Как грузины относятся к русским девушкам. Почему грузины мечтают о славянских женщинах

Грузины – кто они? Или – "Грузия глазами историков".
Истории от Олеся Бузины: "Грузия - родина удабнопитеков".

Последняя война на Кавказе пробудила интерес к грузинскому прошлому. Откуда есть пошла Грузия? Так, перефразируя Нестора Летописца, хочется спросить

В наших школах историю Грузии не изучают. А жаль! Это поучительная для любого националиста история народа, окончательно "придуманного" только в советские времена. Начнем с того, что сами грузины себя грузинами не величают, хотя и любят спорить, кто из них настоящий грузин. В обычную человеческую логику это не вписывается. И, тем не менее, это факт.

Наименование "грузин" происходит от персидского слова "гюрдж". Так персы называли земляков Саакашвили еще в Средние века. От них слово перешло в европейские языки. Склонные к самопрославлению представители гордой кавказской нации, насчитывающей ныне около 3 млн. человек, любят утверждать, что международное имя грузин произошло якобы от св. Георгия Победоносца. Дескать, все грузины такие же храбрые, как он. Но наука (и филологическая, и военная) пока не подтвердила такое объяснение.

Самоназвание грузин - "картвелеби" (в множественном числе) и - "картвели" (в единственном), а их страны - Сакартвело. То есть, один грузин - это картвели. А два и больше - картвелеби. Прижилось это название от имени центральной провинции Грузии - Картли. Там находится и Тбилиси - столица страны.

Как же так получилось, что грузины до сих пор не решили, кто из них подлинный? А дело в том, что сильно пересеченный кавказский рельеф отлично способствует сохранению различных сепаратизмов. Тут удобно защищаться за каждой кочкой. И из-за нее же нападать на ближнего своего. За всю историю Грузии только в XII - первой половине XIII и во второй половине XIV - середине XV веков она была относительно единой. Во все остальные времена на ее нынешней территории находилось около десятка независимых государств.

С древности, кроме "картвелеби" тут существовали и другие племена - кахетинцы со столицей в Кутаиси, имеретинцы, мингрельцы, гурийцы, хевсуры, пшавы, сваны: Этот список можно продолжить до бесконечности! Причем, если диалекты кахетинцев и имеретинцев похожи на официальный грузинский, то сванский и мингрельский - это абсолютно отдельные языки. Речь свана напоминает тбилискую куда меньше, чем говор наших гуцулов - язык донецких шахтеров.

Сванский и мингрельский языки насчитывают почти 3 тысячи лет. Но в советские и нынешние времена в Грузии их последовательно подавляли во имя единства нации. Поэтому даже не существует их письменной формы - только устная. Но мингрелов легко отличить от всех остальных грузин по фамилиям, оканчивающимся на "-ия" или "-иа". Жвания, Берия, Гамсахурдиа - мингрелы. Время от времени мингрельский клан захватывает власть в Тбилиси, словно мстя за свое национальное унижение. Ведь самое древнее из известных истории государств на территории Грузии - Колхида - сложилось именно на земле мингрельцев. Сюда плыл древнегреческий герой Ясон за золотым руном. Отсюда увез он домой волшебницу Медею. Позже эта часть мингрельской истории была присвоена официальной грузинской пропагандой.

Ни одно событие в грузинской политике нельзя понять без учета этих запутанных "племенных" взаимоотношений. Свержение первого президента независимой Грузии Звиада Гамсахурдиа в начале 90-х было не просто гражданской войной, но и борьбой против преобладания в правящей элите мингрелов.

ДАВИД СТРОИТЕЛЬ - ЦАРЬ АБХАЗИИ. До начала XII века на территории будущей Грузии продолжались бесконечные войны всех против всех. Конец этому на некоторое время положил царь Давид Строитель. Сейчас он считается грузинским национальным героем. А кем был в реальности, трудно сказать. Происходил Давид из династии Багратионов. Этот род утверждал, что является прямым наследником знаменитого по Библии израильского царя Соломона. На Кавказе любят сказки. Мог ли еврейский царь, исповедовавший иудаизм, стать родоначальником христианского правящего рода? Но пыли в глаза окружающим кавказским народцам Багратионы пустили! Первым же точно известным их представителем был некий Смбат Багратуни, трудившийся у армянского царя конюшим в конце III века. Вот и решайте, кем они были по корням: евреями, армянами или грузинами?

Ко времени Давида Строителя Багратионы, благодаря родственным связям, унаследовали Абхазию. Территория Картли вместе с городом Тбилиси в этот период вообще находилась в руках турок-сельджуков. Большинство населения города составляли мусульмане. А правил ими турецкий эмир. Но Давиду очень повезло. Как раз в эти годы русские князья во главе с Владимиром Мономахом разбили половцев. Орда их бежала на Кавказ. Давид нанял 40 тысяч этих битых кочевников себе на службу и с их помощью в 1122г. отобрал у турок Тбилиси и перенес туда свою столицу.

Но полным хозяином он там никогда себя не чувствовал и даже запретил любившим свинину грузинам приводить свиней в мусульманскую часть города, чтобы не оскорблять религиозные чувства правоверных. Полный титул Давида Строителя в конце жизни значился так - царь Абхазии и Картли.

КАК БАГРАТИОНЫ СТАЛИ МУСУЛЬМАНАМИ И НАРКОМАНАМИ. Эпоху Давида Строителя грузины считают великой, хотя она относится к ним, как говорится, боком. Посудите сами: царь - абхазский, войско у него - половецкое. А в результате все это - грузинская история. Между прочим, правил в Тбилиси Давид всего три года - после этого он умер.

Еще более выдающейся считается эпоха царицы Тамар (1184 - 1213). Если вы побываете в Грузии, местные жители покажут вам в разных местах штук десять могил, якобы принадлежавших этой великой женщине. Просто "переселение тел" какое-то! На самом деле, "величие" Грузии было эфемерным - одно нахальство. Так же, как князьями на Кавказе называли чуть ли не каждого второго, так и царем там мог стать обладатель пары десятков деревень. У нас Ярослав Мудрый правил огромной страной от Новгорода до Киева и скромно подписывался князем - всего лишь "герцогом" по западноевропейской терминологии. А Тамар - царица! Хотя царство ее с трудом можно различить на карте.

В XIII веке все, что оставалось от царства Тамар, захватили монголы. Потом эти руины завоевал Тамерлан, дважды сжигавший Тбилиси. И только в промежутке между этими азиатскими нашествиями - при Георгии V Блистательном (1314 - 1346гг) - царство Картли ненадолго воскресло. Но дали знать местные сепаратисты, считавшие, что они, прежде всего, кахетинцы или имеретинцы, и только потом, возможно, еще и грузины. В 1469 г. Картлийское государство распалось, как писал грузинский историк XVII в. Вахушти Багратиони, "на три царства и пять княжеств" - Картлию, Кахетию, Имеретию, Самцхе, Одиши, Гурию, Сванетию и Абхазию.

Вахушти Багратиони происходил из царского рода. Он хорошо знал повадки своих родственничков. По его рассказу, в XVII в. цари Картли выглядели не очень благопристойно. Большинство из них правили только по милости персов или турок и в тайне от своих подданных принимали мусульманство. Началось все с царя Ростома - ставленника Персии, воцарившегося в 1634г. По словам Вахушти, он "был мусульманином" и "привел из Персии омусульманившихся пленных грузин, и по их вине распространились среди грузин роскошь, прелюбодеяние, ложь, наслаждение тела, баня персидская, щегольство непристойное, арфисты и певцы мусульманские. И кто не пристрастился к этим делам, их не почитали".

Другие правители оказались под стать Ростому. Царь Свимон во время боя с турками под Гори обкурился гашишем, обпился вином и послал своих воинов за зеленью из сада, говоря: "Неужто не стыдно вам, ибо желаю зелени, вижу глазами и не могу отведать". Битва, начатая полководцем-наркоманом в обстановке такой морально-бытовой распущенности, естественно, была проиграна вчистую.

Еще один герой того времени - царь Иесе, начавший править в 1714 г. как ставленник персидского шаха, "веселился и наслаждался непристойно с юнцами и неподобающими песнями, вместо того, чтобы поступать величественно, отнял жену у Кайхосро Амираджиба, дяди матери своей, племянницу бабушки своей, и взял себе в жены". А когда грузинские епископы стали упрекать царя в непотребстве, Иесе ответил: "Подобает мне как мусульманину".

В эту эпоху магометанином стал даже Георгий Саакадзе - так называемый Великий моурави (правитель)- знаменитый грузинский деятель, о котором в советские времена выходили многотомные неудобочитаемые сочинения. Под 1626г. Вахушти пишет о нем и его соратнике: "Кайхосро и моурави отправились в Стамбул к султану, попросили у него войско, чтобы захватить Картли и там же моурави омусульманился".

В результате такой политики разваленная на восемь частей страна не могла защитить себя не только от Турции или Персии, но даже от племени лезгин, регулярно совершавших набеги чуть ли не на все три грузинских царства и пять княжеств одновремено.

"РОБКИЕ ГРУЗИНЫ" В ЧРЕВЕ ИМПЕРИИ. После того, как в 1795г. персы сожгли Тбилиси, последний царь Картли и Кахети Георгий XII завещал свое царство Российской империи. 12 сентября 1801г. присоединение было официально оформлено манифестом императора Александра I. Это отнюдь не означало, что в состав России вошла вся Грузия. "Всей Грузией" Георгий XII попросту никогда не владел. В 1804г. русские войска присоединили к империи царство Имеретию и княжество Мингрелию. В 1809г. наступил черед Абхазии. Впервые за долгие столетия все эти земли оказались в составе одного государства. Вместо кучи "царств" Россия образовала две губернии - Тифлисскую и Кутаисскую. Порядка сразу стало больше. Цари, кроме того, что сидел в Петербурге, перевелись. Даже с "родословными" от Соломона. Абреки сбежали в горы.

Будущая единая Грузия вызрела в чреве Российской империи, до 1917г. обеспечившей этой стране мир. Кровь за нее в войнах с турками и персами теперь проливали в основном русские и украинцы, служившие в императорской армии. А о боевых качествах местных жителей поэт Лермонтов, воевавший на Кавказе, в одной из поэм отозвался так: "Бежали робкие грузины".

До самой Октябрьской революции этнографы писали не о грузинах, а о "грузинских народах", понимая большую разницу между сванами, картвелами, мингрелами и прочими племенами. Так же, как теперь пишут о славянских народах, например. Но в 1918г. грузинские националисты, захватившие власть в Тбилиси, создали миф о единой нации и сразу же стали угнетать нацменьшинства. Тогда же впервые в XX в. вспыхнула резня в Осетии и Абхазии. Тбилиси считал эти земли своими. А местные народы думали иначе. Тем более, что с грузинами они не находились даже в отдаленном родстве. Свое особое мнение на происходящее было и у мингрелов - весной 1918-го там тоже вспыхнуло восстание.

В феврале 1921г. Грузию захватила победившая в гражданской войне Красная Армия. Но политика поддержки грузин в пику остальным народам страны продолжилась. СССР не признавал таких национальностей как сван или мингрел. А в Кремле у этой точки зрения была надежная крыша, попыхивавшая трубкой, - сам Иосиф Сталин. Официально он считался грузином, хотя, кроме грузинских, имел и осетинские корни. Только благодаря ему в составе Грузии, ставшей в 1936г. союзной республикой, в качестве автономий оказались Абхазия и Южная Осетия.

ОБЕЗЬЯНОЧЕЛОВЕК - ЗЕМЛЯК ВОЖДЯ НАРОДОВ. Вершиной грузинского исторического мифотворчества сталинских времен стало "открытие" удабнопитека - останков "единственного" в Советском Союзе ископаемого обезьяночеловека. Вот как описывал это событие английский кавказовед Дэвид Лэнг в книге "Грузины": "К востоку от Тбилиси, в Гареджийском районе, было открыто несколько поселений, где обнаружили останки человекообразной обезьяны, названные поэтому удабнопитеком (от грузинского слова "удабно", означающего "дикий"). Это существо занимало промежуточное положение между шимпанзе и гориллой. Оно было открыто в 1939г. геологами Н.О. Буршак-Абрамовичем и Е.Г. Габашвили. От удабнопитека сохранилось лишь несколько разрозненных фрагментов, два зуба, один - коренной, но они представляют единственную человекообразную обезьяну, останки которой сохранились на территории СССР".

"Некоторые советские ученые, - продолжал Лэнг, - рассматривают это открытие как свидетельство того, что Закавказье входит в число тех районов мира, где в конце Кайнозойской эры происходил переход от обезьяны к человеку разумному".

Странно другое: в послесталинскую эпоху никаких новых удабнопитеков больше не находили. Да и с первым дело темное. Отрыли-то всего чьих-то два зуба! И из этого сделали вывод, что Грузия - колыбель человечества! Наша Трипольская культура отдыхает.

Мне же ясно, как дважды два: при тогдашнем подхалимаже эти два зуба просто обязаны были "найти". Что больше могло польстить материалистическому самолюбию Сталина? Получалось, что и глава СССР родился в Грузии, и обезьяна стала человеком примерно в тех же местах.

А потом Сталин умер. И необходимость в сказке об удабнопитеке отпала, в связи с политической неактуальностью. Хотя, кто знает, как повернется история? Возможно, при Саакашвили мы еще услышим о находках в Грузии новых экземпляров удабнопитеков. Тем более, костей в тех местах после 1991г. наделали, хоть отбавляй.

Олесь Бузина,
("Сегодня", Украина)

===================================
Как тут не вспомнить "12 стульев" Ильфа и Петрова и фильм с таким же названием - "Дикие люди, дети гор, удабнопитеки, жрут сардельки, сидя на неприступной скале, а главное не падают".
И сразу же вопрос - А как представители стольких племён оказались в столь труднодоступном для врагов (или судей-соплеменников, которые решили их четвертовать за какие-то преступления) месте? Где можно спрятаться так надёжно и от друзей - соседей, и от врагов - соплеменников. Если продолжить эту мысль, то можно предположить, что убегая от сородичей по каким-либо жизненно-необходимым обстоятельствам, эти ребятки прихватили (незаконно заметьте) ещё и по паре дам с собой в горы, и там их надёжно спрятали, периодически пользуя и оплодотворяя. Потихоньку приворовывали женщин и далее на стороне, таким вот образом и разростались разные горные кланы, но не особенно мешая при этом друг другу, потому как, добраться друг до друга в горах дело хлопотное и опасное.

Почему подобный вариант сценария можно предположить? Во-первых в горах есть обычай (во всяком случае в Сванетии) - если женщина вышла одна из дома и даже до горного ручья с водой, её обязан сопровождать любой мужчина этого села, который её увидел одну без мужчины рядом. Следовательно, в этих местах обычное дело уворовать даму без спроса родичей и даже мужа.
Во-вторых - в Турции до сих пор воруют детей (особенно красивых) у всех, кто зазевался. А, как мы поняли из вышеизложенного рассказа Олеся, институт мусульманства среди грузин был развит достаточно широко и объёмно, особенно среди разномастных и разноплеменных царей и царьков. Таким образом, воровство детей и женщин могло быть тоже широко и объёмно развито в том горно-обеднённом женским началом обществе, некоторые обычаи из того классического набора кавказского абрека дожили благополучно и до наших дней - воровство невест, например. И отрывание головы несостоявшемуся жениху и мужу, если незадачливого жениха ловили родственники такой желанной добычи.
В-третьих - Ей Богу, М.Ю. Лермонтову я верю. Ну нет у него сегодня "политической целесообразности" и "политической необходимости" брехать про войну в Осетии, так как поэт- дуэлянт почил в бозе, не дожив (совсем немного, ей Богу) до новой войны Грузии в Осетии и не мог видеть, как бодро и дисциплинированно, большой разно-родово-войсковой кучей грузины в очередной раз показали на что они способны, когда удирали, уже не от Красной Армии, а от РеФе - шной, которая на порядок по своим тактико-боевым качествам уступает славной Красной Армии. Но даже и от неё.... Что же тогда говорить про времена Великого поэта и ту войну на Кавказе, где русские армии обладали ещё более высоким боевым духом и дисциплиной.
Таким образом вывод - Да здравствуют Великие русские поэты и славная Русская Армия, которой ещё не раз, в будущем, придётся доказывать свою живучесть и боеспособность.

На эту скользкую тему меня натолкнул разговор с моей соседкой Зиной. Итак, встреча с утра пораньше на улице.

— Все-таки эти приезжие наглые. Просто воруют наших мужчин. Представляешь, приехала одна пенсионерка из Москвы и вышла замуж за грузина - вдовца. И теперь с давлением и оханьем готовит ему чахохбили. Она даже слова этого выговорить не может, но что-то колбасит. И называет его, знаешь как?

— "Атари"! Прямо так бы взяла и придушила. Захватчица и есть.

— А в чем, говорю, проблема? Пусть радуются себе на здоровье. "Атари", наверное, наворачивает а-ля чахохбили и не жалуется. Почему вы сами не вышли замуж за этого голодающего вдовца?

— Я??? Издеваешься? Я в свое время замуж не вышла. А теперь тем более. В 70 лет пора на тот свет собираться, а не замуж выходить. Нет у людей ни стыда, ни совести!

И мы разошлись в разные стороны. Тем не менее разговор запал в голову и я стала опрашивать разных людей, чем можно объяснить такой феномен, что многие грузины женятся на славянках, в то время, как местные женщины при всех своих достоинствах не известно почему остаются не востребованными. Или мне это просто кажется.

Вот несколько мнений.

Тамрико Кикнадзе: Мой старший брат переехал в Россию еще лет 30 назад. Сперва учился, потом служил в армии. Вначале жил в общежитии, потом потребовалась прописка и он перебрался к своей однокурснице из Тамбова, которая имела уже однокомнатную квартиру. Пожил с ней несколько лет.

Мой отец нервничал и звал Ачико сюда. Все-таки единственный сын, на него возлагались большие надежды, подыскивали девочек из хороших семей. Потом Ачико нам объявил, что женится на Вале, так как она беременная. Мой отец чуть с ума не сошел на нервной почве. Жениться на женщине с ребенком от первого брака — это было выше его понимания. С ним случился инсульт, а Ачико все равно сделал, как решил. Нам он объявил, что Валя — самая лучшая. Нам в итоге пришлось смириться и принять Валю с деревянными улыбками. Валя побыла в Тбилиси, но жить здесь ни в какую не захотела. Ачико тоже твердил ей в тон:

— Что я здесь потерял? Я прекрасно налажу дела в России.

И правда, хорошо зарабатывал, высылал родителям деньги ежемесячно и не забывал нас, двух сестер. Иногда приезжал со своим сыном и падчерицей, которая называла его "мой папочка" и даже не знала, что он ей не отец.

Мы спрашивали у него, почему он не женился на грузинке, и называли конкретных девушек, которые соответствовали ему по всем статьям. Он говорил примерно так:

— Русские женщины красивее наших и лицами, и фигурой. С ними легче общаться. Грузинки более претенциозны. Я жил с разными женщинами, и никто от меня ничего не требовал.

Что мне сказать, спустя столько лет? Мой брат, по-видимому, счастлив, он сумасшедший отец, очень любит сына. С женой у них по-разному, Ачико ей изменяет потихоньку, и Валя смотрит на это сквозь пальцы. Их брак состоялся. Жаль только моего отца, который никак не может в себя прийти после инсульта, еле ходит, еле разговаривает. Надо было принять выбор Ачико более философски.

А что касается наших женщин… У меня в корпусе ровно половина девушек так и не вышли замуж, хотя все красотки, трудолюбивые и хорошие хозяйки. Хотя есть и такие, кто вышел замуж два - три раза.

Давид: У меня жена грузинка. Живем нормально, у нас двое детей. У нескольких моих друзей жены — славянки. Тут, конечно, есть свои плюсы. С ними намного проще, чем с нашими. И визуально сразу притягивают глаз. Мы, мужчины, не любим, когда на нас давят и грузят ответственностью. Тут не успел месяц просто погулять с девушкой, кино, кафе, туда-сюда, на тебя ее родители уже смотрят как на официального зятя, и попробуй не женись. Целое дело. А мои друзья по несколько лет жили со своими любимыми, и никто их не тащил расписываться. Они в любой момент могли "соскочить". Например, у меня сестра так и осталась не замужем, хотя чудесная хозяйка, красавица и прекрасный специалист своего дела. Но она бы близко не подпустила к себе мужчину с какими-то подозрительными предложениями.

Маико Гагнидзе: Да, есть такая тенденция. Я тоже замечаю, что наши мужчины женятся на русских. Либо привозят их сюда, либо здесь знакомятся с туристками. Лично мне русские женщины тоже нравятся. У них есть чему поучиться. Они красивые, дисциплинированные, хорошо воспитывают детей и очень раскованные. Без комплексов. Думаю, потому они и нравятся нашим мужчинам.

Руслан Стрижак: Ещё вариант. На уровне инстинктов борются два, один требует близкий и родной типаж для воспроизведения потомства, а другой — максимально отличный, для внесения свежей крови. Оба инстинкта работают в каждом, а какой именно окажется сильнее, зависит от внешних факторов.

Елена Кучеренко: В моем представлении грузинки — идеальные жёны. А славянки как раз — вынос мозга.

Юля: Может быть, отсутствие у кандидаток большого количества родственников? У нас мужчины избалованные. Пьяный, худосочный, не работает и пьет. Но ты за ним ещё побегай, а он морду воротит — да ты толстая, да у тебя дети от первого брака… А грузин сам за тобой бегает, и детей в общем-то любит больше, чем средний русский — своих и чужих. И поможет, и комплиментов наговорит, и к интимным отношениям всегда готов. Так что наши дамы к грузинам благоволят, знают, с чем сравнивать. Порой готовы такого красавца на руках носить. А те видят хорошее отношение.

Алена: Я сама коренная жительница Тбилиси, но не заметила такой тенденции. Женятся и на тех, и на других достаточно хорошо. На ком-то не женятся. Очень часто это зависит от желания женщины. Кстати, не все же замуж хотят.

Tatiana Leon: Да я вообще за смешанные браки, я ребёнок от смешанного брака, мой ребёнок от смешанного брака. Сказать, что женятся только на славянках — не согласна, у меня есть знакомый, который женат на японке. Просто те грузины, которые женаты на японках, итальянках, француженках и т. д., почти не видны в Грузии, они просто там не живут! Почему славянки видны, так ближнее зарубежье более доступно, потом в Грузии, я так считаю, после 90-х началась массовая депрессия: везде хорошо, кроме Грузии, и многие разъехались, кто куда, а так как в ближнее зарубежье было легче, вот и получились такие браки, где живёшь там и влюбляешься. Потом пошла волна туристического бума с оханьем и аханьем славянок, как они обожают Грузию и как бы желали жить в Грузии, ну и пускаются чары в ход. Про то, что со славянками легче жить, трудно клеить одни и те же ярлыки на всех, у каждого свой характер, но если спросить об этом европейцев, которые съели собаку, они скажут, что именно славянки более капризны, но не хочется обобщать, что грузинки больше достают мозги, трудно ведь обобщать, есть разные. Но, наверное, в начале ухаживать за грузинками труднее, ведь они выросли с красивыми словами и знают, что зачастую это пыль в глаза, красивые разговоры, вот и не хотят мужики тратить свою энергию.

Анна Мастеркова: Родители славянок меньше вмешиваются в их выбор. В том числе и на экономические условия не смотрят.Ответственность перед семьёй девочки меньше, особенно на начальном этапе знакомства. Безболезненнее можно отойти назад, а на практике быстрее приводит к бракам.

Анна Пучкова: Грузинские мужчины часто влюбляются в славянских женщин, потому что поведение разное и отношение разное. Вот, если мужчина схватил все сумки и понёс, то грузинка глазом не моргнёт: "Он же мужик, он обязан". А славянка, особенно из Москвы, скажет: "Вау, как приятно, спасибо тебе огромное". Она знает, что бывают мужики, которые этого не делают. Если грузинке мужчина предлагает отвезти ее куда-то, привезти откуда-то, то она воспринимает как должное, а славянка как супер заботливого мужчину. Если грузинка рассчитывает на серьёзные отношения, то может мурыжить парня месяцами, не имея интимных отношений, славянка, в большинстве случаев, ради приличия выдержит недели две, а дальше будет иметь полноценные отношения. Для грузинки на первом месте дети и родители в большинстве случаев. Для славянки — мужчина почти всегда в центре ее внимания. При этом, конечно, домашним делам и заботам грузинки посвящают очень много времени и сил, и это не может не восхищать. Все это не без исключений. Встречаются и обратные примеры. Но мужчины объясняют все это примерно так.

Темури: Я не замечал ничего похожего. Как было, так и есть. Главное, не в происхождении, а в финансах. Если материально в семье все стабильно, то и никаких проблем не будет. Сейчас мужчины, если видят, что женщина хорошо зарабатывает, то с удовольствием на такой женятся. И женщины так же мыслят. У меня, например, соседка за китайца вышла замуж и уже ребенок есть. У китайца здесь бизнес. Живут нормально, непонимания точно нет. Я другой человек. Никогда бы не женился ни на ком, кроме как на грузинке. Я очень чту наши традиции, культуру и историю. И считаю, что смешиваться ни с кем нельзя.

Многие респонденты повторяли уже сказанное до них. Все это можно суммировать одной простой истиной - готовых рецептов счастья не существует.

Закончить этот экспромт - опрос мне бы хотелось одной историей.

Марина Куликова: Я хочу рассказать свою историю.

3 июля 2008 года я познакомилась так же через интернет с молодым и красивым парнем. О грузинах, да и вообще о Грузии я мало что тогда знала, мы общались сутками напролет по Скайпу, появились сильные чувства, а потом 08.08.2008 началась война. Я купила билеты, но границы были закрыты, сколько было переживаний, сколько нервов — это всё просто не передать словами. И, о чудо, за два дня до моего вылета границу открыли! Я не сомневалась ни минуты и полетела из Питера в Тбилиси, конечно, транзитом. В аэропорту мне сказали, что мой рейс из Киева перенесли на 12 часов. Связи такой, как сейчас, ещё не было, мне удалось передать сообщение, что я опаздываю. В итоге, когда я летела, в самолёте я русская была одна, НИ ОДНОГО косого взгляда не было, и это 11 сентября!!! Все бы ничего, но пока я сидела в Киеве, там потеряли мой багаж, и когда я прилетела, все уже вышли, а я ещё писала заявление о потере, не могла выйти к Гио. Он ждал меня 12 часов в аэропорту! Ни он, ни я точно не знали, когда я прилечу, связи тоже не было уже.

Мы провели вместе десять потрясающих дней, а потом, вернувшись, я решила все свои дела и через два месяца приехала на совсем.

08.08.2009, ровно через год после печальных событий, у нас родилась наша Сандра, еще через год — Гио, сыночек. Мы счастливы в браке уже девять лет, для нас каждый день как первый день!

Так что нельзя всех равнять под одну гребёнку: и хорошие, и плохие люди есть в каждой стране! Порядочность не зависит от национальности!

Девочки, не бойтесь любить и быть любимыми.

Всем ДОБРА и ВЗАИМНОЙ ЛЮБВИ!

Я присоединяюсь к пожеланиям Марины Куликовой и желаю всем читателям Sputnik найти свою половину и, самое главное, сохранить взаимные чувства на всю жизнь.

35 место. Мака Гигаури

34 место. Тамара (Тамрико) Гвердцители (род. 18 января 1962, Тбилиси) - советская, грузинская и российская певица, актриса, композитор, народная артистка Грузинской ССР, народная артистка России. Отец - из древнего грузинского дворянского рода Гвердцители. Мать - , внучка одесского раввина. Поскольку у евреев национальность считается по матери, а у грузин - по отцу, то Тамару Гвердцители можно с равным успехом назвать как грузинкой, так и еврейкой.

33 место: - советская актриса. Не следует путать её с другой советской актрисой Кирой Георгиевной Андроникашвили (1908-1960), которая приходится ей тетей.

32 место. (20 февраля 1923, Тбилиси - 31 марта 1994) - советская актриса, народная артистка Грузинской ССР.

31 место. Элене Гедеванишвили (род. 7 января 1990, Тбилиси) - грузинская фигуристка, двукратный бронзовый призер чемпионата Европы (2010, 2012) в одиночном катании.

30 место. Анна Чакветадзе (род. 5 марта 1987 год, Москва) - российская теннисистка, завершившая карьеру в 2012 году. Выиграла 8 турниров WTA. Отец Анны родом из Грузии, мать - из Украины.

29 место. Ирина Онашвили - грузинская модель, представляла Грузию на Мисс мира 2003.

28 место. Тако Лолуа - грузинская модель.

27 место. Мариам Киласония - Мисс Абхазия 2009. Конкурс проходил в Тбилиси, а не в Абхазии, а победительница является не абхазкой, а мегрелкой (субэтническая группа грузинского народа).

26 место. Лика Кавжарадзе (род. 26 октября 1959, Тбилиси) - советская и грузинская актриса. Известность ей принесла роль Мариты в фильме Тенгиза Абуладзе «Древо желания».

25 место. Софико Чиаурели (21 мая 1937, Тбилиси - 2 марта 2008) - советская и грузинская актриса, народная артистка Грузинской ССР (1976), народная артистка Армянской ССР (1979). Сыграла более чем в ста фильмах.

Софико Чиаурели в фильме "Цвет граната" (1968)

24 место. - оперная певица (меццо-сопрано). Родилась в Тбилиси. Выступала в Ла-Скала, Мариинском театре и других театрах мира.

23 место. София Нижарадзе (род. 6 февраля 1986, Тбилиси, Грузия) - грузинская и российская певица, актриса, автор песен. Исполнила роль Джульетты в российской версии французского мюзикла Roméo & Juliette (2004-2006, Москва, Театр оперетты). В 2005 году представляла Россию на конкурсе исполнителей поп-музыки «Новая волна». В мае 2010 года представляла Грузию на конкурсе «Евровидение».

22 место. Нино Махарадзе - грузинская модель, представлявшая Грузию на конкурсе Мисс Интерконтиненталь 2012.

21 место. Ия Нинидзе (род. 8 сентября 1960, Тбилиси) - советская грузинская и российская актриса театра и кино, народная артистка Грузии.

Ия Нинидзе в фильме "Орех Кракатук" (1977)

20 место. Елена Сатине (род. 24 ноября 1987, Тбилиси) - американская актриса грузинского происхождения. Её настоящая фамилия - Схиртладзе .

19 место. Нонна Диаконидзе - грузинская модель, представлявшая Грузию на конкурсе Мисс Земля 2009.

18 место. Лидия Циргвава (14 апреля 1923, Харбин, Китай - 31 декабря 2013) - советская и российская актриса, художник. Более известна как Лидия Вертинская (по фамилии мужа - русского певца Александра Вертинского). Мать актрис Анастасии и Марианны Вертинских, которые входят в .

16 место. Антиса Буцхрикидзе - грузинская модель.

15 место. Кэти (Кетеван) Мелуа (род. 16 сентября 1984, Кутаиси, Грузия) - британская певица грузинского (мегрельского) происхождения.

13 место. Додо Чоговадзе (род. 1951) - советская актриса, наиболее известная по роли принцессы Будур в фильме "Волшебная лампа Аладдина" (1966).

12 место. Елена Циклаури - грузинская модель, участница конкурса Мисс Грузия 2014.

11 место. (род. 29 ноября 1991, Тбилис) - грузинская модель, Мисс Грузия 2011. Представляла Грузию на Мисс мира 2011. Некоторые считают, что Джанет Кердикошвили по национальности , однако она отрицает это и говорит, что её родители - менгрелы из Абхазии.

10 место. Небахат Чехре / Nebahat Çehre (род. 15 марта 1944 года, Самсун, Турция) - турецкая актриса, в прошлом - модель, Мисс Турция 1960. В России наиболее известна по роли Валиде Султан - матери султана Сулеймана в сериале "Великолепный век" (2011-2012). Отец Небахат Чехре грузинского происхождения, мать - лазского (лазы - субэтническая группа грузинского народа).

Небахат Чехре в молодости:

Небахат Чехре в возрасте 67 лет в роли Валиде Султан в сериале "Великолепный век":

9 место. Манана Джапаридзе (род. 28 декабря 1980, Тбилиси) - азербайджанская певица грузинского происхождения.

8 место. Вероника (Вера) Кобалия (род. 24 августа 1981 года, Сухуми, Абхазия) - грузинский и канадский экономист, общественный и политический деятель, министр экономики и устойчивого развития Грузии в 2010 - 2012 годах.

7 место. Нато Вачнадзе (14 июня 1904, Варшава, Польша - 4 июня 1953) - советская актриса, народная артистка Грузинской ССР, заслуженная артистка РСФСР. Настоящее имя - Наталья Андроникашвили. Вачнадзе - фамилия по первому мужу.

6 место. Нини Бадурашвили (род. 27 декабря, 1985, Тбилиси) - грузинская актриса и певица.

5 место. Мэри Шервашидзе-Эристова (17 октября 1895, Батуми, Грузия - 21 января 1986) - российская княгиня, дочь князя Шервашидзе, фрейлина императрицы Александры Федоровны. После брака с князем Эристовым взяла фамилию мужа. После Гражданской войны уехала за границу, работала манекенщицей в доме моды Шанель. Историк моды Александр Васильев в своей книге "Красота в изгнании" пишет: "Хрупкая брюнетка Мэри Эристова олицетворяла тип красоты, модный в 20-х годах. Её лицо и фигура подходили как нельзя кстати к стилю Шанель тех лет, к тому же Коко импонировало, что для нее, провинциалки из Оверни, работают "настоящие русские княгини". Как говорят, портрет княгини Мэри был в спальне княгини Монако Грейс Келли. Проснувшись, она сначала смотрела на картину и лишь потом в зеркало, определяя, таким образом, хорошо ли выглядит сегодня.

4 место. - грузинская модель. Представляла Грузию на конкурсе Мисс Туризм 2008.

3 место. Лика Метревели (род. 17 марта 1993) - грузинская модель, Мисс Тбилиси 2009, Вице-Мисс Грузия 2012, победительница грузинского этапа конкурса Elite Model Look 2012.

2 место. (род. 10 ноября 1975, Тбилиси) - российская журналистка и телеведущая. Тина Канделаки о своем происхождении: "Моя мама Эльвира Георгиевна Алахвердова - . Никогда я из этого не делала тайны. Мой отец Гиви Шалвович Канделаки - грузин. Канделаки - греческая фамилия. Греческие священники, которые принесли христианство в Грузию, были моими отдалёнными предками. Но ассимиляция произошла настолько глубоко, что Канделаки стали 100-процентными грузинами".

Самая красивая грузинка - грузинская модель, актриса и телеведущая, Мисс Грузия 2007 Гванца Дараселия (род. 1 сентября 1989, Тбилиси). Представляла Грузию на конкурсе Мисс Вселенная 2008. Снялась в фильмах "Девочка со слайда" (2009) и "Город мечты" (2010).

Вперед, в демократическое будущее, в средневековое царство

В недавнем историческом прошлом образ грузин был для советских людей вполне определенным. В их глазах типичными грузинами были герои одноименных фильмов "Отец солдата" и "Мимино". Грузинские торговцы фруктами царствовали на рынках по всему СССР, сорили деньгами в ресторанах и вообще были известны как кутилы и прожигатели жизни. У прочих, не слишком благоденствовавших в советские времена национальностей, сложилось стойкое представление, что грузин может быть только богатым или очень богатым, а уж бедным – точно никогда.

В настоящее время от прежнего этнического стереотипа не осталось ничего. Среди последних прозвучавших эпитетов можно назвать следующие: политические хулиганы, клоуны, психопаты, коррупционеры, заокеанские политические марионетки...

Вполне очевидно, что грузины, как и все народы бывшего СССР, больше не являются частью единой исторической общности и окончательно перестали быть "социалистической нацией". Что же осталось после того, как коммунистическое иго и "русское имперское ярмо" окончательно сброшено? А после этого обнаружилось, что несмотря на ярко выраженное и господствующее у грузин национальное самосознание, процесс национальной консолидации грузинской нации еще очень далек от завершения.

Общая численность грузин составляет более четырех миллионов человек, но к настоящему времени из независимой Грузии уехало по разным подсчетам от одного до полутора миллионов. Подавляющее большинство этих людей относятся к молодому и среднему возрасту, имеют хорошее образование, многие из них являются признанными корифеями в медицине, искусствах и многих областях научного знания. Почему же энергичная и предприимчивая часть грузин оказалась в столь нелюбимой тбилисской политической элитой авторитарной России, а не в родном, истинно демократическом Сакартвело?

И вообще, кто такие грузины?

Под общим названием "грузины" объединено более 20 субэтносов, причем проживающие в Западной Грузии сваны и мегрелы настолько отличаются в языковом и культурном плане, что правильнее было бы рассматривать их как отдельные народы (подобно чехам или сербам по отношению к русским). Поэтому является вполне обоснованным мнение тех ученых, которые предлагают использовать для обозначения формирующейся грузинской нации не термин "грузины", а самоназвание "картвелы", которое включает в себя говорящих на языках картвельской группы грузин Восточной Грузии, мегрелов и сванов.

Невысокий уровень консолидации грузинской нации объясняется тем, что как справедливо констатирует историк и политический деятель постсоветской Грузии Г.Мамулия, грузинская нация начала зарождаться совсем недавно: лишь в XVIII веке, после того, как "находившаяся в течение нескольких столетий (с ХIII века) в тупике социального развития Грузия была включена в пределы Российской империи".

Нынешние тбилисские правители этот факт не признают и пытаются представить российский период грузинской истории в качестве тяжелейшего испытания. Подобные заявления свидетельствуют не столько о незнании собственной истории, сколько о воинствующей русофобии.

…К моменту включения в состав Российской империи население современной Грузии отличалось чрезвычайной дробностью. Историческая Восточная Грузия была населена многочисленными субэтническими группами (картлийцы, кахетинцы, мохевцы, мтиулы, пшавы, тушины, хевсуры и др.), в основном говорившими на взаимопонятных диалектах грузинского языка. Сформировавшееся после присоединения к России грузинское просветительское, а затем национальное движение (первоначально дворянское, а затем разночинно-интеллигентское) имело целью духовное возрождение собственного народа, преодоление культурно-языковой раздробленности и формирование единой грузинской нации и государства. Источником вдохновения грузинского национального движения (движение "Тергдалеули", Общество распространения грамотности среди грузин и т.д.) стало богатое историческое прошлое, особенно времена существования так называемой "идеальной Грузии" – средневекового Грузинского царства X-XIII веков.

Заново переосмысливаемые с точки зрения современных реальностей, приобрели в постсоветской Грузии настолько важное значение, что необходимо хотя бы вкратце остановиться на средневековой истории. Как ни парадоксально, единое Грузинское (точнее, Абхазо-Грузинское) царство появилось благодаря не грузинам, а абхазам. В VIII веке абхазские феодальные княжества были объединены в составе единого Абхазского царства, которое при поддержке хазар вышло из-под контроля Византии, а затем начало экспансию в юго-восточном направлении. После того, как в его состав была включена вся Западная Грузия, в Кутаиси была перенесена столица Абхазского царства. В Х веке династия абхазских царей прервалась, и престол перешел к Баграту III (грузину по отцу и абхазу по матери).

Династия Багратиони продолжила политику территориальной экспансии, ее результатом стало объединение Западной и Восточной Грузии. В ХIII веке после монгольского нашествия Абхазо-Грузинское царство распалось, воцарилась феодальная междоусобица, и страна на многие века оказалась в том самом "тупике социального развития", о котором пишет Г.Мамулия. Этот период закончился лишь с приходом в Закавказье России, после которого в Грузии, огражденной от внешних нашествий русскими штыками, начался период национального возрождения.

Почему же события средневековья приобрели актуальность в современных условиях? Дело в том, что разделенное на бесчисленные группы и течения грузинское национальное движение XIX-XX веков было едино в определении границ "исторически принадлежавшей грузинам территории": ими стали именно границы "идеальной Грузии" –Абхазо-Грузинского царства периода его максимального расцвета.

Согласно официальной грузинской версии, летописцы уже в Х веке под названием "Картли" подразумевали всю Грузию, обширную страну, где христианское богослужение велось на грузинском языке. На протяжении многих поколений в грузинских школах именно границами "идеальной Грузии" определяются "исконные грузинские земли", именно эти границы являются справедливыми на уровне современного грузинского массового сознания.

Порочность данного подхода заключалась в том, что данное средневековое царство изначально было многонациональным, что, в частности, было закреплено и в названиях его правителей: "царь абхазов, картвелов, эгров, кахов…". Поэтому уже в середине ХХ века трактовка вопроса о том, кто на территории Грузии является "хозяином", а кто "гостем", стала предметом острой дискуссии, способствовала ухудшению отношений между грузинами и этническими меньшинствами.

Наряду с объявлением меньшинств "гостями на исконных грузинских землях", грузинская общественно-политическая мысль изначально включила мегрелов и сванов в состав единой грузинской нации и отказалась признавать за ними право на собственное национальное существование. Проиллюстрируем значение и суть этого судьбоносного для грузинской нации положения на примере славян. Как известно, чехи, сербы, поляки и другие народы являются славянами, имеют общих исторических предков и языковое родство, но никому не придет в голову провозглашать их русскими.

…Первая попытка осуществить на практике права грузин на "свои исторические земли" была предпринята после распада Российской империи, в период существования независимой Грузинской республики. Но власти страны, стремившиеся добиться национальной консолидации грузин в максимально сжатые сроки, проводили по отношению к этническим меньшинствам откровенно шовинистическую политику. Вот как характеризовал эту политику очевидец: "в Грузии усиленно культивируется национализм в очень диких формах. В Учредительном собрании армянам не разрешают говорить по-армянски. Резкая борьба против стремления Аджарии к автономии. Осетинов страшно преследуют и выселяют. Сильная национальная борьба идет в Абхазии."

Как и в прошлом, в настоящее время грузины и национальные меньшинства страны имеют собственные версии своей истории. К примеру, отношения между абхазами и грузинами оценивается с диаметрально противоположных позиций. Абхазская сторона связывает все беды своего народа – массовые аресты, истребление интеллигенции и значительной части крестьянства, запрет говорить на родном языке и т.п. – с союзными руководителями грузинского происхождения (Сталин, Берия и другие) и политикой республиканского руководства, которые совместно проводили политику насильственной грузинизации населения. Грузинская сторона связывает все проблемы в отношениях между двумя народами с политикой союзного руководства, которое во имя "господства Москвы" сознательно разъединяло и противопоставляло братские народы. Как показывают социологические исследования, в настоящее время подобные взгляды разделяются подавляющим большинством грузинского населения.

Подобные взаимоисключающие взгляды отражают одно принципиально важное явление. В течение всего советского периода важнейшей задачей руководства Грузинской ССР (как и их предшественников в 1918-1921 гг. и последователей в постсоветские времена) было достижение национальной консолидации грузин в максимально короткие исторические сроки. В период правления Сталина эта задача решалась откровенно репрессивными методами: некоторые народы были выселены за пределы Грузии (греки, курды, турки-месхетинцы). Другие, даже не родственные картвелам, были объявлены "грузинскими племенами" и должны были быть насильно грузинизированы.

Сегодня политика государственного строительства Грузии вновь строится на основе жесткого унитаризма, на дискриминации и подавлении меньшинств. Конституция 1995 года провозгласила Грузию федеративным государством, но это осталось чисто пропагандистским шагом; условием начала рассмотрения всех связанных с федерацией вопросов было объявлено "восстановление территориальной целостности Грузии".

Таким образом, глубокий кризис государственности в нынешней Грузии во многом предопределен принципиальной невозможностью осуществить избранную еще в XIX веке стратегию строительства грузинской нации и грузинского государства.

Процесс формирования грузинской нации может быть облегчен и значительно ускорен только в случае признания за мегрелами и сванами права на национальное существование. Но эта идея, похоже, совершенно неприемлема не только для политической элиты, но и для большинства современных грузин.

По материалам "Новой политики"

Грузины - это гордые и смелые жители Кавказа, хранители золотого руна, лучшие в мире виноделы и знатные любители застолий. Даже полушутливая легенда о сотворении мира гласит, что, когда Бог раздавал всем народам земли, грузины опоздали, потому что отмечали мироздание и славили его имя. За грузинскую искренность Бог решил отдать им кусок земли, что оставлял для себя - самый прекрасный во всем мире.

Название

Грузины называют себя картвелеби, или картвелы, а страну - Сакартвело, что означает «страна картвелов». Наименование народности произошло от названия местности Картли, основного региона страны, где происходило ее зарождение. Первое его упоминание относится к 800 году нашей эры.
Экзонимы «Грузия» и «Георгия» имеют персидские корни и происходят от слова «гург», которым до X века называли жителей региона. Сами грузины считают, что название это пришло к ним от имени Святого Георгия, хотя исторического подтверждения этому нет.

Где живут

Большинство представителей нации проживает в Грузии. Страна располагается в западном Закавказье и омывается Черным морем. Столица государства - город Тбилиси. Грузины составляют 86,8% населения страны.
Среди нации выделяется ряд этнографических групп, различающихся между собой областями проживания, диалектами, частично элементами культуры и традиций. Выделяются следующие малые группы:

  • аджарцы - проживают на юго-западе Грузии в регионе Аджария;
  • мегрелы - субэтническая группа грузинского народа, имеет свой язык и значительные культурные различия;
  • сваны - проживают в исторической горной части Грузии Сванетии, владеют грузинским и сванским языками;
  • лазы, чвенебури, имерхевцы - живут в Турции, в основном, исповедуют ислам суннитского толка;
  • гурийцы и имеретинцы - обитают на западе Грузии в регионах Гурия и Имерети;
  • ингилойцы - часть азербайджанской диаспоры;
  • ферейданцы - проживают в Иране, вера - ислам шиитского толка.

В годы СССР грузины активно перемещались по советскому пространству, большая часть мигрантов осела в России, быстро ассимилировавшись.

Численность

Число представителей нации по всему миру насчитывает более 4 миллионов человек. По данным переписи 2014 года, большая часть из них - 3,2 миллиона человек, проживает в Грузии. Согласно переписи населения 2010 года официально в России зарегистрировано чуть меньше 160 тысяч грузин, однако, по неофициальным данным, их число составляет порядка 350-500 тысяч. Всего же в советские годы в Россию мигрировало около 1 миллиона картвелов.
Кроме того, крупные диаспоры есть в:

  • в Турции - порядка 152 тысяч человек
  • в Иране - 62 тысяч человек
  • в Абхазии - по разным оценкам, от 40 до 70 тысяч человек
  • на Украине - около 34 тысяч человек
  • в Азербайджане - 9,9 тысяч человек

Язык

Грузинский язык относится к картвельской семье, распространенной в западной части Закавказья. Особенность языка - большое количество длинных слов и обилие согласных букв. Ударений нет, однако для выражения смысла и выделения основного корня активно используется интонация: поэтому иногда кажется, что во время разговора грузины ругаются. Язык достаточно простой: в нем нет мужского и женского рода, заглавная буква не используется, а все слова пишутся так же, как и слышатся.


Письменность в регионе зародилась в глубокой древности: на древнегрузинском языке были созданы некоторые памятники, относящиеся еще к V столетию. Однако сам язык начал формироваться гораздо раньше, еще во втором тысячелетии до нашей эры. В основе языка лежит речь жителей региона Картли, а алфавит восходит к древнему арамейскому или греческому письму. Современный язык основан на фонетическом принципе, на нем говорят более 4,2 миллиона человек по всему миру.

История

Современная территория Грузии была населена предками людей миллионы лет назад. В 1991 году вблизи небольшого грузинского города Дманиси был обнаружен гоминид, получивший название дманисийский. Это древнейший из известных представителей Homo, обитавших вне африканской территории.
Не факт, что именно от этого вида гоминидов и произошли грузины, однако, без сомнения, нация ведет корни из региона современного расположения Грузии. Множество племен жило здесь уже в эпохи неолита и палеолита, строя жилища, занимаясь первобытным земледелием и скотоводством, охотой и собирательством.

«Золотое руно» в Грузии

В V-IV веках до нашей эры регион впервые упоминается в письменных источниках. Тогда на восточном берегу Черного моря располагалось царство Колхида, а на востоке современной Грузии - Иберия. О первой упоминали Геродот, Эсхил и Пиндар, но больше всего она прославилась благодаря легенде о аргонавтах. Миф о золотом руне, посланном греческими богами, гласил, что оно было утрачено именно в Колхиде. Тогда герой Ясон направился в далекое царство, в результате чего добыл и руно, и жену Медею, дочь колхидского правителя. В центре Батуми даже стоит посвященная этому скульптура: «Медея с золотым руном».


Иберия и Колхида просуществовали недолго: они захватывались римлянами, греками, персами, арабами. Однако именно в этот период регион принимает христианство, а столицей Картли, центрального района региона, становится Тбилиси. Лишь в IX столетии династия Багратионов изгоняет арабов, объединяет феодальные государства и образует единое - Картли. С этого момента можно начинать отсчет становления грузинской государственности.

Возрождение и современность

XI-XII века считают «грузинским Возрождением», эпохой строительства и расцвета. В этот период правила знаменитая царица Тамара, которая наладила экономику и отношения с Киевской Русью. Произошел расцвет живописи, литературы, философии, архитектуры, металлообработки. После начался период упадка, связанного с нескончаемыми войнами с татаро-монголами, Османской империей, персами, Ираном, Тамерлан вторгался в страну восемь раз.
Такое положение сохранялось до второй половины XVIII столетия, пока грузины не обратились за помощью к Российскому государству, в итоге, став его частью. После Октябрьской революции народность не захотела присоединяться к Советам, однако волнения были подавлены. После распада СССР в стране начались межэтнические конфликты, которые привели к отделению исторических областей Абхазии и Южной Осетии.

Внешность

Антропологически большая часть грузин относится к европеоидной расе, представляя ее кавкасионский тип. К числу его отличительных особенностей относят:

  • высокий или средний рост;
  • крепкое телосложение;
  • глаза карего, голубого или зеленого цвета;
  • темно-русые, черные или каштановые волосы;
  • «орлиный» или прямой нос с чуть загнутым кончиком;
  • светлая кожа;
  • широкое лицо с зауженным подбородком и выпуклой челюстью.

С давних пор грузины считались одним из красивейших кавказских народов. Иностранцы отмечали атлетическое сложение мужчин и стройность девушек, которые сохраняли формы даже с возрастом. Иммануил Кант и Чарльз Дарвин отмечали невероятную красоту грузинок и тот факт, что многие персы, арабы, турки мечтали взять в жены одну из них, чтобы «облагородить» кровь и внешность.

Одежда

Грузинский мужской костюм известен далеко за пределами страны: его элементы встречаются в коллекциях современных дизайнеров всего мира. Традиционный вариант состоит из широких штанов, стянутых кисточками, ситцевой рубашки и короткого кафтана. Главный элемент наряда - чоха, которая представляет собой верхнюю одежду, наподобие кафтана с широкими, часто разрезными рукавами и глубоким клинообразным вырезом спереди.


Чоху должен был иметь каждый грузин, поскольку она считалась символом отваги и мужества. Обычно чоха была черного цвета, реже красная, а на свадьбу могли надевать бежевую или белую. Часто к ней прикрепляли куски материи с богатым шитьем, на которых были изображены родовые гербы. Обязательный элемент чохи - газыри, отделения для хранения патронов. Зимой облик дополняли бурка и папаха из овечьей шерсти.
Женские традиционные костюмы различались в зависимости от региона, однако имели и общие черты. Нательная одежда состояла из рубашки и панталон, сверху надевали платье: облегающее в груди и широкое, спускающееся до пола, в нижней части. В роли головного убора выступала высокая бархатная шапочка, к задней части которой прикрепляли кусок легкой материи. Богатые грузинки дополняли образ бархатной накидкой и изящным кожаным ремнем.

Мужчины

Мужчина во все времена занимал лидирующую роль в семейной и социальной жизни. Он решал все общественные вопросы, отвечал за воспитание сыновей, полностью обеспечивал родных. В семье мужчина был главным, жена должна была его во всем слушаться.
Мужчины отличались воинственным и вспыльчивым характером, но в то же время имели веселый нрав, обожали шутки и большие компании. Один из важных элементов жизни любого мужчины - наличие лучшего друга. Его называют «джигари», что переводится, как «внутренние органы». Грузины считают, что жить без лучшего друга - значит жить без сердца.


Женщины

Грузины любили и почитали женщин, даже в ранней мифологии солнце у них было женского пола, так же, как и мать-земля. Во многом на отношение к женщине повлияли знаменитая царица Тамара и святая Нино, которая, согласно легенде, одной из первых принесла православие в Сакартвело.
В то же время женщина до XX века не имела практически никаких прав: ей нельзя было голосовать, участвовать в обсуждении общественных дел, бывать в обществе мужчин и давать им советы, присягать и быть поручительницей.
Главное назначение женщины - заниматься семейными и хозяйственными делами, воспитывать детей. Бесплодных женщин не уважали, также позором считалась измена и даже обычное общение с посторонними мужчинами. Главное для грузин - сохранение правил приличия и хорошая репутация в обществе.


Семейный уклад

Ментальность грузин с древних времен базировалась на почитании старших. Они предпочитали жить большими родственными общинами, численность которых могла доходить до 100-150 человек: вместе жили несколько поколений вместе с новыми семьями. Со временем происходит уменьшение семей до 30-40 человек, а в городах молодые семьи и вовсе предпочитают селиться после свадьбы отдельно от родителей.

В семье процветал патриархальный уклад, а невеста после замужества переходила в дом мужа. Для нее существовал запрет на разговоры с родителями и старшими родственниками мужа, в обязанность вменялось ведение хозяйства. Особым праздником в семье было рождение мальчика, а вот появление дочерей, особенно в большом количестве, было нежелательным.


Жилище

Жилища грузин различались в зависимости от места расселения. В горах преобладали каменные одноэтажные постройки, расположенные скученно, укрепленные башнями и другими оборонительными сооружениями.

В равнинной местности строили каменные дома с земляными или соломенными крышами, а также деревянные с двускатными. Часть селений располагалась скученно и хаотично, другая размещалась просторно, вытянувшись вдоль рек. На равнинах грузины имели обширные усадьбы с хозяйственными постройками и главным домом.
Каменные жилища состояли обычно из одной большой комнаты. Напротив входа располагались спальные места, а в центре находился большой очаг с подвесным котлом, вокруг которого обедали, пировали и грелись. Позже стали строить двухэтажные дома с крытыми террасами и навесами перед входом. Обычно в цоколе располагался подвал для производства вина или хранения запасов, на первом этаже размещалась гостиная и кухня, на втором - спальни.

Жизнь

Традиционно горные грузины занимались скотоводством: чаще овцеводством, реже выращивали коней и крупный рогатый скот. На равнинах преобладало пашенное земледелие. Основными культурами были пшеница, рис, рожь, чечевица, овес, просо, кукуруза. Грузины занимались пчеловодством, огородничеством, собирали дикорастущие травы.
Особую роль в жизни грузин всегда играло виноделие: часть исследователей полагает, что именно предки картвелеби первыми в мире научились делать вино. Без него не обходится ни оно застолье, им обязаны угощать гостей и делать для собственного использования. Существовала и культура винопития. Например, выпивать бокал всегда следовало до дна, для особых случаев в качестве стакана использовался полый козий или бараний рог. Существовала и поговорка: если от вина ты загрустил, значит ты не грузин.


В XX веке стали выращивать экзотические культуры: лавр, табак, цитрус, чай. Не зря в советские годы Грузию называли «главной по праздникам»: к Новому году она обеспечивала страну мандаринами и апельсинами, к другим праздникам - вином, табаком и чаем.
Процветали ремесла: мужчины славились мастерством обработки металлов, дерева и рогов животных, производили великолепные ювелирные крашения. Женщины занимались ткачеством, производили шерстяные и шелковые материи, занимались художественной набойкой тканей. Во всех регионах ценилась роскошная вышивка золотой нитью.

Культура

Культура грузин необычайно богата. Народное творчество представлено легендами, сказаниями, песнями и танцами. На весь мир знаменит танец картули , зрелищный и отражающий менталитет народа. Женщина играет в нем центральную, но опосредованную роль: передвигается плавно, мелкими шагами, словно плывет с робким выражением лица и устремленными в пол глазами. Ее партнер, напротив, демонстрирует уверенность и маскулинность, делает широкие и резкие движения руками, высоко подпрыгивает.


Не менее гордятся грузины и своим музыкальным творчеством: без протяжных, невероятно красивых по звучанию песен не обходится ни одно застолье. Большую часть песен поют многоголосьем, где нижним голосом поет хор. Песни посвящены дружбе, героическому прошлому народа, любви, преданности, чести.

Религия


Грузины одними из первых приняли христианскую веру: согласно поверьям, ее принес в регион апостол Андрей Первозванный. Большая часть центральной Грузии полностью приняла веру в III-IV веках, чаще всего упоминается 319 год. В Западной Грузии христианство окончательно укоренилось лишь к V столетию.

Церковь в Грузии является автокефальной, то есть независимой и полностью автономной: добиться этого ей удалось лишь в XI веке. Ценно, что народу удалось сохранить свою религиозную принадлежность, несмотря на многовековое угнетение со стороны исламских государств: в Средние века все его соседи были мусульманской веры.
В грузинской летописи XII века «Картлис цховреба» упоминается легенда о библейском происхождении народа. Согласно ей, картвелеби ведут свой род от Таргамоса, сына библейского Яфета: тот был сыном Ноя и спасся вместе с ним от Потопа в Ковчеге.

Традиции

На весь мир известно грузинское гостеприимство: по старинному обычаю, любого, кто попросит крова, обязаны принять в дом с почестями, накормить и дать ночлег. Для гостей накрывают богатый стол и обязательно угощают вином: отказываться нельзя.
В Грузии существует целая культура застолий: их народ считает любимым времяпрепровождением. За обилие блюд всегда отвечала хозяйка дома. При этом женщины сидели отдельно от мужчин: в другом конце стола или за отдельным.
Для каждого застолья выбирается тамада: он должен следить, чтобы гости рано не захмелели, говорить тосты и передавать слово другим участникам. Кстати, миф про длинные грузинские тосты несправедлив: средняя длина застольной речи не превышает 80 слов.
До сих пор практически без изменений остались свадебные традиции. Обычно свадьба происходила при помощи сговора, а похищение практиковалось лишь в случае, если хотели сэкономить. По традиции, в случае воровства невесты, пышное застолье не устраивали, отмечая лишь в тесном кругу. Обычно же свадьбу гуляли с размахом: на нее приглашались все родственники с обеих сторон, а их отказ считался оскорблением.


После свадьбы невесту привозили в дом жениха: перед входом полагалось на счастье разбить расписную тарелку. Новоиспеченный муж залезал на крышу дома и выпускал в небо белую голубку, как символ мира в доме. Супруга же, зайдя в дом, должна была обязательно прикоснуться к очагу и трижды обойти вокруг горшка с зерном или маслом.

Еда

Грузинская кухня - одна из наиболее популярных во всем постсоветском пространстве. Примечательно, что большая часть блюд дошла до нас практически в неизменном виде. Основу рациона грузин с древности составляли мучные и молочные продукты:

  • сыр из овечьего, коровьего или козьего молока, в том числе сулугуни;
  • мацони;
  • творог и сливки;
  • лаваш, пури, шоти - хлеб из пшеничной, ржаной, овсяной или ячменной муки;
  • мчади - пресный хлеб из кукурузной муки;
  • хачапури - лепешка из слоеного теста с творогом или сыром.

В пищу употребляли много овощей (баклажаны, томаты, фасоль, кукуруза), трав и зелени: их добавляли во все блюда и подавали на стол отдельно. Традиционное повседневное блюдо - каша гоми из кукурузной или просяной крупы. Основным напитком было, конечно же, вино, в горах в ходу были водка арака и ячменное пиво.
Блюда из мяса подавались лишь во время застолий: именно они наиболее популярны в современной грузинской кухне. Среди них:

  1. Хинкали: большие мешочки из теста с толстым «хвостиком». Их едят руками, откусывая от нижней части, чтобы почувствовать бульон.
  2. Шашлык из баранины, индейки, говядины или курицы.
  3. Сациви - блюдо с соусом из орехов и зелени с мясом птицы.
  4. Чахохбили - острое куриное рагу.
  5. Харчо - ароматный суп с говядиной.

Из вегетарианских блюд стоит отметить лобио - блюдо на основе фасоли, пхали - смесь зелени, шпината и орехов, а также аджапсандал - закуску из баклажанов с ароматными специями и травами.

Известные грузины

Грузины подарили миру множество выдающихся личностей. Среди родившихся в XX веке можно отметить целую плеяду талантливых деятелей искусства и культуры. В сфере кино прославились актер Вахтанг Кикабидзе, ставший народным любимцем после фильма «Мимино», импозантный Олег Басилашвили, режиссеры Георгий Данелия и Отар Иоселиани. Последний получил премию Каннского фестиваля за фильм «Листопад», а Данелия снял всеми любимые фильмы «Я шагаю по Москве» и «Кин-дза-дза!».


Культовым писателем стал Григорий Чхартишвили, правда, большинство знает его под псевдонимом Борис Акунин. Не менее известны скульптор Зураб Церетели, выдающийся артист балета Николай Цискаридзе и популярный танцор Евгений Папунаишвили.


Отметились грузины и в политике: на весь мир известны имена Иосифа Сталина, Лаврентия Берии и Григория Орджоникидзе. Огромный вклад в медицину внес хирург Лео Бокерия, разработавший уникальную методику проведения операций на сердце.


Известные на весь мир своими вокальными данными грузины покорили эстраду. Среди известных имен стоит отметить Тамару Гвердцители, Зураба Соткилаву, Сосо Павлиашвили, Константина и Валерия Меладзе, Кети Топурию, Григория Лепса (Лепсверидзе).


В сфере телевидения и СМИ нельзя не сказать про эпатажных Тину Канделаки и Отара Кушанашвили.

Видео