Программа энигма на канале культура ведущая. Дом: мне здесь хорошо. Алла Анатольевна Алебастрова Лечение семенами

Пианистка; родилась 5 сентября 1962 г. в г. Ленинграде; окончила Ленинградскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова, аспирантуру Консерватории по классу фортепиано, Пражскую академию по специальности "клавесин", стажировалась в Бернской консерватории; выступает как концертирующая пианистка в России и за рубежом, представлена на компакт-дисках ведущих мировых фирм грамзаписи; с 1988 г. преподает в Санкт-Петербургской консерватории; с 1991 г. активно занимается продюсерской и культурно-общественной деятельностью, организатор благотворительных акций, музыкальных фестивалей, дней культуры Швейцарии в Петербурге; автор идеи и директор фестиваля "Музыкальный Олимп в Санкт-Петербурге"; президент фонда "Музыкальный Олимп"; лауреат международных конкурсов в Женеве и Париже (первая премия и Гран-при, 1987); замужем, имеет дочь.

  • - НИКИТИНА Евдоксия Федоровна - историк литературы. Происходит из зажиточной крестьянской семьи. Окончила Московские высшие женские курсы...

    Литературная энциклопедия

  • - Исполнитель авторской песни, родилась 8 октября 1970 г. в г. Харькове. Закончила харьковское медицинское училище № 2, медсестра. Имеет незаконченное музыкальное образование. Играет на шестиструнной гитаре...
  • - Главный редактор научно-художественного журнала "Ярославль многоликий" при ВВРЦ РАЕН с 1998 г.; родилась 22 сентября 1946 г. в г. Уфа Башкирской АССР...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - спец. в обл. культурологии и социол.; д-р социол. наук. Род. в Москве. Окончила филол. ф-т МГУ, асп. ИСИ АН СССР. С 1992 - зав. сектором мето-дол. и методов иссл. культуры Росс. ин-та культурологии...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Генеральный директор радиостанции "Маяк" с 2000 г.; родилась в 1960 г.; окончила Горьковскую государственную консерваторию в 1983 г.; с 1985 г. работала на "Молодежном канале" радиостанции "Юность"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Мастер спорта международного класса. Победитель первенства мира среди военнослужащих. Тренер - заслуженный тренер Республики Карелия С. В. Матвеев...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - супр. подполк., урожденная Жандр, русская писательница во Франции; сотрудница журналов "Nouvelle revue" и "Justice"; p. 1842 г.; † 1884 г. декабря...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - авт. кн. "Откорм птиц в сельском хозяйстве", лектор курсов птицеводства...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - состав. руков. по кройке и шитью, авт. брош. "Помощь молодым матерям" ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - беллетристка...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - выпускница факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Заслуженный мастер спорта. Многократный победитель чемпионатов мира и Европы...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род. в г. Куйбышев в семье служащих. Окончила библиотечный ф-т Ровенского института культуры. Заведует б-кой в муз. школе. Автор кн. стихов: Втроем и порознь. Ровно, "Диапазон", 1998 ; Другая драма. Ровно, "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Лариса Александровна - сов. певица. Нар. арт. РСФСР. В 1955 окончила Муз. уч-ще при Ленингр. консерватории, с того же года солистка Большого т-ра. В 1961-62 стажировалась в миланском т-ре "Ла Скала"...

    Музыкальная энциклопедия

  • - писательница - получила образование в Киеве...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - российская спортсменка; мастер спорта международного класса. Чемпионка мира и Европы в беге на различных спринтерских дистанциях; бронзовый призер Олимпийских игр в беге на 100 м. Рекордсменка мира...

    Большой энциклопедический словарь

"Никитина, Ирина Анатольевна" в книгах

Елена Анатольевна Орлова Блюда из мультиварки

Из книги Блюда из мультиварки автора Орлова Елена Анатольевна

Никитина, Л. В.

Из книги Падение царского режима. Том 7 автора Щеголев Павел Елисеевич

Никитина, Л. В. НИКИТИНА, Лидия Влад., фрейлина с 1906, дочь ген.-от-арт. В. Н. Н. Одна из видных почитательниц Распутина. I, 68. II, 47, 48. III, 390, 404. IV, 12, 28, 45, 47, 508, 510, 512, 513,

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА НИКИТИНА

Из книги Красная книга ВЧК. В двух томах. Том 1 автора Велидов (редактор) Алексей Сергеевич

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА НИКИТИНА Я, нижеподписавшийся, прапорщик Никитин Виктор Васильевич, участвовал в отряде поручика Соколова рядовым бойцом, между мельницей Вахромеева и Американским мостом, получил авансом 100 рублей. В субботу вечером в Урочских железнодорожных

Ивахненко Ирина Анатольевна Словарь названий и собственных имен Скаргиара

Из книги Словарь названий и собственных имен Скаргиара автора Ивахненко Ирина Анатольевна

Ивахненко Ирина Анатольевна Словарь названий и собственных имен Скаргиара Абакар Норло настоятель Валиравиныаврин мыслящийАгаджарайн столица ГедрайнаАгролин министр Эстореи по горному делуАйларолла столица КорвелыАкреол крепость в ЭсторееАлагер Белая степьАлария

Герасимова Валерия Анатольевна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЕ) автора БСЭ

Космодемьянская Зоя Анатольевна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Чайковская Елена Анатольевна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧА) автора БСЭ

КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ, Зоя Анатольевна

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора

КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ, Зоя Анатольевна (1923–1941), партизанка 767 Сталин на посту! Ответ на вопрос офицеранемца на допросе (нояб. 1941). В очерке П. А. Лидова «Таня» («Правда», 27 янв. 1942) диалог приводится в следующей редакции: «Скажите, где находится Сталин? – Сталин находится на своем

ГОФФ Инна Анатольевна (1928-1991), поэтесса

автора Душенко Константин Васильевич

ГОФФ Инна Анатольевна (1928-1991), поэтесса 239 Скоро осень, за окнами август.«Август» (1965), муз. Я.

КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ Зоя Анатольевна (1923-1941), партизанка

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ Зоя Анатольевна (1923-1941), партизанка 150 ** Сталин на посту! Ответ на вопрос офицера-немца на допросе (нояб. 1941). В очерке П. А. Лидова «Таня» («Правда», 27 янв. 1942) диалог приводится в следующей редакции: «Скажите, где находится Сталин? – Сталин находится на своем

Ирина Анатольевна Капустина Здоровое сердце и чистые сосуды в любом возрасте!

Из книги Здоровое сердце и чистые сосуды в любом возрасте! автора Капустина Ирина Анатольевна

Ирина Анатольевна Капустина Здоровое сердце и чистые сосуды в любом возрасте! Данная книга не является учебником по медицине. Все рекомендации должны быть согласованы с лечащим врачом. Введение В молодости кажется, что сердце - прочный, бесперебойно работающий

Алла Анатольевна Алебастрова Лечение семенами

Из книги Лечение семенами автора Алебастрова Алла Анатольевна

Алла Анатольевна Алебастрова Лечение семенами Издательство не несет ответственности за возможные последствия, возникшие в результате использования информации и рекомендаций этого издания. Любая информация, представленная в книге, не заменяет консультации

Ольга Анатольевна

Из книги Как бы беременная, как бы женщина! [Самая смешная книга о родах] автора Лифшиц Галина Марковна

Ольга Анатольевна Никогда не забуду доктора, принимавшего мои первые роды. Мне очень повезло. В тот день дежурила профессор, зав отделением патологии в Первой Градской больнице. Звали ее Ольга Анатольевна.Она была редким, удивительным врачом. Врачу, безусловно,

Догилева Татьяна Анатольевна

автора Автор неизвестен

Догилева Татьяна Анатольевна Советская и российская актриса, народная артистка РСФСР, 1957 г.р. Однажды Татьяне Догилевой в начале творческой карьеры позвонили из театра Моссовета и сказали, что планируется постановка телеспектакля и ее кандидатура на главную роль

Собчак Ксения Анатольевна

Из книги Большая книга женской мудрости [сборник] автора Автор неизвестен

Собчак Ксения Анатольевна Российская теле– и радиоведущая, журналистка, 1981 г.р. Однажды Ксения Собчак высказалась о недальновидности российских олигархов: «Не понимает богатый, как он был бы счастлив, если бы женился на мне. Я бы хорошо пристроила его деньги, не заберет

Известная российская пианистка Ирина Никитина, директор международного фестиваля молодых исполнителей "Музыкальный Олимп", уже десять лет замужем за гражданином Швейцарии Михаэлем Хефлигером. В любви иностранца к русской женщине нет ничего особенного. Удивительно в этой истории другое: Михаэль влюбился в Ирину не с первого взгляда, а с первого прослушивания.

Ирина Никитина: В 1987 году я получила Гран-при на конкурсе в Париже. Мой будущий муж в то время был директором фестиваля молодых артистов, который проводился в крупнейшем мировом экономическом и курортном центре Давосе. Михаэль услышал мою игру по радио, и, по его словам, она ему настолько понравилась, что он загорелся желанием пригласить меня на свой фестиваль. Стоически выдержал утомительную тяжбу с Госконцертом. В конце концов все закончилось удачно, и я прилетела в Цюрих. Наталья Щербаненко: Личное внимание директора международного фестиваля, наверное, льстило исполнительнице из Советского Союза, открывало большие перспективы? И.Н.: Я и подумать не могла, что выйду замуж за иностранца. Я люблю ездить по миру, но еще больше люблю возвращаться домой. Моя артистическая карьера складывалась успешно, было признание за рубежом: плотный график гастролей, 15 сольных компакт-дисков в крупнейших звукозаписывающих компаниях мира. Меня всегда очень тепло принимали в Японии, у меня было по четыре турне в год. В Соединенных Штатах с большим успехом проходили мои мастер-классы. Но Михаэль ухаживал за мной четыре года, я чувствовала, что он по-настоящему меня любит и готов ради меня на многое. Н.Щ.: Расскажите, пожалуйста, как ухаживают за русскими женщинами швейцарские мужчины. И.Н.: Два года я жила в Праге, училась игре на клавесине. Михаэль раз в неделю прилетал туда только для того, чтобы привезти из Мюнхена мои любимые бананы -- в Праге их тогда не было. Я была очень занята, и наши встречи выглядели так: я открывала дверь, объясняла, что мне надо работать, брала связку бананов, благодарила и закрывала дверь. Как-то Михаэль пригласил меня на собственную виллу в Испании, хотел, может быть, удивить. Я очень люблю Крым, для меня главное -- чтобы были скалы и море, естественная природа. А от той самой виллы до берега моря надо ехать минут пять на машине. И я, осмотрев все красоты вроде пяти ванн, бесчисленного количества спален и огромного сада, спрашиваю: "А вода в бассейне морская?" Михаэль начинает что-то объяснять о преимуществах чистой воды перед морской, а я разочарованно качаю головой. Н.Щ.: Капризная попалась невеста. И.Н.: В том-то и заслуга моего мужа, что он понимал: это не капризы, а моя сущность. Я воспитывалась в очень патриотичной семье, мой отец, профессор консерватории, узнав о нашем романе, вообще поставил вопрос ребром: "Или я, или он". А когда Михаэль пригласил мою маму пройтись по шикарным бутикам в Мюнхене, мама шла и говорила: "Ну и что? У нас все это есть!" Н.Щ.: Чем же все-таки Михаэль вас взял? И.Н.: Он приехал в Прагу, чтобы встретить со мной Рождество. Мы прогуливались по заснеженным сказочным улочкам старого города, Михаэль сделал в очередной раз предложение. Не услышав согласия, он схватил проходившую мимо пару пожилых супругов и закричал: "Ну хоть вы объясните ей, что я ее люблю!" А если серьезно, в какой-то момент я поняла, что он предоставляет мне полную внутреннюю свободу, позволяет заниматься тем, чем я хочу. Не думаю, что другой мужчина позволил бы мне, уважая мою деятельность в России, жить такой раздвоенной жизнью -- на два дома, на две страны. Я цивилизованный бомж, мое место жительства может меняться каждые сутки. У нас два дома: один в Люцерне, такой большой и высокий, что мне не нужен спортзал: лестницы там заменяют тренажеры,-- и квартира в Петербурге, на Мойке. Там я провожу половину жизни, а вторую половину -- в бесчисленных отелях по всему миру. Н.Щ.: Как вам удается перестраиваться с одного ритма жизни на другой? И.Н.: Переезды из страны в страну выработали особую гибкость. В понедельник я могу завтракать в Сан-Франциско с вечно улыбающимися американцами, в среду обедать с аккуратными в выражении чувств европейцами, а в субботу чаевничать с русскими и слушать об их бесконечных проблемах. Я человек искренний, близко к сердцу принимаю чужие переживания. В России день непредсказуем, несется кубарем, сплошная импровизация, в Швейцарии, напротив, я точно знаю, с кем, во сколько и где буду обедать через полгода. Такая жизнь по мне, я сторонница постоянной смены ощущений. Н.Щ.: Иностранные мужчины ждут от русской женщины постоянного присутствия у домашнего очага и вкусных обедов. Вряд ли вы отвечаете этим требованиям. И.Н.: Михаэль прекрасно понимает, что я особенный экземпляр. Его отношение ко мне очень трепетное -- это смесь страха за меня и гордости. То, что мой муж не россиянин и никогда не будет жить в России, немного грустно, потому что для меня лично жизнь в России очень органична. Ведь постоянные переезды между странами отнимают много энергии, но мне приятно, что в Швейцарии меня называют культурным послом России. Михаэль благодарен мне за то, что через меня узнал и полюбил прекрасную страну. А что до обедов... Когда есть время, я с удовольствием балую мужа и дочку вкусностями собственного приготовления. Н.Щ.: Рождение дочки на вашей музыкальной карьере не сказалось? И.Н.: Последний концерт я давала за шесть недель до рождения Анники, а следующий -- через шесть недель после. В роддом приехала с синтезатором, чтобы не терять времени зря. Аннике сейчас девять лет. Она говорит на четырех языках. Со мной только по-русски, с папой -- только по-немецки, учится в английской школе, плюс в Швейцарии невозможно не знать французский. Я форсирую русскую часть. Она очень любит приезжать в Петербург, и я стараюсь часто брать дочку с собой. Н.Щ.: Бесконечные переезды и эмоциональные перегрузки требуют особых сил. Где вы их берете? И.Н.: Для восстановления сил я уезжаю на Цейлон. Там спокойная и гармоничная атмосфера, все становится на свои места. Мне кажется, что важнее всего для женщины -- внутренняя уверенность в себе. Красота, по-моему, вещь не уходящая, а, напротив, приходящая. Она определяется не годами и количеством косметических процедур, а внутренним содержанием. Н.Щ.: Как выглядит жизнь светской дамы в благословенной Швейцарии? И.Н.: Сейчас мой муж -- директор крупнейшего международного фестиваля в Люцерне, который в общей сложности длится примерно два месяца. И все эти шестьдесят дней я живу как хозяйка фестиваля, его первая леди. Очень непростое, между прочим, занятие. Н.Щ.: Неужели? И.Н.: Уверяю вас, у любой другой женщины крыша поехала бы от такой ответственности и такого числа знаменитостей. Фестиваль -- очень престижное мероприятие, на него съезжается мировой экономический бомонд. Я должна знать по именам всех высокопоставленных господ, президентов банков, их жен, виртуозно владеть всеми тонкостями этикета, выглядеть прекрасно, всем уделять время. За всей этой светскостью надо еще не упустить суть: общение помогает решать серьезную задачу -- сближать культуры. Н.Щ.: Мне говорили, что вы являетесь создателем трех благотворительных фондов? И.Н.: Да, один работает в Петербурге, другой в Швейцарии, третий -- в Австрии. Но все они так или иначе связаны с Россией. В 1995 году я основала фонд "Музыкальный Олимп" и организовала в Петербурге одноименный фестиваль классической музыки. Ему нет аналогов в мире: мы приглашаем молодых исполнителей -- победителей международных конкурсов. С каждым годом фестиваль набирает обороты, к нему огромный интерес у западной прессы. За пять лет существования в нем участвовало около ста тридцати музыкантов из двадцати стран. С 1997 года в Цюрихе работает благотворительный фонд поддержки музыкальной школы при Санкт-Петербургской консерватории. Фонд приобретает для школы музыкальные инструменты, дает возможность талантливым ребятам участвовать в международных конкурсах и мастер-классах. В 2000 году в Вене создан фонд для возрождения знаменитого концертного зала "Вокзал" в Павловске, где в свое время выступал (и после этого прославился) Иоганн Штраус. Н.Щ.: Три фонда, один фестиваль -- не много ли? И.Н.: Люблю жить в состоянии стресса -- это улучшает работоспособность. Я еще и учусь. В Московском международном университете получаю степень МВА по специальности "арт-менеджмент". Учебники по микро- и макроэкономике для меня интереснее детективов. Наконец, последний мой проект -- светские балы в Петербурге. Когда я их только затевала, мне в один голос все говорили: "Ты с ума сошла, сейчас не до балов!" Но чем больше я встречаю сопротивления, тем крепче во мне желание добиться своего. Воодушевленная несбыточной, на первый взгляд, идеей, я отправилась за поддержкой к мэру Вены -- и он стал моим союзником. Н.Щ.: Имя супруга вам помогло? И.Н.: Нет, я представлялась под своей девичьей фамилией, чтобы в случае неудачи не бросить тень на мужа. Мне удалось убедить деловые и политические круги Вены в необходимости проведения балов в Санкт-Петербурге. Уже два года во время "Музыкального Олимпа" мы даем бал. В этом году праздник был устроен во Дворце Екатерины Великой в Царском селе, где некогда давали балы императоры. Бал обязан быть изысканным во всем -- от сервировки стола до нарядов гостей. За этот революционный век наша страна, помимо прочих потерь, лишилась еще и генерации светских людей. Надеюсь, наш бал поможет хотя бы частично это положение исправить. Н.Щ.: И что, наша деловая и культурная элита польку танцевала? И.Н.: И еще с каким удовольствием! Н.Щ.: Как ваш супруг относится к тому, что ему приходится меняться с вами местами на мероприятиях, которые проходят под вашим именем? И.Н.: Замечательно! Нас называют "фестивальная парочка".

НАТАЛЬЯ ЩЕРБАНЕНКО

Президент фонда «Музыкальный Олимп», пианистка и продюсер Ирина Никитина ответила на вопросы, сформулированные зрителями в соцсетях канала.

И.Н. - Если бы у меня была такая возможность, я бы пообщалась с композитором Игорем Стравинским, дирижером Артуро Тосканини и пианисткой Кларой Шуман-Вик. Это очень разные, но безумно интересные музыканты.

Анна Воронцова интересуется: «Что, по Вашему мнению, должно быть основой основ для любого музыканта?»

И.Н. - Для любого музыканта основой основ является гамма. А если серьезно, то, пожалуй, самая важная вещь - это отсутствие фальши. Причем, как в интонации, так и в интерпретации. И еще одна обязательная составляющая - это безусловная любовь к музыке. Без этого чувства в нашем деле никуда.

Айрат Ситдиков спрашивает: «Как вам кажется, это герой раскрывает передачу, или передача героя?»

И.Н. - Я всегда придерживаюсь правила, что эта передача не обо мне, а о герое. Центральным действующим лицом в любом случае остается музыкант, поэтому, естественно, она раскрывает героя, а не наоборот.

Дмитрия Мазалевского в сети «В Контакте» интересует опыт зарубежных поездок ведущей: «Вы выступали в залах по всему миру. Отличаются ли зарубежные зрители друг от друга?»

И.Н. - Я действительно побывала во многих странах мира. Могу сказать, что самый подготовленный слушатель - фестивальный, и этому способствует сама фестивальная специфика. Фестивали всегда имеют свою концепцию, тему, соответственно зритель знает, куда идёт. На обычных концертах встречается разная, в том числе и случайная публика.

Самая «тихая», буквально застывшая публика, - в Японии. В Америке, в свою очередь, нередко можно увидеть в концертном зале людей с колой в руках.

Для меня уровень образованности публики определяется просто - аплодируют ли они между частями. Хотя сегодня и существует новая тенденция толерантности к прерыванию целого произведения хлопками. К примеру, директор «Карнеги-холла» одобрительно призывает: «Ну, давайте, хлопайте! В этом нет ничего дурного…». Но я придерживаюсь традиционных подходов в этом вопросе.

Еще один вопрос задала Раиса Ханукаева . «Вы часто выступаете в качестве члена жюри на различных конкурсах. На что обращаете внимание прежде всего?»

И.Н. - Конкурсы придуманы для того, чтобы выявлять и отбирать лучших. В музыке это часто субъективно, так как нет такой точной шкалы оценок как в спорте!

Лично для меня самое главное, чтобы помимо владения инструментом и определенного уровня мастерства, молодой человек обладал бы мощным творческим потенциалом. На это я всегда обращаю самое пристальное внимание.

Олеся Сараева хочет знать, кто является любимым композитором Ирины Никитиной.

И.Н. - Могу сказать уверенно, что это Иоаганн Себастьян Бах, и в этой любви я не одинока.

Елена Кнопко в социальной сети Facebook не стала задавать вопрос, а написала комментарий «С удовольствием смотрю программы Ирины Никитиной с её удивительными гостями! Желаю долголетия этой программе! », а Инна Кроткова в сети «В Контакте» поинтересовалась «Каких сюрпризов ждать зрителям в новом сезоне?»

И.Н. - Новый сезон обещает быть интересным! Зрителей ждут новые встречи с выдающимися личностями. Среди них - пианист Ефим Бронфман, скрипач и дирижер Гидон Кремер, певица Екатерина Семенчук, композитор Кшиштоф Пендерецкий и многие другие.

Вопрос о программе задала и Анна Солодовникова : «Всегда ли Вам удаётся найти контакт с героем? Если нет, то как Вы выходите из этой ситуации?»

И.Н. - Мне практически всегда удается найти контакт с героем. Я думаю, что важно почувствовать и понять настроение, вибрацию твоего собеседника. А самое главное - внимательно его слушать. Вот, пожалуй, главные профессиональные секреты.

Даниил Семкин, в свою очередь, поинтересовался: «По какому принципу Вы выбираете гостей для своей передачи?»

И.Н. - Мне кажется, все мои герои - это созидатели, и этим все сказано. Еще мне очень важен принцип подлинности, чтобы все мои герои были настоящими, искренними.

Вопрос от Александра Егорова : «Если бы Вы не стали музыкантом, какую профессию Вы бы выбрали?»

И.Н. - Я бы однозначно стала путешественницей!

Свой кабинет, укромный домик, гостиная, что словно парит над городом… У каждого должно быть такое место, где можно ощутить себя по-настоящему собой. Три человека позволили нам заглянуть в свое личное пространство.

Иногда мы находим такое место случайно – и потом уже не хотим им делиться с другими обитателями квартиры. А иногда создаем специально: закрыв глаза, воображаем, как хорошо забраться в кресло с ногами, зажечь лампу, открыть книжку... «Такие уютные картины приходят к нам из детства и создают ощущение, что мы снова дома, где ничего плохого с нами случиться не может, где рядом с нами все, кто нам дорог, – объясняет психоаналитик Екатерина Калмыкова. – Собственно, это ощущение и должно возникать, когда мы «в своем уголке»: я защищен, у меня есть все, что мне нужно». А вот где окажется такое место в нашем собственном доме, зависит от наших вкусов и предпочтений: кому-то хорошо в кухне с теплым круглым абажуром над обеденным столом, кто-то предпочтет диван с книжкой или планшетом, а кто-то отправится в ванную, включит музыку, наберет воды с душистой пеной... «Мы специально окружаем себя только тем, что не раздражает наши чувства, но приносит душевный покой, расслабляет, – продолжает Екатерина Калмыкова. – Что дает чувство защищенности, даже когда никто нам не угрожает. Здесь мы можем не только отдохнуть и восполнить свои силы, но и , поработать во всю творческую мощь или придумать что-то новое. Это в полном смысле ресурсное место».

Ирина Никитина, 50 лет, музыкант, президент фонда «Музыкальный Олимп»«Пространство должно быть свободным»«Я много езжу и привыкла жить в разных городах. В каждом доме у меня есть свое любимое место – в Москве это угол гостиной с видом на город с 47-го этажа. Мне очень важен этот вид из окна. Особенно когда все залито солнцем, светом – возникает такое абсолютно музыкальное чувство! Здесь приятно находиться и заниматься совершенно разными вещами: сосредоточенно говорить по телефону или медитировать… Тут хорошо начинать и заканчивать день. Мне важно, чтобы вокруг меня было много пространства и минимум вещей. Я понимаю, что где-то в квартире должна быть хорошо организованная свалка – к примеру, гардеробная. Но пространство, где я нахожусь, передвигаюсь, живу, должно быть свободным. Признаться, потребность в этом усиливается с возрастом, поэтому я пытаюсь бороться с собой, иногда оставляя вокруг легкий «творческий» беспорядок. Еще мне важно, чтобы стены были заняты картинами, произведениями искусства. Через полупрозрачные фотографии мне нравится смотреть в окно, когда плохая погода, – они дают другой свет. Как-то я жила здесь в ноябре, солнце совсем не выходило из-за туч, и мне было ужасно тоскливо… Тогда ко мне пришел приятель и нарисовал искусственное солнце – картину, состоящую исключительно из разных оттенков желтого».

Оксана Лаврентьева, 34 года, генеральный директор компании «РусМода»«Здесь я нахожу умиротворение»«Чтобы попасть в наш «охотничий домик», надо выйти из основного дома на улицу и пройти по участку. А внутри все устроено так, чтобы можно было ходить в обуви, чтобы могли бегать собаки… Домик совсем не помпезный, очень простой и экологичный. В детстве я любила бывать у бабушки на Украине – думаю, мои воспоминания могли повлиять и на выбор обстановки. Здесь у нас натуральный пол, живой огонь, вокруг камина лежат поленья, возле окон – большие кадки с растениями. Внутри очень много жизни. Все материалы тактильные, приятные на ощупь. Неживое тут не приживается. Была такая история: по задумке дизайнера над камином должна была висеть голова зебры. Мы долго по этому поводу спорили, я ее снимала, потом вешала обратно, пыталась к ней привыкнуть... но в итоге все же убрала. В домике всегда есть чем заняться: можно поваляться на специальной лежанке возле телевизора, почитать книжку, поспать. Или устроиться на диванах у камина и пить чай. Или провести время с друзьями за обеденным столом… Однажды я попыталась организовать встречу по работе, но разговора не получилось: такая обстановка располагает к безделью. Я даже телефон выключаю! Когда хочется умиротворения, здесь я его нахожу».

Глеб Коробов, 43 года, генеральный директор интерьерной галереи TeakHouse«Я мечтаю о секретере с ключом»«Я часто работаю дома и так стараюсь организовать пространство в своем кабинете, чтобы меня ничто не напрягало. Тут нет и не будет ничего, к примеру, красного или золотого. Только деревянное. В трещинку. Мне важна фактура, поверхность мебели, то, чем она выкрашена: покрытие должно быть максимально матовое, натуральное, четко передающее фактуру дерева. Никакой синтетики, полиуретановых лаков – только материалы, которыми я занимаюсь и которые люблю. Дерево не может надоесть, как и простые формы. И потом, я часто меняю здесь обстановку – мне хочется творить. Сейчас архитектор Александр Джикия проектирует по моей просьбе секретер. Помните: откидывается стол, на него наваливается все-все-все, потом – пум, крышку поднял и на ключ закрыл? Быстро и удобно. Меня раздражает, если кто-то садится за мой стол, – думаю, ревность к рабочему месту есть у каждого человека. Не люблю ноутбуки и никогда не ношу за собой компьютер по квартире. На мой взгляд, лучше поработать в кабинете, где меня все устраивает, а потом – в идеале – отключиться от дел… Не всегда получается, конечно. Но я стараюсь этому научиться».

Сколько призваний может вместить одна жизнь? Сколько угодно, если вы неисправимый оптимист, как ИРИНА НИКИТИНА. Она основатель и президент фонда "Музыкальный Олимп", директор международного музыкального фестиваля "Музыкальный Олимп", организатор петербургского "Бала Иоганна Штрауса", музыкант с мировым именем, продюсер, импресарио, педагог, редактор журнала. А если вспомнить, что Ирина еще и жена, мать, хозяйка большого дома, студентка Московского международного университета и...

ПОД ЗВУК ВИОЛОНЧЕЛИ
Сама Ирина всегда знала, что будет пианисткой. Отец - известный виолончелист, профессор Анатолий Никитин. Мама, физик-аналитик, пропадала в институте. И о своем детстве Ирина вспоминает только, что родителей никогда не было дома. В музыкальные способности Ирины отец верил мало - музыке учили, но будущей звезды в девочке не видели, что очень ей помогло. "Если бы на мне висел запрограммированный на удачу родительский сценарий, не знаю, как сложилась бы моя жизнь. Ведь чаще всего дети становятся заложниками родительских амбиций. А я состоялась сама".

Ирину воспитывала бабушка - бывшая институтка. А вот деда Ирине не хватало - один пропал без вести, другой погиб на войне. "Узнавая истории семей своих подруг, я всегда отмечала: а вот у нее дед жив, не погиб, как мои. С тех пор пожилые люди вызывают у меня особую симпатию. Ведь часто молодость не имеет ничего общего с индивидуальностью - мы подражаем, протестуем, но не знаем, кто мы на самом деле. Например, у меня есть друг восьмидесяти двух лет Джордж Херманн, профессор прикладной математики Стэнфордского университета. Так, как с ним, я редко в жизни смеюсь, а его куража и остроумия юношам можно только пожелать".

Неудивительно, что замуж Ирина вышла за человека, который был старше на одиннадцать лет. Первая виолончель некого театра Сергей Ролдугин уже тогда был известным в Петербурге и, как это обычно бывает, не слишком обеспеченным человеком. С улицы Мойки из просторной родительской квартиры Ирина переехала в комнату в коммуналке. Это оказался брак друзей, которым интересно вместе. Сергей много сделал, чтобы она состоялась как музыкант. "Он так часто повторял мне: ты это можешь, что я в конце концов поверила в себя. Начались концерты, победы на конкурсах, выступления за границей, я действительно стала востребованной концертирующей пианисткой. Но для нас двоих это было не все. Для настоящей любви надо быть человеком зрелым, отвечать за себя и принимать и прощать того, кто рядом. Надо четко знать, что ты хочешь и можешь: или только брать, или только давать, или вместе развиваться. А мы попадаем в зависимость от обстоятельств, чаще всего нам ненужных, но отказаться от которых не хватает решимости". Ирина смогла. К тому же в ее жизни появился удивительный человек.

ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ
В 1986 году, когда в Женеве Ирина получила специальный приз на международном конкурсе, ее выступление транслировали по швейцарскому радио. Слушали его тысячи человек, но один, случайно включивший приемник у себя в машине, оказался директором Молодежного музыкального фестиваля. И тут же решил, что эта пианистка ему нужна. Но поскольку это были советские времена и пригласить артиста было не так-то просто, Михаэлю Хефлигеру пришлось обратиться в Госконцерт. Ему раз за разом отвечали, что Ирина и ее партнер-виолончелист тяжело болеют, уехали неизвестно куда, заняты в других гастролях - ну все, что тогда говорили, чтобы не дать дорогу молодым и талант-ливым. К счастью, МихаэльХефлигер обладал поистине маниакальным упрямством и через год встречал дуэт в женевском аэропорту. "Я тогда ни слова не знала по-немецки, кроме "гутентаг", но влюбленные быстро учатся понимать друг друга". Впрочем, на чувства неожиданного импресарио Ирина никак не реагировала несколько лет.

К этому моменту ее карьера уже складывалась весьма удачно: Гран-при на Международном конкурсе в Париже в 1987 году, компакт-диски, гастроли, концерты в престижных залах. Но, улыбается Ирина, как только успех стал программируемым, она потеряла к нему интерес. "Я в жизни все делаю до тех пор, пока есть вдохновение". Это значит - пока есть реальные трудности, которые надо преодолевать каждый день и час. Другая бы остановилась на достигнутом и культивировала успех. А Ирину манили новые горизонты. К этому моменту она решила, что, если прилично играет на рояле, надо поучиться игре на клавесине. Возможность представилась в Праге, и Ирина не долго думая погрузила в "девятку" с десяток непрочитанных книг и микроволновую печку и отправилась покорять клавесин. Уже тогда в ее жизнь, кроме рояля, который раньше был первым и единственным повелителем времени, вошли автомобиль, дайвинг, мотоцикл, вертолет... "Не хватает только самолета..." Ирина отвечает вполне серьезно: "Самолет у меня в планах стоит давно. Мне интересно попробовать все. При этом я никакая не экстремалка - мои риски всегда просчитаны".

Кроме тех, что связаны с творчеством. "Профессия пианистки - очень творческая, но все равно ты исполняешь чужое произведение, как бы ни пытался его интерпретировать". А Ирине хотелось самой быть лидером. "Я поняла, что свою жизнь в мире рояля прожила и надо срочно искать что-то новое".

Но пока продолжала колесить по Европе, концерты множились, музыковеды писали об Ирине серьезные статьи. И рядом всегда как-то неожиданно, но удивительно вовремя появлялся пылкий романтик, для которого она была мечтой всей жизни. "Если у нас с партнером был концерт в Милане, он "случайно" оказывался в аэропорту. Та же история повторялась в Гамбурге, в Париже, в Лондоне. Я не слишком задумывалась над этим, потому что никогда не была в числе девушек, во что бы то ни стало мечтающих "выйти замуж на Запад".

Когда дело дошло до объяснений и надо было принимать решение, карьера Никитиной уже была прочно связана со Швейцарией. В Женеве состоялся ее триумф, здесь у нее были поклонники, друзья, которые прекрасно понимали, что Ирина не просто девочка из России, без имени и определенных занятий, но известный музыкант. МихаэльХефлигер жил в Германии, но для нее это было неприемлемо. "Наверное, это из детства: я думала о своем дедушке, погибшем на фронте, и вообще о том, сколько горя Вторая мировая война принесла миллионам людей. Короче, или Германия, или я!"

В Люцерне, где сейчас живет семья Хефлигер, лучший музыкальный зал Европы, жемчужина современной западной архитектуры работы знаменитого Жана Нувеля. Там проходят самые интересные музыкальные вечера, на концерты публика съезжается со всей Европы. И весь этот интерес возник за каких-то несколько лет. Как только Михаэль Хефлигер стал директором одного из самых значительных музыкальных фестивалей мира. Ведь в Швейцарии захотела жить Ирина.

ПАРАД ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Подумать, что респектабельный Люцерн стал для Ирины тихой гаванью, может только человек, который совершенно ее не знает. Еще в 1992 году она организовала Фонд помощи музыкальной школе для одаренных детей в Петербурге, которую закончила сама. Помощь была конкретной: ремонт, инструменты, парты, ноты, стипендии. В то время от безденежья и равнодушия страдала не только родная школа Ирины. В Большом зале Филармонии иногда среди публики оказывалось не более сорока слушателей - для исполнителя число убийственное. "Я и сама была в такой ситуации и помню чувство тоскливого холодка, когда видишь пустой зал. И тогда я решила организовать фестиваль". И с 1996 года международный фестиваль "Музыкальный Олимп" под девизом "Парад победителей" представляет в Петербурге лучших молодых музыкантов со всего мира. Как удается их собрать? Ирина смеется: "Спросите лучше, как о них узнать? Мы знаем Доминго, Паваротти, Кабалье... Но и они когда-то были молодыми и никому не известными, и их тоже кто-то представлял. Поэтому мой год делится на три части: Швейцария, Россия - и весь мир. В Швейцарии это Давос, где каждый год я участвую во Всемирном экономическом форуме, Люцерн, где живет моя семья: муж, у которого и без меня хватает забот с организацией фестиваля в Люцерне, и десятилетняя дочка Аника. Она, конечно же, учится музыке, но я, с благодарностью вспоминая своих родителей, не готовлю ее к суперкарьере. Немного побуду дома в Петербурге, а потом начинаю колесить по всей планете. Я стараюсь не пропустить ни одного конкурса, где бы он ни проходил - в Южной Америке или Австралии. Россия не исключение - в этом году у нас три русских имени, и это большой успех".

СРЕДЬ ШУМНОГО БАЛА
"Впервые я попала на один из знаменитых венских балов в 1999 году, когда весь мир отмечал столетие Иоганна Штрауса. А что же наш Петербург, где великий австрийский скрипач и композитор давал блестящие концерты? Почему не дать в его честь бал в Петербурге? Мне говорили: ты сумасшедшая, это же пир во время чумы! А я отвечала: чума пройдет, а балы останутся". Сказано - сделано: приехав в Вену, Ирина отправилась к господину Хельмуту Цильку, бывшему бургомистру Вены, вокруг которого культурная жизнь Вены буквально бурлила. "Когда после двух месяцев переписки и осады высокого кабинета я наконец попала на аудиенцию, мне было сказано: "Милая барышня, у вас пятнадцать минут. Другого времени не будет". Тут надо отметить, что Ирина никогда не представляется "госпожой Хефлигер", а ведь это открыло бы ей, жене директора одного из самых крупных европейских музыкальных фестивалей, самые недоступные двери. Нет, она везде Ирина Никитина. Так вот, попав как частное лицо без единого официального письма к господину Цильку и имея четверть часа на изложение дела, она тринадцать минут выслушивала его сентиментальные воспоминания о том, как он танцевал с госпожой Собчак вальс в Петербурге, как его замечательно принимали, как... "На четырнадцатой минуте я не выдержала, представилась и дикой скороговоркой объяснила, зачем я здесь. Через пять минут он уже говорил с руководством австрийской авиакомпании, с министерством культуры, с импресарио, с ресторанами, с... Лейтмотив был: "Поддержать везде и во всем". Я вышла от пего через полтора часа с почти готовым проектом. Это была сказка". И в 1999 году в Мраморном зале Музея этнографии при поддержке города Вены состоялся первый в Петербурге "Бал Иоганна Штрауса". Его председателем был Никита Михалков, гости веселились до утра. Потом балы переместились в Екатерининский дворец и каждый раз открывались новым сюжетом. В прошлом году, разыгрывая события бала у графа Орловского, зал заполнили персонажи великолепной "Летучей мыши". Сама Ирина говорит, что ей важны не вино и угощение, которые могут быть везде одинаковыми, но атмосфера и кураж. В России они особого свойства. Как и цель: ведь Ирина затеяла этот проект, чтобы создать в Павловске Международный культурный центр в намять о знаменитом павловском "Вокзале", уничтоженном фашистами. Оркестры, костюмы, артисты, почетные гости - как все это осилить? "Я до сих нор чувствую себя этаким фокусником, который на глазах у изумленной публики из тонкого шелкового платка делает яркое шоу. А на самом деле в руках у него ничего, кроме обыкновенного куска материи".

ИЗЫСКАННЫЙ КИТЧ
Это не что иное, как название нового проекта Ирины Никитиной. После фестиваля и балов в Петербурге стало ясно, что "Экспресс-линия Санкт-Петербург - Москва" неизбежна. "Москву называют бизнес-центром, забывая, что это по-настоящему культурный город. Петербург считают центром культуры, хотя денег, без которых не может жить культура, здесь мало. И я поняла, что между обеими столицами нужен мостик".

"Экспресс-линия Санкт-Петербург - Москва" - это четыре серии концертов, четыре программы. Первая - "Изысканный китч". Те, кто уже побывал в Большом зале Московской консерватории на концертах всемирно известного трио Рlау Васh Жака Лусье, помнят, что билеты спрашивали от Манежа до Никитских ворот. Следующий опыт, первый в России концерт короля цыганской скрипки (супервиртуоз, играл с Иегуди Менухиным!) Роби Лакатоша оказался еще удачнее: зал вставал в едином порыве, хотя до начала концерта половине публики имя исполнителя мало что говорило.

К коммерции новый проект не имеет никакого отношения - просчитать успех китча, пусть даже изысканного, не возьмется ни один импресарио. "Для меня гораздо важнее другое: я предлагаю публике самой выбрать лучшее из того, что есть в мире. Это не обязательно апробированная классика или мировое имя. Конечно, удобнее организовать концерты с Башметом или Репиным, которых я очень высоко ценю. Но и кроме них мир полон талантов. И Россия должна их знать". Так что скоро нас ждут программы: "Парад Оркестров", "Корифеи" и "Маэстро Дирижер". Список исполнителей блистателен, времени на воплощение проекта остается все меньше, и наша беседа приобретает темп блица.

ЕLLE Что Вы делаете в случае неудачи?
Ирина Никитина Ничего. Это как день и ночь, которые должны быть в жизни человека.

ЕLLE Что может Вас расстроить?
И.Н. Суета - мы часто спешим, не умея отличить важное от пустого. Люди - если они не проходят испытания властью или деньгами.

ЕLLE Что для Вас препятствие?
И.Н. Настроение. Усталость. Самочувствие. В любом случае я беру тайм-аут.

ЕLLE Если Вы "на нуле", что помогает?
И.Н. Йога - я занимаюсь каждый день.

ЕLLE Каков Ваш ритм жизни?
И.Н. Один живет в моносистеме, другой в стерео, третий в долби. Я постоянно их варьирую - каждый день в моей жизни возникают разные люди, интересы, образы, философии.

ЕLLE Сколько у Вас записных книжек?
И.Н. Маленькой женской нет - бессмысленно, Одна общая компьютерная и пять мобильных телефонов с памятью. И все они регулярно "сдают" от обилия информации, часто погибая в ванной или бассейне. С недавних пор я живу по принципу "здесь и сейчас", не стараясь всех победить и сделать все дела в один день. Жить надо легко, с удовольствием - ведь радоваться можно просто свежей булочке по утрам.

ЕLLE Что для Вас самое страшное?
И.Н. Страх. Зависть. Ревность.

ЕLLE Что может Вас обрадовать?
И.Н. Солнце. Вода. Покой. Нельзя все время торопиться. Непрочитанная книга плюс кресло - это истинное наслаждение.

ЕLLE Когда Вы едете к мужу из аэропорта домой, о чем Вы думаете?
И.Н. Как хорошо, что мы редко видимся - это сохраняет чувства от обыденности. Что хорошо бы купить свежей спаржи, шабли и приготовить ужин на двоих. И как хорошо, что в нашей жизни есть любовь.