План матренин двор по главам. Анализ рассказа Солженицына «Матренин двор. Предварительное домашнее задание

ОБРАЗ ПРАВЕДНИКА В РАССКАЗЕ А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЁНИН ДВОР»

1.Вступление.

История создания рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор» .

2. Основная часть. Матрёна — образец праведника в рассказе.

2.1 История жизни Матрёны.

2.2 Матрёна и односельчане.

2.3 Смерть Матрёны.

3. Заключение.

Праведник — особый человек.

Рассказ Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор» был написан в 1959 году и через несколько лет опубликован в журнале «Новый мир». Первоначально рассказ должен был называться «Не стоит село без праведника», Само произведение написано в рамках так называемой «деревенской» прозы. Жизнь деревни и её обитателей составляет содержание подобных произведений. Их отличают простой язык, внимание к бытовым деталям, подробности в описании деревенского жизненного уклада. Однако А. И. Солженицын этим не ограничивается. Его рассказ несёт более глубокий смысл: в нём создан образ человека, который живёт не для себя, а для других, образ праведника.

Повествование ведётся от лица рассказчика, который поселяется в деревне Тальново. Он снимает комнату у одинокой пожилой женщины Матрёны. Читатель узнаёт подробности жизни героини. Детально описан дом Матрёны (большие фикусы в кадках по всей просторной избе) и его обитатели: колченогая кошка, мыши, тараканы. Ещё в хозяйстве есть коза. Женская судьба Матрёны Васильевны не сложилась: вышла замуж за нелюбимого, не дождавшись с войны жениха. Её жизнь вертелась вокруг хозяйства и огорода.

Героиня всю жизнь проработала в совхозе за «палочки-трудодни», пенсии ей не полагается. Матрёна Васильевна одинока. Она потеряла мужа и похоронила детей: из шестерых ни один не дожил до трёх месяцев. У неё осталась только воспитанница Кира, которая вышла замуж и уехала. Несмотря на одиночество и перенесённые невзгоды, Матрёна не утратила жизнелюбия и бодрости духа. Она всегда готова прийти на помощь односельчанам бескорыстно и искренне.

Матрёна всей душой откликается на чужое горе. Любовь к труду — основное качество героини. «У неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картофель. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетёным кузовом — по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрёна уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой».

Доброта Матрёны Васильевны не показная, а искренняя. Поэтому она отдаёт воспитаннице Кире и её мужу свою горницу, хотя для этого пришлось сломать крышу её дома. «Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда. Ни добра своего не жалела Матрёна никогда. И горница всё равно была завещана Кире. Но жутко ей было начинать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет … А для Матрёны было это — конец жизни».

Безотказная героиня помогает в колхозе вывозить навоз, помогает соседям в пахоте и уборке урожая, не принимая никакой платы за свой труд. Часто у Матрёны не остается ни сил, ни времени для собственного хозяйства. Отзывчивость и милосердие определяют характер и судьбу героини. Именно стремление Матрёны помочь другим и стало причиной её гибели. Но и после смерти никто не вспомнил о добром нраве и трудолюбии героини.

Родственники принялись делить нехитрое наследство Матрёны. И только рассказчик сожалел о её смерти и испытывал душевную боль: «Нет Матрёны. Убит родной человек». Героиня осталась непонятой даже близкими людьми: «За обзаводом не гналась … даже поросенка не держала … и, глупая, помогала чужим людям бесплатно» .

Экспериментальные уроки по творчеству А.И.Солженицына.

План-конспект урока №1. (1 час)

Тема: « Не стоит село без праведника».

Тип : урок – введение

Вид : урок – семинар с элементами исследования

Цели:

1) познакомить с биографией А.И.Солженицына и с его творчеством, исследовать причины обращения к проблеме русского национального характера;

2) познакомить учащихся с традициями изображения русского национального характера в русской литературе;

3) развивать монологическую и диалогическую речь;

4) формировать умения исследовательской деятельности.

Метод : репродуктивный, эвристический и исследовательский

Прием : беседа, сравнительно-сопоставительная работа, анализ, сообщение учащегося, выборочное чтение, культуроведческий комментарий, словарно-фразеологическая работа, межпредметная связь.

Оборудование: 1) портрет А.И.Солженицына, иллюстрации к рассказу

2) «Толковый словарь русского языка» С.Ожегова и Н.Шведовой.

Использованная литература:

    Текст рассказа «Матренин двор».

    Разработки уроков: - Т.Н.Баталовой «Тема праведничества в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор».

С.Н.Кононовой «Не стоит село без праведника».

3. Критический материал по творчеству писателя.

Ходу урока:

1 . Слово учителя.

«Не стоит село без праведника». Такова тема сегодняшнего урока, посвященная знакомству с творчеством А.И.Солженицына. Для начала ознакомимся с основными фактами биографии самого писателя.

    Сообщение учащегося.

Александр Исаевич Солженицын – прозаик. Родился в Кисловодске. Писатель закончил физико-математический факультет Ростовского университета. Когда началась война, его призвали в армию в октябре 1941 года. С конца 1942 года Солженицын был в действующей армии. В письмах к другу он делился своими мыслями об истории октябрьских событий, творческими планами. И этого оказалось достаточно, чтобы арестовать Солженицына. В 1945 году его приговаривают в 8 годам заключения. В 1957 году писатель был реабилитирован. После этого он преподавал во Владимирской области, затем переехал в Рязань, где прожил до 1960 года. Свои первые произведения писатель создавал во Владимирской области.

После публикации своей повести «Один день Ивана Денисовича» Солженицын получил множество писем от бывших лагерников, рассказывавших о своих судьбах. Затем писатель начинает работать над романом «Архипелаг ГУЛАГ». Печатать это произведение в СССР было немыслимо и его опубликовали на Западе. И этот факт вкупе с публицистической деятельностью писателя в эти годы привлекли к исключению Солженицына из Союза писателей СССР в 1969 и высылки его из страны в 1974 году.

В 1970 году Солженицыну была присуждена Нобелевская премия в области литературы. До 1994 года писатель жил в Вермонте, США. И в этот же год он решил вернуться в Россию. Здесь он вел активную публицистическую деятельность, встречался с читателями, помогал бывшим узникам лагерей.

Учитель : Сегодня мы начнем наше знакомство с рассказом Солженицына «Матренин двор», который принес ему признание читателей.

Рассказ был впервые опубликован в 1963 году в журнале «Новый мир». Справедливости ради надо отметить, что первоначальное название рассказа было «Не стоит село без праведника». А название «Матренин двор» придумал А.Т.Твардовский. Замена объясняется цензурными соображениями. Давайте заглянем в Толковый словарь и узнаем, что означает слово «праведник».

2 . Работа со словарем .

В «Толковом словаре русского языка» С.Ожегова и Н.Шведовой читаем: «Праведник – у верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов. Праведный – благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным нормам».

СФР: благочестивый – у верующих: соблюдающий предписания религии.

«Полный православный богословский энциклопедический словарь» дает такое толкование: «Праведник – или праведные – название святых, пребывавших в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни. Праведниками называются также лица местночтимые как святые, но еще не канонизированные церковью».

СФР: Местночтимые – уважение в определенном месте, местности.

Канонизированные – 1.призванные правилом, положением, приемлемым в качестве примера, правила. 2.у верующих: причислить к числу «святых», признать церковно узаконенным.

3. Работа по таблице.

Цель работы: определиться с термином «праведник». Для этого проводим коллективную работу по таблице:

праведник

Грешник

Вера в бога, любовь к людям, добро, милосердие, бескорыстие, умение прощать, смирение, совестливость, жалость ко всему живому, умение радоваться к жизни. Терпение. Естественность в поведении, непритязательность. Неприхотливость, выносливость.

Зло, недоброжелательность, труд на себя и работа спустя рукава на общество, равнодушие, зависть, жадность, стяжательство, злопамятность, эгоизм.

СФР : Милосердие – готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия. А h ыныгас.

Бескорыстие - чуждость корыстных интересов. Ымсыыта суох буолуу, хос санаата суох бы h ыы, утуо сана.

Корысть - выгода, материальная польза. Ту h а та h аарыныы.

Смирение – отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле. У5аратыы.

Непритязательность – от притязание – 1. Стремление получить что-н., предъявление своих прав на что-н. 2. Стремление добиться признания чего-н. при отсутствии оснований на такое признание. Элбэ5и эрэйбэт, кыра5а уолдьа h ар, судургу.

Неприхотливость – не имеющий много капризов. Требований. Талыга h а суох.

Выносливость – стойкость, способность много вынести. Тулуур.

Недоброжелательность – неприязненно настроенный по отношению к другим людям. Утуону ба5арбат, ку h а5ан санаалаах ки h и.

Работа спустя рукава – работать нехотя, халтурить.

Стяжательство - от стяжатель- корыстолюбивый, стремящийся к наживе человек. Ор5оруу, хоро тардыы.

Злопамятный – не забывающий, не прощающий причиненного зла. Ку h а5аны умнубат буолуу.

Эгоизм – себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, общественным интересам, пренебрежение ими. Бэйэмсэх.

4.Беседа.

На данном этапе проводится работа над религиоведческой лексикой.

Что прежде всего подвигает русского человека на праведничество?

Христианская вера. Заповеди божьи регулируют его поведение, взаимоотношение с людьми, обусловливают его мирочувствование, миропонимание.

СФР : Миропонимание – то или иное понимание мира, действительности, система взглядов, идей.

Мы говорим, что человека подвигают на праведничество заповеди божии. Что вы понимаете под понятием заповедь? И знаете ли вы эти заповеди?

Заповеди - 1. Изречение, содержащее религиозно-нравственное предписание. 2. Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого или чего-нибудь.

А есть ли схожие у якутов?

10 заповедей Ветхого завета

Учение айыы – 9 заповедей

    Я есть Бог.

    Не сотвори себе кумира.

    Не поминай имя Господа всуе.

    Шесть дней работай, а седьмой отдыхай.

    Люби отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

    Не убий.

    Не изменяй, люби верно.

    Не кради.

    Не произноси ложного свидетельства.

    Не завидуй.

    Всегда будь правдив, честен, справедлив.

    Никогда не убивай, не разрушай, не ломай.

    Храни в своей душе кут-сюр, будь чистоплотным, порядочным, организованным.

    Не завидуй другим, не кради и не воруй.

    Не будь бесплодным спорщиком.

    Отвергай дурные привычки, не обижай слабых.

    Будь мудрым и умным в своих деяниях.

    Будь целенаправленным, не бойся трудностей.

    Не занимайся развратом, будь верным, честным, щедрым, душевным.

Почему рассказ Солженицына мы можем рассматривать в контексте темы праведничества? Что на это указывает?

Первоначальное название. Финал рассказа, где рассказчик называет Матрену праведницей.

Учитель: Мы знаем, что к теме праведничества и национального характера обращались многие писатели и поэты русской литературы XIX века. Это и Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Н.А.Некрасов, Н.С.Лесков. А в XX веке – И.Бунин, Шмелев, А.Платонов.

Лесков писал: «Народ не расположен жить без веры». Христианством обусловлены народные этико-эстетические взгляды, национальное сознание и самосознание, русский характер.

Что на ваш взгляд обозначает понятие национальный характер? И какие черты и качества присущи русскому национальному характеру?

СФР : Характер – совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в поведении.

Национальный характер трактуется как отличительная черта нации, присущая только ей. Причем этот характер исторически и социально обусловлен.

Учитель: При создании своего рассказа, писатель обращался не только к творческому опыту Н.С.Лескова, но и к произведениям Н.А.Некрасова.

Героини каких поэм приходят к вам на ум?

Учащиеся должны назвать такие поэмы Некрасова как «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо».

На данном этапе, учащимся предлагается сопоставить образы Матрены Тимофеевны Корчагиной и Матрены Васильевны Григорьевой. Желательно, чтоб у учеников были тексты рассказа «Матренин двор» и поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». И по тексту учащиеся находят схожие эпизоды из жизни героинь.

Матрена Тимофеевна Корчагина

Матрена Васильевна Григорьева

«…Пал на сердце Филипп!» - замуж вышла, полюбив.

За любимого Фаддея «без малого не вышла…Война германская началась».

Дай башмаки Оленушке [золовке], Жена! – сказал Филипп.// а я не вдруг ответила.// Корчагу подымала я, //Такая тягость: вымолвить//Я слова не могла.//Филипп Ильич прогневался, //Подождал, пока поставила Корчагу на шесток, // Да хлоп меня в висок!

«Меня сам ни разику не бил…то есть бил-таки раз – я с золовкой поссорилась, он ложку мне об лоб расшибил»…

Пять сыновей и погибший первенец Демушка.

Шесть детей, умерших во младенчестве.

Потуги лошадиные// Несли мы; погуляла я, //Как мерин, в бороне!

«Тальновские бабы установили доточно, что одной вскопать свой огород тяжелее и дольше, чем, взяв соху и вшестером впрягшись, вспахать на себя шесть огородов. На это и звали Матрену в помощь»

К какому выводу мы приходим после сопоставления?

Что за сто лет «ключи от счастья женского» так и не отыскались, а «долюшка женская» не стала легче .

5. Заключительное слово учителя:

- Праведница Матрена – нравственный идеал писателя. Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит свое назначение в проповедовании истины, духовности, в необходимости ставить «вечные» вопросы и искать на них ответы.

План – конспект урока №2, №3 (2 часа)

Тема: «Есть такие прирожденные ангелы…»

Тип: Урок - анализ

Вид: Урок - диспут

Цели: 1 развивать навыки аналитического мышления;

2. формировать умения высказывать собственное мнение;

3. совершенствовать исследовательскую деятельность учащегося, умения самостоятельно работать со специальной научной литературой;

4. развивать устную связную речь.

Метод: исследовательский

Приемы: анализ, беседа, словарная работа, межпредметная связь, работа с таблицей, комментированное чтение, лингвистический анализ, использование наглядности.

Оборудование: Иллюстрации к рассказу, фотография М.В.Захаровой, текст рассказа.

Использованная литература:

    Текст рассказа «Матренин двор»

    Разработка урока Е.Василенко «Душа и судьба человека в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор»// Литература. – 2003, №23.- С.14.

    Н. Локтионова «Не стоит село без праведника»//Литература в школе. 1994. - №3. С.33-37

    Чалмаев В.А. Александр Солженицын. Жизнь и творчество. – М.: Просвещение. – 1994.

Эпиграф: «Вселенная имеет столько центров, сколько в ней живых существ»

(А.И.Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»)

Ходу урока:

    В начале урока звучит «Ныне отпущаеши…» в исполнении Ф.Шаляпина, настраивая ребят на глубокий, непростой разговор о судьбе и душе человека.

Духовное пение перекликается с самыми первыми словами, которые произнесет учитель, то есть обращается к эпиграфу урока.

1. Слово учителя.

На прошлом занятии мы начали изучение рассказа Солженицына «Матренин двор». Прочитайте эпиграф, как вы понимаете эти слова?

Всякое живое существо имеет душу. О душе, о человеке, сохранившем душу, о человеческой судьбе хотелось бы сегодня поговорить. Постараемся понять образ той, которая предстанет перед нами, постараемся постигнуть ее через время, в которое ей довелось жить, через образы людей, которые были рядом с ней…

Также попытаемся ответить на вопрос «Можно ли считать Матрену праведницей?».

2.Аналитическая беседа.

- Как случилось, что повествователь Игнатьич, стал жильцом Матрены?

Шел 1956 год. Игнатьич возвращался из лагеря, ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России». Он поселился на станции «Торфпродукт» во Владимирской области. Поутру он увидел женщину, торговавшую молоком, услышал ее напевную русскую речь с владимирским говором:

«Пей, пей, с душой желадной. Ты потай, приезжий ».

    В ходе анализа учащиеся делаю лингвистический комментарий тех или иных слов и выражений, которые они не знали. Работа выполняется в табличной форме.

Учащиеся выделяют такие слова: нутряной – перен. глухой; желадный – диалектное: возможно, «жаждущий, желающий»; потай - диалектное: вводное слово «наверное».

Молочница привела его в деревню Тальново. В нескольких избах ему было отказано: «везде было темно и лопотно».

    Лопотно – от лопотать, то есть говорить быстро, неясно. Возможно, лопотно - значит «шумно».

А рассказчик искал тишины и покоя. И нашел их в избе Матрены Васильевны Григорьевой. «Здесь была кондовая Россия».

    Кондовый – устар.: исконный, сохранивший старые обычаи и устои.

На данном этапе урока проводится работа над сравнительно-сопоставительной таблицей, где учащиеся должны записать черты характера Матрены и сопоставить с качествами, присущие праведнику.

Матрена

Праведник

Доброта, милосердие, трудолюбие, смирение, умение прощать, неприхотливость и др.

Вера в бога, любовь к людям, добро, милосердие, бескорыстие, умение прощать, смирение, совестливость, жалость ко всему живому, умение радоваться к жизни. Терпение. Естественность в поведении, непритязательность. Неприхотливость, выносливость

Что же представляла собой изба, в которой довелось жить Игнатьичу?

Выборочно читается описание избы Матрены, внутреннего интерьера, попутно дается лингвистический комментарий.

    Некрасная сторона - северная; мосты – то же, что и сени – помещение между жилой частью и крыльцом; горница – (устар.) отдельный сруб без печи, комната в верхнем этаже; подклеть – нижний (обычно нежилой) этаж дома.

Уборно- убрано, чисто; запущь – от запустить, то есть довести до запустения, упадка; угожей – сравн. степень, то же, что и лучше.

Какой увидел свою будущую хозяйку ее постоялец при первой встрече?

Почему вопреки нежеланию Матрены «заполучить квартиранта», Игнатьич решил: «Жребий мой был – поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом»?

На каких портретных деталях Матрены сосредоточено внимание писателя? Какова роль этих деталей?

«И всегда … обезоруживала меня лучезарной улыбкой. И простодушно, глядя блекло-голубыми глазами, спрашивала: «Ну, а к ужоткому что вам приготовить?»

«Но лоб ее недолго оставался омраченным… возвращалась уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой» .

2.Рассказчик выбрал ее избу, потому что почувствовал родство душ.

СФР: Обезоруживала – 1. Отнять у кого- нибудь, сделать неспособным к сопротивлению, борьбе. 2. Лишить возможности возражать, противодействовать, сопротивляться чему-либо. Утарара суох оноруу, тумнарар, самнарар.

Лучезарная – сверкающий, сияющий. Кулумурдэс, сырдык.

Простодушно – наивный, доверчивый. Коно майгылаах, судургу, ос киирбэх.

Омрачить – сделать мрачным, грустным. Санньыт, санаатын алдьатыы, саппа5ырт.

Учитель: Обратите внимание на фотографию Матрены, выполненную Солженицыным. Совпадают ли ваши представления о Матрене с этим изображением ее на снимке?

Как характеризовал рассказчик свою хозяйку?

Игнатьич отмечал, что Матрена была деликатна, не вмешивалась в чужую жизнь. Она была щедра душой, неравнодушна к красоте (фикусы, романсы Глинки), незлобива. И в ней была какая-то беспритульность, блаженность.

СФР: беспритульность – неприкаяный

Блаженность – 1. В высшей степени счастливый. 2. Глуповатый [первонач. юродивый]. Толору дьоллоох, дуо h уйуу.

Как вы думаете «черный недуг», болезнь «измотали ее»?

Ученики приводят в ответ фразу Солженицына «Наворочено было много несправедливостей с Матреной».

- Жалуется ли «иззаботившаяся» Матрена? Таит ли зло на людей, гоняющих больного человека «из канцелярии в канцелярию», на «жизнь, густую заботами»? Что отворачивает Матрену от обид, возвращая «доброе расположение духа»?

Ученики в своих ответах отметят, что она «не жаловалась, не стонала», что лоб героини Солженицына «недолго оставался омраченным»: «у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа». Также отметят, что у Матрены просто на каждый день «приходилось какое-нибудь немалое дело». В работе, в «труде великом» у Матрены Солженицына раскрывается ее духовное богатство: терпение, безотказность, бескорыстие, полно отсутствие зависти, более того – радость за благополучие других.

- Почему же тогда на доброго, безотказного, работящего человека сваливается столько несправедливостей и обид? Кто виноват в них?

От кого Игнатьич узнал о трагическом прошлом Матрены? Случайно ли она открылась она ему?

    Чтение отрывка визита Фаддея.

Что объединяет Матрену Васильевну и Игнатича?

Героев объединяет то, что у них обоих – каждого по-своему – научила жизнь «не в еде находить смысл повседневного существования». Они оба до срока хранят обет молчания, и оба – только друг другу - расскажут о прошлом: Игнатьич – о том, что много провел в тюрьме. Матрена – о своем замужестве.

- «Я бы вас порубал обеих». Заслужила ли Матрена такой угрозы? Почему она ушла в семью к Ефиму? Зачем просит у жены Фаддея «чрева ее урывочек» - младшую дочь Киру?

Ученики должны осознать жестокость обстоятельств, непредсказуемость судьбы, увидеть как «весь свет перевернулся» и с ним – жизнь Матрены.

Почему Кире Матрена отдает горницу? Легко ли дается ей это решение? И кто из участников был наиболее активен в этом вопросе?

Матрене нелегко решиться ломать горницу, для героини это означает конец жизни. Наиболее настаивал на разрушении горницы Фаддей. И его автор рисует как алчного, жадного хищника.

СФР: алчный – жадный, корыстолюбивый. Страстно желающий что-либо. Инсэлээх, ымсыы.

Хищник- 1. Хищное животное. 2. Тот, кто наживается на эксплуатации и ограбления кого-нибудь. Адьыр5а, сиэмэх кыыл,

На данном этапе можно предложить сужение Виктора Чалмаева, касающегося Фаддея: «Такое ли страшное зло этот Фаддей, пересчитывающий каждое бревнышко, свозящий остатки горницы с переезда чуть ли в день похорон? В XIX веке он, вероятно, сошел бы за тургеневского Хоря из «Хоря и Калиныча». При Столыпине он стал бы цивилизованным фермером».

Согласны ли вы с мнением исследователя?

Ученики высказывают свои мнения.

Учитель: Суровыми приговором звучат в финале рассказа слова Солженицына: «Дочь его трогалась разумом. Над зятем висел суд, в собственном доме его лежал убитый им сын, на той же улице – убитая им женщина, которую он любил когда-то. Фаддей только недолго приходил постоять у гробов… высокий лоб его был омрачен тяжелой думой, но дума эта была - спасти бревна горницы от огня и от козней Матрениных сестер». Страшное, не только то, что Фаддей не терзало горе, и не то, что таких как он много. А страшно то, что на поминках говорят о чем угодно, но только не о Матрене.

Мы узнали о жизни героини, о ее окружающих. Теперь скажите, можно ли считать Матрену праведницей? Для начала прочитаем, что думали по этому поводу сам писатель и литературовед В.А.Чалмаев.

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша » (А.Солженицын)

«…Вывод этот о праведничестве несколько теоретичен, в финале рассказа как бы натягивается на Матрену одеяние праведницы» (В.А.Чалмаев).

Можно ли согласиться с Солженицыным, что Матрена – праведница?

Прав ли в оценке Матрены литературовед Чалмаев?

Хотя мы и называем только положительные качества Матрены, вспомните эпизод, где наша героиня вместе с другими женщинами идет красть торф. А ведь одна из заповедей звучит так: «Не укради». Так что одно это не дает возможности назвать Матрену праведницей.

Как вы относитесь к этому?

(Ученики, кто придерживается мнения Солженицына отмечают, что Матрена была вынуждена приносить торф).

Учитель: «Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворения…вообще не достигаются без некоторых «падений». Праведники наибольшие суть те, которые согрешили (и оплакали свои грехи)…» - писал религиозный философ Розанов.

- Все же что же позволяет писателю назвать Матрену праведницей, несмотря на то, что поведение и образ жизни ее отнюдь не идеальны?

(Матрена обладает бесконечным смирением, не требующим от нее никакого напряжения воли. Она не предается греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг. Матрена может довольствоваться малым – тем, что имеет: ей не свойственны чувства зависти, злобы, обиды, стяжательства. Праведничество Матрены основано на ее безразличии к материальным ценностям).

Учитель: Послушаем, что говорит доктор филологических наук, профессор Московской духовной академии М.М.Дунаев о праведности: «В чем же праведность Матрены? В нестяжательности. Может, жила просто по душе, проявляя природную ее христианскую суть?»

Вот именно, Матрена – праведница. Она не стяжательница, не накопительница.

Откроем Новый Завет и прочитаем: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут… Ибо, где сокровища ваше, там будет и сердце ваше».

3.Подведение итогов.

Учитель: Закончить наш урок я хотела бы закончить словами самого писателя: «Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье), нисколько в ней не утопая. Даже касаясь ли стопами ее поверхности это – праведники, мы их видели, удивлялись, пользовались их добром…тут же погружались опять на нашу обреченную глубину. Мы брели, кто по щиколотку, кто по колено, кто по горло… а кто и вовсе погружался, лишь редкими пузырьками сохранившийся души еще напоминая о себе на поверхности».

После этих слов звучит Larcimosa моцартовского «Реквиема».

План – конспект №4

Тема: Размышление над рассказом А.И.Солженицына «Матренин двор»

Тип: урок закрепление

Вид: развитие речи

Цели:

    Проверить уровень усвоения материала по пройденной теме;

    Совершенствовать навыки аналитического мышления;

    Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся.

Метод: эвристический, частично-поисковый

Приемы: беседа, выборочное чтение, устное словесное рисование, письменная работа.

Оборудование: портрет А.И.Солженицына, иллюстрации к рассказу.

План урока:

    Слово учителя.

    Беседа.

    Викторина.

    Написание мини-сочинения.

Ход урока:

    Слово учителя.

Итак, мы закончили изучение рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор». На прошлых занятиях мы говорили, что этот рассказ автобиографичен. Но можно считать, что это произведение выходит за рамки обычных воспоминаний и приобретает глубокое значение, признан классикой. Его называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением».

2. Беседа.

    Что же делает его блистательным и «подлинно гениальным произведением»?

    Какова же основная тема рассказа? (тема традиционна для русской литературы – судьба русской женщины-крестьянки, тема праведничества)

    Какие чувства испытывает рассказчик после смерти Матрены?

(рассказчик испытывает острое чувство вины: нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку»)

Учитель: А.Т.Твардовский писал: Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И однако, ее душевный мир наделен такими качеством, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной». Солженицын отвечал на это Твардовскому: «Вы указали самую суть – на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскали все время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние».

Скажите, какие качества Матрены отмечают Твардовский и Солженицын?

Согласны ли вы с такой оценкой героини?

3.Викторина

    Назовите первоначальное название рассказа.

    В каком году и в каком журнале был опубликован рассказ?

    В каком году «Игнатьич возвращался в Россию»?

    Как называлась деревня, в которой остановился Игнатьич?

    Назовите полное имя главной героини.

    Какой герой противостоит Матрене?

    Какие детали внешности и поведения Матрены подчеркивают ее доброту? (вычитать из текста)

    Назовите предметные детали, свидетельствующие о тяжелых условиях жизни героини? (из текста привести пример)

    Какое верное средство было у героини, чтобы вернуть себе хорошее расположение духа? (работа)

    Какую роль играют в произведении упоминания о прошлом Матрены?

    Какие музыкальные произведения вызвали у Матрены живой отклик, растрогав до слез? (романсы на музыку Глинки)

    Определите, о ком из своих родственников рассказывает Матрена:

Ой- ой-ойиньки, головушка бедная! Сколько невест было на деревне – не женился. Сказал: буду имячко твое искать, вторую Матрену. И привел-таки себе из Липовки Матрену, срубили избу отдельную, где и сейчас живут…

По улице на мужиков с кулаками бегал, а меня – ни разику… то есть был-таки раз – я с золовкой поссорилась, он ложку мне об лоб расшиб. Вскочила я от стола: «Захлебнуться бы вам, подавиться, трутни!». И в лес ушла. Больше не трогал.

(1. о девере Фаддее; 2. О муже Ефиме)

13. Какова функция диалектизмов в произведении? Приведите примеры.

14. Нарисовать с помощью эргономики главных героев рассказа. (Матрену, Игнатьича, Фаддея)

Учитель: Заслуга А.И. Солженицына в изображении русского национального характера состоит в том, что он спустил с героических высот образ простого человека. Он показал, что мощь России создаёт не человек-монумент, а миллионы скромных Матрён. Россия, по Солженицыну, будет стоять, пока стоит ": посреди неба" изба праведницы Матрёны.

4.Заключительный этап.

Ученикам предлагается написать мини-сочинение на выбранную тему:

    В чем суть праведности Матрены?

    «Вся возвращенная мне жизнь… имеет вложенную цель» (А.И.Солженицын).

    Роль символа в рассказе «Матренин двор».

Анализ произведения

«Не стоит село без праведника» — таково первоначальное на­звание рассказа. Рассказ перекликается со многими произведе­ниями русской классической литературы. Солженицын как будто переносит какого-либо из героев Лескова в историческую эпоху XX века, послевоенное время. И тем драматичнее, трагичнее ви­дится судьба Матрены посреди этой обстановки.

Жизнь Матрены Васильевны, казалось бы, обычная. Она всю ее посвятила труду, самозабвенному и тяжелому труду кресть­янскому. Когда началось строительство колхозов, она пошла и туда, но из-за болезни ее оттуда выпустили и теперь уже при­влекали тогда, когда отказывались другие. И работала она не за деньги, денег никогда не брала. Уже потом, после ее смерти, ее золовка, у которой поселился рассказчик, будет зло вспоминать, а точнее припоминать ей эту ее странность.

Но так ли уж проста судьба Матрены? А кто знает, каково это — полюбить человека и, не дождавшись его, выйти замуж за другого, нелюбимого, а потом увидеть своего суженого через не­сколько месяцев после свадьбы? И каково потом жить с ним бок о бок, видеть его каждый день, чувствовать на себе вину за несложившуюся его и свою жизнь? Муж не любил ее. Она родила ему шестерых детей, но ни один из них не выжил. И ей пришлось взять на воспитание дочь своего любимого, но уже чужого. Сколько душевного тепла и доброты накопилось в ней, столько она и вло­жила в свою приемную дочь Киру. Пережила Матрена так много, но не утратила того внутреннего света, которым светились ее глаза, отливала улыбка. Она ни на кого не держала зла и только огорчалась, когда ее обижали. Она не сердится на своих сестер,появившихся только тогда, когда все в ее жизни уже стало бла­гополучно. Она живет тем, что есть. А потому не накопила за свою жизнь ничего, кроме двухсот рублей на похороны.

Переломным моментом в ее жизни стало то, что у нее хотели увезти горницу. Не было ей жалко добра, она никогда о нем не жалела. Страшно ей было подумать, что будут ломать ее дом, в котором вся ее жизнь пролетела как один миг. Сорок лет прове­ла она здесь, перенесла и две войны, революцию, отголосками пролетевшую. И для нее сломать и забрать ее горницу — значит разломать и разрушить ее жизнь. Для нее это был конец. Не слу­чаен и реальный финал романа. Человеческая жадность губит Матрену. Больно слышать слова автора о том, что Фаддей, из-за чьей алчности и началось дело, в день смерти и потом уже похо­рон Матрены только и думает об оставленном срубе. Он не жалеет ее, не плачет по той, кого так горячо любил когда-то.

Солженицын показывает ту эпоху, когда с ног на голову пере­вернулись жизненные устои, когда собственность стала предме­том и целью жизни. Автор не зря задается вопросом, почему вещи называют «добром», ведь это по сути дела зло, причем страшное. Матрена понимала это. Она не гналась за нарядами, одевалась по- деревенски. Матрена — это то воплощение истинной народной нравственности, нравственности общечеловеческой, на которой весь мир держится.

Так и осталась Матрена не понятой никем, никем не оплакан­ной по-настоящему. Только Кира одна плакала не по обычаям, а от души. Опасались за ее рассудок.

Рассказ мастерски написан. Солженицын — мастер предмет­ной детализации. Из мелких и, казалось бы, незначительных де­талей выстраивается у него особый объемный мир. Этот мир зрим и ощутим. Этот мир — Россия. Мы можем с точностью сказать, в какой точке страны находится деревня Тальново, но мы пре­красно понимаем, что в этой деревне — вся Россия. Солженицын соединяет общее и частное и заключает это в единый художе­ственный образ.

План

1. Рассказчик устраивается учителем в Тальново. Поселяется у Матрены Васильевны.

2. Постепенно рассказчик узнает о ее прошлом.

Рассказ «Матрёнин двор» был написан Солженицыным в 1959 г. Первое название рассказа – «Не стоит село без праведника» (русская пословица). Окончательный вариант названия придумал Твардовский, который был в то время редактором журнала «Новый мир», где и был напечатан рассказ в № 1 за 1963 г. По настоянию редакции начало рассказа было изменено и события отнесены не к 1956, а к 1953 г., то есть к дохрущёвской эпохе. Это поклон Хрущёву, благодаря разрешению которого был напечатан первый рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1962).

Образ рассказчика в произведении «Матрёнин двор» автобиографичен. После смерти Сталина Солженицын был реабилитирован, действительно проживал в деревне Мильцево (Тальново в рассказе) и снимал угол у Матрёны Васильевны Захаровой (Григорьевой в рассказе). Солженицын очень точно передал не только подробности жизни прототипа Марёны, но и особенности быта и даже местного говора деревни.

Литературное направление и жанр

Солженицын развивал толстовскую традицию русской прозы в реалистическом направлении. Рассказ соединяет в себе черты художественного очерка, собственно рассказа и элементы жития. Жизнь русской деревни отражена настолько объективно и многообразно, что произведение приближается к жанру «рассказ романного типа». В этом жанре характер героя показан не только в переломный момент своего развития, но и освещена история характера, этапы его становления. В судьбе героя отражается судьба всей эпохи и страны (как говорит Солженицын, земли).

Проблематика

В центре рассказа нравственная проблематика. Стоят ли многие человеческие жизни захваченного участка или продиктованного человеческой жадностью решения не делать второго рейса трактором? Материальные ценности в народе ценятся выше, чем сам человек. У Фаддея погиб сын и некогда любимая женщина, зятю угрожает тюрьма, а дочь безутешна. Но герой думает о том, как спасти брёвна, которые не успели сжечь работники на переезде.

Мистические мотивы в центре проблематики рассказа. Это мотив неузнанного праведника и проблема проклятия на вещах, к которым прикасаются люди с нечистыми руками, преследующие корыстные цели. Так Фаддей взялся валить Матрёнину горницу, тем самым сделав её проклятой.

Сюжет и композиция

У рассказа «Матрёнин двор» есть временная рамка. В одном абзаце автор рассказывает о том, что на одном из переездов и через 25 лет после определённого события поезда замедляют ход. То есть рамка относится к началу 80-х, остальное повествование – объяснение того, что случилось на переезде в 1956, в год хрущёвской оттепели, когда «что-то стронулось».

Герой-рассказчик находит место своего учительства почти мистическим образом, услышав на базаре особый русский говорок и поселившись в «кондовой России», в деревне Тальново.

В центре сюжета – жизнь Матрёны. О её судьбе рассказчик узнаёт от неё самой (она рассказывает о том, как к ней сватался Фаддей, пропавший в первую войну, и как она вышла замуж за его брата, пропавшего во вторую). Но больше о молчаливой Матрёне герой выясняет из собственных наблюдений и от других.

В рассказе подробно описывается изба Матрёны, стоящая в живописном месте у озера. Изба играет в жизни и смерти Матрёны важную роль. Чтобы понять смысл рассказа, нужно представлять себе традиционную русскую избу. Изба Матрёны делилась на две половины: собственно жилая изба с русской печью и горница (её построили для старшего сына, чтобы отделить его, когда он женится). Именно эту горницу и разбирает Фаддей, чтобы построить избу племяннице Матрёны и собственной дочери Кире. Изба в рассказе одушевлена. Отставшие от стены обои называются её внутренней шкурой.

Живыми чертами наделены и фикусы в кадках, напоминающие рассказчику безмолвную, но живую толпу.

Развитие действия в рассказе - это статичное состояние гармоничного сосуществования рассказчика и Матрёны, которые «не в еде находят смысл повседневного существования». Кульминация рассказа – момент разрушения горницы, а основной мыслью и горьким предзнаменованием произведение заканчивается.

Герои рассказа

Герой-рассказчик, которого Матрёна зовёт Игнатич, с первых строк даёт понять, что прибыл из мест заключения. Он ищет работу учителя в глуши, в русской глубинке. Только третья деревня удовлетворяет его. И первая, и вторая оказываются испорченными цивилизацией. Солженицын даёт понять читателю, что осуждает отношение к человеку советских бюрократов. Рассказчик презирает власти, не назначающие Матрёне пенсию, вынуждающие работать в колхозе за палочки, не только не дающие торфа для топки, но и запрещающие о нём спрашивать. Он мгновенно принимает решение не выдавать Матрёну, варившую самогон, скрывает её преступление, за которое ей грозит тюрьма.

Много переживший и повидавший, рассказчик, воплощая точку зрения автора, обретает право судить обо всём, что наблюдает в деревне Тальново – миниатюрном воплощении России.

Матрёна – главная героиня рассказа. О ней автор говорит: «У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью своей». В момент знакомства лицо Матрёны желто, а глаза замутнены болезнью.

Чтобы выжить, Матрёна выращивает мелкую картошку, тайно приносит запретный торф из лесу (до 6 мешков в день) и тайно же скашивает сено для своей козы.

В Матрёне отсутствовало бабье любопытство, была она деликатной, не досаждала расспросами. Матрёна сегодняшняя – потерянная старуха. Автор знает о ней, что замуж она вышла ещё до революции, что детей у неё было 6, но все быстро умирали, «так что двое сразу не жило». Муж Матрёны не вернулся с войны, а пропал без вести. Герой подозревал, что у него новая семья где-нибудь за границей.

У Матрёны было качество, которое отличало её от остальных жителей деревни: она бескорыстно помогала всем, даже колхозу, из которого её выгнали по болезни. В её образе есть много мистического. В молодости она могла поднять мешки любой тяжести, остановила на скаку коня, предчувствовала свою гибель, боясь паровозов. Ещё одно предзнаменование её смерти – пропавший невесть куда на Крещение котелок со святой водой.

Смерть Матрёны кажется случайностью. Но почему же в ночь её смерти мыши мечутся, как безумные? Рассказчик предполагает, что это через 30 лет ударила угроза Матрёниного деверя Фаддея, грозившего порубить Матрёну и собственного брата, женившегося на ней.

После смерти обнаруживается святость Матрёны. Плакальщицы замечают, что у неё, полностью раздавленной трактором, осталась только права рука, чтобы молиться Богу. А рассказчик обращает внимание на её лицо, скорее живое, чем мёртвое.

Односельчане отзываются о Матрёне с пренебрежением, не понимая её бескорыстности. Золовка считает её нечистоплотной, не бережной, не склонной накапливать добро, Матрёна не искала своей выгоды и помогала другим бесплатно. Презираема односельчанами была даже Матрёнина сердечность и простота.

Только после смерти рассказчик понял, что Матрёна, «не гоняющаяся за обзаводом», равнодушная к еде и одежде – это основа, стержень всей России. На таком праведнике стоит село, город и страна («вся земля наша»). Ради одного праведника, как в Библии, Бог может пощадить землю, уберечь от огня.

Художественное своеобразие

Матрёна предстаёт перед героем как сказочное существо, подобное Бабе Яге, которая нехотя слезает с печки, чтобы покормить прохожего царевича. У неё, как у сказочной бабки, есть животные-помощники. Колченогая кошка незадолго до смерти Матрёны уходит из дома, мыши, предчувствуя гибель старушки, шуршат особенно. А вот тараканы равнодушны к судьбе хозяйки. Вслед за Матрёной умирают её любимые фикусы, похожие на толпу: они не представляют практической ценности и выносятся на мороз после смерти Матрёны.

«Матренин двор» Солженицына – рассказ о трагической судьбе открытой, не похожей на своих односельчан женщины Матрены. Опубликован впервые в журнале «Новый мир» в 1963 году.

Рассказ ведется от первого лица. Главный герой становится квартирантом Матрены и рассказывает о ее удивительной судьбе. Первое название рассказа «Не стоит село без праведника» хорошо передавало идею произведения о чистой, бескорыстной душе, но было заменено во избежание проблем с цензурой.

Главные герои

Рассказчик – немолодой мужчина, отбывший строк в тюрьме и желающий тихой, спокойной жизни в русской глубинке. Поселился у Матрены и рассказывает о судьбе героини.

Матрена – одинокая женщина лет шестидесяти. Живет одна в своей избе, часто болеет.

Другие персонажи

Фаддей – бывший возлюбленный Матрены, цепкий, жадный старик.

Сестры Матрены – женщины, ищущие свою выгоду во всем, к Матрене относятся потребительски.

В ста восьмидесяти четырех километрах от Москвы, на дороге к Казани и Мурому пассажиров поезда всегда удивляло серьезное снижение скорости. Люди устремлялись к окнам и говорили о возможном ремонте путей. Проезжая этот участок, поезд снова набирал прежний ход. А причина замедления была известна лишь машинистам да автору.

Глава 1

В 1956 году летом автор возвращался из «пылающей пустыни наугад просто в Россию» . Его возвращение «затянулось годков на десять» , и ему не было ни куда, ни к кому спешить. Повествователь хотел куда-то в русскую глубинку с лесами и полями.

Он мечтал «учительствовать» подальше от городской суеты, и его направили в городок с поэтичным названием Высокое Поле. Там автору не понравилось, и он попросил перенаправление в место с жутким названием «Торфпродукт». По приезду в поселок рассказчик понимает, что сюда «легче приехать, чем потом уехать» .

Кроме хозяйки в избе обитали мыши, тараканы да из жалости подобранная хромая кошка.

Каждое утро хозяйка просыпалась в 5 утра, опасаясь проспать, так как не очень доверяла своим часам, которым шел уже 27 год. Она кормила свою «грязно-белую криворогую козу» и готовила нехитрый завтрак постояльцу.

Как-то от сельских женщин узнала Матрена, что «вышел новый пенсионный закон» . И стала Матрена добиваться пенсии, но было очень трудно получить ее, разные конторы, в которые отправляли женщину, находились в десятках километров друг от друга, и день нужно было потратить, из-за одной подписи.

Люди в поселке жили бедно, не смотря на то, что вокруг Тальново расстилались на сотни километров торфяные болота, торф с них «принадлежал тресту» . Сельским женщинам приходилось мешками натаскивать себе торфу на зиму, прячась от набегов охраны. Земля здесь была песчаной, урожаи давала бедные.

Люди в селе часто звали Матрену на свой огород, и она, бросив свои дела, шла помогать им. Тальновские женщины, едва ли не в очередь выстраивались, чтобы забрать на свой огород Матрену, ведь работала она в удовольствие, радуясь хорошему чужому урожаю.

Раз на полтора месяца хозяйке выпадала очередь кормить пастухов. Обед этот «вгонял Матрену в большой расход» , потому что приходилось покупать ей сахар, консервы, масло. Сама бабушка себе такой роскоши не позволяла даже на праздники, живя только тем, что давал ей убогий огород.

Рассказывала Матрена как-то про коня Волчка, который испугался и «понес сани в озеро» . «Мужики поотскакивали, а она за узду схватила, остановила» . При этом, не смотря на кажущееся бесстрашие, хозяйка боялась пожара и, до дрожи в коленях, поезда.

К зиме Матрене все же насчитали пенсию. Соседки стали завидовать ей. А бабушка наконец-то заказала себе новые валенки, пальто со старой шинели, и спрятала на похороны двести рублей.

Как-то на крещенские вечера к Матрене пришли три ее младшие сестры. Автор был удивлен, ведь раньше не видел их. Подумал, может, они опасались, что Матрена помощи просить будет у них, вот и не приходили.

С получением пенсии, бабушка будто ожила, и работа ей давалась легче, и болезнь беспокоила реже. Только одно событие омрачало настроение бабушки: на Крещение в церкви кто-то забрал ее котелок со святой водой, и осталась она и без воды и без котелка.

Глава 2

Тальновские женщины расспрашивали Матрену об ее постояльце. А она передавала вопросы ему. Автор рассказал хозяйке, лишь то, что был в тюрьме. Сам же не расспрашивал о прошлом старушки, не думал, что есть там что интересное. Знал только, что вышла она замуж и пришла в эту избу хозяйкой. Детей у нее родилось шестеро, но все они умерли. Позже была у нее воспитанница Кира. А муж Матрены не вернулся с войны.

Как-то придя домой, рассказчик увидел старика – Фаддея Мироновича. Он пришел просить за своего сына – Антошку Григорьева. Автор вспоминает, что за этого безумно ленивого и наглого мальчишку, которого переводили из класса в класс только чтобы «не портить статистику успеваемости» , иногда почему-то просила и сама Матрена. После ухода просителя, рассказчик узнал от хозяйки, что это был брат ее пропавшего мужа. В тот же вечер рассказала она, что должна была выйти за него замуж. Будучи девятнадцатилетней девушкой, Матрена любила Фаддея. Но его забрали на войну, где тот пропал без вести. Спустя три года умерла мать Фаддея, дом остался без хозяйки и свататься к девушке пришел младший брат Фаддея – Ефим. Уже не надеясь увидеть любимого, Матрена жарким летом вышла замуж и пошла хозяйкой в этот дом, а зимой «из венгерского плена» вернулся Фаддей. Бросилась ему в ноги Матрена, а он сказал, что «если б то не брат мой родной, порубил бы вас обоих» .

В жены он позже взял «другую Матрену» – девушку с соседнего села, которую выбрал в жены только из-за имени.

Автор вспомнил, как она приходила к хозяйке и часто жаловалась, то муж ее бьет и обижает. Она родила Фаддею шестерых детей. А у Матрены дети рождались и почти сразу умирали. Всему виной «порча», думала она.

Вскоре началась война, и Ефима забрали, откуда он уже не вернулся. Одинокая Матрена взяла у «Второй Матрены» маленькую Киру, и воспитывала ее 10 лет, пока девушка не вышла замуж за машиниста и не уехала. Так как Матрена сильно болела, то рано позаботилась о завещании, в котором присудила отдать воспитаннице часть своей избы – деревянную горницу-пристройку.

В гости приехала Кира и рассказала, что в Черустях (где она живет), чтобы получить землю молодым, необходимо поставить постройку какую-нибудь. Для этой цели очень подходила завещанная Матренина горница. Фаддей начал часто приходить и уговаривать женщину отдать ее сейчас, при жизни. Матрене не жаль было горницы, но страшно было ломать крышу дома. И вот, в холодный февральский день пришел Фаддей с сыновьями и начал отделять горницу, которую когда-то и построил со своим отцом.

Две недели лежала горница возле дома, потому что метель замела все дороги. А Матрена была сама не своя, к тому же пришли три ее сестры и обругали, за то, что позволила отдать горницу. В те же дни, «кошка колченогая сбрела со двора и пропала» , что сильно расстроило хозяйку.

Однажды, возвращаясь с работы, рассказчик увидел, как старик Фаддей пригнал трактор и на двое самодельных саней грузили разобранную горницу. После выпили самогона и в потемках повезли избу в Черусти. Их провожать пошла Матрена, да так и не вернулась. В час ночи автор услышал голоса в деревне. Оказалось, сани вторые, которые из жадности Фаддей прикрепил к первым, застряли на рейсах, рассыпались. В это время шел паровоз, из-за бугра его было не видно, из-за мотора трактора не слышно. Он налетел на сани, погиб один из машинистов, сын Фаддея и Матрена. Глубокой ночью пришла подруга Матрены Маша, рассказала об этом, погоревала, а потом сказала автору, что Матрена завещала ей свою «вязанку», и она ее забрать хочет в память о подруге.

Глава 3

Наутро Матрену собирались хоронить. Рассказчик описывает как, приходили прощаться с ней сестры, плача «на показ» и обвиняя в ее смерти Фаддея и его семью. Только Кира горевала искреннее по погибшей приемной матери, да «Вторая Матрена», жена Фаддея. Самого же старика на поминках не было. Когда перевозили они злосчастную горницу, первые сани с досками да латами так и остались стоять у переезда. И, в то время, когда один сын его погиб, зять под следствием, а дочь Кира чуть не теряет рассудок с горя, он переживал только о том, как доставить сани домой, и упрашивал всех знакомых помочь ему.

После похорон Матрены избу ее «забили до весны» , а автор переселился к «одной из ее золовок» . Женщина часто вспоминала о Матрене, но все с осуждением. И в этих воспоминаниях возник совершенно новый образ женщины, что так разительно отличалась о людей вокруг. Матрена жила с открытым сердцем, всегда помогала другим, ни кому не отказывала в помощи, хоть здоровье ее было слабым.

Свое произведение А. И. Солженицын заканчивает словами: «Все мы жили рядом с ней, и не поняли что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит ни село. Ни город. Ни вся земля наша» .

Заключение

Произведение Александра Солженицына повествует о судьбе искренней русской женщины, у которой «грехов было меньше, чем у колченогой кошки». Образ главной героини – это образ того самого праведника, без которого не стоит село. Матрена всю жизнь свою посвящает другим, в ней не капли злобы или фальши. Окружающие пользуются ее добротой, и не осознают, насколько святая и чистая душа у этой женщины.

Так как краткий пересказ «Матренин двор» не передает самобытной авторской речи и атмосферы рассказа, стоит прочитать его полностью.

Тест по рассказу

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 6677.