Семья лосей вышла из леса. Конспект и презентация к уроку развития речи "Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси»"

Урок русского языка во 2 классе

Учитель начальных классов МАОУ Ильинской СОШ

Домодедовского района

Белозёрова Т.В.

Тема «Сочинение по картине А.С.Степанова «Лоси» Цель урока:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством художника А. С. Степанова. Задачи: - совершенствование навыка описания картины; формирование умения строить текст в определенной последовательности; определять основную мысль сочинения; - развитие способности правильного употребления слов в устной и письменной речи; развитие чувства прекрасного; - воспитание интереса к живописи; привитие любви к природе и животным; эстетическое восприятие искусства. Оборудование: репродукция картины А. С. Степанова «Лоси», портрет художника. Ход урока:
Учитель. Ребята, сегодня мы будем описывать животного, чтобы понять о ком мы будем говорить, вам нужно отгадать загадку: Не голос – громкая труба, Большая верхняя губа, На нем - громадные рога, Ему природа дорога. В лесу крупнее зверя не нашлось Раз он – сохатый, значит … Описывать мы будем лося, вернее картину А.С.Степанова «Лоси». Сведения об авторе. А. С. Степанов родился 24 апреля 1858 года в семье военного, бывшего участника Севастопольской обороны. Алексей Степанович рано остался сиротой. Несмотря на явные способности к изобразительному искусству, Степанов по настоянию опекуна поступает в Межевой институт, который заканчивает в 1879 году со званием землемера. Однако влечение к искусству побеждает: он определяется вольнослушателем в Московское училище живописи. В 1905 году за заслуги в изобразительном искусстве Степанова избирают членом Академии художеств. Степанов пользовался любовью своих коллег. Это был деликатный, добрый человек. В жизни А. С. Степанов был на удивление скромным человеком. В нашей памяти художник останется своими лирическими пейзажами, с населяющими их людьми, зверьем и дающими представление о жизни российской глубинки рубежа 19-20 веков. Незадолго до смерти Алексей Степанович Степанов уничтожил свой архив. Зато весь он – в своих картинах. Учитель. Сегодня мы с вами познакомимся с его картиной, которая называется «Лоси». Посмотрите на картину.

- Что изображено на ней? (ответы детей). - Опишите, какими изобразил лосей художник? (ответы детей). - Какое время года изображено на картине? (ответы детей). - Что мы видим на заднем плане картины? (ответы детей). - Какое общее впечатление от картины А. С. Степанова? (ответы детей). - Почему? (ответы детей). - Почему картина называется «Лоси»? (ответы детей). - Из каких частей будет состоять план нашего сочинения? Назовите их. (ответы детей). - О чем мы будем говорить во вступлении? (ответы детей). - Что будет включать основная часть сочинения? (ответы детей). - А что мы напишем в заключении? (ответы детей). - Давайте составим примерный план.

План


1.Вступление.
Художник А. С. Степанов и его картина. 2.Основная часть. а) время года, изображенное на картине. Приметы зимы. б) предметы, изображенные на заднем плане картины. в) описание лосей: г) краски, использованные художником. 3. Заключительная часть. - какие чувства вызвала у вас картина «Лоси»? - на какую мысль наводит нас эта картина? Слова для справок:
1. Художник: знаменитый, талантливый, великий, известный; художник, живописец; картина, полотно 2.Основная часть. - зимний пейзаж. Описание лосей:
- размеры
- шерсть - голова, рога - ноги, копыта Краски, использованные художником. Зима; голые деревья; сугробы снега; низкое небо; пасмурный зимний день. Большие, могучие, высокие, гордые; Грубая шерсть, короткая, коричневого цвета. Большая, с вытянутой мордой; широкие, плоские, ветвистые, красивые Высокие, стройные, длинные, светло-серые; сильные, крепкие, широкие Коричневые, серые, мрачные, скучные, темные 3. Заключительная часть (чувства, впечатления) Грустное, тоскливое, скучное, печальное, жалостливое. - Какое вступление нам бы подошло? (ответы детей). - А какое заключение вы бы использовали в своих сочинениях? (ответы детей). Написание сочинения ребятами. Примеры детских сочинений. Текст не редактировала.
    А.С. Степанов – талантливый художник. Картина «Лоси» вызывает грусть. Художник использовал в картине тёмные серые краски.
Деревья и кустарники без листьев и покрыты снегом. Небо серое и пасмурное. В середине картины мы видим стог сена. Лосиная семья нашла его. Лоси стали есть сено. Мама вытянула шею и кушает. У папы огромные ветвистые рога и сильные крепкие ноги. У лосей жёсткая и тёмная шерсть. Один лосёнок спрятался за маму. (Иванова Полина, 2 класс)
    А.С. Степанов- знаменитый русский художник. Он написал картину «Лоси».
На картине небо хмурое. Деревья стоят без листьев. Посередине стоит стог сена. Возле него семья лосей. Большой лось - папа, у него красивые рога. Поменьше – мама-лосиха. Она протянула голову к сену. А два маленьких лосёнка тоже едят сено. Маленький лосёнок спрятался за маму, потому что ему холодно. Картина вызывает грустное настроение. Хочется лосям помочь. (Радзивилюк Роман, 2 класс)
    А.С. Степанов – талантливый русский художник. Он использует серый и коричневый цвета. На картине «Лоси» время года – зима. Небо серое и тёмное. Вдали тёмный сосновый лес. В середине стог сена. Около сена семья лосей. Большой лось-папа, поменьше - мама. Один из лосят прячется за маму. У папы красивые рога, у него очень толстая шкура. Мама подняла голову и начала есть сено.
Картина вызывает грустное настроение. (Буров Денис, 2 класс)
    А.С.Степанов писал картины о русской природе и животных. Он использовал в картине «Лоси» мрачные цвета.
На картине художник изобразил время года зима. Все деревья голые. На заднем плане сосновый лес. В середине картины стоит стог сена. Лоси нашли его. Папа-лось услышал шорох и прислушался. Но на опушке никого не было. Мама тянет голову к сену. А маленькие лосята ели сено. Один лосёнок спрятался за маму. Настроение у картины хмурое. Когда смотришь на эту картину, хочется помочь лосям. (Китова Марина, 2 класс)
    А.С. Степанов – известный русский художник. Он писал картины про животных и русскую природу. Мы на картине «Лоси» видим, что художник использовал серые краски.
Небо серое, а деревья стоят без листьев, в снегу. Из зимнего леса пришла семья лосей. Они увидели стог сена. Лоси стали есть его. Большой лось смотрел по сторонам, чтобы не было опасности. У него ветвистые рога, они красивые. Это папа. Мама вытянула голову к сену и ела. Один лосёнок спрятался за маму, а второй ел сено. Эта картина вызывает грусть. Хочется помочь этим лосям. (Кохтенко Ира, 2 класс)

Источники: http :// www . artlib . ru / objects / gallery _32/ artlib _ gallery -16145- b . jpg - картина

I . Организационный момент. (12:30-12:31 – 1 минута) Цель : мотивация к учебным действиям.

II . Подготовительный.
(12:31-12:41 – 10 минут) Цель : создать творческую атмосферу и настроение в классе. Постановка целей и задач урока.

А) Беседа, подводящая к теме урока.

1.Целеполагание.

III .Новый материал.
(12:41-13:10 – 29 минут)

Цель: работа над анализом картины.

А) Рассматривание картины.

Б) Анализ содержания картины.

Знакомство с персонажами картины;

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В) Обсуждение структуры рассказа.

Определение темы рассказа;

Определение идеи рассказа;

Определение типа речи рассказа;

*составление плана рассказа:

Обсуждение вводной части;

Обсуждение основной части;

Обсуждение заключительной части;

Г)Составление рассказа учениками в паре.

Д)Прослушивание рассказов учеников с комментированием.

(2-3 ученика)

IV .Итог урока.
(13:10-13:13 - 3 минуты)

Цель: обобщение материала. Подведение итогов урока.

V .Рефлексия.
(13:13 – 13:15 – 2 минуты)

Цель: осознание пройденного пути на личностно значимом уровне.

Мы начинаем урок развития речи.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

Можно за партой тихонько C идеть,

А можно отправиться в лес –

Чудеса посмотреть.


-Ребята, а хотите ли вы отправится в лес?

Давайте попробуем объединить урок развития речи с нашим желанием.

Отгадайте загадку:

Для того, чтобы проверить правильно ли мы отгадали загадку, откройте учебники на странице 80. Рассмотрите репродукцию картины. Кто изображен на ней?

Верно. Значит, загадку мы отгадали верно. Ребята, перед вашими глазами репродукция картины С.А. Степанова «Лоси».

- Откройте учебники на странице 118. Прочитайте задания к упражнению № 191.

Мы прочитали с вами задания к упражнению. Чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?

Верно, сегодня на уроке вы будете учиться составлять рассказ по картине и вопросам в учебнике.

- Но прежде чем мы будем составлять рассказ, внимательно посмотрите на доску. Представьте, что мы с вами сейчас находимся не в классе, а в картинной галерее художника Алексея Степановича Степанова.

- Алексей Степанович Степанов родился в 1858г, в Симферополе, в семье военного. Алексей Степанович рано остался сиротой. В 1879 году он определяется вольнослушателем в Московское училище живописи. Вскоре, за заслуги в изобразительном искусстве Степанова избирают членом Академии художеств.
При жизни А. С. Степанов был на удивление скромным человеком,
любящим русскую природу. В нашей памяти художник останется своими лирическими пейзажами, с населяющими их людьми, зверьем и дающими представление о жизни российской глубинки рубежа 19-20 веков.

- Ребята, что вы запомнили из рассказа об авторе?

Посмотрите, какие удивительные картины написал художник. Они все наполнены огромной любовью к родной стране.

- Сейчас каждый из вас станет наблюдателем , и мы рассмотрим картину А.С. Степанова «Лоси» в картинной галерее учебника и на экране.

Войдите в неё, попробуйте оказаться внутри. Почувствуйте настроение автора, его раздумья.

Какое настроение у вас вызывает картина?

Подумайте, почему эта картина так названа – «Лоси»?

Действительно, и если посмотреть на картину один раз – первое, что мы заметим – это лосей на переднем плане картины.

Какое время года изображено на картине?

Расскажите, по каким признакам вы это определили?

Ребята, на картине А.С. Степанова, действительно изображена зима, но она какая? Ранняя или поздняя?

Неглубокий снег и несъеденное сено говорят о начале зимы, следы на ровной поверхности снега и голые сучья деревьев - о том, что зима еще только наступила и не устоялась.

Рассмотрите задний план картины, что мы видим?


-Верно, и мы можем заметить, насколько велик этот лес, в котором находятся герои этой картины.

Кого художник изобразил в центре картины?


-Сколько их?

Откуда вышли лоси, как вы думаете?

- Сейчас, давайте мысленно прогуляемся по этим просторам.
Представьте: кругом лежит снег, пустынное, заснеженное поле, а там, вдали виднеется лес, а из него выходят лоси.

Так что же это за животные? Познакомит нас с ними ________

Какие факты для вас были новыми?

Рассмотрите лосей на картине, как вы думаете, почему одни лоси маленькие, а другие большие?

Чем занялись лосята?

Посмотрите на большого лося, какой он?


-Верно, и мы уже можем точно сказать, что это лось-самец, так как рога могут быть только у них.

Обратите внимание, почему он так внимательно смотрит по сторонам?

Верно, а у лосихи таких рогов нет, но в случае опасности она тоже сможет постоять за лосят. Они это знают и спокойно едят.

На поляну пришла семья лосей. В лесу стало мало свежего корма, а на поляне стоит стог сена. Стог – это большая копна сена. Ее заготовили люди, которые работают в этом лесничестве.

Как вы думаете, зачем люди принесли сено для животных?

- Именно поэтому в морозную зиму о лосях проявляют заботу люди. Еще с осени они заготавливают для них сено


- Ребята, понравилась ли вам картина? Чем?

Встанем и немножко отдохнем:
Лось шагает по дубраве:
Треск и шум стоит вокруг.
Столько шума, чтобы знали:
“Не стреляйте, я ваш друг!”

В заповеднике сохатый
Не боится никого.
Он, конечно же, рогатый,
Но рога-то для чего?

По секрету между нами:
Если кто-то нападет,

Напугает он рогами

И тихонечко уйдет.

- Каждый из вас сейчас станет писателем . Ведь вы будете составлять рассказ по картине. Но прежде, нам необходимо определить тему рассказа, его основную мысль (идею), тип речи и составить план.

Ребята, мы с вами уже внимательно рассмотрели картину С.А. Степанова «Лоси» , определили ее героев и их действия. Теперь подумайте, какова тема нашего рассказа?

Что художник хотел рассказать нам этой картиной?

Вспомните из рассказа, чем питаются лоси?

А есть ли такая возможность у лосей зимой? Подумайте, легко ли было бы перезимовать лосям без человека? Как мы можем сформулировать идею нашего рассказа?

Определим тип речи нашего рассказа. Чтобы вам было легче, воспользуйтесь памяткой, которая лежит у вас на парте.

Как вы думаете, какой тип речи подойдет для нашего рассказа о картине?

- Рассуждай, почему?

Теперь нам необходимо составить план нашего рассказа, на который мы будем опираться, составляя его. Возьмите вторую памятку.
Рассмотрите план текста типа речи описание. Из каких частей будет состоять план нашего рассказа? Прочитайте.

О чем мы будем говорить во вводной части?

Верно, в своем первом предложении вы указываете предмет, который описываете – картину. Посмотрите, какие слова вы можете использовать для начала своего рассказа: « Передо мной картина художника… », « На картине… »


- Что будет включать основная часть рассказа?

В основной части мы описываем картину. Вспомните все то, что мы говорили о картине: про передний план и что на нем изображено, задний план. Обратите внимание на опорные слова в упражнении, они вам помогут при составлении описания.

А что мы напишем в заключении?

И вы можете использовать себе в помощь следующие слова: « Картина вызывает у меня … », После знакомства с этой картиной… » и конечно же свои слова.

Не откладывайте памятки, вы к ним сможете обратиться во время составления рассказа. В учебной книге вы видите вопросы и опорные слова после упражнения. Эти слова вы также можете использовать при составлении своих предложений.

Сейчас, поработайте в парах и составьте рассказ по картине А.С. Степанова «Лоси». Картину нужно описать так, чтобы тот, кто никогда ее не видел, мог представить. В рассказе не должно быть ничего лишнего, поэтому мы пользуемся опорными словами, вопросами в учебнике и планом. Договоритесь, кто озвучит ваш рассказ.

- Во время рассказа одноклассника, слушаем внимательно. Рассказчики читают громко, выразительно чтобы точно передать природу картины.

Чему сегодня на уроке мы учились?

Вам понравилось составлять рассказ?

Что в работе показалось трудным?

Что нового узнали на уроке?

Сегодня на уроке развития речи у нас была сложная работа, однако я считаю, что вы хорошо работали и справились с ней, я за вас порадовалась. А теперь хочу узнать, как свою работу на уроке вы оцените сами. Кто считает что сегодня на уроке он работал усердно и многое узнал - поднимет зеленый светофор.

А если кто-то из вас считает что на уроке он работал не очень хорошо и чего-то не понял из сегодняшнего урока – поднимет красный светофор.

Молодцы, ребята! Спасибо за урок. Урок окончен.

Дети предполагают:

Олень.

Лось.

Лоси.

Читают задание к упражнению.

Составлять рассказ по картине.

Называют факты.

Рассматривают пейзажи.

Ребята в тишине, внимательно рассматривают картину.

Эта картина так названа, потому что ее главные герои – лоси.

На этой картине изображена зима.

- Серые тучи затянули небо. Вся земля покрыта снегом. На снегу видны следы животных. Все эти признаки указывают нам на то, что это зима.

На картине изображена поздняя зима, потому что мы видим, что сквозь небольшой слой снега видны кусты. Деревья в дали не покрыты снежным убором.

На заднем плане картины мы видим лесные просторы. Много деревьев.

В центре картины изображены лоси.

На картине изображено четверо лосей.

Лоси вышли из леса.

Выходит ученик, рассказывает короткое сообщение о лосях.

Называют факты.

Потому что большие лоси – это родители. Маленькие – лосята.

Они увидели сено. Маленькие лосята с удовольствием жуют.

Большой лось крупный, сильный, с ветвистыми рогами.

Лось смотрит по сторонам, потому что сторожит свою семью.

Люди принесли сено в лес, потому что с наступлением зимы животным не хватает пищи.

Выражают свое отношение к картине.

Выполняют шаги.
Развороты туловища вправо влево.

Руки вверх, потягивания.

Присед.

Встать. Сесть на место.

Тема рассказа: картина «Лоси».

Свежими листиками, сочной корой деревьев.

Человек заботится о животных в эту трудную зимнюю пору.

Зимой лосям нужна помощь человека.

Описание.

Тип речи – описание, так как мы будем описывать предмет (картину).

Читают «про себя».

В первой вводной части мы будем говорить о том, какую картину мы рассматриваем. Ее название, автор.

Основная часть рассказа должна включать в себя описание животных - лосей, изображенных на картине. Окружающей природы.

В заключении мы напишем о своем отношении к картине.

Ребята в паре составляют рассказ по плану и опорным словам на листе.

Прим. рассказ:
Передо мной картина художника А.С. Степанова «Лоси». Автор изобразил семью лосей в зимнем лесу, которая увидев стог сена, принялась его есть. Оно было вкусное и душистое. Старый лось, у которого были огромные ветвистые рога темного цвета, настороженно прислушивался, нет ли опасности.
На картине А.С.Степанова мне понравилось то, как родители заботятся о маленьких лосятах.

Мы учились составлять рассказ по типу речи описание, по картине А.С. Степанова «Лоси».

Ребята высказывают свое мнение

Поднимают зеленый светофор.

Поднимают красный светофор.

Учебник. Стр.80 «Картинная галерея»

Учебник. Стр.118, упр.191.

Картинная галерея оформлена на доске.
Слайд 1. Портрет автора .

Слайд 2.

Слайд 3

Тема, идея зафиксированы на доске.

Памятка «типы речи»

План на слайде и памятках.



Тема «Сочинение по картине А.С.Степанова «Лоси»

Цель урока:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством художника А. С. Степанова.

Задачи:

Совершенствование навыка описания картины; формирование умения строить текст в определенной последовательности; определять основную мысль сочинения;
- развитие способности правильного употребления слов в устной и письменной речи; развитие чувства прекрасного;
- воспитание интереса к живописи; привитие любви к природе и животным; эстетическое восприятие искусства.

Оборудование: репродукция картины А. С. Степанова «Лоси», портрет художника.

Ход урока:

Учитель.
Ребята, сегодня мы будем описывать животного, чтобы понять о ком мы будем говорить, вам нужно отгадать загадку:
Не голос – громкая труба,
Большая верхняя губа,
На нем - громадные рога,
Ему природа дорога.
В лесу крупнее зверя не нашлось
Раз он – сохатый, значит …

Описывать мы будем лося, вернее картину А.С.Степанова «Лоси».

А. С. Степанов родился 24 апреля 1858 года в семье военного, бывшего участника Севастопольской обороны. Алексей Степанович рано остался сиротой. Несмотря на явные способности к изобразительному искусству, Степанов по настоянию опекуна поступает в Межевой институт, который заканчивает в 1879 году со званием землемера. Однако влечение к искусству побеждает: он определяется вольнослушателем в Московское училище живописи. В 1905 году за заслуги в изобразительном искусстве Степанова избирают членом Академии художеств.
Степанов пользовался любовью своих коллег. Это был деликатный, добрый человек.

В жизни А. С. Степанов был на удивление скромным человеком. В нашей памяти художник останется своими лирическими пейзажами, с населяющими их людьми, зверьем и дающими представление о жизни российской глубинки рубежа 19-20 веков.
Незадолго до смерти Алексей Степанович Степанов уничтожил свой архив. Зато весь он – в своих картинах.

Учитель.
Сегодня мы с вами познакомимся с его картиной, которая называется «Лоси». Посмотрите на картину.

Что изображено на ней? (ответы детей).
- Опишите, какими изобразил лосей художник? (ответы детей).
- Какое время года изображено на картине? (ответы детей).
- Что мы видим на заднем плане картины? (ответы детей).
- Какое общее впечатление от картины А. С. Степанова? (ответы детей).
- Почему? (ответы детей).
- Почему картина называется «Лоси»? (ответы детей).
- Из каких частей будет состоять план нашего сочинения? Назовите их. (ответы детей).
- О чем мы будем говорить во вступлении? (ответы детей).
- Что будет включать основная часть сочинения? (ответы детей).
- А что мы напишем в заключении? (ответы детей).
- Давайте составим примерный план.

План


1.Вступление.
Художник А. С. Степанов и его картина.
2.Основная часть.
а) время года, изображенное на картине. Приметы зимы.
б) предметы, изображенные на заднем плане картины.
в) описание лосей:
г) краски, использованные художником.
3. Заключительная часть.
- какие чувства вызвала у вас картина «Лоси»?
- на какую мысль наводит нас эта картина?
Слова для справок:
1. Художник: знаменитый, талантливый, великий, известный; художник, живописец; картина, полотно
2.Основная часть.
- зимний пейзаж.

Описание лосей:
- размеры
- шерсть
- голова, рога
- ноги, копыта
Краски, использованные художником.
Зима; голые деревья; сугробы снега; низкое небо; пасмурный зимний день.
Большие, могучие, высокие, гордые;
Грубая шерсть, короткая, коричневого цвета.
Большая, с вытянутой мордой; широкие, плоские, ветвистые, красивые
Высокие, стройные, длинные, светло-серые; сильные, крепкие, широкие
Коричневые, серые, мрачные, скучные, темные

3. Заключительная часть (чувства, впечатления) Грустное, тоскливое, скучное, печальное, жалостливое.

Какое вступление нам бы подошло? (ответы детей).
- А какое заключение вы бы использовали в своих сочинениях? (ответы детей).
Написание сочинения ребятами.

Примеры детских сочинений. Текст не редактировала.

    А.С. Степанов – талантливый художник. Картина «Лоси» вызывает грусть. Художник использовал в картине тёмные серые краски.

Деревья и кустарники без листьев и покрыты снегом. Небо серое и пасмурное. В середине картины мы видим стог сена. Лосиная семья нашла его. Лоси стали есть сено. Мама вытянула шею и кушает. У папы огромные ветвистые рога и сильные крепкие ноги. У лосей жёсткая и тёмная шерсть. Один лосёнок спрятался за маму.

(Иванова Полина, 2 класс)

    А.С. Степанов- знаменитый русский художник. Он написал картину «Лоси».

На картине небо хмурое. Деревья стоят без листьев. Посередине стоит стог сена. Возле него семья лосей. Большой лось - папа, у него красивые рога. Поменьше – мама-лосиха. Она протянула голову к сену. А два маленьких лосёнка тоже едят сено. Маленький лосёнок спрятался за маму, потому что ему холодно.

Картина вызывает грустное настроение. Хочется лосям помочь.

(Радзивилюк Роман, 2 класс)

    А.С. Степанов – талантливый русский художник. Он использует серый и коричневый цвета. На картине «Лоси» время года – зима. Небо серое и тёмное. Вдали тёмный сосновый лес. В середине стог сена. Около сена семья лосей. Большой лось-папа, поменьше - мама. Один из лосят прячется за маму. У папы красивые рога, у него очень толстая шкура. Мама подняла голову и начала есть сено.

Картина вызывает грустное настроение.

(Буров Денис, 2 класс)

    А.С.Степанов писал картины о русской природе и животных. Он использовал в картине «Лоси» мрачные цвета.

На картине художник изобразил время года зима. Все деревья голые. На заднем плане сосновый лес. В середине картины стоит стог сена. Лоси нашли его. Папа-лось услышал шорох и прислушался. Но на опушке никого не было. Мама тянет голову к сену. А маленькие лосята ели сено. Один лосёнок спрятался за маму.

Настроение у картины хмурое. Когда смотришь на эту картину, хочется помочь лосям.

(Китова Марина, 2 класс)

    А.С. Степанов – известный русский художник. Он писал картины про животных и русскую природу. Мы на картине «Лоси» видим, что художник использовал серые краски.

Небо серое, а деревья стоят без листьев, в снегу. Из зимнего леса пришла семья лосей. Они увидели стог сена. Лоси стали есть его. Большой лось смотрел по сторонам, чтобы не было опасности. У него ветвистые рога, они красивые. Это папа. Мама вытянула голову к сену и ела. Один лосёнок спрятался за маму, а второй ел сено.

Эта картина вызывает грусть. Хочется помочь этим лосям.

Цель: учить детей выражать свою мысль устно и письменно, составлять предложения по опорным словам, развивать внимание, память, устную и письменную речь, использовать приобретенные знания по окружающему миру и чтению, применять изученные орфограммы, воспитывать любовь к окружающему миру и к Родине.

Планируемые результаты: учащиеся научаться составлять рассказ о картине, строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация на тему “Художник А.С. Степанов”.

Ход урока

I. Организационный момент

Посмотрите на доску. Мы с вами сейчас находимся не в классе, а в картинной галерее художника Алексея Степановича Степанова.

II. Подготовительная работа

1) Знакомство с художником и его картинами.

Алексей Степанович Степанов родился в 1858г в Симферополе, в семье потомственного дворянина, офицера. Художник любил русскую природу, им написано много картин.

“Зимний пейзаж”

“Осень”

“На Волге”

2) Знакомство с главным персонажем картины.

Представьте: кругом лежит снег, пустынное, заснеженное поле, а там вдали виднеется лес, а из него выходят… Послушайте и подумайте. Кто наши герои?

Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый. (Лось)

Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось
Познакомьтесь это... (Лось)

В. Стручков

Учитель: Да, это большое, сильное животное. Водится в наших лесах. Можно встретить даже в Подмосковье на территории Национального парка Лосиный остров. А сейчас мы послушаем ваши сообщения о лосе.

Ученик 1: Мы юннаты . Мы нашли о нашем герое много интересного. Я узнал, что лось – очень крупное животное. Длина тела 3 метра, высота в холке 2,5 метра, а длина хвоста 12-13 см.

Ученик 2: А я узнал, что масса тела очень большая 360-600 кг. Животное очень сильное, его боятся и волки, и даже медведи.

Ученик 3: Это очень доброе животное, с грозным видом, но сам лось ни на кого не нападает. Любит свежую траву и молоденькие осиновые веточки.

Учитель: Молодцы! Наши юннаты со своим заданием справились.

III. Работа по картине А.С. Степанова “Лоси”.

Учитель: Сейчас каждый из вас станет наблюдателем , и мы рассмотрим картину “Лоси”.

Учитель: Какое время года?

(Наступила зима.)

Расскажите, какие изменения произошли в неживой природе?

(Серые тучи затянули небо. Вся земля покрыта снегом. На снегу видны следы животных.)

Учитель: Кого художник изобразил в центре картины?

(Это лоси. Они проголодались и пришли на поляну.)

Учитель: Откуда вышли лоси?

(Лоси вышли из леса.)

Учитель: Чем они заняты?

(Они увидели сено. Маленькие лосята с удовольствием жуют.)

Учитель: Посмотрите, большой лось внимательно смотрит по сторонам. Почему?

(Он их сторожит)

Учитель: Молодцы! Вы все правильно ответили. На поляну пришла семья лосей. В лесу стало мало корма, а на поляне стоит стог сена. Стог – это большая копна. Ее заготовили люди, которые работают в этом лесничестве.

IV. Физкультминутка.

Лось шагает по дубраве:
Треск и шум стоит вокруг.
Столько шума, чтобы знали:
“Не стреляйте, я ваш друг!”

В заповеднике сохатый
Не боится никого.
Он, конечно же, рогатый,
Но рога-то для чего?

По секрету между нами:
Если кто-то нападет,
Напугает он рогами
И тихонечко уйдет.

(Дети представляют большое животное и выполняют произвольные движения, которые соответствуют тексту.)

V. Работа по составлению предложений.

Каждый из вас сейчас станет писателем . На доске вы видите вопросы и опорные слова. Эти слова вы можете использовать при составлении своих предложений.

Опорные слова:

Наступила зима, зимний лес, стог сена, семья лосей, лосята, принялись есть, вкусное, душистое сено, лосиха, старый лось, сильный, темного цвета, огромные, ветвистые рога, настороженно прислушивается, нет ли опасности.

VI. Практическая работа.

Учитель: А сейчас вы составьте и запишите, используя опорные слова, небольшое сочинение по картине А.С. Степанова “Лоси”.

Выполнив, проверьте свою работу.

Что вы сегодня нового узнали и чему вы научились на уроке?

Спасибо. Урок окончен.

Картина «Лоси» - это картина о животных и природе. Смотря на картину, сразу понимаешь, как художник любил окружающий мир. При рисовании картины художник пользовался холодными цветами, поэтому кажется очень холодно и морозно. При помощи таких цветовых гамм художник пытается передать ту печаль и грусть которые испытывают лоси. О том, как нелегко, зимой добывать себе пищу. Глядя на это полотно становится грустно и печально, хочется помочь животным пережить эту холодную зиму.

Пришла зима. Небо серое. Кругом лежит пушистый снег. На заднем плане видны кустарники и голые деревья, покрытые снегом. Пусто вокруг. Видны только добродушные лоси, которые ищут себе пищу. А когда они находят копну сена, молодые лосята сразу же принимаются за еду. А старший лось, сразу видно он глава семейства, наблюдает, что бы ничего, не прервало их трапезу. Он, кажется, замечает самый тихий неслышный шорох, потому что он оберегает свою семью. Чувствуется, что лоси уже не раз сюда приходили. Они знали о том, что на этой поляне есть копна сена. Зимой дни очень коротки, и поэтому лосям надо поспешить, что бы успеть к себе в чащу.

Смотря на холст, чувствуешь, как пробегает холодок, быстрее всего из-за большого количество снега, символизирующий зимнюю стужу. Однако при этом чувствуется тепло от деревенской обстановки. Копна сена напоминает о том, что неподалеку находится деревня со своей тихой и спокойной жизнью. Лоси же на картине показывают совсем противоположную жизнь. Жизнь дикую, полную опасностей. Где нужно, что бы остаться живым, быть постоянно начеку, добывать себе еду в трудных природных условиях.

Художнику удалось этой картиной, с помощью красок изобразить зимнюю стужу и ту грусть которую чувствуют лоси в тяжелое зимнее время.

Сочинение описание картины Лоси Степанова

Передо мной картина талантливого художника А.С.Степанова "Лоси". В основном, на его картинах изображены животные, природа, так как он любил русскую природу.Для написания этой картины художник использовал цвета холодных тонов, коричневые и серые тона, белый цвет, чтобы подчеркнуть печаль, грусть, испытываемые лосями, которым довольно тяжело зимой, ведь им трудно найти себе еду.Картина вызывает печальное настроение из-за морозов, лосят, которым хочется помочь пережить эту суровую зиму.

Наступает зима и становится всё холоднее и холоднее.Везде белый пушистый снег.Птицы давно улетели в теплые края, а медведи легли в спячку.Деревья голые, а травы почти нет.Практически пусто.И только одинокие добрые лоси были в лесу.Они отправились искать себе поесть, а найдя стог сена, лосята сразу же принялись его есть.Тем временем, лось следил за тем, чтобы не было никакой опасности для них.Он выглядит очень внимательным, желающим защитить своих детёнышей.Зимой темнеет рано, поэтому лосятам надо поторопиться.Скоро они завершат свой ужин и отправятся в далёкую чащу леса.

Мне нравится эта картина за то, что художник смог с помощью красок описать настроение в зимнее время.Также он смог изобразить грусть, которую испытывают лосята из-за тяжёлой зимы.

Сочинение для 2 класса

Сочинение №3 по картине Лоси

Степанов Алексей Степанович - великий русский художник-живописец. Им было написано множество картин: «На Волге», «Утренний привет», «Дети на хворосте». Многие пейзажи известны до сих пор. Одним из таких пейзажей является картина «Лоси», написанная в 1889 году.

Исполнена картина в бело – серых тонах, поэтому она и кажется довольно холодной, но в этом и была задумка автора. Он хотел передать атмосферу зимних заморозков, когда на смену зелени приходит белое убранство хозяйки зимы. Задний план украшен нежно – розовым пятном неба, которое со всех сторон окружено иссиня голубым цветом.

По правой стороне виднеется тёмный густой лес, макушки деревьев которого освещаются восходом солнца. Всё-таки я думаю, что на картине изображён именно восход, время, когда всё вокруг оживает. Ближе к центру художник уже чётче изображает кусты, деревья, зелёные хвойные ветви ёлок, и замёрзшую зимнюю траву, которая выглядывает из-под плотных сугробов снега.

Прямо посредине полотна художник изобразил светло-коричневый стог сена, украшенный сверху шапкой из снега. Видно, что ещё недавно в лесу бушевал снегопад, и стоило погоде успокоиться, звери вышли искать еду. Стая голодных лосей, вышедших из глухого леса, окружила большую копну сена. Самый старший лось, с огромными ветвистыми рогами осторожно оглядывается по сторонам, чтобы в случае опасности успеть убежать с поляны. Лосиха и младшие сородичи же, жадно кусают соломенную кучу, совершенно позабыв об осторожности. Можно предположить, что это небольшая семья, состоящая из: папы Лося, мамы Лосихи и двух озорных детишек.

Цвет шерсти у всей семьи насыщенно-коричневого цвета, поэтому они сильно выделяются на белом фоне. Видимо, и во время охоты их можно легко заметить, поэтому животные всегда в опасности. На ровном белоснежном снегу животные уже успели оставить свои следы, похожие на маленькие промятые ямки.

У зрителя от картины ощущается небольшой холодок, скорее всего из-за обилия белого цвета, который символизирует зимний холод. Но при детальном осмотре холста, на душе разливается тепло, из-за деревенской простоты. Стог сена всегда напоминает нам о деревне и о тихой спокойной жизни, в которой можно отдохнуть от городской суеты. Животные показывают нам, что есть и другая жизнь, более дикая и опасная. Где каждый сам за себя. Где, чтобы выжить, нужно трусливо красться ранним утром к стогу сена и после зимнего голодания, наконец-то насытить своё тело.

  • Сочинение описание картины Утро на Куликовом поле Бубнова

    Как известно, история человечества представляет собой историю войн. Практически в каждую эпоху люди воюют друг с другом и причины для этого могут быть самые разнообразные.

    Архип Иванович Куинджи родился 15 января 1942 года. Ещё в молодости Архип начал увлекаться живописью. Чуть позже он начал работать ратушером в разных городах страны. В 1872 году его удостаивают звания классного художника из-за картины «Осеняя распутица».