Экзистенциализм в литературе 20 в. Экзистенциализм: одинокий человек в мире абсурда. Альбер Камю и Жан-Поль Сартр. Экзистенциализм в литературе

На фото: Canon PowerShot G3 X - камера с 25-кратным зумом и дюймовым CMOS-датчиком 20,2 Мп с обратной подсветкой

1.
С любопытством слежу за развитием беззеркальных камер. Зеркалка в первую очередь дает преимущество тем, что у нее оптический видоискатель, через который проще понять, каким будет кадр, но у последних моделей беззеркалок электронные видоискатели уже не хуже, при этом сами камеры легче и тише зеркальных, а при съемке со вспышкой даже обходят их, так как не ограничены скоростью срабатывания затвора. Пока мне нравятся последние модели Sony, но я жду, что покажут чисто фотографические компании - те же Canon и Nikon. Правда, в последнее время у Canon пошел какой-то перекос «от фото к видео».

2.
В основном Photoshop.

3. Где хранишь архив?
У меня сервер на 24 ТБ, но если бы я делал хранилище сейчас, то построил бы сис­тему из дисков на шине Thunderbolt: они очень быстрые, компактные, и их можно соединять друг с другом, создавая огромные хранилища.

4.
Нет, она пока не достигла пика своего развития. Я видел рекламную кампанию Apple: красивые снимки на билбордах с лаконичной надписью «снято на iPhone 6», но как человек, 15 лет назад снимавший рекламу пленки Kodak на пленку Fuji, я отношусь к этому с подозрением.

Беззеркалки

Эпоха любительских цифровых зеркальных камер началась в 2003 году, пос­ле выхода недорогой модели Canon 300D, к которо­й подходили те же объективы, что и к профессиональным камерам. Но если в начале 2000-х твой выбор ограничивался мыльницей и зеркалкой, то сегодня появилась еще одна альтернатива - беззеркалка. Она предлагает ту же совместимость с аксессуарами профессиональных камер, что и зеркалка, но при этом по весу и размерам ближе к мыльницам.

Сегодняшний флагман Sony может похвастать CMOS-матрицей с тыловой подсветкой (42,4 Мп), светочувствительностью до ISO 102400, 5-осной системой стабилизации и блоком 4K-видеозаписи.

Фото или видео?

Еще недавно видеозапись была приятной, но не главной опцией в фотоаппарате, однако ее популярность у пользователей сместила акценты. Компания Canon уже начала называть свои модели не фото-, а мультимедийными камерами, и в описании ставить видеовозможности перед фото.

Хранилище G-Technology G-RAID

Этим летом был представлен интерфейс Thunderbolt 3 со скоростью передачи данных 40 Гбит/с, что вдвое больше, чем у Thunderbolt 2 и USB 3.1. Такая скорость необходима для работы с большими файлами, например видео 4К. Преимущество Thunderbolt еще и в том, что через один порт в компьютере ты одновременно можешь подключить до 6 устройств - например дисплей и несколько внешних жестких дисков, соединенных последовательно.

1. Какие новинки этого года тебя заинтересовали?
Меня ничего не впечатлило. Ну появился 50-мегапиксельный Canon, но зачем он такой нужен? У меня есть Canon EOS D5 Mark III и его 22 Mп для съемки в журнал более чем достаточно, если же я снимаю для книг или для себя, то использую пленочный Hasselblad с цифровым задником на 31 Mп, так и то картинку приходится уменьшать. Зачем мне 50 Mп? Чтобы снимать для плакатов на торец дома? Но там требования еще ниже, ведь никто на эту картинку ближе чем с 50 метров все равно не смотрит.

2. Какие фотопрограммы ты используешь?
Я понимаю, что выгляжу, как какой-то мамонт, но мне аналоговая фотография нравится больше цифровой. То, как бромид серебра на пленке реагирует на свет и «запоминает» картинку, - настоящее волшебство. Мне всегда было интересно взять какие-то суперточные весы и взвесить пленку до и после съемки, чтобы понять, сколько реально весят фотографии. В цифре же фотография - это просто нолики и единички.

3. Где ты хранишь архив?
У меня 2 накопителя, в каждом 2 диска по 4 ТБ. Они запараллелены для безопас­ности. Еще есть переносной накопитель для путешествий, в которые я беру беззеркалку Sony Alpha. Ее мне подарила супруга.

4. Может ли камера смартфона заменить фотоаппарат?
Снятые смартфоном изображения, на мой взгляд, уместны только как констатация некоего факта: «Вот я и Лувр», - но не для творчества. Хотя Instagram, мне кажется, стал некоей реинкарнацией «Ломографии» (было такое направление фотографии, названное в честь подчеркнуто примитивного фотоаппарата завода ЛОМО).

Что нового в мире фототехники?

Hasselblad

Шведская компания Hasselblad основана в 1841 году и прославилась как производитель профессиональных камер. Развитие цифровой фотографии привело к тому, что к пленочным камерам Hasselblad стали делать «задники» - устройства, переводящие изображение в цифру.

Идеально подходит для поездок - слот SD и встроенный аккумулятор дают возможность переписывать фотографии где угодно и прямо с карты памяти. Еще My Passport Wireless может создавать Wi-Fi-сеть для беспроводного переноса файлов или просмотра хранящихся на диске документов, фотографий или видео. Емкость - 2 ТБ. Интерфейс - USB 3.0.

1. Какие новинки этого года тебя заинтересовали?
Аккумуляторные вспышки Profoto B1 и B2 - это переворот в мире света. Они затмевают даже яркое солнце и долго работают на одной зарядке.

2. Какие фотопрограммы ты используешь?
Я стараюсь сразу снимать так, чтобы не нужно было обрабатывать, ведь я начинал, когда фотошопов не было и пленки было мало (на обложку мне давали 100 кадров). Этому я и учу в своей фотошколе на YouTube . Кстати, в 5-м уроке я как раз рассказываю об интересном приложении «Экспонометр» для iPhone, которое позволяет замерить цветовую температуру, а ведь я помню, как отдал 1100 евро за прибор, который делал ту же работу.

3. Где ты хранишь архив?
В среднем я снимаю 4 терабайта в месяц и храню все на внешних винчестерах (обычно покупаю Seagate), причем предпочитаю настольные - они надежнее переносных, которые чаще роняешь.

4. Может ли камера смартфона заменить фотоаппарат?
Люди больше не печатают фотографии - всех устраивает Instagram и iPad, а для этих целей iPhone достаточно. Для себя же я предпочитаю снимать на Nikon 810. Еще мне недавно подарили камеру типа полароида - я отснял две кассеты, и это было весело, получился небольшой альбомчик. Но это скорее игрушка.

Что нового в мире фототехники?

Настольный жесткий диск на 8 ТБ с возможностью общего доступа к файлам на Mac и ПК и бесплатной двухлетней подпиской на 200 ГБ на облачном сервисе OneDrive. Передача данных через USB 3.0.

Пленочная камера моментальной печати, которая делает снимки 62x99 мм. С таким «полароидом» можно смело идти на вечеринку - на снимок влезет вся компания, а сами фотографии будут лучшими сувенирами для гостей.

Последняя версия топовой 810-й модели Nikon. Эта 36,3-мегапиксельная камера сделает тебя ближе к звездам. Стандартный диапазон чувствительности можно расширить до эквивалента 51 200 ISO, что вместе со специальным светофильтром позволяет заниматься астрофотографией - снимать ночное небо.

Философия существования занимает особенное место в основополагающем развитии 20-го века. Она возникла в качестве попытки создать нечто новое, отличающееся от развивающихся взглядов современного человека. Необходимо признать, что практически никто из мыслителей не был стопроцентным экзистенциалистом. Наиболее близко к этому понятию был Сартр, который попытался объединить все знания воедино в своем труде под названием "Экзистенциализм - Как трактуют понятие "свобода" философы-экзистенциалисты? Читайте ниже.

Утверждение экзистенциализма как отдельной философии

В конце шестидесятых годов люди переживали особый период. Человек рассматривался как главный но требовалось новое направление для отражения современного исторического пути, которое смогло бы отразить ситуацию, которую переживала Европа после войн, оказавшись в условиях эмоционального кризиса. Эта необходимость возникла ввиду переживания последствий военных, экономических, политических и моральных упадков. Экзистенциалист - это человек, который отражает в себе последствия исторических катастроф и ищет свое место в их разрушениях. В Европе экзистенциализм твердо утвердился как философия и был своеобразным модным культурным течением. Эта позиция людей была у поклонников иррационализма.

История термина

Историческая значимость термина как такового берет начало в 1931 году, когда Карл Ясперс ввёл понятие Он упомянул его в своей работе под названием "Духовная ситуация времени". Датский философ Кьеркегор был назван Ясперсом основоположником течения и обозначил его способом бытия определённого человека. Известный экзистенциальный психолог и психотерапевт Р. Мэй рассматривал это течение в качестве культурного движения, которое запечатлевает глубокий эмоциональный и духовный порыв в душе развивающейся личности. Оно изображает такой психологический момент, в котором человек находится сиюминутно, выражает уникальные трудности, с коими ему приходится столкнуться.

Философы-экзистенциалисты возводят истоки своего учения к Кьеркегору и Ницше. Теория отражает проблемы кризиса либералов, которые опираются на вершины технического прогресса, но не способны словами выявить непонятность и неустроенность жизни человека. Предполагает постоянное преодоление эмоциональных чувств: ощущение пребывания в безысходности и отчаянии. Сущностью философии экзистенциализма является такое отношение к рационализму, которое проявляется в противоположной реакции. Основоположники и последователи направления утверждали о разделении мира на объективную и субъективную стороны. Все проявления жизни рассматриваются в качестве предмета. Экзистенциалист - это человек, который рассматривает все вещи, исходя из единения объективной и субъективной мысли. Основная мысль: человек есть то, кем он сам решает быть в этом мире.

Как осознать себя

Экзистенциалисты предлагают осознать человека как предмет, оказавшийся в критичной ситуации. К примеру, при большой вероятности пережить смертельный ужас. Именно в этот период мировое осознание становится к человеку нереально близким. Они считают его истинным способом познания. Основным способом прохождения в другой мир является интуиция.

Как трактуют понятие "свобода" философы-экзистенциалисты

Особое место философия экзистенциализма отводит постановке и решению задачи свободы. Они рассматривают её как определённый выбор личности из целого миллиона возможностей. Предметные вещи и животные не имеют свободы, так как они изначально имеют сущность. Для человека же предоставлена целая жизнь, чтобы изучить её и понять смысл своего существования. Поэтому разумный индивид отвечает за каждый совершенный поступок и не может просто так делать ошибки, ссылаясь на определённые обстоятельства. Философы-экзистенциалисты считают человека постоянно развивающимся проектом, для которого свобода - это ощущение разделения личности и общества. Понятие трактуется с точки зрения но не "свобода духа". Это неприкасаемое право каждого живого человека. Но люди, которые хотя бы раз выбирали, подвергаются новому чувству - тревоге за правильность своего решения. Этот замкнутый круг преследует человека до самого последнего пункта прибытия - достижения своей сущности.

Кто такой человек в понимании основоположников течения

Мэй предлагал воспринимать человека как процесс постоянного развития, но переживающего периодический кризис. Западная культура особенно остро воспринимает эти моменты, так как пережила много тревоги, отчаяния и конфликтных военных действий. Экзистенциалист - это человек, ответственный за себя, свои мысли, свои поступки, бытие. Он должен быть таким, если желает оставаться самостоятельной личностью. Также он должен обладать умом и уверенностью для принятия правильных решений, иначе его будущая сущность будет соответствующего качества.

Характерные черты всех представителей экзистенциализма

Несмотря на то что различные учения накладывают определенные отпечатки на философию существования, существует ряд признаков, которые присущи каждому представителю обсуждаемого течения:

  • Исходная отправная линия знаний - это постоянный процесс анализа поступков индивида. Только бытие может рассказать о человеческой личности все. В основании учения лежит не общее понятие, а разбор конкретизированной человеческой личности. Только люди могут анализировать свое осознанное существование и должны это делать беспрерывно. Особенно на этом настаивал Хайдеггер.
  • Человеку посчастливилось жить в уникальной реальности, подчеркивал в своих трудах Сартр. Он говорил, что никакие другие существа не имеют похожего мира. Исходя из его рассуждений, можно сделать вывод, что бытие каждого человека достойно внимания, осознания и понимания. Его неповторимость нуждается в постоянном анализе.
  • Писатели-экзистенциалисты в своем творчестве всегда описывали предшествующий сущности процесс обычной жизни. Камю, например, утверждал, что возможность жить - это самая главная ценность. Человеческий организм постигает смысл своего нахождения на Земле во время роста и развития, а лишь в конце способен постичь настоящую сущность. Причем для каждого человека этот путь индивидуален. Цели и способы достижения высшего блага также различаются.
  • По Сартру, причины существования живого человеческого организма нет. "Он сам причина себя, своего выбора и своей жизни," - вещали философы-экзистенциалисты. Отличие высказывания от идей других направлений философии в том, что как пройдет каждый жизненный этап человеческого развития - зависит от него самого. Качество сущности также будет зависеть от его поступков, которые он совершает на пути достижения главной цели.

  • Существование человеческого тела, наделенного разумом, заключено в простоте. Нет никакой тайны, так как природные ресурсы не могут определить, как пройдет жизнь человека, какие законы и предписания он будет выполнять, а какие - нет.
  • Человек самостоятельно должен наполнять свою жизнь смыслом. Он может выбирать свое видение окружающего мира, наполняя его своими идеями и воплощая их в реальность. Он может делать все, что захочет. То, какая сущность будет им обретена, зависит от личного выбора. Также распоряжение своим существованием полностью в руках разумной личности.
  • Экзистенциалист - это Эго. Рассматривается с точки зрения невероятных возможностей для каждого.

Отличие от представителей других течений

Философы-экзистенциалисты, в отличие от просветителей, сторонников других направлений (особенно марксизма), выступили в пользу отказа от поиска разумного смысла исторических событий. Они не видели смысла искать прогресс в этих действиях.

Влияние на сознание людей 20-го века

Так как философы-экзистенциалисты, в отличие от просветителей, не стремились узреть закономерность истории, они не ставили целью завоевать большое количество сподвижников. Однако идеи этого направления философии оказали большое влияние на сознание людей. Принципы существования человека как путешественника, идущего к своей истинной сущности, проводят свою линию параллельно с людьми, которые категорически не разделяют эту точку зрения.

«Экзистенциальная философия - это философия бытия человека» (Ясперс К.Духовная ситуация времени). Для глубокого познания себя и окружающего мира человек должен оказаться «перед лицом смерти» . Экзистенциальные романы пронизаны фобиями, ощущением безысходности и отчаяния.

Жан-Поль Сартр — основоположник экзистенциализма, каждое его произведение — попытки открыть у читателей «экзистенциальное озарение». Роман «Тошнота» — это дневниковые записи Антуана. Главный герой долгие годы путешествовал по миру, но так и не нашел в других странах ничего увлекающего. Теперь ведет оседлый образ жизни. Антуан владеет великолепной библиотекой, много читает. Но мир без чувственности начинает его сводить с ума. Главный герой рефлексирует, описывает в дневнике поиски себя. Антуан убежден, что нашел истину. Но что для него истина?

«Счастливая смерть» Альбер Камю


Роман был опубликован после смерти великого отца экзистенциализма. Проба пера начинающего писателя — глубокое, философское произведение о предназначении «счастья» в бытие. По мнению Камю, личность в поиске счастья не может примериться с бездушием окружающего мира. Так рождается безысходность.

«Скука» Альберто Моравиа


Художник Дино после войны разочарован в жизни, вроде бы пытается «найти себя», но на самом деле превращается в безумца. Моравиа лишил своего героя способности чувствовать (любить и даже ненавидеть). Художник Дино существует вне окружающего мира. Но к чему это приведет?

«Замок» Франц Кафка


Роман увлекает захватывающим сюжетом с первых страниц. Главный герой К. приехал в роли землемера в некую Деревню, но проникнуть в Замок для проведения работ у него нет разрешения. К. стремится попасть в Замок, но из-за бюрократических требований и жизненных неурядиц всё стремительнее отдаляется от своей цели.

«Прелестные картинки » Симона де Бовуар


Этот роман — исповедь молодой женщины. Ее жизнь на первый взгляд состоятельна и идеальная — муж (знаменитый архитектор), воспитанные дети, страстный любовник, престижная работа. Но женщина ощущает себя глубоко несчастной, удастся ли ей изменить свою жизнь?

«Раз люди кончают самоубийством…значит, существует нечто, что хуже чем смерть. Поэтому-то и пробирает до костей, когда читаешь о самоубийстве: страшен не тощий труп, болтающийся на оконной решетке, а то, что происходило в сердце за мгновение до этого.»

«Эхо небес» Кэндзабуро Оэ


Японский экзистенциальный роман от нобелевского лауреата Кэндзабуро Оэ. Главная героиня — обаятельная Мариэ Кураки, которая сталкивается с серьезными жизненными испытаниями, связанными с ее детьми. Нашла ли Мариэ спасение для себя? Роман философский, пронизан экзистенциальными мотивами и мифологическими аллюзиями.

Непосредственными родоначальниками экзистенциализма являются немецкие философы Мартин Хайдеггер (1889-1976), К. Ясперс (1883-1969); французские философы и писатели Жан-Поль Сартр (1905-1980), Габриэль Марсель (1889-1973), Альбер Камю (1913- I960).

Мартин Хайдеггер , придаваясь анализу смысла категории бытия, определяет бытие как существование вещей во времени. Таким образом, он положил начало экзистенциальной философии.

Бытие человека мыслитель обозначает термином “dasein”, означающее бытие сознания. Только человек знает о своей смертности и только ему известна временность своего существования. Благодаря этому он способен осознать свое бытие.

Человек, попадая в мир и присутствуя в нем, испытывает состояние заботы. Она выступает в виде единства трех моментов: “бытия-в-мире”, “забегания вперед” и “бытия-при-внутримировом-сущем”. Быть экзистенциальным существом, полагал Хайдеггер, значит быть открытым для познания сущего.

Структура заботы как бы объединяет прошлое, будущее и настоящее. Причем прошлое у Хайдеггера выступает как заброшенность, настоящее как обреченность на порабощение вещами и будущее как воздействующий на нас “проект”. В зависимости от приоритета одного из этих элементов бытие может быть подлинным или неподлинным.

«Неподлинное бытие – это мир «манн». Это мир обыденного человеческого существования. Это мир молвы и двусмысленности, мир сует, мир прозаической борьбы за существование, мышиной возни и «тараканьих» бегов. Это мир, где человек занимается осуществлением карьеры, любовью, дружбой, всевозможными хобби. И всё это призвано замаскировать подлинное бытие человека, которое открывается ему только в экстремальных ситуациях, называемых «ясперсом». Только перед лицом необратимой смерти человек обнаруживает подлинное собственное бытие, каковым является экзистенция. Содержанием экзистенции является абсолютная свобода человека. Но с точки зрения здравого смысла абсолютная свобода выглядит полным абсурдом. Свобода от природных законов оказывается ничем иным, как свободой самоубийства. Именно так понимает этот вопрос Хайдеггер. Смерть по Хайдеггеру – иероглиф свободы. Самоубийство – высшее проявление человеческой свободы, отсюда знаменитая хайдеггерская «свобода для смерти» » (2).

В целом идеи мыслителя представляют собой попытку преодолеть недостатки старой философии и найти пути к решению проблем выживания людей.

Помимо Хайдеггера, оказал решающее влияние на экзистенциализм К. Ясперс . Он стремился соединить идеи Кьеркегора и Ницше с традицией академической философии, не принимая однако ни «фанатизма» Кьеркегора, ни «исступления» Ницше, ни «индифферентного мышления» университетских профессоров.

Специфика экзистенциализма Ясперса проступает в его учении о "пограничных ситуациях", которое послужило в последующем основой для защиты "культурно-психологической ценности". Согласно Ясперсу, подлинный смысл бытия открывается в человеке лишь в моменты глубочайших жизненных потрясений (болезнь, смерть, неискупимая вина и т.д.). Именно в эти периоды происходит "крушение шифра": человек освобождается от груза своих повседневных забот (от "наличного бытия-в-мире") и от своих идеальных интересов и научных представлений о действительности (от "трансцендентального бытия-в-себе"). Перед ним открывается мир его глубоко интимного существования ("озарение экзистенции") и его подлинные переживания Бога (трансцендентного).

Основной темой учений Ясперса являются человек и история как изначальное измерение человеческого бытия. В отличие от естественных наук история изучает человека, а потому отличны и методы изучения. Чтобы понять историю, необходимо дать себе отчет в том, что же такое человек; в свою очередь, человеческое существование раскрывается через время, через историчность. Она обосновывается идеей "осевого времени" времени расцвета античной и восточной культур. По мнению Ясперса, в истории действует идея единства, однако полное объединение человечества никогда не будет завершено.

Жан-Поль Сартр был писателем. Его литературные и философские работы, начиная с романа «Тошнота» (1938), пронизаны идеями экзистенциализма.Гуманность экзистенциализма по Сартру, прежде всего, заключается в том, что это учение не рассматривает человека как объект, следовательно, не ставит его в один ряд с неодушевленными предметами. По убеждению Сартра, человек не поддается определению по той простой причине, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком же он становится, проходя жизненную дистанцию и набивая шишки на тернистом пути. При этом «творит себя сам» с помощью таких инструментов, как желание и воля. Это Сартр называл субъективностью, благодаря которой, человек и возвышается над остальной природой. Французский мыслитель был атеистом, поэтому лозунг «Человек – царь природы» нисколько ему не чужд.

Свою сущность человек разумный приобретает только в процессе жизни, а потому и несет полную ответственность за «бесцельно прожитые годы».

Очень ярко и образно эту идею Сартр доносит нам как писатель. Только в отличие от философских работ, в его литературных произведениях опытными полигонами являются мораль и политика. Уже в «Тошноте» писатель стремится убедительно доказать, что мир не наполнен смыслом, а наше «Я» просто бесцельно. Лишь через акт сознания и выбора, «Я» способно придать миру значение и ценность: «Жизнь приобретает смысл, если мы сами придаем его ей» (6, с. 71).

Что касается морали, то здесь французский мыслитель также не смог преодолеть свой индивидуализм. Превознося свободу человека, Сартр так и не дал четкого ответа на вопрос: что же с этой свободой делать?

Габриэль Марсель написал большое число сочинений на данную тему. По мысли Марселя, человек - это "воплощенное бытие", который, осознавая свою воплощенность, ощущает мистическую связь духа с телом.

«Экзистенциальное философствование неизбежно предполагает осознание себя как воплощенного, телесного субъекта "в плену" пространства и времени. Для человека, считал Марсель, характерна онтологическая потребность - потребность быть. Это экзистенциальное бытие достижимо через сосредоточенность, главная цель которой заключается в мистическом постижении Присутствия Бога. По Марселю, единственный выход из замкнутого экзистенциального состояния состоит в познании Бога, ощущении своей связи с Ним. Это познание происходит не рационально, а путем личной мистической встречи с Богом. В постижении Тайны бытия и обретении Присутствия Бога заключается для человека возможность победить время и смерть. О Присутствии Бога говорят не рациональные теории, а свидетельство самой жизни человека, обретающего веру и отказывающегося от внешнего мира и его ценностей» (4, с. 116).

Его принципиальная установка на личный религиозный опыт делала ненужными догматические принципы, что и привело к осуждению экзистенциализма в Католической Церкви.

Альбер Камю не ставит вопроса о бытии вообще, в отличие от Хайдеггера и Ясперса. Камю оставляет бытие в стороне и сосредоточивает внимание на проблеме смысла. Смысла чего? Человеческой жизни, истории, индивидуального существования.

Его взгляды развиваются в условиях, когда вера в Бога утрачена, и стало ясно, что человеческое существование конечно в абсолютном смысле, т.е., что индивидуума ждет полное уничтожение, абсолютное ничто.

В этой ситуации сам собой напрашивается вывод о том, что никакого объективного смысла человеческой жизни нет, так как дать ей этот смысл некому. Ведь для Камю, как и для экзистенциализма вообще, исходным пунктом является индивидум. Это - философия, как мы знаем, проникнута глубочайшим индивидуализмом и субъективизмом.

По Камю, человек первоначально выступает в своем абсолютном одиночестве и конечности. Но если человек одинок и идет к своему неизбежному и абсолютному концу, то о каком смысле его существования вообще можно говорить?

Главный тезис философа – жизнь человека в сущности бессмысленна. Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостями и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, рано или поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил идут) – смерть, Ничто. Смертны все – и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие.

Принцип абсурда – исходный постулат концепции Камю. Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни: соприкосновение со смертью – при нём многое, ранее казавшееся важным для человека теряет свою актуальность и кажется бессмысленным; соприкосновение с окружающим миром, природой – человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой.

Камю видит только 2 выхода из отчужденного состояния абсурда: Бунт Камю – это фактически бунт против разума, борьба за его развенчание, поскольку разум не способен постичь мир. Это, прежде всего, борьба человека за свое человеческое достоинство. Указав на суицид, он сразу его отвергает, т.к. это крик отчаяния, который не в силах пробить стену абсурда. В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.

Писатели экзистенциального жанра философствуют в своих романах на темы уникальности человеческого существования, бытия и психологии индивидуума. Таких размышлизмов в литературе предостаточно. Познакомимся с десятью лучшими.

1. "Тошнота" Жан-Поль Сартр

Французский автор знакомит читателя с дневниками главного героя, объездившего полмира в исторических изысканиях. С тех пор, как он стал вести оседлый образ жизни, Антуан начинает замечать страшные изменения в своей психике, вплоть, до приступов безумия. Это состояние сам герой называет «тошнота». Все чаще и чаще настигает его такая тошнота. Все меньше и меньше мест, куда от нее можно сбежать. Он пытается найти понимание таких чувств, как любовь, ненависть, идеал, одиночество. Но тошнота доводит Антуана до того, что он считает себя лишним в этой жизни. В своих дневниках он рассказывает о многочисленных «поисках» себя и оправдания своего существования. И, как ему кажется, наконец, находит. Он пишет роман…

2. "Счастливая смерть" Альбер Камю

Этот роман – становление Камю, как писателя, который не был опубликован при его жизни. Книга представляет собой своеобразный диалог автора с любимым философом Ницше, который являлся для него источником творческого вдохновения. Главный герой романа ищет для себя смысл жизни, и находит его в… смерти.

3. "Записки из подполья" Ф. М. Достоевский

Повесть великого мыслителя – это поставленные философские вопросы и попытка найти на них ответы. Ставит и ищет их главный герой произведения – чиновник из Петербурга. Он получает наследство, покидает службу, покупает квартиру и, почти перестает из нее выходить. То есть, уходит «в подполье». В вечных вопросах он противопоставляет себя всем остальным, и тем самым, доставляет терзания и мучения и себе и окружающим. Удастся ли отставному чиновнику покинуть свое «подполье», и кто, или что ему в этом поможет?

4. "Скука" Альберто Моравиа

Главный герой экзистенциального романа «Скука» - художник Дино, который после участия в военных действиях пребывает в постоянных «поисках себя». Этот поиск, буквально, парализует его волю, разъедает его изнутри, лишает способности действовать, да, просто жить. Он перестает любить и ненавидеть, не понимая значения подобных чувств. В тоже время, этот поиск себя закрывает художника от окружающего мира, его иллюзий, хаоса и ошибок. Выводы делает сам читатель.

5. "Записки Мальте Лауридса Бригге" Райнер Мария Рильке

На творчество пражского писателя и поэта оказала подавляющее влияние русская культура. Он приезжал в Россию, и лично был знаком с лучшими представителями русской литературы и живописи.

Главный герой романа, молодой представитель знатного рода, волею судьбы оказывается нищим и одиноким. Теперь ему приходится наблюдать за жизнью своего нового окружения, за бедными людьми, их болезнями, мышлением, смертью. Молодой человек делает выводы, что эти люди не в состоянии противостоять рамкам и стандартам, навязанным им общественным мировоззрением. Он решает, что для того, чтобы вырваться из этих рамок, надо действовать. Наконец, ему удается выйти из жизненного ступора, и он берется за написание дневника. Для него эти записки являются неким духовным ростом, и ответом на вопросы: что есть жизнь, и что есть смерть.

6. "Бегство от свободы" Эрих Фромм

На примере главное героя, автор рассматривает свободу, как внутреннее психологическое состояние человека. Чувство тревоги, в которое закован человек, приносит негативные и разрушающие последствия для своего хозяина. Именно поэтому, свобода для одних – это цель, а для других – оковы. Чтобы уйти от этой свободы, есть только два пути, по мнению автора: служить тоталитарному режиму, «быть в стаде», либо стремиться реализовывать в жизни свою внутреннюю силу, волю и потенциал.

7. "О безумии" Лев Толстой

Безумец – это человек, которого не понимают окружающие. Автор поднимает такие важные во все времена вопросы: в чем смысл жизни? Зачем человек приходит в этот мир? Зачем ему вера, что с ней делать? Или его жизнь сводится только к удовлетворению собственных желаний? Необходимо осознавать свою миссию в жизни и стремиться к ее воплощению. Однако времени для этого очень мало. Ведь, жизнь – это короткое мгновение между рождением и смертью.

8. "Мандарины" Симона де Бовуар

Роман рассказывает о времени Сопротивления во Франции и крушении надежд интеллигенции, в связи с ожиданиями от революции. Автор выводит на авансцену одновременно нескольких главных героев, которые представляют собственные взгляды на послевоенную жизнь. Главная интрига романа – ссора с последующим примирением героев. Писательница пытается определить место женщины в этом мире.

9. "Помутнение" Филип Дик

В полубиографическом романе американский писатель совмещает два жанра: психологию и научную фантастику. Автор описывает жизнь нескольких наркоманов, у одного из которых полностью разрушается психика. Он пытается покончить с собой. Выясняется, что один из «наркоманов» - это спецсотрудник под прикрытием, который пытается выяснить, где и кто производит такой страшный наркотик, который разрушает человека. Для реальности легенды ему самому приходится принимать это загадочное вещество. В результате чего, у полицейского происходит раздвоение личности. Он начинает следить за самим собой и попадает в закрытую клинику, в которой… и производится этот самый наркотик. Удастся ли отважному герою на грани рассудка, выполнить поставленное задание?

10. "Дневник обольстителя" Сёрен Кьеркегор

С. Кьеркегор – известный датский психолог, писатель, философ, основатель экзистенциализма. Данный роман – основная часть главного философского труда теолога «Или-Или». Произведение написано в виде дневника главного героя, раскрывающего его стратегию подчинения в любви. Искусство обольщения, знание человеческой психики, ловкость, хитрость, самоанализ – все это герой совмещает и описывает на примере своих отношений с юной, совращенной им, девушкой.