Рисование по сырому с солью. Рисование мятой бумагой. Эффекты от разного вида соли

Цель : развитие творческого потенциала детей через нетрадиционные методы рисования солью.

Задачи: - внедрение арт- терапевтических технологий в работе с детьми дошкольного возраста, через работу с солью. – познакомить детей со свойствами соли, как материалом для художественного творчества. – формировать представление о разных способах изображения предметов и явлений. – вызвать интерес к изображению новым способом рисования учить окрашивать соль с помощью цветного мела и гуаши. – расширять представления детей в использовании нескольких материалов в изображении рисунка (клей, соль, кисть). – развивать творческий потенциал.

Актуальность:

Простой, всем доступный продукт- соль- используется в пище, лечении. Соль актуальна в здоровье- сберегающих технологиях и в нашем мини-центре. Мы ходим по массажным дорожкам, покрывая материалом, смоченным морской солью, поласкаем горло солевым раствором. А ещё оказывается солью можно рисовать. Применение соли, как средства для творческого развития натолкнуло меня на разработку проекта по художественно творческой деятельности в рамках кружковой деятельности. Ребёнок по своей натуре- творец- исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется как в поисковой, так и в художественно-творческой деятельности. На формирование творческой активности кроме программных занятий по изобразительной деятельности благотворно влияют дополнительные занятия в кружках. «Мир цвета радуги». Это работа по нетрадиционным методам рисования, различными способами, материалами. Во всем многообразии хотелось найти материал более доступный, простой в использовании, экологически безопасный, здоровье-сберегающий, а главное способный максимально разбудить фантазию ребенка. И вот- соль. Рисование солью. Сколько радостных мгновений может испытать маленький художник, рассыпая соль для создания своего шедевра!

Рисование солью на ряду с развитием художественно- творческой активности детей, их фантазии совершенствует мелкую моторику рук, стимулирует развитие речи, дает колоссальный атр- терапевтический эффект.

Направления метода рисования солью:

Выход за рамки шаблонного мышления в цветовосприятии окружающего мира. (снег может быть розовым, а небо желтым) в передаче формы, образа(оживить не живое и придумать несуществующее) способствует развитию фантазии и воображения; - в одном творческом рисунке соединяются разные техники. Рисование солью может быть рельефным, тогда графика приобретает живописный характер- линии при работе с солью своеобразны по ширине, глубине, форме. - осуществляется межсенсорная синестезия: сочетаются разные сенсорные ощущения – можно рисовать запах, звук, вкус….; - достигается состояние психологического комфорта, возникает чувство свободы, так как существует возможность в любой момент исправить, изменить свою работу, нет страха перед ошибкой.

Методы и приёмы, используемые в работе:

Анализ познавательной работы - экспериментальная деятельность – творческо- исследовательская деятельность. – наблюдения - продуктивная деятельность - игровая деятельность.

Ожидаемый результат:

Овладение различными приемами работы с солью; –достижение определенного уровня развития: внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера; – ознакомление с искусством рисования цветной солью;

Применение знаний и умений в практической деятельности

(самостоятельное выполнение поделок в свободное время); –помощь своим товарищам при изготовлении поделок; - придумывание своих новых поделок на основе полученных знаний.

Конспект занятия

По познавательно- исследовательской деятельности с элементами экспериментирования Тема: «Разноцветная соль»

Цель: изучить особенности соли, её свойства, качества и применение. Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соли, о формах и видах соли, научить использовать соль как средство для творчества. Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы. Воспитывающие задачи: воспитывать умение соблюдать правила поведения при проведении опытов с солью, соблюдать при этом необходимые меры безопасности. Предварительная работа : -беседы с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?», - разучивание поговорок, пословиц о соли(« пуд соли вместе съесть», «сердись, бранись, дерись, а за хлебом солью сходись», и т.д. –наблюдение «Как мама использует соль», –сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная) . Оборудование и материалы : -увеличительные стёкла на каждого ребёнка, -соль крупного мелкого помола, -стакан воды и чайные ложечки на каждого ребёнка, - пищевой краситель. -Билингвальный компонент : тұз- соль, тынлагыз- внимание.

Қызметтін кезендері Этапы деятельности

Тәрбиеші әрекеттері Действия педагога

Балалардың әрекетті Деятельность детей

Мотивациялық-түрткі болатын Мотивационно-побудительный

Ребята нам прислали посылку от Мудрой тётушки Совы. А что в посылке мы узнаем отгадав загадку: «Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна». Беседа о соли по вопросам: - какого цвета соль? – имеет ли запах соль? –какое это вещество: жидкое, твердое, сыпучее? -Где и как используют соль? -Как вы думаете соль полезна или вредна? Обобщение ответов: соль полезна, она содержит минеральное вещество- Йод. – Для чего же нам прислали соль? Посмотрим что ещё есть в посылке (достаю лупу, фартуки) Конечно же тетушка Сова прислала нам это для опытов. Мы с вами будем сегодня экспериментировать. Я приглашаю вас в лабораторию. Вы сегодня будете исследователями.

Слушают, показывают интерес.

Отгадывают загадку, высказывают свои предположения.

Отвечают на вопросы.

Высказывают свои предположения

Одевают фартуки и проходят за столы.

При работе с солью надо соблюдать правила безопасности: не пробовать соль на вкус, не трогать руками глаза, если на коже есть ранки, стараться чтобы она не попала в них. Опыт№1: «Из чего состоит соль». Посмотрите на соль в блюдце, что вы можете сказать о её внешнем виде? А теперь давайте мелкую и крупную соль рассмотрим в увеличительное стекло. -Что вы видите? Итог: соль состоит из маленьких кристалликов. Про воду говорят «В воде родится, воды боится». Так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы узнаем. Опыт№2 «Соль растворяется в воде». возьмите стакан с водой и положите ложечку соли. - что произошло с солью? Значит, какой сделаем вывод? Взаимодействуя с водой соль растворяется. Молодцы! -Как вы думаете можно ли получить разноцветную соль? Давайте проверим. Опыт№3 «Раскрашивание соли». Возьмите пакет, поместим немного соли в пакет. Добавим несколько капель красителя. Теперь не пачкая рук, размешаем нашу соль прямо в пакете. -Что с ней произошло? Вывод: соль можно раскрашивать в разные цвета при помощи красителя.

Физминутка : мы капусту рубим- рубим, мы капусту мнем-мнем, мы капусту солим- солим, мы капусту жмём -жмём.

А сейчас я приглашаю вас в творческую мастерскую для того чтобы с помощью этой волшебной соли нарисовать рисунок. Чтобы научиться рисовать солью посмотрите на экран. Просмотр презентации «Пошаговая инструкция рисования с цветной солью». Самостоятельная работа детей.

Аккуратно берем лист, стряхиваем лишнюю соль в блюдце. Посмотрите, каким сделала ваш рисунок соль?

Белая, как порошок.

Разглядывают в увеличительное стекло.

Повторяют поговорку.

Насыпают соль в воду. Соль растворилась. Соль боится воды. Она в ней растворяется.

Делятся своими мыслями.

Пересыпают соль в пакет, добавляют краситель ложечкой, мнут руками пакет с солью. Соль окрасилась!

Пересыпаем полученную цветную соль в подготовленные коробочки

Стучат ребром ладони по столу, сжимают и разжимают кулачки, соединяют кончики трёх пальчиков и «солят» , сгибание и разгибание кистей рук.

Дети рисуют мячи, шары, светофор, цветы.

Рисунок стал волшебным, необычным, сказочным.

Рефлекстік- түзету Рефлексивно-корригирующий

Как называется техника рисования с которой мы сегодня познакомились? –что мы делали сегодня? - из чего состоит соль? - что нового вы узнали? – что вам больше всего понравилось? Давайте лучшие рисунки мы отправим Мудрой тетушке Сове. Спасибо вам за старание, мне приятно было с вами работать.

Отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями.

Күтілетін нәтиже/ Ожидаемый результат: Жанғыртады/ Воспроизводят: называют особенности соли,её назначение, свойства. Түсінеді/ Понимают : что соль можно использовать как средство для рисования. Қолданады /Применяют: применяют полученные знания в своих работах, соблюдают правила безопасности.

Интересно очень мне, увидеть в увеличительном стекле, и крупинки и кристаллы. На соль обычную смотрю, с удивлением гляжу!

Все мы просто мастера! Красим соль мы без труда! Жёлтый, красный голубой! Цвет нам нравится любой!

Конспект занятия по изобразительной деятельности.

Нетрадиционная техника: рисования солью и акварелью.

Тема: « Осеннее дерево». Цель : познакомить с нетрадиционной техникой рисования соль и акварель. Обучающие задача: дать представления детям о различных видах изобразительной деятельности, многообразии художественных материалов

(рисование с помощью соли). Развивающие задача: развивать художественный вкус, фантазию, желание экспериментировать в своей работе, развивать мелкую моторику. Воспитывающие задачи: воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность. Оборудование и материалы : акварельные краски, вода в баночках, кисти, клей ПВА, простой карандаш, мелкая соль в контейнерах, ложечки и нарисованные контуры деревьев на листочке, на каждого ребенка. Запись музыки А. Вивальди «Времена года». Предварительная работа : наблюдения за деревьями на участке, Словарная работа : сказочный наряд, разноцветный. Билигвальный компонент: лес - орман, дерево-ағаш желтый- сары, красный – қызыл.

Қызметтін кезендері Этапы деятельности

Тірбиеші әрекеттері Действия воспитателя

Балалардың әрекетті Деятельность детей

Мотивациялық түрткі болатын Мотвационно-побудительный

Игра: «Наоборот ». Цель: называть особые приметы осени. (передаём по кругу «волшебную палочку).

Кошка это животное, а дерево это… Весной птицы прилетают, а осенью… Летом жарко, а осенью… Весной сажают семена, а осенью собирают… Зимой снегопад, а осенью…

Летом листья зеленные, а осенью…

Ребята, посмотрите, к нам пришёл ёжик, он очень грустный почему-то, - ёжик, что случилось? Ёжик показывает картинку с деревьями. Лес стал скучный, не красивый (на картине контуры деревьев нарисованные простым карандашом) ребята как же нам помочь ему? Давайте поможем ёжику и создадим сказочный, волшебный лес.

Дети становятся в круг и досказывают фразу

Растение. Улетают,

прохладно, урожай,

Листопад. Желтые, красные..

Проявляют интерес.

Высказывают свои мысли.

Желают помочь ёжику

Ұйымдык-іздену Организационно-поисковый

Сегодня я предлагаю вам, научится рисовать с помощью соли и красок. Сейчас я вам расскажу, как это делать. 1.на листе бумаги у вас нарисовано дерево, обведите его пальчиком. 2. теперь возьмём кисточку, наберём клей и нанесём клей по контуру дерева. 3. Возьмём ложечкой соль и будем насыпать на клей. Оставим высыхать. Пальчиковая гимнастика: «Маленький колючий ёж, до чего же он хорош».

Самостоятельная работа.

Физминутка: Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! Каждое старается к солнцу, к небу тянется. Вот подул веселый ветер, закачались тут же ветки, вправо- влево, взад- вперёд так деревья ветер гнёт. Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? Ветер стих, взошла луна. Наступила тишина.

Теперь снова сядем на свои места и продолжим 4 .надо аккуратно взять рисунок и стряхнуть соль в тарелочку. Приступим к раскрашиванию. Наберем кистью немного желтой краски и прикоснемся к полоске покрытой солью. -Что происходит с краской? попробуем набрать красную краску, нанесем рядом с желтой, затем возьмем оранжевый, зеленый цвет. – какая получилась крона у дерева?

Как на казахском языке звучит слова: дерево, лес, желтый, красный.

Самостоятельное раскрашивание соли акварелью.

Слушают объяснение.

Обводят контур дерева пальчиком.

Запоминают последовательность

Выполнения работы

Соединяют пальцы рук в «замок» поднимают и опускают пальцы приговаривая слова. Наносят клей на контур кисточкой и посыпают солью. Повторяют слова и действия за воспитателем.

Подтягиваются, машут руками, наклоны вправо-влево. Вращение туловищем. Садятся за столы.

Слушают, как надо окрашивать соль.

Показ у доски ребенком.

Разноцветная.

Арман-лес, сары-желтый, кызыл- красный, ағаш- дарево№

Раскрашивают красками соль по контуру разными цветами.

Рефлексивно- корригирующий

Выставка работ. Нравятся ли вам ваши работы? Какой получился лес? Вас, ёжик, благодарит за помощь, теперь ему нравится жить в таком волшебном лесу.

Восхищаются своей работой. Делятся впечатлениями.

Ожидаемый результат: Воспроизводят: новый прием в рисовании. Понимают: что соль можно использовать в рисовании. Применяют: полученные умения и навыки в своей деятельности.

Мы трудились, рисовали, правила все соблюдали. Получилось загляденье! Нам, понравилось, такое вот ученье!

Мастер- класс «Нетрадиционная техника рисования цветной солью»

Тема: «Радуга»

Цель: Познакомить коллег с техникой рисования солью. Рассмотреть три вида рисования: 1. белая соль, 2. Соль и акварель. 3. Цветная соль. Предложить ознакомиться с пошаговым процессом.

Актуальность: Оказывается солью можно рисовать! Соль не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества. Простой, всем доступный материал с помощью которого можно создать множество причудливых эффектов, вырастить красивые кристаллы, рисовать окрашенной солью. Пробуждать воображение фантазию, развивать моторику рук, сенсорное восприятие.

Что нужно для окрашивания соли?

– соль должна быть мелкой, лучше «Экстра». -гуашь нескольких цветов. - пакет для окрашивания соли. - картонные коробочки, для просушки. – контейнеры или стеклянные баночки для хранения цветной соли.

Способ окрашивания соли:

1шаг. Небольшое количество соли, насыпаем в пакет(количество соли зависит от того, какой цвет станет наиболее популярен в задуманной картине). 2шаг . Желаемый цвет краски добавить в пакет с солью, хорошо перемешать, не марая рук, до получения однородной цветной массы. 3шаг. Гуашь можно смешивать, получая различные оттенки. 4 шаг. Выложить соль на картон до полного высыхания.

Примечания:

Окрашенная соль после высыхания станет бледнее, чем краситель. Значит для насыщенного цвета добавляем больше краски. – воду доливать в небольших количествах, если много воды, образуются комочки. – если все же есть комочки после высыхания, нужно прокатать скалкой слой цветной соли, затем пересыпать в контейнеры для хранения.

Виды рисования:

1.Рисование чистой белой солью (зимние пейзажи, морозные узоры, космос)

- наносим клей ПВА по контуру рисунка или же на весь рисунок - наносим белую соль, даем подсохнуть несколько минут. - стряхиваем аккуратно лишнюю соль с рисунка.

Зиму солью рисовала, ничего не замарала, ничего не пропускала. Получился вот пейзаж- вот такой мой вернисаж.

2. Рисование солью и акварелью

-наносим клей ПВА по контуру или на весь рисунок, - наносим белую соль, даем подсохнуть. - стряхиваем лишнюю соль с рисунка. – наносим акварель на соль, краска растворяется по солевому покрытию, образуя устойчивый цвет.



3. Рисование готовой цветной солью

- рисуем рисунок простым карандашом или же готовый рисунок раскраску. – наносим клей на одну часть рисунка. – посыпаем желаемым цветом соль. - далее наносим клей на следующую часть рисунка и посыпаем цветной солью. – когда все части рисунка будут покрыты цветной солью даём подсохнуть - и последний этап - аккуратно стряхиваем лишнюю соль


Солью все мы рисовали, любопытных удивляли. И кораблики поплыли и цветочки зацвели. Все ребята молодцы!

Уважаемые коллеги! Приглашаю вас поучаствовать в мастер- классе.

Мы с вами выполним коллективную работу .

Тема: «Радуга ». Рисование цветной солью.

Для работы нам понадобится: фон, клей, трафарет, карандаш, окрашенная соль.

Последовательность работы:

1. Выбрать фон к будущей работе. 2.Приложить трафарет. 3. Нанести клей на части рисунка. 4.Посыпать определенным цветом каждую часть рисунка.

Звучит музыка А. Вивальди «Времена года» . Коллеги,приступаем к работе.

Итог. Участники высказывают свое мнение, делятся впечатлениями.

Занятия нетрадиционные включают множество идей. Порою, провокационные, но интересны для детей. В них необычно сочетаются материал и инструмент. И всё прекрасно получается, и равнодушных, точно нет! Мы в детстве часто рисовали обычной палкой на земле. Зимой стекло запотевало- мы рисовали на стекле. Необычными вещами мы рисуем без труда. Щетка старая зубная, соль и свечка восковая. Из- под спичек коробок и засушенный листок. А петух и осьминожка получается с ладошкой. Если кисточкою тыкать, то есть рисовать тычком, то получится мурлыка с мягким плюшевым хвостом. нарисуем, всё отмоем и ладошки ототрём. И рисунками своими полюбуемся потом. Вот так мы постепенно и знакомимся со свойствами и качеством вещей. Как здорово, что столько есть возможностей! Как здорово, что столько есть идей!

Спасибо за внимание! Будьте все здоровы!

О смысле жизни спросите меня, Я вам отвечу, может быть не сразу… Не буду я искать крылатой фразы и говорить о буднях бытия. У нас у каждого – свой смысл, цель своя. Но самый главный смысл, конечно, ДЕТИ! Они за нас, потом, другим ответят, Какими мы взрастили их теперь. И, взрослым детям, посмотрев в глаза, скажу себе: «Не зря живу на свете!». И по щекам вдруг скатится слеза и повторю: «Мой смысл, конечно, ДЕТИ!»

Я и мои воспитанники активно принимали участие в областных и районных конкурсах

Мы на областном

Фестиваль-конкурсе детского

Творччества «Первые шаги»

На родителей мы всегда можем положиться:

Мастер –класс «Нетрадиционное рисование цветной солью»

Подготовила воспитатель мини-центра Хлыбова О. П.

Опыт работы на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Перечень игровых упражнений используемых вначале занятий -мозговой штурм :

Игра: « Наоборот ». Цель: учить выявлять особенности явлений времен года.

Весной птицы прилетают, а осенью….(улетают). Летом жарко, а осенью….(прохладно). Весной все сажают, а осенью…(убирают). Зимой снегопад, а осенью…(листопад)

Игра: « А что это у человека?». Цель: называть правильно части тела.

У птицы крыло- у человека….. –у зверя лапа - у человека…. -у собаки морда – у человека… - у конфеты фантик – у человека… - у льва пасть- у человека… - у машины мотор- у человека… у подводной лодки перископ- у человека…

Игра: « Моя семья». Цель: правильно называть членов семьи.

Как называете папу вашего папы?… - как называете маму вашей мамы.. – кто в твоей семье старше тебя? - Кто младше тебя?

Игра: «Кем (чем) раньше были?»

1. Цыплёнок…. 2. Лошадь…. 3. Корова… 4.дуб.. 5. Рыба… 6. Лёд…. 7. Мужчина…

Разминка.

Цель: упражнять логическое мышление. 1.что получается когда заплетаем волосы? 2. Где можно увидеть себя? 3. Съедобный герой русской народной сказки? 4. Опасная часть у коровы. 5. Из него видно, что делается на улице.

Игра: «Отвечайте, отгадайте» Цель: узнавать животных по характерным признакам.

Маленькая, серенькая, пугливая….. – большой, неуклюжий, бурый… .- рыжая, хитрая, пушистая… - злой, голодный, воет… -трусливый, беленький, с маленьким хвостом.. – запасливая, шустрая, крепкозубая…

Игра «Подскажи словечко». Цель: подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

Заглянула в дверь она очень грустные (глаза)

Спи мышонок до утра, дам тебе я(комара)

Я сегодня утром рано умывался из-под (крана)

Не послушал зайка папу, отдавили зайке (лапу)

Между гор из далека течет быстрая (река)

Игра: «назови сказку»

Как называется летающий аппарат бабы яги? – Друг Карслона. - что в голове у Вини-пуха? – человек огромного роста. – кто от бабушки ушел и от дедушки ушёл? – мальчик с длинным носом.

Рисование - один из самых радостных и увлекательных видов деятельности для ребёнка. В детском саду на занятия изобразительным искусством отводится довольно много времени. Самое важное то, что к этому виду творчества карапузов не нужно принуждать - они сами с удовольствием занимаются рисованием. Важно, чтобы каждый малыш испытал ситуацию успеха вне зависимости от своих способностей в изобразительном искусстве. И для создания таких условий на помощь воспитателю приходят нетрадиционные техники рисования. Рассмотрим некоторые особенности работы, а также приведём пример перечня наиболее удачных тем для освоения этого вида творчества в перспективном планировании.

Чем хороши нетрадиционные техники

В подготовительной группе традиционное рисование требует существенного усложнения техники в сравнении с более ранними этапами образовательной деятельности в детском саду. А что делать, если у малыша не получается делать ровные линии, выдерживать пропорции и чётко прорисовывать контуры? Ведь пара неудач, и карапуз может навсегда потерять интерес к рисованию. В этом случае спасают нетрадиционные техники рисования. Главное, чему они учат детей - это отсутствие страха ошибки . Ведь рисунок очень легко исправить, достаточно подрисовать что-то или стереть. Кроме того, нетрадиционные техники рисования

Сама обстановка занятий рисованием в т=нетрадиционных техниках настраивает малышей на позитив, ожидание успеха вне зависимости от способностей

лавное, чему они учат детей - это отсутствие страха ошибки . Ведь рисунок очень легко исправить, достаточно подрисовать что-то или стереть. Кроме того, нетрадиционные техники рисования
  • дают карапузам уверенность в себе, в своих силах;
  • развивают эстетический вкус, креативность, воображение;
  • помогают расширять представления о мире;
  • развивают мелкую моторику;
  • воспитывают самостоятельность мышления.

Какие техники используются в подготовительной группе

С детьми 6–7 лет можно практиковать все способы создания рисунка, с которыми малыши знакомятся на протяжении всего периода обучения в детском саду. Более того, творческие воспитатели привносят в этот перечень ряд новых методик.

Это интересно. Гуашь для техник, требующих сильно разведённой краски, использовать опасно, так как после высыхания может появиться белый налёт.

Рисование ватными палочками

Это интересно. Сюжеты в этой технике можно создавать и в рамках контура, и без него.

Суть метода заключается в том, что краска (акварель или гуашь) вместо привычной кисточки набирается ватной палочкой. Рисунок можно создавать линиями (другими словами, использовать как кисть), а можно тычками, то есть прикладывать палочку к листу бумаги, прижимать и так создавать сюжет. Для работы потребуется нехитрый набор:

  • ватные палочки (отдельная для каждого цвета краски);
  • краски;
  • влажные салфетки (вытирать пальчики и неточности в рисунке).

Это интересно. В некоторых дошкольных образовательных учреждениях используются акриловые краски. Но на бумаге ими рисовать не совсем удобно, так как из-за своей консистенции они долго сохнут, а вот на ткани получаются удивительные рисунки. Так появилась ещё одна нетрадиционная техника рисования - акрилом по ткани.

Пример рисунка ватными палочками

«Весеннее настроение»

Это пример создания рисунка без предварительно нанесённого контура.

Для этого рисунка не нужно наносить контуры

Инструкция:

  1. «Смачиваем палочку краской зелёного цвета и рисуем стебель, с расходящимися в разные стороны более мелкими стебельками. Линию проводим цельную для каждого кусочка стебля».
  2. «Смачиваем палочку краской жёлтого цвета и наносим кругообразные мазки с опорой на стебелёк. Линия должна напоминать круги спирали - от меньшего к большему».
  3. «Окунаем ватную палочку в другой цвет и повторяем предыдущий шаг».

Ребёнок может создать один цветок с разноцветными бутонами, а может сделать целый букет. По возможности цветовую гамму малыш должен подбирать сам.

Видео. Одуванчики в технике рисования ватными палочками

Фотогалерея рисунков в технике рисования ватными палочками

Рисунки ватными палочками можно комбинировать с аппликацией Техника рисунка ватными палочками часто комбинируется с техникой рисования пальчиками (на этом рисунке пальчиками изображены ягодки) Чтобы придать рисунку более чёткий контур, элементы сюжета можно обвести фломастерами

Рисование тычком: радуга, рябина и другие композиции

Эта техника неслучайно соседствует с методом создания рисунка ватными палочками. Дело в том, что в некоторых источниках эти два способа считаются идентичными. Да, действительно, самый распространённый способ создания рисунка ватной палочкой - это тычок, то есть палочка окунается в краску (гуашь или акварель) и при вертикальном положении по отношению к листу делается отпечаток на бумаге. Особенно красивые рисунки получаются, если палочек взять несколько, соединить их в пучок и рисовать этой связкой. И тем не менее тычок может получаться при использовании

  • пальчиков - тогда отпечаток делается смоченным в краску пальцем;
  • жёсткой кисти - тычок получается игольчатым;
  • мягкой кисти - отпечаток получается более мягким, как бы закруглённым.

Это интересно. Рисование тычком пальчиками особенно широко используется при работе в младшей группе. Этот метод позволяет малышам и мелкую моторику развивать, и одновременно познавать себя, свои творческие возможности.

Рассмотрим примеры создания рисунков тычком с использованием ватных палочек.

Примеры рисунков тычком

«Радуга»

Рисунки в технике тычком требуют предельной аккуратности

Инструкция:

  1. «Берём 14 палочек».
  2. «Окунаем 2 палочки в красный цвет и делаем тычками дугу радуги».
  3. Затем ребята повторяют действие с парами остальных радужных цветов (оранжевым, жёлтым, зелёным, голубым, синим, фиолетовым).
  4. «Теперь смачиваем палочку краской жёлтого цвета и рисуем тычками солнце с лучами».
  5. «Голубым цветом показываем фон-небо».
  6. «Окунаем палочку в белую краску и создаём круговыми движениями облака на небе».

Существует ещё один вариант создания радуги в этой технике. Но он требует определённого мастерства, так как разноцветные пары мы будем соединять в одну линию.

Инструкция:

  1. «Смачиваем палочку красным цветом и кладём её на чистый лист».
  2. «Быстро проделываем эту же операция с другими цветами».
  3. «Берём палочки одним линейным пучком и делаем тычки по дуге».
  4. Далее дорисовываем сюжет по предыдущей инструкции.

Это интересно. Этот вариант рисунка выполняется быстрее, но требует от малышей определённой сноровки, так как окунать палочки в краску нужно быстро, а затем чётко по одной линии расположить их в пальцах.

«Рябина»

С помощью тычка связкой ватных палочек можно быстро нарисовать сразу группу элементов, например, гроздь ягод

Рисунок на осеннюю тематику позволяет объединить две техники: линии и тычки ватными палочками.

Инструкция:

  1. «Окунаем палочку в краску чёрного цвета и рисуем ствол дерева с ветками».
  2. «Берём пучок палочек, связываем его резинкой».
  3. «Окунаем связку в краску красного цвета и одним тычком создаём гроздь рябины».

Видео. Верба в технике рисования тычком кистью

Фотогалерея рисунков в технике тычка

Если краску развести до консистенции сметаны, то рисунок тычком получится более рельефным Для тычка жёсткой кистью в краску не нужно добавлять много воды Тычком ватной палочкой удобно делать осадки

Техника рисования солью

Как следует из названия метода, для создания изображения потребуется соль. Лучше, если это будет не экстра, а обычная каменная, чтобы кристаллы были разного размера - так рисунок получится более объёмным. Кроме того, для работы в этой технике потребуется

  • клей (ПВА или силикатный);
  • лист основа яркого цвета (это принципиальное условие, так как подложка под рисунок солью должна быть контрастная, иначе изображение потеряется).

Это интересно. Альтернативой соли может быть манная крупа. Также существую варианты создания рисунков с помощью гречки, дроблённого риса и пр.

Работа в технике рисования солью состоит из 4 этапов:

  1. Создание контура изображения с помощью карандаша.
  2. Прорисовка контура клеем.
  3. Засыпание подложки солью.
  4. Сушка и избавление от излишков соли.

При необходимости рисунок можно покрасить, используя технику кляксографии с трубочкой или намочив краской кусочек губки. Однако это требует повторной сушки, а также довольно кропотливой работы по окрашиванию.

Примеры рисунков в технике рисования солью

«Птица»

Чтобы рисунок получился аккуратно, нужно хорошо промазать клеем его контур

Этот рисунок выполнен из комбинации материалов - солнце сделано с помощью крупы.

Инструкция:

  1. «На листе голубого цвета рисуем (обводим трафарет) птицу в полёте».
  2. «Рисуем солнце».
  3. «Обильно наносим клей на всю птичку и солнце, не выходя за контур рисунка».
  4. «Даём клею «схватиться» - 30–60 секунд».
  5. «Засыпаем 2/3 листа солью, стараясь наложить равномерный слой на птицу. Можно помогать пальчиками».
  6. «Треть листа (там, где солнце) засыпаем пшеном».
  7. Продолжать работу можно на следующий день.
  8. «Ссыпаем излишки соли и пшена».
  9. «Фломастером чёрного цвета делаем птице глаз».

«Планеты в космосе»

Этот пример требует последующего раскрашивания. Кроме того, в качестве дополнительных изобразительных средств здесь использованы аппликация (звёзды) и конструирование из бумаги (ракета).

Для более плавных переходов цветов в качестве основы лучше использовать мелкую соль

Инструкция:

  1. «На подложке синего цвета рисуем 5 кругов-планет разного размера». Можно использовать циркуль или дать детям обвести круги из картона разного диаметра.
  2. «Аккуратно заполняем границы контура клеем».
  3. «Засыпаем рисунок солью».
  4. Работа продолжается на следующий день.
  5. «Ссыпаем излишки соли».
  6. «Разводим краски водой».
  7. «Окунаем кисточку в краску и делаем каплю на кружок».
  8. «Так прорабатываем все круги, делая пятна разного цвета, чтобы получились переходы».
  9. Работу продолжаем после того, как краска высохнет (минимум через день). За это время дети могут сделать оригами ракету и вырезать звёзды.
  10. «Приклеиваем звёзды и ракету».

Видео. Фейерверк в технике рисования солью

Фотогалерея рисунков солью

Соль - незаменимый материал для рисунков ночных зимних картин Чтобы сохранить чёткость контура, следующий элемент нужно закрашивать только после того, как высохнет предыдущий Рисунки солью развивают у детей тонкое чувство цвета

Картинки, нарисованные ладошками

Как следует из названия, материалом для создания картинки будут ладошки малышей. На них можно наносить разведённую водой гуашь или акварель. Причём это может быть один цвет, а может и несколько, если, например, ладошки - это цветы в вазе. Главное, чтобы у детей были влажные салфетки и возможность тщательно вымыть руки после рисования.

Пример рисунка ладошками

«Бабочка»

Чтобы крылышки были ровными, ладошки нужно прикладывать симметрично

Инструкция:

  1. «Зелёной краской рисуем туловище бабочки, слегка расширяющееся книзу».
  2. «Делаем усики синего цвета, ставим красные точки на их концах».
  3. «Наносим на ладошки жёлтую краску и делаем отпечаток слева и справа внизу, приложив ладони большими пальцами вниз».
  4. «Вытираем ручки, наносим краску розового цвета».
  5. «Прикладываем ладони слева и справа вверху так, чтобы большие пальцы оказались наверху».
  6. «Вытираем ручки и дорисовываем круги-пятна на крыльях бабочки».

Видео. Рисуем льва ладошками

Фотогалерея рисунков ладошками

Для этого рисунка, кроме ладошек, использовались пальчики После нанесения отпечатка, осьминогам нужно придать законченную форму контуром и дорисовать им глазки Если ладошки не вытирать после одной краски, а сразу нанести следующую, то деревья получатся разноцветными, по-настоящему осенними Рисунки ладошками можно превратить в аппликации

Метод рисования пальчиками

Как уже упоминалось, пальчиками можно делать тычки. Но также в подготовительной группе активно используется комбинация отпечатков с линиями. Для рисования нужна краска (гуашь, акварель), разведённая водой, влажные салфетки.

Это интересно. Часто рисование пальчиками комбинируется с созданием рисунков с помощью отпечатков ладошек.

Пример рисунка в технике рисования пальчиками

«Осенние краски на деревьях»

Чтобы придать форму листве дерева, пальчиком в зелёной краске как бы рисуем круг

Инструкция:

  1. «Обмакиваем указательный пальчик в краску зелёного цвета и рисуем большой круг его отпечатками».
  2. «В границах этого круга делаем тычки разных цветов, чтобы получилась листва на деревьях».
  3. «Обмакиваем большой пальчик в краску коричневого цвета и проводим одну линию внизу - это ствол нашего дерева».
  4. «Добавляем листву под деревом».

Видео. Летний луг в технике рисования пальчиками

Фотогалерея рисунков пальчиками

Техника рисунка пальчиками отлично дополняется элементами, выполненными ладошками Пальчиками можно создавать сюжеты в движении Чтобы ёлочка была яркой, для каждой ветки пальчик нужно заново окунать в краску

Рисование восковыми мелками

Суть этой техники заключается в том, что малыши создают сюжет с помощью восковых мелков, а затем закрашивают всю подложку акварелью (или гуашью, разведённой водой). Альтернативой цветным мелкам можно использовать обычную восковую свечу - тогда картинка получится однотонной.

Пример рисунка восковыми мелками

«Закат над морем»

Акварель растекается по мелкам, создавая разную концентрацию цвета

Инструкция:

  1. «Восковыми мелками рисуем полукруг солнца».
  2. «Делаем лучи, прорисовываем волны на море тёмно-синим мелком».
  3. «Толстую кисть смачиваем синей краской и наносим на весь рисунок, не затрагивая солнце».

Видео. Салют в технике рисования восковыми мелками и акварелью

Фотогалерея рисунков восковыми мелками

Если смешать несколько оттенков синей краски, то фон получится ещё ярче Для этой картинки фон делается тушью, а рисунок мелками не закрашивается Интересные картинки получаются, если акварелью не покрывать рисунок, сделанный мелками

Рисование в технике набрызга

Работа этим нетрадиционным способом, в отличие от предыдущих, требует определённой подготовки. Суть метода заключается в следующем:

  • на картоне создаётся рисунок;
  • этот силуэт вырезается, прикладывается к другому листу картона;
  • обводится трафарет, прорисовываются детали (например, лепестки цветов);
  • вырезаются нарисованные элементы;
  • на лист бумаги наносится фон;
  • прикладывается шаблон с прорезями;
  • старой зубной щёткой (пальцем, щёткой для краски) делается набрызг на трафарет (зубочисткой как бы стирается краска со щетинок);
  • после высыхания дорисовываются необходимые детали картинки.

Это интересно. Если сюжет должен остаться не закрашенным, то процедура упрощается до этапа вырезания силуэта, который потом накладывается на основу, защищая контур от набрызгивания на подложку.

Пример рисунка в технике набрызга

«Зимний лес»

Работа в технике набрызга требует много времени на подготовку

Инструкция:

  1. «Для этого рисунка потребуется создание оттенков. Поэтому перед набрызгиванием мы красками закрасим нужные элементы и дадим им высохнуть».
  2. «Рисуем деревья, вырезаем их силуэты».
  3. «Прикладываем силуэты к другой основе, дорисовываем на ней форму листвы».
  4. «Вырезаем этот силуэт листвы».
  5. Снова прикладываем на новую основу, делаем контур листвы, чуть отступив от готового слоя».
  6. «Вырезаем второй силуэт листвы».
  7. «Делаем силуэт сугробов, оставляя прорези. Вырезаем».
  8. «На подложку прикладываем ствол и второй силуэт листвы».
  9. «Обмакиваем щётку в краску, пальцем делаем набрызг по всему листу».
  10. «Накладываем силуэты второго слоя листвы и сугробы, снова набрызгиваем».
  11. «Снимаем трафареты».

Видео. Натюрморт с цветами в технике набрызга

Фотогалерея рисунков в технике набрызга

Трафареты бабочек можно расположить по-разному, чтобы придать картинке непринуждённость и естественность Для набрызга птиц нужно два трафарета: спинка с головой и грудка Для этого рисунка сначала делаем цветы, а потом дорисовываем стебли, листья

Техника кляксография с трубочкой

Этот метод создания картинок не только раскрывает творческий потенциал детей, но и благотворно действует на их здоровье, так как выдувание краски через трубочку развивает силу лёгких и всю дыхательную систему малышей. Для рисования потребуется нехитрый набор:

  • жидко разведённые краски (акварель, гуашь или тушь);
  • пипетка или маленькая ложечка;
  • трубочка для коктейля;
  • кисточки, карандаши для дополнения сюжета рисунка.

Суть техники заключается в том, что ребёнок набирает ложечкой или пипеткой краску, капает на лист бумаги, а затем через трубочку раздувает это пятно в разных направлениях, создавая нужные формы. При этом палочка не касается ни капли краски, ни листа бумаги. Если нужно сделать мелкие ответвления, то дуть следует быстро вверх-вниз, вправо-влево в зависимости от направления сюжета.

Пример рисунка в технике кляксография с трубочкой

«Поляна с цветами»

Чем резче дуть на каплю, тем длиннее будут элементы

Инструкция:

  1. «Капаем зелёную краску и раздуваем стебли цветов на побеги».
  2. «Теперь капаем краску для цветов, раздуваем лепестки».
  3. «Делаем таким же образом солнце с лучами».
  4. «Капаем пару небольших капель для травы на заднем фоне, немного раздуваем капли».
  5. «Обмакиваем кисть в зелёную краску и дорисовываем передний план - поляну».

Видео. Как нарисовать дерево в технике кляксография с трубочкой за минуту

Фотогалерея рисунков в технике кляксография с трубочкой

В одном рисунке можно сочетать кляксы и раздутые через трубочку капли Для пейзажей можно не особо стараться выдувать капли с одинаковой силой и в одном направлении Рисунки в технике кляксография с трубочкой можно комбинировать с классическим рисунком - получаются очень самобытные работы

Техника рисования по сырому

Создание картинок по сырому (её ещё называют по мокрому) позволяет получить изображения с размытыми переходами. Это ценно, например, для прорисовки шерсти животных. Суть метода заключается в том, что лист основы смачивается водой, а затем пока он мокрый наносится рисунок. Для этого используются гуашь, акварель или тушь. После того, как картинка высохнет, дорисовываются необходимые детали.

Это интересно. Чтобы лист дольше оставался влажным, под него подкладывают влажную салфетку.

Существует альтернативный способ рисования в технике по мокрому: на бумагу наносится рисунок, а затем лист изображением вниз опускается на воду, резко вытаскивается и переворачивается. Так цвета перетекают друг в друга, создавая оригинальные сочетания. Обычно таким способом рисуют пейзажи, закат. Если же на картинке задумывается изображение неба (моря), то сделать это можно так: нанести на сухой лист толстую линию, окунуть эту часть листа в воду, а затем кисточкой растянуть элемент до нужных размеров.

Пример рисунка по сырому

«Котёнок»

Дорисовывать тонкие элементы можно уже после того, как высохнут основные детали, нанесённые на влажную бумагу

Инструкция:

  1. «Рисуем контур котёнка простым карандашом».
  2. «Окунаем лист в воду».
  3. «Коричневой краской раскрашиваем рисунок».
  4. «Даём картинке высохнуть».
  5. «Дорисовываем красками (фломастерами) усики, нос, глаза, ресницы, рот и язычок».

Видео. Рисунки по мокрому на акварельной бумаге

Фотогалерея рисунков по мокрому

Если композиция сложная, то под лист можно положить влажную салфетку - так бумага дольше сохранит нужную кондицию Капли дождя дорисовываем после того, как основной сюжет высохнет - так они будут более яркими Для рисунков по мокрому нужно брать плотную бумагу, идеально подходят акварельные листы

Техника оттиск скомканной бумагой

В младших группах малыши комкали листы бумаги, расправляли их, а затем наносили краски - так рисунок получался с интересными оттенками и тенями. В подготовительной группе техника немного усложняется: комком бумаги ребята раскрашивают контур сюжета, делая границы рисунка размытыми, нечёткими. Для реализации задумки необходимо

  • нанести контур сюжета на лист бумаги;
  • налить краску (акварель, гуашь) в плоскую посудину и развести её до консистенции сметаны водой;
  • скомкать лист бумаги (чем плотнее, тем более чётким будет оттиск).

Это интересно. Комок бумаги лучше делать из обычных тетрадных страниц. Чем мельче комок, тем меньше оттиски получаются.

Пример рисунка в технике оттиск скомканной бумагой

«Лиса»

Для мелких оттисков нужно брать небольшие кусочки бумаги

Инструкция:

  1. «Делаем контур лисички на бумаге».
  2. «Комкаем ½ часть одинарного тетрадного листа».
  3. «В тарелочку наливаем краску, добавляем несколько капель воды».
  4. «Обмакиваем комок в краску и прикладываем в границы контура».
  5. «Повторяем до тех пор, пока вся фигура не будет закрашена».
  6. «Кисточкой дорисовываем глаз, нос, коготки».
  7. «Голубую краску сильно разводим водой и прорисовываем фон».

Видео. Простой способ нарисовать пейзаж

Фотогалерея рисунков скомканной бумагой

Этот рисунок выполнен мелкими кусочками скомканной бумаги Перед работой с цветом, нужно нанести контур рисунка Элементы скомканной бумагой наносятся уже после того, как закончены основные элементы композиции

Схема конспекта занятия

Для составления плана занятия педагогу очень важно правильно сформулировать цели и задачи работы. Только в этом случае получится подобрать правильные приёмы и заинтересовать малышей. Среди целеполагающих факторов, кроме тех, что были указаны как цели использования нетрадиционных техник рисования в целом, можно выделить:

  • подготовку руки ребёнка к письму;
  • развитие перцепции многоцветного изображения;
  • формирование эмоционально-положительного отношения к процессу творчества;
  • развитие познавательных способностей.

Если техника не требует много времени для выполнения рисунка, то в качестве мотивирующего начала можно использовать инсценировку

Задачами, над которыми необходимо работать на каждом занятии, являются

  • развитие интереса к различным изобразительным материалам, а также побуждение творить доступными средствами выразительности;
  • обучение навыка смешивать краски для освоения всего многообразия цветовой палитры;
  • воспитывать терпение в работе;
  • формировать позитивный подход в оценке результата своей деятельности и работ других членов коллектива.

Кроме формулировки целей и задач, от воспитателя требуется грамотно распределить время между всеми этапами занятия, хронометраж которого 30 минут. Работа строится в 3 этапа:

  • вводная часть (около 5 минут) – мотивация детей, то есть применение приёмов, способствующих развитию у малышей интереса к работе (беседа, обыгрывание наглядности, ролевая игра, прослушивание сказок, песен и т.д.);
  • основная часть (около 20 минут) – выполнение рисунка, а также физкультминутка и артикуляционная гимнастика;
  • заключительный этап (около 5 минут) – подведение итогов, поощрение со стороны воспитателя и самоанализ детей в виде ответов на вопросы («Тебе понравилось рисовать таким необычным способом?», «Как ты считаешь, у тебя всё получилось в рисунке?», «Чья работа, на твой взгляд, самая красивая?» и пр.).

Важно отметить, что такое распределение времени на занятии рисованием в нетрадиционной технике является условным, так как есть методики, на выполнение которых уходит значительно меньше отведённых 20 минут (например, рисунка солью). В этом случае воспитатель может больше времени уделить мотивационным приёмам.

Пример конспекта занятия по рисованию в нетрадиционной технике

Кирсанова Наталья «Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования в подготовительной группе «Зима. Зимний лес» (фрагмент)

<… Практическая деятельность. Под музыку Чайковского «Времена года», «Зима»
Зима:- Хотите, я научу вас рисовать зимнее дерево без кисти и карандаша. Для этого мы будем использовать трубочку и воздух.
-На голубую бумагу наносим пипеткой каплю жидкой гуаши и рисуем ствол дерева, раздувая каплю через трубочку («выдуваем» ствол).
- При необходимости капаем ещё гуашь на основу веток и продолжаем раздувать кляксу «рисуя» дерево нужной высоты.
Зима:- Вы просто настоящие волшебники! Смогли нарисовать деревья с помощью воздуха без кисти и карандаша!
- А что делают деревья зимой? (В зимнее время деревья как бы замирают, засыпают до весны.)
- Когда вы ложитесь спать в свою кроватку, что вы делаете? (Накрываемся одеялом)
- Давайте, и мы накроем наши деревья тёплым и лёгким одеялом. Только вот чем мы их можем прикрыть? (Снегом)
- Для этого на нашей картине должен пойти снег. Какой инструмент поможет нам изобразить снег?
-Возьмите следующий «волшебный» предмет - ватную палочку, макаем её в краску тонким концом и отпечатываем по всей картине, приговаривая волшебные слова:
«Пусть падает снежок на волшебный мой «листок!»
- Наш снежок сначала должен укрыть ветки.
- А снег все идёт и идёт, укрывая землю белым пушистым одеялом. И вот под деревом его становится всё больше и больше. Теперь переверните ватную палочку другим концом, макните её в краску и нарисуйте сугробы под деревом.
-Давайте совершим ещё одно волшебство - поместим деревья на полотно, что у нас получилось?(Картина «Зимний лес»)
- Как вы думаете, что чувствуют наши деревья? (Им тепло, уютно.Они стали ещё красивее.)
3.Рефлексия.
Воспитатель: - Ребята, вам понравилась наша встреча? Чем она вам понравилась? Чему же вы сегодня научились, какому волшебству? (Рисовать необычным способом). Кому было сложно справляться с заданием? Вы все замечательно справились. Я дарю вам эти волшебные трубочки, с помощью их вы сможете создавать разные образы на бумаге…>

Перспективное планирование

Для того чтобы процесс образования в детском саду носил организованный характер, а работа воспитателя была упорядоченной, осмысленной и, главное, результативной, методическим объединением педагогов дошкольного учреждения составляется перспективный план работы.

Перспективное планирование позволяет скомбинировать техники не только по темам, но и по способу выполнения - индивидуальному или групповому

Обычно составление плана заключается в указании месяца работы, темы и техники выполнения рисунка, целей использования той или иной методики. Также указывается источник, в котором данный способ изобразительного творчества детально описан. Воспитатель может указать дату проведения занятия и отвести графу под примечания.

Пример перспективного планирования

Наумова Елена «Перспективный план по нетрадиционному рисованию. Подготовительная группа» (фрагмент программы)

<…Декабрь
Тема: «Рыбки в аквариуме среди водорослей» (тычок жёсткой кистью с элементами аппликации)
Цель: Совершенствовать умение передавать в рисунке многообразие форм, фактуры, пропорциональных отношений. Воспитывать усидчивость, любовь к природе.
(Николкина Т. А. стр. 107)
Тема: «Мой маленький пушистый друг» (тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой)
Цель: Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.
(Казакова Р. Г. стр. 110)
Тема: «Разноцветный набрызг» (набрызг)
Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - набрызг. Учить создавать разнообразный фон для рисования. Развивать фантазию, творчество.
(Казакова Р. Г. стр. 25)
Тема: «Сказочная птица» (рисование ладошкой)
Цель: Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определённого образа. Развивать воображение, творчество. Воспитывать аккуратность в работе.
(Казакова Р. Г. стр. 7)
Январь
Тема: «На новогоднем празднике» (оттиск поролоновым тампоном, гуашь)
Цель: Учить детей намечать силуэт новогодней ёлки и передавать пушистость ветвей с помощью оттиска поролоновым тампоном. Украшать новогоднюю ёлку разноцветными игрушками. Развивать чувство цвета, фантазию, творческие способности и воображение.
(Колдина Д. Н. стр. 40)…>

Занятия рисованием в детском саду - это один из важнейших путей познания окружающего мира ребёнком, так как малыши не только занимаются творчеством, но и самостоятельно находят решения поставленным практическим заданиям. Это совершенствует наблюдательность, формирует эстетический вкус. Однако реализация этих целей требует полной включённости ребёнка в творческий процесс, что нелегко осуществить, если малыш не обладает изобразительными способностями. В этом случае на помощь приходят нетрадиционные техники рисования. В подготовительной группе список способов создания сюжетов на бумаге значительно расширяется в сравнении с младшими группами, а дети, привыкшие работать с необычными рисунками, с удовольствием продолжают осваивать этот вид деятельности.

Рисование на соли в детском саду. Мастер-класс с фото

Подарок выпускникам: Рисунок на соли "Аквариум"

Руководитель: Дергилёва Татьяна Александровна, воспитатель
Выполнил поделку: Папцов Артём Алексеевич, дошкольник. Возраст 3,5 года.
Место работы: МБОУ " Блюментальская основная общеобразовательная школа" село Блюменталь, Беляевский район, Оренбургская область.
Цели: учить располагать изображения на листе, формировать эстетический вкус, развивать умение рисовать новыми способами,учить создавать декоративную композицию.
Материалы и инструменты:
1. Кисточка
2. Баночка с водой
3. Соль крупная
4. Крышка от пластмассового ведра
5. Клей с узким горлышком

6. Акварельные краски

Назначение: Мастер-класс предназначен для педагогов дошкольных учреждений, начальной школы, гувернёрам, руководителям кружков дополнительного образования и родителям. Интересно рисовать детям от 3 лет и старше.

Последовательность изготовления:

1. Выбираем сюжет для рисунка. Можно, если он не сложный, сразу рисовать клеем. А можно нарисовать простым карандашом и обвести клеем. Рисуем бутылочкой не надавливая. Чем тоньше линия, тем аккуратнее рисунок.Позже за счет соли линии расширятся. У нас нарисованы рыбки, морская звезда и водоросли. Можно рисовать на бумаге или картоне.


2. Убираем клей в сторону. Засыпаем рисунок солью.


3. Ссыпаем аккуратно соль. Лучше ссыпать её на поднос- чтоб по сторонам меньше рассыпалось.


4. Начинаем сразу закрашивать. Причем здесь особенное закрашивание. Нужно чтоб на кисточке было набрано как можно больше краски и мы слегка касаемся в нужных местах кисточкой соли. Краска стекает и растекается по соли. Можно даже для этого рисунка использовать пипетку. (Набираем краску и капаем)


5. Закрашиваем весь рисунок.


6. Аккуратно влажной тряпочкой убираем ненужные остатки соли, которые не приклеились,а прилипли как пыль. У нас фон тёмный и это особенно заметно.


7. Даём хорошо высохнуть. Подрисовываем почти сухой кисточкой мелкие детали для выразительности. Можно использовать гуашь. На нашем рисунке Артём подрисовал глазки.


8. Нагретым шилом прокалываем крышку. Можно попросить папу просверлить тонким сверлом дрелью. Только не пробивайте гвоздем - пластмасса может лопнуть.(Выполняет взрослый) Продеваем прочную нить или тонкую проволочку и можно работу повесить на стену.Можно использовать как подарок выпускникам от малышей.



9. А вот ещё работы,выполненные в этой технике на бумаге и картоне. Эмпирическим путём мы выяснили, что удобнее на картоне т.к. соль всё - таки тяжёлая и альбомный лист гнётся и грозит осыпанием соли.




Желаем удачи вам в ваших рисунках!И пусть никогда не иссякнет ваша фантазия!

Мастер-класс «Рисование солью»

Цель: Привлечь внимание педагогов к нетрадиционным техникам рисования (солью) как к средству развития художественных способностей детей.

Задачи :

  • - расширять знания педагогов о нетрадиционных техниках рисования (солью).
  • - научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нетрадиционного способа изображения (солью).
  • - рассмотреть рисование солью как один из видов искусства и его значение для развития ребенка;
  • - повысить уровень мастерства педагогов.

Материал : соль цветная и белая , бумага, акварель, кисти, восковые и масляные мелки, клей ПВА и канцелярский и т. д.

Теоретическая часть: Не секрет, что многие родители и мы, педагоги хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных , развитых, талантливых детей. Хотели бы видеть детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными, разносторонне развитыми, словом, интересными личностями. А интересная личность - это знающий, уверенный в себе и своих способностях, постоянно развивающийся человек. И мы, педагоги , знаем, что в формировании такой личности немалую роль играет изобразительное искусство.

На сегодняшний момент, рецепт, который помогает совершенствовать творческие способности ребенка - найден. Это - нетрадиционные изобразительные техники.

Термин « нетрадиционный » подразумевает использование новых материалов , инструментов, способов рисования , которые не являются общепринятыми в педагогической практике образовательных учреждений.

Существует множество таких нетрадиционных техник рисования , вот некоторые из них :

- « Рисование ладошкой » ;

- « Рисование печаткой » ;

- «Тампонирование» ;

- «Набрызг» ;

- « Монотипия » ;

- «Кляксография» ;

- « Рисование по сырой бумаге » ;

- «Цветные ниточки» ;

- «Граттаж» ;

- « Рисование по мягкой бумаге » и т. д.

Все перечисленные нетрадиционные техники интересны , разнообразны. Нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать , дети становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одаренность, продуктивность, потенциал и интуиция.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии детей. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности : формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Сегодня хочу вас познакомить с необычной интересной и оригинальной техникой нетрадиционного рисования – это рисование солью.

Соль – это материал доступный, простой в использовании, экологически безопасный, здоровье - сберегающий, а главное, способный максимально разбудить фантазию ребёнка. Сколько сладких мгновений может испытать маленький художник, рассыпая соль для создания своего шедевра! Рисование солью на ряду с развитием художественно-творческой активности детей, их фантазии совершенствует мелкую моторику рук, стимулирует развитие речи, даёт колоссальный арт - терапевтический эффект.

Китайская пословица гласит : «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

1. Первый способ – это соленое рисование

Очень интересная техника рисования – это рисование по соли . Эффект растекания краски просто завораживает.

Вам понадобится :1 бабочка, соль белая , клей ПВА, краски гуашь, кисточка.

Вначале нанесите клей ПВА любыми узорами на рисунок. Это может быть все что угодно-вертикальные, горизонтальные, волнистые линии, точки и т. д.

Отложите в сторону бабочку и пока она сохнет мы познакомимся с другим способом…

Бабочка подсохла и сейчас будем творить : разведите гуашь в небольшом количестве воды, но не слишком жидко, чтобы ее было удобно наносить. Цвет краски может быть любой, разных оттенков - это ваш выбор. Наносить краску на солевые разводы, нужно аккуратно

Краска будет очень интересно растекаться по солевым "дорожкам".

2. Второй способ – это акварель, соль и канцелярский клей

Возьмём другую бабочку и с помощью воды и кисточки его смочим, затем берём акварельные краски и покрываем поверхность, смешивая цвета по своему вкусу.

Пока краски не высохли, добавьте капли прозрачного клея, а затем посыпьте рисунок каменной солью . Соль создает интересный эффект, впитывая пигмент из краски при высыхании. Кроме того, она красиво искриться.

3. Третий способ – это цветная соль и канцелярский клей .

Я предлагаю вам ещё один способ рисования солью , но он отличается от двух первых, там мы использовали белую соль , а сейчас будем рисовать цветной солью .

Нам понадобится ещё одна бабочка, клей и цветная соль .

Сначала определитесь с цветом бабочки и возьмите определённого оттенка соль .

А теперь начинается самый творческий этап работы. Покрываем изображение тонким слоем клея (постепенно, небольшими участками) .

Участок, на который нанесли клей, посыпаем цветной солью (цвет может быть различный) - можно использовать в работе ложечку, а можно руками.

Лишнюю соль стряхиваем на тарелочку.

Понравилось ли вам рисовать морской солью ?

Какие при этом вы испытывали эмоции?

Какие у вас возникли трудности в ходе рисования ?


Мастер-класс для детей 9-10 лет «Рыбка» поэтапно с фото.

Назначение учебный и подарочный рисунок.
Материалы: гуашь, кисть, карандаш, ластик, картон, соль, клей ПВА.

Цели урока: развитие творческого потенциала; формирование умения видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира.
Задачи:
- развивать умения и навыки учеников в выборе формата бумаги, композиционных приемов при заполнении пространства;
- ознакомиться с новой техникой выполнения работ;
- развивать сенсорную сферу учащихся (развитие глазомера, точности и тонкости различения цвета и формы);
- развивать творческую фантазию;
- создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда;
- формировать нравственные качества личности.

Природа позаботилась о красоте рыбок. А человек использовал эту красоту для того, чтобы украшать свой дом, окружающие его вещи. На какие предметы мы можем нанести рисунок рыбки?


- (одежда, посуда, мебель, ковер, картины и т. д.)

Человек придумал массу способов изготовления красивых рыбок. И сегодня мы с вами познакомимся с новой техникой изготовления картин с помощью цветной соли. А предварительно рассмотрим с помощью презентации красивых рыбок выполненных в различных техниках.

Красочные рыбки, вызывают хорошее настроение, спокойствие и уверенность. И так приступаем к выполнению нашего панно.


Предварительно с детьми нужно приготовить цветную соль (крупную соль насыпаем в пакет, добавляем гуашь по консистенции – сметана, завязываем пакет и мнем в руках до равномерного окраса соли. Рассыпаем соль на ровную поверхность, даем высохнуть ей.


На картоне простым карандашом рисуем нашу рыбку


Можно взять готовую раскраску


Прорисовываем дополнительные элементы в свободном пространстве-веточку водоросли, пузырьки.


Кистью наносим клей ПВА на небольшой участок эскиза.


Небольшими щепотками наносим цветную соль на клей ПВА, пока он не высох.


Желательно работать по всей поверхности эскиза одновременно.


Для более выразительного образа рыбки выполняем контур с помощью черной соли.


По завершению панно, даем ему высохнуть.



Панно готово! Пусть оно Вас радует и дарит хорошее настроение!