Отстроились на века. Древнейшие сохранившиеся монументы на земле. Подделки в официальных памятниках древности. Дальнейшее развитие надгробных памятников


Умышленное уничтожение культурных ценностей боевиками стало настоящей проблемой нашего времени. ИГИЛ беспощадно взрывает памятники и храмы, в том числе и те, которые были занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В нашем обзоре 10-ка исторических памятников, уничтоженных в разное время и в разных странах боевиками, нацистами и религиозными фанатиками.

1. Древние храмы в Камбодже


В 1975 - 1979 годах красные кхмеры убили более двух миллионов камбоджийцев. Провозгласив «возвращении к истокам», они также начали уничтожать всё, чтобы было связано с прошлым, в том числе и памятники архитектуры. Было уничтожено более 3000 храмов, нанесен непоправимый ущерб статуям, священным книгам и другим религиозным предметам и артефактам. Также были уничтожены 73 католические церкви в Камбодже. Многие из сокровищ, разграбленные в вандалами, то и дело всплывали на арт-аукционах различного ранга.

2. Янтарная комната


Янтарная комната, которую называли «восьмым чудом света», была подарком Петру I от Фридриха Вильгельма I в знак перемирия между Россией и Пруссией. Шедевр был создан мастером Андреасом Шлютером для прусского короля Фридриха I. В последние месяцы Второй мировой войны нацисты демонтировали Янтарную комнату, после чего ее никто больше не видел.

3. Гао-Саней


В 2012 году исламские террористы-туареги разграбили и взорвали Гао-Саней – археологический памятник 11-го века на севере Мали, состоящий из пирамидальной гробницы, двух мечетей с плоской крышей, кладбища и ряда построек под открытым небом. Согласно данным Организации Объединенных Наций, 90 процентов комплекса было разрушено.

4. Гробница имама Аун аль-Дин


Гробница имама Аун аль-Ди - расположенная в Мосуле на берегу реки Тигр святыня 13-го века была разрушена ИГИЛ в июле 2014. Гробница, считавшаяся настоящей архитектурной жемчужиной, была взорвана и превращена в груду щебня.

5. Крак де Шевалье


Построенный между 1142 и 1271 годами Крак де Шевалье был одним из самых хорошо сохранившихся замков крестоносцев в мире. За все время существования этот замок госпитальеров никогда не был захвачен. Два года назад во время сирийской гражданской войны во время авианалета была повреждена крыша замка, а тяжелая артиллерия повредила стены и религиозные артефакты, находившиеся в замке и на его территории.

6. Нимруд

Основанный в 13-ом столетии до нашей эры и расположенный к югу от Мосула Нимруд был столицей нео-ассирийской империи. Сегодня очень сложно оценить степень урона, нанесённого древнему городу. Но если судить по спутниковым снимкам, существенная часть строений разрушена бульдозерами и тяжелой военной техникой.

7. Хорсабад


ИГИЛ безвозвратно уничтожил многие исторические памятники в Сирии и Ираке. 9 марта 2015 года террористическая группа разграбила и частично разрушила Хорсабад - древний город в 15 километрах к северо-востоку от Мосула, который был столицей древней Ассирии ещё в 721 году до н.э.. Полностью были разрушены дворец, известный своими стилистическими инновациями, стёрты с лица земли множество резных каменных рельефов.

8. Музей Мосула


Музей города Мосул является вторым по величине музеем в Ираке. 173 древних артефакта хранилось в музее, когда в город ворвались боевики ИГИЛ и начали кувалдами уничтожать древности. Несколько больших статуй были полностью разрушены, артефакты из археологических раскопок Ниневии уничтожены.

9. Национальный музей Афганистана


По данным National Geographic, 70 процентов коллекции Национального музея было разграблено или уничтожено. Грабили музей несколько террористических групп в течение 35 лет постоянных конфликтов, которые бушевали в Афганистане. Уничтожили большинство ценностей талибы. Они в феврале 2001 года разбили в музее все экспонаты, изображавшие человека или животных. В итоге 2500 артефактов были уничтожены.

10. Бамианские статуи Будды


В марте 2001 года талибы взорвали две статуи Будды 6-го века, которые были высечены в скалах, окружающих афганскую долину Бамиан. Статуи размером 55 и 37 метров были построены между 507 г. н.э. и 554 г. н.э. Бамианские Будды пережили ряд войн в течение более чем 1500 лет. Даже Чингисхан понял их культурное значение и решил оставить статуи нетронутыми. Мохаммед Омар Мулла, лидер талибов в 2001 году, приказал уничтожить Будд, чтобы «очистить Афганистан от индуистской ереси».

Боевикам запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» одним ударом молотка удалось дважды шокировать научное сообщество. Били исламисты по храмам и скульптурам в иракском городе Хатры, считавшимся невероятно древними и ценными. Свои действия джихадисты сняли на видео.

  • Первый удар поразил зрителей диким вандализмом.
  • Второй — раскрыл невероятную тайну.

Тысячелетняя скульптура оказалась из железобетона , а наружные украшения месопотамского святилища держались на стальных швеллерах. Здесь нужно говорить не о тысяче, а максимум о сотне лет.

Множество памятников древней культуры либо новодел, либо фальшивка!

То же касается многих других знаменитых памятников «древности»

Что же исламские дикари разрушили в Ираке под видом памятника Парфянского царства? Как бы там ни было, руку к изготовлению «древностей» приложили знаменитые британские ученые, и вот почему.

После Первой мировой войны англичане склеили современный Ирак из трех провинций бывшей Оттоманской империи. Британские дипломаты решили, что правительство страны должно быть более умеренным суннитским, а не шиитским, и под эту концепцию создавали соответствующую «древнюю» историю государства.

Они, на правах носителей цивилизации, все сохранившиеся к тому моменту настоящие памятники под разными предлогами вывезли в Лондон. Обратно же вернули псевдоперсидские железобетонные изваяния, соответствовавшие нужному идеологическому и историческому содержанию, смысл которого на пальцах объяснили обученные историки-пропагандисты. Учитывая, что жители нового государства других статуй не видели, то считали своей древностью эти.

Памятники истории с бетонными вставками:

Как говорится в одном анекдоте: «Если ученые что-нибудь открыли, проверь, не британские ли они».

Стоунхендж

Лучше всего их фантазия работает в домашних условиях. Взять хотя бы Стоунхендж. Могучий памятник и артефакт прошлых цивилизаций и верований.

Стоунхендж, если верить принятым методам датировки, — ровесник египетских пирамид. Но в число античных чудес света он не вошел — о нем вообще ничего не пишут ни греческие, ни римские авторы.

Первое издание, посвященное Стоунхенджу, — это вышедшая в 1655 году книга Джона Уэбба. А точку в исследованиях поставил в 60-х годах XX века астроном Джеральд Хокинс, доказавший, что Стоунхендж — обсерватория, позволяющая с высокой точностью проводить астрономические наблюдения. Тогда же подсчитали, что для строительства Стоунхенджа понадобилось триста лет и десятки тысяч рабочих рук!

Наибольший интерес представляют многотонные каменные перекрытия наверху. Как их туда затащили?

Якобы действовали методом перекидывания с помощью штабелей из бревен. Подсчитано, что такая башня потребовала бы пятнадцать кубических километров бревен с заранее вырубленными пазами! И во имя чего?

Обман очевиден

Тем более, на самых первых фотографиях памятника отлично видно — камней там явно меньше, чем сейчас. И уж точно не хватает, чтобы построить из них ту чудесную анфиладу с алтарем посредине, которая там якобы была в далеком прошлом. Рядом камни тоже не валяются. Ничего похожего в радиусе 200 км не нашли.

При этом нет никаких сведений, что Стоунхендж кто-то растаскивал. Да куда и кто потащит многотонную глыбу? Значит, никакой кольцевой анфилады и быть не могло. А было что-то втрое меньшее. И современный Стоунхендж отличается от оригинала, как курица от морковки.

Откуда же взялся «древний» памятник? Его триумфальная история началась в 1898 году, когда всю территорию вокруг выкупило министерство обороны Великобритании. Две деревушки, которые были здесь до этого, расселили, а сельскохозяйственную деятельность запретили.

Реставрационные работы начались в 1901 году. Полосы газеты «The Times» были полны посланий с требованиями прекратить этот вандализм, но «восстановление» памятника продолжалось, несмотря ни на что. В 1958 году, по словам «ученых», подняли «на место» еще несколько камней.

Масштабы «реставрации» стали предметом резкой критики и даже журналистских расследований. Хранитель музея Археологии и антропологии при Кембриджском университете Кристофер Чеппиндэйл был вынужден признать, что «почти все камни были тем или иным образом заменены, перемещены и теперь стоят в бетоне».

Сейчас там нет ни одного камня из тех, что были в 1901 году. Древние мегалиты исчезли в неизвестном направлении. Зато на месте непонятных развалин стоит живое доказательство присутствия на туманном Альбионе развитой цивилизации, не менее «древней», чем у Египта. Да и туристы охотно платят, чтобы посмотреть на торжество инженерной мысли далеких предков.

Пещера чудес

Но не стоит валить на одних англичан. Любители подправить историю есть везде. Например в Испании. Там юрист Марселино де Саутуола скупил в 1875 году земли в курортной провинции Бискайа. Потом поехал в Париж, где ознакомился с собранием гравюр с примерами доисторической живописи. Вернулся домой, и в 1879 году его девятилетняя дочь Мария неожиданно обнаружила на низком потолке бокового грота пещеры Альтамира, находящейся на территории папиных угодий, удивительные рисунки.

Изначально находка не принесла желаемого результата, и адвокат был обвинен в подлоге. Земляки Саутуолы утверждали, что картины подготовил один французский художник, гостивший у него в момент «открытия». Картины действительно были высокого художественного качества и в исключительной сохранности.

Однако спустя пару лет после смерти юриста все вдруг резко изменилось. Известный археолог Эмиль Картальяк, который был одним из ведущих критиков, безоговорочно признал свою ошибку и привел точную дату появления рисунков — восемь тысяч лет до нашей эры. Пещеру окрестили «Сикстинской капеллой первобытного искусства».

Что же произошло? Все просто. К тому моменту дочь Саутуолы Мария успешно вышла замуж за банкира Ботина, и он решил обелить «открытие» жены. Кстати, нынешние потомки Саутуолы являются владельцами «Grupo Santander» — крупнейшей финансово-кредитной группы в Испании с активами свыше триллиона евро.

Сейчас в пещеру никого не пускают. Живопись, прекрасно пережившая восемь тысячелетий, заплесневела. Для туристов построили точную копию пещеры рядом.

Рог изобилия

Дальше пещеры с рисунками первобытных людей посыпались как из рога изобилия. Самые известные находки сделаны во Франции. Например, пещеру Шове, чтобы переплюнуть всех соседей, датировали сразу 36-м тысячелетием до нашей эры. Ее предусмотрительно сразу закрыли для общественного доступа, поскольку краска не просохла и любое изменение влажности воздуха могло привести к повреждению настенной живописи. Для публичного посещения, как водится, построили копию пещеры в нескольких километрах от оригинала.

В общем, ученые уверяют нас, что 36 тысяч лет назад люди, знающие из одежды только набедренную повязку, рисовали не хуже Леонардо да Винчи.

Туристы верят.

Стены и башни древнего кремля

А вот для России основой её подложной истории являются кремли.

Всем известен Московский кремль, как древнее сооружение, построенный на месте старого белокаменного кремля в 15 веке. Многим известно, что есть кремль в Казани, Великом Новгороде, Пскове, тоже очень древние! Некоторые знают, что есть кремль в Нижнем Новгороде, Астрахани, Суздале и лишь единицы знают про кремль в Зарайске, Тобольске или Коломне.

В настоящее время в России сохранились 12 кремлей:

1. Астраханский кремль.

Расположен на высоком холме на берегу р. Волги. Был построен в 1580 — 1620 г.г. Михаилом Вельяминовым и Деем Губастым.

2. Зарайский кремль.

Сооружён в 1528 — 1531 г.г. по распоряжению Василия III. Будучи пограничным городом, входившим в линию укреплений на южной границе Русского государства.

3. Казанский кремль.

Построен в XVI в. Постником Яковлевым и Иваном Ширяем в псковском архитектурном стиле. Стены и башни были реконструированы в XVII и XIX вв.

4. Коломенский кремль.

Построен в 1525 — 1531 г.г. при Василии III на месте разрушенного татарами деревянного кремля. Стены и башни сохранились частично.

5. Московский Кремль.

Современные стены и башни (всего их сейчас 20) построены в 1485 — 1495 г.г. итальянскими архитекторами из красного кирпича, на месте белокаменных, достраивались в XVII в.

6. Новгородский кремль.

Современные крепостные стены и башни построены в 1484 -1490 г.г. на основаниях старых стен начала XIV в. (сам детинец на территории современного кремля существовал с X в.). В 1862 г. в кремле был торжественно открыт памятник «Тысячелетие России».

7. Нижегородский кремль.

Стены кремля с 12 башнями (первоначально 13) построены в 1500 — 1512 г.г., вероятно, итальянским архитектором Петром Фрязиным. В кремле находятся Михайло-Архангельский собор, построенный в 1631 г. в честь победы ополчения 1612 г., где ныне похоронен Кузьма Минин, несколько гражданских зданий, установлен памятник Минину и Пожарскому.

8. Псковский кремль.

Называется «кром». Расположен у слияния рек Великая и Пскова. Стены и башни сооружены в XIII в. из известковой плиты и являются самыми древними сохранившимися в России кремлёвскими укреплениями. На территории крома расположены пятиглавый Троицкий собор конца XVII в. и семигранная колокольня того же времени, надстроенная в начале XIX в.

9. Ростовский кремль.

Комплекс кремля был построен в 1670 — 1683 г.г. ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем в качестве архиерейского дома на берегу озера Неро.

10. Рязанский кремль.

Представляет собой комплекс историко-архитектурных памятников, находящихся на территории первоначальной крепости Переяславля-Рязанского, расположенной в междуречье рек Трубеж и Лыбедь. Сооружения окружены земляным оборонительным валом XII -XVII в.в.

11. Тульский кремль.

Кирпичные стены и башни построены в 1514 — 1520 г.г. в качестве оборонительной крепости на южных рубежах страны. Кремль выдержал осаду крымского хана Девлет-Гирея в 1552 г., в 1608 г. в кремле четыре месяца выдерживали осаду царских войск повстанцы И. Болотникова.

12. Тобольский кремль.

Построен в конце XVII в. Г. Шарыпиным и Г. Тюриным: каменные стены и башни т.н. Софийского двора и пятиглавый Софийско-Успенский собор (1681 — 1686 г.г.) — древнейшее каменное сооружение Сибири. В 1700 — 1717 г.г. Семёном Ремезовым построена светская часть кремля — Малый или Вознесенский город. Соборная колокольня (высота 75 м) построена в конце XVIII в., Покровский собор в 1740-х г.г. Другие сооружения кремля выстроены в XVIII — XIX в.в. В Тобольск при Борисе Годунове был «сослан» знаменитый Угличский колокол, для которого в кремле была построена специальная каменная звонница.

Кремлевска общность

Удивительное дело, не смотря на то, что кремли строились в разное время (разброс дат составляет около 200 лет) все они одинаковы, некоторые похожи на столько что если бы на фото были только фрагменты стен или башен отличить из друг от друга практически невозможно!

Зарайск, Великий Новгород, Тула — найдите отличия!

Суздаль, Ростов, Коломна, Смоленск можно даже не подписывать они одинаковые.

Астрахань, Казань, Тобольск, Нижний Новгород….города разные истории разные, а кремли одинаковые. Если тобольский кремль построен в конце 18 века, но все они однотипные, то можно предположить, что и все остальные кремли потроены в то же самое время.

Схожест кремля с итальянскими

Что же объединяет, помимо стиля архитектуры, эти сооружения? Они все сделаны якобы в разное время, но все сделаны из кирпича!!! Официальная же история массовое производство кирпичей относит к началу 18 века, в лучшем случае! Да и этапное совершенствование технологий изготовления связующих смесей и их масштабное использование началось тоже в 18 веке.

Все эти кремли строились на основе и фундаменте звёздных крепостей и после разрушения остатков Тартарии уже и создавались новоделы (что такое звездная крепость — это отдельная тема для статьи).

Для примера звёздная карта Кремля Москвы:

По сути многие «древние» строения при внимательном рассмотрении оказываются частями обычных «индустриальных строений» прошлого.

Здесь необходимо всё же различать где действительно остатки осевой цивилизации, а где подделки-новоделы.

Источник http://privalovgame.livejournal.com/57201.html

Археологические находки, как правило, позволяют учёным получить весьма подробную информацию о прошлом. Но случается, что учёные и сами становятся в тупик, поскольку не могут объяснить ни происхождение, ни предназначение артефактов. В нашем обзоре 10-ка удивительных архитектурных объектов, найденных археологами в разных точках планеты.

1. Сооружения храмовников (Мальта и Гозо)


Храмовники жили на островах Мальта и Гозо в Средиземном море на протяжении 1100 лет (с 4000 до 2900 годов до н.э.), а затем просто исчезли без следа, оставив после себя только удивительные сооружения. Насколько могут судить современные археологи, причиной их исчезновения не стали ни вторжение, ни голод или болезни. Можно утверждать, что эти загадочные люди были одержимы строительством каменных храмовых комплексов - их на 2 небольших островах было найдено около 30. Исследователи обнаружили многочисленные свидетельства жертвоприношений и сложных ритуалов в в этих храмах, а также обилие фаллических символов.



Высоко в горах, посреди сибирского озера в 1891 году ученые обнаружили одно из самых загадочных сооружений в России - Пор-Бажын (что означает "Глиняный дом"). Возраст этой структуры площадью в 7 актов, оценивается в 1300 лет. Несмотря на то, что прошло уже более века с момента открытия Пор-Бажына, археологи ни на шаг не приблизились к разгадке того, зачем была построена подобная структура.

3. Подземные пирамиды этрусков (Италия)


В 2011 году археолог Клаудио Биццарри наткнулся на этрусские пирамиды под средневековым итальянским городом Орвието. Сначала археологи заметили ступеньки в этрусском стиле, которые были вырезаны в стене винного погреба и уходили вниз. После раскопок обнаружился туннель, который вел в помещение с наклоненными вверх стенами. Продолжив спускаться вниз, археологи обнаружили этрусскую керамику 5 - 6 веков до нашей эры, ряд прочих артефактов, чей возраст составлял более 3000 лет, и около 150 надписей на этрусском языке. В процессе раскопок обнаружилось, что ступеньки ведут еще ниже, в очередной туннель, ведущий к другой подземной пирамиде. Раскопки ведутся до сих пор.

4. Древняя тундра (Гренландия)


До недавнего времени геологи считали, что ледники при своем движении играют роль своеобразного катка, который "стирает" с поверхности растения и слой почвы. выступать в качестве сил эрозии, очищая от всего, они двигаются по от растений и почвы в верхнем слое коренных пород. Но теперь, ученые должны переосмыслить эту теорию, поскольку под ледником толщиной 3 км обнаружилась тундра в первозданном виде. Растения и почва были заморожены в течение более 2,5 млн лет.

5. Потерянный храм Мусасира (Ирак)


В Курдистане на севере Ирака местные жители недавно нашли настоящие археологические сокровища, датируемые железным веком (более 2500 лет назад). Совершенно случайно они обнаружили основания колонн (предположительно потерянного храма Мусасира), а также другие артефакты, в том числе статуи людей и козы в натуральную величину. Статуи, как полагают, были важной частью ритуалов захоронения в цивилизации Урарту. Дальнейшие раскопки небезопасны, поскольку в этом регионе осталось множество неразорвавшихся мин с приграничных конфликтов прошлых лет.

6. Дворец династии Хань (Сибирь)


Когда советские рабочие прокладывали дорогу недалеко от монгольской границы, они случайно раскопали фундамент старинного дворца в непосредственной близости от города Абакан. Археологи к 1940 году полностью раскопали участок, но так и не смогли раскрыть тайну руин. Возраст руин огромного дворца площадью около 1500 квадратных метров был определен в 2000 лет. Однако, при этом дворец был построен в стиле китайской династии Хань, правившей с 206 г. до н.э. по 220 г. н.э. Заковыка в том, что дворец был расположен прямо на вражеской территории, контролируемой в то время кочевым народом хунну. Набеги хунну были настолько постоянными, что именно для защиты от них была построена Великая Китайская стена.

7. Семь провинциальных пирамид (Египет)


На юге Египте возле древнего поселения Эдфу археологи обнаружили ступенчатую пирамиду, которая на несколько десятилетий старше Великой Пирамиды в Гизе. Построенная 4 600 лет назад, эта трехступенчатая пирамида принадлежит к группе семи "провинциальных пирамид", которые были изготовлены из блоков песчаника и глиняного раствора. Пирамида Эдфу всего 5 метров в высоту, хотя ранее ее высота составляла около 13 метров. Шесть из семи пирамид почти идентичны по размеру и не содержат внутренних камер, поэтому они не были предназначены для использования в качестве гробниц. Предназначение их до сих пор неизвестно.

8. Магические святилища (Армения)


Во время раскопок в 2003-2011 годах армянской крепости в городе Гехарот, археологи обнаружили три святилища, возраст которых составляет около 3 300 лет. Как предполагают, они, использовались для гадания, и с помощью этих святилищ местные правители предсказывали свое будущее. В центре каждого храма, состоящего из одной комнаты, был глиняный бассейн, заполненный золой, а также керамические сосуды.

9. Буддийский храм (Бангладеш)


С помощью недавнего археологического открытия возможно удастся узнать о ранних годах жизни Атиша Дипанкара, почитаемого буддийского святого, который родился в Бангладеше более 1000 лет назад. В округе Муншингадж были обнаружены развалины буддийского города и храма, возраст которых составляет около 10 веков. Как полагают ученые, именно в этом храме Дипанкар учил своих последователей, прежде чем уехал в Тибет.

10. Тель-Бурна (Израиль)


На юге Израиля археологи обнаружили городище эпохи железного века и многочисленные артефакты, которые заставили предположить, что Тель-Бурна на самом деле является библейским городом Ливны - одним из мест, где израильтяне останавливались во время Исхода, когда Моисей вывел их из Египта. Если это предположение верно, то Тель-Бурна является частью Иудейского царства, в которое также входил Иерусалим.

Загадочные артефакты есть не только среди памятников архитекуры. Сегодня существует, как минимум, .


Содержание:

Невероятно огромна роль архитектурных памятников, которыми богата планета Земля. Благодаря древним строениям удаётся проникнуться, почувствовать дух эпохи, давно минувшей. Ведь ничего нет весомее, как пройтись по древним улочкам, выложенным из камня, который истёрся от прикосновения ступней поколений, давным-давно здесь ступавшим.

Богата архитектурными памятниками и русская земля. Это свидетельство процветания тысячелетия назад городов и обычных населённых пунктов. Здесь жили предки сегодняшних поколений, которые воевали за свободу, за процветание родных очагов. Часто спорят о патриотизме россиянина, то есть русского, украинца, татарина, белоруса, представителей других национальностей, живших и сейчас живущих на этой земле.

Не могут спорящие понять, что заставляет россиянина жертвовать собой ради свободы и жизни других. С чего начинается патриотизм? А он начинается с древних церковных храмов, с полузаросшей травой крепостей, со зданий и сооружений, в которых создавали свои произведения Пушкин и Достоевский, Мусоргский и Чайковский, где писали иконы Рублёв со своими учениками, где рождали первые указы, укрепляющие Россию, Иван Грозный и Пётр I.

Выходит, что патриотизм начинается там, где появился на свет россиянин, где он жил, выращивал хлеб, строил замки и храмы, устанавливал крепостные стены, где он проливал свою кровь за свободу и независимость. Поэтому приходится с сожалением констатировать факты безобразного отношения к памятникам архитектуры Руси, которые воздвигались на заре своей государственности. Такое отношение к архитектурным памятникам и убивает патриотизм.

На Руси много памятников. Всемирно известны они в Москве, Петербурге, Киеве. О них часто пишут, к ним обращено внимание государства, церкви, общественных организаций. Но есть памятники архитектуры, которые в далёкие годы были возведены в других городах и даже небольших сёлах. Широкой общественности о них почти ничего не известно. Но роль их в воспитании любви к своей родине у россиян неизмеримо высокая.

Указом Андрея Боголюбского в 1165 году между реками Клязьмой и Нерлью во Владимирской области был возведён церковный храм в память о погибшем от рук булгар сыне князя. Церковь одноглавая, но выстроена она из белого камня, что в ту пору было новинкой. В те времена главным строительным материалом было дерево. Но деревянные строения часто уничтожались пожарами, были неустойчивыми перед набегами врагов.

Хоть и построили храм в память о сыне Андрея Боголюбского, но посвящён он был церковному празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Это первый такой памятник и очень важный, поскольку православие на Руси ещё только утверждалось.

Очень простой кажется конструкция храма. Главные его составляющие - это четыре столпа, три апсиды, крестообразный купол. Церковь имеет одну главу. Но она сотворена в таких пропорциях, что издали представляется парящей над землёй. Этот церковный храм по праву находится в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Десятинная церковь

С крещением Руси связана церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве, получившая название Десятинной. Это было первое каменное строение. Церковь строили пять лет, с 991 по 996 годы, на месте сражения христиан с язычниками. Хотя в Повести временных лет началом строительства храма назван 989 год.

Здесь закончен был земной путь первомучеников Фёдора, а также его сына Иоанна. Князь Владимир Святославич своим указом выделил для строительства церкви десятину из государственной казны, по нынешнему времени, из бюджета. Поэтому церковь и получила такое имя.

В своё время это был самый большой храм. В 1240 году войска татаро-монгольского ханства разрушили храм. По другим источникам церковь рухнула под весом собравшегося там народа в надежде спрятаться от захватчиков. От этого археологического памятника сохранился лишь фундамент.

Золотые ворота

Символом мощи и величия Древней Руси считаются Золотые ворота. В 1158 году Андрей Боголюбский поручил окружить город Владимир валом. Через 6 лет он распорядился возвести пять входных ворот. До настоящего времени устояли только Золотые ворота, являющиеся памятником архитектуры.

Эти ворота изготовили из дуба. Впоследствии их оковали листами меди, покрыв позолотой. Но не только за это получили ворота своё имя. Настоящим произведением искусства были золочёные створки. Жители города сняли их перед нашествием монголо-татарского войска. Эти створки занесены в реестр ЮНЕСКО, как шедевры, утраченные человечеством.

Правда, в 1970 году появилось сообщение, что створки найдены японскими учёными-археологами, которые принимали участие в очистке реки Клязьмы. Тогда-то и были обнаружены многие артефакты, в том числе, створки. Но вот самое ценное в них - золотые пластины не найдены до сих пор.

По легенде своды ворот во время завершения строительства упали, придавив 12 строителей. Очевидцы решили, что все они погибли. Андрей Боголюбский повелел принести икону Божией Матери и начал молиться за попавших в беду людей. Когда ворота освободили от завалов, приподняли, работники там оказались живыми. Они не получили даже никаких повреждений.

Семь лет понадобилось для того, чтобы построить этот собор. Его возвели в честь жителей Новгорода, с помощью которых Ярослав Мудрый стал Великим князем. Завершено было возведение собора в 1052 году. Для Ярослава Мудрого этот год стал знаковым. Он похоронил в Киеве своего сына Владимира.

Строили собор из разных материалов. Основными были кирпич и камень. Стены собора облицевали мрамором, на них были встроены мозаичные узоры и картины. Это веяние византийских мастеров, которые стремились перенять славянские архитекторы. Позднее мрамор заменили известняком, вместо мозаик вставили фрески.

Первая роспись датирована 1109 годом. Но фрески со временем также были разрушены. Особенно много было утрачено во время Великой Отечественной войны. Лишь фреска „Константин и Елена“ дожила до 21 века.

Галерей в соборе нет, внешне он представляется как храм крестово-купольной формы с пятью нефами. В то время такой стиль был присущ большинству храмов. Здесь находятся созданные в далёком прошлом три иконостаса. Среди главных икон в соборе хранятся Тихвинская икона Богородицы, Евфимий Великий, Савва Освещенный, Антоний Великий, икона Божией Матери „Знамение“.

Есть здесь и старинные книги. Много частично разрозненных произведений, хотя есть и уцелевшие. Это книги князя Владимира, княгини Ирины, архиепископов Иоанна и Никиты, князей Фёдора и Мстислава. Фигурка голубя, символизирующая Святой Дух, украшает крест купола, расположенный в центре.

Этот храм уникален не только тем, что выполнен в стиле романтизма. Собор впечатляет элементами, напоминающими западные базилики. Самое главное - это белокаменная резьба. Всё получилось благодаря тому, что возведение собора лежало исключительно на плечах русских зодчих. Отделочные работы выполнялись греческими мастерами. Каждый старался сделать работу так, чтобы не посрамить своё государство.

Здесь были собраны лучшие мастера, поскольку собор строился для князя Всеволода большое гнездо. В соборе впоследствии разместилась его семья. История собора исчисляется 1197 годом. Позже собор был освящён в память Дмитрия Солунского, считавшегося небесным покровителем.

Композиционное построение собора основано на конструктивных особенностях византийских храмов. Как правило, это 4 столпа и 3 апсиды. Позолоченный церковный купол венчает крест. Фигура голубя служит флюгером. Стены храма привлекают изображениями мифического характера, святыми, псалмовцами. Миниатюра Давида-музыканта является символом государства, охраняемого богом.

Здесь не могло не быть изображения Всеволода Большое гнездо. Его изваяли вместе с сыновьями. Внутреннее убранство храма восхищает. Несмотря на то, что многие фрески утрачены, до сих пор здесь красиво и торжественно.

Церковь Спаса была построена на горе Нередица всего за один сезон в 1198 году. Храм был возведён по указу правившего в то время в Великом Новгороде князя Ярослава Владимировича. Храм вырос на возвышенном берегу русла реки Малый Волховец, невдалеке от Рюрикова Городища.

Церковь была построена в память о двух павших в бою сыновьях Ярослава Владимировича. Внешне церковь не отличается величественными надстройками. Тем не менее, она является памятником архитектуры. Построена церковь по традиционному для того времени проекту. Один кубический купол, далее, как и в других проектах - четырёхстолпный и трёхапсидный вариант.

Поражает внутренний интерьер церкви. Стены полностью расписаны и представляют галерею русской живописи, одну из самых старинных и уникальных. Эти росписи активно изучали учёные в первой трети прошлого века. Сохранились подробные описания картин, проливающие свет на историю того времени, когда возводилась церковь, на уклад жизни новгородцев. Художник Н.Мартынов в 1862 году сделал акварельные копии нередицких фресок. Они с большим успехом были продемонстрированы в Париже, на Всемирной выставке. Эскизам была присуждена бронзовая медаль.

Эти фрески являются очень ценным образцом новгородской монументальной живописи. Созданные в XII столетии, они и сегодня представляют большую художественную, тем более, историческую ценность.

Самым уникальным архитектурным памятником многие считают Новгородский кремль. Он относится к одному из древнейших памятников. Каждый город на Руси воздвигал свой кремль. Это была крепость, которая помогала оградить жителей от вражеских набегов.

Немногие кремлёвские стены устояли. Новгородский кремль вот уже десятое столетие верно служит своим жителям города. Эта постройка самая старая. Но она сохранила свой первоначальный облик.

Тем и ценен этот архитектурный памятник. Выложен был кремль из красного кирпича, в то время на Руси строительный материал диковинный и дорогой. Но не зря использовали его новгородские строители. Стены города не дрогнули перед натиском многих неприятельских войск.

На территории Новгородского кремля высится Софийский собор. Это ещё один из великих архитектурных памятников Древней Руси. Пол собора выложен мозаикой. Весь интерьер - образец утончённого мастерства зодчих. Проработана каждая деталь, мельчайший штрих.

Жители новгородской земли гордятся своим кремлём, считая, что он в нём сосредоточен ансамбль архитектурных памятников, который должен воодушевлять каждого россиянина.

Троице-Сергиева лавра является самым большим мужским монастырём в России, который находится в городе Сергиев Посад в Московской области. Основателем монастыря был Сергей Радонежский. Со дня основания монастырь стал центром духовной жизни московских земель. Здесь войско князя Дмитрия Донского получило благословение на битву с Мамаем.

Более того, Сергий Радонежский отправил в войско монахов Ослябя и Пересвета, отличавшихся усердием в молитве и богатырской силой, которые проявили себя геройски во время сражения 8 сентября 1830 года. Обитель на протяжении столетий была центром религиозного воспитания россиян, а также сердцем культурного просвещения.

В обители было написано много икон. Этим занимались Андрей Рублёв и Даниил Чёрный - выдающиеся иконописцы. Именно здесь была написана широко известная икона „Троица“. Она стала составной частью иконостаса монастыря. Испытанием называют историки осаду обители польско-литовскими захватчиками. Это было смутное время. 16 месяц длилась осада. Осаждённые выстояли и победили.

Не все памятники архитектуры Древней Руси выстояли и сохранились. От многих не осталось следов. Но сохранились описания в древних книгах. Учёные расшифровывают их, устанавливают местонахождение. Патриоты находят силы и средства и начинают восстанавливать древние строения. Чем активнее будет проводиться эта работа, тем всё больше возрастёт величие России.

Надгробный памятник имеет долгую историю. Традиция увековечивать память умерших возникла тысячелетия назад и до настоящего времени не утратила своей значимости.

Древний мир

Обычай устанавливать надгробные сооружения на месте погребения появилась очень давно. Пожалуй, самый грандиозный пример из древности – египетские пирамиды, которые возводились на месте захоронения усопших правителей. Также можно отметить сохранившиеся усыпальницы в Турции, высеченные в скалах, и древнерусские курганы, воздвигнутые в честь вождей. Но следует отметить, что такие надгробия носили скорее культовый смысл – они служили храмом для души похороненного.

В мемориальных целях памятники начали сооружать в античное время. Так, в Древней Греции стали появляться некрополи (большие кладбища с каменными надгробиями), стелы (вертикальные каменные плиты) и мавзолеи (здания с погребальными залами). Древние римляне часто устанавливали некрополи вдоль дорог (например, римские катакомбы на Аппиевой дороге). Они также начали строить над могилами мемориальные арки, колонны, статуи императоров и воинов, для того чтобы живые не забывали о совершенных когда-то подвигах.

В те времена основным материалом для надгробных плит служил натуральный камень, который обрабатывали вручную.

Средние века

Античные традиции получили дальнейшее развитие в Средние века. Популярность завоевали склепы также, где хоронили целые семьи. Чем богаче и известнее была фамилия, тем больше и замысловатее был склеп. В таких усыпальницах можно было встретить фигуры животных, охраняющие вход, статуи членов семьи, часовни и пр. На надгробных плитах благодарные потомки высекал порой целые речи.

На Руси первые надгробия появились на могилах царей и знати. С принятием христианства повсеместно стали распространяться погребальные памятники в форме креста или с его изображением. В качестве примера можно привести каменный крест на Труворовой могиле, найденный на древнем кладбище XV в. рядом с Изборском (Псковская область). Он имеет внушительные размеры – высоту выше человеческого роста, широкие крылья, мощное основание.

Выходцы из бедного люда, не имевшие средств на установку каменного надгробия, устанавливали на могилах своих близких простые кресты из дерева. Впоследствии для более долгого срока службы их основания начали бетонировать, а сам крест обрабатывать специальным покрытием.

Дальнейшее развитие надгробных памятников

С расцветом европейской культуры изготовление надгробных памятников превратилось в настоящее искусство. Появились памятники-статуи, выполненные известными скульпторами; для росписи стен в фамильных склепах привлекались знаменитые художники. В украшении надгробий стали широко применяться христианские символы и сюжеты. Значительно расширился и выбор используемых материалов: к камню и дереву добавился мрамор, гранит, медь, чугун и пр.

В XVIII – XIX вв. в Европе возникает практика захоронений в погребальных парках, которая распространена и по сей день. В это же время становятся актуальными масштабные сооружения – триумфальные арки и другие. В XX в., после Первой мировой войны, в честь погибших начали устанавливать мемориальные кенотафы. К этому типу надгробий относится, например, памятник неизвестному солдату. Их можно встретить не только на кладбищах, но и в других местах – на площадях, в парках и пр. К слову, небольшое надгробие вдоль дороги около места гибели человека в ДТП – это тоже кенотаф.

Во многих странах, включая и Россию, сегодня есть кладбища-достопримечательности, где похоронены выдающиеся люди. Здесь можно встретить самые причудливые надгробные памятники, с проникновенными надписями и уникальными украшениями. Люди приходят к надгробиям изо дня в день – ведь они и сегодня остаются главным символом памяти об ушедших из жизни людях.