Штейнберг эдуард аркадьевич. Эдуард штейнберг - kontinent. К какому из направлений

Если вас интересует ответ на вопрос: «я счастливый человек?», то пройдите тест на счастье. Конечно, каждый человек и сам знает, счастлив он или нет. Тест дополнит ваше знание о себе.

Тест на счастье

Ответь искренне и честно на 15 вопросов. Да или Нет.

1. Тебя устраивает твоя жизнь?

2. Ты часто ссоришься с женой (мужем)?

3. Ты хотел(а) бы хоть на один день стать Джеймсом Бондом?

4. Ты доволен (довольна) своей одеждой?

5. Судьба к тебе справедлива?

6. У тебя дружеские отношения с сослуживцами?

7. У тебя часто бывает бессонница?

8. Ты часто просыпаешься в плохом настроении?

9. Ты доволен (довольна) своей внешностью?

10. Ты гордишься своими профессиональными достижениями?

11. В твой жизни было больше поражений, чем побед?

12. Тебе больше нравятся выходные, чем рабочие дни?

13. Ты хотел (хотела) бы переехать жить в другой город?

14. Тебя устраивает твоя сексуальная жизнь?

15. Ты вспоминаешь свои школьные годы с неприязнью?

Ответ «ДА» на 1, 4, 5, 6, 9, 10, 14 вопрос приносит тебе по 1 баллу.

Ответ «НЕТ» на 2, 3, 7, 8, 12, 13, 15 дает тебе еще по 1 баллу.

Посчитай свои баллы.

Итог теста на счастье:

1-3 балла. К сожалению, ты несчастный человек, потому что глубоко в этом уверен (уверена). Дай тебе волю, ты бы перечеркнул(а) свою жизнь и переписал(а) ее заново. Но и это вряд ли помогло бы. Проблема, несомненно, в тебе, а не в удаче или роке.

9-15 баллов. Ты счастливый человек! Не столько потому, что родился (родилась) в рубашке, сколько потому, что носишь ее не снимая. Конечно, есть в жизни вещи, которые хотелось бы изменить, но они не влияют на твою доброжелательность и благорасположение к себе и людям.

Неважно, кто вы. Счастье — это то, о чем мечтаем мы все. Иногда оно приходит легко и естественно, а иногда его можно получить только в результате борьбы. Счастье — это то, что все ищут, о чем все мечтают, но понять, как его получить или достичь, очень трудно. Не знаете, счастливая ли у вас жизнь? Давайте разберемся, что предполагает такое состояние!

Вы любите образ жизни, который ведете

Все люди оказываются в тех или иных жизненных ситуациях в результате определенных своих решений. У всех есть шанс на то, чтобы создавать свой собственный образ жизни. Если вы делаете это с любовью и осознанностью, скорее всего, вы достаточно счастливый человек. Счастливый образ жизни сопровождается искренним ощущением спокойствия и удовлетворения. Жизнь может быть трудной из-за постоянных изменений и сложностей, но если потом вы чувствуете покой и уверенность в своих решениях, вы на правильном пути. Если вы чувствуете, что ваши повседневные поступки помогают вам двигаться к вашей цели, вас можно считать счастливым человеком.

Вы можете справиться с трудностями

То, как вы реагируете на неудачи, может многое рассказать о том, насколько вы счастливы. Счастье можно описать как соотношение мыслей и эмоций насчет возможного будущего. Если вы действительно счастливы, вы знаете, что сможете реализовать свой потенциал и достичь поставленных перед собой целей. Подумайте о случившемся с вами в последнее время разочаровании и оцените, какими эмоциями оно вас наполняет. Если вы парализованы страхом или сбиваетесь с пути после такой ситуации, возможно, в глубине души вы не слишком удовлетворены тем, как складывается ваша жизнь. Если же вы с легкостью движетесь дальше после разочарования и справляетесь с жизненным штормом, скорее всего, у вас счастливая жизнь. Только счастливый человек может встречать испытания с радостью.

Вы говорите спокойно и открыто

Это одна из наиболее ярких характеристик счастливого человека. Чем более спокойно вы можете выражать свои мысли и мнения, тем вы счастливее. Счастливый человек не страдает от мнения окружающих на его счет. Такие люди уверены в себе, они не беспокоятся о том, что подумают о них остальные. Это позволяет им быть открытыми, честными и эмоциональными. Счастливому человеку хватает смелости, для того чтобы выражать то, что он действительно чувствует. Выражайте свои эмоции. Не позволяйте гневу или разочарованию накапливаться внутри. Говорите то, что чувствуете, открыто и с уважением. Это освобождает!

Вы стремитесь к своим целям

Если вы не слишком заняты тревогой о том, что о вас подумают окружающие, у вас куда больше времени на то, что имеет для вас значение. Счастливым людям удается уделять время тому, что их интересует. Их не ограничивают ожидания, созданные обществом или близкими. Они полны сил и стремятся к своей мечте, им неважно, какие препятствия ждут их на пути.

Вы можете сами сделать себя радостнее

Если вы счастливый человек, это еще не значит, что вы полны счастья двадцать четыре часа в сутки. Это невозможно и совершенно не естественно. Тем не менее счастливые люди знают, как восстанавливаться и находить радость в любой ситуации. Они понимают, что счастье не берется из ниоткуда. Они понимают, что счастье является результатом поиска радости в своей работе, в своих хобби, в своих отношениях. Это значит, что они стремятся продвигаться по карьерной лестнице, которая их радует, они находят время для своих любимых занятий и находят момент для близких.

Вы обращаетесь за помощью, когда она вам нужна

Счастливые люди не защищены от жизненных тягот. Им приходится переживать проблемы, как и всем остальным. Их отличие в том, что они умеют обращаться за помощью. Они умеют говорить о своих проблемах и находят поддержку окружающих.

У вас в приоритете собственное самочувствие

Вы не можете быть счастливы, если вы перегораете. Если вы постоянно сражаетесь с проблемами и стремитесь к целям, вам трудно будет порадоваться своим достижением. Обязательно думайте о заботе о себе. Счастливые люди умеют следить за своим состоянием — через правильное питание, спорт, медитации или что-то другое.

Вы принимаете себя как есть

Это очень важный критерий. Невозможно искренне испытывать счастье, но при этом ненавидеть себя за то, как вы выглядите или ведете себя. Счастливому человеку удается освободиться от комплексов и наслаждаться своим существованием. Это чувство уверенности, не основанное ни на каких требованиях к себе. Если ваше счастье основывается на условиях, вы можете его лишиться.

Вы любите свою работу

Если вы смогли найти свою страсть в жизни, это очень важно. Приятно, когда можно с радостью думать о дальнейших перспективах. Конечно, большинство людей предпочли бы просто лежать на пляже, а не работать, но все же работа должна вызывать у вас приятные эмоции.

У вас крепкий круг друзей

Люди — это социальные создания, нам нужно общение, для того чтобы чувствовать себя счастливее. Наша жизнь связана с сотнями людей ежедневно. Как вы переживаете это общение? Если вы испытываете энтузиазм, это хороший признак.

Вы пережили настоящую откровенность

Ненавязчивые беседы со знакомыми — это приятно, но для настоящего счастья вам нужны более крепкие связи. Откровенность случается не только в романтических связях, вы можете добиться близости и с друзьями.

Вы умеете отделять работу от личной жизни

Работать очень важно, но карьера — это еще не вся жизнь. Здоровый баланс между жизнью и работой наполняет человека энергией и счастьем. Старайтесь создать для себя позитивные моменты и за пределами офиса. Вы — это нечто большее, чем ваша работа. Помните об этом.

У вас есть ценности в жизни

Счастливые люди спокойно воспринимают свои ценности. Они знают, что является приоритетом для них, они уделяют этому время и действуют именно так, как считают необходимым.

Вы уделяете себе время

Счастливый человек уделяет себе время. Оцените свое расписание: есть ли у вас свобода что-то менять? Можете ли вы позволить себе расслабиться? Найдите такую возможность.

Что делать, если вы не счастливы?

Если вы понимаете, что не счастливы, не стоит паниковать. Это еще не значит, что у вас депрессия. Возможно, у вас просто нет мотивации. Подумайте, что можете изменить. Если вам плохо, вам может потребоваться помощь специалиста.

12 октября в 15-00 в Калужском музее изобразительных искусств (ул. Ленина, 104, выставочный флигель) состоится торжественное открытие выставки одного из лидеров советского «неофициального искусства» Эдуарда Штейнберга (1937-2012) – «Эдуард Штейнберг. Пространство памяти».

В состав настоящей выставки вошли 30 произведений живописи и графики Э. А. Штейнберга. Основу экспозиции составили произведения, переданные в дар Музею вдовой художника, искусствоведом Галиной Иосифовной Маневич, шесть из которых находятся в фондовом собрании Калужского музея изобразительных искусств, девять - в Тарусской картинной галерее, филиале Музея.

Искусство Эдуарда Штейнберга – интеллектуальное послание, вобравшее в себя историю его жизни, философию, метафизическое и экзистенциальное ощущение мира.

Штейнберг выбирает язык геометрии – «язык Пифагора, Платона, Плотина, первохристианских катакомб», который помогает ему заниматься творчеством, оставаясь внутренне свободным в эпоху «социалистического реализма». Посредством извечных символов: линии, креста, круга, квадрата, сферы, треугольника, он размышляет о жизни и смерти. Пространство картин наполняет эфир, образованный квинтэссенцией дольних и горних субстанций – Земли и Неба.

Эдуард Штейнберг неразрывно связан с Калужской землей.

В Тарусе с середины 50-х годов в интеллектуальной и творческой атмосфере дома отца художника, поэта, переводчика, дважды репрессированного Аркадия Штейнберга, были заложены фундаментальные основы искусства Эдуарда Штейнберга - идентификация себя в контексте среднерусского природного ландшафта, выбор в пользу внутренней свободы и вытекающая из этого последующая самореализация.

Уже известным на Западе и в России художником, с конца 80-х годов Эдуард Штейнберг выбирает Тарусу, где в деревенской тишине, будучи тяжелобольным, завершает свои последние размышления о смерти и жизни вечной. Художник умер в Париже, но согласно его завещанию, похоронен в Тарусе в пространстве его памяти.

Настоящая выставка поможет зрителю войти в поэтический мир творчества художника, вскормленный духовной памятью Калужской земли.

Биографическая справка:

Эдуард Штейнберг родился в Москве 3 марта 1937. Отец - Аркадий Акимович Штейнберг (1907-1984), поэт, переводчик, художник, выпускник ВХУТЕМАСа, дважды репрессирован. Мама – Валентина Георгиевна Алоничева-Штейнберг (1915-1976), экономист.

С 1937-1652 Эдуард Штейнберг живёт в Москве с матерью и младшим братом – Борисом Штейнбергом (1938-2003). В 1954 выходит из лагеря отец. С 1954 по 1961 Эдуард Штейнберг живет с отцом в Тарусе. Учится в Школе рабочей молодёжи (ШРМ). После окончания семи классов работает сторожем, землекопом, рыбаком. Начинает рисовать. Учится под руководством отца, копирует Рембрандта, Калло, ежедневно работает с натурой. Настольной книгой художника становятся «Письма» Ван Гога. В 1957 женится на преподавателе ШРМ Валентине Лукьяненко, рождается дочь Евгения. В 1961 участвует в первой групповой выставке в городском клубе им. Урицкого в Тарусе с московскими художниками М. Гробманом, Б. Свешиковым, В. Воробьёвым и др. В том же году переезжает в Москву. В период с 1957 по 1964 в творчестве доминируют темы, навеянные творчеством В. Борисова-Мусатова, М. Врубеля: женские образы, цветы, образы птицы, тема смерти.

В 1966 регистрирует брак с Галиной Маневич – искусствоведом, кинокритиком. В 1967 принимает крещение. Знакомится с Евгением Шифферсом – режиссёром, религиозным мыслителем. Начинает увлекаться русской религиозной философией – трудами В. Соловьёва, С. Булгакова, Н. Бердяева, П. Флоренского. В этом же году участвует в выставке двадцати художников в клубе «Дружба» на ш. Энтузиастов. Под влиянием творчества Д. Моранди и Ива Танги создаёт серию метафизических натюрмортов, включающих камни, раковины, рыбу, мёртвую птицу; инкрустирует в работы геометрические элементы. В 1968 начинается дружба с И. Кабаковым и В. Пивоваровым, которых чешский критик Индрих Халупецкий назовёт «группой Сретенского бульвара». Органические формы сменяют крест, круг, треугольник, квадрат, призма, сфера. Рождается формулировка внутренней концепции: «Не разорвать, а синтезировать мистические идеи русского символизма 10-х годов и пластические идеи супрематизма, точнее, идеи К. Малевича».

В 1978 состоялась первая персональная выставка в Горкоме графиков на Малой Грузинской. В 1981 пишет «Письмо к К. С. » (Каземиру Севериновичу Малевичу), обличая творческие воззрения в слова. С 1984 по 1989 пишет серию «поминальных» записок, навеянную 15-ю годами жизни в деревне Погорелка на реке Ветлуга, дом в которой Штейнберг приобрёл в 1972.

В 1985 знакомится с парижским галеристом Клодом Бернаром. В 1988 Штейнберга принимают в Союз художников. В этом же году состоялась первая выставка в Галерее Клода Бернара в Париже. Покупает дом в Тарусе. В 1992 приобретает мастерскую в Париже на улице Кампань Премьер. Отныне жизнь художника разделена на три города – Москву, Тарусу и Париж.

Ретроспективные выставки состоялись: в Государственной Третьяковской галерее (Москва, 1992), в Музее Джозеф Альберс Квадрат (Ботроп, Германия, 1992), в Музее замка Морсбройх (Леверкузен, Германия, 1999-2000), Музее им. Вильгельма Хака (Людвигсхафен, Германия, 1999-2000), Музее конкретного искусства (Ингольштадт, Германия, 1999-2000), в Русском музее в Петербурге (2004) и в Третьяковской галерее в Москве (2004).

Последние двенадцать лет Штейнберг тяжело болел. 28 марта 2012 умер в Париже. Похоронен в Тарусе.

Эдуард Штейнберг - почётный гражданин города Таруса, академик Российской Академии художеств, обладатель Золотой медали Академии художеств, кавалер Ордена Дружбы (2008).

Использованы материалы: Эдик Штейнберг. Материалы биографии. М. :Новое литературное обозрение. 2015г. – 696 с. ; Эдуард Штейнберг. Если в колодце живёт вода… Каталог. М. :Московский музей современного искусства, 2017г. – 212 с.

По адресу: Ул. Ленина, 104.
Время работы музея: ежедневно с 10-00 до 18-00
Суббота – с 11-00 до 19-00
Касса закрывается за 30 минут до конца рабочего дня
Понедельник – выходной
Последняя пятница месяца - санитарный день.

, СССР

Дата смерти: Гражданство:

СССР СССР (1937-1991)
Россия Россия (1991-2012)

Жанр: Стиль: Награды:

Эдуа́рд Арка́дьевич Ште́йнберг (3 марта , Москва - 28 марта , Париж) - российский художник , яркий представитель второй волны русского авангарда .

Биография

Родился в семье поэта и переводчика Аркадия Штейнберга . Специального художественного образования не имел; учился рисованию под руководством отца. Проучившись в семилетке в Тарусе , работал рабочим, сторожем, землекопом, рыбаком.

В 1962 году состоялась первая выставка Штейнберга в Тарусе.

В 1970-е годы - член художественного объединения «Сретенский бульвар» (Москва).

В 1988 году, в связи с приглашением французской стороны выехать с выставкой во Францию, по указанию ЦК КПСС срочно принят в Союз художников СССР , при томчто до этого на протяжении 20 лет в приёме в Союз Штейнбергу категорически отказывали. Жил в Париже , где имел собственную мастерскую, Москве и Тарусе. С 1988 года на постоянной основе сотрудничал с галереей Клода Бернара в Париже.

Эдуард Аркадьевич Штейнберг скончался в Париже, но похоронен был согласно своему завещанию на городском кладбище г. Таруса.

Признание

Почетный гражданин города Таруса. Награждён почётной грамотой Калужской области за вклад в современное изобразительное искусство. Почетный член Российской Академии художеств (2008). Обладатель Золотой медали академии художеств за выдающийся вклад в развитие живописи. Кавалер Ордена Дружбы (2008). В марте 2012 года по случаю 75-летия со дня рождения удостоен Благодарности Президента Российской Федерации «За выдающийся вклад в российское и мировое искусство».

Семья

Жена - искусствовед, кинокритик Галина Иосифовна Маневич , автор книги «Опыт благодарения», в которой наиболее полно представлена биография Эдуарда Штейнберга, его жизненный путь и его взаимоотношения с Ильёй Кабаковым , Владимиром Янкилевским , Эдуардом Гороховским , Валентином Воробьёвым, Оскаром Рабиным , Гришей Брускиным .

Работы находятся в собраниях

Напишите отзыв о статье "Штейнберг, Эдуард Аркадьевич"

Примечания

Библиография

Альбомы, каталоги

  • Эдуард Штейнберг / Eduard Steinberg / на рус. и англ. яз.; вступ. Евгения Петрова ; вступ. Александра Морозова; ст. Жан-Клод Маркаде ; ст. Александр Боровский ; пер. на англ. Кеннет Макиннес; пер. с фр. Владимир Марамзин . - СПб. : Государственный Русский музей , Palace Editions , 2004. - 108 с. - ISBN 3-935298-91-9 .

Воспоминания

  • Маневич Галина . Опыт благодарения: Воспоминания / Художник Эдуард Штейнберг. - М .: Аграф , 2009. - 400 с. - (Символы времени). - 1000 экз. - ISBN 978-5-7784-0388-8 .

Статьи

  • Собств. корр. Эдуард Штейнберг в Третьяковской галерее // Weekend. - 2004. - 17 сент.
  • Кулик И. // Коммерсантъ. - 2004. - 24 сентября.

Ссылки

  • Кусков, Сергей. . art-critic-kuskov.com (1988). Проверено 31 марта 2012. .
  • Серов, Сергей. . Истина и жизнь (январь - февраль 2007). Проверено 31 марта 2012. .
  • Хабаров, Георгий. . Совершенно секретно . Проверено 31 марта 2012. .
  • : художнику-нонконформисту Э. А. Штейнбергу присвоено звание «Почетный член Российской академии художеств» с формулировкой «За вклад в отечественное искусство».

Отрывок, характеризующий Штейнберг, Эдуард Аркадьевич

– Eh bien, messieurs! Je vois que c"est moi qui payerai les pots casses, [Итак, господа, стало быть, мне платить за перебитые горшки,] – сказал он. И, медленно приподнявшись, он подошел к столу. – Господа, я слышал ваши мнения. Некоторые будут несогласны со мной. Но я (он остановился) властью, врученной мне моим государем и отечеством, я – приказываю отступление.
Вслед за этим генералы стали расходиться с той же торжественной и молчаливой осторожностью, с которой расходятся после похорон.
Некоторые из генералов негромким голосом, совсем в другом диапазоне, чем когда они говорили на совете, передали кое что главнокомандующему.
Малаша, которую уже давно ждали ужинать, осторожно спустилась задом с полатей, цепляясь босыми ножонками за уступы печки, и, замешавшись между ног генералов, шмыгнула в дверь.
Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол, и думал все о том же страшном вопросе: «Когда же, когда же наконец решилось то, что оставлена Москва? Когда было сделано то, что решило вопрос, и кто виноват в этом?»
– Этого, этого я не ждал, – сказал он вошедшему к нему, уже поздно ночью, адъютанту Шнейдеру, – этого я не ждал! Этого я не думал!
– Вам надо отдохнуть, ваша светлость, – сказал Шнейдер.
– Да нет же! Будут же они лошадиное мясо жрать, как турки, – не отвечая, прокричал Кутузов, ударяя пухлым кулаком по столу, – будут и они, только бы…

В противоположность Кутузову, в то же время, в событии еще более важнейшем, чем отступление армии без боя, в оставлении Москвы и сожжении ее, Растопчин, представляющийся нам руководителем этого события, действовал совершенно иначе.
Событие это – оставление Москвы и сожжение ее – было так же неизбежно, как и отступление войск без боя за Москву после Бородинского сражения.
Каждый русский человек, не на основании умозаключений, а на основании того чувства, которое лежит в нас и лежало в наших отцах, мог бы предсказать то, что совершилось.
Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли, без участия графа Растопчина и его афиш, происходило то же самое, что произошло в Москве. Народ с беспечностью ждал неприятеля, не бунтовал, не волновался, никого не раздирал на куски, а спокойно ждал своей судьбы, чувствуя в себе силы в самую трудную минуту найти то, что должно было сделать. И как только неприятель подходил, богатейшие элементы населения уходили, оставляя свое имущество; беднейшие оставались и зажигали и истребляли то, что осталось.
Сознание того, что это так будет, и всегда так будет, лежало и лежит в душе русского человека. И сознание это и, более того, предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12 го года. Те, которые стали выезжать из Москвы еще в июле и начале августа, показали, что они ждали этого. Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого (latent) патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т. п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты.
«Стыдно бежать от опасности; только трусы бегут из Москвы», – говорили им. Растопчин в своих афишках внушал им, что уезжать из Москвы было позорно. Им совестно было получать наименование трусов, совестно было ехать, но они все таки ехали, зная, что так надо было. Зачем они ехали? Нельзя предположить, чтобы Растопчин напугал их ужасами, которые производил Наполеон в покоренных землях. Уезжали, и первые уехали богатые, образованные люди, знавшие очень хорошо, что Вена и Берлин остались целы и что там, во время занятия их Наполеоном, жители весело проводили время с обворожительными французами, которых так любили тогда русские мужчины и в особенности дамы.
Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего. Они уезжали и до Бородинского сражения, и еще быстрее после Бородинского сражения, невзирая на воззвания к защите, несмотря на заявления главнокомандующего Москвы о намерении его поднять Иверскую и идти драться, и на воздушные шары, которые должны были погубить французов, и несмотря на весь тот вздор, о котором нисал Растопчин в своих афишах. Они знали, что войско должно драться, и что ежели оно не может, то с барышнями и дворовыми людьми нельзя идти на Три Горы воевать с Наполеоном, а что надо уезжать, как ни жалко оставлять на погибель свое имущество. Они уезжали и не думали о величественном значении этой громадной, богатой столицы, оставленной жителями и, очевидно, сожженной (большой покинутый деревянный город необходимо должен был сгореть); они уезжали каждый для себя, а вместе с тем только вследствие того, что они уехали, и совершилось то величественное событие, которое навсегда останется лучшей славой русского народа. Та барыня, которая еще в июне месяце с своими арапами и шутихами поднималась из Москвы в саратовскую деревню, с смутным сознанием того, что она Бонапарту не слуга, и со страхом, чтобы ее не остановили по приказанию графа Растопчина, делала просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию. Граф же Растопчин, который то стыдил тех, которые уезжали, то вывозил присутственные места, то выдавал никуда не годное оружие пьяному сброду, то поднимал образа, то запрещал Августину вывозить мощи и иконы, то захватывал все частные подводы, бывшие в Москве, то на ста тридцати шести подводах увозил делаемый Леппихом воздушный шар, то намекал на то, что он сожжет Москву, то рассказывал, как он сжег свой дом и написал прокламацию французам, где торжественно упрекал их, что они разорили его детский приют; то принимал славу сожжения Москвы, то отрекался от нее, то приказывал народу ловить всех шпионов и приводить к нему, то упрекал за это народ, то высылал всех французов из Москвы, то оставлял в городе г жу Обер Шальме, составлявшую центр всего французского московского населения, а без особой вины приказывал схватить и увезти в ссылку старого почтенного почт директора Ключарева; то сбирал народ на Три Горы, чтобы драться с французами, то, чтобы отделаться от этого народа, отдавал ему на убийство человека и сам уезжал в задние ворота; то говорил, что он не переживет несчастия Москвы, то писал в альбомы по французски стихи о своем участии в этом деле, – этот человек не понимал значения совершающегося события, а хотел только что то сделать сам, удивить кого то, что то совершить патриотически геройское и, как мальчик, резвился над величавым и неизбежным событием оставления и сожжения Москвы и старался своей маленькой рукой то поощрять, то задерживать течение громадного, уносившего его вместе с собой, народного потока.

Элен, возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в затруднительном положении.



В Париже в возрасте 75 лет ушел из жизни советский художник-авангардист, один из лидеров советского "неофициального искусства" Эдуард Штейнберг, сообщили ИТАР-ТАСС в частной картинной галерее Клода Бернара. "Он скончался после продолжительной болезни в одной из парижских больниц, - отметил представитель галереи. - Мы испытываем глубокую скорбь".

"Он давно болел, у него уже много лет был рак, его много раз оперировали, он выкарабкивался, но год назад врачи заключили, что лечить больше нельзя, можно только поддерживать", - рассказала РИА "Новости" друг покойного, журналист и художник Галина Аккерман.

"Он все время рвался из больницы, 75-летие отметил дома и вообще до последнего жил, как хотел, успел даже надиктовать диалоги о своей жизни в Париже, книжка скоро выйдет. Еще два дня назад дошел с другом до кафе, выпил красного вина. А этой ночью ему стало плохо, его срочно перевезли в больницу, и он умер там во сне", - сказала она.

Эдуард Штейнберг родился в Москве 3 марта 1937 года в семье поэта, переводчика и художника Аркадия Штейнберга. В период с 1957 по 1961 годы Эдуард жил в Тарусе Калужской области, где начал увлекаться живописью.

Пользуясь поддержкой и помощью отца, юный художник копировал работы классиков, рисовал портреты и натюрморты. Первая выставка Штейнберга открылась в 1961 году в Тарусе, вскоре после чего он переехал в Москву.

Его работы выставлялись в российской столице и Стокгольме, а в 1988 году галерея Клода Бернара предложила Штейнбергу приехать в Париж и открыть здесь свою экспозицию.

С тех пор работы авангардиста демонстрировались в крупнейших городах мира - было организовано более 20 персональных выставок. Произведения Штейнберга хранятся во многих музеях мира, в том числе в Третьяковской галерее и в нью-йоркском Музее Гуггенхайма.

Не так давно Штейнберг стал академиком Российской академии художеств. Также он был обладателем ее золотой медали за выдающийся вклад в развитие живописи и Кавалером Ордена Дружбы.

Как сообщается, художник будет похоронен в Тарусе
.http://www.newsru.com/cinema/28mar2012/steinberg.html

Художник Эдуард Штейнберг о живописи и о жизни

«Его картины красивы, потому что мудры», - говорят исследователи отечественного неофициального искусства о работах Эдуарда Штейнберга. И сравнивают его абстрактные композиции с «метафизическими экранами, на которые проецируются вечные символы бытия». Сегодня один из лидеров второй волны русского авангарда выставляется в крупнейших музеях мира, но гражданином мира так и не стал. Полгода Эдуард Штейнберг проводит в Париже, полгода в любимой Тарусе, где продолжает жить душа его полотен. Именно там с художником встретились «Новости культуры».

Пёс Уголёк подает лапу художнику Эдуарду Штейнбергу. Оба аборигены Тарусы и любят ходить к Оке.

Эдуард Штейнберг, художник: «Я знаю Оку от Велигожа до Поленова. У меня лодочка очень быстрая. Имение Поленова отсюда видно немножечко».

В городе, возлюбленном художниками и писателями, Эдуард Штейнберг родился. Потом жил здесь вместе с вернувшимся из лагеря отцом Аркадием Штейнбергом, который хоть и был поэтом и переводчиком, но когда-то учился во ВХУТЕМАС и мог научить сына не только холсты грунтовать.

Эдуард Штейнберг, художник: «Давал мне отец уроки. Сказал: «Ты ничему не научишься, учись у классики. Я говорю: "А как?" Он говорит: "Делай копии". Но не копии точные, а импровизон такой, и очень много с натуры рисовал».

Кроме отца и среднерусского пейзажа воспитывала художника и вся культурно-диссидентская среда Тарусы эпохи 60-х.

Эдуард Штейнберг, художник: «Художник не тот, кто рисует, художник - совсем другое. Я много читал философии, литературы».

Поэтому на стенах его мастерской фотография Малевича соседствует с фотографиями Фолкнера и Бердяева. Это всё важные персональные ориентиры Штейнберга, абстракциониста религиозного и почвенного.

Эдуард Штейнберг, художник: «Раньше я вверх смотрел - на небо, сейчас на землю - по возрасту».

На холсте, что в работе, квадрат - символ земли, ее цвета- охра, сиена. Голубой и белый за небо. Число плоскостей и форм - 7. Шифр седмицы- недели.

Эдуард Штейнберг, художник: «Вообще искусство- это игра. Есть с дьяволом, а есть божественная. Если что-то берешь - свободен, а можно - даешь, и тоже свободен».

Искусство, которое берет: у технологий, у новых медиа - он не одобряет. Считает, художнику пристало работать с первоэлементами живописи. Простейшие геометрические формы, линия, цвет, ритм, - для создания гармонии этого достаточно.

Эдуард Штейнберг, художник: «Такое у меня сочетание между русским авангардом и метафизикой итальянской».

Влияние Моранди и Каро читается в метафизических натюрмортах, которые Штейнберг писал в середине 60-х. Во всем, что он делал позже, - явный диалог с Малевичем.

Эдуард Штейнберг, художник: «Малевич для меня - как Лев Толстой, Достоевский, крупнейшая личность. Но все же не Папа Римский. Еще есть Бог».

Поэтому Малевича Штейнберг принял, только узнав в нем мистика. Усвоив язык русского авангарда, Штейнберг стал воспевать на нем классические ценности: Грецию и Византию. Его картины - попытка геометрической иконописи. Кстати, такая существовала. У раскольников. В 70-е годы искусство Штейнберга было стопроцентно «другим». Не вписанный ни в какие союзы и объединения, десятилетиями он работал в стол. По 10-13 часов в день. Параллельно служа истопником, сторожем, изредка художником сцены.

Эдуард Штейнберг, художник: «Смысл есть в том, чтобы работать, потому что, а что такое работа, как не сопротивление смерти».

Уже в 90-е Штейнберга пригласил работать во Францию известный галерист Клод Бернар.

Эдуард Штейнберг, художник: «Я говорю: "Клод, мне 50 лет, старый человек уже, вдруг не получится". Но у меня получилось и получается до сих пор».
http://www.poltava-orchestra.ru/worldnews/news1883.html

Эдуард Штейнберг был одной из самых заметных фигур советского неофициального искусства СССР 60 - 80-х годов. В 1970-е годы он принадлежал к художественному объединению “Сретенский бульвар” вместе с Юло Соостером, Юрием Соболевым, Ильей Кабаковым, Владимиром Янкилевским и Виктором Пивоваровым.

Эдуард Штейнберг, яркий представитель второй волны русского авангарда. Родился в 1937 году в Москве, учился в детском художественном кружке, затем у отца - выпускника ВХУТЕМАСа. Выставляется с 1961 года. Первая выставка Эдика Штейнберга состоялась четыре десятилетия назад в его московской квартире и была посвящена Тарусе. Теперь один из столпов российского нонконформизма большую часть времени трудится в Париже, но каждый год на несколько месяцев возвращается в родные пенаты. Открытие его последней выставки в престижной парижской галерее Клода Бернара почтил присутствием знаменитый искусствовед Пьер Розенберг, до недавнего времени директор Лувра. Он высоко ценит живопись Штейнберга и посещает все его выставки. Главный французский эксперт по русскому искусству Жан-Клод Маркадэ пишет в каталоге экспозиции: «Абсолютная оригинальность Штейнберга состоит в том, что он создает картины-иконы, изобразительные элементы которых приобретают аспект сверхчувственного. Во многом он развивает идеи Казимира Малевича, оказавшего огромное влияние на мировую живопись. Мы открываем для себя новый, незнакомый ранее мир современного советского искусства, который удивляет нас разнообразием, углубленным поиском, духовностью».

Государство любит только тех, кто любит его, - Эдуард Штейнберг

Вы - один из могучей кучки художников-нонконформистов, шестидесятников, в которую входили Немухин, Янкилевский, Яковлев, Плавинский, Рабин, Свешников, Кабаков… Просто удивительно, как вас терпел режим!

В 60-е годы режим уже начал хиреть, стал менее жестким. Нам повезло - время было не такое страшное, как в 37-м или после войны. На нас смотрели сквозь пальцы, а может, какие-то люди наверху даже нам симпатизировали: они, как и мы, хотели свободы. Конечно, страх был - что вышлют, посадят и тому подобное. Но у художников все-таки особый язык, который не мешал той системе. Мы ни от кого не зависели, хотя и за мной следили, вместе с женой вызвали в КГБ… Когда я после высылки Солженицына подписал письмо в его защиту, для меня надолго закрылись все дороги. Государство любит только тех, кто отвечает ему взаимностью. Это не мой случай, даже здесь, в Европе.

Вы были сыном «врага народа». Ваш отец - поэт Аркадий Штейнберг - отбыл срок в лагере. И вы, кажется, долгие годы бедствовали…

Очень. Но бедствовала вся страна. Я был ребенком, похожим на многих советских детей. Когда я пошел в школу, то никому не говорил, что мой отец сидит. Он отсидел с 1937 года по 1941-й, потом с 1948-го по 1953-й. Отец всегда говорил, что и в лагере был свободным. Он был идеалистом, поклонником нашего вождя и учителя и считал, что срок ему дали по делу - «чтобы таким дураком не был».

Правда ли, что с вашим отцом сидел прекрасный художник Борис Свешников, который не так давно умер в Москве?

Борю с другими ребятами забрали прямо из института в 1947 году. Когда отец увидел его рисунки в лагере, то был поражен. Отец работал там санитаром и помог устроить Борю в больницу. Потом родители Свешникова платили надсмотрщику, который пристроил его сторожем. Только благодаря этому он в лагере и выжил.

Кто осмеливался покупать ваши картины?

В основном, к сожалению, дипломаты. К сожалению - потому что картины ушли и их не вернуть. В этом «дипарте» я вижу большую несправедливость. С одной стороны, дипломаты их покупали, потому что, возможно, они им нравились, а с другой, это была их «работа» по размыванию идеологических устоев и прочих глупостей.

Стало быть, они содействовали подрыву строя, приобретая ваши картины?

Строй и сам уже подрывался изнутри… Конечно, покупали и русские - нищие студенты, а также слависты из Германии, из Франции. Да еще такой коллекционер, как Георгий Костаки. Но в основном мы свои работы дарили. Поддержка Костаки была скорее моральной, чем экономической. Даже за первый русский авангард он не очень много платил, а уж нам, босякам… Бутылку водки поставит да пригласит домой посидеть среди своих шедевров, которые сегодня известны всему миру.

Некоторым художникам - Шемякину, Целкову - удалось уехать еще в 70-е. Почему вы тогда не последовали их примеру?

Участники выставки нонконформистов, прошедшей в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ, 1975 год. Эдуард Штейнберг - крайний слева
- Во-первых, я никогда не хотел уезжать. Во-вторых, я давно «уехал» сам в себя, и быть дважды эмигрантом у меня сил не хватало. И потом, каждый по-своему понимает свободу. У меня был долг перед родителями, дочерью…

Но, как известно, лед тронулся, и после первой выставки в Париже 15 лет назад последовала череда экспозиций в разных городах мира, включая Нью-Йорк, Кельн, а также в Третьяковской галерее. Сегодня вы - преуспевающий мэтр, обосновавшийся на берегах Сены.

Пятнадцать лет назад я впервые выбрался за «железный занавес», в Париж. И влюбился в него. Кроме того, я очень люблю французских художников - Ван Гога, Гогена, Русо, Пикассо. Но когда Клод Бернар предложил мне работать в Париже, я не сразу согласился. Сначала попробовал. Смотрю - получается. И вот уже больше десяти лет получается. К сожалению, в моем возрасте язык трудно учить - это единственный мой комплекс. Во всем остальном я почти парижанин. Париж - город интернациональный