Бал как он проводился в европе. Вы поедете на бал – Венский бал. История возникновения бала. Правила поведения во время танца

Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики. Балы давали все - соразмерно со своими средствами и возможностями. Бал был очень дорогим удовольствием для принимающей стороны. "Давал три бала ежегодно и промотался наконец" - говорится об отце Онегина. Но не буду вдаваться в финансово-экономические подробности. Интереснее говорить о том, что было на балах. Балы давались круглый год, но сезон начинался с поздней осени - времени наибольшей концентрации представителей высшего света в городской среде - и продолжался весь зимний период, за исключением периодов, когда следовало поститься. Часто в один вечер приходилось бывать на двух-трёх балах, что требовало от танцоров немалых сил, к тому же многие балы заканчивались под утро, а на следующий день необходимо было отдавать визиты и готовиться к грядущим увеселениям.

Любой бал начинался с приглашения. "Бывало, он еще в постели, ему записочки несут Пушкина, несколько неточно отражает ситуацию: приглашения на бал не могли посылаться в день бала - адресаты должны были получить их за три недели, и составить ответ - будут или нет. Приглашения были очень лаконичны, например: "Князь Потемкин просит сделать ему честь, пожаловать в маскерад, сего февраля 8 дня 1779 года в Аничков дом в 6 часов". Впрочем, вся остальная информация была излишня - все и так знали прочие бальные условности.

Незыблем был распорядок бала. Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера, некоторые приезжали к десяти или к полуночи. После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал открывался торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами. Во второй половине 19 века полонез иногда исполняли в конце бала, тогда начинались танцы с вальса. Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки. «Мазурка была таким замечательным танцем особенно оттого, что выявляла те свойства мужчин и женщин, которыми они наиболее привлекали друг друга. Каждый играл свою роль: дама легко неслась вперед, и самый поворот ее головы, так как ей приходилось смотреть на кавалера через свое приподнятое плечо, придавал ей дразнящую ауру непостижимости, в то время как вся инициатива танца оставалась в руках кавалера. Он ее мчал вперед, то щелкая шпорами, то кружа ее, то падая на одно колено и заставляя ее танцевать вокруг себя, выказывая свою ловкость и воображение, способность себя показать и управлять ее волей» «Мазурка - это душа бала, цель влюбленных, телеграф толков и пересудов, почти провозглашение о новых свадьбах, мазурка - это два часа, высчитанные судьбою своим избранным в задаток счастья всей жизни» Одним из завершающих бал танцев был котильон, «самый продолжительный для влюбленных, как и мазурка «Котильон, бесконечный вальс с фигурами, продолжался три часа и больше…» В середине бала был обед, на который каждый кавалер провожал даму. Если кавалер приехал на бал без дамы, хозяйка бала могла попросить его проводить на бал даму (например, приехавшую с четой родственников и не сопровождавшуюся поэтому кавалером). Когда пара садилась за стол, они снимали перчатки и покрывали колени салфеткой. Перед тем, как встать из-за стола, перчатки одевались вновь, салфетки оставлялись на спинках стульев. Далее вновь продолжались танцы. Бал обычно заканчивался многочасовым котильоном, в конце 19 века иногда заменявшимся странным танцем под названием кадриль-монстр.

С вальса только начинался бал, а за ним шли другие танцы, в частности, танцевали венгерку, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр... На балах существовал определенный танцевальный порядок, и все знают, что за так называемыми мелкими танцами пойдет первая кадриль, затем, следуя распорядку, вторая, третья. После четвертой кадрили и мелких танцев, как правило, шла мазурка. Это уже особый танец. Он, как и кадриль, у всех дам заранее был расписан, и каждый кавалер, каждая дама знали, когда и с кем они танцуют. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись наиболее "важными" приглашениями на балу, по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви. Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками. За каждым столиком гости собирались своей компанией. Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским и прочими горячительными и прохладительными напитками.
Бальная танцевальная программа 1874 года
Полонез
Вальс
Полька
Лансье
Галоп
Вальс
Франсез
Полька
Галоп
Лансье
Вальс
Франсез
Котильон


В обязанности кавалеров, входило, чтобы у дам было все, что они пожелают. При этом кавалер должен развлекать дам и вести с ними светскую беседу. За ужином гости говорили о многом: о музыке, театре, последних новостях из светской хроники, кто на ком женится или за кого выходит замуж... После ужина всегда танцевали котильон. К нему выносили большие короба с цветами. Кавалеры разбирали букеты и подносили их своим дамам. После всего этого дирижер бала и его помощники на шпагах вносили множество разноцветных лент (перевязей), а также узких и коротких ленточек с бубенцами на концах. Кавалеры, разобрав ленты, подносили их своим избранницам, и те надевали через плечо одну ленту на другую. Причем узкие короткие ленточки с бубенчиками мужчины привязывали дамам к рукам, начиная от кисти рук до локтей. «Это было, скажу вам, премилое занятие. Склоняешься к нежной ручке дамы, к ее благоухающему телу и вдыхаешь аромат чарующих французских духов...»

На бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры - во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках. Причем в руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.

Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового, айвори. К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным). Дамы могли украсить себя головным убором - например, беретом. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений - подвеска на шее, скромный браслетик.

Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным - открытые шея и плечи. При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее - цепочки с кулоном, колье - что-либо было надето обязательно

Кроме того, в 1820-1830-х гг. даме и девушке было неприлично появляться в свете без букета цветов: его носили в руках, в волосах, прикрепляли к платью на талии или на груди. Обязательным атрибутом был веер. Его можно было оставить в бальной зале на своем месте, можно было во время танца держать в левой руке (которая лежит на плече партнера). Мелочи складывали в сумочку (ридикюль), которую также оставляли на своем месте.

Приезжали на бал, как правило, с небольшим опозданием. Первых гостей хозяин встречал, опоздавшие присоединялись к танцующим порой даже без объявления персон. На бал дамы брали с собой небольшие книжечки, чтобы записывать последовательность танцев, ближе к концу века эти книжечки стали выдавать на балах.

Кроме танцев и обеда на балах гости развлекались играми: спокойными, такими как карты, веселыми и подвижными - например, фантами. Разъезжались часто по утру: "Полусонный в постелю с бала едет он: а Петербург неугомонный уж барабаном пробужден".

В течение месяца после бала гости должны были нанести хозяевам визит вежливости.

Общие правила поведения на балу и бальный этикет

Приглашения на бал посылаются не менее чем за 10 дней до его начала.
В разгар сезона этот срок увеличивается до 3 недель.
В первые 2 дня после получения приглашения следует сообщить устроителям бала о своем решении.
Бальный туалет должен быть изящным и одновременно изысканным, отвечать требованиям моды и специально пошитым к очередному балу.
Цвет драгоценных камней должен соответствовать цвету платья.
Жемчуга и бриллианты или рубины и бриллианты- к розовым тканям; жемчуга и бриллианты или сапфиры и бриллианты - к голубым тканям.
Дамам рекомендовалось держать в руках небольшой букетик цветов.
Во время бала перчатки не снимали ни дамы,ни кавалеры,за исключением ужина и игры в карты.
Молодой человек, как и девушка, принимая приглашение на бал, берет вместе с тем на себя обязательство танцевать. В случае недостатка в кавалерах или дамах обязанность танцевать падает на каждого. Выказывать неудовольствие или дать заметить, что танцуешь по необходимости, крайне неприлично. Напротив, тот, кто хочет сделаться любимцем общества, должен всей душой предаться удовольствию и танцевать с любым партнером.

На балу ни на минуту не забывайте, что выражение лица должно быть веселым и любезным. Унылое или злое лицо на балу - то же, что пляска на поминках.

При прибытии на бал с опозданием сначала нужно приветствовать хозяев, а лишь затем заводить разговоры со знакомыми (последних можно приветствовать кивком головы).

На танцы можно приглашать заранее (в том числе и на балу). Однако на бал учтиво приезжать, обещав заранее не более трех танцев

Главный в танцевальном зале - распорядитель бала. Его нужно слушаться беспрекословно, не спорить с ним и не устраивать скандалов. Распорядитель отвечает за порядок в зале.

Кавалеры должны ухаживать за дамами, приносить им прохладительные напитки и всячески развлекать. Разговоры должны происходить негромко и не затрагивать сложных или серьезных тем. Следует избегать любых проявлений шутовства. Кавалеры, которые находят удовольствие в том, чтобы вызывать смех в свой адрес, достойны сожаления.

Споры и размолвки, возникающие между кавалерами, должны улаживаться за пределами бальной залы.

Дамам не следует злословить, напротив, надо вести себя приятно, мило и доброжелательно. Кроме того, дамам следует избегать любых проявлений дурного юмора, который может вызвать неодобрение. Самый главный враг дамы на балу - это ревность, которая заметна всегда. Дамам следует передвигаться мягко и бесшумно как дома, так и в обществе, и оставлять впечатление мягких шагов феи.

Громкий смех, шумная ссора, грубые слова, нескромные взгляды, в общем, все, что расходится с законами красоты, должно быть избегнуто с особым тщанием. Поведение дамы по отношению к кавалеру должно быть всегда размеренным и скромным, но дамы не должны отказывать кавалерам, пригласившим их на танец, - признание, достойное любого внимания.

Вообще на балу следует держать себя скромно, танцевать грациозно и соблюдать приличия; прыгать, ломаться, принимать жеманные позы значило бы выставить себя в глазах одних предметом, достойным осмеяния, а в глазах других - предметом, достойным жалости.

Приглашение на танец (ангажемент)

Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, изящно поклонившись, делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме: "Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на [танец]". Если же приглашаемая хорошо Вам знакома, то просто: "Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами". Также возможно, чтобы пригласить понравившуюся даму, подойти к ней, сделать поклон и подать правую руку (говорить что-либо при этом не обязательно). Дама, принимая приглашение, подает кавалеру левую руку.

Если поклон кавалера приняла на свой счет не та, которую он хотел пригласить, то хорошо воспитанный кавалер ни в коем случае не показывает своего разочарования, а соблюдает правила приличия и винит в неловкости прежде всего самого себя, а лучше выходит из положения с юмором.

Неприлично приглашать даму, которой Вы не представлены. Для этого лучше всего либо найти человека, который согласится Вас представить, либо в крайнем случае представиться самостоятельно.

На балу-маскараде маска имеет право приглашать незнакомых, остальные могут приглашать только знакомых.

Если дама не одна, а в компании спутника или друзей, нужно, исходя из общих норм поведения, сначала извиниться за прерванную беседу, при необходимости спросить согласия спутника, а потом приглашать даму на танец.

Настоятельно рекомендуется, придя на вечер с дамой, станцевать с ней допустимое число танцев (обычно - 3). Верхом бестактности было бы танцевать все время с другими. Не удивляйтесь, если к концу вечера она предпочтет, чтобы домой ее проводил кто-то другой.

Однако неприлично танцевать много с одним и тем же партнером. С партнером, не являющимся женихом/невестой, можно танцевать не более трех танцев за вечер, а также нельзя танцевать два танца подряд.

Когда кавалер приглашает даму, то она в знак согласия наклоняет голову, говоря: "с удовольствием", "хорошо", в случае несогласия даме также дозволительно промолчать и ответить на приглашение кавалера лишь жестом, или: "сожалею, я уже обещала", или: "я уже танцую". Но при этом дама может предложить кавалеру другой танец на свой выбор или выбор кавалера. Настаивать на приглашении или выяснять причины отказа неэтично и глупо. Разумно будет очень вежливо поклониться и без всяких комментариев отойти, не выражая при этом своего неудовольствия.

Приглашение на танец можно отклонить, если:

  • танец уже обещан;
  • дама уже танцевала с этим кавалером три танца за вечер или предыдущий танец;
  • дама хочет пропустить танец - не танцевать, а отдохнуть;
  • приглашающий кавалер без перчаток.

В любом другом случае дама была обязана принять приглашение. Если она отказывала без причины, она не имела право участвовать в этом танце вообще.

Если дама нечаянно забыла, что дала слово, и в то время, как она идет танцевать с другим кавалером, является первый, то ей следует извиниться. Чтобы выйти из этого неприятного положения, лучше всего совсем отказаться от танца или предложить первому кавалеру танцевать с ней другой танец.

Но кавалеру пригласить даму и забыть потом об этом не только самая непростительная невежливость, но просто грубость; в подобном случае он совершенно справедливо навлекает на себя гнев приглашенной им дамы и всего общества.

В ситуации, когда Вашу спутницу пригласил на танец Ваш знакомый, галантным будет пригласить его даму, чтобы она не осталась в одиночестве.

Наконец, пригласив даму, галантно проводите ее к избранному Вами месту в зале и слегка поклонитесь ей, поскольку музыка многих танцев не позволит вам успеть это сделать.

Правила поведения во время танца

Дама должна строго наблюдать, чтобы кавалер был у нее с левой стороны, как во время танцев, так и идя с ней по зале. Ни дамы, ни кавалеры во время бала перчаток не снимают, а тем более без перчаток не танцуют.

Дама легко кладет левую руку мужчине немного ниже плеча. Смотря по моде, в этой же руке держат веер и нарядный носовой платок или же платок прячут, а веер вешают на цепочке, шнурке или ленте, прикрепленных к поясу. Назначение веера - навевать на себя прохладу; прикрываться же им, чтобы было удобнее говорить и смеяться с кавалером, неприлично. Молодые, очень живые дамы должны еще заметить себе, что не годится терять цветы из волос или с платья и куски самого платья и его отделки. Это всегда указывает на несдержанные, резкие движения и недостаток аккуратности и скромности.

Во время парадных танцев (полонеза, менуэта) вставать следует только позади уже стоящих пар. Это правило не относится к распорядителю бала. Оптимальное расстояние между парами - не менее метра. Если пар встает слишком много, стоит встать в стороне, образовав иную линию. Если в зале свободно, кавалеру следует вести даму на танец впереди себя, если же тесно - идти впереди самому, чтобы теснота не доставляла неудобств избраннице. Не нужно слишком близко подходить к танцующим, избегайте столкновений. Если же столкновение произошло, стоит извиниться и проявить внимание. Вежливым считается перед началом танца еще раз поклониться своему партнеру. Вообще, танец обычно начинается с поклона кавалера и ответного реверанса дамы.

В танце даму ведет кавалер, и все ошибки он должен принимать на свой счет; если пара случайно задела другую пару, то извиняется кавалер, ведь он ведущий.

Во время танца кавалер и дама не должны быть слишком далеко друг от друга, но и не нужно прижиматься друг к другу. Танцуя с дамой, одетой в декольтированное платье, кавалер не может позволить себе держать ее за обнаженные плечи или спину.

Танцующий кавалер никогда не смотрит себе под ноги, даже чтобы удостовериться, что он правильно выполняет все шаги. Кавалеру следует держаться прямо, с достоинством.

Даме также надлежит танцевать с поднятым взглядом, лишь изредка позволяя себе бросить короткий взгляд на пол. Однако никто не может запретить танцующей даме стрелять взглядом в приглянувшегося кавалера!

Как считается неприличным говорить без умолку над ухом своей дамы во время танца, так точно было бы неучтиво не сказать ей нескольких слов. Беседа между дамой и кавалером должна быть исключительно любезной и приятной. Говорить банальности, обсуждать других гостей бала - дурной тон. Если во время танца сказать нечего,лучше молчать.

В танце, имеющем строгую последовательность фигур, следите за предыдущими парами, особенно за первой, и не делайте ничего раньше них.

Во время танцев свободного перемещения, например, венского вальса, не спешите встать сразу в пару, сначала дождитесь музыки и поклонитесь под нее, благо музыка здесь позволяет это. Во время танцев двигайтесь вместе со всеми, старайтесь не смещаться, либо двигаться по обычной линии танца, во внешнем кругу. Если Вы танцуете более или менее на месте или по какой-то причине сбились, то лучше отойти в центр зала, но не вовне, и тем более, не оставаться на линии танца.

По окончании танца кавалер кланяется своей даме и сопровождает ее на то место, откуда он ее пригласил, либо туда, куда пожелает дама, попутно благодаря ее за честь, которую она оказала, танцуя с ним в паре.

Все пары, по-видимому, исполняют одни и те же движения, но внимательному наблюдателю можно при этом найти в них массу черт, служащих верной характеристике не только каждой отдельной пары, но и личности. По гармоническим движениям отдельной пары, которая как будто представляет из себя одно, часто можно безошибочно заключать о существующей между лицами симпатии. Грациозные, легкие, будто парящие движения молодой девушки всегда привлекательны; над несовершенствами же движений всегда позволяют себе подсмеиваться, вовсе не принимая при этом в соображение, что причиной часто бывает кавалер.

Действительно, задача последнего в танцах гораздо тяжелее и важнее, чем дамы. Он должен уметь настолько хорошо танцевать, чтобы быть в состоянии прикрыть маленькие неловкости своей дамы. Поэтому молодому человеку следует заботиться о том, чтобы уметь хорошо танцевать; тогда он может быть уверенным, что отказа не получит; напротив, его будут всюду охотно встречать и приглашать на балы. "Как-то княгиня Е.П. Белосельская-Белозерская нарушила этикет.Она явилась на придворный бал в платье лилового цвета с неподходящими украшениями,которые сразу обратили внимание присутствующих,это был своего рода вызов свету.и в свете в течении двух недель обсуждали такое грубое нарушение этикета."


Current Mood: средь шумного бала

Current Music: И.Штраус-сын-вальс Liebeslieder(Песни любви)

Я уже писала о балах в Австро-Венгрии.
Сегодня рассказ о современных балах в Вене. Тем более, что на днях состоится Оперный Бал в Венской Опере.

Вена - мировая столица музыки. Одной из ее визитных карточек и «предметов экспорта» является Венский вальс - танец в три четверти такта, который когда-то прославил на весь мир король вальса Иоганн Штраус. Венские балы признаны ЮНЕСКО нематериальным культурным наследием.

Оперный бал в Венской опере - бал номер 1 в мире:

Такие любимые всеми балы имеют как ни странно не очень старую историю. Источники 16-г века не знают слова "Ball" в контексте танцевального мероприятия. Лишь в 17 веке это слово появляется в обиходе. Оно происходит от латинского слова "ballare" (танцевать).
Начало нынешним балам положил Венский конгресс 1814-1815, куда съехалась вся европейская политическая элита. Конгресс проходил в атмосфере непрерывных балов, маскарадов и увеселительных мероприятий и был назван "танцующим конгрессом".

Поистине мировую славу венским балам принесли вальсы Штрауса, триумфальное шествие которых по Европе и всему миру в первом половине 19-го века началось именно из Вены.

При "вечном" кайзере Франце Иосифе самыми эксклюзивными балами были "Бал при дворе" и "Придворный бал" (). На них допускалась только аристократическая и правительственная верхушка. Но бюргеры, мещане, ремесленники, рабочие и даже крестьяне устраивали по всей стране свои балы.

После падения монархии на смену придворным балам пришел Оперный Бал в Венской государственной опере, именно он является сейчас самым главным и экслюзивным балом. Он проводился с перерывами с 1921 до 1939 года, а затем из-за войны возобновился лишь в 1956 году. Подробнее о нем в конце этой статьи.

Дебютанты бала Венского филармонического оркестра в здании Musikverein:

В год в Вене проводится около 400 балов, которые посещают около 300 тысяч человек. Бальный сезон начинается официально 11 ноября ровно в 11:11 и заканчивается Пепельной средой, после которой начинается Великий Пост. Пик бального сезона - январь и февраль.

Балы в Вене бывают разные....В основом это "отраслевые" или "региональные" балы, на которые часть билетов забронирована для своих, а остальные может купить любой. В Вене существует бал офицеров, бал врачей, бал фармацевтов, бал полицейских, бал виноделов, бал аптекарей, бал юристов, бал пожарных, бал индустрии и техники, бал Технического или Экономического университета, бал Тироля, бал Штирии.....И так до бесконечности...Каждый день в сезон в Вене проходят несколько балов. Благо дворцов и подходящих для балов элегантных залов в городе достаточно.

А сейчас обзор НЕКОТОРЫХ самых известных и ярких балов, являющихся апогеями бального сезона.

"Венский бал кофеен" (и всего, что относится к кофе) (Der Ball der Wiener Kaffeesieder). В этом году проходит в 60-ый раз. Проходит в Редутном зале Хофбурга с 21.00 до 04.30.
Вход 135 евро, студентам 60 евро
Дресскод:

Мужчины: фрак, смокинг, парадный мундир (никаких галстуков, только бабочки).

Дебютанты бала кофеен:

"Бал кондитеров" (Zuckerbäckerball). В этом году проводится в 116-ый раз. Проходит в Хофбурге.
Вход 100 Euro, молодежи (не старше 1991 г.р.) 50 евро.
Дресскод:
Дамы: длинное бальное или вечернее платье (нежелательны мини, коктейльные платья, брючные костюмы и трахт)
Мужчины: смокинг, парадный мундир, темный костюм с бабочкой (нежелательны галстук и трахт).
Разыгрывается приз „Vienna Cakemaster " на лучший торт.

Бал кондитеров (в центре вносят торты):

"Венский Академический Бал" (Wiener Akademikerball), до 2013 года назывался "Венским корпорационным балом". Проходит с 1952 года и организовывается партией правых FPÖ. Поэтому больше всего подвергается критике в СМИ.

Дебютанты Академического Бала:

"Охотничий бал" (Jägerball) В этом году проходит в 96-й раз в Хофбурге.
Вход: 130 Euro. Студенты (не старше 1991 г.р.): 50 Euro
Дресскод:
Дамы: дирндль или трахт
Мужчины: трахт или костюм с элементами трахта

Дебютанты охотничьего бала:

"Бал врачей" (Wiener Ärzteball), проводится в этом году в 67-ой раз.
Вход: 120 Euro, студенты: 50 Euro
Столик: 30-390 евро
Дресскод:
Дамы: длинное бальное или вечернее платье
Мужчины: фрак, смокинг, черный или темно-синий костюм с бабочкой (никаких галстуков!).

Дебютанты бала врачей:

Все балы начинаются одинаково: выходом дебютантов. А потом у всех разная программа. Танцы под классику сменяются выступлениями саксофонистов, номерами танцевальных и балетных групп, исполнениями блюза, джаза, кантри, ариями из мюзиклов, разными конкурсами...Собираются пожертования на благотворительные цели.

Еще несколько известных балов...

Офицерский бал. Дебютанты:

Тот же бал офицеров в Вене. На заднем плане справа видны гости бала - курсанты одного из российских военных училищ:

Дебютанты на балу фармацевтов:

Бал Технического университета:

И наконец... БАЛ БАЛОВ....

«Венский оперный бал» (Wiener Opernball). Проводится в последний четверг перед Великим Постом в Венской государственной опере. Бал приравнивается к государственному приему, на нем всегда присутствует президент Австрии с супругой.
Входной билет: 290 евро
Отдельный столик: 400-1200 евро (в зависимости от расположения)
Ложа/балкон: 10.000-20.000 евро (в зависимости от расположения)

Парадная лестница в Венской Опере:

Дресскод: для дам - длинное бальное платье, для мужчин - фрак с белой бабочкой

Это чисто официальный дресскод. Но дресскод может предписать лишь вид и длину одежды, а вот вкус он не может предписать. Поэтому существуют также дополнительные НЕГЛАСНЫЕ правила дресскода для Оперного бала...Платье не должно тесно облегать фигуру, нежелательные ткани - шерсть, лён, кожа. Женская обувь не обязательно должна иметь высокие каблуки, но желательно с закрытыми носками. Но вроде последние годы уже считаются допустимыми вечерние туфли с открытыми носками (без чулок). Вообще выставлять на балу голые ноги - дурной тон.
Сумочка обязательно маленькая и элегантная. Дурным вкусом считаются просвечивающиеся сквозь тонкую ткань бюстгалтеры, трусы и выпирающие над тесными трусами животы и бока. Поэтому желательно или надевать утягивающее корсетное белье, или драпировать/маскировать свои чересчур пышные формы. Помимо настоящих драгоценностей считается допустимой и со вкусом подобраная бижутерия. Наручные часы для мужчин абсолютно нежелательны (лишь карманные на цепочке или вообще никаких), для женщин максимум маленькие элегантные часики. Брюки мужчин поддерживают не ремни, а подтяжки. Туфли для мужчин желательны лаковые. Брюки с черными шелковыми "лампасами". И упаси боже никаких галстуков и пиджаков! Только фрак с белым жилетом и белой шелковой бабочкой!

Модераторы бала Мириам Вайксельбраун и Альфонс Хайдер одеты по правилам дресскода:

Подготовка и декорация зала к балу в Венской Опере начинается за 70 часов до открытия. После последнего представления вечером в понедельник из партера убирают сиденья. Затем настилают специальный пол, который вместе со сценой образует одну сплошную плоскость площадью в 850 кв м. В дополнение к 76 постоянным ложам в партере устраивают вдоль сцены 24 дополнительные ложи в три этажа. Вход с улицы в здание Оперы со стороны Ринга декорируют огромным красным навесом и кладут красный ковер, по которому нарядные гости заходят в здание. В среду вечером проводят генеральную репетицию дебютантов и декорируют цветами. В четверг утром служба строительного надзора принимает перепланирование помещения и пола. Теперь наносятся последние штрихи - и все готово к проведению Главного Бала.

Генеральная репетиция дебютантов за день до бала:

На Оперный Бал гости приезжают к Опере на собственных и арендованных автомобилях, лимузинах, даже каретах! Подъезжают прямо к крытому парадному входу с красным ковром. Но большинство приезжает на такси, их привозят родные, они приходят пешком из ближайшего отеля или приезжают на метро...Если каждый из нескольких тысяч гостей бала будет торжественно подъезжать к парадным дверям, то на это понадобится целый день.

Открывается бал появлением бундеспрезидента со своей половиной в президентской ложе под звуки австрийского гимна.

Президент Австрии (теперь уже бывший) Хайнц Фишер с женой Маргот (слева). Справа - организатор Оперного бала Дезире Трайхль-Стюргх.

Австрийская (бывшая) первая леди Маргот Фишер - обычная женщина со скромными внешними данными, избегающая СМИ. И на балах всегда одета скромно и консервативно.

Затем следует грандиозный полонез Карла Цирера , в котором участвуют 160-180 пар дебютантов, входящие в зал во главе с церемониймейстером.
Примерно треть дебютантов - иностранцы. Ежегодно завяки присылают кандидаты в дебютанты из разных стран- от США до Японии. В прошлом году было 40 заявок из России. По каким критериям отбирают или отказывают, не знаю.

Раньше за хореографию дебютантов была бессменно ответственна знаменитая танцевальная школа Elmayer. Но в 2009 года у школы Elmayer монополию забрали, и теперь каждый год за полонез дебютантов отвечает какая-то другая танцевальная школа Вены, Граца, Линца и других городов.

каждый год на девушках короны разной формы:


(шепотом) вот эти женщины в зеленом по краям - из танцевальной школы. Они следят, чтобы ряды были ровными. Когда видят "неровность", с улыбкой проходят вдоль рядов и взглядом дают дебютантам знать, чтобы подровнялись. Ведь дебютанты - не профессиональные танцоры, а съемка в прямом эфире ведется также сверху, и нужно чтобы все было ровно и симметрично. Вот на видео с 6:14 видно, как они "ровняют" ряды (только эта запись другого года и женщины в красном, а не в зеленом).

Церемония открытия продолжается балетным выступлением и затем оперным пением. И, конечно, с участием мировых звезд первой величины. То Хосе Карерас с Анной Нетребко , то Пласидо Доминго... В этом году вроде будет петь тенор Йонас Кауфман.

балет на Оперном балу:

После этого дебютанты танцуют еще марш Радецкого и польку. А после вальса "На прекрасном голубом Дунае " , церемониймейстер дает знаменитую команду „Alles Walzer“ ("Танцуют все!" ) времен Штрауса - и под звуки вальса к танцующим дебютантам присоединяются все желающие.

На балу танцуют под знаменитые мелодии времен монархии - вальсы Штрауса, мелодии из оперетт Легара, музыку венских классиков Моцарта, Гайдна, Бетховена.
В полночь играет полуночная кадриль. В 3 часа ночи снова кадриль. В 5 утра бал заканчивается "Дунайским вальсом ", маршем Радецкого и мелодией "Брат Мой " Фердинанда Раймунда. В 6 утра в пятницу начинается уборка зала, чтобы в субботу вечером могли возобновиться регулярные представления.

В вечер бала Венская Опера доступна посетителям от подвала до чердака. На балу ведь не только танцуют. Везде открыты буфеты, бары, рестораны, лаунж-бары и даже хойригер есть! В холлах играет живая музыка.

Рядом с Оперой наготове стоят несколько пожарных машин с полторы сотней пожарных, машины скорой помощи. И полиция само собой - она отгораживает вход в Оперу и отгоняет левых демонстрантов, которые каждый год протестуют против бала.

Дита фон Тезе в ложе на Оперном балу:

Прямая ТВ трансляция с бала длится много часов (но я всегда засыпаю до окончания). Транляция модерируется за кадром, как какое-нибудь открытие Олимпийских игр. Мне лично нравится слушать по ТВ комментарии модераторов Карла Гогенлоэ и Кристофа Вагнера-Тренквитца. Первый - журналист (и князь вообще-то!), другой - драматург и музыковед. Они знают вообще всех и вся. "Вот это принцесса такая-то", "Это племянник Порше", "Это мисс Нижняя Саксония позапрошлого года", "Это двоюродная тетя дяди свекрови Фионы Сваровски".....
Удивляет прекрасная работа операторов австрийского телевидения. Камера буквально "скользит" по залу, "скользит" между парами, детально показывая лица и наряды дебютантов. Будто невидимый оператор с камерой ходит по паркету. Если наводят крупным планом камеру на кого-то из дебютантов, другая камера показывает его мать/отца в ложе - ведь часто это дети каких-то знаменитостей. И сразу следует объяснение модераторов за кадром. Это ж надо всех знать в лицо!

Однажды камеру навели на жену одного из модераторов. Он сказал: "Упс.. а это моя жена. Но кому она пишет СМС?" Другой: "Может, тебе?" "Да нет, я пока ничего не получил" "Так у тебя же мобильник отключен".

Потом несколько недель бульварная пресса пестрит фотографиями вечерних платьев VIP-посетительниц бала - у кого платья были со вкусом, а у кого безвкусны, кто какие ляпы в одежде допустил. Мне кажется, что наиболее грешат ляпами в дресскоде забытые "известности", которые как-то хотят о себе напомнить СМИ.

"Танцуют все":

Наиболее интересен желтым СМИ строительный магнат 82-летний Рихард Лугнер, который, желая привлечь к себе внимание, каждый год приводит с собой какую-то (оплаченную) знаменитость, в основном из шоу или кинобизнеса. То Софи Лорен, то Пэрис Хилтон, то Ким Кардашьян, то Памелу Андерсон...

Рихард Лугнер в ложе со своей очередной оплаченной молоденькой женой и очередной оплаченной гостьей Ким Кардашьян и ее матерью:

Говорят, что сумма, которую он платит знаменитостям, составляет около 50 тысяч евро. Плюс дорога и проживание в навороченном отеле. Однажды какая-то звезда (уже не помню, какая именно) назвонила по телефону из своего номера гостиницы в Америку на офигенную сумму, Лугнеру пришлось и этот счет оплачивать.

С недавнего времени "Венские балы" стали проводиться и в других странах и городах.

Венский бал в Пекине:

Венский бал в Москве (Гостиный двор):

В первой половине XIX века в Вене в период масленицы, т.е. с первого января и до конца праздника, каждый вечер (!) давалось до 250 балов. В элегантных заведениях и огромных залах, число которых постоянно увеличивалось (некоторые залы вмещали до 8000 гостей), а так же в театрах и при дворе, вальсировала не только аристократическая верхушка, а танцевали и простые горожане, желавшие забыть будни и окунуться в волшебный мир вальса. Все это происходило даже в частных домах и окраинных кафе.

… Сколько смысла, феерии, грациозности и изящества каждый вкладывает в это понятие! Балы в Австрии происходили, еще начиная со времен средневековья, но их расцвет пришелся на первую половину XIX столетия. Ежегодно зима становилась сезоном балом, они проходили практически каждый день, начиная с празднования Нового года, и заканчиваясь масленицей, являющейся предшественницей пасхального поста. Балы проходили в императорском дворце, и в особняках австрийских аристократов, а танцующим было тяжело определиться с выбором гостеприимного хозяина, который открывал бал в своем доме. На территории Вены ежедневно проводились сотни балов по разным адресам, именитые граждане получали приглашения, в некоторые дни насчитывалось более 250 балов, и это только за один день! Балы происходили и в театрах, нередко после просмотра посетителями увлекательного спектакля или прослушивания оперных арий. Элитные помещения и просторные залы с высокими потолочными сводами, освещаемые неярким светом хрустальных люстр, могли вместить до восьми тысяч гостей бала - изысканных джентльменов и дам в шикарных бальных платьях. Но балы были развлечением не только для элиты, но и для обычного простого народа, и интеллигенции, и купечества, и небогатых мещан, только такая публика допускалась не на все приемы. В особые дни для них устраивались балы в королевском дворце, а в остальное время менее респектабельные горожане проводили свои балы - на окраинах Вены, в дешевых ресторанчиках и кафе, или прямо во дворе жилых домов.

Вена и вальс уже давно стали синонимами, и такие ассоциации появились еще со времен существования Австро-Венгерской монархии. История венского вальса, неотделимая от бессмертных творений Штрауса, насчитывает уже два столетия, а любовь к вальсу и балам не утрачивает своей популярности. Вальс танцуют все жители Вены - и бедные, и богатые, и молодые парни и девушки, и люди средних лиц, и даже жители австрийской столицы весьма преклонного возраста. А искусствоведы до сих полемизируют на тему исторического развития вальса как одного из видов бальных танцев. Все сходятся во мнениях, что вальс родился не во дворце, и не в особняках аристократов, а на окраинах городах, во дворах и на первых этапах своего развития был танцем, характерным для простого люда, которые в движении выражали свою чувственность и эротичность.

Предшественником вальса можно назвать танец «лендлер», известный на территории Германии, начиная с XVII века, этот танец являлся излюбленным развлечением простого народа, особенной популярностью он пользовался в приальпийской местности, а главной характеристикой танца ««лендлер» являет такт в три четверти, как и у возникшего впоследствии вальса. В середине XVIII столетия в лексиконе австрийцев появляется слово «walzen», которое нашло отражение даже в толковых словарях того времени, оно означало кружение в такт. В течение короткого периода вальс становится любым танцем аристократии, он вытесняет популярный в королевских дворцах на протяжении столетий танец менуэт. Развитие вальса происходило при дворе австрийской императрицы Марии-Терезии, это с ее высочайшего разрешения туры вальсы стали перемежать менуэт, а впоследствии Вена из музыкальной столицы империи превратилась еще в столицу вальса, а умение танцевать его - главным признаком воспитания и хорошего тона. Даже французский император Наполеон Бонапарт, посватавшись к принцессе из Австрии, постигал искусство танца, а учил его лучший учитель, специально приглашенный из вены для этой цели.

Вальс пользовался популярностью не только в Европе, но и на территории Российской империи, а история запечатлела грандиозный бал, устроенный русским царем Александром I во время известного Венского конгресса, проводившегося в 1814-1815 годах. Вальс выполнялся русскими красавицами в роскошных нарядах, а между танцами гостям подавались лучшие блюда русской кухни, просторные залы отличались роскошью и изыском. Популярность вальса сказалась и на произведениях лучших композиторов того времени, музыку для вальса писали и Шуберт, и Карл Мария фон Веберн, сумевший дать новое направление в музыке, придав вальсу дополнительную грацию и изыск, а композитор Ланнер сделал вальс подлинно триумфальным видом танца. На развитие вальса повлияла и конкуренция между композиторами, среди которых находился и сын великого Штрауса, именно ему впоследствии будет присвоен титул «короля вальса». Соревнуясь между собой, композиторы доводили свои произведения до совершенства, а жители города даже могли сосчитать, где, когда и сколько проводилось балов, и кто их давал.

Многие современные историки выдвигают мнение, что именно вальс стал спасительным средством для Австрии, предотвращая народный гнев, который в других странах превращался в кровопролитные революции. Вальс немного стирал социальные грани, а разделение на классы становилось немного размытым, но далеко не все балы стирали классовые грани. Так, на «Придворный бал» приглашалась лишь аристократия, настоящие «сливки общества», а его правила были строго расписаны, отступления от этикета не допускались. Ситуация изменилась в 1899 году, когда монархию постигло горе, в тот год умерла любимая страной императрица Элизабет, которую австрийский император Франц-Иосиф называл ласковым прозвищем «Сиси». С тех пор император потерял интерес и балам, и вальсам, а «Придворный бал» был отменен навсегда. В тот период пальма первенства перешла к «Оперному балу», который ранее также проводился в просторных залах императорского дворца, и лишь с 1899 года переместившийся в просторное здание Венской оперы.

Во времена смуты, революции и войн Вена забыла и о балах, и о вальсах, но уже после установления Первой австрийской республики любимая традиция получила дальнее развитие, «Оперный бал» был возрожден, он не проводился лишь в тяжелые годы второй Мировой войны, когда ни жителям Австрии, ни ее руководству было не до танцев. Война и разрушения уже давно остались в прошлом, «Оперный бал» проводится ежегодно, по традиции начинается именно в последний четверг масленицы, как и в давние времена. Его открытие ровно в 22:00 часа начинается с одновременного кружения в вальсе, в котором принимают участие 200 пар - молодых парней и юных красавиц в бальных платьях. Приглашение на бал торжественно получают самые красивые девушки, не только из Австрии и других стран Европы, но и со всего мира, а решение о допуске на бал принимает специальный Комитет, членов которого невозможно ни уговорить, ни разжалобить, ни подкупить. Чтобы дебютировать на «Оперном балу», каждая дебютантка должна доказать Комитету свое владение искусством вальса, как правосторонним, так и левосторонним. И только самые лучшие из них после успешно сданного экзамена могут надеть стилизованную корону - непременный атрибут всех дебютанток бала. А форма короны ежегодно изменяется, над ее внешним видом работают лучшие дизайнера, и каждый проект и эскиз подвергается тщательному рассмотрению, при этом, после долгих совещаний, будет выбран лишь один эскиз, который члены комитета сочтут наилучшим. Членами Комитета могут быть только женщины из аристократических семей или современного высшего общества, состоящего из политической элиты, как правило, Комитет начитывает все 3-5 человек.

Несмотря на прошедшие два столетия, когда на балах танцуется вальс, ни Венский бал, ни сам танец не утратили своей популярности, а аналоги «Оперного бала» ежегодно проходят не только в других европейских столицах, но и в Азии, и в Африке, и в Америке. Классический бал проводится и в арабском мегаполисе Дубае, в турецком городе Стамбуле, азиатских столицах Токио и Бангкоке, в итальянском Риме, вальсы не чужды и жителям России, а в Москве проводятся ежегодные балы, подобные «Оперному балу» в Вене. Чехия, Словакия и Венгрия, которые уже давно получили независимость, также не забыли лучшие традиции Австрийской империи, а их столицы Прага, Братислава и Будапешт становятся на короткое время столицами балов и вальса. При этом довольно часто оркестр, способный передать чарующую классическую атмосферу времен Шуберта, приглашается из самой Вены. Венский бал чем-то напоминает сказку, так не похожую на современную реальность, а незабываемая обстановка словно переносит гостей праздника на два столетия назад, заставляя их забыть о жизни в третьем тысячелетии. Но каждая сказка рано или поздно приходит к концу, и бал заканчивается…

P.S. Фотографии сделаны на Венском Балу в Москве в 2007 году, но очень достойно передают общую праздничную атмосферу этого действа.

Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь. Конечно, если не в полночь, то утром нового года карета исчезнет, но воспоминания о прекрасном празднике сохранятся на всю жизнь. И, если кто-то не в курсе: сезон балов в Европе начинается как раз на Рождество.

Вена


Если это будет первый бал в вашей жизни (не считая школьного), то, чтобы как следует проникнуться атмосферой, лучше отправляться сразу в Вену. Вальсировать здесь умеют все, от кондитеров до президента. Не случайно в расписании венских балов можно найти бал цветочников, фармацевтов, полицейских, пожарных. Кстати, венский - это не столько вопрос места проведения (ведь сегодня он проводится и в Москве), сколько соответствие регламенту. По протоколу, например, начинаться венский бал должен с выступления дебютантов. Открывает сезон Императорский бал, который проводится в ночь с 31 на 1 января во дворце Хофбург в апартаментах императора Франца Иосифа и его супруги Сиси. Это один из самых престижных балов, на который съезжаются все сливки общества, в том числе сам президент. Впрочем, чтобы поучаствовать в нем, к элите принадлежать вовсе не обязательно - были бы деньги: билет стоит около 1000 евро. Отказать гостю в присутствии могут разве что из-за несоблюдения дресс-кода. Здесь он один из самых строгих. Для кавалеров - фрак или смокинг, для дам - платье в пол и обязательно с палантином, прикрывающим плечи.
Можно, конечно, взять подходящий наряд на месте напрокат, но чтобы чувствовать себя уверенно, лучше привезти платье с собой. Не забудьте застраховать багаж - необходимый реквизит для праздника стоит недешево, и жаль будет, если ваш чемодан потеряет авиакомпания.
Начинается императорский бал в 18.30, заканчивается в 4 утра. За это время гости успевают послушать выступления солистов Венской национальной оперы, потанцевать кадриль, вальсы, сальсу и даже рок-н-ролл. И поужинать, конечно. В меню императорского бала торт с фруктами в шампанском, стейк из мраморной говядины и суп из сладкого картофеля с трюфелями.

Дрезден


На Дрезденском оперном балу, возрожденном 11 лет назад, дресс-код не такой строгий и вариантов присутствия больше: есть возможность заплатить за билет - будешь танцевать в здании Государственной оперы, нет - на площади перед оперой устраивается бальная копия, поучаствовать в танцах здесь можно абсолютно бесплатно. Особенность дрезденского бала - красочное шоу фейерверков. Этот бал вообще один из самых веселых и зрелищных: участие в нем принимают танцовщицы из парижского Лидо и цирковые артисты. Иногда приезжают и королевские особы: в 2014 году, например, здесь была замечена шведская королева Сильвия. В общем, все напоминает о том, что каких-то 100 лет назад это был самый знаменитый бал в Европе.

Париж


Если вы путешествуете с детьми, то лучший способ подарить им сказку - это побывать на костюмированном историческом балу в Музее ярмарочного искусства в парижском районе Берси. Этот частный музей, основанный актером и коллекционером Жан-Полем Фаваном на территории бывшего винного рынка, вообще удивительное место. Ярмарочные балаганы, карусели, разноцветные цирковые боксы похожи на декорации к фильму Кристофера Нолана «Престиж» или к феллиниевской «Дороге». В новогоднюю ночь музей превращается в резиденцию Людовика XIV, гостей доставляют к празднику в каретах, где каждого «король-солнце» встречает лично. На этом, впрочем, историческая часть заканчивается. Музыка звучит современная. А регламента и вовсе нет никакого - главное, танцевать, веселиться и получать удовольствие.

Потеря багажа

Чемодан, улетевший в Мозамбик вместо Великобритании, – история, увы, нередкая. Бывает, что утерянный багаж через некоторое время находится, но случается и так, что чемодан, полный важных и дорогостоящих вещей, так и не возвращается к своему владельцу. На то, что фактическую стоимость багажа компенсирует авиакомпания, надежды мало: реальная цена содержимого чемодана обычно оказывается гораздо выше нормативов авиакомпаний. Именно для таких случаев незаменимо страхование багажа. Оформить данную опцию очень просто – для этого даже не требуется проводить предварительную оценку содержимого чемодана. Расчет суммы компенсации базируется на предполагаемом весе багажа и, как правило, покрывает максимально возможную стоимость вещей. Для выбора дополнительного страхования багажа нужно отметить данный пункт при оформлении базовой туристической страховки на сайте компании «Ингосстрах».

Венские балы, или как почувствовать себя Золушкой February 5th, 2006

Венские балы - ничего подобного нет больше в мире!Сейчас трудно даже сказать с определенностью, где и когда состоялись первые балы: в средневековых ли замках рыцарей, в королевских ли дворцах?


Слово «бал » произошло от немецкого и в переводе означает «мяч». Когда-то в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые в прошлом году вышли замуж. Каждой из них дарили мячик, наполненный шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для сельской молодежи угощения и танцы, наняв на свои средства музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или баллов, т. е. вечеринок с танцами.

Венские балы имеют древнюю историю. До наших дней дошли подробные описания танцевальных праздников, проводимых в столице Австрии ещё в Средние века. Так торжество, устроенное в 1347 году в честь венгерского короля Людвига Великого, по сообщениям хрониста, занимало все дни и ночи в течение целой недели и потрясало всех присутствующих своим великолепием и размахом. Спустя чуть более 100 лет в Вене состоялась встреча другого венгерского короля с немецким кайзером, и на этот раз всё также закончилось грандиозным приемом с танцами, настолько блестящим, что современники даже повесили по этому случаю памятную доску на одном из венских домов.


Однако, апогеем в истории балов в Вене называют Венский конгресс 1814-1815 годов, куда съезжались все самые влиятельные монархи для решения судьбы послевоенной Европы, но балы их занимали, по свидетельству историков, куда больше, чем дипломатия.


Расцвет же венских балов наступил в XIX веке и связан с популярностью вальса, обязанной, конечно, «королю вальсов» Иоганну Штраусу.

Так Вена и по сей день сохраняет за собой титул мировой столицы балов.

В бальный сезон в проходит около 300 балов, которые начинаются с 31 декабря и продолжаются почти до конца февраля. Балы проходят в старинном дворце Шенбрунн (летней резиденции австрийских императоров Габсбургов), Хофбурге (Kaiserball открывает «сезон балов» в Вене в новогоднюю ночь!), Ратуше и др., но главным и самым значительным из которых не только в Австрии, но и во всей Европе является бал, который проводится в здании знаменитой венской Оперы.

Каждая уважающая себя корпорация в эти дни устраивает свой бал: бал венских флористов - «цветочников», бал рестораторов (владельцев кафе и ресторанов), бал медицинских работников (Vienna Physicians" Ball), юристов (Lawyers" Ball), бал инженеров (Engineers" Ball), охотников (Hunters" Ball), аптекарей (Pharmacists´ Ball), студенческий бал, бал сексуальных меньшинств (так называемый бал радуги) и даже, говорят, общество слепых организует свой собственный бал. Бал в этом случае - это не просто праздник музыки и танцев, это еще и возможность собраться вместе единомышленникам, людям, которых объединяет одна профессия или общее дело.

(информация взята отсюда )

Каждый бал имеет своё очарование. Бал цветов (Blumenball), например, превращает Ратушу в море цветов, а бал конфет (Bonbon - Ball ), который раньше назывался «Сладкая ночь», привлекает посетителей сладкими сюрпризами. Кстати, «Бал конфет», проходящий 28 февраля в концертном зале Konzerthaus в этом году посвящён Зальцбургу - городу Моцарта.

Чтобы почувствовать себя Золушкой, Наташей Ростовой… или принцем, надо не много на первый взгляд - бальное платье для женщин, фрак и бабочку для мужчин, и обязательное умение танцевать вальс! И если среди венцев мало кто не умеет танцевать вальс, ведь уроки танца входят в программу среднего образования наравне с математикой и литературой, а в 16 лет по традиции все юноши и девушки без исключения поступают в школы танцев (вот что значит стиль жизни!), то у нас, пожалуй, не каждый может похвастаться таким умением (не то, что школьный вальс, на собственной свадьбе теряемся! :-))…


Танцуют на балах всё больше классические танцы: венский и медленный вальсы, фокстрот, польку, ча-ча-ча, румбу и бугги…


На «Alles Walzer!» - Танцуют все!» - бал считается открытым. Когда-то танцевальную процессию открывали дебютантки - девочки из аристократических семей. Но теперь только бал в Опере может себе позволить ежегодно приглашать молодое поколение австрийских аристократов.


Сохранилась еще одна из старинных бальных традиций - «дамский взнос». Его суть заключается в том, что все приглашенные дамы получают от организаторов празднества подарок - какую-нибудь ценную безделушку. Медальоны, вееры с названием бала, небольшой сувенир (на вроде хрустальной фигурки от Сваровски;-)), крошечные книжки в маленьком сундучке и т.п. Ведь, несомненно, любому захочется оставить что-то на память о прошедшем вечере!

Билеты на балы, говорят, различаются по стоимости довольно сильно, т.к. зависят от мероприятия и от места в зале - от 100 евро до 16 000 евро.


В последнее времястало модно проводить Венские балы в разных частях света - в Бангкоке и Токио, в Дубае и Нью-Йорке, Будапеште, Праге, в Стамбуле, Риме и у нас в Москве. Но в любом случае, никакая «подделка», пусть даже самая безупречная, не заменит оригинала.


Я точно знаю, что однажды и я буду на Венском балу кружиться в ритмах вальса до самой ночи. Вот помяните мое слово - буду обязательно! ;-)