Образы моря в литературе, живописи и музыке. Что такое средства музыкальной выразительности

22 мая 2014 г. в Мемориальном музее-мастерской скульптора С.Т.Коненкова прошло очередное заседание клуба «Галерея», на тему «Сравнения выразительных средств музыки и живописи».

Музей С.Т.Конёнкова

Соотношения между звуковыми вибрациями и цветовым спектром давно и небезрезультатно привлекают учёных, музыкантов и мастеров живописи.

Перед началом

Композитор Владимир Владимирович ФЕСЕНКО познакомил слушателей со своей теорией.

Ещё И.Ньютон считал, что число семь лежит в основе многих явлений природы. Именно он представил круг, показывающий взаимосвязь между цветами и музыкальными нотами.

Рассказывает В.В.Фесенко

Н.А.Римский-Корсаков и А.Н.Скрябин видели тональности, окрашенными в различные тона, правда, соотношение их у них не совпадало. Но Ньютон предлагал соотносить между собой не тональности, а конкретные звуки.

М.Чюрлёнис часто вносил в свои художественные произведения элементы духа музыки, о чём говорят названия его картин.

Е.П.Блаватская в «Тайной Доктрине» раскрывает систему соотношений между звуком и цветом: до - красный, ре - оранжевый, ми - жёлтый, фа - зелёный, соль - синий, ля - индиго, си - фиолетовый.

В.В.Фесенко рассматривает частоты музыкальных октав и выводит Закон чистых октав. Им рассматривается цветовая октава и строится таблица соотношения между звуком и цветом.

Цветовые октавы сопоставляются со всеми звуками музыкального диапазона

В.В.Фесенко. Мечта

Он рассказывает: «Эта мелодия звучит в береговой линии картины. Для достижения объёмности в объектах береговой линии использованы не только цветовые тона, совпадающие с мелодией пьесы, но также тоны других цветовых октав. Кстати, в музыке аналогичный приём присутствует довольно часто. Нередко мелодия проводится в октаву, а иногда в две,три и даже в четыре октавы. В небе наблюдается смешение оранжево-жёлтого и фиолетового тона (звуки ля и ми)». К ним прибавлен зелёный тон (звук до). Вместе эти цвета совпадают минорным трезвучием (ля-до-ми). В пьесе Бетховена это трезвучие является тоническим, то есть центральным, опорным и важнейшим сочетанием. Цвета моря также связаны с фиолетовым и оранжево-жёлтым тоном, здесь ведущий тон - фиолетовый. Блики на воде определяются цветовыми тонами мелодии. В небе и в море обилие лессировочных тонов. Они помогают создавать многоплановость и глубину».

Благодаря взаимодействию живописи и музыки, живопись может быть насыщена всеми достижениями мировой музыкальной культуры, а музыка - достижениями изобразительного искусства, что значительно раздвигает границы творческих возможностей в создании новых образов, как в музыке, так и в живописи.

Далее Нинель Михайловна АЛМАЗОВА - преподаватель музыки, более 50 лет занимающаяся математическим исследованием музыкальной гармонии, автор уникальной методики: синтез восприятия «Музыка, геометрия, цвет и число» рассказала о её возможностях.

Выступает Н.М.Алмазова

Наглядно, на листе бумаги, пользуясь вписанными в круг геометрическими фигурами, можно показать фрактальные структуры звукорядов и аккордов. Это позволяет легко и интересно изучать основы теории музыки, зрительно представляя музыкальные закономерности. Нинель Михайловна считает, что, сравнивая аналоги основных музыкальных понятий со строением Солнечной системы, атома, клетки и даже социальных структур, можно подойти и к понятию универсального природного принципа мироздания.

Геометрия музыки

Владимир Васильевич НАДЁЖИН рассказал о Международной выставке «Элетро75», которая проводилась в парке «Сокольники» в 1975 году. Авторским коллективом: Р.Файерштейном, М.Коником и им самим (он был автором раздела «Космос»), была создана свето-динамическая композиция "Прометей".

Площадь экспозиции составляла 500 м 2 . На ней были представлены космические спутники, луноход и большая скульптурная пространственная композиция.

Владимир Васильевич предложил провести заседание клуба «Галерея» на эту тему в следующем сезоне.

Физик-теоретик Сергей Кирович БОРИСОВ поделился своими представлениями о времени в музыке и физике.

С.К.Борисов

Путём анализа энергии, как в классической музыке, так и в квантовой физике, на основе многочисленных совпадений используемых в этих дисциплинах, он пришёл к выводу о имеющемся в музыке и отсутствующем в физике представлении о времени как о субстанции со своей структурой и специфическими энергиями, имеющими отношение прежде всего к эволюционным теориям естествознания и позволяющим определить дух в науке и философии, что подтверждает догадки швейцарского искусствоведа Э.Курта, известного автора энергетической концепции музыки.

Слушателям очень интересно

Профессор, доктор философских наук Юрий Владимирович ЛИННИК - приверженец идей В.И.Вернадского и космизма в искусстве - в контексте темы заседания посвятил своё выступление вопросам космической живописи и проявлениям фантастики в различных видах изобразительного искусства, в частности познакомил слушателей с деятельностью и творчеством первых русских художников-космистов группы «Амаравелла».

Беседу с залом ведёт Ю.В.Линник

Он также продемонстрировал репродукции оригинальных картин из коллекции, единственного в нашей стране Музея космической живописи (г. Петрозаводск).

На вопросы отвечает В.В.Фесенко

В завершении встречи гости ответили на многочисленные вопросы слушателей.

С благодарственной речью выступил заслуженный художник России, Президент Благотворительного Фонда «Дельфис» Владимир Васильевич НАДЁЖИН.

Музыка, по словам древнегреческого философа Платона, придает жизнь и веселье всему существующему в мире, является воплощением того прекрасного и возвышенного, что есть на земле.

Как любой другой вид искусства, музыка имеет свои специфические особенности и выразительные средства . Например, музыка не способна изображать различные явления, как живопись, но она очень точно и тонко может передать переживания человека, его эмоциональное состояние. Ее содержание заключается в художественно-интонационных образах, сформировавшихся в сознании музыканта, будь то композитор, исполнитель или слушатель.

Каждый вид искусства обладает характерным только для него языком. В музыке в качестве такого языка выступает язык звуков.
Итак, какие же существуют основные средства музыкальной выразительности, раскрывающие тайну того, как рождается музыка?
  • Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия . Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она может быть самой разной – как плавной, так и отрывистой, спокойной и веселой и т.д.
  • В музыке мелодия всегда неотрывна от другого средства выразительности – ритма, без которого она не может существовать. В переводе с греческого языка ритм – это «мерность», то есть равномерное, согласованное чередование коротких и длинных звуков. Именно ритм обладает способностью влиять на характер музыки. Например, лиричность музыкальному произведению придается с использованием плавного ритма, некоторая взволнованность – прерывистого ритма.

  • Не менее важен лад как средство выразительности. Существует два его вида: мажор и минор. Отличия их друг от друга в том, что мажорная музыка вызывает у слушателей ясные, радостные чувства, а минорная – немного печальные и мечтательные.
  • Темп – выражает то, с какой скоростью исполняется то или иное музыкальное произведение. Он может быть быстрым (аллегро), медленным (адажио) или умеренным (анданте).
  • Особым средством музыкальной выразительности является тембр. Он представляет собой окраску звука, свойственную любому голосу и инструменты. Именно благодаря тембру можно различить человеческий голос или «голос» музыкального инструмента.
К дополнительным средствам музыкальной выразительности можно отнести фактуру – способ обработки определенного материала, штрихи или способы извлечения звуков, динамику – силу звука.
Благодаря гармоничному сочетанию всех вышеперечисленных выразительных средств или их части и появляется музыка, сопровождающая нас в жизни практически повсюду.

Цель: Дать сравнительный анализ изображения состояний моря в литературе на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», изобразительном искусстве на примерах картин Н.Рериха «Заморские гости», И.Айвазовского «Девятый вал», музыке на примерах фрагментов оперы «Садко», сюиты «Шехерезада» Н.А.Римского-Корсакова.

Задачи:

  1. познакомить с произведениями художников Н.Рериха, И.Айвазовского, композитора Н.А.Римского-Корсакова;
  2. развивать эстетическое восприятие и понимание красоты природы в произведениях изобразительного искусства и музыки;
  3. обучать анализу содержания и художественных особенностей рекомендуемых картин, музыкальных произведений;
  4. воспитывать любовь к природе и произведениям искусства.

Оборудование:
Портрет Н.А. Римского-Корсакова.
Фонохрестоматия – образ моря (фрагменты из оперы «Садко», сюиты «Шехерезада» Н.А. Римского-Корсакого).
Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (с иллюстрациями).
Репродукции картин Н.Рериха «Заморские гости», И.Айвазовского «Девятый вал».
Геометрические фигуры.

Ход урока

I. Организационный момент (цвет настроения).
II. Изучение нового.
III. Выставка.
IV. Итог (цвет настроения).

В начале урока ребятам раздаются 3 цвета настроения (красный – радостное, желтый – равнодушное, синий – грустное). Каждый должен выбрать один цвет своего настроения и передать учителю. Подсчитывается количество соответствующих цветов в начале и в конце урока.

Учитель:
– Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в увлекательное путешествие. А чтобы путешествие состоялось, нам нужно набрать команду на волшебный корабль (из геометрических фигур дети складывают кораблик).

– Ребята, кто из вас был на море? Какое море вы видели? Чем оно вам запомнилось? (Ответы детей.)

Наше путешествие будет проходить по морю знаний и команда должна быть готова к различным неожиданностям и приключениям. А капитанами на этом корабле будем мы, педагоги.

Итак, мы отправляемся в путь, но недалеко от берега нас останавливает грозный царь Нептун, повелитель морей и океанов.

Учитель рисования:

Море – кто не восхищался им, когда стоял на берегу и смотрел в его бесконечную даль. Слыша легкий плеск волны или мощный шум огромного вала, тысячами искр разбивающегося о крутые скалы и камни берега, поневоле вспоминаешь сказочных персонажей – чудо-кита, русалок, золотую рыбку…

Давайте обратимся немного к литературе. Послушайте отрывок и скажите, из какой это сказки:

Вот пошел старик к синему морю,
Видит, море разыгралось… (Ответы детей.)

Опишите состояние моря в этом отрывке, какое настроение оно передает, какими красками можно передать? (Ответы детей.)

Учитель музыки:

– Ребята, а скажите, можно ли музыкой передать образ моря? (Ответы детей.) А вы любите сказки?

– Я хочу вам рассказать про одного замечательного русского композитора Н.А. Римского-Корсакова. (Кто такой композитор?) Н.А. Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 г. В 6 лет маленький Ника начал заниматься музыкой, но в душе мечтал стать моряком, с увлечением читал книги о мореплавателях. И когда Нике исполнилось 12 лет, отец привез его в Петербург и определил в морской кадетский корпус. По окончании морского корпуса Ника отправляется в кругосветное плавание на клипере «Алмаз». Плавание продолжалось 3 года. За это время он увидел много стран, набрался новых впечатлений, полюбил еще больше море, которое не раз изображал в своих произведениях. А во время плавания читал сказки, которые любил с детства. Сам композитор говорил: «В сущности, мой род – это сказка, былина и непременно русские». Молодого композитора пленила сказка о поединке гусляра Садко с океаном-морем. И сейчас мы с вами послушаем фрагменты из музыкальной картины «Садко».

– А пока будет звучать музыка, выберите репродукцию картины, которая соответствует настроению прослушанного вами произведения (дети слушают фрагмент и выбирают подходящую репродукцию).

Проводится беседа с детьми:

  • Какая музыка по характеру?
  • Как композитор передает образ моря, какое здесь развитие?
  • Каким образом композитор сумел выразить то или иное чувство в музыке?
  • Какие средства музыкальной выразительности вам известны? (Темп, лад, тембр, мелодия, ритм, динамика звука.)

Затем беседу проводит учитель рисования:

  • Что ребята видят на картине?
  • Какие здесь используются художественные выразительные средства?
  • Какая природа, какое небо?

(Учащиеся красками изображают состояние моря, которое они увидели на картине и услышали в записи.)

– А теперь, ребята, вспомните, как стало меняться состояние моря дальше в сказке А.С.Пушкина.

Вот идет он к синему морю
Видит на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны
Так и ходят, так воем и воют. (Ответы детей.)

– Изменилось ли ваше настроение?

Учитель музыки:

– Ребята, сейчас мы с вами прослушаем еще один фрагмент из замечательной сюиты (музыкальное произведение из нескольких разных картин, связанных одним сюжетом ) «Шехерезада», картина моря с плывущим по нему кораблем Синдбада-морехода (слушание в записи).

  • Какая музыка по характеру в этом фрагменте?
  • Какими музыкальными средствами композитор передает образ спокойного и бурного моря?
  • Какой фрагмент вам больше понравился и почему?
  • Какое настроение, впечатление у вас создалось после прослушанных фрагментов?

Учитель рисования:

– Пока звучит музыка, вам необходимо выбрать репродукцию еще одной картины, которая будет соответствовать настроению прослушанного вами произведения (дети выбирают репродукцию картины И.К.Айвазовского «Девятый вал»).

– Художников, которые в своем творчестве главной темой выбрали море, называют маринистами , а картины с морскими видами – маринами . Знаменитым русским маринистом был Иван Константинович Айвазовский. Тихая гладь моря, отражение луны, бушующие волны, огненные отблески молнии, мощные раскаты грома – все это с удивительной точностью запечатлел художник. Когда мы смотрим на картины Айвазовского, то ощущаем дыхание моря, звуки, шум волн (учащиеся красками изображают то состояние моря, которое они увидели на картине и услышали в записи).

В конце урока проводится выставка рисунков.

Итог: С детьми всего класса проводится рефлексия.

Ребята снова выбирают цвет соответствующего настроения после проведенного урока.

Данные об авторе

Чумаковой Еленой Юрьевной

Место работы, должность:

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 2" ЗАТО Светлый, учитель музыки

Саратовская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Цель урока:

Тип урока:

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Краткое описание:

Урок разработан по теме 3 четверти 5 класса: «Музыка и изобразительное искусство» Тема урока: «Рисуем … музыку?» Большое внимание автор уделяет решению проблемы знакомства школьников с изобразительными возможностями музыки, выразительными возможностями цвета и музыкальностью поэтического языка, приводит пример урока, заданий, способствующих развитию музыкально-эстетической личности учащихся.

Урок разработан учителем музыки МОУ СОШ № 2 ЗАТО Светлый Чумаковой Еленой Юрьевной

Тема 3 четверти 5 класса: « Музыка и изобразительное искусство »

Тема урока: «Рисуем … музыку?»

Цель: выявление взаимосвязей между музыкой и изобразительным искусством.

  • Раскрыть выразительные возможности цвета и изобразительные возможности звука; дать представление о связи музыки с жизнью и с другими видами искусства;
  • Развить музыкально-образное мышление, закрепить элементы музыкальной выразительности.
  • Воспитать внимательного слушателя.

Ход урока.

  1. Оргмомент
  1. Беседа.

Ребята, любите ли вы сказки?

Какие из них нравятся вам больше всего?

Знакомы ли вам сказки английского писателя Льюиса Керолла? Назовите их.

В одной из сказок Льюиса Керолла «Алиса в стране чудес» есть забавная героиня Соня и такие странные строки:

«А ещё они рисовали всякую всячину всё, что начинается на букву «М». Они рисовали мышеловки, месяц, математику, множество… Ты, когда-нибудь видела как рисуют множество?

Множество чего? - спросила Алиса.

Ничего, - отвечала Соня, - просто множество.»

Но даже героям этой удивительной сказки не пришло в голову нарисовать ещё одно слово на букву «М».

Как вы думаете, какое?

Правильно, музыка!

Подумайте, что я должна записать на доске после слова тема?

Рисуем музыку?

Рисовать музыку? Это так же как рисовать мысль! Возможно ли вообще такое? Если возможно, то как?

Сегодня, отвечая на этот вопрос, мы попытаемся с вами не только услышать трепетные звуки музыки, но и увидеть их и даже нарисовать.

Красок музыка полна

И живёт во всех она.

Кто рисует всё в себе,

Кто рисует на холсте,-

Но везде пусть вашей кистью

Управляют чувства,

Как внутри, так и вовне.

Музыка! Что такое музыка? Можем ли мы её увидеть?

На этом вопрос попыталась ответить школьница Ира Исакова в песне «Музыка».

«Музыка» Г. Струве, И. Исакова.

Разучивание песни.

Исполнение каноном.

Было ли в песне ощущение законченности. Обычно всегда в конце песни стоит точка. Почему её здесь нет? Подумайте.

Какие средства музыкальной выразительности помогают нам понять и увидеть содержание музыкального произведения?

(мелодия, лад, темп, тембр, динамика, регистр)

Оказывается между музыкой и изобразительным искусством существует тесная взаимосвязь.

Сравним произведения живописи и музыки с точки зрения динамики.

Как вы думаете, что звучит громче (<) объект, изображённый на переднем плане или то, что составляет его фон?

Какой элемент музыкальной выразительности можно сравнить (уподобить) контрасту цветов в живописи? (Лад).

За что отвечает тембр? (окраска звука). Тембр способен выражать не только разнообразие звуков, но и разнообразие цветов и оттенков.

Какие цвета подойдут грустной музыке? (холодные, неяркие).

Для весёлой? (яркие, тёплые).

Какое графическое изображение имеет мелодия?

Людей искусства всегда волновала проблема синтеза музыки и живописи. Своеобразно творчество классика литовской музыки, композитора и художника М. Чюрлёниса (1875 - 1911 г).

Его картины самостоятельные живописные произведения, в которых есть все музыкальные элементы. Но переданы они графически, средствами рисунка, пространства, красок.

Глядя на картины «Соната моря» Чюрлёниса, сравним мелодию с линиями в рисунке.

«Соната моря» (Andante ) «Соната моря» (финал).

Какое графическое изображение «мелодии» вы здесь видите?

В каком ладу «звучит» картина?

Какова «динамика» произведения?

Что вы можете сказать о «темпе»?

Какие оттенки придаёт произведению «регистр»?

Обратите внимание на название репродукции «Соната моря». Следуя этому названию можно предположить, что это музыкальное произведение, а уж потом - живопись.

Как М. Чюрлёнис смог увидеть музыку?

Можем ли мы увидеть музыку? Каким образом? (Представить)

Значит, музыку можно представить и нарисовать. Следовательно, я стираю знак вопроса после темы «Рисуем музыку» и ставлю точку.

Рисуем музыку .

Физкультминутка .

Часто в своём воображение мы превращаемся в героев сказок, фильмов. Давайте сейчас попробуем превратиться в птицу. Одна из самых красивых птиц - лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом.

Поднимите подбородок вверх, выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны. Закройте глаза.

Звучит музыка Э. Грига «Утро».

Давайте подышим как лебеди - вдох, выдох. После вдоха говорите про себя: «Я - лебедь». Потом выдохните. Вдох. «Я лебедь», - выдох. Вдох. «Я - лебедь» - выдох. Шея лебедя вытянута, спина прямая, гордая. Широко раскиньте руки-крылья. А теперь согните чуть-чуть в коленях ноги, и … резко выпрямитесь … вдох и о, чудо. Мы взлетели.

Можете свободно взмахнуть крыльями. Вдох, выдох. Тело, как пушинка, лёгкое, мы его совсем не чувствуем. (Поднимаемся на носочках вверх, вниз). Как радостно и свободно.

Чистое, голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада, тишина, покой. Вдох, выдох. Под нами, как зеркало блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть себя. Какая красивая, гордая птица. Вдох, выдох.

Мы плавно летим. Спустимся пониже, ниже, ещё ниже… вот уже совсем близко лес, поле, дома, люди.

И вот ноги легко коснулись земли. Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.

Был замечательный полёт! (Присаживайтесь).

Беседа.

К свободной игре воображения прибегали французские художники и композиторы - импрессионисты («импрессион», в переводе с французского, впечатление).

Художники - импрессионисты пользовались чистым цветом, стараясь не смешивать краски на палитре и не добавлять чёрных и серых тонов. Из-за своеобразной живописной манеры, поверхность картин у импрессионистов кажется трепещущей, зыбкой, благодаря чему им удавалось передать блеск солнечных лучей, рябь на воде, улыбку, мелькнувшую на губах человека.

Перед вами картина Огюста Ренуара «Залив Мулен Гюе» . В своих картинах художник ставил перед собой задачу сделать человеческие фигуры частью пейзажа, окутать их воздухом и цветом.

Множество музыкальных полотен принадлежит Клоду Дебюсси, французскому композитору-импрессионисту. Живописность присутствует уже в названии произведений: «Затонувший собор», «Шаги на снегу», «Девушка с волосами цвета льна», «Лунный свет».

Музыка К. Дебюсси не вызывает столь конкретных представлений, тем не менее производит впечатление ярких музыкальных картин.

Клод Дебюсси «Лунный свет на террасе» (слушание).

Дифференцированные творчески задания.

Во время прослушивания музыки:

Нарисуй музыкальный пейзаж.

Напиши сочинение-миниатюру (см. приложение 1).

Разгадай кроссворд (см. приложение 2).

Оформить выставку рисунков.

Ответить на вопросы кроссворда.

Беседа.

Желание «увидеть музыку», «связать цвет и музыку» и «услышать цвет», столь же древнее как стремление человека взлететь в небо или обрести вечную молодость.

А может ли вообще звук иметь цвет? Одним из первых русский художник В. Кандинский понимает, что «цвет» в многообразии его проявлений, линий, складывающихся в различные геометрические фигуры, сам по себе рождает эмоции, создает настроения. В. Кандинский настаивал: «Жёлтое, включённое в геометрические формы невыносимо, как резкий звук трубы; в красном заложено кипение и жар, огромная сила, напоминающая о фанфарах и трубах».

Подобно композитору в музыке, Кандинский стремился обрести способность свободного выражения чувств. Он создал акварель - беспорядочное размещение красочных пятен и линий, ничего не изображающих и не обозначающих. Но, присмотревшись, пятна как бы оживают.

Накопившийся опыт подтолкнул других художников к отчаянному эксперименту: запечатлеть на холсте звуки, зафиксировать для глаза то, что предназначено для слуха. На выставках разных стран в 20-е годы появились картины с необычными для живописи названиями. Вот они: «Нактюрн №2» Ф. Шопена, «Романс» Г. Свиридова.

И пусть эти картины не всем понятны и даже загадочны, но ведь в неразгаданности искусства таится огромная всепоглощающая сила.

После выше сказанного я с уверенностью могу стереть точку после названия темы «Рисуем музыку» и поставить восклицательный знак.

Рисуем музыку!

Что нового вы узнали на уроке?

Назовите имена художников и композиторов, с которыми вы познакомились сегодня.

Урок музыкальной литературы в 6 классе


Цель: ознакомить учащихся с принципом взаимопроникновения смежных искусств, через коллективную эвристическую деятельность выявить комплекс выразительных средств и художественных приемов различных видов искусства.
Задачи:
а) образовательная - сформировать устойчивые знания по теме, вырабатывать умение находить межпредметные связи и проводить сравнительный анализ по проблемным вопросам, а также закреплять навык критического подхода к изучаемым произведениям.
б) развивающая - расширение общекультурного кругозора через музыкальный и иллюстративный материал.
в) воспитывающая - привитие чувства уважения к мировому культурному наследию, формирование культуры межличностного сотрудничества на уроке.
Литератор(Л) – Ребята, перед вами – картины моря ˂слайд№2, №3˃А вы когда-нибудь видели море? Какое оно?
Дети (Д) – в нём есть какая-то тайна и огромная сила.
Л. - тайна и мощь морской стихии издавна привлекала к себе взоры поэтов, художников, музыкантов ˂слайд №4˃. Тема нашего урока – «Образы моря в литературе, живописи и музыке» (записывают тему в тетрадь)
˂слайд №5˃Море воспевали Гёте, Байрон, Гюго, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Фет и другие поэты. Море манило их изменчивостью и динамичностью облика. Тихое и прозрачное в штиль, бушующее во время шторма, таинственно мерцающее в ночи – эти разные состояния моря нашли отражение в художественной литературе. ˂слайд №6˃«И блеск, и тень, и говор волн» также привлекали А.С.Пушкина. Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку (записывают в тетрадь).
Как к живому собеседнику обращается поэт в стихотворении «К морю». Вслушайтесь, насколько музыкальны эти слова (читает стихотворение).

Откройте учебники. Отметьте слова и словосочетания, которые помогли созданию образа моря в вашем воображении (1группа работает с 1-3 строфами, 2 группа – с 4-6 строфами, 3 группа – с 12, 14, 15 строфами). Названные слова записывают на доске – свободная стихия, волны голубые, гордая краса, ропот заунывный, грустный шум, шум призывный, глухие звуки, бездны глас, своенравные порывы, взыграл неодолимый, могуч, глубок и мрачен, неукротим, торжественной красы, гул в вечерние часы). Благодаря этим словам мы как будто видим море и слышим его голос. Как называются такие образы?
Д. - Зрительные и звуковые (запись на доске)
Л. -Какое словосочетание, по-вашему, будет ключевым в этом списке?
Д. - Свободная стихия
Л. -˂слайд №7˃Вы знаете, что поэты и писатели для придания своей речи большей красочности и выразительности используют определённые средства. Какие?
Д. - Эпитеты, метафоры, сравнения ˂слайд №8˃
Л. -Поэт разговаривает с морем, как с человеком. Как это называется?
Д. – Олицетворением ˂слайд №9˃
Л. -В словах поэта «Я был окован…» о каких оковах идёт речь?
Д. - О годах ссылки в Одессу. Поэт прощается с морем, но это и прощание со свободой, торжество которой не суждено увидеть людям его поколения.
Л. -˂слайд №10˃Как называется направление в искусстве, для которого характерно стремление героя к свободе, независимости, возвышенный склад души, мечтательность?
Д. - Романтизм. ˂слайд №11˃И герой нашего стихотворения – тоже романтик.
Л . -Изучая художественное произведение, мы каждый раз подчёркиваем, что любая деталь имеет значение. Пейзаж может выполнять определённые функции. ˂слайд №12˃Назовите их
Д. - Изобразительная, аллегорическая, эмоционально-психологическая, символическая˂слайд №13˃
Л. -Какую же роль играет пейзаж в нашем случае?
Д. - Эмоционально-психологическую и символическую.
Л. -На примере стихотворения А.С.Пушкина мы ознакомились с тем, как поэт-романтик использует образ моря в своём произведении. А каким образом представлена тема моря в произведениях музыки и живописи, вам предстоит сейчас узнать.

Художник (Х.) - Что касается изобразительного искусства, то художник не только видит красоту морских пейзажей, но и передаёт её на полотне с помощью красок. Море рисовали многие художники. ˂слайд №14˃Слово «морская» по-латыни звучит как «marina». Поэтому и художников называли…
Д - маринистами.
Х. - можете ли назвать фамилии художников-маринистов?
Д. - это художник Айвазовский.
Х. - ˂слайд №15˃Айвазовский был выдающимся живописцем. Его работы были известны в Англии, Франции, Италии. Русские вельможи наперебой заказывали ему картины. Знакомство и дружба с Пушкиным наложили отпечаток на творчество художника. Всю свою жизнь он стремился постичь море через поэзию. Айвазовский великолепно играл на скрипке и поразил самого Глинку. Наверное, сочетание поэзии и музыки выплеснулось в живописи великого художника. Черпая вдохновение в картинах природы, восхищаясь красотой окружающего мира и пропуская её через призму собственного восприятия, художник пытается воплотить свои впечатления в творчестве. Мы сейчас будем знакомиться с его работами и анализировать их. Но у живописи свой язык выразительных средств, свои специфические термины. Назовите их.
Д. - Линия, ритм, динамика, цветовое пятно, цветовая гамма ˂слайд №16˃
Х . - Давайте вместе попробуем проанализировать – как в разных работах эти средства раскрывают замысел художника и создают «настроение» картины.
(Далее идёт обсуждение работ: «Лунная ночь на Капри» ˂слайд №17˃, «Девятый вал» ˂слайд №18˃, «Морской берег. Прощание» ˂слайд №19˃, «Кавказские горы с моря»˂слайд №20˃).
Х. – если обобщить всё то, что вы сказали в ходе обсуждения картин, то можно сделать вывод о том, что на всех своих полотнах художник хотел передать: мотив противоборства, соперничества человека и стихии, мечту о свободе, любовь к природе. И вы убедились, что пейзаж в живописи имеет так же, как и в литературе, эмоционально-психологическое и символическое значение.
Музыковед (М. )- (вопросы к учащимся): к какому виду искусства относится стихотворение?
Дети (Д.) - к литературе
М. - а произведение живописи?
Д. - к изобразительному искусству
М. - симфоническое произведение?
Д. - к музыке
М. - из названных видов искусства какое является самым точным и конкретным?
Д. - самое конкретное по языку выражения - литература, на втором месте - живопись, и на последнем - музыка.
М. - Да, действительно, музыка из трёх названных искусств менее конкретна, но сильнее других воздействует на наши эмоции.

В музыке есть много примеров воплощения темы моря, но мы поговорим только об одном из них - это симфоническая сюита русского композитора Н.А.Римского-Корсакова "Шехеразада". ˂слайд №21˃Николай Андреевич Римский-Корсаков в юности учился в Морском корпусе, по окончании его, будучи гардемарином, совершил кругосветное путешествие. Оно длилось 2 года 8 месяцев. И, естественно, впечатления от плавания были очень яркими и незабываемыми. Они нашли отражение в сюите "Шехеразада".

М. - Шехеразада - героиня каких сказок?
Д. - восточных
М. - Как называется сборник арабских сказок? ˂слайд №22˃
Д. - "1001 ночь"
М. - ˂слайд №23˃(вкратце обрисовывает сюжетную линию сказки). Шехеразада - жена султана Шахриара, а на Востоке правитель - не просто первое лицо в государстве, это "великий и всемогущий", его власть над подданными безгранична, поэтому вошло в обиход выражение "восточный деспот". Как ещё называют такого человека?
Д. - тиран.
М. - Послушайте музыкальную тему Шахриара (педагог играет на ф-но тему Ш.).
Какое впечатление она произвела на вас? Какого человека вы представили?
Д. - с надменным, тяжёлым взглядом, властного, жестокого, эгоистичного.
М. - Обратите внимание на средства музыкальной выразительности - в теме нет аккордов, только сплошь унисоны. О чём это говорит?
Д. - аккорд - это гармоничное звучание нескольких голосов, а унисон - по сути, одноголосие. Это говорит о характере султана, не признающего компромиссов и уверенного в своей правоте.
М. - Я сыграла вам тему султана для того, чтобы вы
а) сравнили её с темой моря в том музыкальном фрагменте, который сейчас прозвучит;
б) проанализировали средства музыкальной выразительности, т.е. выполнили бы те же действия, что и на уроке литературы при знакомстве с стихотворением. Но сначала давайте-ка включим механизм критического мышления и попробуем предположить, что за музыка нас ждёт: какой должна быть динамика?
Д. - мощное звучание
М. - соло или оркестровое tutti?
Д. - tutti
М. - предпочтительные тембры - струнные, деревянные или медные духовые?
Д. - медные духовые
М . - регистр темы
Д . - низкий и средний
˂слайд №24˃Ученики прослушивают музыкальный фрагмент ("Багдадский праздник и Корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником" - 4 часть сюиты) и по ходу анализируют средства выразительности, отмечая совпадение предполагаемых и реальных результатов.
Если обобщить всё, вами сказанное, то получится такая таблица ˂слайд №25˃, из которой понятно, что образы Моря и Султана охарактеризованы почти аналогичными средствами.
М. - Да, Римский-Корсаков потрясающе реалистично рисует картину бушующего моря. Но каждый великий художник потому и велик, что он не просто "фотографирует" реальность, а через искусство доносит до нас свои обобщения и размышления.
-О чём говорит похожесть тем Султана и моря?
Д. - о близости характеров
М. -Более того, композитор размещает темы моря и султана рядом для чего - чтобы противопоставить или приравнять?
Д. - чтобы указать на тождество их
М. -Почему? Какую мысль композитор хочет высказать своей музыкой?
Д. - как море играет судьбами людей, так и султан своевольно вершит судьбы подданных.
М. – какую роль в сюите играет морской пейзаж?
Д. – аллегорическую, эмоционально-психологическую и символическую.
Л. - Найдите у Пушкина в стихотворении аналогичные строки:
Д. - Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,-
И стая тонет кораблей.
Л. - Помните, анализируя стихотворение Пушкина, мы говорили об олицетворении - приёме, когда черты человека переносятся на море. В сюите "Шехеразада" - тот же приём, в произведениях изобразительного искусства - аналогично. Значит, мы с вами пришли к какому выводу?
Д. - Любая тема в искусстве даётся художником через призму человеческого восприятия.
Рефлексия (Л) – Ребята, вы сегодня читали стихотворение о море. Внимательно анализировали репродукции, слушали музыкальное произведение. У каждого из вас сложилось своё представление об увиденном и услышанном. Сейчас вы приступите к выполнению следующего задания: необходимо сочинить пятистишие, в котором ключевым словом будет «море» (3 мин).
Ученики по окончании работы зачитывают свои стихи.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина «К морю». Подготовить слайдовую презентацию, посвящённую морским пейзажам.

Использованные материалы

1. Сб. статей под ред. Коровиной Т. Сказка в творчестве Н.А. Римского-Корсакова. – Москва: Музыка, 1987.
2. Уч. пособие для 8 класса СШ под ред. Громова Н.И. Русская литература. - Москва: Просвещение, 1973.
3. Альбом Римский-Корсаков Н.А. – Москва: Музыка, 1988.
4. Кандинский А.И., Орлова Е.М. Русская музыкальная литература, вып.3. – Ленинград: Музыка, 1981.
5. Соловцов А.Н. Николай Андреевич Римский-Корсаков. – Москва: Музыка, 1984.
Интернет-ресурсы
http://www.peoples.ru/art/painter/aivazovskiy/aivazovskiy_ivan.jpg
http://img.labirint.ru/images/news/5541_1281090358.jpg
http://900igr.net/datai/literatura/Lermontov-Mtsyri/0002-002-Skhodstvo-M.JU.-Lermontova-i-ego-geroja-Mtsyri.png
http://www.stihi.ru/pics/2012/12/01/9948.jpg
http://www.online-utility.org/image/ImageCache?file=3/38/Zhukovsky_1815.jpg/800px-Zhukovsky_1815.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/48/187/48187205_GYUGO.jpg
http://bookerslive.ru/wp-content/uploads/-182878_35036337.jpg
http://www.livejournal.ru/static/files/themes/quote/11880_g01.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/2/24/474/24474617_photo64.jpg
http://gorodlip.ru/klient/ecology/31o1+.jpg
http://www.proza.ru/pics/2009/03/11/431.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/46/673/46673951_1248380293_00044149.jpg
http://ajvazovskyj.ucoz.com/_ph/1/914766058.jpg
http://vse-skazki.ru/images/stories/Izobradzeniya_iz_skazok/Narodnie_skazki/a/arabskie/Racckaz_ob_Ync-al_2.jpg
http://newshot.ru/uploads/posts/2012-02/1329830650_noch.jpg
http://100oper.ru/wp-content/uploads/2012/07/rimsky-korsakov.jpg
http://900igr.net/datai/geografija/Iskusstvo-Armenii/0006-005-ZHivopis-i-skulptura.jpg
http://www.tarihnotlari.com/wp-content/uploads/2011/10/Dokuzuncu-Dalga.jpg
http://www.artrussia.ru/pic_w/w079_400.jpg
http://cs4409.userapi.com/u67083590/-7/x_6883ebfb.jpg
http://im6-tub-kz.yandex.net/i?id=83091257-12-72&n=21



Рахимова Римма Рашидовна,
учитель литературы,
Ковалёва Светлана Анатольевна,
преподаватель ИЗО,
Кузнецова Марина Геннадьевна,
преподаватель теории музыки.
г. Караганда
2013