Кто такой м и глинка. М. И. Глинка - биография. Европейское признание Михаила Глинки

При всяком изменении силы тока в проводящем контуре возникает э. д. с. самоиндук­ции, в результате чего в контуре появляются дополнительные токи, называемые экстратоками самоиндукции . Экстратоки самоиндукции, согласно правилу Ленца, все­гда направлены так, чтобы препятствовать изменениям тока в цепи, т. е. направлены противоположно току, создаваемому источником. При выключении источника тока экстратоки имеют такое же направление, что и ослабевающий ток. Следовательно, наличие индуктивности в цепи приводит к замедлению исчезновения или установления тока в цепи.

Рассмотрим процесс выключения тока в цепи, содержащей источник тока с э.д.с. , резистор сопротивлением R и катушку индуктивностью L. Под действием внешней э. д. с. в цепи течет постоянный ток

(внутренним сопротивлением источника тока пренебрегаем).

В момент времени t =0 отключим источник тока. Ток в катушке индуктивностью L начнет уменьшаться, что приведет к возникновению э.д.с. самоиндукции препятствующей, согласно правилу Ленца, уменьшению тока. В каждый момент време­ни ток в цепи определяется закономОмаI = s /R, или

(127.1)

Разделив в выражении (127.1) переменные, получим Интегрируя это уравнение по I (от I 0 до I ) и t (от 0 до t ), находим ln (I /I 0) = –Rt/L, или

(127.2)

где t=L/R - постоянная, называемаявременем релаксации. Из (127.2) следует, что t есть время, в течение которого сила тока уменьшается в е раз.

Таким образом, в процессе отключения источника тока сила тока убывает по экспоненциальному закону (127.2) и определяется кривой 1 на рис. 183. Чем больше индуктивность цепи и меньше ее сопротивление, тем больше t и, следовательно, тем медленнее уменьшается ток в цепи при ее размыкании.

При замыкании цепи помимо внешней э. д. с. возникает э. д. с. самоиндукции препятствующая, согласно правилу Ленца, возрастанию тока. По закону Ома, или

Введя новую переменную преобразуем это уравнение к виду

где t - время релаксации.

В момент замыкания (t =0) сила тока I = 0 и u = – . Следовательно, интегрируя по и (от – до IR– ) и t (от 0 до t ), находим ln[(IR– )]/– = -t/t, или

(127.3)

где - установившийся ток (при t ®¥).

Таким образом, в процессе включения источника тока нарастание силы тока в цепи задается функцией (127.3) и определяется кривой 2 на рис. 183. Сила тока возрастает от начального значения I= 0 и асимптотически стремится к установившемуся значению . Скорость нарастания тока определяется тем же временем релаксации t=L/R, что и убывание тока. Установление тока происходит тем быстрее, чем меньше индук­тивность цепи и больше ее сопротивление.

Оценим значение э.д.с. самоиндукции , возникающей при мгновенном увеличении сопротивления цепи постоянного тока от R 0 до R . Предположим, что мы размыкаем контур, когда в нем течет установившийся ток . При размыкании цепи ток изменяется по формуле (127.2). Подставив в нее выражение для I 0 и t , получим

Э.д.с. самоиндукции

т. е. при значительном увеличении сопротивления цепи (R/R 0 >>1), обладающей боль­шой индуктивностью, э.д.с. самоиндукции может во много раз превышать э.д.с. источника тока, включенного в цепь. Таким образом, необходимо учитывать, что контур, содержащий индуктивность, нельзя резко размыкать, так как это (возникнове­ние значительных э.д.с. самоиндукции) может привести к пробою изоляции и выводу из строя измерительных приборов. Если в контур сопротивление вводить постепенно, то э.д.с. самоиндукции не достигнет больших значений.

Магнитные моменты атомов.

Рассматривая действие магнитного поля на проводники с током и на движущиеся заряды, мы не интересовались процессами, происходящими в веществе. Свойства среды учитывались формально с помощью магнитной проницаемости m. Для того чтобы разобраться в магнитных свойствах сред и их влиянии на магнитную индукцию, необходимо рассмотреть действие магнитного поля на атомы и молекулы вещества.

Опыт показывает, что все вещества, помещенные в магнитное поле, намагничива­ются. Рассмотрим причину этого явления с точки зрения строения атомов и молекул, положив в основу гипотезу Ампера, согласно которой в любом теле существуют микроскопические токи, обусловленные движением электронов в атомах и молекулах.

Для качественного объяснения магнитных явлений с достаточным приближением можно считать, что электрон движется в атоме по круговым орбитам. Электрон, движущийся по одной из таких орбит, эквивалентен круговому току, поэтому он обладаеторбитальным магнитным моментом (см. (109.2)) p m =IS n , модуль которого

(131.1)

где I=en - сила тока, n - частота вращения электрона по орбите, S - площадь орбиты. Если электрон движется по часовой стрелке (рис. 187), то ток направлен против часовой стрелки и вектор р m (в соответствии с правилом правого винта) направлен перпендикулярно плоскости орбиты электрона, как указано на рисунке.

С другой стороны, движущийся по орбите электрон обладает механическим момен­том импульса L e , модуль которого,

(131.2)

где v = 2pn, pr 2 = S. Вектор L e (его направление также определяется по правилу правого винта) называется орбитальным механическим моментом электрона .

Из рис. 187 следует, что направления р m и L e , противоположны, поэтому, учитывая выражения (131.1) и (131.2), получим

(131.3)

где величина

(131.4)

называется гиромагнитным отношением орбитальных моментов (общепринято писать со знаком «–», указывающим на то, что направления моментов противоположны). Это отношение, определяемое универсальными постоянными, одинаково для любой ор­биты, хотя для разных орбит значения v и r различны. Формула (131.4) выведена для круговой орбиты, но она справедлива и для эллиптических орбит.

Экспериментальное определение гиромагнитного отношения проведено в опытах Эйнштейна и де Гааза* (1915), которые наблюдали поворот свободно подвешенного на тончайшей кварцевой нити железного стержня при его намагничении во внешнем магнитном поле (по обмотке соленоида пропускался переменный ток с частотой, равной частоте крутильных колебаний стержня). При исследовании вынужденных крутильных колебаний стержня определялось гиромагнитное отношение, которое ока­залось равным (e/m ). Таким образом, знак носителей, обусловливающих молекуляр­ные токи, совпадал со знаком заряда электрона, а гиромагнитное отношение оказалось в два раза большим, чем введенная ранее величина g (см. (131.4)). Для объяснения этого результата, имевшего большое значение для дальнейшего развития физики, было предположено, а впоследствии доказано, что кроме орбитальных моментов электрон обладает собственным механическим моментом импульса L es , называ­емым спином . Считалось, что спин обусловлен вращением электрона вокруг своей оси, что привело к целому ряду противоречий. В настоящее время установлено, что спин является неотъемлемым свойством электрона, подобно его заряду и массе. Спину электрона L es , соответствует собственный (сотовый) магнитный момент р ms , пропорци­ональный L es и направленный в противоположную сторону.

По правилу Ленца дополнительные токи, возникающие вследствие самоиндукции, всегда направлены так, чтобы противодействовать изменениям тока в цепи. Это приводит к тому, что установление тока при замыкании цепи и убывание тока при размыкании цепи происходит не мгновенно, а постепенно.

Найдем сначала характер изменения тока при размыкании цепи. Пусть в цепь с не зависящей от индуктивностью L и сопротивлением R включен источник тока э.д.с. (рис. 65.1).

В цепи будет течь постоянный ток

(сопротивление источника тока считаем пренебрежимо малым). В момент времени отключим источник тока, замкнув одновременно цепь накоротко переключателем П. Как только сила тока в цепи начнет убывать, возникнет э. д. с. самоиндукции, противодействующая этому убыванию. Сила тока в цепи будет удовлетворять уравнению

Уравнение (65.2) представляет собой линейное однородное дифференциальное уравнение первого порядка. Разделив переменные, получим

(имея в виду дальнейшие преобразования, мы постоянную интегрирования написали в виде ). Потенцирование этого соотношения дает

(65.3)

Выражение (65.3) является общим решением уравнения (65.2). Значение найдем из начальных условий. При сила тока имела значение (65.1). Следовательно,

Подставив это значение в (65.3), придем к выражению

Итак, после отключения источника э. д. с. сила тока в цепи не обращается мгновенно в нуль, а убывает по экспоненциальному закону (65.4). График убывания дан на рис. 65.2 (кривая ).

Скорость убывания определяется имеющей размерность времени величиной

которую называют постоянной времени цепи. Заменив в (65.4) через получим

В соответствии с этой формулой есть время, в течение которого сила тока уменьшается в раз. Из (65.5) видно, что чем больше индуктивность цепи L и меньше ее сопротивление R, тем больше постоянная времени и тем медленнее спадает ток в цепи.

Для упрощения расчетов мы считали, что цепь в момент отключения источника тока замыкается накоротко. Если просто разорвать цепь с большой индуктивностью, возникающее высокое индуцированное напряжение создает искру или дугу в месте разрыва.

Теперь рассмотрим случай замыкания цепи. После подключения источника э. д. с., до тех пор пока сила тока не достигнет установившегося значения (65.1), в цепи кроме э. д. с. будет действовать э. д. с. самоиндукции. Следовательно, в соответствии с законом Ома

Мы пришли к линейному неоднородному дифференциальному уравнению, которое отличается от уравнения (65.2) лишь тем, что в правой части вместо нуля в нем стоит постоянная величина Из теории дифференциальных уравнений известно, что общее решение линейного неоднородного уравнения можно получить, прибавив любое его частное решение к общему решению соответствующего однородного уравнения (см. § 52 1-го тома). Общее решение однородного уравнения имеет вид (65.3). Легко убедиться в том, что является частным решением уравнения (65.7).

Следовательно, общим решением уравнения (65.7) будет функция

В начальный момент сила тока I равна нулю. Отсюда Таким образом,

Эта функция описывает нарастание тока в цепи после подключения к ней источника э. д. с. График функции (65.8) дан на рис. 65.2 (кривая 2).

Глинку по праву можно считать создателем русской музыкальной классики. Художественное совершенство и профессиональное мастерство его произведений вывели русскую музыку на мировой уровень. Им по-новому была решена проблема национального в музыке. Композитором были созданы образцы лучшей национальной русской лирики и в музыке выражен русский героический дух.

В творчестве Глинки оперой был приобретён характер сплошного развития. Им были написаны две оперы:

1. «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») является первой народной музыкальной драмой, первой русской драматической оперой. Самим Глинкой жанр этой оперы был определён как «отечественная героико-трагическая опера».

2. «Руслан и Людмила» является первой сказочно-эпической оперой. Она совершенно не похожа на оперу «Иван Сусанин». Глинкой она была названа «большой волшебной оперой».

Глинкой было написано более 70 романсов. Этот жанр был поднят композитором на новую высокую ступень. Глинка – певец, и поэтому при написании романсов он учитывал все особенности человеческого голоса, что делало мелодии естественными и удобными для пения. В них прослеживается соединение национальных черт и итальянского bel canto.

Считают, что Глинка создал русский жанровый симфонизм. Им были написаны такие увертюры на народные темы:

- «Камаринская»,

- «Ночь в Мадриде»,

- «Арагонская хота».

Глинка является родоначальником лирического симфонизма. По высказыванию Чайковского, из симфонической музыки Глинки появилась вся симфоническая русская школа.

Глинка и Пушкин были современниками и стали классиками. У них много общего:

Цельность,

Объективность,

Стройность,

Ясность взгляда на мир,

Гармоническое равновесие между добром и злом,

Светлое восприятие мира,

Уравновешенность форм.

Глинка проникал в сущность народной песни, посвятил много времени её изучению.

Глинка был очень образованный человеком своего времени. Он владел шестью языками, поэтому мог общаться со многими музыкантами мира, усвоить все достижения мировой музыки.

С детства Глинка изучал оркестр своего дяди. Кроме этого, он обучался оркестру у Зигфрида Дена, составившего учебники по полифонии и гармонии специально для Глинки.

Также Глинкой было написано множество камерных ансамблей, фортепианных произведений, альтовых сонат, музыки к спектаклям. Композитор также написал музыкальное сопровождение к трагедии «Князь Холмский».

Глинка Михаил Иванович - известный русский композитор.

Биография

Детство

Отец, Иван Николаевич, был отставным капитаном, родом из шляхтичей. Мать, Евгения Андреевна, с самого рождения сына была отстранена от его воспитания своей властной свекровью, Фёклой Александровной. Бабушка слишком тщательно заботилась о внуке, сделав его к 6 годам болезненным недотрогой. В 1810 году Фёкла Александровна умирает, и Миша возвращается на воспитание в отчий дом.

Образование

Игре на скрипке и на фортепиано Михаил начал учиться с детских лет. Этому его обучала гувернантка, выписанная из Санкт-Петербурга, Варвара Фёдоровна Кламмер. Затем мальчика отдают в Санкт-Петербургский Благородный пансион при педагогическом институте. Здесь его гувернёром становится Вильгельм Кюхельбекер. Глинка берет уроки у прекрасных музыкальных педагогов - Джона Филда, Карла Цейнера. Здесь же происходит знакомство Глинки с А. С. Пушкиным, которое перерастает в дружбу до конца дней поэта.

Творческий путь

Музыка становится для Глинки призванием сразу после окончания пансиона: он активно изучает историю западноевропейской музыки, выступает в салонах. Он сочиняет свои первые удачные произведения: вариации для фортепиано и арфы, романсы, струнный септет, рондо для оркестра, оркестровые увертюры. В круг его знакомых входят Жуковский, Грибоедов, Мицкевич, Дельвиг, Одоевский.

Он отдыхает на Кавказе. А с 1824 года устраивается работать в Главное управление путей сообщения на должность помощника секретаря. К концу 20-х годов вместе с Павлищевым издаёт «Лирический альбом», куда вошли и его собственные сочинения.

С 1830 года в жизни и творчестве Глинки начинается итальянский период, которому предшествует небольшое летнее путешествие по Германии. Милан на тот период времени был центром мировой музыкальной культуры. Здесь Михаил Иванович знакомится с Г. Доницетти и В. Беллини, изучает бельканто и начинает сам сочинять в «итальянском духе».

С 1833 года Глинка поселяется в Германии, где продолжает оттачивать свой музыкальный талант у Зигфрида Дена. Его занятия в 1834 году прерывает известие о смерти отца, и Глинка возвращается в Россию.

Он мечтает создать русскую национальную оперу, а в качестве сюжета выбирает исторический момент - подвиг Ивана Сусанина. Почти три года композитор работает над ней, и наконец в 1836 году была закончена грандиозная опера, получившая название «Жизнь за царя». Её постановка на сцене Петербургского Большого театра была успешна: оперу приняли в обществе с восторгом. Глинку после этого успеха даже назначили капельмейстером Придворной капеллы. В 1838 году Глинка отдыхает и работает на Украине.

В 1842 году свет увидела новая опера Глинки, «Руслан и Людмила», которая вызвала в обществе горячие обсуждения.

В 1844 году Глинка отправляется в новое заграничное путешествие: сначала во Францию, а затем - в Испанию. В Париже сам Берлиоз исполняет его произведения. В 1845 году Глинка даёт большой благотворительный концерт в Париже, после чего он отправляется в Испанию. Здесь он создаёт симфонические увертюры на испанские народные темы, а также увертюру «Арагонская хота».

В 1847 году Глинка возвращается в Россию, потом едет в Варшаву, где создаёт свою знаменитую «Камаринскую», ставшую совершенно новым типом симфонической музыки, в которой сочетаются различные ритмы, характеры и настроения. В 1848 году появляется «Ночь в Мадриде».

С 1851 года Глинка живёт в Санкт-Петербурге, даёт уроки пения, пишет новые оперные партии. Под его влиянием здесь складывается русская вокальная школа.

В 1852 году Глинка хотел отправиться в путешествие в Испанию, но дорога утомила его, и он на целых два года останавливается в Париже. Здесь он работает над симфонией «Тарас Бульба», которая осталась незаконченной.

В 1854 году Глинка возвращается в Россию и начинает писать «Записки», мемуары.

В 1856 году Глинка уехал в Берлин.

Личная жизнь

В 1835 году Глинка женился на своей дальней родственнице, Марии Петровне Ивановой, с которой брак совершенно не удался.

В 1838 году Глинка знакомится с Екатериной Ермолаевной Керн, которую любит до конца своих дней, посвящая ей свои лучшие сочинения.

Смерть

Умер Глинка в Берлине 15 февраля 1857 года. Был похоронен там же, на лютеранском кладбище, но через несколько месяцев его прах был перевезён в Россию и перезахоронен в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище.

Основные достижения Глинки

  • Глинка стал основоположником русской национальной композиторской школы.
  • Его сочинения оказали сильное влияние на дальнейшее развитие русской музыки и на таких композиторов, как А. С. Даргомыжский, члены «Могучей кучки», П. И. Чайковский, развивавших в своих музыкальных произведениях его идеи.
  • Первый создатель русской национальной оперы («Жизнь за царя»).
  • Под влиянием Глинки в Петербурге сложилась русская вокальная школа.

Важные даты биографии Глинки

  • 1804 год - рождение
  • 1804–1810 года - воспитание бабушкой
  • 1814 год - начинает заниматься музыкой с Кламмер
  • 1817–1822 года - учёба в Санкт-Петербургском Благородном пансионе при педагогическом институте
  • 1823 год - поездка на Кавказ
  • 1824–1828 года - работа на должности помощника секретаря в Главном управлении путей сообщения
  • 1829 год - издание «Лирического альбом а»
  • 1830 год - итальянский период, Милан
  • 1833 год - немецкий период, Берлин
  • 1834 год - смерть отца, возвращение в Россию
  • 1835 год - женитьба на М. П. Ивановой
  • 1836 год - опера «Жизнь за царя »
  • 1836–1838 года - капельмейстер придворной певческой капеллы
  • 1838 год - поездка на Украину, знакомство с Е. Е. Керн
  • 1842 год - опера «Руслан и Людмила »
  • 1844 год - поездка во Францию
  • 1845 год - благотворительный концерт в Париже, поездка в Испанию, увертюра «Арагонская хота »
  • 1847 год - «Камаринская »
  • 1848 год - увертюра «Ночь в Мадриде »
  • 1851 год - жизнь в Петербурге
  • 1852–1854 года - жизнь в Париже
  • 1854 год - возвращение в Россию
  • 1856 год - жизнь в Берлине
  • 1857 год - смерть
  • За год до рождения Михаила в семье родился сын, который умер во младенчестве. Фёкла Александровна, бабушка, обвинила в этой смерти мать Глинки, Евгению Андреевну, и своим безудержным самовластием, которым она обладала в семействе, забрала новорожденного внука к себе на воспитание.
  • Юстина Кюхельбекер, родная сестра того самого Вильгельма, вышла замуж за двоюродного брата отца композитора, Григория Андреевича Глинку.
  • Жена Глинки, Мария Петровна, была совершенно необразованна и ничего не понимала в музыке. Она даже понятия не имела, кто такой Бетховен.
  • Когда прах композитора перевозили из Берлина в Санкт-Петербург, гроб был упакован в картон, на котором крупными буквами было написано: «ФАРФОР».
  • Патриотическая песня на музыку Глинки была гимном Российской Федерации с 1991 по 2000 год.

Михаил Иванович Глинка, - не просто еще один талантливый русский композитор. Это основоположник классической русской музыки и создатель первой национальной русской оперы . Талантливейший человек и патриот своей Родины, который всю свою жизнь посвятил музыке. Произведения Глинки оказали огромное влияние на творчество композиторов следующего поколения.

Русская музыка до Глинки сосредотачивалась в области романса и театра, а также вокруг литургических нужд. Она была своего рода «ситуационным», несамостоятельным искусством. Глинка стал первым, кто смог сделать ее самостоятельным способом высказывания, который черпает средство воплощения, логику и смысл в самом себе.

Краткая биография Михаила Глинки

Постоянные затруднения испытывают биографы Глинки Михаила Ивановича. Краткую биографию своей жизни он написал сам. Причем сделал это таким сухим и ясным языком, что добавить что-то к уже сказанному самим композитором практически нечего. Поэтому биографам остается лишь пересказывать то, что уже было написано.

Глинка создал в истории русской музыки новый исторический период . В своих сочинениях он использовал особенности ритма и голосоведения русской народной музыки. Его творчество, которое основывалось и росло на почве народной песенности и древнерусского хорового искусства, глубоко национально. Но в то же время удивительным образом связано с передовой европейской музыкальной культурой.

В творчестве композитора представлены практически все музыкальные жанры, но главный, конечно, - опера. В музыкальной драматургии Михаил Иванович стал новатором, - он отказался использовать разговорный диалог, и оперная форма получила целостность симфонического развития.

Детство

По преданию, в день, когда родился Михаил Глинка, вокруг его дома все утро пели соловьи. Случилось это 20 мая 1804 года в имении отца, Ивана Николаевича Глинки, расположенного в селе Новоспасском. Михаил был вторым ребенком, в семье. Но его старший брат умер, не прожив и года. Это обстоятельство стало причиной того, что маленького Мишу забрала на воспитание бабушка, практически обвинив родителей в смерти первого сына.

Будущий композитор имел возможность познакомиться с профессиональной музыкой еще в раннем детстве. В имении его дяди классические пьесы и русские песни часто играл крепостной оркестр. Мальчик с раннего детства обучался игре на скрипке и фортепиано.

В возрасте 6 лет Михаил возвращается на воспитание к матери, так как умирает его бабушка. Мальчик воспитывается дома еще в течение 6,5 лет. Затем в возрасте 13 лет родители отдают сына на обучение в Санкт-Петербургский пансион, находящийся при педагогическом институте. Это было престижное учебное заведение, в котором могли учиться лишь дворянские дети. В Петербурге Михаил знакомится со Львом и Александром Пушкиными , Василием Жуковским, Евгением Баратынским и Владимиром Одоевским.

Расцвет творчества

Помимо основной учебы, будущий музыкальный гений начинает брать уроки у известного пианиста Карла Майера . Глинка утверждал, что на формирование его музыкального вкуса повлиял именно этот преподаватель. В 1822 году обучение заканчивается. На выпускном вечере Михаил исполняет на фортепиано концерт Гуммеля. Выступление высоко оценили все, кто присутствовал на празднике.

В течение следующих 13 лет будущий композитор продолжает совершенствовать свой музыкальный талант. Кроме того, что он руководит крепостным оркестром своего дяди и музицирует в домашних дворянских салонах, - он продолжает изучение европейской музыкальной классики. В это время он особенно увлекается композицией и начинает пробовать свои силы в разных жанрах.

В этот период написаны такие песни и романсы:

  • «Не искушай меня без нужды»;
  • «Ночь осенняя, ночь любезная»;
  • «Не пой, красавица, при мне».

Также в это время появляются удачные оркестровые увертюры, струнные септеты, произведения для арфы, фортепиано. Все произведения имеют успех, популярность Глинки стремительно растет. Несмотря на это, композитор остается недоволен собой, не признает и не верит в свой талант.

Весной 1830 года Михаил реализовывает, наконец, свою мечту и едет в Италию. По дороге он решает совершить небольшое путешествие по Германии, которое в итоге растянулось настолько, что композитор попадает в Италию лишь в начале осени. Поселяется в центре музыкальной культуры того времени - в Милане. В Италии он изучает итальянский стиль пения - бельканто. Знакомится с композиторами Винченци Беллини и Доменико Доницетти.

Прожив в Италии около 4-х лет и сочинив несколько произведений в итальянском стиле, Глинка уезжает в Германию. Там он планирует усовершенствовать свои познания в музыкальной теории, которой владел, как он считал, недостаточно хорошо. Для этого он берет уроки у многих известных педагогов, в том числе у Зигфрида Дена. К сожалению, сообщение о смерти отца заставляет его вернуться в Россию, не завершив обучение.

Рождение русской оперы

Из путешествия музыкант вернулся с обширными планами. Он задумал создать свое главное произведение, - первую русскую оперу. После долгих поисков, сюжет, наконец, был найден. По совету Василия Жуковского, композитор остановил свой выбор на истории о русском героине, .

Опера получила название «Жизнь за царя» и несмотря на препятствия со стороны директора императорских театров, была поставлена 27 ноября 1836 года. Представление имело оглушительный успех, сам император лично разговаривал с композитором и благодарил его.

Уже через год после постановки «Жизни за царя» , автор приступает к созданию своей второй оперы. На этот раз, в качестве сюжета для произведения, он выбирает поэму своего друга Александра Пушкина, - «Руслан и Людмила» . Глинка был уверен, что будет составлять план оперы по указаниям Пушкина. К сожалению, гибель поэта не позволила этим планам осуществиться.

Опера рождалась достаточно долго почти 6 лет. Премьера нового произведения состоялась в ноябре 1842 года. На представление приехал известный композитор Ф. Лист. Несмотря на то что новое произведение Глинки не смогло повторить оглушительный успех «Жизни за царя», Лист был в восторге от новой оперы и поражался огромному таланту ее создателя.

Новый отъезд из России и зарубежный успех

Критику новой оперы Глинка переживал достаточно тяжело. Композитор решает сменить обстановку и в 1844 году уезжает во Францию, где знакомится с композитором Гектором Берлиозом. На одном из своих концертов, Берлиоз решает включить в программу некоторые из произведений Глинки. Успех, который обрушился на Михаила Ивановича, побудил его дать в столице Франции благотворительный концерт, который полностью состоял из его произведений.

В мае 1845 года композитор отправляется дальше, в Испанию . Там он собирает и записывает фольклорные испанские мелодии, изучает язык и культуру. В Испании творческое вдохновение и уверенность в себе возвращаются к композитору. Под впечатлением от поездки он создает такие произведения:

  • «Арагонская охота»;
  • «Воспоминание о Кастилии».

В середине 1847 года Глинка возвращается в Россию, в родное имение. Затем решает провести зиму в Смоленске, но повышенное внимание света быстро утомляет композитора и он отправляется в Варшаву. Здесь он создает свою симфоническую фантазию «Камаринская».

В 1851 году музыкант ненадолго возвращается в Петербург, а уже в 1952 снова уезжает в путешествие, целью которого была Испания. Устав от переездов, Глинка принимает решение остановится и передохнуть во Франции. В итоге в Париже он остается около 2-х лет, где работает над симфонией «Тарас Бульба» . Начало вынудило композитора вернуться на Родину, так и не окончив симфонию.

В Россию Глинка приехал в мае 1854 года. Лето провел на даче в Царском Селе, а затем, вернулся в Петербург, где приступил к созданию мемуаров. И на этот раз музыкант не смог долго находиться на одном месте и через 2 года уехал в Берлин.

За свою жизнь композитор успел посетить такие страны:

  1. Германия;
  2. Италия;
  3. Австрия;
  4. Франция;
  5. Испания;
  6. Польша.

Личная жизнь

Кратко пересказать личную жизнь музыканта достаточно сложно, несмотря на то, что в его жизнь было всего 2 серьезных романа. Отношения с обеими женщинами были достаточно напряженными и закончились, к сожалению, несчастливо.

Друзья и родные не верили, что Михаил Иванович способен хоть на минуту оторваться от своих нот. Поэтому были шокированы, когда в 1835 году узнали о том, что он женится. Избранницей оказалась Мария Петровна Иванова, женщина без образования и состояния, ненавидевшая музыку и не обладавшая даже хорошенькой внешностью. Композитор писал матери о том, что его избранница имеет доброе сердце, умерена в желаниях и очень рассудительна.

Буквально через несколько месяцев Глинка понял, что связал свою жизнь с женщиной, которую интересуют лишь наряды и украшения. Вместо заботы, молодая супруга одаривала мужа постоянными придирками в итоге бывать дома он старался как можно реже.

Только через 4 года после свадьбы музыкант узнал то, о чем давно знали все его друзья, - жена практически в открытую живет с другим мужчиной и даже тайно с ним обвенчалась. Композитор подал на развод. Процесс оказался далеко не таким быстрым, как того ожидал Глинка. В конце концов, получить развод ему удалось лишь в 1846 году.

В 1840 году композитор знакомится с Екатериной Керн и сразу в нее влюбляется. Девушка отвечает ему взаимностью. На несколько лет она становится музой Глинки, который посвящает ей несколько небольших произведений, а также романс на стихи А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье».

В 1841 году Екатерина получает надежду на скорый развод Глинки с женой, так как становится известно о тайном венчании Марии Петровны с корнетом Васильчиковым. Михаил Иванович старается как можно скорее завершить дело, так как Екатерина сообщает ему о своей беременности. Надежды Глинки и его избранницы на скорый исход дела не оправдываются. Екатерина Керн начинает терять терпение и обвиняет композитора в нерешительности, который в итоге дает ей деньги для того, чтобы избавиться от ребенка.

Постоянные упреки и ссоры с Екатериной привели к тому, что композитор не решился жениться во второй раз и оставил девушку. В течение 7 лет она ожидала, что Глинка вернется к ней. Так и не дождавшись, вышла замуж за другого в возрасте 36 лет.

Смерть композитора

Зимой 1857 года Михаил Иванович заболел. В это время он находился в Берлине. Неизвестно содержание бесед композитора с врачами, его лечившими. Но из тех записок, которые он успел за это время написать, можно сделать вывод, что врачи не только не давали ему никаких прогнозов, но даже и не пытались лечить пациента, просто ожидая его конца.

Скончался композитор 15 февраля. Похоронили Михаила Ивановича в Берлине, на лютеранском кладбище. В мае 1857 года его прах был доставлен в Россию и перезахоронен на Тихвинском кладбище. Надгробная плита, которая находилась на первоначальной могиле, композитора была перенесена на берлинское русское православное кладбище. Ее фотографию можно найти в википедии.