Можно ли стать балериной с 18 лет. Любовь к себе и своему телу. Изменение пищевых привычек

Все мы конечно слышали фразу «Чем раньше, тем лучше».

Это не совсем так.

Рождаясь, ребенок развивается (физически и психически) в определенной последовательности. Никому не приходит в голову учить 3-х месячного малыша ходить, а годовалого – читать и писать.

Точно так же, не стОит учить 4-5 летнего ребенка сложным балетным па и постановкам – простая полечка, станцованная осознанно и музыкально, или импровизация на заданную музыку всегда будет выглядеть более эстетично, чем коряво выполненная хореография не по возрасту.

Освоение классического танца – один из самых трудоёмких и сложных танцевальных процессов. Каждый ребенок должен подойти к нему, имея определенный набор навыков и умений, будучи физически развитым и психологически готовым к настоящим балетным нагрузкам.

В нашу студию принимаются дети с 4-хлет – по опыту многих педагогов, и наших в том числе, это оптимальный возраст для того, чтобы ребенок мог «работать» в группе, а так же осознанно выполнять (не всегда приятные) упражнения на растяжку и наработку мышц. В исключительных случаях – могут приниматься дети от 3,5 лет. Дети более младшего возраста могут заниматься основами хореографии в отдельных группах, только при участии мамы или иного сопровождающего.

Что входит в урок младшей группы (4-6 лет)?

В этой группе наши малыши заново учатся… стоять, ходить и бегать! Но уже не в бытовом понимании, а в танцевальном. А это не так просто, как может показаться на первый взгляд!

В урок входит изучение различных видов танцевального шага, бега и прыжков, основные позиции рук и ног в классическом танце, правильная постановка корпуса при движении, развитие музыкального слуха (ритмика), упражнения на растяжку, развитие выворотности, проработку мышц ног, спины и пресса, а также танцевальная импровизация (важная часть урока, призванная развить у ребенка артистизм, уверенность в себе, раскрыть индивидуальную пластику каждого малыша).

Занятие проходит в игровой форме, под классическую музыку для детского балетного класса.

Что входит в урок старшей группы (6-10 лет)?

Программа хореографического училища (см.раздел «Библиотека» ) разработана для детей от 10 лет.

Поэтому на наших уроках обучение классическому танцу идет в «облегченном» варианте – детям в таком возрасте все еще сложно сконцентрированно и методично выполнять движения у станка, а программа «не по возрасту» легко отобьет желание заниматься классическим танцем даже у самого способного и целеустремленного ребенка!

Таким образом, в урок старшей группы входит: закрепление навыков танцевального шага и бега, изучение новых видов прыжков, значительную часть урока по-прежнему занимает партерный тренаж (более сложный, чем в младшей группе), постепенно вводятся основные элементы балетного экзерсиса у станка, а так же постановка танцевальных этюдов и номеров.

Также, обращаю Ваше внимание, что пальцевая техника (пуанты) в таком возрасте НЕ даётся!

Какая форма одежды на уроке?

Красивая балетная форма – это «настроение» на весь урок!

Белый купальник на бретелях

Белые/розовые балетки

Белое/розовое трико либо колготы (в тёплое время года – белые носочки, простые, без рисунка и рюшей)

Белая/ розовая юбочка (на резинке)

В прохладное время года – кофточка для разогрева.

Для мальчиков – белая футболка и носочки, чёрные шорты и балетки.

Желательно не приобретать для занятий чешки – они сковывают стопы при выполнении движений.

Для самого первого урока подойдёт удобная, эластичная одежда и носочки.

Ребенку уже 12/14/16 лет. Есть ли смысл заниматься?

В хореографические училища, для получения специальности "Артист балета", обычно поступают в возрасте 10 лет. Связать свою жизнь с танцем профессионально - непростое и ответственное решение и для ребенка и для родителей.

Естественно, что для получения профессионального образования, отбираются дети с идеальными балетными данными - выворотность, гибкость, шаг, прыжок. Но что же делать остальным?

Конечно, заниматься!

Исторически сложилось так, что для ребенка, не связавшего свою жизнь с профессиональным танцем, в 12-16 лет единственной возможностью продолжать занятия были эстрадные или народные коллективы.

Однако, ни один из видов танца не даёт той "формы" и той степени осознанного владения своим телом, какую даёт классический танец.

Учащийся, получивший классическую "основу" намного легче и быстрее может освоить практически любые другие виды танца, особенно набирающие популярность стили джаз-модерн и контемпорари.Отличную классическую подготовку имеют многие "звёзды" спортивно-бальных танцев.

Да, конечно, балет это не только очень красивый, но и очень требовательный вид танца, требующий терпения и упорства. От первого урока до первого "настоящего" выступления может пройти много месяцев занятий.

Но первые результаты - красивая подтянутая фигура, прекрасная осанка, гибкое, "послушное" тело, лёгкая походка - не заставят себя ждать!

В нашей студии занятия для подростков возможны либо в старшей детской группе либо во взрослой группе, в зависимости от уровня подготовки. Определиться с группой возможно на индивидуальном просмотре, согласовав его с педагогом.

Выступают ли дети на конкурсах/фестивалях?

В первую очередь, несколько слов о том, что представляют собой на данный момент многочисленные "фестивали" и кто может стать их "лауреатом".

К нам на электронную почту ежедневно приходят приглашения на подобные мероприятия, проходящие во всех уголках мира. Предложения эти сводятся к тому, что коллектив за свой счет (т.е. родителей) едет на выступление (часто совмещенное с отдыхом и экскурсионной программой), по результатам которого гарантированно получает какой-нибудь "диплом". Никакого предварительно отбора среди участников обычно не проводится (кроме известных и действительно престижных конкурсов, которых не так уж и много).

Естественно, подготовка программы для такой поездки требует дополнительных часов занятий (не 2-3 раза в неделю, а 5-6), пошива костюмов и т.д.

"Балетные" конкурсы - вообще отдельный случай. Обычно готовят не группу детей, а одного-двух (самых способных), и подготовка уже идет в индивидуальном порядке. Возраст участников и то, что они могут представить на конкурс - обычно жёстко регламентируется. Многие знаменитые балетные школы - Киевское, Московское хор.училище, Академия русского балета, школа Гранд Опера - очень редко отправляют своих учеников на подобные конкурсы ранее 15-16 лет, полагая что это вредит процессу обучения.

Таким образом, поездки детей на всевозможные конкурсы и фестивали вполне возможны и зависят исключительно от желания, времени и материальных возможностей родителей учащихся.

Интенсивность наших занятий (2-3 раза в неделю) в любом случае подразумевает выступления детей на студийных мероприятиях для родителей и друзей (минимум 2 раза в год).


Каждая маленькая девочка хотя бы раз представляла себя красивым лебедем, умирающим или вполне себе бодрым, из балета «Лебединое озеро». Или, глядя, как легко и красиво прыгает в шпагатах Китри в любой телепостановке «Дон Кихота», думала: мне бы так! Конечно, как говорят сами артисты этого жанра, «Балет — любимая каторга», и чтобы добиться профессиональных высот в танце, надо начинать еще в раннем детстве. Но для того чтобы иметь понятие о том, что такое классический танец, расширить кругозор и лексикон, а также обзавестись грацией и апломбом и еще многими полезностями, начать заниматься хореографией не поздно никогда.

Всем известно понятие «балетной фигуры»: тонкий силуэт, длинная шея, ноги как будто «от ушей», идеально прямая спина… Занятия у станка в любом возрасте помогут вам улучшить свое физическое состояние и отточить фигуру. Но для начала разберемся в терминах. Термин «хореография» происходит от греческого choreia — пляска и grapho — пишу, и изначально означало запись танца. Современное же значение этого термина как танцевального искусства в целом и во всех его разновидностях в частности формировалось с конца 19 века. Высшая форма хореографии — балетное искусство, которое одновременно представляет собой и разновидность музыкального театра.

Театр начинается с вешалки, а балет — со станка. Ничего общего с заводским станком этот не имеет. Обычно это деревянный (иногда металлический) брус диаметром 6−7 см, который крепится вдоль стен балетного класса примерно на уровне талии танцовщиков. Такое приспособление как станок или бар (международное название) появилось в конце 18 века, когда в балетный танец начали вводить позы с отведением ноги под углом в 90 градусов. С упражнений у балетного станка и начинается урок классического танца и балет в целом.

Если вас не терзают амбиции Волочковой, а просто хочется стать лучше, гибче и стройнее, то вам подойдет один из следующих классов. В основе экзерсиса, боди-балета и классик-дэнса, которые сейчас предлагают многие фитнес-центры, лежат облегченные и адаптированные принципы классического танца и занятий у балетного станка. Что дает хореографический класс? Координацию движений, растяжку, гибкость, крепкую и прямую спину. Ведь не зря же это элемент занятий не только профессиональных балерин, но и фигуристов, гимнастов и танцоров. Что вы получите кроме этих навыков? Во время занятий в хореографическом классе прорабатываются гораздо более глубокие мышечные слои и задействованы такие группы мышц, о которых вы даже не подозревали, отдавая предпочтение силовым тренировкам. Во время силовых тренировок мышцы набирают объем, как бы утолщаются. Занятия хореографией относятся к более статическим, в результате чего мышцы становятся более тонкими и удлиненными, а контуры вашего тела — плавными и вытянутыми. Более того, занятия в балетном классе дисциплинируют, воспитывают трудолюбие, терпение и выносливость, ведь чтобы достичь заметных результатов, весьма непростое порой упражнение нужно повторять множество раз.

Во время занятий хореографией вы мобилизуете собственные ресурсы и работаете со станком, разрабатывая выворотность (степень гибкости тазобедренных и коленных суставов), растяжку, укрепляя мышцы рук, ног, спины, вырабатывая плавность движений и осанку. Между прочим хореография — идеальный вид нагрузки для укрепления и формирования красивых ягодичных мышц. Ведь все позы с разведенными в сторону носками (первая, вторая, четвертая и пятая позиции) и медленные приседания-плие, мелкие и глубокие, требуют абсолютного напряжения именно этой группы мышц. Заодно вы получите красиво прорисованные икроножные мышцы и удлиненные и красивые мышцы бедра.

Занимаясь хореографией регулярно, вы не только приобретете грацию балерины, но и расстанетесь с подкожным и висцеральным жиром, особенно если будете соблюдать умеренность в еде после 18.00 и откажетесь от «быстрых» углеводов. Кроме того, вы забудете о проблемах со спиной и остеохондрозе, поскольку занятия у станка научат вас держать спину в правильном положении и сохранять красивую осанку. Как и любая физическая нагрузка, балет активизирует кровообращение и работу внутренних органов, а в сочетании с растяжкой вы приобретете подвижность суставов, эластичность мышц и сухожилий. Кроме того, совсем скоро после начала занятий хореографией окружающие невооруженным взглядом заметят в вас балерину. По летящей, парящей, грациозной походке!

Вот уже больше года я занимаюсь классическим балетом. Не «боди-балетом», а нормальной такой, серьезной классикой. Звезд с неба не хватаю, а мучений – больше, чем успехов. Тем не менее, давно без этого всего не представляю жизни. Что заставляет взрослых людей в здравом уме выбирать такое экзотическое хобби – попробую рассказать.

За мечтой

Кого в детстве не водили на «Щелкунчика» — может первым бросить в меня камень. Профессия окутана массой романтичных стереотипов. Пачки, диадемы, пуанты, вот это все. Правда, если детям о таком мечтать позволительно, то вот взрослым тетенькам… В общем. Пачек и пуантов на балете для любителей никому не выдадут, можете не ждать. И слава богу. Зато это, наверное, единственное место, куда я спокойно надеваю розовые гетры выше колена. Если вы надеетесь на первом занятии впорхнуть в зал воздушной принцессой – вас тоже постигнет суровое разочарование. И на втором, и на третьем. До сих пор помню этот сумасшедший диссонанс между своими вполне балетными габаритами и полной физической беспомощностью. Ноги от ушей, форма по уставу, спина открыта, волосы туго стянуты – чем не балерина. Пока не двигаешься, угу. Все, наверное, ждали, что я 32 фуэте сейчас прокручу, а я ногу на 90 градусов в стороне удержать не в состоянии. Короче говоря, с мечтой стать танцовщицей на любительский балет лучше не идти. Даже если вы уже выглядите, как танцовщица.

За вдохновением

На самом деле, к занятиям классикой меня привело удачное стечение двух обстоятельств. Первое – это давняя любовь к балету в качестве довольно искушенного зрителя. Вплоть до знания терминологии (хоть где-то пригодился французский) и написания рецензий на спектакли. До этого я балерин рисовала, теперь почему бы не попробовать стать к станку самой. Кстати, недавно друзья собирали мне комод, используя кирпич «Энциклопедии балета» вместо молотка. Второе обстоятельство – огромная дыра в душе после неудавшегося романа, которую срочно надо было заполнить. И не оставить себе времени и сил на бесплодные переживания. Ну что сказать, если вы – филологическая дева широкого профиля с неуемной потребностью красиво страдать, то придете по адресу. Декаданса здесь хоть отбавляй. Будете мучительно поднимать ноги под пронзительно красивые мелодии в интерьере театра, тронутом запустением. Пришивать вручную атласные ленты к балеткам. Выжимать свои конфетно-розовые гетры с купальничками от трудового пота. Полюбите прическу с тугим узлом на затылке. Если вдобавок у вас эстетический экстаз от работы сестер Малливи над костюмами фильма «Черный лебедь» — тонны вдохновения точно обеспечены. Остальное в этом фильме может и спорно, но костюмы хороши. Особенно тренировочные. И все это – довольно интересная и специфическая эстетика для тех, кто «в теме».

Вместо спорта

Насущные проблемы всех сколиозных тружеников офисной нивы – кривая спина, дрянное зрение и полное отсутствие мышц. Самая насущная проблема лично у меня – это лень и нелюбовь к однообразию. В спортзал меня не затащить, на 20-м приседании я зеваю, на 30-м засыпаю, перспектива утренней пробежки нагоняет ужас. Тем временем часики тикают, мы не молодеем, да и пренебрежение физическими нагрузками и поддержанием тела в тонусе сегодня – признак крайнего аутсайдерства. В балете за одну комбинацию экзерсиса нагрузки получаешь больше, чем за полсотни простых приседаний. При этом скучать некогда, так как следить нужно за всем, от мимики до положения кончиков пальцев. Любительских нагрузок недостаточно, чтобы станцевать простейшую балетную вариацию, но при этом с головой хватает для подтянутого вида и комфортного самоощущения в повседневной жизни. Хотите вы того или нет, а со временем спина распрямится, колени разогнутся, мышцы ног оформятся и подтянутся и появится то самое пресловутое ощущение легкости, ради которого стоит изводить себя в зале по три часа кряду. Чего не получится: похудеть на одном балете не выйдет. Жизнь такова, что чтобы похудеть, придется еще и следовать завету Раневской. В смысле, не жрать.


Потому что нельзя иначе

Балет – штука жестокая, и вопрос «зачем туда ходить» у вас быстро отпадет. То есть, вы либо выползете из зала в ужасе с мыслью «больше никогда», как одна моя подруга. Либо подсядете очень серьезно и очень плотно. И вот уже вы по полдня пересматриваете спектакли и обучающие видео, крутите свои несчастные конечности во все возможные стороны, работаете и спите в упражнении «бабочка», а покупка новой формы интереснее, чем поход в шопинг-молл. Потом начинаете еще больше читать, потом — водить дружбу с людьми «из профессии». С которыми, к негодованию общих друзей, обсуждаете малопонятные нюансы с помощью пугающих терминов. Если танцевать уже не грозит – то как минимум можно стать профильным журналистом и взять интервью у парочки звезд. Имена которых, опять же, мало что скажут широкой публике, а вы их все уже знаете наизусть – вместе с биографией. Или, к примеру, фотографировать выступления. Тут тоже не все так просто и желательно знать, что к чему – чтобы поймать танцовщика на пике прыжка или в правильном арабеске. В общем, возможны варианты. Главное, помните: осторожно, это затягивает! И, кажется, на всю жизнь. После первого похода на класс она может уже не стать прежней.

Иллюстрации: Юлия Славинская

Балет — это нечто большее, чем облегающая одежда, плотные колготки и ношение специальной балетной обуви. Речь идет о развитии навыков танца благодаря самоотверженности и настойчивости человека. В статье описаны разнообразные преимущества балета для вашего здоровья.

Улучшает осанку

Балет — несомненная польза для осанки. Он помогает вам достичь постурального выравнивания. Каждое движение требует внимательности при его выполнении. Вы переносите себя с одной позиции на другую. Техника танца способствуют исправлению неправильного положения тела, вытягиванию плеч назад и удлинению шеи.

Вселяет уверенность

Балет начинается с врожденного желания заниматься профессиональными танцами и достигать значимых целей на этом нелегком пути. Исследование показало, что обучение технике танца увеличивает разнообразие постановки ног. Вы будете поражены собой, когда приобретете великолепную осанку.

Повышает гибкость

Гибкость не является обязательным условием для балета. Вы получаете ее путем многочисленных тренировок. Поскольку балет включает статическое и динамическое растягивание, выполнение подобных типов упражнений будет способствовать пластичности вашего тела.

Наращивает мышцы и улучшает ловкость

Верите или нет, но балет — это комбинация пилатеса и тренировки организма на выносливость. Он также подразумевает координацию дыхания. Выполняя приседания и прыжки, человек способствует укреплению своего тела. По мере того как танцор продолжает практиковать больше движений, он будет поддерживать целостность точной координации и моторные навыки.

Сжигает лишние калории

Вес вашего тела влияет на количество сжигаемых калорий при 90-минутной тренировке. Человек весом более 120 фунтов может сжечь около 200 калорий всего за 30 минут, что составляет около 600 калорий за сеанс.

Обеспечивает здоровое питание

Независимо от того, воспринимаете вы балет как увлечение или серьезную деятельность, вы не хотите чувствовать себя потолстевшим. Поэтому осознание того, что вы едите, будет чрезвычайно влиять на вас. Хорошо сбалансированная диета поддержит ваше здоровье и внешность.

Улучшает сенсомоторную производительность

Способность балансировать себя и реагировать на внешние раздражители указывает на то, как разработаны ваши сенсомоторные навыки. Участие в балетной или танцевальной программе повышает их, включая в работу оба полушария мозга.

Повышает когнитивную функцию

Овладение техникой танца бросает вызов вашему мозгу, заставляя синхронизировать ваши движения. Мета-анализ показал, что балетные и другие танцевальные интервенции являются полезными мерами по ограничению такой возрастной патологии нервной системы, как деменция.

Снимает стресс

Балет должен быть веселием и тренировкой для вашего тела. Учтите несколько ошибок при движениях и сосредоточьтесь на том, чтобы улучшить свою технику, и вы перестанете беспокоиться о внешних проблемах, которые не можете изменить.

Создает социальные связи

Присоединение к классу балета и взаимодействие с танцевальной группой способствует ведению более здорового образа жизни. Это отличная возможность подружиться с новыми людьми. Создание прочных социальных отношений снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний и болезней, связанных с ними.

С 6 до 16 лет я занималась балетом в студии, которая работала по программе хореографического училища. Каждый день по полтора часа проводила у станка. А потом получила диплом и забыла о балете на десять с лишним лет, променяв его на фитнес. Пока не поняла, что балет — это тот же фитнес, только лучше. И пошла в одну из балетных студий для взрослых.

Конечно, сразу к прежнему уровню я не вернулась, но тело многое помнило и с каждым занятием вспоминало больше и больше. В классе вместе со мной занимались мои ровесницы, которые пришли в балет в отличие от меня без всякой подготовки. И могу заверить: они менялись на глазах. Балет развивает гибкость и силу, подтягивает мышцы и помогает стать стройней. Начать заниматься никогда не поздно, сделала вывод я. Научиться делать плие и батманы и даже встать на пуанты можно и во взрослом возрасте.

Классическая хореография — целая система, имеющая свою железную логику. По законам этой логики построены занятия в хореографических училищах, где учатся будущие балерины, и по ней же как правило строятся занятия в студиях классической хореографии для взрослых.


Грамотный педагог не станет сразу ставить вас на «пальцы» и даже к станку. Чтобы подготовить мышцы и суставы к нагрузке и развить то, что в балете называется выворотностью, сначала нужна партерная гимнастика. Это упражнения на полу, похожие на смесь стретчинга и йоги: подъемы ног, рук и корпуса, прогибы, растяжки.

После курса партерной гимнастики (он может занять от нескольких недель до нескольких месяцев в зависимости от уровня подготовки) можно браться за станок. Первые движения самые простые, и выполняют их держась за станок обеими руками. Например, деми плие — неглубокие приседания, или батман тандю — отведение и приведение по полу одной вытянутой ноги к другой.

Со временем у вас улучшится координация и так называемый апломб — умение держать равновесие. Тогда можно будет заниматься держась за станок уже одной рукой, а со временем перейти к «середине» — движениям и их комбинациям без опоры.

Помимо умения выполнять плие и батманы первые несколько месяцев занятий балетом принесут и другие более очевидные результаты — подтянутое тело, легкий рельеф мышц и отличную осанку. Правда, рассчитывать встать на пуанты за это время не стоит.

Встать на «пальцы» мечтают многие из тех, кто приходит в балетный класс. Но этому должна предшествовать немалая подготовительная работа — иначе дело может дойти и до травм. Анастасия Кузнецова, педагог-хореограф, генеральный директор школы-студии «Па-де-ша», также преподающая в хореографическом колледже «Школа классического танца»: «Неподготовленному человеку я бы не советовала вставать на пуанты. Мышечно-связочный аппарат должен быть подготовлен — от пальцев ног до кончиков волос! Даже в хореографическом училище дети при ежедневных занятиях встают на пуанты не раньше второго полугодия». Взрослому человеку среднего уровня подготовки при условии регулярных занятий для этого потребуется не меньше года-полутора.

Итак, главные плюсы балета:

Балет гармонично развивает тело

«Так развить координацию движений и тело, свести в гармоничное сочетание руки, ноги, корпус и голову не может ни один вид спорта или танцев», — считает Анастасия. Уже после года занятий разница между балетником и простым смертным настолько очевидна, что окружающие будут спрашивать, чем вы занимаетесь и где.

При занятиях балетом работают практически все группы мышц — мышцы корпуса, живота и ягодиц, ног и рук. Итог: осанка, красивая шея, великолепная походка, фигура, грациозность.

Классическая хореография помогает похудеть

Если проблема лишнего веса стоит довольно остро, то с помощью 2-3 занятий хореографией в неделю без дополнительных нагрузок и правильного питания решить ее вряд ли можно. Но избавиться от нескольких килограммов и подтянуть тело балет поможет.

«Наши учащиеся теряли от 5 до 12 килограммов за год, — говорит Анастасия. И при постоянных занятиях больше не набирали, при этом переходили на правильный образ питания, потому что съеденные излишки на занятиях очень мешают».

Пример: Таня, 37 лет, мы пришли с ней в класс вместе. «За полгода ушло 6 кг, но даже не это главное. Выпрямилась и перестала болеть спина, улучшилась осанка, я даже голову стала держать как-то иначе!»

Балет — это еще и интеллектуально-эстетическое развитие

Занятия проходят под классическую музыку — это развивает слух и воспитывает вкус. Но это не все. «Когда ученики начинают осваивать балетные па, им становится интересно, как эти движения делают профессионалы. Хороший педагог советует смотреть классический балет в достойном исполнении — и человек идет в театр, бывает, что впервые в жизни», — говорит Анастасия.

Любой классический сюжетный балет построен на основе знаменитого литературного или исторического произведения (возьмите «Ромео и Джульетту», «Дон Кихот», «Спартак» и многое другое). Прибавьте роскошную музыку, великолепные декорации и костюмы, да саму атмосферу театра — все это выводит человека из обыденного состояния забот «о хлебе насущном».

«Сколько раз на моих глазах происходили эти метаморфозы: люди приходили похудеть, а вместе с этим получали открывающийся им огромный мир культуры и искусства, с удовольствием начинали им жить», — говорит Анастасия.

Однако есть и противопоказания: балетом не стоит заниматься при варикозном расширении вен, артрозе и других проблемах с суставами, сильно выраженном плоскостопии, серьезных проблемах с позвоночником и болезнях внутренних органов. В любом случае, если у вас есть сомнения, лучше проконсультироваться с врачом.