Энциклопедия изречений. Энциклопедия мудрости. Сборник мыслей, изречений, афоризмов, парадоксов, эпиграмм. О браке и семье

Всемирная Энциклопедия Афоризмов. Собрание мудрости всех народов и времен

Предисловие

Человеческая цивилизация существует уже более 6000 лет, и за это время человечество накопило колоссальный запас мудрости в виде философских трактатов, этических сочинений, художественных произведений или просто универсальных принципов, устоев и норм, согласно которым живет и сейчас наше общество. В нынешнее динамичное время стал особенно популярен жанр афоризма как емкий источник многовековой человеческой мудрости, экстракт мысли, заключенный в совершенную форму законченного лаконичного высказывания. Нередко афоризмы рождаются как в рамках каких-либо произведений, так и самостоятельно. Сегодня известно немало авторов, которые сделали афоризм основой своего творчества, что говорит о востребованности этого жанра в нашей жизни.

«Всемирная энциклопедия афоризмов» собрала в себе изречения, афоризмы, цитаты, стихотворные отрывки, философские мысли, оставленные нам выдающимися деятелями всего мира: древними философами, античными драматургами, средневековыми моралистами, художниками и поэтами Возрождения, учеными и писателями Просвещения, знаменитыми политиками, актерами, специалистами в различных областях знаний – словом, теми, кто так или иначе повлиял на мировоззрение современников и последователей, на культурный прогресс человечества.

Авторы книги – представители разных народов и времен, выходцы из различной социальной среды, специалисты многих сфер деятельности, а их афористическое наследие, собранное здесь, включает как лаконичные философские высказывания, отрывки из нравоучительных трактатов, так и ироничные заметки, остроты, каламбуры. Нередко одна и та же мысль повторяется разными авторами в разное время, и в этом случае мы можем говорить о связи поколений, об извечной актуальности волнующих нас вопросов и тем. Но столь же часто мудрые противоречат друг другу, что дает нам, читателям, возможность, опираясь на их мнение и опыт, все же самим принимать решение по той или иной проблеме.

Многообразие тем, затронутых авторами этой книги, поистине всеохватно, как и многообразие жизненных интересов каждого из нас: рассуждения о законах существования, о страстях человеческих, о пороках и добродетелях, высказывания о представителях противоположного пола, тонкие советы на все случаи жизни и остроумные наблюдения за явлениями бытия.

Все мысли, афоризмы, цитаты одного автора собраны в одну статью и расположены по алфавиту первого слова. Каждую статью открывает краткий биографический очерк, из которого читатель сможет узнать об основных датах и этапах жизненного пути автора, а также названия прославивших его произведений.

Наша «Всемирная энциклопедия афоризмов» будет интересна и полезна всем, стремящимся к постижению мировой мудрости.

Абу-ль-Фарадж бен-эль-Гарун (Григорий Бар-Эбрей)

(1226–1286)

Сирийский писатель, священник.


Родился в Малатье (современная Турция) в христианской семье. Бар Эбрей – прозвище, означающее «сын еврея», имя «Григорий» получил при крещении. Однако поскольку основные сочинения написаны им на арабском языке, Абу-ль-Фарадж более известен по арабизированной форме своего имени. В 1246 г. стал епископом Гулы, а в 1264 г. – мафрианом яковитов Месопотамии, на этом посту оставался до самой смерти. Многое сделал для укрепления почетного положения христиан в Передней Азии. Умер в Мараге (современный Иран).

Абу-ль-Фарадж – один из самых выдающихся и плодовитых сирийских писателей. За глубокие познания во многих науках и стиль изложения был назван современниками «Краса века». Сегодня известны многие работы Абу-ль-Фараджа: «Краткая сирийская грамматика», богословское сочинение «Сокровища тайн» и в том числе его главный исторический труд «Хроника».


Будь осторожен с женитьбой, чтобы с тобой не произошло то же, что стало с рыбами и сетью: те, что были внутри сети, стремились покинуть ее, а те, что были вне ее, жаждали попасть внутрь.


Вино сообщает каждому, кто пьет его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина – он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи.


Все земные страсти бесплодны. Те, которые пережиты, подобны снам, те же, которые нас ожидают, закончатся для тех, кто еще надеется, разочарованием.


Глуп тот, кто причиняет себе зло ради того, чтобы сделать добро своему другу.


Глупец не испытывает огорчений от скудости своего ума.


Глупца легко узнать по двум признакам: он всегда говорит так, что в его словах нет для него никакой пользы, и он всегда вмешивается не в свое дело.


Глупцы замечают только промахи людей и не обращают внимания на их достоинства. Они подобны мухам, которые норовят сесть только на воспаленную часть тела.


Душа, в которой отсутствует мудрость, мертва. Но если обогатить ее учением, она оживет, подобно заброшенной земле, на которую пролился дождь.


Земные страсти подобны морской воде. Чем больше ее пьешь, тем сильнее испытываешь жажду.


Знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.


Избегай многословия, ибо оно подобно большому пространству, на котором множество камней преткновения.


Когда люди спорят потому, что стремятся к истине, то спор неминуемо должен прекратиться, ибо истина бывает только одна. Когда же спорящие стремятся не к истине, а к победе, тогда спор все более разгорается, ибо ни один не может выйти победителем в споре без того, чтобы его противник не оказался побежденным.


Кратковременная неудача лучше кратковременной удачи.


Лучшая похвала – та, что исходит от человека, которому ты ничего хорошего не сделал.


Лучше время от времени недоедать, чем переедать.


На что похожа женщина, у которой нет мужа? На речное русло, по которому не течет вода.


Не надейся на вспыльчивого друга, даже если сам по натуре он добрый человек.


Не пренебрегай маленькими людьми – они могут помочь тебе возвыситься.


Обильная еда вредит телу так же, как изобилие воды вредит посеву.


Один философ женился на малорослой и тощей женщине. Его спросили, почему он так сделал. И ответил он: «Я выбрал меньшее зло».


Ошибки, допущенные при рисовании, все видят и критикуют; ошибки же, допущенные врачом, скрывает земля.


Пища, которую организм не переваривает, съедает того, кто ее съел.


Плох человек, ничего не знающий и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились воедино два порока.


Почему завистники всегда чем-то огорчены? Потому что их снедают не только собственные неудачи, но и успехи других.


Правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях.


Пусть мысли, заключенные в книгах, будут твоим основным капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого, – процентами на него.


Пьянство – мать всех пороков.


Распущенность проявляется не только в поступках, но и в словах.


Самое тяжелое оскорбление – это то, что происходит от человека, которому ты не сделал ничего плохого.


Снисходительное отношение к глупости присуще каждому умному человеку.


Терпение – прекрасное качество, но жизнь слишком коротка, чтобы терпеть.


То, что скрываешь от врага, не сообщай и другу, ибо нет гарантии, что дружба будет длиться вечно.


Удивительно устроен человек – он огорчается, когда теряет богатство, и равнодушен к тому, что безвозвратно уходят дни его жизни.


Умеренность – союзник природы и страж здоровья. Поэтому, когда вы пьете, когда вы едите, когда двигаетесь и даже когда вы любите, – соблюдайте умеренность.


Умный человек всегда соглашается с другим умным человеком, глупый же обычно не соглашается ни с умным, ни с глупым.


Умный человек утешается тем, что сознает неизбежность случившегося. Дурак утешается тем, что и с другими произошло то же, что и с ним.


Человек, который с самого начала ведет себя достойно, избавлен от угрызений совести.


Я знаю немного, но то, что знаю, я знаю в совершенстве.


Я часто раскаиваюсь в том, что говорил, но редко сожалею о том, что молчал.

Аврелий Августин (Блаженный)

(13.11.354–28.09.430)

Крупнейший христианский мыслитель, один из «отцов церкви».

Родился в Тагасте (сегодня Сук-Арас, Алжир), в Африке. Изучал риторику и философию в Карфагене, Риме, Милане. Написал автобиографию под названием «Исповедь». Этот труд, а также трактат «О граде божием» являются наиболее известными его произведениями. В них он подверг осуждению ошибочные учения, которым сам длительное время следовал: скептицизм, манихейство и другие еретические течения. Его память отмечается Католической Церковью 28 августа, Русской православной церковью – 15 июня по старому стилю.

Текущая страница: 1 (всего у книги 15 страниц) [доступный отрывок для чтения: 10 страниц]

Православный цитатник. Собрание кратких изречений и добрых советов святых отцов и учителей Церкви
Составитель Владимир Зоберн

На книгу получено благословение Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия


© ООО «Издательство АСТ», 2010

© Зоберн В., 2009

Часть первая

Глава 1
О Боге Самом в Себе и по отношению к тварям – преимущественно к человек

Небо, земля, море – словом, весь этот мир есть великая и преславная книга Божия, в которой открывается самим безмолвием проповедуемый Бог

* * *

Один философ спросил святого Антония, который не умел ни читать, ни писать: «В какой книге почерпнул ты сведения о высоких истинах, проповедуемых тобою?» – Святой Антоний, не говоря ни слова, одной рукой указал на небо, а другой на землю.

* * *

Каждая тварь выражает собою мысль Божию. А мысль Божия совершенна, полна, следовательно, и каждая из тварей, по своему виду и роду, заключает в себе все совершенство и всю полноту. Правда, мы называем некоторых из тварей гадкими – так, по привычке. Но это очень глупо. Вникни, рассмотри организм этих, по-видимому, гадких тварей, и ты удивишься чудному их устройству. Даже, можно сказать, чем ничтожнее, чем едва заметнее для глаз наших что-либо из рода пресмыкающихся или насекомых, тем более оно имеет в себе совершенства. Мы мало знаем природу, оттого так поверхностно и судим о ней. Нет, когда говорится: дивен Ты, Господи, и дивны дела Твои, так это потому именно сказано, что всякая тварь в своем роде совершенна, что каждая из них находится в тесной связи с прочими тварями и создана для известной, необходимой цели

* * *

Воистину велик Бог! И един Он велик и в великом, и в малом земли

* * *

Хороши создания и хороши весьма, но несравненно лучше Создатель, Который их хорошими сотворил (святитель Тихон Задонский).

* * *

Все мы веруем, что Бог силен, и веруем, что для Него все возможно: но ты и в своих делах должен иметь веру в Него, потому что и в тебе Он творит чудеса (авва Евпрепий).

* * *

Надобно возлюбить пути Господни, и они сделаются для нас приметны (

* * *

Пути Провидения покрыты мраком, и непостижимы разуму судьбы Его; но муж доброделающий познает их (авва Евагрий).

* * *

Чтобы зреть пути Промысла Божия, надобно самому быть близким к Промыслу

* * *

Как нельзя видеть солнца без самого солнца, так равно невозможно познать Бога без Самого Бога (протоиерей П. Соколов).

* * *

Небезопасно плавать в одежде, небезопасно и касаться богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть (преподобный Иоанн Лествичник).

* * *

Кто не имеет смирения с глубоким самоуничижением, тот не может рассуждать о величии Божием.

* * *

Как никто и никогда не вдыхал в себя всего воздуха, так ни ум не вмещал совершенно, ни голос не обнимал Божией сущности (святитель Григорий Богослов).

* * *

Если то, что Бог есть (существует), принимается верою (Евр. 11, 6), а не постигается разумом, то возможно ли постигнуть разумом то, что Он есть? (Святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Слово о Боге чем совершеннее, тем непостижимее (святитель Григорий Богослов).

* * *

Нет имени, которое бы вполне могло выразить Бога: так нельзя постигнуть Его всего (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Мы должны радоваться тому, что Бог непостижим, потому что Он будет предметом познания через всю вечность. Если бы ум понял Его, то остался бы без действия, а это для него – мука (Иннокентий, архиепископ Херсонский).

* * *

Не столько вдавайся в глубокие исследования о Боге, сколько старайся подражать Ему (святитель Григорий Богослов).

* * *

Что это значит, что никакая земная вещь, ни честь, ни богатство, ни таланты, ни знания не удовлетворяют нашему сердцу? Что значит, что мы среди земного счастья скучаем и чувствуем пустоту души нашей? – Это выразительный голос сердца, говорящий: человек, не ищи удовлетворительных благ на земле, в сей юдоли суеты и тления: твое блаженство в едином Боге! К Нему обращай все твои желания, в Нем ищи постоянного наслаждения и успокоения (Иаков, архиепископ Нижегородский).

* * *

Отчего скучают иные? Оттого, что не напали на предмет, который занимал бы их всесторонне и насыщал вполне. Такой предмет один: Бог и судьбы правды Его. Отдайте Ему свой труд, время и внимание, и вам некогда будет скучать; напротив, будете как в раю, потому что с радостью богомыслия и славословия ничто не может сравниться. Испытав это, Святые Отцы все время посвящали на то; на том же основании и Святая Церковь заповедала многократно в день собираться на молитву

* * *

С Богом быть на всяком месте дом и отечество есть; без Бога же и дом и отечество есть ссылка и плен (святитель Тихон Задонский).

* * *

С Богом в бедах и страданиях и в самом аде добро (хорошо): без Бога и самый рай и небо есть ничто (святитель Тихон Задонский).

* * *

С Богом быть и в аде рай, без Бога быть и в небе мучение (святитель Тихон Задонский).

* * *

Ищи Бога, но не ищи, где обитает Он (авва Сисой).

* * *

Бог есть круг, коего средоточие везде, а окружие нигде (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Бог все наполняет и вне всего существует

* * *

Во всяком месте находится Бог, но ни в одном не заключается (святитель Кирилл Иерусалимский).

* * *

Бог весь везде, весь во всем, равно в великом и малом, и весь выше всего (преподобный Иоанн Дамаскин).

* * *

До Бога ни низко, ни высоко, ни близко, ни далеко, потому что Он вездесущ и потому ближе к тебе, нежели твоя душа к твоему телу; только умей найти эту близость верою и молитвою. Близ Господь всем призывающим Его во истине (Пс. 144, 18) (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Бог всегда близок к человеку по Своему вездесущию, а человек не всегда близок к Богу по своей ограниченности, невниманию, рассеянности (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Быть близко или далеко от Бога зависит от самого человека, потому что Бог везде (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Бог приближается к нам, когда мы к Нему приближаемся. Аще кто отверзает двери, говорит Он, вниду к Нему (Апок. 3, 20) (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Ищи Бога мыслию на небесах, любовью в сердце, благоговением в храме, везде ищи Его – делами, для Него предпринимаемыми и совершаемыми (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Ищи Того везде, Который везде есть; и, оставивши все, Его Единого ищи и – непременно найдешь (святитель Тихон Задонский).

* * *

От всевидящего ока Божия не укроются не только явные, или видимые людьми, но и тайные дела наши, и не только дела, но и самые помышления наши (Апок. 2, 23; Евр. 4, 13) (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Во всяком деле, которое делаешь, содержи в уме, что Бог видит всякий помысл твой, и никогда не согрешишь (авва Евагрий).

* * *

Если ты стыдишься подобных тебе грешников, чтобы не увидели тебя грешащим; сколько более ты должен страшиться Бога, Который совершенно зрит сокровенные тайны сердца твоего? (авва Исаия).

* * *

Если в присутствии царя мы не позволим себе никакой небрежности, а тем более неприличия, но стараемся, чтобы всякое наше слово, всякое движение было ему благоугодно: то тем более представляющий себя в присутствии Божием не позволит себе никакого греха, поревнует о святом деле, благоугодном Богу (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Для Бога легче возжечь новое солнце на небе, нежели нам с тобою засветить свечу (Иннокентий, архиепископ Херсонский).

* * *

Сила Божия не нуждается в силе человеческой (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

И самомалейшая птичка несть забвенна пред Отцом Небесным (святитель Тихон Задонский).

* * *

Особенно великое чудо любви Божией, которого не увидим и в вечности (потому что это – предел возможной любви), есть послание в мир Сына Божия. Много значит не оскорбляться преступлением, более – простить, еще более – после прощения благодарить; но несравненно много – принять Богу образ человеческий, страдать и умереть. Это подлинно есть чудо в нравственном мире (Ин. 15, 13; Рим. 5, 8). В этом одном обнаружилось сердце Божие так, что если бы забыто было учение о совершенствах Божиих, то в этом одном заключалось бы все богословие (Иннокентий, архиепископ Херсонский).

* * *

По правосудию Своему Бог за грех одного весь род человеческий предал смерти: а по милосердию Своему, когда все люди были под проклятием и связаны узами греховными, за правду Одного всем даровал спасение (блаженный Феодорит).

* * *

О Боже, давый нам Сына Твоего! Чего Ты нам с Ним не дарствуешь! (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Легче измерить пространство небес и поднебесья и глубины бездн морских, легче исчислить дыхания, выдыхаемые из сердца, и вес вдыхаемой жизни, чем измерить и познать величие и число благодеяний Божиих (Филарет, архиепископ Черниговский).

* * *

О, когда бы человек так Бога почитал, как он почтен от Бога! (святитель Тихон Задонский).

* * *

Бог ниспосылает нам щедрые дары Свои с большим удовольствием, нежели с каким мы принимаем их (святитель Григорий Богослов).

* * *

Бог по беспредельной благости и милосердию всегда готов все даровать человеку, но человек не всегда готов принять от Него что-нибудь (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Все мы имеем нужду в милости, но не все достойны милости. Потому что она, хотя и милость, ищет достойного, как Сам Бог сказал: помилую, егоже аще милую, и ущедрю, егоже аще щедрю (Исх. 33, 19) (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Не даров у Бога недостает для нас, а нас недостает для даров Его (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Благодарность Богу за полученные от Него дары есть сосуд, в который благодать Божия полагает новые (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Ничто так не угодно Богу, как благодарность (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Верный в малом приобретает доверенность во многом. Верный в благодарении за малый дар Божий обретает дерзновение просить великого. В самом деле, по собственному ощущению, христианин, можешь знать, что сердце благодарящее свободнее открывается и пространнее отверзается, нежели просящее: следственно, тем более оно способно к приятию благодати (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Господь подает и ущедряет дары Свои тому, кто приемлет их со смиренным благодарением, а от неблагодарного вземлется и то, что мнится имети (Димитрий, архиепископ Херсонский).

* * *

Чем больше солнечных лучей падает на цветы и другие растения, тем более испускают они благоуханий к солнцу; наше солнце – Бог; будем благодарны Ему, подобно цветам (протоиерей И. Толмачев).

* * *

Бог милосерд, но и правосуден, – бесконечно милосерд, но и бесконечно правосуден (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Кто, уповая на милость Божию, не перестает грешить, тому опасаться надобно, чтобы не почувствовать на себе праведного суда Его (святитель Тихон Задонский).

* * *

Благость Божия да подвигнет нас к тому, да не дознаем на себе правды Божия (святитель Тихон Задонский).

* * *

Одним оком взирай на милосердие Божие, а другим на правду Его (святитель Тихон Задонский).

* * *

Чтобы не согрешить, нужен страх суда Божия; чтобы согрешившему не отчаяться, полезна надежда милосердия Божия (святитель Василий Великий).

* * *

Праведен ли ты, бойся гнева (Божия), дабы не пасть; грешен ли ты, берись за милосердие (Божие), чтобы встать (святитель Григорий Двоеслов).

* * *

Не будем жаловаться на праведный суд Божий. Мы невежды, чтобы подавать свое мнение о неизреченных судах Божиих (святитель Василий Великий).

* * *

Не думай, что там уже и нет правды Божией, где не усматривает ее твое не тонкое око (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Если не здесь, то там, и тем более там, если не здесь, Бог воздаст каждому по делам его (Иннокентий, архиепископ Херсонский).

* * *

Полная разгадка разнообразия участей наших будет там. Там все увидят, как все хорошо было устроено; а здесь мы живем пока во тьме (святитель Феофан Затворник).

* * *

Хотя и сокрыты от нас причины Божиих распоряжений, однако же все, что бывает по распоряжению премудрого и любящего нас Бога, как оно ни трудно, непременно должно быть для нас приятно (святитель Василий Великий).

* * *

Бог, без всякого сомнения, распоряжает нашими делами лучше, нежели как предначертали бы мы сами (святитель Василий Великий).

* * *

Чего Бог нам желает, то и есть самое лучшее для нас (протоиерей И. Толмачев).

* * *

Что полезно для нас, того хочет Бог; чего хочет Бог, то полезно для нас (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Все, что с тобой ни случится, принимай как доброе, зная, что без Бога не бывает ничего (преподобный Симеон Новый Богослов).

* * *
* * *

Веруй, что все случающееся с нами, до самого малейшего, бывает по Промыслу Божию, и тогда ты без смущения будешь переносить все, находящее на тебя (преподобный авва Дорофей).

* * *

Премудрость Божия находит средства и пути к нашему счастью даже там, где мы не видим ничего, кроме опасностей и страданий (протоиерей И. Толмачев).

* * *

Когда ты говоришь: Бог человеколюбив, а потому не накажет, то по-твоему выйдет, что Он уже не человеколюбив, если накажет (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Горькое, посылаемое от руки Небесного Врача, более благоприятно здравию душевному, нежели сладкое, предлагаемое миром (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

И благополучие может быть опаснее бедствия, и бедствие спасительнее благополучия (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Как редко и как холодно люди молились бы, если бы не было скорбей и страданий! (протоиерей И. Толмачев).

* * *

Господь скорбями избавляет от больших скорбей (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Время напастей есть время преимущественного памятования о нас Бога; время напастей есть то время, в которое Бог зиждет души наши

* * *

Как семена имеют нужду в дожде, так мы в слезах. Как землю нужно пахать и копать, так и для души вместо заступа нужны искушения и скорби, чтобы она не произращала худых трав, чтобы смягчилась ее жестокость, чтобы она не возгордилась. И земля без тщательного возделывания не приносит ничего здорового (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Школа креста – самая лучшая школа. Воспитание крестной школы делает: а) безумных умными, а умных мудрыми; б)гордых смиренными, а смиренных смиренномудрыми; в) худых добрыми, а добрых лучшими; г)слабых сильными, а сильных непобедимыми (протоиерей И. Толмачев).

* * *

Если нет человека, который бы без искушений благоугождал Богу, то должно благодарить Бога за всякий скорбный случай (святой Марк Подвижник).

* * *

Какое бы искушение ни постигло человека, он должен говорить: «Это по милости Божией!» (авва Сисой).

* * *

Бог в нынешние времена не попускает таких искушений врага, какие были прежде; потому что знает, что ныне люди слабы и не перенесут их (преподобный Антоний Великий).

* * *

Скудельник знает, сколько должно держать в огне глиняные сосуды, которые, будучи передержаны, расседаются, а будучи недодержаны, негодны к употреблению: тем более знает Бог, какой силы и степени нужен огнь искушений для словесных сосудов Божиих – христиан, чтобы они сделались способными к наследованию Царства Небесного (святитель Игнатий Брянчанинов).

* * *

Бог не попускает нам ни постоянно бедствовать, чтобы мы не отчаялись, ни постоянно благодетельствовать, чтобы мы не пали (нравственно) (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Бог не оставляет людей навсегда ни в несчастии, чтобы они не изнемогли, ни в счастии, чтобы они не сделались беспечными, но различными способами устрояет их спасение (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Надобно благодарить Бога, когда Он подает блага, и не выходить из терпения, когда Он не ущедряет ими (святитель Василий Великий).

* * *

Пришло благополучие – благодари Бога, и благополучие твердо будет. Пришли несчастия – благодари Бога, и несчастия прекратятся (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Слава Богу за все! Не перестану говорить это всегда и во всех приключениях моей жизни (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Горами ли, дебрями ли ведет меня невидимая рука Провидения, только бы привела меня в мое горнее отечество (святитель Филарет, митрополит Московский).

Глава 2
Священное Писание, или Библия

Что телесная пища для поддержания наших сил, то же и чтение Писания для души (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Как лишенный естественного света не может идти надлежащею дорогою; так и не освещенный лучом Божественных Писаний принужден непрестанно погрешать во многом, потому что бродит в глубокой тьме (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Советую каждому купить Библию или, по крайней мере, Новый Завет! Книги эти всегда послужат вам к научению вашему (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Вода по свойству своему мягка, а камень тверд. Но если над камнем висит желобок, то вода, стекая каплями, мало-помалу пробивает камень. Так и Слово Божие мягко, а сердце наше грубо; но если человек часто слушает (или читает). Слово Божие, то страх Божий приходит в сердце его (авва Пимен).

* * *

Кто Библию имеет, тому может принести она большую пользу и великое утешение. Часто один взгляд на эту священную книгу лишает уже нас охоты ко греху (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Не гляди только в Библию, но читай усердно и сохраняй рачительно в памяти читанное (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Некто спросил однажды мудреца: зачем ты постоянно читаешь книги, в которых содержится учение о Божестве и обязанностях человека? Ведь ты уже несколько раз читал их? Мудрец сказал: «Зачем ты ныне требуешь пищи себе? Ведь ты вчера ел». – «Я делаю это для того, чтобы жить», – отвечал спрашивавший. – «И я читаю для того, чтобы также жить», – сказал мудрец. Видно, что, по понятию мудреца, как для жизни тела ежедневно требуется пища вещественная, так и для души ежедневно нужна пища духовная (Петр, епископ Томский).

* * *

Это великое благодеяние Божие, что некоторые места Божественного Писания весьма ясны, а некоторые не ясны, чтобы одними мы утверждались в вере и любви и от многого непонимания не впали в неверие и уныние, а другими возбуждаемы были к изысканию и труду, избавились от гордости и приобрели смирение чрез то, что не можем постигнуть (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Многие читают Священное Писание для того, чтобы быть в состоянии только говорить о нем, а многие, по примеру Ирода (Мф. 2, 8), значение оного обращают даже против Иисуса Христа: но ты упражняйся в нем для обретения Христа по примеру мудрецов восточных (протоиерей П. Соколов).

* * *

Слово Божественного Писания читай делами, а не многословь, тщеславясь одним простым вниманием (святой Марк Подвижник).

* * *

Что сказано в Писании, сказано не для того, чтобы мы знали (только), но чтобы исполняли (авва Исихий).

* * *

Слышанное Божие Слово (из уст проповедника или в Писании прочитанное) в больший вред обращается тому, кто слышит и не исправляется от него (святитель Тихон Задонский).

* * *

Недостаток в человеке – не знать Писания; но двойной недостаток имеет тот, кто знает оное и пренебрегает им (преподобный Ефрем Сирин).

* * *

Старайтесь быть всегда не заботливыми слушателями Слова Христова, но творцами дела спасения (святитель Филарет, митрополит Московский).

Глава 3
Господь Иисус Христос

Сын Божий явился на землю с душою, телом и Божеством, чтобы, как Бог, избавить душу и тело от смерти

* * *

Сын Божий сделался Сыном человеческим, чтобы человеческих сынов соделать чадами Божиими (Гал. 4, 5) (протоиерей П. Соколов).

* * *

Слово, по человеколюбию соделавшись плотью, не изменило ни того, что было, ни того, чем сделалось (преподобный Фалассий Сирийский).

* * *

Если железо положить в огонь, то оно всецело проникается огнем, однако ж не сделается само огнем и, наоборот, огонь не делается железом; так и во Иисусе Христе каждое из естеств (Божеское и человеческое) удержало свои свойства, осталось тем, чем было (протоиерей Евг. Попов).

* * *

Христос родился в яслях, жил, где случится, и умер на кресте (Иннокентий, архиепископ Херсонский).

* * *

Хочешь всякий день видеть чудо? – Всякий день размышляй о воплощении и страдании Христовом (святитель Тихон Задонский).

* * *

Как недальновиден ум человеческий со всею хитростью, со всем коварством страстей! Люди думали, что, предавая на смерть Христа Господа, они делают только то, что хотелось страстям их. А оказалось, что сами страсти выполняли то, что хотела любовь небесная, любовь Сына Божия (Филарет, архиепископ Черниговский).

* * *

Природа сынов Адамовых порывается возникнуть от чувственного к духовному, подобно как иногда рыба мечется из воды в воздух: но так же легко и скоро, как рыба в воду, погружается опять в чувственность; только Христос благодатною силою может ее решительно возвысить, обновить, возродить и дать ей постоянное духовное направление (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Не в первый день, не тотчас по смерти воскрес Господь, чтобы освятить наш путь ко гробу и осветить надеждою наши могилы, – не во второй день, не в субботу, чтобы сохранить покой законной субботы и чтобы продолжительным пребыванием во гробе уверить всех в истине Своей смерти и погребения и тем увеличить славу воскресения. Не далее как в третий день воскрес Господь, чтобы не оставлять долее учеников Своих в тоске и смятении, чтобы скорее обрадовать их и утешить. Да и могла ли смерть долго держать в своих узах Источника жизни? (Протоиерей И. Яхонтов).

* * *

Христос как воскресением Своим сокрушил двери ада и открыл верующим исход из него, так вознесением Своим отверзает двери неба и открывает верующим вход в него (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Не видя Христа, веруй в Него, люби Его, и радуйся, и будь блажен (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Если творение мира есть дело любви Божией, то дело искупления людей смертью Сына Божия есть чудо любви Божией (Филарет, архиепископ Черниговский).

* * *

Если отдашь Богу не только все, что имеешь, но и все, что мыслишь, чувствуешь, делаешь, – душу, тело, жизнь: можешь ли не признать, что сим еще мало воздашь Божия Богови? Если это можно почесть достаточным; то не потому ли только, что не можешь сделать более? (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

О! Не объять уму человеческому всей широты и высоты любви Божией, излившейся на нас во Христе Иисусе. Но тем страшнее быть неблагодарным перед такою любовью (Филарет, архиепископ Черниговский).

* * *

Человек, пребывающий с Иисусом, богат, если он и нищ в вещественном отношении (авва Евгений).

* * *

Лучше лишиться всего в мире, нежели потерять Иисуса Христа: все лишения Он вознаградит сторицею, а лишение Его Самого не может быть вознаграждено обладанием целого мира (протоиерей П. Соколов).

* * *

Не находим ли мы высокого удовольствия, если можем перенести трудный подвиг для человека, которого чтим и любим? Из сего, по восхождению от малого к великому, самое верное заключение есть то, что, если охотно понесем крест для Христа, найдем блаженство в самом подвиге прежде блаженства за подвиг (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Если плотская любовь так порабощает душу, что отвлекает ее от всего и привязывает только к любимой особе: то чего не сделает любовь ко Христу и страх быть отлученным от Него? (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Нет большей славы, как разделять бесчестие с Иисусом (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Крест и различные скорби суть знамя христианское, под которым христиане воинствуют Царю своему, на кресте распятому (святитель Тихон Задонский).

* * *

Если Христос, безвинный, за наши вины соизволил перенести скорбь и тугу смертную: ты ли не покоришься перенести без сравнения меньшую скорбь, без сомнения за некие вины твои пред Богом, хотя, может быть, и безвинно пред человеками? (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Кто хочет быть участником вечного царствия с Иисусом, тот должен быть участником и страданий, и терпения Его (святитель Тихон Задонский).

* * *

Если любишь Христа, не забывай исполнять Его заповеди (авва Евагрий).

* * *

Противник Христов не только тот, кто учением, но и кто житием слову Его противится (святитель Тихон Задонский).

* * *

Уметь смиряться – значит уметь подражать Иисусу Христу (святитель Василий Великий).

* * *

Помяни Христа в вертепе и в темнице: и тебя не будет прельщать великолепно украшенный дом (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Помяни Христа, обнаженного и облекаемого в одежду поругания: и для тебя нежелательна будет изящная одежда (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Помяни оцет и желчь, вкушаемые Христом: и ты не взалчешь роскошного пиршества (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Помяни Христа, Которого, по изображению пророческому, колена изнемогоста от поста (Пс. 108, 24): и пост будет для тебя сладок и питателен паче пиршества (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Идеже есмь Аз, говорит Христос, ту и слуга Мой будет. Где же Христос? На небесах. Итак, переселимся туда душою и умом еще и прежде воскресения (святитель Иоанн Златоуст).

Текущая страница: 1 (всего у книги 82 страниц)

Эдуард Борохов
Энциклопедия афоризмов

Предисловие

Представленный вниманию читателей афористический сборник, с одной стороны, является довольно объемным и вполне самостоятельным собранием афоризмов и изречений многочисленных авторов различных времен и народов, а с другой стороны, являет собой продолжение уже изданной «Энциклопедии афоризмов» (Мысль в слове) – М.: ООО «Фирма „Издательство ACT“, 1998.

В сборнике сохранены энциклопедический принцип систематизации текстовых единиц и справочно-поисковый аппарат, обеспечивающие максимальное удобство обращения читателя с совершенно другим афористическим материалом.

Читателю, не знакомому с упомянутым выше изданием, поясним, что структура настоящего сборника позволяет осуществить:

1. Сплошное чтение текста.

2. Ознакомление с отдельными предметными статьями.

3. Поиск отдельного изречения для цитирования по заданной теме.

4. Поиск изречений, принадлежащих определенному автору.

5. Расширенный поиск изречений по определенной теме с использованием синонимов ключевых слов, представляющих названия предметных статей.

В отличие от предыдущего издания при формировании массива текстовых единиц, включенных в сборник, более пристальное внимание было уделено поэтическим литературным источникам, которым по результатам нашего предварительного анализа ни в одном из известных афористических изданий не отводилось заметного места. А ведь где еще, как не в поэзии, призванной кратко и образно выражать мысли и чувства автора, находится богатейший источник афористических выражений?

Настоящее энциклопедическое издание вводит в афористический оборот большое количество изречений различных авторов, ранее не публиковавшихся в литературе этого жанра. За счет этого значительно расширена тематическая представительность текстового массива афоризмов и изречений.

Составитель надеется, что, как и предыдущее издание, настоящий сборник вызовет интерес у широкого круга читателей и, в частности, будет полезен тем из них, кто в той или иной мере связан с литературным трудом, политической и общественной деятельностью. Ведь, по мнению немецкого философа Иоганна Гердера, «знакомство с мыслями светлых умов составляет превосходное умственное упражнение: оно оплодотворяет ум и изощряет мысль».

В связи с тем, что работа по пополнению собрания афоризмов и изречений продолжается, составитель будет благодарен за любые критические замечания и предложения, которые, несомненно, помогут ему в этой деятельности.

Как пользоваться Энциклопедией

Состав Энциклопедии

Предоставленная вниманию читателя Энциклопедия является систематизированным собранием афоризмов, изречений, высказываний отечественных и зарубежных авторов, пословиц, отрывков из народных эпосов, литературных прозаических и поэтических произведений, увидевших свет в период от античности до наших дней. Отбор текстовых единиц для наполнения энциклопедических статей осуществлялся составителем только исходя из оригинальности и яркости лексического оформления мысли. Не принимались во внимание ни степень известности, ни политические пристрастия авторов, что практически всегда учитывалось в афористической литературе советского периода и в первые годы постсоветской эпохи. Естественно, в таком подходе присутствует определенный оттенок субъективности, впрочем, не больший, чем при оформлении результатов любого исследования.

Структура Энциклопедии

1. Энциклопедические статьи располагаются в алфавитном порядке.

2. Омонимы снабжаются цифровыми показателями и представляются отдельными статьями (например: МИР 1 и МИР 2).

3. Фразеологические и устойчивые словосочетания представляются отдельными энциклопедическими статьями (например: МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ, СМЫСЛ ЖИЗНИ).

4. В структуру Энциклопедии включены справочно-поисковые средства:

– указатель энциклопедических статей,

– список синонимов понятий, не вошедших в издание в качестве заглавных слов энциклопедических статей,

Структура энциклопедической статьи

1. Всего в Энциклопедии более 2300 статей.

2. Заглавное слово (существительное), вводящее статью, располагается на отдельной строке и печатается прописными буквами. В скобках после заглавного слова приводятся его синонимы и антонимы. Причем синонимы и антонимы, не употребляемые в настоящем издании в качестве заглавных слов энциклопедических статей, отмечены звездочками.

3. Текстовые единицы (афоризмы, изречения, пословицы и т. д.) располагаются под заглавным словом в алфавитном порядке фамилий их авторов или источников (если авторы неизвестны или отсутствуют).

4. Отдельные текстовые единицы, обладающие полисемией, могут повторяться в нескольких энциклопедических статьях.

5. Значение понятия, вводимого заглавным словом, раскрывается при его употреблении в текстовых единицах либо, при его отсутствии, – становится определенным из контекста выражения. При раскрытии значения понятия в тексте оно может быть представлено в формах существительного, прилагательного, глагола.

6. Максимальный объем энциклопедической статьи специально не ограничивается.

Справочный аппарат Энциклопедии

1. Указатель энциклопедических статей выполнен в алфавитном порядке заглавных слов, обозначающих понятия с указанием страницы начала статьи.

2. После текстовой части Энциклопедии помещен список синонимов понятий, не вошедших в настоящее издание в качестве заглавных слов, вводящих понятия. Он предназначен для помощи читателю при поиске требуемого понятия посредством синонимического расширения имеющегося в его распоряжении слова. Список выполнен в алфавитном порядке. В скобках вслед за вводящим словом указаны его синонимы, используемые в настоящем издании в качестве заглавных слов энциклопедических статей.

3. Авторский указатель построен в алфавитном порядке фамилий авторов, чьи тексты использованы в настоящем издании. В указателе вслед за фамилией автора даются его имя (для отечественных авторов – и отчество), подлинная фамилия, если автор печатался под псевдонимом, годы жизни или год рождения, профессия с обозначением национальной принадлежности по отношению к языку, на котором говорил и писал автор. При отсутствии каких-либо сведений об авторе вслед за его фамилией указывается: «данных не обнаружено».

4. В авторском указателе в алфавитном же порядке вместе с фамилиями авторов расположены названия народных эпосов, социальных групп (например, Ваганты), философских школ (например, Киренаики), которым принадлежат текстовые фрагменты с неустановленным авторством.

А

АБСОЛЮТНОСТЬ (син. безусловность*)

Никогда не бывает, чтобы что-то долгое время было абсолютно правильным или абсолютно неправильным.

С. Батлер


Абсолютное, какого бы рода оно ни было, не принадлежит ни природе, ни уму человеческому.

Ж. Бюффон


Никто не может быть ни всезнающим, ни всемогущим.

Вергилий


Человеческий ум не выдумывает ничего абсолютного, даже тогда, когда он соображает самые нелепые вымыслы.

А. Вильмен


Кто желает абсолютного совершенства, тот желает большого зла.

АБСУРД (син. бессмыслица*)

Абсурд – утверждение или мнение, явно противоречащее тому, что думаем на этот счет мы сами.


Отнюдь не перестают верить в абсурд, оттого что разумные люди доказывают, что он таковым является; но в него верят, потому что горстка глупцов и мошенников называет его истиной.

К. Гельвеций


Абсурдное, изображенное мастерски, вызывает отвращение и недоумение.


Нет ничего абсурдного или смешного, чего бы не изрекали мудрецы.

О. Голдсмит


Абсурд – это впечатление, не вмещающееся в черепную коробку, пока ее не перетряхнешь.


Абсурдно делить людей на хороших и плохих. Люди бывают либо обаятельны, либо скучны.

О. Уайльд


Абсурд – есть утверждение духовной свободы человека, восставшего против тирании обстоятельств.

О. Хаксли


Только те, кто предпринимает абсурдные попытки, смогут достичь невозможного.

А. Эйнштейн

АВАНГАРДИЗМ

Никто так не консервативен, как сторонник авангардизма.


Авангардизм – искусство, суть которого будто бы в том, что оно впереди другого какого-то искусства.

А. Круглое

Пренебрегая истиной научной,

Всегда с попутным ветром в парусах,

Со шпагой и бокалом неразлучны,

Творят авантюристы чудеса.

Э. Севрус


Элемент авантюры должен быть не настолько велик, чтобы подвергать все дело неоправданному риску, но и не настолько мал, чтобы за дело было стыдно браться.

Р. Уотермен

АВТОБИОГРАФИЯ

Автобиографии можно верить, только если в ней раскрывается нечто постыдное.

Д. Оруэлл


Все автобиографии лживы. Ни один человек не может быть плох настолько, чтобы рассказать о себе при жизни правду, втянув в это дело, как того и требует правда, свою семью, друзей и коллег. И ни один человек не может быть настолько добродетельным, чтобы рассказать правду потомству в документе, который он держит при себе до тех пор, пока не останется никого, кто бы мог противоречить ему.

АВТОГРАФ

Любая подпись хочет, чтобы ее считали автографом.

С. Довлатов

АВТОНОМИЯ

Автономия и склонность к автономии – это последнее прибежище равнодушных людей.

АВТОПОРТРЕТ

Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, – это всегда автопортрет.

А. Бернарден де Сент-Пьер


И шагу не сделали бы на пути к истине, если бы авторитеты брали верх над разумом.


Почти все мнения, которые мы имеем, получили мы через авторитеты; мы верим, судим, действуем, живем и умираем в кредит.

П. Шаррон


А. Эйнштейн


И не судите о том, что является лучшим и более справедливым, по большинству авторитетов: ибо мнение одного и худшего может превосходить в каком-либо вопросе мнения многих и более высоких.

Юстиниан

АВТОРСТВО

С. Джонсон


В. Ирвинг


Более всего обращает на себя внимание не тот автор, который извлекает новые истины, а тот, который пробуждает в нас зыбкие очертания тех старых истин, что до времени дремлют в нашем сознании.

Мультатули


Автор, работающий над своей рукописью, – по преимуществу критик, ибо просеивание, комбинирование, конструирование, вычеркивание, исправление, опробование – весь этот каторжный труд в большей мере удел критика, чем художника.

АГИТАЦИЯ (син. уговор)

Секрет агитатора: поглупеть настолько, чтобы слушатели поверили, что они так же умны, как и он.


Не рассудочная агитация направляет народ; его ведет великое чувство.

АГНОСТИЦИЗМ

Агностик – это самый обыкновенный атеист, у которого не хватает смелости признаться в своих взглядах.

АГРЕССИВНОСТЬ

Агрессивность именно потому и возникает, что люди теряют ощущение жизни как таковой, утрачивают связь с простейшими ценностями жизни.


Гордыня и агрессия человека происходят из ложного чувства превосходства.

Д. Тербер

АД (ант. рай)

Ад – замкнутость в себе мучительного мгновения, при которой внутри этого мгновения раскрывается бездна и бесконечность, мгновение делается бесконечным временем.

Н. Бердяев


И в аду есть свои монастыри.

Ж. Бернанос


Если бы исполнились все человеческие желания, земной шар стал бы сущим адом.


Ад – не горечь наказанья,

В злобном сердце он, завистливом, пустом.

Д. Джебран


Ад – особая милость, которой удостаиваются те, кто упорно ее домогались.


Ад – место, где полно хорошеньких женщин и ни одного зеркала.

Л. Левинсон


Ад и рай находятся в твоей собственной душе.

С. Марешаль


Ад – место, где десять заповедей преследуются по закону.

Г. Менкен


Нечистая совесть и среди удовольствия находит ад.

Ф. Ментенон

АДВОКАТ (син. защитник*)

Адвокат – трупный червь: он живет чужой юридической смертью.

В. Ключевский


Адвокат – государственный муж, который защищает нас от грабителей, лишая их повода нас грабить.

Г. Менкен


Насколько справедливее кажется адвокату дело, за которое ему щедро заплатили.

Б. Паскаль


Цивилизация привела к тому, что уже не важно, кто прав, а кто не прав; важно чей адвокат лучше или хуже.

В. Швебель

АДМИНИСТРАЦИЯ

Большая разница между профессором и администратором, хотя она выражается только двумя буквами: задача первого – заставить себя слушать, задача второго – заставить себя слушаться.

В. Ключевский


Администрация – грязная тряпка для затыкания дыр законодательства.

В. Ключевский


Всякий порядочный администратор должен понять, что он имеет дело с непорядочным обществом, и обязан охранять народное благо именно тем усиленнее, чем бессмысленнее понимает его сам народ.

В. Ключевский


В деле администрирования все глупости материализуются.


Когда администрация секретничает, то из этого можно заключить, что совершаются несправедливости.

К. Мальзерб


Лучшей администрацией бывает та, которая предлагает больше выгод и которая имеет меньше неудобств.

Ж. Порталис


Нет ни одной науки, которая не могла бы доставить администратору полезных советов.


Численность административного аппарата подчиняется закону роста бороды: если бороду не брить – она неуклонно растет, если брить – растет еще быстрее.

Ю. Чугаевский

АЖИОТАЖ (син. горячка*, лихорадка*)

Занимающийся ажиотажем – лентяй, работающий как вол для того, чтобы не работать.

П. Декурсель

АЗАРТ (син. воодушевление, пыл*, энтузиазм)

Азарт – это состояние, в которое мы входим, выходя из себя.

В. Жемчужников


Человек – существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее.


Игрок, поддавшийся азарту,

Не уповай на милость бога!

Игрок, что ставит все на карту,

На карту ставит слишком много.

Мирза-Шафи

АЗАРТНАЯ ИГРА

Среди увлекающихся азартной игрой нет пессимистов.

Акутагава Рюноскэ


Азартная игра: заразная болезнь полуцивилизованных варваров.

АЗБУКА (син. алфавит*, букварь*)

Тот, кто создал азбуку, дал нам в руки нить наших мыслей и ключ природы.

А. Ршароль

АКАДЕМИЗМ

В тот момент, когда человек начинает заниматься неинтересными вещами в надежде, что однажды они пригодятся, он заражается академизмом.

С. Батлер

АККУРАТНОСТЬ (син. опрятность, точность, чистоплотность)

Повышенная аккуратность – свойство заурядных натур.

С. Довлатов


Аккуратность – это вежливость королей.

Людовик XVII


…Следование истине создает аккуратность…

АКСИОМА

Аксиомы не доказываются; их истинность доказательна своей неопровержимостью.

В. Ключевский


Аксиома – то, что единодушно принимается на веру и от этого перестает быть верным.

Г. Менкен

АКТЕР (син. артист)

Актер – скульптор, который ваяет из снега.


Играя других, актеры отвыкают быть самими собой.

В. Ключевский


Актер – корабельщик на палубе мира! И дом актера стоит на волнах!

О. Мандельштам


Актер – человек, которому деревянная нога мешает больше, чем деревянная голова.

Г. Менкен

АКТИВНОСТЬ (син. инициативность*, энергичность*, ант. инертность*, пассивность)

В людской активности кипящей мне часто видится печально, упрямство курицы, сидящей на яйцах, тухлых изначально.

И. Губерман

АКЦЕНТ (син. ударение*)

Женское красноречие заключается особенно в акценте, в жесте, в позе и во взоре.

О. Бальзак


Акцент есть душа речи: он придает ей чувство и правдивость.

Ж.-Ж. Руссо

АКЦИОНИРОВАНИЕ

Акционеры – это ротозеи, которые с удивлением глазеют на то, как уплывают их денежки.

А. Декурсель

АЛИМЕНТЫ

Алименты – штраф, который приходится платить одному за ошибку двоих.


Алименты – выкуп, который счастливцы платят дьяволу.

Г. Менкен


Алименты – это подушный налог на грех.

АЛКОГОЛИЗМ (син. пьянство)

Алкоголики награждают своих потомков различными тяжкими недугами, среди которых почетное место занимают психические болезни.

В. Капель


Алкоголики – это люди, которые уже не сами распоряжаются своим желанием выпить, а желание выпить распоряжается ими.

АЛКОГОЛЬ

Алкоголь уносит больше человеческих жертв, чем самая тяжелая эпидемия.


Не всякий пьющий есть пьяница. Но особенность алкоголя именно в том и состоит, что начавший его пить может легко стать пьяницей.

П. Ковалевский


Когда от скотства, подлости и чуши

Ослабевает к жизни интерес,

На воспаленную от треволнений душу

Полезно ставить спиртовой компресс.

Э. Севрус


Вовнутрь себя залитый алкоголь

В количестве изрядном зачастую

Душевную смягчает ночью боль,

Но утром обостряет головную.

Э. Севрус


Алкоголь – как любовь: первый поцелуй волшебный, второй нежный, третий привычный, после чего – девушка раздевается…

Р. Чандлер

АЛЛЕГОРИЯ (син. иносказание*)

Шарлатанство и страх выдумали аллегорический смысл, а забвение этого смысла расплодило заблуждения.


Аллегория служит основанием земным верованиям; человек не может видеть Бога лицом к лицу.

АЛТАРЬ (син. жертвенник*)

Воздвигают алтари богам, властям, свободе – для того, чтобы взойти на них и властвовать.


Алтарь свят лишь тогда, когда он символизирует алтарь нашего сердца, на который мы возлагаем те единственные жертвы, которые нам заповеданы, – любовь, которая сильнее ненависти, и веру, которая преодолевает любые сомнения.


Алтарь перестает быть алтарем коль иссякают жертвоприношенья.

АЛХИМИЯ

Алхимия – это наука без науки, начало и середина которой состоит в труде, а конец в нищенстве.

Д. Таррис


Алхимия приводила часто к великим открытиям на большой дороге воображения.

АЛЧНОСТЬ (син. желание)

Жадный сам себя мучит, своею рукою, не получит ни радости он, ни покоя, ибо алчность плодит пустоту и невзгоды, ибо алчность хуже чумы и страшнее проказы.

Абу-ль-Атахия


Наши глаза алчут большего, чем может вместить желудок.

М. Монтень


От всякой возни с богатством отдает алчностью; ею отдает даже от его расточения, от чрезмерно упорядоченной и нарочитой щедрости; оно не стоит такого внимания и столь докучной озабоченности.

М. Монтень


Для алчности нет большей помехи, чем сама алчность: чем она беспредельнее и ненасытнее, тем меньшего достигает. И обычно она гораздо быстрее скапливает богатства, когда прикрывается личиною щедрости.

М. Монтень


Алчное стремление к деньгам или успеху почти всегда доводит людей до беды. Почему? Потому что при такой жизни людям приходится зависеть от вещей, внешних по отношению к ним самим.


Тот, кто предела не знает алчбе и меры не знает Трате, -

щедрым бывает в дарах и хищным в захватах.

Неизвестный римский поэт


Умеренность – это богатство бедняков, алчность – бедность богачей.

Публилий Сир


Чрезмерная алчность людей к почестям происходит от их тщеславия.

Ш. Сент-Эвремон


Богатство породило больше алчных людей, чем алчность – богатых.

Т. Фуллер

АЛЬТЕРНАТИВА

Альтернатива правды – ложь. Альтернатива истины – другая истина, более глубокая, более жизнеспособная.

С. Довлатов

АЛЬТРУИЗМ (ант. эгоизм)

Между страданьями земными

Одна земная благодать:

Живя заботами чужими,

Своих не видеть и не знать.


Альтруизм – это сила воли, основанная на сострадании.

Т. Гьятсо


Альтруизм хорош не только для других людей; с эгоистической точки зрения, это также полноценный источник счастья.

Т. Гьятсо


Альтруизм – это нечто большее, чем просто чувство симпатии. Это еще и ответственность друг за друга.

Т. Гьятсо


В основе альтруизма, даже если он совершенно чистосердечен, скрывается нежелание лицезреть чужую беду.

Г. Менкен


Кто в некоторой мере не живет для других, тот совершенно не живет для себя.

М. Монтень


Альтруизм – неосознанный эгоизм.

Б. Пакуда


Альтруизм – благородное чувство, но нельзя только на нем основывать государство.

Д. Шотуэлл

АМБИЦИЯ (син. высокомерие)

Стремление человека быть центром общего внимания людей – пагубно для него, ибо ничто не умерт-вляет душу так быстро, как жажда нравиться людям.

М. Горький


Амбициозность, раздувание личного достоинства как раз есть признак отсутствия личного достоинства.

Св. Апостол Павел (1 послание к Коринфянам, 13:4)
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине: вся любит, всему верит, уповает, все терпит. Любовь никогда не проходит».

Митрополит Антоний Сурожский
И откроется на Страшном Суде, что единственным смыслом жизни на земле была ЛЮБОВЬ!


Именно любовь, - ни вера, ни догматика, ни мистика, ни аскетизм, ни пост, ни длинные моления не составляют истинного облика христианина. Все теряет силу, если не будет основного - любви к человеку.

Архимандрит Рафаил Карелин
Когда Господь дает испытать любовь, то понимаешь, что это есть истинная жизнь, а остальное — серый сон. Только любовь делает жизнь глубокой, только любовь делает человека мудрым, только любовь дает силы с радостью нести страдания, только любовь готова страдать за других.

Святитель Николай Сербский
Когда любовь спешит навстречу любви, все теряет свое значение. Время и пространство уступают дорогу любви.

Святитель Николай Сербский
«Истинно любит тебя тот, кто втайне молится о тебе Богу».

Преподобный Сергий Радонежский
«Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную».

Монах Симеон Афонский
«Лить колокола и золотить купола храмов – хорошо, но это еще далеко от Любви.
Строить храмы и возводить монастыри – еще лучше, и это уже недалеко от Любви.
Утешать детей, стариков, больных и заключенных – это очень близко к настоящей Любви.
Помогать всю жизнь хотя бы одному страдающему человеку – это и есть истинная Любовь».


Ты должна иметь любовь, а любовь с крыльями: с одной стороны — смирение, а с другой — милостыня и всякое снисхождение к ближнему.

Митрополит Антоний Сурожский
Любить – значит, перестать в себе самом видеть центр и цель существования. Любить – значит увидеть другого человека и сказать: для меня он драгоценнее меня самого.

Митрополит Антоний Сурожский
«Если человек несет в себе большую любовь, эта любовь окрыляет, и все жизненные испытания переносятся с большей легкостью, поскольку человек несет в себе великий свет. Это и есть вера: быть любимыми Богом и позволять Богу любить себя во Христе Иисусе».

О Жизни

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
«Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу. Ибо должен засвидетельствовать вам, что когда шел я по весьма тяжкому пути, когда нес тяжкое бремя Христово, оно нисколько не было тяжело, и путь этот был радостным путем, потому что я чувствовал совершенно реально, совершенно ощутимо, что рядом со мною идет Сам Господь Иисус Христос и поддерживает бремя мое и крест мой».

Императрица Александра Феодоровна Романова
«Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на борьбу и ссоры, особенно в священном кругу семьи».

Преподобный Амвросий Оптинский
Каждому из нас более должно заботиться о себе самом, о своей душе и о собственной пользе душевной, потому что, по слову Апостола, каждый из нас сам о себе воздаст слово Богу. У нас же путаница оттого и происходит, что мы все более склонны к вразумлению других и стараемся не только убедить, но и разубедить и доказать многоразличными аргументами.

Монах Симеон Афонский
«Истинная дверь всегда открыта, но люди бьются в двери, нарисованные на стене ими самими».

Преподобный Серафим Саровский
«Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный».

Преподобный Амвросий Оптинский
Жить проще - лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет, как случится - это и есть жить проще.


Господь сталкивает нас с людьми не напрасно. Мы вот все относимся к людям, встречающимся с нами в жизни, равнодушно, без внимания, а между тем Господь приводит к тебе человека, чтобы ты дал ему, чего у него нет. Помог бы ему не только материально, но и духовно: научил любви, смирению, кротости - словом, привлек ко Христу своим примером.
Если ты ему откажешь, ни в чем не послужишь, то помни, что он все-таки не будет лишен этого. Господь дает тебе случай сделать добро, приблизиться к Богу. Если ты не хочешь, Он найдет другого человека, который даст требующему должное и нужное ему.

Старец Паисий Святогорец
Когда человек осуждает, отгоняет от себя благодать Божию, становится беззащитным и потому не может исправиться.


Когда идёшь в гости к кому-либо из родных или знакомых, иди не для того, чтобы у них хорошо поесть и попить, а для того, чтобы разделить с ними дружескую беседу, чтобы беседою любви и искренней дружбы оживить свою душу от житейской суеты, чтобы соутешаться верою общею.

Об отношении к ближнему

Архимандрит Иоанн Крестьянкин
Пусть каждый человек, которого посылает тебе сегодня Господь на жизненном пути, станет самым важным, самым дорогим и самым близким для тебя. Согрей его душу!

Митрополит Антоний Сурожский
Приучи себя при первом взгляде на человека всегда от души желать ему добра.

Святитель Николай Сербский
Можешь помочь человеку – помоги, не можешь помочь – помолись, не умеешь молиться – подумай о человеке хорошо! И это уже будет помощь, потому что светлые мысли – это тоже оружие!

Святой праведный Иоанн Кронштадский
Когда в глазах твоих люди впадают в различные грехи против тебя, против Господа, против ближних и против себя самих, — не озлобляйся на них, ибо и без тебя много злобы в мире, но жалей их от души и извиняй их, когда они обижают тебя, говоря сам себе: Господи! отпусти им, ибо их путает грех, они не знают, что делают.

Преподобный Амвросий Оптинский
«…Потребно держаться совета святого Исаака Сирина: «стараться не видеть злобы человека». В этом состоит чистота душевная».

Преподобный Силуан Афонский
«Я никогда не прихожу к людям, не помолившись о них».

Святой праведный Алексий Мечёв
Старайся делать всякому добро, какое и когда только можешь, не думая о том, оценит ли или не оценит он его, будет или не будет тебе благодарен.

О браке и семье

Святитель Иоанн Златоуст
«Жена есть пристань и важнейшее врачевство от душевного расстройства. Если эту пристань ты будешь соблюдать свободной от ветров и волнения, то найдешь в ней великое спокойствие, а если будешь возмущать и волновать ее, то уготовляешь сам себе опаснейшее кораблекрушение».

Митрополит Антоний Сурожский
«Если дать Богу быть хозяином в доме, дом становится раем».

Святой праведный Иоанн Кронштадский
Которого ребенка не прогрели (любовью) родители и ближние до корня души, до корней всех чувств его, тот так и останется мертв духом для Бога и добрых дел.

Священник Александр Ельчанинов
Каждый день муж и жена должны быть новы и необыкновенны друг для друга. Единственный путь для этого — углубление духовной жизни каждого, постоянная работа над собой.

Старец Паисий Святогорец
Величайшее сокровище для людей, живущих в миру, — родительское благословение.

Святитель Тихон Задонский
Если хотите, чтобы дети ваши были благочестивыми и добрыми, будьте сами благочестивыми и добрыми, и себя в пример им ставьте.

Святитель Иоанн Златоуст
Сколько бы ни была ты раздражена, никогда не укоряй супруга в понесённом ущербе, потому что сам он — лучшее для тебя приобретение.

Святитель Феофан Затворник
Сколько кто сам любит своих родителей, столько будет любим и уважаем своими детьми, когда их Бог пошлет.

Святитель Тихон Задонский
Дети больше смотрят на жизнь родителей и отражают ее в своих юных душах, чем слушают их слова.

Святитель Иоанн Златоуст
Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви.

Святитель Григорий Богослов
Если у тебя необуздан язык, всегда будешь ненавистна мужу. Дерзкий язык причинял зло часто и невинным. Лучше молчать, когда и самое дело вызывает на слово, нежели говорить, когда и время не даёт места нескромному слову.

О Боге и богопознании

Старец Ефрем Святогорец
Цель молитвы состоит в том, чтобы соединить человека с Богом, принести Христа в сердце человека. Где действие молитвы, там и Христос со Отцом и Святым Духом — единосущная и нераздельная Святая Троица. Где Христос — Свет мира, — там вечный свет мира: там мир и радость, там ангелы и святые, там веселье Царства.
Блаженны те, которые облачились в Свет мира — в Христа — еще в настоящей жизни, потому-что они уже начали носить одежду нетления…

Свт. Иоанн Златоуст
Послушай Бога в заповедях, чтобы Он тебя услышал в молитвах.

Митрополит Антоний Сурожский
«Бог приближается к нам всегда, Он всегда близок, но мы Его ощущаем только сердцем любящим и смиренным. Искорка любви у нас бывает, а вот смирения очень мало».

Святитель Николай Сербский
Для духовного человека в небесах существуют три окна: в первое смотрит верующий разум, второе открыто для уповающего сердца, третье - для любящей души. Тот, кто смотрит только в одно окно, увидит лишь треть неба. Кто смотрит сразу в три, тому открыто небо целиком. Святая Варвара прорубила три окна в башне, в которую ее заточил отец–язычник, чтобы так исповедовать свою веру во Святую Троицу. Чтобы увидеть Божественную Троицу в Ее Единстве, мы должны узнать самих себя как троицу в единстве. Ибо только троица может созерцать Троицу.

Митрополит Антоний Сурожский
«В Ветхом Завете увидеть Бога значило умереть; в Новом Завете встреча с Богом означает жизнь».

Человеческая цивилизация существует уже более 6000 лет, и за это время человечество накопило колоссальный запас мудрости в виде философских трактатов, этических сочинений, художественных произведений или просто универсальных принципов, устоев и норм, согласно которым живет и сейчас наше общество. В нынешнее динамичное время стал особенно популярен жанр афоризма как емкий источник многовековой человеческой мудрости, экстракт мысли, заключенный в совершенную форму законченного лаконичного высказывания. Нередко афоризмы рождаются как в рамках каких-либо произведений, так и самостоятельно. Сегодня известно немало авторов, которые сделали афоризм основой своего творчества, что говорит о востребованности этого жанра в нашей жизни.

«Всемирная энциклопедия афоризмов» собрала в себе изречения, афоризмы, цитаты, стихотворные отрывки, философские мысли, оставленные нам выдающимися деятелями всего мира: древними философами, античными драматургами, средневековыми моралистами, художниками и поэтами Возрождения, учеными и писателями Просвещения, знаменитыми политиками, актерами, специалистами в различных областях знаний – словом, теми, кто так или иначе повлиял на мировоззрение современников и последователей, на культурный прогресс человечества.

Авторы книги – представители разных народов и времен, выходцы из различной социальной среды, специалисты многих сфер деятельности, а их афористическое наследие, собранное здесь, включает как лаконичные философские высказывания, отрывки из нравоучительных трактатов, так и ироничные заметки, остроты, каламбуры. Нередко одна и та же мысль повторяется разными авторами в разное время, и в этом случае мы можем говорить о связи поколений, об извечной актуальности волнующих нас вопросов и тем. Но столь же часто мудрые противоречат друг другу, что дает нам, читателям, возможность, опираясь на их мнение и опыт, все же самим принимать решение по той или иной проблеме.

Многообразие тем, затронутых авторами этой книги, поистине всеохватно, как и многообразие жизненных интересов каждого из нас: рассуждения о законах существования, о страстях человеческих, о пороках и добродетелях, высказывания о представителях противоположного пола, тонкие советы на все случаи жизни и остроумные наблюдения за явлениями бытия.

Все мысли, афоризмы, цитаты одного автора собраны в одну статью и расположены по алфавиту первого слова. Каждую статью открывает краткий биографический очерк, из которого читатель сможет узнать об основных датах и этапах жизненного пути автора, а также названия прославивших его произведений.

Наша «Всемирная энциклопедия афоризмов» будет интересна и полезна всем, стремящимся к постижению мировой мудрости.

Абу-ль-Фарадж бен-эль-Гарун (Григорий Бар-Эбрей)

(1226–1286)

Сирийский писатель, священник.

Родился в Малатье (современная Турция) в христианской семье. Бар Эбрей – прозвище, означающее «сын еврея», имя «Григорий» получил при крещении. Однако поскольку основные сочинения написаны им на арабском языке, Абу-ль-Фарадж более известен по арабизированной форме своего имени. В 1246 г. стал епископом Гулы, а в 1264 г. – мафрианом яковитов Месопотамии, на этом посту оставался до самой смерти. Многое сделал для укрепления почетного положения христиан в Передней Азии. Умер в Мараге (современный Иран).

Абу-ль-Фарадж – один из самых выдающихся и плодовитых сирийских писателей. За глубокие познания во многих науках и стиль изложения был назван современниками «Краса века». Сегодня известны многие работы Абу-ль-Фараджа: «Краткая сирийская грамматика», богословское сочинение «Сокровища тайн» и в том числе его главный исторический труд «Хроника».

Будь осторожен с женитьбой, чтобы с тобой не произошло то же, что стало с рыбами и сетью: те, что были внутри сети, стремились покинуть ее, а те, что были вне ее, жаждали попасть внутрь.

Вино сообщает каждому, кто пьет его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина – он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи.

Все земные страсти бесплодны. Те, которые пережиты, подобны снам, те же, которые нас ожидают, закончатся для тех, кто еще надеется, разочарованием.

Глуп тот, кто причиняет себе зло ради того, чтобы сделать добро своему другу.

Глупец не испытывает огорчений от скудости своего ума.

Глупца легко узнать по двум признакам: он всегда говорит так, что в его словах нет для него никакой пользы, и он всегда вмешивается не в свое дело.

Глупцы замечают только промахи людей и не обращают внимания на их достоинства. Они подобны мухам, которые норовят сесть только на воспаленную часть тела.

Душа, в которой отсутствует мудрость, мертва. Но если обогатить ее учением, она оживет, подобно заброшенной земле, на которую пролился дождь.

Земные страсти подобны морской воде. Чем больше ее пьешь, тем сильнее испытываешь жажду.

Знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

Избегай многословия, ибо оно подобно большому пространству, на котором множество камней преткновения.

Когда люди спорят потому, что стремятся к истине, то спор неминуемо должен прекратиться, ибо истина бывает только одна. Когда же спорящие стремятся не к истине, а к победе, тогда спор все более разгорается, ибо ни один не может выйти победителем в споре без того, чтобы его противник не оказался побежденным.

Кратковременная неудача лучше кратковременной удачи.

Лучшая похвала – та, что исходит от человека, которому ты ничего хорошего не сделал.

Лучше время от времени недоедать, чем переедать.

На что похожа женщина, у которой нет мужа? На речное русло, по которому не течет вода.

Не надейся на вспыльчивого друга, даже если сам по натуре он добрый человек.

Не пренебрегай маленькими людьми – они могут помочь тебе возвыситься.

Обильная еда вредит телу так же, как изобилие воды вредит посеву.

Один философ женился на малорослой и тощей женщине. Его спросили, почему он так сделал. И ответил он: «Я выбрал меньшее зло».

Ошибки, допущенные при рисовании, все видят и критикуют; ошибки же, допущенные врачом, скрывает земля.

Пища, которую организм не переваривает, съедает того, кто ее съел.

Плох человек, ничего не знающий и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились воедино два порока.

Почему завистники всегда чем-то огорчены? Потому что их снедают не только собственные неудачи, но и успехи других.

Правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях.