Выставка нателлы тоидзе в нижегородском художественном музее. Продление выставки «Нателла Тоидзе. Скульптура цвета Нателла тоидзе выставка

Выставка известной московской художницы, члена Российской академии художеств Нателлы Тоидзе «Скульптура цвета» открылась в воронежском музее им. Крамского в пятницу, 6 марта. Нателла Тоидзе - одна из самых известных и востребованных сегодня российских художниц. В последние несколько лет ее крупные, ретроспективные выставки с успехом прошли в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, крупных галереях в разных городах мира. Работы Нателлы Тоидзе находятся в музеях и частных коллекциях России, а также в частных собраниях Франции, Швейцарии, Португалии, Германии, Финляндии, США.

Нынешняя выставка включает как ранние работы Нателлы Тоидзе, созданные еще в 1970-е годы, так и написанные совсем недавно. Всего в экспозицию вошло около шести десятков полотен - в основном, крупномасштабных. Это работы из собрания автора, Российской Академии художеств и частных коллекций. В экспозиции присутствуют все жанры, в которых работает художник - пейзаж, натюрморт, аллегорические полотна. Вернисаж собрал огромное количество зрителей, открытие посетила супруга губернатора Татьяна Гордеева, воронежские культурные деятели, бизнесмены, городские чиновники.

Определение «Скульптура цвета» принадлежит известнейшему искусствоведу Паоле Волковой, - рассказал о названии экспозиции директор музея Владимир Добромиров, - и на первый взгляд оно кажется парадоксальным, но ведь на самом деле, если форму скульптуры мы воспринимаем через цвет, то почему бы живописи не создать эту скульптурную форму посредством цвета?

Фото: 1 из 17

Фото - Софья Успенская

















Нателла Тоидзе происходит из семьи, на протяжении нескольких поколений связанной с искусством. К этой художественной династии принадлежали дед художницы, Мосэ Тоидзе - живописец, ученик Ильи Репина, один из учредителей Академии художеств СССР, отец, Георгий Тоидзе, известный скульптор и график, и дядя, плакатист Ираклий Тоидзе, автор знаменитого плаката «Родина-мать зовет». В числе первых женщин - профессиональных живописцев России была и бабушка художницы, Александра Сутина, окончившая класс православного иконописания Императорской академии художеств в Петербурге.

Это история, и то, что она имеет продолжение, то, что Нателла Георгиевна так высоко и красиво несет знамя искусства этой потрясающей семьи, - это вдохновляет, - сказал искусствовед Бронислав Табачников, открывая выставку. Саму экспозицию он назвал «праздником живописи».

Когда смотришь картины, меня поражают несколько качеств: это высочайшая культура холста, во-вторых, это праздник цвета - он на полотнах Нателлы Тоидзе ощущается как живой, в него хочется погрузиться - и, наконец, это удивительная драматургия.

Нателла Тоидзе, приехавшая в Воронеж на открытие выставки, отметила, что действительно, стремление уловить «драматургию природы» для нее одна из главных творческих задач.

Все работы сделаны на пленэре - для меня это очень важно, потому что я пытаюсь передать это драматургическое состояние природы, - рассказала Нателла Тоидзе. - Многие мои работы так и называются: «Перед снегом», «После дождя», этот переход из одного состояния в другое. Поэтому всегда, вне зависимости от погоды, если только на улице не ниже -7, я работаю на природе. У меня специальный огромный мольберт, сделанный на заказ, не всегда с ним удобно, но мне это очень интересно, потому что из мастерской писать природу невозможно.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

В Малом Манеже в Москве проходит выставка известного художника Нателлы Тоидзе.

Эй, эй, читатель дорогой, что же сразу страницу перелистывать и про другое читать? Я понимаю, что в "Российской газете" всегда много интересного, а про художников читать непривычно, но вдруг я тоже чего интересного скажу... А? Читатель, дорогой!

Вот ведь странная какая история с художниками этими. С одной стороны, сегодня выставочный бум, на некоторые экспозиции люди прорываются буквально с боем. Один умный человек сказал мне на эфире программы "Наблюдатель": выставки пользуются таким успехом потому, что это - единственное место, придя в которое, человек может остановить свой бег по жизни, постоять, посмотреть на прекрасное и подумать.

С другой стороны, персональные выставки современных художников, как правило, обсуждаемыми событиями не становятся. Конечно, если мы говорим про выставки тех, кто занимается живописью, а не пиаром. Премьера фильма или спектакля, или книга какая - это обсуждается. Хотя художественная выставка (если она, действительно, художественная) - это такое же явление культуры. Потому что живопись (если она, действительно, живопись) - это не остановленное мгновение, а живая жизнь. В хорошей картине не меньше экспрессии, чем в хорошем спектакле, не меньше зрелищности, чем в хорошем фильме, а уж про подлинную красоту я не говорю. Тем не менее, не припомню за последние много лет, чтобы люди спорили о выставке современной живописи.

Уверяю вас, посетителям выставки Нателлы Тоидзе "Скульптура цвета" всегда будет не только чем восхититься, но и о чем поспорить.

Понятно, что Нателла - художник известный: лишь бы кому весь малый Манеж не отдадут. Она - академик Российской академии художеств, заслуженный художник России. Все это важно, почетно и приятно. Но за художника все равно не звания говорят, а картины.

В хорошей картине не меньше экспрессии, чем в хорошем спектакле, не меньше зрелищности, чем в хорошем фильме

Мне почему хочется, чтобы про Тоидзе (женщину, с которой я лично не знаком, но уже обожаю) много говорили? Потому что она - не просто крупный современный художник, но абсолютно - абсолютно! - оригинальный мастер. Может, вначале и слово было, но наскальная живопись свое рождение веками исчисляет. Писать сегодня так, чтобы твои картины невозможно было спутать ни с чьими иными... Как говаривал один известный персонаж: "Не скажу, что это - подвиг, но что-то героическое в этом есть..."

Вы понимаете, дорогой читатель "Российской газеты", как мне трудно? Я должен описывать живописные полотна. Неблагодарнейший труд! И пробовать не буду. Я же не искусствовед ни разу. Поэтому я про ощущения, если можно.

Первое ощущение: с выставки трудно уйти. Вроде бы раз посмотрел, другой поглядел... И еще. И посидел. И к каким-то особенно понравившимся полотнам подошел. А вот не отпускает. И не то, чтобы картины Тоидзе надо было рассматривать, скорее - им надо сопереживать, улавливать настроение и копить его в себе.

А сюжетов там нет. Таких видимых, зримых. Пейзажи да натюрморты. Девочка цветочки поливает. Собака шагает, подняв переднюю лапу. Обезьяна смотрит не по-доброму. Ну, что это за сюжеты, тем более для нас - зрителей блокбастеров?

Но вот на небо посмотришь - какой сюжет? Снег с деревьев стряхнешь - какая интрига? На самом деле она есть. Игра в природе обязательно существует. Для сюжета нужен конфликт. Он имеется. Конфликт веток и снега, ветра и облаков, дождя, падающего на землю, и земли, принимающей эти уколы воды... Да есть же это все! Только мы про это не думаем.

На картинах Тоидзе удивительный конфликт цветов. Не тех, что растут в саду, но тех, что - на палитре художника. Цвета в ее картинах поразительные, и они как бы не вытекают один из другого, а словно бы конфликтуют в борьбе за наше зрительское внимание. И вот из этого конфликта одного, другого, третьего цвета почему-то получается гармония. Понятно, что художник отличается от прочих жителей Земли двумя качествами. Он умеет по-своему видеть, и у него получается этот собственный взгляд перенести на полотно. Нателла Тоидзе всем этим владеет, это понятно. Для меня тайна (а без тайны творчество ни одного художника невозможно) состоит в том, что, чем больше я вглядывался в полотна, тем больше убеждался в том, что Тоидзе видит мир таким, каким его наблюдаем мы в те редкие минуты, когда глядим на него внимательно, когда озабочены не событиями, происходящими вокруг, а самим миром.

Мы смотрим сегодня из окна на зимнюю природу, и цвета ее борются за наше внимание. "Посмотри, какая красивая ветка... А какая дорога... А дом... А скамья", - говорим мы. Если посреди поля стоит, скажем, танк, мы, конечно, первым делом смотрим на него. Но если ничего такого супервыдающегося нет, то за наше внимание борется разный цвет. Ровно так, как на картинах Тоидзе.

Посетителям выставки Нателлы Тоидзе "Скульптура цвета" всегда будет не только чем восхититься, но и о чем поспорить

Сказать о Нателле Тоидзе, что она - королева цвета, это не сделать ей комплимент, а просто констатировать факт. Она играет с ним, как играют маленькие дети, - легко и непринужденно. Только при этом с каким-то невероятным, непостижимым мастерством. Вот если бы, обсуждая любое произведение культуры, мы хотя бы иногда спорили про "тексты", а не про "подтексты"; обсуждали красоту, а не политические аллюзии; восторгались не смелостью, а мастерством, - нам было бы о чем поговорить после выставки Нателлы Тоидзе "Скульптура цвета".

Пока же остается просто восторгаться. Что немало. Что на самом деле очень много, когда речь идет о настоящем, большом художнике.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В выставочном зале Калужского музея изобразительных искусств 2 сентября в 11 часов состоится открытие персональной выставки известной московской художницы Нателлы Тоидзе. В последние несколько лет её ретроспективные выставки с успехом прошли в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Париже, Вологде, Саранске, Нижнем Новгороде.

Нателла Георгиевна Тоидзе обладает узнаваемым авторским почерком и высокой живописной культурой, заложенной в семье, на протяжении нескольких поколений связанной с искусством. К этой художественной династии принадлежали дед художницы, Мосе Тоидзе – живописец, ученик И.Е.Репина, отец, Георгий Тоидзе, известный скульптор и график, и дядя, плакатист Ираклий Тоидзе, автор знаменитого плаката «Родина-мать зовет!». В числе первых женщин – профессиональных живописцев России была и бабушка художницы, Александра Сутина, окончившая класс православного иконописания Императорской академии художеств в Петербурге.

Н.Тоидзе родилась и выросла в Москве, где окончила факультет театрально-декорационного искусства Московского академического художественного училища «Памяти 1905 года». В её профессиональном становлении традиции московской живописной школы стали основополагающими. Выбрав станковую живопись, Тоидзе на протяжении многих лет успешно работает в разных её жанрах: пейзаже, натюрморте, портрете, пишет аллегорические композиции.

С 1973 года Нателла Тоидзе стала регулярно участвовать в московских, всесоюзных и всероссийских выставках. В 1984 вступила в Союз художников СССР. В 2004 году, после персональной выставки в Российской Академии художеств, она была награждена Золотой медалью РАХ. С 2007 года Нателла Тоидзе – член-корреспондент РАХ, с 2011 – действительный член РАХ. Участвовала в выставках Государственном музее в Пекине, в Линкольн-центре в Нью-Йорке, в Лиссабоне и др. Работы Нателлы Тоидзе хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее и в других музейных и частных коллекциях России, а также в частных собраниях Франции, Швейцарии, Португалии, Германии, Финляндии, США.

В экспозиции калужской выставки представлено более 20 произведений Нателлы Тоидзе из собрания автора, Российской Академии художеств и частных коллекций. На выставке экспонируются как ранние, так и недавно созданные работы Тоидзе: пейзажи, написанные в пастозной манере, близкой живописи «Бубнового валета», сложные по композиции и колориту изысканные натюрморты, сдержанные по цветовой гамме ландшафты средней полосы России («Московский дворик», «Северные мальвы»), подчеркнуто декоративные метафорические композиции (диптих «Флора и Фауна»).

Выставка в Новом Манеже «Нателла Тоидзе. Скульптура цвета» покажет зрителю живопись в самом первозданном понятии. Когда сама её материя есть смысл и форма произведения, как в музыке. Автор новаторски развивает традиции реалистической живописи, пользуясь своим, мощным, экспрессивным языком. И в пейзажах, и в натюрмортах, и в аллегорических композициях это сочетание глубоко органично и даёт очень сильный эмоциональный результат.

Нателла Тоидзе – академик Российской академии художеств, Заслуженный художник РФ, лауреат Золотой медали РАХ, родилась, училась и работает в Москве. Н. Тоидзе обладает особым, своеобразным авторским почерком и высокой живописной культурой. Творческое кредо мастера заложено в семье, на протяжении нескольких поколений связанной с искусством. К этой художественной династии принадлежали дед художницы, Мосе Тоидзе – живописец, ученик И.Е. Репина, выпускник Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, и отец, Георгий Тоидзе известный скульптор и график.

Творческий метод художницы – работа непременно с натуры. Н. Тоидзе предпочитает холсты большого формата, и в любое время года пишет их не в мастерской, а исключительно на пленэре, несмотря на технические трудности исполнения таких произведений. В этих картинах заметно особое умение автора подчеркнуть поэзию повседневности, живописно обобщить её и показать мир с необычной точки зрения.

Характерная черта творчества Н. Тоидзе – присутствие в ее живописи драматического начала, которое очевидно даже при высокой декоративности, выраженной орнаментальности полотен («Перед снегом», «Дикий виноград», «В начале лета»).

Пейзажи, написанные в пастозной, «темпераментной» манере, сложные по композиции, изысканные натюрморты соседствуют со сдержанными по цветовой гамме ландшафтами средней полосы России. («Слеги», «Московский дворик», диптих «Северные мальвы», «Оттепель»).

Подчеркнутый, даже несколько гиперболизированный декоративизм, вызывающий ассоциации с европейским искусством эпохи символизма, характерен для другого пласта творчества Н. Тоидзе – метафорических композиций («Флора и Фауна», диптих «Антракт», «Арабеск», «Охота»).

Творчество художника привлекает широкое внимание искусствоведов и зрителей. Крупные персональные выставки Н. Тоидзе прошли в Третьяковской галерее, Русском музее, Московском музее современного искусства, залах Российской академии художеств в Москве, Музее Российской Академии в Санкт-Петербурге, в Центральном Манеже, в государственных музеях России – в Вологде, Саранске, Калуге, Нижнем Новгороде, Воронеже, Курске, Плёсе.

Нателла Тоидзе участвовала в крупных выставках в музеях в Пекине, в Линкольн-центре в Нью-Йорке, Лиссабоне, Париже и др.

Работы Н. Тоидзе хранятся в коллекциях Третьяковской галереи, Русского музея, и в других музейных собраниях.

Стоимость полного билета - 300 рублей, льготного - 50 рублей. Билеты можно приобрести в кассе и на сайте