять копеек порция. Это дело на любителя - все равно, что калошу лизать... У-у-у-у... Бок болит нестерпимо, и даль моей карьеры видна мне совершенно отчетливо: завтра появятся язвы и, спрашивается, чем я их буду лечить? Летом можно смотаться в Сокольники, там есть особенная, очень хорошая трава, а кроме того, нажрешься бесплатно колбасных головок, бумаги жирной набросают граждане, налижешься. И если бы не грымза какая-то, что поет на лугу при луне - милая Аида - так, что сердце падает, было бы отлично. А теперь куда пойдешь? Не били вас сапогом? Били. Кирпичом по ребрам получали? Кушано достаточно. Все испытал, с судьбой своей мирюсь и, если плачу сейчас, то только от физической боли и холода, потому что дух мой еще не угас... Живуч собачий дух. Но вот тело мое изломанное, битое, надругались над ним люди достаточно. Ведь главное что - как врезал он кипяточком, под шерсть проело, и защиты, стало быть, для левого бока нет никакой. Я очень легко могу получить воспаление легких, а, получив его, я, граждане, подохну с голоду. С воспалением легких полагается лежать на парадном ходе под лестницей, а кто же вместо меня, лежащего холостого пса, будет бегать по сорным ящикам в поисках питания? Прохватит легкое, поползу я на животе, ослабею, и любой спец пришибет меня палкой насмерть. И дворники с бляхами ухватят меня за ноги и выкинут на телегу... Дворники из всех пролетариев - самая гнусная мразь. Человечьи очистки, самая низшая категория. Повар попадается разный. Например - покойный Влас с Пречистенки. Скольким он жизнь спас. Потому что самое главное - во время болезни перехватить кус. И вот, бывало, говорят старые псы, махнет Влас кость, а на ней с осьмушку мяса. Царство ему небесное за то, что был настоящая личность, барский повар графов Толстых, а не из Совета нормального питания. Что они там вытворяют в нормальном питании - уму собачьему непостижимо! Ведь они же, мерзавцы, из вонючей солонины щи варят, а те, бедняги, ничего и не знают! Бегут, жрут, лакают! Иная машинисточка получает по девятому разряду четыре с половиной червонца, ну, правда, любовник ей фильдеперсовые чулочки подарит. Да ведь сколько за этот фильдеперс ей издевательств надо вынести. Ведь он ее не каким-нибудь обыкновенным способом, а подвергает французской любви. Сволочи эти французы, между нами говоря. Хоть и лопают богато, да и все с красным вином. Да... Прибежит машинисточка, ведь за 4,5 червонца в "Бар" не пойдешь, ей и на кинематограф не хватает, а кинематограф у женщин единственное утешение в жизни. Дрожит, морщится, а лопает... Подумать только: 40 копеек из двух блюд, а они оба эти блюда и пятиалтынного не стоят, потому что остальные 25 копеек заведующий хозяйством уворовал. А ей разве такой стол нужен? У нее и верхушка правого легкого не в порядке и женская болезнь на французской почве, на службе с нее вычли, тухлятиной в столовой накормили, вон она, вон она!! Бежит в подворотню в любовниковых чулках. Ноги холодные, в живот дует, потому что шерсть на ней вроде моей, а штаны она носит холодные, одна кружевная видимость. Рвань для любовника. Надень-ка она фланелевые, попробуй. Он и заорет: до чего ты неизящна! Надоела мне моя Матрена, намучился я с фланелевыми штанами, теперь пришло мое времечко. Я теперь председатель, и сколько ни накраду - все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо! Потому что наголодался в молодости достаточно, будет с меня, а загробной жизни не существует. Жаль мне ее, жаль! Но самого себя мне еще больше жаль. Не из эгоизма говорю, о нет, а потому что мы действительно не в равных условиях. Ей-то хоть дома тепло, ну а мне, а мне... Куда пойду? Битый, обваренный, оплеванный, куда же я пойду? У-у-у-у-у!.. - Куть, куть, куть! Шарик, а Шарик!.. Чего ты скулишь, бедняжка? Кто тебя обидел? Ух... Ведьма - сухая метель загремела воротами и помелом съездила по уху барышню. Юбчонку взбила до колен, обнажила кремовые чулочки и узкую полосочку плохо стиранного кружевного бельишка, задушила слова и замела пса. Боже мой... Какая погода... Ух... И живот болит. Это солонина! И когда же это все кончится? Наклонив голову, бросилась барышня в атаку, прорвалась в ворота, и на улице начало ее вертеть, рвать, раскидывать, потом завинтило снежным винтом, и она пропала. А пес остался в подворотне и, страдая от изуродованного бока, прижался к холодной стене, задохся и твердо решил, что больше отсюда никуда не пойдет, тут и сдохнет в подворотне. Отчаяние повалило его. На душе у него было до того больно и горько, до того одиноко и страшно, что мелкие собачьи слезы, как пупырыши, вылезали из глаз и тут же засыхали. Испорченный бок торчал свалявшимися промерзшими комьями, а между ними глядели красные зловещие пятна обвара. До чего бессмысленны, тупы, жестоки повара. "Шарик" она назвала его... Какой он к черту "Шарик"? Шарик - это значит круглый, упитанный, глупый, овсянку жрет, сын знатных родителей, а он лохматый, долговязый и рваный, шляйка поджарая, бездомный пес. Впрочем, спасибо на добром слове. Дверь через улицу в ярко освещенном магазине хлопнула и из нее показался гражданин. Именно гражданин, а не товарищ, и даже, вернее всего, господин. Ближе - яснее - господин. А вы думаете, я сужу по пальто? Вздор. Пальто теперь очень многие и из пролетариев носят. Правда, воротники не такие, об этом и говорить нечего, но все же издали можно спутать. А вот по глазам - тут уж и вблизи и издали не спутаешь. О, глаза значительная вещь. Вроде барометра. Все видно у кого великая сушь в душе, кто ни за что, ни про что может ткнуть носком сапога в ребра, а кто сам всякого боится. Вот последнего холуя именно и приятно бывает тяпнуть за лодыжку. Боишься - получай! Раз боишься - значит стоишь... Р-р-р... Гау-гау... Господин уверенно пересек в столбе метели улицу и двинулся в подворотню. Да, да, у этого все видно. Этот тухлой солонины лопать не станет, а если где-нибудь ему ее и подадут, поднимет такой скандал, в газеты напишет - меня, Филиппа Филипповича, обкормили! Вот он все ближе и ближе. Этот ест обильно и не ворует, этот не станет пинать ногой, но и сам никого не боится, а не боится потому, что вечно сыт. Он умственного труда господин, с французской остроконечной бородкой и усами седыми, пушистыми и лихими, как у французских рыцарей, но запах по метели от него летит скверный - больницей и сигарой. Какого же лешего, спрашивается, носило его в кооператив Центрохоза? Вот он рядом... Чего ищет? У-у-у-у... Что он могпокупать в дрянном магазинишке, разве ему мало Охотного ряда? Что такое? Кол-ба-су. Господин, если бы вы видели, из чего эту колбасу делают, вы бы близко не подошли к магазину. Отдайте ее мне! Пес собрал остаток сил и в безумии пополз из подворотни на тротуар. Вьюга захлопала из ружья над головой, взметнула громадные буквы полотняного плаката "Возможно ли омоложение?". Натурально возможно. Запах омолодил меня, поднял с брюха, жгучими волнами стеснил двое суток пустующий желудок, запах, победивший больницу, райский запах рубленой кобылы с чесноком и перцем. Чувствую, знаю - в правом кармане шубы у него колбаса! Он надо мной. О, мой властитель! Глянь на меня - я умираю. Рабская наша душа, подлая доля! Пес полз, как змея, на брюхе, обливаясь слезами. Обратите внимание на поварскую работу. Но ведь вы ни за что не дадите. Ох, знаю я очень хорошо богатых людей! А в сущности зачем она вам? Для чего вам гнилая лошадь? - Нигде кроме такой отравы не получите, как в Моссельпроме. А вы сегодня завтракали, вы, величина мирового значения, благодаря мужским половым железам. У-у-у-у... Что ж это делается на белом свете? Видно, помирать-то еще рано, а отчаяние - и подлинно грех. Руки ему лизать, больше ничего не остается. Загадочный господин наклонился к псу, сверкнул золотыми ободками глаз и вытащил из правого кармана белый продолговатый сверток. Не снимая коричневых перчаток, размотал бумагу, которой тотчас же овладела метель, и отломил кусок колбасы, называемой "Особенная краковская". И псу этот кусок! О, бескорыстная личность! У-у-у! - Фить-фить, - посвистал господин и добавил строжайшим голосом: - Бери! Шарик, Шарик! Опять "Шарик"! Окрестили! Да называйте как хотите... За такой исключительный ваш поступок... Пес мгновенно оборвал кожуру, с всхлипыванием вгрызся в краковскую и сожрал ее в два счета. При этом подавился колбасой и снегом до слез, потому что от жадности едва не заглотал веревочку. Еще, еще лижу вам руку. Целую штаны, мой благодетель! - Будет пока что, - господин говорил так отрывисто, точно командовал. Он наклонился к Шарику, пытливо глянул ему в глаза и неожиданно провел рукой в перчатке интимно и ласково по Шариковому животу. - А-га, - многозначительно молвил он, - ошейника нету, ну вот и прекрасно, тебя-то мне и надо. Ступай за мной. - Он пощелкал пальцами. - Фить-фить! За вами идти? Да на край света. Пинайте меня вашими фетровыми ботиками, я слова не вымолвлю.

Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Евгений Онегин».

Тест 1. 1 глава. Евгений Онегин.

1.Определите основную тему 1 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

а)Знакомство с главным героем романа Евгением Онегиным; б)Картина быта, нравов, воспитания, образования представителя высшего столичного дворянского общества 1 трети 19 века; в)Описание быта, нравов, жизни русского общества 1 трети 19 века.

2.Определите суть эпиграфа к 1 главе романа «Евгений Онегин».

а)Эпиграф указывает на деятельную, кипучую, энергичную натуру главного героя, стремящегося к активной, полнокровной жизни; б)Эпиграф указывает на раннюю пресыщенность главного героя светской жизнью, её «игрушечными» страстями, неискренними чувствами, переживаниями, притворством; в)Эпиграф отражает осуждение суетливой, пустой и бестолковой жизни светского щёголя.

3.Где родился Евгений Онегин? а)Петербург; б)Москва; в)Париж; г)родовое имение в деревне.

4.Представителем какого социального сословия является Евгений Онегин?

а)поместное дворянство; б)чиновничество; в)столичное дворянство; г)духовенство.

5 . Кто занимался образованием Евгения Онегина?

а) «месье Абби, француз убогой»; б) «Бопре, бывший в Отечестве своём солдатом»; в)Савельич, «пожалованный в дядьки за трезвое поведение».

6.Какое учебное заведение закончил Евгений Онегин?

а)Пажеский корпус; б)Благородный пансион; в)Царскосельский лицей; г)Московский университет; г)получил домашнее образование.

7. О ком говорит

а)о Владимире Ленском; б)о Евгении Онегине; в)о Зарецком; г)о Дмитрии Ларине.

8. Какую литературу читал Евгений Онегин?

а)классицистскую; б)сентиментальную; в)романтическую.

9. В какой науке Евгений Онегин преуспел больше всего?

а) «Дней минувших анекдоты От Ромула до наших дней»; б)в науке о том, «как государство богатеет, И чем живёт, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет»; в) «Наука страсти нежной».

10 . « Он по-французски совершенно М ог изъясняться и писал , Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно…» — представления какого сословия об образовании воплощены в этом замечании А.С.Пушкина об Онегине?

а)столичного дворянства (высший петербургский свет); б)поместного (провинциального) дворянства; в)духовенства; г)купечества.

1 1 .Пребывание Евгения Онегина в высшем свете

а)укрепило его характер, волю, воспитало в нём ответственность, требовательность к себе; б)способствовало напряжённой духовной жизни и реализации его лучших человеческих качеств; в)пресытило и охладило его, притупило его чувства, подчинило его волю и жизнь своим законам.

12 . Где служил Евгений Онегин до того, как поселился в деревне?

а)в привилегированном гвардейском полку; б)в Министерстве иностранных дел; в)нигде не служил.

13 . «…свет решил, Что он умён и очень мил» -

а)Стихи звучат иронически в силу противоречия между характером способностей героя и выводом света о его уме; б)Стихи звучат иронически в насмешку над недалёким молодым человеком; в)В стихах звучит восхищение способностями и образованностью молодого человека.

14 . «Театра злой законодатель, Почётный гражданин кулис…» Эпатирующее, скандальное поведение Евгения Онегина в театре объясняется:

а)невоспитанностью главного героя и незнанием им светского этикета; б)желанием привлечь к себе внимание; в)плохим спектаклем и слабой игрой актёров.

15 . «Мы алчем жизнь узнать заранее, Мы узнаём её в романе; Мы всё узнали; между тем, Не насладились мы ничем — Природы глас предупреждая, Мы только счастию вредим…» — в этих черновых строках

а)Автор указывает причины социальной хандры, овладевшей главным героем, определившей его отношение к жизни и подчинившей его «незыблемым законам света»; б)Автор осуждает пустопорожнюю суету и излишнее человеческое любопытство, зачастую ведущее к драматическим последствиям и разочарованиям; в)Автор сетует об иллюзорной призрачности счастья, его недосягаемости и тщетности стремлений к нему.

16 .Определите СУТЬ ЗАБОЛЕВАНИЯ Евгения Онегина : РУССКАЯ ХАНДРА -

а)Это пресыщение жизнью, разочарование в ней и, как следствие, неумение отличить подлинные нравственные ценности от мнимых; б)Это скандальность и склочность натуры, проявляющаяся в дурном расположении духа, излишней нервозности и истеричности; в)Это склонность к фатализму и пессимизму, определяемые общественным неблагополучием и неверием в торжество разума и добра.

1 . «Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлаждённый ум…» — к какому времени относится этот словесный портрет Онегина?

а)до выхода в высший свет; б)во время пребывания в высшем свете; в)после отказа от высшего света и уединения в деревне.

«Евгений Онегин» (1823-1831) - роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина, одно из самых значительных произведений русской словесности.

История создания

Пушкин работал над романом свыше семи лет. Роман был, по словам Пушкина, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Работу над ним Пушкин называл подвигом - из всего своего творческого наследия только «Бориса Годунова» он характеризовал этим же словом. На широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции.

Начал работу над «Онегиным» Пушкин в 1823 году, во время своей южной ссылки. Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма. Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Он исключил из произведения главу «Путешествие Онегина», которую включил в качестве приложения. После этого была написана десятая глава романа, являющаяся зашифрованной хроникой из жизни будущих декабристов.

Публиковался роман в стихах отдельными главами, и выход каждой главы становился большим событием в современной литературе. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Он охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества, времени правления царя Александра I. Сюжет романа прост и хорошо известен. В центре романа - любовная интрига. А главной проблемой является вечная проблема чувства и долга. В романе «Евгений Онегин» отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания, и время действия романа примерно совпадают. Александр Сергеевич Пушкин создал роман в стихах подобно поэме Байрона «Дон Жуан». Определив роман как «собранье пёстрых глав», Пушкин подчёркивает одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение. И тем самым читатель обращает внимание на самостоятельность каждой главы романа. Роман стал энциклопедией русской жизни 20-х годов позапрошлого века, так как широта охвата романа показывает читателям всю действительность русской жизни, а также многосюжетность и описание разных эпох. Именно это дало основание В. Г. Белинскому в своей статье «Евгений Онегин» сделать вывод:
«„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».
В романе, как и в энциклопедии, можно узнать всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа - Татьяна Ларина и Евгений Онегин. Автор воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.

Сюжет

Роман начинается брюзгливой речью молодого дворянина Евгения Онегина, посвящённой болезни его дядюшки, вынудившей его покинуть Петербург и отправиться к одру больного в надежде стать наследником умирающего. Само повествование ведётся от имени безымянного автора, представившегося добрым приятелем Онегина. Обозначив таким образом завязку, автор посвящает первую главу рассказу о происхождении, семье, жизни своего героя до получения известия о болезни родственника.

Евгений родился «на брегах Невы», то есть в Петербурге, в семье типичного дворянина своего времени -

«Служив отлично - благородно, Долгами жил его отец. Давал три бала ежегодно И промотался наконец». Сын такого отца получил типичное же воспитание - сначала гувернантка Madame, затем гувернёр-француз, не утруждавший своего воспитанника обилием наук. Здесь Пушкин подчеркивает, что воспитанием Евгения с детства занимались чужие для него люди, к тому же иностранцы.
Жизнь Онегина в Петербурге была полна любовными интригами и светскими забавами, но теперь ему предстоит скука в деревне. По прибытии оказывается, что дядя умер, а Евгений стал его наследником. Онегин поселяется в деревне, и вскоре им действительно овладевает хандра.

Соседом Онегина оказывается приехавший из Германии восемнадцатилетний Владимир Ленский, поэт-романтик. Ленский и Онегин сходятся. Ленский влюблен в Ольгу Ларину, дочь помещика. На всегда весёлую Ольгу не похожа её задумчивая сестра Татьяна. Встретив Онегина, Татьяна влюбляется в него и пишет ему письмо. Однако Онегин отвергает её: он не ищет спокойной семейной жизни. Ленский и Онегин приглашены к Лариным. Онегин не рад этому приглашению, но Ленский уговаривает его поехать.

«[...] Надулся он и, негодуя, поклялся Ленского взбесить, И уж порядком отомстить». На обеде у Лариных Онегин, дабы заставить Ленского ревновать, неожиданно начинает ухаживать за Ольгой. Ленский вызывает его на дуэль. Поединок заканчивается смертью Ленского, и Онегин уезжает из деревни.
Через два года он появляется в Петербурге и встречает Татьяну. Она важная дама, жена князя. Онегин воспылал к ней любовью, но на этот раз был отвергнут уже он, несмотря на то, что Татьяна так же любит его, но хочет остаться верной мужу.

Сюжетные линии

  1. Онегин и Татьяна:
    • Знакомство с Татьяной
    • Разговор с няней
    • Письмо Татьяны к Онегину
    • Объяснение в саду
    • Сон Татьяны. Именины
    • Посещение дома Онегина
    • Отъезд в Москву
    • Встреча на балу в Петербурге через 2 года
    • Письмо к Татьяне (объяснение)
    • Вечер у Татьяны
  2. Онегин и Ленский:
    • Знакомство в деревне
    • Разговор после вечера у Лариных
    • Визит Ленского к Онегину
    • Именины Татьяны
    • Дуэль (Смерть Ленского)

Действующие лица

  • Евгений Онегин - прототип Пётр Чаадаев, друг Пушкина, назван самим Пушкиным в первой главе. История Онегина напоминает жизнь Чаадаева. Важное влияние на образ Онегина оказал Лорд Байрон и его "Байроновские Герои", Дон Жуан и Чайлд Гарольд, которые также не раз упоминаются самим Пушкиным.
  • Татьяна Ларина - прототип Авдотья (Дуня) Норова, подруга Чаадаева. Сама Дуня упоминается во второй главе, а в конце последней главы Пушкин выражает свою скорбь по поводу её безвременной кончины. Из-за гибели Дуни в конце романа прототипом княгини, созревшей и преображённой Татьяны, выступает Анна Керн, возлюбленная Пушкина. Она же, Анна Керн, была прототипом Анны Керениной. Хотя внешность Анны Карениной Лев Толстой списал со старшей дочери Пушкина, Марии Гартунг, но имя и история очень близка к Анне Керн. Так, через историю Анны Керн, роман Толстого "Анна Каренина" является продолжением романа "Евгений Онегин".
  • Ольга Ларина , её сестра - обобщённый oбраз типичной героини популярного романа; красивый внешне, но лишённый глубокого содержания.
  • Владимир Ленский - сам Пушкин или скореe его идеализированный образ.
  • няня Татьяны - вероятный прототип - Яковлева Арина Родионовна, няня Пушкина
  • Зарецкий , дуэлянт - в числе прототипов называли Фёдора Толстого-Американца
  • Не названный в романе муж Татьяны Лариной, «важный генерал», генерал Керн, муж Анны Керн.
  • Автор произведения - сам Пушкин. Он постоянно вмешивается в ход повествования, напоминает о себе, водит дружбу с Онегиным, в своих лирических отступлениях делится с читателем своими размышлениями о самых разных жизненных вопросах, высказывает свою мировоззренческую позицию.

В романе упоминается также отец - Дмитрий Ларин - и мать Татьяны и Ольги; «княжна Алина» - московская кузина матери Татьяны Лариной; дядя Онегина; ряд комичных образов провинциальных помещиков (Гвоздин, Флянов, «Скотинины, чета седая», «толстый Пустяков» и проч.); петербургский и московский свет.
Образы провинциальных помещиков в основном имеют литературное происхождение. Так, образ Скотининых отсылает к комедии Фонвизина «Недоросль», Буянов - герой поэмы «Опасный сосед» (1810-1811) В. Л. Пушкина. «Среди гостей ещё намечались „Кирин важный“, „Лазоркина - вдова-вострушка“, „толстого Пустякова“ заменял „толстый Тумаков“, Пустяков был назван „тощим“, Петушков был „отставным канцеляристом“».

Поэтические особенности

Роман написан особой «онегинской строфой». Каждая такая строфа состоит из 14 строк четырёхстопного ямба.
Первые четыре строчки рифмуются перекрёстно, строки с пятой по восьмую - попарно, строки с девятой по двенадцатую связаны кольцевой рифмой. Оставшиеся 2 строчки строфы рифмуются между собой.

Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Евгений Онегин».

Тест 1. 1 глава. Евгений Онегин.

1.Определите основную тему 1 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

а)Знакомство с главным героем романа Евгением Онегиным; б)Картина быта, нравов, воспитания, образования представителя высшего столичного дворянского общества 1 трети 19 века; в)Описание быта, нравов, жизни русского общества 1 трети 19 века.

2.Определите суть эпиграфа к 1 главе романа «Евгений Онегин».

а)Эпиграф указывает на деятельную, кипучую, энергичную натуру главного героя, стремящегося к активной, полнокровной жизни; б)Эпиграф указывает на раннюю пресыщенность главного героя светской жизнью, её «игрушечными» страстями, неискренними чувствами, переживаниями, притворством; в)Эпиграф отражает осуждение суетливой, пустой и бестолковой жизни светского щёголя.

3.Где родился Евгений Онегин? а)Петербург; б)Москва; в)Париж; г)родовое имение в деревне.

4.Представителем какого социального сословия является Евгений Онегин?

а)поместное дворянство; б)чиновничество; в)столичное дворянство; г)духовенство.

5 . Кто занимался образованием Евгения Онегина?

а) «месье Абби, француз убогой»; б) «Бопре, бывший в Отечестве своём солдатом»; в)Савельич, «пожалованный в дядьки за трезвое поведение».

6.Какое учебное заведение закончил Евгений Онегин?

а)Пажеский корпус; б)Благородный пансион; в)Царскосельский лицей; г)Московский университет; г)получил домашнее образование.

7. О ком говорит

а)о Владимире Ленском; б)о Евгении Онегине; в)о Зарецком; г)о Дмитрии Ларине.

8.Какую литературу читал Евгений Онегин?

а)классицистскую; б)сентиментальную; в)романтическую.

9.В какой науке Евгений Онегин преуспел больше всего?

а) «Дней минувших анекдоты От Ромула до наших дней»; б)в науке о том, «как государство богатеет, И чем живёт, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет»; в) «Наука страсти нежной».

10. «Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал, Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно…» - представления какого сословия об образовании воплощены в этом замечании А.С.Пушкина об Онегине?

а)столичного дворянства (высший петербургский свет); б)поместного (провинциального) дворянства; в)духовенства; г)купечества.

11.Пребывание Евгения Онегина в высшем свете

а)укрепило его характер, волю, воспитало в нём ответственность, требовательность к себе; б)способствовало напряжённой духовной жизни и реализации его лучших человеческих качеств; в)пресытило и охладило его, притупило его чувства, подчинило его волю и жизнь своим законам.

12.Где служил Евгений Онегин до того, как поселился в деревне?

а)в привилегированном гвардейском полку; б)в Министерстве иностранных дел; в)нигде не служил.

13. «…свет решил, Что он умён и очень мил» -

а)Стихи звучат иронически в силу противоречия между характером способностей героя и выводом света о его уме; б)Стихи звучат иронически в насмешку над недалёким молодым человеком; в)В стихах звучит восхищение способностями и образованностью молодого человека.

14. «Театра злой законодатель, Почётный гражданин кулис…» Эпатирующее, скандальное поведение Евгения Онегина в театре объясняется:

а)невоспитанностью главного героя и незнанием им светского этикета; б)желанием привлечь к себе внимание; в)плохим спектаклем и слабой игрой актёров.

15. «Мы алчем жизнь узнать заранее, Мы узнаём её в романе; Мы всё узнали; между тем, Не насладились мы ничем - Природы глас предупреждая, Мы только счастию вредим…» - в этих черновых строках

а)Автор указывает причины социальной хандры, овладевшей главным героем, определившей его отношение к жизни и подчинившей его «незыблемым законам света»; б)Автор осуждает пустопорожнюю суету и излишнее человеческое любопытство, зачастую ведущее к драматическим последствиям и разочарованиям; в)Автор сетует об иллюзорной призрачности счастья, его недосягаемости и тщетности стремлений к нему.

16.Определите СУТЬ ЗАБОЛЕВАНИЯ Евгения Онегина: РУССКАЯ ХАНДРА -

а)Это пресыщение жизнью, разочарование в ней и, как следствие, неумение отличить подлинные нравственные ценности от мнимых; б)Это скандальность и склочность натуры, проявляющаяся в дурном расположении духа, излишней нервозности и истеричности; в)Это склонность к фатализму и пессимизму, определяемые общественным неблагополучием и неверием в торжество разума и добра.

1. «Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлаждённый ум…» - к какому времени относится этот словесный портрет Онегина?

а)до выхода в высший свет; б)во время пребывания в высшем свете; в)после отказа от высшего света и уединения в деревне.

Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Евгений Онегин».
Тест 1. 1 глава. Евгений Онегин.
1.Определите основную тему 1 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:
а)Знакомство с главным героем романа Евгением Онегиным; б)Картина быта, нравов, воспитания, образования представителя высшего столичного дворянского общества 1 трети 19 века; в)Описание быта, нравов, жизни русского общества 1 трети 19 века.
2.Определите суть эпиграфа к 1 главе романа «Евгений Онегин».
а)Эпиграф указывает на деятельную, кипучую, энергичную натуру главного героя, стремящегося к активной, полнокровной жизни; б)Эпиграф указывает на раннюю пресыщенность главного героя светской жизнью, её «игрушечными» страстями, неискренними чувствами, переживаниями, притворством; в)Эпиграф отражает осуждение суетливой, пустой и бестолковой жизни светского щёголя.
3.Где родился Евгений Онегин? а)Петербург; б)Москва; в)Париж; г)родовое имение в деревне.
4.Представителем какого социального сословия является Евгений Онегин?
а)поместное дворянство; б)чиновничество; в)столичное дворянство; г)духовенство.
5. Кто занимался образованием Евгения Онегина?
а) «месье Абби, француз убогой»; б) «Бопре, бывший в Отечестве своём солдатом»; в)Савельич, «пожалованный в дядьки за трезвое поведение».
6.Какое учебное заведение закончил Евгений Онегин?
а)Пажеский корпус; б)Благородный пансион; в)Царскосельский лицей; г)Московский университет; г)получил домашнее образование.
7. О ком говорит автор: «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить…»?
а)о Владимире Ленском; б)о Евгении Онегине; в)о Зарецком; г)о Дмитрии Ларине.
8.Какую литературу читал Евгений Онегин?
а)классицистскую; б)сентиментальную; в)романтическую.
9.В какой науке Евгений Онегин преуспел больше всего?
а) «Дней минувших анекдоты От Ромула до наших дней»; б)в науке о том, «как государство богатеет, И чем живёт, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет»; в) «Наука страсти нежной».
10. «Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал, Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно…» - представления какого сословия об образовании воплощены в этом замечании А.С.Пушкина об Онегине?
а)столичного дворянства (высший петербургский свет); б)поместного (провинциального) дворянства; в)духовенства; г)купечества.
11.Пребывание Евгения Онегина в высшем свете
а)укрепило его характер, волю, воспитало в нём ответственность, требовательность к себе; б)способствовало напряжённой духовной жизни и реализации его лучших человеческих качеств; в)пресытило и охладило его, притупило его чувства, подчинило его волю и жизнь своим законам.
12.Где служил Евгений Онегин до того, как поселился в деревне?
а)в привилегированном гвардейском полку; б)в Министерстве иностранных дел; в)нигде не служил.
13. «…свет решил, Что он умён и очень мил» -
а)Стихи звучат иронически в силу противоречия между характером способностей героя и выводом света о его уме; б)Стихи звучат иронически в насмешку над недалёким молодым человеком; в)В стихах звучит восхищение способностями и образованностью молодого человека.
14. «Театра злой законодатель, Почётный гражданин кулис…» Эпатирующее, скандальное поведение Евгения Онегина в театре объясняется:
а)невоспитанностью главного героя и незнанием им светского этикета; б)желанием привлечь к себе внимание; в)плохим спектаклем и слабой игрой актёров.
15. «Мы алчем жизнь узнать заранее, Мы узнаём её в романе; Мы всё узнали; между тем, Не насладились мы ничем - Природы глас предупреждая, Мы только счастию вредим…» - в этих черновых строках
а)Автор указывает причины социальной хандры, овладевшей главным героем, определившей его отношение к жизни и подчинившей его «незыблемым законам света»; б)Автор осуждает пустопорожнюю суету и излишнее человеческое любопытство, зачастую ведущее к драматическим последствиям и разочарованиям; в)Автор сетует об иллюзорной призрачности счастья, его недосягаемости и тщетности стремлений к нему.
16.Определите СУТЬ ЗАБОЛЕВАНИЯ Евгения Онегина: РУССКАЯ ХАНДРА -
а)Это пресыщение жизнью, разочарование в ней и, как следствие, неумение отличить подлинные нравственные ценности от мнимых; б)Это скандальность и склочность натуры, проявляющаяся в дурном расположении духа, излишней нервозности и истеричности; в)Это склонность к фатализму и пессимизму, определяемые общественным неблагополучием и неверием в торжество разума и добра.
1. «Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлаждённый ум…» - к какому времени относится этот словесный портрет Онегина?
а)до выхода в высший свет; б)во время пребывания в высшем свете; в)после отказа от высшего света и уединения в деревне.


Приложенные файлы