Выставка уродов как называется. «Приносить родившихся уродов и всех найденных необыкновенных вещей». Подлинная история и значение анатомических коллекций Кунсткамеры для российской науки. Анатомический музей, Неаполь, Италия

В прошлом году ездили в Питер, побывали в знаменитой кунсткамере Петра I, посмотрели на заспиртованных уродцев, хотя на самом деле для них отведен только один из нескольких залов музея. Остальные рассказывают про культуру различных народов мира…

Недавно случайно узнал, что и в Москве тоже открылась кунсткамера. Находится на ВВЦ в павильоне №2. Громкое название фактически подразумевает под собой небольшой зал, где за 300 руб. (цена билета) вы сможете посмотреть на 3D фотографии заспиртованных уродцев, сделанные, видимо, в питерской кунсткамере, а также на восковые фигуры людей с различными физическими отклонениями.

Перейдем к тому, что можно там увидеть. Положа руку на сердце, могу сказать, что некоторые моменты были интересными, но выставка очень маленькая, обойти всё и прочитать все описания можно минут за 10, поэтому и интересного, соответственно, не много. Возможно, чтобы удержать посетителей там крутят ещё и видеосюжет про курение, в котором рассказывается не только о его вреде здоровью, но и о том, что на самом деле находится в продаваемых сигаретах, и как на их продаже компании-производители зарабатывают свои миллионы. Но, эти ролики наверное могут и меняться, и в следующий раз показывать там будут что-нибудь другое.

Машина для казни

Тюрьма на острове Санто-Стефано. Здесь, среди заключенных, в годы фашистского режима побывали будущий президент Италии Алессандро Пертини, писатель Джорджо Амендола, журналист Лелио Бассо, политик Альтиеро Спинелли, коммунист Умберто Террачини. Не совсем ясно только, при чем тут кунсткамера.

Трехногий человек - Георг Липперт. Его третья нога была полностью сформирована, но, тем не менее, была неработоспособна. По словам самого Липперта некогда она могла действовать, как обычная конечность, но из-за перелома пришла в негодность. Липперт выступал в цирке, где получил титул «Единственного Человека с Тремя Ногами на Земле». Но в 1898 г. из Италии приехал Франческо Лентини и титул был утрачен. У Франческо третья нога была вполне рабочей, и он мог даже играть ею в футбол.

Волосатый человек – Федор Махнов. Всё его тело было покрыто густыми волосами, кроме ладоней и ступней. Работал на почтовом дворе в Сибири. В сильные морозы ходил в одной рубахе. Так его видно при созданном в кунсткамере освещении.

А это – его реальный вид.

Женщина свинья. Это единственная зафиксированная подобная аномалия. Родилась обычным ребенком. В 14 лет началось сращивание верхней губы с переносицей. К 25 годам сформировался свиной пятачок. Была дочерью священника, очень набожной. Прожила 94 года, была замужем и родила двоих детей.

Двуликий Янус. 19 век. Немецкий музыкант. На затылке имел подобие второго лица. Тщательно его скрывал до 20 лет. В музыке успехов не имел и решил использовать этот свой недостаток. После этого его карьера пошла вверх, многие хотели увидеть музыканта с двумя лицами. И даже не важно, как он играл.

Двухголовый охотник. Этот человек был взят в плен войсками императора Леопольда I во время войны с Турцией. Был очень метким стрелком из лука. Каждая его голова могла разговаривать отдельно и во время допроса они перешептывались. Долгое время в документах того допроса была путаница, т.к. было непонятно, сколько человек они допрашивали.

Разновидность сиамских близнецов, второе туловище росло из грудной клетки первого. Был мушкетером у Людовика XIII. Но фактически – это был мушкетер-шут. Ни о какой военной службе речи быть не могло. Он носил плащ мушкетера и забавлял придворных.

Четырехглазый. В 1854 г. некий Джонни Стокер из Кливленда имел две пары карих глаз, расположенных друг над другом. По отзывам современников «он мог закрывать любой глаз отдельно друг от других, мог вращать каждым глазом в отдельности, что представляло собой наиболее отталкивающее зрелище». Джонни не только не комплексовал по поводу своего лица, а даже был рад этому. Пользуясь своей способностью вращать и выкатывать глаза, любил пугать людей. При этом он распевал неприличные песни неприятным скрипучим голосом.

Ещё несколько фотографий из кунсткамеры на ВВЦ:

Некоторых людей привлекает все страшное и отвратительное. Сегодня мы познакомим Вас с некоторыми из самых отвратительных музеев планеты.

Музей мутантов, Амстердам, Нидерланды

Этот известный музей признают одним из самых ужасных в мире и в самом Амстердаме. Название музея происходит от имени голландского патологоанатома Виллем Вролика, который вместе со своим отцом сумел собрать огромную коллекцию анатомических препаратов и образцов, которых насчитывается более 2000. На сегодняшний день это постоянная экспозиция мутантов, где туристы могут посмотреть на странные болезни, уродства, а также вырождения животных и человеческих тел.

Анатомический музей, Неаполь, Италия

Если у Вас крепкие нервы, мы приглашаем Вас посетить анатомический музей в Италии. Здесь можно увидеть человеческие органы, Высушенные тела, несколько человеческих эмбрионов в формалине. Стоит быть осторожным – эта выставка действительно страшна.

Музей королевской ветеринарной школы, Париж, Франция

Этот музей был создан профессором анатомии и первым его директором, который в 1766 году основал Королевскую школу ветеринаров. Оноре Фрагонара собирал артефакты для музея с целью лучшего понимания анатомии лошади, которая была в то время основным средством военного транспорта. В дополнение к скелетамживотных, включая скелеты слонов и жирафов, здесь также представлены экспонаты, которые представляют возможность ознакомления с сухожилиями галопирующей лошади. Также здесь можно увидеть теленка с двумя головами, овцу с пятью ногами, одноглазых животных и 11-фунтовый камень, который был извлечен из желудка лошади. Самым известным экспонатом является «Всадник Апокалипсиса».

Пластинариум, Губен, Германия

Немецкие туристы могут посетить этот своеобразный музей, который представляет собой сочетание анатомического музея и магазина. Создателем его стал доктор Гюнтер фон Агенс, который разработал новый метод рассечения человеческих тел, который был назван пластинацией. Владелец музея утверждает, что данный проект направлен на изменение отношения людей к смерти.

Музей человеческого тела, Гуанахуато, Мексика

В мексиканском городе Гуанохуато находится музей мумий. Это место рекомендуется к посещению людьми с очень крепкими нервами. Здесь можно увидеть мумии, возраст которых составляет более ста лет, которые принадлежат мужчинам и женщинам, старикам и младенцам, которые умерли в результате болезней или были убиты. Создан музей достаточно тривиальным образом – на городском кладбище не осталось места для новых захоронений. Для того, чтобы провести новые, невозможно было не потревожить старых. При проведении эксгумации выяснилось, что большинство мумий уже вырыты.

Музей волос, Аванос, Турция

Еще один странный объект находится в турецком городе Аванос – музей волос. Воплощение столь необычной экспозиции началось со сбора волос туристов и местных жителей. На сегодняшний день в пещере можно увидеть экспозицию из 16000 экземпляров человеческих волос. Кудри, висящие в пещере, производят по-настоящему страшное впечатление. Данная коллекция занесена в Книгу Рекордов Гиннеса.

ведущий хранитель анатомических коллекций

Первые диковины русский царь приобрел в 1716 году в Амстердаме. Коллекцию редких животных, раковин, рыб и насекомых, привезенных из дальних нидерландских колоний, собрал аптекарь Альберт Себа. Множество видов ящериц, змей, крокодилов, черепах, земноводных, десятки видов птиц и млекопитающих, происходивших из тропических областей Старого и Нового света стали доступны жителям Санкт-Петербурга уже в 1718 году. Коллекцию Себы можно было увидеть в здании Кикиных палат, где тогда размещалась Кунсткамера. Восхищенные отзывы иностранных гостей дошли до наших дней. Зверь, похожий на еловую шишку (панголин), и жаба, которая, как тогда о ней писали, «из своей спины щенят рожает», небольшой зверек, покрытый броней, напоминающей кольчатые латы, (броненосец), и красивые птички с желтым, красным и голубым оперением, которых любил показывать гостям сам царь, - все это вызывало неподдельное изумление.


Витрина «Коллекции Альберта Себы и Фредерика Рюйша» экспозиции «Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры»

В тридцатых годах девятнадцатого века Кунсткамера дала рождение специализированным музеям, передав им часть своих коллекций. Так коллекцию Альберта Себы унаследовал Зоологический музей. Она не только привлекала посетителей в новое петербургское заведение, но и сто лет спустя продолжала вызывать большой интерес ученых. Богато иллюстрированный четырехтомный каталог послужил материалом для знаменитого шведского натуралиста Карла Линнея при разработке систематики животного мира, использующейся зоологами до сих пор.

Как Россия приобрела коллекцию анатомических диковин из Голландии

Во второй половине XVII столетия голландский анатом Фредерик Рюйш разработал новую методику консервации, которая предохраняла труп от разложения. Это было огромным достижением для науки того времени. Еще не были изобретены такие консерванты, как формалин, и все анатомы работали в отчаянной спешке, чтобы успеть зарисовать или подробно описать особенности внутреннего строения тела до того, как оно начнет разлагаться. Поспешность часто приводила к ошибкам и искажениям в изображении строения органов.


Рюйш же с помощью шприца вводил в кровеносные сосуды мертвого тела минимально вязкую нагретую жидкую красную массу, способную проникнуть в мельчайшие ответвления сосудов. Когда эта масса, подобная воску, остывала и становилась твердой, она уже не могла вытекать обратно и надежно предохраняла препарат от порчи.


Препараты Рюйша казались наполненными живой кровью, а кожа, через которую просвечивали сосуды с излюбленной им красной инъекцией, приобретала естественный телесный оттенок. Обработанные таким образом тела оставались пригодными для показа в течение долгих лет, облегчая преподавание анатомии и становясь иногда неоспоримым аргументом в научных спорах.


Портрет Фредерика Рюйша. 1702 г. Ю. Поол. Амстердам. Гравюра на металле

Всю свою долгую жизнь Рюйш оставался практикующим врачом. С 1666 года он работал в Амстердаме на должности городского анатома, который должен был проводить публичные вскрытия в анатомическом театре. Вскоре ему поручили обучение акушерок и работу городского судебного медика. Эти не слишком приятные обязанности позволяли ему получать тела умерших для собственных исследований, усовершенствования методики и накопления препаратов, которые он хранил дома. Рюйш был также профессором анатомии и ботаники в учебном заведении, называемом Athenaeum Illustre, - предшественнике Амстердамского университета.


Рюйш собирал препараты, необходимые для преподавания: внутренние органы тела, эмбрионы и плоды человека от еле различимого глазом зародыша до новорожденного, скелеты и черепа плодов, детей и взрослых. Свой домашний музей Рюйш показывал всем желающим. Он был великолепным популяризатором анатомии и, щадя чувства посетителей, прикрывал места отреза детских головок, ручек и ножек кружевами и салфеточками. Он вставлял в детские головки искусственные глаза и снабжал свои препараты изречениями о тщетности и быстротечности жизни - так голландец наделял смерть изяществом и превращал мертвое тело в произведение искусства. Его музей производил неизгладимое впечатление на посетителей того времени. Люди называли его коллекцию «восьмым чудом света».






Еще одну часть коллекции Фредерика Рюйша составляли препараты патологии и уродств. Он старался не показывать их простым посетителям, они предназначались для специалистов. Рюйш был уникальным ученым, наделенным великолепным зрением, феноменальным чутьем профессионала и умелыми руками - современники говорили, что он обладает глазами рыси и руками феи.

К сегодняшнему дню голландские и русские исследователи лучше всего изучили препараты именно этой части коллекции. Исследования показали, что коллекция Рюйша является не только памятником истории анатомии и искусства барокко, но все еще обладает большим научным потенциалом, вызывая интерес современных генетиков и специалистов в науке об аномалиях. За коллекцию Рюйша петровская Россия заплатила 30 тысяч гульденов - при пересчете на современные деньги эта сумма составила бы более миллиона долларов.

Как и почему Кунсткамера собирала российские редкости

Третья коллекция аномалий была собрана в России по знаменитому указу Петра I. Многие посетители Кунсткамеры и сегодня приходят в музей с убеждением, что это было причудой царя. Между тем Петр I просто действовал в русле европейских тенденций изучения анатомии.


В работе «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы» (издана в 1620 году) английский мыслитель Фрэнсис Бэкон предлагал описывать природу по трем направлениям: область обычных явлений; область отклонений; история механики и технических изобретений. В центре изучения второй области были «уклонения природы, уродства и диковины, когда природа отклоняется и удаляется от своего обычного хода». Знание причин отклонений, по мнению Бэкона, способствовало бы более тщательному описанию нормального хода природы.


Бэкон рекомендовал создать собрание или «частную естественную историю диковин и чудесных порождений природы - словом всякой новизны, редкости и необычности в природе», ведь без серии примеров невозможно прийти к достоверному, проверяемому выводу. Предложенное Бэконом описание явлений природы с точки зрения нормы и исключения, как и создание коллекций, представлявших разнообразие природы, было принято европейскими научными сообществами. Такой подход применялся и при изучении анатомии и законов развития организмов.

Петр I решил собирать «монстров» в России, издав в 1704 году указ, чтобы младенцев, рожденных уродами, не убивали и не таили, а сообщали о них приходским священникам. Желание бороться с суевериями и просвещать народ привело в 1718 году к изданию указа, в котором царь объяснял причины возникновения уродств и требовал приносить их городским властям по всей России.

Из указа Петра I , Императора Всероссийского:

«Таят невежды, чая, что такие уроды родятся от действия дьявольского через ведовство и порчу, чему быть невозможно. Ибо един Творец всея твари Бог, а не дьявол, которому ни над каким созданием власти нет, но от повреждения внутреннего, также от страха и мнения матернего во бремени, как тому есть примеры, чего испужается мать, такие знаки на дитяте бывают. Также когда ушибется или больна будет и прочее»

`

После выхода императорского указа мертвые младенцы и детеныши животных с различными аномалиями развития довольно часто поступали в Кунсткамеру, а приносившие их получали в соответствии с указом вознаграждение. Первые шаги в изучении уродов сделал в России немецкий анатом Дювернуа, прибывший в Петербург для работы в учрежденной в 1724 году Академии наук.

Тератологическое собрание Кунсткамеры продолжало расти. К моменту публикации первого каталога музея в 1742 году в нем было перечислено уже 46 «монстров». Эта коллекция, пополнявшаяся и в последующие годы, служила базой для работ по тератологии - делавшей первые шаги науки об аномалиях. Тератология развивалась медленно, в спорах и конфликтах приверженцев разных точек зрения на происхождение уродов: одни считали их результатом Божьего промысла, другие - несчастной случайности. Дискуссия была так актуальна, что даже дала название этому периоду в науке: время «спора о монстрах».


Чучело двухголового теленка. Конец XVIII – начало XIX вв. Санкт-Петербург

Сейчас в тератологической коллекции Кунсткамеры насчитывается около 170 препаратов. В разное время с ней работали многие ученые Академии наук, но по значимости открытий в эмбриологии и тератологии первым должен быть назван Каспар Фридрих Вольф , задумавший даже труд по теории уродств. Скоропостижная смерть прервала его планы. Все хранители анатомических коллекций Кунсткамеры уделяли внимание тератологической коллекции - например, высоко ценил ее знаменитый эмбриолог Карл Бэр. Сегодня коллекция Кунсткамеры имеет историческое значение, а тератологией занимаются в специализированных медицинских институтах.

Как анатомические коллекции Кунсткамеры стали первым материалом для исследований Академии наук

В 1718 году Петр I начал строительство нового здания для Кунсткамеры на берегу Невы. Кроме музея, в нем планировали создать обсерваторию, физический кабинет, библиотеку и анатомический театр, в котором можно было бы производить вскрытие мертвых человеческих тел в присутствии зрителей. Здания, построенного для столь широкого комплекса задач, Петр еще нигде не видел. Он считал, что Академия наук, созданная по его замыслу, должна размещаться в этом же строении.

28 ноября 1724 года Петр поставил подпись под проектом учреждения Академии наук и художеств. В этом же году все коллекции, собранные в Кунсткамере, были переданы учрежденной Академии как база для научных исследований. Для работы в Академии были приглашены иностранные ученые. Философ Христиан Вольф в письме к Леонарду Эйлеру, приглашенному работать в Россию, писал: «Вы едете теперь в рай для ученых». В Петербурге действительно все было предусмотрено для людей науки: например, анатомы могли очень часто исследовать тела мертвых людей, чуть реже - уродливых младенцев и даже вскрывать таких редких животных, как лев, морж, кит и слон. Практически на пустом месте в новой российской столице удалось создать центр прогрессивных научных исследований, о чем еще несколько десятилетий назад Петр мог только мечтать.

Анатомические музеи пользуются неизменно повышенным интересом у туристов. Когда музеи истории или искусств не вызывают достаточного интереса, то перед грядущим отпуском следует выбрать экспозицию, которая заденет за живое по-настоящему.

Museum Vrolik

Задорный музей Museum Vrolik (Амстердам, Нидерланды) основан отцом и сыном Вроликами. В переводе с англо-голландского слово «вролик» обозначает «задорный», по данной причине музей получил столь странное название. Герардас Вролик, и Вильям Вролик были профессорами медицины и занимались изучением мутаций у человека. Ими собрана огромная коллекция мутаций, которая со временем превратилась в музей. В качестве экспонатов представлены сиамские близнецы, дети циклопы, двухголовые чудовища. Уроды-мутанты различных мастей производят неизгладимое впечатление на посетителей.

The Human Body Exhibition

Выставка The Human Body Exhibition, или выставка тела человека, впервые была экспонирована во Флориде в 2005 году и с тех пор прошла во многих городах мира. География выставки более чем впечатляет: Виннипег, Дублин, Амстердам, Роттердам, Атланта, Вена, Мадрид, Буэнос-Айрес, Монреаль, Ниагара-Фолс (Онтарио), Богота, Кордова, Барселона, Цинциннати, Сантьяго-де-Чили, Сан-Паулу, Прага, Братислава, София, Загреб, Будапешт, Белград, Лиссабон, Атлантик-Сити, Сан-Диего, Лас-Вегас, Нью-Йорк, Сан-Антонио, Вашингтон, Омаха, Гонолулу, Индианаполис, Финикс, Сакраменто, Тусон, Кливленде, Сиэтле, Детройт, Рига, Варшаве, Пуэрто-Рико, Любляна, и Бойсе, Хайфе, а также Хьюстон, Тегусигальпа, Сан-Сальвадор (Сальвадор), Бухарест, Лондон. В качестве экспонатов выставки использованы забальзамированные человеческие тела, препарированные таким образом, чтобы показать с одной стороны всю сложность строения человеческого тела, а с другой стороны, показать его красоту и гармонию. Насколько это красиво выглядит, судите сами. Необходимо отметить, что люди, чьи тела выставлены в качестве экспонатов, еще при жизни дали письменное согласие на использование их тел после смерти в качестве препаратов. Все, кому понравилась выставка, могут на месте составить посмертное завещание и пополнить экспозицию после смерти.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Кунсткамера в Санкт-Петербурге бала основана в 1714 году по приказу Петра 1. В кунсткамере собрано более миллиона экспонатов. Если ранее экспонаты использовались для научных целей, то в настоящее время – это исключительно музей человеческих мутаций и уродств, где посетители могут воочию увидеть невероятные метаморфозы, которые природа творит с человеческой плотью. Стоит сказать, что кроме так называемой «выставки уродов», данный музей славен многочисленными экспонатами, которые рассказывают историческое прошлое многих народов мира.

Музей человеческого тела в Нидерландах

Музей создавался двенадцать лет. На создание коллекции ушло двадцать семь миллионов долларов. Здание находится внутри макета гигантского человека, благодаря чему есть возможность свободно прогуливаться внутри и знакомиться со строением и работой органов и систем человеческого организма. Сотрудники музея в обязательном порядке имеют медицинское образование и доходчиво отвечают на всевозможные вопросы посетителей. Если вы желаете усовершенствовать свои познания в области анатомии человека, то музей человеческого тела в Нидерландах – идеальное место для этого.

Пластинариум (Plastinarium)

Музей "Plastinarium" (Губен, Германия) открылся в небольшом городке на границе с Польшей. Музей организовал Гюнтера фон Хагенс по прозвищу "Доктор Смерть". В качестве экспонатов он использует купленные трупы людей, есть среди экспонатов и трупы казненных заключенных. Перед тем как стать экспонатами, тела обрабатываются особым способом, в результате чего из них удаляется жир и вода, их место замещается субстанцией по структуре напоминающей пластик. В музее можно встретить различные скульптурные композиции из мертвых тел. Так вы можете увидеть скульптурную композицию, где трупы играют в карты либо скачут на лошади. Посещение музея рождает двоякие чувства: многие посетители музея не выдерживают увиденного зрелища и теряют сознание, некоторые восхищаются увиденным и считают доктора гением.

Представьте, что вместо носа вырос поросячий пятачок или появилась третья нога? Что делать? Пластическая операция? Скальпель хирурга? А если современные технологии недоступны? Убежать, спрятаться?

В музее «Кунсткамера» в Москве можно увидеть восковые фигуры людей-мутантов. Лишние конечности, головы, глаза — природа наделила их чем-то особенным. Но радости от такого подарка не было никакой, а для кого-то он оказался смертельным. Все истории, поведанные здесь, настоящие. Эти люди, действительно, жили в прошлом. Как сложилась их судьба?

Добро пожаловать в кунсткамеру на ВВЦ.

Трехногие

Трехногих людей, живших в одно время, было двое. Им бы подружиться и помогать друг другу, но судьба решила так, что один из них, фактически превратил в руины жизнь другого.

Георг Липперт родился в Германии в 1844 году, позднее переехал в США. Его третья нога была полностью сформирована и даже имела дополнительные пальцы, доводя общее количество пальцев на ногах до шестнадцати. Тем не менее, она была неработоспособна. По словам Георга, некогда она могла действовать как обычная конечность, но из-за сильного перелома пришла в негодность.

В начале своей карьеры в Америке Георг Липперт выступал в цирке Барнума и получил титул «Единственного Человека с Тремя Ногами на Земле», которым очень гордился. Вот тут-то несчастного Герга и ждало разочарование – он оказался совсем не единственным. В 1898 году из Италии приехал 9 летний пацан Франческо Лентини, у которого тоже было три ноги, и в титуле больше не было никакого смысла.

С этих пор карьера первого трехного пошла под откос. Почему так произошло? Может быть, из-за того, что Франческо из Италии просто повезло больше – его третья нога была вполне рабочей и он даже играл ею в футбол. Так что неудивительно, что его собрат по несчастью, бывший уникум, быстро оказался никому не нужным и без гроша в кармане – публика переключилась на нового кумира.

А может дело в скверном характере Георга. Это понятно, трудно быть белым и пушистым, когда люди вокруг могут быть очень жестокими, издеваясь над теми, кто не такой, как все. Но вот его коллеге по трехногию Франческо удалось перебороть свой внутренний настрой. Он поначалу тоже очень страдал и стеснялся своего уродства. Но, попав ребенком в приют, когда от него отказались родители, Франческо увидел, что у многих детей, находящихся там, конечностей как-раз недоставало. И Франческо справедливо решил, что больше лучше, чем меньше. И перестал заморачиваться по поводу своего уродства, а решил использовать в свою пользу то, что дала ему природа. Он часто любил подшутить над собой.

В итоге, трехногий весельчак итальянец стал успешным футболистом, выступал в известных мировых цирках, женился, у него было четверо детей, которые родились абсолютно нормальными. А вот угрюмый Георг Липперт умер всеми забытый в нищете от туберкулеза. После смерти трехногого уникума в результате вскрытия выяснился потрясающий факт — у него было не только три ноги, но еще и два сердца. Причем одно из них остановилось за несколько недель до его смерти. Доктора вынесли вердикт — если бы не туберкулез, Георг мог бы жить еще очень долго, даже с одним сердцем.

Женщина-мул

Грейс Мак Дениэлс родилась в 1888 году и, вероятно, страдала от синдрома Стерджа-Вебера. он представляет собой генетическую предрасположенность к родимым пятнам – в случае с Грейс ее огромное, темно-коричневое родимое пятно начало утолщаться и искажать лицо. По своей природе этот процесс был дегенеративным и с каждым годом состояние Грейс ухудшалось, незадолго до своей смерти складка кожи на ее лице свисала более чем на 4 дюйма ниже ее подбородка, из-за нависшей тяжести со временам речь Грейс затруднялась.

Грейс победила на конкурсе самых уродливых женщин в 1935 году и стала участвовать в шоу. Она очень стеснялась этого титула и пытала всячески спрятать свое лицо – сначала под макияжем, потом, когда болезнь стала прогрессировать, под вуалью. Она добилась, чтобы в шоу ее перестали называть «самой уродливой женщиной», а объявляли как «женщина-мул». По свидетельству очевидцев, Грейс была очень застенчивой и доброй.

Подсветка в музее, конечно, жутковая. Если фотографировать без вспышки, то получается вот такое.

Когда Грейс забеременела – это стало сенсацией, которую быстро раскрутили газетчики. Была придумана сказочная история о безумной любви. Но правда оказалась прозаичной. Отцом ребенка стал пьяный рабочий сцены. Грейс очень радовалась, что ее сыну Элмеру не передалась ее болезнь, и он родился абсолютно нормальным. Но радость была преждевременной. Внешнего уродства у него не было, но, видимо, от отца он унаследовал страсть к спиртному, наркотикам и азартным играм. Женщина-мул зарабатывала огромные деньги на шоу, которые Элмер воровал и прогуливал. Умерли они примерно в одно время. Она от старости, он – от цирроза печени. Кто из них был по-настоящему уродлив?

Волосатый человек

Федор Маннов родился где-то в Сибири в 19 веке. Информации о нем не так уж много. Может быть, потому что ни в каких шоу он не участвовал. Такой простой русский мужик-сибиряк. Известно только, что все тело Федора Маннова было покрыто густыми темными волосами, как шерстью, кроме ладоней и ступней. Работал на почтовом дворе в Сибири. в сильные морозы ходил в одной рубахе.

Женщина-свинья

Существует множество легенд о женщинах, у которых был свиной пятачок. Но единственная подтвержденная аномалия – это женщина, имя которой не дошло до наших дней. Она родилась в Исландии в 1794 году абсолютно нормальным ребенком. В 14 лет началось сращивание верхней губы с переносицей, свиной пятачок сформировался к 25-ти годам. Была дочерью священника, очень набожной, принимала своего уродство довольно спокойно и смиренно. Женщина-свинья вышла замуж и родила двоих детей. Прожила 94 года.

Лицо этой женщины, имя которой не удалось выяснить, было изуродовано неизвестной болезнью. По свидетельству очевидцев, она была настолько уродливо страшной, что не появлялась на людях без черного плаща с капюшоном, из-за чего и получила прозвище «Черная мадонна».

Черная мадонна была заточена в подземелье, где родила здорового ребенка. Единственная связь с внешним миром – через маленькое окно подвала, куда ей передавали все необходимое для жизни. Туда же жители бросали ей записки с просьбами, считалось, что она может исполнять желания.

Двуликий Янус

Эдвард Мордакке родился в 19 веке в Германии и стал известным музыкантом. На затылке имел подобие второго лица. Юноша тщательно скрывал свое уродство до 20 лет носил специальные парики. Эдвард занимался музыкой, но особых успехов ремесло не принесло. Вот тут и пригодился физический недостаток. Музыкант решил его демонстрировать во время своих выступлений, и его карьера тут же его пошла вверх. Многие хотели посмотреть на человека с двумя лицами. И людям уже было все-равно, что он там бренчал на скрипке. Эдвард Мордакке дожил до 55 лет и неплохо зарабатывал.

Танцующие близнецы

Колоредо родился во Франции в 14 веке. Фактически, его заболевание было разновидностью сиамских близнецов. Только в данном случае второе туловище росло из грудной клетки первого. Со стороны казалось, что два человека танцуют. Второе тело никак себя не проявляло – говорить не могло, есть не требовало. Колоредо был мушкетером у Людовика ХIII. Но, конечно, ни о какой военной службе речи быть не могло, он просто носил плащ мушкетера и забавлял придворным. Фактически это был мушкетер - шут. Прожил 40 лет.

Двухголовый стрелок

Известно, что родился в Турции. Две головы также являются разновидностью сиамских близнецов. Этот человек был взят в плен войсками императора Леопольда I во время войны с Турцией. Может быть, благодаря четырем глазам на своих двух головах, был очень метким стрелком из лука. Каждая его голова могла разговаривать отдельно и во время допроса они перешептывались. Долгое время в документах того допроса была путаница, так как было непонятно, сколько человек они допрашивали.

Пучеглазый человек-стрекоза

Жил в 19 веке в Аргентине. Необычное строение черепа – маленькие глазные впадины, в результате чего глазные яблоки не помещаются в глазницах. У человека-стрекозы было отличное зрение с углом обзора в 200 градусов. Чтобы спать, приходилось закрывать глаза черной материей.

Человек — циклоп (одноглазый человек)

Самый известный африканец конца 19 века. Единственный глаз, который хорошо все видел. Обладал хорошим чувством юмора, не был склонен к депрессиям, в отличие от большинства людей с аномалиями. Работал официантом в одном из ресторанов Калифорнии, гости его обожали.

Трехглазый

Трехглазый англичанин Билл Дакс был известным мошенником. Он вводил людей в заблуждение убеждениями в том, что его третий глаз видит будущее. В 21 год сбежал от преследования полиции в Америку и продолжил заниматься привычным ремеслом уже там. В 33 года покончил жизнь самоубийством – выстрелил из пистолета в свой третий глаз.

Четырехглазый

В 1854 году некий Джонни Стокер из Кливленда имел две пары карих глаз, расположенных друг над другом. По отзывам современников, «он мог закрывать любой глаз отдельно от других, мог вращать каждым глазом в отдельности, что представляло собой наиболее отталкивающее зрелище».

Джонни не только не комплексовал по поводу своего лица, а даже был рад этому. Пользуясь своей способностью вращать и выкатывать глаза, любил пугать людей. При этом он распевал неприличные песни неприятным скрипучим голосом.

В компании с одноглазым:

Кто там еще переживает из-за прыщей или недостаточного изящного носа? Бегом на прием в кунсткамеру.

И еще несколько фотографий из музея на ВВЦ.

Музей Кунсткамера в Москве находится на территории ВВЦ (метро ВДНХ) в павильоне номер 2 (можно ориентироваться по большим вывескам — живые акулы и выставка бабочек — это там же).