Островский гроза почему катерина умирает. 

Мы познакомились с главной героиней драмы А. Н. Островского “Гроза”, окунулись в волшебный мир ее воспоминаний о детстве и юности, узнали черты ее характера, духовный мир, с горечью наблюдали трагический финал… Что же заставило молодую
Красивую женщину броситься с обрыва в Волгу? Может быть, ее гибель была случайностью или ее можно было избежать? Ответить на вопрос: “Почему погибла Катерина?” – значит еще раз подумать о сложности и противоречивости ее натуры.
По складу характера и интересам Катерина отличается от окружающих ее обывателей города Калинова. Она от природы наделена своеобразным характером. В своих поступках, поведении она единственная из всех героев пьесы исходит не из внешних требований и обстоятельств, а из своих внутренних качеств: искренности, стремления к добру, красоте, справедливости, к свободе чувств. Катерина – натура глубоко поэтическая, исполненная высокого лиризма. Истоки формирования именно такого характера нужно искать в ее детстве и девичестве, воспоминания о котором овеяны поэзией. В родительском доме Катерина жила, “как цветок цвела”, окруженная лаской и заботой. В свободное время ходила на ключ за водой, выращивала цветы, плела кружева, вышивала, ходила в церковь “словно в рай”, самозабвенно и радостно молилась, слушала рассказы и пение странниц. Религиозная атмосфера, окружавшая ее, развила в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и неминуемое возмездие человеку за его грехи. Вера в Бога у Катерины искренняя, глубокая и органичная. Ее религиозность – это переживание доброго, величественного духовного и одновременно восторженное наслаждение прекрасным. Катерина, по-видимому, была воспитана в мещанской семье, в которой царила обстановка духовной свободы, демократизма и уважения к человеческой личности. Отсюда в ее характере и некоторых поступках твердость и волевая решительность.
Замужество Катерины и резкая перемена ее положения – совершенно новое, драматичное мироощущение для нее. В доме Кабановых она попала в “темное царство” духовной несвободы, где внешне все обстоит так же, но “как будто из-под неволи”. В доме свекрови живет суровый религиозный дух, здесь выветрился демократизм, даже странницы в доме Кабанихи совсем другие – из числа тех ханжей, которые “по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали”. И рассказы их мрачные – о последних временах, о грядущей кончине мира. Катерина постоянно чувству-ет зависимость от свекрови, которая каждую минуту готова унизить ее человеческое достоинство; терпит унижения и оскорбления, о стороны мужа она не встречает никакой поддержки. Тихон по-воему любит и даже жалеет Катерину, но он не в силах по-насто-ящему понять меру ее страданий и стремлений, не в состоянии Роникнуть в ее душевный мир. Его можно только пожалеть – он ам оказался в тисках, беспрекословно выполняет приказы мате-и “ессилен противостоять ее деспотизму. Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: она словно “завяла”, только и осталось, что воспоминания о той далекой прекрасной жизни, когда сердце всякий день ликовало и радовалось. Катерина мечется, как птица с обрезанными крыльями. “Но пока жив человек, в нем нельзя уничтожить стремления жить…”. И потому духовно богатая, поэтически возвышенная натура героини рождает новое чувство, неясное еще ей самой. “Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я жить начинаю, или уж и не знаю”, – говорит она. Это новое смутное чувство – просыпающееся чувство личности – принимает у нее форму сильной, глубокой и одухотворенной любви к Борису. У Бориса есть некоторые привлекательные свойства: он душевно мягкий и деликатный, простой и скромный человек. Он отличается от большинства калиновцев своими манерами, образованностью и речью, но принимает зависимое положение в доме своего дядюшки, подчиняется его капризам и сознательно терпит его самодурство. По убеждению Н. А. Добролюбова, Катерина полю била Бориса “больше на безлюдье”, в других обстоятельствах она раньше увидела бы все его недостатки и слабость характера. Теперь же она испугана силой и глубиной своего нового чувства, всеми силами стремится противостоять ему, сомневается в правильности своих поступков. Она испытывает и чувство вины перед Тихоном. Ведь честная и правдолюбивая Катерина не может да и не хочет жить по законам “темного царства” – делай что хочешь, только чтобы все было “шито да крыто” (как советует ей Варвара). Ни в ком не находит она опоры в своей внутренней борьбе. “Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что”, – признается она Варваре. И действительно, вокруг нее все уже рушится, все, на что она пытается опереться, оказывается пустой оболочкой, лишенной нравственного содержания, никому в окружающем мире нет дела до моральной ценности ее представлений.
Таким образом, в пьесе передано особое сцепление обстоятельств, которое делает положение Катерины невыносимым, трагическим. Жить в доме свекрови она больше не может, чувствует себя птицей в клетке, лишенной возможности летать. А уйти некуда, вырваться из клетки нереально.
Исследователь творчества Островского А. Анастасьев считает, что “стремление к воле, к свободному существованию, постоянно жившее в Катерине и обострившееся до предела, когда пришла любовь… было необходимым требованием ее натуры. Но осуществить требование – в силу объективных условий жизни – не могла. Здесь и заключается трагедия”. Я согласна с таким утверждением. В условиях калиновского мира естественные стремления и потребности личности не могли быть удовлетворены, в этом и состоит трагическая безысходность положения Катерины, которая толкнула ее на гибель.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Существует два типа людей: одни – это люди, которые привыкли бороться за лучшую жизнь, люди решительные, сильные, другие же предпочитают подчиниться, приспосабливаться к окружающим условиям. В пьесе А. Н. Островского “Гроза” Катерину можно отнести к первому, а Варвару – ко Read More ......
  2. В 1856 году Островский участвовал в “Литературной экспедиции”, организованной Морским министерством с целью изучения быта и нравов приволжских жителей, занимающихся рыболовством и судоходством. Островский взял на себя исследование быта жителей Верхней Волги. Материалы его наблюдений послужили основой для создания цикла Read More ......
  3. Драма Александра Николаевича Островского “Гроза” явилась настоящим откровением для тысяч русских зрителей-Им показали доныне неизвестный пласт провинциальной жизни. Лучше драматурга об этом не скажешь. Устами героя Кулигина он обрисовывает жизнь в Калинове: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В Read More ......
  4. Пьеса “Гроза” стала переломным моментом в творчестве А. Н. Островского. В ней писатель проанализировал реальное состояние того патриархального мира, который он с такой любовью и надеждой воспевал в предыдущих пьесах. Передовые современники Н. А. Островского, и прежде всего Н. А. Read More ......
  5. В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником стола “для дел словесной расправы”. Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов, звучало все разноголосое богатство живого великорусского языка. Приходилось угадывать характер человека по его Речевому складу, по особенностям Read More ......
  6. А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для русского национального театра, по праву считают “певцом купеческого быта”. И сидит он у входа в Малый театр, изваянный резцом скульптора Андреева, и напоминает нам о прошлом, о темном, смешном Read More ......
  7. Главная героини драмы А. Н. Островского “Гроза” – Катерина Кабанова – представляет собой “истинно русский образ женщины”, по выражению Аполлона Григорьева. Она глубоко религиозна, способна к самоотверженной любви, не приемлет компромисса со своей совестью. Народные начала проявляются и в языке Read More ......
  8. В Катерине видели мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца. Н. А. Добролюбов Пьеса Островского была написана в 1859 году, во время подъема революционного движения масс, в эпоху, когда личность вставала на борьбу за свое раскрепощение. Read More ......
Почему погибла Катерина (по драме А. Н. Островского “Гроза”)

В конце пьесы «Гроза» Катерина погибает. На первый взгляд может показаться, что она не выдержала мук совести, не смогла простить себе измену. Но причин было несколько.

Конечно, муки совести из-за измены не давали ей покоя. Она понимала, что жизни ей не будет после такого греха. Катерина была слишком набожной. Она боялась кары божьей задолго до того, как изменила мужу.

Постоянные упреки и придирки свекрови тоже сыграли в гибели Катерины свою роль. Если бы свекровь не придиралась к ней постоянно, не твердила, что она не любит мужа, Катерина не была бы в депрессии.

Тихон тоже мог спасти Катерину. Он говорил, что любит ее, но не защищал ее от нападок своей матери. Только советовал не обращать внимания на все эти придирки. Когда Катерина попросила его взять ее в поездку, Тихон отказался. Он заявил Катерине, что любит ее, но устал от баб дома и не хочет брать жену с собой. Тихон вроде ее и любил, он умолял ее не признаваться в измене, сразу стал ее искать, как только она пропала. Но даже после обнаружения тела Катерины он не посмел к ней подойти без разрешения матери.

Все эти причины и привели к самоубийству Катерины.

Cочинение по пьесе А.Н.Островского

"Гроза"

Мы знаем,что он [характер Катерины]
выдержит себя, несмотря ни на какие
препятствия, а когда сил не хватит,
то погибнет, но не изменит себе.

Н.А.Добролюбов в статье
"Луч света в тёмном царстве"

Согласно словарю, "трагедия есть драматическое произведение, в основе которого лежит непримиримый жизненный конфликт, острое столкновение характеров и страстей, оканчивающееся чаще всего гибелью героя". От себя добавим, что в трагедии силы и возможности главного героя несоизмеримо меньше власти и способностей враждебных сил. Итак, давайте рассмотрим данный конфликт, приведший к трагическому самоубийству Катерины Кабановой.

Главными представителями враждебных сил являются Кабаниха и Савел Дикой. Кабаниха является типичным самодуром с сильным характером, предпочитающая для своей выгоды "в своём глазу бревна не видеть, а в чужом и соломинку замечать". Внешне она выглядит, как обычный консерватор, противящийся новому, так как люди ещё для этих новшеств не готовы. Формально Кабаниха блюдёт законы старины. Однако это - не более, чем маска, броня, позволяющая "законно обоснованно" тиранить всех зависимых от неё людей, даже собственного сына, низведённого до положения безропотного раба и мечтающего, как бы убежать от маменьки и погулять всласть.

Дикой - это почти такой же самодур, но, в отличие от Кабанихи, у него нет никакой, даже формальной, нравственной основы. Из-за её отсутствия он ещё подвержен какому-то нравственному влиянию, хотя и в очень малой степени. Его "броня" - это деньги, которые развязывают ему руки и дают возможность чинить произвол над бедными пострашнее, чем тирания Кабанихи. Всё это прекрасно видно на примере с завещанием тётки Бориса, которую для краткости мы здесь опустим.

Противостоит им Катерина - глубоко и искренне религиозная, духовно возвышенная личность с цельным характером. Бориса, Варвару и Кудряша мы в расчёт не принимаем из-за ограниченности их сознания и приземлённости помыслов. При известных обстоятельствах они могли бы успешно соперничать с Диким и Кабанихой по части самодурства. Просто они находятся в других условиях, не позволяющих развить эту склонность. Муж Катерины, якобы любящий её, вообще превращён в некий фантом, и его робкая попытка протеста в конце вызывает лишь сдерживаемое отвращение.

Катерина же, воспитанная в любви и нежности родителями, в отличие от покорно сносящей всё и не решающейся ни на какой открытый протест троицы, вступает в конфликт с обществом, в котором правят тиранствующие самодуры. Она, строго оценивающая по незыблемым нравственным критериям каждый свой поступок, ужасно мучающаяся от сознания вины перед мужем (и Борисом, хотя здесь "ключ" в руки ей вручила судьба), находясь в атмосфере всеобщей лжи, лизоблюдства и подхалимства, неизбежно страдает. Все её убеждения противоречат тому, что она видит и слышит, и что другие называют "правильным". Только цельность характера спасает её душу от гибели, а разум - от сумасшествия.

В конце концов она всё же гибнет, а вернее, уходит из жизни, в которой её ничто не держит, и которая старательно выталкивает её. Любимый Борис оказался неспособен на решительный поступок, и, по существу, предал Катерину. Варвара и Кудряш в силу своей бездуховности не понимают страданий несчастной и не могут ей помочь. Тихону вообще потребовался такой сильный эмоциональный удар, как смерть жены, чтобы попробовать как-то протестовать. Всеми покинутая Катерина бросается с обрыва в Волгу-матушку, надеясь там, по славянскому поверью и собственному мироощущению, найти защиту и гармонию, "страну света и добра".

Остаётся лишь заметить, что поступок Катерины бросает вызов самодурной силе, но остаётся гласом вопиющего в пустыне. Мир лжи разрушился лишь для самой Катерины, а на деле он лишь пошатнулся слегка, но остался стоять, и потребуется ещё много толчков, чтобы его сокрушить. Хотя, как видно в "Бесприданнице", разрушится лишь его оболочка, а внутреннее содержимое останется неизменным.

Сайт размещён бесплатно, однако за отсутствие назойливой рекламы поверх страниц мне приходится платить хостеру кое-какие деньги. Если Вы захотите пожертвовать мне вебмани-монетку на хорошее дело, прошу воспользоваться кнопкой внизу.

Почему погибла Катерина . Катерина - главная героиня драмы А. Н. Островского «Гроза». Н. А. Добролюбов определил ее как воплощение «сильного русско­го характера», назвал ее «лучом света в темном царстве». Но, не­смотря на душевную силу и твердый характер, Катерина погибает. Почему?

С образом Катерины в драме связан мотив простора, полета. Она мечтаетотом, чтобылетать, как птица. С самого начала драмы она предчувствует свою гибель, возможно потому, что она не созда­на для жизни в «темном царстве».

Но, с другой стороны, она родилась, сформировалась в той же среде, что и Кабаниха, Тихон, Дикой и другие. Рассказ о жизни в девиче­стве -один из самых поэтичных монологов Катерины, главный мо­тив которого-все пронизывающая взаимная любовь. «Я жила, ни о чем нетужила, точно птичка на воле… что хочу, бывало, то и делаю», -рассказывает Катерина.

Весь круг ее жизни ее - домашняя работа и религиозные мечтания. Этот мир идиллический, в нем личное связано с об­щим, что является душой патриархального мироощущения. Но когда душа исчезает, остается Кабаниха и мир, который держится на насилии и принуждении. Не зря Варвара, выслушав рассказ Катерины, удивленно восклицает: «Да ведь у нас то же самое». И чуткая Катерина отвечает ей: «Да здесь все как будто из-под не­воли».

В Катерине рождается новое чувство, новое отношение к ми­ру, неясное еще ей самой: «Что-то во мне такое необыкновен­ное. Точно я снова жить начинаю или… уж и не знаю», - говорит она.

Это смутное чувство, которое Катерина, конечно, не может объяснить рационально, - просыпающееся чувство личности. В Катерине рождается и растет любовь, не укладывающаяся в рамки общественной морали. Проснувшееся чувство любви Катерина, в силу своей религиозности, воспринимает как страшный, несмы­ваемый грех. Любовь к Борису для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Моральные и религиозные запо­веди полны для нее значения и смысла. Она хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе безгра­нична.

Уже осознав свою любовь к Борису, она изо всех сил стремится ей противостоять, но не находит опоры в этой борьбе. «Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что», - признается она Варваре. И действительно, вокруг нее все рушится. Уезжает Тихон-рушится надежда найти опору в люб­ви мужа. Варвара дает ей ключ от калитки. «Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!» - говорит она Борису. Эти слова - предвестие гибели. Сознание греха сохраняется и в упоении счастьем и полностью овладевает героиней, когда это сча­стье кончается.

Она не видит иного исхода своей муке, кроме смерти. Отсут­ствие надежды на прощение толкает ее на самоубийство - грех еще более тяжкий с точки зрения христианской морали. «Все равно уж душу свою погубила», - говорит Катерина. Гибель Ка­терины предрешена и неотвратима, как бы ни повели себя люди, от которых она зависит. Она неотвратима, потому что ни ее само­сознание, ни весь уклад жизни, в котором она существует, не позволяют проснувшемуся в ней личному чувству вырваться нару­жу и расцвести ярко в «темном царстве».



Мы познакомились с главной героиней драмы А. Н. Островского «Гроза», окунулись в волшебный мир ее воспоминаний о детстве и юности, узнали черты ее характера, духовный мир, с горечью наблюдали трагический финал... Что же заставило молодую

Красивую женщину броситься с обрыва в Волгу? Может быть, ее гибель была случайностью или ее можно было избежать? Ответить на вопрос: «Почему погибла Катерина?» - значит еще раз подумать о сложности и противоречивости ее натуры.

По складу характера и интересам Катерина отличается от окружающих ее обывателей города Калинова. Она от природы наделена своеобразным характером. В своих поступках, поведении она единственная из всех героев пьесы исходит не из внешних требований и обстоятельств, а из своих внутренних качеств: искренности, стремления к добру, красоте, справедливости, к свободе чувств. Катерина - натура глубоко поэтическая, исполненная высокого лиризма. Истоки формирования именно такого характера нужно искать в ее детстве и девичестве, воспоминания о котором овеяны поэзией. В родительском доме Катерина жила, «как цветок цвела», окруженная лаской и заботой. В свободное время ходила на ключ за водой, выращивала цветы, плела кружева, вышивала, ходила в церковь «словно в рай», самозабвенно и радостно молилась, слушала рассказы и пение странниц. Религиозная атмосфера, окружавшая ее, развила в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и неминуемое возмездие человеку за его грехи. Вера в Бога у Катерины искренняя, глубокая и органичная. Ее религиозность - это переживание доброго, величественного духовного и одновременно восторженное наслаждение прекрасным. Катерина, по-видимому, была воспитана в мещанской семье, в которой царила обстановка духовной свободы, демократизма и уважения к человеческой личности. Отсюда в ее характере и некоторых поступках твердость и волевая решительность.

Замужество Катерины и резкая перемена ее положения- совершенно новое, драматичное мироощущение для нее. В доме Кабановых она попала в «темное царство» духовной несвободы, где внешне все обстоит так же, но «как будто из-под неволи». В доме свекрови живет суровый религиозный дух, здесь выветрился демократизм, даже странницы в доме Кабанихи совсем другие - из числа тех ханжей, которые «по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали». И рассказы их мрачные - о последних временах, о грядущей кончине мира. Катерина постоянно чувству-ет зависимость от свекрови, которая каждую минуту готова унизить ее человеческое достоинство; терпит унижения и оскорбления, о стороны мужа она не встречает никакой поддержки. Тихон по-воему любит и даже жалеет Катерину, но он не в силах по-насто-ящему понять меру ее страданий и стремлений, не в состоянии Роникнуть в ее душевный мир. Его можно только пожалеть - он ам оказался в тисках, беспрекословно выполняет приказы мате-и "ессилен противостоять ее деспотизму.

Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: она словно «завяла», только и осталось, что воспоминания о той далекой прекрасной жизни, когда сердце всякий день ликовало и радовалось. Катерина мечется, как птица с обрезанными крыльями. «Но пока жив человек, в нем нельзя уничтожить стремления жить...». И потому духовно богатая, поэтически возвышенная натура героини рождает новое чувство, неясное еще ей самой. «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я жить начинаю, или уж и не знаю», - говорит она. Это новое смутное чувство - просыпающееся чувство личности - принимает у нее форму сильной, глубокой и одухотворенной любви к Борису. У Бориса есть некоторые привлекательные свойства: он душевно мягкий и деликатный, простой и скромный человек. Он отличается от большинства калиновцев своими манерами, образованностью и речью, но принимает зависимое положение в доме своего дядюшки, подчиняется его капризам и сознательно терпит его самодурство. По убеждению Н. А. Добролюбова, Катерина полю била Бориса «больше на безлюдье», в других обстоятельствах она раньше увидела бы все его недостатки и слабость характера. Теперь же она испугана силой и глубиной своего нового чувства, всеми силами стремится противостоять ему, сомневается в правильности своих поступков. Она испытывает и чувство вины перед Тихоном. Ведь честная и правдолюбивая Катерина не может да и не хочет жить по законам «темного царства» - делай что хочешь, только чтобы все было «шито да крыто» (как советует ей Варвара). Ни в ком не находит она опоры в своей внутренней борьбе. «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что», - признается она Варваре. И действительно, вокруг нее все уже рушится, все, на что она пытается опереться, оказывается пустой оболочкой, лишенной нравственного содержания, никому в окружающем мире нет дела до моральной ценности ее представлений.

Таким образом, в пьесе передано особое сцепление обстоятельств, которое делает положение Катерины невыносимым, трагическим. Жить в доме свекрови она больше не может, чувствует себя птицей в клетке, лишенной возможности летать. А уйти некуда, вырваться из клетки нереально.

Исследователь творчества Островского А. Анастасьев считает, что «стремление к воле, к свободному существованию, постоянно жившее в Катерине и обострившееся до предела, когда пришла любовь... было необходимым требованием ее натуры. Но осуществить требование - в силу объективных условий жизни - не могла. Здесь и заключается трагедия». Я согласна с таким утверждением. В условиях калиновского мира естественные стремления и потребности личности не могли быть удовлетворены, в этом и состоит трагическая безысходность положения Катерины, которая толкнула ее на гибель.