Лью армстронг. Армстронг Луи - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Проблемы со здоровьем Луи Армстронга

, Новый Орлеан , Луизиана - 6 июля , Нью-Йорк) - американский джазовый трубач , вокалист и руководитель ансамбля . Великий музыкант XX века, оказавший (наряду с Дюком Эллингтоном , Чарли Паркером , Майлзом Дэвисом и Джоном Колтрейном) наибольшее влияние на развитие джаза, и много сделавший для популяризации его во всем мире.

Биография

Луи, как называли его на креольский манер, родился в беднейшем негритянском районе Нового Орлеана. Рос в неблагополучной семье (мать - прачка, нелегально подрабатывала проституцией, отец - рабочий-поденщик). Его отец рано бросил семью и мальчика вместе с младшей сестрой Беатрис отдали на воспитание бабушке Джозефине, которая еще помнила времена рабства. Спустя некоторое время мать Армстронга, Мэйэнн, забрала Луи и в дальнейшем воспитывала его сама (хотя должного внимания ему никогда не уделяла). Они жили в Сторивилле, районе, известном своими свободными нравами, а также барами, клубами, танцзалами и публичными домами. Армстронг с детства работал, развозил уголь, продавал газеты и тому подобное.

Армстронг рано начал петь в небольшом уличном вокальном ансамбле, играл на барабанах и за несколько лет натренировал свой слух. Первое музыкальное образование он получил в исправительном лагере-интернате «Уэйф’с Хоум» для цветных подростков в 1913 году , куда попал за случайный озорной поступок - стрельбу из пистолета на улице в Новый год (пистолет был похищен им у полисмена - одного из клиентов матери). Там он сразу присоединился к лагерному духовому оркестру и научился играть на тамбурине, альтгорне , а затем освоил корнет . Оркестр исполнял традиционный для того времени репертуар - марши, польки и популярные песенки. Ко времени окончания срока, Луи уже решил стать музыкантом. Освободившись, он начал ходить по клубам и играть на одалживаемых инструментах в местных оркестрах. Его взял под своё покровительство Кинг Оливер , считавшийся тогда лучшим корнетистом города и которого сам Луи Армстронг считал своим настоящим учителем. После отъезда Оливера в Чикаго в 1918 году Армстронга взял в свой ансамбль весьма авторитетный тромбонист Кид Ори. Луи эпизодически начинает выступать в ансамбле «Tuxedo Brass Band» Оскара «Папы» Селестина, где играли тогда такие музыканты как Пол Домингес, Затти Синглтон, Альберт Николз, Барни Бигард и Луис Рассел. Участвует в джазовых парадах по улицам родного города и играет в бэнде «Jazz-E-Sazz Band» Фэтса Мэрейбла, который выступал в дансингах на пароходах, плавающих в летний сезон по Миссисипи. Мэрейбл, достаточно профессиональный бэнд-лидер, преподал юноше первые основы нотной грамоты и Армстронг становится квалифицированным музыкантом. За ним, постепенно, в среде музыкантов закрепляется прозвище Сачмо - сокращение от английского Satchel Mouth (рот-кошелка).

В 1922 году Оливеру понадобился второй корнетист, и он приглашает Армстронга в Чикаго играть в «Линкольн Гарденс» (ресторан на 700 мест) в своем оркестре «Creole Jazz Band». Этот бэнд был в то время самым ярким джазовым составом в Чикаго и работа в этом бэнде многое дала Армстронгу для его будущей карьеры. В составе «Креольского джаз-бэнда» Оливера в Чикаго Армстронг сделал свои первые записи. В 1924 году он во второй раз женится (первой его женой была проститутка, симпатичная креолка Дэйзи Паркер из Нового Орлеана) на пианистке ансамбля, Лил Хардин, и по настоянию своей жены начинает самостоятельную карьеру. Армстронги уезжают в Нью-Йорк , где поступает на работу в оркестр Флетчера Хендерсона. Там к Армстронгу приходит известность, любители джаза приходят слушать бэнд зачастую ради его «горячих» соло. К этому времени окончательно формируется собственный стиль Луи Армстронга - яркий, импровизационный и изобретательный.

В этот период Армстронг участвует в записях ансамбля «Blue Five» пианиста Кларенса Уильямса и работает в составах различных аккомпанирующих ансамблей со многими блюзовыми и джазовыми вокалистами (Ма Рэйни, Трикси Смит, Кларой Смит, Бесси Смит, Альбертой Хантер, Мэгги Джонс, евой Тэйлор, Вирджинией Листон, Маргарет Джонсон, Сипи Уоллес, Перри Брэдфордрм).

В 1925 году , по истечении срока ангажемента у Флетчера Хендерсона, Луи Армстронг возвращается в Чикаго и там много и успешно работает. Играет у Эрскина Тэйта в театральном шоу-бэнде, где ярко проявляется его актерское дарование. Делает исторические записи со своим лучшим студийным составом «Hot Five». Записи сделанные в эти годы при участии тромбониста Кида Ори, кларнетиста Джонни Доддса, исполнителя на банджо Джонни Сент-Сира и пианистки Лил Хардин (позднее в записях участвуют Фред Робинсон, Джимм Стронг, Эрл Хайнс и Затти Синглтон) становятся шедеврами джазовой классики. В 1926 году Луи солист оркестра Кэрролла Диккерсона, после ухода которого Армстронг сам становится бэндлидером и в течение короткого времени руководит собственным оркестром «Louis Armstrong And His Stompers», членами которого были Бойд Аткинс, Джо Диксон, Эл Вашингтон, Эрл Хайнс, Рип Бассет, Пит Бриггс, Табби Холл. В 1927 году к студийному квинтету «Hot Five» примыкают Пит Бриггс и Бэби Доддс (брат Джонни) и образуется новый студийный состав «Hot Seven», с которым осуществляется ряд блестящих сессионных записей. В то же время Армстронг отказывается от корнета и полностью переходит на трубу , полюбившуюся ему более ярким звучанием. Выступает в дуэтах с выдающимся пианистом Эрлом Хайнсом и начинает петь в манере «скэт» (впервые это происходит при записи пьесы «Heebie Jeebies»), получая огромный успех у слушателей.

Луи Армстронг

В 1929 году Луи Армстронг окончательно перебирается в Нью-Йорк. Наступает эра биг-бэндов и он все больше концентрируется на танцевальной, популярной тогда свит - музыке (sweet music). Армстронг привносит в этот музыкальный стиль свою яркую индивидуальную манеру, свойственную хот-джазу и быстро становится звездой национального масштаба. Талант Сачмо достигает расцвета.

В 1930-е годы Луи Армстронг много гастролировал, выступал со знаменитыми биг-бэндами Луиса Расселла и Дюка Эллингтона , затем в Калифорнии - с оркестром Леона Элкинса и Леса Хайта, участвовал в киносъемках в Голливуде . В 1931 году посещает с биг-бэндом Новый Орлеан ; вернувшись в Нью-Йорк , играет в Гарлеме и на Бродвее . Ряд турне совершенных в Европу (в довоенный период с 1933 года он несколько раз выступал в Англии, гастролировал в Скандинавии, Франции, Голландии) и Северную Африку приносит Армстронгу широчайшую известность как у себя на родине (прежде в США он был популярен в основном у негритянской публики), так и за рубежом. В промежутках между гастролями выступает с оркестрами Чарли Гейнза, Чика Уэбба, Кида Ори, с вокальным квартетом «Mills Brothers», в театральных постановках и радиопрограммах, снимается в кинофильмах.

В 1933 году вновь руководит джаз-бэндом. C 1935 года всю деловую часть жизни Армстронга берет под свой контроль его новый менеджер Джо Глейзер - тертый профессионал в своем деле. В 1936 году в Нью-Йорке выходит его автобиографическая книга «Swing That Music». Затем наступают проблемы со здоровьем: переносит несколько операций, связанных с лечением травмы верхней губы (деформация и разрыв тканей из-за чрезмерного давления мундштука и неправильного амбушюра), а также операция на голосовых связках (с ее помощью Армстронг пытается избавиться от хриплого тембра голоса, ценность которого для его неповторимой исполнительской манеры он осознает лишь впоследствии).

В 1938 году Луи Армстронг женится четвертый (и последний) раз на танцовщице Люсиль Уилсон, с которой он проживет мирно и счастливо до конца своих дней.

В 1947 году Джо Глейзер, его менеджер, собирает для Армстронга ансамбль «All Stars» («Все звезды») - блестящую джазовую команду, которая была ориентирована на исполнение в стиле «диксиленд». Первоначально это действительно был оркестр всех звезд - в него тогда входили кроме Луи Армстронга (труба, вокал) Эрл Хайнс (фортепиано), Джек Тигарден(тромбон), Барни Бигард(кларнет), Бад Фримен (тенор-саксофон), Сид Кэтлетт(ударные) и другие знаменитые мастера джаза . Впоследствии музыканты часто менялись и благодаря своему участию в группе многие малоизвестные до тех пор джазмены приобретали большую известность.

«All-Stars» играли в основном джаз в стиле диксиленд, а также джазовые обработки популярных песен, причем последние все же преобладали в репертуаре ансамбля. К середине 50-х годов Луи Армстронг был одним из самых знаменитых в мире музыкантов и шоуменов, к тому же он снялся более, чем в 50-ти фильмах. Госдепартамент США присвоил ему неофициальный титул «Посол джаза» и неоднократно спонсировал его мировые турне. В 1954 году он дал первый и единственный феноменальный концерт в Кремлевском Зале Москвы. В середине 50-х, когда Госдеп при Эйзенхауэре был готов финансировать его поездку в Россию, Луи отказался:

  • «Люди спросили бы меня там, что делается у меня в стране. Что я бы мог им ответить? У меня прекрасная жизнь в музыке, но чувствую я себя, как любой другой негр…»

Впоследствии, в 60-е неоднократно обсуждались разные варианты его гастролей в СССР, но всё это так и осталось в проектах.

В 1954 году он пишет вторую автобиографическую книгу «Satchmo. My Life in New Orleans».

В дальнейшем популярность артиста продолжала возрастать благодаря его неутомимой и разносторонней творческой деятельности. Примечательна его совместная работа с Сиднеем Беше , Бингом Кросби , Саем Оливером, Дюком Эллингтоном , Оскаром Питерсоном и другими звездами джаза, участие в джаз-фестивалях (1948 - Ницца , 1956-58 - Ньюпорт , 1959 - Италия , Монтерей), гастроли во многих странах Европы, Латинской Америки, Азии, Африки. При его содействии был организован ряд филармонических джазовых концертов в Таун-холле и на сцене Метрополитен-опера . Классической стала сделанная им и Эллой Фицджеральд в 1950-е годы запись оперы Гершвина «Порги и Бесс».

В 1959 году Армстронг перенес инфаркт и с этого момента здоровье уже не позволяло ему выступать в полной мере, однако он никогда не прекращал концертные выступления.

В 1960-е гг. Армстронг работает чаще в качестве вокалиста, записывая как новые версии традиционных композиций в стиле госпел («Go Down Moses»), так и новые песни (напр., тема к фильму «На секретной службе Её Величества », «We Have All the Time in the World»). Вместе с Барброй Стрейзанд он принял участие в мюзикле «Привет, Долли!»; выпущенная отдельным синглом песня «Hello, Dolly!» в его исполнении дошла до первого места в американском хит-параде продаж . Последним хитом Армстронга стала жизнеутверждающая песня «What a Wonderful World» (первое место в Великобритании).

В конце 60-х годов здоровье артиста стало резко ухудшаться, но он продолжает работать. 10 февраля 1971 года он в последний раз играл и пел в телешоу со своим старым партнером по сцене Бингом Кросби. В марте Сачмо и его «All Stars» еще две недели выступали в «Уолдорф Астория» в Нью-Йорке. Но очередной сердечный приступ вновь заставил его лечь в больницу, где он пробыл два месяца. 5 июля 1971 года Армстронг просит собрать его оркестр для репетиции. 6 июля 1971 года величайший джазмен уходит из жизни. Сердечная недостаточность привела к отказу почек.

Смерть Армстронга вызвала настоящий поток самых искренних и глубоких соболезнований. Многие газеты не только в США, но и в других странах (в том числе и советская газета «Известия ») поместили на первой полосе сообщение о его кончине. Похороны прошли очень торжественно и транслировались по телевидению на всю страну. 8 июля тело было выставлено для торжественного прощания в учебном манеже Национальной гвардии, предоставленном для этих целей по личному распоряжению президента США . В заявлении, сделанном президентом Никсоном , говорилось:

  • «Госпожа Никсон и я разделяем горе миллионов американцев в связи со смертью Луи Армстронга. Он был одним из творцов американского искусства. Человек яркой индивидуальности, Армстронг завоевал всемирную известность. Его блестящий талант и благородство обогатили нашу духовную жизнь, сделали ее более насыщенной»

Творчество

Маэстро джаза

Играет Луи Армстронг

Оглядываясь на творчество Армстронга, поражаешься тому, какое огромное воздействие оно оказало на музыку XX века. Почти невозможно, включив радио или телевизор, услышать музыку, в которой бы не сказалось его влияние. Луи Армстронг был одним из величайших музыкантов, когда-либо игравших джаз и одновременно одной из самых противоречивых фигур в нем. Труба Армстронга звучала божественно, особенно, когда он был в ударе. Оттого, наверное, многих музыкантов и слушателей буквально ослеплял его талант. Поэтому и сегодня для большинства джаз - это прежде всего Луи Армстронг. Все, за что люди любят джаз, воплощено в этом имени. И хотя Луи Армстронг - это еще не весь джаз, но он - это душа джазовой музыки.

Являясь трубачом-революционером своего времени, Армстронг заложил фундамент всех грядущих джазовых революций. Не будь его, судьба джазовой музыки могла сложиться иначе. С приходом Сачмо уходит в тень мягкая окраска звука и коллективные импровизации. А Луи Армстронг ярким звуком трубы, с удивительной вибрацией, с головокружительными переходами, с ритмической раскрепощенностью и неистощимой фантазией своих импровизаций расширяет представление о возможностях трубы и музыканта, играющего на ней. Благодаря Армстронгу джаз пошёл по сольному пути развития.

Армстронг-трубач прежде всего поражал своей удивительной техникой. Характеризуя его сольный «чикагский» стиль (созданный на основе новоорлеанского) американский критик и исследователь джаза Джеймс Линкольн Коллиер писал:

  • «Его тон был насыщенным и ясным, атака - чистой. Он великолепно владел верхним регистром, мог исполнять в быстром темпе самые сложные пассажи. Современная техника игры на медных духовых инструментах была разработана в 1930-х - 1940-х годах американскими музыкантами, выступавшими в составе танцевальных оркестров. Следует, однако, признать, что все они при этом в значительной мере отталкивались от того, что еще до них сделал Армстронг».

Известный свинговый ударник Джин Крупа не преувеличивал, когда говорил:

  • «Каков бы ни был стиль джазового музыканта, он не сыграет и 32 тактов, не отдав музыкальной дани Луи Армстронгу. Всё сделал Луи, и сделал первым».

А известный продюсер Джордж Авакян писал:

  • «Он был наиболее одаренным и искусным из всех импровизаторов джаза. Хотя тогда еще и не было такого термина, но именно он „свинговал“ больше, чем кто-либо другой, - сплошь и рядом тусклое исполнение любого номера озарялось искрой жизни, когда Луи начинал свое соло, даже если это соло длилось всего восемь тактов. Как новатор, он ввел в джаз множество новых приемов и внес ряд свежих идей, которые потом становились клише для других музыкантов, но из них опять же появлялись новые ростки хорошей музыки, которые благодаря Луи становились знакомыми каждому человеку в джазе».

Кроме того, Луи Армстронг был уникальным и неповторимым джазовым певцом. Его довольно низкий, хрипловатый, наполненный теплом голос узнавался мгновенно. Его пение напоминало его игру на трубе. Здесь он столь же блестяще импровизировал, по-своему расставлял акценты, менял фразировку, заставлял голос вибрировать. Луи Армстронг разработал школу джазового вокала, основанную на интерпретациях народных блюзовых певцов, использовавших свой голос как инструмент. Луи показал, что эмоциональное значение лирического текста может быть выражено с помощью вокальных отклонений и импровизаций чисто инструментального свойства так же эффективно как и с помощью самих слов. Армстронг пел самые разнообразные вещи - и шлягеры, и блюзы, и спиричуэлс, и они всегда звучали у него по-джазовому, имели большой успех у публики. До сих пор в выступлениях почти каждого джазового вокалиста чувствуется влияние великого Сачмо.

Творчество Армстронга - эталон джазового эволюционирования, широты и доступности. Размах его интересов подтверждают сотрудничество и совместные выступления с музыкантами различных стилей - диксиленда, свинга и модерн-джаза, с симфонизированными составами, исполнителями спиричуэлов и госпелов, церковными хорами, блюзовыми певцами, а также участие в филармонических джазовых концертах, мюзиклах, шоу, музыкальных фильмах. Армстронг выработал стиль, легко адаптирующийся к любому музыкальному контексту и к любой аудитории. Он мог одновременно удовлетворять вкусы диаметрально противоположных категорий слушателей (включая поклонников поп-музыки и шлягеров).

Армстронг - едва ли не самая уникальная личность в истории джаза. В своем творчестве маэстро сумел соединить несоединимое: неповторимо индивидуальный тип самовыражения с беспредельной общедоступностью музыки, грубоватую простоту и спонтанность, традиционализм с новаторством, негритянский идеал звукоизвлечения с европеизированными идиомами свинга и мэйнстрима.

Армстронг оставался неоспоримым королем джаза до самой своей смерти, и ни на одну минуту не ослабевал его талант, не иссякала сила его воздействия на слушателей. Его теплота и юмор неизменно делали его дорогим и близким для всех, с кем он встречался. Его смерти соболезновали все ведущие мастера джаза - Дюк Эллингтон , Диззи Гиллеспи , Джин Крупа, Бенни Гудмен , Ал Хирт, Эрл Хайнс, Тэрри Гленн, Эдди Кондон и многие другие.

  • «Если кого-нибудь и следует назвать Господин Джаз, так это Луи Армстронга, - говорил Дюк Эллингтон . - Он был и навсегда останется эпитомией джаза».

Говоря от имени музыкантов и от имени миллионов почитателей его таланта, Диззи Гиллеспи подчеркивал:

  • «Луи не умер, потому что его музыка остается и останется в сердцах многих и многих миллионов людей во всем мире и в игре сотен тысяч музыкантов, ставших его последователями».

Избранная дискография

Избранные издания Луи Армстронга на CD

  • 1923 - The Young Louis Armstrong
  • 1924 - Louis Armstrong And The Blues Singers
  • - Hot Fives & Sevens, vol.1
  • - Hot Fives & Sevens, vol.2
  • 1927 - Hot Fives & Sevens, vol.3
  • 1928 - Louis Armstrong And His Orchestra
  • - Hot Fives & Sevens, vol.4
  • 1930 - Louis Armstrong & His Orchestra
  • 1931 - Stardust
  • 1932 - The Fabulous Louis Armstrong
  • 1933 - More Greatest Hits
  • 1934 - Paris Session
  • - Rhythm saved The World
  • 1936 - Jazz Heritage: Satchmo’s Discoveries
  • 1937 - New Discoveries
  • 1938 - On The Sunny Side Of The Street
  • 1939 - Louis Armstrong In The Thirties, vol.1
  • 1940 - New Orleans Jazz
  • - Satchmo Sings
  • - Satchmo At Symphony Hall (live)
  • - Satchmo At Symphony Hall, vol.2 (live)
  • - New Orleans Days
  • - Jazz Concert (live)
  • - New Orleans Nights
  • - Satchmo On Stage (live)
  • - New Orleans To New York
  • - Satchmo At Pasadena (live)
  • - Louis Armstrong Plays W.C.Handy
  • - Latter Day Louis
  • - Louis Armstrong Sings The Blues
  • - Satch Plays Fats: The Music Of Fats Waller
  • - Satchmo The Great (live)
  • - Ambassador Satch
  • - Great Chicago Concert 1956 (live)
  • - American Jazz Festival At Newport (live)
  • - Ella and louis
  • - At Pasadena Civic Auditorium, vol.1 (live)
  • - Louis Under The Stars
  • - Porgy and Bess
  • - Louis Armstrong Meets Oscar Peterson
  • - Louis and the Angels
  • - Satchmo In Style
  • - Louis & the Dukes Of Dixieland
  • - Happy Birthday, Louis! (live)
  • - Paris Blues
  • - Louis Armstrong and Duke Ellington
  • - Armstrong/Ellington: Together For The First
  • - Together For The First Time
  • - I Will Wait For You
  • - Disney Songs The Satchmo Way
  • - The Very Best Of Louis Armstrong (2CD)
  • - Louis And The Good Book
  • - Grand Collection
  • - Louis Live
  • - The Katanga Concert (live)
  • - In Concert (live)
  • - Best Live Concert, vol.1
  • - La Vie En Rose
  • - What A Wonderful World

Избранные DVD

  • Louis Armstrong «Hello Dolly»
  • Louis Armstrong «Jazz Festival»
  • Louis Armstrong «A Rhapsody in Black and Blue»
  • Louis Armstrong «Newport Jazz Festival part 1»
  • Louis Armstrong «Newport Jazz Festival part 2»
  • Louis Armstrong «In Stuttgart»
  • Louis Armstrong «Clips Hystory Volume 1»
  • Louis Armstrong «Clips Hystory Volume 2»

Библиография

  • Коллиер Дж. Л. Луи Армстронг. Американский гений. - М.: Издательство Прессверк, 2001. ISBN 5-94584-027-0
  • Фейертаг В. Б. Джаз. XX век. Энциклопедический справочник. - Спб.: «СКИФИЯ», 2001, с.22-24. ISBN 5-94063-018-9
  • Шапиро Н. Послушай, что я тебе расскажу…История джаза, рассказанная людьми, которые ее создавали.- Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2006. ISBN 5-94087-307-3
  • Bohlander K., Holler K.-H. Jazzfuhrer.- Leipzig, 1980.
(1971-07-06 ) (69 лет) Лейблы ABC Records , Audio Fidelity Records [d] , Columbia Records и Decca Records

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Армстронг рано начал петь в небольшом уличном вокальном ансамбле, играл на барабанах и за несколько лет натренировал свой слух. Первое музыкальное образование он получил в исправительном лагере-интернате «Уэйф’с Хоум» для цветных подростков в 1913 г., куда попал за случайный озорной поступок – стрельбу из пистолета на улице в Новый год (пистолет был похищен им у полисмена - одного из клиентов матери). [ ] Там он сразу присоединился к лагерному духовому оркестру и научился играть на тамбурине , альтгорне , а затем освоил корнет. Оркестр исполнял традиционный для того времени репертуар – марши , польки и популярные песенки. Ко времени окончания срока Луи решил стать музыкантом. Освободившись, он начал ходить по клубам и играть на одалживаемых инструментах в местных оркестрах. Его взял под своё покровительство Кинг Оливер , считавшийся тогда лучшим корнетистом города и которого сам Луи Армстронг считал своим настоящим учителем. После отъезда Оливера в Чикаго в 1918 г. Армстронга взял в свой ансамбль весьма авторитетный тромбонист Кид Ори . Луи эпизодически начал выступать в ансамбле «Tuxedo Brass Band» Оскара «Папы» Селестина, где играли тогда такие музыканты как Пол Домингес, Затти Синглтон, Альберт Неколз, Барни Бигард и Луис Рассел. Участвовал в джазовых парадах по улицам родного города и играл в бэнде «Jazz-E-Sazz Band» Фэтса Мэрейбла, который выступал в дансингах на пароходах, плавающих в летний сезон по Миссисипи. После того, как Мэрейбл, достаточно профессиональный бэнд-лидер, преподал юноше основы нотной грамоты, Армстронг стал считаться квалифицированным музыкантом. За ним, постепенно, в среде музыкантов закрепляется прозвище Сачмо - сокращение от английского Satchel Mouth («рот-меха»).

    Файл:Луи.jpg

    Музыкант в молодости

    В 1922 г. Оливеру понадобился второй корнетист, и он пригласил Армстронга в Чикаго играть в «Линкольн Гарденс» (ресторан на 700 мест) в своем оркестре «Creole Jazz Band». Этот бэнд был в то время самым ярким джазовым составом в Чикаго, и работа в этом бэнде многое дала Армстронгу для его будущей карьеры. В составе «Креольского джаз-бэнда» Оливера в Чикаго Армстронг сделал свои первые записи. В 1924 г. он во второй раз женился (первой его женой была проститутка, креолка Дэйзи Паркер из Нового Орлеана) на пианистке ансамбля, Лил Хардин, и по настоянию своей жены начал самостоятельную карьеру. Армстронги уехали в Нью-Йорк , где Луи поступил на работу в оркестр Флетчера Хендерсона . Там к нему пришла известность, любители джаза приходили слушать бэнд зачастую ради его «горячих» соло. К этому времени окончательно сформировался собственный стиль Луи Армстронга - яркий, импровизационный и изобретательный.

    В этот период Армстронг участвовал в записях ансамбля «Blu Five» пианиста Кларенса Уильямса и работал в составах различных аккомпанирующих ансамблей со многими блюзовыми и джазовыми вокалистами (Ма Рэйни, Трикси Смит, Кларой Смит, Бесси Смит , Альбертой Хантер, Мэгги Джонс, Евой Тэйлор, Вирджинией Листон, Маргарет Джонсон, Сипи Уоллес, Перри Брэдфордом).

    В 1925 г. по истечении срока ангажемента у Флетчера Хендерсона Луи Армстронг вернулся в Чикаго и там много и успешно работал. Играл у Эрскина Тэйта в театральном шоу-бэнде, где ярко проявилось его актёрское дарование. Именно в этот период были сделаны исторические записи со своим лучшим студийным составом «Hot Five». Записи, сделанные в эти годы при участии тромбониста Кида Ори, кларнетиста Джонни Доддса, исполнителя на банджо Джонни Сент-Сира и пианистки Лил Хардин (позднее в записях участвуют Фред Робинсон, Джимм Стронг, Эрл Хайнс и Затти Синглтон) стали шедеврами джазовой классики. В 1926 г. Луи стал солистом оркестра Кэрролла Диккерсона, а после его ухода сам стал бэндлидером и в течение короткого времени руководил собственным оркестром «Louis Armstrong And His Stompers», членами которого были Бойд Аткинс, Джо Диксон, Эл Вашингтон, Эрл Хайнс, Рип Бассет, Пит Бриггс, Табби Холл. В 1927 г. к студийному квинтету «Hot Five» примкнули Пит Бриггс и Бэби Доддс (брат Джонни), образовав новый студийный состав «Hot Seven», с которым был осуществлён ряд блестящих сессионных записей. В этот же период Армстронг отказался от корнета, полностью перейдя на трубу , полюбившуюся ему более ярким звучанием. Он выступал в дуэтах с пианистом Эрлом Хайнсом, начав петь в манере «скэт» (впервые это произошло при записи пьесы «Heebie Jeebies»), получая огромный успех у слушателей.

    В 1929 г. Луи Армстронг окончательно перебрался в Нью-Йорк. Наступила эра биг-бэндов, и он все больше стал концентрироваться на танцевальной, популярной тогда свит-музыке (sweet music ). Армстронг принёс в этот музыкальный стиль свою яркую индивидуальную манеру, свойственную хот-джазу, и быстро стал звездой национального масштаба. Талант Сачмо достиг расцвета.

    В 1930-е годы Луи Армстронг много гастролировал, выступал со знаменитыми биг-бэндами Луиса Расселла и Дюка Эллингтона , затем в Калифорнии – с оркестром Леона Элкинса и Леса Хайта, участвовал в киносъемках в Голливуде . В 1931 г. посетил с биг-бэндом Новый Орлеан; вернувшись в Нью-Йорк, играл в Гарлеме и на Бродвее . Ряд турне, совершённых в Европу (в довоенный период с 1933 г. он несколько раз выступал в Англии, гастролировал в Скандинавии, Франции, Голландии) и Северную Африку, принесли Армстронгу широчайшую известность как у себя на родине (прежде в США он был популярен в основном у негритянской публики), так и за рубежом. В промежутках между гастролями он выступал с оркестрами Чарли Гейнза, Чика Уэбба, Кида Ори, с вокальным квартетом «Mills Brothers», в театральных постановках и радиопрограммах, снимался в кинофильмах.

    В 1933 г. он вновь стал руководить джаз-бэндом. C 1935 г. всю деловую часть жизни Армстронга взял под свой контроль его новый менеджер Джо Глейзер - профессионал в своём деле. В 1936 г. в Нью-Йорке вышла автобиографическая книга Армстронга «Swing That Music». Затем наступили проблемы со здоровьем: он перенёс несколько операций, связанных с лечением травмы верхней губы (деформация и разрыв тканей из-за чрезмерного давления мундштука и неправильного амбушюра), а также операцию на голосовых связках (с её помощью Армстронг пытался избавиться от хриплого тембра голоса, ценность которого для его неповторимой исполнительской манеры он осознал лишь впоследствии).

    В 1938 г. Луи Армстронг женился четвёртый (и последний) раз на танцовщице Люсиль Уилсон, с которой он прожил до конца своих дней.

    В 1947 г. Джо Глейзер, его менеджер, собрал для Армстронга ансамбль «All Stars» («Все звезды»). Первоначально это действительно был оркестр всех звезд - в него тогда входили кроме Луи Армстронга (труба, вокал) Эрл Хайнс (фортепиано), Джек Тигарден (тромбон), Барни Бигард (кларнет), Бад Фримен (тенор-саксофон), Сид Кэтлетт (ударные) и другие знаменитые мастера джаза . Впоследствии музыканты часто менялись и благодаря своему участию в группе многие малоизвестные до тех пор джазмены приобретали большую известность.

    «All-Stars» ориентировались на исполнение в стиле «диксиленд », а также джазовые обработки популярных песен, причем последние все же преобладали в репертуаре ансамбля. К середине 1950-х годов Луи Армстронг был одним из самых знаменитых в мире музыкантов и шоуменов, к тому же он снялся более чем в 50-ти фильмах. Госдепартамент США присвоил ему неофициальный титул «Посол джаза» и неоднократно спонсировал его мировые турне. В середине 50-х, когда Госдеп при Эйзенхауэре был готов финансировать его поездку в СССР, Луи отказался:

    • «Люди спросили бы меня там, что делается у меня в стране. Что я бы мог им ответить? У меня прекрасная жизнь в музыке, но чувствую я себя, как любой другой негр…» [ ]

    Впоследствии, в 1960-е, неоднократно обсуждались разные варианты его гастролей в СССР, но всё это так и осталось в проектах. [ ] Тем не менее, Армстронг выступил в других городах социалистического лагеря, яркое свидетельство - запись мартовских концертов All stars 1965 в Люцерн-холле в Праге , сыгранных буквально на одном дыхании. [ ]

    В 1954 г. Армстронг написал вторую автобиографическую книгу «Satchmo. My Life in New Orleans».

    В дальнейшем популярность артиста продолжала возрастать благодаря его неутомимой и разносторонней творческой деятельности. Примечательна его совместная работа с

    Луи Армстронг (1901-1971 гг.) - знаменитый американский джазовый трубач, руководитель известного ансамбля и талантливый вокалист. Своим творчеством он не только разнообразил стиль и звучание джаза, но и возвел его в ранг авторитетного и престижного музыкального жанра.

    Тяжелое детство

    Биография Луи Армстронга берет свое начало в крупнейшем городе Луизианы - Новом Орлеане. Это огромный портовый город США, расположенный вблизи живописного мексиканского залива.

    Многих ценителей искусства интересует конкретная дата появления на свет Луи Армстронга. Год рождения этого выдающегося музыканта - далекий 1901 г. (4 августа).

    Мальчик родился в самом нищем квартале города, в негритянском поселке. Семья Луи Армстронга относилась к разряду неблагополучных. Отец, не имея постоянного места работы, ушел из дома, когда ребенку не было и года. Мать, работающая на износ прачкой, отдала сына и дочь (у Луи была младшая сестренка Беатрис) на воспитание бабушке.

    Через некоторое время маленький Армстронг снова переехал жить к матери, которая стала подрабатывать проституцией. Из-за своего беспутного образа жизни ей было некогда заниматься воспитанием сына, поэтому Луи рос беспризорником.

    Чтобы хоть как-нибудь заработать денег, он продавал газеты, развозил уголь и выполнял другую черную работу. Голодный и холодный, оборванный и грязный, семилетний Луи прогуливал школу и жил своей непутевой жизнью.

    Знакомство с Карнофски

    Вскоре маленький чернокожий мальчик знакомится с семьей Карнофски - зажиточными евреями, иммигрировавшими из Российской империи, которые занимались в Америке угольным бизнесом.

    Вначале Луи помогал иностранным предпринимателям по дому, затем оставался у них ночевать, а под конец стал полноправным членом семьи. Карнофски очень привязались к этому шустрому несчастному ребенку. Они изо всех сил старались помочь ему и поддержать его.

    Гостеприимная семья жила в веселом районе Нового Орлеана - Сторивилле, не отличавшемся строгими нравами. Вокруг мальчика постоянно звучала чарующая музыка кабаре и борделей, сияли огни всевозможных казино и игорных домов. Именно здесь и началась творческая биография Луи Армстронга.

    Ребенок познакомился с участниками одного уличного ансамбля, выступающего недалеко от его дома, и стал с ними работать. Сначала он только пел, затем принялся играть на барабанах. Разучивая новые песни и мелодии, Луи стал хорошо ориентироваться в музыке и натренировал слух. Необыкновенное чувство ритма, прирожденный красивый голос и быстрая обучаемость сделали из маленького чернокожего мальчика настоящего любимца уличной публики.

    Обучение музыке

    Как это ни странно, свое первое музыкальное образование Луи Дэниел Армстронг получил, находясь в подростковой колонии для чернокожих, куда попал за озорной хулиганский проступок - стрельбу из пистолета, украденного у полицейского, который часто ночевал у матери.

    На базе исправительного лагеря находился духовой оркестр, куда сразу же записался любознательный одаренный шалопай. Старшие участники ансамбля научили Луи играть на разных инструментах: корнете, альтгорне, тамбурине. Талантливо исполняя привычные в то время марши и польки, юный Армстронг старался по памяти воспроизвести хорошо знакомые ему мелодии и напевы беспечного Сторивилла.

    Именно в этот период подросток-заключенный понял, что хочет посвятить свою жизнь музыкальному творчеству.

    Знакомство с лучшим корнетистом

    Время, проведенное в исправительно-трудовом лагере, истекло. Через полтора года Луи Дэниел Армстронг возвращается домой и занимается музыкальной деятельностью. Он подрабатывает выступлениями в ночных клубах и ресторанах, играя на взятых напрокат инструментах.

    Одаренного паренька заметил Джозеф Кинг Оливер - новоорлеанский джазовый корнетист и дирижер. Он взял начинающего музыканта под личное покровительство, обучая его тонкостям оркестровой работы и даже доверяя сольные выступления в своих номерах и концертах. С тех пор биография Луи Армстронга обогатилась новым творческим вдохновением - он мастерски овладел корнетом и проникся красивым звучанием джазовой мелодии.

    По протекции Оливера талантливый темнокожий парень был принят в известный ансамбль Кида Ори - авторитетного тромбониста, ставшего вторым учителем семнадцатилетнего Луи.

    После полутора лет выступлений с оркестром Ори юный Армстронг знакомится с Фэтсом Мэребейлом. Вместе с ним талантливый парень выступает на танцевальных вечерах, происходящих на прогулочных катерах и пароходах.

    Мэребейл знакомит своего младшего друга с нотной грамотой, что позволяет Армстронгу стать более квалифицированным и искусным исполнителем.

    В это время одаренный предприимчивый паренек вносит в свои сольные номера необычное преобразование - к мелодии он добавляет словесное сопровождение (названное приемом “скэт”).

    Заманчивое приглашение

    В 1922 году биография Луи Армстронга снова терпит некоторые изменения - легендарный Кинг Оливер приглашает его в свой ансамбль на должность корнетиста. Недолго думая, молодой Армстронг переезжает в Чикаго, где начинает играть в престижном огромном ресторане.

    Богатство и роскошь приходят к Армстронгу вместе с известностью и признанием. Он начинает шикарно одеваться, покупает квартиру со всеми необходимыми удобствами, женится.

    Вместе с оркестром Оливера Луи записал первую грампластинку, на которой присутствовали его сольные выступления.

    Однако вскоре, по настоянию своей жены, новоорлеанский музыкант решает строить свою карьеру самостоятельно.

    Жизнь в Нью-Йорке

    Луи Армстронг, творчество которого на тот момент уже отличалось яркой неотразимой индивидуальностью и импровизацией, поступает на работу к Флетчеру Хендерсону - именитому руководителю популярного оркестра, пианисту, аранжировщику и композитору.

    Под эгидой ансамбля Хендерсона молодой Армстронг выступает с блестящими сольными номерами, вызывая всеобщее восхищение и упоение.

    Трудолюбивый и энергичный, Луи сотрудничает и с другими музыкальными группами, активно записывает свои пластинки, аккомпанирует знаменитым блюзовым вокалистам: Бесси Смит, Ма Рэйни, Перри Брэдфорду.

    Возвращение в Чикаго

    В возрасте двадцати четырех лет Армстронг возвращается в Чикаго, где с успехом делает свои самые удачные джазовые записи, популярные до сих пор.

    Также музыкант участвует в театральном шоу-бэнде, блистая перед публикой не только музыкальными способностями, но и актерским мастерством.

    На недолгое время артист становится солистом известного оркестра Диккерсона и руководителем собственного ансамбля.

    Чикагский период примечателен также организационными изменениями в выступлениях Армстронга. Он перестает играть на корнете и переходит на трубу, более сильную по звучанию, а также возобновляет свое пение в манере “скэт”. Все это вызывает огромные овации как у критиков, так и у почитателей творчества Луи.

    Эра свит-музыки

    Это был конец 20-х - начало 30-х годов прошлого века. Популярными становятся биг-бэнды с их яркой невообразимой музыкой в стиле танцев. Сосредоточившись на новом течении, Луи создает свой самобытный жанр, схожий со стилем хот-джаза. Популярность Армстронга становится просто ошеломляющей.

    Он гастролирует по всему миру (Англия, Голландия, Скандинавия, Франция), снимается в голливудских кинокартинах, играет в театрах Бродвея и Гарлема, участвует в радиопрограммах.

    В середине 1930-х годов музыкант вновь создает собственный джаз-бэнд, финансовые дела которого отдает в полное ведение опытного менеджера Глейзера.

    Триумфальный успех Луи приводит к профессиональным проблемам со здоровьем: он переносит несколько операций в связи с деформацией и разрывом тканей верхней губы (это произошло из-за чрезмерного нажима мундштука и неправильного способа сложения губ при игре на трубе).

    Собственный ансамбль

    В возрасте сорока пяти лет Армстронг вновь становится руководителем собственного ансамбля “Все звезды”, в котором участвовали как знаменитые джазовые мастера, так и менее популярные, достигшие широкой известности только благодаря выступлениям с Луи.

    Команда специализируется на исполнении классического джаза и популярных песен в джазовой обработке.

    Вместе со своим ансамблем Армстронг путешествует по всему миру. Исполнительный департамент правительства США присваивает ему неофициальный титул “Посол джаза” и спонсирует некоторые гастроли исполнителя.

    Несколько раз ансамблю Луи было предложено выступить с концертами в СССР, но по субъективным причинам поездки не состоялись. Однако это не помешало известному джазмену провести блестящие гастроли в чешской Праге и других странах Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

    Благодаря своим творческим турне новоорлеанский музыкант познакомил мировую общественность с прекрасным, колоритным музыкальным искусством, сложившимся под влиянием африканских ритмов, американского фольклора и современной аранжировки. Да, это был блистательный, неподражаемый, великолепный джаз! Луи Армстронг украсил его своим индивидуальным хрипловатым голосом и звучным гармоничным трубным звучанием.

    Смерть

    В возрасте пятидесяти восьми лет легендарный джазмен переносит инфаркт, но продолжает активно и самозабвенно работать. Выступает с концертами, записывает новые песни, принимает участие в известном мюзикле “Привет, Долли!”.

    Активная жизнерадостная позиция продлила его жизненный путь еще на десять лет. Армстронг умирает в возрасте семидесяти лет от сердечной недостаточности, приведшей к отказу почек.

    О смерти джазового кумира было объявлено во всех крупных мировых газетах. Утрата, которую понес американский мир искусства, не восполнится никогда.

    Луи Армстронг: интересные факты из жизни

    • Джазмен был женат четыре раза. Первый брак в возрасте шестнадцати лет был заключен с луизианской проституткой и продлился пять лет. Далее следовали короткие супружеские отношения с Лил Хардин (пианисткой) и Альфе Смит. Последний брак (с вокалисткой ночного клуба Люсиль) был самым долгим и длился вплоть до самой кончины музыканта.
    • С первой женой Армстронг усыновил умственно отсталого мальчика, дальнего родственника Луи. По некоторым данным, у джазмена имелась дочь от одной танцовщицы, которой исполнитель обязался выплачивать ежемесячное пособие.
    • Каждый день американский трубач принимал марихуану, считая ее лучше стаканчика любого первоклассного виски.
    • На протяжении своей жизни Армстронг написал две автобиографические книги: в середине 1930-х и в середине 1950-х годов.
    • Вокалист обожал вкусную еду и игру в бейсбол.
    • За несколько лет до своей смерти Луи немного поменял специфику своего исполнения, уделяя внимание записям не только джазовых песен, но и композициям в госпел-стиле (переделанные традиционные сочинения на духовную христианскую музыку).
    • Первый корнет Армстронгу был подарен семьей Карнофски.

    Луи Армстронг: дискография

    Самые известные творения (с переводом на русский):

    • 1964 год - “Хелло, Долли!”.
    • 1959 год - “Пять пенни”.
    • 1957 год - “Луи Армстронг встретился с Оскаром Петерсоном”.
    • 1957 год - “Мир у меня на струне”.

    Этого талантливого человека уже давно нет с нами, но его творчество все равно живет практически в каждом сердце.

    Американский джазовый трубач, вокалист и руководитель ансамбля. Оказал (наряду с Дюком Эллингтоном, Чарли Паркером, Майлсом Дейвисом и Джоном Колтрейном) наибольшее влияние на развитие джаза и много сделал для его популяризации во всем мире.Биограф Армстронга Джеймс Линкольн Коллиер писал: «Оглядываясь на творчество Армстронга, поражаешься тому, какое огромное воздействие оно оказало на музыку XX века. Почти невозможно, включив радио или телевизор, услышать музыку, в которой бы не сказалось его влияние».Луи Армстронг был одним из величайших музыкантов, когда-либо игравших джаз и одновременно одной из самых противоречивых фигур в нём. Труба Армстронга звучала божественно, особенно, когда он был в ударе. От того, наверное, многих музыкантов и слушателей буквально ослеплял его талант. Поэтому и сегодня для большинства джаз - это прежде всего Луи Армстронг. Всё, за что люди любят джаз, воплощено в этом имени. И хотя Луи Армстронг - это ещё не весь джаз, но он - это душа джазовой музыки.Являясь трубачом-революционером своего времени, Армстронг заложил фундамент всех грядущих джазовых революций. Не будь его, судьба джазовой музыки могла сложиться иначе. С приходом Сачмо уходит в тень мягкая окраска звука и коллективные импровизации. А Луи Армстронг ярким звуком трубы, с удивительной вибрацией, с головокружительными переходами, с ритмической раскрепощенностью и неистощимой фантазией своих импровизаций расширяет представление о возможностях трубы и музыканта, играющего на ней. Благодаря Армстронгу джаз пошёл по сольному пути развития.

    Луи Армстронг - человек, сотканный из противоречий. Всю жизнь любивший музыку, созданный для покорения вершин, зачастую он был вынужден довольствоваться вторыми ролями. Можно поспорить, сказать, что он сам, единолично, создал свой образ великого «Короля джаза», что вся его слава - результат долгого и упорного труда. Безусловно, так оно и есть, но только отчасти. Расовые предрассудки, царившие в то время, просто не дали бы Армстронгу взойти на вершину Олимпа в одиночестве. Многое он делал, наступая на горло своей песне, руководствуясь ролью, навязанной ему многочисленными импресарио. Но они были белые, а он - нет, так что Армстронгу приходилось совершать невероятное - быть звездой сцены, артистом высшего класса, вхожем в элитные дома, - и при этом творить не только на угоду публике, но и для будущих поколений, создавая гениальные композиции, неумирающие в течение десятилетий.

    Краткая биография

    Маленький Луи родился в районе Нового Орлеана, который назывался «Поле сражений». Постоянные стычки бандитов и перестрелки были неотъемлемой чертой местной жизни, что, конечно же, наложило на маленького мальчика свой отпечаток. Беднейший район Луизианы являлся просто скопищем баров, салунов, населяющих его преступников и женщин легкого поведения. Поножовщина и стрельба были настолько в ходу, что воспринимались, как что-то естественное. Касательно даты его рождения до сих пор ведутся споры. Общепринятой считается 1900 год, 4 июля. Но есть и другая дата - 1901 год, 4 августа. А сам музыкант всегда говорил, что увидел мир аж в 1890 году. Эти расхождения как нельзя лучше показывают, в каком бедственном положении находилась семья Армстронга, даже не удосужившаяся зарегистрировать его рождение.


    Его матери Мэри Элберт было всего 16 лет, когда она родила Луи. В младенчестве родители разошлись, и мальчика оставили на попечение Жозефины - бабушки мальчика. Правда, через 5 лет мать снова забрала его к себе, к тому времени Луи уже начал ходить в школу.

    Он смог устроиться в квартет мальчиков-вокалистов, которые выступали за милостыню. В это же время Луи знакомится с семьей Карновски - латвийско-еврейских иммигрантов. Он стал работать на них, развозя уголь, и постепенно стал очень близким членом семьи.

    Ключевое для мальчика событие случилось в 1913 году, когда весь Новый Орлеан был погружен в праздник Нового года. Стащив у очередного маминого дружка пистолет, Луи сделал всего один выстрел. Рядом внезапно оказался полицейский и взял подростка под стражу. За такой относительно невинный проступок Армстронгу была назначена суровая кара - отбывание тюремного срока в колонии капитана Джозефа Джонса. Впрочем, для мальчика это явилось счастьем - в поселении он был одет и сыто накормлен. Так что нам остается поблагодарить неведомого судью, который отправил Армстронга подальше от дома и подарил ему шанс на новую жизнь.


    В исправительном заведении была небольшая вокальная группа и оркестр под управлением Питера Дэвиса. Дэвис согласился взять мальчика в оркестр и для начала посадил его на тамбурин, простейший музыкальный инструмент. Достаточно быстро мальчику доверили альтгорн - духовой инструмент с низким звучанием, играющий гармонические партии. Так как Армстронг уже научился исполнять на слух различные голоса еще во время пения в хоре, с новым инструментом проблем у него не было. Талант мальчика был очевиден, и Дэвис для начала стал учить мальчика играть на горне, а затем - на корнете. В итоге Армстронг становится лучшим музыкантом в оркестре.

    Из колонии музыканта забрал отец, но при первой же возможности Армстронг сбежал и вернулся обратно к матери. Как нельзя кстати пришлась ему помощь Карновски - они подарили ему новый корнет, на котором он смог начать зарабатывать деньги. С этого момента началась творческая и концертная деятельность Армстронга.

    В 1918 году Луи устраивается на речной пароход в развлекающий публику оркестр. Меллофонист Дейвид Джонс в один из круизов обучил Армстронга нотной грамоте. В 1922 году он переезжает в Чикаго, где на тот момент ему практически не было равных. Будучи вне конкуренции, он в скором времени становится звездой, делая из каждого своего выступления яркое и эффектное шоу.

    В 1925 году он выступает в кафе «Дримлэнд», устраивается в оркестр Флетчера Хендерсона и подрабатывает в оркестре Эрскина Тэйта. В 1929 году он переезжает в Нью-Йорк, где полностью отдается музыке. Будучи к этому времени очень известным, он не испытывал недостатка в деньгах, давая неимоверное множество концертов.


    Вплоть до 1946 года Армстронг живет активной концертной жизнью, снимается в кино и записывает собственные пластинки. В 1947 году появляется созданный по инициативе Глейзера ансамбль «All Stars», включающий в себя самых именитых мастеров джаза. Армстронг с ансамблем дает бесчисленные концерты, продолжает сниматься в кино. С 1950 года он начинает больше выступать в качестве вокалиста. Его глубокий хриплый голос и белоснежная улыбка были его визитной карточкой, его пропуском в любое место, где он хотел выступать. Он жил ради музыки, ради игры на трубе и больше ему не было нужно ничего. 6 июля 1970 года величайший джазмен за всю историю человечества ушел из жизни.



    Интересные факты

    • Впервые его арестовали в 11-летнем возрасте.
    • Условия в гетто, где жил маленький Луи, были неимоверно ужасными. Мальчику приходилось делать страшные вещи, чтобы выжить: искать пропитание в мусорных баках, побираться и совершать мелкие кражи.
    • Из-за постоянной нехватки денег Армстронгу пришлось бросить школу. За свою жизнь он так и не получил настоящего образования.
    • В 14-летнем возрасте он Армстронг уже играл в оркестре, не зная при этом нотной грамоты и ориентируясь только на слух.
    • От начала концертной деятельности и до самой смерти Армстронг практически не прерывал выступления.
    • Когда в 1942 году скончалась его мать - Элберт, это был единственный раз за всю жизнь, по его воспоминаниям, когда он плакал.
    • В 1918 году корнетист Джо Оливер оставил свое место в оркестре Кида Ори, и 18-летнего джазмена взяли на его место. Оливер научил его основным правилам дыхания, постановки и немного обучил нотной грамоте.
    • Узнав о смерти отца, он отказался ехать на его похороны, сказав: «Человек, который бросил меня и мою мать помирать с голоду, для меня никто».
    • Интересно мнение джазмена относительно Бадди Болдена - «короля корнета» Нового Орлеана, одного из родоначальников «классического» негритянского джаза. Болден получил прозвище «The King» за свои заслуги и оказал немалое влияние на последующие поколения джазменов, в том числе и на Армстронга, слушавшего его вживую с раннего детства. Он сказал: «Чтобы продуть его корнет, мне не хватило бы никаких легких. Хоть все считали его великим, но слишком уж сильно он дул в него, причем, скорее всего, неправильно. Помните, что в конце он слетел с катушек, не стоит упускать это из виду».
    • В 1926 году произошел полный отказ от корнета и переход к трубе . Видимо, на это повлияла конструкция инструментов. Ведь на корнете, обладающем широким раструбом, звук был чересчур мягким, а манера игры Армстронга требовала более резкого звучания. Кроме этого, корнет слишком выделялся из общего звучания оркестров того времени.


    • На счету Армстронга свыше 60 хитов, ставших бессмертной джазовой классикой. Он записал их вместе со своим ансамблем «Hot Five» всего за 3 года.
    • Армстронг всегда держал при себе Звезду Давида, как память о еврейской семье Карновски, ставшей ему практически родной.
    • Он был первым из цветных джазовых музыкантов, написавших автобиографию.
    • Всю жизнь избегавший политики, однажды он нарушил это правило. Во время кризиса в школе Литл-Рок девяти афроамериканцам запретили посещать занятия. Эта ситуация так его разъярила, что он сказал: «За то, как правительство относится к моим соотечественникам, оно должно попасть в ад». За эту фразу он подвергся резкой критике, но так и не изменил своего мнения. Это высказывание, касающееся президента Эйзенхауэра, считается самым мужественным поступком за всю жизнь музыканта.
    • Его не любили многие молодые соотечественники, считающие, что он должен использовать свое положение для улучшения жизни цветных. Однако, Армстронг никогда этого не делал.
    • Одно время Армстронг экспериментировал с игрой на тромбоне, но это было не более, чем увлечение.
    • Армстронг был бесплодный, но он очень любил детей.


    • Он был спонсором для любительской бейсбольной команды «Armstrong’s Secret Nine».
    • Одно время, на пике его популярности, выпускались сигары под названием «Louis Armstrong».
    • Он часто употреблял легкие наркотики и однажды был осужден за хранение марихуаны.
    • Луи усыновил ребенка своей двоюродной сестры, которая умерла вскоре после родов - мальчика Клэренса. К несчастью, он получил травму головы в детстве и стал отставать в развитии. Тем не менее, Армстронг заботился о нем всю жизнь.
    • Один обозреватель однажды сделал уничижительный обзор выступления Луи. Это так задело музыканта, имевшего к тому времени мировую славу, что он просто впал в отчаяние. Несмотря на популярность, джазмен был очень впечатлительным человеком.
    • Однажды в Англии, выступая перед членами королевской семьи, Армстронг нарушил негласное правило, запрещающее обращаться напрямую к королевским особам. Посмотрев на Георга V, джазмен сказал: «Исполняю специально для тебя, Рэкс!» - и заиграл соло.
    • У него были часы с гравировкой «величайшему трубачу мира», полученные от почитателей его таланта.
    • У него было прозвище - Сэтчмо, которым он нередко подписывался и использовал в названии своих песен и альбомов.


    • Далеко не каждый концерт был выдающимся. Зачастую, особенно в последние годы жизни, он играл механически, только на силе воли. Впрочем, это не значит, что он играл плохо. Даже самое короткое его выступление всегда было на высоте. Иного он просто себе не позволял.
    • Ближе к концу жизни у Армстронга начались проблемы с губным аппаратом и пальцами. Из-за этого он практически полностью переключился на пение, играя на трубе только лишь короткие фразы и редко используя быстрый темп в импровизациях.
    • Похороны джазмена показывались в прямом эфире во всем США. Многие газеты мира, в том числе «Известия» Советского Союза, отреагировали на смерть музыканта, соболезнуя и скорбя об утрате. На похоронах выступали многие известные музыканты и певцы того времени: Элла Фитцжеральд, Фрэнк Синатра, Диззи Гиллеспи и многие другие.

    Лучшие песни, ставшие известными на весь мир


    Будучи поистине неисчерпаемым источником идей, Луи Армстронг за свою жизнь подарил миру большое количество произведений, ставших по-настоящему значимыми и культовыми в мире джаза. Его манера игры и исполнительские вокальные приемы, его шикарный «голос с песком» стали своеобразным каноном эпохи.

    Самыми известными композициями, записанными Армстронгом, можно по праву считать «Hello, Dolly! », «Go down Moses » (больше известная как «Let My people go») и «What a Wonderful World ». Сегодня их знает практически каждый, а их звучание ассоциируется только с голосом Армстронга.

    Вопреки расхожему мнению, композиция «Hello, Dolly! » была написана не Армстронгом, а Джерри Херманом. А вот ее исполнение 63-летним джазменом смогло совершить невозможное - песня заняла первую строчку хит-парада, сбросив с вершины самих Beatles! А ведь они уверенно удерживали первые три места чарта на протяжении целых 3-х месяцев. В 1965 году Армстронг получает за эту песню премию Грэмми - за лучший мужской вокал.

    « Hello, Dolly! » (слушать)

    Песня «Go down Moses » благодаря Армстронгу начала новую жизнь. Именно он в 1958 году значительно переработал ее, заново аранжировал и придал свежее звучание. Его известнейшее соло на трубе стало каноном джазовой музыки, навеки закрепив за Армстронгом эту композицию, как за гениальным исполнителем.

    « Go down Moses » (слушать)

    В 1967 году сочинили песню «What a Wonderful World ». Ее авторы - Боб Тиэл и Джордж Вайс, долго думали, кому из популярных певцов ее можно предложить для исполнения и в итоге остановились на Армстронге. Он как раз подбирал композиции для своего нового альбома, и свежая песня пришлась как нельзя кстати.

    «What a Wonderful World» (слушать)

    К сожалению, соотечественники Армстронга не оценили песню и ее исполнение. «Как можно петь о красоте мира и природы, глядя на то, что твориться вокруг?» - вот был их единственный вопрос. Только через год, в 1968 году, песня заняла первое место в хит-параде Великобритании. С тех пор композиция неоднократно перепевалась различными исполнителями, но каноничное исполнение Армстронга никто не смог перепеть. Ведь именно его голос мы слышим в голове, когда видим название песни.

    Фильмография музыканта


    Армстронг снялся в огромном количестве фильмов, сериалов и телешоу, даже большем, чем у иного актера. Во многом это было сделано ради популяризации самого музыканта, и, естественно, - ради денег. Его импресарио - Джо Глейзер, создал для Армстронга своеобразный образ, ни имевший ничего общего с внутренним миром Луи, и которого он должен был придерживаться, чтобы удержаться на зените славы. Любимыми фразами Глейзера были: «Улыбайся, черт побери, улыбайся!» и «Гримасничай!».

    Таким образом, Глейзер смог значительно разбогатеть на имени своего подопечного, но это была не просто нажива, - это был своеобразный симбиоз. Ведь будучи «цветным», Армстронг никогда не смог бы достичь такой славы, которую получил при помощи Глейзера. Это следовало из реалий того времени, в котором он жил, - где белые имели изначальное преимущество перед темнокожими. Так что, будучи реалистом, Армстронг просто играл свою роль, следовал традициям, принятым в его время.

    Армстронг снимался всю свою жизнь, начиная с 1930 года и заканчивая 1971. Первым его фильмом был «Ex-Flame » (Взрывоопасный), снятый в 1930 году. Простой сюжет об ослепленной ревностью жене, в результате которой она потеряла не только свой дом, но и своего сына. В этой картине Луи снялся в роли самого себя, что не потребовало от него каких-то особых усилий. Последним фильмом, в котором он снялся в 1969 году, стала музыкальная приключенческая комедия «Hello, Dolly! », продолжительностью 2 часа 26 минут. В ней Армстронг снялся в роли оркестрового дирижера. Фильм выиграл 3 Оскара и получил 13 номинаций.


    Всего на счету Луи съемки в 28 фильмах, где он играл других персонажей, и в 10 фильмах, где он изображал самого себя. Кроме того, он на протяжении многих лет принимал участие в 13 телевизионных шоу и снялся в 10 сериалах.

    После смерти о нем продолжали снимать фильмы, едва ли не в большем количестве, чем при жизни. Вышел 21 новый фильм и 10 сериалов: документальных, биографических и популяристических.