Описание картины «Принцесса Грёза


1. Знаменитый русский предприниматель и меценат Савва Мамонтов задумал построить не просто гостиницу, а культурный центр, который соединил бы в себе вернисажи, залы для маскарадов и танцевальных вечеров, зимний сад и даже оперный театр. Он привлек к этому проекту известнейших архитекторов и художников начала XX века. И хотя мечта Мамонтова не сбылась, сейчас "Метрополь" признан одним из самых значительных историко-архитектурных памятников модерна и включен в список федеральных памятников архитектуры.

У "Метрополя" сложная судьба: здание строилось с 1899 по 1905 годы, потом перестраивалось, горело и снова перестраивалось. Информации о Савве Мамонтове и "Метрополе" предостаточно, поэтому просто приведу хронологию:
1850 - Во второй половине XIX века в юго-западной части Театральной площади около древней Китайгородской стены находились очень популярные в Москве бани. В другой части здания располагалась гостиница. Оба заведения по имени их владельца купца Петра Челышева назывались "Челыши".
1898 - Санкт-Петербургское общество страхований купило здание "Челышей" и передало его в аренду Северному домостроительному обществу во главе с Саввой Мамонтовым.
1899 - В январе 1899 года был объявлен конкурс на лучший проект "первоклассной гостиницы". Первое место занял проект знаменитого русского архитектора Льва Кекушева. Тем не менее понравился Савве Мамонтову проект, который занял четвертое место. Его автором был 28-летний британский архитектор Вильям Валькотт. Впрочем, облик фасадов отеля вполне можно считать плодом совместной работы нескольких архитекторов.
1901 - В 1901 году в здании произошел пожар. В 1902 работы возобновились под началом архитектора Павла Висневского. Вплоть до окончания строительства в 1905 году Московская городская управа так и не утвердила окончательные чертежи фасадов.
1905 - 5 марта 1905 года открылась гостиница "Метрополь". Роскошный отель стал очень популярен среди путешественников, деловых людей, культурной и политической элиты. "Метрополь" был оснащен электричеством, горячей водой и телефонами в номерах, холодильниками и лифтами.
1905 - 17 октября Николай II подписал Манифест, в котором обещал созвать Думу и даровать народу демократические свободы. На следующий день новость была опубликована в газетах. Вечером в ресторане "Метрополь" публика поднимала тосты за свободу. Среди гостей был и певец Федор Иванович Шаляпин. По просьбе публики он исполнил знаменитую "Дубинушку". Потом великий певец взял шляпу, обошел зал и собрал внушительную сумму, которую передал революционным рабочим.
1917 - В конце октября - начале ноября 1917 года в Москве развернулись бои. "Метрополь" стал одним из пунктов сопротивления большевикам. Курсанты военных училищ превратили здание в военную крепость. Только применив артиллерию, большевики смогли заставить юнкеров покинуть здание.
1918 - После переезда советского правительства в Москву в 1917 году "Метрополь" стал резиденцией руководителей большевистской партии и советского государства.
1925 - В ноябре 1925 года в зале ресторана "Метрополь" состоялся первый Московский международный шахматный турнир с участием чемпиона мира Капабланки (Куба), экс-чемпиона Ласкера (Германия) и других великих шахматистов.
1931 - "Метрополь" вновь стал функционировать как отель, в том числе для важных заграничных гостей.
1986 - В 1986 году начались масштабные работы по реконструкции и реставрации здания. Продолжались они пять лет. По старым чертежам восстановили фасад и интерьеры.
1991 - Открытие отеля в декабре 1991 года имело огромный резонанс не только в стране, но и в мире: презентации отеля прошли в Нью-Йорке, Вашингтоне и Париже. Международная комиссия присвоила ему уровень "пять звезд".
2012 - В августе 2012 года легендарный "Метрополь" был продан за 8,7 млрд рублей в частные руки (современный владелец - А. И. Клячин).

2. Начался новый этап жизни самой знаменитой гостиницы России.

3. Внешний облик "Метрополя" стал в своё время настоящим манифестом московского модерна. По замыслу Саввы Мамонтова при создании гостиницы особое внимание должно было уделяться художественному оформлению здания. Будучи страстным пропагандистом творчества своих друзей-художников, Мамонтов хотел использовать фасады здания в центре Москвы для произведений искусства нового направления. Это обстоятельство повлияло на предпочтение проекта Валькота перед другими, так как он был более приспособлен для художественного дополнения.
Майоликовое панно "Принцесса Грёза" Михаила Врубеля занимает центральное место на главном фасаде гостиницы. Как и остальные панно, украшающие "Метрополь", оно создавалась в гончарных мастерских Абрамцева.

4. Другим важным элементом наружного декора "Метрополя" является опоясывающий здание барельефный фриз "Времена года" работы скульптора Николая Андреева.

5. По эскизам Александра Головина и Сергея Чехонина выполнены несколько других майоликовых панно: "Жажда", "Поклонение божеству", "Поклонение природе", "Купание наяд", "Поклонение старине" и "Клеопатра".

6. Врубелевское панно создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана в русском переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник. Премьера пьесы на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт-Петербурге. Романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти, имела оглушительный успех у публики. Появились вальс "Принцесса Грёза", и даже духи и шоколад с таким названием.

7. Трубадур Жоффруа Рюдель страстно полюбил одну заморскую принцессу и, хотя он ни разу ее не видел, был поражен рассказами о её красоте и великодушии. Он снарядил корабль и отправился к своей возлюбленной. Путь был не близок. В дороге трубадур заболел, и к принцессе его привезли в беспамятстве. Когда прекрасная принцесса обняла несчастного, он на миг пришел в себя - и тут же умер у нее на руках. А принцесса отказалась от мирской жизни и стала монахиней.

8. В 1896 году С. Ю. Витте заказал Михаилу Врубелю два живописных панно для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одно из них Врубель выполнил на сюжет пьесы Ростана. Однако работы Врубеля не были представлены публике. Тогда Савва Мамонтов решил продемонстрировать их в отдельном павильоне, выстроенном по собственной инициативе. Но несмотря на благожелательную оценку критиков, публика отнеслась к работам Врубеля враждебно. При разработке проекта гостиницы у Мамонтова возникла идея повторить "Принцессу Грёзу" в керамике и тем самым навсегда выставить её на всеобщее обозрение. Живописное панно ныне экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее.

9. Вокруг основного панно, справа и слева, расположены малые c пейзажами, дополняющими центральную картину.

11. Справа от основного панно находится майолика "Орфей играет".

13. Крайнее справа панно - "Купание наяд".

16. Слева от главного на переднем фасаде расположено панно "Поклонение природе".

17. Крайнее слева на главном фасаде - "Поклонение божеству".

19. Архитектурный облик "Метрополя" отличается строгостью линий. Сквозь характерные для модерна приёмы проглядывают элементы псевдоготики - характерные башенки. Для визуального облегчения протяжённых фасадов использовано тщательно проработанное членение как по вертикали - многочисленными выступами, в том числе ризалитами и эркерами, так и по горизонтали - ажурной лентой решётки балконов, охватывающих весь центральный фасад.

20. Фасад, обращённый в сторону площади Революции, украшает панно А. Головина "Клеопатра".

21. Ещё одним элементом украшения фасадов служат бирюзовые керамические вазы.

24. Рядом с "Клеопатрой" - два панно поменьше с изображением белых и чёрных лебедей.

25. Крайнее панно - "Поклонение старине" на правом боковом фасаде.

27. Обратите внимание на роскошный скульптурный фриз "Времена года" над балконами: он располагается по всему периметру здания.

32. Кроме всей этой красоты, по всему фасаду тянется надпись из майолики с цитатой Ницше: "Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему". От этой надписи сохранилась лишь часть, обращенная к Третьяковскому и Театральному проездам. После революции на одной из сторон фасада, смотрящей в сторону площади Революции, было добавлено "Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. В.Ленин".

35. Панно на левом фасаде называется "Жажда".

Над созданием гостиничного комплекса работала целая плеяда известных и талантливых архитекторов и художников. Помимо Вильяма Валькота, Льва Кекушева и Николая Шевякова, в разработке интерьеров участвовали архитекторы П. П. Висневский, С. С. Шуцман, В. В. Воейков, С. П. Галензовский, В. И. Рубанов, М. М. Перетяткович, И. А. Герман, П. Вульский, А. Эрихсон, В. Веснин, И. Жолтовский.


"Метрополь" на открытке начала XX века

Майолика и другой декор гостиницы «Метрополь» (Москва, Театральный проезд, 1/4)

Часть 1.
Главное украшение гостиницы «Метрополя» – это несомненно панно «Принцесса Грёза» Врубеля М.А.
Оно создано на сюжет пьесы Э. Ростана «La Princesse lointaine» (в русском переводе получившей название «Принцесса Грёза»). На нем изображен умирающий юноша-рыцарь и склонившаяся над ним принцесса.
Другие произведения майолики - «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Орфей играет», «Жизнь», «Полдень», «Жажда», «Клеопатра» создавались по проектам А.Я. Головина.
Художник С. В. Чехонин выполнил перевод эскизов М.А. Врубеля и А.Я. Головина в керамику. С. В. Чехонин также придумал керамический декор балконов гостиницы, фриз со словами Ф. Ницше и несколько небольших майоликовых панно для фасадов.
Исполнена майолика в художественной мастерской С.И.Мамонтова.
Четвертый ярус гостиницы выделен цветной майоликой и многофигурным барельефом «Времена года». Расположенный вдоль всего здания барельеф создан скульптором Н. А. Андреевым.
Здание окружено балконами, решетки которых выполнены по проекту М. Перетятковича.
В арочках поместили майоликовые вазы, выполненные на Абрамцевской фабрике.

2.

панно «Принцесса Грёза» Врубеля М.А.

4.

Этот дом видели думаю практически все москвичи и подавляющее большинство тех, кто хоть раз осматривал центр Москвы Но... внимание привлекает здание Большого театра, памятник Марксу, а Метрополь мы пробегаем, торопясь к Лубянке или Охотному ряду. Да и не смотрятся его панно, увы: проезжая часть улиц и автостоянки занимают почти все точки, откуда они хорошо видны. Вот и не видим...
А между тем, Метрополь - один из главных московских памятников эпохи модерна, и к его созданию причастно столько известных имен, что только диву даешься.
Савва Мамонтов выкупил землю и стоявшую здесь гостиницу под грандиозный замысел: современный гостиничный комплекс с ресторанами, театром, художественными галереями, помещением для проведения спортивных состязаний. Театральная сцена предназначалась для спектаклей Частной оперы С. И. Мамонтова. Театральный зал планировался на 3000 зрителей. Проект был грандиозный. Газета "Курьер" писала 12 июня 1898 года про строительство Метрополя:

"Как мы слышали, к участию в постройке привлекаются художники К.А.Коровин, М.А.Врубель, В.Н Поленов, а также инженер С.П.Чоколов и архитектор Л.Н.Кекушев. по предполагаемому плану, театр поместится внутри нового здания. Главный вестибюль театра будет отделан роскошно: это будет круглый зал (в диаметре 11 саженей), который прорежет все здание доверху на расстоянии 5 этажей и закончится красивой стеклянной крышей. Множество зал, фойе, кабинетов примкнет к вестибюлю и к коридорам театра. Отделанные с роскошью залы предназначены под танцевальные вечера, выставки, маскарады и пр. Самый театр предположено устроить размером, превосходящим немного театр "Венской оперы".

Автором начального проекта был В.Валькот; его проект давал возможность художественных дополнений, которой Мамонтов собирался воспользоваться в полной мере. Он хотел использовать фасады здания в центре Москвы для увековечивания произведений нового направления в искусстве и прежде всего - своих товарищей по Абрамцеву. Так, он решил воссоздать в керамике панно Врубеля "Принцесса Греза", которое вызвало скандал на Нижегородской художественно-промышленной выставке тремя годами раньше, и тем самым навсегда выставить её на всеобщее обозрение.
И ведь выставлено... И не замечаем...

Кроме Врубелевского, в оформлении большое количество других панно, работы Головина и других, менее известных художников; все они выполнялись в Абрамцевской керамической мастерской.

Всем этим грандиозным планам было суждено сбыться лишь частично. Ибо в 1899 году, в самом начале строительства, Мамонтов был арестован и отправлен в одлиночное заключение по обвинению в растратах, связанных со строительством железных дорог (сейчас проводят параллели с делом Ходорковского). На суде Мамонтов был оправдан, однако все его имущество пошло с молотка (Абрамцево уцелело, потому что было записано на жену), картины Врубеля и Коровина шли по 25 рублей, а многое просто пропало...
Мамонтов после этого прожил еще почти 20 лет (умер в 1918 году), но к активной деятельности так и не вернулся. В один из немногих его выходов "в свет", в 1910 году, на юбилей созданной им частной оперы, он вышел на сцену (с закрытым занавесом, невидный для публики), заслушал благодарственный адрес от артистов и сказал в ответ немного: «Я всегда делал, что мог, искренне, от души, с любовью; когда же перестал мочь...». Далее его голос пресекся. Савва Иванович развел руками и быстро направился к выходу.
Однако строительство гостиницы было продолжено, к проекту был привлечен Лев Кекушев, также участвовали Веснин, Жолтовский и Шехтель. Вместо театра в центре здания был устроен огромный роскошный ресторан, скульптурные фризы выполнял скульптор Андреев (тот, что потом прославился Ленинианой).

Во внутреннем оформлении участвовали Васнецов и Коровин, и во всем отеле, открытом в 1905 году, из 400 номеров не было двух одинаковых.
Здание опоясывала майоликовая надпись Ф. Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». В советские времена была дописана ещё одна надпись: "Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. В. Ленин". Первоначальная надпись видна сегодня только частично, а вот вторая полностью дошла до наших дней.

Вот на этом я заканчиваю историю Абрамцева и Саввы Мамонтова. И закончу ее словами Виктора Васнецова, сказанными на сороковой день после его смерти:
«Нужны личности, не только творящие в самом искусстве, но и творящие ту атмосферу и среду, в которой может жить, процветать, развиваться и совершенствоваться Искусство. Таков был и наш почивший друг Савва Иванович Мамонтов. Мы все, любящие радость красоты, пока живы, никогда его не забудем. И те, кто после нас будут жить, пусть никогда не забывают Саввы Мамонтова».

Оригинал взят у vladimirdar в Гостиница «Метрополь» в Москве - Майоликовые панно Метрополя. «Принцесса Грёза». Часть 2.

Малые майоликовее панно "Принцесса Грёза" Михаила Врубеля на главном фасаде гостиницы «Метрополь».

03.

Видно, что часть майоликовых плиток в малых панно были поверх заложены плиткой, по неизвестным пока для меня причинам.
04.

Художник выбрал два сюжета - европейский - «Принцесса Грёза»...
05.

И национальный русский - «Микула Селянинович».

Эскиз этой картины Врубеля. Само местонахождение картины в настоящее время неизвестно.
06.

Сюжет, как уже упоминалось, «Принцессы Грезы» был взят из пьесы Ростана, написанной в 1895 году на основе средневековой легенды о любви провансальского трубадура Жофруа Рюделя к триполийской принцессе Мелисинде. Влюбившись в принцессу, никогда не видев её, и только зная по рассказам о её красоте и добродетелях, Рюдель пустился в морское плавание, в надежде увидеть воочию свою любовь. На корабле он тяжело заболел и умер на руках Мелисинды, под звуки своей лиры, шепча свою последнюю песнь во славу прекрасной Принцессы Грёзы. Захватывающий сюжет, отдающий декадансом.


Панно для Нижегородской выставки вызвали неожиданный для Мамонтова скандал, ещё до того, как Врубель успел их завершить. Императорская Академия художеств, срочно прислала в Нижний «авторитетную» комиссию во главе с графом Иваном Ивановичем Толстым, и та, сочла панно Врубеля «нехудожественными», запретила их к показу, хотя они, даже, и не принадлежали к экспонатам художественной выставки.

Здесь налицо реакция той академической художественной среды, что не терпит «выскочек», несогласованных с мэтрами своих действий и нарушения правил поведения «на этом рынке»). Они, очевидно, расценили участие в выставке работ Врубеля как попытку привнести в эту консервативную среду дух свободы, опасной индивидуальности и новаторства, что естественно подвергает опасности насиженные места и покушается на право «казнить или миловать», что выливается в конце концов в деньги. Все старо как Мир.
08.

Стеклянные эркеры главного фасада гостиницы "Метрополь".


В общем, Врубелю было запрещено экспонировать на выставке эти работы, а Академия отказалась подтвердить оговоренное вознаграждение художнику. Возмущенный и уязвленный Савва Морозов сделал в ответ свой «ход конем». Он заплатил из личных средств 5000 рублей Врубелю, поручил ему закончить обе работы и, предоставил свой дом в Москве для окончания этих работ, привлек в помощь известных художников В.Д. Поленова и К.А. Коровина, оставив за Врубелем авторский надзор. Также, он на собственные средства, построил рядом с основным входом в выставочный павильоном еще один и выставил в нем оба панно на обозрения публике. Панно Врубеля, исходя из уже ставшей известной скандальной истории, пользовались бешеной популярностью, но надо сказать, что по большому счету это был провал, поскольку, несмотря на благожелательную оценку критиков, основная масса публики отнеслась к работам Врубеля необычайно враждебно. Здесь сказалась травля Врубеля в средствах массовой информации, а основная масса публики, у нас, как давно уже известно, подвержена программированию и зомбированию. Это событие тогда чрезвычайно «зацепило» Савву Морозова…
10.

И при разработке проекта гостиницы «Метрополь» у Мамонтова возникла идея повторить «Принцессу Грёзу» в керамике и тем самым навсегда выставить её на всеобщее обозрение и поставить в этой истории свою последнюю жирную точку.
11.

С тех пор творение Врубеля, изображающее умирающего юношу-рыцаря и склонившуюся над ним принцессу, доступно каждому прохожему. Потом следы обоих произведений Врубеля затерялись. «Принцессу Грёзу» случайно нашли только в 1957 году среди старого театрального хлама Большого театра. Сейчас, это отреставрированное живописное панно, выставлявшееся на той нижегородской выставке, экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее…
12.

Сейчас мы сдвинем точку нашего внимания больше к правой части главного фасада "Метрополя".
13.

Это майоликовое панно «Орфей» на главном фасаде гостиницы «Метрополь», находится оно справа от "Принцессы Грёза".
14.

15.

…Первоначально здание опоясывала майоликовая фриз Сергея Чехонина с надпись Фридриха Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему» (она находится ниже скульптурного фриза "Времена года", сразу под окнами). В советские времена в той части фасада, которая выходит на сторону современной Площади Революции была дописана ещё одна: "Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. В. Ленин ". Первоначальная надпись видна сегодня только частично, а вот вторая полностью дошла до наших дней.
17.


Я бы, вольно, перевел надпись Ницше следующим образом, исходя из наших реалий:

«Нет ничего нового под солнцем, - только построив дом, поймешь, что нужно было знать перед началом его строительства»)

18.

Теперь, мы рассмотрим панно правой части основного фасада гостиницы "Метрополь".
19.

20.

Малое майоликовое панно «Купание наяд» на главном фасаде гостиницы «Метрополь» (т.н. "Белые пеликаны").
23.

Малое майоликовое панно «Купание наяды» на главном фасаде гостиницы «Метрополь».
24.


25.

Теперь мы перейдем к западной стороне здания гостиницы "Метрополь".
26.

Здесь нас ждет Майоликовое панно «Клеопатра» на западном фасаде гостиницы «Метрополь». А.Я. Головин.
Скорее всего это панно называется "Жизнь". "Клеопатрой" обычно называют эскиз Головина к этому панно. Панно очень насыщенно и состоит из пяти художественных элементов.

27.

Основной - "Клеопатра".
28.

Слева от "Клеопатры" два панно - условно назовем их - "Белые лебеди"...
29.

30.


31.

А справа - два панно - "Черные лебеди".
32.


33.


34.

Другой ракурс "Клеопатры"
35.


36.

Здесь - снова мой акцент на бирюзовой креамической вазе...
37.


38.

Западный фасад гостиницы "Метрополь" - в сторону Площади Революции.
39.


40.


41.


42.

Вот здесь хорошо видна часть подписи "о диктатуре пролетариата")
43.


44.


45.


46.

Правая часть западной стороны здания Метрополя.
47.

Майоликовое панно «Поклонение божеству» на фасаде гостиницы «Метрополь». Некоторые источники называют это панно "Орфей".
48.

С моей субъективной точки зрения - это майоликовое панно могла зваться "Артемида".
В нижней части этого панно можно четко увидеть надпись "Абрамцево" и "А Головин".

August 4th, 2016


Всего 41 фото

Как обычно, все начинается со случая, что инициирует бессознательный порыв, который, в свою очередь, выливается уже в детальное исследование предмета этих самых случайных событий. Обсуждая с моим другом по ЖЖ galik_123 - какое же точно количество майоликовых панно размещено на фасаде гостиницы «Метрополь» - я получил предложение самому выяснить сколько их, поскольку существовала версия, что всего панно 23, а не 22... (в процессе расследования оказалось, что даже эта цифра не совсем точна).

И когда, я, в очередной раз, «созрел» прогуляться с фотокамерой по Старой Москве, этот случай и был основным стимулом поснимать эти майоликовые панно. И, дело даже не в их количестве, а в том, что мне уже и самому давно хотелось внимательно по-рассматривать эти знаменитые мамонтовские майоликовые панно, поскольку стоять на тротуарах и делать это среди спешащих москвичей и стремительно гуляющих гостей столицы не совсем удобно, - ты как будто становишься «вне потока») Тем более, панно расположены в верхней части фасада Метрополя, они плохо видны, а детали и сюжет довольно сложно сейчас визуально вычислять, просто рассматривая их - панно закоптились, потеряли яркость и свои цветовые оттенки, так, что лучшим вариантом было сфотографировать их детально и, уже потом, при обработке, разбираться с деталями и, возможно, скорректировать цвета, добавив в меру их насыщенности. Сказано - сделано!

Так, что этот материал является попыткой собрать полную коллекцию майоликовых панно гостиницы «Метрополь», подсчитать их действительное количество и рассказать, заодно, об истории и архитектурном облике гостиницы «Метрополь», построенном в стиле модерн, волна интереса к которому вновь поднялась в моей любопытной и неугомонной душе.

Сейчас трудно представить Театральную площадь как без Большого, Малого театров, так и без гостиницы «Метрополь». Земельный участок, где сейчас расположен Метрополь, в течение ряда лет, по разным причинам, не застраивался. И лишь в 1834 году, генерал-губернатор Москвы Д.Ф. Голицын предоставил московскому купцу П.И. Челышеву право построить на этом участке «для отвращения безобразия в самом центре", красивое здание, такое, которое бы приносило пользу владельцу, и городу, «и прочим обывателям». В соответствии с замыслами Осипа Бове, создававшего композиционный ансамбль Театральной площади, строительство нового здания должно было осуществляться именно в стиле эпохи классицизма и продолжалось около десяти лет по его же проекту.
02.

Вот как оно выглядело в 1880 году.
03.

В этом здании, получившем среди москвичей название «челышевская крепость», была устроена гостиница с банями. Собственники этой земли, очевидно, неоднократно менялись. В справочнике «Вся Москва» за 1897 г. в списке 34 бань есть запись - «Театральная площадь, дом Челышева, «Челыши», владелец - некий Харитонов Михаил Филиппович»…
04.

К этому времени, архитектурный ансамбль классицизма на северной половине площади уже подвергся значительным переделкам. Сама Москва превратилась в крупный индустриальный город с высокими зданиями банков, страховых обществ и доходных домов, предопределивших повышение городской застройки до трех-пяти этажей.

Примером тому уже могли служить здания Исторического музея или Верхних торговых рядов на Красной площади. Это было вызвано не только возрождающимся интересом к историческому наследию, но и растущим влиянием на строительную деятельность представителей торгово-промышленных кругов, вышедших из крестьянской среды. К их числу относился известный промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов.
05.

В 1890-х годах Савва Мамонтов выкупил гостиницу и прилегающие участки земли для реализации своей новаторской идеи - он задумал организовать в Москве грандиозный культурно-досуговый центр, который предусматривал бы современный гостиничный комплекс с ресторанами, театром, художественными галереями, помещением для проведения спортивных состязаний. Театральная сцена предназначалась для спектаклей Частной оперы С.И. Мамонтова. Конкурс на лучший проект комплекса, проводившийся в 1899 году, выиграли архитекторы Л.В. Кекушев и Н.Л. Шевяков, однако Савва Мамонтов, отбросив мнение профессионалов, отдал предпочтение проекту Вильяма Валькота под девизом «Женская головка», занявшему четвёртое место.
06.

Строительство Метрополя вскоре началось. Проектом предусматривался не снос старой гостиницы, но её радикальная перестройка и объединение общими фасадами с новыми корпусами. Однако реализовать свой замысел Мамонтову было не суждено - в том же году его арестовали по обвинению в крупных растратах. Суд полностью оправдал Савву Мамонтова, однако предприниматель был разорён; его имущество (в том числе и начавшийся реализовываться проект «Метрополя») ушло на погашение долгов.

В том же 1899 году руководство этим проектом перешло к Петербургскому страховому обществу. Новые управляющие наняли опытного Кекушева в соавторы к Валькоту. Построенное здание имеет мало общего с валькотовским проектом 1899 года, однако тема «женской головки» сохранена в интерьерах.
07.


В проект Валькота были внесены существенные изменения. В частности, центральный зал комплекса, решённый в виде перекрытого стеклянным куполом атриума и планировавшийся под театральный зал вместимостью 3000 зрителей, был переделан под ресторан. Руководство строительством гостиницы на первом этапе осуществлял архитектор В.В. Воейков.
08.

В 1901 году в гостинице случился сильный пожар, уничтоживший интерьеры. Почти завершённое здание серьёзно пострадало. Проект восстановления гостиницы с частичной перепланировкой был разработан архитектором С.П. Галензовским, работами руководил архитектор П.П. Висневский. Здание, выстроенное заново к 1905 г., знаменито художественным оформлением работы М.А. Врубеля, работ А.Я. Головина и Н.А. Андреева.
09.


10.

Фасад гостиницы "Метрополь", расположенный вдоль китай-городской стены.
11.

«Метрополь» по праву считается одним из самых ярких историко-архитектурных памятников модерна в Москве. Над созданием гостиничного комплекса работала целая плеяда известных и талантливых архитекторов и художников. Помимо Вильяма Валькота, Льва Кекушева и Николая Шевякова, в разработке интерьеров участвовали архитекторы П.П. Висневский, С.С. Шуцман, В.В. Воейков, С.П. Галензовский, В.И. Рубанов, М.М. Перетяткович, И.А. Герман, П. Вульский, А. Эрихсон, В. Веснин, И. Жолтовский и (предположительно) Ф. Шехтель. Росписи и элементы внутреннего декора выполнялись по эскизам В. Васнецова и К. Коровина. В отличие от фасадов, выдержанных в строгом стилистическом единстве, внутреннему убранству свойствен полистилизм - здесь есть интерьеры и в псевдорусском стиле, и в духе неоклассицизма.
12.

Здесь и далее, изложение истории Метрополя будет перемежаться с многочисленными фотографиями майоликовых панно, элементов архитектуры Метрополя и моими впечатлениями. Как всегда, я выделю курсивом мои личные измышления, соображения и комментарии)
13.

Как мы видим, южная сторона комплекса Метрополя "идет" вдоль чудом уцелевшей, реально старой стены Китай-города.
Мы же, начнем лицезрение уникальных майоликовых панно - с восточной стороны гостиницы Метрополь.

14.

По замыслу Саввы Мамонтова при создании гостиницы особое внимание должно было уделяться художественному оформлению здания. Будучи страстным пропагандистом творчества своих друзей-художников, Мамонтов хотел использовать фасады здания в центре Москвы для увековечивания произведений нового направления в искусстве. Не в последнюю очередь это обстоятельство повлияло на предпочтение проекта Валькота перед другими - он был более приспособлен для вольного художественного дополнения проекта. Немаловажно, что любимым детищем Мамонтова была Абрамцевская керамическая мастерская - здесь изготавливались майоликовые панно для «Метрополя». Его фасады украшают панно, самое известное из которых - «Принцесса Грёза», исполненное по картине Михаила Врубеля. Оно занимает центральное место на главном фасаде гостиницы. По эскизам Александра Головина и Сергея Чехонина выполнены ряд других майоликовых панно - «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Жизнь», «Купание наяд», «Поклонение старине» и «Полдень». Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание, выполнил Николай Андреев.
15.

Кстати, я выложу, дотошно, все фото скульптурного фриза «Времена года» гостиницы "Метрополь"...
16.

Гостиница «Метрополь» во многом благодаря богатому, неординарному и изысканному художественному оформлению воспринималась современниками как воплощённый манифест нового искусства.
17.

Майоликовое панно «Жажда» на восточном фасаде гостиницы «Метрополь».
18.

Малые майоликовые панно «Жажда» на фасаде гостиницы «Метрополь».
19.


20.

Переходим к северному, главному фасаду гостиницы "Метрополь".
21.

Наконец, в 1905 году состоялось торжественное открытие «Метрополя». Для своего времени он представлял собой уникальный по размерам, комфортабельности и отделке гостиничный комплекс на 400 номеров, из которых, в соответствии с духом эпохи модерна, не было двух одинаковых. В гостиничных номерах предусматривались холодильники (наполняемые льдом), телефоны и горячая вода, что для начала XX века являлось диковинкой. В 1906 году под названием «Театр „Модерн“» при гостинице открылся первый в Москве двухзальный кинотеатр.
22.

23.


24.

Майоликовое панно «Поклонение божеству» на главном фасаде гостиницы «Метрополь».
25.

Малые майоликовые панно «Поклонение божеству» на главном фасаде гостиницы «Метрополь».
26.


27.

Кстати, в левой, правой части главного фасада и западного фасада здания в небольших арках можно увидеть замечательные майоликовые вазы бирюзового цвета , выполненные на Абрамцевской фабрике. Они располагаются под малыми майоликовыми панно. Водостоки украшены скульптурами мальчиков.
28.


29.

Скульптурный фриз «Времена года».
30.

Архитектурный облик «Метрополя» отличается строгостью линий. Сквозь характерные для модерна приёмы проглядывают элементы псевдоготики (башенки, пинакли). Цокольный этаж, облицованный красным гранитом и решённый в формах аркады, контрастирует с оштукатуренными гладкими верхними этажами, придавая массивному сооружению воздушность. Для визуального облегчения протяжённых фасадов использовано тщательно проработанное членение как по вертикали - многочисленными выступами, в том числе ризалитами и эркерами, так и по горизонтали - ажурной лентой решётки балконов, охватывающих весь центральный фасад. В декоративной отделке фасадов гостиницы и в создании рисунка решётки балконов участвовал архитектор М.М. Перетяткович.
31.


32.

По замыслу Саввы Мамонтова при создании гостиницы особое внимание должно было уделяться художественному оформлению здания. Будучи страстным пропагандистом творчества своих друзей-художников, Мамонтов хотел использовать фасады здания в центре Москвы для увековечивания произведений нового направления в искусстве. Не в последнюю очередь это обстоятельство повлияло на предпочтение проекта Валькота перед другими - он был более приспособлен для вольного художественного дополнения проекта.
33.

Немаловажно, что любимым детищем Мамонтова была Абрамцевская керамическая мастерская - здесь изготавливались майоликовые панно для «Метрополя». Его фасады украшают панно, самое известное из которых - «Принцесса Грёза», исполненное по картине Михаила Врубеля. Оно занимает центральное место на главном фасаде гостиницы. По эскизам Александра Головина и Сергея Чехонина выполнены ряд других майоликовых панно - «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Жизнь», «Купание наяд», «Поклонение старине» и «Полдень». Два из них мы уже посмотрели.

Скульптурный фриз «Времена года», как уже упоминалось, опоясывающий здание, выполнил Николай Андреев.
34.


41.

Материал пришлось разделить на две части. В следующей мы продолжим осмотр фасадов гостиницы "Метрополь" и узнаем немного деталей о захватываюем воображение главным майоликовым панно Михаила Врубеля "Принцесса Грёза" на главном фасаде здания.

Источники:

Николай Малинин. Метрополь. Московская легенда. М., 2015.

Метрополь. Портал "Прогулки по Москве". liveinmsk.ru.

Википедия