Литературно-музыкальная композиция "хлеб - всему голова". Нет, не может быть забыта. литературно – музыкальная композиция

Надежда Бэц

Литературно-музыкальная композиция «Колосок» для детей подготовительной к школе группы в проекте «Хлеб – всему голова» с участием родителей.

Цели и задачи: подвести итог исследовательской деятельности детей в проекте, уточнить знания детей о хлебе – от колоска до батона. Приобщать детей к народному творчеству, фольклору.

Действующие лица: Ведущая – воспитатель Бэц Н. В.

Тетушка Пословица – Почерняева Т. В. (мама Никиты)

Тетушка Поговорка – Киселева А. С. (мама Андрюши)

Тетушка Загадушка – Брюханова Л. С. (мама Сережи)

Тетушка Небылица – Пенясова Ю. В. (мама Тани)

Колобок – Оля Бубнова.

Дети, читающие стихи, небылицы.

В зал входит ведущая в народном костюме.

Ведущая: Здравствуйте, ребятки! Здравствуйте, гости дорогие! Какое нас сегодня развлечение ждет, а собрал нас всех здесь хлеб. Доброе слово сегодня о хлебе молвить будем.

Ведущая берет в руки каравай на рушнике.

Вед. : Издавна на Руси гостей дорогих хлебом – солью встречали. Хлеб вам да соль!(кланяется гостям, детям справа, детям слева).

Звучит русская народная мелодия, в зале появляются персонажи в русских народных сарафанах с платочком в руке. Они, взявшись за руки, водят хоровод.

Вед. : Здравствуйте, гостьюшки! Хлеб – соль вам!

Отдает каравай тетушке Пословице, та – тетушке Поговорке, дальше – тетушке Загадушке, а Загадушка – тетушке Небылице, кланяясь друг другу. Тетушка Небылица ставит каравай на стол.


Т. Пословица: Здравствуйте, детушки! Здравствуйте, милые! Мы к вам пришли, короб пословиц да поговорок принесли! А вы нас слушайте да на ус себе мотайте!

Т. Поговорка: Эх, ты говори, говори, да не заговаривайся! Какой же у детишек ус?

Т. Пословица: А ты к словам моим не цепляйся! Из одних слов шубы не сошьёшь!

Т. Поговорка: И опять ты не права! Доброе слово сказать – что дождь в засуху! Доброе слово лучше мягкого пирога!

Вед. : Ох, гостьюшки дорогие! Подождите, не ссорьтесь! Вы бы лучше с ребятами познакомились, о себе бы рассказали.

Т. Пословица: Оно и правда! Что ж, о себе поведать не худо! Пословица – это, деточки мои, мудрость народная! Веками русский народ сочинял и копил пословицы, потому что на все свое мнение имел. Пословица не мимо молвится! Вы, деточки мои, пословицы запоминайте и где надобно применяйте! Пословица – всем делам помощница! Красна речь пословицей!

Т. Поговорка: Поговорки – они пословиц покороче, да по мудрости пословицам ни за что не уступят! Поговорка никого не поучает, зато посмеяться над глупостью любит, и пошутить, как следует! Из поговорки слова не выкинешь! У каждого Егорки свои поговорки.

Вед. : Сегодня, гостьюшки, мы говорим о хлебе, ибо «Хлеб – всему голова». Хотите ли от деток пословицы да поговорки о хлебе услышать?

Т. Поговорка: Хотим. А знают ли?

Дети поочередно говорят пословицы и поговорки о хлебе:

«Ржаной хлебушко – калачу дедушка»

«Хлеб всему голова»,

«Хлеб – батюшка, а водица - матушка»,

«Плох обед, если хлеба нет»,

«Хочешь есть калачи – не сиди на печи»,

«Хлеба нет – и корочки в честь»,

«Пот на спине, зато хлеб на столе»,

«На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай».

Вед. : Да, вот она, мудрость-то народная! Оно ведь так и есть. Хороши пословицы!

Т. Небылица: Рада с вами познакомиться, деточки! Я – тетушка Небылица, разная во всех лицах! То я стишком прикинусь смешным, то сказочкой, то рассказ такой расскажу, что только за животики держитесь от смеха! Вот какая я забавница! В небылице все быть может, весь мир вверх ногами переворачивается! А среди вас, деточки, есть друзья мои? Небылиц рассказчики?

Вед. : Как не быть? Есть, есть.

Эля и Таня рассказывают небылицу «Сидит медведь на колоде», Кирилл – «Заглянул я в печку».

Т. Загадушка: Теперь мне представиться позвольте. Я тоже мудрость народная, приметливая, остроумная – тетушка Загадушка. И деток люблю сообразительных, умненьких, догадливых да рассудительных. Только таким мои загадки по плечу!

Вед. : А вот здесь перед Вами практически все таковы! А не отгадают – не беда! Научимся! Век живи – век учись!

Т. Загадушка: Да я рада-радехонька свои загадки вам загадать! Слушайте!

1) Комовато, ноздревато, и губато, и горбато, кисло и пресно, и всем людям мило. (Хлеб);

2) Бела беляна по полю гуляла, домой пришла – в сусек легла. (Мука);

3) Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (Блины);

4) Выкинем – не обеднеем, соберем – разбогатеем. (Посев);

5) Вырос в поле дом, полон дом зерном,

Стены позолочены, ставни заколочены,

Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Колос)

Вед. : Просим вас, гостьюшки, к нам за стол. Слушайте песни да стихи, да за деток наших порадуйтесь. Где песня льется, там легче живется.

Дети исполняют песню «Золотое зернышко».

Читают стихи: «Слава миру на Земле!» Андрей Кожевников и Андрей Киселев

«Вот лежит каравай…» Никита Боровиков и Данил Леонтьев

«В каждом зернышке пшеницы…» Вика Проскурякова

Под веселую музыку появляется колобок с корзинкой в руках, двигается поскоками по кругу.

Колобок: Я веселый Колобок, но не ешь меня, дружок.

Я сегодня не простой – я волшебный, я живой.

Из муки пшеничной вышел я отличный,

Хлебу я родня, любят все меня.

Вед. : А за что тебя любят, Колобок?

Колобок: Во-первых, я сказочный, во-вторых, я веселый, умный, а еще я люблю загадки загадывать. Вот послушайте!

С неба солнце золотое золотые льет лучи

В поле дружною стеною золотые усачи.

Шевелят они усами и тихонько шелестят.

Дни сменяются ночами, а они стоят, стоят.

А когда уходят с поля золотые усачи

В нашей печке золотятся золотые калачи. (Колосья)

Дети: Колосья!

Колобок вынимает из корзинки колоски, раздает девочкам.

Девочки исполняют «Танец с колосками».

Вед. : Спасибо, Колобок, за загадку, за танец. А тебе от меня в подарок…веселый осенний дождик (трясет султанчиками над Колобком) .

Колобок (машет рукой) : Нет, с дождем я не дружу, от него я убегу (убегает).

Вед. : Ну вот, хотела порадовать, а вышло, что напугала. Вы, ребята, тоже боитесь дождя?

Дети: Нет!

Вед. : Раз не боитесь, значит и через лужи прыгать умеете?

Проводится игра «Чья команда быстрее прыгает через лужи».


Две команды детей по 4 – 5 человек. На полу разложены нарисованные лужи по 5 в два ряда, в конце ряда – зонтик. Дети по команде поочередно прыгают через лужи, обегают зонтик, становятся сзади. Выиграет команда, построившаяся первой.

Вед. : А сейчас я предлагаю игру в народном стиле, «Пахари и жнецы». Тут и слова надо знать, и проворным быть!

Музыкальная игра «Пахари и жнецы».


Вед. : После игр стихи послушаем, какие у нас есть помощники и как выразительно они об этом рассказывают. Красна речь слушанием!

Дети читают стихи: «Мы печем пшеничные…» М. Антипов и Антон Кашин;

«Мама тесто замесила» Е. Благининой - Оля Бубнова;

«Я маме помогала» Аня Богданова;

Все дети хором читают стихотворение «Хлеб ржаной, батон и булки» П. Качанова

Вед. : Опять звучит музыка, значит, снова к нам гость. У нас сегодня праздник волшебный.

Входит Колобок. У него в руках блюдо с пирогом.


Колобок: Из муки, муки пшеничной, я испек пирог отличный!

Всех вас в гости приглашаю к пирогу с горячим чаем.

Вед. : Вот спасибо, Колобок, угодил ты нам, дружок,

И на радости такой мы сейчас споем с тобой.

Дети исполняют песню «Песенка хлеборобов».

Вед. : Закончен наш праздник, закрываем и проект «Хлеб – всему голова». Мы научились хлеб беречь, уважать и любить, а наш общий исследовательский труд оформлен в замечательном альбоме по названию проекта «Хлеб – всему голова».

Ведущая вручает благодарности семьям – активным участникам проекта.

Дети и взрослые приглашаются на чаепитие с пирогами с яблоками и повидлом.

При составлении сценария литературно-музыкальной композиции «Колосок» были использованы:

1.«Лучшие сценарии утренников для детского сада» Ю. Антоновой, издание 2007г. ;

2. Журнал «Старший воспитатель» номер 09.2011г. ;

3.«Колосок» (песни, игры, танцы и стихи для детей). Составители Г. Крылов и Г. Науменко, издание 1981г.

Тельмановская гимназия

Сценарий

«Хлеб – это жизнь»

Папаяни Яна Ивановна

Заместитель директора

Тельмановской гимназии

по воспитательной работе

Павлюк Оксана Михайловна

Учитель музыкального искусства

Тельманово 2015

Музыкально – литературная композиция

«Хлеб – это жизнь»

Слайд № 1

Цель: формировать уважительное отношение к хлебу,земле. Обобщить знания детей о том, что хлеб – ценный пищевой продукт, получение которого требует большого труда.

Задачи:

1. Познакомить и расширить кругозор учеников о хлебе.

2. Продолжать знакомство с народными традициями.

3. Воспитывать патриотизм, бережливость,уважение к труду.

Оформление сцены: интерактивная доска, музыкальная аппаратура, плакаты и рисунки, выставка караваев, выставка книг о хлебе.

«Без золота проживешь, а без хлеба - нет».

Слайд № 2

Ход мероприятия.

(Звучит песня, музыка Тумашева, слова Бокова « Хлеб» )

Вед .1.Вот он хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Слайд № 3

Вед. Во все времена, во все века, у всех народов на земле было величайшей святостью, когда на столе лежал хлеб. Тяжело он доставался людям, но был самым дорогим за все на свете, потому что давал жизнь. Недаром же и пословицы есть у народа: «Не мы хлеб носим, а хлеб нас!» или «Не тяжело хлеб носить, а тяжело без него жить».

Вед. «Хлеб – это самый великодушный подарок природы, еда, которую нельзя заменить ничем другим». Так о хлебе говорил известный французский агроном и фармацевт 18 века Антуан-Огюст Пармантье. И, действительно, изменяется жизнь, а хлеб – батюшка, хлеб-кормилец остаётся самой большой ценностью.

Вед. 15 тысяч лет назад до н.э. первобытные люди начали собирать и выращивать хлебные злаки. Люди долгое время употребляли в пищу сырые зернышки, затем научились их растирать между камнями, получая крупу и варя ее. Так появился первый хлеб, похожий на жидкую кашу.

Хлеб, который похож на тот, который едим мы, научились печь 5 тысяч лет назад в Древнем Египте.

Вед . Ради появления на нашем столе хлеба трудятся агрономы, комбайнёры, мукомолы, трактористы, слесари, пекари, водители. В каждый кусочек хлеба вложено очень много труда людей. Ребята, давайте беречь хлеб!

(Выступление учащихся начальной школы )

Слайд № 4,5

1ученик

Только снег сошел в апреле

Как поля зазеленели.

Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Слайд № 6,7

2 ученик

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Слайд № 8,9

3 ученик

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Слайд № 10

Вед: Сочетание хлеба и соли играло роль исключительно емкого символа: хлеб выражает пожелание богатства и благополучия, а соль защищает от враждебных сил и влияний. У русских в начале и в конце обеда советовали съесть для счастья кусочек хлеба с солью. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином отношения приязни и доверия; отказ же от них расценивался как оскорбительный жест.

Слайд № 11

Сценка « Встреча гостей караваем»

(девушка и юношей выходит с хлебом и солью)

Юноша:

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном,

С белоснежным рушником.

Девушка:

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

наш гость и друг,

Принимай хлеб- соль из рук!

Пышный, мягкий, пропечённый,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шёл к тебе издалека.

Вед. Вы знаете, что у нас в гимназии прошел конкурс на лучшее стихотворение о каравае. Сейчас наши участники продекламируют стихи собственного сочинения. Я приглашаю на сцену учениц 6-А класса Блюм Анастасию и Гросс Ирину.

Слайд № 12

Посмотри на каравай!

И к столу всех зазывай.

Каравай наш золотой,

Будто солнце в небе.

Будем рады мы тебе

Ты вкуснее всех на свете.

Приготовили его вместе всем мы классом

И сегодня угощаем всех гостей мы наших

И пришел по вкусу вам

Золотой наш каравай.

Вед. А сейчас нам расскажет свое стихотворение ученица 6-Б класса Подоляк Анна.

Слайд № 13

Вот и хлебушек душистый,

Со вкусной коркой золотой,

Он и теплый и пушистый.

Словно солнышком налит

В нем здоровье, жизнь и сила

Сколько рук его растило

Собирало и пекло!

Много в это зернышко вложено труда

Так пусть же колосятся

Поля везде, всегда

И пусть войны не будет нигде и никогда!

Вед. На сцену я с удовольствием приглашаю ученицу 7-Б класса Терещенко Викалину.

Слайд № 14

Русский хлеб – это хлеборобов забота

Их честная и почетная работа.

Работают и день и ночь

Чтобы хлебу расти помочь.

Хлеб – плод тяжелого труда

Дети пусть помнят об этом всегда!

Сколько раз степной корабль по полю проходил,

И никогда ни одного колосочка не пропустил

Комбайнер за штурвал брался,

И в поле убирался.

С огромной любовью пекли его заботливые руки,

Чтоб не видали мы голодной муки,

И пришел каравай,

И ниву, и жар печи,

Теперь на стол подать спеши.

Вед. Ребята, я знаю, что вы любите русскую народную игру – хоровод.

Слайд № 15

«Каравай – каравай». Приглашаю всех в круг!

В летний день у каравая

Хороводы, звон и смех,

Сам друзей он выбирает,

Выбирает, да не всех.

«Каравай, каравай,

Кого любишь – выбирай!»

(Дети движутся по кругу. Игра продолжается 2-3 раза).

Слайд № 16

Дети встают в хоровод и поют песню на мотив «Песенка про лето»

муз. Е. Крылатова (из м/ф «Дед Мороз и лето») :

Вот она какая, хлеба корка,

С хрустом аппетитным, с вкусом тонким.

И поджариста и ароматна,

Нету ничего приятней.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,.

Нету ничего приятней.

В магазине вкусно пахнет хлебом,

Хлеба пекарь нам печет к обеду,

Каждый понедельник, вторник, среду

И во все другие дни.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

И во все другие дни.

К супу, к гуляшу и к манной каше

За столом дается корка наша,

К чаю булки, бублики, ватрушки

И еще, конечно, сушки.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

Бублики, ватрушки, сушки.

Слайд № 17

Ведущий:

На этом наш праздник подошел к концу. Мы теперь очень много знаем о хлебе и о том как он тяжело достается, и о том как его надо беречь.

Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

Дети хором:

Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!

"Хлеб – это щедрый дар природы, это пища, которую ничем невозможно заменить. Он годится для любого времени суток, для людей любого возраста и любого темперамента, он настолько приспособлен для человека, что мы принимаем его всей душой почти сразу же после своего рождения, и он никогда не надоедает нам до самого нашего смертного часа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

1слайд Хлеб – всему голова.

(литературно-музыкальная композиция)

(звучит песня «Хлеб всему голова»)

2слайд (каравай) Вед. 1: Если подумать о еде – то первая мысль будет о хлебе: об аппетитном аромате свежеиспечённого хлеба, о его хрустящей золотистой корочке и пышном мякише. Важность хлеба подметил ещё в 18 веке французский агроном Антуан Огюст Пармантье.

Вед. 2: «Хлеб – это щедрый дар природы, это пища, которую ничем невозможно заменить. Он годится для любого времени суток, для людей любого возраста и любого темперамента, он настолько приспособлен для человека, что мы принимаем его всей душой почти сразу же после своего рождения, и он никогда не надоедает нам до самого нашего смертного часа».

3 слайд (хлебное поле) Вед. 1: Зрелый колос легко отдаёт своё богатство: чуть тронул его пальцами – и на ладонь легли зёрна. Как необходимы они нам! Необходимы, чтобы жить. И удивительны годами, сотнями, тысячами лет сложившиеся взаимоотношения зерна и человека. «Тот, кто сумел бы вырастить два колоса там, где рос один, заслужил бы благодарность всего человечества».

Вед. 2: Зёрна наших дней, светитесь

Позолотою резной,

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной.

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы, люди,

Научитесь хлеб беречь!»

(Н. Тихонов «Зёрна наших дней светитесь…»)

(звучит песня «Русское поле». Ян Френкель)

4 слайд (хлебное поле) Вед. 1: Зерно на ладони – малая частица жизни. Из отдельных зёрен складываются миллионы тонн урожая. Из каких же глубин истории ты пришёл к нам, хлеб наш насущный? Как сумел стать не только пищей – святыней нашей, олицетворением жизни на земле? Какие гении трудились, стараясь постигнуть это великое чудо – хлеб.

Хлебушек.

Здесь говорят не хлеб, а хлебушек.

И как послушай, говорят!

Так парни нежат своих девушек,

А матери своих ребят.

Здесь хлеб на землю не уронят,

И как его нам подают!

Как первенцев в мужей ладони

Роженицы, боясь, кладут.

Хлеб – жизни главная примета,

Хлеб – их достоинство и честь.

Несчастье – если хлеба нету,

И счастье – ежели он есть.

Их цех – земля.

Им крышей – небо.

Они вершат державный труд,

И что другое кличут хлебом,

Они не могут – просто хлебом,

Они его не просто хлебом,

А так вот хлебушком зовут.

5 слайд (Звучит «Песня о хлебе» в исполнении Л. Зыкиной)

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО – ХЛЕБ! (девушка выносит на полотенце каравай хлеба)

Вед. 2: Как это необыкновенно интересно – хлеб! Как много здесь ещё загадочного и как много ещё можно всего изобрести, открыть придумать, сделать. Говорить о хлебе так же трудно, как говорить о жизни. Хлеб и есть наша жизнь…

Вед. 1: Начнём с того, что хлебу человек обязан рождением цивилизации. В тот момент, когда человек испёк первую лепёшку из первого своего урожая, он обеспечил наше с вами существование, то есть обеспечил дальнейшее развитие человечества.

Вед.2: Примерно семнадцать тысяч лет назад несколько племён поселилось в долине Нила и здесь вовсю занялись собирательством диких злаков. Это они изобрели первые серпы с каменными пластинками-резаками, первые камнетёрки, на которых получали муку. Они первыми стали печь хлеб… Но это ещё не настоящий хлеб, а собиратель ещё не земледелец.

Вед.1: Человек постепенно научился печь хлеб из диких злаков. Чтобы настоящий хлеб получить, нужно иметь культурные сорта хлебных злаков, нужно научиться обрабатывать почву и, наконец, печь хлеб, а чтобы научиться этому – потребовались тысячелетия. Как это происходило, трудно угадать, но одно известно: первый хлеб появился 6 -8 тысяч лет назад и с тех пор это наша главная еда.

Вед.2: Хлеб на Руси издавна был основой жизни, к нему всегда относились с большим почтением. Неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. В народе о хлебе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка.

Вед: 1: Во многих русских селениях в прежние времена часто можно было услышать, как малыш, простирая к матери худенькие ручонки, канючил: «Мам, папы хочу, дай папы!» Когда, кому впервые пришла счастливейшая и справедливейшая мысль назвать хлеб именем отца – кормильца семьи?! Не потому ли считалось великим грехом, святотатством бросить на пол хотя бы чёрствую корку, хотя бы крошку хлебную.

Вед 2: Хлеб у русских людей всегда считался священным продуктом, Божьим даром. Он символизировал отношения между людьми и Богом, между человеком и его предками. Как только рождался ребёнок, ему в руки давали кусок хлеба, означавший его судьбу. Хлеб воплощал в себе счастье и благополучие дома.

Вед.1: Крестьяне считали, что хлеб, добытый с таким трудом, обладал магическими свойствами. На столе всегда должен лежать каравай, что делает стол особым местом в доме. Символизирует богатство, готовность к приёму гостей, а также являлся оберегом от враждебных сил. Любая трапеза начиналась и заканчивалась хлебом.

Вед.2: С хлебом связано много обрядов. Было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься. Хлебом-солью встречали дорогих гостей, новосёлов, молодожёнов, вынося на полотенце или подносе каравай чёрного хлеба с солью.

6 слайд (приметы и поверия) Вед.1: С хлебом было связано множество примет и поверий. Например:

* Хлеб должен всегда стоять на столе, чтобы в доме был достаток.

* Если кусок хлеба выпадал из рук – значит, гость в дом спешит.

* Хлеб выбрасывать нельзя. Если он заплесневел, то его надо отдать птицам.

* Раскололся хлеб в печи, треснул – скоро кто-то из родных покинет дом.

Вед.2: Из минувших веков, может быть из минувших тысячелетий, ведётся обычай призывать хлеб в свидетели чего-либо важного. Хлеб не простой свидетель, ещё и поручитель. «Клянусь хлебом!» - говорит кавказец. Туркмен не коснётся хлеба-чурека ножом. Разломит, чтобы не причинить ему обиды, руками. Уронив кусочек, тут же поднимет и коснётся губами – как бы прося у него прощения.

Вед. 1: По давнему узбекскому обычаю мать, провожая сына на битву, разламывала лепёшку надвое. Одну половину оставляла себе, другую отдавала сыну: «Ты идешь защищать свой дом, где тебя ждут!»

Вед.2: У прибалтийских народов в доме каждого моряка висел на стене хлебец, сделанный в виде кораблика. По его сохранности гадали о судьбе моряка. Пока он был цел, никакая беда не грозила ушедшим в плавание. Когда же моряк возвращался домой, первой его пищей были кусочки разломленного хлебца.

7 слайд Вед.1: В устном творчестве русского народа упоминания о хлебе встречаются часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы.

Поэтому в народе появились такие пословицы и поговорки:

  • Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
  • В дороге хлеб не помеха.
  • Хлеб да вода – мужицкая еда.
  • Хлебушко – калач дедушка.
  • Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
  • У пахаря рука черна, да хлеб бел.
  • Без хлеба и мёдом сыт не будешь.
  • Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
  • Есть хлеб – будет и песня.
  • Хлеб дар божий, отец, кормилец.

Вед. 2: Так повелося на моей земле:

Из года в год, из рода в род – веками,

Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах

И песней той, что жаворонком спета

Под синим небом в золотых хлебах

В июльский полдень солнечного лета.

Пройдётся пахарь утром по жнивью

И сыну, указав рукой на поле,

Негромко молвит: «Поклонись ему,

Как матери, как нашей общей доле!»

Ты вырастешь и через много лет

Опять сюда вернёшься на рассвете

И скажешь: «Ничего дороже нет,

Чем тёплый хлеб, на этом белом свете!»

Вед.1: Иногда можно услышать такие слова: «Не хлебом единым жив человек…», но без хлеба он мёртв! Это не просто еда, это пища… «Хлеб, насыщая тело, питает душу…», Хлеб, основа жизни, поэтому и люди, дающие жизнь хлебу, - люди особого сорта… Жестоко ошибается тот, кто решит про себя, что в нынешние времена, когда нива оснащена современной мощной техникой, хлеб легко даётся в руки. Он по-прежнему добывается в поте лица своего, и слово «страда» не утратило своего изначального смысла. Неизмерима цена хлеба!

8 слайд (поле с комбайнами)

Вед. 2: Не знаю лёгкого хлеба.

Как я пахал!

Не шёл – бежал

За плугом по родному полю.

Не борозду спрямляя – долю,

К чапыгам кровью прикипал.

Как сеял я!

Подняв пары,

Я нёс на клён в корзине горку

Зерна, что всё насквозь прогоркло

От глаз голодной детворы.

Высокий взмах моей руки,

И поле сразу золотилось,

Как будто солнышко садилось

Цыплёнком жёлтым на рядки.

А как я жал!

К исходу дня

Рубаха плавилась от пота.

Сверяла ночь мою работу,

Коротким сном даря меня.

Сухой и чёрный,

Пережив и боль, и страх, я поднял жито.

Моей рукою перелита

Ядреность солнца в зёрна нив.

Так вы припомнили меня?

Я не упал на пласт щекою.

Держу я твёрдою рукою

Штурвал железного коня.

Разлились паводком поля

За горизонт по всей округе.

Но разве легче стали плуги,

И мягче матушка-земля?

Но разве полднем стал рассвет?

Но разве сыплет манна с неба?

Не знаю лёгкого я хлеба –

Его и не было и нет!

Михайло Шевченко.

(звучит песня «Шумят хлеба»)

10 слайд (пшеничное поле ). У нас в гостях:

Бочило Евгений Николаевич Кавалер ордена Знак Почёта

Алексеев Николай Васильевич Кавалер ордена Трудовой Славы

(учащиеся задают вопросы).

Вед. На территории нашего с/совета находилось большое кол. хозяйство «Труженик», где работали ваши дедушки и бабушки. За большие достижения в труде, за высокие показатели в «битве» за хлеб многие из них были представлены к правительственным наградам. Здесь имена 15 орденоносцев.

11 слайд. Из одного металла льют

Медаль за бой, медаль за труд

Кто носит орден боевой
За подвиги в бою,
А кто за подвиг трудовой
В своем родном краю.

(имена орденоносцев появляются на слайде)

Вед. 1: В природе ничего похожего на хлеб нет. Есть только одно слово, равнозначное слову «хлеб». Это слово – «жизнь». И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба. В хлебе душа нашей родной земли, судьбы многих людей. Мама, хлеб, Родина – это одни из самых святых слов для человека. Хлеб связывает прошлое, настоящее и будущее. Он повседневен, обиходен, незаменим. Хлеб всегда рядом с человеком, верный его спутник. Товарищ надёжный.

Вед. 2: Мы привыкли, что хлеба на нашем столе вдоволь, а помимо и всевозможные сладости. Поэтому ценность его не замечается. Но были и другие дни !

Звучат первые аккорды «Священной войны»

В годы войны был свой хлеб. Небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но ещё больше необходимый, чем в мирное время.

Слайд12 Вед. 1: В музее истории Ленинграда хранится чёрствый, потемневший не от времени, тёмный с самого своего появления на свет сухой кусочек хлеба, величиной с мизинец. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было жить, работать, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.

Вед. 2: О героизме ленинградцев, об ужасах блокады, о 125 граммах хлеба «с огнём и кровью пополам» писали и будут писать, это потрясало и будет потрясать. 125 граммов – это суточная блокадная норма на одного человека, и больше никаких продуктов. В хлебе этом мало муки. Много примесей. С начала декабря 1941 года хлеб выпекался из смеси: (пищевой целлюлозы, хлопкового жмыха, обойной пыли, вытряски из мешков, кукурузной муки, ржаной муки.) Были и другие добавки, которые снижали питательность хлеба. Но всё равно он был желанен, как ничто и никогда прежде. (показать детям 125 грамм хлеба)

Слайд13 Вед. 1: На фронте солдатам хлеб выдавался утром – сразу на всё отделение. Солдат, у которого был хороший нож, резал буханки равными дольками и раскладывал на плащ-палатке. В то время солдаты не знали, что такое жадность или расчётливость. Жизнями жертвовали ради спасения товарищей. Хлеб же делили с таким тщанием, с такой справедливостью потому, что был он не только пищей, но и вестью из далёкого тыла о трудной жизни наших родных, об их тревожной любви к ним, солдатам, об их терпеливом ожидании нашей победы над врагом.

Хлеб войны.

Я помню хлеб. Он чёрен был и липок –

Ржаной муки был грубоват помол.

Но расцветали лица от улыбок,

Когда буханку ставили на стол.

Военный хлеб. Он к щам годится постным,

Раскрошенный, он был неплох и с кваском,

Он вяз в зубах, приклеивался к дёснам.

Его мы отделяли языком.

Он кислым был, ведь он был с отрубями,

Не поручусь, что был без лебеды.

И всё ж с ладони жадными губами

Я крошки подбирал после еды.

Я неизменно с острым интересом

И с сердцем замирающим следил

За грозным, хладнокровным хлеборезом.

Он резал хлеб!

Он чёрный хлеб делил!

Я восторгался им, прямым и честным.

Он резал грубо, просто, без затей,

Горелой коркой, как в угле древесном,

Испачкавшись – почти что до локтей.

На нём рубаха взмокла холстяная.

Он был велик в восторге трудовом.

Он резал хлеб, усталости не зная,

Лица не вытирая рукавом.

Вед. 2: «При сытости помни голод» - это завет-предостережение наших предков, который мы не должны забывать. Очень важно быть к хлебу добрым и внимательным. Это нужно каждому из нас, потому что рядом с хлебом человек становится лучше. Отношением к хлебу проверяется многое. Хлеб – это испытание, которым можно определить уровень культуры и гражданскую позицию одного конкретного человека и общества в целом. Не случайно говорится: «Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит!»

Вед.1: Хлеб надо беречь. Мы много производим! Но много и изводим – вот в чём беда. Как часто мы оскорбляем хлеб. Можем запросто выкинуть его, а дети играют им за столом. Идя по улице, видишь кусок хлеба в грязи – подними его! Не бойся показаться смешным или старомодным. Подними, положи повыше, чтобы птицы съели, чтобы не затоптались в грязь человеческий труд и человеческая жизнь.

На Невском замерло движенье…

Не ночью, нет – средь бела дня.

На мостовой, как изваянье,

Фигура женщины видна.

Там, на дороге, как во сне,

Седая женщина стояла –

В её протянутых руках

Горбушка чёрная лежала.

Нет, не горбушка, а кусок,

Обезображенный бездушьем,

Размятый множеством машин

И всё забывшим равнодушьем…

А женщина держала хлеб

Кусочек этот бы тогда-

И сына я б не потеряла.

Кусочек этот бы тогда…

Кусочек этот бы тогда…

Кто осквернил? Кто позабыл?

Блокады страшные года…

Кто, бросив на дорогу хлеб,

Забыл, как умирал сосед?

Детей голодные глаза

С застывшим ужасом, в слезах.

А Пискарёвку кто забыл?

Там персональных нет могил…

Там вечный молчаливый стон

Терзает память тех времён.

Им не достался тот кусок,

Лежащий здесь – у ваших ног.

Кусок, не подаривший жизнь…

Кто бросил хлеб – тот отнял жизнь.

Кто предал хлеб?

Слайд14. Вед.2: Русский хлеб – чёрный ржаной, белый пшеничный, хала, витушка, колобки, крендели, слойка, калачи и сотни других изделий, прославили наших пекарей во всем мире. Хлеб печь у нас всегда умели. У каждого хлебника были свои секреты выпечки, свои производственные тайны. Большой мастер, знаток своего дела хлеб не печёт, а поистине творит.

Вед.1: Хлеб, он – не волшебник, но всё может. Это такой вид энергии, без которого ни один винтик на заводе не повернётся. Исторически так сложилось, что Франция является не только законодательницей мод, но и хлебной культуры. В этой стране даже есть покровитель пекарей и булочников – святой Оноре. Здесь постоянно проводятся праздники, фестивали, соревнования, посвященные хлебному делу.

Вед.2: Наша страна далеко не последняя в этом списке. Чего только стоят калачи, ватрушки, знаменитый чёрный хлеб, булки с изюмом и т.д. 29 августа у всех православных христиан праздник – Спас Нерукотворный, который иногда называли Спасом Хлебным. Хлеб – святая пища, поэтому каждая страна стремится отдавать должное этому великому творению.

Слыша добрые вести,

Видя славу страны,

В записи звучит музыкальная тема из к/ф «Русское поле». На сцене появляется ансамбль народного танца. Исполняется хореографическая картинка «Колосья». Далее из большой книги, стоящей на заднем плане сцены, появляется автор, у него в руках колоски пшеницы и ржи. На титульном листе книги нарисован большой и румяный каравай хлеба на рушнике.

Вот невидаль какая! -

закричит мудрец иной. -

Я по вкусу покупаю

белый, серый и ржаной!

Мне его снимает с полки

тетя Зина - продавец!

Я ношу его в кошелке, -

скажет маленький мудрец. -

По дороге, между прочим,

хлеб горячий

вкусен очень.

Я, пока пройду свой путь,

не могу не отщипнуть.

А потом его не ем -

не люблю его совсем!

читатель мой ученый,

ты прочти хотя бы раз

про обычный хлеб печеный

немудреный мой рассказ.

В записи звучит русская народная мелодия. Идет танец в исполнении хореографического коллектива. У танцоров в руках караваи хлеба. На сцене после танца из книги появляются чтецы.

1-й чтец.

Ведь обед нам не обед,

если к супу хлеба нет.

И не та на вкус картошка,

если хлеба нет ни крошки.

2-й чтец.

Даже каша с хлебом краше!

Гусь без хлеба - ерунда!

Чтецы (вместе).

«Хлеб-кормилец -

пища наша, молодецкая еда», -

говорил народ всегда.

3-й чтец.

На работе

и в походе

у народа хлеб в почете.

Чтецы (вместе).

С хлебом русский человек -

богатырь из века в век.

В записи звучит русская народная величальная музыка. На сцену выходят участники театрального коллектива, изображающие богатырей. Идет пластическая зарисовка. После этого на сцену выходят еще трое чтецов.

4-й чтец.

И недаром хлеб солдатский

наши воины по-братски

честно делят меж собой,

уходя на смертный бой.

5-й чтец.

А бывало в окруженье

и такое положенье:

весь в пыли, в крови солдат

даже корке хлеба рад.

6-й чтец.

Пусть черства она -

не найти ее дороже!

Чтецы (вместе).

Ведь когда стреляют пушки

И когда враги вокруг,

То последнею краюшкой

С другом делится лишь друг.

На экране демонстрируются кадры из к/ф или д/ф о войне. Далее в записи звучит инструментальная композиция величественного характера, на экране - кадры о хлебе. Чтецы на фоне музыки продолжают повествование о хлебе.

7-й чтец.

Хлеб душистый, пропеченный,

с хрупкой спинкой золоченой

нам привычен и знаком,

к нам заходит в каждый дом.

8-й чтец.

Не везде,

хлеб едят досыта дети.

9-й чтец.

Под чужим заморским небом

у простых людей нужда.

И с друзьями нашим хлебом

мы поделимся всегда.

10-й чтец.

Если мы хотим кого-то

встретить с честью и почетом,

встретить щедро, от души,

с уважением большим,

то гостей таких встречаем

круглым пышным караваем.

Выходят мальчик и девочка с большим караваем и низко кланяются всем до земли.

Чтецы (вместе).

Он на блюде расписном,

с белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

поклонясь, отведать просим.

Девочка и мальчик (дружно).

Дорогой наш гость и друг,

принимай хлеб-соль из рук!

Мой читатель,

мой дружище,

человек немногих лет,

хлеб не только пища,

без которой жизни нет.

Он - мерило дружбы верной,

службы воинской примерной.

У народа есть слова:

Девочка и мальчик (дружно). «Хлеб - всей жизни голова!»

Хлеб не только

«Докторский»,

Он еще, сказать к примеру,

Трудовой

И даровой.

Легкий - тяжкий,

Горький - сладкий,

Хлеб различен меж собой.

У него свои повадки,

У него характер свой.

В записи звучит народная музыка. Хореографический коллектив исполняет танец косцов и жнецов. Далее на фоне минорной инструментальной музыки чтецы продолжают рассказ о хлебе.

1-й чтец.

Горький хлеб тебе неведом -

подневольного труда.

Он знаком был нашим дедам

в те минувшие года,

той порой, когда босые

шли пешком и ночь и день

по своей земле - России -

люди нищих деревень.

2-й чтец.

Шли - искали место, где бы

заработать в мире хлеба.

Хлеб слепой судьбы бедняцкой

горек был и тяжек был...

3-й чтец.

И с полей в амбар кулацкий

он из рук батрацких плыл.

От зари и до зари

все трудились косари.

4-й чтец.

А кулак, картуз надвинув

до взлохмаченных бровей,

Оценил всего в полтину

всю работу косарей.

5-й чтец.

Удивительные вещи

были раньше, если б знал!

Не работая, помещик

сладко ел и мягко спал.

6-й чтец.

Жил за каменной оградой

в белом доме у пруда

и считал, что так и надо

жить на свете без труда.

7-й чтец.

Раньше был такой порядок:

у богатого хлеб сладок,

а зато у бедняка -

корка черствая горька.

8-й чтец.

Шел народ в огне сражений

за свободу

и за хлеб.

Значит, правильны слова:

Чтецы (вместе). «Хлеб - всей жизни голова!»

9-й чтец.

Пышный, мягкий, пропеченный,

подрумяненный слегка,

хлеб с горбушкой золоченой

шел к тебе издалека.

10-й чтец.

И пора, мой друг, взглянуть

на нелегкий этот путь.

На экране демонстрируется видеоряд о хлебе. Звучит инструментальная мелодия. Чтецы в это время продолжают повествование в стихах о хлебе.

1-й чтец.

Выйди в поле, за станицу.

Дымка сизая клубится...

Слышит чуткая округа

гул моторов день-деньской.

И бурлит земля под плугом,

как высокий вал морской.

Не сама собой природа

хлеб на блюде поднесет.

2-й чтец.

Сколько требует ухода

мать-земля за целый год!

Чтоб сошлись, как в океане,

в закромах твоей страны

золотой поток с Кубани,

плодороднейшей земли.

3-й чтец.

Но зато в степи просторной

жарким летом хлеб высок.

И одет в литые зерна

плотно сбитый колосок.

4-й чтец.

Рыжий, с жесткими усами,

весь в чешуйчатой броне,

колосок под небесами,

словно витязь на коне.

5-й чтец.

Нет конца и края войску

удивительной красы,

и топорщатся геройски

молодецкие усы.

6-й чтец.

Лезет пыль в глаза и уши,

Дождик осенью сечет.

Но каким веселым душем

В закрома зерно течет!

Чтецы (вместе).

Видишь, друг,

у хлеба свойство

замечательное есть -

проверяют им геройство,

силу, мужество и честь!

В записи звучит народная казачья музыка разудалого, бравого характера. Исполняется сюжетно-танцевальная композиция о том, как растет хлеб, как его собирают. На авансцене вновь появляется автор.

До большого магазина,

где торгует тетя Зина

и откуда в этот раз

начинали мы рассказ,

добрый хлеб идет нескоро

со степных земных просторов.

Это в сказках да в стихах

все бывает в двух словах.

На муку размелют зерна.

Много сит мука пройдет.

Белый, серый, сдобный, черный хлеб нам пекарь испечет. Покупай себе любой - лишь бы только трудовой! И не надо нам другого ни на раз, ни про запас. Мы не любим дарового - не в почете он у нас. На работе силы пробуй, находи по сердцу путь. Но дороги хлебороба, мой читатель, не забудь!

Помни верные слова:

Все герои (вместе). «Хлеб - всей жизни голова!».

В записи звучит раздольная русская народная мелодия. Все участники кланяются в пояс и исчезают в книге. На экране демонстрируется пшеничное поле.

Дополнительный материал

В. Соколов

Зима. Бочком из переулка

Выходит, звякая, трамвай.

А то как пышный каравай.

Свежо и холодно под небом.

Круглы и мягки облака...

Да бог с ним, с этим белым хлебом,

Хватало б черного пока.

Я помню хлеб.

Уже не будет

Такого хлеба никогда.

Пусть даже затемно разбудят

Иные черные года

Тяжелым ходом эшелонов...

Я помню хлеб сладчайший тот,

Что до отмены всех талонов

Я получал за день вперед.

«Везут, везут!» Фургон тащился.

Снег под полозьями звенел.

Ах, этот хлеб... Как он крошился,

Как на морозе руки грел!

О эти годы! О отрада,

О позабывшаяся честь,

Что мне, как будто так и надо,

Как большинству, хотелось есть.

Мы родины не выбирали,

Но если б выбор был у нас,

Я б выбрал только эти дали,

Иных не мысля про запас.

Кочуют вьюги, едут люди.

Дрожат под скорыми мосты.

В ожогах неба, как в полуде,

Взывает спутник с высоты:

«Не уставай. С моей судьбою

Соотноси, поэт, свой путь,

Всю землю чуя под собою,

Но лишь искусственным не будь».

Зима. Бочком из переулка

Выходит, звякая, трамвай.

На тумбах снег. Он то как булка,

А то как пышный каравай.

А я слежу, как, выйдя в небо,

Превысив сказочный лубок.

Дитя родительского хлеба,

Витает этот колобок.

Пусть даже затемно разбудят

Еще безвестные года.

Я помню хлеб.

Уже не будет

Такого хлеба никогда.

Несут хозяйки булки, сайки.

Но песня за душу берет:

И я на той военной пайке

Опять живу за день вперед.

Воспитательский час

литературно – музыкальная композиция

«ХЛЕБ – ВСЕЙ ЖИЗНИ ГОЛОВА»

Цель: Рассказать о хлебе – продукте номер один. Учить бережливому, разумному отношению к нашей святыне - хлебу. Рассказать об истории хлеба, о современных способах его возделывания.

Оборудование: Картины о хлебе, хлебобулочные изделия, книжная выставка, мультимедиапроектор, презентация «Что такое хлеб».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Актуализация темы.

Воспитатель: (демонстрация слайдов с загадками)

Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен, -
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем.

Что это? (хлеб)

Так о чем сегодня на занятии будем говорить?

Кто определит тему нашего занятия?

Что мы сегодня узнаем о хлебе?

Итак, мы определили тему “Хлеб – все жизни голова”

Определили цель

    узнаем кто производит хлеб, и поговорим о том, как нужно относиться к хлебу.

"Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.

Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.

Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.

Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.

Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало.

Только село солнышко, опустело зернышко."

(работа по слайдам).

А сейчас я хочу вам рассказать историю возникновения хлеба на Руси. Демонстрация слайдов.
Хлеб - один из старейших приготавливаемых продуктов, появившийся ещё в Неолите. Первый хлеб представлял собой подобие запеченой кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой. Потомки такого раннего хлеба изготавливаются в настоящее время из различной крупы по всему миру, например, мексиканская тортилья, индийский чапати, китайский poa ping, шотландская овсяная лепешка, североамериканская кукурузная лепешка и эфиопская инжера. Такой хлеб в виде лепешки стал основой пищи многих древних цивилизаций: шумеры ели ячменные лепешки, а в XII веке до н. э. египтяне могли купить в палатках на улицах деревень лепешки, которые назывались та.
Считается, что хлеб из дрожжевого теста впервые появился в Египте в связи с местными благоприятными условиями для роста пшеницы, а для приготовления такого хлеба потребовалось вывести сорт пшеницы, обладающий двумя новыми свойствами. Первое улучшение, сделанное к началу египетских Династий, состояло в том, чтобы найти и выращивать пшеницу, которую можно было бы молотить без предварительной сушки на огне. Находка сорта пшеницы, содержащего достаточно много клейковиновых протеинов, стало вторым открытием, которое помогло появлению дрожжевого хлеба. Считается, что первоначально дрожжевое тесто стало использоваться в XVII веке до н. э., но пшеница, из которой можно было делать такое тесто, встречалась очень редко. Вывод о недостатке такой пшеницы был сделан на основе данных о том, что такая пшеница практически не привозилась в Древнюю Грецию до IV века до н. э. несмотря на отлаженные торговые связи между Египтом и Грецией, существовавшие к тому времени уже 300 лет.
Для первых видов хлеба было много способов заквашивания теста. Можно было использовать в качестве дрожжей бактерии, имеющиеся в воздухе. Для это нужно было только оставить тесто на открытом воздухе на какое-то время перед выпечкой. Плиний Старший писал, что галлы и иберийцы использовали снятую с пива пену, чтобы делать «более светлый хлеб, чем [делали] другие народы». В тех частях древнего мира, где вместо пива пили вино, в качестве закваски использовали смесь из виноградного сока и муки, которой позволяли забродить, или пшеничные отруби, пропитанные вином. Однако, наиболее распространенным методом было оставить кусок теста при приготовлении хлеба и использовать его на следующий день в качестве источника брожения . Даже в древнем мире существовало очень много разнообразных видов хлеба. В своем сочинении «Пир мудрецов» древнегреческий автор Афиней описывает некоторые виды хлеба, пирожных, печенья и другой выпечки, приготавливавшейся в античности. Среди сортов хлеба упоминаются лепешки, медовый хлеб, буханки в форме гриба, посыпанные маковыми зернами, и особое военное блюдо - хлебные завитки, запеченые на вертеле. Тип и качество муки, использовавшейся для приготовления хлеба, также могло различаться. Как отмечал Дифил, «хлеб, сделанный из пшеницы, по сравнению с тем, что сделан из ячменя, более питательный, легче усваивается, и всегда лучшего качества. В порядке достоинства, хлеб, сделанный из очищенной [хорошо просеяной] муки является первым, после него - хлеб из обычной пшеницы, а затем хлеб, сделанный из непросеяной муки.»
В средневековой Европе хлеб служил не только как основа пищи, но и как часть сервировки стола. При стандартной сервировке на стол клались куски черствого хлеба размером примерно 15 см на 10 см, которые служили тарелками, и могли к тому же впитывать влагу. После еды эти куски хлеба, выполнявшие роль тарелок, съедали, отдавали бедноте или кормили ими собак. Лишь в XV веке такие посудины для еды стали делать из дерева и перестали использовать хлебные «тарелки».
Нарезанный хлеб стал популярен в магазинах многих странОтто Фредерик Роведдер считается изобретателем хлеба в нарезке. В 1912 Роведдер начал работать над машиной, которая бы умела нарезать хлеб, но пекарни очень неохотно использовали такие машины, поскольку считали, что хлеб в нарезке быстрее зачерствеет. Лишь после 1928, когда Роведдер изобрел машину, которая нарезала и сразу заворачивала хлеб в упаковку, хлеб в нарезке стал популярным. Пекарня в Чилликоте, Миссури была первой, использовавшей эту машину для изготовления хлеба в нарезке. На протяжении поколений белый хлеб считался предпочтительным для богатых, тогда как беднота ела серый и черный хлеб. Однако, в XX веке предпочтения стали обратными - серый и черный хлеб стали есть больше из-за более высокой питательной ценности, тогда как белый хлеб стал ассоциироваться с игнорированием питательности, что считалось присущим низшему классу.

Ученик:

Ты истину познай:

Хлеб, что на столе,- оберегай!

Не кроши его!

Священен он!

Если с хлебом-

Ты уже силен.

Хлеб – источник радости, добра;

Золота дороже, серебра.

Если в поле колос

В полный рост –

Доберешься до Луны,

До звезд.

Хлебом кормиться весь белый свет.

Ничего дороже хлеба нет!

Воспитатель: А теперь ребята я хочу, чтоб вы вспомнили пословицы и поговорки о хлебе. (Показ слайда)

Ученица: Славиться он первый на земле,

Славиться он первый на столе.

Ветер его холит, холят степи.

Перед гостями он лежит парной.

Ситный, белый. Черный и ржаной –

Круто жизнь замешена на хлебе.

Воспитатель: Люди открыли электрическую энергию, открыли атомную и восторгаются этим, что в общем - то справедливо, но о главной энергии человечества – хлебе – стали забывать.

Слишком уж мы транжирим хлеб! Не доел булочку или пирожок – выбросил. Чуть зачерствел батон – в мусорник.

Хлебные кусочки можно видеть везде: на полу в столовой. На тротуаре. В подъездах домов. На территории школы. Эти потери происходят как бы мимоходом. Неуважительно относятся к хлебу не только некоторые дети, но даже и взрослые.

Ученик: Мне больно, когда я, случается, вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

Эй ты, попирающий корку ногою,

Ты мать оскорбил, ты обиду нанес

Земле, на которой родился и рос.

Воспитатель: Как быть с выброшенным хлебным ломтиком? Неужели мы не в силах навести тут порядок? Прежде всего, надо всем стараться избегать оставлять несъеденный хлеб. А если хлеб остался, то надо использовать его по – хозяйски – в дело. (демонстрация слайда с рецептами).

Ученик: Ребята! Каждый раз, беря кусочек хлеба в руки за обеденным столом. Проникнитесь глубоким уважением к труженикам полей. И где бы ты ни встретил их, поклонись низко!

Ученица: Есть пословица в народе

«Хлеб на стол, и стол расцвел».

Хлеб нелегкий путь проходит,

Чтоб попасть к тебе на стол.

И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда

Теплоту родного неба,

Привкус доброго труда.

Включается запись песни «Золотое зернышко» сл. П. Синявского муз. Ю. Чичкова.

Воспитатель: читает рассказ “Хлеб святой” И. Сенченко.

Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила:

Фу, какой плохой хлеб!

Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:

Так про хлеб говорить нельзя. Его уважать надо. Если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен…

А Юрчик тоже хлеб не уважает, - насупилась Катюша. – На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Петей стали его футболить.

Ай, как нехорошо! – разгневалась бабушка.

Ты так не делай и Юрчику не позволяй. Не доела – в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит на землю, вели поднять. Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.

Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:

Я больше никогда не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юрчику тоже не позволю. Только не надо на меня сердиться. Приголубь меня…

Бабушка погладила внучку по головке и ласково обняла её.

Викторина . – А сейчас проведем небольшую викторину.

Кто трудится на полях, чтобы посадить и собрать урожай? (Трактористы, комбайнеры, шоферы, агрономы).

Как одним словом назовем трактористов и комбайнеров? (механизаторы)

Как лесные насаждения помогают хлеборобам? (Они сохраняют влагу в почве).

Куда зерно ведут после уборки? (На элеватор – особое хранилище для зерна).

Где зерно превращают в муку? (На мельнице, мельзаводе, мелькомбинате).

Что нужно сделать с мукой, чтобы испечь хлеб? (Замесить тесто).

Знаете ли вы, что такое квашня? (деревянная кадка для теста, а также заправленное дрожжами забродившее тесто).

Внимание! Конкурс! (по 2 человека, 3 группы).

На столе лежат карточки с названиями продуктов: мука, вода, молоко, дрожжи, соль, сахар, яйца, масло, перец, лук.

Выберете из них те, которые используют при замешивании теста для хлеба и наклейте их на лист бумаги.

(Мука, вода или молоко, дрожжи, соль, сахар, яйцо, масло).

- Прочитайте правила. С ними вы уже знакомы.

1. Хлеба к обеду в меру бери,
Хлеб – наша радость, им не сори!

2. Не оставляй недоеденных кусков хлеба на столе!

3. Жалеть надо хлебную крошку.

Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый, черный. В чем дело?

(Белый хлеб пекут из пшеничной муки, черный - из ржаной).

Какие предприятия в нашем районе участвуют в производстве хлеба? (хлебозавод).

Что производит хлебозавод?,

Кондитерская фабрика? (ответы детей, показ продукции).

Мы видим малую долю того, что производят эти предприятия.

Когда за столом вы, ребята сидите,
То помните, кто для вас хлеб создаёт.
Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,
Шахтер, машинист, металлург - народ.

Хлеб и сейчас остается главным богатством страны. А труд земледельца - самый важный, потому что без хлеба нельзя представить нашу жизнь.

Ученик: Перед этой пашнею

Шапку скинь, сынок:

Видишь, пробивается

Хлебный стебелек.

Сколько в этом зернышке вложено труда,

Знает только солнышко, ветер а вода.

Перед ним на цыпочках тракторист шагал.

В сеялки и бороны трактор запрягал,

Перед ним, малюсеньким.

Крошечным зерном, долго думу трудную

Думал агроном… (Г. Граубин)

Звучит мелодия песни «Поле, русское поле» (муз. Я Френкеля.)

Ученик: Каждое зерно омыто

Человечьей каплей пота.

Нет, не может быть забыта

Эта тяжелая работа!

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте вместе с вами попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека? Давайте помнить о людях, которые растят пшеницу, из зёрен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

Ученик : Почёт и честь вам, хлеборобы!
За ваш прекрасный урожай!
За то, что Родине вы дали
Душистый хлеба каравай!

Ученик : Если мы хотим кого - то встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души, с уважением большим,
То гостей таких встречаем пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном с белоснежным рушником!

(ученик подносит гостям вкусный каравай хлеба на рушнике).

Демонстрация слайдов.

Воспитатель: Вот и завершился наш с вами час. Сегодня мы с вами проделали большую работу. А кто мне скажет, что нового он узнал? Ребята «по цепочке» начинают делиться своими знаниями. Когда все выскажутся воспитатель подводит итог сказанному.