Энтони хоуп кинетические скульптуры. Металлические деревья скульптора энтони хоу. Диковинные животные Тео Янсена

Кинетическая скульптура — это особое направление в современном искусстве, основанное на эффекте движения всего арт-объекта или его отдельных элементов. Мастерам, работающим в этом жанре, удалось разрушить миф о том, что настоящие скульптурные изображения должны быть статичными. Их творения наполнены движением и жизнью. Они привлекают внимание, завораживают и заставляют человека задуматься о непостоянстве всех вещей и явлений, окружающих его в этом мире.

Скульптуры Лайми Янга

Лайми Янг — современный художник из Южной Кореи, создающий необычные скульптуры сложнейших форм с использованием микропроцессоров, плат, деталей из нержавеющей стали и прочих несвойственных для произведений искусства материалов. Приведённые в движение специальными механизмами, его инсталляции напоминают собой невообразимых живых существ и оказывают на зрителей по-настоящему магическое воздействие. Понять, как они работают, простому человеку не под силу. Но это и не нужно, ведь любая кинетическая скульптура Янга создана для того, чтобы изумлять публику.

Творения Боба Поттса

Известный американский скульптор Боб Поттс создаёт минималистичные инсталляции, имитирующие взмах птичьих крыльев, движение вёсел в лодке и т. д. Его скульптуры выполнены из лёгких материалов и не отягощены лишними деталями, однако это не мешает им приводить зрителей в неописуемый восторг. Особенно впечатляет поклонников искусства поразительная точность, с которой Поттсу удаётся воссоздать траекторию движения демонстрируемых объектов.

У-Рам Чо и его произведения искусства

Кинетическая скульптура полностью захватила воображение художника из Южной Кореи У-Рам Чо. Все его работы имеют сложные конструкции и механизмы. Сделанные из различных металлов, они дополнены редукторами, моторами, всевозможными платами и микропроцессорами, благодаря которым приводятся в движение. Инсталляции корейца напоминают диковинных птиц, рыб, насекомых и других существ, неведомых современной цивилизации. Чтобы необычные скульптуры выглядели более реалистично, мастер демонстрирует их в сопровождении световых и звуковых эффектов.

Движущиеся композиции Энтони Хоу

Американец Энтони Хоу более 25 лет занимается созданием трёхмерных абстрактных композиций из лёгкой нержавеющей стали, приводящихся в движение малейшим дуновением ветерка. Все творения автора состоят из нескольких десятков мобильных элементов и напоминают собой немыслимые астрономические модели или из будущего. Некоторые кинетические скульптуры Энтони Хоу прочно стоят на земле, но встречаются среди них и такие, которые демонстрируются в подвешенном состоянии. Приводимые в движение силой ветра, они гипнотизируют окружающих ежесекундной сменой своего вида.

Диковинные животные Тео Янсена

Кинетические скульптуры Тео Янсена несут в себе идею сохранения жизни на планете. Они созданы из пластиковых бутылок и труб, изоляционной ленты, скотча, нейлоновых ниток, картона и других подручных материалов. Своим творениям Янсен придаёт облик огромных диковинных животных, которые, по его утверждению, питаются энергией ветра и могут самостоятельно передвигаться. Несмотря на свою кажущуюся лёгкость, они способны сохранять устойчивость даже под сильными порывами ветра. Прежде чем создать очередную фигуру, мастер с помощью компьютерной программы рассчитывает параметры модели и только после этого собирает её и выставляет на пляж, расположенный вблизи его дома в Голландии. Сегодня на нём собралось уже целое семейство диковинных зверей, мирно соседствующих друг с другом.

«Живые» инсталляции в России

Кинетическая скульптура популярна не только в зарубежных странах. В России сегодня живёт много мастеров, увлекающихся созданиями движущихся инсталляций. Так, усилиями участников столичной художественной группы ArtMechanicus была создана целая коллекция деревянных механических рыбок. Есть среди их творений и Рыба-дом, и Рыба-таран, и Рыба-рыцарь. Кроме москвичей, созданием необычных скульптур занимается ялтинец Иван Поддубный. Он делает миниатюрные инсталляции из дерева и кожи, приводящиеся в движение пружинным двигателем. Работы Поддубного прекрасно сочетаются с современным интерьером и предназначены для украшения жилых и офисных помещений.

Путь настоящего художника всегда лежит через тернии к звездам. Так и Энтони Хоу, прежде чем прийти к прославившему его стилю, долго скучал в окружении статичного мира. Впрочем, неудивительно: после учебы в Корнеллском университете и Скоухеганской школе живописи и скульптуры (штат Мэн) он построил дом в Нью-Гэмпширских горах и в течение пяти лет писал там вполне классические пасторальные пейзажи. Это сознательно избранное отшельничество казалось необходимым в те годы, тем более ранние работы Энтони получили определенный успех и даже разошлись по ряду государственных и частных коллекций. Однако в какой-то момент Хоу понял, что нужно двигаться дальше. И он кардинально сменил место жительства, перебравшись из глуши в самый безумный и шумный город Соединенных Штатов — Нью-Йорк.

Имя: Энтони Хоу // Год рождения: 1954 // Место жительства: Истсаунд, штат Вашингтон, США // Род занятий: художник, скульптор // Образование: Корнелльский университет, Скоухеганская школа живописи и скульптуры // Творческое кредо: «Я стремлюсь оживить статику окружающего меня мира».

Но там, в Нью-Гэмпшире, Хоу набрался опыта — каждый день наблюдая, как ветер колышет листья деревьев, он понял, что природу можно сымитировать в металле. И в 1989 году, в возрасте 35 лет, Хоу сделал свою первую кинетическую скульптуру, подвесив ее металлические элементы на демонтированных лифтовых кабелях, натянутых между зданиями. К слову, в одном из интервью Энтони признается, что впервые обратился к кинетической скульптуре, влюбившись в девушку-модель, и металлическое сердце сделал, чтобы обратить на себя ее внимание. Увы, сердце красавицы не растаяло, и вообще она, как показалось Хоу, посчитала его сумасшедшим. Наверное, потом ей пришлось сильно пожалеть, что она упустила такого романтика.


My Father’s Influence («Влияние моего отца»). 256 зеркал, соединенных с приводным механизмом и движущихся по определенному алгоритму. Механизм, в свою очередь, приводится в движение ветром.

Ветряная технология

Сочетание дикой природы и нью-йоркского муравейника сформировало современный стиль Энтони Хоу. Его работы легки, воздушны и как-то… экологичны, хотя и сделаны из металла. В 1994 году Хоу переехал в штат Вашингтон, на западное побережье США, построил там дом и целый парк своих скульптур. Конечно, он работает не только для себя — множество произведений расходятся по галереям и частным заказчикам. Поэтому окрестности мастерской Хоу можно назвать «питомником». Тут он из слабеньких саженцев делает изящные и сильные металлические деревья. Которые с каждым дуновением ветра оживляют пространство и звучат на разные голоса.


The Factory («Фабрика»). Сложная система независимых механизмов, приводящихся в движение ветром. Внутри механизмов — миниатюрные генераторы, снабжающие энергией светодиодные фонарики для ночной демонстрации скульптуры.

Скульпторы-кинетисты делятся на две категории. Одни работают по наитию, другие — по расчету. Хоу относится скорее ко второй группе. Сначала он создает 3D-модель при помощи CAD-систем (в частности, программы Rhinoceros 3D), затем вырезает элементы плазменным резаком, а потом уже кропотливо дорабатывает изделия, как сказали бы в России, «при помощи напильника», то есть более традиционными методами работы по железу. Основная часть скульптур Хоу сделана из нержавеющей стали (впрочем, есть работы из меди и других материалов); помимо того, в качестве соединительных и декоративных элементов используются эпоксидная смола и стекловолокно. И конечно, электроника: генераторы, моторчики, светодиоды.


About Face («О лице»). Система из сотни медных пластин. Некоторые свободно колеблются от ветра, некоторые имеют привод.

В начале карьеры Энтони приходилось прикладывать немало сил к моделированию будущей скульптуры, но сегодня он говорит, что благодаря многолетней практике проект возникает у него в голове практически целиком, остается только воплотить его в жизнь. Это, казалось бы, нетрудно представить: Хоу прогуливается по своему «парку», наблюдает за колыханием ветвей деревьев и трепетом травы, и у него рождаются идеи металлических растений со звенящими, похожими на монетки, листьями. Но это заблуждение: сам скульптор утверждает, что чаще всего свежие мысли посещают его за компьютером, и самая приятная часть процесса создания проекта — продумывание новых движений, действий, звуков — происходит тоже в положении сидя.


Grid Work («Решетка»). Комбинация 24 различных механизмов, вращающихся от ветра в различных плоскостях.

Мало придумать внешний вид, нужно еще рассчитать и проверить, как вещь будет двигаться и звучать — особенно при сильных порывах ветра (слабые дуновения проверяются с помощью вентилятора). Методику испытаний Хоу отработал давно: он прикрепляет тестируемую скульптуру к своему Ford F-150 и несется по шоссе навстречу ветру. Интересно, как это выглядит на хайвее…

Эолова арфа

По своему принципу работы Энтони Хоу напоминают эоловы арфы. Эолова арфа — это инструмент, звучащий благодаря колеблющему струны или проходящему сквозь специально рассчитанное отверстие ветру. Эоловы арфы бывают искусственными и естественными. Искусственная арфа обычно представляют собой ящик-резонатор с отверстием и струнами внутри — попадая в арфу, ветер проходит через струны, издавая звуки различной высоты и громкости в зависимости от силы порыва и расчёта мастера-арфиста. Эоловы арфы были распространёнными инсталляциями в общественных парках XIX века, причём установка их зависела от наиболее частого направления ветра в данной области.
Естественные эоловы арфы обычно представляют собой отверстия в скалах или отдельно стоящих камнях-мегалитах. Проходя через такие отверстия, ветер «поёт», но его «мелодию» определяет уже не человек, а природа. Наиболее известной в России эоловой арфой была приводимая от флюгера деревянная струнная конструкция, построенная в 1830-х годах в Пятигорске (ныне сохранилась только беседка).

В железном лесу

Любимая форма скульптора — то, что можно назвать «деревьями». На длинных металлических стволах, которые могут быть цельными или своей «сеточкой» напоминать Эйфелеву башню, быть прямыми или извилисто изгибаться, крепятся разнообразные «листья» — иногда подобные пальмовым, иногда овальные. «Листья» могут дополняться или замещаться «плодами» — всевозможными шарами, чашами, стеклянными пузырями. К таким «деревьям» можно отнести многие проекты Хоу — IBEX, ONTAR, Bubbles («Пузыри»). Ветер дует, пластины колышутся, «ветви» плавно вращаются по нескольким центральным осям. Смотреть можно бесконечно.

Сильное впечатление производит одна из последних работ — Octo. На навершии длинного тонкого ствола скрепленные между собой формы из нержавеющей стали вращаются от ветра по круговой оси, их концы то сходятся, то расходятся в центре композиции. При соприкосновении детали издают легкое бряцанье, а все вместе напоминает то ли плывущую в море медузу, то ли хищный глубоко дышащий цветок. Оторвать взгляд невозможно.


ОСТО 3 («OКTO 3»). Самая свежая работа Хоу, впрочем, уже проданная в Дубаи. Система абстрактных стальных форм, синхронно вращающихся от ветра относительно неподвижной рамы.

Визитной карточкой скульптора стал проект About Face («О лице») из меди и нержавеющей стали. Сто индивидуально сбалансированных медных панелей закреплены на каркасе в форме человеческого лица. Ветер колышет панели, и по лицу идет рябь — или просто оно меняет свое выражение, внезапно обретая жизнь и богатую мимику. Внутри лица спрятан шумовой механизм из стальных «чаш» — он обеспечивает звучание скульптуры. Она издает тревожный (или медитативный — кому как!) глубокий гул, чем-то напоминающий шум ветра в замкнутой трубе или гудение, раздающееся, если несильно ударить по большому колоколу изнутри.

Раз увидев, невозможно забыть композицию My Father’s Influence («Влияние моего отца»). По конструкции она похожа на предыдущую: пластины на каркасе и механизм сзади. Только пластины на этот раз представляют собой небольшие квадратные зеркала в количестве 256 штук, а механизм под влиянием ветра их поворачивает. В зеркалах отражаются отблески света, по всему пространству вокруг скачут солнечные зайчики.


Spines («Шипы»). Комбинация стальных треугольников, закрепленных на круговой оси. Ее вращение создает удивительный визуальный эффект — впрочем, это фишка большинства работ Энтони Хоу.

Резиденцию и скульптурный парк Хоу найти несложно. На деревьях вдоль дороги в качестве ориентира развешаны кинетические скульптуры, на фоне которых табличка-указатель «Галерея» выглядит довольно бледно. Сразу понимаешь, куда попал. Однако по мере продажи работ скульптурный парк Хоу видоизменяется, и сейчас он временно закрыт. Кажется, готовится смена экспозиции.

Поклонники под гипнозом

Энтони Хоу популярен, его работы нравятся, их активно покупают, причем немалую роль в известности скульптора сыграл интернет (о чем свидетельствует популярность канала Хоу в сети YouTube). Несколько раз Хоу становился победителем престижных конкурсов кинетической скульптуры, его металлические деревья звучат в государственных учреждениях, в парках, на улицах городов.


In Cloud Light («В свете облаков»). Одно из «серийных» деревьев Хоу, основными вращающимися элементами которого являются стальные диски. Устройство приводится от ветра.

И хотя представление о работах Хоу можно получить по видеороликам, истинная их сущность раскрывается только в естественной среде обитания. Кто-то из поклонников назвал скульптуры Хоу «техномагией», поскольку они способны вводить зрителей буквально в гипнотический транс. Теперь, спустя много лет, от работ Энтони тают сотни сердец, и та девушка из его молодости точно не устояла бы. Но Хоу давно женат и делает свои скульптуры для удовольствия и заработка, а зрители находят их сами, без призывов посмотреть, считая Хоу вовсе не сумасшедшим художником, а настоящим техническим магом.

Энтони Хоув (Anthony Howe) – типичный городской житель, в чьей биографии на каждом шагу встречаешь упоминания о таких местах как Манхэттен или Сиэтл. И тем не менее именно ему, выросшему в каменных джунглях, удалось найти общий язык с силами природы, сделав их союзниками в его творчестве. Ветер – вот основной компонент, без которого скульптуры Хоува просто не могли бы существовать.



Как вы уже догадались, Энтони Хоув занимается созданием кинетических скульптур, то есть таких, которые могут двигаться. Данное направление в искусстве возникло не так давно – в середине 50-х годов прошлого века, а в качестве дополнительного примера можно вспомнить о произведениях , уже упоминавшихся на страницах нашего блога. Однако в отличие от пластиковых скульптур Янсена, наш герой работает с металлом, преимущественно со сталью. Используя стальную арматуру в сочетании с коваными криволинейными формами и дисками, покрытыми стекловолокном, Хоув создает фантастические скульптуры. При спокойной погоде они удивляют своей элегантностью, а с малейшим дуновением ветра приходят в движение, кружась в только им понятном танце и создавая необъяснимую тайную гармонию.



Энтони Хоув создает кинетические скульптуры уже около 20 лет. «Я пытаюсь создать объекты, внешний вид которых будет ассоциироваться с атрибутами научной фантастики так же, как и с биологическими и астрономическими моделями», - рассказывает автор.



Конечно, бессмысленно говорить о кинетических скульптурах, демонстрируя их только лишь на фотографиях. Пример одного из произведений Хоува в движении перед вами, а познакомиться с остальными его работами можно на сайте .

Скульптор родился в 1954 году в Солт-Лейк-Сити (штат Юта, США). Энтони Хоув начинал свою творческую карьеру в качестве художника и лишь после переезда Нью-Йорк перешел к от живописи к скульптуре. Широкую известность автор получил в конце 1990-х годов.