Художник кранах старший картины. История и этнология. Факты. События. Вымысел. Биография Лукаса Кранаха Старшего

Лукас Кранах (1472–1553) – немецкий художник, гравер.

Биография Лукаса Кранаха Старшего

Он родился в городке Кронах и, видимо, свою фамилию получил по его названию.

В молодости художник совершил путешествие по Дунаю и побывал в Вене, где заинтересовался творчеством Дюрера, которое, возможно, оказало на него определенное влияние.

В 1505 году Кранах переехал в Виттенберг и поступил на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому. Там он и провел большую часть своей жизни.

В 1508 году курфюрст даровал Кранаху герб (изображение крылатого дракончика), а в 1512 году художник женился на девушке из знатного семейства, родившей ему двух сыновей.

Кранах был весьма уважаемым горожанином, с 1519 года регулярно выбирался в городской совет, а позднее стал бургомистром.

В этой должности он в 1523 году способствовал организации в Виттенберге типографии. На службе у курфюрста, двор которого воспринял гуманистические идеи своего времени, художнику сопутствовал успех.

Творчество Лукаса Кранаха Старшего

Лукас был близким другом Мартина Лютера, чью доктрину он поддерживал в своих многочисленных рисунках, гравюрах на дереве.

Вскоре Кранаха прозвали художником Реформации. Он был быстрым, плодотворным художником. Наивный, причудливый, часто неуклюжий в своих гравюрах, он, однако имел свежий, оригинальный стиль, теплую, богатую палитру.

Портреты Кранаха чрезвычайно успешны.

Среди самых известных работ художника: «Repose in Egypt» (государственный музей Берлина), «Judgment of Paris» (выставочный зал Карлсруэ), «Adam and Eve» (галерея Куртолда, Лондон), «Crucifixion» (Веймар). Среди знаменитых портретов в биографии Лукаса Кранаха – Джона Фредерика, автопортрет (Уффици). Также художник был совершенным мастером миниатюр. Он выполнил несколько гравировальных досок, дизайнов для гравюр на дереве.

Сын и ученик Лукаса, Лукас Кранах младший (1515–86), продолжил традицию отца, переняв его мастерскую, подпись, а также популярность. Их работы часто неразличимы.

Работы художника

  • Геркулес у Омфалы
  • Мадонна под яблоней. Деталь_ голова Мадонны


  • Отдыхающая нимфа источника
  • Портрет герцогини Екатерины Мекленбургской
  • Портрет женщины
  • Портрет Иоанна Фридриха, курфюрста Саксонского
  • Портрет Иоганна Гайлера фон Кайзенберга
  • Портрет кардинала Альбрехта Бранденбурского на фоне пейзажа в виде св. Иеронима
  • Портрет молодого мужчины в берете
  • Рождество
  • Св. Анна с Марией и младенцем Христом

Библиография

  • А . Н . Немилов , Л . Кранах Старший . (Альбом ), М ., 1973 ;
  • L . Cranach der дltere . Der Kьnstler und seine Zeit , В ., 1953 ;
  • L . Cranach . Das gesamte graphische Werk , В ., 1972 ;
  • L . Cranach . Kьnstler und Gesellschaft ,В ., 1973 ;
  • Friedlдnder M . J ., Rosenberg J ., The paintings of L . Cranach , L ., 1978 .

Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach Elder) (1472-1553), немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Учился у отца. Работал в Австрии (около 1500-1504), в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников (1505-1550), в Аугсбурге (1550-1552) и Веймаре (1552-1553).
Уже в первых работах художник проявил себя дерзким новатором. В композициях он избегал традиций иконографии, используя более яркие краски и выразительные пейзажи. Образцом этого стиля стал «Отдых на пути в Египет» (1504) – сияющая цветом картина с ювелирно прописанными героями.
Когда Кранах перебрался в Виттенберг, талантливого живописца заметил правящий Саксонский курфюрст Фридрих Мудрый и приблизил к своему двору. Как настоящий человек эпохи Возрождения Кранах Старший был универсалом. Помимо живописи он занимался ювелирными украшениями, церковной утварью, разрабатывал фасоны одежды, эскизы гобеленов и тканей, расписывал стены и оформлял праздники.
В 1508-м Кранах Старший на год уехал в Нидерланды, где познакомился с Иеронимом Босхом, самым мистическим художником того времени, и вступил в секту «Садовых братьев». Адепты секты мечтали о возвращении легендарного Золотого века и исповедовали полную свободу в любви. Под впечатлением их идей, в 1509 году художник возвестил о расцвете Северного Возрождения, впервые в немецком искусстве изобразив обнажённую женщину. Правда, пока это была богиня Венера. Так, с его легкой руки в немецкой живописи появились дохристианские мифологические темы и обнажённые тела.
В 1510-е годы Кранах Старший пишет много жеманных портретов знати и сцен охоты, став законодателем маньеризма. Герои его мифологических сцен обретают портретное сходство со знатными людьми, которые охотно ему позируют, принимая участие в этих живописных постановках. Характерны для этого периода творчества и изысканные кабинетные картинки на религиозные темы, например, «Рождество Христа».
Портреты женщин Кранаха Старшего трудно не распознать. Его женские образы - хрупкие принцессы с раскосыми кошачьими глазами и сладкими полуулыбками.
В 1520-е годы Кранах Старший - один из богатейших и уважаемых людей Виттенберга и потому может позволить себе некоторые вольности. Например, принимать и даже писать портреты скандального религиозного реформатора Мартина Лютера. Эти портреты тысячами гравированных отпечатков распространяются в народе. Кроме того, Кранах иллюстрирует и на собственные деньги издает прогремевшее на всю Германию «Сентябрьское Евангелие» Лютера.

Лукас Кранах Младший "Портрет отца" 1550


"Венера и Амур" 1509, Эрмитаж, Санкт-Петербург


"Мадонна с младенцем под яблоней" 1526, Государственный Эрмитаж


" Мистическое обручение святой Екатерины со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой"


" Христос и Богоматерь"


"Принцесса Сибилла Клевская" 1526, Государственное художественное собрание, Веймар


"Христос и грешница"


"Принц Саксонии" 1517, Национальная галерея искусств, Вашингтон


"Адам и Ева" 1526, Галерея института Курто, Лондон


"Адам и Ева в Эдемском саду"


"Адам и Ева"


"Рождество"


"Кормящая Мадонна"


" Меланхолия" 1532


"Мадонна с младенцем со св Анной"



"Мезальянс" 1532, Национальный музей, Стокгольм

На протяжении всей жизни Лукас Кранах Старший оставался замечательным мастером остропсихологичного, монументального портрета (“Доктор Иоганн Куспиниан”, 1502-1503, Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур; “Иоганнес Шенер”, 1529, Музей старинного искусства, Брюссель). Из картин Кранаха на религиозную тематику наиболее достойны внимания: “Богоматерь” (Собор святого Якова, Инсбрук); “Распятие Христа” (Старая пинакотека, Мюнхен); “Покаяние святого Иеронима” (Музей истории искусства, Вена); “Мадонна с младенцем под яблоней” (Эрмитаж, Санкт-Петербург) и “Мадонна в винограднике” (ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва), несколько изображений Адама и Евы под древом познания добра и зла (в Берлине, Дрездене, Флоренции и др. местах), истории Юдифи (в Вене, Дрездене, Штутгарте и т. д.), “Блудница перед Христом” (в Мюнхене, Касселе, Нюрнберге и Будапеште) и другие. Некоторые композиции Кранаха имеют культурно-историческое значение, так как исполнены в духе реформации и протестантизма.


"Покаяние святого Иеронима" 1503


"Отдыхающая нимфа" 1530-1535


"Суд Париса" 1512-1514


"Портрет молодого человека" 1521


"Портрет женщины" 1526


"Геркулес и Антей"


"Геракл у Омфалы" 1537


"Молодая женщина" 1530


" Венера и Амур"


"Обиженный Амур и Венера" 1530


"Аполлон и Диана" 1530


"Распятие с центурионом" 1536

Картины Лукаса Кранаха мифологической тематики “Венера с Амуром”, “Аполлон и Диана”, “Амур и пчелы”, “Геркулес с прялкой” и другие, созданные им самим, или вышедшие из его мастерской, повторяются затем во множестве экземпляров учениками мастерской художника. Портреты работы Кранаха, большого и малого размера, были распространены во многих коллекциях и художественных собраниях Европы. Такие как, например, портреты курфюрстов, Лютера, его жены, кардинала Альбрехта Бранденбургского и курфюрстины Саксонии Сибиллы. Немецкий живописец Лукас Кранах Старший также писал сцены княжеской охоты и жанровые картины. Очень немногочисленные гравюры Кранаха на меди (например, портреты курфюрстов, Мартина Лютера и святого Иоанна Богослова) свидетельствуют об отсутствии у художника склонности к работам подобного рода. Зато многочисленные гравюры на дереве, исполненные в его мастерской, пользовались широким успехом у немецкой знати и бюргеров. После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе Иоганна Твердого, заменившего брата на троне. Лукас Кранах стал наставником его сына, принца Иоганна Фридриха, впоследствии будущего курфюрста Саксонского Великодушного. В 1550 году курфюрст Иоганн Фридрих, впавший в немилость императора Карла V, был взят в плен, а затем отправлен в ссылку. Верный своему воспитаннику до конца, Лукас Кранах в 1550 году отправился в Аугсбург к находившемуся там в плену курфюрсту Иоганну Фридриху и, через два года, вместе с последним, переехал в Веймар, где и скончался 16 октября 1553 года. Художник Лукас Кранах умер последним из представителей великого поколения мастеров немецкого северного ренессанса, на 10 лет пережив Ганса Бальдунга и Ханса Хольбейна Младшего и на 25 - Альбрехта Дюрера и Маттиаса Грюневальда. Творчество Лукаса Кранаха в свое время оказало большое влияние на живописные школы центральной и северной Германии.


"Доктор Иоганн Куспиниан" 1503


"Портрет Анны Куспиниан" 1503


" Иоганн Фридрих Великодушный, курфюрст саксонский"


"Екатерина Бора"


"Мартин Лютер"


"Портрет Герхарта Волька"


"Портрет девушки" (возможно Эмилия Cаксонская)


"Георг Бородатый, герцог саксонский"


"Христос и самаритянка у источника"


"Аллегория меланхолии" 1528


"Лот с дочерьми"


"Иоганн Твердый, курфюрст саксонский"


" Портрет Георга Спалатина" 1509


" Юдифь с головой Олоферна"


"Моление о чаше"

Лукас Кранах Старший - мастер колоритных портретов, создатель жанровых и библейских композиций, основатель Дунайской школы живописи, талантливый живописец. Его обеспечивают ему популярность и в наши дни.

Его родиной является Северная Франкония (юго-восточная часть Германии), местечко Кронах, название которого было использовано художником в качестве части своей фамилии.

Юные годы

Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. Основными фигурами на полотне выступают ведущие беседу Иоанн и Мария, позы и взгляды которых направляют взор зрителя на ассиметрично расположенные распятия - собственное нововведение художника. Мрачное дыхание природы, тяжелые облака над головой Спасителя и большая повязка на теле словно оживляют картину, а предсмертная агония двух казненных разбойников обостряет весь трагизм ситуации.

Картина «Святой Кристофер»

Работая над портретами, мастер не идеализировал своих заказчиков, пытаясь заглянуть в их внутренний мир; для него имел значение исключительно внешний облик. Часто аксессуары и одежду людей на портретах писали его ученики - будущие немецкие художники, в том числе и младший сын. Художник иллюстрировал протестантские памфлеты и финансировал издание Библии, переведенной им же на немецкий язык. Как и многие немецкие художники того времени, Кранах был гравером, изображения на его работах были направлены против католического духовенства и папства.

Сюжетные картинки как дань моде

С легкой руки Кранаха в моду вошли маленькие картинки с мифологическими сюжетами, выделяющиеся среди прочих некоторой наивностью композиции. Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова.

Сферы деятельности Лукаса Кранаха Старшего

Лукас Кранах Старший издавал книги и торговал ими, возглавлял крупную художественную мастерскую, способствовавшую популяризации его искусства и насчитывавшую более 10 помощников. Ученики Кранаха Старшего либо писали в манере своего наставника, либо повторяли многие его картины. Постепенно художник стал самым состоятельным бюргером города Виттенберга и несколько раз избирался его бургомистром. С 1508 года свои инициалы на картинах он заменил печатью в виде змея, причем ставил ее как на свои работы, так и на пришедшиеся по вкусу произведения своих учеников в качестве одобрительного символа. Помимо собственной огромной мастерской, у Лукаса Кранаха Старшего имелись лицензии на торговлю винами и разрешение на монопольную продажу лекарственных средств в Виттенберге, дарованное Фридрихом Мудрым. К слову, аптека немецкого художника работала вплоть до 1871 года и сгорела в результате пожара.

Последние годы жизни провел в Аусбурге, Инсбруке и Веймаре. Скончался Лукас Кранас 16 октября 1553 года в Веймаре.

Наследие немецкого художника

После Лукаса Кранаха Старшего осталось огромное художественное наследие; некоторые из его работ существуют в нескольких вариантах или копиях.

Это можно объяснить тем, что художник разработал собственный метод, позволявший ему за короткое время создавать картины: в его мастерской трудились двое сыновей, Ганс и Лукас-младший. Они активно участвовали в написании сюжетных картин и портретов, а работы подписывались печатью отца. У художника имелось еще три дочери. Когда умер Лукас Кранах Старший, картины в собственных версиях продолжали создавать его сыновья. Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них.


Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach Elder) (1472-1553), немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Учился у отца. Работал в Австрии (около 1500-1504), в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников (1505-1550), в Аугсбурге (1550-1552) и Веймаре (1552-1553).
Уже в первых работах художник проявил себя дерзким новатором. В композициях он избегал традиций иконографии, используя более яркие краски и выразительные пейзажи. Образцом этого стиля стал «Отдых на пути в Египет» (1504) – сияющая цветом картина с ювелирно прописанными героями.
Когда Кранах перебрался в Виттенберг, талантливого живописца заметил правящий Саксонский курфюрст Фридрих Мудрый и приблизил к своему двору. Как настоящий человек эпохи Возрождения Кранах Старший был универсалом. Помимо живописи он занимался ювелирными украшениями, церковной утварью, разрабатывал фасоны одежды, эскизы гобеленов и тканей, расписывал стены и оформлял праздники.
В 1508-м Кранах Старший на год уехал в Нидерланды, где познакомился с Иеронимом Босхом, самым мистическим художником того времени, и вступил в секту «Садовых братьев». Адепты секты мечтали о возвращении легендарного Золотого века и исповедовали полную свободу в любви. Под впечатлением их идей, в 1509 году художник возвестил о расцвете Северного Возрождения, впервые в немецком искусстве изобразив обнажённую женщину. Правда, пока это была богиня Венера. Так, с его легкой руки в немецкой живописи появились дохристианские мифологические темы и обнажённые тела.
В 1510-е годы Кранах Старший пишет много жеманных портретов знати и сцен охоты, став законодателем маньеризма. Герои его мифологических сцен обретают портретное сходство со знатными людьми, которые охотно ему позируют, принимая участие в этих живописных постановках. Характерны для этого периода творчества и изысканные кабинетные картинки на религиозные темы, например, «Рождество Христа».
Портреты женщин Кранаха Старшего трудно не распознать. Его женские образы - хрупкие принцессы с раскосыми кошачьими глазами и сладкими полуулыбками.
В 1520-е годы Кранах Старший - один из богатейших и уважаемых людей Виттенберга и потому может позволить себе некоторые вольности. Например, принимать и даже писать портреты скандального религиозного реформатора Мартина Лютера. Эти портреты тысячами гравированных отпечатков распространяются в народе. Кроме того, Кранах иллюстрирует и на собственные деньги издает прогремевшее на всю Германию «Сентябрьское Евангелие» Лютера.

Лукас Кранах Младший "Портрет отца" 1550


"Венера и Амур" 1509, Эрмитаж, Санкт-Петербург


"Мадонна с младенцем под яблоней" 1526, Государственный Эрмитаж


" Мистическое обручение святой Екатерины со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой"


" Христос и Богоматерь"


"Принцесса Сибилла Клевская" 1526, Государственное художественное собрание, Веймар


"Христос и грешница"


"Принц Саксонии" 1517, Национальная галерея искусств, Вашингтон


"Адам и Ева" 1526, Галерея института Курто, Лондон


"Адам и Ева в Эдемском саду"


"Адам и Ева"


"Рождество"


"Кормящая Мадонна"


" Меланхолия" 1532


"Мадонна с младенцем со св Анной"



"Мезальянс" 1532, Национальный музей, Стокгольм

На протяжении всей жизни Лукас Кранах Старший оставался замечательным мастером остропсихологичного, монументального портрета (“Доктор Иоганн Куспиниан”, 1502-1503, Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур; “Иоганнес Шенер”, 1529, Музей старинного искусства, Брюссель). Из картин Кранаха на религиозную тематику наиболее достойны внимания: “Богоматерь” (Собор святого Якова, Инсбрук); “Распятие Христа” (Старая пинакотека, Мюнхен); “Покаяние святого Иеронима” (Музей истории искусства, Вена); “Мадонна с младенцем под яблоней” (Эрмитаж, Санкт-Петербург) и “Мадонна в винограднике” (ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва), несколько изображений Адама и Евы под древом познания добра и зла (в Берлине, Дрездене, Флоренции и др. местах), истории Юдифи (в Вене, Дрездене, Штутгарте и т. д.), “Блудница перед Христом” (в Мюнхене, Касселе, Нюрнберге и Будапеште) и другие. Некоторые композиции Кранаха имеют культурно-историческое значение, так как исполнены в духе реформации и протестантизма.


"Покаяние святого Иеронима" 1503


"Отдыхающая нимфа" 1530-1535


"Суд Париса" 1512-1514


"Портрет молодого человека" 1521


"Портрет женщины" 1526


"Геркулес и Антей"


"Геракл у Омфалы" 1537


"Молодая женщина" 1530


" Венера и Амур"


"Обиженный Амур и Венера" 1530


"Аполлон и Диана" 1530


"Распятие с центурионом" 1536

Картины Лукаса Кранаха мифологической тематики “Венера с Амуром”, “Аполлон и Диана”, “Амур и пчелы”, “Геркулес с прялкой” и другие, созданные им самим, или вышедшие из его мастерской, повторяются затем во множестве экземпляров учениками мастерской художника. Портреты работы Кранаха, большого и малого размера, были распространены во многих коллекциях и художественных собраниях Европы. Такие как, например, портреты курфюрстов, Лютера, его жены, кардинала Альбрехта Бранденбургского и курфюрстины Саксонии Сибиллы. Немецкий живописец Лукас Кранах Старший также писал сцены княжеской охоты и жанровые картины. Очень немногочисленные гравюры Кранаха на меди (например, портреты курфюрстов, Мартина Лютера и святого Иоанна Богослова) свидетельствуют об отсутствии у художника склонности к работам подобного рода. Зато многочисленные гравюры на дереве, исполненные в его мастерской, пользовались широким успехом у немецкой знати и бюргеров. После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе Иоганна Твердого, заменившего брата на троне. Лукас Кранах стал наставником его сына, принца Иоганна Фридриха, впоследствии будущего курфюрста Саксонского Великодушного. В 1550 году курфюрст Иоганн Фридрих, впавший в немилость императора Карла V, был взят в плен, а затем отправлен в ссылку. Верный своему воспитаннику до конца, Лукас Кранах в 1550 году отправился в Аугсбург к находившемуся там в плену курфюрсту Иоганну Фридриху и, через два года, вместе с последним, переехал в Веймар, где и скончался 16 октября 1553 года. Художник Лукас Кранах умер последним из представителей великого поколения мастеров немецкого северного ренессанса, на 10 лет пережив Ганса Бальдунга и Ханса Хольбейна Младшего и на 25 - Альбрехта Дюрера и Маттиаса Грюневальда. Творчество Лукаса Кранаха в свое время оказало большое влияние на живописные школы центральной и северной Германии.


"Доктор Иоганн Куспиниан" 1503


"Портрет Анны Куспиниан" 1503


" Иоганн Фридрих Великодушный, курфюрст саксонский"


"Екатерина Бора"


"Мартин Лютер"


"Портрет Герхарта Волька"


"Портрет девушки" (возможно Эмилия Cаксонская)


"Георг Бородатый, герцог саксонский"


"Христос и самаритянка у источника"


"Аллегория меланхолии" 1528


"Лот с дочерьми"


"Иоганн Твердый, курфюрст саксонский"


" Портрет Георга Спалатина" 1509


" Юдифь с головой Олоферна"


"Моление о чаше"

Кранахи

(Cranach ) - прозвище двух немецких художников, настоящая фамилия которых была Мюллер (а не Зундер, как прежде предполагали).

1) Лукас Кранах Старший , знаменитый живописец и гравер, род. в Кронахе, в верхней Франконии, в октябре 1472 г. Первоначальное художественное образование он получил у своего отца, каким же образом шло его дальнейшее развитие - неизвестно. С 1504 г. жил в Виттенберге, состоя придворным живописцем курфюрста Фридриха Мудрого, который и дал ему прозвище Кранах и возвел его в дворянское достоинство. По поручению курфюрста, в 1509 г., ездил в Нидерланды и написал там портрет молодого принца Карла, впоследствии императора Карла V. Принимал горячее участие в реформационном движении, бичуя в своих картинах и гравюрах злоупотребления папства и распространяя портреты своих друзей, Лютера и Меланхтона. Преемники Фридриха Мудрого, Иоганн Постоянный и Иоганн-Фридрих Великодушный, относились к художнику также с большой благосклонностью. Равным образом, он пользовался доверием и почетом у своих сограждан: в 1519 г. и 1537 г. был избираем в казначеи городского совета, в 1540 г. - в бургомистры. В 1550 г. отправился в Аугсбург к находившемуся там в плену курфюрсту Иоганну-Фридриху и, через два года, вместе с последним, переехал в Веймар, где и умер 16 окт. 1553 г. Произведения Кранаха, относящиеся к раннему периоду его деятельности, простирающемуся до 1520 г., долгое время приписывались Грюневальду (напр. "Отдых св. Семейства на пути в Египет" - у г. Фидлера, в Мюнхене, алтарный образ - в церкви св. Марии в Торгау, а также некоторые образа в других церквах и картины в разных немецких музеях). В них видна зависимость художника от франконской школы: композиция более обдумана и величественна, чем в последующих его работах; исполнение более свободно и окончательно, колорит более тепел и золотист. Произведения Кранаха, относящиеся к 1520-1530 гг., имеют переходный характер. Позднейшая манера мастера, которая наиболее известна нам как по его собственным произведениям, так и по работам его учеников и подражателей, отличается уверенностью несколько сухого и угловатого рисунка и рутинностью композиции; его мужские типы иногда полны благородства, но порою приближаются к карикатуре; женские же типы, с их узкими тальями, четырехугольными головами и косыми глазами, далеко не подходят под понятие греческой или итальянской красоты. Не вполне удовлетворительны в его картинах и воздушная перспектива, и несмелый прием прилизанного наложения красок. Но эти недостатки искупаются понятностью его сочинения и привлекательностью наивно-поэтического понимания природы. Лучше всего удавались ему изображения с небольшим числом фигур. Портреты Кранаха, по своей простоте и наивной непосредственности, занимают первое место. Из религиозных картин Кранаха, сверх вышеисчисленных, наиболее достойны внимания: "Богоматерь" (в церкви св. Иакова, в Иннсбруке); "Богоматерь с виноградной лозой" (в мюнхенской пинакот.); "Белая Мадонна" (в кенигсбергском соборе); "Богоматерь под яблоней" и "Богоматерь в винограднике" (обе в Имп. Эрмитаже, № 459 и 460), несколько изображений Адама и Евы под древом познания добра и зла (в Берлине, Дрездене, Флоренции и др. местах), истории Юдифи (в Готе, Вене, Дрездене и т. д.), "Блудница перед Христом" (в Мюнхене, Нюрнберге, Касселе и Пеште) и др. Некоторые композиции Кранаха имеют культурно-историческое значение, так как исполнены в духе протестантства. Из мифологических произведений Кранаха "Венера С Амуром", "Амур с пчелами" и "Геркулес с прялкой", писанные им самим, или только вышедшие из его мастерской, повторяются во многих экземплярах. Он писал также жанровые картины и охотничьи сцены. Портреты работы Кранаха, большого и малого размера, распространены во многих коллекциях. Таковы, напр., портреты курфюрстов Лютера, его жены, Меланхтона, кардинала Альбрехта Бранденбургского (в Имп. Эрмитаже, 462) и "Сибиллы, курфюрстины Саксонской" (там же, № 464). Очень немногочисленные гравюры Кранаха на меди (например портреты курфюрстов и Лютера и св. Иоанн Златоуст) свидетельствуют об его непривычности к работам подобного рода. Напротив того, многочисленны гравюры на дереве, исполненные в его мастерской. КРАНАХ в свое время имел большое влияние на живописные школы средней и северной Германии. Ср. Heller, "L. Cranachs Leben und Werke" (Бамберг, 1821); Schuchardt, "L. Cranachs des Aelteren Leben und Werke" (Лпц., 1851-1871, 3 т.); Warnecke, "Lucas Cr. d. Aeltere" (Гёрл., 1879); M. B. Linden, "Lucas Cr." (Лпц., 1883).

2. Лукас Кранах Младший (1515-1586), сын и ученик предыдущего, исторический и портретный живописец. Рисунок у него слабее, чем у отца, колорит нежнее и богаче нюансами. Произведения Кранаха Младшего находятся в церквах Виттенберга и во многих картинных галереях. Лучшее из них: "Проповедь Иоанна Крестителя", в брауншвейгской галерее