Снеговик черно белый рисунок. Как нарисовать снеговика на новый год? Пошаговый пример рисования снеговика


Инна Липовна Гамазкова (такое необычное отчество имеют, как они сами утверждают, только два человека на свете: Инна и ее брат, тоже писатель, Марк Шварц) родилась 15 февраля 1945 года в г. Омске. В восьмилетнем возрасте переехала в Москву. Закончила библиотечный техникум, а потом Московский областной педагогический институт (факультет химии и биологии). Работала в районной библиотеке, а потом в научно – исследовательском институте.


Работая в лаборатории НИИ хлорной промышленности, в лаборатории Института бытовой химии, разрабатывала средства для борьбы с насекомыми. Некоторые её изобретения были внедрены в производство, за это ей присвоили звание «Изобретатель СССР». Первые публикации, юмористические, появились на некогда знаменитой 16-й странице «Литературной газеты», сначала - для взрослых, потом - для детей. И уже в то время она стала лауреатом премии «Ревизор», которую присудила ей «Литературная Россия» за юмористические рассказы.


В 90-е годы стихи Инны Гамазковой печатались регулярно и большими тиражами: например, книжка «Это я говорю» вышла в количестве экземпляров. Так раньше издавались книжки для малышей, разговаривать с которыми поэту, видимо, нравится больше всего. Любимые её жанры - считалки, загадки, скороговорки, песенки.








В книге "Гнёзда, норки, домики" рассказывается о том, как обустраивают свои жилища птицы, млекопитающие, насекомые, моллюски и осьминоги. Дети узнают о гнёздах удивительной птицы-носорога, прилежных ткачиков, о монументальных термитниках и многом другом. Книга содержит прекрасный иллюстративный материал, который позволит не только получить полезные сведения, но и познакомиться с внешним обликом многих ее героев.








Дрессировщики Наташка рыбку учит плавать, А Вовка чижика. Летать. Андрей собаку учит лаять, И кошку - молоко лакать. А у меня ни рыбки нет, ни птицы. Учу я лампочку светиться! Включаю, выключаю снова, - Всё понимает, С полуслова! Стихи И. Гамазковой Радуга Петух увидел радугу: - Какой красивый хвост! Баран увидел радугу: - Какой высокий мост! И конь глядит на радугу: - Подкова велика. Река глядится в радугу: - И в небе есть река?


Прутик Я нашла на снегу Тонкий, голый прутик. А ветер-то вертит! А ветер-то крутит! Принесла его домой: - Погляди-ка, мама! Налила воды живой Прямо из-под крана. Он живой воды напился, Распрямился, оживился А из почки Удивлённый Носик выглянул зелёный. Считалка Ехал поезд по грибы, Тук-тук, перестук. Пересчитывал столбы, Тук-тук, перестук. У последнего столба Он увидел два гриба, Боровик и шампиньон. Кто не верит? Выйди вон!

— Гамазкова – это праздник

Гамазкова – это праздник! Шумный, аппетитный, весёлый! Когда мои дети были маленькие, только и слышалось: – А когда тётя Инна придёт? Потому что тётя Инна – это всегда какие-то немыслимые конфеты, поющие и говорящие авторучки, а ещё – смех, крик и хохот, ведь это только она, большая шумная тётя, знает такие смешные загадки, такие хитрые обманки, и смеётся громче всех!
А стишок, который она сочинила про моего Ваню?
Когда Ваня был маленький,
Он прятался в валенке.
Вырос Ваня – эге-ге-ге!
Виден даже в сапоге!
Этот маленький шедевр помнят все в нашей семье и передают из поколения в поколение!
Я полюбила её сразу, как только прочитала стишок про суровую мужскую дружбу:
Я стукнул Мишку по плечу,
что мне с ним интересно,
а он меня: – Привет, молчун! —
Слегка портфелем треснул….
(Мне нравится именно это начало – с портфелем и с этим хулиганским «треснул». Потом, видимо, в воспитательных целях, начало было переделано, и что-то ушло…)
Мы – не девчонки – «сю-сю-сю».
Не ходим парой, чинно…
Уж если дружим, так вовсю,
Сурово! Как мужчины!
Да, наша дружба с Гамазковой именно такая! Никаких мусипуси, вроде «Леночка», «Инночка», а сурово, по-мужски: Привет, Григорьева, или даже – Григоренко, а я ее – Привет тебе, о Гамазкова! Потому что это звучит всеобъемлюще! «Гамазкова, ты нужна мне как редактор!» – вызваниваю я её, когда мне нужна редакторская помощь. «Гамазкова, ты нужна мне как биолог», – когда надо что-то уточнить по поводу цветов, зверей, птиц – в этих вопросах она дока! «Гамазкова, ты нужна мне как друг!» – когда плохо, проблемы. «Гамазкова, ты нужна мне как доктор!» – и тут она всё знает-умеет. Однажды, когда я сильно болела, приехала и буквально поставила меня на ноги, – есть, есть у Гамазковой один чисто гамазковский рецепт, тайну которого раскрыть пока не могу…
Гамазкова и юмор – две вещи столь же нераздельные, как бутерброд с сыром или колбасой («Григорьева, а сверху положи еще дольку грейпфрута – пальчики оближешь!») Видимо, юмор заложен в ней при рождении, генетически. Представьте, она смеется даже во сне! Да-да, я сама это слышала! Однажды ночью, когда мы отдыхали с ней на Клязьме, я была разбужена её смехом! Кроме того, оказалось, что она помнит уйму самых разнообразных песен – от пионерских до блатных, дворовых. Никогда не забуду, как мы шли с ней по набережной, и её звонкий девичий голос разносился вдоль всего Клязьменского водохранилища, распугивая местных ворон и лягушек.
Гамазкова – большой ребёнок. В незнакомом месте теряется и готова заплакать, как дитя. В Переделкино, находясь в ста метрах от дачи Чуковского, умудрилась заблудиться и обидеться на меня: мол, бросила посреди дороги! А как она всему радуется! Хорошей книжке, смешной истории, фильму… Прочтёшь ей что-нибудь новенькое и ждёшь: если понравилось, засмеётся и захлопает в ладоши. Если нет, – протянет «ну-у-у…» и скорчит такую физиономию, что хоть святых из дому выноси!
Ну и кроме того, Гамазкова прекрасная сводница! В хорошем смысле этого слова! Потому что сводит незнакомых, но очень нужных друг другу людей, которые потом вместе путешествуют, отдыхают, строят дачи, пишут стихи и прочее.
А как она готовит? Вкусно и много! По принципу: большому пирогу и рот радуется! Как в её коронном стихотворении про бегемотика:
Чашку выпил,
Чайник выпил,
Бочку выпил…
Хорошо!
Да, Гамазкова – это МНОГО, ВКУСНО, АППЕТИТНО, ВЕСЕЛО! А что же её душа? Где все эти страдания, метания, слёзы по ночам и боль разлуки? О, нет, только не это! Гамазкова не кричит о своих переживаниях, не жалуется, только ночью, когда никто не слышит, тихо-тихо – «велосипеду вновь не спится, всё ноет сломанная спица…» И всё.

^ Урок 4. Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой»
(технологическая карта)


^ Цели деятельности педагога

Создать условия для развития интереса к чтению, фонематического слуха, воображения, творческих способностей; научить выразительно читать

^ Тип урока

Комбинированный

Планируемые результаты образования

Предметные: умение передавать голосом при чтении различную интонацию, находить слова, которые помогают представить самого героя и его речь *

Личностные: умение ориентироваться в нравственном содержании своих поступков через оценку поступков литературных героев

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения.

Познавательные: умение выделять существенную информацию из текста и осуществлять анализ текста, понимать и правильно употреблять понятие «интонация».

Коммуникативные: умение задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей, отличное от собственного


^ Формы и методы обучения

Фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный

Основное содержание темы, понятия и термины

Знаки препинания, интонация в речи

^ Образовательные ресурсы

Карточки с пунктуационными знаками! . ?; карточки с изображением предметов; словари по русскому языку; иллюстрации к произведениям; портреты поэтов и писателей

^ Сценарий урока

Этап урока, цель

Обучающие и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

осуществляемые
действия

формируемые
умения

1

2

3

4

5

6

^ I. Организационный
момент


Эмоциональная, мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность
к уроку, фиксирует отсутствующих

Приветствуют учителя, отвечают на вопросы, организуют своё рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей

Воспринимать на слух речь педагога; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Наблюдение учителя

^ II. Актуализация знаний, сообщение целей

Повторение темы урока 3.

Игровой момент (загадка).

Постановка цели урока


Проводит конкурс рисунков о волшебных буквах русского алфавита.

Предлагает учащимся отгадать загадки:

Вечно думая над смыслом,

Изогнулся коромыслом.

(Вопросительный знак.)

Бурным чувствам нет конца,

Пылкий нрав у молодца.

(Восклицательный знак.)

Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть.

(Точка.)

Открывает на доске карточки с изображением знаков препинания и спрашивает учащихся, какую роль выполняют эти знаки в письменной и устной речи


Показывают свои рисунки о буквах, выполненные дома. Читают стихотворения о буквах.

Отгадывают загадки.


Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Понимать смысл загадки и смысл текста.

Осознанно строить речевое высказывание


Устные ответы на воп- росы.

Наблюдения учителя


^ Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

Просит прочитать предложения, передавая голосом различную интонацию в соответствии со знаками препинания.

Объясняет учащимся, что на уроке будут учиться передавать голосом при чтении различную интонацию.

Интонация – тон, манера произношения, отражающие какие-либо чувства говорящего

Читают предложения
с различной интонацией

Осуществлять
поиск существенной информации (из рассказа учителя)


^ III. Изучение нового материала

Чтение скороговорки.

Работа с карточками.


Просит учащихся прочитать скороговорку сначала медленно, чётко произнося слова, затем в быстром темпе:

Стала утка на пруду

Учить своих утят.

Утята плавать на виду

У мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

«Ну что из них получится?»

В. Лунин

– Назовите предметы, изображённые на карточках.

– Разложите карточки парами, выбрав предметы, названия которых звучат похоже, то есть рифмуются (Приложение 1)


Читают скороговорку

Отвечают на вопросы учителя.
Самостоятельно выполняют задание педагога.


Принимать и сохранять учебную задачу.

Формулировать ответы на вопросы учителя.

Находить на разнообразные способы решения
задач.


Наблюдения учителя.

Задание
в карточке.


^ Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

Чтение стихотворения Г. Сапгира «Про медведя»
Словарная работа и анализ прочитанного произведения.

Предлагает рассмотреть иллюстрации на с. 14
(часть 1) учебника и ответить на вопросы:

– Как называется произведение?

Объясняет учащимся значение слов, встречающихся в стихотворении:

Приятель – друг.

Восторг – радость.

Нацарапай – напиши.

– Как выражал свои чувства медведь?

– Какие звуки он произносил? Что выражал звуками?

– Какие звуки не могут передать рёв медведя? Просит произнести звуки, которые издавал медведь.

Организует диалог с учащимися по вопросам:

– Можно ли, зная лишь звуки о , э , ы , у , а , произнести слово, выразить свою мысль? Почему?

– Прочтите пословицы:

Слово – серебро, молчание – золото .

Слово дано человеку, а животному – немота.

– Какая пословица отражает идею стихотворения?

– Объясните смысл этой пословицы


Самостоятельно читают стихотворение, отвечают на вопросы

Запоминают значение слов, отвечают на вопросы.

Находят и зачитывают ответ медведя.

Читают пословицы
и объясняют значение.


Владеть навыком смыслового чтения художественных текстов
Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Формулировать своё мнение и позицию по заданной теме.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов.


Устные ответы

Устные ответы.


^ Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

Физкультминутка (Приложение 2).

Чтение стихотворения М. Бородицкой «Разговор с пчелой».
Беседа по теме «Интонация»
и по содержанию стихотворения


– Объясните значение пословиц на с. 15 (часть 1) учебника.

– Какие звуки медведь произносит с восторгом, с удивлением, нежно?

«О-о-о!» (Удивленно.)

Проводит физкультминутку.
Предлагает прочитать фамилию автора, название стихотворения и ответить на вопросы:

– Как называется стихотворение?

– Как вы думаете, о ком это стихотворение?

Просит учащихся во время чтения обратить внимание на пунктуационные знаки.

Организует беседу по вопросам:

– Кто участвует в разговоре? (Мальчик и пчела.)

– Почему поссорились мальчик и пчела?

– Какие звуки в словах нужно произнести протяжно?

Читают с различной интонацией восклицания:

«Э-э-э!» (Важно.)

«У-у-у!» (Обиженно. )

«А-а-а!» (Нежно.)
Самостоятельно читают стихотворение «Разговор с пчелой»
(по выбору учителя).

Отвечают на вопросы.

Зачитывают слова из стихотворения, которые помогают оживить картину. (Уж-жасно, нуж-жен, уж-жин.)

Зачитывают только
слова пчелы, показывая голосом, что она рассердилась

Сохранять поставленную задачу
Владеть навыком смыслового чтения текста.

Оценивать правильность выполнения действия
на уровне адекватной ретроспективной оценки

Наблюдения учителя.

Устный опрос


^ Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

^ IV. Закрепление знаний и способов действий

Игра «Продолжи рифму» (Приложение 3)

Читает стихотворение

Заканчивают вторую строчку словом, подходящим по звучанию и смыслу

Учитывать ориентиры действия, предложенные учителем

Устный ответ

^ V. Подведение итогов

Обобщение
полученных
на уроке сведений и знаний

Проводит беседу по вопросам:

– Что объединяет эти произведения?

– Как можно передать чувства говорящего?

– Какое стихотворение понравилось больше всего?


Размышляют и отвечают на вопросы.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке


Вносить коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта ошибок

Оценивание учащихся за работу на уроке

^ VI. Внеурочная деятельность

Подготовить выразительное чтение изученных стихотворений

Объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание

Приложение 1

Ответ: банки-санки; шишка-мишка; жук-лук.

Приложение 2

Физкультминутка

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому,

Кому в платок, кому в зубок,

Кому в лапочку.

Приложение 3

Рисовал художник ламу

И картинку вставил в … (раму).

Друг позвал меня на пир,

Ел я торт и чай я … (пил).

Зреет на кустах малина,

Соберет ее … (Марина).
Собирал модели Юлик,

Помогал братишке … (Юрик).
Дедушку зовут Лука,

У него болит … (рука) .
На столе – с картошкой плошка,

За столом – голодный … (Прошка).
Приготовил повар … (Пров).

Вкусный и душистый плов.
Вечно плачет этот Лёва,

Говорят ему: «Ты – … (рёва) ».
В блеске солнечных лучей

По земле бежит … (ручей).
Хорошо танцует Ваня

И его сестрёнка... (Таня).
^ Урок 5. И. Гамазкова «Кто как кричит?».
И. Гамазкова, Е. Григорьева «Живая азбука»

Цел и:

Продолжить формирование выразительного и осмысленного чтения;

Совершенствовать навык чтения целыми словами;

Учить анализировать произведения;

Развиватьречевыеумения,творческиеспособности,памятьи мышление.

Оборудовани е: карточки-ребусы; кроссворд; фотографии и рисунки с изображением животных; алфавит; карточки с загадками; энциклопедия о животных.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение стихотворени й.

Учащиеся парами читают стихотворение И. Гамазковой.

СтихотворениеМ. Бородицкой«Разговорспчелой»прочтитепо ролям.

III. Постановка цели урока.

Разгадайте ребус ы:

а) б)

(Алфавит.)(Азбука.)

Что такое алфавит ?

Что такое азбука ?

Сколько букв в алфавите?

В каких случаях пригодится знание расположения букв в алфавитном порядке?

Как же образовались слова алфавит и азбука ?

Буква «А» похожа на перевернутую вниз рогами голову быка. Бык на языке древних воинствующих народов Аравии назывался алеф . Вторая буква алфавита была похожа на дом. Дом назывался бет . Алефбет - это название состоит как бы из двух склеенных первых букв древней азбуки. Во время своих путешествий слово «алефбет» все время изменялось и дошло до нас как «алфавит».

Но у нас есть для него и второе название - азбука . А оно откуда? По-древнерусски первая буква алфавита называлась аз , вторая - буки . Вот и получилось аз-буки, или азбука . А слово «букварь» означает «собрание букв», равно как «словарь» - собрание слов.

Сегодня на уроке мы продолжим чтение произведений на тему «Жили-были буквы».

IV. Изучение нового материала.

1. Отработка техники чтени я.

Прочтите чистоговорку:

Ра-ра-ра - Кате спать пора.

Ро-ро-ро - на полу стоит ведро.

Ры-ры-ры - летают комары.

Ри-ри-ри - на ветке снегири.

Ор-ор-ор - подмели мы двор.

Арь-арь-арь - на стене висит фонарь.

Прочтите гласные на одном выдохе:

а-у-и ы

а-э-о-у

о-а-ы-у

Прочтите слоги на одном выдохе:

на-ня-ла-ля

са-ся-за-зя

ба-бя-да-дя

2. Чтение стихотворения И. Гамазковой, Е. Григорьевой «Живая азбука».

Прочтите название стихотворения.

Рассмотрите иллюстрации.

Как вы думаете, о чем расскажет это стихотворение?

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение, остальные ученики подбирают пропущенные слова.

Сравните это стихотворение со стихотворением «Кто как кричит?». Что в них общего?

Чем эти два стихотворения отличаются?

3. Игра «Подбери рифму».

Учитель называет слово, а ученики подбирают к нему слова, согласующиеся по звучанию.

Упала (молчала, читала, кричала).

Бочка (почка, кочка, ночка, дочка).

На окне (на стене, во дворе, на траве, на заре).

Физкультминутка

Вороны

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар! (Громко.)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар-кар-кар! (Громко.)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

Кар-кар-кар! (Тихо.)

Учащиеся повторяют движения за учителем.

V. Продолжение изучения нового материала.

1. Чтение стихотворения С. Маршака «Автобус номер двадцать шесть».

Как называется это стихотворение?

Рассмотрите иллюстрации к произведению.

Предположите, о чем или о ком стихотворение.

Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:

ав-то-бус - автобус

верб-люд - верблюд

гип-по-по-там - гиппопотам

дель-фин - дельфин

вполз-ти - вползти

на-воз-ный - навозный

про-вор-ча-ла - проворчала

за-спо-ри-ла - заспорила

по-ссо-рил-ся - поссорился

про-жуж-жал - прожужжал

Прочтите самостоятельно стихотворение.

Что необычного в этом автобусе?

О ком это стихотворение?

Какой совет скрывается в последнем четверостишии?

Обратите внимание на строки в этом стихотворении. Здесь скрывается секрет. Если вы выпишете первые буквы каждой строчки, то вы его отгадаете.

Какой секрет вы открыли?

Какие буквы алфавита не использовал автор?

Есть ли среди пассажиров автобуса малоизвестные вам животные?

Учитель демонстрирует изображения животных и кратко рассказывает о них.

2. Игра «Назовите буквы».

Учитель на доске открывает рисунки со сказочными буквами.

Какие буквы вы видите? Назовите!

Внимательныелюди-художники-увиделиипоказалибуквывокруг нас. А какие буквы видите вы вокруг, рядом, дома, на улице?

Нарисуйте и вы сказочные буквы.

VI. Итог урока.

Отгадайте загадки и прочтите ключевое слово в кроссворде.

Загадк и:

1. От цветка к цветку порхает,

Утомится - отдыхает.

2. Рыжая, с пушистым хвостом,

Живет в лесу под кустом.

3. Узнать его и просто и легко:

Высокого он роста и видит далеко.

4. У меня ходули - не страшит болото:

Лягушат найду ли - вот моя забота.

5. Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

6. Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

7. Кто на себе свой домик носит?

Ключевое слов о: алфавит .

Что такое алфавит?

С какими произведениями мы познакомились на уроке?

Какой совет дает С. Маршак читателям?

Домашнее задание:

1) подобрать материал об одной из букв алфавита (стихотворения, картинки с изображением предметов, загадки);

Дополнительный материал к уроку 5

Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964).

Мар-шак, Мар-шак… Слышите? Как будто пульсирует жилка. Энергия ли семейной фамилии передалась ему «по наследству» или это случайность, но жил он так, как предписывала фамилия. Энергия била ключом, помогая преодолеть болезни, горе, потери.

Человек «огнедышащего» характера родился 3 ноября 1887 г. в Воронеже. У известных писателей принято искать литературно одаренных предков. Был такой и у Маршака. Правда, очень давно, говорят, аж в XVII в.

Гораздо ближе была бабушка, любившая говорить в рифму. Родители же занимались делами прозаическими: отец варил мыло на частных заводиках, а мать вела хозяйство семьи, в которой было шестеро детей. Жили бедно, часто переезжали; отец без конца искал работу.

В край далекий, незнакомый

Едет вся моя семья.

Третьи сутки вместо дома

У нее одна скамья.

Наконец обосновались в маленьком Острогожске. Можно сказать, что как поэт Маршак родился недалеко от этих мест. Было поэту четыре года. Хотя кто в четыре года не поэт и не счастлив?..

Года четыре был я бессмертен,

Года четыре был я беспечен...

А вот как переводчик Маршак родился точно в Острогожске. Одиннадцатилетним гимназистом он по заданию учителя перевел оду Горация.

Судя по воспоминаниям, в детстве Маршак все время что-то сочинял: игры, пьесы, рассказы. Слушателям особенно нравились его «суматохи»: необыкновенные истории с фантастическими концами.

Но, как оказалось, невероятные истории случаются и в жизни. Летом 1902 г. в жизни Маршака произошло чудо. Он, выросший на грязной окраине захолустного городка, оказался в столице, блестящем Петербурге, среди людей, чьи имена знала вся Россия. Талант и счастливый случай привели Маршака к Владимиру Стасову - знаменитому исследователю культуры и художественному критику. И здесь, у «седовласого старика-богатыря», «маленький мальчишка в слишком коротких панталонах» читает свои стихи Репину, Горькому, Шаляпину. Он пишет слова к сочинению композиторов Глазунова и Лядова, и это сочинение исполняется в одном из великолепных залов Петербурга.

Стасов открыл мальчику другой мир и помог в нем обосноваться. Но когда Владимира Васильевича не стало, старые проблемы подступили вновь.

Гимназии Маршак не кончил. В университет поступить не мог. И должен был зарабатывать на жизнь уроками и небольшими публикациями. С 1907 г. они постоянно появлялись на страницах разных газет и журналов. Писал он и стихи, но на них не очень-то обращали внимание.

В 1911 г. Маршак впервые отправился в заграничное путешествие, на Ближний Восток. Оттуда он привез кучу впечатлений, стихи и красавицу-жену, с которой познакомился на корабле. Вместе с ней в 1912 г. Маршак едет учиться в Англию, в Лондонский университет. Студент факультета искусств, он изучал английскую поэзию «с мешком за плечами и палкой в руках». Здесь, в Англии, в его жизни впервые появилось то, что позднее так тесно привязало его к книге, притом более всего - к детской: первый ребенок в семье, ребята из «Школы простой жизни» и любовь к английской поэзии, которой он не изменил до конца своих дней. Путь Маршака к детской книге был долгим и извилистым. В первые десятилетия нового века Самуила Яковлевича не оставляла забота о детях-беженцах, о тех, кто остался без дома, без родителей, о тех, кто голодал. А было таких в годы Первой мировой войны, а потом Гражданской - тысячи и тысячи.

Сам Маршак говорил: «Я пришел в детскую литературу через театр». В 1920-е гг. в Краснодаре вместе с поэтессой Е. И. Васильевой он начал писать пьесы для ребят. Пьесы ставились в местном театре, потом - в «Детском городке». В 1922 г. они были опубликованы в сборнике «Театр для детей». Поэтому не случайно, вернувшись в Петроград, Маршак пришел работать в Театр юных зрителей. Поиск сюжетов для пьес привел его в библиотеку, где собирались детские писатели. С тех пор с книгой для детей он больше не расставался.

C 1923 г. Маршак - редактор журнала «Воробей», затем - редактор отдела издательства. Это был не просто отдел, это был «редакционный оркестр», где Маршак «был и дирижером, и первой скрипкой». Под управлением этого дирижера рождались стихи, рассказы, сказки, написанные специально для ребят «бывалыми» людьми: Житковым, Бианки и многими, многими другими. Ох, как пригодилась тут Маршаку его «нетерпеливая» энергия! Он «советовал, читал вслух, ссорился, требовал, настаивал и уговаривал». Суровый, подчас жесткий критик, Самуил Яковлевич никогда не был добреньким покровителем начинающих авторов. Что ж, таким и должен быть дирижер разноголосого оркестра, который представляло собой замечательное издательство, выпускавшее детские книжки.

За свою работу Маршак не раз получал различные награды, не раз бывал председателем важных комиссий. И оставался поэтом. В 1923 г. вышлиего«Деткивклетке»,«Дом,которыйпостроилДжек» и «Пожар». Все самые знаменитые детские книжки были написаны поэтом в 1920-1930-е гг.

«Люди пишут, а время стирает...» К счастью, стирает не все. Кто не знает почтальона «с толстой сумкой на ремне» или «рассеянного с улицы Бассейной». Уж никто и не помнит, что такое гамаши, которые он натягивал, а книжка живет. Такой он обаятельный и запоминающийся с первой же строчки - этот рассеянный.

А как хочется, услышав слова: «Мой веселый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?», - бросить все и убежать играть с этим самым мячом!

Стихотворные строчки Маршака запоминаются сразу же. Кажется, будто поэт их не сочинял - просто они были всегда.

Самуил Яковлевич долго работал над каждым произведением. Так, пьеса-сказка «Кошкин дом» из пятистраничной выросла в целое большое представление, а «Мистера Твистера» он исправлял раз тридцать. Его отличала безукоризненная честность в работе. Он все делал на совесть, касалось ли это заказной агитационной подписи на коробке с макаронами для армии в годы войны или осуществления заветного замысла. Для него всегда было «искусство строго, как монетный двор». Несмотря на неважное здоровье, он прожил долгую жизнь с трагическими потерями и безоблачными счастливыми днями. Он написал много и о многом - от стихотворных подписей под картинками до философских раздумий о жизни.