Лучшие художники крыма. Великие художники крыма классный час на тему. Известные художники в Крыму

Природа Крыма служила источником творческого вдохновения для многих мастеров изобразительного искусства. Кажется, ни один из побывавших здесь художников, начиная с XVIII века и до наших дней, не остался равнодушным к своеобразной красоте «земли полуденной». Например, красотам Гурзуфа . Экзотика юга в сочетании с патетикой степного раздолья западных равнин и с торжественно-суровым пафосом горной гряды восточного побережья представляют действительно грандиозную панораму.

Каждый из художников, работавших в Крыму , сумел увидеть в нем нечто своё, заветное, нашедшее отклик в душе. Произведения этих авторов стали своеобразным мостиком «мостиком», соединяющим зрителя с крымским пейзажем, порою совсем ему неизвестным, но пробуждающим в нем чувства и переживания, связанные с неистребимой силой любви человека к природе.

Для некоторых пейзажистов работа в Крыму носила эпизодический характер, но на творчество трех, кто длительное время жил или систематически писал здесь, крымская природа оказала самое непосредственное и глубокое воздействие.

После присоединения в 1783 г. Крымского полуострова к Российскому государству сюда устремились художники, чтобы запечатлеть необыкновенные южные ландшафты и виды интенсивно строящихся городов.

В1820 г. Прекрасные берега Тавриды посетил А.С. Пушкин, вдохновенно воспевший природу этих мест в своих поэтических произведениях. В 1820-х годах здесь путешествовал польский поэт Адам Мицкевич, создавший замечательный стихотворный цикл «Крымские сонеты». Это пробудило ещё больший интерес к Крыму в среде художников.

На протяжении XIX века в Крыму работали представители разных художественных направлений, и крымская природа получила в их творчестве весьма разноплановое отражение.

А.И. Мещерский сумел ярко выразить романтическое начало своего крымского пейзажа. Эффектное состояние голубого неба на фоне скал передано в теплой цветовой гамме вместе со старыми тополями, верхушки которых озарены светом солнечных лучей.

"Крымский пейзаж" И. Шишкин

Крупнейшего представителя русского реалистического пейзажа И.И. Шишкина, побывавшего в Ялте в 1879 г., необыкновенный вид горной местности побудил создать серию рисунков и гравюр. В картине «Крымский пейзаж» он мастерски изобразил лесную тропинку, ведущую к домику, среди вековых крымских деревьев.

Широко известный мастер световых эффектов в живописи А.И. Куинджи приобрел в 1886 г. Небольшой участок земли в районе Симеиза. Здесь в летнюю пору он писал этюды, стремясь уловить прихотливую игру красок на беспокойной воде, передать солнечное или лунное освещение. Лаконично написан его пейзаж «Облако».

Автор искусно изобразил момент, когда бледно-розовый свет восходящего солнца формирует кучевые облака над синей полоской моря. Предельно обобщенно решен этюд «Море». Тихое, ласковое море так и зовет окунуться в утреннюю водичку.

Много удивительных полотен написал в Крыму мастер И.К. Айвозовский. Нет смысла вновь и вновь выставлять тут его шедевры. Стоит отметить его учеников, которые обращались к традиционным темам и методам искусства маститого художника и проявляли при этом свою творческую индивидуальность. К таким принадлежит художник А.И. Фесслер, более пятидесяти лет проживший в Феодосии. Он является автором многих глубоко поэтических видов приморских городов Крыма.

А.И. Фресслер. "Гурзуф".

В картине «Гурзуф» он прибегает к романтизации пейзажного образа в духе живописи Айвозовского. Все компоненты пейзажа служат выражению раннего утра. Манера письма художника резкая, с яркими цветовыми контрастами, хорошо передает настроение этого уютного городка с высоты птичьего полета.

Ещё один уроженец Феодосии Л.Ф. Лагорио постоянно жил в Петербурге, но почти ежегодно бывал на Родине. Он вдохновенно воспевал в своих маринах красоту Черноморского побережья, в том числе и Гурзуфа.

Художник Э.Я. Магдесьян стремился подчеркнуть в картинах многообразие крымских мотивов. В его «Морском пейзаже» прекрасно передана суровая монолитность скал на фоне беспокойного движения волн. Голубые и синие тона этого полотна воспроизводят особую прозрачность воздушной среды и зыбкость светлой с зеленоватым оттенком воды.

"Морской пейзаж"

Морской офицер А.В. Ганзен ещё в детстве, в доме своего деда И.К. Айвозовского, проникся любовью к искусству и серьёзно увлекался маринистической живописью. В крымских пейзажах он раскрывал величие морской стихии, сохраняя при этом примечательную тонкость натурного вида и внося в художественный образ лирическую окраску.

"Восход луны"

Художник К.Ф. Богаевский родился и жил тоже в Феодосии. Его первая встреча с искусством произошла в мастерской Айвозовского, а в 1897 году он окончил Петербургскую Академию художеств, где учился у Куинджи. «Сколько ни писал я картин о крымском небе, горах, море, крымская природа давала мне ещё и ещё новые темы для моих произведений», - утверждал Богаевский. Здесь представлены его картины «Старый Крым», «Феодосия», «Вечер у моря» и крымский пейзаж. Последняя, «Крымский вид», на мой взгляд полный шедевр игры красок и цветов.

"Старый Крым"

"Феодосия"

"Вечер у моря"

"Крымский вид"

Древняя Киммерия служила источником творчества для современника Богаевского, поэта и художника М.А. Волошина. Каждая его работа решена в определенном цветовом ключе, выразительно передающем характер изображаемого мотива. И в каждой из них, в плавном ритме линий и цветовых пятен, автор дает зрителю возможность почувствовать мир прекрасного, который дарит человеку природа. Характерна его работа «В окрестностях Коктебеля».

Вокрестностях Коктебеля

Академик батальной живописи Н.С. Самокиш в советский период творчества жил в Симферополе. В 1917- 1921 г.г., находясь на лечении в Евпатории, он с увлечением писал уютные дворики, затененные листвой деревьев, базарные площади, старинные особняки и дачи. В этих этюдах раскрылся блестящий живописный дар художника. Мастерски изобразил он в работе «Вечер в Крыму» освещение крестьянского быта, насыщенную палитру синих, желтых, белых и зеленых цветов.

"Вечер в Крыму"

Широкую известность получили крымские пейзажи К.А. Коровина, видного представителя московского «Союза русских художников». В 1911 г. Он построил дачу-мастерскую в Гурзуфе, где любил писать прямо с балкона открывающиеся прекрасные виды южнобережных гор и моря. Коровин тонко чувствовал натуру, извечную игру света и тени, придающую всему окружению ощущение трепетности, подвижности. Его картина «Гурзуф» тому подтверждение.

Звучность цветовой палитры крымской природы раскрывается Коровиным в его следующем пейзаже. Налицо бурная динамика красок, жизни, яркого солнца. Достигнуто это виртуозной импрессионистической манерой письма, которую применяет в работе мастер.

"Балкон в Крыму"

Пейзаж, как самостоятельный жанр, занимает почетное место в изобразительном искусстве. Он дает возможность мастерам, работающим в этой области, с большой эмоциональной выразительностью создавать художественный образ родной земли.

Здесь представлены произведения талантливых художников разных эпох и поколений, составляющие основу коллекций живописи и графики в художественных музеях и картинных галереях Симферополя, Феодосии, Севастополя и Алупки.

Посмотрело: 22347

0

Крым по природе и красоте своей во все времена притягивал к себе людей искусства. Это были и художники и поэты, режиссеры, актеры, музыканты. Все ехали в Крым на отдых и за вдохновением. Пейзажи полуострова восхищали их всех. Сегодняшний пост о художниках, чья живопись так или иначе связана с этим удивительным местом.
Искусство полуострова формировалось под воздействием многих культур, но в тоже время автономно и немного замкнуто. Скифы, тавры, киммерийцы, генуэзцы, татары, армяне, славяне – все населявшие Крым народы приносили с собой лучшее и вплетали его в общий ковер декоративно-прикладного искусства, архитектуры, а позднее и искусства изобразительного.

Художественная лихорадка охватила Крым в конце XIX века и продолжилась в XX. Большая часть преподавателей Императорской Академии Художеств и Московского института Живописи, Ваяния и Зодчества работали в Крыму. В музея Москвы и Петербурга, а позднее и в Крымских музеях, собраны этюды, натюрморты, пейзажные и стаффажные картины, этнографические рисунки лучших представителей отечественного изобразительного искусства: Ф.Васильева, И.Крачковского, А.Мещерского, А.Боголюбова, И.Левитана, А.Куинджи, И.Шишкина, К.Коровина, В.Серова, В.Сурикова, В.Поленова, П.Кончаловского и других.

После событий гражданской войны Крым и подавно превращается в «Башню из слоновой кости» для художников, поэтов, философов. В Коктебеле, Ялте, Судаке, Феодосии и Евпатории находят приют многие из тех, кто ищет спасения от «волн войн и революций» (М.Волошин). Прежде всего, это сам Максимилиан Волошин, а вместе с ним – Остроумова, Кузьмин, ….. Анненков,. Связали свою судьбу с Крымом К. Богаевский, Н.Самокиш, Н.Барсамов, В.Яновский, Е.Нагаевская, Куприн. Приезжают работать И.Грабарь, И.Чекмазов, В.Фаворская, Фальк – всех невозможно перечислить. И всем творческим людям Крым давал приют, кров, вдохновение.

Крым является удивительным природным и культурным феноменом, который оказывает на события и человеческие судьбы сильное непосредственное воздействие. Гете называет это «Гением Места», наши современники говорят об энергии Крыма и его особенном культурно-информационном поле. Независимо от определений несомненным является тот факт, что Крым остается главным действующим лицом исторических и культурных событий, а их творцы и создатели просто получают право выступить на данной сцене.

Так и современная крымская живопись – ей позволено увековечить красоту данного природного феномена. Как говорят крымчане: « Жизнь у нас одна и прожить ее надо в Крыму!». Видимо, соглашаясь с ними более 60 лет сюда съезжаются лучшие живописцы и графики из всех городов Советского Союза, а теперь России и Украины. Каждый из них стремиться запечатлеть крымские ландшафты, море, цветы и фрукты, создать свой собственный гимн Божественной Красоте!
Е.О.Самойлова

Михаил Матвеевич Иванов. (1748-1823)
В конце XVIII века, первым проторил дорогу в Старый Крым русский художник Михаил Матвеевич Иванов. В январе 1780 года его, тогда уже академика живописи, командировали к наместнику южных губерний России, князю Потемкину, для изображения «городов и достопримечательностей вновь присоединенных земель», а также тех местностей, за которые Россия еще боролась. Иванов был зачислен в штаб Потемкина и даже получил чин премьер-майора. В 1783 году Иванов рисовал виды Старого Крыма. Десять акварелей этого художника, посвященные Старому Крыму и его окрестностям, хранятся ныне в Русском музее в Санкт-Петербурге.


М.М.Иванов. Балаклава.

Альбомы Михаила Матвеевича Иванова представляют редкий пример разнообразного графического наследия, вместившего в себя многолетний труд русского художника ХVШ столетия. Они помогают понять его творческие идеи и проследить этапы работы над созданием живописных станковых акварелей.

Иван Константинович Айвазовский. (1817-1900).
Особое внимание нужно уделить маринисту Ивану Айвазовскому.
Еще мальчиком Иван Айвазовский влюбился в морские просторы крымского побережья. Его бурное, романтическое воображение рисовало ночные штормы, бескрайние водные просторы и борьбу людей с разбушевавшейся стихией. Эти яркие образы нашли отражение в творчестве всей его жизни. Айвазовский стал единственным художником русской школы, посвятившим весь свой неординарный талант маринистической живописи. За свою долгую жизнь Иван Константинович Айвазовский создал около 6 тысяч произведений, слава и признание пришли к нему еще в молодости, его имя гремело на весь мир и вошло в историю мировой живописи. Море на его картинах фотографически реалистично, но он не писал его с натуры. Невозможно остановить движение волны, чтобы запечатлеть его кистью. Для этого нужно чувствовать море, понимать и предугадывать движения его вод, а это он умел. Айвазовского научило само море, еще в детстве, в родном Крыму.

Все знают Айвазовского как мариниста, но у него есть и картины на исторические сюжеты, жанровые сцены, на темы античной мифологии, виды городов, религиозные и аллегорические полотна, а также портреты. Вот лишь несколько из них: «Приезд Екатерины II в Феодосию», «Встреча Венеры на Олимпе», «Переход евреев через Черное море», «Цыганский табор», «Закат в степи», «В горах Кавказа», «Хождение по водам», «Свадьба на Украине».

Результаты крымской поездки были более чем удачными и увенчались долгожданной и заслуженной командировкой в Италию, в Рим – эту Мекку художественной жизни всей Европы. Там работала и большая группа русских живописцев, скульпторов, архитекторов, литераторов (и самостоятельных, и пенсионеров, как Айвазовский): Брюллов, Кипренский, С.Щедрин, А.Иванов, Иордан, Гоголь и многие другие. Айвазовский работает очень усердно и скоро становится в Риме одним из самых известных и модных художников. На него буквально сыплются заказы, о нем пишут восторженно все газеты: «…никто так не пишет здесь воду и морские виды». Множество художников, гораздо старше его, стали подражать ему в манере письма и после него в каждой лавочке уже красовались виды моря «а ля Айвазовский». Рим, Неаполь, Венеция, Амстердам, Лондон и даже самодовольный Париж восхищались его картинами, в которых так живо был передан солнечный или лунный свет, что люди, не искушенные в живописи, даже подозревали художника в «фокусничестве» (а нет ли у вас за картиной лампы или свечи?). Сам великий маринист Тернер, совершенно покоренный искусством Айвазовского, посвятил стихи юному художнику из России.
Да, недаром живое мастерство его лучших картин не превзошел еще никто и по сей день!

В своей же мастерской Иван Константинович неустанно занимался с молодыми художниками: годы работы ушли на создание особой школы крымского пейзажа. Там приобщались к живописи будущие известные художники: Лагорио, Фесслер, Куинджи, Магдесиян, Латри, Волошин, Богаевский. И сегодня в Феодосийской картинной галерее вас встретят работы самого великого художника - морениста.

Карло Боссоли. (1815-1884)
Нужно ли удивляться, что романтическая Таврида оказалась столь привлекательной для художников, которые донесли до нас зрительные образы, созвучные, а подчас и более яркие, нежели литературные описания. Достойное место в блестящей плеяде прославленных имен занимает итальянец Карло Боссоли (1815-1884). Его творчество, пронизанное светом и праздничной атмосферой Юга, позволяет увидеть Крым глазами известных современников художника, ощутить себя первооткрывателем овеянной преданиями земли Тавриды
.

Талантливый рисовальщик, неутомимый путешественник, автор изумительных путевых зарисовок, один из основоположников традиции «изобразительной журналистики», Карло Боссоли еще при жизни познает громкую славу. Человеческая и творческая судьба его во многом определилась благодаря деятельному участию М.С.Воронцова, а также жизни художника в Одессе и Крыму. Это своего рода этапы становления мастера. Последовательно связанные между собою, они сформировали круг интересов художника, предвосхитили его творческие устремле¬ния и потому заслуживают внимания.

Богаевский Константин Фёдорович. (1871-1943)
Другой знаменитый феодосийский художник Богаевский К. Ф. почти три года, в 1925-1927 годов, выполнял заказ Крымского комитета по охране памятников искусства - им создана большая серия акварелей и рисунков, изображающих Старый Крым и его исторические памятники.

Богаевский Константин Фёдорович (1871-1943) - живописец и график, известен как мастер «фантастического пейзажа». Родился и почти всю жизнь прожил в Феодосии. Наотрез отказался заниматься у Айвазовского, т.к. его привлекали не морские виды, а история древней Киммерии. В 1891 году поступает в Академию художеств и занимается в мастерской пейзажиста Архипа Куинджи, которому тоже не подражает. Любопытный факт: Богаевскому во время занятий никак не давались рисунки натурщиков. Куинджи освобождал ученика от этих занятий, во время которых тот играл на гитаре.

После окончания академии Богаевский побывал в Италии, Франции, Германии, Австрии, но убедился, что творить сможет лишь в Крыму. Возвратившись в Феодосию, он вскоре подружился со своим единомышленником М.Волошиным. Его оригинальные пейзажи пользовались неизменным успехом, а меценат Н. П. Рябушинский даже перестроил зал под декоративные панно Богаевского. В советское время он принимает активное участие в создании музея И.К.Айвазовского, затем музея древностей. Для этого музея Богаевский зарисовывал исторические памятники Бахчисарая, Судака, Алупки, Старого Крыма, Феодосии. В 1923 году он выпустил альбом автолитографий «Пейзажи Киммерии». Погиб Богаевский на улице Феодосии в 1943 году при бомбежке города во время войны.

Волошин Максимилиан Александрович. (1877 - 1932)
Напарником Богаевского в этой творческой старокрымской командировке был Максимилиан Волошин, чья многогранная деятельность заслуживает восхищениям художник, поэт, переводчик, литературный критик, философ, общественный деятель. Их многолетней творческое сотрудничество позволило открыть для многих суровую, местами фантастическую, красоту юго-восточного Крыма, в том числи и Старого Крыма. Не зря их обоих называют певцами Киммерии.

Волошин (настоящая фамилия - Кириенко-Волошин) Максимилиан Александрович (1877 - 1932), поэт, критик, эссеист, художник.
Родился 16 мая (28 н.с.) в Киеве.
Начинает учиться в московской гимназии, а заканчивает гимназический курс в Феодосии. С 1890 начинает писать стихи, переводит Г.Гейне.
В 1897 поступает на юридический факультет Московского университета, но через три года его исключают за участие в студенческих волнениях. Решает целиком посвятить себя литературе и искусству.
В 1924 г. с одобрения Наркомпроса Волошин превращает свой дом в Коктебеле в бесплатный дом творчества (впоследствии - Дом творчества Литфонда СССР). Смотрителем была назначена некая Беляцкая Л.Ю., которая по слухам являлась его фавориткой.

В 1927 г. проходит выставка волошинских пейзажей, организованная Государственной Академией художественных наук (с печатным каталогом), которая стала последним выходом Волошина на общественную сцену.
Много работает как художник, участвуя в выставках в Феодосии, Одессе, Харькове, Москве, Ленинграде. Свой дом в Коктебеле Волошин превратил в бесплатный приют для писателей и художников, в чем ему помогала его вторая жена М.Заболоцкая.

Дом-музей Максимилиана Волошина - единственный в мире, переживший войны и сохранивший тайну и обаяние эпохи Серебряного века. Благодаря Волошину Коктебель превратился в место, где побывал почти весь свет русской интеллигенции начала ХХ века. Хозяин был очень гостеприимен и в доме устроил бесплатный Дом отдыха для писателей, художников и ученых. Время, наполненное впечатлениями киммерийской природы, серьезными научными и культурными дискуссиями, юмористическими розыгрышами и общением с М. Волошиным вдохновляло гостей.
Крым также посетили и запечатлели в своих картинах художники К. Петров-Водкин, П. Кончаловский, Р. Фальк, А. Бенуа и многие другие.

Михаил Семенович Воронцов. (1782-1856)
Эпоха Михаила Семеновича Воронцова - это поистине история в мемориальном пространстве. Как утверждали современники, «с него начинается та блистательная страница Юга России, которой может гордиться наше Отечество». Эпоха князя Воронцова, в 1823 году вошедшего в должность Генерал-губернатора Новороссии, полномочного наместника императора в Бессарабии (а с 1844 года и на Кавказе), знаменует подлинное экономическое и духовное освоение этих земель. Политик, администратор, талантливый предприниматель, общественный деятель, обладающий широкими либеральными воззрениями, он был одним из наиболее культурных людей своего времени. Сочетанием романтизма с трезвым и даже утилитарным взглядом на вещи, составляющим чисто родовую черту Воронцовых, он сумел достичь высот в свете и при дворе, скопить значи¬тельные земельные капиталы и при том прославиться как щедрый покровитель науки и культуры.

За время правления М.С.Воронцова весь Новороссийский край, Крым, отчасти Бессарабия и труднодоступный Кавказ исследованы, описаны, иллюстрированы гораздо точнее и подробнее многих частей России. М.С.Воронцов лично содействовал экспедициям, изыскивал средства, предоставлял ученым свои библиотеки и даже фамильный архив. В результате появились ценные издания о природе, истории, экономике, географии края. В разное время при «безотказном содействии просвещенного правителя» путешествовали по Крыму и Кавказу академик П.Кеппен, К.Монтандон, Т.Ванцетти, археолог Н.Мурзакевич, историк и лингвист А.Фиркович, художники Г.Чернецов, К.Боссоли...

Куприн Александр Васильевич. (1880-1960)
Родился в Борисоглебске (Воронежская губерния) 10 (22) марта 1880 в семье преподавателя уездного училища.

Учился в Воронежских вечерних классах рисования при Обществе любителей живописи (1899-1901) у Л. Г. Соловьева и М. И. Пономарева.
Посещал студии Л.Е.Дмитриева-Кавказского (1902–1910) в Петербурге и К.Ф.Юона (1904–1906) в Москве, затем занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества (1906–1910).
В 1913–1914 посетил Италию и Францию.

Был членом объединений «Бубновый валет» (с 1910), «Московские живописцы» и «Общество московских художников».
В воображаемом групповом портрете членов общества "Бубновый валет" (1910) место А.В. Куприна было бы во втором ряду, рядом с В. В. Рождественским и Р. Р. Фальком.
Тема крымского полуострова плотно засела в творчестве Куприна Александра Васильевича (1880-1960). Художник побывал во многих городах прибрежного Крыма, писал улочки Бахчисарая, горы, памятники истории. Первой его работой считается «Оленья гора».

Василий Иванович Суриков. (1848-1916).
Василий Иванович Суриков родился 12 января 1848 года в Красноярске. Школьный учитель Н.В.Гребнев дал ему первые уроки живописи. Уже в 1862 году начинающий художник создает свое первое произведение – «Плоты на Енисее». Для получения полноценного художественного образования Суриков уезжает в Санкт-Петербург. Там в 1869 году он поступает в Академию художеств. Обучение талантливого юноши оплачивает меценат, заинтересовавшийся его работами.
Уже в это время проявляется особенная любовь художника к композиции, Суриков работает в основном над сюжетами из древней истории («Пир Валтасара», «Апостол Павел») По окончании Академии Суриков перебирается в Москву.
Благословенный Крым стал для Василия Ивановича божественным открытием, неугасимым восторгом и... "лебединой песней". Её он запечатлел красками радости и оставил потомкам. Открыл он древнюю землю Тавриды в 1907 году. И оказался пленён - вольным, необъятным морем, его басовито-шумным говорком, седыми горами с загадочными вершинами. А древние поселения и народ тех мест не прошли мимо приметливого взгляда художника. Да и он в тех ласковых краях был не разомлевшим праздным курортником, а тружеником кисти и мольберта. Иначе человек сибирских кровей, неуёмной натуры не мог.

Судьба Василию Ивановичу четырежды подарила Крым (1907, 1908, 1913, 1915 гг.). Поездки исчислялись месяцами. О первой узнаём из рассказа внучки Натальи Кончаловской: "Крым показался Сурикову ослепительным, он наслаждался купанием, солнцем, дальними прогулками в горы и написал множество акварелей в Гурзуфе и Симеизе".
Сегодня известны "Прибой", "Симеиз", "Крымский пейзаж", "Гурзуф", "Ай-Петри из Симеиза", "Море" и два портрета Е. Н. Сабашниковой, владелицы симеизского пансионата "Панеа".

Художника очаровал Южный берег Крыма, и по его акварельным работам мы наблюдаем географию его маршрутов. Кроме Сименза, Фороса, Алупки была Ялта и, конечно, Гурзуф, который Александр Грин назвал "Зависть богов".
Полотнам Сурикова уготовлена жизнь вечная. О крымском периоде жизни художника известно немного. Недосказанное поведают его картины.

Константин Алексеевич Коровин. (1861-1939).
Родился Константин Алексеевич Коровин 23 ноября 1861 года (старый стиль) в состоятельной купеческой семье. Четырнадцати лет он поступает на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где уже учится живописи его старший брат Сергей, впоследствии известный художник-реалист. К этому времени их семья разорилась. "Мне пришлось сильно нуждаться, - вспоминал Константин Коровин о годах учебы, - уже пятнадцати лет я давал уроки рисования и зарабатывал свой хлеб".
После двух лет обучения, представив написанные во время каникул пейзажи, Коровин переходит на отделение живописи. Его преподавателем стал Саврасов, уделявший большое внимание этюдам с натуры и учивший своих воспитанников видеть красоту русской природы.


Константин Коровин. . Севастополь вечером. . 1915

Константин Коровин любил Крым, а в Крыму больше всего Гурзуф, где и построил в один из редких для него периодов финансового благополучия дачу по собственному проекту.
Ученик Саврасова и Поленова, «виртуозный декоратор», как отзывался о нем Дягилев, и художник при Императорских театрах, создавший потрясающие декорации к знаменитым балетным и оперным постановкам, знаток северной природы, со временем Коровин превращает цвет в основное выразительное средство. Коровин находит гармонию красоты в красках Франции, Испании и Крыма, который пленил художника. Пленил настолько, что Коровин построил дачу в Гурзуфе, превратившуюся в мастерскую. С 1914 по 1917 Коровин жил на своей даче постоянно. Гостями у него здесь были Шаляпин, Горький, Суриков, Репин, Куприн. В своих воспоминаниях о даче художник особенно выделяет розы и море, синие Черное море.

Василий Дмитриевич Поленов. (1844-1927).
Василий Дмитриевич Поленов родился в 1844 году 1 июня в благородной многодетной семье дворян, проживавшей в столице в Санкт Петербурге. Это русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог.
В 1882 году Поленов возглавил пейзажный и натюрмортный классы в Московском училище живописи, ваяния и зодчество. Учащиеся души в нем не чаяли. «Его картины, - вспоминал А. Головин, - восхищали нас своей красочностью, обилием в них солнца и воздуха. Это было настоящее откровение». Двенадцать лет жизни отдал Поленов воспитанию молодых художников. Среди его ставших впоследствии знаменитыми учеников отметим К. Коровина (к нему Поленов относился наиболее нежно), И. Левитана, М. Нестерова, А. Головина, И. Остроухова, А. Архипова, С. Малютина.


Поленов Василий Дмитриевич, "В Крыму". 1887 г.

В сентябре 1887 года В.Д.Поленов писал жене из Ялты: «Чем больше я хожу по окрестностям Ялты, тем все больше оцениваю наброски Левитана. Ни Айвазовский, ни Лагорио, ни Шишкин, ни Мясоедов не дали таких правдивых и характерных изображений Крыма, как Левитан».
«Рыцарем красоты» называли Поленова В.Д. современники. Это определение превосходно выражает суть и цель его стремлений, всей его деятельности, оставившей заметный след в истории отечественного искусства на рубеже XIX и XX веков.
Работы В. Д. Поленова хранятся во всех крупнейших музе­ях России; наиболее предпочтительно на этом фоне (как то­го и следовало ожидать) смотрятся московская Третьяков­ская галерея и петербургский Русский музей, гордящиеся несколькими десятками произведений художника.

Исаак Ильич Левитан. (1860-1900)
Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в небольшом литовском городке Кибарты Ковенской губернии.
Отец его был мелким служащим, семья была большой и жила небогато. Детство будущего художника было настолько тяжелым, что он впоследствии старался никогда не вспоминать о нем. В возрасте двенадцати лет Левитан поступил в Московское училище живописи ваяния и зодчества. С первых лет обучения юноша привлек внимание преподавателей школы, среди которых были известные русские художники Саврасов и Поленов, своим исключительным талантом.
В 1879 году Левитана высылают из Москвы: согласно новому указу евреям запрещено проживать в столице. Некоторое время он вместе с родственниками живет на даче в Салтыковке. При этом художник продолжает упорно работать и каждый день ездить в Москву. Вскоре на юное дарование обращает внимание П.М. Третьяков. Он приобретает картину «Осенний день. Сокольники».

Первая поездка на юг для бедного художника стала возможной благодаря гонорару, полученному за создание театральных декораций. Весной 1886 года Левитан отправился в Крым отдохнуть и поправить шаткое здоровье: у него было слабое сердце. Он побывал в Ялте, Массандре, Алупке, Симеизе, Бахчисарае. Знойная крымская природа поразила Левитана, он восторженно писал другу Антону Чехову из Ялты: «Как хорошо здесь! Представьте себе теперь яркую зелень, голубое небо, да ещё какое небо! Вчера вечером я забрался на скалу и с вершины взглянул на море, и знаете ли что, - я заплакал, и заплакал навзрыд; вот где вечная красота и вот где человек чувствует своё полнейшее ничтожество! Да что значат слова, - это надо самому видеть, чтобы понять!»


Левитан Исаак Ильич - Берег моря (Крым). . 1886

Своим творчеством художник оказал огромное влияние не только на русское, но и европейское искусство ХХ века. Став практически основателем жанра пейзажа настроения, мастер обогатил отечественную культуру, а его духовный авторитет сыграл огромное значение в судьбе русской пейзажной живописи.

Васнецов Аполлинарий Михайлович. (1856 - 1933)
Аполлинарий Михайлович Васнецов - пейзажист, художник театра.
Родился в селе Рябово Вятской губернии в семье священника. Живописи учился у В.М.Васнецова - старшего брата.
Младший брат знаменитого Виктора Васнецова, известный гораздо менее, Аполлинарий Васнецов отнюдь не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием. Он не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками: братом, И. Е. Репиным, В. Д. Поленовым и др. Молодого художника интересует прежде всего пейзаж. Ранние его работы (1880-х гг.) не свободны от влияний старших современников.


Васнецов Аполлинарий Михайлович Крым. Байдарские ворота. 1890

В 1870-е годы, подражая народникам, стал сельским учителем. С 1880 по 1887 годы жил в Петербурге, работал в журналах «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация», был членом «Товарищества Передвижников» и одним из организаторов «Союза русских художников» (1903). Васнецов много путешествовал, важное место в его искусстве занимают пейзажи Урала и Сибири, выполненные в стиле северного модерна («Тайга на Урале. Синяя гора», 1891; «Кама», 1895). В начале 1900 годов он - уже известный художник.


Васнецов Аполлинарий Михайлович Крымский вид. 1893

В 1885-1886 годах Аполлинарий Михайлович предпринял путешествие по России. Он побывал на Украине и в Крыму. Своим поездкам художник придавал большое значение. В его автобиографии читаем: "Воспитывали меня как художника-пейзажиста и мои путешествия и поездки у себя на родине и за границей".

В семье Васнецова хранится "карта России, на которой красным карандашом самим художником отмечено около ста пунктов - Урал, Сибирь, Крым, Кавказ, Украина, побережье Финского залива и т. д., где он писал этюды и рисовал.
В 1890-х и 1924 годах Васнецов посещал Крым, где написал несколько интересных работ.

С 1901 по 1918 год А.М.Васнецов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, руководил классом пейзажной живописи после смерти И.И.Левитана.
Важное место в его искусстве заняли мотивы девственной природы Урала и Сибири, образы древних гор, хмурых лесов и полноводных рек - эпические образы, примыкающие к искусству северного модерна ("Тайга на Урале. Синяя гора", 1891; "Кама", 1895; "Северный край. Сибирская река", 1899).
Вошел в историю прежде всего своими историко-архитектурными картинами.

Серов Валентин Александрович. (1865-1911)
Родился в семье композитора и пианистки. Портретист. Учился у И.Е. Репина, затем поступил в Академию художеств. Посещал Германию, Голландию, Италию, где изучал Европейскую живопись. Был членом Товарищества Передвижников, однако после его раскола вступил в объединение «Мир искусства». Член Совета Третьяковской Галереи. Преподавал в МУЖВЗ.


Серов Валентин Александрович Ифигения в Тавриде 1893,

В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Валентин Серов. Картины, этюды, наброски шестнадцатилетнего юноши были еще не совсем оформившимися, но уже здесь он проявляет себя зрелым и даровитым рисовальщиком.
1887 год прославил Серова. Он нарисовал знаменитую «Девочку с персиками» (портрет юной Веры Саввишны Мамонтовой).
В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. Работы Серова были признаны лучшими на Римской выставке 1911 года и продемонстрировали всему миру мастерство общеевропейского масштаба, каким обладал Серов.

Шадрин Александр Петрович.
Шадрин Александр Петрович родился 19 апреля 1942 года в селе Караидель, Башкортостан, Россия.
По окончании средней школы в Красноярске учился в художественной школе им. В. Сурикова, где получил первые серьезные навыки в рисунке и живописи.
Служба во флоте в 1961-1965 годах привела его в Севастополь, с которым художник связал свою дальнейшую судьбу.
В 1970 году окончил Орловский педагогический институт художественно-графический факультет, руководитель народный художник РФ профессор А.И.Курнаков.
Много лет отдал работе по реставрации предметного плана панорамы «Оборона Севастополя 1854-55гг.», где работал под руководством старейшего художника В.И.Гранди-Гадицкого, который привил любовь к работе с натуры, ее изучению в духе художников русского импрессионизма. Работая на пленере с Народным художником Украины П.К.Столяренко и Заслуженным художникам Украины А.Е. Зорко, развил и обогатил свою художественную палитру.
Участник многих областных, республиканских и международных выставок. Картины художника хранятся в семи художественных музеях Украины и России, а также - в частных коллекциях Германии, США, Англии, Франции, Италии и др.
Член Национального союза художников Украины с 1992г.
Заслуженный художник Автономной республики Крым с 2003г.


Шадрин А П Алупкинский парк

Архип Иванович Куинджи.
Удивление вызывает уже такая деталь, что не установлена точная дата рождения Куинджи. Биография начинается с колебаний – то ли 1841-й, то ли 1842 год. Это не принципиально, но странно. Таким же необычным образом отразится перевод его фамилии, которая означала золотых дел мастер, на всей его деятельности как живописца. Архип рано осиротел. Его воспитывали бедные родственники. Учась без прилежания, он непрерывно рисовал на всех обрывках бумаги, которые только попадались под руку. ......


Ай-Петри.
Русский живописец Архип Иванович Куинджи - это романтик среди художников-реалистов. Он великолепно передавал колорит картины, необычные моменты освещения, создавая эффект свечения красок. Современники не понимали такого отношения к живописи, и часто его упрекали за неоправданную феерию ярких красок.

Позже Архип Куинджи служил у хлеботорговца-итальянца Аморетти. Должность его имела название «комнатный мальчик», то есть слуга. Рисование же длилось. Один из гостей хозяина советовал Архипу Куинджи поехать в Феодосию, к известному художнику И. Айвазовскому, и даже дал ему рекомендательного письма. В 1855 г., в разгар Крымской войны, Архип Куинджи пешком отправляется в Крым. Айвазовского в то время в Феодосии не было, поэтому устроиться Куинджи помог молодой художник Адольф Феслер, ученик мариниста

Куинджи очень любил удивительную природу Крыма, и часто изображал её в своих картинах и этюдах.


«Кипарисы на берегу моря. Крым».
1887.

Чернецов Никанор Григорьевич.
Художник Чернецов Никанор Григорьевич - академик пейзажной живописи, родился в 1804 году, умер 11 января 1879 г., брат Григория Григорьевича Чернецова; уступал ему в способностях и брал, главным образом, прилежанием и усидчивостью. Он родился в г. Лухе, Костромской губернии; Общество Поощрения Художников воспитывало его на свой счет в Академии Художеств, где он обучался в классе М. Воробьева. В 1827 году он удостоился получения серебряной медали 1-го достоинства за пейзажную живопись; в том же году за вид галереи в Императорском Эрмитаже получил вторую золотую медаль и звание художника XIV клаcса.


Южный берег Крыма. Вид на Ливадию сверху, 1873 год, холст, масло, 45,5 х 97 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.


Вид у подножия Аю-Даг, 1836 год, холст, масло, 87 х 127 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Путешествовал по Кавказу (1829 – 1831) и Крыму (1833 – 1836). Крымская серия зарисовок и акварелей Н. Чернецова – первая в русском искусстве по численности и разнообразию. С 1837 работал вместе с братом над панорамой берегов Волги, объединив классические панорамные построения с документальной точностью деталей. Братья Чернецовы внесли большой вклад в развитие русского пейзажа, в первую очередь национальной тематикой.


Татарский дворик в Крыму, 1839 год, холст, масло, 47 х 71,5 см, Саратовский государ

Изменил: Nadezda по причине: Добавление новости.

А вы знали, что на своих картинах крымских татар запечатлели такие известные художники, как Иван Айвазовский, Иван Шишкин, Илья Репин, Валентин Серов, Исаак Левитан? подготовил для вас подборку самых ярких картин с крымскотатарскими мотивами этих и других русских художников.

Иван Константинович Айвазовский (Ованес Айвазян – 1817–1900)

Мало кто знает, что Айвазовский свободно разговаривал на крымскотатарском языке. Художник уважал крымских татар и так же с уважением относился к их культуре.

«Крымские татары на берегу моря», 1850 г. Картина хранится в частной коллекции.
«Лунная ночь в Крыму. Гурзуф», 1839. В ранний период своего творчества Айвазовский пишет романтический пейзаж «Лунная ночь в Крыму. Гурзуф». Спокойные зеленовато-синие тона, использованные художником для этого полотна, подчеркивают умиротворенность и поэзию южной ночи, красоту изменчивой крымской природы. Луна, ласкающая своими лучами проплывающие над Гурзуфской бухтой облака, замерла над дремлющим Аю-Дагом, скалой Дженевез-Кая с руинами древней крепости, небольшим мысом у ее основания, белыми скалами-близнецами Адаларами, скатившимися в море с Крымских гор миллионы лет назад. Лунный свет разливается по небу, превращает в золотистое зеркало поверхность воды, отражающую горы и стоящие в бухте корабли.

«Крымский вид. Аю-Даг», 1865 г.

«Морской берег. Крымское побережье у Ай-Петри», 1890 г.

Никанор Григорьевич Чернецов (1804–1879) в начале 1833 года был определен на службу к графу Михаилу Воронцову, который был в это время новороссийским и бессарабским генерал-губернатором. Художник едет в Крым, где были имения Воронцова и возвращается оттуда только в 1836 году. Свои впечатления о необычной солнечной южной природе, с ее яркими насыщенными цветами, так не похожей на холодный Петербург, Чернецов сумел передать в созданных им в это время множестве зарисовок и акварелей.

«Татарский дворик в Крыму», 1839 г.

«Вид Каралезской долины», 1839 г.

Исаак Ильич Левитан (1860–1900) весной 1886 года отправился в Крым отдохнуть и поправить шаткое здоровье: у него было слабое сердце. Он побывал в Ялте, Массандре, Алупке, Симеизе, Бахчисарае. Знойная крымская природа поразила Левитана. Многие считают, что именно Левитан первый открыл красоты южного Крыма.

«Сакля в Алупке», 1886 г.

«Источник», 1886 г.

«Улица в Ялте», 1886 г.

«Кипарисы у мечети», 1886 г.

Федор Александрович Васильев (1850–1873). Обострившаяся болезнь (туберкулез легких) заставила его ехать вначале в Харьковскую губернию, а затем в Крым. В конце июля 1871 года Васильев приехал в Ялту вместе с матерью и младшим братом. Он чувствовал себя чужим в этом городе и мучительно переживал одиночество, тосковал по родной северной природе. Постепенно художник полюбил Крым, особенно его горы. За картину «В Крымских горах» он получил первую премию на конкурсе Общества поощрения художников (1873). И.Н. Крамской назвал этот пейзаж «одним из наиболее поэтических пейзажей вообще…».

«В Крыму после дождя», 1871–1873 гг.

«В Крымских горах», 1873 г.

Иван Иванович Шишкин (1832–1898) несколько раз бывал в Крыму и оставил несколько местных пейзажей, а также многие незавершённые наброски карандашом.

«Сакля»

«В горах Гурзуфа»

Илья Ефимович Репин (1844–1930) приехал в Крым весной 1880 года вместе со своим младшим другом и учеником, в будущем – знаменитым живописцем, Валентином Серовым. Репину казалось, что именно в Крыму он услышит и найдет следы далеких отголосков минувших битв. Однако, вероятно потому, что он приехал туда с четко определенной целью, Крым с его шумными курортами разочаровал художника. Его не заинтересовала ни яркая крымская природа, ни великолепная архитектура городов, ни прочие достопримечательности. И живописец, написав несколько этюдов татар и цыган, направляется в Одессу, где продолжает находить и зарисовывать предметы казацкого быта.

«Крым. Проводник», 1880 г.

Валентин Александрович Серов (1865–1911) в Крым приезжал неоднократно: сначала с Ильей Репиным, когда ему было 15 лет, потом с Владимиром Дервизом, а летом 1893 года снимал дачу. Здесь, под впечатлением от местных жителей и природы, он создает «Татарскую деревню в Крыму» и «Ифигению в Тавриде», написанную по сюжету древнегреческой трагедии.

«Татарская деревня в Крыму», 1893 г.


Серов пишет эту картину на пленэре, то есть создавая произведение прямо на открытом воздухе без подготовительных эскизов, так, как делали импрессионисты. Игра солнечных пятен создает атмосферу знойного южного дня с его тишиной

«Татарки у реки», 1893 г.

Илья Иванович Машков (1881–1941) – знаменитый русский художник. Родился в 1881 году в станице Михайловская-на-Дону. Один из самых ярких представителей русского авангарда. Работал в жанрах: реализм, кубизм, постимпрессионизм, лубок и т.д.

«Бахчисарай», 1920-е гг.

Нина Константиновна Жаба (1872–1942) в 1906 г. приехала в Бахчисарай всего лишь на этюды. Но в результате отдала Бахчисараю часть своей души, выйдя замуж за местного жителя и поселившись здесь на годы. После трагической смерти мужа, расстрелянного в Гражданскую войну, Нина Жаба переехала к брату в Ленинград, где и умерла во время блокады в 1942 году.

«Старик – татарин с трубкой»

«Татарская женщина с пряжей»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и будьте в курсе самых актуальных и и нтересных новостей.

Крым по природе и красоте своей во
все времена притягивал к себе людей
искусства. Это были и художники и
поэты, режиссеры, актеры,
музыканты. Все ехали в Крым на
отдых и за вдохновением. Пейзажи
полуострова восхищали их всех.
Сегодняшний пост о художниках, чья
живопись так или иначе связана с
этим удивительным местом.
Искусство полуострова
формировалось под воздействием
многих культур, но в тоже время
автономно и немного замкнуто.
Скифы, тавры, киммерийцы,
генуэзцы, татары, армяне, славяне –
все населявшие Крым народы
приносили с собой лучшее и
вплетали его в общий ковер
декоративно-прикладного искусства,
архитектуры, а позднее и искусства
изобразительного

Художественная лихорадка охватила Крым в конце XIX века и продолжилась
в XX. Большая часть преподавателей Императорской Академии Художеств и
Московского института Живописи, Ваяния и Зодчества работали в Крыму. В
музея Москвы и Петербурга, а позднее и в Крымских музеях, собраны этюды,
натюрморты, пейзажные и стаффажные картины, этнографические рисунки
лучших представителей отечественного изобразительного искусства:
Ф.Васильева, И.Крачковского, А.Мещерского, А.Боголюбова, И.Левитана,
А.Куинджи, И.Шишкина, К.Коровина, В.Серова, В.Сурикова, В.Поленова,
П.Кончаловского и других.

Михаил Матвеевич Иванов (1748-1823)
В конце XVIII века, первым проторил дорогу в Старый Крым русский художник
Михаил Матвеевич Иванов. В январе 1780 года его, тогда уже академика живописи,
командировали к наместнику южных губерний России, князю Потемкину, для
изображения «городов и достопримечательностей вновь присоединенных земель», а
также тех местностей, за которые Россия еще боролась. Иванов был зачислен в штаб
Потемкина и даже получил чин премьер-майора. В 1783 году Иванов рисовал виды
Старого Крыма. Десять акварелей этого художника, посвященные Старому Крыму и
его окрестностям, хранятся ныне в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Иван Константинович Айвазовский (1817-1900).
Еще мальчиком Иван Айвазовский влюбился в морские просторы крымского
побережья. Его бурное, романтическое воображение рисовало ночные
штормы, бескрайние водные просторы и борьбу людей с разбушевавшейся
стихией. Эти яркие образы нашли отражение в творчестве всей его жизни.
Айвазовский стал единственным художником русской школы, посвятившим
весь свой неординарный талант маринистической живописи. За свою долгую
жизнь Иван Константинович Айвазовский создал около 6 тысяч
произведений.

Карло Боссоли (1815-1884)
Нужно ли удивляться, что романтическая Таврида оказалась столь привлекательной для
художников, которые донесли до нас зрительные образы, созвучные, а подчас и более
яркие, нежели литературные описания. Достойное место в блестящей плеяде
прославленных имен занимает итальянец Карло Боссоли (1815-1884). Его творчество,
пронизанное светом и праздничной атмосферой Юга, позволяет увидеть Крым глазами
известных современников художника, ощутить себя первооткрывателем овеянной
преданиями земли Тавриды.

Богаевский Константин Фёдорович (1871-1943) - живописец и график, известен как
мастер «фантастического пейзажа». Родился и почти всю жизнь прожил в Феодосии.
Наотрез отказался заниматься у Айвазовского, т.к. его привлекали не морские виды, а
история древней Киммерии. В 1891 году поступает в Академию художеств и занимается
в мастерской пейзажиста Архипа Куинджи, которому тоже не подражает.

Волошин (Кириенко-Волошин) Максимилиан Александрович (1877 - 1932), поэт,
критик, эссеист, художник. Родился 16 мая (28 н.с.) в Киеве. Начинает учиться в
московской гимназии, а заканчивает гимназический курс в Феодосии. В 1927 г.
проходит выставка волошинских пейзажей, организованная Государственной
Академией художественных наук (с печатным каталогом), которая стала последним
выходом Волошина на общественную сцену.

Куприн Александр Васильевич (1880-1960)
Родился в Борисоглебске (Воронежская губерния) 10 (22) марта 1880 в семье
преподавателя уездного училища. Учился в Воронежских вечерних классах рисования.
Затем занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества (1906–1910). Тема
крымского полуострова плотно засела в творчестве Куприна А.В. (1880-1960).
Художник побывал во многих городах прибрежного Крыма, писал улочки Бахчисарая,
горы, памятники истории. Первой его работой считается «Оленья гора».

Василий Иванович Суриков(1848-1916).
Родился 12 января 1848 года в Красноярске. Школьный учитель Н.В.Гребнев дал ему
первые уроки живописи. Для получения полноценного художественного образования
Суриков уезжает в Санкт-Петербург. Там в 1869 году он поступает в Академию
художеств. Благословенный Крым стал для Василия Ивановича божественным
открытием, неугасимым восторгом и... "лебединой песней". Её он запечатлел красками
радости и оставил потомкам. Открыл он древнюю землю Тавриды в 1907 году.

Константин Алексеевич Коровин (1861-1939).
Родился Константин Алексеевич Коровин 23 ноября 1861 г. Четырнадцати лет
он поступает на архитектурное отделение Московского училища живописи.
Константин Коровин любил Крым, а в Крыму больше всего Гурзуф.

Василий Дмитриевич
Поленов (1844-1927).
Родился в 1844 году 1 июня в
Санкт Петербурге. Это русский
художник, мастер исторической,
пейзажной и жанровой
живописи, педагог.
В сентябре 1887 года
В.Д.Поленов писал жене из
Ялты: «Чем больше я хожу по
окрестностям Ялты, тем все
больше оцениваю наброски
Левитана. Ни Айвазовский, ни
Лагорио, ни Шишкин, ни
Мясоедов не дали таких
правдивых и характерных
изображений Крыма, как
Левитан».
«Рыцарем красоты» называли
Поленова В.Д. современники.

Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Родился 30 августа 1860 года в
небольшом литовском городке Кибарты Ковенской губернии.
Весной 1886 года Левитан отправился в Крым отдохнуть и поправить шаткое
здоровье. Он побывал в Ялте, Массандре, Алупке, Симеизе, Бахчисарае.
Знойная крымская природа поразила Левитана, он восторженно писал другу
Антону Чехову из Ялты: «Как хорошо здесь! Представьте себе теперь яркую
зелень, голубое небо, да ещё какое небо! Вот где вечная красота!»

Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933)
Аполлинарий Михайлович Васнецов - пейзажист, художник театра.
Родился в селе Рябово Вятской губернии в семье священника. Живописи учился у
В.М.Васнецова - старшего брата.
В 1885-1886 годах Аполлинарий Михайлович предпринял путешествие по
России. Он побывал на Украине и в Крыму.

Серов Валентин Александрович (1865-1911)
Родился в семье композитора и пианистки. Портретист. Учился у И.Е. Репина,
затем поступил в Академию художеств.
В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы
собрать материал для монументального полотна «Запорожцы».

Шадрин Александр Петрович.
Шадрин Александр Петрович родился 19 апреля 1942 года в селе Караидель,
Башкортостан, Россия.
По окончании средней школы в Красноярске учился в художественной школе
им. В. Сурикова, где получил первые серьезные навыки в рисунке и живописи.
Служба во флоте в 1961-1965 годах привела его в Севастополь, с которым
художник связал свою дальнейшую судьбу.