Сочинение проблема милосердия рассуждение с примерами из литературы егэ. Равнодушие и милосердие. Умение сопереживать как положительная черта

В данной подборке мы сформулировали наиболее распространенные проблемы из тематического блока «Милосердие», которые повсеместно встречаются в текстах для сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Каждой из них посвящен отдельный заголовок, под которым располагаются литературные аргументы, иллюстрирующие данную проблему. Также вы можете скачать таблицу с этими примерами в конце статьи.

  1. Каждому человеку нужна поддержка, забота и внимание, тем более в трудных обстоятельствах так важно знать, что можно на кого-то рассчитывать. В романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» главному герою была необходима помощь, ведь, совершив убийство, он так долго не мог прийти в себя. Родион заболел, видел страшные сны и жил мыслью, что рано или поздно его преступление будет раскрыто. Но по отношению к нему Соня Мармеладова проявила чуткость и милосердие, узнав о его ужасном состоянии. Девушка помогла герою не сойти с ума, убедила сознаться и покаяться. Благодаря поддержке Сони, Раскольникова перестала мучить совесть.
  2. В романе-эпопее Льва Толстого «Война и мир» Наташа Ростова проявила милосердие по отношению к раненым солдатам. Отзывчивая героиня отдала раненным подводы, которые были отведены под вывоз имущества графской семьи. Так же девушка заботилась об умирающем Андрее Болконском. Доброе сердце Наташи помогало героям в трудные минуты. В сложных обстоятельствах понимаешь, как необходимо милосердие. Ведь иногда именно чуткость и сострадание могут нас по-настоящему выручить.
  3. Настоящее милосердие способно выручить не только окружающих, но и самого человека, проявляющего чуткость. В рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека» главный герой Андрей Соколов, узнав, что его родные погибли, остается совершенно один. В конце рассказа он встречает оставшегося одиноким мальчика Ваню. Главный герой решает представиться осиротевшему ребенку его отцом, тем самым спасая и его, и себя от тоски и одиночества. Милосердие Андрея Соколова дало Ване и ему самому надежду на счастье в будущем.

Равнодушие и милосердие

  1. К сожалению, так часто вместо милосердия мы сталкиваемся с равнодушием окружающих. В рассказе Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско» не упоминается даже имени главного героя. Для плывших с ним на одном корабле людей он так и остается господином – человеком, который только отдает приказы и за свои деньги получает результаты их выполнения. Но читатель замечает, как внимание и веселье мигом сменяются равнодушием, по тому, как относятся к бездыханному телу героя. В минуты, когда его жене и дочери необходимо милосердие и поддержка, люди игнорируют их горе, не придавая этому значения.
  2. Равнодушие мы встречаем в одном из самых противоречивых персонажей русской литературы – Григории Печорине. Главный герой романа Лермонтова «Герой нашего времени» то испытывает интерес к окружающим, то остается безразличным к их же страданиям. К примеру, он теряет интерес к похищенной им Бэле, видит ее смятение, но никак не пытается исправить собственную ошибку. Чаще всего именно в те моменты, когда персонажи нуждаются в его милосердии и поддержке, Печорин отворачивается от них. Он вроде и анализирует свое поведение, понимая, что делает только хуже, но забывает проявить внимание к другим. Судьба многих его знакомых из-за этого складывается печально, а ведь если бы Григорий чаще проявлял милосердие, многие из них могли бы стать счастливее.
  3. Милосердие способно действительно спасти многих, и литература подтверждает эту мысль. В пьесе Александра Островского «Гроза» к Катерине плохо относится свекровь Кабаниха, а супруг главной героини не заступается за жену. От одиночества и отчаяния молодая женщина тайно ходит на свидания с Борисом, но потом все же решает признаться в этом мужу в присутствии его матери. Не встретив понимания и милосердия, девушка осознает, что идти ей некуда, поэтому решает броситься в воду. Если бы герои проявили к ней милосердие, она бы осталась жить.

Умение сопереживать как положительная черта

  1. Такая черта, как милосердие, нередко говорит о человеке в целом. Если герой может испытывать сострадание и поддерживать других, скорее всего, перед вами положительный персонаж. В комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» герои строго поделены на отрицательных (Простаковы, Митрофан, Скотинин) и положительных (Правдин, Софья, Стародум и Милон). И действительно, за время действия пьесы никто из необразованных и грубых помещиков-крепостников не проявляет сострадание и милосердие, чего нельзя сказать о честных и умных дворянах-интеллигентах. К примеру, в финальной сцене Митрофан грубо отталкивает родную мать, которая все делала ради его благополучия. А вот Софья получает неожиданную помощь от сочувствующего ей Стародума.
  2. Вспоминая повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза», читатель негативно будет настроен к Эрасту, из-за которого утопилась главная героиня. Для Лизы чувства – самое главное, поэтому она не выдерживает новости о том, что любимый человек помолвлен на богатой вдове. Девушка воспринимает все близко к сердцу, она способна к милосердию, ведь вся ее жизнь была посвящена больной матери, нуждающейся в заботе. Но ее богатый внутренний мир не был по-настоящему оценен Эрастом. Героиню становится жалко, мы понимаем, насколько чистой была душа влюбленной Лизы.

Милосердие как самопожертвование

  1. Многие литературные герои проявляют милосердие не только словами, но и совершают какие-либо действия. Именно так поступает главная героиня романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», когда свое заслуженное желание от Воланда тратит не на возвращение любимого, а на то, чтобы помочь Фриде, которую встретила на балу у Сатаны. Марго прониклась горем девушки и доказывает, что ее сострадание не ограничивается переживаниями. Поэтому Маргарита загадывает, чтобы Фриде больше никогда не напоминали об ее удушенном ребенке. Отныне женщине не будет подаваться платок, а все потому, что хозяйка Весеннего Бала героически проявила чуткость и милосердие.
  2. Милосердие означает готовность помочь людям словами, действиями, а иногда даже и жертвами. В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» сразу выделяется образ Данко, проявившего заботу о народе. Только чтобы люди не сдавались врагу и смогли выйти из темного леса, Данко разорвал свою грудь, вынул оттуда сердце и осветил путь односельчанам, не обращая внимания на упреки. Любовь к человечеству и милосердие героя помогли племени преодолеть все преграды на пути, а сам Данко погиб, зато в последние минуты он был по-настоящему счастлив.
  3. Милосердие может быть выражено по-разному: и в словах, и в поступках. В романе Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев дарит безвестному казаку тулупчик, и потом читатель догадывается, что любезность героя впоследствии спасла его от виселицы. На самом деле казак – это Пугачев, который не забыл помощь главного героя, поэтому тоже идет на милосердие в ответ: дарит жизнь и Петру, и его невесте. Очевидно, что это качество не только спасает людей, но и делает их лучше, ведь передается от одного к другому.

Необходимость проявления сочувствия

  1. Милосердие всегда будет оценено, особенно если оно проявляется в тяжелых обстоятельствах. Вспомним рассказ Александра Солженицына «Матренин двор». Перед нами героиня с тяжелой судьбой, но светлой душой. Ее муж не вернулся с войны, дети умерли маленькими, а она болела и жила одна. Тем не менее, Матрена всегда проявляла милосердие к окружающим даже в жестких условиях тоталитаризма. При жизни ее не поняли, но после смерти тот человек, который, будучи рассказчиком, жил у нее дома и описывал ее быт и нрав, осознал важнейшую социальную роль этой женщины. «Не стоит село без праведника» — писал он, определяя значимость отзывчивой старушки для всего поселения. Ее образ он увековечил в своем рассказе.
  2. Даже в любовной лирике Лермонтова можно наблюдать мотив милосердия, или, вернее будет сказать, его отсутствия в жестоком мире. В стихотворении «Нищий» автор, конечно, пишет о чувствах, которые остаются «обмануты навек». Однако Лермонтов сравнивает это состояние с ситуацией нищего, просящего лишь кусок хлеба. По отношению к бедняку не было проявлено ни капли милосердия, а только положен камень «в его протянутую руку». Как и лирическому герою, нищему, были необходимы помощь и сострадание, однако оба они встретились лишь с жестокостью окружающих.

Направление "Равнодушие и отзывчивость " входит в перечень тем итогового сочинения на 2017/18 учебные года.

Ниже будут представлены примеры и дополнительные материалы для разработки темы равнодушия и отзывчивости в итоговом сочинении.


Комментарий ФИПИ относительно сочинения по направлению "Равнодушие и отзывчивость"

Тематика направления "Равнодушие и отзывчивость" ориентирует школьников на осознание разнообразия форм отношения человека к окружающим его людям и к миру в целом.

Эти отношения могут выражаться в форме безразличия к окружающим, неготовности уделить внимание и сочувствие к чужому человеку или наоборот - в виде откровенного сопереживания за кого-либо, умении искренне радоваться чьим-то успехам и достижениям.

В литературе представлены обе ипостаси человеческих отношений. С одной стороны, мы встречаем самоотверженных героев, готовых откликаться на чужие невзгоды и радости, а с другой - эгоистичных, самолюбивых и безразличных персонажей, озабоченных лишь собственной судьбой.

Пример итогового сочинения на тему Равнодушие и отзывчивость

Можно по-разному прожить свою жизнь. Пройти ретивым шагом по головам врагов, друзей, чужих и близких. Или посильно помогать родным, внимание одиноким уделять, радеть за дом, за улицу, за город...и, безусловно, за свою страну.

Быть эгоистом, о себе лишь печься - или же чувствовать, поддерживать, сопереживать? Несмотря на очевидность ответа, всё несколько сложней, чем кажется.

Наукой доказано, что быть абсолютно равнодушным и не ощущать жалости к другим может только психопат - человек с очевидным психиатрическим расстройством. Эти люди в принципе не понимают чувств. Постепенно они овладевают языком душевных ощущений, настроений и эмоций. Но для них этот язык "неродной", он нужен лишь для манипулирования другими людьми. Даже собственные дети и родители не имеют никакой духовной ценности для страдающих психопатией личностей. И это, пожалуй, наиболее исчерпывающее и абсолютное проявление равнодушия.

В реальной жизни равнодушные люди, безусловно, не имеют столь радикальных черт характера. Обыденное равнодушие - это эгоизм, безразличие, безучастность человека. Это сосредоточенность исключительно на своих интересах, своей выгоде, своём мнении. Такие люди не хотят помогать, сочувствовать, поддерживать или одобрять.

На мой взгляд, самая главная проблема соотношения категорий равнодушия и отзывчивости состоит в том, что эти черты характера имеют глубокий подсознательный контекст. Безразличному человеку можно объяснить, что сочувствовать, поддерживать и помогать другим людям - это добро, позитив, созидание и любовь. Всё это вполне понятно для равнодушной личности, но ей управляют совсем иные помыслы и мотивы - достижение собственных целей, обеспечение личного комфорта, получение своей выгоды. Равнодушный человек приемлет все ранее перечисленные синонимы отзывчивости лишь в случае, если ему самому это окажется выгодно. Именно такое отношение к окружающим, такой образ мышления и составляет базис эгоистичной личности. Изменить такого человека практически невозможно.

Антиподом равнодушия является отзывчивость. Это черта характера, которая проявляется в сострадании, сочувствии, симпатии, добродушии и внимательном отношении к жизни окружающих. Отзывчивый человек не сможет пройти мимо нуждающегося в помощи. Его душа открыта, он искреннее сопереживает и радуется за друзей, родных и близких. И это приносит ему истинное удовлетворение и наполняет его душевными силами.

Отзывчивость - позитивное и созидательное свойство личности. Оно является неотъемлемым компонентом социального взаимодействия и поступательного развития общества. Это одна из тех важнейших черт, благодаря которым прогрессирует человеческая цивилизация.

Возвращаясь к ранее озвученному тезису о малой вероятности искоренения равнодушия, стоит признать, что отзывчивость - куда менее устойчивая и несокрушимая черта человека. Под гнётом жизненных невзгод и разочарований, злобы и агрессии окружающих - чувствительность души черствеет, искренность и откровенность сменяется недоверием, а сочувствие - лицемерием. Именно поэтому столь важно сформировать и непрестанно совершенствовать отзывчивость в нашем сердце, практиковать добро в делах, а в помыслах - открытость, чуткость и сопереживание.

Тезисы и аргументы для сочинения по теме Равнодушие и отзывчивость

1. Равнодушие и отзывчивость к людям (посторонним или близким; друзьям или оппонентам; просто к тем, кто нуждается в помощи или поддержке). Будет уместным рассмотреть равнодушное отношение к чужим бедам и безразличие к успехам. Интересным будет провести сравнение и сопоставление героев литературных произведений - филантропов и мизантропов, эгоистов и добродушных чутких персонажей).

Отдельного внимания заслуживает тема равнодушия в любви. Безразличие и неразделенные чувства - излюбленный сюжет популярной художественной литературы.

2. Равнодушие и отзывчивость к окружающему миру, живой и неживой природе.

3. Равнодушие и «отзывчивость души» к эстетическим ценностям, искусству и красоте.

4. Равнодушие и отзывчивость как две крайности человеческой натуры. Здесь можно проанализировать формы крайнего проявления этих свойств: равнодушия - в фатальном эгоизме и безразличии, а отзывчивости - в фанатизме. Склонный помогать подряд человек, забывая о себе, зачастую буквально "сажает себе на шею" объект своей заботы. В художественной литературе, как и в жизни, таких примеров предостаточно. (К примеру, «Размазня» А.П. Чехова или даже Сказка о рыбка и рыбке А.С. Пушкина).

Темы итогового сочинения по направлению "Равнодушие и отзывчивость"

Примерный список тем сочинения по данному направлению.

Что значит быть «отзывчивым»?

Что значит быть «равнодушным»?

В чём опасность равнодушия?

Как вы понимаете слова А.В. Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе!»?

Не делай добра - не получишь зла. Может ли отзывчивость привести к разочарованию?

Нужно ли учиться отзывчивости и сочувствию?

Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?

Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?

Согласны ли вы с утверждением, что «здоровый эгоизм» полезен?

Какие жизненные уроки помогают развить в себе отзывчивость?

Всегда ли нужно быть отзывчивым?

К чему приводит равнодушное отношение к природе?

Вы согласны с тем, что равнодушие «разъедает душу» человека?

Стоит ли бороться с несправедливостью?

Что сильней - равнодушие или отзывчивость?

Отзывчивость к себе предполагает равнодушие к окружающим?

Лживая отзывчивость и искреннее безразличие.

Самозабвенная отзывчивость и иждивенчество.

Одобрение, восхищение, поддержка или лицемерие?

Можно ли из равнодушного человека сделать отзывчивого, а из отзывчивого - безразличного?

Равнодушие - это просто эгоизм и безразличие или это ещё и бессердечность, злобность и недоброжелательность?

Равнодушие - это уже мизантропия или всего лишь оппортунизм?

Цитаты для итогового сочинения по направлению "Равнодушие и отзывчивость"

Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны.. Неправда, равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть. | Автор цитаты: А.П. Чехов |;

Не сочувствуй самому себе. Самим себе сочувствуют только примитивные люди. | Автор цитаты: Х. Мураками |;

Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить.

Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать.

Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство. | Автор цитаты: Б. Ясенский |;

Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности. | Автор цитаты: Бернард Шоу |;

Сочувствие — это равнодушие в превосходной степени. | Автор цитаты: Дон-Аминадо |;

Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее. | Автор цитаты: Ван Гог |;

Как тягостно равнодушие к самому себе! | Автор цитаты: А.В. Суворов |;

Я всегда полагаю и буду так полагать и впредь, что безразличие к несправедливости есть предательство и подлость. | Автор цитаты: О. Мирабо |;

Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. | Автор цитаты: Максим Горький |;

Холодность — следствие не только трезвой убежденности в своей правоте, но и беспринципного безразличия к истине. | Автор цитаты: Ч. Лэм |;

Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке.

Ты любишь всех, а любить всех — значит не любить никого. Тебе все одинаково безразличны. | Автор цитаты: О. Уайльд |;

Там, где умеренность — ошибка, там равнодушие — преступление. | Автор цитаты: Г. Лихтенберг |;

Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. | Автор цитаты: М.Е. Салтыков-Щедрин |;

Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери. | Автор цитаты: Ги де Мопассан |;

Один очень талантливый писатель в ответ на мою жалобу на то, что я не нахожу сочувствия у критики, мудро ответил мне: «У вас есть существенный недостаток, который закроет перед вами все двери: вы и двух минут не можете поговорить с дураком, не дав ему понять, что он дурак». | Автор цитаты: Э. Золя |;

Равнодушие — тяжкая болезнь души. | Автор цитаты: А. де Токвиль |;

Орлиный взгляд страстей проникает в туманную пропасть грядущего, равнодушие же слепо и тупо от рождения. | Автор цитаты: К. А. Гельвеций |;

Легко скрывать ненависть, трудно — любовь, а всего труднее — равнодушие. | Автор цитаты: К.Л. Бёрне |;

Самый непростительный грех по отношению к ближнему своему — это не ненависть, а равнодушие. Равнодушие — сущность бесчеловечности. | Автор цитаты: Дж. Шоу |;

Эгоизм — это первопричина рака души. | Автор цитаты: В. А. Сухомлинский |;

Эгоизм семейный жесточе эгоизма личного. Человек, который устыдится пожертвовать благами другого для себя одного, считает своей обязанностью пользоваться несчастьем, нуждою людей для блага семьи. | Автор цитаты: Л.Н. Толстой |;

Равнодушие — есть наивысшая жестокость. | Автор цитаты: М. Уилсон |;

Спокойствие — сильней эмоций.

Молчание — громче крика.

Равнодушие — страшней войны. | Автор цитаты: М. Лютер |;

В пути нужен спутник, в жизни — сочувствие. | Автор цитаты: пословица |;

Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости... | Автор цитаты: Э. Золя |;

Тема двухчасового элективного занятия: Подготовка к итоговому сочинению по теме «Милосердие и равнодушие в мире: что победит?» ( направление «Равнодушие и отзывчивость») на основе новеллы И.А.Бунина «Красавица» и рассказа Татьяны Кудрявцевой «Детский дом. Лёка».

Оборудование:

1. На партах – распечатанные тексты новеллы И.А.Бунина «Красавица» без названия , рассказа Татьяны Кудрявцевой «Детский дом. Лёка».

2. Альбомный лист и цветные карандаши.

Ход занятия

I . Введение в тему…

1)Обсуждение темы сочинения « Милосердие и равнодушие в мире: что победит?».

    Ребята, на сегодняшнем занятии мы продолжим подготовку к итоговому сочинению по направлению «Равнодушие и отзывчивость».

    Давайте создадим «Облако мыслей», подобрав синонимы к слову «отзывчивость» и литературные аргументы.

Приём «Облако мыслей»

(подбор синонимов и литературных аргументов)

Юшка

(рассказ А.П.Платонова «Юшка»)

Иешуа Га-Ноцри – (роман М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита")

Вася

(повесть В.Г.Короленко «В дурном обществе»

любовь к людям

Петр Гринев

(роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

доброта

сочувствие

доктор Пирогов

(рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор»)

Сонечка Мармеладова (роман Ф.М.Достоевского Преступление и наказание»)

способность к жертвенности

слова!!!

действие!!!

милосердие

Мария

(повесть В.Закруткина «Матерь человеческая»)

добросердечность

сопереживание

Тимур и его команда (в одноимённой повести А.Гайдара)

понимание чужой боли

Лидия Михайловна

(рассказ В.П.Распутина «Уроки французского»)

Матрена

(рассказ А.И.Солженицын "Матренин двор")

Андрей Соколов

(рассказ М.А.Шолохова "Судьбы человека")

Лёка

(рассказ

Татьяны Кудрявцевой

«Детский дом. Лёка»)

    Посмотрите на созданное нами «Облако мыслей». Скажите, что же победит в мире – добро или зло, милосердие или равнодушие?

    У вас есть несколько минут, чтобы записать ответ на этот вопрос, оформив его как вступление к сочинению на тему «Милосердие и равнодушие в мире: что победит?».

2) Знакомство со стихотворением Андрея Дементьева «Как важно вовремя успеть»

    Прочитайте стихотворение Андрея Дементьева.

Как важно вовремя успеть

Сказать кому-то слово доброе,

Чтоб от волненья сердце дрогнуло! -

Ведь всё порушить может смерть.

Как важно вовремя успеть

Похлопотать или поздравить,

Плечо надёжное подставить!

И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас

Исполнить чью-то просьбу вовремя,

Не замечая, что обида кровная

Незримо отчуждает нас.

И запоздалая вина

Потом терзает души.

Всего-то надо - научиться слушать

Того, чья жизнь обнажена.

    Какова основная мысль стихотворения:

    Как идея стихотворения перекликается с темой урока?

    Куда надо успеть? И почему? И почему это важно – успеть?

НАДО УСПЕТЬ

помочь кому-то спасти кого-то защитить кого-то

3) работа в группах

Группа 1 :

    используя цветные карандаши, нарисуйте слово «равнодушие»;

    с каким цветом оно у вас ассоциируется? Аргументируйте свой ответ.

Группа 2 :

    С какой геометрической фигурой ассоциируется слово «равнодушие»? Почему?

    Нарисуйте эту фигуру.

Группа 3:

    Подберите синонимы к слову «равнодушие», нарисовав «цветок равнодушия».

    Подумайте, какой формы будут лепестки этого цветка и почему.

    В какой цвет вы его выкрасите? Почему?

Группа 4:

    используя цветные карандаши, нарисуйте мир равнодушия;

    какой цвет будет преобладать на вашем рисунке, почему?

Группа 5:

    прочитайте строчки из стихотворения Омара Хайяма.

Я, в себя заглянув, убедился во лжи:

Ад и рай - не круги во дворце мирозданья,

Ад и рай - это две половинки души.

    Используя эти строчки в качестве подсказки, напишите вступление к сочинению. (Вопрос-подсказка: чтобы победило добро, что надо делать?)

Группа 6.

    Перед вами материал, который назван «Языком цифр». О чём говорят эти цифры?

    Используя данные этого материала, напишите вступление к сочинению.

Языком цифр

1. На вопрос «Если вы станете свидетелем насилия, каковы будут ваши действия?», 53% опрошенных ответили: «Позвоню в милицию». 29 % человек ответили: «Немедленно вмешаюсь в ситуацию и окажу помощь». 6 % участвующих в опросе сказали: «Отойду в сторону, чтобы и самому не пострадать», а 12 % опрошенных затруднились ответить.

2. Газета «Аргументы и факты» провела опрос, в который включила один-единственный вопрос: «Когда вы становились жертвами хулиганов, помогли ли вам случайные свидетели происшествия?». 74 % опрошенных ответили: «Нет!».

II . Анализ рассказа И.А.Бунина «Красавица»

1. Работа с текстом (отбор фактического материала для сочинения)

Приём «Погружение» в текст:

1) Чтение новеллы без названия.

Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий . Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице - все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?

И вот . Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.

Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной:

- Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.

И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, - неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна... Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и все остальное добришко его. 28 сентября 1940

    Сколько героев в тексте?

    Кого из героев можно назвать главным? Почему?
  • Как бы вы назвали новеллу И.А.Бунина? Почему?

    Догадайтесь, как назвал свою новеллу Бунин. («Красавица»)

    Подберите ассоциативный ряд к слову «красавица» (доброта - светлая улыбка - тепло…)

    Может ли красота героини вызывать восхищение? Почему?

    Как бы вы назвали рассказ (названия учеников: «Сирота», «Одиночество мальчика», «Чужой ребёнок») ?

    Случайно или нет автор называет свой рассказ именно так?

    2) Исследование текста

    Выводы

    Загадка 1 : н азвание текста

    • В чём смысл названия текста?

    Пять абзацев. О красавице несколько слов:

    1 абзац : «… она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий».

    2 абзац : «… вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его ».

    3 абзац: «… красавица сказала горничной:

    - Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре».

    Загадка 2: система образов

      Какие слова и словосочетания использует автор для создания портретной характеристики чиновника?

      Что можно сказать о поведении отца? Как его поступки характеризуют его?

      Какой вывод делаем о нём как о человеке и об отце?

    Заурядный, ничем не примечательный, но вроде бы порядочный

      Ещё раз прочитайте, что говорит автор о красавице?

      Каковы её душевные качества?

      Что вас насторожило в поведении красавицы?

      Какой вывод мы можем сделать: какая она?

    –“ знала себе цену”, “молоденькая” (сравнить: молодая), “невелика”, “отлично и крепко сложена”, “всегда хорошо одета”, “очень внимательна и хозяйственна по дому”, “взгляд имела зоркий”.

      Прочитайте прилагательные и причастия, которыми автор описывает мальчик.

      Найдите антитезу (живой – несуществующий).

      Что стоит за этими словами?

    Семилетний”, “живой”, “ласковый”

    «несуществующий».

      В чём сходство характеров мачехи и родного отца?

    Жестокость по отношению к ребенку. Спокойная ненависть мачехи и предательство отца: он “притворился”, сделал вид, будто у него нет и никогда не было сына.

      Почему у героев нет имен?

    Загадка 3 : речь героев

      Можем ли мы по речи дать характеристику герою, догадаться, какой он?

      Кто из трёх персонажей имеет голос? Почему?

      Какое слово является ключевым в реплики героини, характеризующим её положение в семье?

      Как это характеризует отношения в семье?

    Загадка 4: одиночество

      Обратите внимание на последний абзац и назовите ключевое слово.

      Случайно ли Бунин рядом со словом «одиночество» написал прилагательное «круглое»? Что добавляет это прилагательное в картину, нарисованную мастером?

    Ключевое слово ОДИНОЧЕСТВО.

    Загадка 5: деталь в художественном пространстве

      Какими словами описывает жизненное пространство мальчика?

      Случаен ли выбор имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

      Есть ли в описании жизненного пространства мальчика художественная деталь?

    уголок”, “домик”, “книжечка”, “постелька”, “добришко”, “диванчик”, “тюфячок” – в этом проявляется доброе отношение автора к маленькому герою

    Пальма – символ тепла. “Кадка с пальмой” – единственное напоминание о том, что за пределами его дома, его вечной тюрьмы, что-то цветёт, растёт, радует

      В нале урока мы обращались к геометрическим фигурам. Какую геометрическую фигуру мы можем использовать, чтобы нарисовать жизненное пространство мальчика?

      Что лежит в основе этого острого угла?

      Что лежит в основе острия этого угла?

      Может ли он испытывать комфорт и покой в таком положении?

      Что должно произойти, чтобы круглое одиночество и угол, в который загнали мальчика, ушли из его жизни?

      Может ли это произойти? Почему?

    III . Чтение рассказа Татьяны Кудрявцевой «Детский дом. Лёка» и беседа

    Татьяна Кудрявцева

    Детский дом. Лёка.

    В детском доме было хорошо. Во-первых, там давали есть. Во-вторых, там у каждого была мама Кира из самого старшего 7-го класса. Мама Кира помогала делать уроки и даже мыла Лёку в бане. А когда кто-то из детей заболевал, сама Мария Константиновна, директор, подходила вечером и гладила по голове.

    Еще у детского дома были грядки, на которых росла еда! Репка, лук, морковинки, а главное - огурцы. В начале лета все вместе сажали. Лёка все бегала и смотрела, не появились ли огурчики из желтеньких, как бабочки, цветов. Мама Кира сказала, они из цветов будут. Лёка никогда не видела огурцов, просто не успела: сначала она маленькая была, а потом война началась. В блокаду не было еды никакой, даже воды. Последний кипяток вместе с горбушкой мама отдала Лёке и умерла. А от папы писем не приходило совсем, ни одного письма, мама сначала сильно плакала, а потом вдруг перестала, только смотрела в никуда и отдавала Лёке свой хлеб. Лёка тогда несмышленая была, не понимала, что нельзя мамин хлеб есть, она ела. Есть хотелось каждую минуту. Но потом, когда город сковали большие холода, у Лёки уже не осталось сил - есть.

    Тогда мама сходила за снегом, растопила его на керосинке и Лёке в рот влила. Лёка согрелась и уснула. А проснулась уже в детском доме. Ей сказали, что мамы больше нет. Но Лёка не поверила, она долго еще не верила, вставала на окно на коленки и смотрела на улицу, вдруг мама придет. Но улица была пустая и страшная, безглазая. Без людей, без машин, без военных даже, без никого. Без мамы… А мама у Лёки была самая красивая во дворе. Может, и не только во дворе. У нее платья переливались и шуршали. До войны у нее было много нарядных платьев, блестящих, как золотинка, а в войну остались лишь ватники. А главное, голос. У мамы был особенный голос, певучий, как рояль. В детском доме тоже есть рояль, на нем Мария Константиновна играет. Но она не поет. А мама пела. Она пела и смеялась. У нее на щеках тогда прорезывались ямочки, у Лёки тоже одна ямочка есть, в маму. А папа был очень высокий, в черной шинели, шинель сильно кололась. В детском доме ей сказали, раз шинель черная, значит, папа твой - моряк. Лёка знает, моряки плавают на кораблях, некоторые корабли очень большие, далеко уплыть могут, даже туда, где войны нет. У папы были большие руки. Он Лёку кружил и приговаривал: «Лёка-Лёка, два прискока, третий зайка, убегай-ка!» Зайка, потому что Лёка беленькая. Когда в детский дом приходили - усыновлять, Лёку часто выбирали. Беленьких, видно, больше любят. А может, из-за банта. У Лёки голубой бант на голове, из бабушкиного шарфа. Лёку так и принесли в детский дом, с бантом, Мария Константиновна рассказывала. Кроме этого банта, у Лёки ничего больше не осталось. Но она не согласилась - в дети. Спряталась под кровать, и Мария Константиновна её не отдала. Лёка не хотела других папу и маму, она своих помнит. А вдруг папа вернется, а Лёка у чужих живет, он же тогда не найдет ее!

    А потом зима прошла, и в город вернулось солнышко. Как оно землю пригрело, так сразу Мария Константиновна им семена дала. Некоторые семечки сами взошли, а огурцы - из рассады. Лёка все думала: огурец - какой? Круглый или длинный? Она как просыпалась утром, так скорей - на огород! Нянечка Шура говорит, Лёка - жаворонок, птичка такая, которая раньше всех голосит. И вот Лёка прибегает, смотрит, а огурец высунулся из листьев, зеленый, как маленький карандаш. Лёка сразу вспомнила, какой он на вкус, она, оказывается, просто забыла! Он на вкус - хрустящий, летом пахнет. Лёка не понимает, как это случилось, что огурец вот только что был на грядке, и вдруг раз - у нее во рту. И - нет огурца! Это было очень стыдно, а может, даже и воровство, огурец-то общий! Лёка стала красная от ужаса.

    На линейке Мария Константиновна спросила строго: «Куда девался огурец?» Никто ничего не сообразил, огурец-то одна Лёка видела, а Лёка поняла и опустила голову.

    Мария Константиновна к ней подошла, и все смотрели на Лёку и молчали. И тут мама Кира говорит:

    - Мария Константиновна, это я сорвала огурец для Лёки, потому что у нее день рождения.

    - Я так и поняла, - произнесла Мария Константиновна. - Но все-таки лучше было спросить.

    И ничего больше говорить не стала. И никто не стал, хотя старшие все знали, что Лёкин день рождения - не известен. Лёка попала в детский дом без документов, в мамином ватнике и с бантом, а бумаг при ней не было.

    У Лёки слезинка выкатилась из глаза и остановилась на щеке, от стыда. Она решила, что, когда вырастет взрослая, обязательно отдаст Кире огурец, а Марии Константиновне целую корзинку огурцов!.. Случай этот в прошлом году приключился, но Лёке кажется, что вчера. Стыд хуже дыма, от него в душе щиплет.

    Напротив детского дома был дом слепых - там жили дети, у кого война съела зрение. Так нянечка Шура говорила. На этих детей было очень страшно смотреть. Лёка старалась гулять в другой стороне, у забора, где стоял маленький деревянный особняк. Лёка забиралась на крылечко и играла в дом, как будто он опять у нее есть, и все живы: и папа, и мама, и бабушка, и кот Зайка. Лёка говорила: «Трик-трак». И делала вид, что поворачивает ключ в замке.

    Однажды она играла и грызла сухарь. Вернее, половинку сухарика, что от полдника осталась. Хоть блокаду уже и сняли, но Лёка теперь никогда ничего не съедала сразу, оставляла на черный день. Хоть крошечку. И вдруг в заборе Лёка увидела чье-то лицо. Совершенно взрослое, даже старое, потому что небритое. Этот кто-то глаз не сводил с ее сухаря. Лёка точно поняла, что именно с сухаря. Сначала она спрятала сухарь за спину. Потом и сама повернулась к забору спиной. Но даже спиной Лёка чувствовала этот взгляд. Она поняла, что там кто-то голодный. Лёка вздохнула, но все-таки подошла к забору, отломила половинку половинки и протянула…

    А Колька Безымянный, из старшей группы, подглядел. Безымянный - это была его фамилия, потому что он ничего не помнил, был старше Лёки, а даже фамилии не помнил. От голода, наверное. У Кольки внутри не осталось памяти, а осталась только ненависть.

    - Что ты делаешь? - закричал Колька. - Это же вражина, фашист! Немец пленный, чтоб он сдох! Немцы у нас всех убили, а ты ему сухарь! Забери назад!

    Лёка заплакала. Но назад забрать она не могла. Не потому что боялась, а - не могла. И объяснить Кольке тоже ничего не умела. В свои восемь лет Лёка хорошо знала, кто такие фашисты. Но ведь и у фашистов животы есть, а живот есть просит.

    Колька так кричал, что прибежала мама Кира из 7-го класса. Мама Кира прижала к себе Лёку и увела.

    А вечером Мария Константиновна собрала всех и велела:

    - К забору ходить не нужно. Гуляйте в другой стороне.

    Лицо у неё было грустное-грустное. Лёка подумала, что сторон для гулянья совсем уже не осталось. А потом нечаянно услышала, как Мария Константиновна сказала нянечке Шуре:

    И Лёка поняла, что Мария Константиновна на нее не сердится. И что жалеть - не стыдно. А это было самое главное.

    С тех пор тайком они прокрадывались к забору и кормили пленных немцев. У них была такая банка от «Лендлизовской» тушенки, они в банку сливали суп, кто сколько мог, и кормили.

    Немцы эти были очень тихие, все время бормотали что-то про танки и шины. Лёка спросила у Киры, что это значит: «Танки-шины?»

    Мама Кира сказала, что по-немецки это «спасибо». «Данке шеен».

    А к лету уже и Колька стал с ними ходить. Девочки ничего ему не говорили, и он девочкам - тоже ничего. Да и что тут скажешь!

    Немец, тот, которому Лёка первому полсухаря дала, вырезал для Лёки маленькую куколку. Из губной гармошки. Лёка не знала, можно ли взять у фашиста. Но он протягивал и улыбался. И Лёка опять подумала: «Хоть и фашист, а живой ведь. Не взять, все равно что ударить».

    И взяла.

    А в начале лета их детский дом номер двадцать пять сажал на Песочной набережной деревья. Лёка могла схватить самый крепкий, самый красивый саженец, ведь она первая стояла, потому что ростом была меньше всех и выбирала первой. Но Лёка выбрала самое тонкое кривое деревце, на которое никто даже не смотрел. «Пусть оно тоже будет расти через много лет», - подумала Лёка. Все лето и осень она приходила к своему саженцу и поливала его из склянки.

    К первой годовщине Победы дерево зазеленело. А им в детском доме выдали новые пальто. Правда, Лёке оно было великовато, пальто пришлось подрезать прямо на ней, но подумаешь, мелочи! В тот день все казалось счастьем…

    ПОСЛЕ ТОЧКИ

    Девочка, которую в детском доме все называли Лёкой, став взрослой - Ольгой Ивановной Громовой, - выбрала себе профессию врача.

    У этого доктора был счастливый дар: она не только прекрасно оперировала, но и умела выхаживать больных. Ольга Ивановна обладала способностью - жалеть так, что это было ничуть не обидно. Многие люди до сих пор говорят ей спасибо. Я - тоже.

    Однажды Ольга Ивановна привела меня в Вяземский садик. На то самое место, где детский дом № 25 сажал деревья почти полвека назад. В старую аллею на Песочной набережной, рядом с Малой Невкой.

    Липы эти разрослись, стали красивыми и тенистыми. Где-то там, среди них, и ее липка, которая была когда-то маленьким кривым прутиком…

    Ольги Ивановны нет теперь на свете. Но в День Победы я всегда поминаю ее, светлая ей память…

      Какое время описано в рассказе?

      Кто такая Лёка?

      Почему она оказалась в детском доме?

      Что испытала маленькая Лёка?

      Кого пожалела Лёка?

      Разве можно жалеть врага?

      Почему Лека так поступила?

      Что удивило вас в семилетней девочке?

      Что поняла семилетняя девочка, услышав слова Марии Константиновны:

    - Откуда у нее только сила взялась на жалость?

      Какая черта самая главная в характере девочки?

      Чему учит рассказ Татьяны Кудрявцевой?

    IV . Вернёмся к теме…

      Тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «ЧТО победит: милосердие или равнодушие?»

      Какие доводы (тезисы) мы должны выдвинуть, чтобы два произведения, о которых мы говорили на уроке, могли стать аргументами?

    Предположения:

    Вариант 1

    Довод 1: Мир, в котором, к сожалению, уживаются добро и зло, милосердие и жестокость, можно изменить только с помощью доброты, сострадания к чужой боли. ( выход на рассказ Татьяны Кудрявцевой)

    Довод 2: Равнодушие не должно победить в современном мире. Чтобы его искоренить, надо чаще показывать его страшное лицо, что и делают писатели, поэты, кинорежиссёры. Пусть люди ужаснутся и поймут, что безразличие к чужой судьбе – это непростительный грех. ( выход на новеллу И.Бунина «Красавица»)

    Вариант 2

    Довод 1: Мир жесток. В нём некомфортно, неуютно слабым и немощным. Обижая тех, кто не может дать сдачи, мы совершаем преступление, и пока мы, люди, этого не поймём, бессердечие и равнодушие будут побеждать.

    Довод 2: Чтобы искоренить зло, равнодушие на земле, мы должны сами стать добрее. Нам всем надо научиться совершать милосердные поступки, приходить на помощь тем, кто в ней нуждается, откликаться на чужую боль, как на свою. Отзывчивость, милосердие, сострадание нужны всем, чтобы жить в светлом и чистом мире. Зло и равнодушие не должны победить!

    V . Работа над заключением сочинения.

      Прочитайте несколько стихотворений и «умных мыслей» писателей и ученых и напишите заключение к сочинению на тему «Милосердие и равнодушие в мире: что победит?»

    В заключение сочинения :

    Верю я, придет пора –

    Силу подлости и злобы

    Одолеет дух добра!

    Б.Пастернак.

    Не бойся друзей: в худшем случае они могут предать!

    Не бойся врагов: в худшем случае они могут убить!

    Бойся равнодушных: они не убивают и не предают.

    Но только с их молчаливого согласия

    Происходит на Земле убийство и предательство!

    Б.Ясенский

    Спешите отогреть своей душой

    Того, кто так нуждается в заботе.

    Сторицей день вернёт вам золотой

    Всё то, что с легким сердцем отдаёте.

    Т.Киркоян.

    Равнодушие к нуждающимся в помощи – это один из самых опасных пороков. Быть равнодушным – значит, по существу, потерять способность к чувствованию рядом с собой человека. В.А.Сухомлинский

    Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, всегда будет больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул… (В.Астафьев )

    Равнодушие – самая страшная болезнь души. (А.Токвиль, французский историк, социолог, политический деятель)

    Берегите друг друга,

    Добротой согревайте.

    Берегите друг друга,

    Суету позабудьте.

    И в минуту досуга

    Рядом с другом побудьте.

    Берегите друг друга

    Без притворства и лести.

    Берегите друг друга:

    Ненадолго мы вместе.

    О.Высоцкая.

    Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо овладеть соучастием, сочувствием, состраданием и в то же время высокой принципиальностью и требовательностью, непримиримостью к злу, умением отличить безобидные человеческие слабости от пороков, уродующих душу. В.А.Сухомлинский

    «Умные» мысли:

    1. Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. И пусть оно не остаётся просто сочувствием, а станет действием. Содействием. К тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприёмника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. Если её настроить на волну высокой человечности ( Сергей Львович Львов, прозаик, критик, публицист, автор многочисленных статей о советской и зарубежной литературе, произведений биографической и детской литературы ).

    2. А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей ( Дмитрий Сергеевич Лихачев, российский ученый, историк, публицист. Письмо третье «Самое большое»).

    3. Главная жизненная задача «должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной ( Дмитрий Сергеевич Лихачев, российский ученый, историк, публицист. Письмо шестое «Цель и самооценка»).

    4. Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны ( Дмитрий Сергеевич Лихачев, российский ученый, историк, публицист. Письмо седьмое «Что объединяет людей »).

    5. Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы ( »).

    6. В жизни ценнее всего доброта ( Дмитрий Сергеевич Лихачев, российский ученый, историк, публицист. Письмо сорок шестое «Путями доброты »).

    7. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».

    Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно . (Дмитрий Сергеевич Лихачев, российский ученый, историк, публицист. Письмо сорок шестое «Путями доброты »).

    8. Лев Николаевич Толстой: " Доброта - есть вечная Высшая цель нашей жизни "

    9. Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия; одно из неоспоримых и бесценных духовных богатств человека (Жаклин Сафье)

    VI . Домашнее задание. Сочинение на одну из тем:

    1. Милосердие и равнодушие в мире: что победит?

    2. "...Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!" (А.П. Чехов ).

    3. Разделяете ли Вы мнение А.П.Чехова, который сказал: "Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть.»?

    4. Каким стал бы наш мир, если бы исчезли доброта и сочувствие?

    5. Можно ли ожидать сочувствия, если ты сам его не проявляешь?


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Милосердие и равнодушие – на чьей стороне Вы?
МИЛОСЕРДИЕ – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию.Понятие милосердия восходит к Пятикнижию, где слово «hesed» обозначало «доброту», «любящую доброту». В добиблейской греческой литературе слово είδος обозначает чувство, которое возникает при виде незаслуженных страданий. У Аристотеля – чувство, противоположное гневу: сочувствие, жалость, сострадание.

Хотя милосердие представляет собой высшее моральное требование, оно отнюдь не может рассматриваться в качестве требования, исполнение которого всегда ожидается от человека; в действительных отношениях между людьми как членами сообщества милосердие является лишь рекомендуемым требованиемМилосердие вменяется человеку в обязанность, однако он сам вправе требовать от других лишь справедливости и не более того.

Милосердие опосредовано служением; этим оно возвышается над подаянием, услугой, помощью. В нормативном плане милосердие непосредственно связано с требованиями прощения обид, противостоянием злу, насилию, любви к врагам.

style.rotation Яркие примеры милосердия
Романова Елизавета ФедоровнаВскоре после гибели мужа она продала свои драгоценности (отдав в казну ту их часть, которая принадлежала династии Романовых), на вырученные деньги купила усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею Марфо-Мариинская Обитель Милосердия. Это не был монастырь в точном смысле слова, сестры обители занимались благотворительной и медицинской работой.Елизавета была причислена к лику святых.

style.rotation Николай II с семьей и Елизавета Федоровна при посещении Солдатенсковской больницы

Сестры милосердияДеятельность конгрегации «Сёстры Милосердия» направлена на помощь обездоленным и образование малообеспеченных. Отличительной чертой конгрегации является принятие характерного только для этой общины особого обета служения и активная общественная деятельность. В соответствии со своей миссией многие монахини занимаются преподавательской, медицинской и благотворительной деятельностью.

Анджелина ДжолиДжоли создала несколько благотворительных фондов, занимающихся помощью детям в Камбодже и тем, кто пострадал от техногенных катастроф.Актриса своими глазами увидела, в каком бедственном положении находятся жители Камбоджи, и отправилась в гуманитарное путешествие по странам третьего мира. Вскоре пришла идея и о первом усыновлении.

style.rotation Дэвид БекхэмКогда Дэвид Бекхэм прилетел в Сьерра-Леоне, он заставил свою команду найти окно в его расписании, чтобы он мог поиграть в футбол с местными детьми. Дэвид решил помочь семье одного из бывших футболистов, родственники которого сейчас живут за чертой бедности. Дэвид подарил каждому члену семьи по iPhone и сообщил, что семье не стоит волноваться из-за счетов за звонки, ведь они уже оплачены на 10 лет вперед. Напоследок футболист вручил чек на 100 тысяч долларов.

style.rotation Что такое равнодушие?Равнодушие - это состояние апатии к окружающему миру, людям, явлениям, событиям, нежелание участвовать в изменении собственной жизни к лучшему, отсутствие беспокойства о других людях. «Мне все равно... Меня это не касается... Это меня не интересует... Оставьте меня в покое... Не мешайте мне...». Такие фразы слышал или произносил каждый из нас. Человек желает, чтобы его оставили в покое, он не хочет иметь ничего общего с определенными людьми или событиями, его ничто не заботит и не интересует. Существует много проявлений равнодушия. Маленький мальчик стоял у витриныИ по слогам объявленье читал.В нём сообщал продавец магазина,Что он забавных котят продавал.Мальчик несмело вошёл и с порогаСкромно спросил, сколько стоят они.Цену узнав, прошептал: “Это много...”,Ручки засунув в карманы свои,Он потихоньку извлёк всё, что было.Да, это мало, хоть долго копил.Детское сердце невольно заныло...С горечью в голосе он попросил:“Дяденька, можно хотя бы глазочкомТолько на ваших котят посмотреть.Были бы деньги, купил бы я точно,Но накопить мне никак не успеть”.И продавец не спеша открываетКрышку в огромной коробке, и вотВосемь котят из неё выбегают,Ну, а девятый за ними ползёт,Хочет успеть за друзьями своими,Но не угнаться за ними ему.А всё потому лишь, что ножки больные,Так он родился... себе на беду.Мальчика словно водой окатили, Глазки свои отвести он не смел,Даже сказать что-то был он не в силах,Лишь на хромого котёнка смотрел. Но через силу, с огромным волненьем,Еле, чуть слышно он вдруг проронил:“Были бы деньги, то я, без сомненья,Котёнка хромого у вас бы купил”.А продавец посмотрев с изумленьем,Грустно ответил, кивнув на него:“Знаешь, котёнок больной, к сожаленью,Родился таким, не излечишь его.Но, если ты хочешь, котёнка хромогоМожешь себе и без денег забрать.Никто и копейки не даст за такого, Я и не думал его продавать”.Мальчик ответил серьёзно и строго:“Деньги у мамы могу я занять,Я заплачу за котёнка хромого,Чем же он хуже здоровых котят?Стоит он так же, как стоят другие,Полную цену я вам заплачу,Будем с ним жить мы, как братья родные,Сильно котёнка купить я хочу!” Это сказав, он неловко нагнулсяИ под штанину зачем-то полез.Взглянув на него, продавец ужаснулся:Вместо ноги он увидел протез...Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу...Всё стало ясно теперь продавцу.Мальчика крепко обнять захотелось,Он протянул свои руки мальцу.“Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы?Чтоб остальные котята нашлиТоже заботливых и милосердных,Добрых хозяев, таких же, как ты!” Равнодушное отношение... Равнодушие... Что это такое? Откуда оно берется в людях? В последнее время равнодушие – привычноеслово. Мы часто слышим о нем потелевидению, по радио. Оно витает в воздухе наулице. Все его боятся, а сталкиваясь сним, не узнают. Равнодушие – это черствость инесостоятельность человеческой души. Какправило, равнодушные люди не признают себятаковыми, более того, некоторые из нихсовершенно серьезно считают себяромантиками. Смешно... По определению, романтика – это чувства и эмоции, возвышающие человека,она «характеризуется изображениемсильных страстей». Если говорить проще, торомантика – это истинная любовь, преданнаядружба... Так что равнодушие и романтиканесовместимы. Причины равнодушияЧасто равнодушие - это своеобразный способ защиты, оберегающий человека от стресса. Если человека неоднократно отвергали или оскорбляли, то он старается избегать подобных негативных эмоций. Желая защититься, человек часто совершенно неосознанно начинает изображать равнодушие. Однако со временем возникает проблема, потому что равнодушие и безразличие нередко становятся внутренним состоянием человека. Иногда наблюдаются тяжелые случаи равнодушия к окружающим и самому себе. В наше время очень сложно быть милосердным и при этом оставаться уважаемым человеком. Как правило, добрых, бескорыстных людей, стремящихся оказывать помощь, считают странными. Как только мы начинаем проявлять милосердие, нас тут же начинают называть Матерью Терезой. Как будто бы мы совершили какую-то глупость. Люди по большей своей части привыкли быть эгоистами, заботясь лишь о собственном благополучие. Они боятся того, что о них подумают другие, и давят в себе свои самые добрые качества. Но это не правильно!

Каждый выбирает то, что считает нужным.Каждый из нас просто обязан воспитывать в себе милосердие, сострадание… иначе мир разрушится. И нельзя забывать об одной простой вещи: если вас не трогает чужая боль, не выражайте своё возмущение по поводу бесчеловечности окружающего мира. Уместнее начать с себя!