К учению о цвете. Хроматика.Очерк учения о цвете (отрывки). И.в. гете, учение о цвете. Учение о цвете. Теория познания

Учение о цвете. Теория познания

War’nicht das Auge sonnenhaft,

Wie konnten wir das Licht erblicken?

Lebt’nicht in uns des Gottes eigne Kraft,

Wie konnt’uns Gottliches entziicken?

Предисловие

Когда собираешься говорить о цветах, сам собою напрашивается вопрос, не нужно ли прежде всего упомянуть о свете. На Этот вопрос мы дадим короткий и прямой ответ: так как до сих пор о свете было высказано столько разнообразных мнений, то представляется излишним повторять сказанное или умножать положения, так часто повторявшиеся.

Собственно, ведь все наши усилия выразить сущность ка- кой - нибудь вещи остаются тщетпыми. Действия - вот что мы воспринимаем, и полная история этих действий охватила - бы, без сомнения, сущность данной вещи. Тщетно пытаемся мы описать характер человека; но сопоставьте его поступки, его дела, и перед вами встанет картина. его характера.

Цвета - деяния света, деяния и страдательные состояния. В этом смысле мы можем ожидать от них раз"яспсння природы света. Цвета и свет стоят, правда, в самом точном отношении друг к другу, однако, мы должны представлять их себе, как свойственные всей природе: через нпх природа целиком раскрывается чувству зрения.

Точно так же раскрывается вся природа другому чувству. Закройте глаза, раскройте, изощрите уши, и от нежнейшего дуио- вения до оглушительного шума, от простейшего звука до величайшей гармонии, от самого страстного крика до самых кротких слов разума вы услышите природу и только природу, которая говорит, которая раскрывает свое бытие, свою силу, свою жизнь и свои взаимоотношения, так что слепой, для которого закрыт бесконечный видимый мир, может в слышимом охватить мир бесконечно живой.

Так говорит природа и остальным чувствам - и знакомым, и непризнанным и незнакомым чувствам; так говорит она сама с собою и с нами посредством тысячи явлении. Для внимательного наблюдателя она нигде ни мертва, ни нема; и даже косному земному телу она дала наперсника, металл, в мельчайших частях которого мы могли бы увидеть то, что совершается во всей массе.

Каким многоречивым, запутанным и непонятным ни кажется нам нередко этот язык, элементы его остаются одни и те же. Тихо склоняя то одну, то другую чашку весов, колеблется природа туда и сюда, и таким путем возникают две стороны, возникает верх и низ, прежде и после, и этой двойственностью обусловливаются все явления, встречающиеся вам в пространстве и времени.

Эти общие движения и определения мы воспринимаем самым различным образом, то как простое отталкивание и притяжение, то как проглядывающий и вновь исчезающий свет, как движение воздуха, как сотрясение тела, как окисление и раскисление; но- всегда они соединяют или разделяют, приводят вещи в движение и служат жизни в том или ином ее проявлении.

Полагая, что эти два направления неравны друг другу по- своему действию, пытались выразить как - нибудь это соотношение. Повсюду подмечали и называли плюс и минус, действие и противодействие, активность и пассивность, наступающее и сдерживающее, страстное и умеряющее, мужское и женское; так возникает язык, символика, которою можно пользоваться, применяя ее к сходным случаям в качестве подобия, близкого выражения, непосредственно подходящего слова.

Применить эти всеобщие обозначения, этот азык природы также и к учению о цветах, обогатить и расширить этот язык, опираясь на многообразие изучаемых здесь явлений, и тем облегчить друзьям природы обмен более высокими воззрениями- вот главная задача настоящего сочинения.

Сама работа распадается на три части. Первая дает очерк учения о цветах. Несчетные случаи явлений подведены в этой части под известные основные Феномены, расположенные в по - рядке, оправдать который предстоит введению. Здесь же можпо- заметить, что хотя мы везде держались опыта, везде клали его- в основу, тем не менее мы не могли обойти молчанием то- теоретическое воззрение, согласно которому возник этот подбор и порядок явлений.

Да и вообще чрезвычайно удивительным является выставляемое иногда требование, хотя оно не исполняется даже теми, кто его ставит: излагать показания опыта без всякой теоретической связи и предоставить читателю, ученнку, самому составить убеждение себе по вкусу. Но ведь когда я только смотрю на вещь, это не подвигает меня вперед. Каждое смотрение переходит в рассматривание, каждое рассматривание в размышление, каждое размышление в связывание, и поэтому можно сказать, что уже при каждом внимательном взгляде, кинутом па мир, мы теоретизируем. Но делать и применять это сознательно, с самокритикой, со свободой и - пользуясь смелым выражением - с некоторой иропией: такой прием необходим для того, чтобы абстракция, которой мы боимся, была безвредна, а опытный результат, которого мы ждем, - достаточпо живым и полезным.

Во второй части мы занимаемся разоблачением Ньютоновой теории, которая властно и влиятельно закрывала до сих пор путь к свободному воззрению па цветовые явления; мы оспариваем гипотезу, которая, хотя и не считается уже пригодной, все - таки сохраняет среди людей традиционный авторитет. Чтобы учение о цветах не отставало, как до сих пор, от столь многих лучше обработанных частей естествознания, нужно выяснить истинное значение этой гипотезы, нужно устранить старые заблуждения.

Так как эта вторая часть иашего труда покажется по содержанию сухой, по изложепию, пожалуй, черезчур резкой и страстной, то, чтобы подготовить к этой более серьезной материи и хоть песколько оправдать это живое к ней отношение, позвольте привести здесь следующее сравнение.

Ньютонову теорию цветов можно сравнить со старой крепостью, которая была вначале с юношеской поспешностью заложена основателем, впоследствии мало по малу расширялась и обставлялась им сообразно потребностям времени и обстоятельств и в такой же мере укреплялась, в виду враждебных столкновений.

Так же продолжали дело и его преемники и наследники. Были вынуждены увеличивать здание, тут пристраивать, там достраивать, еще где - нибудь возводить Флигеля - вынуждены, благодаря росту внутренних потребностей, напору внешних врагов и многим случайностям.

Все эти чужеродные части и пристройки приходилось снова соединять удивительнейшими галереями, залами и ходами. Что повреждалось рукой врага или властью времени, тотчас же снова восстановлялось. По мере надобности проводили более глубокие рвы, возвышали стены и ие скупились на башни, вышки и бойницы. Благодаря этим тщательным усилиям возник и сохранился предрассудок о высокой ценности этой крепости, несмотря на то, что зодчество и ФортиФикация за это время очень усовершенствовались, и в других случаях люди научились устраивать гораздо лучшие жилища и укрепления. Но старая крепость была в чести особенно потому, что ее никогда еще не удавалось взять, что немало штурмов было отбито ею, не мало врагов посрамлено, и всегда она держалась девствепницей. Это имя, Эта слава пе умирает и поныне. Никому ие приходит в голову, что старая постройка стала необитаемой. Все снова говорят об> ее замечательной прочности, ее превосходном устройстве. Паломники отправляются туда на поклонение; бегло набросанные рисунки ее показывают во всех школах и внушают восприимчивому юношеству уважение к здапию, которое между тем стоит уже пустым, охраняемое немногими инвалидами, совершенно серьезно воображающими себя в полном вооружении.

Таким образом, здесь нет речи о долговременной осаде или о распре с сомнительным исходом. На деле мы застаем это восьмое чудо мира уже как покинутый, грозящий обвалом памятник древности, и тотчас, без всяких околичностей, начинаем сносить его, с конька и крыши, чтобы впустить наконец солнце в это старое гнездо крыс и сов и раскрыть глазам изумленного путешественника весь этот бессвязный архитектурный лабиринт, его возникновение ради временных нужд, все его случайные нагромождения, все намеренно вымудрепное, кое - как заплатанное в нем. Но кинуть такой взгляд возможно лишь в том случае, если падает стена за стеной, свод за сводом, и мусор но мере возможности тотчас же убирается.

Учение о цвете Й.В.Гете

Известно, что сам Гете ценил свою работу по цвету выше своего поэтического творчества. Великий поэт был не согласен с теорией света и цвета Ньютона и в противовес создал свою собственную. Интерес Гете к цвету отмечается с детства. Как отмечают В. Фойгт и У.Зуккер (1983) чувственно-наглядный метод Гете был причиной того, что современниками концепция Гете была встречена «в штыки». Гете обвиняли в дилетантизме и советовали заниматься своим прямым делом. На холодное отношение современников к своей теории Гете жалуется в одном из писем к Шиллеру. Нас, прежде всего, интересует та часть учения Гете, которую он называет «Чувственно-нравственным действием цветов».

Гете считал, что цвет «независимо от строения и формы материала (которому он принадлежит - прим. автора) оказывает известное воздействие... на душевное настроение». Тем самым, впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде всего, им самим, а не его предметными ассоциациями. «Отдельные красочные впечатления... должны действовать специфически и... вызывать специфические состояния» . И далее, «отдельные цвета вызывают особые душевные состояния». Согласно этим положениям, Гете ставит в соответствие определенным цветам определенные психологические состояния человека. Подобное свойство цвета Гете иллюстрирует описанием тех изменений в «душевном состоянии», которые происходят при достаточно длительном воздействии цвета на человека, например, посредством цветных стекол.

Опираясь на эти основные положения психологического раздела своего учения, Гете разделяет цвета на «положительные» - желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-красный (сурик, киноварь) и «отрицательные» - синий, красно-синий и сине-красный. Цвета первой группы создают бодрое, живое, деятельное настроение, а второй - неспокойное, мягкое и тоскливое. Зеленый Гете относил к «нейтральным». Остановимся более подробно на психологической характеристике цветов, даваемой Гете.

Желтый. Если смотреть сквозь желтое стекло, то «глаз обрадуется, сердце расширится, на душе станет веселее, кажется, что... веет теплом». Чисто желтый - приятен. Однако при его загрязнении, сдвижке в сторону холодных тонов (цвет серы) или нанесении на «неблагородную» поверхность, желтый приобретает негативное звучание и отрицательный символический смысл. Как сообщает Гете, такой желтый символизирует должников, рогоносцев и принадлежность к еврейской нации.

Оранжевый. То, что сказано (положительного) о желтом верно и для оранжевого, но в более высокой степени. Оранжевый «энергичнее» чисто желтого. Может быть, поэтому, этот цвет, по Гете, больше предпочитается французами, чем англичанами и немцами.

Желто-красный. Приятное и веселое чувство, вызываемое оранжевым, вырастает до невыносимо-мощного в ярком желто-красном. Активная сторона в этом цвете достигает своей высшей энергии. В результате этого, как считает Гете, энергичные, здоровые, суровые люди особенно «радуются» (предпочитают) эту краску. Этот цвет привлекает дикарей и детей. Вызывает чувство потрясения.

Синий. «Как цвет это - энергия: однако он стоит на отрицательной стороне и в своей величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее ничто». Гете тонко чувствует «мистицизм» синего и пишет о нем, как о создающем странное, невыразимое воздействие. Синий как бы влечет за собой, «уходит» от человека. Синий как идея темного связан с ощущением холода. Комнаты с преобладанием синего цвета кажутся просторными, но пустыми и холодными. Если смотреть на мир через синее стекло, то он предстает в печальном виде.

Красно-синий (сиреневый). Этот цвет вызывает ощущение беспокойства. Цвет живой, но безрадостный.

Сине-красный. Впечатление беспокойства значительно возрастает. Гете считал, что выдержать этот цвет длительное время очень трудно, если он не разбавлен.

Чисто красный Гете рассматривает как гармоничное соединение полюсов желтого и синего и поэтому глаз находит в этом цвете «идеальное удовлетворение». Красный (кармин) производит впечатление серьезности, достоинства или прелести и благоволения. Более темный символизирует старость, а светлый - юность.

Говоря о пурпуре, Гете указывает, что он - любимый цвет правителей и выражает серьезность и величие. Но если рассматривать окружающий пейзаж через пурпурное стекло, то он предстает в ужасающем виде, как в день «страшного суда».

Зеленый. Если желтый и синий находятся в равновесной смеси, возникает зеленый. Глаз, по выражению Гете, находит в нем действительное удовлетворение, душа «отдыхает». Не хочется и нельзя идти дальше.

Воздействие отдельных цветов, вызывая определенные впечатления и состояния у человека, тем самым, в терминологии Гете, «ограничивает» душу, которая стремится к цельности. Здесь Гете проводит параллель между цветовой гармонией и гармонией психики. Как только глаз видит какой-нибудь цвет, то приходит в деятельное состояние. Его природе свойственно породить другой цвет, который вместе с данным содержит цельность цветового круга.

Так и душа человека стремится к цельности и всеобщности. Эти положения Гете, во многом предвосхищают результаты экспериментальных исследований С.В. Кравкова связей между цветовым восприятием и деятельностью вегетативной нервной системы (ВНС) человека.

Гете выделяет следующие гармоничные цветовые сочетания: желтый - красно-синий; синий - красно-желтый; пурпур - зеленый.

Исходя из учения Гете о цветовой гармонии и цельности, можно сделать вывод, что психологическое воздействие, скажем, желтого цвета, требует для своего уравновешивания воздействия красно-синего (фиолетового). Между гармонической цветовой парой существуют отношения взаимодополнения. Указанные шесть цветов составляют «цветовой круг» Гете, где гармоничные сочетания располагаются друг напротив друга по диагонали.

Кроме гармоничных цветовых сочетаний (приводящих к цельности), Гете выделяет «характерные» и «нехарактерные». Эти цветовые сочетания также вызывают определенные душевные впечатления, но в отличие от гармоничных, они не приводят к состоянию психологического равновесия.

«Характерными» Гете называет такие цветовые сочетания, которые составляют цвета, разделенные в цветовом круге одной краской.

Желтый и синий. По выражению Гете - скудное, бледное сочетание, которому не хватает (для цельности) красного. Впечатление, которое оно создает, Гете называет «обыденным».

Сочетание желтого и пурпура также одностороннее, но веселое и великолепное.

Желто-красный в сочетании с сине-красным вызывает возбуждение, впечатление яркого.

Смешивание цветов характерной пары порождает цвет, находящийся (в цветовом круге) между ними.

«Нехарактерными» Гете называет сочетания двух рядом расположенных цветов своего круга. Их близость приводит к невыгодному впечатлению. Так желтый с зеленым Гете называет «пошло веселым», а синий с зеленым - «пошло-противным».

Важную роль в формировании психологического воздействия цвета на человека Гете отводит светлотным характеристикам цветов. «Активная» сторона (положительные цвета) при сочетании с черным выигрывает в силе впечатления, а «пассивная» (отрицательные цвета) - проигрывает. И, наоборот, при сочетании с белым, больше выигрывает пассивная сторона, становясь более «веселой» и «жизнерадостной».

Затрагивает Гете и межкультурные различия в цветовой символике и психологическом воздействии цвета.

Любовь к яркому и пестрому он считает характерным для дикарей, «некультурных» народов и детей. У образованных людей, напротив, существует некоторое «отвращение» к цветам, особенно ярким.

Цвет одежды Гете связывает как с характером нации, в целом, так и отдельного человека. Живые, бойкие нации, считает Гете, больше любят усиленные цвета активной стороны.

Умеренные - соломенный и красно-желтый, с которыми они носят темно-синий.

Нации, стремящиеся показать свое достоинство - красный с уклонением в пассивную сторону.

Молодые женщины предпочитают светлые оттенки - розовый и голубой.

Старики - лиловый и темно-зеленый.

Значение «Учения о цвете» для психологии цвета очень велико. То, что ставилось Гете в вину, - художественный метод, субъективизм, позволило великому немецкому поэту рассмотреть тонкие взаимосвязи между цветом и психикой человека. Метафора «светоносной души человека» получила в работе Гете убедительное подтверждение.

Цвет у Гете уже не символ божественных, мистических сил. Он символ самого человека, его чувств и мыслей, причем, символ не поэтический, а психологический, имеющий определенное, специфическое содержание.

ИНТЕРНЕТ-АКЦИЯ: День крещения Руси 2012!!!

Все ближе новая годовщина этого прискорбного события, которое не так давно отмечается в России на государственном уровне. В этот день мы призываем вас присоединиться к нашей интернет-акции, выразить свое неприятие той волне клерикализации общества, которая накрыла его сегодня.
28 июля мы призываем всех неравнодушных поставить себе траурные аватары, разместить сообщения в христианских группах, мы призываем рассказать об этой акции как можно большему числу людей, в этот день мы вместе встряхнем интернет, и пусть церковники знают, что общество не принадлежит им, что есть еще много их противников, способных заявить о себе.
Помните - чем нас больше, тем эффективнее наши действия. Приглашайте единомышленников! Устроим траур по всей сети!

Слава и Вечная Память Предкам нашим, отдавшим жизнь за Свободу и Независимость Руси в борьбе при насильственной кровавой христианизации.

Преступление и геноцид - не имеет срока давности! Помним и скорбим.

***
"Свой крест ты снял с себя однажды
И отвернулся от Христа,
Поймёт тебя отнюдь не каждый,
Ты сделал это неспроста.
Ты понял цену этой вере
И отказался от неё.
Ты видел ложь и лицемерье
И понял: это не твоё.
Их раболепство, страх, неволя
Противны стали для тебя.
С колен ты встал, и голос крови
Избрал священным для себя.
Славянский дух в тебе проснулся,
Земля родная позвала.
Лицом ты к свету повернулся
И понял, что пришла пора.
Не крест, а Коловрат на шее,
Круг Солнца означает он.
Как предок из Гипербореи,
Будь стоек, горд, будь храбр, силён.
Твой взгляд пронзителен и ясен,
В нём Предков Дух и Мощь Богов
Свободен ты, и мир прекрасен,
Ты смог познать его любовь.
Ярила светом ты отмечен,
Перуна волею храним,
Но вот врагами был замечен -
Отныне будешь ты, гоним.
Но не сломить тебя вовеки,
Окрепла воля, словно сталь,
Ты стал свободным человеком,
И прошлого тебе не жаль.
Ты родновер, Природы Русской,
Путь Жизни выбрал для себя,
Ты не боишься встать на бруствер,
И Боги защитят тебя!"
(с)

Источник: настроение:Спокойное

СЕКРЕТЫ НУМЕРОЛОГИИ.

Сразу хочу подчеркнуть:





заметит вашего опоздания.




Ну





Древние



Поэтому,

цифре. Количество углов

воспринимать происходящее.

СЕКРЕТЫ НУМЕРОЛОГИИ.
В последнее время мы с вами много говорим о роли чисел и цифровых кодов в повседневной жизни и судьбе человека.

Сразу хочу подчеркнуть:
нет смысла объяснять магические принципы работы цифровых комбинаций –
на то они и магические, то есть волшебные и тайные. Я же сегодня хочу
обратиться к тем магическим значениям чисел, которые пригодятся вам
ежедневно в обычной реальной жизни. Это самые простые ключи – их не надо
высчитывать, – их нашли еще в «далекие далека», а сейчас и вы узнаете о
них и научитесь их использовать.

Итак, начнем с самого простого. Если вы опаздываете куда-то, вам нужно по дороге повторять про себя число «двадцать».
2 умножит ваши усилия, а 0 сведет на нет усилия противодействия. Для
вас в толпе или автомобильной пробке возникнет свободный коридор, а тот,
с кем вы встречаетесь, и сам начнет опаздывать либо же просто не
заметит вашего опоздания.

Если вам нужно нечто разрушить, вы должны представлять себе в воображении это нечто и произносить про себя: «Сорок четыре».
Мало того что эти цифры внешне похожи на два разряда молнии (недаром
они были столь популярны у завоевателей). Но наложение одного квадрата
(4) на другой квадрат (4) дробит всякую устойчивость на части, ведь
углов становится восемь, а 8 – число бесконечности. Вот и выйдет
дробление до бесконечности – в пыль.

Если вам, наоборот, необходимо приумножение, восстановление чего-то, представьте это нечто и повторяйте: «Сорок сороков». Помните, как величалось в старой Москве невиданное множество церквей – именно так магически: сорок сороков.

Если вам не хватает счастья, удачи, легкости, повторяйте число «двадцать один». Само слово «счастье» в цифровом значении – 21.

Если вам необходимо прибавить что-то (хоть количество петель в вязанье, хоть количество купюр в кошельке), представьте себе это и повторяйте: «Семь плюс один». 7 – число таинственного действия, 1 – число цели и энергии, ну а 8 (7 + 1) – число бесконечности.

Если же вам нужно нечто убавить (хотя бы, например, собственный вес), представьте себя стройной березкой и повторяйте: «Десять минус один». Кстати, будьте готовы к переменам: 10 – 1 = 9 (числу перемен).

Ну
а теперь, после краткого урока магии чисел, постараемся представить
себе, как эти числа выглядят. Вы, конечно, это знаете. Но знаете ли,
почему наши цифры пишутся именно так? Давайте разберемся, что значит их
внешний вид. Традиционно считается, что написание – внешняя форма наших
чисел – арабская. Их так и называют, в отличие от римских чисел, –
арабские числа. Но понятно, что древние написания вбирали в себя
множество различных черт. Используясь разными народами, написания цифр
менялись. Если мы сравним их, эти самые арабские цифры, например, с
древнескандинавскими рунами, увидим множество тождественностей.
Например, руна «лагу» изображается как 1, только верхний кончик у нее не
с левой, а с правой стороны. И значила руна «лагу» почти то же, что и
значит 1: реализовать свой потенциал, определить свое движение.

Древние
практики рассказывают нам о том, почему наши цифры выглядят так, а не
иначе. Оказывается, они отражали развитие, те поворотные углы, которые
преодолевает человек во времени и пространстве своей жизни. Чем более
возрастает число, тем больше у него углов – препятствий, которые
необходимо преодолеть на пути жизни, чтобы прийти к собственной цели.

Сравните: – один угол – шесть углов – два угла – семь углов – три угла – восемь углов – четыре угла – девять углов – пять углов – нет углов
Поэтому,
если вы посмотрите на СВОИ цифры даты рождения, или на комбинации ваших
персональных кодов, обратите внимание, сколько углов в каждой вашей
цифре. Количество углов
будет говорить не только о том, сколько препятствий встретится на вашем
пути, но и (а это главное!) о том, насколько нервно вы сами будете
воспринимать происходящее.

ФОРМУЛА ПРОЩЕНИЯ

Прощение
- единственная освобождающая сила во Вселенной. Прощение истинной
причины освобождает человека от болезней, жизненных трудностей и прочего
плохого.
Как прощать? Это труднее, чем Вы предполагали? Ничего, научимся!
1. Если кто-то сделал мне плохо, то я прощаю его за то, что он это сделал, и прощаю себя за то, что я вобрал в себя это плохое.
2. Если я сам сделал кому-либо плохо, то прошу у него прощения за то, что я сделал, и прощаю себя за то, что я это сделал.
3.
Поскольку я причинил своему телу страдания, делая плохо другому, либо
позволяя делать плохо по отношению к себе, то в любом случае я всегда прошу прощения у своего тела за то, что тем самым причинил ему вред.
Все это можно приговаривать либо произносить мысленно. Главное, чтобы шло от души. Таково самое простое прощение.
Такое прощение
люди обычно понимают без труда, хотя испрашивать прощение у себя для
некоторых является непреодолимой проблемой. Я принадлежу себе равно в
такой же степени, как принадлежу Божественному Всеединству. Как и любой
другой. Тем самым мое тело является одновременно и мною, и им. Я не имею
права его разрушить. Хотя мое тело - мое, но я не его собственник.
Постарайтесь
освободить свой дух от материалистического мышления. Для этого
попросите прощения у своего мышления за то, что оно коллекционирует
догмы. Иной раз бывает очень трудно простить другому, порой даже
невозможно, поскольку тот причинил много боли.
Хотя учение Христа о спасении и не ново, но зато ново его глубинное осмысление и потому требует дополнительного прояснения.

Принципы прощения
Все, что делает мне плохо, связано со мной при помощи невидимой
энергетической связи. Если я хочу освободиться от плохого, то я сам
должен освободить оба конца связи. Это делается прощением.

Человек притягивает к себе то, что в нем уже есть.
Если есть хорошее, должен явиться некто, чтобы делать хорошее. Если есть плохое, должен явиться некто делать плохое.
Тот, кто явится, преподнесет мне жизненный урок. Он словно исполнитель
работы по заказу. Я хочу, и он придет. Вся негативность, которая есть в
человеке и которую он сумел освободить по-умному - с помощью прощения,
является неусвоенным жизненным уроком. Следовательно, его придется
усвоить через страдания. Для этого должен явиться некто и причинить
страдания.
Прощению сопутствует осознание. Осознание есть мудрость.
Человек остается глупым до тех пор, пока видит причину плохого в другом человеке.
Формула прощения
1. Я прощаю плохой мысли за то, что она в меня вошла.
2.
Я прошу прощения у плохой мысли за то, что я не понял, что она пришла
научить меня уму, и за то, что я не сообразил ее освободить. Я заключил
ее в себе в плен и взращивал.
3. Я прошу прощения у своего тела за то, что взращивая плохую мысль, причинил ему плохое.

Метки:формула прощения

Цвета имеют также и символическое значение. Исторически цвета используются в качестве связующего между объектом и природой, между природой и человеком, между человеком и Вселенной. Поэтому при определении смысла и значения цвета всегда учитывались исторические, религиозные условия.

{Например, в Китае и Индии – белый цвет (т.е. ничто - отсутствие цвета) –символ траура}.

Исследованиями установлены следующие психологические и символические характеристики цветов:

Красный цвет – активный, возбуждающий, громкий, жгучий. Символ тревоги, борьбы, жизненности действий, власти, могущества.

Оранжевый цвет – согревающий, активизирующий пылкий и блестящий. Символ энергии, благополучия, радости, достатка и богатства.

Желтый цвет – сияющий, цвет солнца. Символ солнца, веселья, хорошего настроения, молодости, юности, легкости, зависти, ревности.

Зеленый цвет – успокаивающий, освежающий, скромный, спокойный, цвет природы. Символ надежды, безопасности, изобилия, природы.

Голубой цвет – прохладный, удаленный, влажный. Символ воды, воздуха, миролюбия, хрупкости, мягкости, невинности, нежности.

Синий цвет – холодный, серьезный, свежий, удаляющийся. Символ спокойствия, величия, верности, грусти.

Фиолетовый цвет – угрюмый, сумрачный. Символ старости, верности, совести, печали, тоски.

Белый цвет – легкий, свежий. Символ чистоты, целомудрия, невинности, признак потустороннего.

Черный цвет – символ траура, смерти, строгости, деловитости, серьезности, надежности, смирения.

Серый цвет – символ достоинства, важности, знатности, нейтральности.

Цветовая гармония.

Само слово гармония греческого происхождения, означает связь, соразмерность, созвучие. В общем смысле гармония выражает согласованность частей единого целого.

Под цветовой гармонией понимают эмоциональную привлекательность, совместимость и согласованность цветов, создающих ощущение цветового единства.

Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. Живопись и наблюдения над субъективными цветовыми предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгармонии.

На протяжении истории делались попытки создать теорию цветовой гармонии, но оказалось, что создать ее невозможно. Такие попытки производились многократно, но не подтверждались жизнью, т.к. они пытались установить нормы гармонических сочетаний без учета конкретных условий.

В качестве примера служат теории Гете и Оствальда.

Теория Гете

Гёте первым обратил внимание на психологические аспекты цвета. Известно, что сам Гете ценил свою работу по цвету выше своего поэтического творчества.

Гете поступал очень просто. Он брал разноцветные стеклышки (красное, желтое, зеленое, синее) и смотрел сквозь них на мир. Затем он анализировал полученное им ощущение и настроение, а в дополнение к этому делал выводы из наблюдений за окружающей его жизнью. Гете ставит в соответствие определенным цветам определенные психологические состояния человека. Подобное свойство цвета Гете иллюстрирует описанием тех изменений в «душевном состоянии», которые происходят при достаточно длительном воздействии цвета на человека.

Гете разделяет цвета на «положительные» - желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-красный (сурик, киноварь) и «отрицательные» - синий, красно-синий и сине-красный. Цвета первой группы создают бодрое, живое, деятельное настроение, а второй - неспокойное, мягкое и тоскливое. Зеленый Гете относил к «нейтральным».

Гете выделяет следующие гармоничные цветовые сочетания: желтый - красно-синий(фиолетовый); синий - красно-желтый(оранжевый); пурпур - зеленый. Исходя из учения Гете о цветовой гармонии и цельности, можно сделать вывод, чтопсихологическое воздействие, скажем, желтого цвета, требует для своего уравновешивания воздействия красно-синего (фиолетового). Между гармонической цветовой парой существуют отношения взаимодополнения . Указанные шесть цветов составляют «цветовой круг» Гете, где гармоничные сочетания располагаются друг напротив друга.

Кроме гармоничных цветовых сочетаний (приводящих к цельности), Гете выделяет «характерные» и «нехарактерные» . Эти цветовые сочетания также вызывают определенные душевные впечатления, но в отличие от гармоничных, они не приводят к состоянию психологического равновесия .

«Характерными » Гете называет такие цветовые сочетания, которые составляют цвета, разделенные в цветовом круге одной краской .

Желтый и синий . По выражению Гете - скудное, бледное сочетание , которому не хватает (для цельности) красного. Впечатление, которое оно создает, Гете называет «обыденным».

Сочетание желтого и пурпура также одностороннее, но веселое и великолепное

Оранжевый в сочетании с фиолетовым вызывает возбуждение, впечатление яркого .

Смешивание цветов характерной пары порождает цвет, находящийся (в цветовом круге) между ними.

«Нехарактерными» Гете называет сочетания двух рядом расположенных цветов своего круга. Их близость приводит к невыгодному впечатлению. Так желтый с зеленым Гете называет «пошло веселым» , а синий с зеленым - «пошло-противным»

Важную роль в формировании психологического воздействия цвета на человека Гете отводит светлотным характеристикам цветов. «Активная» сторона (положительные цвета) при сочетании с черным выигрывает в силе впечатления, а «пассивная» (отрицательные цвета) - проигрывает. И, наоборот, при сочетании с белым - больше выигрывает пассивная сторона, становясь более «веселой» и «жизнерадостной».

Теория Оствальда считается нормативной теорией. Он вел понятие полноцветных сочетаний (это цвета оптимальные по насыщенности и светлоте). Оствальд расположил цвета в 24-ступенчатых кругах, в которых диаметрально расположил дополнительные цвета. Он считал, что цвета должны быть расположены на одинаковом расстоянии друг от друга (или одинаково удалены). Поэтому подбор цветовых сочетаний осуществлялся с помощью круга, откладывая равные расстояния. В основу этой цветовой гармонии положен принцип геометрических отрезков. Гармоничные сочетания дают два цвета, лежащие напротив друг друга. или три цвета, расположенные под углом 60 0 .

У теории Оствальда есть недостатки и достоинства. Он сводил теорию гармонии к геометрии – это не является правильным в принципе. Но в то же время полноцветные насыщенные цвета гармонично сочетаются с белым и с черным, а неполноцветные – с серыми цветами.

Гармония также зависит от площади пятна. Хорошо сочетаются цвета близкие по светлоте и цвета, близкие по насыщенности.

Учение о цвете Й.В. Гете

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Учение о цвете Й.В. Гете
Рубрика (тематическая категория) Психология

Известно, что сам Гете ценил свою работу по цвету выше своего поэтического творчества. Великий поэт был не согласен с теорией света и цвета Ньютона и в противовес создал свою собственную. Интерес Гете к цвету отмечается с детства. Как отмечают В. Фойгт и У.Зуккер (1983) чувственно-наглядный метод Гете был причиной того, что современниками концепция Гете была встречена ʼʼв штыкиʼʼ. Гете обвиняли в дилетантизме и советовали заниматься своим прямым делом. На холодное отношение современников к своей теории Гете жалуется в одном из писем к Шиллеру. Нас, прежде всœего, интересует та часть учения Гете, которую он называет ʼʼЧувственно-нравственным действием цветовʼʼ.

Гете считал, что цвет ʼʼнезависимо от строения и формы материала (которому он принадлежит - прим. автора) оказывает известное воздействие... на душевное настроениеʼʼ (#758). Тем самым, впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде всœего, им самим, а не его предметными ассоциациями. ʼʼОтдельные красочные впечатления... должны действовать специфически и... вызывать специфические состоянияʼʼ (#761). И далее, в #762: ʼʼотдельные цвета вызывают особые душевные состоянияʼʼ. Согласно этим положениям, Гете ставит в соответствие определœенным цветам определœенные психологические состояния человека. Подобное свойство цвета Гете иллюстрирует описанием тех изменений в ʼʼдушевном состоянииʼʼ, которые происходят при достаточно длительном воздействии цвета на человека, к примеру, посредством цветных стекол.

Опираясь на эти основные положения психологического раздела своего учения, Гете разделяет цвета на ʼʼположительныеʼʼ - желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-красный (сурик, киноварь) и ʼʼотрицательныеʼʼ - синий, красно-синий и синœе-красный. Цвета первой группы создают бодрое, живое, деятельное настроение, а второй - неспокойное, мягкое и тоскливое. Зелœеный Гете относил к ʼʼнейтральнымʼʼ. Остановимся более подробно на психологической характеристике цветов, даваемой Гете.

Желтый. В случае если смотреть сквозь желтое стекло, то ʼʼглаз обрадуется, сердце расширится, на душе станет веселœее, кажется, что... веет тепломʼʼ (#769). Чисто желтый - приятен. При этом при его загрязнении, сдвижке в сторону холодных тонов (цвет серы) или нанесении на ʼʼнеблагороднуюʼʼ поверхность, желтый приобретает негативное звучание и отрицательный символический смысл. Как сообщает Гете, такой желтый символизирует должников, рогоносцев и принадлежность к еврейской нации.

Оранжевый. То, что сказано (положительного) о желтом верно и для оранжевого, но в более высокой степени. Оранжевый ʼʼэнергичнееʼʼ чисто желтого. Может быть, в связи с этим, данный цвет, по Гете, больше предпочитается французами, чем англичанами и немцами.

Желто-красный. Приятное и веселое чувство, вызываемое оранжевым, вырастает до невыносимо-мощного в ярком желто-красном (#774). Активная сторона в данном цвете достигает своей высшей энергии. В результате этого, как считает Гете, энергичные, здоровые, суровые люди особенно ʼʼрадуютсяʼʼ (предпочитают) эту краску. Этот цвет привлекает дикарей и детей. Вызывает чувство потрясения.

Синий. ʼʼКак цвет это - энергия: однако он стоит на отрицательной стороне и в своей величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее ничтоʼʼ (#779). Гете тонко чувствует ʼʼмистицизмʼʼ синœего и пишет о нем, как о создающем странное, невыразимое воздействие. Синий как бы влечет за собой, ʼʼуходитʼʼ от человека. Синий как идея темного связан с ощущением холода. Комнаты с преобладанием синœего цвета кажутся просторными, но пустыми и холодными. В случае если смотреть на мир через синœее стекло, то он предстает в печальном виде.

Красно-синий (сиреневый). Этот цвет вызывает ощущение беспокойства. Цвет живой, но безрадостный.

Синœе-красный. Впечатление беспокойства значительно возрастает. Гете считал, что выдержать данный цвет долгое время очень трудно, в случае если он не разбавлен.

Чисто красный Гете рассматривает как гармоничное соединœение полюсов желтого и синœего и в связи с этим глаз находит в данном цвете ʼʼидеальное удовлетворениеʼʼ (#794). Красный (кармин) производит впечатление серьезности, достоинства или прелœести и благоволения. Более темный символизирует старость, а светлый - юность.

Говоря о пурпуре, Гете указывает, что он - любимый цвет правителœей и выражает серьезность и величие. Но если рассматривать окружающий пейзаж через пурпурное стекло, то он предстает в ужасающем виде, как в день ʼʼстрашного судаʼʼ (#798).

Зелœеный. В случае если желтый и синий находятся в равновесной смеси, возникает зелœеный. Глаз, по выражению Гете, находит в нем действительное удовлетворение, душа ʼʼотдыхаетʼʼ. Не хочется и нельзя идти дальше (#802).

Воздействие отдельных цветов, вызывая определœенные впечатления и состояния у человека, тем самым, в терминологии Гете, ʼʼограничиваетʼʼ душу, которая стремится к цельности. Здесь Гете проводит параллель между цветовой гармонией и гармонией психики. Как только глаз видит какой-нибудь цвет, то приходит в деятельное состояние. Его природе свойственно породить другой цвет, который вместе с данным содержит цельность цветового круга (#805). Так и душа человека стремится к цельности и всœеобщности. Эти положения Гете, во многом предвосхищают результаты экспериментальных исследований С.В. Кравкова связей между цветовым восприятием и деятельностью вегетативной нервной системы (ВНС) человека. Гете выделяет следующие гармоничные цветовые сочетания: желтый - красно-синий; синий - красно-желтый; пурпур - зелœеный.

Исходя из учения Гете о цветовой гармонии и цельности, можно сделать вывод, что психологическое воздействие, скажем, желтого цвета͵ требует для своего уравновешивания воздействия красно-синœего (фиолетового). Между гармонической цветовой парой существуют отношения взаимодополнения. Указанные шесть цветов составляют ʼʼцветовой кругʼʼ Гете, где гармоничные сочетания располагаются друг напротив друга по диагонали.

Кроме гармоничных цветовых сочетаний (приводящих к цельности), Гете выделяет ʼʼхарактерныеʼʼ и ʼʼнехарактерныеʼʼ. Эти цветовые сочетания также вызывают определœенные душевные впечатления, но в отличие от гармоничных, они не приводят к состоянию психологического равновесия.

ʼʼХарактернымиʼʼ Гете называет такие цветовые сочетания, которые составляют цвета͵ разделœенные в цветовом круге одной краской.

Желтый и синий. По выражению Гете - скудное, бледное сочетание, которому не хватает (для цельности) красного. Впечатление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ оно создает, Гете называет ʼʼобыденнымʼʼ (#819).

Сочетание желтого и пурпура также одностороннее, но веселое и великолепное (#820).

Желто-красный в сочетании с синœе-красным вызывает возбуждение, впечатление яркого (#822).

Смешивание цветов характерной пары порождает цвет, находящийся (в цветовом круге) между ними.

ʼʼНехарактернымиʼʼ Гете называет сочетания двух рядом расположенных цветов своего круга. Их близость приводит к невыгодному впечатлению. Так желтый с зелœеным Гете называет ʼʼпошло веселымʼʼ, а синий с зелœеным - ʼʼпошло-противнымʼʼ (#829).

Важную роль в формировании психологического воздействия цвета на человека Гете отводит светлотным характеристикам цветов. ʼʼАктивнаяʼʼ сторона (положительные цвета) при сочетании с черным выигрывает в силе впечатления, а ʼʼпассивнаяʼʼ (отрицательные цвета) - проигрывает. И, напротив - при сочетании с белым, больше выигрывает пассивная сторона, становясь более ʼʼвеселойʼʼ и ʼʼжизнерадостнойʼʼ (#831).

Затрагивает Гете и межкультурные различия в цветовой символике и психологическом воздействии цвета. Любовь к яркому и пестрому он считает характерным для дикарей, ʼʼнекультурныхʼʼ народов и детей. У образованных людей, напротив, существует неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ʼʼотвращениеʼʼ к цветам, особенно ярким. Цвет одежды Гете связывает как с характером нации, в целом, так и отдельного человека. Живые, бойкие нации, считает Гете, больше любят усиленные цвета активной стороны. Умеренные - соломенный и красно-желтый, с которыми они носят темно-синий. Нации, стремящиеся показать свое достоинство - красный с уклонением в пассивную сторону. Молодые женщины предпочитают светлые оттенки - розовый и голубой. Старики - лиловый и темно-зелœеный (#838-848).

Значение ʼʼУчения о цветеʼʼ для психологии цвета очень велико. То, что ставилось Гете в вину, - художественный метод, субъективизм, позволило великому немецкому поэту рассмотреть тонкие взаимосвязи между цветом и психикой человека. Метафора ʼʼсветоносной души человекаʼʼ получила в работе Гете убедительное подтверждение. Цвет у Гете уже не символ божественных, мистических сил. Он символ самого человека, его чувств и мыслей, причем, символ не поэтический, а психологический, имеющий определœенное, специфическое содержание.

Учение о цвете Й.В. Гете - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Учение о цвете Й.В. Гете" 2017, 2018.


Учение о цвете. Теория познания

War’nicht das Auge sonnenhaft,

Wie konnten wir das Licht erblicken?

Lebt’nicht in uns des Gottes eigne Kraft,

Wie konnt’uns Gottliches entziicken?

Предисловие

Когда собираешься говорить о цветах, сам собою напрашивается вопрос, не нужно ли прежде всего упомянуть о свете. На Этот вопрос мы дадим короткий и прямой ответ: так как до сих пор о свете было высказано столько разнообразных мнений, то представляется излишним повторять сказанное или умножать положения, так часто повторявшиеся.

Собственно, ведь все наши усилия выразить сущность ка- кой - нибудь вещи остаются тщетпыми. Действия - вот что мы воспринимаем, и полная история этих действий охватила - бы, без сомнения, сущность данной вещи. Тщетно пытаемся мы описать характер человека; но сопоставьте его поступки, его дела, и перед вами встанет картина. его характера.

Цвета - деяния света, деяния и страдательные состояния. В этом смысле мы можем ожидать от них раз"яспсння природы света. Цвета и свет стоят, правда, в самом точном отношении друг к другу, однако, мы должны представлять их себе, как свойственные всей природе: через нпх природа целиком раскрывается чувству зрения.

Точно так же раскрывается вся природа другому чувству. Закройте глаза, раскройте, изощрите уши, и от нежнейшего дуио- вения до оглушительного шума, от простейшего звука до величайшей гармонии, от самого страстного крика до самых кротких слов разума вы услышите природу и только природу, которая говорит, которая раскрывает свое бытие, свою силу, свою жизнь и свои взаимоотношения, так что слепой, для которого закрыт бесконечный видимый мир, может в слышимом охватить мир бесконечно живой.

Так говорит природа и остальным чувствам - и знакомым, и непризнанным и незнакомым чувствам; так говорит она сама с собою и с нами посредством тысячи явлении. Для внимательного наблюдателя она нигде ни мертва, ни нема; и даже косному земному телу она дала наперсника, металл, в мельчайших частях которого мы могли бы увидеть то, что совершается во всей массе.

Каким многоречивым, запутанным и непонятным ни кажется нам нередко этот язык, элементы его остаются одни и те же. Тихо склоняя то одну, то другую чашку весов, колеблется природа туда и сюда, и таким путем возникают две стороны, возникает верх и низ, прежде и после, и этой двойственностью обусловливаются все явления, встречающиеся вам в пространстве и времени.

Эти общие движения и определения мы воспринимаем самым различным образом, то как простое отталкивание и притяжение, то как проглядывающий и вновь исчезающий свет, как движение воздуха, как сотрясение тела, как окисление и раскисление; но- всегда они соединяют или разделяют, приводят вещи в движение и служат жизни в том или ином ее проявлении.

Полагая, что эти два направления неравны друг другу по- своему действию, пытались выразить как - нибудь это соотношение. Повсюду подмечали и называли плюс и минус, действие и противодействие, активность и пассивность, наступающее и сдерживающее, страстное и умеряющее, мужское и женское; так возникает язык, символика, которою можно пользоваться, применяя ее к сходным случаям в качестве подобия, близкого выражения, непосредственно подходящего слова.

Применить эти всеобщие обозначения, этот азык природы также и к учению о цветах, обогатить и расширить этот язык, опираясь на многообразие изучаемых здесь явлений, и тем облегчить друзьям природы обмен более высокими воззрениями- вот главная задача настоящего сочинения.

Сама работа распадается на три части. Первая дает очерк учения о цветах. Несчетные случаи явлений подведены в этой части под известные основные Феномены, расположенные в по - рядке, оправдать который предстоит введению. Здесь же можпо- заметить, что хотя мы везде держались опыта, везде клали его- в основу, тем не менее мы не могли обойти молчанием то- теоретическое воззрение, согласно которому возник этот подбор и порядок явлений.

Да и вообще чрезвычайно удивительным является выставляемое иногда требование, хотя оно не исполняется даже теми, кто его ставит: излагать показания опыта без всякой теоретической связи и предоставить читателю, ученнку, самому составить убеждение себе по вкусу. Но ведь когда я только смотрю на вещь, это не подвигает меня вперед. Каждое смотрение переходит в рассматривание, каждое рассматривание в размышление, каждое размышление в связывание, и поэтому можно сказать, что уже при каждом внимательном взгляде, кинутом па мир, мы теоретизируем. Но делать и применять это сознательно, с самокритикой, со свободой и - пользуясь смелым выражением - с некоторой иропией: такой прием необходим для того, чтобы абстракция, которой мы боимся, была безвредна, а опытный результат, которого мы ждем, - достаточпо живым и полезным.