Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе
по теме: «Звук и буква У».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:
научиться четко артикулировать и произносить звук У; знать характеристику и артикуляционный уклад этого звука;
Выделять начальный ударный гласный звук У из слов;
Познакомиться с буквой У, печатать букву У в тетрадях;
Тренироваться в определении положения звука У в начале и середине слова;
Учиться выделять 4 лишний предмет, находить общее в оставшихся предметах.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Предметные картинки (утка, удав, утюг, ухо, утенок, умывальник, паук, улей, буквы, петух, кухня, ива, дуб, будильник, автомат, туфли).Зеркала.
Демонстрационная карточка с буквой У.
Тетради, карандаши.
Разрезная азбука.
Образователь-
ная область Вид деятельности Содержание деятельности
Коммуникация Коммуникативная деятельность 1. Отгадывание загадок.
Под дождем она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Все это шутка,
Ну конечно это - … (утка)
2. Беседа.
Одна – утка, а когда их много – то это …. (УТКИ)
А как зовут детеныша утки - … (УТЕНОК)
А когда их много, то это…. (УТЯТА)
УУУУТКА – какой первый звук в этом слове? - У.
Мы сегодня будем повторять звук У и выучим букву У.
Физическая культура Двигательная деятельность 3. Пальчиковая гимнастика.
А утка – это кто? – Домашнаяя птица.
Давайте вспомним пальчиковую игру про домашних птиц.
Гуси, куры и индюшки
Наклевалися петрушки,
Закусили лебедой
Побежали за водой.
(все пальчики попеременно «здороваются» с большим в такт стихотворения).
4. Артикуляционная гимнастика.
2 год обучения – гимнастика на верхний подъем языка.
- лопаточка
- чашечка
- грибок
- вкусное варенье
- лошадка
- качели и др.
Коммуникация, Социализация Игровая деятельность 5. Игра «Четвертый лишний».
На экране (на доске) : утка, корова, лошадь, свинья.
- Кто лишний? - Утка
Почему? Утка – домашняя птица, все остальные – домашние животные – млекопитающие. (не птицы).
Коммуникация Коммуникативная деятельность 6. Ситуативный разговор, беседа.
Выделение начального ударного гласного У из слова.
УУУУУтка. Какой первый звук в этом слове? - У.Длительное произнесение звука У логопедом, детьми, хором и индивидуально, тихо и громко. наблюдение за положением артикуляционных органов, за воздушной струей, голосом;
Характеристика звука У:
поется голосом, тянется,
губы трубочкой,
звук гласный,
обозначается маленьким красным кругом.Так как гласный - фишка красная. (этот материал – для детей не новый, поэтому дети могут отвечать сами).
Коммуникация,
Социализация Игровая деятельность 7. Игра «Поймай звук У» .
а) из ряда звуков: У, И, А, У, О, А, У, С, У, Ш, А, О, У и т.п.
б) из ряда слогов и звукосочетаний: УА, АМ, АУ, ОП, СУ, МУ, АС, УИ и т.п. в) из ряда слов: умница, аист, удочка, иволга, учит, август, паук, курица, кот, петух, гамак.8. Игра «Подари картинку со звуком У Ульяне»: (с куклой):
На экране (доске) картинки: утка, гусь, апельсин, иголка, улей, дуб, окна, облако, удав, умывальник, осы, ананас и др. (сколько есть)Найти: утка, гусь, улей, дуб, удав, умывальник.
Коммуникация Коммуникативная деятельность 9. Ситуативная беседа.
Где спрятался звук У в словах – утка, улей, удав, умывальник? - в начале слова.
А в словах – гусь, дуб? - в середине слова
(возможна работа с полосками для определения места звука в слове).
Прохлопать слова, поделить их на слоги.
Физическая культура Двигательная деятельность 10. Физкультминутка. «Утята»
Возле речки пять утят в ряд на камешке сидят,В воду пять утят глядят, а купаться не хотят.
Речетатив произносит учитель-логопед, дети только выполняют упражнения.
1. И. п. – стойка ноги вместе, руки, согнутые в локтях, перед грудью. Имитация плавания стилем брасс на груди, затем на спине – темп медленный.2. И. п. – Имитация ныряния солдатиком (приседание, руки через стороны вверх - темп средний.Коммуникация,
Социализация
Чтение художественной литературы
Социализация Игровая деятельность
Коммуникативная деятельность
Двигательная деятельность 11. Игры на развитие внимания и памяти «Что изменилось», «Чего не стало» с картинками на звук У (смотри оборудование)
12. Знакомство с буквой У:
Буква У напоминает ушкиУ зайчонка на макушке.У улитки рожки тожеТак на букву У похожи.
Рассматривание карточки с буквой У,
отыскивание ее в разрезной азбуке, обведение контура. Печатание буквы на доске и в тетрадях.
Коммуникация Коммуникативная деятельность 16. Итоговая беседа.
Труд Трудовая деятельность (до начала и в ходе образовательной деятельности) Выполнение трудовых поручений по подготовке к образовательному процессу.
Приложенные файлы
Хрипунова Лариса Владимировна ,
учитель-логопед МДОУ № 85 «Малиновка»,
г. Северодвинск
Тема: Что мы знаем о гласных звуках.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
Обобщить и систематизировать знания детей о гласных звуках: их акустических, артикуляционных признаках, слогообразующей роли гласного;
Совершенствовать навыки звукового анализа путем выделения звука из слов;
Закрепить навыки фонематического синтеза;
Упражнять в делении слов на слоги;
Совершенствовать координацию речевого выдоха и голоса;
Коррекционно-развивающие:
Активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи;
Развивать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность;
Развивать общую моторику, учить координировать речь с движением;
Развивать межполушарное взаимодействие головного мозга, бинокулярное зрение;
Формировать умение ориентироваться в пространстве (различать право и лево);
Коррекционно-воспитательные :
Воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу;
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания со сверстниками
Оборудование:
Игровое поле, эмблемы и символы-указатели команд, мелкие предметы, названия которых начинаются на гласный звук, карточки-символы заданий, модели гласных звуков, аудиозапись с заданием (письмо почтальона Печкина), пиктограммы эмоций, дидактическая игра «Собери словечко по первым звукам», магнитофон.
Ход занятия:
До начала занятия детей делят на 2 группы: команда кота Матроскина и команда Шарика.
Педагог (П.): Сегодня у нас не обычное занятие, а игра-соревнование.
А сейчас мы отправимся в деревню Простоквашино.
«1, 2, 3 на месте повернись, в деревне Простоквашино окажись!»
Затем педагог предлагает командам занять свои места.
П.: Ребята, подумайте и ответьте на загадку, тогда вы узнаете, о чем будет сегодня наше занятие-соревнование:
Что за красные ребята?
Парами гуляют, танцуют и поют,
Согласных примиряют и слоги создают?
(Гласные звуки)
Раздается стук в дверь.
П.: Кто это? Кто-то пришел к нам в гости?
Входит дядя Федор.
П.: О, дядя Федор к нам пожаловал.
Д.Ф.: Привет, ребята! Я ищу улицу Гласных звуков. Вы не знаете, где она находится?
П.: Ты вовремя пришел. Мы уже на этой улице. И сейчас начинаем игру-соревнование. А тебя попросим быть в нашем жюри.
Д.Ф.: С удовольствием поиграю с вами и проверю, что вы знаете о гласных звуках.
П.: За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. За нарушение правил поведения очко снимается.
Педагог вращает стрелку на игровом поле.
З а д а н и я:
Расскажи, что ты знаешь о гласных звуках .
Педагог задает детям вопросы:
Какие звуки мы называем гласными?
В каком замке живут гласные звуки?
Сколько их всего?
Назовите гласные звуки.
«Рюкзачок».
Д.Ф.: В рюкзачке чудесном, что за чудеса,
В рюкзачке чудесном я принес их вам!
Детям предлагается вынимать по одному предмету из рюкзачка, необходимо сказать его название, выделить и назвать звук, с которого начинается данное слово. Затем подобрать символ-артикуляцию данного звука и пропеть гласный звук с тем настроением, которое изображено на предложенной картинке.
Динамическая пауза.
Сопровождается музыкальной аудизаписью.
Д.Ф.: Ребята, а теперь я предлагаю вам немного потанцевать! Вы любите танцевать? Вставайте парами, лицом друг к другу. Повторяйте за мной. Д.Ф. показывает движения, а дети повторяют.
Тук-тук-туки-ток, Руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки,
Бьет кулак как молоток! попеременно ставим кулачок на кулачок.
Тук-тук-тук-туки, Дети протягивают друг другу руки: один – правую, другой левую,
Застучали 2 руки! затем один хлопает ладонью о ладонь другого ребенка.
Тук-тук-туки-ток, Притопывают правой, затем левой ногой, руки – на поясе.
Застучал мой каблучок!
Тук-тук-тук-туки, Вытягивают вперед ногу, один – правую, другой – левую,
Застучали каблучки! притопывают слегка.
Тук-тук-тук-туки, Дети хлопают ладонью о ладонь друг друга, вытягивая
Две ноги и две руки! руку вперед, притопывают ногой таким образом, что бы
одновременно совершали движения левая рука и правая нога и наоборот.
Звуковое письмо от почтальона Печкина.
Д.Ф.: Я принес вам звуковое письмо от почтальона Печкина. В нем задание, когда вы будете его выполнять, то очень важно работать дружно, внимательно, быстро и правильно!
Вам необходимо будет выделить первый звук в слове, поднять флажок с символом этого звука.
«Собери словечко».
П.: Ребята, а теперь вам предстоит необычное задание. На картинках «зашифрованы» слова. Вам необходимо будет определить первый звук в названии картинок, затем из данных звуков составить слово.
П.: Молодцы, «расшифровали» слова! А теперь разделите слово на слоги и сосчитайте их. (Каждый из детей называет количество слогов, объясняет, почему их столько, припоминая правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов).
Д.Ф.: Молодцы ребята, сложные вам предлагались задание, но вы справились! Понравилось вам участвовать в игре – соревновании? А еще я порадовался тому, что, если кто-то затруднялся ответить, то ему помогала вся команда!
Теперь подсчитаем очки, определим победителя. (Подводится итог). Каждый из участников соревнований постарался, а потому – получает заслуженную награду (Д.Ф. дарит детям сувениры-эмблемы).
А мне пора идти, я очень спешу встретиться с другими ребятами. До свидания!
П.: А нам пора возвращаться в нашу группу:
«1, 2, 3, повернись, в группе “Птичка” окажись!»
Фото-фрагменты игры-занятия «Что мы знаем о гласных звуках»
Надежда Руденская
Викторина «Всезнайки». Контрольно-проверочное занятие по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект контрольно - проверочного занятия
по обучению грамоте в подготовительной группе .
Викторина «Всезнайки » . (проводится в виде игры - викторины , дети разделены на две команды).
Состаила : учитель-логопед : Руденская Н. С.
Цель :
Доставить детям радость и удовольствие от игр.
Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности.
Закрепить у детей знания полученные ранее.
Задачи :
1. Закрепить знания детей о гласных : А, О, У, Ы, Э, И; согласных звуках : П, Т, К, Х, М, Н, С.
2. Закрепить понятия «звук» , «буква» .
3. Упражнять : - в подборе слов на определённо заданный звук.
В определении количества слогов в слове.
В дифференциации твёрдых и мягких звуков.
4. Продолжать учить детей выделять место звука в слове (начало, середина конец) .
5. Совершенствовать умение детей точно по смыслу отвечать на вопросы, правильно строить предложения.
6. Развивать логическое мышление, память и мелкую моторику детей.
7. Воспитывать интерес к обучению грамоте .
Предварительная работа : написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию .
Материалы : Картинки, буквы, схемы для определения места звука в слове, слоговой домик, эмблемы, фишки.
Ход занятия:
Дети заранее делятся на две команды, заходят в группу и садятся за столы . Команда «Солнышки» за свой стол, команда «Звёздочки» за свой. Объявляются капитаны.
Логопед объясняет правила игры – викторины . За каждый правильный ответ в задании дети будут получать фишки. В концы игры, капитаны подсчитают результаты и узнают победителей.
Логопед напоминает детям, что на занятиях по обучению грамоте они изучают (звуки и буквы) . Показывает символ гласных и согласных звуков, уточняет, как они называются. Предлагается вспомнить, почему их так называют.
1. Игр «Не зевай, слово называй» .
Команде «Солнышки» предлагается назвать слова, начинающиеся на гласные звуки. Команде «Звёздочки» на согласные звуки.
2. Игра «Подари Тому и Тиму подарки» .
Работа у доски.
Каждой команде загадываются загадки. Ребята отгадывают, выбирают картинку с отгадкой и вешают на доску. Тому – если первый звук в слове твёрдый. Тиму – если первый звук мягкий.
За правильные ответы команды получают фишки.
Я не кот, хоть и усатый
И в шубейке полосатой. (Тигр)
Два конца,
Два кольца,
Посередине гвоздик. (Ножницы)
Проживает в странах жарких,
А в нежарких - в зоопарках.
И спесив он, и хвастлив,
Потому что хвост красив.
Им любуется он сам
И показывает нам. (Павлин)
В тёмном уголке живёт,
Тоненькую нить прядёт.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался. (Паук)
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Песни распевает,
Времечко считает. (Петух)
Бегут четыре колеса
В резину все обуты.
Что ты пройдёшь за два часа,
Они - за две минуты. (Машина)
Остров с пальмой водяной,
Поздоровайся со мной!
Он обиженно пыхтит :
«Я не остров, я же.» . (Кит)
Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь :
Солнце, горы, лес и пляж.
Что же это? (Карандаш)
3. Игра «Найди место звука в слове» .
Детям предлагается выполнить задания на листах, сидя за столом.
Задание : назвать картинки, определить, где слышится звук (в начале, середине, конце слова) . Раскрасить соответствующий квадратик. Команде «Солнышки» со звуком [О]. Команде «Звёздочки» со звуком [А].
За правильные ответы команды получают фишки.
4. Физминутка.
Дети стоят в кругу, делают самомассаж рук шариками «Су Джок» , проговаривая стих.
У меня колючий ёжик посмотри!
Нет ни головы, ни ножек 1, 2, 3.
Меж ладошек кладём, им ладошки разомнём.
Можно шар катать по кругу,
Перекидывать друг – другу.
1, 2, 3, 4, 5 (правой рукой,
1, 2, 3, 4, 5 (левой рукой,
Мы закончили играть.
5. Игра «Разложи предметы по местам» .
Работа у доски.
Задание : дети определяют количество слогов в словах. Вешают картинки в соответствующие окошки в слоговой домик.
За правильные ответы команды получают фишки.
6. Игра «Найди букву» .
Логопед напоминает детям, что, мы учим не только звуки, но и буквы. Предлагает вспомнить, чем отличаются звуки от букв. Звуки мы что делаем? (произносим и слышим) . А буквы? (мы видим и пишем) . Молодцы!
Сейчас я проверю, как вы помните буквы.
На доске висят буквы.
Задание : Ребёнок должен найти заданную букву, и назвать между какими буквами она находится.
За правильные ответы команды получают фишки.
7. Игра «Выложи схему слова» .
Каждой команде даётся карточка, на которой зашифровано слово. Дети должны прочитать слово по цифрам. Отгадав его, выкладывают схему этого слова. Капитаны работают на доске, дети у себя за столами.
Проверяем работу.
За правильные ответы команды получают фишки.
Заключение. Молодцы ребята, каждая команда активно принимала участие в викторине , обе команды хорошо работали. Капитаны посчитайте баллы. Молодцы! Обе команды выиграла. Детям вешаются медали с надписью «Молодец» . Чем мы сегодня занимались на занятии ? (Ответы детей) (Звонит звонок, занятие закончилось ) .
Публикации по теме:
Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с"], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.
Цель: знакомство с буквой Б, звуками Б, Бь. Задачи: Коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционнную характеристику.
Цель: закрепление знаний детей о звуках м, м" и букве м. Образовательные задачи: знакомство с буквой м, определение характеристики звуков.
Конспект НОД по подготовки к обучению грамоте подготовительная группа Конспект НОД по подготовки к обучению грамоте подготовительная группа Учитель логопед: Шарифуллина Т. В. МБДОУ д. сад №1 «Улыбка» город Осташков.
Конспект ОД по обучению грамоте (заключительное занятие) «В поисках Красной Шапочки» подготовительная к школе группа Цель: обобщение у дошкольников знаний и умений, полученных на занятиях по обучению грамоте. Задачи: закрепить навык дифференцирования звуков,.