Сравнительная характеристика печерина и максимыча максимыча. Cочинение «Сравнение образов Максима Максимыча и Печорина в «Герое нашего времени

В романе Лермонтова "Герой нашего времени" показаны два образа, которые очень противоречат друг другу, но в то же время близки. Это Печорин и Максим Максимыч. Их нравы и взгляды на мир очень различны, но в то же время Печорин близок с Максимом Максимычем. Многое связывает этих двух героев, каждый по-своему ценит другого. Но так же Максим Максимыч понимает что разделяет их с Печориным не только возраст, социальное положение, но и разный уровень духовного развития. Белинский писал: " Умственный кругозор Максима Максимыча очень ограничен; но причина этой ограниченности не в его натуре, а в его развитии"

Отношения Печорина и Максима Максимыча- это отношения старшего и младшего, отношения людей двух разных миров. Максим Максимыч- старый штабс-капитан, армейский офицер, которых было много на Кавказкой линии. Он единственный персонаж, который сопутствовал Печорину на протяжении всего романа. Жизнь Печорина нам рассказывал штабс-капитан и каждая история заставляла его почувствовать те чувства, которые он пережил в те моменты. По натуре этот старик добрый и отзывчивый, честный и бескорыстный человек. Он относится ко всем ок­ружающим с симпатией и отеческой любовью, именно поэтому готов простить и «странности» Печорина, которого он не может до конца понять. Максим Максимыч сам признается, что не пони­мает всех тонкостей в объяснениях Печорина." Его звали.. Григорием Александровичем Печориным. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен...". " Это добрый простак, который не подозревает, как глубока и богата его натура, как высок и благороден он"- писал Белинский в своей критической статье.
Печорин же человек выдающийся, исключительный, и конечно же Максим Максимыч это хорошо понимает. Печорин очень активен и хочет вызвать активность в других, но каждое свое действие он продумывает, размышляет над содеянным. Он прекрасно знает психологию людей и как бы ставит нравственно-психологические эксперименты над собой и другими. Он никого не щадит, в том числе и себя: Печорин увез белу и погубил ее, стал косвенной причиной смерти ее отца, изменил жизнь Казбича и Азамата, невольно обидел Максима Максимыча и другое. Печорин трезво смотрит на вещи, раскрывает фальшь и скрывает маски. Все герои проходят через печоринский анализ. Печорин - сильный, гордый, необыкновенный человек, человек любящий затеять спор. И вот этой чертой он похож на Вулича, но с ним он все же не смог сблизиться как с Максимом Максимычем.
Максиму Максимычу Печорин открывает свою душу, свой внутренний мир, рассказывая о себе. Но для офицера это отношение подчиненности и приятельства, которое переросло в привязанность, а для Печорина- чувство уважения и дружелюбности, сохраненные им и показанные в их последнюю встречу.
Многие считают, что в последнюю встречу с Максимом Максимычем Печорин ведет себя как эгоист, что он не думает о чувствах своего старого офицера. Вежливая холодность, внешняя приветливость Печорина- это желание отстраниться от обычных вопросов Максима Максимыча. Во время встречи Печорин хорошо понимает чувства штабс-капитана, потому старается не обидеть старого человека. Но Максим Максимыч думает только о себе, о своих чувствах, потому его упреки несправедливы.

Лермонтов изобразил двух людей, у которых чувства, мысли, поведение отличаются, но они все же близки и У них есть и общие взгляды. Лермонтов в конце романа подчеркнул, что И Печорин, и Максим Максимыч не относились серьезно к метафизике. Печорин "отбросил метафизику в сторону и стал смотреть под ноги", Максим Максимыч вообще "не любил метафизический прений". Так неожиданно сближены интеллектуальная натура Печорина и простая душа Максима Максимыча.

исследование: «Герой нашего времени - тайна романа Лермонтова» - Г. В. Волового.

Геннадий Воловой исследует имплицитное содержание романа, и находит в нем подтекст, который ускользает от недобросовестного читателя. Г.Воловой рассматривает повести «Бэла» и «Максим Максимыч», не трогая личности самого Печорина, анализируя мировосприятие М.М., - делает вывод, что «…Лермонтов ставит перед читателем нравственный выбор между добром и злом и в этом заключается идейно-художественный замысел повестей «Бэла» и «Максим Максимыч». Исследование читается, как заново написанный роман…в духе конспиралогии и криптологии. Но не объясняет, почему Печорин не способен любить. А ведь это было напрямую высказано Печориным (Лермонтовым) в своей характеристике, в духе романтика Байрона, когда он позициировался княжне Мери:
«…- Разве я похож на убийцу?
– Вы хуже…
- Да, такова была моя участь… Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве, - я стал скрытен. …Я глубоко чувствовал добро и зло, - все оскорбляли, - я стал злопамятен…. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял, - и я научился ненавидеть…». И т.д., и т. пр.

На самом деле роман «Герой нашего времени» не о том, как проклятое самодержавие угнетало национальное достоинство черкесов и шапсугов, не о героической личности в условиях свинцового реакционного царского режима, где героизм в лучшем случае смешон, а о любви, точнее о поисках любви молодым человеком, на пути которого случайно оказался Максим Максимыч, старший товарищ и «мудрый» начальничек и воспитатель, так и хочется сказать, - комсомольской молодежи. Роман начинается М.Максимычем и им же кончается. Но это странный роман, в наше гламурное время его бы не только не поняли, но, как «неформат», издатели не допустили бы к печати. По всем канонам жанра мы видим в тексте куртуазные похождения молодого офицера, героя-любовника, - то на модном курорте, то в убогом жилище морских контрабандистов, то на линии кавказского фронта, - полный романтический набор. Но, столкнувшись с другой «героической личностью» - М.М., герой почему-то ищет смерти, а не любви, - он оказывается, не может любить!

Да, Печорин был жестоко наказан за смерть Бэлы, но не М. Максимычем, совестью или «проклятым Самодержавием», а неспособностью сохранить любовь. Следуя за судьбой, исполняя желания своей воли, он манипулирует людьми. М.Максимыч – не несет ответственности за свои легковесные поступки (Большинству читателей было непонятно подспудное неприятие личности М.М. на экзистенциальном уровне, которое Г.Воловой блестяще проанализировал, да еще и подкрепил изучение самого текста романа двумя интровертными линиями – Печорина и М.Максимыча. Анализ М.Максимыча, сделанный Г.Воловым ставит точку в типаже этого "героя").
М.М. перекладывает исполнение своих желаний на других, т.е. использует людей, не обладая свободой воли, в отличие от Печорина, - отстраняется от ответственности за других, - М.М. не этическая личность, и применять к нему категории «добра и зла» нельзя. Невнимание Печорина к М.М. при прощании на дороге – это не только его природная брезгливость к «нечистым» людям, но и отсутствие «иерархии», - Печорин на пути в Персию был уже в отставке! Детская обида «наставника» на молодого и блестящего «ученика» указывает на либидозную старческую истерию М.М., всю жизнь подавлявшего скрытые желания и поэтому неспособного на искреннюю любовь и героическую дружбу.

Лермонтов не только предвестник Достоевского по версии Г.Волового, но и Ф. Ницше (не зря последний ценил произведения Лермонтова):
«…7. Печорин является предвестником Раскольникова. Он испытывает душевные муки за совершенное им убийство. А события происшедшие с ним и Бэлой он воспринимает именно так, потому что берет на себя всю полноту ответственности за смерть горянки. Более того, мы утверждаем, что тему преступления и наказания впервые в русской литературе поднял Лермонтов, а не Достоевский в своем знаменитом романе «Преступление и наказание».

Идентификация содержания романа содержит не только экзистенциальные изыскания в самовыражении героев, - это не только человеческие взаимоотношения, - но и нечто надличностное. Лермонтов вводит в роман еще и понятие азиатского «Рока», с которым борется только сильная личность – Печорин, - что не дано другим героям романа. В этом весь Лермонтов. Не зря, Часть Вторая, - «окончание журнала Печорина», - заканчивается повестью «Фаталист», где Печорин разговаривает с М.М. о предопределении, еще до встречи с Бэлой!
Главная цель экзистенциальных поисков Лермонтова – реальность переживаний главного героя, переживание им своего существования - как реального. Но как странно, написанное - воплотилось в судьбу автора! Он не хочет, чтобы его жизнь стала нереализованной мечтой, давящим комплексом души.

«Мир Социума» - это взаимоотношение людей с разным интеллектуальным, личностным и иерархическим положением в нем. Случайность встреч людей порой ничем не мотивирована, но автор – на то и автор, - чтобы показать судьбе внутренние пружины, и КАК герои выражают свою экзистенциальную суть в произведении. Может ли личность брать на себя ответственность за других, не есть ли это ложь, только «воля к власти»? Ведь только за последствия своих поступков может отвечать этическая личность? В мире, построенном на ложных ценностях Социума и эгоизме - мораль, долг, национальная принадлежность, преданность традициям, доброта, - это самообман и самоуспокоенность. Они держат, погружают человека в «сон Майи», «розовый флер» набрасываемый на спящее сознание. Для действенной личности это неприемлемо. Все, что происходит с личностью в мире, происходит только для само-осознания, иначе вечно будешь использовать других для своего опыта и развития, вплоть до того самого желания - властвовать над ними, будешь Максим Максимычем, «добрым малым», в душе которого уютно свернулся на зимнюю спячку клубок змей, жалящих и убивающих живые души.
Если не владеешь своей волей, то позволяешь своей жизни стать цепью случайностей. Только этическая личность знает, как сохранять собственную волю, ведя вечную борьбу с Роком. Теми, кто не подчиняется себе, управляют другие. Отсюда тема «демона» у Лермонтова, но об этом в другой раз….

Рецензии

Всеволод К, ваше определение "политработника" в лице Максим Максимовича с клубком змей в душе совпадает с воспоминаниями одного из автобиографов поэта накануне дуэли. Внешнее сходство Максим Максимовича и Лермонтова офицера поразительны. В этой связи смею себе добавить, что совпадение должно быть и в характерах, а Печорин не реализованные мечты поэта, видимо его идеал. Таким образом, нет согласия с самим собой, а это очень мучительно, отсюда нелюбовь окружающих и трагический финал.
Очень хорошее исследование, а главное, не претендующее на истину в последней инстанции.
С уважением, Валерий.

Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова можно отнести к первому социально-психологическому и философскому произведению в прозе. В данном романе автор попытался отобразить пороки всего поколения в одном человеке, создать многогранный портрет.

Печорин является сложным и противоречивым человеком. Роман включает в себя несколько повестей, и в каждой из них герой открывается перед читателем с новой стороны.

Образ Печорина в главе «Бэла»

В главе «Бэла» открывается читателю со слов еще одного героя романа - Максима Максимыча. В данной главе описаны жизненные обстоятельства Печорина, его воспитание и образование. Здесь также впервые раскрывается портрет главного героя.

Читая первую главу, можно сделать вывод, что Григорий Александрович является молодым офицером, имеет привлекательную внешность, на первый взгляд приятный в любом отношении, у него хороший вкус и блестящий ум, прекрасное образование. Он аристократ, эстет, можно сказать, звезда светского общества.

Печорин - герой нашего времени, со слов Максима Максимыча

Пожилой штабс-капитан Максим Максимыч - человек мягкий и добродушный. Он описывает Печорина довольно странным, непредсказуемым, не похожим на других людей. Уже с первых слов штабс-капитана можно заметить внутренние противоречия главного героя. Он может целый день находиться под дождем и прекрасно себя чувствовать, а в другой раз замерзнуть от теплого ветерка, может испугаться хлопка оконных ставен, но не боится идти на кабана один на один, он может долго молчать, а в какой-то момент очень много говорить и шутить.

Характеристика Печорина в главе «Бэла» практически не имеет психологического анализа. Рассказчик не анализирует, не оценивает и даже не осуждает Григория, он просто передает много фактов из его жизни.

Трагическая история о Бэле

Когда максим Максимыч рассказывает странствующему офицеру грустную историю, которая случилась на его глазах, читатель знакомится с невероятным жестоким эгоизмом Григория Печорина. В силу своей прихоти главный герой крадет девушку Бэлу из ее родного дома, не задумываясь о ее дальнейшей жизни, о том времени, когда она ему окончательно надоест. Позже Бэла страдает из-за появившейся холодности Григория, но ничего не может с этим сделать. Замечая, как страдает Бэла, штабс-капитан пытается поговорить с Печориным, но ответ Григория вызывает у Максима Максимыча лишь непонимание. У него в голове не укладывается, как молодой человек, у которого все складывается весьма благополучно, может еще и жаловаться на жизнь. Все заканчивается смертью девушки. Несчастную убивает Казбич, который ранее погубил ее отца. Полюбивший Бэлу как родную дочь, Максим Максимыч поражен той холодностью и тем безразличием, с которым Печорин перенес эту смерть.

Печорин глазами странствующего офицера

Характеристика Печорина в главе «Бэла» значительно отличается от этого же образа в других главах. В главе «Максим Максимыч» Печорин описан глазами странствующего офицера, который смог заметить и оценить всю сложность характера главного героя. Поведение и внешний вид Печорина уже привлекают внимание. Например, его походка была ленива и небрежна, но при этом он шел, не размахивая руками, что является признаком некой скрытности в характере.

О том, что Печориным были пережиты душевные бури, говорит его внешний вид. Григорий выглядел старше своих лет. В портрете главного героя присутствуют неоднозначность и противоречивость, у него нежная кожа, детская улыбка, и при этом глубокие У него светлые белокурые волосы, но черные усы и брови. Но сложность натуры героя больше всего подчеркивают его глаза, которые никогда не смеются и как будто кричат о какой-то скрытой трагедии души.

Дневник

Печорина возникает сама собой после того как читатель сталкивается с мыслями самого героя, которые он записывал в своем личном дневнике. В главе «Княжна Мери» Григорий, имея холодный расчет, влюбляет в себя молодую княжну. По развитию событий он уничтожает Грушницкого сначала морально, а после - и физически. Все это Печорин записывает в дневник, каждый свой шаг, каждую мысль, точно и верно сам себя оценивая.

Печорин в главе «Княжна Мери»

Характеристика Печорина в главе «Бэла» и в главе «Княжна Мери» поражает своей контрастностью, так как во второй упомянутой главе появляется Вера, которая стала единственной женщиной, сумевшей понять Печорина по-настоящему. Именно ее Печорин полюбил. Его чувство к ней было необыкновенно трепетным и нежным. Но в конечном итоге Григорий теряет и эту женщину.

Именно в момент, когда он осознает потерю избранницы, перед читателем открывается новый Печорин. Характеристика героя на данном этапе заключается в отчаянии, он уже не строит планы, готов к глупым и Не сумев спасти потерянное счастье, Григорий Александрович плачет, словно дитя.

Последняя глава

В главе «Фаталист» Печорин раскрывается еще с одной стороны. Главный герой не ценит свою жизнь. Печорина не останавливает даже возможность смерти, он воспринимает ее как игру, которая помогает справиться со скукой. Григорий в поисках себя рискует жизнью. Он отважен и храбр, у него крепкие нервы, а в тяжелой ситуации он способен на героизм. Можно подумать, что этот персонаж способен на великие поступки, имея такую волю и такие способности, но на самом деле все сводилось к «острым ощущениям», к игре между жизнью и смертью. Как итог - сильная, беспокойная, мятежная натура главного героя приносит людям только несчастья. Эта мысль постепенно зарождается и развивается в разуме самого Печорина.

Печорин - герой нашего времени, герой своего, да и любого времени. Это человек, который знает повадки, слабости и В какой-то мере он эгоист, ведь думает лишь о себе и не проявляет заботу о других. Но в любом случае этот герой романтический, он противопоставлен окружающему миру. На этом свете ему нет места, жизнь растрачена впустую, а выход из этой ситуации - смерть, которая настигла нашего героя по пути в Персию.

Работу над романом "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтов начал в 1836 году, будучи совсем молодым человеком. Тем удивительнее искусность, с которой он описывает своих персонажей, их поведение, характеры, истории.

Двух героев романа, Григория Печорина и Максима Максимыча, судьба сводит на Кавказе, где они вместе служили около года. По какой причине попадает на Кавказ Печорин? Скорее всего, пресыщенного светским обществом молодого человека привела туда дуэль и поиски острых ощущений. Максим Максимыч профессиональный военный, служит давно. В отличие от Печорина он беден и звания своего добился собственными усилиями. Оба они люди одинокие, но, избалованный опротивевшей ему светской жизнью Печорин, не наладил отношения ни с одной женщиной, любившей его.

Максим Максимыч человек скромный, с женщинами, по его словам, не общался, видимо, по причине бедности и неустроенности быта. Есть в нём какая-то детская доверчивость и добродушие. Он по-отечески мягко относится к Печорину, прощая ему проступки, и заботится о Беле, стараясь, как можно, скрасить её положение. Максим Максимыч спокоен и рассудителен. Он очень дружелюбно относится к Печорину, умеет ладить с горцами, знает их язык, обычаи. Он добросовестно служит и своей нелёгкой, не устроенной жизнью вполне доволен.

В противовес ему Печорин человек сложный, Максим Максимыч называет его странным. Он не может найти себя в этой жизни, несмотря на то, что умён и хорошо образован. Воспитанный светским обществом, он не научился сдерживать свои порывы, не научился ценить дружбу и любовь, как сам о себе говорит: "У меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение - только дело в том, что это так". И конечно же он прав: сломанная жизнь несчастной Белы, разрушенная любовь княжны Мэри, потерявшая всякую надежду на его любовь Вера, очень огорчённый и подавленный его холодностью Максим Максимыч тому подтверждение. Притом однозначно сказать, что это отрицательный персонаж нельзя. Он честен, храбр, хорошо разбирается в людях, острый ум и наблюдательность позволяют ему правильно видеть недостатки общества того времени и по-своему он пытается этому противостоять. Это нелегко, потому-то и считает его автор героем того времени.

Так, волею писателя, на страницах романа встретились два совершенно разных человека, чтобы ярче очертить характер главного героя, показать всю трагедию его существования в атмосфере тогдашнего общества.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Архипа в романе Дубровский Пушкина

    Образы простых людей в повести Дубровский переданы довольно точно и, на мой взгляд, они передают противоречивую глупость обывателей, в частности простого народа. В Дубровском наиболее

  • Дружба и друзья в лирике Пушкина сочинение, сообщение, доклад 9 класс

    Тема Дружбы занимает очень большое место в творчестве Пушкина, как и сама дружба занимала огромное место в его жизни. Очень сильно повлияли на Александра Сергеевича друзья

  • Сочинение Я люблю свою Родину

    Мне кажется, любовь к родине является делом довольно личным и не требует какого-то публичного оглашения и обсуждения. Конечно, для того чтобы углубиться в эту тему, возможно почитать какую-то

  • У каждого человека есть своя цель в жизни, т.е. задача, которую человек хочет решить на протяжении своей жизни. Взрослея, становясь личностью, меняя свои приоритеты, любой человек зачастую и меняет свою жизненную цель.

  • Печорин лишний человек и почему сочинение

    Русская литература 19 века создала новый образ человека своей эпохи, который конфликтует с обществом, а общество отвергает его. Такой образ создал и Лермонтов в романе «Герой нашего времени».

Максим Максимыч в известном смысле противопоставлен Печорину. Читатель встречается с героем в «Бэле», «Максиме Максимыче», «Фаталисте». – типичный представитель офицерского гарнизонного корпуса русской армии, несшего основные тяготы в опасной службе на Кавказе подпоручиком, когда Алексей Петрович Ермолов приехал «на Линию». Получил при нем два чина за дела против горцев. Десять лет стоял в крепости с ротой у Каменного брода, в Чечне (« »). Дослужился до штабс-капитана в крепости за Тереком.

Автор впервые знакомит нас со штабс-капитаном у подошвы Койшаурской горы, возле духана. «Он казался лет пятидесяти». Цвет лица был смуглым от закавказкого солнца. Он имел поседевшие усы, твердую походку, бодрый вид.

От спиртного сознательно воздерживается, потому что в бою нужно быть трезвым. «Другой раз целый год живешь, никого не видишь, да как тут еще водка – пропадший человек!» Отказался добавить ром в чай («Бэла»). Пьющих не любит: «Уж татары, по мне, лучше: те хоть непьющие».

Полевая жизнь и военная обстановка заставляли офицеров приобрести необходимые знания, которые училища не давали. Максим Максимыч знал языки кавказских народов, уверенно разбирался в приметах погоды, имел глубокие сведения в «поваренном искусстве». На татарской свадьбе он был переводчиком у Печорина. Он точно предсказал ухудшение погоды по тому, как «курилась» Гуд-гора («Бэла»), хорошо зажарил фазана, удачно полил его огуречным рассолом («Максим Максимыч»).

За долгие годы службы хорошо изучил достоинства и недостатки кавказских народов: кабардинцев, чеченцев и других. Мог предвидеть, как эти люди поведут себя в каждой ситуации. Правильно заметил рассказчику, что осетины возьмут с него на водку: «Уж я их знаю, меня не проведут!» («Бэла»).

На свадьбе старшей дочери татарского князя Максим Максимыч не позабыл подметить, где поставили лошадей. Максим Максимыч вполне может войти в положение другого человека, понять мотивы его действий. Когда Казбич убил князя, штабс-капитан сказал, что «по-ихнему» он был совершенно прав. После похищения Бэлы он не стал строго судить Печорина, лишь потребовал сдать шпагу. (Это означало домашний арест). А затем слегка пристыдил его.

Жизнь в крепостях и в условиях постоянных военных действий не позволила ему обзавестись семьей. Рассказывая о Бэле, он признается: «Я, знаете, никогда с женщинами не обращался…»

Максим Максимыч очень тепло отнесся к Бэле: «Я ее любил как отец». Он выходил с ней гулять, потому что одной ей было опасно появляться. Ему было «досадно», что «переменился к этой бедной девочке». Вел себя Максим Максимыч очень тактично и скромно. Именно про таких людей говорят, что они себе цены не знают. По поводу того, что Бэла перед смертью не вспомнила о нем, Максим Максимыч сказал: «И вправду молвить: что же я такое, чтоб обо мне вспоминать перед смертью?...» Когда Печорин уехал, оборвав встречу, Максим Максимыч снова принизил себя: «Я не богат, не чиновен…» («Максим Максимыч»).

Отзывчивый Максим Максимыч принимает близко к сердцу ранение и смерть Бэлы. Ухаживая за ней, он и Печорин «изумились порядком».

Максим Максимыч ведет себя естественно в любой обстановке. Так, когда автор предложил ему свою комнату в гостинице, он «не церемонился».

Привязанность к людям и чувство дружбы сохраняются у Максима Максимыча надолго. Он дал деньги лакею Печорина тот известил барина о нем, ждал Печорина за воротами день и следующее утро, бросил служебные дела у коменданта. После поспешного отъезда Печорина глаза Максима Максимыча поминутно наполнялись слезами («Максим Максимыч»).

В «Фаталисте» автор пространно рассуждает о судьбе и предопределениях на примере поручика Вулича, у которого была осечка в пистолете. По этому поводу Максим Максимыч вполне резонно заметил: «Впрочем, эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны или не довольно крепко прижмешь пальцем…»

В романе Лермонтова есть несколько персонажей, к которым читатель испытывает симпатию. Максим Максимыч вызывает особенно теплые чувства.

Большинство читателей и критиков восприняли Печорина как отрицательного. Так считал и император Николай I. Знакомясь с первой частью произведения, он решил, что «героем наших дней» будет непритязательный, честный служака Максим Максимыч.

В.Г.Белинский признал в Максим Максимыче «тип чисто русский». Он писал: «…Вы, любезный читатель, верно, не сухо расстались с этим старым младенцем, столь добрым, столь милым, столь человечным и столь неопытным во всем, что выходило за тесный кругозор его понятий и опытности. И даст Бог вам встретить на пути вашей жизни Максимов Максимычей!».

Максим Максимыч – это, по мнению Белинского, «добрый , который и не подозревает, как глубока и богата его натура, как высок и благороден он». Образ Максим Максимыча важен для понимания демократической устремленности творчества Лермонтова. Подобный образ встречался и ранее в творениях поэта: это был образ смертельно раненного армейца, человека долга в стихотворении «Завещание», храбрых и благородных солдат и командиров в « », «Валерике», и, наконец, в очерке «Кавказец», где дан обобщенный образ офицера, представителя демократической среды, который годами подвергал себя военной опасности, а в будущем его поджидала одинокая неустроенная старость.

Максим Максимыч беден, не имеет высокий чин и не слишком образован. Жизнь его складывалась трудно, а воинская служба наложила определенный отпечаток на его характер. Он рядовой армейский офицер, который многое повидал и имеет большой жизненный опыт. Служебный долг для него превыше всего, при этом Максима Максимыча характеризует жизнелюбие и способность тонко воспринимать красоту окружающего мира. Штабс-капитан наделен чувством прекрасного, гуманен и самоотверженен, умеет заботиться о людях.

В отношении к Печорину Максим Максимыч добр и радушен. Старый офицер искренне привязывается к Григорию Александровичу и дарит ему нежность и внимание.

Доброта души Максима Максимыча раскрывается и в отношении к Бэле. Он полюбил дикую черкешенку как родную дочь, глубоко переживал за ее судьбу, когда Печорин охладел к ней. Максим Максимыч заботился о Бэле, стараясь сгладить ее переживания. Он даже пытался поговорить с Печориным о судьбе девушки, не одобрял его равнодушного отношения к Бэле.

Несмотря на доброту и искренность, Максим Максимыч очень одинок. Он не смог создать семьи и все время проводил в затерянной крепости, исправно исполняя свои обязанности. «Для него жить – значит служить, и служить на Кавказе», - писал Белинский. Максим Максимыч прекрасно знает жизнь горцев и местные нравы: «Ужасные бестии эти азиаты! Уж я их знаю, меня не проведут».

Максим Максимыч совершенно иной персонаж, чем главный герой романа. Штабс-капитан выгодно отличается от Печорина своей простотой и безыскусственностью, ему не свойственна рефлексия, он воспринимает жизнь такой, какова она есть, не философствуя и не анализируя. Максим Максимыч близок к окружающей действительности. Ему понятны горцы с их простым и примитивным бытом, с их чувствами, находящими выражения не в длинных речах, а в действиях. В жизни горцев Максим Максимыч не видит ничего непонятного, необъяснимого. Напротив того, характер и поведение Печорина ему совершенно непостижимы. Печорин в глазах Максим Максимыча «странен»: «…с большими был странностями». Характеристики, которые дает Максим Максимыч Печорину, говорят не только о простоте и наивности его души, но и о довольно ограниченных способностях его ума, о неспособности понять сложный и ищущий внутренний мир главного героя: «Видно, в детстве был маменькой избалован». Существенно, что именно Максиму Максимычу автор доверяет рассказать «Бэла», так как герой слишком прост, чтобы понять Печорина – в основном Максим Максимыч излагает внешние события. Привязанность Максим Максимыча к Печорину сохраняется с годами. Это можно наблюдать во время встречи героев, спустя пять лет. Максим Максимыч настолько рад встрече, что бросает « в первый раз от роду…дела службы», позабыв о своих годах, бежит к Печорину, хочет «на шею кинуться» от переизбытка чувств. Однако Печорин встречает приятеля лишь сухим вежливым приветствием. Максим Максимыч обвиняет его в сословном высокомерии: «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара…» Максим Максимыч принял желаемое за действительное, поэтому отношение Печорина при последней встрече оказалось тяжелым ударом судьбы для штабс-капитана.