Выставка "Альфонс Муха. Декоративные панно, афиши, плакаты". Выставка Многие работы итальянская публика увидит впервые

Ретроспектива самого изысканного художника ар-нуво Альфонса Мухи открылась в в Париже. На выставке представлены все грани таланта художника - живописца, графика, дизайнера, театрального мастера.

Муха родился в небогатой семье неподалеку от чешского Брно, и хотя довольно рано стало ясно, что у него есть талант к рисованию, денег на высшее образование в семье не было. Работая писарем, Муха создавал декорации в любительском театре, где был замечен и приглашен в Вену. После того как венский театр сгорел, Муха работал декоратором в семье моравских аристократов, один из которых согласился оплатить его обучение. Недолго поучившись в Мюнхенской академии, Муха отправился в самую знаменитую парижскую Академию Коларосси, но из-за смерти мецената не проучился там и года. Бедность заставила художника заняться дизайном - создавать афиши, календари и даже ресторанные меню.

Случай открыл Мухе дорогу к большому успеху. Он получил заказ на афишу к спектаклю Сары Бернар «Жисмонда». Плакат так поразил великую актрису, что она пригласила художника стать декоратором театра, вскоре их связали и романтические отношения. С этого момента фортуна повернулась лицом к художнику. Образ миловидной барышни, утопавшей в цветах, стал иконой ар-нуво, которой поклонялись современники. А Муха моментально сделался востребованным художником.

Заказы сыпались на него со всех сторон. Помимо работы в театре, он не оставлял дизайнерскую работу. Ангелический женский типаж, придуманный Мухой, пошел в тираж - украшал этикетки многочисленных товаров, от шампанского и вафель до велосипедов и спичек. Кроме того, Муха занимался дизайном ювелирных украшений, интерьеров, предметов прикладного искусства. Многочисленные примеры дизайнерских проектов художника, ставших раритетами, широко представлены на выставке.

После женитьбы на своей натурщице Марии Хитиловой, Марушке, Муха переезжает в США, где также пользуется большим успехом. Оттуда он возвращается в Чехию и начинает заниматься «высоким искусством». С тех пор он работает над «Славянским эпосом» - циклом гигантских исторических картин, который заканчивает в 1928 году и дарит государству. После оккупации Праги и нескольких арестов гестапо художник умер от пневмонии в 1939 году. Ряд эскизов к циклу можно увидеть и на выставке - сами же картины из-за огромного размера не покидают пределов Выставочного дворца в Праге.

Alphonse Mucha
«Gismonda»
1894
Fondation Mucha, Prague
© Mucha Trust 2018

Alphonse Mucha
«Zodiac»
1896
Fondation Mucha, Prague
© Mucha Trust 2018

Alphonse Mucha
Poster for «Salon des Cent Mucha Exhibition June 1897»
1897
Fondation Mucha, Prague
© Mucha Trust 2018

Alphonse Mucha
«Christmas in America»
1919
Fondation Mucha, Prague
© Mucha Trust 2018

Alphonse Mucha
«Woman in the Wilderness»
1923
Fondation Mucha, Prague
© Mucha Trust 2018

В мае 2012 года в столицу Чехии был возвращён цикл картин, подаренных Праге художником Альфонсом Мухой (Mucha Alphonse Maria). Двадцать полотен вернулись в Прагу после долгого спора с властями города Моравский Крумлов (Moravský Krumlov). «Славянская эпопея» (Slovanská epopej), которой мастер посвятил почти 15 лет жизни, признана памятником культуры – поэтому судьбу произведений определяла специальная комиссия […]

В мае 2012 года в столицу Чехии был возвращён цикл картин, подаренных Праге художником Альфонсом Мухой (Mucha Alphonse Maria) . Двадцать полотен вернулись в Прагу после долгого спора с властями города Моравский Крумлов (Moravský Krumlov) . «Славянская эпопея» (Slovanská epopej) , которой мастер посвятил почти 15 лет жизни, признана памятником культуры – поэтому судьбу произведений определяла специальная комиссия Министерства культуры Чехии.

Полотна из цикла «Славянская эпопея» грандиозны, они поражают своими размерами. Рядом с этими монументальными картинами люди кажутся маленькими – видимо это ощущение и хотел вызвать у зрителя автор произведений.

Эпический триптих «Магия слова» – «Милич из Кромержижа», «Проповедь Яна Гуса в Вифлеемской часовне», «Встреча на Кржижках» (Triptych Kouzlo slova – Milíč z Kroměříže, Kázání Mistra Jana Husa, Schůzka na Křížkách)

Всю жизнь Муха был известен, как художник эпохи модерна. В своём историческом цикле он впервые выступает в качестве живописца-романтика. Эти картины написаны в академической манере, отличной от большинства предыдущих работ Мухи, выполненных в характерном для него орнаментальном плоскостном стиле.

Цикл «Славянская эпопея» повествует об истории славянских народов и о многих важных событиях, доказывающих их единство и общие корни. В сюжетах этих картин зритель видит события религиозного и культурного значения, батальные сцены и исторические эпизоды из жизни чехов, русских, поляков, болгар.

Четыре картины из двадцати посвящаются истории гуситской церкви. Полотно «Братская школа в Иванчицах» (Bratrská škola v Ivančicích) изображает процесс создания первой чешской Библии на родном языке (действие происходит в родном городе Мухи).

Можно упрекнуть Альфонса Муху в «перетягивании» сюжетов в сторону исключительно чешской истории. Впрочем, критики осуждали творца и за его панславизм – целенаправленное следование идее объединения славянских народов. Он искал идею единения славян, и она нашла отражение в кульминации «Славянской эпопеи» – полотне «После Грюнвальдской битвы» (Po bitvě u Grunwaldu) (1924 г.). Эта битва (её называют ещё: «битва под Танненбергом») произошла в 1410 году. Объединённое войско славян тогда одержало победу над рыцарями Тевтонского ордена.

О событии сегодня помнят только историки, и картина воспринимается зрителями не как эпохальное событие, а как отражение настроения творца. Это воплощённое страдание: трупы воинов, убитая лошадь на первом плане, поле брани, залитое кровью и ярким светом.

Полотно «Славяне на исконной родине» (Slované v pravlasti) (1912 г.) называют утопическим – никакой общей родины за много лет у славян не появилось. Кто-то видит на этой картине мистику и меланхолию, кому-то она кажется ожиданием бури. Мечты художников нередко обращаются в произведения искусства. Воплощённая мечта Альфонса Мухи о единении славян актуальна для каждого из нас.

“Отмена крепостного права в России” (Zrušení nevolnictví na Rusi)

После значительного перерыва в два года Славянская Эпопея вновь представлена в Праге всем любителям искусства. В здании Муниципального дома проходит выставка, на которой представлены также и другие работы Альфонса Мухи. Двери выставки открыты с 19 августа 2018 до 13 января 2019 года. Стоимость билетов для взрослых - 250 крон, для детей старше 6 лет и студентов - 100 крон. Есть возможность приобрести входной билет на семью, куда входят 2 родителя и не более 3-х детей, за 500 крон, а также записать группу школьников по цене в 50 крон за 1 ученика. Обзор выставки с участием гида проводится группами, по 80 крон с человека. Куратором выставки назначена Магдалена Юржикова.

Славянская эпопея |


Выставочная площадка в Муниципальном доме - одно из наиболее презентабельных пространств Праги, а стиль ар-нуво как нельзя лучше подчеркивает художественный стиль, в котором писал Альфонс Муха. Неудивительно, что выставка, столь сильно отражающая славянские традиции, которыми вдохновлялся художник, проходит именно в год, когда Чехословакия отмечает 100 лет своей государственности.


Славянская эпопея |


После успеха выставки Альфонса Мухи в Национальном художественном центре Японии, где его полотна увидели более 660 тысяч зрителей, есть новая возможность для всех желающих увидеть большую часть работ известного художника в завораживающей атмосфере Муниципального дома Праги.


Славянская эпопея |


Архитектурные особенности выставочного пространства позволяют глубже понять технические стороны работ Альфонса. Организаторы постарались представить классическую коллекцию полотен с новой точки зрения, доказывая, что эпопея все также актуальна, как во времена своего создания.

Париж

В Парижском Музее Люксембург открылась выставка знаменитого чешского художника Альфонса Марии Мухи, одного из лидеров течения «модерн», который в разных странах называют «ар-нуво», «югендштилем», «либерти» или «тиффани». В экспозиции представлено около двухсот работ живописца, который был также декоратором, дизайнером, скульптором, плакатистом, фотографом, философом-мистиком, масоном и педагогом.

Декоративные работы Мухи пользовались колоссальным успехом во всем мире. Он оформлял интерьеры, работал для известных ювелиров, иллюстрировал книги и журналы, рисовал этикетки и виньетки, изобретал рекламу шоколада, шампанского, мыла, бисквитов, велосипедов и т.д. Все это тиражировалось в тысячах экземпляров по всему миру.

Художник-визионер видел особую миссию, подчеркивают кураторы парижской ретроспективы, в сплочении славянских народов. Он верил, что их объединению в интересах всего человечества поможет искусство, имеющее общие византийские корни. Один из главных разделов нынешней выставки - «Муха - патриот». «Художник, - говорил он, - должен хранить верность своим национальным корням».

Едва ли не своим высшим творческим достижением мастер считал «Славянскую эпопею» - масштабный цикл из двадцати картин. На них запечатлены важнейшие, с его точки зрения, эпизоды в истории славян разных стран. Центральное полотно «Отмена крепостного права на Руси» композиционно во многом повторяет суриковское «Утро стрелецкой казни». Любопытно, что финансировал этот грандиозный проект американский предприниматель-миллионер Чарльз Крейн.

Уроженец небольшого городка Иванчице в Моравии, входившей в состав Австро-Венгерской империи, Муха учился в Вене, Мюнхене, а затем в Париже. В этих городах - а потом и в Нью-Йорке - он стоял у истоков славянских ассоциаций, обществ и клубов.

В Париже Муха примкнул к «Салону ста», который собирал литературно-художественную богему - Тулуз-Лотрека, Боннара, Малларме, Верлена, изобретателей кинематографа братьев Люмьер. Какое-то время он делил свою парижскую мастерскую с нищим Полем Гогеном, который вернулся с Таити и готовил выставку последних работ. Тот же Гоген и известный чешский художник Франтишек Купка порой служили Мухе моделями.

Слава пришла к нему в одночасье. В 1895 году он написал афишу для великой актрисы Сары Бернар, которая играла в пьесе Викторьена Сарду «Жисмонда» в театре «Ренессанс». Плакатами был заклеен весь Париж. В дальнейшем Муха в течение нескольких лет придумывал афиши, костюмы и декорации для спектаклей «Медея», «Дама с камелиями», «Самаритянка», «Тоска», «Гамлет», «Лоренцаччо». Его работы, утверждали арт-критики, оказались глотком свежего воздуха для парижской сцены.

Во многом благодаря гениальному дизайнеру, в конце XIX столетия во Франции афиша заняла центральное место в изобразительном искусстве. «Я предпочитаю быть популярным иллюстратором, - подчеркивал живописец, - а не апологетом искусства для искусства». И в годы бурного расцвета авангардистских течений в Европе он неизменно выступал в защиту фигуративной живописи.

На рубеже XIX–XX веков широкой публике кружили голову так называемые «женщины Мухи». Как отмечают искусствоведы, в своих работах художник отразил славянский тип - красавиц томных, чувственных, загадочных, экзотических, с пышной копной волос. Они часто символизировали виды искусства, времена года, знаки зодиака или драгоценные камни. Их популярности способствовало и то, что в те годы Францию, напоминают искусствоведы, захлестнула волна славянофильства. Ее кульминация пришлась на визит в Париж в 1896 году российского монарха Николая II.

В России чешский мэтр получил широкую известность сразу после первой выставки работ в Петербурге в 1898 году. Тогда же волжское пароходство заключило контракт с французской фирмой Ruinart на рекламу шампанского, придуманную опять-таки Альфонсом Мухой.

В нашей стране художник побывал в 1913 году в канун празднования 300-летия Дома Романовых, собирая материал для «Славянской эпопеи». В то время великая княгиня Елизавета Федоровна Романова поддерживала «Русский православный модерн», который был так созвучен чешскому художнику. Муха посетил Петербург и Москву - Третьяковку, Троице-Сергиеву лавру, побывал в гостях у своего друга, художника Леонида Пастернака, в тот день, когда его сын Борис отмечал выход своего стихотворного сборника. В России гостя поразило то, что повсюду он видел свои афиши и плакаты.

По свидетельству очевидцев, он увидел, что в нашей стране проснулся «исконный русский дух». В дальнейшем во время голода в России в начале 20-х годов для международного общества «Помгол» («Помощь голодающим») он написал картину-плакат Russiа restituenda («Россия возродится»). На ней он изобразил молодую мать с умирающим на руках ребенком.

После оккупации Чехословакии фашистской Германией в марте 1939 года Муха попал в гестаповские списки как «опасный патриот - художник». Его арестовали в числе первых, вскоре после допроса он заболел пневмонией и умер 14 июля 1939 года, не дожив нескольких дней до своего 79-летия.

Музей Мухи - единственный в мире музей, посвящённый жизни и творчеству прославленного представителя искусства в стиле модерн Альфонса Мухи (1860-1939), был открыт в Праге 13 февраля 1998 года.

Экспозиция музея состоит из семи разделов:

Декоративные панно; Парижские плакаты; «Documents décoratifs» («Декоративные документы»); Картины маслом; Рисунки карандашом и пастелью; Фотографии и личные вещи художника.

Завершает выставку документальный фильм о жизни и творчестве Альфонса Мухи.

Ряд экспонатов представлены публике впервые, поскольку ранее они хранились в частной коллекции семьи художника.


Часть I. Декоративные панно

Стиль модерн, ярчайшим представителем которого являлся Альфонс Муха, требовал для оформления предметов создания декоративной схемы, обеспечивающей возможность повторения узора. Творчество Мухи уходит корнями в графические образы, разделённые на циклы в соответствии с традиционными мотивами, чаще всего из мира природы.

Именно поэтому свой первый цикл декоративных панно (1896) Муха назвал «Четыре времени года». В подобной манере созданы и дальнейшие очень популярные циклы панно, в которых вариации темы повторяются по два или четыре раза. Сюда относятся, например, «Четыре цветка» (1898) или «Четыре времени суток» (1899), созданные в период полного расцвета стиля Мухи. Стилизованное слияние растений и красивых женщин выражало радостное представление о жизни, весьма в то время популярное у публики. Выразительнее всего эти идеи проступают в цикле «Четыре искусства» (1898), исполненном в нескольких техниках. Именно здесь особенно ярко проявляется поэтичность представлений Мухи.

«Четыре искусства»

В этом цикле, воспевающем четыре жанра искусства, Муха сознательно не использует традиционные атрибуты – такие, как перья птиц, музыкальные инструменты или кисти художника, а изображает каждое из искусств на фоне определённого времени суток: Танец – утро, Живопись – полдень, Поэзия – вечер, Музыка – ночь.

«Танец» (1898), «Живопись» (1898), «Поэзия» (1898), «Музыка» (1898)

«Четыре времени суток»

Четыре женские фигуры представляют четыре времени суток. Каждая изображена на фоне природы и композиционно помещена в раму со сложным мотивом, напоминающую готическое окно.

«Утреннее пробуждение» (1899), «Прелесть дня» (1899), «Вечерние грёзы» (1899), «Ночной отдых» (1899)

«Четыре цветка»

В этом цикле, характеризующимся более натуралистической трактовкой, Муха проявил себя как чувствительный и внимательный наблюдатель за природой. Оригинальные акварели двух цветков, «Гвоздика» и «Ирис», были показаны на выставке Мухи в Salon des Cent уже в июне 1897 г., а полный цикл появился только год спустя.

«Гвоздика» (1898), «Лилия» (1898), «Роза» (1898), «Ирис» (1898)
© Mucha Museum / Mucha Trust 2017

Часть II. Парижские плакаты

Плакаты, созданные Мухой в 90-х годах XIX века в Париже, являются наиболее известной во всём мире частью его творческого наследия. Именно благодаря им он утвердил новый, свой собственный декоративный стиль. Самыми известными стали афиши, созданные для знаменитой актрисы Сары Бернар, первая из которых была представлена в конце 1894 - начале 1895 года и изображала актрису в роли Жисмонды. Различия форм и, главное, цветовых концепций, которые очевидны при сравнении сохранившихся эскизов и пробных отпечатках, подчёркивают, насколько интенсивно Муха искал новое выражение для этой афиши, и это несмотря на то, что речь шла об очень срочном заказе. Значение произведённой им художественной революции состояло в том, что он привнёс в «крикливый» парижский «уличный салон» аристократизм и подчеркнул новую роль плаката в современном искусстве. При этом в афишах, созданных для Сары Бернар, отражается и драматическая атмосфера («Медея», 1898). Нельзя не обратить особое внимание на широкий диапазон эскизов Мухи: от нежных плакатов с утончённым стилем для среды художников (Salon des Cent, 1896, 1897) до чисто коммерческих («Job», 1898, «Cassan Fils», 1896). Все они являются доказательством необычайной фантазии Мухи и его наиболее активной визуальной формы.

«Жисмонда» (1894-1895)
© Mucha Museum / Mucha Trust 2017

«Жисмонда»

Именно с этой афиши и началась слава Альфонса Мухи. История её создания стала легендой, и многие комментаторы ломали перья в спорах о перипетиях этой истории. Да и сам Муха, безусловно, видел руку судьбы в обстоятельствах, предшествовавших возникновению афиши.

Все случилось на Рождество 1894 года, когда Муха правил корректуры в издательстве Лемерсье. Неожиданно издателю позвонила Сара Бернар и попросила срочно изготовить новую афишу для Жисмонды. Все работники Лемерсье были в отпуске, и издателю пришлось обратиться за помощью к Мухе. Не выполнить просьбу «божественной Сары» было невозможно. Созданная Мухой афиша совершила в этом жанре настоящий переворот. Длинная и узкая форма, нежные пастельные тона и неподвижность изображенной почти в реальную величину фигуры передавали зрителю чувства необычайного достоинства и уважения. Афиша стала настолько популярной среди парижской публики, что некоторые коллекционеры пытались купить ее у расклейщиков или попросту срезали ее ночью с афишных тумб.

Сара Бернар была в таком восторге от афиши, что немедленно предложила Мухе шестилетний контракт на эскизы театральных декораций, костюмов и афиш. В это же время художник подписывает эксклюзивный контракт с издательством Шампенуа на производство коммерческих и декоративных плакатов.

«Жисмонда», пробный отпечаток

Представляют интерес и два первых отпечатка «Жисмонды». Афиша казалась слишком высока для стандартного формата литографского камня, поэтому бытовало мнение, что печать производилась с двух камней. Но пробный отпечаток доказывает, что использовался только один камень. Насыщенные розовые и жёлтые тона говорят о том, что первоначально Муха собирался оформить плакат в ярких тонах, весьма популярных с то время среди парижских художников, таких, как Шере и Тулуз-Лотрек. Но в процессе работы Муха решил использовать более мягкие пастельные тона, столь характерные для роли Жисмонды.

«Лоренцаччо»

В пьесе Альфреда де Мюссе «Лоренцаччо» Сара Бернар исполняла мужскую роль Лоренцо де Медичи. Сюжет пьесы разворачивается во времена осады Флоренции тираном Алессандро, символически представленным на афише драконом, напавшим на герб города. В нижней части афиши изображён Лоренцо, замышляющий убийство Алессандро.

«Медея»

Драматург Катулл Мендес специально для Сары Бернар переработал классическую пьесу Эврипида. Греческий герой Ясон, до той поры воспринимавшийся как неприкосновенный мифологический идеал, изображён жестоким обманщиком, который, идя на поводу у своих эгоистических желаний и страстей, предаёт всех, кто его любил. Благодаря этому Медея получает психологическое оправдание своих страшных поступков. На плакате одинокая фигура представляет собой вершину трагедии. Мозаичный фон и греческая литера «D» переносят пьесу в Древнюю Грецию. Полный ужаса взгляд Медеи направлен на блестящий кинжал в её руке, обагрённый кровью собственных детей, чьи тела лежат у её ног. Стоит обратить внимание на необычно проработанные руки и браслет в форме змеи. Эскиз браслета Муха предложил, работая над афишей, и он настолько понравился Саре Бернар, что та заказала у ювелира Жоржа Фуке для появления на сцене и браслет, и перстень с драгоценными камнями.

«Гамлет»

В пьесе Шекспира «Гамлет», которую для Сары Бернар перевели Евжен Маран и Марсель Швоб, она сыграла главную мужскую роль. На заднем плане за центральной фигурой Гамлета виден призрак его убитого отца, бредущего по стене Эльсинора. Утонувшая Офелия лежит в цветах у ног Гамлета. «Гамлет» стал последней афишей, созданной Мухой для Сары Бернар.

«Лоренцаччо» (1896), «Медея» (1898), «Гамлет» (1899)
© Mucha Museum / Mucha Trust 2017

«Job» (1898)
© Mucha Museum / Mucha Trust 2017

«Job»

Муха написал два рекламных плаката для сигаретной бумаги фирмы «Job». На обоих изображена женщина с очень густыми волосами, в руках у неё сигарета, и сигаретный дым вьётся вокруг её головы. На большем по размеру и более позднем плакате женщина расположена в круге, находящимся на фоне с повторяющимся логотипом фирмы.

«Зодиак» (1896)
© Mucha Museum / Mucha Trust 2017

«Зодиак»

Одна из самых популярных работ Мухи – «Зодиак» – была создана для издательства Шампенуа как календарь на 1897 год. Однако она настолько понравилась главному редактору журнала La Plume, что он приобрёл авторские права и выпустил её уже в качестве календаря журнала на тот же год. «Зодиак» был создан, как минимум, в девяти вариантах, включая представленный, которые были напечатаны без сопроводительного текста в качестве декоративного панно.

Часть III. «Documents décoratifs» («Декоративные документы»)

В 1902 году под названием «Documents décoratifs» Муха опубликовал 72 работы карандашом, оттенённом белилами, в качестве вариантов дизайнерских решений для применения в искусстве. В сборнике, объединяющем иллюзорный натурализм и абстрактные декоративные узоры, содержатся разнообразные орнаментальные и природные цветочные мотивы, этюды женских голов и акты. Очевидно, что сборником, предназначенным для создания эскизов украшений, мебели, посуды и бесчисленного количества иных предметов, связанных с интимностью домашней обстановки, Муха стремился продемонстрировать свой богатый опыт декоратора. Ведь особенно после его работы над Всемирной выставкой в 1900 году и интерьером ювелирного магазина Фукэ он перешёл от работы на плоскости к работе в пространстве. Он стремился создать всеобъемлющий образец нового стиля. Хотя искусство модерн к тому времени уже начинало сдавать свои позиции, нельзя не восхищаться не только мастерством Мухи-рисовальщика, но и его способностью охватить этим стилем целый мир предметов, словно наполненных силой живой природы.

© Mucha Museum / Mucha Trust 2017

Часть IV. Чешские плакаты

Вернувшись в 1910 году на родину Альфонс Муха смог, наконец, удовлетворить свое сокровенное желание всецело обратиться к своему народу, чтобы средствами искусства выражать его потребности и идеалы. Таким образом, постепенно сформировался новый цикл афиш, художественно отличающихся от парижских. В нём проявляются две главные темы: первая – новая интерпретация фольклора, подчёркивающая цветовую красочность моравских костюмов и нежный тип славянских девушек («Хор моравских учителей», 1911), и вторая – праздники и слёты спортивного движения «Сокол», ставшего в XIX веке символом национального самоопределения. Но, вместе с тем, встречаются и плакаты, подчёркнуто драматично осуждающие притеснение славянских народов («Лотерея национального единства», 1912), или лирические воспоминания о парижских мотивах («Принцесса Гиацинт», 1911). В них орнамент уже уступает ведущую роль мелодии линий.

«Принцесса Гиацинт» (1911)
© Mucha Museum / Mucha Trust 2017

«Принцесса Гиацинт»

Мотив гиацинта здесь неоднократно повторяется. Он и на вышитом платье и богатых серебряных украшениях, и на символическом круге в руке принцессы.

«Хор моравских учителей» (1911)
© Mucha Museum / Mucha Trust 2017

«Хор моравских учителей»

Хор моравских учителей исполнял классическую, популярную и народную музыку, в том числе и песни, написанные композитором Леошем Яначкем. Он выступал не только в чешских землях, но и гастролировал по Европе и Америке. На афише изображена девушка в национальном платье, вслушивающаяся в пение. Её фигура напоминает декоративное панно «Музыка» из серии «Четыре искусства».

«Лотерея национального единства» (1912)
© Mucha Museum / Mucha Trust 2017

«Лотерея национального единства»

В плакате нашёл отражение популярный в XIX веке дух протеста против германизации страны. Лотерея была одним из способов собрать средства для обучения на чешском языке. На плакате изображена Чехия как символическая мать чешского народа, в отчаянии сидящая на мёртвом дереве. Одной рукой она обнимает деревянную статую трехликого языческого бога Свантовита, защитника древних славян. Школьница с книгами и карандашами укоризненно смотрит на зрителей и ждет помощи для своего образования и для больной Чехии.

Часть V. Картины

Хотя Муха известен прежде всего своими рисунками и графическими работами, во время учёбы в мюнхенской Академии художеств он изучал и живопись. В девяностых годах XIX века Муха больше всего работает над графическими заказами, а из живописных трудов большая часть приходится на портреты и портретные этюды. Сначала для аллегорических полотен большого формата Муха использовал темперу («Пророчица», 1896), и лишь с наступившим в начале XX века изменением стилистических канонов и обращением к большой теме картинного цикла о древности и истории Славян он перешёл к использованию масла. «Загадочная Женщина в степи» (известная также как «Звезда», 1923), является ярким свидетельством достижений Мухи в этом жанре. Объединив реализм и символизм, Муха пошёл гораздо дальше простого следования традиции живописи на исторические темы. Этот потенциал Муха открыл и полностью развил в цикле картин «Славянская эпопея».

«Пророчица» (1896)
© Mucha Museum / Mucha Trust 2017

«Звезда»

Перед началом работы над этой картиной, изображающей русскую крестьянку, смиренно отдающую себя неумолимой судьбе, Муха создал не менее четырёх этюдов. Картина, которую также называют и «Зимняя ночь», и «Сибирь», выражает всю глубину отношения Мухи к России и её народу. Муха посетил Россию в 1913 году, работая над картиной «Отмена крепостного права на Руси» – свободный труд основа государства», одного из полотен «Славянской эпопеи». Хотя на сделанных им во время этой поездки фотографиях было много русских крестьянок, подобных героине «Звезды», для картины Мухе позировала его жена Мария. Не исключено, что Муха создал это полотно под влиянием страшных страданий, обрушившихся на русский народ в результате большевистской революции. В 1918–1921 годах страна погрузилась в ужас гражданской войны, за ней последовали разруха и массовый голод, в результате которого в Поволжье погибли миллионы людей.


«Звезда» (1923)
© Mucha Museum / Mucha Trust 2017

Часть VI. Рисунки и пастели

Экспозиция рисунков знакомит посетителей со значительной творческой основой, которую творчество Мухи обрело именно в рисовании. Это относится не только к точным карандашным этюдам, но, главное, к рисункам, в которых часто проявляется непривычно экспрессивная фактура, как, например, в работе «Дизайн окна» (около 1900).

Дизайн витражного окна для собора св. Вита в Праге
© Mucha Museum / Mucha Trust 2017

Часть VII. Мастерская и фотографии

Во второй половине XIX века в своей парижской мастерской на улице Валь-де-Грас Муха создаёт замечательный цикл фотографий своих моделей. Эти изображения идут значительно дальше традиционного для тех лет использования фотографии как дешёвого инструмента для создания этюдов, поскольку на них зафиксирована неповторимая атмосфера мастерской – очень своеобразного мира искусства. Именно в этой мастерской Муха принимал бесчисленных гостей из среды парижских литераторов, художников и музыкантов, здесь же показывались первые фильмы братьев Люмьер. Модели запечатлены в позах, которые Муха часто использовал на афишах в стиле модерн, а на заднем плане видны, помимо произведений самого Мухи, различные безделушки, сувениры с Востока, ткани, книги и мебель, частично сохранившаяся до наших дней. На выставке они использованы для создания небольшого образа мастерской. Выставленные фотографии – репродукции, отпечатанные с оригинальных стеклянных пластинок.

Предметы, представленные в этой части экспозиции, фотографии его творческой и семейной жизни, являют собой срез всего творчества Мухи. Немалый интерес представляет рисунок восьмилетнего Мухи («Распятие», 1868 г.), свидетельствующий о том, что ещё ребенком художник черпал вдохновение в фольклоре. Интересны и карикатуры времен обучения в Мюнхене, и иллюстрации для французских детских журналов. Следующая группа экспонатов относится к его декоративному стилю девяностых годов XIX века, здесь мы видим широту и разнообразие интересов художника – например, декоративное блюдо (1897), дизайн для вазы или ювелирного изделия (около 1900). Представлен здесь и, пожалуй, самый амбициозный проект Мухи – великолепная «Молитва Господня» («Le Pater», 1899). Патетика его исполнения связана и с представленными на экспозиции экспрессивными пастелями, и с единственной скульптурной работой Мухи «Обнаженная на скале» (1899). О поездках Мухи в Соединённые Штаты напоминают газетная вырезка и плакат выставки Мухи в Бруклинском музее (1921). О более позднем, патриотическом творческом этапе рассказывают наброски для интерьера Приматорского салона Муниципального дома в Праге (1910), известные дизайны чехословацких банкнот или дизайн витражного окна для собора св. Вита в Праге (1931). Не менее интересны и медали, предложенные Мухой чешской масонской ложе.

«Распятие» (1868)
© Mucha Museum / Mucha Trust 2017

«Обнажённая на скале» (1899)
© Mucha Museum / Mucha Trust 2017

«Молитва Господня» («Le Pater») – титульный лист и две следующие страницы

Альфонс Муха считал «Молитву Господню» одним из своих самых лучших произведений. Издано в Париже тиражом 510 пронумерованных экземпляров (390 на французском, 120 на чешском языке). Издатель – Henri Piazza, которому Муха и посвятил эту работу.

О «Молитве Господней» сам Муха писал: «В то время я увидел, что мой путь ведет в иное место, куда-то выше. Я искал, чем можно осветить самые дальние уголки. Поиски были короткими. Молитва Господня. Почему бы не выразить ее слова графическим образом?»

В «Молитве Господней» Муха разделил саму молитву на семь стихов. Каждому стиху Муха посвящает три страницы. На первой странице приводится стих на латыни и по-французски в декоративной композиции из геометрических и символических форм. На следующей странице Муха помещает свой комментарий к содержанию стиха, а первая цветная литера напоминает буквицу из средневековой рукописи. Третья страница посвящена одноцветному рисованному толкованию стиха Мухой. Эти иллюстрации отражают борьбу человека по пути из мрака на свет.

«Молитва Господня» («Le Pater») (1899)
© Mucha Museum / Mucha Trust 2017

Фотографии семьи и друзей Мухи / Фотографии мастерской Мухи и его моделей


© Mucha Museum / Mucha Trust 2017