Краткая биография генрика сенкевича

Польский романист Генрик Адам Александр Пий Сенкевич родился в польском городке Окжейска, ныне находящемся на территории Литвы, в литовско-польской семье, получившей дворянство в 1775 г. Его отец, Йозеф Сенкевич, участвовавший в польском восстании 1831 г.


Был владельцем нескольких небольших имений. Его мать, Стефания (урожденная Чецишовска), происходила из знатной образованной семьи. Детские годы писателя прошли в сельской местности, однако, когда он достиг школьного возраста, экономические потрясения вынудили его семью, в которой были еще старший брат и четыре сестры, продать имения и переехать в Варшаву, где Генрик заинтересовался польской историей и литературой и начал писать прозу и стихи.

В целом ученик довольно посредственный, он преуспел в польском языке и литературе. Особенно большое впечатление произвели на него романы Вальтера Скотта и Александра Дюма, под влиянием которых юноша написал роман «Жертвоприношение» ("Ofiara"), рукопись которого не сохранилась.

Пробыв недолгое время домашним учителем в имении одной знатной польской семьи, С. поступил в 1866 г. в Варшавский университет. Вначале он изучал право и медицину, а затем, поменяв специальность, историю и литературу.

В 60-е годы XIX в. в Польше проходили массовые политические выступления. Восстание 1863 г. против царского самодержавия закончилось поражением польских патриотов, и царское правительство усилило политику русификации польской культуры (преподавание в Варшавском университете должно было вестись исключительно на русском языке), а также экономической зависимости Польши от России. Польская интеллигенция в ответ на это организовала нелегальное национально-патриотическое движение, ставившее своей целью противодействовать политике русификации. Новое, влиятельное направление в польской литературе отстаивало приоритет реалистических произведений на современные темы, а не героических романов, прославляющих польскую историю. Хотя все эти события не оказали непосредственного влияния на С., без них все попытки писателя пробудить в читателе национальное самосознание были бы невозможны.

В 1871 г., вконец обеднев, С. вынужден был уйти из университета, не сдав экзамены и не получив диплома. В следующем году выходит написанный в студенческие годы роман С. «Напрасно» ("Namarne"), который, несмотря на недостатки, получил положительный отзыв Юзефа Игнация Крашевского, ведущего польского писателя того времени. В это же время С. становится журналистом, пишет статьи сразу для нескольких польских периодических изданий, едет представителем этих газет в Вену и Париж, а также в Остенд. К 1875 г. журналистский талант С. становится общепризнанным в кругах польской интеллигенции. В следующем году он совершает поездку по США с целью основания польской общины в Калифорнии, где польские эмигранты, не подвергаясь репрессиям, могли бы свободно жить и работать; варшавская «Газета Польска» ("Gazeta Polska") согласилась оплатить писателю дорогу в обмен на серию статей о Соединенных Штатах. С. проводит в Калифорнии больше года, и, хотя создать польскую колонию не удается, его американские репортажи, публиковавшиеся в польской печати с 1876 по 1878 г., а затем изданные отдельной книгой «Письма с дороги» ("Listy z podrozy do Ameryki"), имели большой успех.

Вернувшись в Европу в 1878 г., С. путешествует по Франции и Италии, выступает с лекциями, пишет репортажи и навеянные впечатлениями об Америке новеллы, печатавшиеся в варшавских периодических изданиях и упрочившие его репутацию мастера психологического очерка. В Италии в 1879 г. он познакомился с Марией Шеткевич, полькой, которая через два года стала его женой. После возвращения в конце 1879 г. в Варшаву С. становится редактором новой ежедневной газеты и начинает уделять внимание более масштабным беллетристическим произведениям.

В 1884 г. выходит роман С. «Огнем и мечом» ("Ogniem i mieczem"), в котором показана борьба Польши с восставшей в XVII в. Украиной. Хотя радикалы и критиковали писателя за увлечение далеким прошлым, большинство читателей высоко оценило это произведение за колоритность и правдоподобие и ставило С. в один ряд с лучшими писателями Польши. Романы «Потоп» ("Potop", 1886) и «Пан Володыевский» ("Pan Wolodyjowski", 1888) вместе с романом «Огнем и мечом» составили трилогию, упрочив авторитет писателя – мастера исторического романа. Для воссоздания атмосферы эпохи С. всесторонне изучал источники по истории XVII в., консультировался с историками, выезжал на места, где разворачивались описываемые им события. В 1897 г. английский критик Эдмунд Госсе отметил, что от этой трилогии «в целом остается впечатление... книги скорее сильной и масштабной, чем утонченной и проницательной. Трилогия пронизана щемящим чувством меланхолии... В этой грандиозной великолепной вещи есть сдержанность, есть чувство, которое следует отличать от чувствительности».

В 1882 г. у Марии Сенкевич родился сын, Генрик Йозеф, а через год – дочь Ядвига. После рождения второго ребенка здоровье Марии ухудшилось, и в 1885 г. она скончалась от туберкулеза.

В эти годы С. много путешествовал. В 1891 г. он совершает поездку в Египет, в Центральную Африку. Однако действие его следующих книг «Без догмата» ("Bez dogmatu", 1891), «Семья Поланецких» ("Rodzina Polanieckich", 1895) происходит в Польше конца века, и написаны они в психологическом ключе ранних новелл. В конце 1894 г. С. женился на почитательнице его таланта, юной Марии Романовской, однако брак скоро распался.

Вскоре после этого события С. задумывает два широкомасштабных исторических романа: «Камо грядеши» ("Quo Vadis", 1896) – о гонениях на христиан во времена императора Нерона, и «Крестоносцы» ("Krzysacy", 1900) эпопею из истории борьбы поляков с Тевтонским орденом на рубеже XIV – XV вв. (в США этот роман переведен под названием «Тевтонские рыцари»). Работая над романом «Камо грядеши». С., как всегда, скрупулезно собирает материал; посещает те районы Италии, которые стали ареной знаменитых исторических событий. В результате, как писал в 1924 г. критик Роман Дибоски, роман отличается «грандиозной исторической панорамой, богатством красок и подробностей, созидательной энергией, давшей жизнь многочисленным римлянам и христианам». К 1916 г, году смерти С., «Камо грядеши», один из популярнейших романов своего времени, был распродан только в США в количестве 1,5 млн. экземпляров По книге было снято сразу два фильма французский и итальянский. Роман был восторженно встречен польской и зарубежной критикой; о нем говорил глава римской католической церкви папа Лев XIII.

У себя на родине С. был настолько популярен, что в 1900 г. в связи с 50-летием писателя по подписке ему была собрана достаточная сумма денег для приобретения небольшого имения Облегурек неподалеку от Кельце. По случаю юбилея писателя проводился ряд мероприятий, печатались многочисленные хвалебные статьи, причем не только в Польше, но и в России. Вскоре после этого С. женился на Марии Бабской, своей кузине, а в 1905 г. завершил роман «На поле славы» ("Na polu chwaly") продолжение своей первой исторической трилогии.

В 1905 г. С. был удостоен Нобелевской премии по литературе «за выдающиеся заслуги в области эпоса» В приветственной речи С.Д. Вирсен, член Шведской академии, назвал С. одним из «редкостных гениев, которые воплощают в себе дух нации... Творчество С. необъятно и в то же время тщательно продумано. Что же касается его эпического стиля, то он отличается художественным совершенством». В ответном слове С. отметил, что «каждая нация представлена своими поэтами и писателями... Следовательно, Нобелевская премия – высокая честь не только для автора, но и для народа, сыном которого он является. Не раз говорилось, что Польша мертва, измучена, порабощена, но сегодня мы получили доказательство ее жизнеспособности и триумфа».

В начале первой мировой войны С. покидает Облегурек и переезжает в нейтральную Швейцарию, где работает, несмотря на сильный склероз, в польском Красном Кресте. Он скончался в Веве в 1916 г., а через восемь лет его тело было перевезено в Польшу.

При жизни С. получал высокие оценки критиков различных стран. В книге «Очерки о современных романистах» ("Essays on Modern Novelists", 1910) американский критик Уильям Лайонз Фелпс назвал его «одним из величайших современных мастеров реалистического романа...». И хотя в настоящее время за пределами Польши широко известен разве что роман С. «Камо грядеши», писатель все равно является классиком польской литературы. «Место С. в истории польской словесности незыблемо, писал в 1968 г. польский исследователь Мечислав Гергелевич, он не открыл новых средств выражения, однако искусно совместил традиционные приемы, которыми владел виртуозно».

Генрик Сенкевич (полное имя - Генрик Адам Александр Пий Сенкевич) родился на Подляшье, в имении Воля-Окшейска неподалеку от Лукова, 5 мая 1846 г. Польский писатель, лауреат Нобелевской премии был потомком древнего шляхетского небогатого рода, почитавшего военные традиции.

В 1863 г. родители перебрались в Варшаву, и Генрик стал учащимся местной гимназии, после которой в 1867 г. поступил в Главную школу (в 1869 г. была преобразована в Императорский университет). Мать хотела, чтобы он стал врачом, но уже спустя год с более «перспективного» медицинского факультета Генрик перешел на историко-филологический, т.к. имел склонность к литературе. Студенчество было непростой поройв биографии Сенкевича: ему приходилось подрабатывать гувернером, репетитором, т.к. материальное положение оставляло желать лучшего. К этому же периоду относится начало его литературно-критической деятельности.

Генрик не сдал итоговый экзамен по греческому языку и перестал заниматься в университете в 1871 г. Источником заработка для него было сотрудничество с местной газетой. Дебют в печати относится к 1869 г., когда его работы впервые опубликовал журнал «Еженедельное обозрение». В 1872 г. увидела свет его первая повесть «Напрасно», повествующая о неудавшемся польском восстании 1863 г.

С 1873 г. Генрик Сенкевич постоянно работает в «Газете польской» в качестве фельетониста, а со следующего года становится сотрудником еженедельника «Нива», возглавляя литературный отдел. Написанные в начале 70-х гг. рассказы, а также опубликованная в 1876 г. повесть «Ганя» свидетельствуют о том, что их автор испытывает явную симпатию к ушедшей эпохе благородных рыцарей и прекрасных дам.

На протяжении 1876-1879 гг. Генрик Сенкевич путешествовал по европейским странам и США. Во время странствий он знакомился с простыми людьми, а свои впечатления изложил в очерках и рассказах цикла «Письма с дороги», публикуемых в 1876-1878 гг. В 1881 г. Сенкевич женился, а в 1885 г. его супруга Мария Шеткевич умерла от туберкулеза, оставив сиротами двоих детей. На деньги неизвестного мецената Г. Сенкевич организовал фонд, названный в честь жены, который платил стипендии людям искусства, страдающим от такой же болезни. После этого в его жизни было еще два брака.

Вернувшись в Европу, Сенкевич какое-то время проживал во французской столице, в 1879 г. посетил Львов, Венецию, Рим, и с того времени его биография была связана с многочисленными путешествиями и сменой места проживания. Так, ему удалось побывать в Англии, Австрии, Литве, Италии, Швейцарии, Франции, Болгарии, Румынии, Греции, Турции, Занзибаре, Египте и в других странах. В 1802 г. Сенкевич возглавил газету консервативного направления «Слово». В этот период его творчества прослеживается огромная любовь к родине, гордость за нее, исторический оптимизм, которые можно увидеть в романах «Огнем и мечом» (1883-1884), «Потоп» (1884-1886), «Пан Володыевский» (1887-1888).

Его талант как автора исторических романов наиболее ярко раскрылся в эпопее «Камо грядеши» (1894-1896), рассказывающей о противостоянии первых христиан и императора Нерона. В 1905 г. за нее Сенкевичу была вручена Нобелевская премия по литературе. Последним из крупных произведений стал роман, который он писал на протяжении 1897-1900 гг. - «Крестоносцы». В 1900 г. в честь 25-летнего юбилея творческой деятельности Сенкевич стал обладателем подаренного ему от имени общественности имения Обленогорек, находившегося в Келецком повете. Позднее здесь будет создан музей.

Когда началась Первая мировая война, Генрик Сенкевич уехал в Швейцарию. Был главой комитета, помогающего жертвам войны в Польше. В этой стране, в городе Веве, его настигла смерть. Случилось это в 1916 г.; прах был похоронен в одном из городских католических храмов, а в 1924 г. его перезахоронили в кафедральном соборе св. Иоанна Крестителя в Варшаве.

Биография из Википедии

Ге́нрик Сенке́вич (польск. Henryk Sienkiewicz, полное имя Хе́нрик А́дам Алекса́ндер Пи́ус Сенке́вич , польск. Henryk Adam Aleksander Pius Sienkiewicz), также Генрих (Генрик) Иосифович Сенкевич (5 мая 1846, Воля-Окшейска (рус.)польск. на Подляшье, Царство Польское, Российская империя - 15 ноября 1916, Веве, Швейцария) - польский писатель, известен как автор исторических романов, лауреат Нобелевской премии по литературе 1905 года.

Был членом-корреспондентом (с декабря 1896 года) и почётным академиком (с ноября 1914 года) Императорской Санкт-Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности.

Происходил из обедневшей шляхты. Отец писателя происходил из татар, поселившихся на территории Великого княжества Литовского во время правления Витовта, т. н. «липков». Только в XVIII веке они перешли из ислама в католичество. Мать была из белорусской шляхетской семьи. Окончил гимназию в Варшаве и в 1866-1870 году учился на медицинском и историко-филологическом факультетах в Главной школе (с 1869 года - Варшавский университет). В печати дебютировал студентом в журнале «Еженедельное обозрение» («Przegląd Tygodniowy», 1869). С 1873 года - постоянный фельетонист «Газеты польской» («Gazeta Polska»). С 1874 года заведовал литературным отделом еженедельника «Нива» («Niwa»), с 1882 года - редактор консервативной газеты «Слово» («Słowo»).

В 1881 году женился на Марии Шеткевич, скончавшейся от туберкулёза в 1885 году (осталось двое детей). В 1888 году анонимный поклонник предоставил ему 15 тысяч рублей, на которые Сенкевич создал фонд имени своей покойной жены, выплачивавший стипендии больным туберкулёзом деятелям культуры (стипендиями фонда пользовались, в частности, Мария Конопницкая, Станислав Выспянский, Казимеж Тетмайер). Второй брак с Марией Володкович из Одессы (1893) закончился разводом по инициативе жены (1895). В 1904 году женился на Марии Бабской.

Посетив США (1876-1879), опубликовал «Письма из путешествия» (1876-1878). По возвращении в Европу некоторое время жил в Париже, в 1879 году был во Львове, затем побывал в Венеции и Риме. С тех пор много путешествовал, многократно меняя место жительства (Австрия, Англия, Италия, Литва, Франция, Швейцария, в 1886 году - Румыния, Болгария, Турция, Греция, в 1891 - Египет и Занзибар, а также в др. странах). В 1900 году, в связи с 25-летием литературной деятельности, Сенкевичу было подарено имение Обленгорек (pl: Oblęgorek ) в гмине Стравчин в Келецком повяте, приобретённое на собранные общественностью средства (сейчас - музей писателя).

С началом Первой мировой войны выехал в Швейцарию. Возглавил Комитет помощи жертвам войны в Польше. После смерти в Веве (Швейцария) прах первоначально был захоронен в местном католическом храме, в 1924 году перенесён в Варшаву и погребён в крипте кафедрального собора Св. Иоанна Крестителя.

Творчество

В ранних повестях и рассказах наблюдается интерес к трем темам: угасание патриархального быта («Старый слуга», 1875; «Ганя», 1876), судьбы крестьянства («Наброски углём», 1877, «Янко-музыкант», 1879 и др.; например в рассказе «Za chelebem» («За хлебом»), 1880, описывается полное невзгод путешествие крестьянской семьи в Америку).

Ранние работы писателя характеризуют его как позитивиста, но, в отличие от других польских позитивистов, он был также и консерватором.

Его «Latarnik» («Фонарщик на маяке», 1881) считается одним из лучших рассказов в польской литературе. В рассказах 1882 года «Bartek Zwycięzca» («Бартек-победитель», 1882) и «Sachem» («Сахем», 1889) проводится параллель между трагическими судьбами главных героев и жизнью поляков под гнетом оккупации.

Автор исторической трилогии «Огнём и мечом» (1883-1884), «Потоп» (1884-1886), «Пан Володыёвский» (1887-1888). Все эти романы были встречены читателями с восторгом и сегодня считаются классикой польской литературы. В первом романе отображается борьба шляхетской Речи Посполитой с казаками Хмельницкого. Во второй части трилогии воссоздаётся картина освободительной войны поляков со шведской интервенцией 1655-1656 годов. В третьем романе поэтизируются ратные подвиги польских рыцарей в период турецкого нашествия (1672-1673).

В психологическом романе «Без догмата» (1889-1890) изображён тип декадента-аристократа. В нём Сенкевич экспериментирует с самоанализом, выбирая для романа форму дневника, а сам роман при этом носит и натуралистические черты.

В романе «Семья Поланецких» (1893-1894) с идеализацией дельца из шляхты контрастирует сатирическое изображение светского общества.

В романе-эпопее «Quo vadis» (в некоторых русских переводах «Камо грядеши», 1894-1896) изображается борьба Нерона против христиан. Тем самым в романе проводится параллель борьбы ранних христиан против Нерона с борьбой поляков за независимость. Победа христианской духовности над материализмом Рима - это критика материализма и упадка, а также аллегория воспрянувшего духа в Польше.

Борьбе поляков и литвинов с Тевтонским орденом в конце XIV - начале XV веков посвящён исторический роман «Крестоносцы» (1897-1900). В романе рассказывается о победе поляков над германцами. Роман имел политический подтекст, так как в это время наблюдается попытка германизации польского общества. Книга стала обязательной для чтения в польских школах после обретения Польшей независимости.

Роман «Омут» (1909-1910) повествует о событиях русской революции 1905-1907.

В 1910-1911 годах написал приключенческую повесть для детей «В дебрях Африки». Роман об участии поляков в наполеоновских войнах «Легионы» (1913-1914) остался незаконченным.

Значение

При жизни Сенкевич стал одним из самых известных и популярных польских писателей в Польше и за рубежом. После трилогии «Огнём и мечом», «Потоп», «Пан Володыёвский» стал польским писателем с самыми высокими заработками (за право издания трилогии в течение 20 лет получил от издателя 70 тысяч рублей).

Творчество Генрика Сенкевича сыграло большую роль в истории польской культуры и получило всемирное признание (Нобелевская премия по литературе, 1905, «За выдающиеся заслуги в области эпоса»). Роман «Quo vadis» переведён более чем на сорок языков. Роман «Без догмата» (1889-1890) высоко ценили Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков, А. П. Чехов, Максим Горький и другие русские писатели. Большинство романов Сенкевича экранизировано. Самые известные экранизации: «Quo vadis» (1951, США), «Огнём и мечом» (1999, Польша), «Quo vadis» (2001, Польша).

Также в его честь был назван самолет Ил-62 с бортовым номером RA-86708.

В Риме, на Старой Аппиевой дороге (Via Appia Antica ), стоит церковь Домине-Кво-Вадис (по преданию, на этом месте апостол Пётр, убегавший из Рима от гонений, встретил Христа и повернул обратно - этот эпизод описан в романе Сенкевича «Quo vadis»). В церкви имеется бюст Сенкевича, поставленный польскими эмигрантами.

На портрете 1899 года

Памятник в Ченстохове

Музей Сенкевича в Обленгорке

Бюст Сенкевича в церкви Домине-Кво-Вадис

Произведения

Романы

  • Историческая трилогия о Речи Посполитой
    • «Огнём и мечом» / польск. Ogniem i mieczem (1883 - 1884)
    • «Потоп» / польск. Potop (1884 - 1886)
    • «Пан Володыёвский» / польск. Pan Wołodyjowski (1887 - 1888)
  • «Без догмата» / польск. Bez dogmatu (1889 - 1890)
  • «Семья Поланецких» / польск. Rodzina Połanieckich (1893 - 1894)
  • «Камо грядеши» / лат. Quo vadis (1894 - 1896)
  • «Крестоносцы» / польск. Krzyżacy (1897 - 1900)
  • «Омуты» / польск. Wiry (1909 - 1910)
  • «Легионы» / польск. Legiony (1913 - 1914)

Повести и рассказы

  • «Напрасно» / польск. Na marne (1872)
  • «Юморески из портфеля Воршиллы» / польск. Humoreski z teki Worszyłły (1872)
  • «Старый слуга» / польск. Stary sługa (1875)
  • «Письма из путешествия» / польск. Listy z podróży (1876 - 1878)
  • «Ганя» / польск. Hania (1876)
  • «Селим Мирза» / польск. Selim Mirza (1877)
  • «Эскизы углем» / польск. Szkice węglem (1877)
  • «Янко-музыкант» / польск. Janko Muzykant (1878)
  • «Из дневника познанского учителя» / польск. Z pamiętnika poznańsķiego nauczyciela (1879)
  • «В прериях» / польск. Przez stepy (1879)
  • «За хлебом» / польск. Za chlebem (1880)
  • «Фонарщик на маяке» / польск. Latarnik (1881)
  • «Бартек-победитель» / польск. Bartek Zwycięzca (1882)
  • «Ангел» / польск. Jamioł (1882)
  • «Та третья» / польск. Ta trzecia (1888)
  • «Сахем» / польск. Sachem (1889)
  • «Воспоминание о Марипозе» / польск. Wspomnienie z Maripozy (1889)
  • «В пустыне и пуще» / польск. W pustyni i w puszczy (1910 - 1911)

Многотомные издания

  • Сенкевич Генрик. Собр. соч. в 9 томах. М.: Художественная лит-ра, 1983–1985.
  • Сенкевич Генрик. Собр. соч. в 9 томах. М.: Терра-Книжный клуб, 1998.

В истории польской литературы найдется немного писателей, обладавших масштабным ощущением исторического прошлого. Генрик Сенкевич принадлежал именно к таким прозаикам. Он сумел, подобно Гюго, Толстому, Дюма, описать грандиозные события минувших эпох, не упустив при этом творца этих событий - человеческую личность.

Генрик Адам Александр Пий Сенкевич родился 7 мая 1846 года в польском городке Воля Окжейска в литовско-польской семье, получившей дворянство в 1774 году. Отец, Йозеф Сенкевич, владел несколькими небольшими имениями, мать Стефания (урожденная Чецишовска) происходила из знатной семьи, имевшей старинные дворянские корни.

Раннее детство Генрика было беззаботным и счастливым, однако ко времени начала его учебы семья обеднела, отец вынужден был продать свои имения. Многочисленная семья Сенкевичей (у Генрика были еще старший брат и четыре сестры) переехала в Варшаву.

В школе Генрик был посредственным учеником, преуспев только в польском языке и литературе. Особенно он увлекался романами Вальтера Скотта, Александра Дюма и не без влияния этих писателей сочинил собственный роман под названием "Жертвоприношение", рукопись которого, правда, не сохранилась.

Юность Сенкевича пришлась на 60-е годы 19 века, период для Польши драматический, даже можно сказать трагический. Польское восстание 1863 года против царского самодержавия России закончилось поражением. В результате царское правительство усилило русификацию польской культуры. В частности, преподавание в Варшавском университете должно было теперь вестись исключительно на русском языке. Не желая мириться с подобными притеснениями, польская интеллигенция организовала нелегальное национально-патриотическое движение, ставившее своей целью противодействовать политике русификации и экономической зависимости от России. И хотя политические события не оказали непосредственного влияния на мировоззрение Сенкевича, но без них все попытки писателя пробудить в польском читателе национальное самосознание оказались бы тщетными: издатели тогда традиционно отдавали приоритет не романам, повествующим о героическом прошлом Польши, а произведениям на современные темы.

В Варшавский университет Сенкевич поступил в 1866 году, проработав перед этим некоторое время домашним учителем, чтобы заработать денег на учебу. В университете вначале он изучал право и медицину, а затем перешел на факультет истории и литературы. В 1871 году из-за хронического безденежья Генрику пришлось оставить университет, диплом он так и не получил.

Еще с 1870 года Сенкевич начал пробовать свои силы в журналистике. Он писал статьи сразу для нескольких польских периодических изданий, побывал в Вене и Париже как корреспондент ряда газет и довольно быстро приобрел в кругах польской интеллигенции репутацию одного из лучших журналистов Варшавы. В 1872 г. был опубликован первый роман Сенкевича "Напрасно", написанный в студенческие годы. Несмотря на определенные слабости, это произведение начинающего автора заслужило положительный отзыв Крашевского, одного из авторитетных польских писателей того времени.

В 1876-ом Сенкевич отправился в США с целью создать польскую общину в Калифорнии, где польские эмигранты могли бы нормально жить и работать, не подвергаясь репрессиям со стороны российского правительства. Расходы на эту поездку взяла на себя варшавская "Газета Польска", заключив договор с Сенкевичем на серию статей об Америке. Сенкевич прожил в Калифорнии больше года. И хотя польскую колонию так и не удалось создать, американские репортажи, очерки и новеллы писателя, регулярно появлявшиеся в польской печати с 1876 по 1878, имели большой успех. Позже они были изданы отдельной книгой под названием "Письма с дороги". К этому времени Сенкевич стал признанным мастером психологического очерка.

В 1878 году Сенкевич побывал во Франции и Италии, где выступал с лекциями. В Италии он познакомился с Марией Шенкевич, полькой по национальности, которая через два года стала его женой. Брак оказался, хотя и счастливым, но недолгим. В 1882-ом у четы Сенкевичей родился сын Генрик Йозеф, а через год - дочь Ядвига. После рождения второго ребенка здоровье Марии резко ухудшилось и в 1885 году она умерла от туберкулеза.

Возвратившись в 1879-ом в Варшаву, Сенкевич возглавил новую еженедельную газету, не оставляя при этом беллетристику. В мае 1882 г. он начал печатать в варшавской газете "Слово" роман "Огнем и мечом", открывающий трилогию, посвященную историческому прошлому Польши в период с конца 40-х по 70-е годы 17 века. И хотя критики укоряли писателя за увлечение далеким прошлым, большинство читателей высоко оценило это произведение за колоритность и правдивость в описании событий.

Сам же писатель свой отход от современной тематики объяснял так: "Не лучше ли, не здоровее ли - вместо того, чтобы рисовать нынешнее состояние умов, нынешних людей, их бедность, несогласие с самими собою, тщетные потуги и бессилие, показать обществу, что были времена еще худшие, более страшные и отчаянные, но, несмотря на это, наступило возрождение и спасение. Первое может окончательно расхолодить и привести в отчаяние, второе - прибавляет сил, питает надежду, будит желание жить".

Последовавшие за "Огнем и мечом" романы "Потоп" и "Пан Володыёвский" завершили трилогию, упрочившую авторитет писателя. Эти произведения, вызвавшие не только огромный читательский интерес, похвалы и дискуссии, но и резкую критику, положили начало мировой славе Сенкевича. Романы "Без догмата" и "Семья Полонецких", вышедшие после трилогии, повествовали о польской действительности и были написаны в психологическом ключе ранних новелл.

В конце 1894 г. Сенкевич женился на почитательнице его таланта юной Марии Романской. Однако этот брак вскоре распался, слишком уж разные характеры и взгляды на жизнь были у супругов.

В середине 90-х годов писатель начинает работу над двумя широкомасштабными историческими произведениями - романом "Камо грядеши" - о гонениях на первых христиан во времена правления Нерона и романом "Крестоносцы" - о борьбе поляков с Тевтонским орденом на рубеже 14-15 вв. Отдельные главы романа "Камо грядеши" публиковались в периодической печати уже с середины 1894 г. А полный текст этого произведения увидел свет в 1896 г. и вскоре был переведен во многих странах Европы. В кратчайшее время роман приобрел славу выдающегося образца исторической романистики и упрочил мировую известность Сенкевича. Роман "Камо грядеши" был встречен восторженно не только критиками, отмечавшими, что это произведение является лучшим из существующих литературных изображений Рима эпохи Нерона, но и католическими кругами Польши и Европы. В 1900 г. Папа Римский прислал Сенкевичу поздравление по случаю 25-летнего юбилея его литературной деятельности и 50-летия. Это поздравление в немалой степени способствовало присуждению Сенкевичу в 1905 году Нобелевской премии по литературе "за выдающиеся заслуги в области эпоса".

В Польше Сенкевич был настолько популярен и любим, что в 1900 г., когда отмечался 25-летний юбилей его литературной деятельности, не только состоялся целый ряд торжественных мероприятий по всей стране, но по подписке была собрана достаточная сумма денег для приобретения им небольшого имения Облегурек невдалеке от Кельце. Вскоре после юбилея Сенкевич женился на своей кузине Марии Бабской.

В 1905 г. Сенкевич завершил роман "На поле славы", явившийся продолжением его первой исторической трилогии. В начале Первой мировой войны Сенкевич переехал в нейтральную Швейцарию, где, несмотря на сильный склероз, работал в польском Красном Кресте. Писатель скончался в Вене 15 ноября 1916 г. Через восемь лет прах Сенкевича был перевезен в Польшу.

Писательская судьба Генрика Сенкевича была счастливой - критики различных стран мира восторженно отзывались о польском романисте, называя его "одним из величайших мастеров современного романа". О таланте писателя свидетельствует и тот факт, что почти все его крупные произведения были экранизированы с участием лучших польских и зарубежных актеров. А по роману "Камо грядеши" были поставлены сразу два фильма - французскими и итальянскими кинематографистами. Такой интерес кинематографа к творчеству писателя можно объяснить тем, что Сенкевич всегда мастерски увлекал читателя не только сюжетом, но и возбуждал у него интерес к тому, что произойдет в дальнейшем. В большинстве своих произведений писатель соблюдал канон благополучного конца, соединяя счастливые пары и вознаграждая самоотречение, прославляя верность, дружбу и храбрость. Тем самым он шел навстречу неискушенному читателю, призывая верить в веками обоснованное право на счастье, а также в то, что стремление к нему не безнадежно.

В 2016 году исполняется 170 лет со дня рождения и ровно 100 лет со дня смерти великого польского писателя по имени Генрик (Генрих) Сенкевич. В эпоху угнетения польского языка и культуры он с помощью своих романов заинтересовал историческим прошлым Польши не только соотечественников, но и читателей всего мира. Кроме того, его перу принадлежит один из лучших романов о христианах в Римской империи «Камо грядеши?», благодаря которому он был удостоен Нобелевской премии.

Потомок татар и белорусов - польский писатель Генрик (Генрих) Сенкевич

Всемирно знаменитый между тем имел совсем не польские корни. Предки его отца были татарами, переселившимися в Польшу и принявшими католичество. С материнской стороны в жилах писателя текла кровь белорусских дворян. Однако к моменту появления на свет Генрика его семейство вспоминало о своем происхождении лишь иногда, считая себя стопроцентными поляками.

Детство писателя

Родился будущий Нобелевский лауреат в мае 1846 года на Подляшье. Кроме него в семье было еще пятеро детей. Уже тогда у Сенкевичей начались финансовые проблемы. Пытаясь их уладить, они часто переезжали из имения в имение. Таким образом, свое детство юный Генрик провел среди живописных просторов сельской природы. Со временем, когда вся собственность была продана, обедневшим шляхтичам ничего не оставалось, как перебраться в Варшаву.

Юность и начало творческого пути

После того как семья шляхтичей разорилась, подросшему Генрику Адаму Александеру Пиусу Сенкевичу приходилось рассчитывать только на свои силы. Несмотря на финансовые проблемы, молодой Генрих Сенкевич получил достойное образование. Он окончил гимназию и по настоянию родителей поступил на медицинский факультет Однако профессия медика не интересовала пылкого юношу с живым воображением, поэтому он перевелся на историко-филологический факультет.

Первая попытка написать собственное произведение была предпринята Генрихом еще в студенческие годы. Назывался «первенец» писателя «Жертва», но это произведение не было опубликовано и не сохранилось.

Поскольку родня практически не помогала писателю, Генрих Сенкевич начал искать способы заработка. Вскоре под псевдонимом Литвос во многих газетах Варшавы стали выходить очерки, статьи и эссе молодого Сенкевича. Его талант и приятную манеру писать быстро оценили. Так и не окончив учебу в университете, Генрик Сенкевич полностью посвятил себя журналистской работе.

В 1876-м Генрих был отправлен в командировку в США. По впечатлениям от поездки Генрик Сенкевич написал немало очерков и рассказов. Наиболее популярные - «В стране золота», «Комедия из ошибок» и «Через степи».

После США писатель долго путешествовал по Европе, в результате чего им была написана новелла «Янко-музыкант».

Став достаточно известным в жанре малой прозы, Генрих Сенкевич решил попробовать взяться за более масштабные произведения.

Историческая трилогия романов Генрика Сенкевича о приключениях пана Михала Володыевского

В восьмидесятых годах девятнадцатого века Польша входила в состав Российской империи. Однако поляки мечтали обрести свободу и периодически поднимали восстания. После подавления очередного из них в Польше были введены жесткие меры: в учебных заведениях запрещено было преподавать на польском, вместо этого должен был использоваться русский язык. Кроме того, в польской литературе в то время было модно писать о современных событиях. Так что очень рискованно поступил, взявшись за написание исторического романа, Генрих Сенкевич.

«Огнем и мечом» - это первый роман писателя. Вышел он в 1884 г. в журнале «Друг народа». Успех был ошеломляющий. Читателям так он понравился, что вскоре роман был издан отдельной книгой.

В произведении рассказывалось о восстании украинских казаков под предводительством При этом главными героями были польские шляхтичи Ян Скшетуский, Михал Володыевский, Ян Заглоба и Лонгин Подбипятка. Фигурировали в романе и многие реальные исторические персонажи: Хмельницкий, Иеремия Вишневецкий, Иван Богун и Тугай-бей.

Несмотря на описания исторических битв и приключений шляхтичей, в центре романа оказался любовный треугольник между Богуном, Скшетуским и прекрасной княжной Еленой Курцевич.

После грандиозного успеха книги «Огнем и мечом» Генрик Сенкевич взялся за продолжение. В романе «Потоп» описывается период войны поляков со шведами. Были в новом произведении и полюбившиеся читателям персонажи из первой книги - Михал Володыевский и его вечный спутник пан Заглоба. Однако теперь главными героеми становятся хорунжий Анджей Кмициц и его возлюбленная панна Ольга Биллевич. При написании этого романа Генрих Сенкевич учел некоторые неожиданности, связанные с восприятием читателями его первого романа. Дело в том, что рафинированный Скшетуский не очень понравился читателям.

Главный антагонист книги оказался более ярким и любимым читателями персонажем: он был смел, благороден и горяч. Поняв, что людям нравятся такие герои, Сенкевич сделал Кмицица похожим на Богуна, при этом патриотом своей страны. И не прогадал. Популярность второго романа Сенкевича превысила популярность первого.

В третьем своем романе писатель решил сделать наконец-то главным героем Володыевского, в честь которого и назвал свое произведение. В нем описывались война Речи Посполитой с турками, любовь и героическая гибель пана Михала.

Генрик (Гених) Сенкевич: «Камо грядеши?»(Qua vadis?/«Куда идешь?»)

После успеха своей трилогии Сенкевич написал еще несколько исторических романов, однако они уже не были настолько популярны, как его первые книги. Поэтому он решил написать роман о Римской империи времен Нерона. При этом главными действующими особами стали христиане, которые отстаивали свою веру даже перед лицом смерти. Назывался новый роман в переводе с польского «Куда идешь?».

Генрих Сенкевич взял за основу сюжета древнюю легенду о пребывании апостола Петра в Риме. О том, как, спасаясь от гонений, апостол решился покинуть город, но увидел Христа, идущего в город, и, раскаявшись в своем малодушии, вернулся в Рим, чтобы принять мученическую смерть.

Кроме мужества христиан и глупости, жестокости и бездарности Нерона, Сенкевич показал в своем романе прекрасную историю любви девушки-христианки Лигии и мужественного римского патриция Марка Виниция. Как и в прошлых своих произведениях, Генрих Сенкевич использовал беспроигрышную формулу: благородный красивый молодой герой на протяжении книги изменяется в лучшую сторону и отказывается от своих заблуждений из-за любви.

Этот роман прославил писателя далеко за пределами его родины и был особо отмечен Папой Римским, благодаря чему в 1905 году писатель был удостоен Нобелевской премии.

Исторический роман «Крестоносцы»

После триумфа романа «Камо грядеши?» вернулся к своей любимой теме - истории Польши - писатель Генрих Сенкевич. «Крестоносцы» - так назывался следующий его роман. В нем он описывал период истории родной страны, когда поляки боролись с германизацией и властью ордена Тевтонских рыцарей.

На фоне широкомасштабной борьбы с чужеземной оккупацией автор рассказал о любви юного рыцаря Збыжка из Богданца и Дануси, дочери Юранда из Спыхова.

Примечательным является то, что в этом романе писатель изобразил нехарактерный для литературы того времени женский образ Ягенки из Згожелиц. Эта девушка была независимой, смелой и решительной - неудивительно, что главный герой полюбил ее.

Последние годы писателя

Роман «Крестоносцы» стал последним по-настоящему известным произведением писателя. И хотя в последующие годы выдал роман «Омуты» Генрик Сенкевич, особого успеха у читателей книга не имела.

С Генрих Сенкевич перебрался в Швейцарию. Однако здесь он не сидел сложа руки, а открыл комитет помощи полякам, ставшим жертвами войны. Здесь же в Швейцарии он намеревался написать роман «Легионы». Однако умер раньше, чем успел его завершить.

Похоронен был великий писатель в городе но позже прах усопшего перезахоронили на родине - в Варшаве.

После смерти Генрика (Гениха) Сенкевича ему поставили несколько памятников и бюстов по всему миру.

Личная жизнь Сенкевича

Несмотря на активную писательскую деятельность, Генрих Сенкевич находил время и для личной жизни - он был трижды женат.

Первой супругой стала Мария Шеткевич. Она родила писателю двоих детей, но вскоре скончалась от туберкулеза. В память о ней писатель организовал фонд помощи больным туберкулезом деятелям культуры.

Скорбь от утраты любимой жены, с которой они вместе прожили всего четыре года, вскоре прошла, и Генрик Адам Александер женился снова. Его избранницей стала одесситка Мария Володкович. Этот союз не был долгим, сама супруга подала на развод.

Последний раз писатель решился пойти под венец с Марией Бабской в 1904 году.

Экранизации произведений Генрика Сенкевича

Огромное влияние на мировую кинокультуру оказал Генрих Сенкевич. Книги этого автора практически с момента публикации так и просились на экраны. Еще при жизни писателя были сняты первые кинофильмы по мотивам его книг. Правда, это были немые черно-белые киноленты - две экранизации «Камо грядеши?», «Потоп» и «Наброски углем». Интересно, что из четырех картин была только одна польская.

Всего по мотивам произведений писателя снято 23 кинофильма. Чаще всего экранизировали Qua vadis? - семь раз. Причем только в 2001 это сделали поляки, в то время как итальянцы за сто лет трижды снимали кинокартины по мотивам книги, которую написал Генрих Сенкевич. «Камо грядеши?» стал основой для двух американских фильмов и одного французского.

Еще популярностью у кинематографистов пользуются книги из знаменитой исторической трилогии Сенкевича. В 1916 г. в Российской империи был снят кинофильм по роману «Потоп», а в шестидесятых годах - в Италии по книге «Огнем и мечом».

Однако наибольших успехов на этом поприще добился польский режиссер Ежи Гофман, сумевший за тридцать лет экранизировать всю трилогию. Интересен тот факт, что в своих фильмах режиссер добивался исторической точности во всем, так что даже пуговицы у героев соответствовали эпохе, показываемой в кинокартине.

Сегодня, как и сто лет назад, самым почитаемым и известным польским писателем является Генрик (Генрих) Сенкевич. Биография этого человека воистину удивительная и достойна соперничать с сюжетом его произведений. Как и его герои, Сенкевич всю жизнь старался оставаться достойным человеком и помогал ближним, которые нуждались в этом. Хочется верить, что многие современные деятели культуры всего мира будут брать с него пример.

Среди польских писателей и поэтов есть несколько почетных Нобелевских лауреатов в области литературы, и один из них – , который получил эту престижную награду в 1905 г. Полное его имя – Генрик Адам Александер Пиус Сенкевич, родился 5 мая 1846 г. на востоке Польши, в деревне Воля Окшейска Люблинского воеводства в благородной, но обедневшей семье. Предки отца, Йозефа Сенкевича (1813-1896 гг.), были татарами, переселившимися в Литовское княжество еще в XV в., а мать Стефания (1820-1873 гг.) принадлежала к старинному белорусскому роду.

Детство Генрик провел в сельской местности: его семья, в которой кроме него было еще 5 детей, несколько раз переезжала из одной деревни в другую, пока в 1861 г. не перебралась в Варшаву. Здесь мальчик стал учиться в гимназии, где считался довольно посредственным учеником, показывая, впрочем, отличные результаты в гуманитарных науках, особенно в изучении польского языка и литературы.

Поскольку на финансовую помощь близких юноше рассчитывать не приходилось, Генрик устроился гувернером в семью Вейхеров. В 1866 г. Сенкевич получил аттестат зрелости и согласно воле родителей поступил на медфак в Главную школу, с 1869 г. ставшую Императорским Варшавским университетом. Правда, студентом медицинского он пробыл недолго: вскоре Генрик стал изучать право, а затем перевелся на действительно интересующий его факультет – историко-филологический.

Во время учебы юноша написал свою первую (ненапечатанную и несохранившуюся) рукопись «Жертва». Печатный дебют будущего литератора состоялся в 1869 г.: журнал «Еженедельное обозрение» напечатал его рецензию о театральном искусстве, а «Иллюстрированный еженедельник» поместил на своих страницах его историко-литературное эссе о поэте Миколае Семпе Шажинском. В связи с финансовыми трудностями Генрик не окончил университет и под псевдонимом «Литвос» начал писать статьи в варшавских периодических изданиях. В 1873 г. стал постоянным фельетонщиком колонки «Без названия» в «Газете Польской», а в 1874 г. стал руководителем литературного отдела в еженедельнике «Нива».

В 1872 г. вышла первая опубликованная повесть Сенкевича «Напрасно», а также «Юморески из портфеля Воршиллы». В 1875 г. была опубликована первая часть так называемой «малой трилогии» – рассказ «Старый слуга», за ним в 1876 г. была написана повесть «Ганя» и в 1877 г. – «Селим Мирза». К этому времени писательский талант Генрика Сенкевича стал общепризнанным в кругах варшавской интеллигенции.

В начале 1876 г. писатель вместе с группой приятелей отправился в путешествие по США, что в те дни было довольно необычно. Больше всего времени Сенкевич провел в Калифорнии. Во время поездки он написал новеллу «Эскизы углем», а также «Письма из путешествия по Америке», которые были опубликованы в «Газете Польской» и заслужили широкое одобрение читателей. На протяжении 1878-1883 гг. под влиянием турне по Штатам были написаны еще такие произведения: «Комедия из ошибок», «Через степи», «За хлебом», «В стране золота», «Фонарщик на маяке», «Воспоминания о Марипозе», «Сахем».

В 1878 г., вернувшись в Европу, Сенкевич посетил Великобританию и Францию, написал новеллу «Янко-музыкант», а в 1879 г. во Львове читал лекции «Из Нью-Йорка в Калифорнию». В том же году, в городе Щавница Генрик познакомился с Марией Шеткевич, в которую влюбился, и последовал за ней и ее семьей в Венецию. Там он познакомился с девушкой поближе и сделал ей предложение. В 1881 г. они обвенчались. В этом браке у Сенкевича родилось 2 детей: Генрик Йозеф и Ядвига Мария. К сожалению, счастливый союз длился недолго: в 1885 г. его жена скончалась от туберкулеза в возрасте 31 года. На деньги, присланные писателю анонимом, Сенкевич основал фонд помощи деятелям культуры, больных туберкулезом.

В течение нескольких лет писатель очень много разъезжал: он побывал практически во всех странах Европы, а также посетил Африку (Египет и Занзибар). В 1882 г. Сенкевич наладил сотрудничество с варшавской газетой «Слово» (первоначально даже был ее главным редактором), где с 1883 по 1884 гг. печатался его знаменитый роман о Речи Посполитой «Огнем и мечом». Одновременно сочинение публиковалось в краковской газете «Слово». Это произведение, вошедшее в трилогию вместе с романами «Потоп» (1884-1886) и «Пан Володыевский» (1887-1888), упрочнило авторитет Сенкевича, как мастера исторического романа.

После исторической трилогии, в 1891 г. в виде книги вышел роман «Без догмата», ранее печатавшийся на страницах «Слова». В ноябре 1893 г. Генрик Сенкевич заключил брак с падчерицей одесского богача Марией Романовской, однако супруга ушла от него спустя всего лишь месяц. В это время писатель работал над очередным романом – «Семья Поланецких», а в 1894 г. написал первые разделы «Quo Vadis» (известного также под названиями «Камо грядеши» или «Куда идешь»). Этот исторический роман о Римской империи печатался в варшавской «Газете Польской», краковском «Времени» и «Познаньском ежедневнике», а затем вышел отдельной книгой, прославив Сенкевича по всей Европе. «Quo Vadis» до сих пор остается очень популярной книгой в мире, переведенной на множество языков.

В 1896-1900 гг. писатель работал над новым историческим романом «Крестоносцы», повествующем о временах борьбы поляков с Тевтонским орденом. В 1900-м году Сенкевич отмечал 25-летие своей творческой деятельности, в связи с чем получил от польского народа в дар имение Обленгорек недалеко от г. Кельце. Сейчас здесь находится музей Генрика Сенкевича. Также писателю было присвоено звание почетного доктора Ягеллонского университета и звание почетного гражданина г. Львова.

В 1904 г., в 58-летнем возрасте знаменитый литератор женился третий раз – на Марии Бабской, а через год стал лауреатом Нобелевской премии за литературные достижения на протяжении жизни. В 1910 г. написал повести «В пустыне и пуще» и «Омуты».

В 1914 г., когда началась I Мировая война, писатель переехал в Швейцарию, где совместно с Игнацием Яном Падеревским основал Швейцарский генеральный комитет помощи жертвам войны в Польше.

Здесь же начал писать роман «Легионы», который остался незаконченным, поскольку Сенкевич скончался 15 ноября 1916 г. Произошло это в швейцарском городе Веве, где он и был первоначально захоронен. Но в 1924 г. прах великого писателя был перевезен на родину и погребен в крипте варшавского Кафедрального собора Святого Иоанна Крестителя.