Николай диденко солист ансамбля дружба. Вокальный ансамбль "Дружба" Vocal ensemble "Druzhba" ("Friendship") плейлист. Эдита Пьеха и ансамбль"Дружба"

Художественный руководитель Александр Броневицкий Поднимать тугие паруса, Это значит, верить в чудеса. Легендарный ленинградский ансамбль «Дружба» был создан пианистом, композитором Александром Александровичем Броневицким в 1955 году. В состав самодеятельного ансамбля при консерватории, который первоначально назывался «Липка», вошли студенты из зарубежных стран Восточной Европы, которые учились ленинградских ВУЗах. В основном он предназначался для студенческих вечеров – капустников. Хочется отметить, что Александр Броневицкий /Сан Саныч/ являлся выпускником этой консерватории по классу композиции и хорового пения /1958 г/. В то время ансамбль представлял собой инструментальный квартет: рояль, электрогитара, контрабас, ударные инструменты и отдельную мужскую вокальную группу, которая состояла из одиннадцати солистов-вокалистов. Позднее, из хора польского землячества, к ним присоединилась студентка отделения психологии философского факультета Ленинградского государственного университета, молодая солистка Эдита /Мария/ Пьеха из Польши. Вскоре в артели «Лен-Грампластинка» стали издаваться первые грампластинки молодого коллектива. Первыми были записаны песни: «Песня о Варшаве» и «Песня о Берлине», солистка Эдита Пьеха. Первое успешное выступление коллектива состоялось в Новогоднюю ночь накануне 1956 года на сцене Голубого /Малого/ зала Ленинградской консерватории, где в исполнении Эдиты Пьехи прозвучала песня польского композитора Владислава Шпильмана «Автобус червонный» на слова поэта Владислава Чернушенко, который являлся также и солистом коллектива. После исполнения этой песни на музыкальном Олимпе советской эстрады засияла новая Звезда – Звезда по имени Эдита Пьеха! В этом году свет увидела грампластинки с песнями: «Мой жених» /Е.Харальд/, «Красный автобус» /В.Шпильман/, солистка Эдыта* Пьеха, «Ча-ча-ча» /кубинск.народн. песня, обр.А.Броневицкого/, «Песня о Сене» /Ги Лафарг, обр.А.Броневицкого/, «Звенит гитара над рекой» /А.Новиков - Л.Ошанин/, солист Карл Клуцис, «Колыбельная» из оперы "Порги и Бэсс" /Д.Гершвин – русск.текст Т.Сикорской/, солистка Эдита Пьеха, вокальный ансамбль «Дружба» п/у Александра Броневицкого. В репертуаре молодёжного интернационального ансамбля звучали популярные чешские, болгарские, югославские и других народов мира песни в современной аранжировке самих же музыкантов. Также в исполнении ансамбля звучали русские народные песни, а капелла, эстрадные песни о Родине, Ленинграде, Москве. В последующем Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия» ежегодно выпускала грампластинки с песнями в исполнении Эдиты Пьехи и ансамбля «Дружба». Также на ленинградском телевидении был снят и документальный фильм «Мастера ленинградской эстрады» /1956 г/ с участием ансамбля «Дружба». В 1957 году Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба» успешно выступили на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. За представление своей музыкальной программы «Песни народов мира» они получили золотую медаль. Название ансамбля «Дружба» по праву принадлежит Эдите, которое она предложила перед выступлением на этом фестивале. В это время была издана грампластинка «Поют участники VI фестиваля» с песнями: «Коминандо» /португальская нар.песня/, «Самые красивые глаза» /польская нар.песня/, «Арба» /английская народная шуточная песня/ в записи Молодёжного вокальный ансамбля "Дружба" Ленинградской консерватории, художественный руководитель Александр Броневицкий. Получив образование, коллектив покинули гитаристы, уехавшие домой в ГДР. Ансамбль пополнили новые музыканты, одним из них являлся лидер-гитарист Анатолий Васильев, ранее игравший на саксофоне в ленинградском джаз-оркестре под названием «Оркестр Носика» Станислава Пожлакова, в последующем популярный композитор и исполнитель своих же песен, после два года музыкант работал в джаз-оркестре Иосифа Ванштейна. В дальнейшем он работал гитаристом в оркестре под руководством Виталия Понаровского. Также в это время коллектив пополнил клавишник Теймураз Кухалев, который играл на немецком электрооргане «Ионика». Состав ансамбля состоял из музыкантов: Александр Броневицкий – рояль, Анатолий Васильев – лидер-гитара, Илья Костаков - бас-гитара, Теймураз Кухалев – клавишные инструменты, Сергей Самойлов – барабаны. С этого же года ансамбль «Дружба» стал работать на профессиональной сцене страны от Ленконцерта. В основном репертуар ансамбля строился на солистку Эдиту Пьеху, но в репертуаре звучали также песни и в исполнении солистов и мужского вокального коллектива. На протяжении всего творчества легендарного коллектива на эстраде концертная программа состояла из 2-х отделений. В первом отделении популярные песни исполняли солисты и мужская вокальная группа, а во втором звучали песни в исполнении Эдиты Пьехи. Песни звучали в музыкальных стилях: джаз, твист, рок-н-ролл, немного позднее зазвучали и в битовом звучании. Певица исполняла песни на польском и французском языках такие, как: «Каштаны» /З.Корепт/, «Мой Янек» /А.Тальховский/, «Королинка» /польская народная/, «Дождик» /З.Май - А.Броневицкий/, «Валентина-Твист» /Я.Виниковский/, «Упрямая мелодия» /Ф.Фаральдо - А.Яковская/, «Мечта» /Л.Бонфа/, «Гитара любви» /В.Скотто/, «Маленький сапожник» /Ф.Лемарк/, «Девушка из Парижа» /В.Шпильман - В.Чернушенко/ и другие. Её красивый, выразительный, низкий голос, легкий акцент в произношении придавали звучанию ансамбля оригинальность, узнаваемость и особенный шарм. Из-за многочисленных концертов Эдите пришлось перевестись с дневного на заочное отделение университета. В 1959 году коллективе работают солисты: Аванесян, Виль Окунь, Борис Писарев, Александр Дмитриев, Вилли Токарев, Михаил Бакеркин, Борис Усенко, Артур Золотов, Леонид Алахвердов. Художественный руководитель ансамбля «Дружба» Александр Броневицкий создал на советской эстраде новый жанр – театр песни, где каждый участник был солистом своего амплуа. Певица Эдита Пьеха вспоминает: «Александр Броневицкий был необыкновенно талантливым человеком. И он, конечно, опередил своё время лет так на десять - двадцать. Он был авангардным, впередсмотрящим. Он видел и чувствовал иначе, чем его современники». «Советский Союз стал для меня родиной, здесь я родилась, как артистка, а собиралась стать учительницей. Я - детище Александра Александровича Броневицкого, он открыл меня, я всем обязана ему. Он, словно Пигмалион, вылепил меня, свою Галатею», - так отметила в одном из своих интервью певица Эдита Пьеха. Во многих концертах ансамбля «Дружба» звучали песни, баллады советских и зарубежных авторов: «Вечер на рейде» /В.Соловьёв-Седой - А.Чуркин/, «Подмосковские вечера» /В.Соловьёв-Седой - М.Матусовский/, «Здравствуй» /А.Петров - С.Фогельсон/, «Я шагаю по Москве» /А.Петров - Г.Шпаликов/, «Звёзды в кондукторской сумке» /А.Петров - Л.Куклин/, «На крыльях ветра» /Б.Дилан – русск.текст Т.Сикорская/, словацкая «Танцуй, танцуй», негритянская «Колыбельная» на слова поэта Т.Спендиарова, английские песни «Лоли-Пап», солист Леонид Алахвердов, народная «Двадцать крошечных пальчиков» на слова поэта Самуила Фогельсона и другие. В 1959 году, временно, концертную деятельность коллектива худсовет Ленконцерта приостанавливает, но благодаря усилиям певицы Эдиты Пьехи и музыканта Александра Александровича Холодильного из худсовета Министерства Культуры РСФСР в Москве, вновь с эстрады звучит ансамбль «Дружба». Были и другие неприятности в творчестве молодого коллектива, кому-то из чиновников от культуры не нравился акцент певицы, другим - причёски музыкантов. Также гражданке Польши Эдите Пьехе запрещалось петь в погранзонах, воинских частях, гарнизонах, закрытых городах, были проблемы и с оплатой её работы на советской сцене, но всё это было успешно преодолено и положительно закончилось, и для артистов, и для почитателей их таланта. В 1962 году ансамбль «Дружба» стал Лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады, получив I премию. Он принял участие в «Голубом Огоньке» на ЦТ. В 1963 году вновь певица участница «Голубого Огонька» на ЦТ. Она записывает грампластинку с песнями: «Венок Дуная» /О.Фельцман - Е.Долматовский/ и «Только ты» /Б.Раманд – русск.текст И.Самойлова/, которые фактически становятся визитными карточками молодой певицы и ансамбля «Дружба». Издаётся первый диск-гигант «Ансамбль "Дружба"», в который включены в основном песни, ранее изданные на миньонах коллектива.

Эдита Пьеха и ансамбль"Дружба"

Руководитель ансамбля
Александр Броневицкий

Родилась во Франции 31 июля 1937. Родители - поляки, жили во Франции, куда приехали в поисках работы. Обучаясь в школе, пела в хоре, училась в педагогическом лицее (закончила с отличием) и на курсах русского языка в Гданьске. В 1955 приехала в Ленинград; учась на отделении психологии философского факультета Ленинградского университета, принимала участие в студенческих концертах; в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 по приглашению А. Броневицкого выступила с вокальным ансамблем "ДРУЖБА" с шуточной песенкой на польском языке "Червоный автобус". Затем стала солисткой ансамбля, который в 1957 с программой "Песни народов мира" завоевал золотую медаль и звание лауреатов 6-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, выступал во Франции, Польше, Чехословакии, ФРГ, Финляндии, ГДР, Монголии, США, Австрии. В 1976 организовала свой ансамбль, музыкальным руководителем которого стал выпускник Ленинградской консерватории Григорий Клеймиц. Первое выступление ансамбля было на Всероссийском конкурсе исполнителей советской песни в Сочи в октябре 1976 и принесло победу - коллектив был удостоен почетного диплома. Работала с композиторами А. Флярковским, О. Фельцманом, А. Петровым, Г. Портновым, Я. Френкелем, А. Пахмутовой, поэтами Р. Рождественским, Е. Долматовским, Н. Добронравовым и др. Более 10 дисков-гигантов записано на фирме "Мелодия", песни из которых вошли в золотой фонд советской эстрады: Огромное небо, Люди, улыбнитесь миру, Город детства, Венок Дуная, Встреча друзей и др. Многие из этих песен были выпущены фирмами грамзаписи во Франции, на Кубе, в ГДР, Польше. Гастролировала более чем в 20 странах мира. На Кубе была удостоена титула "Госпожа песня", дважды выходила на сцену парижского зала "Олимпия", стала первой из советских эстрадных звезд, выступивших в Афганистане. Является победительницей многих международных конкурсов вокалистов. В 1968 на 9-м Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии на конкурсе политической песни завоевала золотую медаль; одна из этих песен - Следующий - композитора В. Успенского получила первую премию на конкурсе, организованном фестивальным Комитетом борьбы с фашизмом. Фирма "Мелодия" отметила певицу "Нефритовым диском" - наградой, присуждаемой актеру за рекордные, миллионные тиражи его записей.

Награждена орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов.

Снималась в фильмах:
Когда песня не кончается (1964)
Судьба резидента (1970)
Неисправимый лгун (1973)
Бриллианты для диктатуры пролетариата (1975)
Стажер (1976)
Музыкальные игры (1989)

Броневицкии Александр Александрович

(08.07.1931, Севастополь- 13.04.1988, Нальчик) - композитор, хоровой дирижер.

Окончил Ленингр. консерваторию (1958), факты хорового дирижирования и композиторский. В 1955 создал самодеятельный вокальный ансамбль, участниками стали студенты, в основном будущие дирижеры, приехавшие учиться из стран Восточной Европы. Интернациональный состав подсказал название- "Дружба". Увлекшись идеей аккордового звучания знакомых мелодий, его участники аранжировали популярные чешские, болгарские и другие песни, исполняли их в сопровождении ритм-группы (фортепиано, ударные, контрабас). К восьми солистам в том же 1955 добавилась солистка - студентка Ленингр. ун-та Э. Пьеха, исполнявшая французские и польские песенки. Ее выразительный, низкий голос, легкий акцент придавали звучанию ансамбля оригинальность и особый шарм. Ансамбль привлекал слаженностью, музыкальностью, молодым задором и не в последнюю очередь "заграничным" репертуаром, часть которого исполнялась на языке оригинала, что в те времена было большой редкостью. На VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве (1957) программа "Песни народов мира" получила золотую медаль. Выступления на радио, ТВ, записи на пластинки принесли популярность. С 1957 молодежный ансамбль "Дружба" становится профессиональным коллективом Ленконцерта. Но, окончив консерваторию, бывшие студенты разъехались.

Около года ушло у Б. на формирование нового состава. Программа с участием В. Окуня, М. Бакеркина, А. Золотова, Л. Алахвердова и др. (каждый из них был солистом со своим амплуа) вышла в 1959. Несколько прежних, восстановленных номеров дополнились новыми песнями: итальянской "Воляре", польскими "Каштаны", "Каролинка", французской "Гитара любви" и др.

Постепенно репертуар расширялся, приобретал качественно иной характер. Для "Дружбы" стали писать О. Фельцман, А. Пахмутова, А. Петров, А. Флярковский, Г. Портнов, пробует свои силы в композиции и сам Б. Определился сценический облик ансамбля как "театра песни", чему способствовала режиссерская одаренность Б. Используя мизансцены, элементы бутафории, световые эффекты, он стремился к музыкально-пластической образности, к сценическому решению каждого номера ("зримой песне"). К 1964 состав "Дружбы" обновился в третий раз. Б. снова собирает интернациональный состав солистов: Т. Соостер из Таллинна, Н. Диденко из Белоруссии, В. Амбарцумян из Армении, Т. Чиаурели из Грузии, М. Фикташ и Б. Вивгаровский с Украины. Каждый из них исполнял свои песни на родном языке. Программы почти целиком состояли из произведений советских авторов, в том числе и самого Б. ("Мама", ст. Р. Рождественского, "Край березовый", 1972, "Тюльпаны Байконура". 1978. обе на ст. И. Резника, "Птица", муз. и ст. Б. и др.). "Дружба" и ее руководитель стали первооткрывателями многих песен ("Огромное небо" и "Ничего не вижу" Фелышана, "Стань таким" Флярковского и др.). Обращаясь к молодежной аудитории, Б. хотел говорить на ее языке, жить ее ритмами. Ему принадлежит один из первых советских твистов ("Хорошо"), обработка некоторых русских народных песен ("Метелица", "Сама садик я садила" и др.) в "битовом" стиле. В 70-х гг. изменилось музыкальное сопровождение: вместо контрабаса зазвучали гитары, появился электроорган. Обстоятельства сложились так, что в 1978 "Дружбу" покинула выросшая в ней Пъеха. Б. пытается перестроить программы, работает с Л. Чижевской, И. Романовской, Н. Гнатюком, А. Троицким. Но прежнего успеха не было.

"Дружба" во главе с Б. гастролировала в Италии, Франции, Польше, Чехословакии. Лауреат Всерос. конкурса артистов эстрады (1962) - первая премия.

Лит.: Гершуни Е. Дружба с "Дружбой" // СЭЦ. 1970. № 9; Мищевская Г., Ермишев П. Эдита Пьеха // Певцы советской эстрады. М., 1977; Скороходов Г. Звезды советской эстрады. М., 1986.

К сожалению, в 1964-м чиновники запретили деятельность «Дружбы», но через некоторое время запрет был снят, и ансамбль снова обновился. Теперь в группе были солисты из советских республик. Одним словом, коллектив стал многонациональным и в его репертуаре впервые начали звучать музыкальные композиции народов СССР. Такое исполнение придавало ему удивительный колорит и разнообразие.

Помимо этого, содружество с композиторами и поэтами, в том числе с Р. Рождественским, дала возможность группе стать первооткрывателем многих великолепных песен. А в конце 60-х, благодаря «Дружбе», фирма грамзаписи получила специальную премию на одном из международных фестивалях в Каннах. Компании удалось продать два миллиона одного диска с записями ансамбля Броневицкого.


…В середине 70-х Эдита Пьеха покинула «Дружбу». Тем не менее, коллектив продолжал существовать. Правда, таким успехом он уже никогда не пользовался. В конце 80-х ансамбль продолжал гастролировать. На одном из турне не стало и создателя музыкальной формации А. Броневицкого. Он скоропостижно скончался в Нальчике. После его кончины «Дружба» прекратила существование. Но через десятилетие участники формации решили воссоздать свою знаменитую группу. Так и случилось. Но от классического состава осталось лишь три человека.

ВИА "Дружба" (грампластинки в mp3)


1956 - Звенит гитара над рекой (1956, Артель ""Пластмасс"")
1956 - Эй, Мамбо! (1956, Одесса - Кагановичский райпромкомбинат)
1957 - Когда идёшь ты на свидание (1957, Артель ""Пластмасс"")
1957 - Под небом Парижа (Ташкент - Октябрь райпромкомбинат)
1958 - Каштаны (1958, Артель ""Пластмасс"")
1960 - Не верю я песне (1960, Абхазское Республиканское ОСГ)
1960 - Так легко (1960, Киев - Завод ""Киевпластмасс"")
1962 - Гитара любви (1962, Артель ""Пластмасс"")
1963 - Только ты (1963, Каунас - Завод изделий бытовой химии)
1964 - Я иду и пою (1964, Артель ""Грампластмасс"")
1967 - Наш сосед (1967, Завод бытовых приборов)
1970 - Про любовь (1970, Мелодия)

— Как так получилось, что ты, заслуженный исполнитель тяжёлого рока — и вдруг оказался в составе ВИА «Дружба»? С этого вопроса началась наша беседа с музыкантом.

Павел Колесник : — Это и радостная и немного грустная история… На самом деле, я очень давно знаком ребятами из ансамбля «Дружба». Помню, они меня пригласили на свой сольный концерт, посвящённый 55-летию коллектива. Правда, не в качестве зрителя, а ведущим (ведь я профессиональный ведущий!) Где-то в середине концерта, послушав «Дружбу» из-за кулис, я вышел на сцену, чтобы объявить очередного гостя, я сказал в зрительный зал (а в зале не было ни единого свободного места): «Думаю, пора «завязывать» с роком и напроситься на роль одного из солистов в этот легендарный ансамбль!» А, как известно, мысли материальны. Правда, стоит отметить, что группу «Август» я не оставил. Недавно получилось так, что в один день мы с «Дружбой» выступали на дне города Стрельна в 18.40, а уже в 21.40 — на дне города в Сертолово с «Августом». Причём, расстояние между городами составило более 70 километров.

Так о чём я…? Да, как я оказался в «Дружбе». 14 февраля мне позвонил Николай Шамрай и сказал, что я им нужен, как воздух! Я спросил: «А что случилось? У вас же есть Саша Бородай, в конце концов Саша Ретюнский». На что услышал в ответ: «Бородай нас покинул (у него новый проект), а Ретюнский сегодня умер…» Вот это поворот, подумал я. Надо выручать ребят, тем более, что у них на 26 февраля намечен сольный концерт. Я быстренько впрягся в работу и, как оказалось, неплохо-таки вписался в коллектив. Во всяком случае, зрители на концерте принимали меня бурными аплодисментами и криками «браво!» Так что адаптация получилась лёгкой и, не побоюсь этого слова, приятной. Теперь мы работаем очень много, но, как говориться, одно другому не мешает. Я прекрасно себя чувствую как в «Дружбе», так и в «Августе»!

- Как выглядит нынешний состав ВИА «Дружба» имени А. Броневицкого? Расскажи о своих коллегах и о репертуаре.

— Сегодня в ансамбле четыре человека. Это, как уже сказал выше, Николай Шамрай, Феликс Кудашев, я и Андрей Аникин — руководитель, который пел ещё с Эдитой Станиславовной Пьехой. Кстати, Андрей ещё и прекрасный поэт. Он написал целый ряд стихов и для «Августа» («Дорога в никуда», «Гаснет день», «Демон» и много ещё чего). Музыканты все профессионалы, солисты. Наша программа готовится именно с учётом этого. Мы много песен поём квартетом и обязательно по паре вещей исполняем на концертах сольно. А репертуар… Это прекрасные песни, хорошая, добротная советская эстрада. Достаточно заглянуть на наш официальный сайт , и многие читатели без труда узнают до боли знакомые мелодии: «Ребята 70-й широты», «Невские моржи», «Одиннадцатый маршрут», «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Надежда, «Песня остаётся с человеком»… На сегодняшний день в репертуаре более семидесяти песен.

- Ощущения от участия в рок-концерте и концерте эстрадном — безусловно, на мой взгляд, разные вещи. Где тебе легче выступать как вокалисту и артисту — в «Августе» или в «Дружбе»?

— На самом деле, любая сцена, будь то рок или эстрада — всё требует полной отдачи. Конечно, в «Августе» я всё время солирую и это физически тяжело, а в «Дружбе» мы поём вчетвером и каждый дополняет друг друга. Вообще, атмосфера в коллективе очень благоприятна для творчества! В «Дружбе» нет такого: мол, я работаю в составе сорок лет, а ты только пришёл… Нет, ничего подобного и близко не наблюдается. Все музыканты взрослые, самодостаточные люди. Каждый успел поработать, пусть и не в «Дружбе», так в других известных коллективах. Нам делить абсолютно нечего! Название ансамбля говорит само за себя — «Дружба»!
Хочется сказать, что лично я, чем искренне горжусь, воспитан не на западной музыке (во времена нашего детства и отчасти юности мы даже не имели возможности слушать зарубежные песни), а на песнях таких величин советской эстрады, как Вадим Мулерман, Муслим Магомаев, Майя Кристалинская, Эдуард Хиль и многие ВИА тех лет. Это настоящая «Old School”, добрая старая школа. Сейчас нет таких вокалистов, а жаль…

- А как, кстати, продвигается твоя работа над сольным альбомом?

— Работа кипит! Всё уже почти готово. Жду, когда наш клавишник пропишет свои партии — и в студию: писать вокал, всё сводить и далее, выпуск альбома, в который войдут 12 песен и два бонуса. Скажу больше: я затеял ещё один альбом. Решил сотворить нечто для себя необычное. Он будет очень напоминать стилистику Стинга. Уже написано десять композиций.

А все стихи к обоим альбомам написал мой большой друг, московский поэт, член Союза Писателей России Анатолий Жуков . А всю музыку ко второму альбому написал мой давний друг, петербургский музыкант и композитор Игорь Верховский. Так что к Новому году придём сразу с двумя новенькими альбомами!

Нельзя также не сказать, коль скоро мы сегодня в большей степени говорим о «Дружбе», что в декабре мы будем проводить большой концерт в честь (только не пугайтесь!) 60-летия ансамбля! Так что приезжайте к нам, зовите в гости. Мы с удовольствием примем любое приглашение!