Нарисованная сетка. Перспективная сетка - правила рисования. Упражнение: построение перспективной призмы

Глава 17. Знаменитая сетка Дюрера перспективная рамка

Если вы дошли до этой главы и на практике выполнили все предыдущие упражнения, то от всей души поздравляю вас! Вы настоящий герой! Или героиня! Можете погладить себя по голове и заслуженно собой погордиться! Это особая глава книги: сегодня знаменательное событие – мы переходим к работе с натуры! УРА!

Итак, постепенно переходим к работе с натуры. Чтобы уменьшить страхи Начинающего Художника и не ввергать в шок наши полушария, рисовать с натуры на первых порах будем через сетку Дюрера.

Альбрехт Дюрер (1471–1528) – величайший художник эпохи Ренессанса. Почему сетка названа в честь него? Рисовальщики и живописцы и до Дюрера пользовались подобными инструментами, рисовали через кальку или кисею на просвет, натягивая кальку (кисею) на раму и располагая между натурой и художником. Также использовали стекло. Вот как пишет в своих записках Леонардо да Винчи о способе «точно срисовать местность»:

«Возьми стекло величиной в половину листа конторской бумаги; установи его как следует перед своими глазами, то есть между глазом и тем предметом, который ты хочешь срисовать. Затем встань на расстоянии глаза от стекла в две трети локтя и укрепи голову (особым) инструментом так, чтобы ты совершенно не мог двигать головой. Затем закрой или завяжи один глаз и кистью или амастито обозначь на стекле то, что показывается с другой стороны; затем просвети на бумагу это стекло, перенеси прорисью на хорошую бумагу и распиши ее, если это тебе нравится, применяя при этом как следует воздушную перспективу…»

Использовали и сетку, нарисованную на стекле. Дюрер усовершенствовал этот инструмент, ограничив сетку определенным количеством клеток, и предложил сетку в композиционной рамке, которая раньше называлась «окно зрения».

Что такое «окно зрения», или композиционная рамка?

При рисовании с натуры хочется заранее представить, как будет выглядеть будущая картина, с какого ракурса лучше рисовать натуру и какого размера будут объекты, а также как эти объекты разместить, чтобы они смотрелись более выигрышно, чтобы получилась красивая композиция .

Вот тут‑то и нужна композиционная рамка , по‑другому – видоискатель или «окно зрения» (рис. 80).

Рис. 80. Композиционная рамка

Сделать такую рамку можно самому, достаточно иметь лист бумаги, резец или ножницы. Но чтобы эта рамка действительно принесла ощутимую пользу вашей будущей картине, надо знать размеры холста или листа, на котором вы собрались рисовать или писать свой шедевр с натуры. Например, у меня есть холст 40 × 60 см, и я желаю написать на нем натюрморт с персиками на подоконнике. Вот я красиво положила персики на подоконник, ставлю холст на мольберт и задумываюсь: насколько крупными должны быть фрукты на моей картине? Какую часть окна изобразить, а какую не надо? И вообще, как повернуть холст? Горизонтально или вертикально? Вот тут‑то и приходит на помощь бумажная рамка.

Изготовить ее легко: берете лист любой попавшейся под руку бумаги и вырезаете в ней окошечко, которое в 10 раз меньше будущей картины. Например, если размер холста 40 × 60 см, то окошечко вырезаем 4 × 6 см. Вот окошечко готово, и что же дальше? А дальше вы просто смотрите на свою натуру через это окошечко, прикрыв один глаз. Старайтесь смотреть так, как будто это уже нарисованная вами картина. Поверните окошко горизонтально, посмотрите, потом поверните вертикально, опять посмотрите, сравните увиденное, решите, что вам больше понравилось.

В тот момент, когда я раскладывала персики, я предполагала писать их на холсте, расположенном горизонтально. Но, посмотрев сквозь рамку на свою будущую картину, я увидела прекрасное дерево за окном, и мне захотелось, чтобы ветви этого дерева тоже присутствовали на моей картине, а для этого холст лучше поставить вертикально, а не горизонтально (рис. 81).

Рис. 81. Использование композиционной рамки

Еще один пример. Я сейчас пила чай, и на столе остался небольшой беспорядок – чем не натюрморт?

Беру рамку и смотрю – как лучше изобразить такой натюрморт? Что рисовать, а что не стоит?

Смотрю, расположив рамку горизонтально и придвинув близко к глазу (рис. 82).

Рис. 82. Горизонтальное расположение рамки

И вот что я вижу: предметы по отношению к размеру будущей картины мелковаты, много лишней обстановки, слишком много дальнего плана. Мне не нравится такой натюрморт!

Отодвигаю рамку от лица. Все предметы теперь увеличиваются по отношению к рамке, потому что чем дальше рамка от лица, тем крупнее будут казаться объекты на нашей будущей картине (рис. 83).

Рис. 83. Укрупнение предметов с помощью рамки

Этот натюрморт мне нравится больше. Предметы более гармоничны по размеру, однако дальний план все так же меня не устраивает, штора обрезана в непонятном месте, фонтан и кусок ствола дерева вызывают неприятные ощущения. Переворачиваю рамку вертикально и снова смотрю на свой натюрморт (рис. 84).

Рис. 84. Вертикальное расположение рамки

Вот такая композиция мне нравится! И предметы приятного гармоничного размера на переднем плане, и штора на втором плане очень хорошо вписалась – добавляет свет в картину, а дерево на дальнем плане придает моему натюрморту графичность и осеннее настроение.

По такому же принципу с помощью рамки можно выбирать и ракурс будущего портрета, и территорию для пейзажа.

А теперь вернемся к сетке Дюрера.

Дюрер объединил сетку и композиционную рамку. Поэтому, глядя через сетку Дюрера, легко не только найти красивую композицию, но и во время рисования определить примерные размеры объектов в перспективе. Ведь чем дальше от нас предмет, тем он кажется меньше. Это закон перспективы, но мозг с трудом улавливает величину этого предмета. Если, например, человек будет близко, а дом далеко, нашему левому полушарию все равно захочется изобразить дом больше человека. Или другой пример: длинный столб лежит, и мы наблюдаем его с торца, его надо рисовать коротким, но мозг упорно сопротивляется, и у Начинающих Художников обычно подобные предметы с такого ракурса получаются на рисунках длиннее, чем нужно. Сетка Дюрера исполняет роль временного тренажера для нашего левого полушария. Помогает нашим глазкам точно улавливать размеры изображаемых предметов по отношению друг к другу.

Как сделать сетку Дюрера?

Классическая сетка Дюрера – это квадратная композиционная рамка, поделенная на 6 квадратиков в высоту и 6 квадратиков в ширину. Иначе ее называют перспективной рамкой, потому что с ее помощью очень легко передавать линейную перспективу, так как отчетливо видно, насколько меняется размер объектов. Считается, что держать ее надо на расстоянии вытянутой руки от глаз, и середина сетки (перекресток центральных нитей) должна находиться на одной линии с глазом (рис. 85).



Рис. 85. Расположение рамки по отношению к зрителю

Помните, что сетка – временный инструмент. Постепенно глазомер тренируется и необходимость в сетке отпадает. Дюрер рекомендовал делать сетку размером 6 квадратов в высоту и 6 квадратов в длину. Но так как стандартные листы в наше время прямоугольной формы, то можно пользоваться сеткой 4 на 5 квадратов. Если расчертить формат А4 (альбомный лист), то квадраты на бумаге получаются размером 5 × 5 см. Если формат будет больше, то и квадраты будут больше.

Для изготовления сетки можно взять кусок прозрачного пластика, можно начертить сетку маркером на стекле и смотреть через него. Можно использовать композиционную рамку, вырезанную из плотного картона.

Вот пример изготовления сетки из картона с помощью нитей.

Клетки в сетке Дюрера и на бумаге могут быть разного размера, а вот количество клеток в сетке и на бумаге должно быть одинаковым. Если в сетке клеток 6 штук в высоту и 6 в ширину, то и на бумаге чертите 6 клеток в высоту и 6 в ширину. А если сделали сетку размером 4 клетки на 5, то и на бумаге должно быть 4 клетки на 5.

Вот как можно сделать сетку для натюрмортов: вырезаем в картоне окно для сетки 12 × 15 см и делим стороны на отрезки по 3 см (рис. 86).

Рис. 86. Изготовление сетки для натюрмортов

Потом с помощью иглы натягиваем вертикальные нити (рис. 87). Вот и получилась осовремененная сетка Дюрера. Выставляем простой натюрморт.

Для первого натюрморта с натуры возьмите предметы несимметричной формы. Можно взять цветок, веточку рябины, можно просто смять бумагу. В первый раз неважно, что вы будете рисовать, главное – научиться пользоваться сеткой Дюрера. Чтобы рисунок получился более объемным, нужно правильно выставить свет.

Натюрморт лучше расположить так, чтобы на предметах были видны все градации светотени, а именно самые светлые места (хорошо освещенные) и самые темные места (в тени). А также обязательно должны быть видны падающие тени от предметов. Падающие тени придают объем и пространство нарисованной композиции, помогают передать материальность предметов. Например, если падающие тени темные – значит, предмет непрозрачный, если светлые, то предмет из прозрачного материала.

Рис. 87. Натягивание вертикальных нитей на каркас

И так же натягиваем горизонтальные нити; перекрещиваясь, нити создают сетку (рис. 88).

Рис. 88. Современная сетка по образцу Дюрера

Как работать с сеткой? Смотреть через сетку надо одним глазом (одним и тем же с начала и до конца работы). Смотреть надо с одного и того же места, поэтому когда найдете нужное положение сетки с удобного для вас места для рисования, то старайтесь смотреть на протяжении всей работы именно с него. Запомните, какого размера предмет по отношению к сетке, и вы сразу поймете: с правильного места вы теперь смотрите или сдвинулись немного. Ведь композиция будет меняться, если посмотреть чуть‑чуть с другого места. Я использовала для установки сетки салфетницу (рис. 89, 90).

Рис. 89. Установка рамки горизонтально

Главное в работе с сеткой – расположить ее так, чтобы было удобно рисовать. Многие Начинающие Художники с помощью сетки (перспективной рамки) делают только контурный набросок предметов, чтобы соблюсти пропорциональность размеров и перспективу, а штриховку (наложение тона) выполняют уже без сетки. Вот отзывы учеников с курса о работе через сетку. Также они поделились практическими советами по изготовлению сетки на скорую руку в домашних условиях.

Тамара Шлапак после выполнения этого задания написала на форуме:

«Всем здравствуйте! Выкладываю и я свою работу по шестому заданию. Работала по сетке Дюрера, масса удовольствия, вышло, на мой взгляд, неплохо, правда, не уверена, что блики на стекле получились, долго с ними мучилась. А на яблочке на фотографии они вообще не видны. Еще раз благодарю Вас, Мила, за уроки!» (рис. 91, 92)

Рис. 90. Установка рамки вертикально

Рис. 91. Постановка натюрморта (Тамара Шлапак)

Рис. 92. Натюрморт Тамары Шлапак

Притченко Владимир (Servo‑s) написал: «Мой натюрморт – чисто мужской. После расплывчатых контуров пейзажа хотелось попробовать отобразить четкие, выверенные линии. Самый главный урок: подготовка не менее важна, чем само рисование.

Во‑первых, важно занять удобное положение, так как нужно сидеть несколько часов в одной позе, и здесь художнику ничуть не лучше, чем натурщику. В этом плане рисовать с натуры сложнее, чем с фото. Очень помогло офисное кресло с изменяемой высотой. Во‑вторых, свет, освещающий лист бумаги, давал ненужные блики на предметах. Пришлось его экранировать». Результат и оригинал (рис. 93, 94).

Рис. 93. Постановка натюрморта (Владимир Притченко)

Рис. 94. Натюрморт Владимира Притченко

Лариса Рафферти (laura_chernigov) написала: «Мама миа! Пользуясь случаем, передаю спасибо дяденьке Дюреру – очень удобно рисовать объект „зафиксированным в сетке“, надежно ловятся пропорции и свет.

Рис. 95. Постановка натюрморта (Лариса Рафферти)

Оснащение арт‑студии у меня заняло аж целый день. В прошлые выходные – перерылись кандидаты на драпировку, едва нашлась белая простыня в пятнах краски, которые были тщательно замаскированы. И картонная коробка, на куске которой простыня висит, вовремя прибыла. Сетку вырезала из картонной обложки блокнота А4. В качестве держателя у моей сетки – барабан от бывшего хозяйственного скотча, сохраненный мною в приступе синдрома Плюшкина года три назад – уж больно резалка была хороша. И теперь вот в самый раз пригодилось! Друзья, как приятно пройти по сусекам, когда они есть! И экономно в деньгах и нервах. Мила, Вы так подробно рассказали метод изготовления, что сразу и получилось! Ура! Спасибо! Изобретение простое, как и все гениальное, – хвала и респект Дюреру!..» Ангелочек от Ларисы Рафферти (laura_chernigov) (рис. 95, 96).

Рис. 96. Натюрморт Ларисы Рафферти

Галина Гудкова написала: «Здравствуйте, Мила! Высылаю фото своего натюрморта и сеточки, которую я сделала за одну минуту (может быть, это кому‑нибудь пригодится) из пустой рамы для картин А4 и канцелярских кнопок, а также ниток, которые обводила вокруг кнопок. Стоит хорошо даже при минимальной опоре…»

Теперь, я думаю, понятно, как сделать сетку‑рамку и как ею пользоваться.

Задание, конечно, тоже уже понятно: сделайте сетку и нарисуйте натюрморт с натуры.

Вся проблема в работе с натуры – это ваш страх нарисовать неправильно. Разрешите себе в первый раз нарисовать «как получится», неважно, правильно – неправильно: как получится – так пусть и будет. Мы просто учимся!

Если вам кто‑нибудь из профессиональных художников скажет, что через рамку рисовать нельзя, не верьте. Вспомните, что советовал Леонардо да Винчи. А вот что писал Ван Гог своему брату: «…Поэтому я заказал новую и, надеюсь, лучшую перспективную рамку, которую можно устанавливать на неровной почве дюн с помощью двух подставок…»

В любом случае, перспективная рамка вам нужна только на первое время. Потому что сетка Дюрера необходима Начинающему Художнику как тренажерный инструмент для глаз и мозга. Как только ваш глазомер достаточно разовьется, переходите к рисованию с натуры без сетки Дюрера.

Кстати, за рубежом продаются готовые перспективные рамки для художников, но в своем городе я не видела их в продаже.

выпуск посвящён инструментам и материалам, которые потребуются Вам для выполнения практических упражнений из мини-курса “Карандашный рисунок по сетке”, а в дальнейшем и для собственных работ.

Многие виды деятельности сильно зависят от используемых инструментов и материалов. Например, столяр, если будет использовать плохой инструмент и некачественные материалы, вряд ли получит хороший результат.

Рисование в этом смысле тоже не исключение. Поэтому прежде чем изучать саму методику я затрону именно эту тему.

1. Инструменты и материалы

1.1 Основные инструменты

Прежде чем приступить собственно к теме рисования по сетке, дам список необходимых Вам инструментов и материалов.

Вам понадобятся:

  • Карандаши различной твердости;
  • Бумага для рисования;
  • Калька;
  • Планшет;
  • Ластики;
  • Растушка (инструмент для растушёвывания графита);
  • Прозрачная пластиковая обложка (её можно приобрести в магазине канцелярских товаров);
  • Качественный несмываемый (перманентный) чёрный маркер с тонким концом (обычно такие маркеры используют для надписей на CD-DVD дисках);
  • Смываемый маркер;
  • Нож для заточки карандашей;
  • Полоска наждачной бумаги;
  • Широкая кисть.

Правильный выбор инструментов в данном случае очень важен, от этого зависит качество ваших рисунков.

1.1.1 Простые карандаши (графитовые)

Грифель современного простого карандаша изготовлен из смеси графита и глины (с некоторыми добавками). Соотношением графита и глины определяется «мягкость» грифеля - чем больше графита, тем он мягче и тем темнее и толще он рисует. Штрих твердого карандаша более светлый и тонкий, хуже размазывается и оставляет вмятины на бумаге.

Обозначения:

  • буквой Н обозначаются твердые карандаши,
  • буквой В - мягкие.

Цифра возле буквы обозначает степень мягкости или твердости.

Есть еще карандаш с маркировкой НВ, он мягче, чем Н, но немного тверже, чем В. В отечественных карандашах иногда используется маркировка Т и М (твердый и мягкий).

Вам понадобятся карандаши разной степени мягкости: мягкие от до 6-8В (необязательно покупать все, можно например выбрать , B , , и ) и несколько твёрдых карандашей Н , 2Н, 4H .

Лучше всего брать карандаши фирм Koh-i-Noor или Faber castle .

В принципе Вам будет вполне достаточно простых графитовых карандашей, особенно на этапе обучения и проб. Но я всё же упомяну и другие инструменты для рисунка. Самым главным конкурентом простому карандашу для создания рисунков является рисовальный уголь.

1.1.2 Уголь и угольные карандаши

Очень часто уголь используют профессиональные художники. И это оправдано, так как он даёт интенсивный, глубокий, бархатный чёрный цвет.

Уголь это один из старейших, самый доступный и широко распространенный материал для рисования. Им рисовали на стенах перщер еще наши доисторические предки.

Используют уголь преимущественно для рисунков большого формата, где нужно работать толстыми линиями и большими пятнами, или для рисования на бумаге с фактурной поверхностью. Он хорошо ложится на шероховатую поверхность и легко снимается с нее, поэтому особенно пригоден для первоначальных набросков. Основное выразительное свойство угля — бархатистость. При рисовании на тонированной бумаге с углем хорошо сочетается мел, что делает рисунок контрастным, живописным.

Рисовальный уголь имеет достаточно большой ассортимент. Помимо натурального угля есть ещё искуственный уголь, прессованный уголь в виде палочек или вклеенный в деревянную оправу.

Также уголь различается по цене в зависимости от качества и размера стержней, поэтому я посоветую вам приобретать короткие стержни, так как они гораздо дешевле, а длинные рано или поздно всё равно ломаются и превращаются в обломки.

Недаром я говорил, что это один из самых доступных материалов — при желании его можно изготовить самому. Как? Подскажу рецепт в бонусном приложении :-).

Считается что уголь — это наиболее красочное изобразительное средство рисунка, так как благодаря своей рыхлой текстуре и используемой фактурной бумаге при смазывании или растирания угля рисунок приобретает более выразительный вид, нежели рисунок карандашом. При работе с углем будьте осторожны: линии могут размазаться и он сильно пачкается. Если вы привыкли рисовать карандашом, то первое время уголь освоить будет довольно сложно, но если вы прочувствуете этот живописный материал, то вам откроются еще много новых возможностей в освоении рисунка.

Ещё один момент — уголь на каждом этапе своей работы требует закрепления, слой за слоем. Нарисовали первый слой (подложку) и чтобы работать далее, углублять тона, вам нужно закрепить этот первый слой, а иначе уголь будет осыпаться и не даст нужного результата. Закрепляется уголь с помощью специального лака-фиксатива, продающегося сейчас во всех художественных магазинах в виде аэрозольных баллончиков. Можно использовать его, а можно поступить ещё проще. Покупаете вместо фиксатива обычный самый дешёвый лак для волос, распыляете его и получаете отличную фиксацию угля на бумаге — проверено временем!

1.1.3 Другие инструменты

Простые карандаши и уголь — это не единственные инструменты с помощью которых можно создать монохромный рисунок. Это:

  • сепия
  • сангина
  • пастель

Сепия (др.-греч.— каракатица) — светло-коричневое красящее вещество; оттенок коричневого цвета. Натуральная сепия изготовлялась из так называемого чернильного мешка морского моллюска — каракатицы. Использовалась европейскими художниками с середины XVIII века при рисовании пером и кистью. Также сепией называется вид графической техники, использующей оттенки коричневого цвета, получившей распространение в Европе с середины XVIII в.

Сангина — материал для рисования, изготовляемый преимущественно в виде палочек из каолина и оксидов железа. Цветовая гамма сангины колеблется от коричневого до близкого к красному.

Соус — материал для рисования, разновидность пастели. Состоит из мягкого черного порошка (угля или сажи) с небольшой примесью слабоклеящих веществ.

Пастель — классический материал с многовековой историей. Название «пастель» происходит от итальянского pasta - тесто. Отличительными свойствами пастели является требование «фактурной» бумаги, чтобы её «зерно» или фактура фиксировали её мягкий, меловой пигмент. Но при этом пастель позволяет сочетать хорошее сцепление краски с бумагой и легкость растушевывания. В состав пастели входит природный клей, гуммиарабик, природные пигменты. Гамма цветов пастели в настоящее время расширяется за счет использования синтетических пигментов.

Я не буду тут расписывать свойства этих материалов и методы применения. Если Вам интересно, большую часть информации можно найти в интернете.

1.1.4 Заточка карандашей

Мы все когда-нибудь затачивали карандаши. И, кажется, в этом действии нет никаких секретов. Тем более, что есть специальные точилки для карандашей - вставил карандаш в точилку, провернул несколько раз и карандаш заточен. И всё-таки есть секрет.

Способ заточки карандаша для выполнения рисунков сильно отличается от простой заточки для «бытовых» целей.

Отличие состоит в том, что «художественная» заточка делается под более острым углом.

В результате длина свободного грифеля в этом случае составляет 1-1,5 см, а длина сточенной оболочки примерно 2,5 - 3 см. Для примера: у «канцелярской заточки длинна грифеля составляет примерно 0,5 см, а оболочки 1 см.

Почему такая разница Вы поймёте, когда мы будем разбирать работу с карандашом и способы наложения тона.

Так же сам грифель может быть заточен по разному - либо он стачивается равномерно на конус с тонким острым кончиком, либо сам грифель остаётся нетронутым, а затачивается только его кончик в виде косого среза.

Чем точить?

Как выяснилось - стандартные точилки для карандашей не подходят, остаётся только нож. Лично я использую хорошо заточенный перочинный нож. Мне нравится, что у него достаточно толстое лезвие, оно не гнётся и в обух лезвия можно упереться большим пальцем.

Но это не единственный вариант. Самым простым вариантом будет приобретение канцелярского ножа.

Совет: берите нож размером побольше, у него более толстое лезвие и не так сильно гнётся, как у маленьких ножей.

Для правки карандашей и другого инструмента очень удобна наждачная бумага.

1.2 Материалы

Всё вышеизложенное относилось к инструментам, теперь переходим к материалам. Самым необходимым материалом для рисования является бумага.

1.2.1 Бумага для рисования

Для рисования карандашом подойдёт практически любая бумага: тонированная или белоснежная, фактурная или гладкая, глянцевая или матовая и т.д.. Рисовать карандашом можно даже на обёрточной бумаге. Но если вы будете использовать специальную бумагу для художников, то результаты будут выглядеть гораздо привлекательнее.

Качество любой бумаги зависит от типа сырья из которого она изготавливается. Часто сырьем для бумаги служат макулатура, тряпье, либо помесь тряпья и древесины. От того насколько хорошо проклеена бумага, зависит, насколько она будет прочной. Еще при выборе бумаги надо обязательно обратить внимание на ее зернистость. Бумага имеющая мелкозернистую или среднезернистую структуру, подойдет практически для любой техники рисунка. А вот крупнозернистую используют преимущественно для рисунка углём, так как такая бумага лучше удерживает частички угля.

Бумага для художников имеет интересную особенность, дело в том, что ее стороны отличаются друг от друга в структуре, но при этом проклеены они одинаково. Если в углу Вашего листа для рисования Вы найдёте водяной знак, видимый на просвет, то это говорит о высоком качестве бумаги.

Лучшими производителями бумаги во всем мире признаны фирмы Whatman , Scholler , Canson , Fabriano , Arches , Guarro , Grumbacher .

Ещё недавно в России самыми доступными и широко распространёнными были листы фирмы Whatman, её название даже стало нарицательным, и до сих пор листы «чертёжной» бумаги мы называем ватманами. Но время идёт и сейчас в специальных магазинах для творчества можно купить абсолютно любую бумагу, только были бы деньги. Впрочем, хорошая бумага теперь продаётся не только в спецмагазинах, её можно купить и в обыкновенных канцелярских магазинах или заказать по Интернету.

Бумага для художников может быть самых разнообразных цветов. На тонированной цветной бумаге иногда очень выгодно смотрятся рисунки сделанные углем, пастелью, мелками или цветными карандашами. Но для рисунков простым карандашом лучше всего подойдут именно белые листы.

Чаще всего бумага для художественных работ имеет различные форматы и упакована в специальные блок-альбомы или альбомы на пружине. Кроме того, их можно купить и отдельными листами.

Какую именно бумагу Вам купить я советовать не буду.

Экспериментируйте , используя различную бумагу, разной фактуры, плотности, разных производителей. Со временем Вы найдёте тот тип бумаги, который больше всего подойдёт именно Вам.

Ну а для начала подойдёт тот самый ватман, о котором говорилось выше. Эта бумага достаточно плотная (плотность 160-180 г/м2), неплохо держит частицы грифеля карандаша, выдерживает многократную работу ластиком и самое главное широко распространена. Для учебных рисунков подойдут листы ватмана формата А4.

Хотя профессионалы для рисунка рекомендуют использовать сразу формат А3, я считаю это излишним. Потренируйтесь на меньшем формате, почувствуйте «вкус» рисования. А вот когда Вы ощутите свою «мощь», тогда смело переходите к рисованию на больших форматах бумаги.

В самом крайнем случае, если Вы не нашли пока специальной бумаги, используйте для тренировочных работ простую офисную бумагу для принтеров (плотность 80 г/м2), но для серьёзных работ всё же потрудитесь найти качественную бумагу.

Ещё из бумаги Вам потребуется калька. Её так же можно купить в канцелярских или компьютерных магазинах. Калька продается листами или в рулоне (в рулоне последнее время что-то не видел:-().

Берите кальку потоньше (плотность 80 г/м2), она более прозрачна, чем её «толстые» собратья.

Я недаром так подробно расписал про карандаши и бумагу.

Карандаши - основные инструменты при рисовании, бумага - основной материал.

1.3 Вспомогательные инструменты и материалы

1.3.1 Планшет

Рисовать положив лист бумаги просто на стол не очень удобно. В этом Вы убедитесь когда приметесь за практическую работу. Гораздо удобнее, когда лист закреплён на мольберте. Однако, покупать мольберт, только начиная осваивать рисование, это неоправданная трата денег. Тем более надо учитывать, что мольберт занимает приличное пространство, а это в современных городских квартирах может быть очень неудобно. Есть настольные мольберты, но они тоже стоят денег.

На первых порах мольберт может с успехом заменить планшет, поставленный торцом на колени и опирающийся на угол стола, чтобы лист с рисунком находился под углом к горизонтали.

Самый простой планшет - это подходящего размера кусок ровной прямоугольной фанеры толщиной примерно 5 мм с ошкуренными краями. Бумага на таком планшете закрепляется либо кнопками, либо специальным (малярным) скотчем. Можно в качестве крепления использовать обыкновенные канцелярские зажимы для бумаги, которые продаются в любом канцелярском магазине.

Вместо фанеры можно использовать лист толстого плотного картона или подходящий кусок оргалита (оргалит даже лучше), используя в качестве крепления опять же канцелярские зажимы. Если в Вашем хозяйстве отыщется подходящий кусок прочного, гладкого пластика или оргстекла - можете использовать и их.

Если нет желания проявлять чудеса рукоделия тогда Вы можете купить планшет в канцелярском магазине. Обычно они уже имеют установленный зажим для бумаги.

Один момент: планшет лучше брать сделанный полностью из пластика, если такого найти не удастся (или он не устроит Вас по цене), то можно взять с покрытием из ПХВ или дерматина. Если поверхность покрытия рельефная (под кожу) или сильно проминается, то тогда под лист бумаги надо подкладывать лист толстого картона.

1.3.2 Ластики

Назначение ластиков (стирательных резинок) понятно. С их помощью удаляют неправильно нанесённые карандашные штрихи и пятна тона. Но ластик не только вспомогательный инструмент, он может использоваться и как инструмент рисования. Как - об этом поговорим далее. Сейчас же скажу только, что ластиков Вам понадобится два типа:

  • мягкий (обычно они продаются в бумажных чехлах из которых их можно выдвигать, или специальных пластиковых держателях) - таким ластиком хорошо удаляются следы от мягких карандашей;
  • ластик средней мягкости (иногда они бывают двухсторонние - с одной стороны для карандаша, с другой - для пасты и чернил). Более жёсткой резинкой удобно удалять штрихи от твёрдых карандашей. Осторожнее с резинками от чернил и пасты: в их состав добавляют толчёное стекло и поэтому они очень сильно повреждают верхний слой бумаги. Если часто и с силой использовать такой ластик, то можно безвозвратно испортить Ваш рисунок «разлахматив» верхний слой бумаги. Тем не менее «чернильной» резинкой тоже можно пользоваться, но только лёгкими касаниями к бумаге.
  • существует ещё ПЛАСТИЧНЫЙ ЛАСТИК (в кругах художников его называют «клячкой»). Он похож на пластилин, хорошо мнётся и принимает любую форму. С помощью «клячки» очень удобно высветлять тёмные места на рисунке. Это можно сделать, скатав из «клячки» колбаску и прокатив её по нужному участку, или слепив необходимую форму и «промокнув» нужное место. «Клячка» соберёт излишек графита и участок будет высветлен.

Если Вы сможете купить «клячку» это будет хорошо.

Обычно ластик разрезают по диагонали, чтобы получился острый рабочий край, которым удобно стирать мелкие детали. Со временем этот край «затупляется» и пачкается. Чтобы «заточить» ластик используйте мелкозернистую шкурку.

1.3.3 Растушки

Растушка (тортилон по «научному» ;-)) - это инструмент, с помощью которого растушёвывают (размазывают) карандашные штрихи до образования однородного тона. Так как карандашный грифель как правило не может сразу покрыть требуемый участок рисунка, то для этого приходится делать штрихи карандашом. При этом неизбежно остаются пропуски и неравномерности нанесения графита. Чтобы получить нужный равномерный тон и используют растушки.

Растушки - это как правило специальные палочки, из плотно скрученной полоски бумаги или замши с конусообразными концами.

Что из себя представляют растушки?

Во-первых, это профессиональные инструменты, которые продаются в магазинах. Они бывают двух типов.

Первый тип, это палочки из прессованной или тонкой плотно скрученной бумаги, заточенной на абразивном круге под конус с двух сторон.

Второй тип - так же палочки, скрученные из бумаги, но в этом случае бумага более толстая. Рабочая поверхность у такой растушки получается с помощью выдавливания центральной части наружу. Поучается конусообразный рабочий конец со спиральным сходом бумажной ленты.

Первый тип профессиональной растушки стоит дороже, второй соответственно дешевле, но первый более удобен. Какой тип из этих растушек выбрать - решать Вам.

Чем заменить, если Вам не удалось купить растушки в магазине (или просто не захотели на это тратиться)?

Первая и самая простая замена - использовать в качестве растушки собственный палец (какой из 10 - решайте сами;-)). Пальцем легко растушевать (растереть) штрихи от мягкого карандаша и угля. Но у этого метода есть недостатки. Первый из них - пальцем практически невозможно проработать мелкие участки рисунка, поэтому палец применяют на больших листах бумаги, форматом не менее А3. Второй недостаток - палец оставляет жировые следы (даже если вы мыли руки), а это впоследствии может проявиться.

В качестве растушки можно применять кусочек ткани или замши (используя просто «комком» или сложив уголком на конус квадратный лист). Можно использовать комочек ваты или ватные палочки, можно использовать кусок мягкой бумаги (туалетную, газетную{без типографской краски}, офисную). Опять же бумагу можно скатать в комок или сложить на конус (конус получается путём неоднократного сложения квадратного куска по диагонали).

Хорошая растушка может получиться из винной пробки . Следует выбирать пробку сделанную не из прессованной пробковой крошки, а из целых кусков (это хорошо заметно на глаз). Пробку разрезают и формируют рабочий инструмент с конусообразным или клиновидным концом. Чтобы пробка была мягче её вываривают некоторое время в воде.

Ну, и аналог профессиональной растушки можно изготовить в домашних условиях.

Изготавливаются растушки из непроклеенной оберточной бумаги, замши или лайки. Также растушки изготовляют путем плотного свертывания проклеенной бумаги в виде цилиндрической палочки, концы которой затачиваются на абразивном круге.

Изготовление растушки из замши:

Из замши вырезается небольшой кусок в форме трапеции (приблизительные размеры трапеции: основания - 10 см и 6 см, высота 6 см). После этого с гладкой стороны замши плоскость в пределах малой стороны трапеции намазывается клеем для кожи. Потом начиная с большой стороны трапеции замша туго закатывается в валик и перевязывается. После высыхания клея заострённые концы валика шлифуются на наждачной бумаге.

Материал взят с сайта «Уроки рисования»(http://artgraphite.ru)

Точно так же можно сделать растушку и из бумаги. Так как бумага тоньше замши, то высоту трапеции и её основание следует увеличить. Для проклейки лучше всего использовать разбавленный водой клей ПВА.

1.3.4 Прозрачные пластиковые обложки для переплёта брошюр

Прозрачные пластиковые листы, которые используются при переплёте брошюр мы будем использовать для того чтобы сделать копирующие сетки.

Эти обложки можно найти в канцелярских магазинах или в компьютерных магазина, в отделе расходных материалов. Они весьма удобны для наших целей, единственный их недостаток - дороговизна. Обложки продаются пачками по 100 листов, минимальная цена, которую мне удалось отыскать 690 руб. Продаются ли они по отдельности в розницу - не знаю, спрашивайте в магазине.

Что делать если нет прозрачного пластикового листа (обложки)?

Может случиться так, что в вашем канцелярском магазине не окажется в продаже прозрачных пластиковых обложек. Есть ли выход из этого положения?

Во-первых, вместо пластиковой обложки можно использовать прозрачные листы предназначенные для печати на принтере.

Они бывают для лазерных и струйных принтеров. В данном случае тип неважен, главное, что бы они были прозрачные и бесцветные. Они чуть тоньше, чем пластиковые обложки, но для создания сетки вполне подходят. Зато стоят меньше чем обложки.

Во-вторых, в канцелярских магазинах, как правило, продаются пластиковые папки-уголки для бумаг.

Если Вам повезет, и Вы найдёте папки из прозрачного бесцветного пластика (только не полиэтиленовые, а полипропиленовые), то вполне можете использовать их для изготовления сетки. Только еще раз обращу внимание, что папки должны быть из ПРОЗРАЧНОГО и БЕСЦВЕТНОГО пластика. Не стоит использовать папки, если они из мутного, да ещё и цветного пластика. Хотя… Я тут подумал, что по поводу бесцветности может я и не совсем прав. Известно, что жёлтый цвет усиливает контрастность (недаром противотуманные фильтры жёлтого цвета), поэтому плёнка жёлтого цвета позволит чётче выделить контраст краёв фрагментов изображения. К сожалению, проверить это не могу - под рукой нет листа жёлтого цвета, поэтому проведение эксперимента доверяю Вам!

Здраво рассуждая - это самый лучший, во всяком случае, более дешевый вариант, если надо сделать всего с десяток копирующих сеток: 10 листов (5 папок) обойдётся вам всего где-то рублей 25.

Если Вы не нашли ни того ни другого, то можно попробовать использовать кусок прозрачной полиэтиленовой плёнки средней толщины. Этот вариант, конечно, хуже чем три предыдущи, но если плёнка достаточно толстая и при этом прозрачная, то как временное решение её всё же можно использовать.

Что, ни один из вариантов Вам не подошёл?

Ладно, на этот случай у меня есть ещё один вариант, но его я Вам раскрою в бонусном приложении .

1.3.5 Линейка

В принципе подойдёт любая линейка, длиною не менее 30 см. Лично мне больше нравится пользоваться прозрачной чертёжной линейкой. Во-первых при черчении через нее всё видно, во-вторых она имеет специальный профиль, позволяющий чертить тушью или чернилами без риска смазывания.

1.3.6 Маркеры

Для разлиновки копирующих сеток Вам понадобится качественный несмываемый (перманентный) чёрный маркер с тонким концом (обычно такие маркеры используют для надписей на CD-DVD дисках). Опять же такой маркер Вы сможете приобрести в канцелярских или в компьютерных магазинах. При покупке обратите внимание на пишущий узел: толщина линии, оставляемая им, должна быть как можно тоньше. Как правило для тонких маркеров толщина линии может быть 0,3 - 0,7 мм. Хорошо если пишущий узел будет в металлической оправке.

Стираемый маркер

Этот маркер пригодится Вам для создания временных изображений на прозрачных плёнках. Обычно такие маркеры применяются с планшетами для презентаций.

1.3.7 Наждачная бумага (шкурка)

Наждачная бумага в данном случае используется как инструмент правки карандашей, ластиков, растушек. Наждачку можно купить в строительном магазине. Возьмите два типа: мелкозернистую и со средним зерном.

1.3.8 Кисть

Кисть нужна для того, чтобы смахивать крошки и катышки остающиеся после применения ластика. Обычно это делают рукой или сдувают. Ни тот ни другой способ для рисунка не подходит. При первом есть большой риск размазать рисунок, заодно оставив на рисунке жировые следы (даже если Вы мыли перед этим руки), сдувание может оставлять на бумаге капельки слюны, которые потом оставят следы. Так что лучший вариант - смахивание кистью. Одна тонкость - щетина кисти должна быть мягкой, так как жесткая щетина может размазывать графит рисунка. Лично я пользуюсь обыкновенной плоской малярной кистью с натуральной мягкой щетиной, она меня вполне устраивает и по цене тоже. Ещё лучше вариант - макияжная кисть для пудры (женщины поймут о чём я, а мужчины если не поймут, могут получить консультацию у женщин;-)). У такой кисти очень мягкий волос, что, несомненно, является большим плюсом, а минусом - цена.

Итак, вводную часть закончим, в следующей части перейдём собственно к сути метода, но до этого выполните домашнее задание.

1.4 Домашнее задание

Для того чтобы продуктивно отработать следующую часть, сходите в магазин и купите все необходимые материалы и инструменты.

Список инструментов и материалов:

  • карандаши (HВ, B, 2В, 4В и 6В, и пара твердых карандашей Н, 2Н),
  • бумага для рисования (ватман или специальные блоки для рисования карандашом /только не для детского творчества - в таких альбомах плохая бумага/),
  • калька (пачку формата А4 или рулон),
  • планшет (лучше пластиковый),
  • ластики (мягкие, полумягкие, твёрдые),
  • растушка (инструмент для растушёвывания графита),
  • прозрачная пластиковая обложка (её можно приобрести в магазине канцелярских товаров) или её заменители,
  • линейка (лучше с профильным краем для черчения и прозрачную),
  • качественный несмываемый (перманентный) чёрный маркер с тонким концом (обычно такие маркеры используют для надписей на CD-DVD дисках),
  • нож для заточки карандашей,
  • полоска наждачной бумаги,
  • широкая кисть.

Если полный список приобрести не удастся, то ограничьтесь хотя бы минимальным набором:

  • карандаши,
  • резинки,
  • маркер,
  • линейка,
  • пластиковые обложки (или их заменители),
  • калька,
  • наждачная бумага

Фирменную растушку можно заменить самодельным аналогом, об этом говорилось выше.

Для выполнения тернировочных упражнений на первых порах подойдёт простая офисная бумага, или её заменители.

В качестве кисточки на первое время может подойти лист мягкой бумаги сложенный на подобии веера.

Все права на данный мини-курс зарегистрированы и защищены.
Воспроизведение всего мини-курса или любой его части вплоть до абзаца,
сохранения текста данного курса или всего курса в какой-либо форме
и какими-либо средствами (электронные или механические, включая
печатные формы, фотокопирование, запись на магнитный, оптический
носители) или обращение любым способом в иную форму хранения
информации с целью получения комерческой или иной выгоды
запрещается без письменного согласия автора этого курса .

Данный электронный мини-курс предназначен для личного использования
и поставляется в виде «как есть». Данный электронный мини-курс
защищен законом об авторском праве и смежных правах на территории
России, стран СНГ, Украины и Балтии.

Этот электронный мини-курс выражает мнение автора по данному вопросу.
Мнение автора может отличаться от распространённых точек зрения и мнения читателя.

Как начать рисовать? ИЗО для начинающих

Выпуск No 10 Как начать рисовать? ИЗО для начинающих 8-06-2011 Почему нас так тянет рисовать и что с этим делать? Многим из нас знакомо желание взять карандаш и нарисовать что-нибудь прекрасное. От чего же нас так тянет рисовать? (Мысли, изложенные далее, это моё личное мнение, которое может не совпадать с общепринятым) Желание самостоятельно рисовать может выглядеть даже странно в наше время, когда почти у каждого есть возможность сделать фотографию понравившегося пейзажа, человека. Но нет, людей тянет из...

Как начать рисовать? ИЗО для начинающих - Карандашный рисунок по сетке - Заключение

Выпуск 9 Уважаемый подписчик, вот и подошёл к концу мой мини-курс "Карандашный рисунок по сетке"! Осталось только сказать напутственное слово, и пожелать Вам творческих успехов в применении тех знаний, которые Вы почерпнули в процессе освоения этого мини-курса. Заключение Напомню Вам очень простую истину. Чтобы что-то получилось мало прочитать курс и понять, как это делать. Самое главное надо действовать, делать то о чём получили теоретические знания. Только практика даст Вам мастерство. Знания...

Выпуск 7 Здравствуйте, уважаемый подписчик! Я продолжаю знакомить Вас с главами из моего мини-курса <Карандашный рисунок по сетке. На сей раз разговор пойдёт о том, как держать карандаш при выполнении рисунка. Ну, казалось бы, чего тут сложного - взял карандаш, как обычно держим ручку для письма, да и рисуй себе на здоровье. Но не так всё просто. Уверен, многие из Вас обращали внимание, что художники, когда рисуют, держат карандаш по особенному. Зачем они это делают, и нужно ли копировать эти способы держа...

Как начать рисовать? ИЗО для начинающих - Карандашный рисунок по сетке -Тон, способы его передачи

Выпуск 6 И снова с Вами я - Александр Лукичёв, и свеженькая часть моего мини-курса <Карандашный рисунок по сетке. В этот раз разговор пойдёт о том, как использовать в рисунке тоновую проработку, как накладывать карандашом тон. И это важно! Именно проработка тона в карандашном рисунке и придаёт ему глубину, можно сказать <вдыхает в него жизнь, делает рисунок реалистичным. Из всего большого разнообразия способов отображения тона, в этой части будут разобраны всего два технических приёма - штриховка и растушё...

Как начать рисовать? ИЗО для начинающих - Карандашный рисунок по сетке - Перенос изображения

Выпуск 5 Здравствуйте, уважаемый подписчик! В этом выпуске рассылки речь пойдёт о переносе контура изображения на рабочий лист. Тема уже затрагивалась в предыдущей части, но на сей раз я раскрою её более широко. Расскажу о некоторых приёмах, которые, как я надеюсь, позволят Вам провести операцию переноса контура намного легче и быстрее. Конечно, перенос контура будет проделан с помощью основного инструмента этого мини-курса - сетки. Надеюсь, что Вы последовали моим рекомендациям и выполнили упражнение, под...

Художнику в своей практике особенно часто приходится иметь дело с обширными пространствами, на которых размещаются различные природные предметы (реки, озера, холмы, горы и т. д.). Поэтому особенно важна точная передача размещения видимых предметов, что обеспечивает перспективная сетка . Знание позволяет решать и эти задачи с достаточной для наших целей точностью. Но здесь, особенно для начала, необходимо вооружиться некоторым терпением и проделать ряд необходимых упражнений.

Упражнение рисования карандашом для начинающих

Представьте себе обширную равнину, поверхность которой, подобно шахматной доске, разделена на квадраты, длина ребер которых равна 100 м. Нам, стоящим на некоторой высоте, необходимо изобразить на рисунке это поле. Требуется изобразить не план поля, а именно рисунок, на котором каждый квадрат, в силу перспективных изменений, должен иметь различные размеры и различные очертания .

Чтобы решить эту задачу, выбираем какой-либо один квадрат, находящийся прямо перед нами в расстоянии от нас, примерно, около 100 м. Мы уже имеем достаточный опыт рисования прямоугольников на полу, а потому без особенного труда с достаточной точностью строим этот квадрат АВСD (рис. 1, вверху). Потом совмещаем линейку с передней, ближайшей к нам стороной квадрата и проводим линию, которая являлась бы продолжением этой стороны квадрата вправо и влево, т. е. продолжаем в обе стороны линию АВ . То же самое проделываем и с задней стороной квадрата (линия СD). У нас получатся две параллельные линии, которые определят положение всего первого ряда квадратов. Продолжив боковые стороны нарисованного нами квадрата (АС и ВО ) до их пересечения, мы получим точку схода, а следовательно, и местоположение линии горизонта.

Передние стороны первого ряда квадратов лежат на линии АВ , и все они приблизительно равны. Поэтому, если мы возьмем длину передней стороны нарисованного нами квадрата и отложим эту длину несколько раз вправо и влево по линии АВ , то получим местоположение всех передних сторон первого ряда квадрата. Соединив полученные точки с точкой схода, мы получим перспективные изображения всех квадратов первого ряда. Все это совершенно понятно, потому что все боковые стороны квадратов параллельны и, естественно, они должны сходиться в одной точке схода на горизонте (рис. 1, снизу).

Рисунок 1 — Рисуем объект в перспективе

Теперь проведем диагональ на первом изображенном нами квадрате (от точки А через точку D )) и продолжим ее до пересечения с горизонтом. Эта линия в точке Е пересечет продолжение боковой стороны соседнего квадрата и тем самым определит местоположение задней стороны второго ряда квадратов. Проводя через точку Е линию, параллельную линии СО, мы получаем изображение второго ряда квадратов (рис. 2, вверху).

Рисунок 2 — Пример рисования перспективной сетки

Далее берем квадрат второго ряда, расположенный как раз над первым нарисованным нами квадратом, и также проводим диагональ в точку схода (точка схода будет одна, ибо все диагонали квадратов тоже параллельны). Диагональ, пересекая продолжение боковой стороны квадрата в точке F , определяет положение задней стороны третьего ряда квадратов и т. д. (рис. 2, винзу).

Подобным образом мы определяем места четвертого, пятого и так далее рядов квадратов. Теоретически так можно строить ряды квадратов до самого горизонта, но практически их удается построить не более 6-7, так как далее, при нашей недостаточной точности черчения, будут уже значительные ошибки. Даже построить 7-8 рядов квадратов возможно только при очень тщательной и точной работе. Но нам достаточно 5-6 рядов, чтобы убедиться в возможности геометрическим способом строить подобную перспективную сетку (рис. 3).

Рисунок 3 — Рисуем перспективную сетку

Перспективная сетка - правила рисования

Полученная нами перспективная сетка имеет для нас огромное значение. Это мы поймем, как только проделаем ряд соответствующих упражнений. Но прежде чем подходить к этим упражнениям, заготовим несколько сеток, чтобы потом не отвлекаться от работы. Чтобы сетки были просты и удобны, мы предлагаем руководствоваться следующими соображениями:

  1. Сетка чертится в размере не менее страницы тетради.
  2. Линия горизонта должна совпадать с длиной, а не шириной листа.
  3. Сначала проведите горизонт, потом точно по треугольнику вертикальную линию вниз чертежа. Далее откладываете вниз от горизонта по вертикали 6 см и проводите линию, строго параллельную горизонту. На этой линии как раз и будут располагаться передние стороны первого ряда квадратов.
  4. На проведенной вами нижней горизонтальной линии вправо и влево от вертикали вы откладываете последовательно по 3 см. Далее вы соединяете эти точки с точкой пересечения вертикали и горизонта (с точкой схода).
  5. По вертикали от нижней горизонтальной линии отметьте 1,5 см вверх и через полученную точку проведите параллельную линию. Так у вас получится перспективное изображение первого ряда квадратов.
  6. Далее проведите диагонали в квадратах, примыкающих к вертикали справа и слева. Постарайтесь, чтобы они сошлись в одной точке на горизонте (точка будет близка к правому краю страницы).
  7. Далее последовательно в ту же (правую) точку схода проводите диагонали и стройте последовательно остальные ряды квадратов.
  8. Правильно построенная сетка обводится чернилами или тушью, а вспомогательные линии стираются. По этой сетке, путем накалывания, вы можете вычертить 10-15 сеток.

В дальнейшем, в целях экономии времени, перспективные сетки можно строить еще проще. Проделав все, что указано в пунктах 1, 2, 3 и 4, вы по вертикали снизу вверх откладываете последовательно сначала 2 см, потом 1,5; 1,0; 0,6; 0,4; 0,35; 0,3; 0,25 и 0,2. Через каждое из этих делений проводите горизонтальные линии, параллельные нижней.

Построенные нами перспективные сетки подойдут для изображения местности с некоторой довольно значительной высоты. Для изображения местности с меньшей высоты расстояние от горизонта до нижней горизонтальной линии должно быть меньше. Так, можно рекомендовать перспективную сетку, в которой от нижней горизонтальной линии до линии горизонта 4,2 см. При этих условиях снизу по вертикали придется уже откладывать меньшие величины: для первого ряда 1, второго 0,6, потом 0,45; 0,3; 0,22; 0,17; 0,14 и 0,1. В дальнейшем нашем изложении первую сетку мы будем называть сеткой № 1, а вторую - сеткой № 2. Сначала для наших упражнений возьмем сетку № 1.

Ко всем дальнейшим упражнениям с перспективной сеткой мы даем рисунки подобные, но не являющиеся ответами на поставленные задачи.

Упражнение: построение перспективной призмы

Построить трехгранную удаляющуюся от вас призму, основанием которой является левая крайняя полоса квадратов. Высота призмы 0,5 стороны квадрата. Построенную призму разбить на отдельные призмы, основаниями которых являются отдельные квадраты (рис. 4).

Рисунок 4 — Построение удаляющейся от зрителя призмы.

Упражнение: построение трех призм

Построить трехгранные призмы по трем удаляющимся полосам квадратов, но расположенные так, чтобы между основаниями призм оставалась полоса удаляющихся квадратов. Разделите призмы на части и покройте их склоны соответствующими штрихами (рис. 5).

Рисунок 5 — Построение ряда удаляющихся призм.

Упражнение: построение пирамид

На крайней левой удаляющейся от вас полосе квадратов построить ряд пирамид , высота которых равна приблизительно половине длины стороны квадрата. Пирамиды располагаются не на каждом квадрате, а через квадрат. (Пересечение диагоналей в каждом квадрате дает точку, откуда следует проводить высоту. Определив вершину первой пирамиды, проводим от нее линии к точке схода. На этих линиях будут лежать высшие точки всех пирамид.) Правые склоны пирамид покрыть соответствующими склонам штрихами (рис. 6).

Рисунок 6 — Построение пирамид.

Построенные нами ряды призм и пирамид можно рассматривать как схему удаляющихся от нас хребтов или рядов разобщенных гор. Эти схемы легко превратить в параллельные ряды хребтов. На каждой призме или пирамиде, расположенной на 1 квадрате, мы изображаем вершину (рис. 7).

Упражнение: Рисование гор в перспективе

Возьмите сетку № 2 и постройте схему удаляющегося рва на правой, второй, считая от вертикальной линии, удаляющейся полосе квадратов. Глубина рва равна 0,5 стороны квадрата. Ров имеет вид врезанной трехгранной призмы (рис. 8).

Рисунок 7 — Ряд удаляющихся хребтов, построенных на основе удаляющихся призм.

После этого, постройте схему подобного же рва, но идущего уже не по линии квадратов, а по диагонали. Ров начинается от первого левого квадрата, примыкающего к вертикали сетки.

Глубина рва и сетки та же. Ров продолжается до горизонта. Левый склон покрыт штрихами (рис. 9).

Рисунок 8 — Схема геометрически правильного удаляющегося рва.


Рисунок 9 — Ров удаляется по диагонали.

Все дальнейшие упражнения с сеткой пойдут по сетке № 2.

Упражнение рисование перспективы

Построить схему рва, который начинается от левого квадрата, примыкающего к вертикали сетки. Ров идет на северо-восток до крайнего квадрата, а потом круто поворачивает на северо-запад и идет так до края сетки. Сетка и глубина рва те же, что и в предыдущем упражнении (рис. 10). Зритель стоит лицом на север.

Увеличить или уменьшить рисунок, можно не только построив его, но и по сетке из квадратов. Легче всего, это конечно будет сделать на бумаге миллиметровке, если Вы собираетесь использовать этот рисунок как промежуточный этап в вашей работе. Но если Вы собираетесь сразу делать картину, тогда нужно будет расчертить белый лист бумаги самостоятельно.

1.Очерчиваем крайние точки нашего рисунка горизонталями и вертикалями.

2. Если нам нужно увеличить или уменьшить рисунок, нам нужно выдержать ширину и высоту нашего будущего рисунка. Для этого из одного угла нашего рисунка в другой угол проводим диагональ. На этой диагонали Вы можете выбрать любую точку - в сторону уменьшения рисунка (точка «А») или его увеличения (точка «В»). Из этой точки проведите горизонталь и вертикаль. Эта точка и ограничит по вертикали и по горизонтали наш будущий рисунок, то есть определит размер нашего будущего рисунка.

3. Расчертите наш рисунок на квадраты. В длинную сторону лучше поставить цифры, а в короткую - буквы.

4. Посчитайте, сколько квадратов у Вас получилось в ширину, а сколько в длину, и точно на такое же количество разбейте Ваш будущий увеличиваемый или уменьшаемый чистый формат.

5. Находим точку на нарисованном рисунке. Например, 5Д, и точно так же находим на большом пустом листе 5Д. Теперь находим остальные точки и соединяем их. И таким, образом, переносим наш рисунок.

С амым трудным для начинающего художника, а точнее - рисовальщика, является точное соблюдение пропорций рисуемого объекта и точная передача его формы.

Наблюдая за профессиональными художниками, поражаешься, как легко и точно они переносят на полотно то, что видят. Всего несколько росчерков и вот уже появляется узнаваемый образ.

Начинающим кажется, что так они никогда не смогут, что для этого нужен талант.

Талант, без сомнения штука полезная и весьма желательная.

Но тут ситуация несколько иная. Такая лёгкость достигается многими днями «тренировок», бесчисленными набросками и учебными рисунками. Они помогают выработать точный глазомер и четкость движений руки с карандашом.

Но такая методика имеет и оборотную сторону - она требует много времени на ее выполнение. В помощь начинающим рисовальщикам, для облегчения на первых порах выполнения упражнений по рисунку давно существует простая методика «Рисование по сетке ».

В наше время, в век компьютеров и других чудес техники, этот метод рисования стал забываться, хотя раньше он пользовался популярностью. Думаю, многие его прекрасно знают и даже использовали на практике, но считали его совершенно не серьёзным и уж точно не относящимся к «настоящему» рисованию. И совершенно напрасно. Этот метод позволяет исподволь развить глазомер. Но самое главное его достоинство - Вы сможете, используя его получить вполне достойный рисунок, повысив тем самым свою самооценку в способностях к рисованию. А это дорогого стоит. Именно твердая уверенность в своих силах и страстное желание может «горы свернуть», а уж поспособствовать в получении навыков рисования и подавно.

Некоторые люди всё же считают, что рисунок, полученный этим методом, это какая-то обманка, что-то ненастоящее, рисунок второго сорта. Уверен, они глубоко ошибаются! С тем же успехом можно обвинить художников, что они используют карандаш как измеритель при составлении пропорций рисуемого предмета. Сетка, это всего лишь вспомогательный инструмент начинающего художника, и она не сможет заменить ни технику владения карандашом, ни искусства передачи тонов и т.п. Замечу, что даже весьма знаменитые художники не гнушались использовать дополнительные технические средства. Например, великий Леонардо да Винчи использовал стекло как картинную плоскость.

Но особенно в этом деле отличился Дюрер: он, как сторонник различных технических новшеств в рисовании, придумал целый рисовальный станок, в котором как раз и использовалась сетка как инструмент рисования. Так что, если уж знаменитые художники использовали дополнительные средства в рисовании, то начинающему художнику тем более полезно использовать сетку в обучении рисованию.

Изучив этот мини-курс «Рисование по сетке» и применив на практике полученные знания любой человек сможет нарисовать самостоятельно карандашный рисунок. Если читатель ранее никогда не рисовал карандашом и уверен, что рисовать не умеет, то предложенная авторская методика позволит ему легко создать карандашный рисунок, укрепив веру в собственные силы и способности.

Методика полностью работоспособна и использовалась автором при создании своих карандашных рисунков. Процесс создания одного из них приведён в руководстве в качестве примера.