Успенский, николай васильевич

Успенский Н. В.

Успенский Н. В.

УСПЕНСКИЙ Николай Васильевич (1837-1888) - русский писатель. Р. в семье священника в селе Ступине, Ефремовского уезда, бывш. Тульской губ. Двоюродный брат Глеба Успенского. Учился в духовной семинарии, а затем в медико-хирургической академии и Петербургском ун-те, но курса не окончил. Литературная деятельность началась в 1857 («Старуха», напечат. в «Сыне отечества»). Успенский, сблизившись с Некрасовым и Чернышевским, стал сотрудником «Современника». В 1861 по совету и при поддержке Некрасова Успенский ездил в Париж и Италию, где знакомился с западноевропейской жизнью. В этом году У., резко настроенный против самодержавия, «обманувшего народ», был наиболее близок к революционно-демократическому лагерю. Обидевшись на Некрасова, У. порвал с «Современником». В дальнейшем пробовал быть учителем (в Яснополянской школе Л. Н. Толстого, в Оренбурге и Москве) и продолжал писать, печатаясь в «Отечественных записках» и «Вестнике Европы». Педагогические занятия малоуживчивого У. кончились отставкой. В 1878 У. женился, а с 1884, после смерти жены (1881), началась бродяжническая, полная голода и нужды жизнь. У. продолжал писать теперь в «Русском вестнике» и бульварном «Развлечении». Одинокий и забытый, Успенский кончил жизнь самоубийством.
Ранние рассказы У. («Старуха», «Поросенок», «Грушка», «Змей» и др.) посвящены изображению дореформенной деревни и отражают радикальные демократические настроения писателя, его идейную близость к революционно-демократической интеллигенции. Показывая в этих рассказах забитость, бесправие и неразвитость крестьянской среды, У. выступал против крепостного строя и либерализма («Хорошее житье», «Сельская аптека»). Глубоко реалистический характер рассказов У., раскрывавших истинное положение крестьянства, обеспечил им широкий успех. Наиболее выдающимся рассказом был «Обоз» (1860), посвященный жизни неграмотного и забитого крепостного крестьянина.
Правда, показанная У., и глубокое сочувствие писателя народу обусловили высокую оценку рассказов революционно-демократической критикой. В статье «Не начало ли перемены?» Чернышевский приветствовал У., сумевшего «глубоко заглянуть в народную жизнь и так ярко выставить... коренную причину ее тяжелого хода».
В дальнейшем У. написал ряд рассказов и очерков, описывающих провинциальную среду («Уездные нравы»), знакомое ему духовенство («Работник», «Бурсацкие нравы» и др.), учительство, студенчество («Студент», «Межедворов» и др.) и фабричных рабочих (пьеска «Странницы»), не оставляя однако и деревенской тематики. Большинство новых произведений У. успеха не имело, в особенности в силу того, что они потеряли свою остроту, стали описательными. Наиболее художественно ценные повести У. этого периода - «Федор Петрович» (1866), «Старое по-новому» (1870), написанные о буржуазии и земстве в деревне, прошли незамеченными. Народническая критика (Скабичевский) резко выступала против У., произведения к-рого чужды народнической идеализации общинных «устоев». Постепенно У. стал «забытым писателем», творчество к-рого, как одного из «шестидесятников» и соратников революционно-демократической реалистической литературы, снова привлекло к себе внимание лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.
Основное значение очерков У. определяется их правдивостью, силой критического реализма, свойственной им. Наиболее ярким средством художественной характеристики, каким располагал У., был язык его героев. У. очень умело воспроизводил многообразие оттенков разных говоров, охотно прибегал к сказу (напр. «Поросенок», рассказанный деревенской просвирней, «Грушка» - торговцем, «Хорошее житье» - целовальником, и т. д.). Очерки У. подчас подымались до уровня тонко написанных новелл, избегая прямой, голой тенденциозности, выражая идею прежде всего показом самой жизни. Так в «Хорошем житье» он обличает кабатчика, не говоря от себя ни единого дурного слова о нем. У Успенского мы находим ряд рассказов, где он прибегает к шаржу и гротеску («Обоз», «Змей» и др.). Это были зародышевые формы того же рода, какой нашел себе место в творчестве Щедрина, в его «Истории одного города», в «Сказках». Как и Щедрина, У. толкало к гротеску остро ощущавшееся просветителем противоречие между действительной и разумной жизнью. Гротескные сцены и образы У. не имели, разумеется, силы и глубины щедринской сатиры. При всех достоинствах своих очерков У. все же часто не шел дальше натурализма и шаржа.Библиография:

I. Рассказы, 2 чч., СПБ, 1861; Рассказы, ч. 1-3, СПБ, 1864; Новые рассказы, СПБ - М., 1867; Новейшие рассказы, СПБ - М., 1871; Картины из русской жизни, 3 тт., СПБ, 1872; Повести, рассказы и очерки, 3 тт., М., 1876; Сочинения (Повести, рассказы и очерки), 4 тт., М., 1883; Рассказы, СПБ, 1886; Из прошлого, М., 1889; Собрание сочинений, ред., вступ. стат. и прим. К. Чуковского, ГИХЛ, М. - Л., 1931; Сочинения (Подготовка текста, статьи и комментарии К. И. Чуковского), т. I, изд. «Academia», Москва - Ленинград, 1933.

II. (Чернышевский Н.), Не начало ли перемены? «Современник», СПБ, 1861, ноябрь, и в Полн. собр. сочин. Н. Г. Чернышевского, изд. М. Н. Чернышевского, т. VIII, СПБ, 1906; (Достоевский Ф.), Рассказы Н. В. Успенского, «Время», П., 1861, декабрь; Головачев Ап., Рассказы Н. В. Успенского..., «Современник», СПБ, 1864, май; Ткачев П., Разбитые иллюзии, «Дело», СПБ, 1868, № 11 и 12; то же в кн.: Ткачев П. Н., Избр. соч., т. I, М., 1932 (в серии: Историко-революционная библиотека, № 2-3 (LXXIX-LXXX)); Бельчиков Н., Н. Успенский и классовая борьба в критике 60-70 гг., «Литература и марксизм», М., 1931, кн. 6 (перепеч. в кн.: Бельчиков Н., Народничество в литературе и критике, М., 1934); Чуковский К., Николай Успенский, его жизнь и творчество, вступ. ст. в кн.: Успенский Н., Сочинения, т. I, изд. «Academia», М. - Л., 1933.

III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX столетия включительно, ч. 2, СПБ, 1902; Успенский Н. В., Сочинения, т. I, изд. «Academia», М. - Л., 1933 (см.: «Хронологич. канва жизни и творчества Н. Успенского», «Библиография»).

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .


Смотреть что такое "Успенский Н. В." в других словарях:

    Успенский Г. И. УСПЕНСКИЙ Глеб Иванович (1843 1902) выдающийся русский писатель. Р. в семье провинциального чиновника. Учился в гимназии сперва в Туле, потом в Чернигове. Вспоминая о своем детстве и юности, У. рисовал всегда это время мрачными… … Литературная энциклопедия

    - (Глеб Иванович) известный писатель. Род. 14 ноября 1840г. в Туле, где его отец, сын сельского дьячка, служил секретарем палатыгосударственных имуществ. Учился в тульской и черниговской гимназиях;поступил сначала в петербургский унив., по… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    УСПЕНСКИЙ, успенская, успенское (церк.). прил. к успение во 2 знач. Успенский пост. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Семинарская фамилия. По названию церквей, посвященных дню Успения (то есть смерти) богородицы. (Ф). (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) Успенский Фамилия возникла у духовенства: так именовали священника или дьякона, служащих в… … Русские фамилии

    Успенский Э.Н. Успенский Эдуард Николаевич (р. 1937) Русский писатель. Среди произведений повести сказки «Крокодил Гена и его друзья» (1966), «Чебурашка и его друзья» (1970). Афоризмы, цитаты Дядя Федор, пес и кот Сейчас без языка нельзя.… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Глеб Иванович (1843 1902), русский писатель. Реалистически показал жизнь городской бедноты, социальные противоречия пореформенной деревни (циклы очерков Нравы Растеряевой улицы, 1866, Разорение, 1869, Власть земли, 1883, и др.). Творчество… … Современная энциклопедия

    Прил., кол во синонимов: 1 успеньев (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Распространенная русская фамилия, происходящая от православного праздника Успения. Также, вероятно, что фамилия «Успенский» по происхождению образована от названия храма, и принадлежала родоночальнику, который возможно был священнослужителем… … Википедия

    Глеб Иванович Успенский Псевдонимы: Г. Брызгин Дата рождения: 13 (25) октября 1843 Место рождения: Тула Дата смерти: 24 марта (6 апреля) 1902 Место смерти: Санкт Петербу … Википедия

    I Успенский Виктор Александрович , советский музыкант этнограф и композитор, народный артист Туркменской ССР (1929) и Узбекской ССР (1937), доктор искусствоведения (1943). В 1913 окончил… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Глеб Успенский. Собрание сочинений. В девяти томах (комплект из 9 книг) , Успенский Г.. Глеб Иванович Успенский (1843-1902) - русский писатель, живший и творивший в переломный период российской истории. Многочисленные очерки и рассказы Успенского посвящены жизни разных…

Эдуард Николаевич Успенский. Родился 22 декабря 1937 года в Егорьевске Московской области - умер 14 августа 2018 года в Москве. Советский и российский писатель, сценарист, автор детских книг.

Эдуард Успенский родился в г. Егорьевске Московской области.

Отец - Успенский Николай Михайлович (1903-1947), сотрудник аппарата ЦК ВКП(б).

Мать - Успенская Наталья Алексеевна (1907-1982), инженер-машиностроитель.

Братья: Игорь (старший) и Юрий (младший).

Получив образование в Московском авиационном институте (МАИ) и став инженером, он зарабатывал на жизнь тем, что писал и делал сценарии мультфильмов. В дополнение к детским книгам Успенский писал стихи и театральные сценки из цикла о Чебурашке, «Крокодил Гена и его друзья».

Первая книга Успенского про Дядю Фёдора «Дядя Фёдор, пёс и кот» была опубликована в 1974 году. Главным героем был шестилетний мальчик, которого звали Дядей Фёдором за то, что он был очень самостоятельным. После того, как родители запретили ему оставить в квартире говорящего бездомного кота Матроскина, Дядя Фёдор ушёл из дома. Вместе с Матроскиным и псом Шариком они втроём поселились в деревне Простоквашино. Найдя клад, они смогли купить трактор, ездящий на супе и картошке. По книге было снято три популярных мультипликационных фильма: «Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино» и «Зима в Простоквашино».

Интересно, что образ старухи Шапокляк был списан Успенским со своей бывшей жены.

Цикл произведений о «Простоквашино» был переведён на турецкий язык.

Являлся председателем жюри премии «Заветная мечта». Также в 1986 году являлся членом жюри в первых играх возрождённой Высшей лиги КВН.

Эдуард Успенский является организатором таких передач, как «Спокойной ночи, малыши!», «АБВГДейка», «Радионяня» и «В нашу гавань заходили корабли».

В 2007-2008 годах член Высшего Совета политической партии «Гражданская сила».

В 2010 году Успенскому присуждена премия имени Корнея Чуковского, учреждённая для детских писателей, в главной номинации «За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе».

Скончался вечером 14 августа 2018 года в частном доме в деревне Пучково, которая входит в Троицкий административный округ Москвы. Ранее, 9 августа, писателю стало плохо в своем доме. Он потерял сознание, а его супруга вызвала медиков.

Вторая жена - Елена Успенская. В браке родились дочери-двойняшки Ирина и Светлана.

В 2005-2011 годах состоял в браке с телеведущей Элеонорой Филиной.

После разрыва с Филиной вновь сошелся со своей второй женой Еленой.

Библиография Эдуарда Успенского:

«Крокодил Гена и его друзья» М.,1966, 1970
Разноцветная семейка. М., 1967
Крокодил Гена. М., 1970
Вот так школа. М., 1968
«Воздушные шары» М., 1971
«Вниз по волшебной реке» М., 1972
Гололёд. М., 1973
«Наследство Бахрама», 1973
«Дядя Фёдор, пёс и кот» М.,1974
Академик Иванов. М., 1974
Крокодил Гена. Таллин, 1975
Повтори. М., 1976
Удивительное дело. М., 1976
Крокодил Гена. М., 1977
Крокодил Гена и другие сказки. М., 1977
«Вниз по волшебной реке» М.,1979
Если был бы я девчонкой. М., 1983
Каникулы в Простоквашино. М., 1983
Над нашей квартирой. М., 1980, 1981, 1984
Вера и Анфиса в поликлинике. М., 1985
Вера и Анфиса знакомятся. М., 1985
«Отпуск крокодила Гены», 1974
«Гарантийные человечки» М., 1975
Гололёд. М., 1982
«Гарантийные человечки возвращаются», 2011
«Все в порядке» М., 1976
«Мудрец»
«Школа клоунов», 1981
«Колобок идёт по следу» М., 1987
Про Сидорова Вову. М., 1988
«Клоун Иван Бултых», 1987
«25 профессий Маши Филипенко», 1988
«Меховой интернат» М., 1989
«Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы», 1990
«Дядя Фёдор, пёс и кот» (диалоги по политическим вопросам), 1990
«Лекции профессора Чайникова», 1991
«Грамота: Книга для одного читающего и десяти неграмотных», 1992
«Бизнес Крокодила Гены», 1992
«Год хорошего ребенка» (1992) (соавтор Э. де Грун)
«Подводные береты» (1993)
«Тётя дяди Фёдора, или Побег из Простоквашино» (1994)
«Любимая девочка дяди Фёдора» (1997)
«Дядя Фёдор идёт в школу, или Нэнси из Интернета в Простоквашино» (1999)
«Крокодил Гена - лейтенант милиции» (2001)
«Похищение Чебурашки» (2001)
«Случай со степанидом» (рассказы) (2002)
«Таинственный гость из космоса» (2004)
«Истории про девочку со странным именем» (2009)
«Зима в Простоквашино» (1997)
«Новые порядки в Простоквашино»
«Праздники в деревне Простоквашино»
«Привидение из Простоквашино»
«Неприятности в Простоквашино»
«Клад из деревни Простоквашино»
«Каникулы в Простоквашино»
«Новая жизнь в Простоквашино»
«Весна в Простоквашино» (2004)
«Ошибка почтальона Печкина»
«Чебурашка идёт в народ»
«Грибы для Чебурашки» (2001)
«Иван - царский сын и Серый Волк»
«Про Веру и Анфису»
«Жаб Жабыч Сковородкин»
«Сын Жаба Жабыча»
«История с ястребом-перепелятником»
«Следствие ведут колобки»
«Магнитный домик под Владимиром»
«Укус гадюки» (2002)
«Хозяйственная собака на белорусском хуторе»
«Дядя Фёдор, пёс и кот, и политика»
«Печкин против Хватайки»
«Кислотный дождь в Простоквашино и другие весёлые истории»
«Дни рождения в Простоквашино»
«Происшествия в Простоквашино, или изобретения почтальона Печкина»
«История про Гевейчика, гуттаперчевого человечка»
«Лжедмитрий Второй, настоящий»

Пьесы Эдуарда Успенского:

«Испанский сериал»
Дядя Фёдор, пёс и кот (1976)
Гарантийные человечки (1979)
Девочка-учительница (1983)
«Новый Год в Простоквашино»
«Остров Учёных»
«Отпуск Деда Мороза»
«Про щучье веленье»
«Пропажа белого слона»
«Следствие ведут Колобки»

Художественные фильмы Эдуарда Успенского:

1982 - Там, на неведомых дорожках (по повести «Вниз по Волшебной реке»)
1991 - Год хорошего ребёнка (по мотивам одноимённой повести Э.Успенского и Э. де Грун)

Сценарии мультфильмов Эдуарда Успенского:

1969 - Антошка (Весёлая карусель, № 1), Крокодил Гена
1971 - Чебурашка
1971 - Разгром (Весёлая карусель, № 3)
1971 - Рыжий, рыжий, конопатый (Весёлая карусель, № 3)
1972 - Неудачник (сценарий: Р. Качанова, Э. Успенского, режиссёр В. Голиков)
1974 - Шапокляк
1974 - Птичий рынок
1975 - Картина. Ехал Ваня
1975 - Наследство волшебника Бахрама
1975 - День чудесный
1975 - Слоно-дило-сёнок
1975 - Дядя Фёдор, пёс и кот: Матроскин и Шарик (фильм первый)
1976 - Дядя Фёдор, пёс и кот: Митя и Мурка (фильм второй)
1976 - Дядя Фёдор, пёс и кот: Мама и папа (фильм третий)
1976 - Осьминожки
1978 - Трое из Простоквашино
1979 - Дядюшка Ау (фильм первый)
1979 - Ошибка дядюшки Ау (фильм второй)
1979 - Дядюшка Ау в городе (фильм третий)
1979 - Про холодильник, серых мышей и гарантийных человечков
1979 - Олимпийский характер
1980 - Каникулы в Простоквашино
1980 - Клякса
1980 - Гребля на каноэ (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80)
1980 - Дзю-до (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80)
1980 - Конный спорт (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80)
1980 - Спортивная гимнастика (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80)
1980 - Спортивная ходьба (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80)
1980 - Хоккей на траве (из серии микрофильмов о видах спорта к Олимпиаде-80)
1980 - Баба-яга против! (фильм первый)
1980 - Баба-яга против! (фильм второй)
1980 - Баба-яга против! (фильм третий)
1981 - Пластилиновая ворона
1981 - Ивашка из дворца пионеров
1982 - Телеглаз (заставка к циклу передач об экономии)
1983 - Чебурашка идёт в школу
1983 - Следствие ведут Колобки (фильм первый)
1983 - Следствие ведут Колобки (фильм второй)
1983 - Новогодняя песенка Деда Мороза
1984 - Зима в Простоквашино
1985 - Про Сидорова Вову
1986 - Академик Иванов
1986 - Про Веру и Анфису
1986 - Следствие ведут Колобки (фильм первый, второй)
1987 - Следствие ведут Колобки (фильм третий, четвёртый)
1987 - Про Веру и Анфису: Вера и Анфиса тушат пожар
1988 - Про Веру и Анфису: Вера и Анфиса на уроке в школе
1988 - Загадка (Весёлая карусель, № 19)
1989 - Сегодня в нашем городе
1989 - Счастливый старт 1 (фильм о дельфинах)
1989 - Счастливый старт 3 (фильм о дельфинах)
1989 - Озеро на дне моря (фильм о дельфинах)
1989 - Мико - сын Павловой (режиссёр Е. Пророкова) (фильм о дельфинах)
1989 - Надводная часть айсберга (фильм о дельфинах)
1989 - Секретная океанская помойка (фильм о дельфинах)
1990 - Счастливый старт 4 (фильм о дельфинах)
1991 - Подводные береты
1993 - Три типа и скрипач
2011 - Весна в Простоквашино
2013 - Чебурашка (режиссёр Макото Накамура)

Русская литература XIX века

Эдуард Николаевич Успенский

Биография

Эдуард Николаевич Успенский родился в 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области.

Окончив школу, поступил в Московский авиационный институт. В студенческие годы начинает заниматься литературным творчеством, печатается с 1960. Институт окончил в 1961.

Творческий путь он начинал как юморист, у него совместно с А. Аркановым вышло несколько юмористических книг. По собственному признанию, в детскую литературу попал случайно. Его детские стихи начали печатать, как юмористические, в «Литературной газете», они звучали в радиопередаче «С добрым утром!».

Получил широкую известность как автор детских книжек: «Крокодил Гена и его друзья» (1966), «Вниз по волшебной реке» (1972) и др. Огромную популярность приобретают его пьесы, написанные совместно с Р. Качановым, - «Чебурашка и его друзья» (1970); «Наследство Бахрама» (1973); «Отпуск крокодила Гены"(1974) и др. Образы придуманных им Чебурашки, крокодила Гены и др. героев любят дети нескольких поколений. В 1976 вышел сборник стихов «Все в порядке». В 1980 - 90 публикует серию замечательных детских книжек: «Каникулы в Простоквашино», «Дядя Федор, пес и кот», «Колобок идет по следу», «Разноцветная семейка», «Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы (страшные повести для бесстрашных детей)», «Лекции профессора Чайникова (занимательный учебник по радиотехнике)» выходит в 1994.

Не меньший успех выпал на долю приключений друзей из Простоквашино - Дяди Федора, Шарика, кота Матроскина. И они тоже обрели свое экранное воплощение. Кроме того, Эдуард Успенский писал для популярной детской передачи «Радионяня», для телепередачи «АБВГДейка», ныне ведет передачу «В нашу гавань заходили корабли».

Произведнеия писателя переведены более чем на 25 языков, его книги выходили в Финляндии, Голландии, Франции, Японии, США. В последние годы в организованном им издательстве «Самовар» публикуются его новые книги. Живет и работает в Москве.

Недавно Эдуард Успенский заявил, что закончил многолетнюю работу над циклом исторических романов, рассказывающих о периоде Лжедмитрия и Смутного времени.

В московской области 22 декабря 1937 года родился Успенский Эдуард Николаевич. Отец мальчика был партийным работником, а мать инженером в машиностроительном отделе. После школы подал документы в столичный авиационный институт на инженера, который с успехом окончил в 1961 году.

Первые литературные работы были изданы писателем ещё в студенческие годы. Эти произведения создавались совместно с А. Аркановым и имели юмористический характер. Но многие из них так и не прошли "цензуру" издателей того времени по причине несоответствия коммунистическим идеалам.

Юмористические работы Успенского имели успех у публики, но всем он более известен как автор детской литературы. Среди его книжек хорошо знакомые каждому «Крокодил Гена и его друзья» и «Вниз по волшебной реке», а также "Каникулы в Простоквашино".

Под его руководством было отснято несколько десятков мультфильмов. Является автором таких известных телепередач как: "Спокойной ночи малыши" и "В нашу гавань заходили корабли". В жизни успенского было три брака. Первый брак подарил писателю единственную родную дочь Танечку. Но спустя двадцать лет союз распался и Эдуард, забрав себе дочь, женился во второй раз. Удивительно, что и этот брак просуществовал ровно 20 лет. Совместная жизнь со второй женой не была безоблачной (пара не могла иметь детей), и супруги приняли решения усыновить детей из детского дома. Так в семье Успенского появилось ещё две девочки – Ира и Света. Начало отношений с Элеонорой Филиной было омрачено судебным разбирательством со второй женой Эдуарда, которая обвиняла его в неуплате алиментов. После завершения дела, Успенский и Филина узаконили свои отношения.

Никола́й Васи́льевич Успе́нский (31 мая , село, Тульская губерния - 21 октября [2 ноября ] , Москва) - русский писатель. Двоюродный брат Глеба Успенского . Скончался 21 октября 1889 года на одной из улиц в районе Смоленского рынка. Похоронен на Ваганьковском кладбище у могилы Левитова .

Биография [ | ]

Николай Васильевич Успенский родился в 1837 году в семье священника в селе Ступино Ефремовского уезда Тульской губернии . Сначала будущий писатель учился в духовной семинарии , а затем в Медико-хирургической академии и Петербургском университете , который, правда, не закончил.

Литературная деятельность Успенского началась в 1857 году , когда в журнале «Сын отечества » был напечатан рассказ «Старуха». Позже Николай Успенский, сблизившись с Некрасовым и Чернышевским , стал сотрудником «Современника ». В 1861 году по совету и при поддержке Некрасова Успенский ездил в Париж и Италию , где знакомился с западноевропейской жизнью. В этом году Успенский, резко настроенный против самодержавия , «обманувшего народ », был наиболее близок к революционно-демократическому лагерю.

После конфликта с Некрасовым, Успенский порвал и с «Современником». В дальнейшем пробовал быть учителем (1862 год преподавал в Яснополянской школе Л. Н. Толстого , в Оренбурге и Москве) и продолжал писать, печатаясь в «Отечественных записках» и «Вестнике Европы». В 1864 году писатель проживал в усадьбе Тургенева .

Во всей русской литературе XIX века нет писателя с более трагической судьбой. Его произведения и в XX веке переиздавались периодичностью раз в двадцать лет, а в университетских учебниках (про школьные никто и не говорит) его имя в лучшем случае только упоминают. А ведь без этого автора литературная картина XIX, да и XX века будет явно неполной.

Николай Успенский был двоюродным братом писателя Глеба Успенского, к которому он, ввиду неудачливой личной и творческой жизни, относился с завистью и раздражением. Родился Николай в селе Ступино Чернского уезда Тульской губернии в 1837 (по другим данным – в 1834) году в многодетной и полунищей семье сельского священника.

Его отец, Василий, обладал в высшей степени неуживчивым характером, из-за которого вынужден был странствовать по деревням и сёлам, меняя приход за приходом. Характер отца в какой-то мере передался и Николаю, который не получил систематического образования, недоучившись в семинарии и Петербургской медико-хирургической академии. Николай не продержался там и года: в какой-то момент у него просто сдали нервы. В приступе злости Николай изрезал на куски руку трупа, выданную ему для препарирования, изломал инструменты, разбросал их по палате и ушёл, за что тут же с позором был изгнан из академии.

От нищеты Николая Успенского спасла только его литературная деятельность, начатая им в 1858 году, в пору своего недолгого студенчества, с публикации двух рассказов («Старуха» и «Поросёнок») в еженедельном журнале «Сын отечества». Третий рассказ, «Хорошее житьё», он отнёс было туда же, но там решили, что язык рассказа слишком народен и непонятен для публики. И Успенский, набравшись смелости, явился с рассказом к Н. А. Некрасову в «Современник».

И вот тут-то и началась самая светлая пора его жизни и творчества. Рассказы своего протеже Некрасов распорядился печатать самым крупным шрифтом на первых страницах ближайшего издания журнала. Автору платили вполне приличный гонорар, а через год даже заключили контракт с условием, чтобы он сотрудничал только с «Современником».

С этой поры каждый новый рассказ Успенского немедленно шёл в печать, а через два года Николай Добролюбов уже настойчиво рекомендовал пополнить хрестоматию для юношества его рассказами. Ещё через год один из ведущих литературных критиков той поры Н. Г. Чернышевский посвятил анализу творчества двадцатичетырёхлетнего писателя большую хвалебную статью.
Первая книга Н. В. Успенского вызвала положительный отзыв Ф. М. Достоевского. Талант Успенского был также признан и поддержан и И. С. Тургеневым, и Л. Н. Толстым, и Д. В. Григоровичем – ведущими писателями той поры. Казалось бы, чего ещё желать молодому писателю?
Но Николай был не из тех людей, которые могут наслаждаться жизнью. Вернувшись из заграничной поездки, Успенский, к удивлению всех, обвинил своего старшего коллегу Некрасова в эксплуатации его таланта и потребовал платить себе такой же гонорар, который получал Лев Толстой. Никакие уговоры эффекта не возымели, и Успенского в конце концов прогнали из «Современника».

Впрочем, на этом светлая полоса жизни Николая Успенского пока не закончилась. Изобразив свой денежный конфликт с редакцией как эпизод из истории идейного размежевания писателей – либералов и аристократов, Успенский нашёл себе новых покровителей в лице И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого.

Лев Николаевич в том же 1862 году пригласил Николая Успенского преподавать в своей школе, да заодно и его рассказы у себя в журнале перепечатал. Однако Николай Успенский там не задержался, разругавшись и со Львом Толстым.

Тургенев безвозмездно предоставил в своём имении несколько десятин земли, чтобы Успенский спокойно себе занимался творчеством, ни о чём не тревожась. Но Николай Успенский был не таков.

Пожив сначала в Петербурге у Глеба Успенского, Николай вдруг вернулся назад в Спасское и вздумал продать выделенный ему участок земли. Уговоры Тургенева одуматься, естественно, ни к какому результату ни привели, и тому пришлось заплатить Успенскому за свою же землю.

Вот тут-то светлой полосе жизни и творчества Успенского и пришёл логический конец. «Отечественные записки» вкупе с «Современником» подвергли писателя резкой критике. За Успенским закрепились следующие эпитеты: человеконенавистник (в этическом плане), ренегат (в идеологическом) и бесталанный беллетрист с крошечным куриным миросозерцанием и крошечной куриной наблюдательностью.

Успенский поначалу не сдавался. Выдержав экзамен на звание учителя русского языка и словесности, Николай Васильевич пытался преподавать, но каждый раз срывался и в конце концов без разрешения дирекции покинул Первую московскую военную гимназию задолго до конца учебного года. Успенскому грозил трибунал – за «дезертирство» и невыплату выданных ему денежных средств, но, слава Богу, обошлось.

В 1879 году Николай Успенский женился по страстной любви на семнадцатилетней дочери священника и вновь погряз в денежных раздорах, на этот раз с тестем – из-за приданого. Через три года жена Успенского умерла, и безутешный муж, то ли от горя, то ли от безысходности, взял гармонику, чучело крокодила и горячо любимую двухлетнюю дочь, чтобы петь и плясать в трактирах. Также Николай Успенский произносил монологи за крокодила и рассказывал биографии знаменитых русских писателей.

Моральная деградация Николая Успенского шла по нарастающей. Однажды он выменял у кабатчика четвертинку водки на свою гармонь, легкомысленно пообещав, что потом её выкупит. Водку писатель выпил с мужиками, а через два дня к кабатчику пришёл полицейский. Успенский заявил, что кабатчик торгует спиртным без патента и к тому же украл его гармонь.

Кабатчик еле выпутался тогда из этой неприятной истории, благо полицейский попался дотошный, нашёл свидетелей сделки. Потом он даже попенял Успенскому: «Как же ты можешь напраслину на людей возводить?»

Но даже в это тяжёлое для себя время Николай Успенский продолжал печататься – сначала в иллюстрированных «Будильнике», «Сиянии», «Ниве», потом в ультраконсервативном «Развлечении». Но об Успенском как о писателе уже давно забыли, а если и вспоминали, то с уничижительностью.

Итог его жизни известен – в ночь на 21 октября 1889 года Николай Успенский перерезал себе горло перочинным ножом подле одного из домов Смоленского рынка, где ютился нищенствующий московский люд. Писатель был похоронен на деньги Московского университета.
Казалось бы, имя Николая Успенского, не поддержанное стоустой молвой, должно было непременно кануть в лету. Однако этого всё же не случилось. Ведь именно Николай Успенский выступил одним из родоначальников деревенской прозы, и влияние его в той или иной мере испытывали все последующие классики, писавшие в этом направлении (Виктор Астафьев, Василий Шукшин, Валентин Распутин). И даже Л. Н. Толстой, возможно, противу своего желания, наследовал традиции Успенского в таких своих произведениях, как, например, пьесы «Власть тьмы» и «Плоды просвещения». Тем более он, уже после смерти Успенского, говорил о нём такие слова: «Я ставлю Николая Успенского много выше превознесённого другого Успенского, Глеба, у которого нет ни той правды, ни той художественности».