Перформанс — самое честное из искусств. Марина Абрамович в MoMA. Коллекция перфомансов марины абрамович

В 1965-м году Марина поступила в Академию изобразительных искусств в Белграде (Academy of Fine Arts in Belgrad), а в 1972-м получила степень магистра в хорватской Академии изобразительных искусств (Academy of Fine Arts in Zagreb).


Сербский художник, перформансист, работы которой далеко выходят за намеченные искусством пределы и открывают зрителям всю подноготную человеческой души. О детстве и юности сама художница вспоминает с иронией: ее двоюродный дед был Патриархом Сербским, а родители - национальными героями, партизанами во Вторую мировую войну. "Мать всегда по-военному контролировала меня и брата, - вспоминает в интервью Марина, - мне нельзя было быть не дома после 10 вечера, пока мне не исполнилось 29; все представления, все трюки, все порезы, переломы и смертельные трюки - все происходило до 10 вечера". В 1965-м году Марина поступила в Академию изобразительных искусств в Белграде (Academy of Fine Arts in Belgrad), а в 1972-м получила степень магистра в хорватской Академии изобразительных искусств (Academy of Fine Arts in Zagreb).

Надо сказать, что работы художницы действительно отличались от привычного понимания искусства: даже темы и манера исполнения Абрамович воспринимались публикой по-разному. Так, из раннего периода творчества нельзя не отметить серию работ "Ритм...", целью которых было глубже понять философию художника и его отношения с миром. В одной из первых работ серии Марина, сидя за столом, играла с 20 разными ножами; постоянно ускоряя темп, она старалась попасть ножом точно между пальцев, однако это не всегда получалось. Все это записывалось на пленку, нож менялся после каждого пореза. Так, едва она нанесла себе 20 порезов, она вновь начала игру, как бы стирая грань между прошлым и настоящим, стараясь попасть в те же самые места, не меняя темпа.

Не менее интересной также является работа под названием "Rhythm 0": на столе перед Мариной было разложено 72 предмета, или причиняющие боль, или доставляющие удовольствие; любой посетитель выставки мог использовать предметы по собственному усмотрению, сама же Марина оставалась пассивной. Первое время публика вела себя довольно скромно и деликатно, но, понимая, что ответной реакции от художницы не следует, постепенно начала вести себя более агрессивно: несколько часов посетители кромсали одежду Марины, резали ее затупленными ножницами и кололи иголками в живот, один из посетителей даже схватил заряженный пистолет, но, к счастью, его вовремя остановили. "Полученный мной опыт говорит о том, что если оставлять решение за публикой, тебя могут убить", - рассказала Марина. Интересно также, что после окончания перформанса Абрамович вышла к зрителям, чтобы поблагодарить за участие, но все до одного разбежались, опасаясь расплаты.


Одним из самых ярких и красивых эпизодов биографии Марины были отношения с художником и фотографом Уве Лайсипеном (Uwe Laysiepen), более известным под псевдонимом Улай (Ulay). Увлеченные друг другом, они работали вместе, поднимая в своих работах довольно громкие философские темы: свобода индивида в отношениях, уникальность художника, возможность самопожертвования ради другого. Так, по мнению критиков и психологов, их работа "Breathing In/Breathing Out" во многом отражает всю суть человеческих отношений: соединенные специальным аппаратом, они на протяжении 17 минут дышали переработанным воздухом, который выдыхал каждый из них, после чего одновременно потеряли сознание из-за недостатка кислорода.

Впрочем, после нескольких лет Марина и Улай решили прекратить отношения, но превратить свое расставание в произведение искусства, чтобы оставаться художниками до самого конца. Каждый из них проделал пол-пути по Великой Китайской стене (Улай начал от пустыни Гоби, Марина - от Желтого моря), а их встреча после более 2500 пройденных пешком километров символизировала одновременно вечное расставание. Так, после расставания история любви Марины и Улая была названа одной из самых красивых историй любви 20-го века.

Вновь встретились они нескоро: в 2010-м году Марина представила новую работу - "The Artist Is Present", в ходе которой каждый желающий мог сесть напротив нее и посмотреть в глаза, ничего не говоря. За более чем 700 часов выставки взглядами с художницей обменялись 1500 человек, среди которых были многие деятели шоу-бизнеса и музыканты, включая Lady Gaga и многих других. Самым ярким событием стала встреча Марины и Улая, которые после стольких лет разлуки впервые взялись за руки, чтобы спустя несколько секунд вновь расстаться.

На сегодняшний день Марина продолжает работать и выступать. За время карьеры у нее прошли выставки во всех крупнейших музеях мира. Для нее искусство неотделимо от жизни: "Если вам не нравится перформанс - вам не нравится жизнь", - уверена она.

Наверстывая упущенное время отсутствия в сети я выкладываю этот материал с некоторым опозданием, но все же.
Нас пригласили на пресс конференцию по случаю открытия выставки Марины Абрамович и вот что нам показали, но для начала официальный релиз организаторов выставки.


ЦЕНТР СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ «ГАРАЖ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
РЕТРОСПЕКТИВУ МАРИНЫ АБРАМОВИЧ
(8 октября – 4 декабря 2011)

В Центре современной культуры «Гараж» с 8 октября по 4 декабря 2011 года пройдет крупнейшая ретроспектива Марины Абрамович – одного из самых знаменитых художников современности, выдающегося мастера перформанса. На выставке, куратором которой выступает Клаус Бизенбах, будет представлено около 50 работ, созданных на протяжении четырех десятилетий, в том числе ранние эксперименты Абрамович: аудиофрагменты, видеоработы, инсталляции, фотографии, сольные и групповые перформансы.

Получив международное признание как художник-новатор в области перформанса, Абрамович уже более 30 лет исследует границы этого искусства, создавая работы, которые физически и психологически являются серьезным испытанием и для самого художника, и для зрителя. С самого начала карьеры в Белграде в 1970-е главным объектом перформансов Абрамович было ее собственное тело. Желая изучить его границы и возможности, она переносила боль, изнеможение и опасности в поисках эмоционального и духовного преображения.

Зрителям предстоит живо ощутить атмосферу творчества художника: на выставке будут в хронологическом порядке представлены четыре знаковые работы Абрамович, исполненных вживую российскими перформансистами. Их выступление будет сопровождаться видео- и фотоматериалами, аудиозаписями и объектами, использованными в изначальных перформансах.

Со 2 по 6 октября 2011 года Марина Абрамович будет проводить специальный тренинг для участников перформансов. Центр «Гараж» приглашает зрителей понаблюдать за этим процессом, так как художник будет работать с российскими перформансистами по уникальной программе, призванной обучить их специальным навыкам и выносливости, которая понадобится им в ходе предстоящей выставки.

Всего на выставке будет представлено четыре живых реперформанса Марины Абрамович. Термин «реперформанс» был введен самим художником, он обозначает повтор любого другого перформанаса, исполненного раньше. Выставку откроет знаменитая работа Абрамович и ее бывшего спутника жизни Улая (настоящее имя Уве Лейсипен, р. 1943) – Imponderabilia (1977 / 2010). Это название можно перевести как «непредсказуемый и не поддающийся определению фактор». Прямо в проходе, ведущем на выставку, будут стоять друг напротив друга два обнаженных человека, мужчина и женщина – таким образом каждый из зрителей, желающих попасть на экспозицию, будет поставлен в ситуацию вынужденного этического выбора – проходить или не проходить, а если да, то к кому из перформансистов повернуться лицом.

В течение 12 лет Абрамович с Улаем изучали собственные взаимоотношения, проходя через ряд сложный медиативных испытаний. Одним из них был перформанс 1980 года «Точка контакта», где они стояли лицом к лицу с согнутыми руками, едва касаясь друг друга указательными пальцами. Благодаря долгой медитации и взгляду глаза в глаза партнеры, по словам самой Абрамович, ощущают особую ауру и силовое поле друг друга, в момент почти неосязаемого прикосновения переживая чувство духовного очищения. Основанный на тибетских буддийских практиках перформанс «Обнаженная со скелетом» (2002–2005 / 2010), во время которого Марина «оживляет» лежащий на ней скелет, своим дыханием заставляя его двигаться, посвящен преодолению страха смерти. «Свечение» (1997 / 2010) представляет собой как бы парящую на высоте двух метров обнаженную женскую фигуру. Именно обнаженное женское тело в форме звезды воплощает, по мнению художника, такие категории как «страдание, одиночество и духовные поиски». Специально отобранные Мариной Абрамович в России реперформансисты будут исполнять эти произведения в течение всей работы выставки.

Выставка делится на три логических блока. Первый посвящен раннему периоду творчества художника в Белграде (1969–1975). Самым знаменитым перформансом этого периода является «Ритм 0» (1974), где Абрамович разместила на столе 72 предмета, которые зрители могли использовать любым выбранным ими способом. Среди предметов были ножницы, нож, плеть, пистолет и пуля. В течение шести часов Абрамович позволяла зрителям использовать ее тело и выполнять с ним любые действия этими предметами. К концу перформанса вся ее одежда была искромсана, а тело порезано и разрисовано. Ее короновали импровизированным терновым венцом, а к голове приставляли пистолет. В рамках выставки будут представлены аналоги этих предметов, а также диапроекция документальных кадров первоначального перформанса.

Во втором разделе выставки экспонируются совместные работы Абрамович и Улая. В их число входят перформанс «Энергия покоя» (1980), в котором Улай держит лук со стрелой, направленной прямо в сердце Абрамович, и серия из 22 перформансов «Ночной переход» (1981–1987), в которых Абрамович и Улай неподвижно сидят на противоположных концах прямоугольного стола в полной тишине.

Третья часть выставки посвящена персональным работам Абрамович, приходящимся на период 1995–2005 годов. В этих работах Марина пытается постичь чувство одиночества, изучает собственные балканские корни - культурные, идеологические и духовные - и историю своей семьи, анализирует чувство позора и боли от жестокости, которая обрушилась на ее родную страну в 1990-х. Инсталляция «Балканское барокко» (1997), за которую она получила «Золотого льва» как лучший художник на Венецианской биеннале 1997 года, представляет собой трехканальную проекцию, демонстрирующую в натуральную величину изображения ее матери, отца и ее самой, две с половиной тонны коровьих костей и медный сосуд, наполненный темной водой. В ходе первоначального перформанса Абрамович сидела по шесть часов четыре дня подряд, отмывая кости от крови и пробуждая чувство боли и страдания, связанное с войной.

Заключительная часть экспозиции включает последние работы Абрамович, созданные в Нью-Йорке, где она живет с 2001 года. В ходе демонстрации перформанса «Дом с видом на океан» (2002) она в течение двенадцати дней жила у всех на виду в моделях комнат, представленных зрителям в поперечном разрезе и установленных в нью-йоркской Sean Kelly Gallery.

На выставке в Центре «Гараж» Абрамович впервые представит новый перформанс-инсталляцию, «Измерение магии взгляда», являющийся результатом тесного сотрудничества художника с российскими и американскими учеными. Посетители смогут принять участие в эксперименте, в котором измеряется активность мозга при визуальном контакте - процесс, способствующий эмоциональному, а не физическому взаимодействию. Зрителям представится возможность наблюдать это действие и увидеть, какие зоны мозга физически стимулированы в моменты мысленного взаимодействия участников. Произведение отсылает к недавнему перформансу Абрамович «В присутствии художника», исполненному в Музее современного искусства, Нью Йорк, когда, на протяжении нескольких месяцев посетители, сидя напротив, смотрели в глаза Марине.
Изначальная идея выставки принадлежит Музею современного искусства Нью-Йорка.

О художнике

Марина Абрамович родилась в Югославии в 1946 году. В конце 1960-х она начала эксперименты со звуком и пространством, создавая программы для воображаемых перформансов. В 1970-х она стала использовать собственное тело как объект и носитель своих работ, начав с серии длительных перформансов, содержавших протест против политического климата социалистической Югославии. В 29 лет Абрамович, не предупредив никого, уехала из Белграда в Амстердам, где встретила художника Улая, с которым они работали вместе следующие 12 лет. Свое сотрудничество они завершили в 1988 году перформансом: они шли навстречу друг другу с противоположных концов Великой китайской стены, чтобы встретиться на середине и разойтись.

В 1990-х, в период конфликтов на Балканах, Абрамович выступала с сольными работами, переосмысляя собственный культурный опыт и культурно-исторические традиции своей страны. Переехав в 2001 году в Нью-Йорк, она изучала возможности повторных перформансов как способа показа и сохранения этого вида искусства, воспроизводила свои ранние работы и перформансы других художников. Эти идеи отражены в перформансе «В присутствии художника». Ее работы демонстрировались во многих странах мира, а в 2011 году она приняла участие в опере «Жизнь и смерть Марины Абрамович», поставленной по мотивам ее собственной жизни Робертом Уилсоном с участием Уиллема Дефо в рамках Манчестерского международного фестиваля.

О кураторе

Клаус Бизенбах - директор центра MoMA PS1 и старший куратор специальных проектов Музея современного искусства Нью-Йорка (MoMA). В 2004 году Бизенбах был назначен куратором отдела фильмов и медиа MoMA и стал старшим куратором-советником в нью-йоркском MoMA PS1. С 2006 года он является старшим куратором нового отдела медиаискусства MoMA, который к 2009 году вырос в отдел искусства медиа и перформанса. В качестве старшего куратора отдела Бизенбах реализовал ряд новаторских проектов, в том числе запустил цикл новых выставок, посвященных искусству перформанса, серию регулярных семинаров для художников и кураторов, а также пополнил коллекцию музея новыми важными произведениями медиаискусства.

В числе последних международных выставок, организованных Бизенбахом, - «Когда-либо еще» Райана Трекартена, «История обмана» Франсиса Алюса, выставка Лорел Накадате (2011); «В присутствии художника» Марины Абрамович (2010); «Перформанс 1» Тэчина Чэя (2009); «Вылей свое тело» Пипилотти Рист (площадью 7354 кубометров) (2008); выставка «Лунатики» Дуга Айткена, созданная в 2007 году при содействии Creative Time; выставка «Образцы террора: Фракция Красной Армии», проведенная в Берлине и Граце (2005); Шанхайская биеннале (2002); Венецианская биеннале (1995); выставочное пространство Hybrid Workspace на Documenta X в Касселе (1997) и 37 Rooms в Берлине (1992). В 2010 году Бизенбах организовал выставку «100 лет перформанса» в Центре современной культуры «Гараж».
В 1991 году Бизенбах основал Институт современного искусства Kunst-Werke в Берлине, а в 1996-м - Берлинскую биеннале, и до сих пор является директором-учредителем обеих институций.

Центр современной культуры «Гараж»
Центр современной культуры «Гараж» - крупнейшая некоммерческая культурная организация, открывшаяся в Москве в 2008 году и посвященная поддержке и развитию современного искусства и культуры в целом. Приоритетами Центра являются ознакомление московской публики с современным и передовым искусством и культурой и их развитием в России, а также поддержка нового поколения русских художников.
Эта миссия осуществляется в рамках выставочной программы, которая охватывает как сотрудничества с важными художественными коллекциями, так и проекты, посвященные творчеству конкретных художников или групповые выставки. Также в «Гараже» постоянно проходят специальные события - дискуссии, мастер-классы, кинопоказы, перформансы и креативные занятия с детьми.

«Гараж» расположен в здании, построенном Константином Мельниковым, которое по праву признано шедевром конструктивизма. Пространство «Гаража» включает несколько галерей, открытое экспозиционное пространство, внутренний двор, кафе, детскую комнату, кинозал и медиатеку. Дизайн помещения был разработан признанным архитектором Джейми Фобертом.

А вот теперь картинки.

Перфоманс - один из самых неоднозначных видов современного авангардного искусства. Его главное предназначение - шокировать публику.
По сути это своего рода представление, в которое часто вовлекается публика, своеобразный синтез театра абсурда, музыки и спецэффектов.
Направление зародилось среди представителей богемы в 60-х годах прошлого века в Западной Европе и США.

Яркий представитель перфоманса Марина Абрамович. Свои акции она устраивает уже около 40 лет.
Вот лишь некоторые, самые скандальные из них.

«Dragon Heart»


Во время перфоманса Марина Абрамович лежала в центре горящей звезды, с намотанным на голову огромным питоном.

«Ритм 0»


Акция проходила в галерее Studio Mona (Милан). Разложив на столике всевозможные предметы, Марина предложила зрителям действа воспользоваться ими, и сделать что-нибудь с ее телом. Зрители для начала принялись разрезать одежду на художнице. Акцию пришлось прервать в тот момент, когда самый смелый засунул в рот Марины дуло пистолета.

«Смерть себя»


Марина Абрамович и немецкий художник Улай решили дышать одним воздухом, соединив свои рты специальным агрегатом и вдыхая друг друга. Их хватило на 17 минут, после которых оба упали без сознания.
Смысл перфоманса, по объяснению его авторов, исследовал возможность человека поглощать жить его ближнего.

«Балканское барокко»


Перфоманс выглядел просто ужасающе. Художница сидела на огромной горе окровавленных костей, перемывая их.
Акция посвещалась жертвам войны в Югославии.

«Дом с видом на океан»


В течении двух недель женщина жила на открытой платформе, напоминающей квартиру, которая была подвешена на стене галереи. Она не имела возможности спуститься вниз, поскольку лестница была изготовлена из острых, обагренных кровью ножей. Все это время Марина находилась на глазах у посетителей галереи, ничего не ела и молчала.

«The art is present»


Акция длилась 716,5 часов и стала одний из самых долгих перфомансов в истории. По задумке Марина должна была посмотреть в глаза как можно большему количеству посетителей выставки, каждый взгляд фиксировал фотограф. За время перфоманса художница обменялась взглядами с 1500 человек.

Выросшая в коммунистической югославской семье, Марина Абрамович стала не только одним из самых выдающихся перформансистов XX века, но и, пожалуй, самым влиятельным художником среди женщин в мире.

Перформанс — вид современного искусства, при котором произведением считается непосредственно художественный акт или процесс.

Страдание как основа искусства

Вся жизнь Марины Абрамович нераздельно связана с художественным миром. Она уверена, что без страданий и испытаний, встречающихся на пути человека, невозможно создавать настоящие произведения искусства. Именно поэтому красной нитью, связывающей ее перформансы, проходит тема боли и ее преодоления. А в качестве объекта выступает, как правило, ни много ни мало собственное тело художницы. Она подвергает себя страданиям, исследуя возможности физического тела и пределы человеческого разума.

В самом известном своем перформансе «Ритм 0» Абрамович дала зрителям полную свободу, свое пассивное тело и набор случайных предметов, позволив распоряжаться всем этим, как кому захочется. Среди предложенных ею вещей были розы, пистолет, перья, мед, ножницы. Во время перформанса публика поначалу нерешительная стала вести себя более агрессивно, в результате чего одежда художницы оказалась порвана, кожа порезана, а на саму нее был нацелен пистолет. Этот перформанс явился своего рода кульминацией в череде предыдущих художественных актов Абрамович с названиями «Ритм 10», «Ритм 9», «Ритм 8» и т. д., в ходе которых она теряла сознание, калечила себя, задыхалась от недостатка кислорода, испытывая себя в стремлении найти границы своих возможностей.

Испытание доверием

Абрамович не ограничивалась только физическими страданиями. В 1976 году в Амстердаме она познакомилась с Уве Лейсипеном, немецким художником, выступавшим под псевдонимом Улай. В дуэте с ним были придуманы и воплощены перформансы, раскрывавшие сущность моральных качеств человека. В ходе перформанса «Энергия покоя» Марина и Улай, отклоняясь друг от друга, тянули на себя: она — лук, держась за его середину, а он — тетиву, держась за конец стрелы, направленной в сердце Абрамович. Впоследствии Марина называла этот перформанс одним из самых сложных в своей карьере, так как он был полностью построен на доверии между ней и Улаем. Эксперименты художники проводили не только над собой, но и над публикой, устраивая зрителям психологические испытания. Например, обнаженные Абрамович и Улай на несколько часов встали в проеме двери, ведущей в музей. Посетителям необходимо было протискиваться между ними, чтобы попасть внутрь, причем проход был настолько узким, что человек мог зайти только боком, повернувшись лицом к Улаю или Абрамович.

Возвращение к истокам

После жизни в Австралии и Тибете Абрамович увлеклась темой национального самосознания. В 1997 году за перформанс «Балканское барокко» она получила премию Венецианской биеннале. В течение нескольких дней она, облаченная в белое платье, очищала от мяса и мыла щеткой 1500 говяжьих костей, сидя прямо на горе из них. Во время перформанса художница распевала народные балканские песни и рассказывала истории. Таким образом она хотела привлечь внимание к имевшему место в то время конфликту на Балканах . Но Абрамович довольно редко бывает остро политична. Обращаясь к теме тела, она в 2007 году выпускает видео сборник «Балканский эротический эпос», рассказывающий о балканских народных верованиях и традициях, в которых задействованы половые органы человека.

«Я никогда не хотела иметь мужское тело. Мне кажется, что женщины в любом случае сильнее. Сама способность женщины давать жизнь делает её сверхчеловеком, а остальное неважно»

Художник без пола

В своих работах Абрамович почти никогда не затрагивает тему секса и гендерной принадлежности, однако она всегда отдает предпочтение именно женскому началу. «Я - женщина. Я - художник. Но я не художник-феминист. У художников нет пола», — утверждает она, когда речь заходит о женских мотивах в ее искусстве. «Я никогда не хотела иметь мужское тело. Мне кажется, что женщины в любом случае сильнее. Сама способность женщины давать жизнь делает её сверхчеловеком, а остальное неважно». В одном из своих последних перформансов «В присутствии художника» она несколько часов подряд сидела за столом и смотрела садящимся напротив нее людям в глаза. Но когда напротив сел ее бывший возлюбленный Улай, с которым они расстались довольно болезненно, она не выдержала и расплакалась. Амбрамович написала манифест, где призывала «Никогда не влюбляться в художников». Все же у человека, каким бы выдержанным и стойким он ни был, всегда есть лимит психических возможностей.