Портрет юной девочки рубенс. Портрет камеристки инфанты изабеллы

Две инфанты,две сестры - Изабелла Клара Евгения и Каталина Микаэла,испанские принцессы.

«Инфанты Изабелла Клара Евгения и Каталина Микаэла»Алонсо Санчес Коэльо 1571.

АЛОНСО САНЧЕС КОЭЛЬО (1531-1588) Инфанта Изабелла Клара Евгения.Музей Прадо.

Инфанта Изабель (Исабель Киафa Эухенио) - дочь Филиппа II, короля Испании и его третьей супруги, Исабели, принцессы из дома Валуа, родной сестры знаменитой королевы Марго. В 1599г она вышла замуж за эрц-герцога Альбера Габсбурга, и Филип II назначил пару управлять Нидерландами от имени короля Испании.
Справедливая и мудрая правительница, она много сделала для прекращения войны между Нидерландами и Испанией. Ее правление стало временем расцвета наук и искусства, которым она покровительствовала


АЛОНСО САНЧЕС КОЭЛЬО.портрет Инфанты Изабелла Клара Евгения с карлицей Магдаленой Руис.Музей Прадо.

Магдалена Руис, карлик, забавa при дворе, была при Инфанте много лет.
Чёрное платье, белое покрывало и коралловое ожерелье подчёркивают лицо. Магдалена держит двух маленьких обезьян — любопытный штрих из жизни дворца. Обычные компаньоны царствующих особ — шуты и "дураки".
Есть свидетельство, что в 1582 Магдалена сопровождала Филиппа II в Лиссабон и умерла в 1605г в Эскориале (резиденции короля) .

.Портрет Изабеллы Клары Евгении


The Princesses Isabella Clara Eugenia and Catalina Micaela, c. 1570

.Родители ; мать Елизавета Валуа, принцесса Франции и королева Испании,третья жена Филиппа II. умерла после родов в 22 года.


Портрет Елизаветы Валуа, принцесса Франции и королева Испании (1546-1568 )

Отец -Филипп II (1527-1598) Король Испании.

"Инфанта Каталина Микаэла"Алонсо Санчес Коэльо,Музей Прадо.

Каталина Микаэла была младшей дочерью короля Испании Филиппа II и его третьей жены Елизаветы Валуа . Она потеряла свою мать очень рано, когда ей был всего один год, та умерла после очередных неудачных родов. Каталина Микаэла росла вместе со своей старшей сестрой Изабеллой Кларой Евгенией при дворе своего отца под присмотром кормилицы Марии де Месса.

Каталина Михаэла вышла замуж 18 марта 1585 года в Сарагосе за герцога Карла Эммануила I Савойского и покинула испанский двор. Каталина после замужества больше своего отца не видела. Несмотря на разлуку она до самой его смерти вела оживленную переписку с отцом и другими членами семьи.

Каталина родила 10 детей и была большую часть семейной жизни на сносях. Она умерла в возрасте 29 лет 6 октября 1597 года от осложнений вызванных преждевременными родами через год после рождения своего последнего ребенка.


Портрет инфанта Каталина Микаэла Испании, герцогиня Савойская (1567-1597), супруги герцога Карла-Эммануил I Савойский и его мать десятерых детей.

Портрет герцога Карла-Эммануил I Савойский, князь Пьемонта (1562-1630), муж инфанты Каталина Микаэла Испании.

Portrait of Infanta Isabella Clara Eugenia, 1573

Особенно тесными были отношения между Филиппом II и его старшей дочерью Изабеллой Кларой Евгенией. Он называл дочь утешением своей старости и светом своих глаз . Она помогала ему в ведении государственных дел, приводила в порядок его бумаги, читала ему вслух наиболее важные послания и переводила на испанский донесения из Италии. Последние три года до смерти Филиппа 13 сентября 1598 года Изабелла ухаживала за своим тяжело больным отцом.

Парные портреты Изабеллы Клары Евгении и её супруга Альбрехта.Франс Поурбус Младший,
В рамках проводимой Габсбургами семейной политики, Изабелла Клара Евгения была на третьем году жизни была помолвлена с Рудольфом II , старшим сыном императора Священной Римской империи . Однако через двадцать лет Рудольф разорвал помолвку. В возрасте тридцати одного года инфанта была помолвлена с эрцгерцогом Альбрехтом VII , который вырос при испанском дворе. Эрцгерцог Альбрехт был братом Рудольфа II и в возрасте восемнадцати лет стал кардиналом. Филипп II произвёл своего племянника в 1583 году в вицекороли Португалии и 1595 году назначил его Штатгальтером Испанских Нидерландов . В связи с помолвкой эрцгерцог Альбрехт в 1598 году был освобожден римским папой от обязательств перед католической церковью.

Питер Пауль Рубенс.Портрет эрцгерцога Альбрехта VII с супругой Изабеллой Кларой Евгенией

Пара получила в качестве приданного Испанские Нидерланды, Ещё во времена помолвки Филипп II передал права на управление Испанскими Нидерландами в руки своей дочери. Только в случае бездетности инфанты права на Испанские Нидерланды после её смерти должны были возвратиться назад испанскому престолу.



П.П.Рубенс Портрет Изабеллы Клары Евгении 1590
Инфанта родила троих детей, но все они умерли ещё во младенчестве. Из источников того времени следует что, после смерти третьего ребёнка, Изабелла и Альбрехт не имели близких отношений.



Isabella and her dwarf , c. 1599

Портрет Изабеллы Клары Евгении с гномом.1599г.

Софонисба Ангиссола итальянская художница .Портрет Изабеллы Клары Евгении 1599.

П.П.Рубенс.Портрет Изабеллы Клары Евгении. 1609

После смерти в 1621 году эрцгерцога Альбрехта Изабелла Клара Евгения стала штатгальтером Испанских Нидерландов. Несмотря на сложную ситуацию она не оставляла надежду на мирное урегулирование ситуации в Испанских Нидерландах. В 1623 году инфанта послала в Гаагу опытного в международных делах живописца Петера Пауля Рубенса, который под прикрытием своей художественной деятельности вёл втайне от Испании мирные переговоры. Его усилия стали достоянием гласности, их итогом стала мирная конференция между Испанией и северными Нидерландами. Конференция закончилась безрезультатно из-за неуступчивости обеих сторон


П.П.Рубенс.Портрет Изабеллы Клары Евгении в монашеском одеянии. 1625

1 декабря 1633 года Изабелла Клара Евгения умерла в Брюсселе. После её смерти Испанские Нидерланды снова отошли к испанской короне. Похоронена рядом со своим мужем в кафедральном соборе св.Михаила в Брюсселе.

Кафедральный собор св.Михаила в Брюсселе.

Питер Пауль Рубенс.Портрет камеристки инфанты Изабеллы 1624. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Портрет изображает придворную даму камеристку инфанты Изабеллы Клары Евгении. Датируется приблизительно 1623-1626 годами. С 1772 года картина находится в экспозиции Эрмитажа. Картина является нехарактерным для творчества Рубенса обращением к жанру психологического портрета.

Это полотно принадлежит к лучшим портретным работам Рубенса. Лишенный аксессуаров и барочной помпезности Портрет камеристки” подкупает чистотой и внутренней прозрачностью” образа, которые были свойственны нидерландскому портрету эпохи Возрождения. Темная одежда почти сливается с нейтральным фоном, лишь лицо, обрамленное пышным кружевом воротника, сияет нежнейшими переливами света и красок.

Тонкая и в то же время точная светотеневая моделировка головы, характерного лица говорит о мастерстве Рубенса-рисовальщика. Сдержанный колорит портрета позволяет в полной мере почувствовать особый тип северной женской красоты. Мастерство и наблюдательность великого живописца придают этому скромному образу значительность, позволяют увидеть в портрете больше, чем требовал и позволял официальный стиль, и предположить за внешней холодноватой миловидностью острый ум и горячий темперамент одной из придворных дам той эпохи.

На рисунке девушка изображена почти ребенком,болезненного вида с не по-детски грустными глазами и большим ртом. В картине художник делает ее старше, красивее и, главное, придает облику одухотворенность.

Но идентичность изображенного лица на рисунке и в портрете несомненна. Сравнение эрмитажной картины и венского рисунка с достоверными портретами дочери художника Клары-Серены, умершей в двенадцатилетнем возрасте, навело исследователей на предположение, что венский рисунок- этюд, сделанный художником с дочери во время ее последней болезни, а эрмитажная картина - посмертный портрет Клары-Серены.

«Портрет камеристки инфанты Изабеллы» чарует трепетом жизни, лиризмом юного образа. Лицо девушки, окруженное жемчужно-белой пеной воротника, выделяется на темном фоне. Легкость письма, золотистые рефлексы и прозрачные тени, сопоставленные со свободно положенными холодными бликами, передают ясность и чистоту ее душевного мира. Во влажных, чуть грустных зеленых глазах искрится свет.
Он трепещет в золотистых волосах, мерцает в жемчугах. Волнистая линия мазка порождает иллюзию вибрации поверхности, ощущение внутренней жизни, движения. Считается, что в этом образе хрупкой юной девушки Рубенс попытался воплотить идеализированное представление о безвременно умершей дочери Кларе Сирене.

Михаил Аппатов писал:" Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «Персея и Андромеду», требуются комментарии. «Камеристка» не нуждается в них. Девушка хотя и держится как придворная дама, но, кажется, готова поведать нам о своём сокровенном. Впрочем, нет необходимости высказывать беспочвенные предположения о её судьбе, сочинять по поводу картины занимательную новеллу.

Рубенс был не рассказчиком, но живописцем, и потому ему достаточно было найти верный тон розового личика, белокурых волос и раскрытых глаз, сохранить прозрачную эмалевость красок, чтобы эти живописные качества в картине стали в наших глазах тем, чем в прославленной шекспировской драме являются тревожные и нежные слова Джульетты о песне жаворонка и разгоревшейся утренней заре."

Портрет камеристки инфанты Изабеллы

Ок. 1625. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В этом портрете художник возвращается к старой нидерландской традиционной схеме небольшого погрудного портрета модели анфас. Девически-чистый образ производит на зрителя впечатление бесплотности благодаря тому, что краски нанесены тонким жидким слоем, сквозь который даже просвечивает голубоватый грунт; в русалочьих зеленовато-серых глазах девушки сквозит легкая отрешенность и грусть.

Современные специалисты полагают, что это посмертный портрет дочери художника Клары Серены, умершей в 1623 году в возрасте 12 лет, в котором художник представляет ее повзрослевшей. Это уникальное в творчестве Рубенса произведение открывает новые грани его таланта.

Из книги Подход Зельцмана к традиционному классическому портрету. Структурный портрет автора Зельцман Джо

Из книги Краски времени автора Липатов Виктор Сергеевич

ПОСЛЕДНИЙ ПОРТРЕТ В своем полете откуда-то из горных глубин он ударился о суровую, жесткую, грубую русскую действительность, разбился и рассыпался драгоценными осколками. А. Н. Бенуа Михаил Александрович Врубель (1856 - 1910) окончил Петербургскую академию художеств. Его

Из книги Я хочу рассказать вам... автора Андроников Ираклий Луарсабович

Из книги Цифровая фотография от А до Я автора Газаров Артур Юрьевич

Из книги Художники в зеркале медицины автора Ноймайр Антон

Из книги Поэтический мир прерафаэлитов автора Моррис Уильям

X ПОРТРЕТ Любовь благая, кладезь доброты! Молю: пусть образ госпожи моей В сиянье кисть оденет, пусть сильней Проступит сущность на холсте, а ты Открой адепту высшей красоты Помимо взгляда, полного огней, И той улыбки, что волны резвей, Ее души небесные

Из книги Ярошенко автора Порудоминский Владимир Ильич

«Портрет сословия» Год 1877-й - время работы над «Кочегаром» - год крупных политических процессов. Огромное впечатление на русское общество произвел «процесс 50-ти». Главной фигурой процесса стал рабочий Петр Алексеев. Широко известны последние слова речи

Из книги Шедевры европейских художников автора Морозова Ольга Владиславовна

Женский портрет 1526. Государственный Эрмитаж, Санкт-ПетербургВ 1505 году Кранах становится придворным художником курфюрста Саксонии Фридриха III Мудрого. В его обязанности входит портретирование членов семьи курфюрста и его придворных.Некоторые исследователи полагают,

Из книги Учимся фотографировать автора Эртон Дэни

Из книги 100 шедевров русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Портрет Л. Н. Толстого Портрет написан по заказу П. Третьякова. Лев Николаевич Толстой, считавший живопись «забавой для богатых», согласился позировать Крамскому только после его обещания уничтожить портрет, если он не понравится писателю. Жена Толстого вспоминала,

Из книги Северное Возрождение автора Василенко Наталья Владимировна

Портрет Л. Н. Толстого После 1875 года художник переживал творческий кризис, перестал писать. В 1882 году он случайно прочитал в газете статью Толстого «О переписи в Москве», что во многом перевернуло его жизнь, заставило вернуться к активной творческой позиции. Ге

Из книги автора

Портрет М. П. Мусоргского Репин был большим поклонником таланта Модеста Петровича Мусоргского (1839–1881). Узнав о его неизлечимой болезни, он поспешил к композитору в Петербург в Николаевский военный госпиталь, где написал этот портрет за 4 дня – со 2 по 5 марта,

Из книги автора

Портрет З. Н. Юсуповой Серов был лучшим портретистом среди современников, он обладал, по выражению Бориса Асафьева, «магической силой выявления чужой души». Покоряет простота и непосредственность его творений, необыкновенное чутье к музыкальным ритмам линий,

Из книги автора

Портрет Т. С. Любатович С оперной певицей Татьяной Спиридоновной Любатович (1859–1932) Коровин познакомился во время работы над спектаклями Частной оперы С. И. Мамонтова, где она исполняла ведущие партии. Коровин слагает гимн красоте молодости и чарующему обаянию

Из книги автора

Портрет Ф. И. Шаляпина Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, – вспоминал Шаляпин. – Но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве… Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила

Из книги автора

Портрет, еще портрет… Наивысшее мастерство Кранаха-живописца сохраняется в работах портретного жанра. Он создает целую галерею образов современников, пишет разнообразные портреты - от небольших, интимных, до парадных, как например, парные портреты герцога Генриха

Контраст дополнительных цветов – это контраст между двумя цветами, лежащими на диаметрально противоположных сторонах цветового круга.
Говоря о контрасте дополнительных цветов, надо отметить важный момент. При смешении этих двух цветов получается серый (в физике, где рассматриваются цвета излучаемого спектра, а не те, которые мы видим в результате отражения света от окрашенных поверхностей, дополнительными считаются цвета, которые при смешении образуют белый). Кроме того, замечу, что при их сопоставлении, один из двух цветов обязательно окажется светлее, а другой темнее (желтый и фиолетовый), или один теплее, другой холоднее (оранжевый и синий), или один активнее, другой пассивнее (контрастные по тону красный и зеленый).
Если брать 12-тичастный цветовой круг, то контраст дополнительных цветов - это контраст желтого и фиолетового, желто-оранжевого и сине-фиолетового, оранжевого и синего, красно-оранжевого и сине-зеленого, красного и зеленого, красно-фиолетового и желто-зеленого.
Забавно то, что если эти цвета смешать, как уже было сказано, то они образуют серый цвет, но если просто поместить их рядом, то каждый из них зрительно увеличивает яркость другого, привнося на картину или фотографию цветовую напряженность.
Присмотритесь к полотнам Рубенса, Веласкеса, Рембрандта – вы с удивлением обнаружите там множество самых неожиданных оттенков и цветосочетаний, причем старые мастера добивались особых оттенков серого, накладывая поверх одного цвета тонкий слой дополнительного.

Рембрандт «Минерва», 1635

Рубенс «Святой Григорий со свв Домициллой, Маврикием и Папианом», 1607

Рубенс «Louis XIII», 1622

Рубенс «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», 1625

Рубенс «Падение Фаэтона», 1605


Диего Веласкес «Инфанта Маргарита», 1653

Взгляните на творения и других известных художников своего времени.

Лукас Кранах Старший «Портрет Иоганна Фридриха I Великодушного», 1509

Ян Ван Эйк «Портрет Джованни Арнольфини», 1435

Франсиско Гойя

Франсиско Гойя

Жак Луи Давид «Конный портрет Станислава Костки Потоцкого», 1781

Франсуа Буше «Китайский сад», 1740

Гюстав Курбе «Портрет испанской леди» 1855

Винсент Ван Гог

Эдгар Дега «Автопортрет в мягкой шляпе», 1858

Эдгар Дега «Сидящая танцовщица», 1879

Эдгар Дега «У зеркала», 1885

Амедео Модильяни «Портрет мадам Сурваж», 1918

Клод Моне «Впечатление. Восход солнца», 1873

Клод Моне «Море, порт в Амстердаме», 1874

Поль Сезанн «Голубая ваза», 1887

Поль Сезанн «Леда и лебедь», 1882

Поль Сезанн

Марк Шагал «Мясник», 1910

Мэри Кассат «Портрет молодой женщины», 1898

Зинаида Серебрякова «Портрет Жени Серебрякова», 1909

Валентин Серов «Портрет В.В.Мусиной-Пушкиной», 1895

Валентин Серов «Портрет С.М.Боткиной», 1899

Борис Кустодиев «Дети в маскарадных костюмах», 1909

Борис Кустодиев «В усадьбе Высоково», 1901

Борис Кустодиев «Портрет жены художника», 1909

Илья Репин «Портрет поэта С.М.Городецкого с женой», 1914

Константин Маковский «Портрет графини С.Л.Строгановой», 1864

Константин Сомов «Портрет Е.П. Олив», 1914

Художники-пуантилисты, напротив, наносили на холст множество мелких мазков чистых дополнительных цветов – и те при взгляде с расстояния в несколько шагов, сливаясь, образовывали серый необходимого оттенка.

Камиль Писсарро

Й. Иттен рассматривает закон контраста дополнительных цветов основой гармоничной композиции, потому что «при его соблюдении в глазах создается ощущение полного равновесия». Нас радует сочетание зеленых листьев и красных роз в саду, и мы с удовольствием любуемся образовавшимися от близости этих цветов красно-серыми и зелено-серыми оттенками разной насыщенности

или сочной красочностью подводного мира.

Попытаемся воспринять мир модных показов и яркого веселья.

Блистательная Вивьен Вествуд .

Жан-Поль Готье

Джон Гальяно

Дрис Ван Нотен

Питер Пауль Рубенс (1577-1640) "Портрет камеристки инфанты Изабеллы", 1623-1626 гг., дерево, масло, 63,5×47,8 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург В портретах работы Рубенса мы чаще встречаемся с импозантностью и несравненным живописным блеском, чем с вдумчивой, проникновенной интимностью, не свойственной бурному темпераменту мастера. Тем более поражает зрителя необычный для его творчества «Портрет камеристки инфанты Изабеллы». Художник следует строгой традиционной форме погрудного портрета, но образ девушки возвышенно-лиричен, овеян поэзией. Ее ясный, спокойный взгляд, слегка тронутые улыбкой губы, выбившаяся из прически прядь волос придают портрету интимный характер. Миловидное девичье лицо обрамлено светлым полукружием белого гофрированного воротника. Рефлекс от него усиливает впечатление сияния, как бы излучаемого кожей," сотканной из нежнейших розовых, желтоватых и перламутровых оттенков. Тонкие, прозрачные лессировки (тонкие слои красок), сквозь которые просвечивает светлый грунт, делают живопись мерцающей, создавая иллюзию внутренней озаренности. Огромные светло-зеленые лучистые глаза и золотистые волосы доводят это впечатление до наивысшего звучания. В музее Альбертина в Вене хранится подготовительный рисунок Рубенса к этой картине. На листе подпись на старофламандском языке: «Камеристка инфанты в Брюсселе». Отсюда и происходит название портрета.

На рисунке девушка изображена почти ребенком,болезненного вида с не по-детски грустными глазами и большим ртом. В картине художник делает ее старше, красивее и, главное, придает облику одухотворенность. Но идентичность изображенного лица на рисунке и в портрете несомненна. Сравнение эрмитажной картины и венского рисунка с достоверными портретами дочери художника Клары-Серены, умершей в двенадцатилетнем возрасте, навело исследователей на предположение, что венский рисунок- этюд, сделанный художником с дочери во время ее последней болезни, а эрмитажная картина - посмертный портрет Клары-Серены. Исследователи обратили внимание на сходство этого рисунка с изображениями Клары Серены в собраниях Нью-Йорка и Льежа. Вот еще один портрет дочери Рубенса из собрания в Лихтенштейне. Здесь она еще совсем маленькая.

Клара-Серена умерла в возрасте двенадцати лет. На рисунке из Альбертины перед нами девочка-подросток. Возможно, портрет был сделан незадолго до смерти. Но на эрмитажном холсте перед нами она и не она. Живописная Клара значительно старше. И это – главное чудо портрета. Посмертный портрет – жанр очень распространенный. В Древнем Египте портрет это – оболочка для души умершего. В Древнем Риме портрет изначально связан с культом предков. Желание сохранить конкретный облик умершего вновь появилось в эпоху Возрождения вместе с реалистическим портретом и живет до наших дней. Только есть одно «но». «Мертвые остаются молодыми». Рубенс же «состарил» свою модель. Впрочем, объяснение лежит на поверхности: через какое-то время после смерти любимой дочери художник не просто вспомнил о ней, но постарался представить ее такой, какой она могла бы быть. Он подарил ей еще кусочек жизни.