Русские во флоренции. Русская флоренция

Демидовы, ставшие в Италии князьями San Donato Demidoff, поражали воображение итальянцев сказочным богатством, меценатством, благотворительностью. Особенно Демидовы любили Флоренцию. Состояние своё они нажили на экспорте в Европу редких металлов - Демидовым принадлежали богатые рудники и заводы в Нижнем Тагиле.
Первым из Демидовых, появившихся в столице Тосканы, был Никита Никитич Демидов (1773-1828). Этот Демидов предпочел предпринимательству дипломатическую карьеру и в 1815 году переселился во Флоренцию, заняв должность русского посланника при Тосканском дворе. Титул князь Сан-Донато был впервые введён в 1840 году тосканским великим герцогом Леопольдом II для сына Никиты Никитича - Анатолия, чтобы он мог жениться на Матильде Бонапарт - племяннице Наполеона I, без ущерба для её статуса принцессы.

Среди русских, проживавших долгое время во Флоренции, род Демидовых занимает исключительное место. Жили Демидовы с широким размахом: их загородную усадьбу даже считали вторым по великолепию дворцом после дворца Великого герцога Тосканского.

Память о меценатах Демидовых до сих пор бережно сохраняется во Флоренции. Демидовы - единственные, кому посвящена площадь на набережной реки Арно в квартале Сан-Никколо, и улица Виа делла Вилла Демидов в районе Новоли, где находилась их загородная резиденция. Фамилия Демидовых увековечена в величественном памятнике Николаю Никитичу Демидову. Этот великолепный монумент находится на площади, носящей имя Демидова.


Фото

Надпись на пьедестале памятника гласит: "Дабы жители квартала Сан-Никколо всегда имели перед собой живую память о командоре Николае Демидове, неустанном и великодушном благотворителе, сын его Анатолий подарил этот памятник городу Флоренции в 1870 г."
Памятник был заказан скульптору Лоренцо Бартолини Анатолием Демидовым для парка семейной резиденции, а в 1870 году был подарен заказчиком муниципалитету Флоренции. Тогда городские власти и приняли решение установить его на площади, носящей имя Демидова, где он и стоит до сих пор. Место выбрали неслучайно: именно на этой площади во дворце графов Серристори Николай прожил несколько лет, проявив себя щедрым благотворителем и стараясь облегчить участь бедного населения квартала Сан-Никколо.
В городе на реке Арно Николай Никитич составил богатейшую картинную галерею. Он с удовольствием заказывал известным художникам собственные портреты и портреты членов своей семьи.


Николай Никитич Демидов (1798-1840). Из собрания А. Тиссо Фото

Он основал детский приют и бесплатную школу для мальчиков, в которой обучали, помимо прочего, рисованию, шелковому производству, ткацкому, сапожному и типографскому мастерству. Он позаботился и о содержании врача, который должен был проживать в этом же районе и которого можно было вызвать любое время. Врач должен был также регулярно осматривать детей школы.
Николай Никитич скончался во Флоренции 22-го апреля 1828 года. По его воле и с разрешения императора Николая I тело его перевезли из Италии в Россию и предали земле в Нижнем Тагиле. Двум своим сыновьям, представлявшим уже шестое поколение династии, Николай Демидов оставил состояние, вдвое превышавшее то, что он получил от отца.
Анатолий Николаевич (1812-1870) продолжил благотворительное дело своего отца и вдобавок к финансированию школы и содержанию врача основал аптеку, где бедным бесплатно выдавали медицинские препараты. Но улице виа дель Джардино Серристори в районе Сан-Никколо есть Дом престарелых, названный в честь Демидова (Residenza Sanitaria Assistenziale Demidoff), на виа Сан-Никколо над входом в школу для бедных детей сохранился чугунный герб Демидовых с их девизом "Acta non verba" - "Делами, а не словами". Площадь и памятник являются свидетельством того, что Демидовы были верны этому девизу, своими делами оставив долговечный след своего присутствия во Флоренции.
В Палатинской галерее флорентийского дворца Питти теперь висит парадный портрет А.Н. Демидова кисти Карла Брюллова.


К.П. Брюллов. Портрет Анатолия Николаевича Демидова на коне. Фото

Ещё один флорентийский благотворитель Павел Павлович Демидов, 2-й принц Сан-Донато (1839-1885), племянник и наследник бездетного Анатолия Николаевича, открывал школы, приюты, устраивал дешёвые столовые для рабочих. В 1879 году признательное население Флоренции поднесло Демидову золотую медаль с изображением его и супруги и адрес, доставленный особой депутацией. Муниципалитет по этому случаю избрал князя и княгиню Сан-Донато почётными гражданами Флоренции.


Louis Gustave Ricard (1823-1873). Павел Павлович Демидов,1859. Фото

Когда в 1880 году Павел Демидов решил покинуть Флоренцию, свою домашнюю церковь он пожертвовал православной церкви, а великолепную коллекцию продал на аукционе. Финансовый результат торгов оказался ничтожным. Дворец Сан-Донато был разорён.


А.А. Харламов (1840-1925). Портрет четырех детей от второго брака Павла Павловича Демидова: Авроры (1873-1904), Анатолия (1874-1943), Марии (1877-1955) и Павла (1879-1909)). Пратолино,1883. Фото

Благодарная Флоренция отметила и вклад Павла Демидова, выделившего значительную сумму на финальную отделку одного из красивейших соборов мира - кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре.

Гербы жертвователей размещали на фасаде собора. Место расположения и размеры гербов обуславливались вносимой суммой.

Герб Демидовых оказался одним из самых больших и на самом почётном месте - на главном фасаде, первым справа от центрального портала.

Дочь Павла Павловича от второго брака - Мария Павловна Демидова, княжна Сан-Донато до замужества, а в замужестве княгиня Абамелек-Лазарева (1877-1955) - последняя представительница знаменитого рода, чьи судьбы были тесно связаны с Флоренцией. Мария Павловна - красивая, умная и образованная, была к тому же прекрасной балериной.
Когда на рубеже XIX-XХ веков княгиня Мария Павловна выходила замуж за князя Семена Семеновича Абамелек-Лазарев (1857-1916) - одного из богатейших людей России, она получила в приданое от матери родовое имение Пратолино, находящееся в предместье Флоренции. В 1916 году Мария Павловна овдовела: ее муж был убит на Кавказе. Он оставил жене роскошную виллу Абамелек в Риме и крупный счет в Итальянском банке. После Октябрьской революции всё достояние Демидовых в России было национализировано. Но в итальянских и других европейских банках на счетах Марии Павловны сохранились значительные капиталы, что и позволило ей, продолжая семейную традицию, осуществлять благотворительную деятельность.


Н.П. Богданов-Бельский. Портрет М. П. Абамелек-Лазаревой, 1900-е. Государственный Эрмитаж

Мария Павловна была старостой русский церкви во Флоренции. Она составляла целые списки ежемесячных пособий русским эмигрантам, отдельным лицам и целым учреждениям. Она помогала очень многим - Сергиевскому подворью в Париже, подворью святителя Николая в Бари, афонским монахам, валаамским монахам и многим частным лицам. Княгиня поддерживала созданный во Флоренции хор кубанских казаков. Хлопоты М.П. Демидовой по устройству судеб соотечественников обычно встречали благоприятный отклик со стороны Флорентийской коммуны и Флорентийского университета.
В 1935 году в память о муже княгиня основала Национальный дом для тяжелобольных участников Первой мировой войны. В 1939 году в предместье Пратолино арендовала жилье для бедняков, оставшихся без крова.


Мария Павловна с гостями в Пратолино, 1913 год Фото

Последняя из Сан-Донато не оставила наследников, и все её достояние перешло племяннику, югославскому принцу Павлу Карагеоргиевичу. Принц Павел забрал из Флоренции самые дорогие предметы, а переписку княгини, ее архив он просто бросил. И все бы это пропало, если бы итальянцы не подобрали эти листочки на русском языке, которые просто были разбросаны в Пратолино, и не сложили бы это всё до поры до времени в архиве провинции Флоренции.
Добрая память о княгине М.П. Демидовой и по сей день жива во Флоренции. Свято сохраняется ее могила в Пратолино, рядом с домовой церковью семьи. На могиле стоит мраморное надгробие, и до сих пор люди приносят сюда цветы, вспоминая хозяйку и её добрые деяния...


Фото

Княгиня, сумевшая сохранить существенные средства, долгое время поддерживала виллу в хорошем состоянии. Она вложила много сил и средств в сохранение этого уникального памятника истории и культуры. После смерти бездетной княгини вилла, созданная по замыслу Франческо I Медичи в XVI веке, пройдя через несколько собственников, была выкуплена итальянским государством. Сейчас здесь находится музей, здание виллы окружают великолепные сады с многочисленными павильонами, скульптурами и фонтанами.


Фото commons.wikimedia.org User:Sailko

Достойной данью памяти последней из Сан-Донато является также сохранение архива М.П. Демидовой и его публикация. В архиве сохранились и документы, относящиеся к судьбе виллы Абамелек-Лазарева в Риме. Но это уже совсем другая история, и как-нибудь я её расскажу...

«Реальное время» составляет карту эмиграции татарстанцев и выясняет - каково жить и работать в другой стране.

Екатерина Ч. (фамилия не указана по просьбе собеседника, - прим. ред. ) живет во Флоренции уже 3,5 года. Она переехала из Казани в Италию учиться графическому дизайну и фотографии. О схожести Флоренции и Казани, «бонусах» развода с итальянцами, трудностях с поиском работы и развлечениях, которых в городе практически нет, она рассказала специально для проекта «Реального времени».

Предыстория

Я училась в КГУ на историка. Я окончила учебу в 21 год. После работала в Казани, в экологической компании. Тут у меня уже вроде жених наклевывался. Но я была молода, подумала - какое еще замужество? Я хочу мир посмотреть!

К тому времени я поняла, что хочу заниматься дизайном. Родители мне сказали - второе высшее сама себе обеспечивай. Но ведь деньги нужно сначала заработать. И я поехала в Штаты - работать на кораблях. Я прикинула, во сколько мне обойдется учеба, - и целенаправленно работала пять лет.

За это время я точно поняла: хочу изучать дизайн во Флоренции. Тогда же, благодаря работе на кораблях, я в первый раз познакомилась с Италией и сразу в нее влюбилась.

Но когда я уже все оплатила и приехала, я подумала: «Боже, где я?»

Первое впечатление

В первые шесть месяцев после переезда - эйфория: у тебя все замечательно, тебе хорошо. Потом наступает действительность. Сталкиваешься с бюрократией, медицинскими вопросам - многие начинают от этого психовать. Дескать, вот у нас, в России, то-то и то-то. Но затем вспоминаешь, что сам выбрал эту страну. Да, она другая, но переделать ее под свои правила не получится. Можно только купить билет на самолет и улететь.

Еще через некоторое время окончательно осваиваешься и начинаешь получать удовольствие. Стаканчик красного вина во время обеда становится нормальной вещью. Жизнь в Италии учит закрывать на многое глаза, быть размеренным, в некоторой степени - плыть по течению. Никуда не нужно торопиться: опоздать там - в порядке вещей, тебя поймут. Ты можешь прийти и просто извиниться.

Смену времен года итальянцы отслеживает по солнечному календарю. Так что осень начинается 21 сентября, зима - 21 декабря, весна - 21 марта, а лето - 21 июня. Причем все эти смены времен года действительно чувствуются: летом до 21 сентября можно спокойно купаться, а после - в разы холоднее.

Что касается городов, то дороже всего жить в Милане. Как по мне, он похож на Москву. Рим мне напоминает Санкт-Петербург, а Флоренция - Казань. Венецию я даже не буду рекомендовать для жизни: там большая влажность и толпы туристов.


«Дороже всего жить в Милане. Как по мне, он похож на Москву». Фото tochka-na-karte.ru

Варианты получить вид на жительство

Учеба - хороший способ остаться в стране. Второй вариант - выйти замуж. Но торопиться с этим не стоит: если что-то пойдет не так и придется разводиться - процесс затянется года на два. Зато итальянец выплачивает супруге после развода пособие до конца жизни (своей или ее). Но рассчитывать на это не стоит, ведь итальянца еще нужно суметь женить на себе.

И еще одна возможность остаться в стране - открыть свой бизнес. Год налоги не взимаются, но потом - нужно будет их платить. Поэтому многие открывают один бизнес, а через год - новый. Налоги высокие, чуть ли не 50% от прибыли. С физических лиц тоже прилично снимают. У меня из зарплаты вычитают около 30%.

Также можно получить рабочую визу, но сделать это трудно.

Разрешения на пребывание

Когда приезжаешь в Италию, не как турист, оформляешь Permesso di soggiorno (разрешение на пребывание). Оно бывает разное: Permesso di lavoro - по работе, Permesso di studio - для студентов. Каждое permesso дает определенные права на работу.

Permesso di studio позволяет работать временно, не больше 40 часов в неделю. Di lavoro дает возможность работать большее количество часов и плюсом - бесплатное медобслуживание (в студенческом этого нет).

Конечно, permesso можно не оформлять, но с этой карточкой можно спокойно ездить по всей стране, по Европе, устроиться на работу. С обычной студенческой визой никуда не устроишься.

Чтобы оформить документы, нужно идти на почту. Оплачиваешь страховку (около 80 евро) и услуги почты. Оформление permesso выходит примерно в 300 евро. Затем идешь в Questura - сдаешь фотографию, копии документов, если требуется. И там выдают бумажку, по которой в определенный день идешь сдавать отпечатки пальцев.

Три года назад отпечатки пальцев не снимали, а получить permesso можно было через пару месяцев. Сейчас с этими терактами все ужесточилось. Теперь нужно ждать полгода как минимум. Пока ты ждешь документы, выдается временная «бумажка». Но с ней на работу устроиться практически невозможно.

Можно попытаться сунуться в какой-нибудь бар и работать нелегально. Нелегалов обычно не берут, потому что если поймают, компании придется платить огромные штрафы.

«Конечно, permesso можно не оформлять, но с этой карточкой можно спокойно ездить по всей стране, по Европе, устроиться на работу». Фото vipcalabria.ru

Жилье

Мне повезло - быстро нашла девчонок, с кем снимать квартиру. Пока я искала работу, мы жили в квартире с двумя комнатами (гостиная, совмещенная с кухней, и отдельная спальня). Моя приятельница жила в отдельной комнате и платила чуть больше, а я платила чуть меньше и жила в гостиной. Когда я уже нашла подработку, мы переехали в новую квартиру. У каждой из нас была своя комната с туалетом прямо в комнате. Причем мы платили за это все 900 евро на двоих. Плюс это был кондоминиум. Кондоминиум - это когда платишь за уборку подъезда. Эту опцию могут включать или не включать в счета.

Иногда можно снять monolocale или palazzo. У меня подруга снимает monolocale (маленькая квартира в 20 кв. метров с маленькой комнатой). Она платит около 450 евро плюс коммунальные. Но обычно студентов заселять в них не любят, особенно американцев, потому что они бесшабашные. Арендодатели боятся всяких вечеринок, гулянок - не дай бог что, потом проблем не оберешься.

У меня тоже был период, когда я полгода жила в palazzo frescobaldi одна. У меня была monolocale. Я платила за это 500 евро (все включено) плюс 20 евро в месяц за свет.

Снимать комнату в большой квартире всегда дешевле. Также вузы помогают студентам найти жилье. Но на предложения «специально для студентов» лучше не откликаться - цены на такие квартиры обычно сильно завышают.

Ипотеку в Италии берут, но вяленько. Когда были лиры, все было замечательно. Сейчас рынок стоит. У меня есть знакомый, который не может виллу продать. Их покупают, но в основном иностранцы. Сами итальянцы предпочитают арендовать жилье, потому что налоги на недвижимость высокие.

Услуги ЖКХ

По счетчикам за газ и свет квитанции приходят раз в два месяца, за воду - раз в четыре месяца. Электричество выходит в районе 80 евро. Вода за 1 куб - около 2 евро. Отопление в Италии в основном газовое, иногда встречается центральное. В среднем в Тоскане летом за газ платишь около 60-80 евро.

Зимой все расходы вырастают: электричество будет в районе 100 евро, а за газ приходится платить около 200-300 евро. Это при условии, что котел работает только утром и вечером. В этом случае воздух в квартире не будет прогреваться выше 20 градусов. Если хочется жить как в Африке, за отопление придется отдавать минимум 500 евро.

Большая проблема для Италии - зимой холодно. Нужно готовиться к тому, что в квартире будет температура около +18. Сейчас мы с женихом живем в четырехкомнатной квартире. Ее нужно прогревать, так что котел работает практически постоянно. Но температура все равно не поднимается выше 21 градуса.

«Итальянцы предпочитают арендовать жилье, потому что налоги на недвижимость высокие»

Языковой барьер

Когда я только приехала, на итальянском я могла сказать всего несколько слов, в основном пользовалась « Гугл» -переводчиком. Все 3,5 года, что живу во Флоренции, в основном использую английский язык и практически не говорю на итальянском. Конечно, язык я учу, общаюсь с коллегами для практики, но в основном общаюсь на английском.

Италия заточена под туристов. Кругом бизнесы, которые ориентированы именно на приезжих. Так что если говоришь на русском и итальянском, шанс найти работу меньше, чем если знаешь английский и русский. Чтобы претендовать на место в крупной компании, которая работает на экспорт, лучше говорить (кроме как на русском, если вы из России) на итальянском и на английском.

Бесплатные курсы итальянского языка есть. Но здесь нужно быть готовым заниматься вместе с мигрантами, которых стало намного больше, чем раньше.

Работа

На работу возьмут даже со студенческим permesso. По моему опыту, по студенческому разрешению 40 часов в неделю не работала, выходило побольше.

Подработку можно найти, если знаешь только русский и английский. Туристов из России много. Евро вроде как падает, российские туристы снова возвращаются в страну - так что сотрудники с русским языком требуются.

В Италии есть три основных типа трудовых контрактов:

  • A chiamata - звонят, говорят, что есть возможность поработать пару часов - и ты приезжаешь.
  • Tempo determinato - есть дата окончания рабочего контракта. Такой договор позволяет открыть счет в банке, бесплатно ходить на приемы к врачу, сделать документы (di lavorо). Получить ее не так-то просто. В Италии есть свои квоты для найма иностранцев. За ними нужно следить и подавать все вовремя. За меня этот вопрос решал адвокат.
  • Contratto indeterminato - контракт без срока окончания. По нему могут уволить, но работодатель должен как минимум компенсировать положенные в таких случаях по итальянскому трудовому кодексу выплаты. А это влетает для фирмы в копеечку. Так что компаниям проще либо держать сотрудника в штате, либо вынудить уволиться. Также работодатель дает больничный, выплачивает декретные. Но декрет длится всего 6 месяцев.

Оплата в Италии почасовая. Во Флоренции за час работы можно получить минимум около 6,5 евро чистыми. За выход в праздники, естественно, оплата выше. Есть бонусы: 13-я и 14-я зарплата. 14-я - это половина заработка. Так что в целом доход зависит от количества отработанного времени. Меньше работаешь - меньше получишь.

«В выходные ничего не работает, супермаркеты закрываются в 21 час. Не успел? Все. Круглосуточных магазинов нет. В праздник многие магазины и аптеки не работают. Никто из итальянцев перерабатывать не хочет и не будет». Фото italia-ru.com

Если работа part time [неполный день] - можно получать 400-600 евро в месяц. Если полный день, в среднем выходит 1000-1200 евро чистыми. Если же работать в какой-то крупной компании, то зарплаты могут начинаться от 2000 евро.

Рабочий день начинается в разное время. Все зависит от компании: может начинаться и в 8, и в 9, и в 10 часов. Я работаю в ювелирном магазине. У нас утром и вечером есть кофе-брейки на 15 минут, плюс 30 минут на обед. В других компаниях может быть по-другому. Например, киоски, где продаются овощи и мясо, работают с 8 до 11-12 утра, затем закрываются и открываются часов в 17. То есть пока другие на работе - они закрыты. То же самое с аптеками.

В выходные ничего не работает, супермаркеты закрываются в 21 час. Не успел? Все. Круглосуточных магазинов нет. В праздник многие магазины и аптеки не работают. Никто из итальянцев перерабатывать не хочет и не будет. С одной стороны, это хорошо. С другой - зачем тогда жаловаться на кризис?

Медицина

Если годовой доход меньше 60 тыс. евро - медицина для такого жителя страны бесплатна. Если врач назначает лекарства, то они будут бесплатными либо с большой скидкой.

Если мой лечащий врач отправляет меня к другому специалисту и уже тот выписывает мне лекарства, то у меня будет скидка на покупку препаратов. Допустим, если таблетки стоят около 15-20 евро, благодаря скидке я заплачу за них только 4 евро. Но если бы я пошла к своему врачу и лекарства выписал он - таблетки были бы бесплатными.

Но на прием еще нужно записаться. И ждать. В России обычно врач принимает всегда в одной клинике. В Италии в одном месте врач может принимать три раза в неделю до обеда, а в другом - три раза в неделю после обеда.

Например, сейчас я записана на УЗИ. Направление мне дали в ноябре или декабре. Я прихожу в аптеку, чтобы записаться на прием. И мне говорят, что свободная запись есть только на лето, приходите попозже, может, что-то освободится. Я пришла через две недели - и освободилось место на февраль. Но проводить исследование мне будут не там же, где сидит мой врач, а в другом месте. Конечно, можно пойти в платную клинику. Но то ли ты пойдешь на УЗИ почек за 0 евро, то ли за 90.

Записываться на прием можно как в аптеках, так и в специальных терминалах. Для записи нужна специальная карточка - Tessera sanitaria. Это медицинская страховка. Чтобы ее оформить, нужно идти в ASL (Azienda Sanitaria Locale - локальная санитарная служба): заполняешь бумаги, выбираешь доктора. После оформления ее присылают на дом.

«Если годовой доход меньше 60 тыс. евро - медицина для такого жителя страны бесплатна. Если врач назначает лекарства, то они будут бесплатными либо с большой скидкой». Фото doctorleskov.blogspot.ru

Эта карточка дает возможность ночью купить сигареты в электронном табачном киоске. В стране действует антитабачный закон, по которому табак и сигареты продают в специальных киосках. Они, кстати, дорогие. Одна пачка стоит 5-6 евро. Но я не курю, поэтому для меня это неактуально.

Tessera sanitaria не дают студентам бесплатно. Я оформляла ее, когда уже получила рабочую визу. Конечно, ее можно сделать и при студенческой визе, но придется заплатить около 200 евро. Мне кажется, ты просто «не наболеешь» на эти деньги: за три года я всего дважды ходила к врачу. Страховка, которую мы оформляем внутри вуза, покрывает скорую помощь.

Если вам нужно к врачу, нужно идти в Misericordia, а если требуется экстренная помощь - то в Guardia medica (сюда привозит пациентов и местная скорая помощь). Поскольку у меня есть Tessera sanitaria, то обслуживание и там, и там для меня бесплатно.

Есть и платные медицинские центры. Туда обычно ходят студенты и туристы. Там прием врача будет стоить 50 евро, а если идешь в «неотложку» - заплатишь всего 20 евро. Разница существенная, но о ней мало кто знает.

Транспорт

Во Флоренции ты практически не тратишься на транспорт: все находится рядом. Так что достаточно иметь велосипед.

Общественный транспорт развит хорошо, но работает часов до 23. После 24 часов уже никуда не уедешь. Билеты на общественный транспорт нужно покупать в tabaccheria. Tabaccheria - это место, где ты покупаешь сигареты, журналы, сувениры. Они напоминают российские ларьки «Роспечати».

Купить можно билет на одну поездку (1,2 евро), проездной на 10 поездок (10 евро), 20 поездок или на весь месяц (30 евро). Билет можно купить и в автобусе. Но, во-первых, он обойдется в 2 евро, а во-вторых - билетов может просто не быть в наличии.

Если покупать проездной на 20 поездок, по факту им можно будет воспользоваться 21 раз. Есть проездной на 30 поездок, который позволяет бесплатно сделать еще дополнительных 5 поездок. Экономия идет большая, карта с момента активации действует год. Если ездишь часто, можно купить проездной на месяц.

Конечно, можно рискнуть и попытаться проехать «зайцем». Но иногда на маршрут выходят проверяющие. Если нарушителя поймают - придется заплатить штраф около 50 евро.

Автобусы ездят с промежутком 5-10 минут с утра, а ближе к вечеру - с разницей в 15-20 минут. В отличие от Рима и Милана метро у нас нет, зато власти города развивают трамвайную сеть.

«В отличие от Рима и Милана метро у нас нет, зато власти города развивают трамвайную сеть». Фото transphoto.ru

Машины обычно покупают те, кто живет за городом, либо кому далеко ехать на работу. Собственный автомобиль обходится дорого. Парковка платная. За день, наверное, 20 евро отдашь. Почасовая оплата обойдется в 2,5 евро/час. Плюс их еще нужно найти.

Недавно при мне мужчина парковался. Место было, но ему не хватало пространства, так он «задом» машины отодвинул другие автомобили и пристроился. И там такое в принципе нормально. Так что потом еще и за ремонт придется платить. К тому же в Италии высокий налог на транспорт.

А такси во Флоренции дорогое. На весь город одна служба такси. Если дождь, гром - дозвониться до них не получится.

Досуг

Во Флоренции кроме как пойти куда-то поесть - делать больше нечего. Кино? Англоязычный кинотеатр только один. Он показывает один фильм три дня подряд три раза в день. У итальянских фильмов премьеры так часто, что их можно быстро найти в интернете. Боулинги всякие - только за городом. Выставок много, но экспозиции обновляются раз в 3-4 месяца. По сути, единственное развлечение - ездить по другим городам.

Можно ходить в тренажерный зал. Я нашла сейчас один, похожий на нашу «Планету фитнес» (с бассейном в том числе). В год за членство я заплатила 840 евро. А если бы я ходила в маленький центр без бассейна, я бы отдала около 400 за полгода.

Коренные итальянцы предпочитают вести свой бизнес, например, открывают рестораны. А вот предложений из сферы услуг не хватает. Например, найти хорошую маникюршу или педикюршу - большая проблема (девушки меня поймут). Здесь нет аппаратного маникюра. Все делается вручную, и в основном некачественно. Очень тяжело найти специалиста, у которого руки «из правильного места».

Если идешь стричься, лучше не говорить, что нужно помыть голову. Только за это они возьмут 20 евро. Еще примерно в 100 евро обойдется стрижка с окрашиванием. Просто стрижка - около 50-60 евро. Я, когда приезжаю в Татарстан, сначала бегаю по всем врачам, сдаю анализы (в России это быстрее) и хожу в салоны красоты.

«Во Флоренции кроме как пойти куда-то поесть - делать больше нечего». Фото travel.tochka.net

Итальянцы

Мужчины здесь очень любят флирт, у них это в крови. Он ухаживает, говорит комплименты - и начинает казаться, что мужчина влюбился, а на самом деле он просто играет с девушкой. Здесь мужчины любят русских девушек. Мы гораздо женственнее итальянок.

В Италии всегда нужно иметь трезвую голову и не торопиться влюбляться. Если мужчина добивается женщину - возможно, его интерес настоящий. А вообще, они очень много флиртуют. Все, что они говорят, - это лапша, которая остается на ушах. Конечно, есть исключения. Я же нашла любовь, и не я одна.

Итальянцы не привыкли экономить. Последние деньги они откладывать не будут. Они пойдут купят коктейль или стакан красного вина. Или лучше займут-перезаймут - и не вернут долг.

Но из-за легкости, с которой итальянцы относятся к проблемам и работе, появляется ощущение, что ты не просто существуешь, а именно живешь!

Интернет-газета «Реальное время»

Он и после смерти не вернулся

В старую Флоренцию свою.

Анна Ахматова. «Данте»

Есть города, в которые нет возврата.

Иосиф Бродский. «Декабрь во Флоренции»

«Неверну вшимся…»

Надпись на могильном камне поклонника Флоренции Льва Карсавина и еще и тысяч погибших в сталинском лагере Абезь

«Лорентийский изгнанник Данте – родоначальник и покровитель всей литературно-политической эмиграции», – сказал как-то русский писатель и философ Дмитрий Мережковский. Трудно назвать иную страну и культуру, для которых это утверждение было бы более значимым и верным, чем в отношении России и русской культуры.

Александр Герцен, Александр Блок, Осип Мандельштам, Николай Бердяев, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Лев Карсавин, Борис Зайцев, Павел Муратов, Владимир Вейдле, Иосиф Бродский – вот лишь краткий перечень имен великих русских, чье творчество неразрывно связано с именем и судьбой великого флорентийского поэта-скитальца.

…По пути в ссылку Герцен перечитывал «Божественную комедию» и находил, что стихи Данте «равно хорошо идут к преддверию ада и к сибирскому тракту». Там же, в ссылке, Герцен ставил домашние спектакли – «живые картины» по мотивам Данте, где, разумеется, сам исполнял заглавную роль…

Анна Ахматова, будучи в эвакуации в Ташкенте, любила декламировать наизусть терцины «Божественной комедии» по-итальянски. Близкие вспоминали, какой подъем охватил ташкентскую литературно-художественную колонию, когда в разгар войны Ахматова зачитала телеграмму от своего друга Михаила Лозинского об окончании им перевода дантовского «Рая»…

Один из лучших знатоков флорентийской культуры, Леонид Баткин, вспоминает, как во время войны его с матерью эвакуировали в глубь Казахстана. Все, что удалось увезти с собой самого необходимого, уместилось в трех чемоданах, один из которых был набит книгами: «Мне было девять, затем десять, одиннадцать лет… Я бессчетно перечитывал содержимое чемодана, часто неподходящее или недоступное в настоящем смысловом объеме для подростка, но все равно каким-то образом неотразимо формировавшее, насыщавшее сознание: так нитроглицерин из наклеек сквозь кожу проникает в кровь. Был среди прочего маленький томик Данте в изящном издании «Academia»… В ту казахскую зиму стояли злые бесснежные морозы, ветер гнал по улицам нищую пыль; но мерное движение сонетов и канцон, вздохи и слезы мистической юной любви были гораздо реальней, чем глинобитная Кзыл-Орда за окном…»

В оккупированном немцами Париже русский писатель-эмигрант Борис Зайцев спускался во время налетов союзной авиации в бомбоубежище с рукописями перевода дантовского «Ада»: «Когда вдали гулко бухали взрывы, не хотелось его <Данте> оставлять наверху на разгром – и увидел он адские коридоры внизу… Мы поистине были похожи на отряд грешников из какой-нибудь его песни…»

Если Рим – Вечный город, Венеция – город предельно искусственный, то Флоренция – город природно-естественный. Возможно, именно это имел в виду Д. Мережковский, когда писал: «Я ни о чем думать не могу, как о Флоренции… Она – серая, темная и очень простая и необходимая. Венеция могла бы и не быть. А что с нами было бы, если бы не было Флоренции!»

Собор Санта-Мария дель Фьоре

Флоренция – редкий город среди городов подобного масштаба и значимости, который можно весь охватить взглядом с одной точки. Пейзаж Флоренции, увиденный с Сан-Миниато или с высот Фьезоле, создает уникальную картину: город предстает не рукотворным, а, скорее, природным явлением. Поразительно часто, описывая этот город, передают ощущение его ландшафта, даже его воздуха. Писатель Павел Муратов говорил, что в облике Флоренции чувствуется «стройность великолепного дерева», а камни Флоренции – так кажется, легче, чем камни, из которых сложены другие города. Вот лишь два из характерных описаний Флоренции: «Голубоватые вуали воздуха, голубовато-фиолетовые горы, Арно серебряное, светлый туман да с гор благоухание фиалок. Вольный ветер, музыка и благовоние» (Борис Зайцев); или: «Холмы дышат, знаменитые цветущие холмы. Прохлада, тончайшие краски земли и неба и веянье крыльев духа Тосканы. Божественный город!» (Михаил Осоргин). В описании – ничего рукотворного, только естественно-природное, но любой, кто знаком с Флоренцией, не сможет не согласиться, что речь идет именно о Флоренции. Трудно также представить себе иной город, чьи зарисовки столь же органично включали бы темы «города цветов», «города летучих мышей», описания «тысяч и тысяч белых как снег бабочек», криков городских осликов или попарно нежащихся на песчаных берегах Арно речных выдр…

Писатель Петр Вайль в одном из своих итальянских эссе вообще усомнился в «человеческом участии в облике Флоренции» – по его мнению, это, скорее, явление, естественно вырастающее из окружающего тосканского ландшафта: «Если башни – деревья, то соборы – горы. Особенно кафедрал Санта-Мария дель Фьоре, и особенно когда смотришь из-за баптистерия, перед глазами пять уровней горной гряды – сам баптистерий, кампанила Джотто, фасад собора, купола абсид, большой купол Брунеллески. Бело-зеленый флорентийский мрамор – снег, мох, мел, лес?»

А Иосиф Бродский, лауреат высшей флорентийской литературной премии «Золотой флорин» (которой он был горд не меньше, чем Нобелевской, и которая была ему торжественно вручена в Палаццо Веккьо), в своем «Декабре во Флоренции» (1976) написал о Флоренции как о заповедном городе, где возникает особый тип человеческого существования:

Что-то вправду от леса имеется в атмосфере этого города. Это – красивый город, где в известном возрасте просто отводишь взор от человека и поднимаешь ворот.

В воспоминаниях многих русских о Флоренции часто воспроизводится один и тот же сюжет: некто (Достоевский, Бенуа, Розанов, Зайцев, Муратов, Добужинский…) сидит на ступеньках собора Санта-Мария дель Фьоре и в задумчивости смотрит на бронзовые двери расположенного прямо впереди флорентийского Баптистерия. Это «Врата рая» работы Гиберти – шедевр, о котором Иван Гревс написал как о квинтэссенции волшебной природы флорентийского искусства: «Надо было действительно много жить среди полей, часто вдыхать полной грудью живительные струи предрассветного воздуха, напоенного ароматами весны, приветствовать взорами появление зари, слушать и слушать песнь соловья, чтобы приобрести способность так творить и так толковать внешний мир…»

Достоевский уверял жену, что если ему вдруг случится разбогатеть, то он непременно купит фотографии «Porta del Paradiso» (если возможно, то в натуральную величину) и повесит у себя в рабочем кабинете, чтобы всегда иметь перед глазами этот эталон вечной красоты. Разгадку притяжения русских душ к «райским вратам» Гиберти предложил тот же Гревс: «Русский, не привыкший среди своей бедной родной обстановки встречать такие чудеса, чувствует себя увлеченным…»

Многие наши соотечественники сходились в том, что Флоренция, как никакой другой город в мире, заставляет задуматься не только о смене, но и преемственности человеческих поколений. Флоренция – воплощенная непрерывность истории, символ общеродового человеческого бессмертия. Борис Зайцев считал, что тлен не может коснуться этого города, ибо «какая-то нетленная, объединяющая идея воплотилась в нем и несет жизнь». А другой знаток и поклонник Флоренции, Владимир Вейдле, позднее добавил, что и самую смерть нельзя помыслить во Флоренции старухой: «Если и встретишь ее, бродя среди жизнерадостно-многоречивых могильных плит, то не в образе скелета с разящей косой, а в виде отрока, опрокинувшего факел, – такой, как после греков, в первые века христианства видели ее: знамением, преддверием бессмертия…»

Русская Флоренция, как это ни странно, существует не только в историческом прошлом. Это происходит благодаря людям, которые стараются помочь соотечественникам сохранить память о России в Италии. О русских и современной русской культуре в Тоскане рассказывает президент Ассоциации российских соотечественников во Флоренции Валерия Сергеева.

‒ Валерия, как Вы оказались в Италии?

‒ История банальная - познакомилась с итальянцем и вышла замуж. В начале 1990-х муж как волонтёр участвовал в благотворительном проекте гуманитарной помощи больницы им. К. А. Раухфуса (Санкт-Петербург), а я была организатором с российской стороны. Мы несколько лет ездили друг к другу, я продолжала вести различные русско-итальянские проекты как менеджер. А потом ударил российский кризис 90-х, мой муж, дизайнер, получил очень хорошее предложение работы во Флоренции, и я переехала в Италию.

Ученики русской церковно-приходской школы во Флоренции и их родители

Как и Питер, Флоренция – город культурный, но он гораздо меньше моего родного города, живёт более медленным ритмом. Мне, как и всем, пришлось пройти сложный период адаптации и найти своё место.

Флорентийцы – особая «нация», их расположение надо завоевывать годами. Русских на момент моего переезда здесь было очень мало. Как и во многих других странах, круг русской диаспоры сосредоточился вокруг православной церкви. Её интеллектуальный центр — это отец Георгий с матушкой Ниной, а также Анна Воронцова, потомок Пушкиных, которая в это время была старостой при русской церкви .

‒ Одна из серьёзных проблем эмиграции – то, что человек оказывается вне привычного культурного и социального круга.

‒ Конечно, хотя бы потому, что поначалу сложно изложить свои мысли на другом языке на желаемом уровне. Я лично не могу пожаловаться. Постепенно, благодаря совместным русско-итальянским проектам, у меня появился свой круг общения.

В 2005 году мы открыли компанию «Фонтанка» , чтобы проводить крупные культурные мероприятия. Например, в течение пяти лет вели проект «Русские во Флоренции», посвящённый династии Демидовых.

На знаменитой «Вилла Демидофф» в пригороде Флоренции собирались историки, искусствоведы и филологи из разных областей Италии. Эта вилла, наряду с другими архитектурными памятниками Флоренции, является бесспорным русским культурным наследием в Италии. Демидовы финансировали в Италии школы, госпитали, приюты и, конечно, покровительствовали искусству.

Затем в 2009 году мы открыли Центр русского языка и культуры во Флоренции. Год назад наша ассоциация поменяла статус «культурной» на «социальную». Опуская многочисленные бюрократические детали, скажу лишь, что этот статус даёт нам полное право преподавания, ‒ в частности, русского языка.

‒ Да, в Тоскане ничего подобного раньше не было. Существует лишь Культурное общество Италия ‒ Россия , при котором действуют платные курсы русского для иностранцев. Сейчас русский язык как иностранный в моде. Чтобы получить собственное помещение, нам пришлось пройти почти через все круги ада, прямо как у Данте. Очень сложно найти место, которое соответствовало бы стандартам работы с маленькими детьми. Впоследствии стало возможным снять помещение у одной из флорентийских школ напрямую, с согласия мэрии города. Представьте, когда мы начинали, у нас было 20 детей в одной-единственной комнате! Дети были условно разделены по возрасту, а учителя работали бесплатно.

− Как Вы поняли, что есть запрос, необходимость в том, чтобы организовать русскую школу?

− Ко мне обратилась преподаватель Флорентийского университета Ирина Владимировна Двизова. Несколько её русских учениц очень хотели поддерживать русский язык у своих детей. Выпускницы университета имели филологическую базу, но не знали, как организовать обучающий процесс. Координатором и соучредителем центра стала одна из учениц И. В. Двизовой - Анна Александрова. Можно сказать, что во многом именно благодаря ей наша школа не только существует, но и становится всё более популярной.

Последние годы русская диаспора меняется. Здесь есть и состоятельные люди, которые приезжают на время пожить, и те, которые приезжают работать по контрактам. Многие мамы наших учеников – гиды. Итальянские папы детей безумно гордятся, что их дети говорят по-русски. Кстати, у нас школе также есть курсы русского языка для пап-итальянцев.

Есть и другой «срез» ‒ это девушки, которые очень рано вышли замуж за итальянцев и приехали в страну, не успев культурно сформироваться. Они усваивают базовые семейные ценности, но культурные основы подчас остаются на втором плане – некогда ходить по музеям, когда у тебя подрастают малыши. И тем не менее, многие родители приезжают к нам даже из других городов - это их огромная заслуга!

‒ Почему так важно обучать русскому детей, которые всё равно слышат русский дома?

‒ В том-то и дело, что не так часто слышат! У большинства русских женщин не только мужья, но и вся среда вокруг итальянская. Поэтому сложно убедить ребёнка в ценности русского языка, в том, что надо его по-настоящему учить, читать книги... Нашей главной задачей как раз было обучение русскому языку как домашнему ‒ тому, чего многие из наших учеников оказались лишены дома. Кроме того, многие дети, родившиеся в Италии, не всегда ездят в Россию. Мы обеспечиваем им тот культурный бэкграунд, который они пропускают, вырастая в Италии. Это не только базовая русская грамматика, но и русские культурные традиции, обычаи, и главное – непосредственное общение. Поэтому творческий центр ‒ это оптимальная возможность социализации.

Занятия в Центре русского языка и культуры

‒ Про нас стал распространяться слух. Далее через друзей и знакомых мы нашли помещение с 5 комнатами, и количество детишек увеличилось, но оставалась проблема – было мало педагогов. Интересное противоречие: русских в городе стало намного больше, но при этом профессиональных филологов или учителей среди них - единицы. К тому же у нас фактически полуволонтёрская организация и средства очень малы.

Далее, возникла проблема литературы ‒ если сначала ничего нельзя было скачать из Интернета, то теперь выбор большой, но по тематике многое не подходит. Мы ездим на семинары, конференции, закупаем российские учебники, но часто сталкиваемся с тем, что для наших детишек они не совсем пригодны. Пример: как «перевести» итальянским детям про слякоть осенью и снегопады зимой, когда они снег видели, может быть, пару раз, и то в горах?

Сейчас у нас учится около 90 детей, постоянно работает 10 групп. В основном, дети приходят в субботу. Причём русский по важности у многих стоит на последнем месте среди дополнительных занятий, после футбола, танцев, гимнастики, музыки, так как мы являемся творческим центром дополнительного образования.

Мы не ставим целью на сегодняшний момент организовать школу со строгими требованиями ‒ на это нет спроса. Есть потребность в социальной комфортной среде с обучающими элементами. Например, сейчас у нас появились уроки народного творчества ‒ мы не просто рисуем, лепим, но и и знакомим детей с русским народным творчеством. Недавно мы начали курс, где рассказывают, как возникли хохлома и гжель. Нам приятно узнавать, что иногда детям у нас нравится больше, чем в итальянской школе, и они рады прийти к нам на занятия.

‒ Мы часто говорим про «русский след» во Флоренции...

‒ Да, он есть, и очень существенный. Кстати, во Флоренции на старинном лютеранском кладбище Аллори похоронены многие русские дворяне. Из-за того что кладбище частное, места должны регулярно оплачиваться. Но многих потомков уже давно нет, поэтому придёт время, когда все эти останки из неоплаченных могил будут перезахоронены в одной братской могиле. В настоящее время специалист по Демидовым русистка Лючия Тонини заканчивает книгу об истории русских кладбищ. Ситуация с русскими захоронениями во всей Италии примерно одинаковая, и мы пытаемся привлечь внимание российского правительства к судьбе этих могил.

Мы уже упомянули Демидовых, после которых осталась вилла с парком и которые подарили православной церкви иконостас. Здесь когда-то была балетная школа, где преподавали балерины Мариинского театра. Ещё во Флоренции оставил «след» Достоевский, написавший здесь роман «Идиот»: мемориальная доска на доме, в котором жил писатель, находится недалеко от площади Питти. Во Флоренции живёт сын Тарковского. Мэрия подарила ему квартиру, в которой жил его великий отец. И, конечно, Чайковский, который обожал наш город. Он писал здесь много, но, пожалуй, самым ярким произведением является опера «Пиковая дама».

В 2011 году мы занимались проектом «Русские во Флоренции. Один день с Чайковским», в рамках которого проводились концерты, в знаменитой библиотеке Облате проводились чтения отрывков из пушкинской «Пиковой дамы» и литературоведческие лекции. Основываясь на переписке композитора, мы создали и провели экскурсию по местам, где гулял сам Петр Ильич.

‒ Знаменитое «Воспоминание о Флоренции» Чайковский написал уже после посещения Италии?

‒ Конечно. Но в самой Флоренции он сочинил «Орлеанскую деву» и «Пиковую даму». Надежда фон Мекк снимала виллу для Чайковского в трёхстах метрах от своей виллы Кора, на Флорентийских холмах. На этой вилле Чайковский и написал «Орлеанскую деву». Когда отношения с фон Мекк расстроились, Петр Ильич продолжал ездить во Флоренцию, где снимал апартаменты на берегу реки Арно. Там он за 40 дней закончил «Пиковую Даму».

В письмах друзьям он подробно описывает свое времяпрепровождение в Италии. В отличие от наших представлений о богемной жизни музыкантов, день композитора был жёстко расписан. Он работал на заказ, его поджимали сроки. Тот дом, где когда-то была маленькая гостиница, где жил Чайковский, никакой табличкой не отмечен. Эта память нужна всем ‒ и русским, и итальянцам, которые высоко ценят нашу культуру, и, конечно, нашим детям, которые, надеюсь, будут гордиться тем, что имеют отношение к великой русской культуре. И эта табличка может оказаться ещё одним маленьким шагом на пути к этому, ещё одним реальным «следом» в русской истории.

О сердце, ты неблагодарно!
Тебе — и розовый миндаль,
И горы, вставшие над Арно,
И запах трав, и в блеске даль…
Н.Гумилев

Р усские оставили серьезный вклад след во Флоренции. И не только надписями на русском языке,
но еще и зданиями и финансовыми пожертвованиями, стихами и музыкальными произведениями...
Начну с главного нынче - с материального. Особенно в этом преуспели Демидовы. Это памятник Демидову с сыном.

Демидов в римских одеждах... слева сидит обнаженная девушка... наверное сестра...))) к памятнику мы еще вернемся)))

Династия русских горнопромышленников Демидовых была известна своей благотворительностью. Они часто и подолгу жили за границей и не скупились на пожертвования. За это им ставили памятники, называли их именем площади, отливали медали в их честь. Зарабатывать в России, а тратить в Европе, было принято еще и в царские времена... увы.

За вклад в фасад культуру Флоренции, на одном из красивейших и знаменитейших соборов мира — флорентийском Санта Мария дель Фьоре, есть герб Демидовых.

Ещё в 1587-1588 годах было принято решение о строительстве нового фасада. Старый фасад, существовавший только на уровне первого яруса, демонтировали. Был объявлен конкурс, однако до середины 19 века работы так и не были начаты. То не было денег, то попечительские советы раздирали скандалы. Только в 1871 году в новом конкурсе на право проектирования фасада победил Эмилио де Фабрис. Правительство Флоренции бросило клич по сбору средств. Ведь надо же когда-нибудь закончить это строительство!

Вот тогда Павел Павлович Демидов и передал муниципалитету крупную сумму денег на облицовку мрамором фасада собора. Такую крупную, что его герб поместили на почётном месте. (К сожалению, найти размер суммы мне не удалось). Работы были начаты в 1876 году и закончены в 1887. И появился этот великолепный, потрясающий неоготический фасад из разноцветного мрамора — белого, зеленого и красного, украшенный скульптурами и резными орнаментами. И немалая заслуга в этом Павла Петровича Демидова.

Герб Павла Демидова — князя Сан-Донато, представляющий сбой щит, разделенный на четыре части, прикрытым малым щитком с гербом фамилии Демидовых, в верхней части которого — три рудоискательных лозы, а в нижней — молот. В четырех делениях гербового щита в шахматном порядке расположены эмблемы гербов города Флоренции — серебряные лилии и греческий крест, что отражает принадлежность территории виллы Сан-Донато к Флоренции. Находится он на самом почетном месте. Первым справа от входа в Собор.

Демидов в предместье Флоренции купил у монахов Санта-Кроче владение Сан-Донато и приступил к строительству виллы, которую впоследствии его сын — Анатолий Демидов достроил и превратил в великолепный дворец, разместив в нем свою грандиозную художественную коллекцию. Несколько поколений семьи Демидовых жили на этой вилле и занимались благотворительностью во Флоренции. "Самый щедрый в Италии благотворитель" — так назвал Николая Демидова Стендаль. Будучи российским посланником при дворе Великого герцога Тосканского, он построил школу (она существует и сейчас и носит имя Демидовых), больницу, дома для престарелых и детей-сирот.

Благодарная Флоренция воздвигла Николаю Демидову памятник, который и ныне стоит на площади его имени — Piazza Niccola Demidoff на набережной Арно.

Чем-то на Путина похож. Наверное работоспособностью и авторитетом. Про сестру у ног... эта фигура, сидящая с лавровым венком у ног Демидова, символизирует Признательность населения Флоренции. Мол... все что можем... лучшее готовы отдать... только делай взносы...

По углам постамента располагаются четыре аллегорические скульптуры - Природа, Милосердие, Искусство и Сибирь. Какая именно Сибирь не узнал. Ни от одной из них мороз по коже не пробирает.

Рядом набережная... все красиво. Но туристы проходят и никто не видит, что памятник русскому меценату. Думают какому-то местному императору. Умеют итальянцы ставить памятники русским. Поставить бы вот так памятник Юлию Цезарю в Москве... в русском шлеме, с булавой и на добром русском коне...)))) а низенько на монгольском (шоб никто не догадался) написать кому именно. Но Юлий Цезарь на Россию не тратился...

Во Флоренции им были открыты дешевые столовые для бедных, приюты и передана муниципалитету крупная сумма денег на облицовку мрамором фасада собора Санта Мария дель Фьоре. За эти пожертвования Павел Павлович и его жена были избраны почетными гражданами Флоренции, а в 1879 году в их честь на деньги, собранные по подписке, была выбита золотая медаль. В 1880 г. в знак благодарности за пожертвования, сделанные князем городу, на фасаде собора Санта Мария дель Фьоре и был помещен фамильный герб Демидовых (см. выше).

Его сын Анатолий, которого называли "король малахита", подарил Николаю I в 1835 году грандиозную малахитовую ротонду. Вплоть до сего дня этот экспонат — один из самых дорогих в Эрмитаже. Несколькими годами позже безвозмездно передал в казну 15 тонн отборного малахита для сооружения колонн и пилястр строящегося Исакиевского собора. Во Флоренции, на доставшейся ему по наследству вилле Сан-Донато, он собрал грандиозную художественную коллекцию, которая считалась одной из лучших в мире. Так же как его дед и отец, Анатолий Демидов покровительствовал художникам. Жившему тогда в Италии Карлу Брюллову, он заказывает грандиозное полотно "Последний день Помпеи", оплачивает его, показывает сначала в Риме, потом в Милане и Париже, а затем привозит его в Петербург и дарит Николаю I, прекрасно понимая, что тот передаст его в Академию художеств и оно станет достоянием Отечества. Так, благодаря Анатолию Демидову, итальянская публика смогла познакомиться с шедевром русского искусства, а Россия получила бесценное творение великого мастера. А ведь меценату, оплатившему это полотно, в то время было двадцать лет!

Женился он в 1840 году на Матильде де Монфор, родной племяннице Наполеона Бонапарта, родственницы Николая I. Именно тогда великий князь Леопольд II Лорранский пожаловал Анатолию тосканский титул князя Сан-Донато, но (!) Николай I носить ему в России его не разрешил.

Самым известным русским флорентийцем был Павел Павлович Демидов (1839—1885), который часто жил с семьей на фамильной вилле Сан-Донато, а затем — в приобретенном им бывшем имении Медичи Пратолино.

Церковь Рождества Христова и св. Николая Чудотоворца. Ее не просто построили на деньги Демидовых. Они еще и долго пробивали разрешение на строительство у Русской православной церкви.

Русский храм на виа Леоне Дечимо известен не только своей красотой. Это первая русская церковь, возведенная в Италии. Правда, еще раньше построили храм в Ницце, но он почти сразу оказался на территории Франции.

Над храмом вместе работали русские и итальянские мастера. Подобно «Спасу на Крови» в Санкт-Петербурге, церковь украшена майоликой и мозаиками. По образцу северных русских храмов, она состоит из верхнего (холодного, летнего) и нижнего (теплого, зимнего) храмов. Убранство нижнего храма в основном подарено князьями Демидовыми - это уникальный интерьер домовой церкви русских аристократов середины XIX века. Как и раньше, сейчас нижний храм используется для богослужений зимой, а во время Страcтной Недели крестным ходом совершается переход в верхний храм.

В 20-х годах власти СССР стали претендовать на здание церкви, но эта попытка не увенчалась успехом (с этого времени храм находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата). Большую поддержку храму оказывала М.П. Демидова, наследница осевшего в XIX веке во Флоренции семейства известных меценатов.

Флоренция всегда была центром русской культурной жизни в Тоскане.

Тут жил Достоевский и, любуясь видами на город, писал роман «Идиот». Из садов холма Боболи видна огромная вилла Н.Ф. фон Мекк, где творил Чайковский.

Ее сейчас украшает памятная табличка "В этой вилле в 1878 году жил и трудился Петр Ильич Чайковский, который, прибыв к нежным тосканским холмам с просторной русской равнины, претворил бессмертные гармонии обоих краев".

Получил Петр Ильич этот дом от своей меценатки Надежды фон Мекк и выбирал его лично. Ну не абы где же жить великому русскому музыканту:)))

Кроме музыки Чайковский писал и стихи. Во Флоренции было начато стихотворение «Ландыши»:

«Когда в конце весны последний раз срываю
Любимые цветы, - тоска мне давит грудь,
И к будущему я молитвенно взываю:
Хоть раз еще хочу на ландыши взглянуть..."

Впрочем. Возможно именно во Флоренции он понял, что сихи это не его... и теперь мы его любим за иное...))) Последний раз город на Арно Чайковский видел в 1890 году, написав «Пиковую даму» и набросав секстет, метр и не догадывался, что этот визит во Флоренцию финальный.

Любил Флоренцию и Бродский. И тут он даже получил местную монету за вклад в мировую поэзию...

Там всегда протекает река под шестью мостами.
Там есть места, где припадал устами
тоже к устам и пером к листам.
И.Бродский

Что это я? Пусть за меня говорят о Флоренции нетленные строки наших мэтров...

Флоренция, ты ирис нежный;
По ком томился я один
Любовью длинной, безнадежной…

О, безысходность печали,
Знаю тебя наизусть!
В черное небо Италии
Черной душою гляжусь.

Есть города, в которые нет возврата.
Солнце бьется в их окна, как в гладкие зеркала
И.Бродский

В старинном городе чужом и странно близком
Успокоение мечтой пленило ум.
Не думая о временном и низком,
По узким улицам плетешься наобум...
С.Черный

Битый город дрожит внизу
Расколотым антрацитом.
Богами и Музой,
Как бабушка, нежно-забытый…
Е.Шварц

Тебе нужны слова иные.
Иная, страшная пора.
…Вот грозно стала Синьория,
И перед нею два костра…
Н.Гумилев

Кроме того 1980-х годах Флоренцию и русский храм посещал режиссер Андрей Тарковский.

А вот современный русский вклад, в основном, увы... такой...

Инфа и некоторые фото цинично (С) с разных мест интернета и снабжена моими не менее циничными комментариями. Особенно много инфы взял с Википедии и отсюда