Средства музыкальной выразительности. Что такое средства музыкальной выразительности

Главная задача - показать тесную взаимосвязь музыки и изобразительного искусства; направить внимание детей на то, что слушая музыку, учиться сначала видеть её, мысленно создавая образы, а затем пытаться отразить свои зрительные представления в рисунках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бинарный урок на тему: «МУЗЫКА РИСУЕТ, А КАРТИНА ЗВУЧИТ».

З десь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.

Цель урока: Показать тесную взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, обращая внимание детей на то, что музыка может рисовать, а картина - звучать;

Развитие музыкальных и творческих способностей детей;

Воспитание любви к различным видам искусства.

Задачи урока: Развитие творческого воображения и творческих способностей учащихся;

Совершенствование эстетического вкуса;

Формирование эмоционально-образного мышления и умение слушать музыку в процессе созерцания художественного и музыкального произведения искусства;

Формирование у детей навыков передачи своих впечатлений об окружающей действительности с помощью различных видов искусства, умения анализировать и высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений.

Форма урока: бинарный урок- общение.

Используемое оборудование: компьютер, музыкальный центр, фортепиано. Оборудование для учеников: мольберты, бумага, краски, кисти, баночка для воды.

ХОД УРОКА

Учитель музыки: Добрый день, друзья! Добрый день, дорогие гости! Усаживайтесь поудобнее, посмотрите вокруг себя и обратите внимание: сегодня на нашем занятии (а именно так мы назовём нашу встречу) собрались учащиеся двух отделений школы: отделения изобразительного искусства и отделения музыкального исполнительства. И вести это занятие тоже будут два преподавателя: педагог-художник Швечихина И.В. и педагог-музыкант Рахманова Л.В. Почему мы так объединились? Сегодня наш необычный урок посвящён музыке и живописи. Эти два вида искусства тесно связаны между собой. Как вы думаете, что роднит музыку и живопись? Что между ними общего? (Это виды искусства. Они влияют на эмоциональное состояние человека, рисуют определённые образы).

Учитель музыки: Глядя на картины, благодаря внутреннему слуху, мы можем слушать живопись. А обладая внутренним зрением, каждый человек способен мысленно, внутри себя видеть то, чего в данный момент глазами он не видит. Поэтому, если внимательно вслушаться в звучащую музыку, то с помощью внутреннего зрения в нашем воображении могут возникнуть какие-либо живописные образы, картины природы, эмоциональные впечатления, соответствующие характеру музыки. Музыка рисует разные картины жизни, у неё есть свои краски: они не красные и синие, а особенные, музыкальные: регистровые, динамические, тембровые, темповые. И всё же они бывают, похожи на краски изобразительные. Мы не только видим, но и слышим густые и светлые, прозрачные; яркие и приглушенные; тревожные и спокойные; жесткие и мягкие, ласковые тоны. Поэтому, внимательно вслушиваясь в музыку, мы можем нарисовать картину.

Сегодня, слушая музыку, вы будете счала учиться видеть её, мысленно создавая образы, а затем пытаться отразить свои зрительные представления в рисунках.

Учитель изо: если композитор, создавая свои произведения, использует различные выразительные средства музыки: темп, динамику, регистры, то художник для передачи образа применяет краски, особую технику исполнения.

Учитель музыки: Для создания яркого образа, для передачи настроения композиторы и художники используют особые средства выразительности. Средствами музыкальной выразительности являются: мелодия, лад, тембр, регистр, динамика, динамические оттенки. Средства художественной выразительности: цвет, тон, контур, цветовые сочетания. Как вы заметили, музыкальные и изобразительные краски имеют сходства:

Музыкаьные краски Изобразительные краки

лад колорит

тембр тон цвета

регистр палитра цвета

динамика цветовой фон

динамические оттенки оттенки цвета

Учитель музыки: Сейчас послушайте грустную историю: в одной деревне жил мальчик Лёка, самым лучшим другом у него была меленькая пушистая собачка. Всё время они проводили вместе: гуляли, веселились, играли в догонялки. И вот однажды на зиму мальчика увезли из деревни и разлучили с любимой собакой. В разлуке с лучшим другом ему было очень грустно и тоскливо, и мальчик предполагал, что и собака тоже грустит, плачет и жалуется.

Маша Ч. исполняет пьесу С. Ляховицкой «Где ты, Лёка?».

Учитель музыки: Какое настроение вызвала у вас эта музыка? (Грустное, печальное). Какие приёмы использовал композитор, чтобы передать грустный характер пьесы? (Неторопливый темп, минорный лад, интонации вздохов).

Учитель изо: Какие тоны красок вы будите использовать, чтобы передать настроение пьесы?

Учитель музыки: Сечас в исполнении Алины К. прозвучит пьеса А.Классена «Две лягушки». Пожалуста, послушайте её внимательно и определите: отличается ли эта пьеса по настроению и музыкальным краскам от предыдущей, совпадает ли образ Алининых лягушек с вашими представлениями.

Учитель изо: Музыка передаёт образы двух лягушек. Подумайте: эти лягушки одинаковые или разные, какими вы их можете изобразить?

Аня С. играет « Лес» Щуровского.

Учитель изо: Вопрос к Ане: Что ты сама представляешь, когда играешь эту пьесу? Какую картину рисует твоё внутреннее воображение?

Аня: В начале пьесы я представляю дремучий лес, мрачную картину. Но где-то между кронами деревьев проглядывают светлые солнечные лучи….

Учитель музыки: Хорошо… Друзья, а может быть кто-то представил себе другой образ?

Дети рассказывают о своих представлениях.

Учитель музыки: Совершенно верно. Содержание музыкального произведения точно объяснить словами невозможно. Музыка передаёт настроение, вызывает чувства и переживания, то или иное эмоциональное состояние. А мы, слушая музыкальное произведение, каждый, в силу своего воображения, своей фантазии, рисуем определённые образы, картины.

Учитель изо: Сделайте для себя наброски такого леса, который представился вам после прослушивания пьесы Щуровского.

Учитель музыки: У русского композитора, музыковеда и пианиста С.М.Слонимского в Альбоме детских пьес для фортепиано среди ярких, образных миниатюр, таких как: «Мультфильмы с приключениями», «Ябедник», «Дюймовочка», «Колокола», есть очень выразительная пьеса «Марш Бармалея». Она написана композитором на основе созданной ранее музыки к кинофильму о марсианах, где должен был звучать «свирепый» марсианский марш. Главную тему играли две трубы. Используя яркие колористические возможности фортепиано, а также ритмические, гармонические и динамические краски, Слонимский своей музыкой передал и трубный сигнал, и агрессивную тему, слушая которую невольно представляешь себе этого ужасно страшного разбойника, шествующего под свист и барабанный бой.

Иван С. исполняет пьесу С.Слонимского «Марш бармалея».

Учитель изо: Подумайте, какие краски вы будите использовать, изображая страшного бармалея, с помощью каких средств художественной выразительности можно передать звуки барабанного боя и свиста.

Учитель музыки: И в заключении нашего занятия мы хотим предложить вашему вниманию презентацию «Иван Фёдорович Шультце – мастер лирического пейзажа русской эмиграции». В качестве музыкального сопровождения прозвучит пьеса А. Классена «Музыкальный эскиз» в исполнении Рахмановой Л.В. Обратите внимание,как музыкальное сопровождение помогает более глубоко понять и прочувствовать художественные образы.

Учитель музыки: Сегодня на нашем занятии мы слушали короткие пьесы-миниатюры в исполнении учеников фортепианного отделения. Благодаря фантазии и внутреннему воображению, представили образы персонажей, отображённых в этих музыкальных зарисовках. Обсудили, какие средства выразительности необходимы композиторам и художникам, чтобы передать настроение и образы. Наши юные художники сделали для себя наброски наиболее понравившихся музыкальных картинок. Домашним заданием для вас будет написать полноценные картины- впечатления. Все сегодня поработали активно и творчески. Молодцы!!!


Данные об авторе

Чумаковой Еленой Юрьевной

Место работы, должность:

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 2" ЗАТО Светлый, учитель музыки

Саратовская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Цель урока:

Тип урока:

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Краткое описание:

Урок разработан по теме 3 четверти 5 класса: «Музыка и изобразительное искусство» Тема урока: «Рисуем … музыку?» Большое внимание автор уделяет решению проблемы знакомства школьников с изобразительными возможностями музыки, выразительными возможностями цвета и музыкальностью поэтического языка, приводит пример урока, заданий, способствующих развитию музыкально-эстетической личности учащихся.

Урок разработан учителем музыки МОУ СОШ № 2 ЗАТО Светлый Чумаковой Еленой Юрьевной

Тема 3 четверти 5 класса: « Музыка и изобразительное искусство »

Тема урока: «Рисуем … музыку?»

Цель: выявление взаимосвязей между музыкой и изобразительным искусством.

  • Раскрыть выразительные возможности цвета и изобразительные возможности звука; дать представление о связи музыки с жизнью и с другими видами искусства;
  • Развить музыкально-образное мышление, закрепить элементы музыкальной выразительности.
  • Воспитать внимательного слушателя.

Ход урока.

  1. Оргмомент
  1. Беседа.

Ребята, любите ли вы сказки?

Какие из них нравятся вам больше всего?

Знакомы ли вам сказки английского писателя Льюиса Керолла? Назовите их.

В одной из сказок Льюиса Керолла «Алиса в стране чудес» есть забавная героиня Соня и такие странные строки:

«А ещё они рисовали всякую всячину всё, что начинается на букву «М». Они рисовали мышеловки, месяц, математику, множество… Ты, когда-нибудь видела как рисуют множество?

Множество чего? - спросила Алиса.

Ничего, - отвечала Соня, - просто множество.»

Но даже героям этой удивительной сказки не пришло в голову нарисовать ещё одно слово на букву «М».

Как вы думаете, какое?

Правильно, музыка!

Подумайте, что я должна записать на доске после слова тема?

Рисуем музыку?

Рисовать музыку? Это так же как рисовать мысль! Возможно ли вообще такое? Если возможно, то как?

Сегодня, отвечая на этот вопрос, мы попытаемся с вами не только услышать трепетные звуки музыки, но и увидеть их и даже нарисовать.

Красок музыка полна

И живёт во всех она.

Кто рисует всё в себе,

Кто рисует на холсте,-

Но везде пусть вашей кистью

Управляют чувства,

Как внутри, так и вовне.

Музыка! Что такое музыка? Можем ли мы её увидеть?

На этом вопрос попыталась ответить школьница Ира Исакова в песне «Музыка».

«Музыка» Г. Струве, И. Исакова.

Разучивание песни.

Исполнение каноном.

Было ли в песне ощущение законченности. Обычно всегда в конце песни стоит точка. Почему её здесь нет? Подумайте.

Какие средства музыкальной выразительности помогают нам понять и увидеть содержание музыкального произведения?

(мелодия, лад, темп, тембр, динамика, регистр)

Оказывается между музыкой и изобразительным искусством существует тесная взаимосвязь.

Сравним произведения живописи и музыки с точки зрения динамики.

Как вы думаете, что звучит громче (<) объект, изображённый на переднем плане или то, что составляет его фон?

Какой элемент музыкальной выразительности можно сравнить (уподобить) контрасту цветов в живописи? (Лад).

За что отвечает тембр? (окраска звука). Тембр способен выражать не только разнообразие звуков, но и разнообразие цветов и оттенков.

Какие цвета подойдут грустной музыке? (холодные, неяркие).

Для весёлой? (яркие, тёплые).

Какое графическое изображение имеет мелодия?

Людей искусства всегда волновала проблема синтеза музыки и живописи. Своеобразно творчество классика литовской музыки, композитора и художника М. Чюрлёниса (1875 - 1911 г).

Его картины самостоятельные живописные произведения, в которых есть все музыкальные элементы. Но переданы они графически, средствами рисунка, пространства, красок.

Глядя на картины «Соната моря» Чюрлёниса, сравним мелодию с линиями в рисунке.

«Соната моря» (Andante ) «Соната моря» (финал).

Какое графическое изображение «мелодии» вы здесь видите?

В каком ладу «звучит» картина?

Какова «динамика» произведения?

Что вы можете сказать о «темпе»?

Какие оттенки придаёт произведению «регистр»?

Обратите внимание на название репродукции «Соната моря». Следуя этому названию можно предположить, что это музыкальное произведение, а уж потом - живопись.

Как М. Чюрлёнис смог увидеть музыку?

Можем ли мы увидеть музыку? Каким образом? (Представить)

Значит, музыку можно представить и нарисовать. Следовательно, я стираю знак вопроса после темы «Рисуем музыку» и ставлю точку.

Рисуем музыку .

Физкультминутка .

Часто в своём воображение мы превращаемся в героев сказок, фильмов. Давайте сейчас попробуем превратиться в птицу. Одна из самых красивых птиц - лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом.

Поднимите подбородок вверх, выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны. Закройте глаза.

Звучит музыка Э. Грига «Утро».

Давайте подышим как лебеди - вдох, выдох. После вдоха говорите про себя: «Я - лебедь». Потом выдохните. Вдох. «Я лебедь», - выдох. Вдох. «Я - лебедь» - выдох. Шея лебедя вытянута, спина прямая, гордая. Широко раскиньте руки-крылья. А теперь согните чуть-чуть в коленях ноги, и … резко выпрямитесь … вдох и о, чудо. Мы взлетели.

Можете свободно взмахнуть крыльями. Вдох, выдох. Тело, как пушинка, лёгкое, мы его совсем не чувствуем. (Поднимаемся на носочках вверх, вниз). Как радостно и свободно.

Чистое, голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада, тишина, покой. Вдох, выдох. Под нами, как зеркало блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть себя. Какая красивая, гордая птица. Вдох, выдох.

Мы плавно летим. Спустимся пониже, ниже, ещё ниже… вот уже совсем близко лес, поле, дома, люди.

И вот ноги легко коснулись земли. Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.

Был замечательный полёт! (Присаживайтесь).

Беседа.

К свободной игре воображения прибегали французские художники и композиторы - импрессионисты («импрессион», в переводе с французского, впечатление).

Художники - импрессионисты пользовались чистым цветом, стараясь не смешивать краски на палитре и не добавлять чёрных и серых тонов. Из-за своеобразной живописной манеры, поверхность картин у импрессионистов кажется трепещущей, зыбкой, благодаря чему им удавалось передать блеск солнечных лучей, рябь на воде, улыбку, мелькнувшую на губах человека.

Перед вами картина Огюста Ренуара «Залив Мулен Гюе» . В своих картинах художник ставил перед собой задачу сделать человеческие фигуры частью пейзажа, окутать их воздухом и цветом.

Множество музыкальных полотен принадлежит Клоду Дебюсси, французскому композитору-импрессионисту. Живописность присутствует уже в названии произведений: «Затонувший собор», «Шаги на снегу», «Девушка с волосами цвета льна», «Лунный свет».

Музыка К. Дебюсси не вызывает столь конкретных представлений, тем не менее производит впечатление ярких музыкальных картин.

Клод Дебюсси «Лунный свет на террасе» (слушание).

Дифференцированные творчески задания.

Во время прослушивания музыки:

Нарисуй музыкальный пейзаж.

Напиши сочинение-миниатюру (см. приложение 1).

Разгадай кроссворд (см. приложение 2).

Оформить выставку рисунков.

Ответить на вопросы кроссворда.

Беседа.

Желание «увидеть музыку», «связать цвет и музыку» и «услышать цвет», столь же древнее как стремление человека взлететь в небо или обрести вечную молодость.

А может ли вообще звук иметь цвет? Одним из первых русский художник В. Кандинский понимает, что «цвет» в многообразии его проявлений, линий, складывающихся в различные геометрические фигуры, сам по себе рождает эмоции, создает настроения. В. Кандинский настаивал: «Жёлтое, включённое в геометрические формы невыносимо, как резкий звук трубы; в красном заложено кипение и жар, огромная сила, напоминающая о фанфарах и трубах».

Подобно композитору в музыке, Кандинский стремился обрести способность свободного выражения чувств. Он создал акварель - беспорядочное размещение красочных пятен и линий, ничего не изображающих и не обозначающих. Но, присмотревшись, пятна как бы оживают.

Накопившийся опыт подтолкнул других художников к отчаянному эксперименту: запечатлеть на холсте звуки, зафиксировать для глаза то, что предназначено для слуха. На выставках разных стран в 20-е годы появились картины с необычными для живописи названиями. Вот они: «Нактюрн №2» Ф. Шопена, «Романс» Г. Свиридова.

И пусть эти картины не всем понятны и даже загадочны, но ведь в неразгаданности искусства таится огромная всепоглощающая сила.

После выше сказанного я с уверенностью могу стереть точку после названия темы «Рисуем музыку» и поставить восклицательный знак.

Рисуем музыку!

Что нового вы узнали на уроке?

Назовите имена художников и композиторов, с которыми вы познакомились сегодня.

У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи это рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово — это выразительное средство искусства поэзии. Основой танцевального искусства является танец, драматического — игра актеров.

У музыки свой особенный язык — язык звуков. И у неё тоже есть свои выразительные средства: регистр, мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр, фактура и метр.

Разные элементы музыкального языка (высота, долгота, громкость, окраска звуков и т.д.) помогают композиторам выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы. Эти элементы музыкального языка также называют средствами музыкальной выразительности. Рассмотрим их подробнее.

Мелодия

Это основа любого музыкального произведения, его мысль, его душа. Без мелодии музыка немыслима. Мелодия может быть разной — плавной и отрывистой, весёлой и грустной.

Регистр

Регистр – это часть диапазона, определенная высота звучания голоса или музыкального инструмента.

Различают:

— высокий регистр (легкое, воздушное, прозрачное звучание),
— средний регистр (ассоциации с голосом человека),
— низкий регистр (серьезное, мрачное или юмористическое звучание).

Ритм

В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм. Всё в мире имеет ритм. Наше сердце — сердечный ритм; есть ритмы мозга, есть суточный ритм — утро, день, вечер и ночь. Смена времён года — это ритм планеты.

Ритм в переводе с греческого означает «мерность» — это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков. Хорошо понятен ритм в разных танцах. Все понимают, о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша, танго.

Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия. Он влияет на тот или иной характер музыки. Плавный ритм придаёт музыкальному произведению лиричность. Прерывистый ритм создает ощущение тревоги, взволнованности.

Таким образом, ритм – это последовательность звуков одинаковой или разной длительности.

Разные по длительности звуки объединяются в ритмические группы, из которых складывается ритмический рисунок произведения.

Виды ритмических рисунков

Повторение одинаковых длительностей в произведениях медленного или умеренного темпа создает спокойный, уравновешенный образ.

В произведениях быстрого темпа — этюдах, токкатах, прелюдиях – повторение одинаковых длительностей (часто встречаются шестнадцатые длительности) придает музыке энергичный, активный характер.

Чаще встречаются ритмические группы, объединенные нотами разной длительности. Они образуют разнообразные ритмические рисунки.

Реже встречаются следующие ритмические фигуры:

  • Пунктирный ритм (характерен для марша, танца) — обостряет, активизирует движение.
  • Синкопа — перемещение акцента с сильной тактовой доли на слабую. Синкопа создает эффект неожиданности.
  • Триоль — деление длительности на три равные части. Триоли придают легкость движению.
  • Остинато – многократное повторение одной ритмической фигуры.

Размер

Чтобы записать ритм на бумаге, используют так называемый музыкальный размер. С его помощью музыканты понимают, с каким ритмом и темпом необходимо играть музыку. Музыкальные размеры бывают разные и записываются дробями: две четверти, три четверти и т. д. Чтобы точно соблюдать ритм, музыкант при разучивании новой мелодии должен считать: раз и, два и.. . И так далее, в зависимости от размера.

Темп

Это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире. Например, быстрый темп — аллегро, престо; умеренный темп — анданте; медленный — адажио.

Некоторые музыкальные жанры имеют свои постоянные, определённые размеры, и поэтому они легко узнаваемы на слух: у вальса — три четверти, у быстрого марша — две четверти.

Лад

В музыке существуют два контрастных лада — мажор и минор. Мажорная музыка воспринимается слушателями, как светлая, ясная, радостная, а минорная — как печальная и мечтательная.

Тембр

  1. Высокий — сопрано, тенор.
  2. Средний — мeццо-сопрано, баритон.
  3. Низкий — альт, бас.

Хор — большой коллектив певцов (не менее 12 человек), подобный оркестру в инструментальной музыке.

Типы хора:

  • мужской (плотный, яркий тембр),
  • женский (теплый, прозрачный тембр),
  • смешанный (полнозвучный, богатый, яркий тембр),
  • детский хор (светлый, легкий тембр).

Группы инструментов симфонического оркестра

Инструменты в оркестре распределяются по своим семьям — музыканты называют их оркестровыми группами. Их в оркестре четыре:
— Струнные инструменты
— Деревянные духовые инструменты
— Meднные духовые инструменты
— Ударные инструменты

Динамика

Динамика — это степень громкости исполнения музыкального произведения.

Приглушенная динамика связана со спокойными, светлыми, либо щемящими грустными настроениями. Сильная динамика выражает энергичные, активные либо напряженные образы.

Основные обозначения динамических оттенков:

  • Piano pianissimo — ppp — предельно тихо
  • Pianissimo — pp — очень тихо
  • Piano — p — тихо
  • Mezzo piano — mp — не очень тихо
  • Mecco forte — mf — не очень громко
  • Forte — f — громко
  • Fortissimo — ff — очень громко
  • Forte fortissimo — fff — предельно громко

Обозначения изменения силы звучания:

Crescendo — cresc. — усиливая
Sforzando — sforc., sfc., sf.- внезапно усиливая
Subito forte — sub.f. — внезапно громко
Diminuendo — dim. — уменьшая, ослабляя звук
Decrescendo -decresc. — ослабляя
Smorzando — smorc. — замирая
Morendo — morendo — замирая

Нарастание динамики связано с усилением напряжения, подготовкой кульминации. Динамическая кульминация — это вершина нарастания динамики, высшая точка напряжения в произведении. Ослабление динамики рождает ощущение разрядки, успокоения.

Метр

Метр – это равномерное чередование сильных и слабых долей такта (пульсация).

В нотной записи метр выражается в размере (верхняя цифра размера указывает, сколько долей в такте, а нижняя — какой длительностью выражена доля метра в данном размере), и тактах (так т — отрезок времени от одной сильной доли до следующей доли равной силы), отделенных между собой тактовыми чертами.

Основные типы метра

    • Строгий метр — сильные и слабые доли такта чередуются равномерно
    • Свободный метр — акценты распределяются неравномерно, в современной музыке может не указываться размер или отсутствовать деление на такты.
    • Двухдольный метр — одна сильная и одна слабая тактовые доли (/-) напр., полька или марш.
    • Трехдольный метр — одна сильная и две слабые тактовые доли (/—), напр., вальс.
    • Полиметрия – одновременное сочетание двухдольного и трехдольного метра.
    • Переменный метр — меняется на протяжении произведения.

В зависимости от количества сильных долей метры бывают:

  • Простые – имеющие только одну сильную долю (двухдольные, напр. 24 или трехдольные, напр. 34 или 38).
  • Сложные — сочетание простых одинаковых метров (только двухдольных, напр. 44 = 24 + 24 или только трехдольных, напр. 68 = 38 + 38).
  • Смешанные – сочетание метров разного (двухдольного и трехдольного) типа (напр., 54 = 24 + 34, или 34 + 24, либо 74 = 24 + 24 +34 и др.).

Характерные метроритмические особенности некоторых танцев:

  • Полька — 24 , ритмические группы с шестнадцатыми нотами.
  • Вальс — 34 , аккомпанемент с акцентом на первой доле.
  • Марш — 44 , пунктирный ритм.

Гармония

В переводе с греческого harmonia означает созвучие.

Гармония – это объединение звуков в различные созвучия (аккорды) и их последовательности.

Главный элемент гармонии — это аккорд – одновременное сочетание трех и более разных по высоте звуков.

Виды аккордов:

По количеству звуков:
— Трезвучия – аккорды из трех звуков. Виды трезвучий: мажорное, минорное, уменьшенное, увеличенное.
— Септаккорды – аккорды из четырех звуков и т.д.

По интервальному строению:
— аккорды секундового строения (кластеры)
— аккорды терцового строения (трезвучие, септаккорд)
— аккорды квартового строения (квартаккорды)
— аккорды квинтового строения (квинтаккорды).

В классической музыке гармония благозвучна (опирается на консонансы), в основном используются аккорды терцовой структуры.

В современной музыке гармония может звучать резко (такие резкие созвучия называются диссонансами), бывает весьма сложной, широко используются необычные созвучия – одновременное сочетание секунд, кварт, квинт и других интервалов.

Фактура

Фактура – это склад, вид изложения музыкального произведения (лат. fakturo — обработка).
Основные элементы фактуры: мелодия, аккомпанемент (сопровождение), бас (нижний голос), средние голоса.
Фактура бывает прозрачной (двух-, трехголосной), вызывая ощущение легкости, прозрачности. Плотная (многоголосная, аккордовая) фактура создает впечатление силы, мощи.

Многоголосный склад музыки, в котором один голос является главным (мелодия), а остальные (аккомпанемент) его сопровождают. Разновидностью гомофонной фактуры является аккордовый склад музыки, в котором мелодия ритмически объединяется с сопровождением.
Полифония (греч. poly-много, phone-звук) — одновременное сочетание нескольких самостоятельных голосов (мелодий).

Основные виды полифонии

  • Имитационная п. — (лат. Imitatio — подражание) повторение в другом голосе или у другого инструмента только что прозвучавшей мелодии (темы). Напр., канон, фуга или инвенция
  • Контрастная п. — одновременное звучание разного типа мелодий. Напр., в средние века объединяли три различных мелодий с разным текстом. Основные виды фактуры:
    Формы имитационной полифонии:
  • Канон — музыкальная форма, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно.
  • Инвенция – двух- или трехголосное инструментальное произведение небольшого объема, написанное в имитационной технике.
  • Фуга — многоголосное полифоническое произведение, в основе которого лежит имитационное повторение темы во всех голосах. Высшая, самая сложная форма имитационной полифонии. Величайшим мастером фуги был И.С.Бах.
  • Фугетта (ит. fughetta — маленькая фуга) – простая, меньшего объема фуга для органа или фортепиано.

Штрихи

Очень важное средство музыкальной выразительности – штрихи. Они указывают на манеру звуковедения и зависят от характера произведения.

  • Legato - (легато) предполагает связное, плавное звукоизвлечение.
  • Staccato - (стаккато) – отрывистое извлечение звуков. Стаккато обозначается точкой над или под нотами. Звуки при исполнении на стаккато короткие, с небольшими толчками, легкими акцентами и цезурами между звуками.
  • Non legato – (нон легато) – несвязное, неплавное исполнение. Звуковедение с небольшим подчеркиванием каждого звука мелодии. Звуки при этом должны быть наполненными как при исполнении легато, цезуры между звуками сокращены. Звуки подчеркиваются, но не так остро, как на стаккато. Каждый звук звучит отчетливо.
24 сентября -Всемирный день моря.

Море завораживает, море убивает, волнует, пугает, а ещё смешит, иногда исчезает, при случае рядится озером или громоздит бури, пожирает корабли, дарует богатствами не дает ответов; оно и мудрое, и нежное, и сильное, и непредсказуемое. Но главное — море зовёт.
Алессандро Барикко “Море-океан”

Трудно найти в природе что-либо прекраснее и величественнее морской стихии. Постоянно меняющаяся, бескрайняя, манящая вдаль, переливающаяся разными красками, звучащая, - она притягивает и завораживает, созерцать ее отрадно. Образ моря воспет поэтами, море живописали художники, мелодии и ритмы его волн легли на нотные строки произведений многих композиторов.

***

Симфоническая поэма «Море» написана К.Дебюсси почти с натуры - под впечатлением от созерцания Средиземного моря и океана, как признавался сам композитор.


Просыпается море (1часть - «От зари до полудня на море»), нежно плещутся морские волны, постепенно ускоряя свой бег, солнечные лучи заставляют море переливаться яркими красками. Далее следуют «Игры волн» — безмятежные и радостные. Контрастный финал поэмы — «Диалог ветра и моря» рисует драматическую атмосферу, в которой властвуют обе разбушевавшиеся стихии.

***

Морской пейзаж в творчестве М.К. Чюрлёниса - литовского композитора и художника , представлен в звуках и красках.



В его симфонической поэме «Море» гибко отражены причудливые изменения морской стихии, то величественной и спокойной, то мрачной и неистовой. А в цикле его картин «Соната моря», каждое из 3-х художественных полотен имеет название частей сонатной формы. Причем, художник перенес в живопись не только наименования, но и выстроил логику развития художественного материала согласно закономерностям драматургии сонатной формы.

Картина «Аллегро» полна динамики: бушующие волны, искрящиеся жемчужные и янтарные брызги, летящая над морем чайка. Загадочное «Анданте» показывает таинственный город, застывший на дне моря, медленно тонущий парусник, который остановился в руке воображаемого колосса. Величественный финал представляет суровую огромную и стремительную волну, нависшую над маленькими суденышками.


Морской пейзаж присутствует во всех существующих музыкальных жанрах. Отображение в музыке морской стихии - неотъемлемая часть творчества Н.А. Римского-Корсакова . Его симфоническая картина «Шехеразада», опера «Садко» , насыщены превосходно созданными картинами моря.

Каждый из трёх гостей в опере «Садко» поёт о своём море , и оно представляется то холодным и грозным - у варяга, то плещется таинственно и нежно в рассказе гостя из Индии, то играет сияющими бликами у берегов Венеции.


Интересно, что характеры представленных героев оперы удивительно соответствуют нарисованным ими картинам моря, а созданный в музыке морской пейзаж переплетается со сложным миром человеческих переживаний.


Андрей Петров - известный мастер кинематографической музыки. Не одно поколение кинозрителей полюбило фильм «Человек-амфибия» . Во многом своим успехом он обязан музыке, звучащей за кадром.Композитор нашел сочные средства музыкальной выразительности для создания картины загадочной подводной жизни со всеми её яркими красками, плавными движениями морских обитателей. Резко контрастируют с морской идиллией мятежные наземные звучания.

(с 0.01 до 2.53)

Прекрасное бескрайнее море поет свою вечную дивную песнь, и, подхваченная творческим гением композитора, она обретает новые грани бытия в музыке.

Только человеку, глубоко равнодушному к природе, море может показаться однообразным.
Жюль Верн

картины художника Владимира Фёдорова

22 мая 2014 г. в Мемориальном музее-мастерской скульптора С.Т.Коненкова прошло очередное заседание клуба «Галерея», на тему «Сравнения выразительных средств музыки и живописи».

Музей С.Т.Конёнкова

Соотношения между звуковыми вибрациями и цветовым спектром давно и небезрезультатно привлекают учёных, музыкантов и мастеров живописи.

Перед началом

Композитор Владимир Владимирович ФЕСЕНКО познакомил слушателей со своей теорией.

Ещё И.Ньютон считал, что число семь лежит в основе многих явлений природы. Именно он представил круг, показывающий взаимосвязь между цветами и музыкальными нотами.

Рассказывает В.В.Фесенко

Н.А.Римский-Корсаков и А.Н.Скрябин видели тональности, окрашенными в различные тона, правда, соотношение их у них не совпадало. Но Ньютон предлагал соотносить между собой не тональности, а конкретные звуки.

М.Чюрлёнис часто вносил в свои художественные произведения элементы духа музыки, о чём говорят названия его картин.

Е.П.Блаватская в «Тайной Доктрине» раскрывает систему соотношений между звуком и цветом: до - красный, ре - оранжевый, ми - жёлтый, фа - зелёный, соль - синий, ля - индиго, си - фиолетовый.

В.В.Фесенко рассматривает частоты музыкальных октав и выводит Закон чистых октав. Им рассматривается цветовая октава и строится таблица соотношения между звуком и цветом.

Цветовые октавы сопоставляются со всеми звуками музыкального диапазона

В.В.Фесенко. Мечта

Он рассказывает: «Эта мелодия звучит в береговой линии картины. Для достижения объёмности в объектах береговой линии использованы не только цветовые тона, совпадающие с мелодией пьесы, но также тоны других цветовых октав. Кстати, в музыке аналогичный приём присутствует довольно часто. Нередко мелодия проводится в октаву, а иногда в две,три и даже в четыре октавы. В небе наблюдается смешение оранжево-жёлтого и фиолетового тона (звуки ля и ми)». К ним прибавлен зелёный тон (звук до). Вместе эти цвета совпадают минорным трезвучием (ля-до-ми). В пьесе Бетховена это трезвучие является тоническим, то есть центральным, опорным и важнейшим сочетанием. Цвета моря также связаны с фиолетовым и оранжево-жёлтым тоном, здесь ведущий тон - фиолетовый. Блики на воде определяются цветовыми тонами мелодии. В небе и в море обилие лессировочных тонов. Они помогают создавать многоплановость и глубину».

Благодаря взаимодействию живописи и музыки, живопись может быть насыщена всеми достижениями мировой музыкальной культуры, а музыка - достижениями изобразительного искусства, что значительно раздвигает границы творческих возможностей в создании новых образов, как в музыке, так и в живописи.

Далее Нинель Михайловна АЛМАЗОВА - преподаватель музыки, более 50 лет занимающаяся математическим исследованием музыкальной гармонии, автор уникальной методики: синтез восприятия «Музыка, геометрия, цвет и число» рассказала о её возможностях.

Выступает Н.М.Алмазова

Наглядно, на листе бумаги, пользуясь вписанными в круг геометрическими фигурами, можно показать фрактальные структуры звукорядов и аккордов. Это позволяет легко и интересно изучать основы теории музыки, зрительно представляя музыкальные закономерности. Нинель Михайловна считает, что, сравнивая аналоги основных музыкальных понятий со строением Солнечной системы, атома, клетки и даже социальных структур, можно подойти и к понятию универсального природного принципа мироздания.

Геометрия музыки

Владимир Васильевич НАДЁЖИН рассказал о Международной выставке «Элетро75», которая проводилась в парке «Сокольники» в 1975 году. Авторским коллективом: Р.Файерштейном, М.Коником и им самим (он был автором раздела «Космос»), была создана свето-динамическая композиция "Прометей".

Площадь экспозиции составляла 500 м 2 . На ней были представлены космические спутники, луноход и большая скульптурная пространственная композиция.

Владимир Васильевич предложил провести заседание клуба «Галерея» на эту тему в следующем сезоне.

Физик-теоретик Сергей Кирович БОРИСОВ поделился своими представлениями о времени в музыке и физике.

С.К.Борисов

Путём анализа энергии, как в классической музыке, так и в квантовой физике, на основе многочисленных совпадений используемых в этих дисциплинах, он пришёл к выводу о имеющемся в музыке и отсутствующем в физике представлении о времени как о субстанции со своей структурой и специфическими энергиями, имеющими отношение прежде всего к эволюционным теориям естествознания и позволяющим определить дух в науке и философии, что подтверждает догадки швейцарского искусствоведа Э.Курта, известного автора энергетической концепции музыки.

Слушателям очень интересно

Профессор, доктор философских наук Юрий Владимирович ЛИННИК - приверженец идей В.И.Вернадского и космизма в искусстве - в контексте темы заседания посвятил своё выступление вопросам космической живописи и проявлениям фантастики в различных видах изобразительного искусства, в частности познакомил слушателей с деятельностью и творчеством первых русских художников-космистов группы «Амаравелла».

Беседу с залом ведёт Ю.В.Линник

Он также продемонстрировал репродукции оригинальных картин из коллекции, единственного в нашей стране Музея космической живописи (г. Петрозаводск).

На вопросы отвечает В.В.Фесенко

В завершении встречи гости ответили на многочисленные вопросы слушателей.

С благодарственной речью выступил заслуженный художник России, Президент Благотворительного Фонда «Дельфис» Владимир Васильевич НАДЁЖИН.