В чем необычность композиции герой нашего времени. Особенности композиции романа «Герой нашего времени» М. Лермонтова. «Герой нашего времени»: роман или сборник новелл

Действующие лица

Умняша- ведущая программы, знаток дорожно-светофорной науки.

Почемучки.

Ответы.

В записи звучит весёлая, детская, ритмичная музыка (без слов) на усмотрение организаторов данного мероприятия. На сцене появляются озорные Почемучки, на них яркие костюмы и косички или хвостики, которые торчат подобно вопросительным знакам, на футболках или кепках надпись: «Почему?». Почемучки играют в чехарду, жонглируют шариками с вопросительными знаками, скачут через скакалочку, в общем, играют и танцуют.

Почемучки (вместе, после номера). Почему? Почему? И ещё раз почему?

1-я Почемучка

2-я Почемучка

3-я Почемучка . Почему на шинах узоры?

4-я Почемучка . Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

5-я Почемучка . Почему у автомашин даже днём загораются красные огоньки?

6-я Почемучка . Почему у автомобилей «мигалки»?

Все (вместе). Почему?

На сцене в сопровождении своих помощников Ответов, строго одетых мальчиков, появляется Умняша. Это очень интересный, необычный, сказочный персонаж. Умняша по внешнему виду напоминает светофорную симпатичную гусеничку. У неё очень доброе выражение лица, симпатичные рожки на голове, каждое звено гусенички трёх цветов - красное, жёлтое, зелёное. Также у Умняши есть симпатичный кудрявый чубчик и большие очки на носу, который слегка напоминает небольшую картофелину. Умняша, важно двигаясь, выходит на авансцену. Ответы галантно поддерживают её под руки.

Умняша . Приветствую вас, мои юные друзья! Меня зовут Умняша! У меня есть сестрёнка, она живёт в детском журнале, который так и называется «Умняша», а я живу в стране Свето- фории и являюсь большим знатоком дорожно-светофорной науки! Я слышала, тут прозвучало очень много вопросов: «Почему?».

Почемучки. Это мы говорили! Нас зовут Почемучки! (Кланяются.)

Умняша. Надо же, какие симпатичные и милые девчушки- Почемучки! Вас шестеро, и на все ваши шесть «Почему?» у нас есть очень интересная информация. А донести её до вас мне помогут мои помощники - мальчики Ответы! (Ответы кланяются.) Итак, все готовы?

Все (вместе). Да!

Умняша. Ну что, начинаем!

1-я Почемучка . Почему светофор называется светофором?

Умняша. В самом деле, почему? Ну-ка, Ответ № 1, расскажи нам об этом!

Ответ № 1. Начать надо с того, что слово составлено из двух частей: «свет» и «фор». (Демонстрируются таблички.) Ну, «свет» и есть свет! А «фор»?

Слово «фор» произошло от греческого слова «форос», что означает «несущий» или «носитель» - как вам будет угодно. А всё вместе - «светофор» - значит «носитель света», «несущий свет».

Он и верно «несёт свет», причём чаще трёх разных цветов: красного цвета, жёлтого цвета и зелёного цвета. Вот почему «светофор». (Демонстрируется макет или картинка светофора.)

2-я Почемучка . Почему красный свет запрещающий, зелёный - разрешающий, а не наоборот?

Умняша. И на этот вопрос у нас готов ответ! Давай, Ответ № 2, рассказывай!

Ответ № 2 . Красный свет - сигнал опасности, сигнал тревоги. И не только в светофоре. Именно красные лампочки, а не какого-либо другого цвета, загораются с наступлением темноты на углах забора, ограждающего место, где ремонтируют дорогу или улицу; именно красные фонарики вспыхивают позади каждой машины, когда она тормозит; именно красный огонёк, тревожно мигая, сигналит водителям и пешеходам на железнодорожном переезде о приближении поезда; именно в красный цвет окрашены мчащиеся к месту происшествия пожарные машины; и маяк, друг и помощник капитанов, посылает далеко в море не какой-нибудь, а красный луч. И это неспроста. Красный цвет - самый заметный, он издалека виден, и его не спутаешь с каким - нибудь другим. А синий, зелёный, жёлтый можно спутать!

Здесь возможен под ритмичную музыку танцевальный номер в двух вариантах:

С использованием детских лазеров, если возможно полное выключение света;

С использованием красной лёгкой материи.

3-я Почемучка. А вот интересно, почему на шинах узоры?

Умняша. Конечно же, мы ответим тебе на твой вопрос. У нас готов к выступлению Ответ № 3. Пожалуйста!

Ответ № 3. Потому же, почему пупырышки, резиновые квадратики и полоски на спортивной обуви или ботинках. Чтобы не скользили. Выпуклые узоры цепляются за дорогу и не дают автомобилю скользить.

Поскользнётся пешеход - упадёт, ушибётся. А если «поскользнётся» автомашина, она может или на другую машину налететь, или перевернуться вместе со всеми своими пассажирами, или человека сбить.

Чтобы никогда такого не случалось, водители пекутся о том, чтобы шины у автомобиля всегда были с узорами - с протектором. За этим же внимательно следят работники ГАИ. И если обнаружат они машину, у которой хотя бы одна шина со стёршимся от носки протектором, «лысая», тут же заставляют водителя её заменить. (Демонстрируется иллюстрация.)

4-я Почемучка . Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущими машинами?

Умняша. Хотя мы уже много раз говорили на эту тему, стоит услышать об этом ещё раз! Итак, мы слушаем рассказ Ответа № 4!

Ответ № 4 . Одна секунда... Много это или мало? Для пешехода одна секунда - пустяк: шаг шагнуть. А для водителя автомобиля та же секунда порой вещь весьма серьёзная.

За секунду машина, у которой скорость 60 километров в час, проезжает больше 16 с половиной метров. А если её скорость 80 километров в час, то 22 метра.

Иной торопыга видит - машина совсем близко, так нет же, всё равно спешит перебежать через дорогу перед самым её носом. Думает: а, ерунда, в крайнем случае, водитель успеет затормозить.

Ему и невдомёк, что водитель при всём желании, при всём старании, даже изо всех сил нажимая на тормоза, всё равно не успеет вовремя остановиться.

Простая арифметика. Нет на свете такого человека, который бы сразу, как заметит препятствие, нажал на тормоз. Чтобы сообразить, что к чему, ему обязательно нужно какое-то время, какой-то миг. А за этот самый миг машина успевает проехать несколько метров. Сразу же не срабатывают даже самые надёжные и хорошо отрегулированные тормоза... Ещё какая-то доля секунды проходит.

Включены тормоза. Колёса больше не вращаются. Их наглухо схватили тормозные колодки. А автомобиль всё ещё движется - ползком, «юзом», как говорят шофёры. И тем дольше движется, чем больше была скорость, чем сильнее изношены шины, чем глаже дорога. А если она к тому же скользкая или как раз в этом месте идёт под уклон, то этот, как его называют, тормозной путь всё удлиняется и удлиняется. В результате, при скорости 80 километров в час да на покрытом корочкой льда шоссе машина окончательно остановится только через 400 (!) метров после того, как водитель начал тормозить. Почти полкилометра машина трудно управляема!

Вот почему через дорогу надо переходить осторожно и не мчаться сломя голову наперерез машинам. (Демонстрируется видеофрагмент или иллюстративный материал на данную тему.)

5-я Почемучка . Скажите, пожалуйста, почему у автомашин днём загораются красные огоньки?

Умняша . Сейчас, деточка, тебе не только скажет, а расскажет наш Ответ №5 о красных огоньках на машинах!

Ответ № 5. Если посмотреть на улицу, хорошо видно, что у всех автомашин, подъезжающих к любому перекрёстку, даже днём позади загораются красные, тревожные огоньки.

И хорошо, что загораются. Своим светом они предупреждают водителей едущих сзади машин: «Осторожнее, передняя машина тормозит. Так что смотри, не налети на неё!».

Такие фонарики и называются поэтому «стоп-сигналом». (Демонстрируется иллюстративный материал.)

6-я Почемучка . И ещё один вопрос! Почему у автомобилей «мигалки»?

Умняша. На пять вопросов мы уже ответили, и на этот тоже ответим! Прошу Вас, Ответ № 6, объясните нам про автомобильные «мигалки»!

Ответ № 6 . Едет по улице машина, и вдруг спереди и сзади у неё начинают то зажигаться, то гаснуть огоньки. Здесь машина мигает своими правыми фонариками, там - левыми. Почему?

Потому, что здесь ей надо повернуть направо, а там - налево. Вот она и предупреждает об этом другие машины и прохожих.

У велосипедистов «мигалок» нет, да и у машин, мотоциклов, мотороллеров они могут испортиться. Как же предупредить о повороте?

Это можно сделать и без фонариков-мигалок. Достаточно вытянуть в сторону левую руку, и все поймут, что ты поворачиваешь налево. А стоит ту же левую руку поднять вверх согнутой в локте, как все: и пешеходы, и машины - будут знать, что ты собираешься повернуть направо.

Исполняется танец велосипедистов, основанный на дорожных жестах.

Умняша . Ну что, милые Почемучки, мы смогли правильно ответить на все ваши шесть «Почему»?

Почемучки . Да! Спасибо вам большое!

Умняша. Желаем от всей души всем ребятам дружить с правилами дорожного движения и уважать все советы нашей автоинспекции! И увидите, что всё у вас будет хорошо!

Герои (дружно). До новых встреч, друзья!

В записи вновь звучит ритмичная музыка. Почемучки исполняют финальный номер, в конце которого все кланяются и уходят за кулисы.

Критики определили жанр «Героя нашего времени» как психологический роман . При написании этого произведения М. Ю. Лермонтов ставил целью показать «историю души человеческой», раскрыть внутренний мир главного героя. Работу над романом М. Ю. Лермонтов начал под впечатлением своей первой ссылки на Кавказ. Сначала были написаны отдельные повести, которые выходили в печать по мере написания: «Бэла», «Фаталист» были опубликованы в журнале «Отечественные записки» в 1839 году, следом вышла в свет повесть «Тамань». Позже все пять повестей: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» - были объединены в роман под заглавием «Герой нашего времени».

Критики, читатели неоднозначно восприняли образ главного героя: одни считали Печорина карикатурой на современного человека, а сам роман - безнравственным; другие - что образ Печорина - портрет самого автора. М. Ю. Лермонтов вынужден был написать предисловие ко второму изданию, в котором прокомментировал свое восприятие героя и объяснил свои творческие принципы. Автор пишет, что основной его принцип при написании романа - следование правде жизни и критическая оценка героя.

Повести, из которых составлен «Герой нашего времени», расположены в определенной последовательности. Сделано это было с определенной целью: автор постепенно погружает читателя во внутренний мир главного героя, раскрывает его характер.

В произведении три рассказчика. В повести «Бэла» мы видим Печорина глазами Максима Максимыча, штабс-капитана, который отмечает «странности» в поведении Григория Александровича, эгоистичность, загадочность. В «Максиме Максимыче» роль рассказчика отдана странствующему офицеру - человеку, более близкому по мироощущению и социальному положению к герою. Он отмечает в облике Печорина черты сильной, но внутренне одинокой личности. В последующих трех повестях - «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» - в роли рассказчика уже сам Печорин, который повествует о своих приключениях в приморском городишке, о пребывании в Пятигорске, о происшествии в казачьей станице. Читатель узнает о чувствах, переживаниях героя из уст самого героя, который беспристрастно анализирует свои поступки, свое поведение, побуждения. Впервые в русской литературе было уделено большое внимание не событиям, а именно «диалектике души», и показать все «движения души» Печорина позволяет форма дневниковой исповеди. Сам герой признает, что его душе знакомы такие чувства, как зависть, жалость, любовь, ненависть. Но рассудок все же преобладает над чувствами: это мы видим в сцене погони за Верой.

Автор показывает героя в различных жизненных ситуациях, окружает самыми разными персонажами (Печорин среди горцев, в кругу «честных контрабандистов» и «водяного общества»). Я считаю, что это исключительный и одновременно типичный герой того времени: он ищет любви, но сам несет лишь страдания и даже смерть; это человек, живущий сложной духовной жизнью, но абсолютно бездейственный или растрачивающий энергию на пустяки; сознающий свои пороки и безжалостно осуждающий их в других людях; человек, который, по словам В. Г. Белинского, «бешено гоняется...за жизнью, ища ее повсюду» и в то же время ищет смерти.


«Герой нашего времени»: роман или сборник новелл?

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» создан на стыке двух художественных методов: романтизма и реализма. Согласно романтическим канонам образ главного героя разработан глубоко и противостоит всем прочим персонажам. Вся система образов выстроена так, что под разными углами зрения высвечивается центральный персонаж. Каждый герой наделен сложным характером. Это вполне реалистические образы.

Само название романа «Герой нашего времени» говорит о том, что автор рассматривает личность в контексте общества и эпохи. «Герой нашего времени» - социально-психологический, философский роман. Конфликт личности и общества здесь острее, чем в «Евгении Онегине». Печорин «бешено гоняется за жизнью», но ничего от нее не получает. Конфликт воплотился не только в типическом показе личности, но и в изображении представителей «водяного общества», их жизни, развлечений.

С каждым героем у Печорина складываются свои отношения. Он стремится любыми средствами прорваться за внешнюю маску героев, увидеть их истинные лица, понять, на что каждый из них способен" Печорин противостоит ненавидящему его «водяному обществу», стреляется с Грушницким, вмешивается в жизнь «мирных контрабан­дистов», влюбляет в себя юную Бэлу, дочь мирного князя.

История взаимоотношений Печорина и Вернера полна драматизма. Это история несостоявшейся дружбы людей духовно и интеллектуально близких.

В отношениях с Верой Печорин наиболее противоречив, здесь доведены до максимума, до высшего накала те силы, которые определяют все его связи с людьми.

Проблема личности раскрывается в психологическом плане через психологический портрет, построенный на антитезах и оксюморонах («...пыльный бархатный сюртучок его позволял разглядеть ослепительно чистое белье», глаза «не смеялись, когда он смеялся»), через самоанализ, через внутренние монологи («Я иногда себя презираю... не оттого ли я презираю и других?..», «.. .зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое...»)

Без философского аспекта романа нельзя понять ни смысла эпохи, ни сути образа главного героя. «Журнал Печорина» наполнен размышлениями о смысле жизни, о взаимоотношениях личности и общества, о месте человека в череде поколений, о вере и безверии, о судьбе. Композиционно эту тему завершает глава «Фаталист», насыщенная философской проблематикой.

Основная черта характера Печорина - рефлексия. Он постоянно анализирует свои мысли, поступки, желания, пытается раскрыть корни добра и зла в одном человеке. Но рефлексия Печорина гипертрофирована, она уродует душу, искажает развитие личности, делает и героя, и тех, с кем его сводит судьба, несчастными.

Своеобразие романа заключается в том, что, несмотря на то, что части различаются в жанровом отношении, роман не распадается и не представляет собой сборник новелл, так как все части объединены одним главным героем; раскрываются характеры героев от внешнего к внутреннему, от следствия к причине, от эпического через психологическое к философскому.

М. Ю. Лермонтов писал, что в романе «Герой нашего времени» он хотел исследовать «историю души человеческой», которая «едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Этой цели подчинена вся сюжетно-композиционная структура произведения.

«Герой нашего времени» включает в себя пять повестей, каждая из которых рассказывает о какой-либо необыкновенной истории в жизни Печорина. Причем в расположении по вестей («Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист») Лермонтов нарушает жизненную хронологию эпизодов романа. В действительности же события происходили в следующем порядке: встреча Печорина с контрабандистами в Тамани («Тамань»); жизнь героя в Пятигорске, его роман с княжной Мери, дуэль с Грушницким («Княжна Мери»); пребывание Григория Александровича в крепости N (в это же время происходит история с Бэлой) («Бэла»); двухнедельная поездка Печорина в казачью станицу, спор с Вули-чем о предопределении, а затем вновь возвращение в крепость («Фаталист»); встреча с Максимом Максимычем по пути в Персию («Максим Максимыч»); смерть Печорина (Предисловие к «Журналу Печорина»).

Таким образом, Лермонтов завершает роман не смертью героя, а тем эпизодом, где Печорин, подвергаясь смертельной опасности, все же избежал смерти. Более того, в повести «Фаталист» герой ставит под сомнение существование предопределения, судьбы, отдавая приоритет собственным силам и интеллекту. Таким образом, писатель не снимает с Печорина ответственности за все совершенные им поступки, включая и те, которые он совершил после пребывания в казачьей станице. Однако Лермонтов говорит об этом в конце романа, когда читателям уже известна история с Бэлой, когда они прочли о встрече героя со штабс-капитаном. Как же объяснить такое несоответствие?

Дело в том, что характер Печорина статичен, в романе не представлена эволюция героя, его духовный рост, мы не видим происходящих с ним внутренних изменений. Лермонтов лишь варьирует жизненные ситуации и проводит по ним своего героя.

Благодаря специфической композиции Лермонтов изображает героя в «тройном восприятии»: сначала глазами Максим Максимыча, потом издателя, затем Печорин сам рассказывает о себе в своем дневнике. Подобный прием использовал А. С. Пушкин в новелле «Выстрел». Смысл подобной композиции состоит в постепенном раскрытии характера героя (от внешнего к внутреннему), когда автор вначале заинтриговывает читателя необычностью ситуаций, поступков героя, а затем открывает мотивы его поведения.

Сначала мы узнаем о Печорине из разговора издателя с Максимом Максимычем. Издатель едет «на перекладных из Тифлиса». В повести «Бэла» он описывает свои дорожные впечатления, красоту природы. Попутчиком его становится штабс-капитан, давно служивший на Кавказе. Максим Максимыч и рассказывает попутчику историю с Бэлой. Таким образом, «авантюрная новелла оказывается входящей в «путешествие», и наоборот — «путешествие» входит в новеллу как тормозящий ее изложение элемент».

Рассказ штабс-капитана, таким образом, перемежается его замечаниями, репликами слушателя, пейзажами, описанием трудностей пути героев. Такое «торможение» сюжета «основной истории» писатель предпринимает для того, чтобы еще сильнее заинтриговать читателя, чтобы середина и финал повести были резко контрастны.

«Кавказская история» Печорина дается в восприятии Максима Максимыча, который давно знаком с Печориным, любит его, однако совершенно не понимает его поведения. Штабс-капитан простодушен, духовные запросы его невелики — внутренний мир Печорина для него непостижим. Отсюда — странность, загадочность Печорина, невероятность его поступков. Отсюда и особая поэтичность повествования. Как замечает Белинский, штабс-капитан «рассказал ее по-своему, своим языком; но от этого она не только ничего не потеряла, но бесконечно много выиграла. Добрый Максим Максимыч, сам того не зная, сделался поэтом, так что в каждом слове его, в каждом выражении заключается бесконечный мир поэзии».

В «Бэле» перед нами предстает мир горцев — сильных, бесстрашных людей, с дикими нравами, обычаями, но целостными характерами и чувствами. На их фоне становится заметной противоречивость сознания героя, мучительная раздвоенность его натуры. Но здесь становится особенно заметной и жестокость Печорина. Черкесы в «Бэле» также жестоки. Но для них такое поведение является «нормой»: оно соответствует их обычаям, темпераменту. Справедливость поступков горцев признает даже Максим Максимыч. Печорин же — образованный, воспитанный молодой человек, обладающий глубоким, аналитическим умом. В этом смысле для него подобное поведение противоестественно.

Однако штабс-капитан никогда не критикует Печорина, хотя в душе нередко осуждает его. Максим Максимыч воплощает здесь мораль здравого смысла, «который прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность его уничтожения» (Лермонтов «Герой нашего времени»). Однако для Лермонтова подобное поведение — духовная ограниченность штабс-капитана. За рассуждениями «издателя», пораженного гибкостью ума и здравым смыслом русского человека, угадывается мысль самого автора о необходимости бороться со злом, невзирая на какие-либо посторонние условия.

Повесть «Бэла» является своеобразной экспозицией в раскрытии образа Печорина. Здесь мы впервые узнаем о герое и его жизненных обстоятельствах, его воспитании, образе жизни.

Далее о герое рассказывает «издатель», проезжий офицер и литератор. В восприятии «издателя» даны встреча Печорина с Максимом Максимычем и подробный психологический портрет героя (повесть «Максим Максимыч»),

В этой повести практически ничего не происходит — здесь нет того сюжетного динамизма, который присутствует в «Бэле» и «Тамани». Однако именно здесь начинает раскрываться психология героя. Думается, эту повесть можно считать завязкой в раскрытии образа Печорина.


«Тамань» — история взаимоотношений Печорина с «честными контрабандистами». Как и в «Бэле», Лермонтов вновь помещает героя в чуждую для него среду — мир простых, грубых людей, контрабандистов. Однако романтический мотив здесь (любовь цивилизованного героя и «дикарки») почти что пародируется: Лермонтов очень быстро обнажает истинный характер отношений Печорина и «ундины». Как замечает Б. М. Эйхенбаум, «в „Тамани" снимается налет наивного „руссоизма", который может почудиться читателю в „Бэле"».

Красавица-ундина из дикого, свободного, романтического мира оказывается помощницей контрабандистов. Она по-мужски решительна и коварна: Печорину чудом удается избежать смерти в схватке с ней. Таким образом, мир природы и цивилизации вновь оказываются несовместимыми у Лермонтова. Однако в определенном смысле повесть восстанавливает смысловое равновесие в романе. Если в «Бэле» Печорин грубо вторгается в мерный ход жизни горцев и разрушает его, «оскорбляя» в их лице саму природу, то в «Тамани» «природный мир» не желает больше терпеть вмешательств извне и едва не забирает жизнь Печорина.

Как и в «Бэле», в «Тамани» герой сопоставляется с окружающими персонажами. Храбрость и удаль соседствуют в характерах контрабандистов с бессердечием и жестокостью. Снявшись с постоянного места, они бросают на произвол судьбы слепого мальчика, несчастную старуху. Жизнь человеческая в их глазах не имеет никакой ценности: ундина могла бы с легкостью утопить Печорина, если бы он не оказывал сопротивления. Но черты эти в героях психологически мотивированы и оправданы их «дикой, бесприютной жизнью», принадлежностью к «преступному миру», постоянной угрозой опасности, постоянной борьбой за выживание.

Но, отмечая храбрость и бессердечие в характере Печорина, мы не находим в его жизни подобных мотивировок. Для контрабандистов (как и для горцев в «Бэле») такое поведение — «норма». Для Печорина оно противоестественно.

Следующая часть повествования, «Княжна Мери», напоминает нам светскую повесть и психологический роман одновременно. Печорин здесь изображен в окружении людей своего круга — светской аристократии, собравшейся на водах. Как замечает Б. М. Эйхенбаум, после фиаско Печорина, которое он потерпел в Тамани, он «оставляет мир дикарок» и возвращается в гораздо более привычный и безопасный для него мир «знатных барышень и барынь».

С этим обществом героя многое объединяет, хотя он и не хочет признавать этого. Так, Печорин прекрасно ориентируется в мире интриг, сплетен, клеветы и фарса. Он не только разоблачает заговор против себя, но и наказывает его инициатора — убивает на дуэли Грушницкого. От скуки Печорин начинает ухаживать за княжной Мери, но, добившись ее любви, откровенно признается ей в собственном равнодушии. В Кисловодске появляется Вера, единственная женщина, которую Печорин «никогда не смог бы обмануть», но и ей он не может дать счастья.

Несостоятельность в любви — в русской литературе едва ли не самая яркая и многозначительная характеристика персонажа, являющаяся предпосылкой несостоятельности жизненной позиции героя. Печорин нравственно несостоятелен, и в повести «Княжна Мери» он задумывается об этом, анализирует собственный характер, свои мысли и чувства. Повесть является кульминационной в понимании образа Печорина. Именно здесь он раскрывает свою психологию, свои жизненные установки.

Перед дуэлью с Грушницким он размышляет о смысле собственной жизни и не находит его: «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А верно, она существовала, и, верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные, но я не угадал этого назначенья, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни...».

«Княжна Мери» в определенном смысле является и развязкой в сюжетной линии Печорина: здесь он доводит до логического завершения особенно важные для него человеческие связи: убивает Грушницкого, открыто объясняется с Мери, порывает с Вернером, расстается с Верой.

Кроме того, стоит отметить схожесть сюжетных ситуаций трех повестей — «Бэлы», «Тамани» и «Княжны Мери». В каждой из них возникает любовный треугольник: он — она — соперник. Таким образом, стремясь избежать скуки, Печорин попадает в похожие жизненные ситуации.

Последняя повесть, завершающая роман, носит название «Фаталист». В раскрытии образа Печорина она играет роль эпилога. Лермонтов поднимает здесь философскую проблему судьбы, рока, фатума.

Вулич погибает в повести, как и предсказал Печорин, и это наводит на мысль о том, что предопределение существует. Но вот Печорин сам решил испытать судьбу и остался жив, мысли героя уже более оптимистичны: « ..как часто мы принимает за убеждение обман чувств или промах рассудка!... Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает».

Таким образом, завершение «Героя нашего времени» философской повестью многозначительно. Печорин часто творит зло, прекрасно сознавая истинный смысл своих поступков. Однако «идеология» героя разрешает ему подобное поведение. Сам же Печорин склонен объяснять свои пороки злым роком или судьбой, жизненными обстоятельствами и т. д. «С тех пор, как я живу и действую, — замечает герой, — судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог ни умереть, ни прийти в отчаяние. Я был как необходимое лицо пятого акта: невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя». Лермонтов же не снимает с Печорина ответственности за его поступки, признавая автономность свободной воли героя, его возможность выбора между добром и злом.

Таким образом, роман проникнут единством мысли. Как отмечал Белинский, «линия круга возвращается в точку, из которой вышла»1. Основная идея романа — вопрос о внутреннем человеке, о его поступках и наклонностях, мыслях и чувствах и причинах, породивших их.

Иван Сергеевич Тургенев - наш выдающийся классик, создавший правдивую, незабываемую галерею образов русских людей. Писатель всегда шел впереди своего времени, видел дальше современников, поэтому часто подвергался ожесточенной критике и правых, и левых. Обществу не нравилась та беспощадная правда, с которой Тургенев показывал своих героев: бездеятельных и пустословов, ходульных и с напускным аристократизмом.

Гениальный писатель видит необходимость изменений в русском обществе и нежелание этого общества вершить что-то новое. Большинство боится перемен, даже малейших изменений. Эту ситуацию писатель правдиво и образно показал в своем романе “Отцы и дети”.

Базаров - представитель нового поколения. Он ничего не принимает на веру, все хочет проверить опытным путем. Для него не существует признанных авторитетов. Поэзию и искусство он отвергает, как бесполезные обществу занятия.

Оппонентом ему в романе выступает Павел Петрович Кирсанов, вальяжный барин, блестящий аристократ, ставящий традиции выше всего. Даже в деревне Кирсанов одет по последней моде, требует соблюдения всех условностей. Появление Базарова, нигилиста, раздражает Павла Петровича. Он сразу становится в оппозицию к Евгению Базарову. Кирсанова раздражают грязные ногти, общительность и демократизм Базарова, его умение общаться с простыми людьми. За всем этим Кирсанов видит опасность для себя и своего класса. Базаров и подобные ему расшатывают устои того общества, в котором привык жить Павел Петрович, и он будет защищать свой “мир” всеми доступными ему способами. Недаром он вызывает Базарова на дуэль. Кирсанов не Фенечку и брата своего защищает, а устои и традиции того общества, в котором привык жить.

В споре Базаров часто агрессивен, он пытается навязать собеседнику свое мнение. Порой он непоследователен в суждениях (отвергая любовь, сам любит глубоко и безответно) . Уважая и любя своих родителей, не может выдержать в отчем доме даже нескольких дней. Отношение у Базарова к природе очень своеобразное: “Природа - не храм, а мастерская, и человек в ней - работник”, - говорит он. Евгений Васильевич лишен всякой романтики, часто нарочито культивирует в себе прагматизм. Он высмеивает любовь Николая Петровича к музыке и поэзии; восторженность Аркадия отвергает и осуждает, но все это кажется нарочитым, ненатуральным. Иногда Базаров кажется нам искусственно придуманным героем, а не увиденным в жизни. Он не вызывает симпатии своей прямолинейностью. Раздражает его категоричность и максимализм. А концовка романа убеждает в несостоятельности теории героя. Гибнет не Базаров, а его искусственная теория. А может быть, тогда еще время не наступило?

Роман “Отцы и дети” остается для нас наглядным примером своего времени, зеркалом, отражающим эпоху с ее конфликтами и достижениями. Читая роман, мы сопереживаем героям, не соглашаемся с ними, вступаем в споры, но никогда не остаемся равнодушными, и это главная заслуга писателя.

Тургенев создал классический роман, вот уже более ста лет будящий воображение, желание мыслить, искать свой путь в жизни, не оставаться равнодушными. В этом главная заслуга романа и классики в целом.

Основное внимание в романе “Герой нашего времени” Лермонтов сосредоточивает на изображении “истории души человеческой”, на раскрытии характера и внутреннего мира героя, жившего в 30-е годы XIX века. Это время отсутствия общественных идеалов, отстранения дворянской интеллигенции от общественно-политической жизни.
Композиция романа определяется его замыслом и подчинена задаче наиболее полного раскрытия характера и внутреннего мира главного героя. Особенность построения этого произведения состоит в том, что Лермонтов нарушил хронологическую последовательность событий, о которых рассказывается в романе.
“Герой нашего времени” состоит из пяти повестей. Однако В. Г. Белинский утверждал, что “это не собрание нескольких рассказов и повестей, а роман, в котором один главный герой и одна основная идея”.
Роман имеет “кольцевую композицию”: сначала идут главы, посвященные последним событиям в жизни Печорина (“Бэла”, “Максим Максимыч”, предисловие к “Журналу Печорина”), затем рассказывается о более ранних эпизодах жизни героя (“Тамань”, “Княжна Мери”). В последней повести подводится своеобразный философский итог жизненных исканий Печорина: “Я вам предлагаю испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своей жизнью, или каждому из нас заранее назначена роковая минута” (“Фаталист”).
Своеобразие “кольцевой композиции” заключается еще и в том, что действие романа начинается в крепости и в ней завершается. Мотив “тюрьмы”, “монастыря”, “узничества” - один из главных в творчестве Лермонтова. Невольно возникают ассоциации с поэмой “Мцыри” - герой бежал из монастыря, но волею судьбы вернулся и умер за монастырскими стенами. Страстное желание свободы, но фатальная невозможность ее достичь - одна из важных мыслей поэзии Лермонтова и романа “Герой нашего времени”.
Композиция романа позволяет последовательно менять “рассказчиков”. Сначала о Печорине рассказывают другие герои, потом - он сам дает анализ своей личности.
В повести “Бэла” читатель узнает о Печорине из рассказа Максима Максимыча, человека доброго и порядочного, но плохо разбирающегося в сложном и противоречивом характере Печорина, в тонкостях его души. В главе “Максим Максимыч” рассказчик меняется. Странствующий офицер, человек тонкий и наблюдательный, рисует психологический портрет героя, отмечает главное в нем: он весь соткан из противоречий и контрастов. “Стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение”, а в “улыбке было что-то детское”, “какая-то нервическая слабость”; “несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные”; глаза “не смеялись,

Задачи и тесты по теме "Своеобразие композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»"

  • Орфоэпия - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 1 Заданий: 7

  • Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функция в слове - Звуки и буквы 1 класс

    Уроков: 3 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам - Глагол как часть речи 4 класс