§ Город в поэме Н. Гоголя «Мертвые души. "Мёртвые души" Гоголь Н.В

Читая первую главу поэмы, рассмотрим как относится к городу Чичиков и как – автор поэмы.
Чичиков осмотром города был «удовлетворен, ибо нашел, что город никак не уступал другим губернским городам». Знакомство с «сильными мира сего» еще укрепило расположение к городу. Он нашел здесь все, что искал: чиновники, от губернатора до полицмейстера, не страдали не преступностью и подозрительностью к новым для города лицам и безотказно сдавались на лесть. Чичиков познакомился и с помещиками – владельцами крестьянских душ, получил от многих из них любезное приглашение побывать в их усадьбах.
Автор же относится к городу иронически. Но выявить эту иронию трудно. Гоголь прямо как будто бы ничего и не обличает. Напротив, а многих явлениях и лицах он говорит даже торжественно, как бы воспевая и возвышая их, - но они столь ничтожны, что возвышенный стиль рождает лишь смех.
Вот Гоголь описывает гостиницу, «где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, и дверью в соседнее помещение, всегда заставленную комодом, где устраивается сосед, молчаливый и спокойный человек, но чрезвычайно любопытный, интересующийся знать о подробностях проезжающего».
И вот Гоголь описывает общую залу гостиницы, где весела «копченная люстра со множеством висящих стеклышек, которые прыгали и звенели каждый раз, когда половой бегал по потертым клеенкам, помахивая бойко под носом, на котором сидела такая же бездна чайных чашек, как птиц на морском берегу». Романтическое сравнение, приложенное к бытовому предмету, к жалкой обстановки провинциальной гостиницы, вызывает веселый смех.
Так возвышенность описания усиливает иронию автора, обнажает истинный контур вещей.
Этот беспощадный - иронический авторский взгляд постоянно соседствует со снисходительно – приветливым отношением Чичикова к городу. Умиление Чичикова не бескорыстно - оно идет от желания сказать приятное «градоначальникам». Прогуливаясь по городу, Чичиков собирает материал для комплементов, от которых должны растаять чиновники. Однако автор не позволяет нам обманутся восторгами Чичикова. «Он взглянул в городской сад, который состоял из тоненьких деревьев, дурно принявших, с подпорками внизу, в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зеленою масляной краскою». Разумеется, найти «очень красиво выкрашенными» подпорки к деревьям способен лишь Чичиков. Автор иронизирует над героем, для которого зеленая краска заменяет зелень деревьев. Но ирония Гоголя эти не ограничивается. Далее он издевательски сравнивает «дурные принявшиеся, тоненькие» деревца с роскошным описанием в газетах. Так разом Гоголь посмеялся и над вкусом Чичикова, и над ложью газет, и над раболепием сентиментальных обывателей.


Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» - это попытка автора показать всю жизнь России, постичь характер русского народа, определить дальнейшие пути его развития. Сам Н.В. Гоголь говорил, что сюжет «Мертвых душ» хорош тем, что «дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров». Поэтому такую важную роль в поэме играет мотив дороги, путешествия. По этой же причине каждый литературный образ, выведенный писателем, представляет собою не случайное, а обобщенное, типическое явление. Приезд Чичикова в город NN - это фактически экспозиция поэмы. Именно здесь завязываются знакомства Чичикова с городскими чиновниками, которые потом приглашают его к себе в гости. Здесь же дается краткая характеристика самого героя и групповой портрет чиновничества города NN. Описание приезда Чичикова в город ведется автором нарочито замедленно, неспешно, с массой подробностей. Мужики, лениво обсуждающие, доедет ли такое колесо в Москву или в Казань, молодой человек, обернувшийся поглядеть на экипаж, услужливый трактирщик - все эти образы подчеркивают, какая скучная, сонная, неторопливая жизнь в этом городе. Самого Чичикова автор характеризует довольно неопределенно: «господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод». Гораздо более подробно описывается автором помещение и обстановка гостиницы, вещи приезжего, меню его обеда. Но поведение героя обращает на себя внимание: он подробно расспрашивает обо всем, в том числе и о городских чиновниках, «обо всех значительных помещиках», об их хозяйствах. Желание подробно знать о состоянии края, не было ли там каких болезней, показывает, как замечает автор, «более чем одно простое любопытство». Себя герой отрекомендовал «помещиком, по своим надобностям». То есть цель его приезда читателю пока неизвестна и непонятна. Н.В. Гоголь подробно описывает провинциальный город, подчеркивая его обыденность, типичность, например, дома «с вечным мезонином, очень красивым, по мнению губернских архитекторов». Автор иронизирует над вывесками торговцев и ремесленников («Иностранец Василий Федоров»), замечает, что чаще всего встречаются питейные дома. О чахлом городском саде в газетах было сказано как об украшении города, вызвавшем «потоки слез в знак признательности к господину градоначальнику». Заброшенность городского хозяйства, лицемерные слова в газетах, полные чинопочитания, - эти черты уже встречались в собирательном образе уездного города в комедии «Ревизор». Следующий день Чичикова в городе посвящен визитам. Он навестил всех, кого можно было, и проявил себя как человек, знающий тонкости обращения с людьми. Он «очень искусно умел польстить каждому», поэтому составил о себе самое лучшее мнение и получил ото всех ответные приглашения. К вечеринке у губернатора герой готовится долго и тщательно, так как для него эта вечеринка очень важна: он должен закрепить свой успех в провинциальном обществе. Изображая на этой вечеринке весь цвет губернии, Гоголь вводит прием типизации - обобщенной, собирательной характеристики «толстых и тонких». Это условное деление всех чиновников на два типа имеет глубокий смысл, обоснованный как психологически, так и философски. «Тоненькие» чиновники «увивались около дам», они следят за модой, за своим внешним видом. Их цель жизни - развлечения, успех в обществе, а на это требуются деньги. Поэтому «у тоненького в три года не остается ни одной души, не заложенной в ломбард», это тип расточителей по своему образу жизни и характеру. «Толстые» игнорируют свой внешний вид, а из развлечений они предпочитают карты. Но главное - у них другая цель в жизни, они служат ради карьеры и материальной выгоды. Они постепенно приобретают то один дом в городе (на имя жены, из формальных предосторожностей), то другой, то деревеньку близ города, «потом и село со всеми угодьями». Выйдя в отставку, он становится хлебосольным помещиком, уважаемым человеком. А «тоненькие» наследники-расточители проматывают накопленное отцовское добро. Такие типические характеры Гоголь рисует в дальнейших главах, показывая галерею образов помещиков как типы расточителей (Манилов, Ноздрев) либо приобретателей (Коробочка, Собакевич). Поэтому это авторское отступление Гоголя имеет глубокий смысл для раскрытия идейного содержания поэмы в целом. Общение Чичикова с чиновниками раскрывает в дальнейшем его умение в обращении с людьми. Он играет с ними в карты, и, как принято, во время игры, все шумят и спорят. Приезжий гость «также спорил, но как-то чрезвычайно искусно» и приятно для окружающих. Он умеет поддержать любой разговор, показывая обширные знания, его замечания очень дельны. Но о себе он почти ничего не сообщает, говоря «какими-то общими местами, с заметной скромностью»: что служил и «претерпел за правду», «имел много неприятелей», а теперь ищет место для спокойной жизни. Все очарованы новым приезжим, и все о нем самого лучшего мнения, даже Собакевич, который редко говорил о ком-нибудь хорошее, пригласил его в гости. Итак, первая глава поэмы - приезд Чичикова в город NN - играет важную композиционную роль - это экспозиция поэмы. Она дает нам представление о самом городе NN, о его чиновничестве, кратко обрисовывает главного героя и подготавливает читателя к дальнейшему развитию событий: визитам Чичикова к помещикам губернии.
^ Образ Чичикова

Чичиков - натура двойственная. Особенно явно это видно в момент встречи с блондинкой на дороге.

Вначале обратим внимание на портрет незнакомки.

Вся символика ее описания, все краски имеют одну легко различимую направленность: сравнение с только что снесенным яичком (яичко - начало жизни), преобладание одного, белого цвета - цвета невинности, дня, начала, соприкосновение с лучами солнца, источником и двигателем жизни и, наконец, полная проницаемость, прозрачность для лучей, для света, для взгляда, - так контрастирующая с затвердевшей корою старческой неподвижности и одеревенелости.

Какой же была на все это реакция Чичикова? Необычной, неожиданной для такого прозаического, расчетливого человека: он задумался, позабыл про все окружающее.

Чичикову суждено было во второй раз пережить эти ощущения. И притом острее, по-новому.

VIII глава. Бал у губернатора. Чичиков, возведенный общественным мнением в «миллионщики», утопает в блаженстве почитания и славы… И вдруг перед Чичиковым предстает знакомая блондинка.

Какова на этот раз реакция Чичикова?

«Чичиков так смешался, что не мог произнести ни одного толкового слова...» Модные фразеры, ловкие щеголи, которых любила изображать романтическая повесть, не терялись в подобных ситуациях и умели изъясняться с красавицами галантно и афористично. Но много ли было за подобными словами истинного чувства?

Выходит, что немота Чичикова выше потока красноречия этих романтических героев. По крайней мере, в ней есть доля истинного переживания.

Но рассказчик предостерегает: не преувеличивайте силу переживаний Чичикова - «Нельзя сказать наверно, точно ли пробудилось в нашем герое чувство любви, даже сомнительно, чтобы господа такого рода... способны были к любви». Но, как бы то ни было, рассказчик настаивает на необычности этого чувства, как бы приоткрывшего что-то неожиданное в этом персонаже: словно какая-то сила вырвала «на несколько минут Чичикова из будничного мельтешения, из потока пошлости и прозы, с которыми он был слит каждой клеткой своего существа».

Большинство персонажей поэмы живет и действует почти инстинктивно, безотчетно. Что они думают по поводу своих поступков и думают ли что-нибудь вообще, нам, как правило, не сообщается.

Иное дело - Чичиков. Интересно следующее место. После одной из своих неудач - увольнения с таможни за контрабанду, - Чичиков размышляет: «Почему ж я? Зачем на меня обрушилась беда? Кто ж зевает теперь на должности? - все приобретают. Несчастным я не сделал никого: я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру… За что же другие благоденствуют и почему должен я пропасть червем?.. И что скажут потом мои дети? «Вот», скажут, «отец, скотина, не оставил нам никакого состояния!»

Все размышления, сопровождающие поступки Чичикова, - своего рода попытка уяснить их, дать себе в них отчет. У других персонажей поэмы подобного не встретишь. Им свойственно поступать как существам низкой духовной организации, чуть ли не как животным.

И, наконец, еще одно, совсем неожиданное отличие. «Страсть» Чичикова, овладевший им порок в определенном смысле уже, чем у других персонажей. Попробуйте определить в двух словах, в чем особенность Ноздрева, - едва ли вам это удастся. Ноздрев хвастлив и каверзен, «разбитной малый» и тонкий плут... Никак нельзя одним определением обозначить этот характер, и Гоголь не дает такого определения. Его фраза, что Ноздрев «был в некотором роде исторический человек», - не определение: эта фраза во многом ироническая и описательная.

А вот Чичикову автор находит возможным дать определение. «Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение - вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых». Разумеется, и Чичиков очень сложен, гораздо сложнее и Ноздрева, и любого другого персонажа поэмы. И его характер одним определением не исчерпаешь. Чичиков вкрадчив, льстив; когда нужно, высокомерен, упорен, настойчив… да мало ли что еще можно сказать об этом удивительно многоликом и гибком человеке. Но все же его главную страсть или, как говорил Гоголь, «задор» можно обозначить довольно определенно - «приобретатель».

Из всех других персонажей первого тома поэмы только один строится на тех же основах, что Чичиков. Это Плюшкин...

Может быть, то, что мы сказали, делает Чичикова лучше остальных персонажей поэмы? Наоборот, хуже. Ведь он мог бы быть и другим человеком, его действия сопряжены с определенным осознанием, размышлением, и он далеко не так примитивен. А значит, с него и спрос другой.

Теперь нам будет понятно замечание молодого Чернышевского о Чичикове: «это характер самый трудный».

Но как раз трудностью и сложностью Чичикова предопределено не только его центральное место в первом томе поэмы, но и его предполагаемый жизненный путь в последующих томах... Ведь, имея за спиною прошлое, он мог иметь и будущее. Развиваясь во времени, он способен претерпевать изменения. Да и сосредоточенность Чичикова на одной «идее», определенность страсти облегчили бы исправление. Легче освобождаться от определенного «порока» (собственничества, например), чем от порочности вообще.

Гоголь в первом томе поэмы намекнул на будущее перерождение Чичикова и на тот назидательный урок, который получает в связи с этим его «страсть» - приобретательство. «И, может быть, в сем же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него, и в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес».

УРОК 76

^ ОБРАЗ ЧИЧИКОВА. АНАЛИЗ ХI ГЛАВЫ
…Он все же подлец какой-то странный...

И. Золотусский
ХОД УРОКА
I. Беседа по вопросам:

1. Какова роль ХI главы в композиции поэмы? (Биографию Чичикова Гоголь вынес в последнюю, ХI главу. Такое построение имело основание, ведь прошлое героя с сюжетом не связано. Поэтому Гоголь выносит биографию за рамки сюжета. А если говорить о сюжете поэмы, то он кончается в Х главе решением Чичикова бежать из губернского города. Биография Чичикова важна для мотивировки его поступков и черт характера. Знакомясь с ней, мы понимаем причины его поступков и суть его взглядов на жизнь.)

2. Зачем Чичиков скупал мертвые души?

3. Почему Гоголь называет его «приобретателем»? В чем его отличие от таких «накопителей», как Собакевич, Коробочка, Плюшкин? (Это человек новой, буржуазной формации - «приобретатель», хищник, хозяин. Он обладает такими чертами, которых нет у помещиков, - энергией, волей.

И он грозен тем, что развивается при дружном одобрении окружающих и при тайной зависти его силе. Ведь помещики являются расточителями человеческого достоинства, и кончают они «прорехой на человечестве». А Чичиков умирать не собирается.)
^ Слово учителя 1

«Вспомните дорожную шкатулку Чичикова - это же поэма! Это поэма о приобретательстве, накопительстве, выжимании пота во имя миллиона… и чего там только нет! И сорванная с тумбы городская афишка... и похоронный билет (говорящий его трезвому уму: торопись, помни о смерти)... Та же куча Плюшкина, только не растрепанная... а приведенная в симметрию, где каждый предмет - к делу... Куча Плюшкина - это кладбище вещей, шкатулка Чичикова - походный чемодан делового человека».
4. Что роднит Чичикова с помещиками? В чем заключается «ядро» этого образа? (Чичиков интересен тем, что является «собирателем» черт всех персонажей помещиков: в деликатности он не уступит Манилову (вспомните проход в дверь), копит так же упорно, как Коробочка (вспомните его знаменитую шкатулочку), в бережливости не уступит Плюшкину, в собирании всякого хлама, кстати, тоже, прижимист, как Собакевич, торгует каждую копейку, да и сам, по определению автора, - «герой копейки», а солгать способен не хуже Ноздрева.

Но есть у Чичикова черта, которая делает его первым лицом - поразительная гибкость, цепкость, выживаемость в любых условиях, в любые времена. Зерно» этого героя - умение приспосабливаться, угадывать людей и подлаживаться к ним.

С Маниловым он приторно-любезен, с Коробочкой - мелочно-настойчив, с Ноздревым - напорист и трусоват, с Собакевичем торгуется так же неотступно, как и Собакевич с ним, Плюшкина покоряет своим «великодушием».

Итак, мы достаточно знакомимся с героем прежде, чем прочитаем его биографию. (Вспомним, что это второй герой, у которого есть биография!)

5. Почему же то и дело прогорает гоголевский герой, почему его аферы, сначала так возносящие его вверх, всякий раз лопаются, не удаются? Почему Чичиков потерпел неудачу в торге с Ноздревым?

Познакомимся с фрагментом статьи П. Вайля и А. Гениса «Русский Бог. Чичиков»: «Пройдоха Чичиков оказывается чересчур простодушным, чтобы обвести вокруг пальца Ноздрева, или Коробочку, или своего напарника-подельника из таможни. Он даже не удосужился придумать правдоподобную легенду, объясняющую покупку мертвых душ.

Маленький человек с маленькими страстями (кстати, примерно так говорил Лев Толстой о Наполеоне), Чичиков знает только одну цель - деньги. Но и тут он недостаточно последователен. Он остается в городе после оформления купчей, влюбляется в губернаторскую дочку.

Все оттого, что Чичиков на самом деле не столько ищет капитала, не столько ждет исполнения своих коварных планов, сколько надеется войти в человеческую жизнь - обрести друзей, любовь, тепло...»

С чем тут можно согласиться, а с чем - нет?

6. Что заинтересовало Гоголя в Чичикове, почему он сделал его героем? (Вспомним, что время, в которое создавалось произведение Гоголя - это первая треть ХIХ в., когда царское правительство, расправившись с декабристами, усиленно создавало бюрократический аппарат, когда в гору пошли напористые Чичиковы, способные делать деньги из чего угодно.

Но писателя интересует не простой «подлец». Он рисует человека, положительные задатки которого приобрели негативную направленность. Писатель подробно воспроизводит «формирование души» своего героя: в тех условиях, в которых он рос, усваивал отцовскую философию, ничего другого не могло получиться. И получилась не душа, а ларчик с бумагами, деньгами и прочим добром.

Гоголь пытается понять характер Чичикова: для этого он единственному персонажу дает историю жизни во всех деталях. Но как это сделать, если даже внешний облик героя схватить трудно?

«Не красавец, но и не дурной наружности», «не слишком толст, не слишком тонок», «нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод» и так далее. Во всем умеренность, середина, безличность, то, что исключает человеческие страсти, движение души, но оставляет простор «копейке».)

7. Что сформировало характер героя? Через какие этапы развития прошел Чичиков?

8. Проверка индивидуального задания - сообщение на тему «Образ Чичикова» (по карточке 54).

9. Видел ли Гоголь ту силу, которая принесет спасение России? (Нет, не видел, отсюда и его тревожные вопросы: «Русь, куда же несешься ты? Дай ответ... Не дает ответа!» Свои тревожные раздумья он воплотил в образе птицы-тройки, которая несется неизвестно куда.)
^ II. Слово учителя.

И. Золотусский о финале пишет: «Комическое путешествие заканчивается трагически, и трагизм пронизывает заключительные строки «Мертвых душ» о летящей в неизвестность тройке. Она пока как бы еще без ума летит, абы куда летит, и Гоголь наслаждается самим ее полетом, вихрем движения, но вопрос «зачем?» все же не заглушается этим поднимающим пыль вихрем. И вовремя попадается ей на дороге фельдъегерь...

Гоголь помнит, кто едет в бричке, и куда едет, и где пролегает дорога. Это не конец, а начало ее, и апофеоз «быстрой езды» не ответ на вопрос: «Где выход? Где дорога?»

Перед этим финалом Чичиков засыпает, успокоенный своим удачным бегством из города, и будто бы во сне видит собственное детство - о нем рассказывает сам автор...

Этот-то рассказ о детстве Чичикова и дает потом разгон его тройке, подхватит ее как на крыльях и понесет к неведомому 2-му тому.

В этом отрывке особенно чувствуется контраст - необъятная Русь и «казенный экипаж» - символ бездушной, страшной государственной власти.
^ III. Домашнее задание.

1. Подумать над тем, почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой.

2. Отметить в тексте поэмы наиболее яркие лирические отступления (главы V (отступление о метко сказанном русском слове), VII (о двух типах писателей; о бурлаках), ХI (о птице-тройке, о дороге, о Руси и ее богатырях, о выборе героя.) Какую художественную функцию они выполняют?

3. Индивидуальное задание - подготовить сообщение на тему: «Что означает гоголевский образ дороги?» (по карточке 55).

Карточка 55

Что означает гоголевский образ дороги? 1

Образ дороги возникает с первых страниц поэмы. Образом дороги поэма и завершается.

Но какое огромное различие между первым и последним образом дороги! В начале поэмы это дорога одного человека, определенного персонажа - Павла Ивановича Чичикова. В конце это дорога целого государства, России, и даже больше - дорога всего человечества, на которой Россия обгоняет «другие народы».

Это образ метафорический, иносказательный, олицетворяющий постепенный ход всей человеческой истории.

Эти два значения, как две крайние вехи. Между ними располагаются множество других значений - и прямых, и метафорических, образуя сложный и единый гоголевский образ дороги.

Переход одного значения в другое - конкретного в метафорическое - чаще всего происходит незаметно. Вот отец Чичикова везет мальчика в город; пегая лошадка, известная у лошадиных барышников под именем Сороки, день-другой бредет по российским весям, въезжает на городскую улицу... Отец, определив мальчика в городское училище, «на другой же день выбрался в дорогу» - домой. Чичиков начинает свою самостоятельную жизнь. «...При всем том трудна была его дорога», - замечает повествователь. Одно значение образа - вполне конкретное, «вещественное» незаметно сменяется другим, метафорическим (дорога как жизненный путь).

Чичиков уезжает из города N. «И опять по обеим сторонам столбового пути пошли вновь писать версты, станционные смотрители, колодцы, обозы, серые деревни с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином... пешеход в протертых лаптях, плетущийся за 800 верст, городишки, выстроенные живьем...» и т. д. Потом следует знаменитое обращение автора к Руси: «Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу...»

Переход от конкретного к общему по-прежнему еще плавный, почти незаметный. Дорога, по которой едет Чичиков, бесконечно удлиняясь, рождает мысль о всей Руси. Тут даже не скажешь, что один конкретный образ переходит в другой, метафорический. Просто перед нами увеличивается масштаб: пространство, которое пересекает тройка Чичикова, бесконечно расширяясь, переходит в пространство всей страны, и это дает повод для вдохновенного монолога автора о Руси: «...И грозно объемлет меня могучее пространство...»

Известный русский ученый, теоретик литературы А. Потебня находил это место «гениальным». Потебню поразило, «как неожиданно обрывает занесшуюся мысль холодная действительность»; поразила та резкость, «с которой этим выставлена противоположность вдохновенной мечты и отрезвляющей яви».

И действительно: резкость перехода доведена Гоголем до высшей точки. Нет никаких фраз, подготавливающих переход, нет пояснений рассказчика, скажем, такого рода: «Но возвратимся к нашему герою...» или «А в это время с нашим героем происходило то-то и то-то». Просто один план «вдвинут» в другой: во вдохновенную речь поэта врывается грубая брань Чичикова и встретившегося ему фельдъегеря, - и мы, словно упав с неба на землю, видим перед собою не сказочно-незнакомое пространство России, а конкретную дорогу, ту, по которой едет тройка Чичикова...

Но затем, так же неожиданно, эта картина уступает место другой: словно и Чичиков, и его бричка, и скакавший навстречу фельдъегерь были всего лишь мимолетным видением.

И уже не Чичиков восхищается дорогой, не он покрепче закутывается в дорожную шинель, тесней и уютней прижимается в угол кареты. Не он дремлет, прижавши к углу своего соседа (Чичиков ведь, мы помним, находился в карете один: Петрушка с. Селифаном сидели на козлах.) Не Чичиков вдохновенно любуется наступившей ночью. «А ночь! небесные силы! какая ночь совершается в вышине!»

Кто же этот персонаж? Похоже, тот самый, который произносил глубоко-вдохновенную речь о Руси, словом, не кто другой, как автор. Но вот что интересно: сменив персонажей, сменив тон рассказа - прозаический, с просторечными репликами, на вдохновенный, возвышенно-поэтический, - Гоголь не изменил на этот раз характер центрального образа - образа дороги. Образ дороги не стал метафорическим - перед нами одна из бесчисленных дорог российских просторов, подобная той конкретной дороге, по которой мчится бричка Чичикова.

Гоголь в «Мертвых душах» развивает метафорический образ дороги как «жизни человека» и при этом находит свою оригинальную трактовку образа.

В начале VI главы рассказчик вспоминает о том, как в молодые годы его волновала встреча с любым незнакомым местом, с новыми людьми.

Теперь - иное. «Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность...» 3десь речь идет о невозвратных потерях на «дороге жизни», где утрачивается что-то очень важное, значимое.

В своей поэме «Мертвые душки» Николай Гоголь сделал попытку показать жизнь российского государства, понять и осознать, каков характер русского человека и всего народа, размышляет над тем, каков может быть путь развития русского общества. По словам самого автора, он создал такой поэтический сюжет, где читатель вместе с главным героем произведения ездят по России и знакомятся с разными людьми, хотя большей частью они помещики, но зато все имеют совершенно разные характеры и судьбы. Поэтому мотив дороги, странствий и путешествий является основным в гоголевском произведении.

Именно поэтому автор использует такой литературный прием, как создание обобщенного образа, который будет являться типичным явлением или характером для того времени. Предыстория всего гоголевского произведения - это сам и его приезд в город N.

В этот момент происходит знакомство основного действующего персонажа с чиновниками города, все они успевают пригласить его к себе в гости. В экспозиции гоголевской поэмы дается подробная характеристика главного героя и общий потрет всех городских чиновников этого уездного города, который является типичным для многих городов России.

Сам приезд Чичикова автором описывается медленно, не спеша, словно в замедленном действии. Гоголь дает много подробностей, чтобы читатель мог сильнее прочувствовать и понять все, что происходит в поэме. К подробностям можно отнести мужиков, которые к главному герою никакого отношения не имеют. Но они, сидя на бревне, лежащем вдоль дороги, внимательно, но лениво и не спеша следят за тем, как двигается карета Чичикова по разъезженным колеям, на тот момент их занимает лишь только одна тема - доедет ли колесо кареты, в которой путешествует главный герой поэмы до Москвы или Казани.

Есть и другие такие же авторские подробности в поэме: молодой человек, проходящий по мостовой, случайно обернулся на экипаж, который проехал мимо него и внимательно посмотрел. Вспоминает Гоголь трактирщика, чья услужливость переходит все границы.

Все эти гоголевские образы подчеркивают, что жизнь в городе, в который приехал главный герой, скучная и сонная. Жизнь в ней протекает медленно и неторопливо. Интересно и портерное описание Чичикова, о котором автор говорит, что он совсем не красавец, но в это же время, нельзя его внешность назвать дурной.

По своей толщине он и не толст, и не тонок. Его нельзя отнести к молодым людям, но и старым назвать его тоже нельзя. То есть получалось, что точного описания у него нет. Зато уже конкретно и детально описывается помещение гостиницы, обстановка того номера, где остановился Чичиков. Детально описываются и те вещи, которые есть в дорожном чемодане у Чичикова, дается и подробное описание обеденного меню проезжающего.

Но особое внимание привлекает читателя поведение Чичикова, который беседует со всеми чиновниками города. Он знакомится со всеми, кто присутствует на приеме у губернатора города и подробно расспрашивает обо всех помещиках, которые есть в округе. Его интересует, в каком состоянии находится их хозяйство. Кстати, по всем вопросам он задает практически одни и те же вопросы: не было ли болезней, каково состояние. И объясняет все свои странные вопросы праздным любопытством. Читатель тоже не знает то, с какой же целью явился этот чиновник в город и зачем ему такие сведения.

В гоголевском описании города подчеркивается его типичность и обыденность. Так, все дома в городе с красивым, но одинаковым мезонином. Автор с иронией показывает то, какие вывески встречает герой в городе. Все они не имеют отношения к той торговой и ремесленной деятельности, которую они ведут. Но Гоголь подчеркивает, что в городе находится огромное количество различных питейных заведений.

Городской сад выглядел бедно и не ухожено, но зато в газетах его описывали, как главное украшение этого уездного города. Сельское хозяйство разрушалось, дороги уже давно пришли в негодность, но при этом губернатор города лишь только восхвалялся. И это описание гоголевского города могло подойти для любого российского города того времени.

Автор показывает нам и весь путь главного героя. Уже на следующий день он начинает посещать чиновником «славных» людей этого города. Он успел посетить практически всех, поэтому вскоре о нем заговорили, как о человеке, который умеет тонко обращаться с людьми. У Чичикова было отработано главное умение - польстить людям, поэтому и мнение о нем у окружающих было самым лучшим. Ему легко получить приглашение для того, чтобы явиться в гости с ответным визитом. И чтобы вот в этом хорошем и лестном для себя мнение городского общества поставить точку, он с усердием готовиться к балу губернатора.

Но посмотрим, как Гоголь описывает губернское общество. В нем нет каких-то определенных лиц, все они для автора делятся на два типа: толстые и тонкие. Это обобщенное деление общества необходимо автору, чтобы показать психологический портрет людей, которые находятся у власти. Итак, в гоголевском описании тонкие чиновники следят за модой, своим внешним видом и интересуются дамами. Они ставят для себя главную цель - это деньги, успех в обществе и развлечения. Поэтому такие тоненькие представители общества остаются без денег, закладывая своих крестьян и имения, спуская их на развлечения.

Полная противоположность им толстые чиновники. Они различаются не только по внешнему виду, но и по образу жизни. Главное их увлечение и развлечение - это карты. И жизненная цель у них совершенно другая: их интересует лишь только материальная выгода и продвижение по карьерной лестнице. Постепенно у них появляется и дом, и деревенька. А когда такой чиновник выходит в отставку, то становится добротным помещиком.

Вот такому делению и подчинено все остальное гоголевское описание помещиков. Все эти образы типичны и характерны для всей России. Расточительные помещики - это Манилов и Ноздрев. Помещики-приобретатели: Коробочка и Собакевич . Поэтому такие гоголевские отступления о делении помещиков и чиновников уездного города помогают раскрыть идейный смысл всей поэмы.

Чичиков легко общается с чиновниками провинциального города: он играет с ними в карточные игры, спорит вместе со всеми, но так, что это очень нравится окружающим. Главный герой умело поддерживает любые разговоры, и вскоре окружающие замечают, что он довольно неглуп и много знает. Но в то же время о себе Чичиков никому и ничего не сообщает, пытаясь это выдать за скромность.

Так, чиновники и помещики узнают о нем, что он когда-то и где-то служил, но теперь это позади, так как его уволили, как он сам выразился, за правду. А теперь он ищет место для того, чтобы спокойно провести дальнейшую свою жизнь. Чичиков легко очаровывает окружающих и у всех о нем складывается хорошее впечатление.

Подробное знакомство основного персонажа с уездным городом происходит в первой главе, которая имеет важное значения для всей композиции гоголевской поэмы и это в то же время еще и экспозиция. В ней дается описание главное героя, рассказывается о чиновничестве города.

Павел Иванович Чичиков – коллежский советник – приезжает в город N. в небольшой красивой бричке с экипажем, состоящим из кучера Селифана и лакея Петрушки. Автор описывает Чичикова как господина «средней руки»: не красавец и не дурен, не толст и не тонок, не стар и не молод. Никто не заметил его приезда, лишь только два мужика – завсегдатаи кабака, находящегося около единственной в городе гостиницы, обсудили прочность колеса брички: доедет ли до Москвы или Казани, или нет?
Далее описывается сама гостиница: обычная для такого рода губернского города, где за 2 рубля в сутки постояльцы получают комнату с огромным количеством тараканов, которые из всех углов выглядывают «как чернослив» и любопытного соседа за дверью, заставленной комодом. В общей зале – залосненные снизу и потемневшие сверху от дыма стены, закопченные потолок с люстрой. Фасад гостиницы такой же неряшливый, как и внутреннее убранство: у длинного двухэтажного здания покрашен стандартной желтой краской только второй этаж, а первый уже много лет представляет собой голую красную кирпичную кладку, потемневшую от времени и сырости.
Когда внесли вещи приезжего в комнату, тот соизволил отобедать. Далее он принялся расспрашивать гостиничного слугу (полового) о хозяине гостиницы, губернаторе, председателе палаты, прокуроре, помещиках города и с особенным участием – сколько каждый имеет крестьянских душ. Описаны провинциальность и убогость городка: однообразная желтая краска на каменных домах и серая – на деревянных, одно-, полутора- и двухэтажные постройки, различные вывески, бильярдная, трактир, сад с деревьями «не выше тростника».
На следующий день Чичиков стал делать визиты всем важным людям города: губернатору, архитектору, инспектору врачебной управы, председателю палаты, полицеймейстеру, откупщику. После засвидетельствования почтения первым сановникам Чичиков стал готовиться к губернаторской вечеринке: умылся и побрился особенно тщательно, оделся в лучший фрак «брусничного цвета». Чичиков познакомился с важными лицами города и помещиками, которые, не мешкая, пригласили его в гости. У всех осталось благоприятнейшее впечатление о Чичикове – «преприятный человек!».

Глава вторая

Чичиков решается поехать к помещику Манилову. Сначала Чичиков перепутал название деревни (по ошибке именует ее Заманиловкой, а на самом деле она Маниловка). Затем бричка Чичикова преодолевает почти тридцать верст вместо обещанных Маниловым пятнадцати. Далее описывается одинокий дом на возвышенности с жидкой растительностью вокруг и беседкой. Манилов встречает Чичикова с поцелуями. Автор рисует портрет Манилова: человек, не лишенный приятности, в которой было «чересчур…сахару». Жизнь и хозяйство у Манилова шли «как-то само собою», все заканчивалось «только одними словами»: и в отношении не вырытого подземного хода, и по поводу не выстроенного над прудом каменного моста, и относительно книги, заложенной на 14-ой странице уже два года, и в незнании количества умерших за год крестьян. Именование сыновей специфическими греческими именами – Фемистоклюс и Алкид – нелепая попытка Манилова показать свою якобы образованность при неумении решать элементарные бытовые вопросы.
Чичиков осторожно изъявляет желание Манилову купить у него крестьянские души, которые «точно, уже умерли». Манилов растерялся, колебался, но после слов Чичикова о том, что обязанность и закон для него – «дело священное», успокоился и задаром согласился отдать мертвые души, взяв купчую на себя.

Глава третья

Довольный состоявшейся сделкой Чичиков едет по столбовой дороге. Через некоторое время после его выезда из Маниловки начинается сильная гроза. Экипаж сбивается с пути в кромешной тьме, дорогу размывает ливнем, бричка опрокидывается в грязь. Чичиков ругает кучера Селифана за то, что завез в глушь, и обещает высечь. Вдруг слышится лай собак и виден дом. Помещица – хозяйка дома принимает Чичикова на ночлег. Проснувшись поздним утром, Чичиков оценивает обстановку дома и помещичий двор: картины с птицами, между которыми – портрет Кутузова, шипящие часы, окно, выходящее на курятник, полный двор птиц и всякой живности, «пространные огороды» с разбросанными в них фруктовыми деревьями. Затем Чичиков знакомится с самой помещицей (ее фамилия – Коробочка, по должности – коллежская секретарша), и первым делом осведомляется о количестве крестьянских душ: живых и мертвых. На предложение Чичикова продать ему «мертвых» крестьян, Коробочка долго не понимает и недоумевает по поводу умерших крестьян, задавая собеседнику глупые вопросы по типу «их откапывать из земли?» или «может, в хозяйстве… понадобятся…» а затем, когда понимает выгоду, боится «понести убытку». Чичиков сердится и про себя называет ее «дубинноголовой» и «крепколобой». Наконец, удается ее уговорить. Помещица жалуется на снижение доходов от хозяйства и пытается навязать Чичикову, чтоб купил то сала, то птичьих перьев, то меда и много чего еще. Наобещав навязчивой помещице в ближайшем будущем все это у нее приобрести, Чичиков собирается ехать. В проводники Коробочка дает ему девчонку Пелагею одиннадцати лет, которая не знает где право, а где лево. Страсть к накопительству, панический страх убытков и безграничная тупость Коробочки наглядно отражены в данной главе.

Глава четвертая

Пообедав в придорожном трактире на славу, Чичиков заметил подъезжающие к заведению бричку и «колясчонку». В трактир вошли двое мужчин: среднего роста чернявый и высокий белокурый. Это были помещик Ноздрев с зятем Мижуевым. Ноздрев, в развязной манере поприветствовавший Чичикова и быстро перешедший на «ты», рассказал о том, как он «убухал» четырех рысаков, цепочку и часы и пятьдесят рублей при игре в карты. Потом Ноздрев спорит с Мижуевым о том, что может выпить 17 бутылок шампанского. Далее Чичиков после долгих уговоров едет в поместье к Ноздреву.
Автор описывает Ноздрева «разбитным малым», говоруном, лихачом, любителем женщин, балов, ярмарок и питейных заведений, а ещё – «историческим человеком», который всегда непременно попадает в какую-нибудь историю с жандармами, приятелями, драками или выпивкой. «И наврет…без всякой нужды», а в общем – «человек-дрянь».
Ноздрев показывает свое хозяйство: дом, собак, лошадей, кузницу, коллекцию кинжалов и трубок. Выпроводив пьяного зятя, Ноздрев предлагает сыграть в карты, а Чичиков заводит разговор об умерших крестьянах, не вычеркнутых из ревизии. Ноздрев долго допытывается, зачем это нужно. На доводы Чичикова о престижности наличия большого количества душ и перспективе жениться на хорошей девушке Ноздрев категорично отвечает: «Вранье!». Далее за мертвые души Чичикову предлагается купить сначала кобыл в три дорого, потом – собак и шарманку, а в конце – отдать свою же бричку. После отказа Чичикова Ноздрев не велит слуге Порфирию давать его лошадям овса, а только сено. Это оскорбило Чичикова.
После бессонной ночи Чичиков хочет ехать, но Ноздрев предлагает сыграть с ним в шашки. Ноздрев играет нечестно, потому Чичиков отказывается. Дело доходит едва не до драки, но спасет Чичикова визит капитана-исправника по поводу судебного разбирательства с Ноздревым.

Глава пятая

Чичиков что есть силы и скорости едет в своей бричке от деревни Ноздрева, думая про себя, что если бы вовремя не подоспел капитан-исправник, пришлось бы совсем тяжко. Внезапно на дороге бричка по недосмотру кучера Селифана сталкивается с коляской, кони перепутываются упряжками. Долго лошадей растаскивали крестьяне из соседнего села. Пока это продолжалось, Чичиков загляделся на молоденькую девушку, сидевшую в коляске, про себя подумав, что с приданым в «тысячонок двести» она была бы очень лакомым кусочком.
Далее обратил на себя внимание деревянный дом, который характеризовался полным отсутствием архитектурных изяществ и стиля, зато прочности и громоздкости ему было не занимать: толстые и полновесные бревна, одно маленькое окошко, три колонные вместо четырех, «крепкий дуб» даже на колодце.
Собакевич вышел в сени встречать гостя, лишь сказав: «Прошу!». Описывается «медвежий» образ Собакевича: фрак «медвежьего цвета», ступни «вкривь и вкось», грубые, словно рубленые топором черты лица, величают «Михайло Семеновичем». Внутреннее убранство дома было тоже громоздким и «медвежьим», схожими с хозяином: тяжелая мебель, «пузатое» бюро орехового цвета, даже дрозд на картине – и тот похож на Собакевича.
Чичиков начинает издалека – заводит разговор о высоких чиновниках города, но, к своему удивлению, получает категоричный ответ Собакевича о том, что все разбойники, дураки, мошенники, «христопродавцы», а прокурор – «свинья». Потом начинается обед: Собакевич хвастается отлично приготовленными блюдами – они «не те, … что делаются на барских кухнях» и не забывает при этом за один присест употребить половину бараньего бока. После обеда последовал отдых в креслах. Чичиков осторожно интересуется о наличии мертвых душ у Собакевича. Тот нисколько не удивился и тут же загнул цену по 100 рублей за одну душу. Чичиков оторопел от такой наглости. Далее они долго торговались: Собакевич в красках расписывал достоинства продаваемых Чичикову умерших людей и упорно настаивает на высокой стоимости. В конечном итоге сошлись на 25 рублях.
После сделки Чичиков собрался к Плюшкину, который, по словам Собакевича «всех… переморил голодом» и при наличии восьмисот душ «живет и обедает … хуже пастуха» и которого зовут деревенские мужики «заплатанной».

Глава шестая

Въехав в деревню Плюшкина, Чичиков сразу почувствовал, что вместо дороги – бревенчатая мостовая с ходящими вверх и вниз бревнами. Деревенские строения и сама обстановка в деревне имели «какую-то особенную ветхость»: крыши «сквозили, как решето», бревна – темные и старые, окна – без стекол, покосившиеся перила, застоявшиеся поля хлеба, «испятнанная и истрескавшаяся» церковь. Дом помещика как длинный «дряхлый инвалид» с заколоченными окнами и просвечивающимися сквозь облезлую штукатурку трещинами стен, «заросший и заглохлый» сад позади дома. Во дворе возле приехавшей нагруженной телеги стоял не то мужик, не то баба со связкой ключей на поясе. После вопроса «Где барин?» «ключница» велела ждать в комнатах.
Вошедши в дом, Чичиков был поражен беспорядком, многолетней пылью и грязью. Рядом лежали те вещи, которые в нормальной обстановке никогда не должны находиться вместе: старинная в кожаном переплете книга и донельзя высохший лимон, шкаф со старинной фарфоровой посудой и остановившиеся маятниковые часы в паутине, рюмка с жидкостью, в которой плавали три дохлые мухи, люстра в мешке из холста, похожая на кокон. В углу – куча мусора, покрытого несколько сантиметровым слоем пыли и сала.
Вернулась ключница, которая при ближайшем рассмотрении оказалась ключником, а после первых двух фраз общения выяснилось, что это и есть помещик Плюшкин. Одет в грязное засаленное что-то непонятное (платье, халат или балахон), небритый, очень походил на нищего. У хозяина были огромные запасы дерева, посуды, полные амбары сукна и разного съестного, которые простаивали просто так и гнили. Но Плюшкин не разрешал ими пользоваться никому, а сам ежедневно подбирал всякие вещи с улицы и складывал в вышеописанную общую кучу в комнате.
Далее Плюшкин стал рассказывать о том, как тяжко живется: мужик ленив, земли мало, в гости ездят, а «в хозяйстве-то упущения», лошадей надо кормить сеном, кухня скверная, чай дорогой т.д. Потом выясняется, что за последние три года умерло 120 мужиков-крестьян. Чичиков предложил купить у Плюшкина мертвых душ, на что Плюшкин сначала удивился, а потом так обрадовался, что чуть не полез обниматься. А когда узнал, что Чичиков готов оплатить издержки по купчей, настроение его повысилось ещё больше. Жалкая четвертинка бумаги с именами умерших крестьян была исписана вдоль, поперек и вкруговую. Чернила стали заплесневелыми с мухами на дне. Слуги были всегда в подозрении у Плюшкина, будто хотят обворовать его. Автор подбирает ключевые слова, характеризующие сущность Плюшкина – ничтожность, мелочность, гадость.
Плюшкин, не мешкая, без стыда предлагает Чичикову купить помимо мертвых еще и беглых душ, за каждую по пятьсот рублей. Но покупка завершается на 24 руб. 96 коп.
Чичиков возвращается в гостиницу, ужинает и засыпает.

Глава седьмая

Чичиков просыпается и начинает читать списки умерших душ, которых ему удалось купить у помещиков. Там были необычные фамилии (Неуважай-Корыто, Пробка Степан), прозвища, краткие характеристики. Обнаружилось, что Собакевич все-таки продал ему женщину – Елизаветъ Воробей. После просмотра списков Чичиков выходит на улицу, где ему встречается Манилов. Они обнимаются. Манилов подает Чичикову аккуратно написанный список мертвых душ с каемкой.
Чичиков идет в городскую палату для совершения купчей. Долго ходил он от одного стола к другому, от одного чиновника к другому.
Потом в зале присутствия собираются председатель, Чичиков, Собакевич и Манилов. Далее крепости записывают, помечают, заносят в книгу при свидетелях. Собакевич хвастается председателю палаты, каких замечательных мастеров продал Чичикову (один каретник Михеев чего стоит).
Далее пошли обмывать купчую к полицеймейстеру, у которого по этому случаю нашлись хорошие закуски. Все стали упрашивать остаться Павла Ивановича в городе хотя бы на две недели, а также пообещали женить.

Глава восьмая

В городе пошли разговоры о том, выгодно ли Чичикову брать крестьян на вывод и как трудно будет переселять крестьян на южные плодородные земли. Население города пришло к вводу, что Чичиков – миллионщик. Стали обсуждать Чичикова и дамы города N. Получив любовное письмо от какой-то девушки, он кладет его в шкатулку с афишей и пригласительным билетом на свадьбу семилетней давности. Далее Чичиков получает приглашение на губернаторский бал.
Все высокие лица города на балу были с Чичиковым очень обходительными, даже ласковыми: он прямо-таки переходил из одних объятий в другие. Чичиков пытался по выражению глаз и манерам поведения отыскать женщину, приславшую ему накануне любовное письмо в стихах, но не находил. Он вел себя со всеми дамами очень обходительно, чем вызвал их абсолютное расположение и желание понравиться. Потом к нему подошла губернаторша с дочкой, в которой Чичиков узнал ту самую девушку, что видел в коляске при столкновении лошадей по дороге из деревни Ноздрева. Тут Чичиков растерялся, а потом весь бал ходил за губернаторской дочкой и ее мамой, пытаясь развлечь светской беседой. Этим он вызвал негодование остальных дам, оставшихся без внимания. Таким образом, дамы города N настроились против него. А еще в самый неподходящий момент появляется пьяный Ноздрев, который орет во все горло про купленные Чичиковым мертвые души.
Расстроенный Чичиков приходит в свою комнату в гостинице и начинает думать, что бал – «дрянь» и все оно – «от обезьянства». Положение ещё больше усугубил приезд помещицы Коробочки на неподкованных лошадях и в коляске в виде арбуза с оторванными ручками. Проведя три бессонные ночи, она приехала узнавать в город «почем … мертвые души» и не продешевила ли она.

Глава девятая

Одна дама (автор называет ее просто приятной дамой) приехала утром к другой даме (величающейся дамой, «приятной во всех отношениях»). Сначала начинается обсуждения модных тенденций: фестончики, рубчики, проймы, выкройки и т.д. Стали говорить о том, какой нехороший и противный человек Чичиков, про то, что мертвые души – это неспроста, а потом пришли к выводу, что Чичиков надумал похитить и увезти дочку губернатора.
Новости про Чичикова, мертвые души и губернаторскую дочку взбудоражили весь город N. Чиновники стали опрашивать тех, у кого Чичиков покупал мертвые души. Коробочка сказала, что он – плут, отдал только 15 рублей, а птичьи перья и сало обещал купить, но не купил. Манилов и Собакевич отозвались о нем хорошо.

Глава десятая

Все чиновники города собираются у полицеймейстера и начинают думать и предполагать: кто же такой Чичиков? Почтмейстер выдвигает предположение, что Чичиков – это капитан Копейкин.

Повесть о капитане Копейкине
В войне 1812-го года капитан Кпейкин был ранен – ему оторвало руку и ногу. Отец отказался ему помогать, вследствие чего капитан решил ехать в Петербург просить милости и помощи у государя. Приехал, кое-как устроился в ревельском трактире, где проживание – один рубль в сутки. Потом ему подсказали, что необходимо идти на Дворцовую набережную, во дворец на прием. Добрался Копейкин до туда и ждал приема часа четыре. Потом пришел вельможа-чиновник, всех опросил, что кому угодно, дошла очередь и до Копейкина. Тот описал ситуацию о ранении и невозможности работать, на что был получен ответ: «понаведайтесь на днях». Капитан на радостях в трактире выпил рюмку водки, потом пошел в театр. Через три-четыре дня приходит снова к министру услышать решение. Но министр ответил, что необходимо ждать приезда государя и без него проблему эту не решить. Через несколько дней Копейкин приходит – не принимает государь, мол, приходите завтра. А деньги-то кончаются, есть хочется, а заработать нет возможности. В приемной каждый раз говорят: «Приходите завтра». Тут Копейкин не выдержал и решил стоять до конца. Происходит примерно такой диалог. Вельможа говорит: «Ожидайте решения», Копейкин: «Не имею куска хлеба». – «Сами ищите средств». – «Не могу, нет руки и ноги». – «Я не могу вас содержать за свой счет, вооружитесь терпением». – «Не могу ждать». – «Мне некогда, у меня дела поважнее ваших». – «Не уйду без Вашей резолюции». Потом Копейкина фельдъегерь повез в какое-то казенное место для временного житья. Далее никто не знает, куда делся капитан Копейкин, но только через два месяца после этого случая появилась в рязанских лесах разбойничья шайка, атаман которых был, как предполагается, вышеописанный герой.
Полицеймейстер говорит, что Чичиков не может быть капитаном Копейкиным, потому что руки и ноги у него целы. После других предположений решили расспросить о Чичикове Ноздрева. Ноздрев наврал столько, что страшно представить: Чичиков оказался и фальшивомонетчиком, и шпионом, и похитителем.
Прокурор от дум по поводу таких событий в городе, противоречивых мнений и слухов, внезапно умирает.
Чичиков о толках относительно своей персоны ничего не знал, т.к. простудился и сидел в гостинице. После выздоровления Чичиков решил сделать визит губернатору и очень удивился, когда услышал от швейцара, что его не велено принимать. Затем ни полицеймейстер, ни почтмейстер, ни вице-губернатор не приняли его. Растерянный Чичиков возвращается в гостиницу. И тут неожиданно к нему является Ноздрев. Говорит, что все в городе против Чичикова, что прокурор умер из-за него, что затеял он рискованное дело относительно губернаторской дочки и не одолжил бы он 3000 взаймы. Чичиков, выпучив глаза, не верил сказанному.
Чичиков приказал Селифану немедленно готовиться к отъезду из города.

Глава одиннадцатая

Чичиков проснулся поздно. Оказалось, что бричка не готова и лошади не подкованы. Пять с половиной часов ковали кузнецы, запросив цену в шесть раз дороже обычной за срочность. Наконец, бричка была готова. Чичиков с двумя слугами поехал. По дороге он увидел похоронную процессию – хоронили прокурора. Но пришедших на похороны людей заботило только то, каким будет новый генерал-губернатор. Чичиков выехал из города.
Рассказывается биография Чичикова. Родился в дворянской семье. Отец с детства прививал ему жизненные навыки: угождать начальникам и учителям, водиться с теми, кто побогаче, копить самую надежную вещь на свете – копейку. Рассказывается о воровстве Чиновников в той конторе, где работал Чичиков, и о повсеместной бюрократии. Потом Чичиков работал таможенным чиновником. У него был просто нюх на контрабандистов, которых он решил окончательно извести. Начальство за хорошую работу дало ему чин и повышение. И тут началось воровство – украдено через контрабанду было несколько тысяч. Потом «раскололся» сообщник Чичикова, обоим пришлось уйти со службы. Чичиков недоумевал, почему столько несчастий в жизни обрушилось именно на его голову, ведь он брал там, где «всякий брал бы».
Затем выясняется, зачем все-таки Чичиков покупал мертвые души. До подачи ревизии опекунский совет давал по двести рублей за душу – можно собрать отличный капитал.
Далее идут лирические отступления Гоголя о Руси. Автор сравнивает ее с «птицей-тройкой», мчащейся в светлую даль. Применяет к ней восторженные эпитеты «вдохновленная Богом», «божье чудо». И главный вопрос: «куда несешься ты?». Ответа нет. Вопрос риторический.