Как нарисовать настроение. Материал на тему: Рисуем настроение

Оксана Симанкова
Конспект занятия «Нарисуй настроение»

Конспект занятия «Нарисуй настроение »

Цель

Материал : бумага, акварельные краски, игрушки.

Ход занятия:

Педагог : Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались все вместе, чтобы отправиться в веселое путешествие. Садимся в наш паровозик и отправляемся. Это не простой паровоз. Когда он едет, то не гудит, а, хлопая в ладоши, повторяет свое имя. Кто хочет быть паровозом? Отлично! После того, как наш паровозик проедет целый круг, он выберет одного из вас себе на замену, а сам станет станет вагончиком и будет помогать новому паровозику повторять его имя.

Наш поезд останавливается на станции «Художественная» . Все, кто прибывают на эту станцию, получают карандаши и чистый лист бумаги. Из вагончиков выходят не девочки и мальчики, а художники и художницы. Садитесь за столы и начнем творить.

Игра «Продолжи рисунок»

Цель : развивать воображение детей, мелкую моторику рук.

Ход игры:

Простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу , мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

Педагог : У вас замечательно получилось! Но посмотрите, что это такое черное и страшное, похожее на тучу, надвигается на наши рисунки? Это Мадам «Клякса» , которая хочет их испортить. Давайте с помощью карандашей попробуем ее исправить в веселые рисунки.

Игра «Клякса»

Цель : развивать творческое воображение детей.

Материал : листы бумаги, на которых нанесены кляксы.

Ход игры:

По этому принципу построен знаменитый тест Роршаха.

Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

Педагог : Какие вы молодцы! Справились с нехорошей кляксой. Ну а теперь настало время разминки .

Физкультминутка

Выполняем упражненье,

Быстро делаем движенья.

Надо плечи нам размять,

Раз-два-три-четыре-пять. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками, руки не меняются)

Педагог : А теперь запрыгиваем в поезд и едем дальше. Следующая станция «Выдумляндия» .

Игра «Оживление предметов»

Цель : развивать творческое воображение детей.

Ход игры:

представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

Представить : пояс - это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы будут ваши действия?

Игра «Так не бывает!»

Цель : развивать творческое воображение детей.

Ход игры:

Участники игры по очереди рассказывают какую-нибудь невероятную историю, короткую или длинную. Победителем становится тот игрок, которому удастся придумать пять сюжетов, услышав которые, слушатели воскликнут : «Так не бывает!» .

Педагог : И вот мы приехали на станцию «Конечная» , где нас ждет заключительное приключение.

Игра «Новое назначение предмета»

Цель : развивать творческое воображение детей.

Ход игры:

Ребята сидят в кругу. Ведущий запускает какой-то предмет (старый утюг, зонтик, горшок, пакет, газету) . Каждый придумывает новое назначение для этого предмета. Например, утюг можно использовать как гирю или приспособление для разбивания кокосовых орехов. Побеждает тот, кто придумает самые невероятные применения этого предмета. Предмет может "гулять" по кругу, пока для него придумываются новые назначения.

Педагог : Замечательно! На этом наше занятие заканчивается . Я была рада всех видеть. До свидания.

Публикации по теме:

Тема: «Наше настроение». Задачи: формировать понятие «настроение»; Беседа по теме: - Ребята, какое бывает настроение? - Вспомните, пожалуйста,.

Конспект занятия «Наше настроение» Цели: освоение детьми первоначальных представлений социального характера и включение в систему социальных отношений. Задачи: развивать.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Нарисуй такую кошку, которая бы удивила мышку» Задачи: - закрепить умение рисовать животное (кошку); - упражнять в умении рисовать контур животного простым карандашом (без сильного нажима);.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Настроение небес» Программное содержание Цель занятия: Передача и накопление опыта эстетического (эмоционально – ценностного) отношения к миру, формирование.

Конспект по рисованию в первой младшей группе «Нарисуй пушистый снег» Конспект по рисованию в первой младшей группе Тема: «Нарисуй пушистый снег» Программное содержание: закреплять навыки рисования красками.

Любую эмоцию, чувство, состояние, которые мешают нам жить, можно прорисовать…

Рисование это не только процесс изображения на бумаге предметов или людей. Рисование – это также процесс перенесения на бумагу своих чувств, мыслей которые еще непроявлены. Этот процесс доступен любому человеку, который может держать в руке ручку или карандаш. И этот процесс помогает нам освободиться от своих эмоций, переживаний, лишних мыслей за счет выполнения физического действия, т.е. рисования. Хороший графолог расскажет о характере человека по его почерку, потому что почерк отражает внтуреннее состояние. Точно так же мы передаем свое состояние листу бумаги, когда рисуем. Когда мы в процессе рисования настраиваемся на свое чувство или состояние, это состояние переходит в изображение и мы от него освобождаемся. Умение рисовать здесь абсолютно не обязательно, и не нужно рисовать что-то красивое или понятное.

Если у вас стресс или не очень хорошее настроение, или просто хочется отпустить какую-то мысль или эмоцию – это можно прорисовать. Для этого нужно раскрыть чистый лист в тетради, взять ручку и создать хаос, зарисовать весь лист линиями в абсолютно произвольном порядке, рисуя так, как идет рука. Желательно зарисовать все чистые места, заполнить весь лист, достаточно плотно. Это займет 5-7 минут.

Рисуйте «от души» и из тела. Пусть движение руки будет продолжением Ваших эмоций, переживаний, состояний. Чем больше линий, тем лучше.

Если будет мало одного листа, берите следующий, потом еще один, и так до тех пор, пока неприятное чувство не ослабеет или не уйдет. Хаос должен быть качественным, т.е. абсолютно беспорядочным, не стоит рисовать знакомые предметы, ведь это хаос. Когда мы рисуем таким образом, вы материализум свое состояние в рисунке и освобождаем сознание от мыслей, чувств и эмоций.

Хаос может выглядеть так.

Но это только первая часть процесса. Когда один или несколько листов заполнены хаосом линий и ваши эмоции или негативные мысли переданы бумаге, и сознание немного от них немного освободилось, нужно заполнить образовавшуюся пустоту (в сознании) чем-то красивым и приятным. Нужно нарисовать новый рисунок, который уже будет более красивым и совершенным.

Для этого я предлагаю один из шаблонов, который можно распечатать и по нему рисовать по нему. Наведите серые линии гелевой ручкой, так чтобы нажим был равомерным, а линии были четкими


Для тех, у кого больше времени и кто любит рисовать – есть шаблоны посложнее. Желающим вышлю по почте.

Если вы не хотите рисовать по шаблону, то придумайте картину сами. В любом случае картина должна Вам нравиться. В картине должно быть много мелких деталей, т.е. примероно столько, как в моем примере, а линии не должны иметь лишних разрывов и заусениц. Рисуя четкие линии, красивые формы, настраиваясь на положительный результат, вы программируете себя на хорошее настроение и на созидание. Рисунок лучше закончить, т.к. завершенная работа придает уверенности в своих силах. Раскрашивать картину тоже можно, если Вы любите цветное изображение!

Хорошего Вам рисования и настроения!

P.S. Таким способом можно не только прорисовывать свои эмоции, но и учиться рисовать. Скоро будет готов сборник шаблонов для обучения рисованию гелевой ручкой.

© Дмитрий Рыбин, http://rybin-studio.narod.ru .
При перепечатке указание ссылки на сайт автора обязательно.

Рисуем настроение

Психологи всего мира считают, что с помощью искусства можно излечить «неполадки» души и тела человека. Неслучайно сегодня всё более популярной становится арт-терапия - улучшение самочувствия с помощью творчества. Она позволяет раскрыть внутренние силы и способности, укрепить память, учит мыслить позитивно и формирует умение самостоятельно принимать решения.

Рисование позволяет не только развивать эмоциональную сферу ребёнка, улучшать его настроение, самочувствие, но и корректировать негативные психические состояния, такие как страхи, агрессивность, робость, снимать психомышечное напряжение.

1. Упражнение «Настроение» учит понимать собственные чувства и эмоциональное состояние другого человека. Попросите малыша нарисовать, выразить цветом настроение (весёлое, сердитое, умиротворённое), своё, мамы, папы, сестрёнки, кошки, осени, радуги, снегопада, воробья…

2. Упражнение «Маленький храбрец» способно избавить вашего малыша от его настоящих и вымышленных страхов. Спросите своего ребёнка, когда ему бывает страшно? Предложите крохе нарисовать то, чего он боится. Творить можно на большом листе бумаги - кистью, ладошками, пальчиками. Когда ребёнок закончит рисовать, дайте ему ножницы - пусть он разрежет свой страх на мелкие кусочки. Когда рисунок рассыплется на части, покажите малышу, что теперь страх собрать невозможно. Через 1-2 недели повторите то же самое. Отметьте, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция). Возвращайтесь к этому упражнению, пока не увидите недоуменное выражение лица ребёнка в ответ на просьбу нарисовать свой страх.

Есть и другой вариант. После того как рисунок будет готов, предложите ребёнку «перевоспитать страшилку» - сделайте это существо хорошим. Исправьте (или, как добрые волшебники, превратите) злую гримасу на улыбчивую мордашку, пририсуйте ему нарядный костюм и воздушные шары. А можно нарисовать радужный дождик, который забрызгает яркими красками мрачный рисунок.

3. Игра «Рисуем всеми частями тела» действует расслабляюще, дает положительный эмоциональный заряд, снимает агрессивное состояние. Приготовьте ватман, разноцветные краски, тазик с водой. Разрешите малышу рисовать пальцами, ладошками, локтями и даже… пятками.

4. Если ребёнок часто дерётся, причиняет боль сверстникам или животным, намеренно ломает игрушки, то исправить такое положение поможет упражнение «Разговор с руками». Обведите на листе бумаги контуры его ладошек. А потом оживите изображение - нарисуйте ладошкам глазки, ротик, раскрасьте пальчики в весёлые цвета. После этого начинайте с ладошками беседовать: «Кто вы? Как вас зовут? А какие вы? Чем вы любите заниматься? А чего вы не любите делать? Если ребёнок не подключается к разговору, ведите диалог сами. При этом расскажите о том, что ручки хорошие, многое умеют (перечислить, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно заключением договора между ручками и их хозяином. Пусть ладошки пообещают, что в течение двух-трех дней они постараются делать только добрые дела: здороваться, играть, мастерить, помогать маме. Если ребёнок согласится на такие условия, то через оговоренный промежуток времени снова поиграйте в эту игру и заключите договор на более длительный срок. При этом обязательно похвалите ладошки и их хозяина.

Цвет воздействует на наши чувства и пробуждает эмоции, о чем свидетельствуют такие выражения как "побагроветь от ярости", "зеленый от зависти", "почернеть от горя", "видеть в розовом свете". Это означает, что выбор цвета определяет, какой будет казаться картина: теплой и уютной, прохладной и освежающей или энергичной и драматичной. Зная, как цвета сочетаются и взаимодействуют друг с другом, можно передавать в картине такие чувства, как волнение и спокойствие.

Выбор цвета для передачи эмоций

Теплые цвета (красные, желтые, оранжевые) передают энергию и возрождение. Я беру теплые цвета, когда хочу выразить страсть и другие положительные эмоции. Холодные цвета (синий, зеленый, фиолетовые) действуют более расслабляюще и успокаивающе. Я выбираю холодные цвета для выражения чувства умиротворения и спокойствия. Сочетание контрастных (дополнительных) цветов (прямопротивоположных друг другу, если расположить их по кругу) создает наибольшее напряжение. Когда я хочу получить эффект движения или дрожания, то пользуюсь схемой дополнительных цветов. На примере приведенной здесь картины с цветами я хотела показать, как можно передать красками разные настроения в одном сюжете.

Цветовая схема. Цветовой круг

Цветовой круг- это вспомогательная визуальная схема, показывающая, как цвета сочетаются друг с другом- теплые и холодные, основные, или первичные (красный, желтый, синий), и вторичные (оранжевый, зеленый, фиолетовый); дополнительные, или контрастные (синий, оранжевый). Цветовой круг удобен при выборе цветовой гаммы для картины.

Холодные цвета

Холодные цвета: состояние спокойствия. Для этих ирисов я выбрала холодные синие, зеленые и фиолетовые краски. Обратите внимание на ощущение спокойствия, которое передано на этом рисунке. Мне нравится свежая прохладная палитра красок для изображения четких очертаний лепестков и листьев.

Теплые цвета

Теплые цвета: ощущение возбуждения. Здесь я выбрала широкую гамму желтых и красных цветов для гладиолусов. Такая преобладающая теплая палитра создает ощущение жаркого летнего дня. Используйте теплые цвета, когда хотите передать яркое и радостное настроение.

Более контрастные дополнительные цвета

Более контрастные (дополнительные цвета): создание яркого впечатления. Здесь я искала сочетание желтого и фиолетового. Есть что-то магическое в такой контрастирующей комбинации цветов. Краски действительно оживляют друг друга, создают картину завораживающей, останавливающей взгляд.

Смешивание красок

Хотя можно смешивать краски и на палитре, прозрачность акварельных красок позволяет наносить их слоями и смешивать прямо на бумаге. При этом создается новый эффект.

Можн наносить сырую краску на сухую или сырую на сырую. Поэкспериментируйте с наложением красок друг на друга, чтобы увидеть разные эффекты. Попробуйте нанести два основных цвета и получить вторичный цвет. Смешайте вместе два дополнительных цвета и посмотрите, как они нейтрализуют друг друга или дают тусклый, сероватый оттенок. Попробуйте разные цветовые комбинации и разные методы нанесения красочных слоев, чтобы почувствовать, как проявляют себя акварельные краски.

Многообразие функций рисунка.

Педагог - психолог: Иванова-Кружкова Е.А.

Из всех психодиагностических методик рисунок, пожалуй, легче и шире развивает индивидуальную экспрессию и способность к коммуникации.

Рисунок применяется как в процессе установления контакта и последующего изучения клиента, так и существенно помогает во время самой психотерапии. Иначе говоря, три основных функции рисунка можно охарактеризовать кратко следующим образом: установление контакта с клиентом, диагностика состояния, собственно психотерапевтический эффект.

Более того, следует отметить и другие привлекательные стороны использования рисунков в работе, а именно:

· рисунок не отнимает много времени;

· рисунок дает обширный материал для интерпретации;

· рисунок на начальных этапах терапии улучшает коммуникацию и экспрессию, снимает напряжение, способствует снижению тревоги и в целом оказывает благоприятное воздействие;

· рисунок – это форма, в которой находят свое проявление страхи, желания, фантазии и т.п. клиента;

· рисунок хорош уже тем, что инициируется и контролируется самим клиентом;

· «рисунок способен вызвать катарсис: агрессивные и враждебные чувства обращаются в более приемлемые способы самовыражения» (Остер Дж., Гоулд П., 2001, С.10);

· рисунок – это всегда неповторимая, личностная экспрессия внутреннего опыта;

· рисунок – «долговременная и полезная запись, к которой можно возвращаться во время терапевтического процесса, чтобы проверить, достигнуты ли цели» (Остер Дж., Гоулд П., 2001, С.20-21).

На первых этапах индивидуальной работы с детьми особую важность приобретает установление непосредственного контакта с ребенком. Практика показывает, что создание конкретной работы – рисунка - на первых консультациях (как с детьми, так и со взрослыми, но в особенности с детьми) может являться более легким способом коммуникации, нежели вербальное описание личных чувств, особенно если эти чувства вызывают страх, напряжение и другие негативные переживания.

Наиболее часто используемыми, давно ставшими традиционными психодиагностическими методиками являются:

· рисуночный тест Гуденау-Харриса («Нарисуй Человека»),

· тест «Нарисуй человека (К. Маховер),

· тест «Нарисуй человека под дождем» (А. Абрамс, А. Эмчин),

· «Дом-дерево-человек» (Дж. Бук),

· «Рисунок семьи»,

· «Рисунок несуществующего животного» и др.

Однако на практике часто случается так, что их применение требует предварительной работы по установлению контакта. Именно установление контакта с ребенком является едва ли не главным залогом успеха и вообще условием эффективности всех последующих встреч. Именно поэтому в настоящей работе мы сосредоточим ваше внимание на двух проективных техниках, которые направлены, в частности, на установление контакта с ребенком и могут быть смело использованы психологом на первых встречах с клиентом.

Опыт использования рисуночных упражнений «Нарисуй свое настроение» и «Маска» в индивидуальной консультативной работе с детьми.

Работа с Машей (имя девочки изменено) началась с обращения мамы, которая была обеспокоена тем, что ее дочку обижают другие девочки в классе.

Родители Маши (10лет) развелись, когда ей было три года. Сейчас девочка живет с мамой (41) в Москве, папа(44) со своей молодой женой(27) и их сыном(6) живет в Праге, куда Маша приезжает на летние каникулы. Сама Маша описывает взаимоотношения своих родителей (которые уже около 6-7 лет не живут вместе) как «дружеские, хорошие». Говорит, что очень любит своего братика (единокровного по отцу), и что «жена у папы хорошая, очень добрая. Но молодая еще».

Сама девочка очень приветлива, любезна, на контакт идет легко, охотно выполняет задания. Однако при всем этом на вопросы отвечает поверхностно, уклончиво. Особенно ярко это проявлялось, когда вопросы касались эмоционально значимых для ребенка тем (в частности взаимоотношений в семье).

На первой консультации Маше были предложены два рисуночных упражнений. С целью познакомиться была использована методика «Нарисуй свое настроение».

Описание методики «Нарисуй свое настроение».

Это упражнение можно применять на первых встречах с целью установления контакта, знакомства, снятия напряжения.

Цели: осознание актуального настроения; погружение в себя; самопознание; обнаружение проблемы; отреагирование.

Возраст: методика может применяться для любого возраста (в зависимости от возраста моделируется инструкция).

Форма проведения : индивидуальная, групповая.

Оборудование: листы бумаги, карандаши, мелки.

Инструкция : «Сядь поудобнее, попробуй почувствовать в каком ты настроении. На что похоже твое настроение? Какого оно цвета? Возьми и нарисуй свое настроение. Это может быть реальный предмет или объект, это могут быть цветовые пятна, каракули. Как тебе хочется.

Придумай пожалуйста метафору, которая отражала бы ваше состояние-настроение и подходила бы к рисунку.

Пожалуйста положи на пол свой рисунок, посмотри на него со стороны. Нравится тебе он или нет? Хотелось бы тебе что-нибудь изменить в нем? Если хочешь – измени. Если ты ничего не хочешь менять – определи для себя, почему ты не хочешь этого делать».

Важно понимать, что объектное содержание рисунка ровным счетом не имеет никакого значения, важно – настроение.

Из беседы с Машей по ее рисунку:

ЕА – Расскажи, пожалуйста, твое настроение, какое оно сейчас?

М – Хорошее. Веселое.

ЕА – А обычно какое твое настроение?

М – Ну, обычно хорошее тоже, радостное.

ЕА – А плохое настроение у тебя бывает?

М – Бывает, но редко. Когда мама ругается.

Собственно почти вся последующая беседа о настроении строилась по заданному типу. Маша улыбалась и говорила только о «хорошем», отрицала какие-либо негативные тональности настроение.

Рисунок Маши «Настроение» можно посмотреть ниже.


Описание методики «Маска» («Портрет снаружи и изнутри»).

Цели: снятие тревоги, напряжения; самопознание; принятие собственной теневой стороны.

Возраст: с младшего подросткового возраста.

Форма проведение: как индивидуальная, так и групповая работа.

Оборудование: карандаши, мелки; два круглых листа бумаги (можно вырезать круги на обычном альбомном листе).

Инструкция - 1: «Сейчас мы с тобой будем рисовать ваши качества. Подумай, что ты обычно показываете окружающим, что ты позволяешь увидеть в тебе чаще всего. Представил? Попробуй нарисовать это теперь.

Теперь посмотрите на рисунок со стороны, дорисуйте, если вы что-то не дорисовали».

Инструкция – 2 . «Переверни лист, представь теперь свои качества, которые ты не показываешь окружающим, прячешь, скрываешь. Представил? Теперь попробуй нарисовать их».

1. Видишь ли ты разницу между двумя сторонами рисунка? Большая ли разница?

2. Что тебя останавливает, чтобы продемонстрировать эти качества?

3. Что будет, если кто-нибудь увидит эти качества?

После обсуждение еще раз дается инструкция: «Посмотри на рисунок еще раз. Хочется ли тебе что-нибудь изменить? Если хочется – то измени».

Из беседы с Машей по ее рисункам:

ЕА – Расскажи, пожалуйста, какой видят тебя другие люди?

М – Общительной, веселой, доброй. Любопытной (смеется).

ЕА – А как ты чувствуешь себя изнутри?

М – Ну, не слишком веселой, не слишком грустной.

ЕА – Как ты думаешь, твой внутренний образ отличается от того, что видят другие?

ЕА – Ты нарисовала один глаз закрытым, что это значит?

М – Ну, это я подмигиваю.

ЕА – То есть ты игривая на самом деле?

М – Ну да.

Рисунок Маши «Маска» можно посмотреть ниже (Рисунок –1. Портрет снаружи. Рисунок –2, Портрет изнутри)


Рисунок - 1. Портрет снаружи.


Рисунок – 2. Портрет изнутри.

Несколько слов об анализе рисунков.

Сами рисунки Маши формально демонстрируют благополучие, позитивные эмоции. Однако следует обратить внимание на использование сверх яркой цветовой гаммы. Так, например, обильное использование оранжевого цвета может свидетельствовать о сильном внутреннем напряжении. Об этом же говорит штриховка. Часто прерываемые линии свидетельствуют о нерешительности, даже робости, колеблющемся характере.

Во всех трех рисунках ребенок особо тщательно прорисовывает голову человека и особенно лицо. Как пишет К. Тейлор, особое внимание к голове свидетельствует об отсутствие проблем адаптации к социальной среде, в некоторых случаях о демонстрации социально желательного поведения.

Лицо – символ сферы общения, «важнейший центр коммуникации» (Тейлор К., 2003, С.99). Сосредоточенность на чертах лица (какую мы наблюдаем в рисунках Маши) могут быть попыткой создать образ социально адаптированного, успешного человека, дабы компенсировать свою слабость самоутверждения.

Хочется особенно остановится на прорисовке глаз и рта. Так, большие глаза с прорисованными зрачками – символ страха и тревоги (Тейлор К., 2003). Выделение рта, его смещение, попытки стирания – часто являются признаками зависимости, несамостоятельности.

Вот такой небогатый, и даже поверхностный анализ рисунков дает нам такой богатый и глубокий материал. По результатам первичной диагностической работы с Машей было отмечено следующее: обращает на себя внимание тотальная демонстрация позитивных чувств, как по отношению к себе, так по отношению к членам семьи, так и по отношению к одноклассникам. Кроме того. Девочка активно демонстрирует социально желательное поведение, при этом имеет место быть сильное напряжение, внутренний конфликт.

В заключении хочется отметить, что рисунок сам по себе отчасти теряет свою ценность, если он не сопровождается беседой.

Также, следует отметить, что рисунки не всегда валидны в качестве самостоятельного диагностического материала. Их рекомендуется использовать в комплексе с другими методиками (тестами, опросниками и пр.). Вместе с тем рисунок нередко служит единственным средством развития общения между психологом и консультируемым: в каждом рисунке содержатся обилие «сигналов» для психолога, которые можно использовать для построения диалога с консультируемым. Что особенно важно в работе с детьми. Можно без преувеличения сказать, что детский рисунок – это отражение его личности, чувств, переживаний, показатель уровня зрелости и развития.

Библиография.

  1. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002. – 272с.
  2. Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. – М., 2001. С.184.
  3. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. – М.: Астрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2003.- 224с.